На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 3 апреля 1 9 5 4 г.. Ms 9В (4 9 3 8 ) . З а с е д а н и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р Государственном бюджете С С С Р на 1 9 5 4 год Д о к л а д М и н и ст р а ф инан сов С С С Р д еп ут ат а А . Г . З В Е Р Е В А Товарищи депутаты! Представленный Правительством СССР на рассмотрение Верховною Совета проект Государственно­ го бюджета на 1951 год отражает даль­ нейшее развитие всех отраслей народного хозяйства. обеспечивает необходимыми средствами развитие тяжелой промышлен­ ности. осуществление намеченных Парти­ ен и Правительством мероприятии но иод'ему сельского хозяйства, по дальней­ шему повышению материального и куль- тхрноги уровня жизни населения, обеспе­ чивает дальнейшее укрепление обороно­ способности страны. В проекте бюджета предусматриваются большие ассигнования на финансирование тяжелой индустрии, которая была и остается основой основ развития всех от­ раслей социалистического народного хо­ зяйства и укрепления обороноспособности нашей Родины, основой благополучия советского народа. В результате успешного выполнения и перевыполнения задании пятого пятилет­ него плана, наша тяжелая промышлен­ ность в 1953 году достигла новых серьезных успехов. Валовая продукция промышленности, производящей средства производства, увеличилась на двенадцать процентов по сравнению с 1952 годом. В 1953 году перевыполнена програм­ ма добычи нефти, железной и марганце­ вой руды, производства алюминия, элек­ троэнергии, металлорежущих станков, грузовых и легковых автомобилей, паро­ вых котлов, дизелей, доменного и стале­ плавильного оборудования и других средств производства, необходимых для развития всех отраслей народного хозяй­ ства. Отечественным машиностроением в прошлом году создано много новых типов и марок машин и механизмов, обеспечи­ вающих дальнейший технический про­ гресс народною хозяйства. Созданы новые типы энергетического, электротехниче­ ского, нефтяного, угольного и металлур­ гического оборудования, а также оборудо­ вания для механизации трудоемких работ на угольных шахтах, горнорудных пред­ приятиях и в строительстве. Созданы но­ вые типы высокопроизводительного обо­ рудования для легкой и пищевой про­ мышленности. новые типы сельскохозяйст­ венных машин. Значительно увеличились капитальные вложения в черную и цветную металлур­ гию, электростанции, угольную, нефтя­ ную, химическую промышленность, в ма­ шиностроение, а также в лесную п бу мажную промышленность, в строительную индустрию и промышленность строитель­ ных материалов. Капиталовложения во все эти отрасли составили в 1953 году более 30 миллиардов рублен. Капиталовложения на дальнейшее раз­ витие всех видов транспорта — железно­ дорожного, морского и речного, автомо­ бильного, а также средств связи и на строительство шоссейных дорог составили около 18 миллиардов рублей. На основе достигнутых за истекшие го­ ды успехов в развитии тяжелой промыш­ ленности было положено в 1953 году на­ чало проведению в жизнь решений Пар­ тии и Правительства о всемерном расши­ рении производства товаров народного по­ требления и под’еме сельского хозяйства, что нашло отражение в исполнении Госу­ дарственного бюджета. Наряду с выполнением большой про­ граммы строительства в отраслях тяжелой промышленности, широко развернулось строительство предприятий, производящих продовольственные и промышленные това­ ры для населения. Капитальные вложения в строительство этих предприятий увели­ чились во втором полугодии 1953 года почти' в полтора раза против первого по­ лугодия. В течение года введено в дейст­ вие около 300 новых промышленных предприятий по производству товаров на­ родного потребления. Промышленность, производящая това­ ры народного потребления, развивалась в 1953 году более высокими темпами; рост ее продукции к соответствующему перио­ ду 1952 года составлял в первом полуго­ дии 9 процентов п во втором полугодии— 14 процентов. План производства товаров народного потребления в 1953 году был перевыполнен. На мероприятия по развитию сельского хозяйства было израсходовано в прошлом году по бюджету п за счет других госу­ дарственных средств 52,3 миллиарда руб­ лей, в том числе капитальные вложения составили около 12 миллиардов рублей. которые использованы на приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей, раз­ личного рода сельскохозяйственных ма­ шин и орудий, а также на строительство в майпшно-тракторных станциях. Весьма важным условием под’ема сель­ ского хозяйства являются проводимые ме­ роприятия по повышению экономической заинтересованности колхозов и колхозни­ ков в развитии и укреплении обществен­ ного сельскохозяйственного производства. С этой целью в прошлом году были повы­ шены цены на продукты животноводства, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству по обязатель­ ным поставкам: увеличен об'ем государ­ ственных закупок ио более высоким це­ нам хлеба, мяса, молока, картофеля и ово­ щей. Все это привело к известному увеличе­ нию доходов колхозов и колхозников. Де­ нежные доходы колхозов и колхозников за сданную в порядке обязательных поставок и проданную государству сельскохозяйст­ венную продукцию увеличились в 1953 году почти на 45 процентов но сравнению с 1952 годом. Дополнительные затраты из бюджета в 1953 году на заготовки п закупки сельскохозяйственных продуктов по повышенным ценам составили около 9 миллиардов рублей. В связи с ростом денежных доходов средства колхозов на счетах в Госбанке увеличились за 1953 год на 85 процентов, а средства неделимых фондов колхозов на счетах в Сельхозбанке на 32 процента. В истекшем году, в соответствии с ре­ шениями предыдущей сессии Верховного Совета СССР, был значительно снижен сельскохозяйственный налог с личною хо­ зяйства колхозников и других граждан. ^ В результате снижения сельскохозяй­ ственного налога, а также предоставления ряда других налоговых льгот колхозники и другое население, занимающееся сель­ ским хозяйством, получили дополнитель­ ные выгоды в сумме около 5 миллиардов рублей. В 1953 году значительно возрос роз­ ничный товарооборот. Правительством были приняты меры к увеличению товар­ ных фондов. Продажа товаров населению в 1953 году в целом была (в сопостави­ мых ценах) выше уровня 1952 года на 21 процент; потребительская кооперация продала в сельской местности товаров на 24 процента больше по сравнению с 1952 годом. В прошлом году было проведено одно из самых крупных за последние годы сниже­ ние розничных цен на товары народного потребления. Население получило выгоду от этого снижения цен в расчете на год в сумме свыше 50 миллиардов рублей. Национальный доход СССР в 1953 году вырос по сравнению с 1952 годом на 8 процентов, что позволило повысить уро­ вень народного потребления. Общая сум­ ма доходов рабочих, служащих и кресть­ ян в 1953 году увеличилась по сравне­ нию с 1952 годом (в сопоставимых ценах) более чем на 13 процентов. Из бюджета 1953 года было израсходо­ вано на социально-культурные мероприя­ тия 128,8 миллиарда рублей. Всего за счет Государственного бюджета население Советского Союза с учетом снижения роз­ ничных цен и другими затратами, на­ правленными на обеспечение под’ема ма­ териального благосостояния трудящихся, получило в 1953 году 195 миллиардов рублей против 147 миллиардов рублей в 1952 году. В то же время из своих личных дохо­ дов трудящиеся внесли в бюджет в виде налогов н сборов, а также по подписке на заем 65 миллиардов рублей, или на 21 миллиард рублей меньше, чем в предыду­ щем году. Таким образом, в 1953 году ра­ бочие. колхозники, служащие получили из бюджета больше, чем они внесли в бюджет из своих личных доходов, на 130 мил­ лиардов рублей против 61 миллиарда руб­ лей в 1952 году. На основе роста социалистического про­ изводства и национального дохода проис­ ходило дальнейшее укрепление финансов страны. Государственный бюджет СССР по предварительным данным выполнен в 1953 году в следующих суммах: по дохо­ дам 539,7 миллиарда рублей и по расхо­ дам — 514.8 миллиарда рублей, с превы­ шением доходов над расходами в сумме 24.9 миллиарда рублей. Это позволило, как и в предыдущие4 годы, увеличить кредитные вложения в народное хозяйст­ во страны и укрепить в еще большей ме­ ре нашу советскую валюту. Государственный бюджет СССР на 1954 год Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1954 год вносится на утверждение Верховного Совета по дохо­ дам в сумме 571,8 миллиарда рублей и по расходам — 562,7 миллиарда рублей, с превышением доходов над расходами в 9,1 миллиарда рублей. В бюджете получила свое отражение проводимая нашей Партией и Правитель­ ством политика мирного хозяйственного и культурного строительства, политика дальнейшего под’ема тяжелой промыш­ ленности и осуществления на этой осно­ ве всемерного под’ема сельского хозяйст­ ва и значительного увеличения производ­ ства товаров народного потребления. По­ давляющая часть средств Государственно­ го бюджета направляется на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, на повышение мате­ риального и культурного благосостояния советского народа. Направление бюджетных средств На народное хозяйство в 1954 году на­ правляется 326,7 миллиарда рублей, в том числе и 1 Государственного бюджета 216.3 миллиарда рублей п за счет собст­ венных средств хозяйственных организа­ ций 110.4 миллиарда рублей. Расходы го- су зарства на народное хозяйство возра­ стают по сравнению с предварительными итогами 1953 года на 19,8 процента. На капиталовложения и на увеличение оборотных фондов хозяйства предусматри­ вается 1S4.9 миллиарда рублей, в том числе из бюджета — 121,1 миллиарда рублей. Крупные капитальные вложения зают возможность значительно увеличить в 1954 году основные фонты промышл • •- ста, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства, по­ строить много новых заводов, фабрик, электростанций, шахт, а также расширить жилищное и культурно-бытовое строи­ тельство. Планом развития народного хозяйства и проектом бюджета предусматривается дальнейший рост тяжелой промышленно­ сти, имеющей решающее значение для обеспечения расширенного воспроизводст­ ва средств производства, а также для обеспечения крутого под’ема сельского хозяйства, легкой и пищевой промышлен­ ности. Значительно увеличиваются капиталь­ ны? вложения в черную и цветную ме­ таллургию электростанции, угольную, нефтяную, химическую промышленность. машиностроение, а также в лесную и оу- мажную промышленность, в строительную индустрию и промышленность строитель­ ных материалов. Об’ем капитальных вло­ жений в эти отрасли промышленности оп­ ределен в 1954 году в сумме свыше 90 миллиардов рублей, что означает увели­ чение по сравнению с прошлым годом почти на 10 миллиардов рублей. В 1954 году обеспечивается дальней­ ший рост производства чугуна, стали, проката, добычи угля и нефти, выработки электроэнергии, производства оборудова­ ния, а также других видов продукции тя- желои промышленности. На строительство предпр гятиГ. промыш­ ленности продовольственных товаров и то­ варов широкого потребления выделяется свыше 14 миллиардов рублей против 7,6 миллиарда рублей в 1953 году. Производство товаров народного потреб­ ления в текущем году будет доведено до уровня, предусмотренного пятым пятилет­ ним планом на 1955 год. Это означает, что пятая пятилетка по производству то­ варов народного потребления будет выпол­ нена досрочно, в четыре года. (Продолжи­ тельные аплодисменты). Крупные средства выделяются в 1954 году Ни проведение мероприятий по под’- ему сельского хозяйства. Расходы государ­ ств.. на развитие сельского хозяйства за счет бюджета и других источников соста­ вят 74,4 миллиарда рублей и возрастут по сравнению с 1953 годом на 42,4 про­ цента. При этом капиталовложения в сельское хозяйство предусмотрены на 1954 год в 21 миллиард рублей, или почти на 80 процентов больше, чем в 1953 году, до­ полнительные расходы, связанные с вы­ полнением решений Партии и Правитель­ ства о развитии сельского хозяйства с учетом повышения заготовительных и за­ купочных цен и снижения налогов, соста­ вят в 1954 году около 47 миллиардов руб­ лей против уровня 1952 года. В составе бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства видное ме­ сто занимают расходы по дальнейшему ук­ реплению машинно-тракторных станций, на что в текущем году выделяется 30,8 миллиарда рублей, или на 10,2 миллиарда рублей больше, чем в 1953 году. Значи­ тельные средства направляются на меро­ приятия по развитию совхозов. Полностью обеспечиваются средствами мероприятия по освоению целинных и залежных земель. В связи с повышением в 1953 году за­ готовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты, а таклее увеличением об'ема государственных за­ купок, затраты бюджета в 1954 году должны составить 23,3 миллиарда рублей, что послужит дальнейшему повышению экономической заинтересованности колхо­ зов и колхозников в ‘ развитии обществен­ ного хозяйства. Изменение порядка налогового обложе­ ния крестьян, проведенное в соответствии с решениями пятой сессии Верховного Со­ вета СССР, уже положительно сказывает­ ся на развитии животноводства в личном хозяйстве колхозников и будет способст­ вовать лучшему использованию приуса­ дебных участков. В результате снижения налогов колхозники и другое население, занимающееся сельским хозяйством, в 1954 году внесут налогов меньше на 8,2 миллиарда рублей по сравнению с 1952 годом. В 1954 году досрочно выполняется за­ дание пятилетнего плана в области това­ рооборота. Об’ем това 1 икхк)рота (в сопо­ ставимых ценах) в 1954 году возрастет но сравнению с 1950 годом на 75 про­ центов при задании пятой пятилетки на 1955 год в 70 процентов. Проведенное недавно новое снижение государственных розничных цен на продо­ вольственные и промышленные товары да­ ет населению дополнительную выгоду в размере не менее 20 миллиардов рублей в расчете на год: в бюджете текущего года на эти цели предусмотрены необходимые средства. Всего за четыре года пятой пя­ тилетки (1951— 1954 гг.) снижение го­ сударственных розничных цен на товары народного потребления составит свыше 25 процентов против уровня 1950 года. На­ селение Советского Союза в настоящее время покупает продовольственные и про­ мышленные товары по ценам, которые в 2,3 раза ниже цен 1947 года. В бюджете предусматривается дальней­ шее увеличение оборотных средств торго­ вых организаций, способствующее расши­ рению ассортимента товаров. В связи с ростом производства и това­ рооборота планом развития народного хо­ зяйства в 1954 году предусмотрено уве­ личение грузооборота по всем видам транспорта. На развитие всех видов тран­ спорта if связи в 1954 году будет направ­ лено 38,8 миллиарда рублей, в том числе из бюджета 21,4 миллиарда рублей, при этом капиталовложения составят 18,6 миллиарда рублей и увеличатся по срав­ нению с 1953 годом более чем на 5 про­ центов. Товарищи депутаты! Непрерывное по­ вышение материального уровня жизни нашего народа и развитие социалистиче­ ской культ.ры всегда было предметом неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства. В текущем году на социально-культур­ ные мероприятия предусмотрено 141,3 миллиарда рублей, или почти на 10 про­ центов больше ио сравнению с предвари­ тельными итогами исполнения бюджета за прошлый год. На всеобщее образование, подготовку кадров, развитие науки, ис­ кусства и другие мероприятия по просве­ щению направляется 67,1 миллиарда руб­ лей, на здравоохранение и физическую культуру — 29.3 миллиарда рублей, на социальное страхование, пенсионное обес­ печение и пособия многодетным и одино­ ким матерям — 44,9 миллиарда рублей. В 1954 году возрастет количество уча­ щихся в начальных и средних школах, в техникумах и в высших учебных заведе­ ниях. Только за один год число учащих­ ся. оканчивающих среднюю школу, увели­ чится, примерно, в два раза ио сравне­ нию с 1953 годом, что свидетельствует о серьезных успехах в осуществлении по­ ставленной XIX с ’ездом Коммунистической партии задачи развития всеобщего сред­ него образования. В высшие учебные за­ ведения и техникумы в 1954 году будет принято более одного миллиона человек. * Большие средства выделяются на раз­ витие советской науки. На финансирова­ ние Академии наук СССР, Академий наук союзных республик. научно-исследова­ тельских институтов из бюджета и дру­ гих источников в 1954 году ассигнуется свыше 9,5 миллиарда рублей. / В бюджете на 1954 год увеличиваются ассигнования на содержание больниц, по­ ликлиник, амбулаторий, родильных домов, детских яслей и других учреждений здра­ воохранения: расширяется сеть домов от­ дыха и санаториев. В государственном бюджете на 1954 год средства социального страхования предусмотрены в сумме 24,7 миллиарда рублей, что на 6,7 процента больше про­ шлою года. Эти сродства направляются на выдачу пособий по временной нетрудо­ способности. пенсий, на оплату стоимости путевок в санатории н дома отдыха и на другие нужды рабочих и служащих. В 1954 году Правительством намечено осуществить широкую программу строи­ тельства жилых домов; на государствен­ ное жилищное строительство выделяется 25,5 миллиарда рублей, что значительно превышает затраты в истекшем году. В результате увеличения расходов го­ сударства на социально-культурные меро­ приятия, нового снижения государствен­ ных розничных цен на товары народного потребления, а также повышения загото­ вительных и закупочных цен на сельско­ хозяйственные продукты и других меро­ приятий население Советского Союза по­ лучит за счет бюджета в 1954 году до­ полнительные против 1953 года выгоды около 45 миллиардов рублей. Осуществляя широкие планы мирного хозяйственного и культурного строитель­ ства, Советское государство в то же время проявляет постоянную заботу об обороне страны. Расходы на оборону в бюджете на 1954 год определены в сумме 100,3 миллиарда рублей, что составляет 17,8 процента всех расходов бюджета. Предусмотренные в Го­ сударственном бюджете СССР средства обеспечивают необходимую обороноспособ­ ность страны и совершенствование воору­ женных сил СССР, охраняющих мирный труд советских людей и безопасность на­ шей Родины. (Аплодисменты). Советское государство в своей мирной политике исходит из того, что важным фактором укрепления международного сот­ рудничества является развитие экономи­ ческих отношений с теми странами, кото­ рые в свою очередь также стремятся к этому. СССР неуклонно расширяет внеш­ неторговые связи с другими странами, в то время как правящие круги империали­ стических государств, и прежде всего США. всячески тормозят развитие внеш­ ней торговли с СССР. Такая политика им­ периалистических государств наносит ущерб прежде всего экономике самих этих стран, сокращает занятость населения в этих странах и понижает его жизненный уровень. Вот почему политика Советского Союза, направленная на укрепление мира и на расширение деловых экономических отно­ шений с иностранными государствами, находит горячую поддержку среди самых широких слоев населения всех стран, ко­ торое кровно заинтересовано в защите ми­ ра и ослаблении напряженности в между­ народных отношениях. ния в бюджете на 1954 год намечены в сумме 15.9 миллиарда рублей. Выплата населению из государственного бюджета в виде выигрышей и но тиражам погашения займов составит в этом году 10,5 милли­ арда рублей. Одним из показателей роста благосо­ стояния населения нашей страны являет­ ся большое увеличение трудовых сбереже­ ний. В 1954 году предусматривается рост вкладов населения в сберегательные кас­ сы на 9,5 миллиарда рублей, а общая сумма вкладов достигнет к концу года бо­ лее 48 миллиардов рублей. Бюджеты союзных республик Государственные бюджеты союзных республик, включающие республиканские и местные бюджеты, запроектированы на 1954 год в общей сумме 119,5 миллиарда рублей, то есть на 13,7 миллиарда руб­ лей больше, чем в прошлом году. Значительный рост в 1954 году бюд* лсетов союзных республик непосредственно связан с важнейшими задачами, стоящи­ ми перед Советами Министров и испол­ комами Советов депутатов трудящихся по дальнейшему развитию всех отраслей на­ родного хозяйства республик — промыш­ ленности. сельского хозяйства, жилищно- коммунального. дорожного хозяйства, по обеспечению крутого под’ема производства предметов народного потребления и куль­ турного строительства. Расходы на финансирование предприя­ тий и организаций республиканского и местного подчинения в бюджетах союзных республик составят 35,5 миллиарда руб­ лей, а включая собственные средства хо­ зяйства — 56,9 миллиарда рублей, что означает увеличение против 1953 года на 56.6 процента. Капитальные вложения на развитие ме­ стной и топливной промышленности в те­ кущем году увеличиваются на 45 процен­ тов по сравнению с 1953 годом. Большие средства в республиканских и местных бюджетах предусматриваются на социально-культурные мероприятия. В 1954 году на эти цели выделяется 73,2 миллиарда рублей, из них на просвеще­ ние — 41,3 миллиарда рублей, на здра­ воохранение и Физическую культуру — 22.7 миллиарда рублей. Об’ем бюджетов союзных республик на 1954 год запроектирован в следующих суммах: РСФСР — 66 миллиардов 570 миллионов рублей. Украинская ССР — 22 миллиарда 988 миллионов рублей. Бе­ лорусская ССР — 4 миллиарда 289 мил­ лионов рублей, Узбекская ССР — 3 мил­ лиарда 73S миллионов рублей. Казахская ССР — 5 миллиардов 313 миллионов руб­ лей, Грузинская ССР — 2 миллиарда 775 миллионов рублей. Азербайджанская ССР — 2 миллиарда 57 миллионов рублей, Литовская ССР — 1 миллиард 741 мил­ лион рублей. Молдавская ССР — 1 мил­ лиард 406 миллионов рублей. Латвийская ССР —- 1 миллиард 654 миллиона руб­ лен. Киргизская ССР — 1 миллиард 250 миллионов рублей. Таджикская ССР — 1 миллиард 272 миллиона рублей. Армян­ ская ССР — 1 миллиард 221 миллион рублей, Туркменская ССР — 1 миллиард 75 миллионов рублей. Эстонская ССР — 1 миллиард 179 миллионов рублей и Ка­ рело-Финская ССР — 950 миллионов руб­ лей. Необходимо, чтобы предусмотренные по бюджетам союзных республик доходы бы­ ли полностью и в срок получены, а бюд­ жетные ассигнования правильно и эф­ фективно использованы. Однако отдельные республиканские и местные органы не проявляют должной настойчивости в мобилизации предусмот­ ренных ио бюджету ресурсов п допускают нарушения в использовании средств. Сле­ дует в связи с этим отметить, что бюдже­ ты Киргизской ССР и Туркменской ССР не выполняются в течение двух послед­ них лет. Не выполнены в 1953 году так­ же бюджеты Владимирской и Новосибир­ ской областей. Все еще слабо осуществляется контроль за выполнением хозяйственными органи­ зациями республиканского и местного подчинения производственных и финансо­ вых планов. В результате этого в Карело- Финской ССР. в Башкирской АССР и Во- рснежской области многие предприятия и хозяйственные организации не выполнили в 1953 году планы прибылей и плате­ жей в бюджет и допустили недостаток оборотных средств. Мало еще занимаются вопросами улуч­ шения финансовой работы исполкомы Со­ ветов депутатов трудящихся в Алтайском крае. Тюменской, Ярославской и Киров­ ской областях, где в 1953 году допуска­ лись незаконное расходование государст­ венных средств на содержание админист­ ративно-управленческого персонала, вне­ плановые капитальные вложения и дру­ гие затраты. Необходимо устранить недостатки по исполнению бюджета, улучшить работу по выполнению доходов, усилить провер­ ку правильности использования бюджет­ ных ассигнований и контроль за хозяйст­ венной и финансовой деятельностью пред­ приятий. организаций и учреждений, строго соблюдая режим экономии в рас­ ходовании государственных средств. Повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и режим экономии— важнейшее условие выполнения бюджета Доходы бюджета Предусмотренные в проекте бюджета расходы полностью обеспечиваются сред­ ствами, поступающими в доход бюджета. В государственном бюджете на 1954 год, так же как и в 1953 году, значи­ тельно возрастают поступления от социа­ листических предприятий при одновре­ менном дальнейшем снижении налоговых платежей населения. В 1951 году при общем об’еме доходов государственного бюджета СССР в 571,8 миллиарда рублей поступления от социалистического хозяй­ ства составят 497 миллиардов рублей или 86,9 процента всех доходов бюджета. Доходы бюджета от социалистических предприятий и организаций определены исходя из утвержденного народнохозяйст­ венного плана производства и снижения себестоимости продукции. При этом по­ ступления налога с оборота запроектиро­ ваны в сумме 234,3 миллиарда рублей, а отчисления от прибылей предприятий и организаций в размере — 92,6 миллиарда рублей. Необходимым условием поступления до­ ходов бюджета является выполнение каж­ дым предприятием установленных планов производства продукции в утвержденном ассортименте н заданий ио снижению се­ бестоимости, строгое соблюдение финансо­ вой дисциплины, неуклонное проведение режима экономии на всех участках хозяй­ ственной и финансовой деятельности. Налоги с населения запроектированы в Государственном бюджете на 1954 год в сумме 45,7 миллиарда рублей, что состав­ ляет 8 процентов доходной части бюдже­ та. Поступления сельскохозяйственного налога предусмотрены в сумме 4,2 милли­ арда рублей. Уровень налогового^ обложе­ ния сельского населения в 1954 году уменьшается более чем в 2,5 раза ио сравнению с 1952 годом. Поступления* от реализации государст­ венных займов по подписке среди населе- Товарищи депутаты! Успешное выпол­ нение Государственного бюджета в 195- году требует решительного увеличения внутрихозяйственных накоплений и наи­ более рационального и экономного их ис­ пользования. Основой роста внутрихозяйственных на­ коплений было н остается неуклонное рас­ ширение производства и систематическое снижение себестоимости продукции и из­ держек обращения, осуществление жест­ кого режима экономии в расходовании средств. Государственный бюджет на 1954 год предусматривает поступление доходов от социалистического хозяйства, исходя из заданий народнохозяйственного плана но увеличению об’ема и снижению себестои­ мости продукции. Планом предусмотрено снижение себестоимости промышленной продукции на 4.4 процента, себестоимости железнодорожных перевозок — на 2.6 процента, стоимости строительно-монтаж­ ных работ — на 3 процента и издержек обращения — на 4.7 процента. Предприятия и хозяйственные органи­ зации должны получить в текущем году прибыль в общей сумме 123.2 миллиарда рублей, или на 33.4 миллиарда' рублей больше', чем в 1953 году. Поступления в бюджет ио отчислениям от прибылей, как уже было сказано, определены на 1954 год в сумме 92,6 миллиарда рублей, или на 22,3 миллиарда рублей больше 1953 года. В деле снижения себестоимости промыш­ ленной продукции первостепенное значе­ ние имеет систематическое повышение производительности общественного труда. В нашей стране созданы все условия для быстрого роста производительности труда. Развитие тяжелой промышленности и особенно машиностроения позволило ос­ настить все отрасли народного хозяйства передовой техникой. Широко проводится механизация тяжелых и трудоемких работ, электрификация и автоматизация произ­ водства. Народное хозяйство СССР располагает квалифицированными кадрами рабочих, инженерно-технических работников и других специалистов и хозяйственных ру­ ководителей. В больших масштабах про­ водится подготовка и повышение квали­ фикации рабочих и служащих. В 1954 го­ ду на подготовку и повышение квалифи­ кации кадров массовых профессий рабочих и служащих в общем количестве около 8 миллионов человек государство выделяет из бюджета и других источников 3.1 миллиарда рублей и на подготовку кадров через трудовые резервы — 5,4 миллиарда рублей. Во многих отраслях хозяйства еще да­ леко не полностью используются все име­ ющиеся возможности роста производитель­ ности труда. Вследствие серьезных недостатков в ор­ ганизации производства в 1953 году и в первом квартале 1954 года не выполни­ ли задания но производительности труда Министерство лесной п бумажной про­ мышленности, Министерство угольной промышленности. Министерство транспорт­ ного и тяжелого машиностроения. Мини­ стерство промышленности строительных материалов, Министерство промышленно­ сти продовольственных товаров. Особенно неблагополучно обстоит дело с производительностью труда в лесной и угольной промышленности. По Министерству лесной и бумажной промышленности СССР вывозка древеси­ ны на одного рабочего при резко возрос­ шем уровне механизации лесозаготовок была в 1953 году ниже, чем в 1940 го­ ду. на 4 процента. Планы ио производи­ тельности труда на лесозаготовительных предприятиях не выполняются в течение ряда последних лет и выработка на одно­ го рабочего остается почти на одном уров­ не. На некоторых комбинатах, как, напри­ мер. «Удмуртлес» и «Свердлес», в 1953 году производительность труда даже сни­ зилась по сравнению с 1952 годом. Министерство угольной промышленно­ сти. несмотря на огромную помощь, си­ стематически оказываемую Правительст­ вом. также не выполняет заданий по про­ изводительности труда. В 1953 году не выполнили заданий по производительно­ сти труда больше, половины угольных шахт. Имеются шахты, тресты и комби­ наты. которые не достигли даже довоенно­ го уровня производительности труда. Так, добыча угля на одного рабочего по комби­ нату Ворошиловградуголь в 1953 году была ниже довоенной. Одним из факторов, сдерживающих рост производительности труда в лесной, уголь­ ной и других отраслях промышленности, является неудовлетворительное использова­ ние техники и наличие серьезных недос­ татков в организации труда. На лесозаготовительных предприятиях в конце 1953 года работала лишь четвер­ тая часть исправных трелевочных лебе­ док и несколько более половины трелевоч­ ных тракторов и лесовозных автомобилей. Не выполнялись установленные нормы выработки на этих механизмах. На отдельных угольных шахтах ис­ пользовались в 1953 году лишь 55— 60 процентов наличного состава угольных комбайнов, врубовых п углепогрузочных машин. Отрицательно сказывается на произво­ дительности труда неритмичность работы многих предприятий, когда выпуск про­ дукции в третьей декаде месяца намного превышает выпуск продукции в первой декаде. Это приводит к неполному исполь­ зованию оборудования и нерациональному использованию рабочей силы. Планом развития народного хозяйства на 1954 год предусмотрен рост произво­ дительности труда в промышленности на 8,3 процента и в строительстве — на 8.6 процента. (Окончание см. на 3 -й стр .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz