На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

2 4 апреля 1 9 5 4 г., № 9 7 (4 9 3 9 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Стремление вперед «Член В Л К С М обязан ... овладевать техникой своего дела, непре­ рывно повышая св ою производственную, деловую квалификацию»... (Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи). Есть у комсомольцев такое замечатель­ ное качество — постоянное стремление вперед. Тому, кто выработал и развил в себе это качество, любые трудности но плечу. Попадется ли ему сложный теоре­ тический вопрос или встретятся другие трудности, он не растеряется, не остано­ вится перед ними . Может быть, десятки вечеров просидит над учебниками и схе­ мами, не раз потренируется до седьмого пота у механизмов, но своего он все-таки добьется, одолеет трудности и снова пой­ дет вперед, к высотам воинского мастер­ ства. Комсомольца Александра Сапожникова временно зачислили на должность ннсаря. Моряк был огорчен своим назначением. Он с детства любил технику. К тому же стремился стать машинистом-турбини- стом. Ему хотелось к машинам, туда, где рождается сила корабля. А при­ ходилось целые дни рыться в бумагах. Александр надеялся, что может быть через педелю-другую пришлют штатного писаря, а его допустят к машине. Но шли недели, месяцы... Одногодки Александра уже само­ стоятельно несли вахту. А он все оста­ вался на прежней должностп. Сапожников знал, что не каждому на корабле приходится быть на том месте, где хочется. Служба есть служба. Нужно уметь хорошо служить всюду, куда поста­ вят. П Александр, хоть в душе и обижал­ ся на свою специальность, но старался изо всех сил, обязанности писаря испол­ нял неплохо. Еслй бы в то время Сапожников пал духом, если бы у него не было этого ком­ сомольского качества, всегда зовущего вперед, он не стал бы углублять и расши­ рять своих знаний по специальности ма- шиниста-турбиниста. Сапожников чувство­ вал, что может принести Родине больше пользы, чем приносит. По вечерам, в сво­ бодное время, он подолгу просиживал над учебниками, конспектируя различные во­ просы специальности, вычерчивая схемы механизмов. Со временем его знания зна­ чительно выросли. Конечно, в ту пору одногодки Сапожни­ кова пользовались перед ним одним бес­ спорным преимуществом: они имели прак­ тические навыки в обслуживании меха­ низмов. Зато в теории Александр мог смело потягаться со многими из них. Это его несколько успокаивало. Он верил в на­ ступление лучшего для него времени. И такое время, действительно, пришло. Са­ пожникова перевели в машину. Правда, на первое время ему не доверили ничего сложного. Но все-таки это уже был шаг вперед. Теперь, находясь в машине. Са­ пожников приглядывался к заведываниям своих товарищей, запоминал, как воины действуют в походе. Больше всего Алек­ сандра интересовала вахта у маневровых клапанов. Он не раз наблюдал за работой моряков, которые всегда были по особен­ ному сосредоточенными, неотрывно следи­ ли за показаниями многочисленных прибо­ ров, быстро и точно выполняли поступаю­ щие с мостпка команды. Сапожников ре­ шил добиться права стоять именно на этом ответственном посту, передавать кораблю волю командира. Однажды он спросил у опытного специалиста Секирина: — Скажите, Секпрпн, очень трудно нестп вахту у маневровых клапанов? — Нелегко, — ответил моряк. — А что в вашем *еле самое трудное? • — Пз обязанностей нельзя выделить что-нибудь одно, особенно трудное. У нас так: заметил, что манометр показывает па­ дение давления масла — закрывай немед­ ленно клапан. Неожиданно и резко падает давление пара ниже допустимого — дей­ ствуй так живо, как велит инструкция. Маневровщик должен быть особенно насто­ роженным, бдительно следить за показа­ ниями приборов на протяжении всей вах­ ты. Все это, пожалуй, и есть самое труд­ ное. С тех пор Александр Сапожников стал часто бывать у маневровых клапанов, присматриваться. Как-то пришел он в ма­ шину и увидел, что старший матрос Лаза­ рев протирает приборы своего заведыва- ния. Сапожников подошел поближе и, ре­ шившись, указал на круглый прибор со стрелкой. — Что это. Лазарев? — Механический термометр. — А для чего он? Лазарев об’яснил. Александр постоял еще немного, нагнулся- к другому прибору в желтом бронзовом ящичке с часами и несколькими рычажками. — А этот прибор что показывает? — Прибор предназначен для того, что­ бы точно держать заданное число оборотов винта. Это уравнитель хода. Долго в тот день Сапожников расспра­ шивал старшего матроса Лазарева. Его ин­ тересовало все: и почему нельзя допу­ скать падения вакуума, и какие будут последствия, если вахтенный не уследит за давлением масла, и что нужно делать, если командир корабля вдруг прикажет с полного хода вперед дать полный назад. Беседовал Сапожников на другой день и на третий... Кроме того, он много внима­ ния уделял самостоятельному изучению инструкций и наставлений. Целые дни и вечера — все свободное время было отда­ но книгам и схемам. Большую помощь Са- ножникову оказали офицеры, коммунисты, опытные специалисты подразделения, та­ кие воины, как Сокнрин, Лазарев, Тара­ сов. Благодаря упорству и помощи това­ рищей Сапожников в короткий срок под­ робно изучил маневровое устройство. Командир подразделения узнал, о чем мечтает моряк. Он стал присматриваться к нему. Сапожников, как всегда, службу нес добросовестно, замечаний не имел. II тог­ да командир решил доверить матросу от­ ветственный пост. Вечером офицер вызвал Сапожникова к себе. Он проверил, как во­ ин знает инструкции и наставления. На все вопросы комсомолец ответил безуко­ ризненно. 7 — Вы. Сапожников, хорошо знаете спе­ циальность, — сказал офицер в конце бе­ седы. — Скоро станете на самостоятель­ ную вахту. Старайтесь служить, как слу­ жили до сегодняшнего дня. Помните об ог­ ромной ответственности перед Родиной, о том, что новый Устав ВЛКСМ требует от вас, как и от каждого комсомольца, быть во всем и везде впереди. ...И вот Алексантр Сапожников впервые на самостоятельной вахте у маневровых клапанов. Моряк серьезен, зорко следит за приборами. Вспыхнула синяя лампочка, загудел ревун — командирская стрелка машинного телеграфа дрогнула и остано­ вилась, указав острием на «малый ход». Сапожников быстро совместил стрелку ис­ полнительного телеграфа с командирским, открыл маневровый клапан и развил на­ значенное число оборотов винта. В душе моряка росло чувство радости и гордости за свое новое положение. Так бывает всег­ да, когда человек видит, что его знаниям и уменпю покоряются гигантские машины. За всю вахту комсомолец Сапожников не получил ни одного замечания. В по­ следующие дни он еще не раз стоял на вахте у маневрового клапана, снова пока­ зывая высокую выучку и бдительность. Доверие командира мбряк-отлнчник оправ­ дал. Достигнув одной цели, комсомолец Алек­ сандр Сапожников не успокоился, а стал повышать свои знания и практические на­ выки. Он решил добиться почетного зва­ ния классного специалиста. Понимая, что классный специалист — это такой воин, который безупречно выполняет своп обя­ занности и знает свою технику до тонко­ стей, Сапожников старался не оставить неизученной ни одну тему. Как выясни­ лось в процессе учебы, некоторые на пер­ вый взгляд как бы несущественные, но в действительности очень важные вопросы специальности со временем позабылись. Однажды во время подготовки к зачетам ка классность старшина 2 статьи Пер- гатый задал Сапожникову такой вопрос: — Сапожников, помните ли вы, какие зазоры в подшипниках циркуляционного насоса? Когда-то Сапожников знал величину за­ зоров. Но теперь, сколько ни напрягал свою память, так и не вспомнил. — Как видно, вы при повторении не обратили внимания на такие мелкие, но важные детали специальности, — сказал старшина. Этот случай заставил Сапожникова еще и еще раз повторить все о своей специ­ альности, разобраться в каждой мелочи, в каждом вопросе по устройству материаль­ ной части. Труд комсомольца увенчался успехом. Александр Сапожников успешно сдал за­ четы на классность. С тех пор прошло не­ сколько месяцев. Сапожников много раз нес вахту у маневрового клапана. Стоял бдительно, по-комсомольски. За безупреч­ ное несение вахты, за честную службу Родине в карточке взысканий и поощре­ ний Сапожникова записано около 20 по­ ощрений.* Сейчас старший матрос Александр Са­ пожников продолжает настойчиво совер­ шенствовать свое боевое мастерство и по­ литические знания. Горячая любовь к Ро­ дине, к Коммунистической партии — вот то благородное чувство, которое постоянно зовет и ведет комсомольца на новые, еще бг-лее значительные успехи в учебе и службе. Старшина 2 статьи Н. ГУЖЕВ. Повысить контроль и проверку исполнения На днях в нашем подразделении состоя­ лось комсомольское собрание с вопросом о выполнении поручений. С докладом вы­ ступил секретарь. Он остановился на требовании Устава ВЛКСМ об обязательно­ сти решении вышестоящих органов для низших и для всех комсомольцев. Спра­ ведливой критике были подвергнуты тт. Петров, который не провел беседу «О тличники боевой и политической под­ готовки — золотой фонд флота», и Хо­ дырев, не подготовивший беседу «Комсо­ молец — образец в выполнении воинско­ го долга». Собрание потребовало от бюро усилить контроль за выполнением решений, пла­ нов работы и поручений. Рядовой Б. ЧИЖОВ. Хроника комсомольской жизни Комсомолец старший матрос Соловьев настойчиво повышает свои военные и по­ литические знания. Являясь членом бюро ВЛКСМ, он помЬгает командиру в воспи­ тании и обучении моряков, часто высту­ пает перед сослуживцами с докладами и беседами. Комсомолец Соловьев помог мо­ лодому матросу Коротину в изучении бое­ вой техники. Сейчас матрос Коротин об­ разцово обслуживает свое заведывание. С помощью активиста он подготовился и вступил в комсомол. Старший матрос Н. МИШИН. На нашем корабле состоялся тематиче­ ский вечер, посвященный славному боево­ му пути Ленинского комсомола. Выступив­ шие на вечере члены ВЛКСМ Масютин, Трофимов и другие рассказали, как под руководством Коммунистической партии зарождался и рос комсомол. Матрос Я. ЛАУЭР. Н о в ы й у д о ж е с т в е н н ы й ф и л ь м Советский моряк всегда готов совершить подвиг Недавно я смотрел новую кинокартину «Командир корабля». Много интересного и полезного есть в этом фильме. Большое впечатление на меня произвел подвиг, со­ вершенный матросом Стебелевым, когда он полез в горячий коллектор котла исправ­ лять повреждение. Думая об этом подвиге, я невольно вспомнил много примеров па­ триотического служения моряков нашего флота своей любимой Родине. Советский моряк всегда готов на подвиг, всегда го­ тов грудыо встать на защиту социалисти­ ческого Отечества. Однажды старшина 2 статьи Харионов- ский и матрос Богданов совершили такой же подвиг, как и герой фильма «Командир корабля» матрос Стебелев. Во время похо­ да в море на корабле вышел из строя ко­ тел. Это грозило помешать успешному вы­ полнению стоящей перед экипажем важ­ ной учебной задачи. Тогда, несмотря на опасность, исправить повреждение в кот­ ле, где температура достигала 110 граду­ сов, вызвались старшина 2 статьи Харио- новскин и матрос Богданов. Так благодаря мужеству и стойкости воинов была ус­ пешно выполнена задача. В фильме «Командир корабля» убеди­ тельно показаны и другие примеры дер­ заний, мужества, отваги и отличной выуч­ ки советских офицеров, старшин и матро­ сов. Этот фильм правдиво рассказывает о повседневной службе в Военно-Морском Флоте. Хочется только пожелать, чтобы подоб­ ные кинокартины, рассказывающие о жиз­ ни на флоте, чаще выпускались па экра­ ны. Матрос В. ПАРФЕКЕНОК. Настойчиво овладевать боевой техникой Родина вручила советским морякам первоклассную боевую технику. Но чтобы привести эту технику в движение и пол­ ностью использовать ее силу и мощь, нуж­ но отлично знать ее, в совершенстве вла­ деть ею. Только твердое знание, умелое ис­ пользование боевой техники и высокая бдительность позволяют быстро принять решительные меры в боевой обстановке. Это и подчеркивается в кинокартине «Командир корабля», в частности, в эпи­ зоде, рассказывающем о появлении иност­ ранного самолета над стоянкой военных кораблей. Этот эпизод из фильма заставля­ ет каяедого матроса еще раз продумать, го­ тов ли он быстро, во всеоружии встретить врага, хорошо ли он владеет оружием. Личный состав нашего корабля серьез­ но относится к изучению боевой техники, учится правильно ее использовать. От­ личных успехов достигли воины Селезнев, Воротынцев и Кривов. Все они являются отличниками боевой и политической под­ готовки. Немало приложил сил и стара­ ния моряк А. Селезнев, чтобы успешно изучить боевую технику, умело использо­ вать ее при любых условиях. Став клас­ сным специалистом и продолжая совер­ шенствовать своп знания, он в то же вре­ мя стремится передать другим свой опыт и знания, за что пользуется большим ав- тбритетом среди личного состава. Кинокартина «Командир корабля» по­ могла нам увидеть некоторые недостатки в нашей учебе, без сомнения, она поможет и многим другим морякам в их повседнев­ ной службе. Старшина 2 статьи А. ПЕТРОВ. Старшина 2 статьи В. ГУСЕВ. Полезный, нужный фильм Новый кинофильм «Командир корабля», рассказывая о напряженной учебе моря­ ков, затрагивает важные вопросы флот­ ской жизни, успешное решение которых содействует повышению боевой мощи Военно-Морских Сил. В кинокартине показаны командиры ко­ раблей: капитан 2 ранга Золотов, капитан 3 ранга Высотин и капитан 3 ранга Све- тов. Это честные и опытные офицеры, прошедшие суровую школу войны и на ос­ нове своих знаний и опыта строящие обу­ чение и воспитание подчиненных. Но все трое по-разному понимают смысл едино­ началия. Золотов свыкся с недостатками на своем корабле, ослабил требовательность и отстал от задач, стоящих перед флотом. При та­ ком положении его корабль неминуемо был бы в числе отстающих, и, чтобы это­ го не допустить, Золотова освободили от командования эсминцем. Другой офицер, капитан S ранга Све- тов, в противоположность Золотову, пра­ вильно понял новые задачи, стоящие пе­ ред флотом, п стремится к тому, чтобы его корабль был отличным, но, ошибочно понимая смысл единоначалия, пытает­ ся делать все сам, не развивает инициа­ тиву у подчиненных офицеров, встал на ложный путь упрощенчества в организа­ ции боевой подготовки. Он не требует оди­ наковой четкости и слаженности в работе матросов при любых условиях, а добивается только внешнего эффекта в службе. В ре­ зультате этого, в отсутствие командира на корабле не об явили боевую тревогу при появлении иностранного самолета. Нару­ шая морскую практику, Светов построил облегченную против стандарта шлюпку, заботясь только о том, чтобы добиться пер­ вого места на флотских соревнованиях. Третий командир корабля — капитан 3 ранга Высотин. После окончания акаде­ мии он назначается командиром того само­ го эсминца, который при Золотове скаты­ вался в число отстающих. С первых же дней Высотин правильно понял ошибки Золотова в организуемой им учебе'лично­ го состава и сразу повел борьбу с само­ успокоенностью, царившей на корабле. Однако, пред'явив к экипажу повышенные требования, Высотин ничего не сделал, чтобы заручиться поддержкой партийно­ комсомольского актива корабля, и поэтому встретил со стороны личного состава непо­ нимание своих новых требований. Правда, с помощью старших начальников он быст­ ро осознал допущенную им ошибку п ис­ правил ее. Но авторы кинофильма, пра­ вильно подняв вопрос об опоре командира на актив, к сожалению, не показали, ка­ кими путями Высотин преодолевает свою ошибку, как коммунисты u комсомольцы помогали ему в этом. Высотин хорошо организует учебу офи­ церов, готовя их к взаимозаменяемости, что, безусловно, сыграет большую роль в боевой обстановке. Познакомившись с действиями всех трех командиров, чувствуешь, как много поучительного может приобрести офицер, особенно молодой, посмотрев эту кинокар­ тину. Вместе с тем, следует отметить, что на­ ряду с правильным показом жизни лично­ го состава на военном корабле, авторы ки­ нофильма упускают ряд важных моментов. Они не показали работу партийной и ком­ сомольской организаций, их решающее влияние на жизнь корабля, не показали, как Высотин практически учит личный состав и с помощью актива выводит свой корабль в число передовых. Кроме того, в кинофильме допущен, на мой взгляд, не­ правильный показ отдельных моментов флотской жизни. К недостаткам фильма следует также отнести то, что в нем неправдоподобно по­ казана роль Татьяны, жены Светова, в «перевоспитании» самого Светова. Не луч­ ше ли было сделать так, как показано в романе Л. Зайцева и Г. Скульского «В да­ лекой гавани», где Светову осознать его ошибки больше помогает не жена, а пар­ тийные органы и командование, которые, безусловно, лучше знают жизнь флота, чем Татьяна. Не вполне ясен образ матроса Стебеле- ва. Почему его на корабле Светова счита­ ли недисциплинированным вопном и поче­ му на корабле Высотина его так быстро назвали отличником боевай п политиче­ ской подготовки? Зритель не видит, как он добился этого высокого и почетного звания. Все же следует отметить, что, несмотря на целый ряд неточностей, допущенных в кинокартине «Командир корабля», это нужный, ценный для нас и интересный фильм. Офицер В. МАРТЫНОВСКИЙ. служить еще лучше С большим интересом и вниманием смо­ трел я новый фильм «Командир корабля». В нем правдиво и хорошо показаны закал­ ка и высокое мастерство наших моряков. Запомнился мне эпизод, когда эсминец «Державный» проходил через узкий и неисследованный Южный пролив. Только благодаря мастерству командира корабля капитана 3 ранга Высотина. умелым и слаженным действиям всего экипажа эс­ минец благополучно прошел этим опасным проливом. Большую роль в успехе сыгра­ ли сигнальщики. Они внимательно следи- ли за ходом корабля, во-время замечали встречающиеся на пути извилины проли­ ва рифы и быстро докладывали обо всрм замеченном командиру. Все это позволило экипажу точно выполнить задание коман­ дования, продемонстрировало высокую вы­ учку каждого моряка. Посмотрев кинокартину «Командир ко­ рабля». я еще глубже понял, какое боль­ шое значение имеет в нашей службе от­ личное овладение специальностью. Без хорошего знания своего дела нельзя до­ биться успехов в боевой и политической подготовке. Родина доверила нам охранять священ­ ные рубежи Советской страны, и долг каждого из нас быть достойным этого по­ четного доверия. Просмотрев новый фильм, я решил еще упорнее изучать морское дело, совершен­ ствовать свои знания по спецпальностп. Приближающийся всенародный празд­ ник — Первое Мая я хочу встретить только отличными и хорошими показате­ лями в боевой и политической подготовке. Старший матрос Е. ИВАНОВСНИЙ. Крепкая дисциплина—- залог успеха в службе О том, какое значение имеет на флоте дисциплина, хорошо показано в кинокар­ тине «Командир корабля». Матрос Стебе­ лев одно время нарушал дисциплину, пло­ хо изучал военное дело. Но матрос Стебе­ лев жил в большом и дружном коллективе моряков эсминца «Державный», и они стали оказывать на него влияние. Това­ рищи сумели поднять в его сознании чув­ ство лпчной ответственности за защиту со­ циалистического государства, и в резуль­ тате Стебелев совершает подвиг. Посмотрев новый фильм «Командир ко­ рабля», я сравнил показанные зрителю, картины жизни на флоте с нашей повсед­ невной корабельной жизнью и увидел мно­ го схожего и поучительного. Были и на нашем корабле случаи на­ рушения воинской дисциплины отдельны­ ми матросами, но с такими фактами ведет­ ся непримиримая борьба. В первые дни службы на корабле воин Степан Колотинюк нарушал дисциплину, и это сказалось на его боевой подготовке. Главный старшина Новиков стал внима­ тельнее наблюдать за службой молодого моряка, часто с ним беседовал, помогал правильно понять и исправить ошиб­ ки. Оказали свое влияние на отстающего воина и комсомольцы. Так. в результате помощи товарищей, Колотинюк стал слу- д;ить более добросовестно. А через некото­ рое время матрос стал отличником боевой и политической подготовки. Кинокартина «Командир корабля» мне понравилась, она многому учит, ее с боль­ шим интересом смотрят все моряки. Матрос Н. ВУЛПЕ. Кииоповест ъ о военных м о р я к а х В кабинете командующего два морских офицера — капитан 2 ранга Золотов и капитан 3 ранга Высотин. Это старые то­ варищи. учитель и обгоняющий его уче­ ник. Командующий предложил Золотову сдать Высотину командование кораблем... Так начинается новый художественный фильм, выпущенный Киевской киностуди­ ей. Он рассказывает о послевоенной жиз­ ни советских военных моряков, об их упорной учебе и зысоких морально-бое­ вых качествах, показывает, какая боль­ шая и ответственная роль принадлежит нашим командирам в обучении и воспита­ нии воинов. Фильм также показывает и таких офи­ церов, которые пребывают в состоянии благодушия, свыкаются с недостатками и поэтому тормозят наше движение вперед, к новым успехам в боевой и политической подготовке. Не случайно отстранен от командования кораблем Золотов. Он само­ успокоился, перестал расти, во-время не понял новых, повышенных требований, пред’явленных Коммунистической партией и советским народом к воинам, требова­ нии, вытекающих из современных усло­ вий ведения войны. И жизнь начала его обгонять. — Был хороший, — говорит вице-ад­ мирал Серов о вверенном Золотову кораб­ ле. — теперь средний, а мог стать худ­ шим. Однако Золотов — опытный, честный офицер, и командующий посылает его учиться работать по-новому, в штабе, чтобы он там быстрее понял свои ошибки и вновь стал в строй передовых команди­ ров. Вначале капитан 2 ранга Золотов не­ правильно воспринял перевод в штаб, бо­ лезненно отнесся к назначению на его ме­ сто Высотина. Он чувствует себя незаслу­ женно наказанным. Неприветливо приняли нового команди­ ра и некоторые другие офицеры эсминца, те кто привык при Золотове к «тихой жизни», к некоторым послаблениям в службе. Зритель чувствует — новому командиру придется приложить много сил, чтобы преодолеть эти настроения. В начале фильма мы знакомимся еще с одним действующим лицом — товарищем Высотина, командиром гвардейского эсмин­ ца «Дерзновенный» Световым. Это им вос­ хищаются некоторые офицеры с «Держав­ ного», а старший помощник Высотина ка- ннтан-лейтенант Кипарисов даже пробует во всем ему подражать. Придя на корабль к Светову, Высотин обращает внимание на то, как быстро и четко, даже с какой- то особой лихостью идет служба на «Дерз­ новенном». У Высотина, как и многих других, невольно создается впечатлите, чю здесь действительно все отлично, что командир корабля правильно руководит обучением и воспитанием личного состава экипажа. Но внимательнее присмотрев­ шись к жизни на корабле, Высотин ско­ ро замечает, что на «Дерзновенном» мно­ гое делается, главным образом, для внеш­ него блеска, что казавшаяся вначале чет­ кость больше походит на ненужное ухар­ ство. Со свойственной Высотину прямо­ той он высказывает Светову свои крити­ ческие замечания и предостерегает его от ошибок. Самолюбивому, привыкшему только к похвалам, к тому, что у него все лучше всех, Светову не нравятся высказывания Высотина. Он думает, что Высотин зави­ дует его успехам, посягает на его славу. Так завязываются конфликты между главным героем фильма Высотиным и двумя другими героями Золотовым и Све­ товым. Зритель видит, что это конфликты не какие-то мелкие, второстепенного зна­ чения. а очень сложные, часто возникаю­ щие в действительной жизни. Все трое по-разпому понимают роль комапдира-единоначальника. организатора и руководителя всей многообразной служ­ бы на корабле. Поэтому, как мы увидим дальше, по-разному они и действуют. Капитан 3 ранга Высотин начинает «ломать порядки», установившиеся на ко­ рабле при Золотове. Он стремится постро­ ить учебу личного состава по-уставному, чтобы матросы умело действовали в лю­ бую погоду, при любых сложных услови­ ях. не допускали упрощенчества и услов­ ностей. Высотин заставляет учиться и лейтенанта медицинской службы мечтате- ля-романтика Плакушу, так как понимает, что в современном бою может появиться необходимость назначить на боевой пост или возглавить десант любого офицера, находящегося на корабле. Высотин ста­ рается поднять чувство высокой ответст­ венности за боевую выучку личного со­ става у всех подчиненных ему офицеров. Однако Высотин командует эсминцем впервые, кроме того, будучи на учебе, он несколько оторвался от повседневной вос­ питательной, практической работы и в первое время переоценивает свои силы и возможности. Он ошибочно считает, что ему удастся быстро вывести свой корабль в число передовых только с иомощыо пред’явления к экипажу повышенных тре- беваний. Жизнь поправляет Высотина. А ею заместитель по политической части капитан-лейтенант Парамонов помогает ему опереться на коллектив и с помощью коллектива вывести эсминец в число пе­ редовых. По-иному организует боевую подготовку Светов. Он не приучает офицеров корабля к самостоятельным действиям, не разви­ вает у пих инициативу и находчивость. Командир эсминца борется за внешний блеск, поощряет вредное ухарство и не слушает дельных советов. Предав забве­ нию индивидуальную воспитательную ра­ боту с матросами, он поверил неправильно сложившемуся мнению, что Стебелев «не­ исправимый» матрос, более того, не изу­ чив сам этого воина, даже настоял на том, чтобы его списали с «Дерзновенного». В то же время зритель видит, что в дейст­ вительности это неплохой, честный матрос, которого обескуражили отдельные неудачи в службе на корабле, а иногда даже не­ чуткое отношение к нему старших. Светов не помог ему найти место в дружном кол­ лективе моряков, так как сам оторвался от политического и воинского воспитания своих подчиненных. Очень хорошо, на ярких, запоминаю­ щихся примерах показали авторы фильма, к чему неминуемо приводит «световская» организация боевой подготовки, организа­ ция, строящаяся, главным образом, на внешних эффектах. Так, когда в военном m-рту неожиданно появился с провокаци­ онной целью иностранный самолет, то в отсутствии Светова на его корабле никто ле решился об’явить боевую тревогу. Все же этот урок не раскрыл глаза Светову на недостатки в организуемой им боевой подготовке, о которых говорил ему Выоо- тил. Только во время проводимого коман­ дующим учения Светов, наконец, понял свои ошибки и увидел в Высотине не «соперника», а боевого товарища. Фильм правдиво показывает, как проис­ ходит рост главных героев, офицеров Вы- сстина, Светова и Золотова. Хорошо пока­ зана в картине и повседневная боевая учеба матросов, без искусственных при­ крас и излишней «романтики». Однако следует отметить, что общее впечатление несколько теряется из-за то­ го, что в фильме неправильно обойдена роль комсомольцев и старшин в деле вос­ питания и обучения воинов, не показано, как они помогают командованию вывести корабль в число лучших. Следует также сказать, что роль Парамонова, как заме­ стителя командира эсминца по политиче­ ской части, показана также слабо. Непонятным становится, зачем поста­ новщикам потребовалось делать отступле­ ние от романа Л. Зайцева и Г. Скульского «В далекой гавани» (по мотивам которого создан кинофильм «Командир корабля») и искусственно навязывать другой, неудач­ ный конфликт между Высотиным и Свето­ вым из-за жены Светова Татьяны. Тем более, что и Татьяна остается для зрителя непонятным человеком, забывшим о своей любви к Высотину и вышедшей замуж за Светова. Однако, несмотря на все эти недостат­ ки. фильм «Командир корабля» оставляет хорошее впечатление. Это нужный для Флота фильм, и его с большим интересом смотрят моряки-североморцы. Офицер В. КАЛАЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz