На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 3 апреля 1 9 5 4 г.. Ms 9В (4 9 3 8 ) . З а с е д а н и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р Государственном бюджете С С С Р на 1 9 5 4 год Д о к л а д М и н и ст р а ф инан сов С С С Р д еп ут ат а А . Г . З В Е Р Е В А Товарищи депутаты! Представленный Правительством СССР на рассмотрение Верховною Совета проект Государственно го бюджета на 1951 год отражает даль нейшее развитие всех отраслей народного хозяйства. обеспечивает необходимыми средствами развитие тяжелой промышлен ности. осуществление намеченных Парти ен и Правительством мероприятии но иод'ему сельского хозяйства, по дальней шему повышению материального и куль- тхрноги уровня жизни населения, обеспе чивает дальнейшее укрепление обороно способности страны. В проекте бюджета предусматриваются большие ассигнования на финансирование тяжелой индустрии, которая была и остается основой основ развития всех от раслей социалистического народного хо зяйства и укрепления обороноспособности нашей Родины, основой благополучия советского народа. В результате успешного выполнения и перевыполнения задании пятого пятилет него плана, наша тяжелая промышлен ность в 1953 году достигла новых серьезных успехов. Валовая продукция промышленности, производящей средства производства, увеличилась на двенадцать процентов по сравнению с 1952 годом. В 1953 году перевыполнена програм ма добычи нефти, железной и марганце вой руды, производства алюминия, элек троэнергии, металлорежущих станков, грузовых и легковых автомобилей, паро вых котлов, дизелей, доменного и стале плавильного оборудования и других средств производства, необходимых для развития всех отраслей народного хозяй ства. Отечественным машиностроением в прошлом году создано много новых типов и марок машин и механизмов, обеспечи вающих дальнейший технический про гресс народною хозяйства. Созданы новые типы энергетического, электротехниче ского, нефтяного, угольного и металлур гического оборудования, а также оборудо вания для механизации трудоемких работ на угольных шахтах, горнорудных пред приятиях и в строительстве. Созданы но вые типы высокопроизводительного обо рудования для легкой и пищевой про мышленности. новые типы сельскохозяйст венных машин. Значительно увеличились капитальные вложения в черную и цветную металлур гию, электростанции, угольную, нефтя ную, химическую промышленность, в ма шиностроение, а также в лесную п бу мажную промышленность, в строительную индустрию и промышленность строитель ных материалов. Капиталовложения во все эти отрасли составили в 1953 году более 30 миллиардов рублен. Капиталовложения на дальнейшее раз витие всех видов транспорта — железно дорожного, морского и речного, автомо бильного, а также средств связи и на строительство шоссейных дорог составили около 18 миллиардов рублей. На основе достигнутых за истекшие го ды успехов в развитии тяжелой промыш ленности было положено в 1953 году на чало проведению в жизнь решений Пар тии и Правительства о всемерном расши рении производства товаров народного по требления и под’еме сельского хозяйства, что нашло отражение в исполнении Госу дарственного бюджета. Наряду с выполнением большой про граммы строительства в отраслях тяжелой промышленности, широко развернулось строительство предприятий, производящих продовольственные и промышленные това ры для населения. Капитальные вложения в строительство этих предприятий увели чились во втором полугодии 1953 года почти' в полтора раза против первого по лугодия. В течение года введено в дейст вие около 300 новых промышленных предприятий по производству товаров на родного потребления. Промышленность, производящая това ры народного потребления, развивалась в 1953 году более высокими темпами; рост ее продукции к соответствующему перио ду 1952 года составлял в первом полуго дии 9 процентов п во втором полугодии— 14 процентов. План производства товаров народного потребления в 1953 году был перевыполнен. На мероприятия по развитию сельского хозяйства было израсходовано в прошлом году по бюджету п за счет других госу дарственных средств 52,3 миллиарда руб лей, в том числе капитальные вложения составили около 12 миллиардов рублей. которые использованы на приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей, раз личного рода сельскохозяйственных ма шин и орудий, а также на строительство в майпшно-тракторных станциях. Весьма важным условием под’ема сель ского хозяйства являются проводимые ме роприятия по повышению экономической заинтересованности колхозов и колхозни ков в развитии и укреплении обществен ного сельскохозяйственного производства. С этой целью в прошлом году были повы шены цены на продукты животноводства, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству по обязатель ным поставкам: увеличен об'ем государ ственных закупок ио более высоким це нам хлеба, мяса, молока, картофеля и ово щей. Все это привело к известному увеличе нию доходов колхозов и колхозников. Де нежные доходы колхозов и колхозников за сданную в порядке обязательных поставок и проданную государству сельскохозяйст венную продукцию увеличились в 1953 году почти на 45 процентов но сравнению с 1952 годом. Дополнительные затраты из бюджета в 1953 году на заготовки п закупки сельскохозяйственных продуктов по повышенным ценам составили около 9 миллиардов рублей. В связи с ростом денежных доходов средства колхозов на счетах в Госбанке увеличились за 1953 год на 85 процентов, а средства неделимых фондов колхозов на счетах в Сельхозбанке на 32 процента. В истекшем году, в соответствии с ре шениями предыдущей сессии Верховного Совета СССР, был значительно снижен сельскохозяйственный налог с личною хо зяйства колхозников и других граждан. ^ В результате снижения сельскохозяй ственного налога, а также предоставления ряда других налоговых льгот колхозники и другое население, занимающееся сель ским хозяйством, получили дополнитель ные выгоды в сумме около 5 миллиардов рублей. В 1953 году значительно возрос роз ничный товарооборот. Правительством были приняты меры к увеличению товар ных фондов. Продажа товаров населению в 1953 году в целом была (в сопостави мых ценах) выше уровня 1952 года на 21 процент; потребительская кооперация продала в сельской местности товаров на 24 процента больше по сравнению с 1952 годом. В прошлом году было проведено одно из самых крупных за последние годы сниже ние розничных цен на товары народного потребления. Население получило выгоду от этого снижения цен в расчете на год в сумме свыше 50 миллиардов рублей. Национальный доход СССР в 1953 году вырос по сравнению с 1952 годом на 8 процентов, что позволило повысить уро вень народного потребления. Общая сум ма доходов рабочих, служащих и кресть ян в 1953 году увеличилась по сравне нию с 1952 годом (в сопоставимых ценах) более чем на 13 процентов. Из бюджета 1953 года было израсходо вано на социально-культурные мероприя тия 128,8 миллиарда рублей. Всего за счет Государственного бюджета население Советского Союза с учетом снижения роз ничных цен и другими затратами, на правленными на обеспечение под’ема ма териального благосостояния трудящихся, получило в 1953 году 195 миллиардов рублей против 147 миллиардов рублей в 1952 году. В то же время из своих личных дохо дов трудящиеся внесли в бюджет в виде налогов н сборов, а также по подписке на заем 65 миллиардов рублей, или на 21 миллиард рублей меньше, чем в предыду щем году. Таким образом, в 1953 году ра бочие. колхозники, служащие получили из бюджета больше, чем они внесли в бюджет из своих личных доходов, на 130 мил лиардов рублей против 61 миллиарда руб лей в 1952 году. На основе роста социалистического про изводства и национального дохода проис ходило дальнейшее укрепление финансов страны. Государственный бюджет СССР по предварительным данным выполнен в 1953 году в следующих суммах: по дохо дам 539,7 миллиарда рублей и по расхо дам — 514.8 миллиарда рублей, с превы шением доходов над расходами в сумме 24.9 миллиарда рублей. Это позволило, как и в предыдущие4 годы, увеличить кредитные вложения в народное хозяйст во страны и укрепить в еще большей ме ре нашу советскую валюту. Государственный бюджет СССР на 1954 год Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1954 год вносится на утверждение Верховного Совета по дохо дам в сумме 571,8 миллиарда рублей и по расходам — 562,7 миллиарда рублей, с превышением доходов над расходами в 9,1 миллиарда рублей. В бюджете получила свое отражение проводимая нашей Партией и Правитель ством политика мирного хозяйственного и культурного строительства, политика дальнейшего под’ема тяжелой промыш ленности и осуществления на этой осно ве всемерного под’ема сельского хозяйст ва и значительного увеличения производ ства товаров народного потребления. По давляющая часть средств Государственно го бюджета направляется на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, на повышение мате риального и культурного благосостояния советского народа. Направление бюджетных средств На народное хозяйство в 1954 году на правляется 326,7 миллиарда рублей, в том числе и 1 Государственного бюджета 216.3 миллиарда рублей п за счет собст венных средств хозяйственных организа ций 110.4 миллиарда рублей. Расходы го- су зарства на народное хозяйство возра стают по сравнению с предварительными итогами 1953 года на 19,8 процента. На капиталовложения и на увеличение оборотных фондов хозяйства предусматри вается 1S4.9 миллиарда рублей, в том числе из бюджета — 121,1 миллиарда рублей. Крупные капитальные вложения зают возможность значительно увеличить в 1954 году основные фонты промышл • •- ста, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства, по строить много новых заводов, фабрик, электростанций, шахт, а также расширить жилищное и культурно-бытовое строи тельство. Планом развития народного хозяйства и проектом бюджета предусматривается дальнейший рост тяжелой промышленно сти, имеющей решающее значение для обеспечения расширенного воспроизводст ва средств производства, а также для обеспечения крутого под’ема сельского хозяйства, легкой и пищевой промышлен ности. Значительно увеличиваются капиталь ны? вложения в черную и цветную ме таллургию электростанции, угольную, нефтяную, химическую промышленность. машиностроение, а также в лесную и оу- мажную промышленность, в строительную индустрию и промышленность строитель ных материалов. Об’ем капитальных вло жений в эти отрасли промышленности оп ределен в 1954 году в сумме свыше 90 миллиардов рублей, что означает увели чение по сравнению с прошлым годом почти на 10 миллиардов рублей. В 1954 году обеспечивается дальней ший рост производства чугуна, стали, проката, добычи угля и нефти, выработки электроэнергии, производства оборудова ния, а также других видов продукции тя- желои промышленности. На строительство предпр гятиГ. промыш ленности продовольственных товаров и то варов широкого потребления выделяется свыше 14 миллиардов рублей против 7,6 миллиарда рублей в 1953 году. Производство товаров народного потреб ления в текущем году будет доведено до уровня, предусмотренного пятым пятилет ним планом на 1955 год. Это означает, что пятая пятилетка по производству то варов народного потребления будет выпол нена досрочно, в четыре года. (Продолжи тельные аплодисменты). Крупные средства выделяются в 1954 году Ни проведение мероприятий по под’- ему сельского хозяйства. Расходы государ ств.. на развитие сельского хозяйства за счет бюджета и других источников соста вят 74,4 миллиарда рублей и возрастут по сравнению с 1953 годом на 42,4 про цента. При этом капиталовложения в сельское хозяйство предусмотрены на 1954 год в 21 миллиард рублей, или почти на 80 процентов больше, чем в 1953 году, до полнительные расходы, связанные с вы полнением решений Партии и Правитель ства о развитии сельского хозяйства с учетом повышения заготовительных и за купочных цен и снижения налогов, соста вят в 1954 году около 47 миллиардов руб лей против уровня 1952 года. В составе бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства видное ме сто занимают расходы по дальнейшему ук реплению машинно-тракторных станций, на что в текущем году выделяется 30,8 миллиарда рублей, или на 10,2 миллиарда рублей больше, чем в 1953 году. Значи тельные средства направляются на меро приятия по развитию совхозов. Полностью обеспечиваются средствами мероприятия по освоению целинных и залежных земель. В связи с повышением в 1953 году за готовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты, а таклее увеличением об'ема государственных за купок, затраты бюджета в 1954 году должны составить 23,3 миллиарда рублей, что послужит дальнейшему повышению экономической заинтересованности колхо зов и колхозников в ‘ развитии обществен ного хозяйства. Изменение порядка налогового обложе ния крестьян, проведенное в соответствии с решениями пятой сессии Верховного Со вета СССР, уже положительно сказывает ся на развитии животноводства в личном хозяйстве колхозников и будет способст вовать лучшему использованию приуса дебных участков. В результате снижения налогов колхозники и другое население, занимающееся сельским хозяйством, в 1954 году внесут налогов меньше на 8,2 миллиарда рублей по сравнению с 1952 годом. В 1954 году досрочно выполняется за дание пятилетнего плана в области това рооборота. Об’ем това 1 икхк)рота (в сопо ставимых ценах) в 1954 году возрастет но сравнению с 1950 годом на 75 про центов при задании пятой пятилетки на 1955 год в 70 процентов. Проведенное недавно новое снижение государственных розничных цен на продо вольственные и промышленные товары да ет населению дополнительную выгоду в размере не менее 20 миллиардов рублей в расчете на год: в бюджете текущего года на эти цели предусмотрены необходимые средства. Всего за четыре года пятой пя тилетки (1951— 1954 гг.) снижение го сударственных розничных цен на товары народного потребления составит свыше 25 процентов против уровня 1950 года. На селение Советского Союза в настоящее время покупает продовольственные и про мышленные товары по ценам, которые в 2,3 раза ниже цен 1947 года. В бюджете предусматривается дальней шее увеличение оборотных средств торго вых организаций, способствующее расши рению ассортимента товаров. В связи с ростом производства и това рооборота планом развития народного хо зяйства в 1954 году предусмотрено уве личение грузооборота по всем видам транспорта. На развитие всех видов тран спорта if связи в 1954 году будет направ лено 38,8 миллиарда рублей, в том числе из бюджета 21,4 миллиарда рублей, при этом капиталовложения составят 18,6 миллиарда рублей и увеличатся по срав нению с 1953 годом более чем на 5 про центов. Товарищи депутаты! Непрерывное по вышение материального уровня жизни нашего народа и развитие социалистиче ской культ.ры всегда было предметом неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства. В текущем году на социально-культур ные мероприятия предусмотрено 141,3 миллиарда рублей, или почти на 10 про центов больше ио сравнению с предвари тельными итогами исполнения бюджета за прошлый год. На всеобщее образование, подготовку кадров, развитие науки, ис кусства и другие мероприятия по просве щению направляется 67,1 миллиарда руб лей, на здравоохранение и физическую культуру — 29.3 миллиарда рублей, на социальное страхование, пенсионное обес печение и пособия многодетным и одино ким матерям — 44,9 миллиарда рублей. В 1954 году возрастет количество уча щихся в начальных и средних школах, в техникумах и в высших учебных заведе ниях. Только за один год число учащих ся. оканчивающих среднюю школу, увели чится, примерно, в два раза ио сравне нию с 1953 годом, что свидетельствует о серьезных успехах в осуществлении по ставленной XIX с ’ездом Коммунистической партии задачи развития всеобщего сред него образования. В высшие учебные за ведения и техникумы в 1954 году будет принято более одного миллиона человек. * Большие средства выделяются на раз витие советской науки. На финансирова ние Академии наук СССР, Академий наук союзных республик. научно-исследова тельских институтов из бюджета и дру гих источников в 1954 году ассигнуется свыше 9,5 миллиарда рублей. / В бюджете на 1954 год увеличиваются ассигнования на содержание больниц, по ликлиник, амбулаторий, родильных домов, детских яслей и других учреждений здра воохранения: расширяется сеть домов от дыха и санаториев. В государственном бюджете на 1954 год средства социального страхования предусмотрены в сумме 24,7 миллиарда рублей, что на 6,7 процента больше про шлою года. Эти сродства направляются на выдачу пособий по временной нетрудо способности. пенсий, на оплату стоимости путевок в санатории н дома отдыха и на другие нужды рабочих и служащих. В 1954 году Правительством намечено осуществить широкую программу строи тельства жилых домов; на государствен ное жилищное строительство выделяется 25,5 миллиарда рублей, что значительно превышает затраты в истекшем году. В результате увеличения расходов го сударства на социально-культурные меро приятия, нового снижения государствен ных розничных цен на товары народного потребления, а также повышения загото вительных и закупочных цен на сельско хозяйственные продукты и других меро приятий население Советского Союза по лучит за счет бюджета в 1954 году до полнительные против 1953 года выгоды около 45 миллиардов рублей. Осуществляя широкие планы мирного хозяйственного и культурного строитель ства, Советское государство в то же время проявляет постоянную заботу об обороне страны. Расходы на оборону в бюджете на 1954 год определены в сумме 100,3 миллиарда рублей, что составляет 17,8 процента всех расходов бюджета. Предусмотренные в Го сударственном бюджете СССР средства обеспечивают необходимую обороноспособ ность страны и совершенствование воору женных сил СССР, охраняющих мирный труд советских людей и безопасность на шей Родины. (Аплодисменты). Советское государство в своей мирной политике исходит из того, что важным фактором укрепления международного сот рудничества является развитие экономи ческих отношений с теми странами, кото рые в свою очередь также стремятся к этому. СССР неуклонно расширяет внеш неторговые связи с другими странами, в то время как правящие круги империали стических государств, и прежде всего США. всячески тормозят развитие внеш ней торговли с СССР. Такая политика им периалистических государств наносит ущерб прежде всего экономике самих этих стран, сокращает занятость населения в этих странах и понижает его жизненный уровень. Вот почему политика Советского Союза, направленная на укрепление мира и на расширение деловых экономических отно шений с иностранными государствами, находит горячую поддержку среди самых широких слоев населения всех стран, ко торое кровно заинтересовано в защите ми ра и ослаблении напряженности в между народных отношениях. ния в бюджете на 1954 год намечены в сумме 15.9 миллиарда рублей. Выплата населению из государственного бюджета в виде выигрышей и но тиражам погашения займов составит в этом году 10,5 милли арда рублей. Одним из показателей роста благосо стояния населения нашей страны являет ся большое увеличение трудовых сбереже ний. В 1954 году предусматривается рост вкладов населения в сберегательные кас сы на 9,5 миллиарда рублей, а общая сумма вкладов достигнет к концу года бо лее 48 миллиардов рублей. Бюджеты союзных республик Государственные бюджеты союзных республик, включающие республиканские и местные бюджеты, запроектированы на 1954 год в общей сумме 119,5 миллиарда рублей, то есть на 13,7 миллиарда руб лей больше, чем в прошлом году. Значительный рост в 1954 году бюд* лсетов союзных республик непосредственно связан с важнейшими задачами, стоящи ми перед Советами Министров и испол комами Советов депутатов трудящихся по дальнейшему развитию всех отраслей на родного хозяйства республик — промыш ленности. сельского хозяйства, жилищно- коммунального. дорожного хозяйства, по обеспечению крутого под’ема производства предметов народного потребления и куль турного строительства. Расходы на финансирование предприя тий и организаций республиканского и местного подчинения в бюджетах союзных республик составят 35,5 миллиарда руб лей, а включая собственные средства хо зяйства — 56,9 миллиарда рублей, что означает увеличение против 1953 года на 56.6 процента. Капитальные вложения на развитие ме стной и топливной промышленности в те кущем году увеличиваются на 45 процен тов по сравнению с 1953 годом. Большие средства в республиканских и местных бюджетах предусматриваются на социально-культурные мероприятия. В 1954 году на эти цели выделяется 73,2 миллиарда рублей, из них на просвеще ние — 41,3 миллиарда рублей, на здра воохранение и Физическую культуру — 22.7 миллиарда рублей. Об’ем бюджетов союзных республик на 1954 год запроектирован в следующих суммах: РСФСР — 66 миллиардов 570 миллионов рублей. Украинская ССР — 22 миллиарда 988 миллионов рублей. Бе лорусская ССР — 4 миллиарда 289 мил лионов рублей, Узбекская ССР — 3 мил лиарда 73S миллионов рублей. Казахская ССР — 5 миллиардов 313 миллионов руб лей, Грузинская ССР — 2 миллиарда 775 миллионов рублей. Азербайджанская ССР — 2 миллиарда 57 миллионов рублей, Литовская ССР — 1 миллиард 741 мил лион рублей. Молдавская ССР — 1 мил лиард 406 миллионов рублей. Латвийская ССР —- 1 миллиард 654 миллиона руб лен. Киргизская ССР — 1 миллиард 250 миллионов рублей. Таджикская ССР — 1 миллиард 272 миллиона рублей. Армян ская ССР — 1 миллиард 221 миллион рублей, Туркменская ССР — 1 миллиард 75 миллионов рублей. Эстонская ССР — 1 миллиард 179 миллионов рублей и Ка рело-Финская ССР — 950 миллионов руб лей. Необходимо, чтобы предусмотренные по бюджетам союзных республик доходы бы ли полностью и в срок получены, а бюд жетные ассигнования правильно и эф фективно использованы. Однако отдельные республиканские и местные органы не проявляют должной настойчивости в мобилизации предусмот ренных ио бюджету ресурсов п допускают нарушения в использовании средств. Сле дует в связи с этим отметить, что бюдже ты Киргизской ССР и Туркменской ССР не выполняются в течение двух послед них лет. Не выполнены в 1953 году так же бюджеты Владимирской и Новосибир ской областей. Все еще слабо осуществляется контроль за выполнением хозяйственными органи зациями республиканского и местного подчинения производственных и финансо вых планов. В результате этого в Карело- Финской ССР. в Башкирской АССР и Во- рснежской области многие предприятия и хозяйственные организации не выполнили в 1953 году планы прибылей и плате жей в бюджет и допустили недостаток оборотных средств. Мало еще занимаются вопросами улуч шения финансовой работы исполкомы Со ветов депутатов трудящихся в Алтайском крае. Тюменской, Ярославской и Киров ской областях, где в 1953 году допуска лись незаконное расходование государст венных средств на содержание админист ративно-управленческого персонала, вне плановые капитальные вложения и дру гие затраты. Необходимо устранить недостатки по исполнению бюджета, улучшить работу по выполнению доходов, усилить провер ку правильности использования бюджет ных ассигнований и контроль за хозяйст венной и финансовой деятельностью пред приятий. организаций и учреждений, строго соблюдая режим экономии в рас ходовании государственных средств. Повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и режим экономии— важнейшее условие выполнения бюджета Доходы бюджета Предусмотренные в проекте бюджета расходы полностью обеспечиваются сред ствами, поступающими в доход бюджета. В государственном бюджете на 1954 год, так же как и в 1953 году, значи тельно возрастают поступления от социа листических предприятий при одновре менном дальнейшем снижении налоговых платежей населения. В 1951 году при общем об’еме доходов государственного бюджета СССР в 571,8 миллиарда рублей поступления от социалистического хозяй ства составят 497 миллиардов рублей или 86,9 процента всех доходов бюджета. Доходы бюджета от социалистических предприятий и организаций определены исходя из утвержденного народнохозяйст венного плана производства и снижения себестоимости продукции. При этом по ступления налога с оборота запроектиро ваны в сумме 234,3 миллиарда рублей, а отчисления от прибылей предприятий и организаций в размере — 92,6 миллиарда рублей. Необходимым условием поступления до ходов бюджета является выполнение каж дым предприятием установленных планов производства продукции в утвержденном ассортименте н заданий ио снижению се бестоимости, строгое соблюдение финансо вой дисциплины, неуклонное проведение режима экономии на всех участках хозяй ственной и финансовой деятельности. Налоги с населения запроектированы в Государственном бюджете на 1954 год в сумме 45,7 миллиарда рублей, что состав ляет 8 процентов доходной части бюдже та. Поступления сельскохозяйственного налога предусмотрены в сумме 4,2 милли арда рублей. Уровень налогового^ обложе ния сельского населения в 1954 году уменьшается более чем в 2,5 раза ио сравнению с 1952 годом. Поступления* от реализации государст венных займов по подписке среди населе- Товарищи депутаты! Успешное выпол нение Государственного бюджета в 195- году требует решительного увеличения внутрихозяйственных накоплений и наи более рационального и экономного их ис пользования. Основой роста внутрихозяйственных на коплений было н остается неуклонное рас ширение производства и систематическое снижение себестоимости продукции и из держек обращения, осуществление жест кого режима экономии в расходовании средств. Государственный бюджет на 1954 год предусматривает поступление доходов от социалистического хозяйства, исходя из заданий народнохозяйственного плана но увеличению об’ема и снижению себестои мости продукции. Планом предусмотрено снижение себестоимости промышленной продукции на 4.4 процента, себестоимости железнодорожных перевозок — на 2.6 процента, стоимости строительно-монтаж ных работ — на 3 процента и издержек обращения — на 4.7 процента. Предприятия и хозяйственные органи зации должны получить в текущем году прибыль в общей сумме 123.2 миллиарда рублей, или на 33.4 миллиарда' рублей больше', чем в 1953 году. Поступления в бюджет ио отчислениям от прибылей, как уже было сказано, определены на 1954 год в сумме 92,6 миллиарда рублей, или на 22,3 миллиарда рублей больше 1953 года. В деле снижения себестоимости промыш ленной продукции первостепенное значе ние имеет систематическое повышение производительности общественного труда. В нашей стране созданы все условия для быстрого роста производительности труда. Развитие тяжелой промышленности и особенно машиностроения позволило ос настить все отрасли народного хозяйства передовой техникой. Широко проводится механизация тяжелых и трудоемких работ, электрификация и автоматизация произ водства. Народное хозяйство СССР располагает квалифицированными кадрами рабочих, инженерно-технических работников и других специалистов и хозяйственных ру ководителей. В больших масштабах про водится подготовка и повышение квали фикации рабочих и служащих. В 1954 го ду на подготовку и повышение квалифи кации кадров массовых профессий рабочих и служащих в общем количестве около 8 миллионов человек государство выделяет из бюджета и других источников 3.1 миллиарда рублей и на подготовку кадров через трудовые резервы — 5,4 миллиарда рублей. Во многих отраслях хозяйства еще да леко не полностью используются все име ющиеся возможности роста производитель ности труда. Вследствие серьезных недостатков в ор ганизации производства в 1953 году и в первом квартале 1954 года не выполни ли задания но производительности труда Министерство лесной п бумажной про мышленности, Министерство угольной промышленности. Министерство транспорт ного и тяжелого машиностроения. Мини стерство промышленности строительных материалов, Министерство промышленно сти продовольственных товаров. Особенно неблагополучно обстоит дело с производительностью труда в лесной и угольной промышленности. По Министерству лесной и бумажной промышленности СССР вывозка древеси ны на одного рабочего при резко возрос шем уровне механизации лесозаготовок была в 1953 году ниже, чем в 1940 го ду. на 4 процента. Планы ио производи тельности труда на лесозаготовительных предприятиях не выполняются в течение ряда последних лет и выработка на одно го рабочего остается почти на одном уров не. На некоторых комбинатах, как, напри мер. «Удмуртлес» и «Свердлес», в 1953 году производительность труда даже сни зилась по сравнению с 1952 годом. Министерство угольной промышленно сти. несмотря на огромную помощь, си стематически оказываемую Правительст вом. также не выполняет заданий по про изводительности труда. В 1953 году не выполнили заданий по производительно сти труда больше, половины угольных шахт. Имеются шахты, тресты и комби наты. которые не достигли даже довоенно го уровня производительности труда. Так, добыча угля на одного рабочего по комби нату Ворошиловградуголь в 1953 году была ниже довоенной. Одним из факторов, сдерживающих рост производительности труда в лесной, уголь ной и других отраслях промышленности, является неудовлетворительное использова ние техники и наличие серьезных недос татков в организации труда. На лесозаготовительных предприятиях в конце 1953 года работала лишь четвер тая часть исправных трелевочных лебе док и несколько более половины трелевоч ных тракторов и лесовозных автомобилей. Не выполнялись установленные нормы выработки на этих механизмах. На отдельных угольных шахтах ис пользовались в 1953 году лишь 55— 60 процентов наличного состава угольных комбайнов, врубовых п углепогрузочных машин. Отрицательно сказывается на произво дительности труда неритмичность работы многих предприятий, когда выпуск про дукции в третьей декаде месяца намного превышает выпуск продукции в первой декаде. Это приводит к неполному исполь зованию оборудования и нерациональному использованию рабочей силы. Планом развития народного хозяйства на 1954 год предусмотрен рост произво дительности труда в промышленности на 8,3 процента и в строительстве — на 8.6 процента. (Окончание см. на 3 -й стр .).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz