На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
2 4 апреля 1 9 5 4 г., № 9 7 (4 9 3 9 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Стремление вперед «Член В Л К С М обязан ... овладевать техникой своего дела, непре рывно повышая св ою производственную, деловую квалификацию»... (Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи). Есть у комсомольцев такое замечатель ное качество — постоянное стремление вперед. Тому, кто выработал и развил в себе это качество, любые трудности но плечу. Попадется ли ему сложный теоре тический вопрос или встретятся другие трудности, он не растеряется, не остано вится перед ними . Может быть, десятки вечеров просидит над учебниками и схе мами, не раз потренируется до седьмого пота у механизмов, но своего он все-таки добьется, одолеет трудности и снова пой дет вперед, к высотам воинского мастер ства. Комсомольца Александра Сапожникова временно зачислили на должность ннсаря. Моряк был огорчен своим назначением. Он с детства любил технику. К тому же стремился стать машинистом-турбини- стом. Ему хотелось к машинам, туда, где рождается сила корабля. А при ходилось целые дни рыться в бумагах. Александр надеялся, что может быть через педелю-другую пришлют штатного писаря, а его допустят к машине. Но шли недели, месяцы... Одногодки Александра уже само стоятельно несли вахту. А он все оста вался на прежней должностп. Сапожников знал, что не каждому на корабле приходится быть на том месте, где хочется. Служба есть служба. Нужно уметь хорошо служить всюду, куда поста вят. П Александр, хоть в душе и обижал ся на свою специальность, но старался изо всех сил, обязанности писаря испол нял неплохо. Еслй бы в то время Сапожников пал духом, если бы у него не было этого ком сомольского качества, всегда зовущего вперед, он не стал бы углублять и расши рять своих знаний по специальности ма- шиниста-турбиниста. Сапожников чувство вал, что может принести Родине больше пользы, чем приносит. По вечерам, в сво бодное время, он подолгу просиживал над учебниками, конспектируя различные во просы специальности, вычерчивая схемы механизмов. Со временем его знания зна чительно выросли. Конечно, в ту пору одногодки Сапожни кова пользовались перед ним одним бес спорным преимуществом: они имели прак тические навыки в обслуживании меха низмов. Зато в теории Александр мог смело потягаться со многими из них. Это его несколько успокаивало. Он верил в на ступление лучшего для него времени. И такое время, действительно, пришло. Са пожникова перевели в машину. Правда, на первое время ему не доверили ничего сложного. Но все-таки это уже был шаг вперед. Теперь, находясь в машине. Са пожников приглядывался к заведываниям своих товарищей, запоминал, как воины действуют в походе. Больше всего Алек сандра интересовала вахта у маневровых клапанов. Он не раз наблюдал за работой моряков, которые всегда были по особен ному сосредоточенными, неотрывно следи ли за показаниями многочисленных прибо ров, быстро и точно выполняли поступаю щие с мостпка команды. Сапожников ре шил добиться права стоять именно на этом ответственном посту, передавать кораблю волю командира. Однажды он спросил у опытного специалиста Секирина: — Скажите, Секпрпн, очень трудно нестп вахту у маневровых клапанов? — Нелегко, — ответил моряк. — А что в вашем *еле самое трудное? • — Пз обязанностей нельзя выделить что-нибудь одно, особенно трудное. У нас так: заметил, что манометр показывает па дение давления масла — закрывай немед ленно клапан. Неожиданно и резко падает давление пара ниже допустимого — дей ствуй так живо, как велит инструкция. Маневровщик должен быть особенно насто роженным, бдительно следить за показа ниями приборов на протяжении всей вах ты. Все это, пожалуй, и есть самое труд ное. С тех пор Александр Сапожников стал часто бывать у маневровых клапанов, присматриваться. Как-то пришел он в ма шину и увидел, что старший матрос Лаза рев протирает приборы своего заведыва- ния. Сапожников подошел поближе и, ре шившись, указал на круглый прибор со стрелкой. — Что это. Лазарев? — Механический термометр. — А для чего он? Лазарев об’яснил. Александр постоял еще немного, нагнулся- к другому прибору в желтом бронзовом ящичке с часами и несколькими рычажками. — А этот прибор что показывает? — Прибор предназначен для того, что бы точно держать заданное число оборотов винта. Это уравнитель хода. Долго в тот день Сапожников расспра шивал старшего матроса Лазарева. Его ин тересовало все: и почему нельзя допу скать падения вакуума, и какие будут последствия, если вахтенный не уследит за давлением масла, и что нужно делать, если командир корабля вдруг прикажет с полного хода вперед дать полный назад. Беседовал Сапожников на другой день и на третий... Кроме того, он много внима ния уделял самостоятельному изучению инструкций и наставлений. Целые дни и вечера — все свободное время было отда но книгам и схемам. Большую помощь Са- ножникову оказали офицеры, коммунисты, опытные специалисты подразделения, та кие воины, как Сокнрин, Лазарев, Тара сов. Благодаря упорству и помощи това рищей Сапожников в короткий срок под робно изучил маневровое устройство. Командир подразделения узнал, о чем мечтает моряк. Он стал присматриваться к нему. Сапожников, как всегда, службу нес добросовестно, замечаний не имел. II тог да командир решил доверить матросу от ветственный пост. Вечером офицер вызвал Сапожникова к себе. Он проверил, как во ин знает инструкции и наставления. На все вопросы комсомолец ответил безуко ризненно. 7 — Вы. Сапожников, хорошо знаете спе циальность, — сказал офицер в конце бе седы. — Скоро станете на самостоятель ную вахту. Старайтесь служить, как слу жили до сегодняшнего дня. Помните об ог ромной ответственности перед Родиной, о том, что новый Устав ВЛКСМ требует от вас, как и от каждого комсомольца, быть во всем и везде впереди. ...И вот Алексантр Сапожников впервые на самостоятельной вахте у маневровых клапанов. Моряк серьезен, зорко следит за приборами. Вспыхнула синяя лампочка, загудел ревун — командирская стрелка машинного телеграфа дрогнула и остано вилась, указав острием на «малый ход». Сапожников быстро совместил стрелку ис полнительного телеграфа с командирским, открыл маневровый клапан и развил на значенное число оборотов винта. В душе моряка росло чувство радости и гордости за свое новое положение. Так бывает всег да, когда человек видит, что его знаниям и уменпю покоряются гигантские машины. За всю вахту комсомолец Сапожников не получил ни одного замечания. В по следующие дни он еще не раз стоял на вахте у маневрового клапана, снова пока зывая высокую выучку и бдительность. Доверие командира мбряк-отлнчник оправ дал. Достигнув одной цели, комсомолец Алек сандр Сапожников не успокоился, а стал повышать свои знания и практические на выки. Он решил добиться почетного зва ния классного специалиста. Понимая, что классный специалист — это такой воин, который безупречно выполняет своп обя занности и знает свою технику до тонко стей, Сапожников старался не оставить неизученной ни одну тему. Как выясни лось в процессе учебы, некоторые на пер вый взгляд как бы несущественные, но в действительности очень важные вопросы специальности со временем позабылись. Однажды во время подготовки к зачетам ка классность старшина 2 статьи Пер- гатый задал Сапожникову такой вопрос: — Сапожников, помните ли вы, какие зазоры в подшипниках циркуляционного насоса? Когда-то Сапожников знал величину за зоров. Но теперь, сколько ни напрягал свою память, так и не вспомнил. — Как видно, вы при повторении не обратили внимания на такие мелкие, но важные детали специальности, — сказал старшина. Этот случай заставил Сапожникова еще и еще раз повторить все о своей специ альности, разобраться в каждой мелочи, в каждом вопросе по устройству материаль ной части. Труд комсомольца увенчался успехом. Александр Сапожников успешно сдал за четы на классность. С тех пор прошло не сколько месяцев. Сапожников много раз нес вахту у маневрового клапана. Стоял бдительно, по-комсомольски. За безупреч ное несение вахты, за честную службу Родине в карточке взысканий и поощре ний Сапожникова записано около 20 по ощрений.* Сейчас старший матрос Александр Са пожников продолжает настойчиво совер шенствовать свое боевое мастерство и по литические знания. Горячая любовь к Ро дине, к Коммунистической партии — вот то благородное чувство, которое постоянно зовет и ведет комсомольца на новые, еще бг-лее значительные успехи в учебе и службе. Старшина 2 статьи Н. ГУЖЕВ. Повысить контроль и проверку исполнения На днях в нашем подразделении состоя лось комсомольское собрание с вопросом о выполнении поручений. С докладом вы ступил секретарь. Он остановился на требовании Устава ВЛКСМ об обязательно сти решении вышестоящих органов для низших и для всех комсомольцев. Спра ведливой критике были подвергнуты тт. Петров, который не провел беседу «О тличники боевой и политической под готовки — золотой фонд флота», и Хо дырев, не подготовивший беседу «Комсо молец — образец в выполнении воинско го долга». Собрание потребовало от бюро усилить контроль за выполнением решений, пла нов работы и поручений. Рядовой Б. ЧИЖОВ. Хроника комсомольской жизни Комсомолец старший матрос Соловьев настойчиво повышает свои военные и по литические знания. Являясь членом бюро ВЛКСМ, он помЬгает командиру в воспи тании и обучении моряков, часто высту пает перед сослуживцами с докладами и беседами. Комсомолец Соловьев помог мо лодому матросу Коротину в изучении бое вой техники. Сейчас матрос Коротин об разцово обслуживает свое заведывание. С помощью активиста он подготовился и вступил в комсомол. Старший матрос Н. МИШИН. На нашем корабле состоялся тематиче ский вечер, посвященный славному боево му пути Ленинского комсомола. Выступив шие на вечере члены ВЛКСМ Масютин, Трофимов и другие рассказали, как под руководством Коммунистической партии зарождался и рос комсомол. Матрос Я. ЛАУЭР. Н о в ы й у д о ж е с т в е н н ы й ф и л ь м Советский моряк всегда готов совершить подвиг Недавно я смотрел новую кинокартину «Командир корабля». Много интересного и полезного есть в этом фильме. Большое впечатление на меня произвел подвиг, со вершенный матросом Стебелевым, когда он полез в горячий коллектор котла исправ лять повреждение. Думая об этом подвиге, я невольно вспомнил много примеров па триотического служения моряков нашего флота своей любимой Родине. Советский моряк всегда готов на подвиг, всегда го тов грудыо встать на защиту социалисти ческого Отечества. Однажды старшина 2 статьи Харионов- ский и матрос Богданов совершили такой же подвиг, как и герой фильма «Командир корабля» матрос Стебелев. Во время похо да в море на корабле вышел из строя ко тел. Это грозило помешать успешному вы полнению стоящей перед экипажем важ ной учебной задачи. Тогда, несмотря на опасность, исправить повреждение в кот ле, где температура достигала 110 граду сов, вызвались старшина 2 статьи Харио- новскин и матрос Богданов. Так благодаря мужеству и стойкости воинов была ус пешно выполнена задача. В фильме «Командир корабля» убеди тельно показаны и другие примеры дер заний, мужества, отваги и отличной выуч ки советских офицеров, старшин и матро сов. Этот фильм правдиво рассказывает о повседневной службе в Военно-Морском Флоте. Хочется только пожелать, чтобы подоб ные кинокартины, рассказывающие о жиз ни на флоте, чаще выпускались па экра ны. Матрос В. ПАРФЕКЕНОК. Настойчиво овладевать боевой техникой Родина вручила советским морякам первоклассную боевую технику. Но чтобы привести эту технику в движение и пол ностью использовать ее силу и мощь, нуж но отлично знать ее, в совершенстве вла деть ею. Только твердое знание, умелое ис пользование боевой техники и высокая бдительность позволяют быстро принять решительные меры в боевой обстановке. Это и подчеркивается в кинокартине «Командир корабля», в частности, в эпи зоде, рассказывающем о появлении иност ранного самолета над стоянкой военных кораблей. Этот эпизод из фильма заставля ет каяедого матроса еще раз продумать, го тов ли он быстро, во всеоружии встретить врага, хорошо ли он владеет оружием. Личный состав нашего корабля серьез но относится к изучению боевой техники, учится правильно ее использовать. От личных успехов достигли воины Селезнев, Воротынцев и Кривов. Все они являются отличниками боевой и политической под готовки. Немало приложил сил и стара ния моряк А. Селезнев, чтобы успешно изучить боевую технику, умело использо вать ее при любых условиях. Став клас сным специалистом и продолжая совер шенствовать своп знания, он в то же вре мя стремится передать другим свой опыт и знания, за что пользуется большим ав- тбритетом среди личного состава. Кинокартина «Командир корабля» по могла нам увидеть некоторые недостатки в нашей учебе, без сомнения, она поможет и многим другим морякам в их повседнев ной службе. Старшина 2 статьи А. ПЕТРОВ. Старшина 2 статьи В. ГУСЕВ. Полезный, нужный фильм Новый кинофильм «Командир корабля», рассказывая о напряженной учебе моря ков, затрагивает важные вопросы флот ской жизни, успешное решение которых содействует повышению боевой мощи Военно-Морских Сил. В кинокартине показаны командиры ко раблей: капитан 2 ранга Золотов, капитан 3 ранга Высотин и капитан 3 ранга Све- тов. Это честные и опытные офицеры, прошедшие суровую школу войны и на ос нове своих знаний и опыта строящие обу чение и воспитание подчиненных. Но все трое по-разному понимают смысл едино началия. Золотов свыкся с недостатками на своем корабле, ослабил требовательность и отстал от задач, стоящих перед флотом. При та ком положении его корабль неминуемо был бы в числе отстающих, и, чтобы это го не допустить, Золотова освободили от командования эсминцем. Другой офицер, капитан S ранга Све- тов, в противоположность Золотову, пра вильно понял новые задачи, стоящие пе ред флотом, п стремится к тому, чтобы его корабль был отличным, но, ошибочно понимая смысл единоначалия, пытает ся делать все сам, не развивает инициа тиву у подчиненных офицеров, встал на ложный путь упрощенчества в организа ции боевой подготовки. Он не требует оди наковой четкости и слаженности в работе матросов при любых условиях, а добивается только внешнего эффекта в службе. В ре зультате этого, в отсутствие командира на корабле не об явили боевую тревогу при появлении иностранного самолета. Нару шая морскую практику, Светов построил облегченную против стандарта шлюпку, заботясь только о том, чтобы добиться пер вого места на флотских соревнованиях. Третий командир корабля — капитан 3 ранга Высотин. После окончания акаде мии он назначается командиром того само го эсминца, который при Золотове скаты вался в число отстающих. С первых же дней Высотин правильно понял ошибки Золотова в организуемой им учебе'лично го состава и сразу повел борьбу с само успокоенностью, царившей на корабле. Однако, пред'явив к экипажу повышенные требования, Высотин ничего не сделал, чтобы заручиться поддержкой партийно комсомольского актива корабля, и поэтому встретил со стороны личного состава непо нимание своих новых требований. Правда, с помощью старших начальников он быст ро осознал допущенную им ошибку п ис правил ее. Но авторы кинофильма, пра вильно подняв вопрос об опоре командира на актив, к сожалению, не показали, ка кими путями Высотин преодолевает свою ошибку, как коммунисты u комсомольцы помогали ему в этом. Высотин хорошо организует учебу офи церов, готовя их к взаимозаменяемости, что, безусловно, сыграет большую роль в боевой обстановке. Познакомившись с действиями всех трех командиров, чувствуешь, как много поучительного может приобрести офицер, особенно молодой, посмотрев эту кинокар тину. Вместе с тем, следует отметить, что на ряду с правильным показом жизни лично го состава на военном корабле, авторы ки нофильма упускают ряд важных моментов. Они не показали работу партийной и ком сомольской организаций, их решающее влияние на жизнь корабля, не показали, как Высотин практически учит личный состав и с помощью актива выводит свой корабль в число передовых. Кроме того, в кинофильме допущен, на мой взгляд, не правильный показ отдельных моментов флотской жизни. К недостаткам фильма следует также отнести то, что в нем неправдоподобно по казана роль Татьяны, жены Светова, в «перевоспитании» самого Светова. Не луч ше ли было сделать так, как показано в романе Л. Зайцева и Г. Скульского «В да лекой гавани», где Светову осознать его ошибки больше помогает не жена, а пар тийные органы и командование, которые, безусловно, лучше знают жизнь флота, чем Татьяна. Не вполне ясен образ матроса Стебеле- ва. Почему его на корабле Светова счита ли недисциплинированным вопном и поче му на корабле Высотина его так быстро назвали отличником боевай п политиче ской подготовки? Зритель не видит, как он добился этого высокого и почетного звания. Все же следует отметить, что, несмотря на целый ряд неточностей, допущенных в кинокартине «Командир корабля», это нужный, ценный для нас и интересный фильм. Офицер В. МАРТЫНОВСКИЙ. служить еще лучше С большим интересом и вниманием смо трел я новый фильм «Командир корабля». В нем правдиво и хорошо показаны закал ка и высокое мастерство наших моряков. Запомнился мне эпизод, когда эсминец «Державный» проходил через узкий и неисследованный Южный пролив. Только благодаря мастерству командира корабля капитана 3 ранга Высотина. умелым и слаженным действиям всего экипажа эс минец благополучно прошел этим опасным проливом. Большую роль в успехе сыгра ли сигнальщики. Они внимательно следи- ли за ходом корабля, во-время замечали встречающиеся на пути извилины проли ва рифы и быстро докладывали обо всрм замеченном командиру. Все это позволило экипажу точно выполнить задание коман дования, продемонстрировало высокую вы учку каждого моряка. Посмотрев кинокартину «Командир ко рабля». я еще глубже понял, какое боль шое значение имеет в нашей службе от личное овладение специальностью. Без хорошего знания своего дела нельзя до биться успехов в боевой и политической подготовке. Родина доверила нам охранять священ ные рубежи Советской страны, и долг каждого из нас быть достойным этого по четного доверия. Просмотрев новый фильм, я решил еще упорнее изучать морское дело, совершен ствовать свои знания по спецпальностп. Приближающийся всенародный празд ник — Первое Мая я хочу встретить только отличными и хорошими показате лями в боевой и политической подготовке. Старший матрос Е. ИВАНОВСНИЙ. Крепкая дисциплина—- залог успеха в службе О том, какое значение имеет на флоте дисциплина, хорошо показано в кинокар тине «Командир корабля». Матрос Стебе лев одно время нарушал дисциплину, пло хо изучал военное дело. Но матрос Стебе лев жил в большом и дружном коллективе моряков эсминца «Державный», и они стали оказывать на него влияние. Това рищи сумели поднять в его сознании чув ство лпчной ответственности за защиту со циалистического государства, и в резуль тате Стебелев совершает подвиг. Посмотрев новый фильм «Командир ко рабля», я сравнил показанные зрителю, картины жизни на флоте с нашей повсед невной корабельной жизнью и увидел мно го схожего и поучительного. Были и на нашем корабле случаи на рушения воинской дисциплины отдельны ми матросами, но с такими фактами ведет ся непримиримая борьба. В первые дни службы на корабле воин Степан Колотинюк нарушал дисциплину, и это сказалось на его боевой подготовке. Главный старшина Новиков стал внима тельнее наблюдать за службой молодого моряка, часто с ним беседовал, помогал правильно понять и исправить ошиб ки. Оказали свое влияние на отстающего воина и комсомольцы. Так. в результате помощи товарищей, Колотинюк стал слу- д;ить более добросовестно. А через некото рое время матрос стал отличником боевой и политической подготовки. Кинокартина «Командир корабля» мне понравилась, она многому учит, ее с боль шим интересом смотрят все моряки. Матрос Н. ВУЛПЕ. Кииоповест ъ о военных м о р я к а х В кабинете командующего два морских офицера — капитан 2 ранга Золотов и капитан 3 ранга Высотин. Это старые то варищи. учитель и обгоняющий его уче ник. Командующий предложил Золотову сдать Высотину командование кораблем... Так начинается новый художественный фильм, выпущенный Киевской киностуди ей. Он рассказывает о послевоенной жиз ни советских военных моряков, об их упорной учебе и зысоких морально-бое вых качествах, показывает, какая боль шая и ответственная роль принадлежит нашим командирам в обучении и воспита нии воинов. Фильм также показывает и таких офи церов, которые пребывают в состоянии благодушия, свыкаются с недостатками и поэтому тормозят наше движение вперед, к новым успехам в боевой и политической подготовке. Не случайно отстранен от командования кораблем Золотов. Он само успокоился, перестал расти, во-время не понял новых, повышенных требований, пред’явленных Коммунистической партией и советским народом к воинам, требова нии, вытекающих из современных усло вий ведения войны. И жизнь начала его обгонять. — Был хороший, — говорит вице-ад мирал Серов о вверенном Золотову кораб ле. — теперь средний, а мог стать худ шим. Однако Золотов — опытный, честный офицер, и командующий посылает его учиться работать по-новому, в штабе, чтобы он там быстрее понял свои ошибки и вновь стал в строй передовых команди ров. Вначале капитан 2 ранга Золотов не правильно воспринял перевод в штаб, бо лезненно отнесся к назначению на его ме сто Высотина. Он чувствует себя незаслу женно наказанным. Неприветливо приняли нового команди ра и некоторые другие офицеры эсминца, те кто привык при Золотове к «тихой жизни», к некоторым послаблениям в службе. Зритель чувствует — новому командиру придется приложить много сил, чтобы преодолеть эти настроения. В начале фильма мы знакомимся еще с одним действующим лицом — товарищем Высотина, командиром гвардейского эсмин ца «Дерзновенный» Световым. Это им вос хищаются некоторые офицеры с «Держав ного», а старший помощник Высотина ка- ннтан-лейтенант Кипарисов даже пробует во всем ему подражать. Придя на корабль к Светову, Высотин обращает внимание на то, как быстро и четко, даже с какой- то особой лихостью идет служба на «Дерз новенном». У Высотина, как и многих других, невольно создается впечатлите, чю здесь действительно все отлично, что командир корабля правильно руководит обучением и воспитанием личного состава экипажа. Но внимательнее присмотрев шись к жизни на корабле, Высотин ско ро замечает, что на «Дерзновенном» мно гое делается, главным образом, для внеш него блеска, что казавшаяся вначале чет кость больше походит на ненужное ухар ство. Со свойственной Высотину прямо той он высказывает Светову свои крити ческие замечания и предостерегает его от ошибок. Самолюбивому, привыкшему только к похвалам, к тому, что у него все лучше всех, Светову не нравятся высказывания Высотина. Он думает, что Высотин зави дует его успехам, посягает на его славу. Так завязываются конфликты между главным героем фильма Высотиным и двумя другими героями Золотовым и Све товым. Зритель видит, что это конфликты не какие-то мелкие, второстепенного зна чения. а очень сложные, часто возникаю щие в действительной жизни. Все трое по-разпому понимают роль комапдира-единоначальника. организатора и руководителя всей многообразной служ бы на корабле. Поэтому, как мы увидим дальше, по-разному они и действуют. Капитан 3 ранга Высотин начинает «ломать порядки», установившиеся на ко рабле при Золотове. Он стремится постро ить учебу личного состава по-уставному, чтобы матросы умело действовали в лю бую погоду, при любых сложных услови ях. не допускали упрощенчества и услов ностей. Высотин заставляет учиться и лейтенанта медицинской службы мечтате- ля-романтика Плакушу, так как понимает, что в современном бою может появиться необходимость назначить на боевой пост или возглавить десант любого офицера, находящегося на корабле. Высотин ста рается поднять чувство высокой ответст венности за боевую выучку личного со става у всех подчиненных ему офицеров. Однако Высотин командует эсминцем впервые, кроме того, будучи на учебе, он несколько оторвался от повседневной вос питательной, практической работы и в первое время переоценивает свои силы и возможности. Он ошибочно считает, что ему удастся быстро вывести свой корабль в число передовых только с иомощыо пред’явления к экипажу повышенных тре- беваний. Жизнь поправляет Высотина. А ею заместитель по политической части капитан-лейтенант Парамонов помогает ему опереться на коллектив и с помощью коллектива вывести эсминец в число пе редовых. По-иному организует боевую подготовку Светов. Он не приучает офицеров корабля к самостоятельным действиям, не разви вает у пих инициативу и находчивость. Командир эсминца борется за внешний блеск, поощряет вредное ухарство и не слушает дельных советов. Предав забве нию индивидуальную воспитательную ра боту с матросами, он поверил неправильно сложившемуся мнению, что Стебелев «не исправимый» матрос, более того, не изу чив сам этого воина, даже настоял на том, чтобы его списали с «Дерзновенного». В то же время зритель видит, что в дейст вительности это неплохой, честный матрос, которого обескуражили отдельные неудачи в службе на корабле, а иногда даже не чуткое отношение к нему старших. Светов не помог ему найти место в дружном кол лективе моряков, так как сам оторвался от политического и воинского воспитания своих подчиненных. Очень хорошо, на ярких, запоминаю щихся примерах показали авторы фильма, к чему неминуемо приводит «световская» организация боевой подготовки, организа ция, строящаяся, главным образом, на внешних эффектах. Так, когда в военном m-рту неожиданно появился с провокаци онной целью иностранный самолет, то в отсутствии Светова на его корабле никто ле решился об’явить боевую тревогу. Все же этот урок не раскрыл глаза Светову на недостатки в организуемой им боевой подготовке, о которых говорил ему Выоо- тил. Только во время проводимого коман дующим учения Светов, наконец, понял свои ошибки и увидел в Высотине не «соперника», а боевого товарища. Фильм правдиво показывает, как проис ходит рост главных героев, офицеров Вы- сстина, Светова и Золотова. Хорошо пока зана в картине и повседневная боевая учеба матросов, без искусственных при крас и излишней «романтики». Однако следует отметить, что общее впечатление несколько теряется из-за то го, что в фильме неправильно обойдена роль комсомольцев и старшин в деле вос питания и обучения воинов, не показано, как они помогают командованию вывести корабль в число лучших. Следует также сказать, что роль Парамонова, как заме стителя командира эсминца по политиче ской части, показана также слабо. Непонятным становится, зачем поста новщикам потребовалось делать отступле ние от романа Л. Зайцева и Г. Скульского «В далекой гавани» (по мотивам которого создан кинофильм «Командир корабля») и искусственно навязывать другой, неудач ный конфликт между Высотиным и Свето вым из-за жены Светова Татьяны. Тем более, что и Татьяна остается для зрителя непонятным человеком, забывшим о своей любви к Высотину и вышедшей замуж за Светова. Однако, несмотря на все эти недостат ки. фильм «Командир корабля» оставляет хорошее впечатление. Это нужный для Флота фильм, и его с большим интересом смотрят моряки-североморцы. Офицер В. КАЛАЧЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz