На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 апрзля 1 9 5 4 г.. № 8 7 ( 4 9 2 9 ) . Трибуна классного специалиста Радиопомехи к борьба с ними Выдающийся деятель русского флота Помехи рлшопрнрму можно класспфи- цирпват?» по двум признакам — ио источ­ никам их нр'нкхо-дчемнл и по электриче­ ской характеристике. Па первого вида по­ мех считаются помехи от посторонних пе­ редатчиков. от электрооборудования, от атмосферных явлений. так называемые промышленные и »мехн и внутренние шу­ мы приемников. Помехи по их электриче­ ской характеристике разделяются на пе­ риодические и импульсивные. При современной насыщенности радио- средствами основным видом помех приему является воздействие посторонних пере­ датчиков. Пол ее опасными из них оказы- . ваются те. которые исходят от передат­ чиков. расположенных близко к месту приема. Такие помехи но характеру явля­ ются периодическими, так как они имеют определенную несущую частоту, на кото­ рой работает данная радиостанция, созда­ ющая помехи. Бороться с такими помеха­ ми следует методом избирательности по частоте, рассчитывая на то, что длина волны работающего корреспондента отли­ чается от длины волн помех. Хорошую помощь в борьбе с помехами от посторонних передатчиков может ока­ зать пространственная избирательность, т. е. применение направленных антенн. Ко­ нечно, эта помощь должна согласовывать­ ся с тактическими условиями, так как не всегда имеется возможность держать связь с определенным корреспондентом в тре­ буемом направлении. Если это допустимо, то на средних и коротких волнах можно применить, например, антенну бегущей волны или (с меньшим эффектом) наклон­ ный луч. На метровых волнах целесооб­ разнее применение специальных антенн. Имеется еще способ борьбы с такими по­ мехами при помощи применения приемни­ ка с высокой селективностью. Высокая се­ лективность может быть достигнута в том случае, если кривая резонанса приемника в целом при заданной полосе пропускания имеет крутые скаты вне этой полосы. Но н полосу пропускания желательно выби­ рать в соответствии с видом передачи: более широкую — для телефонной рабо­ ты и более узкую — для телеграфной пе­ редачи. Следует иметь в виду, что применение узкой полосы пропускания, выгодное для подавления помех, требует хорошей ста­ бильности настроек передатчиков и при­ емника, так как при нарушении настрой­ ки сигнал выходит за пределы полосы пропускания. К техническим методам се­ лекции при приеме на слух добавляются избирательные свойства слуха опытного радиста. Если, например, сигнал и помехи слышны одновременно, то телеграфные сигналыможно отличить по тону. Возмож­ ность приема их определяется искусством радиста. Кроме направленных антенн приемнику можно добавлять защитные фильтры, ко­ торые не дают возможности пройти то­ кам высокой частоты. Помимо периодиче­ ских существуют атмосферные, промыш­ ленные помехи, а также создавшиеся внутри приемника (шумы аппарата). Атмосферные помехи создаются разряда­ ми атмосферного электричества в нижних слоях атмосферы, вызванные электромаг­ нитным полем земли. Частью этих помех является грозовая деятельность вблизи приемной станции. Электродвижущие силы, наводимые эти­ ми разрядами, в приемной антенне имеют характер преимущественно импульсный, т. е. представляют собой случайные крат­ ковременные толчки, каждый из которых заканчивается до начала следующего и со­ здает колебания в контурах приемника. Понятно, что такой импульс не имеет соб­ ственной несущей частоты, а поэтому нельзя говорить о настройке или об от­ стройке приемника по отношению к ат­ мосферным помехам. Однако уровень данных помех зависит от того, в каком диапазоне волн ведется радиосвязь. Атмосферные помехи очень сильно заметны на длинных волнах, тог­ да как на всех коротких волнах они, т. е. эти помехи, практически не нарушают связи. Несмотря на то, что частотная из­ бирательность не позволяет полностью устранить возмездия импульсных помех, они могут быть ослаблены путем умень­ шения полосы пропускания приемником. Исходя из сказанного, понятно, что при меньшей полосе пропускания приемник будет подвергаться действию меньшего участка помех. В этом смысле радиоте­ леграфная связь па длинных волнах, име­ ющая полосу пропускания несколько со­ тен герц, значительно выгоднее радиоте­ леграфной связи, требуощей полосы про­ пускания в несколько килогерц. При радио-телеграфюм приеме борьба с импульсными помехами (атмосферного или иного происхождения) зедется путем при­ менения в схеме радиоприемных устройств амплитудного ограничителя. Роль простей­ шего ограничителя может выполнять, на­ пример, один из усилительных каскадов, если его лампа питается небольшим анод­ ным напряжением: верхний сгиб анодной характеристики ограничивает высоту им­ пульса анодного тока. Поэтому даже силь­ ный атмосферный разрдд создает в цепи анода только импульс, близкий к ампли­ тудам тока сигнала. Но сигнал длится в течение целой телеграфной посылки, тог­ да как помеха кратковременна, — значит ограничитель обеснечизает превосходство сигнала над помехами. Промышленные помехи также молено преодолевать. Труден радиоприем вблизи работающих корабельных электроустано­ вок, медицинских приборов (рентген и другие). Все они излучают помехи в виде электромагнитных волн высокой частоты. Но так как многие промышленные поме­ хи, воздействующие на приемник через антенну, имеют такой же характер, как и атмосферные разряды, то все перечислен­ ные выше методы борьбы с помехами при­ годны и для ослабления промышленных. Однако следует отметить, что все эти методы еще мало эффективны. Кроме то­ го, часто промышленные помехи проника­ ют в приемник не через антенну, а ины­ ми путями. В таких случаях нужно при­ менять другие методы борьбы с ними. В частности, эти помехи можно уничтожить в самом источнике, т. е. в электрическом аппарате, создающем помехи. Весьма эф­ фективным средством является экраниро­ вание источника помех со всех сторон металлическим экраном. Более простой способ заключается в том, что в провода, идущие от источника помех, включаются высокочастотные фильтры, которые состоят из дросселей и конденсаторов. Тогда высокочастотные то­ ки, возбуждаемые искрами, не будут рас­ пространяться по проводам и создавать помехи путем индукции или излучения. Конечно, создание таких фильтров по тем или иным причинам не всегда воз­ можно, но все же они проще, чем экрани­ рование. Для наиболее эффективном по­ давления помех нужно применять и экра­ нирование и фильтры. Но последние игра­ ют более важную роль, так как помехи, главным образом, проникают в приемные устройства через провода и линии. Изучив способы борьбы с радиопомеха­ ми, радисты подразделения добиваются серьезных успехов. В этом отношении они накопили некоторый практический опыт, который помогает им обеспечить командо­ вание надежной и бесперебойной связью. Для того, чтобы умело преодолевать по­ мехи приему, каждый радиоспециалпст, которому доверена первоклассная совет­ ская техника, должен в совершенстве изу­ чить ее, умело и грамотно ею управлять. Ему необходимо отлично знать, какие по­ мехи больше всего опасны, как вести борьбу с ними. Не усвоив всего этого, радиоспециалист не сможет обеспечить бесперебойной связи. Как-то матросу Лелевскому было пору­ чено несение ответственной вахты. От его умения и знаний зависел успех задачи. "Матрос должен был обеспечить беспере­ бойную связь с корреспондентом на даль­ нее расстояние. От работы радиста ждали хороших результатов. Но, к сожалению, этого не произошло. Заступив на вахту, матрос Лелевский встретил большие трудности в приеме ра­ диограмм. На его рабочей волне появились сильные помехи от посторонних передат­ чиков. Они очень мешали приему сигна­ лов корреспондента. Для того, чтобы при­ нять своего корреспондента, надо было из­ бавиться от помех данного вида. Однако способов борьбы с ними матрос не знал и поэтому растерялся. Пришлось ему сдать вахту более опыт­ ному специалисту старшему матросу Ве­ селову. Этот воин отлично знает вверен­ ную ему технику, умеет ее грамотно экс­ плуатировать. Зная способы преодоления радиопомех, он без особых усилий обеспе­ чил бесперебойную связь с корреспонден­ том. Надежную связь, уверенный прием ра­ диограмм и радиосигналов может обеспе­ чить только тот радист, который в совер­ шенстве изучил свою технику, виды по­ мех радиоприему и борьбу с ними. Старший сержант А . СМИРНОВ. На боевом посту, где служили бывалые моряки Личный состав отмечал юбилей корабля. Вечером вокруг старшего лейтенанта Конышева собрались молодые матросы. Они с увлечением слушали рассказ о боевых подвигах своих старших товарищей. — В начале 1942 года, — рассказывал офицер, — наш корабль после успеш­ ного выполнения задания командования вскоре вышел в очередной боевой поход. Действовать пришлось в трудных условиях. Завязался ожесточенный бой. От силь­ ных взрывов на корабле потекла одна из нефтяных спстерн. Погас свет, было пов­ реждено много механизмов. В этой тяжелой обстановке личный состав действовал смело и решительно. Мужество и выносливость особенно проявили мотористы ко­ рабля. В результате отличного знания своей техники они быстро исправили пов­ режденные механизмы. Корабль и на этот раз образцово выполнил задание. Все мо­ тористы были отмечены правительственными наградами. Среди них — мичман Ко­ лесов, старшина 2 статьи Полоний, матросы Мачехин, Пучков и другие. Так воевали наши бывалые моряки. Свято хранят и умножают боевые традиции мотористы корабля. Они повседнев­ но учатся воинскому мастерству. Пример честного служения Родине показывает старшина 2 статьи Дудин. Моряк отлично изучил свое дело, добился высокого зва­ ния классного специалиста. Старшина умело обучает и воспитывает подчиненных. Сейчас все мотористы являются примерными в службе и учебе моряками. В отделе­ нии выросли ряды отличников боевой и политической подготовки. В день годовщины корабля за достигнутые успехи в службе старшина 2 статьи Дудин был поощрен внеочередным краткосрочным отпуском. Командир корабля на­ правил также на родину моряка благодарственное письмо. Готовясь к первомайскому празднику, мотористы прикладывают много сил, что­ бы быстрее и качественнее выполнить задачу, поставленную перед н им и командиром. Капитан -лейтенант В. КА РП УН ИН . Пятьдесят лет назад, 13 апреля 1904 года, погиб выдающийся русский ученый и боевой адмирал Степан Осипович Мака­ ров. История русского флота конца XIX и начала XX столетий неразрывно связана с именем С. О Макарова. Его теоретиче­ ские работы и практическая деятельность оказали значительное влияние на развитие военно-морской мысли в России и за ру­ бежом. Многие изобретения и усовершен­ ствования Макарова до сих пор приме­ няются во всех флотах мира. Талантливый сын русского народа С. 0. Макаров был горячим патриотом своей страны. Это помогло ему достичь замечательных результатов во многих об­ ластях его деятельности. Характерно, что на любой работе, которая поручалась Ма­ карову, его пытливый ум был направлен на изменение сложившихся, но устарев­ ших положений, на выработку новых, прогрессивных взглядов. В каждом деле Макаров опирался на передовых офицеров, находил среди них способных помощников и активных последователей. Назначенный после производства в 1SG9 году в офицеры на броненосную лод- ду «Русалка», Макаров обратил внимание на несоответствие живучести корабля его боевой мощи. Получившая сравнительно небольшую пробоину «Русалка» едва не затонула из-за отсутствия водоотливных средств и должной организации борьбыза живучесть. Изучив причины ряда аварий как русских, так и иностранных кораб­ лей, Макаров положил начало созданию системы непотопляемости корабля, предло­ жил, в частности, специальный (так на­ зываемый «макаровский») пластырь для заделки пробоин. Хотя часть предложений Макарова, го­ рячо поддержанного адмиралом Г. И. Бу­ таковым, была принята на флоте, все же очень важное из них — выравнивание корабля путем затопления противополож­ ных неповрежденных отсеков — Морской технический комитет признал ересыо. «По­ надобилось 35 лет, гибель Макарова, Цу­ сима..., чтобы убедить в справедливости, практической важности и осуществимости идей 22-летнего мичмана», — писал вы­ дающийся русский кораблестроитель ака­ демик А. Н. Крылов. Именно Макаров положил начало науч­ ному обоснованию и практической органи­ зации борьбы за живучесть и непотопляе­ мость кораблей, принятой во всех флотах мира. Так было не только с вопросами борь­ бы за живучесть корабля. Деятельность Макарова на должности главного инспек­ тора морской артиллерии увенчалась изо­ бретением колпака для бронебойных сна­ рядов из мягкой стали. Это важнейшее изобретение очень скоро появилось вво всех иностранных флотах. Колпаки Мака­ рова и сейчас составляют необходимую принадлея:ность бронебойных снарядов во всем мире, так как значительно повышают пх пробивную способность. За что бы ни брался Макаров, он всег­ да доводил начатое дело до конца, обобщал полученный опыт, создавал научные тру­ ды, которые в большинстве своем стали достоянием мировой научной мысли. После русско-турецкой войны 1877 — 1S78 гг. капитан 2 ранга Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе в распоря- жении русского посла. Здесь Макаров по своей инициативе занялся изучением те­ чении в проливе Босфор. Обработав своп наблюдения и исследования, он написал научный труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», в котором впервые в истории науки доказал наличие и об’ясннл причину обратного подводного течения из Средиземного моря в Черное, определил его скорость на разных глубинах, температу­ ру и плотность воды. Этот труд имел ог­ ромное научное н военное значение, и Ма­ каров получил за него премию Академии наук. После трехлетпего кругосветного плава­ ния на корвете «Витязь», в 1886 — 1889 гг. Макаров написал капитальный труд «Витязь» и Тихий океан», также удостоенный премии Академии наук и зо­ лотой медали Географического общества. В конце прошлого столетия Макаров разработал идею плавания в арктических льдах п достижения Северного полюса на ледоколе. Для этой цели по проектам и иод наблюдением Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». Во время выхо­ дов в Ледовитый океан Макаров вел боль­ шую научную работу, результатом кото­ рой явилась его книга «Ермак» во льдах». Вся эта громадная научно-исследова­ тельская работа, показывающая разносто­ роннюю одаренность и неутомимость С. 0. С. О. МАКАРОВ. Макарова, была направлена на достижение главной цели — развитие боевой мощи военно-морского флота, усовершенствова­ ние приемов и методов ведения боя, орга­ низации службы и обучения личного со­ става. ☆ * * Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 года (по нов. ст.) в городе Николаеве в семье прапорщика (бывшего боцмана). В 1858 году он был принят в низшее отделение морского училища в гор. Николаевске-на-Амуре, куда в том го­ ду переехал с семьей его отец. В учили­ ще, которое готовило флотских штурма­ нов, Макаров выделялся способностями, жаждой знаний. Еще будучи кадетом,^ он принимал участие в плавании на кораблях Сибирской флотилии, а затем на кораблях эскадры Тихого океана. После семи лет учебы, в 1865 году, Ма­ каров отлично сдал экзамены в училище и был направлен служить на флот. Пропла­ вав на военных кораблях четыре года гар­ демарином, Макаров в 1869 году получил первый офицерский чин — мичмана. Начавшаяся в 1877 году русско-турец­ кая война застала Россию совершенно неподготовленной. Она имела на Черном море только пловучие батареи и несколько деревянных корветов и шхун. Турция же могла использовать на Черном море 15 ороненосцев, значительное количество винтовых фрегатов и корветов, мониторы, канонерские лодки и другие корабли. Воевать наличными силами с таким противником было трудно. Требовался но­ вый метод борьбы с неприятельским фло­ том, чтобы бить его по суворовскому ирин- _______щгпу — не числом, а умень­ ем. Такой метод и предложил лейтенант Макаров. Суть его заключалась в том, чтобы ис­ пользовать быстроходные па­ роходы для доставки минных катеров в район нахождения вражеской эскадпы. Спущен­ ные с борта минные катера ночыо или в тумане атакуют неприятельские корабли ше­ стовыми и буксируемыми ми­ нами, возвращаются после атаки к пароходу, который поднимет их на борт п ухо­ дит.. Выдержав упорную борьбу с чиновниками морского ми­ нистерства, Макаров добился утверждения своего предложе­ ния. Назначенный команди­ ром парохода «Константин», Макаров вооружил его артил­ лерией и минными катерами, подготовил моряков к атакам но вражеским кораблям. В результате ряда блестяще проведенных минных атак было уничтожено и поврежде­ но несколько кораблей про­ тивника. Так появились новые прие­ мы морского боя. Автором и первым исполнителем пх был _______ С. 0. Макаров. Военно-морская тактика получила дальней­ шее развитие. Возникли предшественники торпедных катеров, эскадренных минонос­ цев, пловучпх баз, наметились методы их использования. Впервые были применены в боевой обстановке самодвижущиеся ми­ ны. За время службы на флоте Макаров внес много усовершенствований в строи­ тельство кораблей, предложений по их боевому использованию, подготовке экипа­ жей. В числе их молено назвать и проек­ ты мелкосидящих судов для плавания ио рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья, и предло­ жение об ускоренной (вместо полутора ча­ сов за семь минут) подготовке корабля к выходу в море, и организацию перевозки десантных отрядов, и многое другое. В 1897 году С. 0. Макаров написал крупный научный труд — «Рассуждения ио вопросам морской тактики». Не будучи свободной от ряда недостатков, эта работа обобщает ценные мысли о характере бое­ вого маневрирования, о развитии активно­ сти, об обучении и тренировках личного состава. <г <г * На рубеже XIX и XX столетий обостри­ лась борьба империалистических госу­ дарств за новый передел сфер влияния, за рынки сбыта, источники сырья. В этом разбое начала принимать активное уча- З а это его любили матрпсы Популярность Макарова не была показной, основанной на отдельных проявле­ ниях видимого внимания, которым любили щеголять некоторые командиры. Он в , самом деле хорошо знал нужды и запросы матросов, глубоко интересовался их бытом, жизнью, внимательно выслушивал их просьбы и никогда не забывал вы­ полнить то, что обещал кому-нибудь. Как-то Макаров в одной из кронштадтских • казарм знакомился с матросами. Ротный давал краткую характеристику каждому. —А вот этот любит читать книжки и даже иногда пишет, — говорит ротный, приказывая подойти к адмиралу матросу Шншмареву. — Как, — восклицает Макаров, — он читает и пишет? Шишмарев встревожился. Как-то отнесется адмирал к такому времяпрепровож­ дению матроса. Всякие адмиралы бывают. По тотчас успокоился. По глазам адми­ рала видно, что он это занятие не осуждает, как сделал бы на его месте какой- нибудь «другой» адмирал. Макаров оживляется и начинает расспрашивать Шишма- рева, что он читает, кто из писателей ему больше нравится, и советует прочесть книги Станюковича, Мамнна-Сибиряка, Короленко и других. — Любопытно взглянуть, что и как ты пишешь. Есть при себе что-нибудь? . Шишмарев лезет в сундук и, весь побагровев от смущения, подает адмиралу две тетрадки стихов. Макаров прячет их в боковой карман сюртука и, пообещав ознакомиться дома и прислать сгихи обратно, направляется дальше. Проходит два месяца. Шишмарев шел в плавание, уверенный, что адмирал за­ был про него и про тетради со стихами. Возвращается, а на его имя пакет: «Д1а- тросу Шншмареву от вице-адмирала Макарова». В пакете тетрадка и записка, в которой Макаров сообщал, что другую тетрадь оставил у себя для того, чтобы по­ местить стихи в очередном номере журнала «Море и его жизнь», и предлагал Шншмареву навестить его в свободное время, чтобы потолковать с ним о его бу­ дущем. Впоследствии Шишмарев сделался литературным работником. (Из книги Б. Островского «Адмирал Макаров».). стие и Япония. Одним из об’ектов грабе­ жа был Китай. Но империалистические хищники — Англия, Соединенные Штаты Америки, Германия сами стремились захватить Ки­ тай, поэтому они толкали Японию на вой­ ну против России, чтобы ослабить влия­ ние той и другой на Дальнем Востоке и тем облегчить себе борьбу за новые тер­ риториальные приобретения. В 1902 году Англия заключила договор с Японией, по которому обещала Японии соблюдать нейтралитет в случае войны или оказывать ей помощь. Соединенные Штаты Америки предоставили Японии крупный заем. Готовясь к агрессин, Япония уделяла большое внимание строительству флота, на которое расходовались средства, полу­ ченные от США по займу и но контрибу­ ции с Китая. Был введен специальный военно-морской налог. Одновременно Япо­ ния создавала многочисленную армию для вторжения на материк. I Царское правительство России, подст­ рекаемое Англией и Германией, было за­ интересовано в войне с Японией. Оно рассчитывало войной укрепить внутрен­ нее положение в стране, задушить нара­ ставшую революцию. Однако замыслы ца­ ризма не соответствовали его подготовлен­ ности к ведению боевых действий. Япония через свою разведывательную сеть была хорошо осведомлена о неподго­ товленности России к воине и поспеши­ ла воспользоваться этим. В ночь на 9 фев­ раля 1904 года японский флот внезапно начал военные действия, совершив напа­ дение на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо. Находившийся в то время на должности главного командира Кронштадтского порта и генерал-губернатора Кронштадта, вице- адмирал С-. 0. Макаров много работал над вопросами укрепления могущества флота. В своих записках о программе судострое­ ния он дал верный прогноз развития со­ бытий на Дальнем Востоке. Перед самым началом воины Макаров обратился в мор­ ское министерство с письмом, в котором предлагал усилить охрану кораблей в Порт-Артуре.' Письмо было доложено по начальству и на нем появилась резолю­ ция: «Макаров известный алармист— ни­ какой войны не будет». А на следующий день в результате атаки японских кораблей в Порт-Артуре были выведены из строя два броненосца и крейсер. В Чемульпо после неравного боя с японской эскадрой был затоплен своей командой крейсер и взорвана канонерская лодка. Положение русского флота значи­ тельно усложнилось. Тогда Макаров был направлен на Дальний Восток. В начале марта 1904 года Макаров, на­ значенный командующим Тихоокеанским флотом, прибыл в Порт-Артур. Его имя было настолько известно на флоте, что сам факт прибытия Макарова вселял на­ дежду в личном составе на то, что флот окрепнет и перейдет к решительным бое­ вым действиям. И эти надежды Макаров оправдал. Уже через день но прибытии он, узнав о нападении японцев на русские миноносцы, вышел в море с отрядом ко­ раблей и заставил противника отступить. В дальнейшем Макаров регулярно выходил в море, организовал дозорную службу п разведку, осуществил ряд мер по охране рейда, применил перекидную стрельбу ко­ рабельной артиллерии через мыс и многое другое. 13 апреля 1904 года Макаров во главе эскадры вышел на броненосце «Петропав­ ловск» на поддержку возвращавшихся из разведки миноносцев. От взрыва враже­ ских мин на «Петропавловске» сдетонпро- вал боезапас, и броненосец, опрокинув­ шись, затонул. Вместе с большей частью экипажа погиб и вице-адмирал С. 0. Ма­ каров. Это была тяжелая утрата для флота, для России. За короткий срок (36 дней) пребывания Макарова в должности коман­ дующего флотом он сумел вселить в моря­ ков веру в свои силы, способность бороть­ ся с врагом. Советские воппы, бережно хранящие и развивающие лучшие боевые традиции русской армии и флота, чтят память Степана Осиповича Макарова — выдаю­ щегося ученого и флотоводца. Капитан 1 ранга П. ПАЩЕННО. I I В море —дома, на берегу —в гостях" Вся жизнь и служба Степана Осиповича Макарова — яркий об­ разец подлинной любви к морю, к родному кораблю, к военно- морской службе. Будучи пламен­ ным патриотом отечества, знаме­ нитый адмирал постоянно напо­ минал офицерам и матросам: «В море — дома, на берегу — в го­ стях», выражая этим чувства и чаяния настоящих моряков. «Матрос, — писал С. О. Мака­ ров, — должен обладать следую­ щими качествами: здоровье и вы­ носливость, привычка к дисци­ плине, привычка к морю, сме­ лость, познания». Командуя ко­ раблями и соединениями кораб­ лей, великий флотоводец неук­ лонно проводил в жизнь эти тре­ бования1. Он добивался строгого распорядка дня на кораблях, про­ ведения систематических занятий по боевой учебе, всегда заботил­ ся о быте подчиненных. Однаж­ ды, проверяя пароход «Тамань», командиром которого был С. О. Макаров, старший начальник в своем приказе отметил, что ко­ рабль находится в отличном со­ стоянии, команда отличается бо­ дрым и здоровым видом. Во вре­ мя учений экипаж корабля пока­ зал высокую выучку. Успешно были поставлены и закреплены паруса, артиллеристы действова­ ли умело. «Все эти работы, — от­ мечалось в приказе, — произво­ дились вполне отчетливо, с пол­ ным усердием, знанием дела и без малейшего шума и замеша­ тельства». После смотра корабля старшин начальник выразил бла­ годарность С. О. Макарову, всем его офицерам и об’явил свое спа- С . О. Макаров о морской службе сибо команде за молодецкую службу и хорошее поведение. Большое внимание уделял про­ славленный русский адмирал морской выучке молодых моря­ ков. Он требовал, чтобы все но­ вобранцы в первый же год служ­ бы обязательно выходили в пла­ вание, чтобы не было ни одного матроса, который не побывал в море. Воспитанные и обученные С. О. Макаровым, офицеры и ма­ тросы показывали в боях высокое воинское мастерство, мужество и стойкость. После морского боя корабля «Константин», которым командовал С. О. Макаров, с турками будущий адмирал в своем рапорте писал: «Я не могу достаточно нахвалиться как стар­ шим механиком, так и его по­ мощниками и всею машинною командой. Только благодаря опытности и знанию этих людей, я обязан несколько раз сохране­ нию парохода. Откровенно дол­ жен признаться, что, если бы я не был уверен в своих механиках и машине, я бы не решился ни на одну смелую атаку». Во время занятий и тактиче­ ских учений большое внимание С. О. Макаров уделял физиче­ ской подготовке матросов. Он требовал, чтобы строго по распо­ рядку ежедневно проводилась гимнастика, много внимания уде­ лял воспитанию умения лазать по канату, фехтованию, упражне­ ниям на трапеции. Все это спо­ собствовало воспитанию у моря­ ков таких качеств, как стой­ кость и выносливость, способность переносить тяготы трудной мор­ ской службы. С. О. Макаров был не только требовательным, но и заботливым командиром, внимательным к нуж­ дам личного состава. Это можно подтвердить многочисленными до­ кументами из служебной деятель­ ности знаменитого флотоводца. Вот один из них: «Кочегарам не положено крашеных курток и брюк, почему во время службы на паровых катерах им приходит­ ся быть в рабочем платье. Ввиду того, что то же рабочее платье служит им и для работ в уголь­ ных ямах, при чистке трюма и прочего, кочегары почти всегда на катерах бывают одеты доволь­ но грязно. Посему я полагал бы, что на каждый корабль, имею­ щий паровые катера, следует от­ пускать куртки с брюками, кра­ шеные, для кочегаров по расчету 2 пары на каждый паровой ка­ тер». Большое внимание уделял С. О. Макаров питанию матро­ сов, постоянно следил за тем, чтобы пища была не только обильна и питательна, но и хоро­ ша на вкус. Он указывал, что вкусная пища влияет на хорошее настроение команды. Для кора­ бельного кока «Витязя» он сам написал специальную инструк­ цию, в которой об’яснялось, как надо готовить щи, поджаривать мясо и т. д. «От умения кока, — говорил С. О. Макаров, — зави­ сит как вкус, так и питатель­ ность приготовляемой для коман­ ды пищи...». Прославленный адмирал непре­ станно воспитывал у подчиненных офицеров и матросов любовь к своему кораблю. Он не раз указы­ вал на то, что от личного соста­ ва. от командира зависит доброе имя и слава корабля. А для ъто- го нужно любить корабль, счи­ тать его для себя родным домом. Вот почему экипажи тех кораб­ лей, которыми командовал С. О. Макаров, всегда отличались вы­ соким воинским мастерством, четкой службой и твердой дис­ циплиной. Одним из важнейших условий победы в бою и успехов в повсе­ дневной службе знаменитый рус­ ский флотоводец считал твердую и нерушимую воинскую дисци­ плину, беспрекословную испол­ нительность подчиненных, пови­ новение воле командира. «Чело­ век, который, получив приказа­ ние, говорит о затруднениях, сто­ ит на ложном пути, и чем скорее его направят на путь истинный, тем лучше!». С. О. Макаров ука­ зывает далее, что всего хуже, если получивший приказание нач­ нет сомневаться в возможности его выполнить. Моряк должен беспрекословно, точно и в срок выполнять приказы командиров и начальников. С. О. Макаров постоянно при­ зывал русских моряков помнить о войне. «Каждый военный или причастный к военному делу че­ ловек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись «Помни войну...». Все обучение и воспи­ тание моряков, указывал он, дол­ жно быть подчинено этому. «...Надо в мирное время делать маневры, которые сколько можно ближе напоминали бы войну» — учил великий флотоводец. Завет С. О. Макарова сохранил свою ценность и в наши дни. Руково­ дящим принципом боевой подго­ товки советских моряков явля­ лось и является правило: учиться тому, что необходимо на войне. Великий русский флотоводец, будучи до конца преданным сво­ ему отечеству, воспитывал это качество и у своих подчиненных. В одном из обращений к матро­ сам он говорил: «Старайтесь сде­ лать все, что можете. Невозмож­ ное останется невозможным, но все возможное должно быть сде­ лано. Главное, чтобы все... про­ никлись сознанием всей огромной возложенной на нас задачи, со­ знали всю тяжесть ответственно­ сти, которую самый маленький чин несет перед родиной». Таким был С. О. Макаров — верный патриот родины, талант­ ливый флотоводец, заботливый учитель и умелый воспитатель моряков, храбрый и бесстрашный воин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz