На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 апреля 1 9 5 4 г., № 3 8 (4 9 3 0 ) . Постоянное стремление к боевому мастерству Перед походом В кубрике собрались матросы и стар­ шины. Между нами зашел разговор о ми­ нувшей воине. Многие не раз слушали рассказы бывалых моряков о боевых похо­ дах читали книги о героических 1 елах советских воинов. — В воину легко отличиться, проявить отвагу, — начал один из матросов. — А сейчас дело инее. Где проявишь еебя? — Неправильно, — перебил другой. — Б мирное lpeMJi такие качества, как муже­ ство, воинское умение, выносливость, отой- корть, тоже необходимы. И проявить пх может каждый. Кто хорошо знает и попол­ няет рвое дело, но Поится трудностей и умеет их преодолевать, — тот и сеть на­ стоящий моряк. — А разве смелых и решительных вои- пов на нашем корабле нет? — вртуиил в беседу старшина 1 статьи Кузнецов. — Задачу мы отработали хорошо. Мствозч- ли четко и быстро. Каждый из нас .*тге- мится выполнить евое дело как можно лучше. Тот, кто чеетно служит, прекрасно знает свою специальность, дисциплиниро­ ван, того мы называем героем учебных будней. Воины привели много примеров рмело- сти и стойкости, проявленных моряками р боевых походах. Храбро сражался в годы войны мичман Сергеи Камышев. В одном из походов он совершил самоотверженный поетупок. Ри­ скуя жизнью, моряк в сложной обстанов- ке устранил серьезное повреждение и спас корабль от гибели. — Мичман Камышев и сейчас служит образцово, — говорил Кузнецов. — Это дисциплинированный, смелый и реши­ тельный моряк. Такими воинами гордятся на флоте. Потом воины вспомнили совсем недав­ ний случай, когда командир отметил вы- носливорть, проявленную в походе етар- шим матроеом Вечерка. При большомштор­ ме и ветре воин смело прыгнул на обледе­ нелую бочку, чтобы закрепить норовой швартовый конец. Несмотря на те, что его могло смыть волной, он до конца выпол­ нил свой долг. — Разве это не образец смелости, ма­ стерства и мужества! — заключил стар­ шина. Вскоре раздался сигнал на построение. Командир ставил перед личным составом задачу. Предстоял очередной выход в мо­ ре. Шторм усиливается Снявшись с якоря, корабль вышел в от­ крытое море. Матросы, несшие вахту на верхней палубе, пристально всматрпвалпеь в морскую даль. Боцман хозяйским глазом еще раз окинул палубу и, убедившись. что все закреплено по-штормовому, под­ нялся на мостик. Корабль шел заданным курсом. Мерно работали двигатели. На боевых постах шла напряженная учеба. Личный состав отра­ батывал очередную задачу. Действуя отро­ ге по инструкции, моряки добивались чет­ кости в работе. Во всех их действиях чув­ ствовалась слаженность. Были, правда, и недостатки. У старше­ го матроса Лева не все идет гладко. Но моряк ртараетря действовать так, как учит его старшина. Пони выполняет одну ввод­ ную за другой. Бывает, что он допускает ошибки, тогда его поправляют. II так до тех пор, пока не достигаются нужная точ­ ность и быстрота в работе. — Кто старается, тот закаляется, — говорит ему старшина. II старшин матрос Лева, ободренный этими словами, с еще большим рвением трудится на посту. Погода ухудшилась. Подул северо-за­ падный ветер. На море появились белые барашки. Вскоре разыгрался шторм. Сплош­ ной ноток воды обрушивался на корабль, заливая мостик. На вахте у руля — старший матрос По­ ляков. Большой крен затрудняет действия моряка. Но воин, быстро освоившись с об­ становкой, уверенно держит корабль на курсе. — Как самочувствие? — спрашивает его командир. — Отличное, товарищ командир, — не отрываясь от пульта, ответил моряк. Впервые в такой обстановке нес сиг­ нальную вахту самый молодой на корабле матрос Самсонов. От качки у него кружи­ лась голова. — Ничего, товарищ Самсонов, у^вас де­ ло пойдет, — подбадривал главный стар­ шина своего подчиненного. — Главное — мужайтесь. Как говорится, «мужество соз­ дает победителя». Матрос Самсонов продолжал стоять на посту. Как ни трудно было ему, но воин стойко переносил качку. II сигнальщик Самсонов выдержал первое испытание, проявив стойкость — необходимое качест­ во для каждого советского моряка. Исключительную выносливость и стой­ кость показал в этом походе старшина 2 статьи Исянгулов. Он нес вахту трюм­ ного. Много часов подряд выстоял воин на вахте. — Мужественный моряк, — говорит об Исянгулове командир. — П специалист он отличный. Для экипажа корабля не страшны ни штормы, ни туманы. Здесь все моряки — смелые и выносливые воины, для которых корабль — родной дом. II они постоянно умножают его славу. Действовать, как в бою Командир подводил итоги учебы лично­ го состава за день. Он говорил о тех, кто хорошо трудился на походе, отметил их похвалой, остановился и на недостатках. — Не все еще у нас гладко получает­ ся, — заканчивал свое выступление ко­ мандир. — Отдельные товарищи допуска­ ют медлительность в работе на механиз­ мах. Современный бой этого не терпит. Нужно действовать решительно и смело. А чтобы так поступать, необходимы твер­ дые знания, высокая организованность. Завтра будем еще более напряженно ра­ ботать. Задача всего экипажа — не те­ рять напрасно ни одной минуты учебного времени. ...Корабль стремительно идет ио вспе­ ненному морю. Вахтенный моторист стар­ шина 1 статьи Кузнецов привычными движениями поворачивает маховики, смот­ рит на приборы. Он чутко прислушивает­ ся к каждому звуку. Рядом с ним стоит его товарищ. Моряки сосредоточены. Действия мотористов были высоко оце­ нены командиром. Решительно и смело действовали на по­ ходе моряки корабля. Особенно это проя­ вилось при выполнении вводных. Занятия на боевых постах начались, как только корабль вышел в море. Вот последовала команда. Смело действует главный старшина ГОе- стоналов. Он ловкими движениями выпол­ няет задачу. Все у него получается четко и быстро. Опытный моряк не теряется при любых сложных условиях. Он делает все так, как это необходимо в бою. — Меня этому учили старшие товари­ щи, — говорит главный старшина Шесто- палов. — Такого же правила я придержи­ ваюсь и в воспитании матросов. Так же поступает старший матрос Конд- рушин. Энергичный моряк готов к любым неожиданностям. Вот он стоит у своего заведывания. — Вышла из строя помпа, — раздает­ ся вводная. Кондрушин моментально перекрывает клапана и принимает меры к устранению «повреждения». В его действиях — ни одной ошибки. Вводная выполнена с мак­ симальной быстротой. Это — результат хороших знаний своего дела, постоянного стремления совершенствовать свою воен­ ную подготовку. Закончился день боевой учебы. Задача выполнена успешно. Корабль, разрезая Форштевнем бурное море, идет вблизи! родных, всем знакомых берегов. Гордо реет Военно-морской флаг. Советский корабль, вооруженный современной техникой и оружием, — грозная сила для врага. Эту силу постоянно поддерживают и укрепля­ ют военные моряки, способные на любые подвиги во имя своей прекрасной Родины. М. МЫЛЬНИКОВ. СТРЕЛЬБЯ — ЭКЗАМЕН НЯ ЗРЕЛОСТЬ Расчет зенитного орудия, которым командует старшина 2 статьи Игнатьев, готовился к очередной стрельбе как к большому испытанию. — Стрельба — экзамен на зрелость,— говорил командир. Воины отнеслись к этому со всей серьезностью. Они не раз проверяли ра­ боту материальной части, изучили бое­ вые инструкции и обязанности по вза­ имозаменяемости, борьбе за живучесть оружия и боевого поста. Сдача задачи намечалась в обстанов­ ке, максимально приближенной к боевой действительности. Этому вполне соответ­ ствовали и условия1 стрельбы, и харак­ тер цели, и готовность расчета. Нетерпение зенитчиков возрастало. Каждому из них хотелось испытать свои внания и навыки, показать, чему научи­ лись в повседневной боевой учебе. —Следовало весьма бдительно наблю­ дать вокруг, чтобы своевременно обнару­ жить цель и произвести необходимые расчеты для точного выстрела. С чувст­ вом большой ответственности нес наблю­ дательную вахту матрос Гилязов. Он четко выполнял свои обязанности. Бла­ годаря этому ему первому удалось уви­ деть цель. Не теряя ни секунды, моряк доложил о ее появлении командиру. Почти мгновенно последовали корот­ кие команды. Выполняя их, матросы ра­ ботали быстро и сноровисто. Вскоре все было готово к открытию меткого огня: произведены необходимые расчеты, ору­ дие заряжено... Загрохотали выстрелы. На боевом по­ сту запахло пороховым дымом. Матросы расчета действовали сноровисто и четко. Особенно отличался старший матрос Гу­ сейнов. Ему доводилось испытывать большое физическое напряжение, чтобы выдержать высокий темп стрельбы. Но натренированный воин успешно справ­ лялся со своими обязанностями. Уже первые снаряды неплохо легли относительно цели. Были введены неко­ торые поправки. Точность стрельбы была обеспечена. В этом немалая заслуга и матроса Бурака. Он виртуозно обслужи­ вал механизмы, руководствовался пока­ заниями приборов. Не впервые моряку работать в таких сложных условиях! Подобная обстановка не раз создавалась во время практических тренировок. Во­ ин привык к ней, в его действиях чув­ ствовался автоматизм. Немало хлопот было и у специалиста второго класса Коннова. От того, насколь­ ко он своевременно произведет боевой прием, зависел темп стрельбы. И надо сказать, что моряк, замечательно зная свое дело, сумел обеспечить безотказную работу заведывания. Вдруг поступила сложная вводная. Среди слабо натренированных вои­ нов она могла вызвать растерян­ ность, задержку в работе, а то и срыв стрельбы. Но этого не случилось здесь. Зенитчики Iнашли возможность обеспе­ чить очередной выстрел. Орудие выпу­ стило снаряд без пропуска. Вот что зна­ чит высокая натренированность! Вскоре прозвучал отбой. Комендоры- зенитчики успешно выполнили постав­ ленную перед ними трудную задачу, по­ казав свое возросшее боевое мастерство. Командир поздравил их с очередной уда­ чей и пожелал им: — Так держать! — Есть, так держать! — ответили комендоры. Экзамен на артиллерийскую зрелость зенитчики выдержали. (Наш корр.). П а р т и й н а я жи з н ь Стенная газета воспитывает моряков в духе стойкости и выносливости Современная война с массовым приме­ нением разнообразной совершенной техни­ ки требует от бойцов и командиров боль­ шого физического напряжения, высоких морально-боевых качеств. Эти качества помогает командиру прививать матросам и старшинам стенная газета Н-ского подраз­ деления. В своих заметках газета расска­ зывает воинам о том, что стойкость, бес­ страшие и выносливость всегда были от­ личительными чертами советских военных моряков, выражением их непоколебимой убежденности в правоте нашего благород­ ного дела. Газета раз’ясняет., что эти ка­ чества не придут сами собой, их надо вы­ рабатывать повседневно. Вот один из номеров стенгазеты. В пе­ редовой статье говорится: «В походах ма­ тросы приобретают привычку к морю, вы­ рабатывают высокую физическую выно­ сливость. Личный состав должен уметь от­ лично решать задачи в море, повседневно закаляться в походах, воспитывать в се­ бе способность преодолевать любые тяготы и невзгоды походной жизни». Далее рас­ сказывается, как воины готовятся к вы­ полнению ответственной задачи. В других заметках бывалые моряки по­ делились своим опытом обслуживания тех­ ники и оружия в условиях штормовой по­ годы. Старшина 2 статьи Смолин в замет­ ке «Лучше готовиться к выходу в море» рассказывал, что образцовая подготовка боевого поста к походу показывает хоро­ шую военно-морскую выучку воина. Вете­ ран подразделения, участник Великой Оте­ чественном войны коммунист мичман Лом­ ко в своей заметке «Знать свое дело» пи­ сал, что высокое боевое мастерство заклю­ чается в умении четко и сноровисто дей­ ствовать в самых тяжелых условиях пла­ вания. Это может сделать только физиче­ ски закаленный, выносливый и стойкий моряк. Вскоре корабль вышел в море. Разыграв­ шийся шторм усложнил выполнение ответ­ ственной задачи. Но воины действовали мужественно и умело. Опытный моряк главный старшина Кузовенков личным примером воодушевлял воинов на самоот­ верженное выполнение задачи. Выносли­ вость и стойкость в походе проявили стар­ шина 2 статьи Зыбин, старший матрос Нестеров и другие. Высокая натренированность и выносли­ вость воинов, их умение преодолевать трудности получили заслуженную оценку — командующий флотом об’явил воинам благодарность. Об этом вскоре газета рас­ сказывала на своих страницах и призы­ вала весь личный состав брать пример с отличившихся моряков. Для того, чтобы стать волевым, стой­ ким воином, одного только желания мало. Стенгазета постоянно напоминает матро­ сам и старшинам, что стойкость и выно­ сливость ионобретаются в учебе, в рабо­ те, в преодолении трудностей. Газета си­ стематически рассказывает личному соста­ ву о тех воинах, которые настойчиво вос­ питывают и развивают в себе высокие боевые качества. Так, в заметке «Чтобы добиться успеха — нужен труд» говори­ лось, как матрос Стрнжнев преодолевал трудности в походах и сейчас хорошо вы­ полняет свои обязанности в любых усло­ виях, сам помогает товарищам приобре­ тать необходимую закалку. В другой заметке «Достигнутое — не предел» стенгазета рассказала о стар­ шине 2 статьи Котелкине, который за умелые действия в море был по­ ощрен. Газета отмечает, что старшина — выносливый и отважный воин, умеющий преодолевать все тяготы военно-морской службы. Выработке этих качеств ему во многом помогли командир и занятия спор­ том. Старшина—хороший гимнаст и лыж­ ник. Воспитание стойкости неразрывно свя­ зано с обучением воина в совершенстве владеть своим оружием, вверенной боевой техникой. Безукоризненное знание своего оружия, умение с наибольшей пользой для себя применять его в самых сложных и неблагоприятных условиях придает мо­ ряку большую уверенность в победе над врагом, увеличивает его стойкость. Газета призывает матросов и старшин глубоко изучать и знать свою специальность, по­ могает каждому матросу и старшине стать отличником боевой и политической подго­ товки, классным специалистом. Этой цели посвящались ртенные газеты под общими заголовками: «Быть отлични­ ком — патриотический долг каждого вои­ на», «Боевую технику содержать в по­ стоянной готовности». В корреспонденци­ ях газета рассказала о передовых воинах подразделения, о том, как они стали клас­ сными специалистами. Военкоры писали в своих заметках о тех воинах, которые еще не являются отличниками боевой и поли­ тической подготовки, но прилагают все свои усилия к тому, чтобы удостоиться этой высокой чести. Так, в корреспонден­ ции «Добросовестное отношение к боевой технике» говорилось об усердии и трудо­ любии матроса Большакова в изучении вверенной ему материальной части. Стенная газета ведет решительную борьбу с малейшими проявлениями расхля­ банности, недисциплинированности, нера­ дивого отношения к своим служебным обя­ занностям. В статьях и заметках постоян­ но раз'ясняетея воинам, что длительное моральное и физическое напряжение в ус­ ловиях современного боя может выдержать только высокодисциилнннрованный боец. На примерах Великой Отечественной вой­ ны стенгазета убеждает матросов, что вы­ сокая дисциплина помогала советским вои­ нам беспощадно громить врага, успешно преодолевать трудности и лишения фрон­ товой обстановки. Газета призывает личный состав брать пример с высокодисциплиннрованных вои­ нов подразделения, часто рассказывает о них на своих страницах. В стенгазете были помещены интересные корреспонден­ ции о старшине 1 статьи Петрушкине, о матросе Филимонове и других моряках, чья образцовая служба является примером ‘для всех воинов. Вместе с тем газета под­ вергает резкой критике тех. кто еще до­ пускает нарушения дисциплины. Воины подразделения любят и уважают свою газету. Редактор стенной газеты и члены редколлегии сами показывают вои­ нам образцы физической выносливости и морской закалки, настойчивого изучения боевой техники. Газета имеет большой круг военкорр-в из числа передовых моря­ ков и помогает воинам решать поставлен­ ные перед ними большие и ответственные задачи. П. ВАСИЛЬЕВ. Х р о н и к а комсомольской жизни Недавно в нашем подразделении состоя­ лось комсомольское собрание о примерно­ сти членов ВЛКСМ в воинской дисципли­ не. Докладчик и выступающие подвергли резкой критике недостойное поведение тт. Гуржий и Малашонок, которые нарушают распорядок дня. В пример была поставле­ на безупречная служба тт. Гавреико, Про- кудина и других воинов. Старший матрос К. ЛИСАУСКАС. Достойную встречу празднику Первое Мая готовит член ВЛКСМ Шевченок. Он настойчиво совершенствует свое боевое мастерство, бдительно несет караульную службу. За высокие показатели в учебе и службе, за примерность в воинской дис­ циплине комсомолец Шевченок удостоен поощрений командира. Рядовой А. ДОЛГИН . С о в е т ы о ф и ц е р а с т а р ш и н е Предметность и наглядность в обучении подчиненных Старшины должны всегда помнить, что военное дело не стоит на месте. Оно не­ прерывно и быстро развивается, совершен­ ствуются приемы боя. Поэтому, используя в практике обучения подчиненных опыт Великой Отечественной войны, необходимо прежде всего учитывать все то новое, что достигнуто в военном деле в послевоенный период. Готовить квалифицированных специали­ стов своего дела старшины смогут при том условии, если сами в совершенстве ов­ ладеют вверенной им техникой, изучат ее во всех тонкостях и деталях. Но бывает и так: старшина хорошо изучил свою спе­ циальность, а подчиненные у него подго­ товлены слабо. Это происходит потому, что старшина плохо владеет методикой обуче­ ния, пе умеет передать матросам свои зна­ ния и практические навыки. Чтобы стать опытным воспитателем, способным обучать подчиненных, командир отделения должен в совершенстве знать формы и методыобу­ чения и уметь применять их на деле. От этого в значительной мере повысятся пред­ метность и наглядность занятий по спе­ циальности. Готовясь к занятию или тренировке, старшине надо в совершенстве усвоить те вопросы или действия, которые ему пред­ стоит об’яснять или показывать личному составу. Для этого он должен самостоя­ тельно поработать над соответствующими разделами уставов и наставлений, над до­ полнительной литературой. Кроме того, на­ до позаботиться об учебных пособиях — схемах, макетах, приборах и т. д. Отсутст­ вие этих пособий нередко приводит к из­ лишней трате учебного времени. На занятие старшина идет с конспек­ том, в котором указываются время урока, название темы и основные вопросы, а так­ же предусматривается метод занятия и его материальное обеспечение. Конспект име­ ет большое значение. Он помогает точно и последовательно изложить материал. Первое требование, которое пред’являет- ся к рассказу, — это его содержатель­ ность и высокая идейность. Немаловаж­ ное значение имеет умелый подбор фак­ тов, четкость построения рассказа, логи­ ческая последовательность в изложении, наглядность и предметность. Во время рассказа полезно демонстрировать нагляд­ ные пособия — учебные приборы, схемы, таблицы, запасные детали и, если есть, разрезную материальную часть. Основной метод обучения — учить под­ чиненных показом. Это, конечно, не ис­ ключает и словесных пояснений. Разумеет­ ся, об’яснять предмет надо коротко, но яс­ но. Главное же состоит в том, чтобы на­ учить матроса действовать на боевом по­ сту четко и быстро, чтобы он твердо за­ помнил показанные ему воинские приемы. Старшина должен быть всегда готов пока­ зать подчиненным, как надо осуществлять поставленную перед ними задачу. Отраба­ тывать тот или иной прием нужно в стро­ гом соответствии с требованиями уставов и наставлений и следить за точным со­ блюдением этих требований матросами. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы подчиненные усвоили какой-нибудь прием в искаженном виде. Высокое воинское мастерство приобре­ тается в результате длительных, упорных тренировок, на которые никогда не следу­ ет жалеть времени и сил. Приведем для примера два занятия и увидим, как неодинаковая подготовка к ним привела к противоположным резуль­ татам. Занятие на тему: «Устранение неис­ правностей и повреждений материально!: части» проводил старшина. Как выяснилось, план-конспект был со­ ставлен им наспех и неряшливо. Поэтому рассказ получился скучным и неинтерес­ ным. Во время рассказа старшина черте­ жами не пользовался, хотя они имелись. Практически, наглядно ни один пример устранения неисправности разобран не был. Не спросив у личного состава, все ли понятно, перешел к проверке знаний по пройденному материалу. На вопрос, как устранить травление воздуха у индекса гидростатического аппарата, матрос Иг­ натьев ответил правильно, но когда стар­ шина приказал устранить неисправность, матрос сделать этого не смог. — Сломан стержень запирающего кла­ пана, резервуар под воздухом. Ваши дей­ ствия? — спросил старшина одного из матросов. Несмотря па все старания заменить стержень, моряк так и не смог выпол­ нить данный прием. Тогда старшина сам взялся сделать это. Время занятийистекло. Нужно подвести итог, но что подводить, когда занятие бы­ ло проведено плохо. Ошибка старшины в том, что перед занятием он не продумал и не проделал на практике те приемы, ко­ торые готовил к занятиям, ограничился только чтением правил эксплуатации тех­ ники. Понятно, что от такого занятия пользы было мало. А вот другой пример. Занятие проводил коммунист главный старшина Артамонов. К нему он подгото­ вился серьезно. Матросы прпшли па заня­ тия своевременно и по форме одетыми, в их поведении видна высокая дисциплини­ рованность. При подготовке к уроку главный стар­ шина хорошо продумал тему, заглянул еще раз в правила эксплуатации механиз­ мами инструкцию ио уходу за материаль­ нойчастью, составил обстоятельный план- конспект, приказал старшине 2 статьи )сппову развесить чертежи, приготовить соответствующий инструмент. Все указа­ ния главного старшины были точно вы­ полнены. Занятие началось точно в назначенное время. Собрав лпчный состав, главный старшина Артамонов ознакомил матросов с темой занятий и поставленной задачей. Перед проработкой главной машины ру­ ководитель занятия показал на чертеягах и у механизмов, какие приборы надлежит проверить. На разрезной материальнойча­ сти он показал газораспределение главной машины, после чего стал прорабатывать главную машину. В это время главный старшина показывал, когда выводится ру­ левой стопор, как происходит отработка прибора расстояния, что делается с руля­ ми прп выведенном рулевом стопоре. — Всем ли понятно, как прораба­ тывается главная машина? — спросил главный старшина. Матрос Петров сказал, что ему непонят­ на работа гидростатического аппарата и как производится регулировка перекладки рулей. Тогда Артамонов использовал более наглядное пособие — развернутый макет связи пппо татпческого аппарата с руля­ ми и на нем произвел проверку и регули­ ровку рулей. Этого для Петрова оказалось вполне достаточно. Затем руководитель занятия предложил проделать это всем остальным матросам. Вот старший матрос Зателепнн стал про­ изводить прокачку прибора вертикальных >улей. Посылая ключом рычаг эласти­ ческой тяги, старший матрос Зателепин прилагал большое усилие на ключ и плав­ но подавал вперед; рули перекладывались медленно и не на полную перекладку. Главный старшина Артамонов указал на ошибку и, взяв ключ, показал, как нужно подавать тягу. Матросу Орлову после проработкп ма­ шины было неясно газораспределение си­ лового механизма гидростатического при­ бора, его согласованность работы с гидро­ статом. Тогда главный старшина Артамо­ нов об’яснил это еще раз на чертеже и на разрезном приборе, показал пути рабо­ чего и отработанного воздуха силового ме­ ханизма, а его связь с гидростатом на макете. Неясный вопрос воин усвоил хо рошо. Главный старшина Артамонов рассказал также и показал наглядно на разрезно! торпеде смазку главной машины, работу распределителя смазки, его регулировку. Убедившись в хорошем усвоении темы руководитель занятия подвел итог, указав на имеющиеся недостатки в практических действиях личного состава. Занятие прошло живо, интересно и до ходчиво. Благодаря тщательной подготов­ ке главный старшина Артамонов сумел до­ биться хороших результатов. Во время Великой Отечественной войны практическим тренировкам придавалось особо важное значение, хотя условий для этого, как известно, подчас и не было Личному составу приходилось заниматься урывками во время коротких стоянок в базе. Старшина 1 статьи Кадыков произ­ водил тренировки моряков по отработке нормативов приготовления бомб по-боево- му. ио зарядке бомбометов непосредст­ венно на материальной части, на боевых постах. Эти тренировки приносили боль­ шую пользу при боевом иепользованип оружия во время встреч с врагом. Учиться тому, что необходимо на войне — значит приобрести все качества, кото­ рые потребуются в бою. Это нред’являот высокие требования к занятиям по боевой подготовке. Основным из них было и ос­ тается — в учебе действуй, как в бою! Корабельный устав указывает, что тре­ нировки являются основным видом одиноч­ ной подготовки. О ни имеют целью освое­ ние практических навыков в выполнении своих обязанностей ио обслуживанию и боевому использованию оружия и техни­ ческих средств как на учебных приборах, так и непосредственно на материальной части. Тренировками руководит командир отделения, старшина. Задача старшины — использовать во время занятий все имеющиеся средства, вое наглядные пособия, чтобы научить ма­ тросов управлять той современной техни­ кой, которой вооружила Военно-Морской Флот наша любимая Родина. Лейтенант В. ФИРСОВ. С о л о н о о Милаговсиои Мне не довелось встречать поэта. Умер он. Суровый факт упрям. Только разве я поверю в это? Можно ль в смерть его поверить нам! В громе батарей многоголосом В сорок первом огненном году Слышал я: балтийские матросы «Левый марш» читали на ходу. И над всей советскою державой Поднимался голос страстный, гневный: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!». Видел я: равниной приднепровской, Увлекая роты за собой. Грозный танк «Владимир Маяковский» Шел в победный справедливый бой. В дни войны — на отдыхе, в походе Иль в сражений вихре огневом — Числился бойцом он в каждом взводе, В каждом экипаже боевом. Наповал врага разили строки, Мастерски отточенные им. ...И сегодня на великих стройках Снова видим мы его живым. И сегодня, как когда-то в битве. Он в труде напорист, смел и строг. В экскаватора рабочем ритме Слышен ритм его железных строк. И как песня, хороша работа, И легко и радостно дышать. Эй, товарищ! Выше темпы! Кто там Нашим стройкам хочет помешать? Злобствует, огнем грозя. Не выйдет! Нам угрозы эти не страшны. Правду нашей жизни каждый видит. Мы миролюбивы, но сильны! Козни вражьей клики нам не новы, И недаром черный этот сброд Заклеймил поэт разящим словом. Это слово правды не умрет. Нет! Без виз перешагнув границы, Рупором оно звучит везде, От него не спрятаться убийцам. Мастерам заплечных грязных дел. Жаждущим войной взорвать планету. Это слово страстное сейчас Грозно призывает их к ответу Именем многомиллионных масс. Знаю я: поэзия — не тайна. Прост ее величия секрет: Если стих твой годы испытаний Выдержал и нужен — ты поэт. Нам стихи нужны особой ковки, Чем острей строка, тем мы сильней. Жизнь идет. Владимир Маяковский С нами вместе в бурном ритме дней! А. БУЛАВКИН . -------Q------- ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БИБЛИОТЕКА НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ЗАПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ Личный состаз нашего корабля очень любит книги. В каюте политпросветработы и кубриках в свободное время можно уви­ деть матросов и старшин, читающих или обсуждающих книги. Однако библиотека не удовлетворяет всех запросов личного состава. В ней очень много книг, v которых нет ни на­ чала, ни конца. Такие книги давно бы надо было заменить новыми. В библиотеке почти вовсе нет учебников для средней школы, хотя спрос на них очень велик. Это говорит о том, что работе библиоте­ ки очень мало уделяется внимания. Старший матрос Н. КЛЮЕВ. КОМУ НУЖНА ТАКАЯ ПРАЧЕЧНАЯ В Североморске имеется единственная прачечная. Это предприятие совершен­ но не оправдывает своего назначения: выстиранное здесь белье ничем не отли­ чается от грязноРо. Недавно, например, я получил в пра­ чечной свое белье, которое, как меня уве­ ряли. было выстирано. Но мне кажется, что стиркой-то его и не занимались, а просто опустили в воду и — под утюг. Во всяком случае, белье нисколько не стало чище от того, что побывало в руках пра­ чек этого ппедпрннтия. Неужели нет возможности хорошо нала­ дить работу прачечной? Трудно поверить этому. X. ХАСАНОВ. О ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ма­ трос Барейша овладел второй спе­ циальностью. Недавно он был допу­ щен к самостоятельной вахте у вновь освоенного им заведывания. Коман­ дир остался доволен действиями вои­ на. Матрос И. Уральский. О ПО-ХОЗЯЙСКИ относится к своему заведыванию старший матрос Нечаев. При проверке обслуживаемой им боевой техники командир дал вы­ сокую оценку стараниям моряка. Старший матрос А. Сидоров. О СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА успешно выполнена личным составом. Этому во многом способствовали умелые действия старшины 2 статьи Отро- щенко, матроса Сергеева и других. Старший матрос А. Гетьман. О В ПОХОДЕ отличился старши­ на 2 статьи Тер.мннский. Действуя в трудных условиях, он показал свое возросшее боевое мастерство. Ему об’явлено поощрение. Главный старшина Б. Панферов. О ДОБРОСОВЕСТНО бережет во­ енное и народное имущество матрос Фильцов. За это командир ставит его в пример всему личному составу. Старший матрос В. Панин. О ГЛАВНЫЙ СТАРШИНА Фесен- ко по праву считается на корабле требовательным начальником и уме­ лым воспитателем матросов. Благо­ даря его стараниям старшие матросы Иващенков, Пахомов и другие стали классными специалистами. Старший матрос В. Медведев. О БЛАГОДАРНОСТЬ за бдитель­ ное несение караульной службы по­ лучил ефрейтор Верховинскнй. Он, охраняя важный об’ект, службу нес строго по уставу. В. Тропин. О СТОЯ НА ПОСТУ, старший матрос Кнрюткнн проявил высокую бдительность. Воину об’явлено по­ ощрение. Старшина 2 статьи А. Смыслов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz