На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 апрзля 1 9 5 4 г.. № 8 7 ( 4 9 2 9 ) . Трибуна классного специалиста Радиопомехи к борьба с ними Выдающийся деятель русского флота Помехи рлшопрнрму можно класспфи- цирпват?» по двум признакам — ио источ никам их нр'нкхо-дчемнл и по электриче ской характеристике. Па первого вида по мех считаются помехи от посторонних пе редатчиков. от электрооборудования, от атмосферных явлений. так называемые промышленные и »мехн и внутренние шу мы приемников. Помехи по их электриче ской характеристике разделяются на пе риодические и импульсивные. При современной насыщенности радио- средствами основным видом помех приему является воздействие посторонних пере датчиков. Пол ее опасными из них оказы- . ваются те. которые исходят от передат чиков. расположенных близко к месту приема. Такие помехи но характеру явля ются периодическими, так как они имеют определенную несущую частоту, на кото рой работает данная радиостанция, созда ющая помехи. Бороться с такими помеха ми следует методом избирательности по частоте, рассчитывая на то, что длина волны работающего корреспондента отли чается от длины волн помех. Хорошую помощь в борьбе с помехами от посторонних передатчиков может ока зать пространственная избирательность, т. е. применение направленных антенн. Ко нечно, эта помощь должна согласовывать ся с тактическими условиями, так как не всегда имеется возможность держать связь с определенным корреспондентом в тре буемом направлении. Если это допустимо, то на средних и коротких волнах можно применить, например, антенну бегущей волны или (с меньшим эффектом) наклон ный луч. На метровых волнах целесооб разнее применение специальных антенн. Имеется еще способ борьбы с такими по мехами при помощи применения приемни ка с высокой селективностью. Высокая се лективность может быть достигнута в том случае, если кривая резонанса приемника в целом при заданной полосе пропускания имеет крутые скаты вне этой полосы. Но н полосу пропускания желательно выби рать в соответствии с видом передачи: более широкую — для телефонной рабо ты и более узкую — для телеграфной пе редачи. Следует иметь в виду, что применение узкой полосы пропускания, выгодное для подавления помех, требует хорошей ста бильности настроек передатчиков и при емника, так как при нарушении настрой ки сигнал выходит за пределы полосы пропускания. К техническим методам се лекции при приеме на слух добавляются избирательные свойства слуха опытного радиста. Если, например, сигнал и помехи слышны одновременно, то телеграфные сигналыможно отличить по тону. Возмож ность приема их определяется искусством радиста. Кроме направленных антенн приемнику можно добавлять защитные фильтры, ко торые не дают возможности пройти то кам высокой частоты. Помимо периодиче ских существуют атмосферные, промыш ленные помехи, а также создавшиеся внутри приемника (шумы аппарата). Атмосферные помехи создаются разряда ми атмосферного электричества в нижних слоях атмосферы, вызванные электромаг нитным полем земли. Частью этих помех является грозовая деятельность вблизи приемной станции. Электродвижущие силы, наводимые эти ми разрядами, в приемной антенне имеют характер преимущественно импульсный, т. е. представляют собой случайные крат ковременные толчки, каждый из которых заканчивается до начала следующего и со здает колебания в контурах приемника. Понятно, что такой импульс не имеет соб ственной несущей частоты, а поэтому нельзя говорить о настройке или об от стройке приемника по отношению к ат мосферным помехам. Однако уровень данных помех зависит от того, в каком диапазоне волн ведется радиосвязь. Атмосферные помехи очень сильно заметны на длинных волнах, тог да как на всех коротких волнах они, т. е. эти помехи, практически не нарушают связи. Несмотря на то, что частотная из бирательность не позволяет полностью устранить возмездия импульсных помех, они могут быть ослаблены путем умень шения полосы пропускания приемником. Исходя из сказанного, понятно, что при меньшей полосе пропускания приемник будет подвергаться действию меньшего участка помех. В этом смысле радиоте леграфная связь па длинных волнах, име ющая полосу пропускания несколько со тен герц, значительно выгоднее радиоте леграфной связи, требуощей полосы про пускания в несколько килогерц. При радио-телеграфюм приеме борьба с импульсными помехами (атмосферного или иного происхождения) зедется путем при менения в схеме радиоприемных устройств амплитудного ограничителя. Роль простей шего ограничителя может выполнять, на пример, один из усилительных каскадов, если его лампа питается небольшим анод ным напряжением: верхний сгиб анодной характеристики ограничивает высоту им пульса анодного тока. Поэтому даже силь ный атмосферный разрдд создает в цепи анода только импульс, близкий к ампли тудам тока сигнала. Но сигнал длится в течение целой телеграфной посылки, тог да как помеха кратковременна, — значит ограничитель обеснечизает превосходство сигнала над помехами. Промышленные помехи также молено преодолевать. Труден радиоприем вблизи работающих корабельных электроустано вок, медицинских приборов (рентген и другие). Все они излучают помехи в виде электромагнитных волн высокой частоты. Но так как многие промышленные поме хи, воздействующие на приемник через антенну, имеют такой же характер, как и атмосферные разряды, то все перечислен ные выше методы борьбы с помехами при годны и для ослабления промышленных. Однако следует отметить, что все эти методы еще мало эффективны. Кроме то го, часто промышленные помехи проника ют в приемник не через антенну, а ины ми путями. В таких случаях нужно при менять другие методы борьбы с ними. В частности, эти помехи можно уничтожить в самом источнике, т. е. в электрическом аппарате, создающем помехи. Весьма эф фективным средством является экраниро вание источника помех со всех сторон металлическим экраном. Более простой способ заключается в том, что в провода, идущие от источника помех, включаются высокочастотные фильтры, которые состоят из дросселей и конденсаторов. Тогда высокочастотные то ки, возбуждаемые искрами, не будут рас пространяться по проводам и создавать помехи путем индукции или излучения. Конечно, создание таких фильтров по тем или иным причинам не всегда воз можно, но все же они проще, чем экрани рование. Для наиболее эффективном по давления помех нужно применять и экра нирование и фильтры. Но последние игра ют более важную роль, так как помехи, главным образом, проникают в приемные устройства через провода и линии. Изучив способы борьбы с радиопомеха ми, радисты подразделения добиваются серьезных успехов. В этом отношении они накопили некоторый практический опыт, который помогает им обеспечить командо вание надежной и бесперебойной связью. Для того, чтобы умело преодолевать по мехи приему, каждый радиоспециалпст, которому доверена первоклассная совет ская техника, должен в совершенстве изу чить ее, умело и грамотно ею управлять. Ему необходимо отлично знать, какие по мехи больше всего опасны, как вести борьбу с ними. Не усвоив всего этого, радиоспециалист не сможет обеспечить бесперебойной связи. Как-то матросу Лелевскому было пору чено несение ответственной вахты. От его умения и знаний зависел успех задачи. "Матрос должен был обеспечить беспере бойную связь с корреспондентом на даль нее расстояние. От работы радиста ждали хороших результатов. Но, к сожалению, этого не произошло. Заступив на вахту, матрос Лелевский встретил большие трудности в приеме ра диограмм. На его рабочей волне появились сильные помехи от посторонних передат чиков. Они очень мешали приему сигна лов корреспондента. Для того, чтобы при нять своего корреспондента, надо было из бавиться от помех данного вида. Однако способов борьбы с ними матрос не знал и поэтому растерялся. Пришлось ему сдать вахту более опыт ному специалисту старшему матросу Ве селову. Этот воин отлично знает вверен ную ему технику, умеет ее грамотно экс плуатировать. Зная способы преодоления радиопомех, он без особых усилий обеспе чил бесперебойную связь с корреспонден том. Надежную связь, уверенный прием ра диограмм и радиосигналов может обеспе чить только тот радист, который в совер шенстве изучил свою технику, виды по мех радиоприему и борьбу с ними. Старший сержант А . СМИРНОВ. На боевом посту, где служили бывалые моряки Личный состав отмечал юбилей корабля. Вечером вокруг старшего лейтенанта Конышева собрались молодые матросы. Они с увлечением слушали рассказ о боевых подвигах своих старших товарищей. — В начале 1942 года, — рассказывал офицер, — наш корабль после успеш ного выполнения задания командования вскоре вышел в очередной боевой поход. Действовать пришлось в трудных условиях. Завязался ожесточенный бой. От силь ных взрывов на корабле потекла одна из нефтяных спстерн. Погас свет, было пов реждено много механизмов. В этой тяжелой обстановке личный состав действовал смело и решительно. Мужество и выносливость особенно проявили мотористы ко рабля. В результате отличного знания своей техники они быстро исправили пов режденные механизмы. Корабль и на этот раз образцово выполнил задание. Все мо тористы были отмечены правительственными наградами. Среди них — мичман Ко лесов, старшина 2 статьи Полоний, матросы Мачехин, Пучков и другие. Так воевали наши бывалые моряки. Свято хранят и умножают боевые традиции мотористы корабля. Они повседнев но учатся воинскому мастерству. Пример честного служения Родине показывает старшина 2 статьи Дудин. Моряк отлично изучил свое дело, добился высокого зва ния классного специалиста. Старшина умело обучает и воспитывает подчиненных. Сейчас все мотористы являются примерными в службе и учебе моряками. В отделе нии выросли ряды отличников боевой и политической подготовки. В день годовщины корабля за достигнутые успехи в службе старшина 2 статьи Дудин был поощрен внеочередным краткосрочным отпуском. Командир корабля на правил также на родину моряка благодарственное письмо. Готовясь к первомайскому празднику, мотористы прикладывают много сил, что бы быстрее и качественнее выполнить задачу, поставленную перед н им и командиром. Капитан -лейтенант В. КА РП УН ИН . Пятьдесят лет назад, 13 апреля 1904 года, погиб выдающийся русский ученый и боевой адмирал Степан Осипович Мака ров. История русского флота конца XIX и начала XX столетий неразрывно связана с именем С. О Макарова. Его теоретиче ские работы и практическая деятельность оказали значительное влияние на развитие военно-морской мысли в России и за ру бежом. Многие изобретения и усовершен ствования Макарова до сих пор приме няются во всех флотах мира. Талантливый сын русского народа С. 0. Макаров был горячим патриотом своей страны. Это помогло ему достичь замечательных результатов во многих об ластях его деятельности. Характерно, что на любой работе, которая поручалась Ма карову, его пытливый ум был направлен на изменение сложившихся, но устарев ших положений, на выработку новых, прогрессивных взглядов. В каждом деле Макаров опирался на передовых офицеров, находил среди них способных помощников и активных последователей. Назначенный после производства в 1SG9 году в офицеры на броненосную лод- ду «Русалка», Макаров обратил внимание на несоответствие живучести корабля его боевой мощи. Получившая сравнительно небольшую пробоину «Русалка» едва не затонула из-за отсутствия водоотливных средств и должной организации борьбыза живучесть. Изучив причины ряда аварий как русских, так и иностранных кораб лей, Макаров положил начало созданию системы непотопляемости корабля, предло жил, в частности, специальный (так на зываемый «макаровский») пластырь для заделки пробоин. Хотя часть предложений Макарова, го рячо поддержанного адмиралом Г. И. Бу таковым, была принята на флоте, все же очень важное из них — выравнивание корабля путем затопления противополож ных неповрежденных отсеков — Морской технический комитет признал ересыо. «По надобилось 35 лет, гибель Макарова, Цу сима..., чтобы убедить в справедливости, практической важности и осуществимости идей 22-летнего мичмана», — писал вы дающийся русский кораблестроитель ака демик А. Н. Крылов. Именно Макаров положил начало науч ному обоснованию и практической органи зации борьбы за живучесть и непотопляе мость кораблей, принятой во всех флотах мира. Так было не только с вопросами борь бы за живучесть корабля. Деятельность Макарова на должности главного инспек тора морской артиллерии увенчалась изо бретением колпака для бронебойных сна рядов из мягкой стали. Это важнейшее изобретение очень скоро появилось вво всех иностранных флотах. Колпаки Мака рова и сейчас составляют необходимую принадлея:ность бронебойных снарядов во всем мире, так как значительно повышают пх пробивную способность. За что бы ни брался Макаров, он всег да доводил начатое дело до конца, обобщал полученный опыт, создавал научные тру ды, которые в большинстве своем стали достоянием мировой научной мысли. После русско-турецкой войны 1877 — 1S78 гг. капитан 2 ранга Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе в распоря- жении русского посла. Здесь Макаров по своей инициативе занялся изучением те чении в проливе Босфор. Обработав своп наблюдения и исследования, он написал научный труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», в котором впервые в истории науки доказал наличие и об’ясннл причину обратного подводного течения из Средиземного моря в Черное, определил его скорость на разных глубинах, температу ру и плотность воды. Этот труд имел ог ромное научное н военное значение, и Ма каров получил за него премию Академии наук. После трехлетпего кругосветного плава ния на корвете «Витязь», в 1886 — 1889 гг. Макаров написал капитальный труд «Витязь» и Тихий океан», также удостоенный премии Академии наук и зо лотой медали Географического общества. В конце прошлого столетия Макаров разработал идею плавания в арктических льдах п достижения Северного полюса на ледоколе. Для этой цели по проектам и иод наблюдением Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». Во время выхо дов в Ледовитый океан Макаров вел боль шую научную работу, результатом кото рой явилась его книга «Ермак» во льдах». Вся эта громадная научно-исследова тельская работа, показывающая разносто роннюю одаренность и неутомимость С. 0. С. О. МАКАРОВ. Макарова, была направлена на достижение главной цели — развитие боевой мощи военно-морского флота, усовершенствова ние приемов и методов ведения боя, орга низации службы и обучения личного со става. ☆ * * Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 года (по нов. ст.) в городе Николаеве в семье прапорщика (бывшего боцмана). В 1858 году он был принят в низшее отделение морского училища в гор. Николаевске-на-Амуре, куда в том го ду переехал с семьей его отец. В учили ще, которое готовило флотских штурма нов, Макаров выделялся способностями, жаждой знаний. Еще будучи кадетом,^ он принимал участие в плавании на кораблях Сибирской флотилии, а затем на кораблях эскадры Тихого океана. После семи лет учебы, в 1865 году, Ма каров отлично сдал экзамены в училище и был направлен служить на флот. Пропла вав на военных кораблях четыре года гар демарином, Макаров в 1869 году получил первый офицерский чин — мичмана. Начавшаяся в 1877 году русско-турец кая война застала Россию совершенно неподготовленной. Она имела на Черном море только пловучие батареи и несколько деревянных корветов и шхун. Турция же могла использовать на Черном море 15 ороненосцев, значительное количество винтовых фрегатов и корветов, мониторы, канонерские лодки и другие корабли. Воевать наличными силами с таким противником было трудно. Требовался но вый метод борьбы с неприятельским фло том, чтобы бить его по суворовскому ирин- _______щгпу — не числом, а умень ем. Такой метод и предложил лейтенант Макаров. Суть его заключалась в том, чтобы ис пользовать быстроходные па роходы для доставки минных катеров в район нахождения вражеской эскадпы. Спущен ные с борта минные катера ночыо или в тумане атакуют неприятельские корабли ше стовыми и буксируемыми ми нами, возвращаются после атаки к пароходу, который поднимет их на борт п ухо дит.. Выдержав упорную борьбу с чиновниками морского ми нистерства, Макаров добился утверждения своего предложе ния. Назначенный команди ром парохода «Константин», Макаров вооружил его артил лерией и минными катерами, подготовил моряков к атакам но вражеским кораблям. В результате ряда блестяще проведенных минных атак было уничтожено и поврежде но несколько кораблей про тивника. Так появились новые прие мы морского боя. Автором и первым исполнителем пх был _______ С. 0. Макаров. Военно-морская тактика получила дальней шее развитие. Возникли предшественники торпедных катеров, эскадренных минонос цев, пловучпх баз, наметились методы их использования. Впервые были применены в боевой обстановке самодвижущиеся ми ны. За время службы на флоте Макаров внес много усовершенствований в строи тельство кораблей, предложений по их боевому использованию, подготовке экипа жей. В числе их молено назвать и проек ты мелкосидящих судов для плавания ио рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья, и предло жение об ускоренной (вместо полутора ча сов за семь минут) подготовке корабля к выходу в море, и организацию перевозки десантных отрядов, и многое другое. В 1897 году С. 0. Макаров написал крупный научный труд — «Рассуждения ио вопросам морской тактики». Не будучи свободной от ряда недостатков, эта работа обобщает ценные мысли о характере бое вого маневрирования, о развитии активно сти, об обучении и тренировках личного состава. <г <г * На рубеже XIX и XX столетий обостри лась борьба империалистических госу дарств за новый передел сфер влияния, за рынки сбыта, источники сырья. В этом разбое начала принимать активное уча- З а это его любили матрпсы Популярность Макарова не была показной, основанной на отдельных проявле ниях видимого внимания, которым любили щеголять некоторые командиры. Он в , самом деле хорошо знал нужды и запросы матросов, глубоко интересовался их бытом, жизнью, внимательно выслушивал их просьбы и никогда не забывал вы полнить то, что обещал кому-нибудь. Как-то Макаров в одной из кронштадтских • казарм знакомился с матросами. Ротный давал краткую характеристику каждому. —А вот этот любит читать книжки и даже иногда пишет, — говорит ротный, приказывая подойти к адмиралу матросу Шншмареву. — Как, — восклицает Макаров, — он читает и пишет? Шишмарев встревожился. Как-то отнесется адмирал к такому времяпрепровож дению матроса. Всякие адмиралы бывают. По тотчас успокоился. По глазам адми рала видно, что он это занятие не осуждает, как сделал бы на его месте какой- нибудь «другой» адмирал. Макаров оживляется и начинает расспрашивать Шишма- рева, что он читает, кто из писателей ему больше нравится, и советует прочесть книги Станюковича, Мамнна-Сибиряка, Короленко и других. — Любопытно взглянуть, что и как ты пишешь. Есть при себе что-нибудь? . Шишмарев лезет в сундук и, весь побагровев от смущения, подает адмиралу две тетрадки стихов. Макаров прячет их в боковой карман сюртука и, пообещав ознакомиться дома и прислать сгихи обратно, направляется дальше. Проходит два месяца. Шишмарев шел в плавание, уверенный, что адмирал за был про него и про тетради со стихами. Возвращается, а на его имя пакет: «Д1а- тросу Шншмареву от вице-адмирала Макарова». В пакете тетрадка и записка, в которой Макаров сообщал, что другую тетрадь оставил у себя для того, чтобы по местить стихи в очередном номере журнала «Море и его жизнь», и предлагал Шншмареву навестить его в свободное время, чтобы потолковать с ним о его бу дущем. Впоследствии Шишмарев сделался литературным работником. (Из книги Б. Островского «Адмирал Макаров».). стие и Япония. Одним из об’ектов грабе жа был Китай. Но империалистические хищники — Англия, Соединенные Штаты Америки, Германия сами стремились захватить Ки тай, поэтому они толкали Японию на вой ну против России, чтобы ослабить влия ние той и другой на Дальнем Востоке и тем облегчить себе борьбу за новые тер риториальные приобретения. В 1902 году Англия заключила договор с Японией, по которому обещала Японии соблюдать нейтралитет в случае войны или оказывать ей помощь. Соединенные Штаты Америки предоставили Японии крупный заем. Готовясь к агрессин, Япония уделяла большое внимание строительству флота, на которое расходовались средства, полу ченные от США по займу и но контрибу ции с Китая. Был введен специальный военно-морской налог. Одновременно Япо ния создавала многочисленную армию для вторжения на материк. I Царское правительство России, подст рекаемое Англией и Германией, было за интересовано в войне с Японией. Оно рассчитывало войной укрепить внутрен нее положение в стране, задушить нара ставшую революцию. Однако замыслы ца ризма не соответствовали его подготовлен ности к ведению боевых действий. Япония через свою разведывательную сеть была хорошо осведомлена о неподго товленности России к воине и поспеши ла воспользоваться этим. В ночь на 9 фев раля 1904 года японский флот внезапно начал военные действия, совершив напа дение на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо. Находившийся в то время на должности главного командира Кронштадтского порта и генерал-губернатора Кронштадта, вице- адмирал С-. 0. Макаров много работал над вопросами укрепления могущества флота. В своих записках о программе судострое ния он дал верный прогноз развития со бытий на Дальнем Востоке. Перед самым началом воины Макаров обратился в мор ское министерство с письмом, в котором предлагал усилить охрану кораблей в Порт-Артуре.' Письмо было доложено по начальству и на нем появилась резолю ция: «Макаров известный алармист— ни какой войны не будет». А на следующий день в результате атаки японских кораблей в Порт-Артуре были выведены из строя два броненосца и крейсер. В Чемульпо после неравного боя с японской эскадрой был затоплен своей командой крейсер и взорвана канонерская лодка. Положение русского флота значи тельно усложнилось. Тогда Макаров был направлен на Дальний Восток. В начале марта 1904 года Макаров, на значенный командующим Тихоокеанским флотом, прибыл в Порт-Артур. Его имя было настолько известно на флоте, что сам факт прибытия Макарова вселял на дежду в личном составе на то, что флот окрепнет и перейдет к решительным бое вым действиям. И эти надежды Макаров оправдал. Уже через день но прибытии он, узнав о нападении японцев на русские миноносцы, вышел в море с отрядом ко раблей и заставил противника отступить. В дальнейшем Макаров регулярно выходил в море, организовал дозорную службу п разведку, осуществил ряд мер по охране рейда, применил перекидную стрельбу ко рабельной артиллерии через мыс и многое другое. 13 апреля 1904 года Макаров во главе эскадры вышел на броненосце «Петропав ловск» на поддержку возвращавшихся из разведки миноносцев. От взрыва враже ских мин на «Петропавловске» сдетонпро- вал боезапас, и броненосец, опрокинув шись, затонул. Вместе с большей частью экипажа погиб и вице-адмирал С. 0. Ма каров. Это была тяжелая утрата для флота, для России. За короткий срок (36 дней) пребывания Макарова в должности коман дующего флотом он сумел вселить в моря ков веру в свои силы, способность бороть ся с врагом. Советские воппы, бережно хранящие и развивающие лучшие боевые традиции русской армии и флота, чтят память Степана Осиповича Макарова — выдаю щегося ученого и флотоводца. Капитан 1 ранга П. ПАЩЕННО. I I В море —дома, на берегу —в гостях" Вся жизнь и служба Степана Осиповича Макарова — яркий об разец подлинной любви к морю, к родному кораблю, к военно- морской службе. Будучи пламен ным патриотом отечества, знаме нитый адмирал постоянно напо минал офицерам и матросам: «В море — дома, на берегу — в го стях», выражая этим чувства и чаяния настоящих моряков. «Матрос, — писал С. О. Мака ров, — должен обладать следую щими качествами: здоровье и вы носливость, привычка к дисци плине, привычка к морю, сме лость, познания». Командуя ко раблями и соединениями кораб лей, великий флотоводец неук лонно проводил в жизнь эти тре бования1. Он добивался строгого распорядка дня на кораблях, про ведения систематических занятий по боевой учебе, всегда заботил ся о быте подчиненных. Однаж ды, проверяя пароход «Тамань», командиром которого был С. О. Макаров, старший начальник в своем приказе отметил, что ко рабль находится в отличном со стоянии, команда отличается бо дрым и здоровым видом. Во вре мя учений экипаж корабля пока зал высокую выучку. Успешно были поставлены и закреплены паруса, артиллеристы действова ли умело. «Все эти работы, — от мечалось в приказе, — произво дились вполне отчетливо, с пол ным усердием, знанием дела и без малейшего шума и замеша тельства». После смотра корабля старшин начальник выразил бла годарность С. О. Макарову, всем его офицерам и об’явил свое спа- С . О. Макаров о морской службе сибо команде за молодецкую службу и хорошее поведение. Большое внимание уделял про славленный русский адмирал морской выучке молодых моря ков. Он требовал, чтобы все но вобранцы в первый же год служ бы обязательно выходили в пла вание, чтобы не было ни одного матроса, который не побывал в море. Воспитанные и обученные С. О. Макаровым, офицеры и ма тросы показывали в боях высокое воинское мастерство, мужество и стойкость. После морского боя корабля «Константин», которым командовал С. О. Макаров, с турками будущий адмирал в своем рапорте писал: «Я не могу достаточно нахвалиться как стар шим механиком, так и его по мощниками и всею машинною командой. Только благодаря опытности и знанию этих людей, я обязан несколько раз сохране нию парохода. Откровенно дол жен признаться, что, если бы я не был уверен в своих механиках и машине, я бы не решился ни на одну смелую атаку». Во время занятий и тактиче ских учений большое внимание С. О. Макаров уделял физиче ской подготовке матросов. Он требовал, чтобы строго по распо рядку ежедневно проводилась гимнастика, много внимания уде лял воспитанию умения лазать по канату, фехтованию, упражне ниям на трапеции. Все это спо собствовало воспитанию у моря ков таких качеств, как стой кость и выносливость, способность переносить тяготы трудной мор ской службы. С. О. Макаров был не только требовательным, но и заботливым командиром, внимательным к нуж дам личного состава. Это можно подтвердить многочисленными до кументами из служебной деятель ности знаменитого флотоводца. Вот один из них: «Кочегарам не положено крашеных курток и брюк, почему во время службы на паровых катерах им приходит ся быть в рабочем платье. Ввиду того, что то же рабочее платье служит им и для работ в уголь ных ямах, при чистке трюма и прочего, кочегары почти всегда на катерах бывают одеты доволь но грязно. Посему я полагал бы, что на каждый корабль, имею щий паровые катера, следует от пускать куртки с брюками, кра шеные, для кочегаров по расчету 2 пары на каждый паровой ка тер». Большое внимание уделял С. О. Макаров питанию матро сов, постоянно следил за тем, чтобы пища была не только обильна и питательна, но и хоро ша на вкус. Он указывал, что вкусная пища влияет на хорошее настроение команды. Для кора бельного кока «Витязя» он сам написал специальную инструк цию, в которой об’яснялось, как надо готовить щи, поджаривать мясо и т. д. «От умения кока, — говорил С. О. Макаров, — зави сит как вкус, так и питатель ность приготовляемой для коман ды пищи...». Прославленный адмирал непре станно воспитывал у подчиненных офицеров и матросов любовь к своему кораблю. Он не раз указы вал на то, что от личного соста ва. от командира зависит доброе имя и слава корабля. А для ъто- го нужно любить корабль, счи тать его для себя родным домом. Вот почему экипажи тех кораб лей, которыми командовал С. О. Макаров, всегда отличались вы соким воинским мастерством, четкой службой и твердой дис циплиной. Одним из важнейших условий победы в бою и успехов в повсе дневной службе знаменитый рус ский флотоводец считал твердую и нерушимую воинскую дисци плину, беспрекословную испол нительность подчиненных, пови новение воле командира. «Чело век, который, получив приказа ние, говорит о затруднениях, сто ит на ложном пути, и чем скорее его направят на путь истинный, тем лучше!». С. О. Макаров ука зывает далее, что всего хуже, если получивший приказание нач нет сомневаться в возможности его выполнить. Моряк должен беспрекословно, точно и в срок выполнять приказы командиров и начальников. С. О. Макаров постоянно при зывал русских моряков помнить о войне. «Каждый военный или причастный к военному делу че ловек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись «Помни войну...». Все обучение и воспи тание моряков, указывал он, дол жно быть подчинено этому. «...Надо в мирное время делать маневры, которые сколько можно ближе напоминали бы войну» — учил великий флотоводец. Завет С. О. Макарова сохранил свою ценность и в наши дни. Руково дящим принципом боевой подго товки советских моряков явля лось и является правило: учиться тому, что необходимо на войне. Великий русский флотоводец, будучи до конца преданным сво ему отечеству, воспитывал это качество и у своих подчиненных. В одном из обращений к матро сам он говорил: «Старайтесь сде лать все, что можете. Невозмож ное останется невозможным, но все возможное должно быть сде лано. Главное, чтобы все... про никлись сознанием всей огромной возложенной на нас задачи, со знали всю тяжесть ответственно сти, которую самый маленький чин несет перед родиной». Таким был С. О. Макаров — верный патриот родины, талант ливый флотоводец, заботливый учитель и умелый воспитатель моряков, храбрый и бесстрашный воин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz