На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
За нашу Советскую Родину! Ш СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Лётчики - североморцы! Не жалейте сил для повышения своего воинского мастерства. Учитесь в любых условиях в совершенстве владеть самой лучшей в мире советской реактивной техникой! Лётчик реактивного самолёта ... ~ ™ -Tv-* Памяти великого русского путешественника Есть военные специальности, предста вители которых всегда чувствуют себя во инами передовой линии. К ним на Флоте с полным основанием’ относятся летчики, управляющие скоростными реактивными самолетами. Этим воинам присущи лучшие качества советских людей, воспитанных славной и мудрой Коммунистической пар тией, — любовь к труду, бодрость, бесстрашие, чувство нового, находчивость, готовность преодолевать любые трудности и препятствия. К числу таких передовых авиаторов принадлежит летчик-коммунист Степан Гаврилович Агарков. Офицер Агарков — один из лучших летчиков флота, отлично управляющий ре активным самолетом в любых условиях, мастер воздушного боя, меткий стрелок. Замечательной чертой этого авиатора яв ляется его глубокая, горячая любовь к своей специальности. Безупречно выпол няя свой воинский долг, коммунист Агар ков воспитывает у сослуживцев высокие морально-боевые качества — мужество, отвагу, выдержку, находчивость, готов ность сражаться с врагами нашей Родины до полной победы над ними, не щадя сво их сил и самой жизни. Служба летчика первого класса Агаркова — это образец верности Военной присяге, дисциплиниро ванности, отличного знания своего дела высокой летной культуры, живой пример самоотверженного выполнения священного воинского долга перед Родиной. Такие летчики являются гордостью Северного флота. Добрая слава в одном из авиационных подразделений идет о службе летчика-ист ребителя старшего лейтенанта Сергеева Получив обширные специальные знания военном училище, он продолжает углублять и совершенствовать их в процессе боевой учебы. За сравнительно короткое время летчик Сергеев, преодолевая все трудности хорошо изучил теорию реактивного двига теля, аэродинамику больших скоростей принципы действия пилотажных, на вигационных и радиоприборов, соответ ствующие инструкции’ и наставления. По стоянное совершенствование своих знаний по специальности является органической чертой этого воина. Глубоко изучая опыт минувшей войны и усиленно тренируясь он научился уверенно управлять реак тивной машиной в сложных условиях умело использовать прекрасные возможно сти новой авиационной техники. Летчик Сергеев неизменно получает высокие оцен ки по теоретической и летной подготовке Настойчивое, глубокое овладение своей специальностью передовой летчик соче тает с постоянным расширением полити ческого кругозора. Летчик-истребитель Сергеев — это идейно вооруженный, пре данный матерн-Родине воин. Идея защиты государственных интересов социалисти ческой Отчизны одухотворяет его труд воодушевляет на достижение новых успе хов в боевой подготовке. В чем причины значительных успехов летчиков высокого класса? В основе этих успехов лежат любовь к своей почетной профессии, глубокое созна ние личной ответственности за защиту со циалистической Родины, прочные теорети ческие знания, высокая дисциплина и ор ганизованность, точное выполнение всех правил летной службы, хорошая физиче ская закалка. Огромный качественный скачок, кото рый сделала авиация в связи с появле нием реактивных самолетов, потребовал от каждого летчика глубокого проникновения в теорию. Как от летного, так и от техни ческого состава экипажа реактивного са молета требуются хорошие знания мате матики, физики, аэродинамики и других дисциплин. Только авиатор, который хоро шо разбирается в сущности законов ско ростного полета, в теории реактивных двигателей, может до конца подчинить се бе сложную технику, взять от нее все, что она может дать. Поэтому одной из важ нейших обязанностей авиационных коман диров является организация постоянной теоретической учебы летчиков и всех авиационных специалистов, глубокого изу чения ими аэродинамики больших скоро стей, теории реактивных двигателей, пра вил эксплуатации и сбережения различ ных агрегатов самолета. Наряду с теоретической подготовкой весьма важно усиленно тренировать ся на различной аппаратуре. Опыт говорит о том, что хорошо постав ленный, систематический тренаж на зем ле — одно из важных условий успешных действий летчика в воздухе, выработки у него необходимых навыков обращения с аппаратурой и агрегатами. Кроме этого, самый сложный полет и другие задания лучше решаются теми подразделениями, в которых летчики привыкли действовать при любой погоде, в сложной обстановке, без условностей и упрощенчества и в ко торых каждый полет глубоко разбирается и анализируется командиром, превращаю щим разборы полетов в школу боевого мастерства. Именно так и поступает коман дир звена реактивных самолетов капитан Курбатов — опытный летчик и умелый воспитатель своих подчиненных. Как известно, полет на реактивном са молете, связанный с перегрузками орга низма членов экипажа, требует от летчи ков, штурманов, стрелков-радистов боль шой выносливости. Авиационные команди ры призваны всесторонне организовать фи зическую подготовку летчиков, добиться такого положения, чтобы каждый авиатор занимался спортом. Регулярные занятия спортом способствуют приобретению та ких качеств, как воля, быстрота реак ции, выносливость и т. д. Следует систе матически заниматься легкой атлетикой, боксом, ходить на лыжах, играть в бас кетбол или волейбол, укреплять мышцы рук поднятием тяжестей. Главным условием успешного овладения реактивной техникой и искусством высше го пилотажа являются высокая дисципли на и организованность, точное соблюдение авиаторами требований инструкций и на ставлений, всех правил летной службы. Высокодисциплинированный, исполнитель ный, не боящийся трудностей и хорошо владеющий реактивным самолетом летчик всегда точно выполнит каждое движение рулями, в любых условиях примет пра вильное решение. Летчик реактивного са молета не должен ошибаться—так требуют интересы флота, интересы Родины. А что бы не ошибиться, необходимо в совершен стве владеть своим делом, знать инструк ции и наставления и точно их выполнять. На нашем флоте непрерывно растет число летчиков, отлично овладевающих авиационной техникой. Политработники, партийные и комсомольские организа ции должны активно способствовать изу чению и широкому распространению опы та передовых экипажей, летчиков первого класса, неустанно помогать командирам в их напряженном труде по выращиванию смелых и умелых воинов, беспредельно преданных своей Советской Родине, Совет скому правительству и делу Коммунисти ческой партии, в совершенстве владею щих реактивными самолетами и готовыми в любую минуту нанести удар по агрес сору. У нас имеются все условия для дости жения новых успехов в боевом совершен ствовании летчиков флота. Благодаря за ботам Коммунистической партии и Совет ского правительства в настоящее время части Военно-Воздушных Сил нашей страны вооружены вполне современными скоростными реактивными самолетами. За дача состоит в том, чтобы в совершенстве владеть этой замечательной техни кой, умело использовать каждую минуту учебы на земле и в воздухе для выращи вания летчиков высокого класса, летаю щих в любых условиях. Этого можно до биться при условии, если авиационные командиры будут проводить полеты в об становке, максимально приближенной к боевой действительности, в различных ме теорологических условиях, если они будут учить летчиков тому, что нужно на войне. Летать на реактивном самолете — вы сокая честь. Сколько теплых и благород ных слов можно услышать в надоде о на ших летчиках, зорко несущих боевую вах- ту в воздушных просторах любимой Роди ны! Горячая любовь к социалистической Отчизне руководит их делами и домысла ми. Они бдительно охдоняют мирный со зидательныйтруд советского народа, стро ящего светлое здание коммунизма, на- ЛЕНПНГРАД, 12 апреля. (ТАСС). В уни верситете имени А. А. Жданова, других высших учебных заведениях, а также в клубах города состоялись лекции и беседы о великом русскэм географе и путешест веннике II. М. Пржевальском, 115-летие со дня рождения которого исполнилось 12 апреля. В библиотеках организованы выставки, посвященные выдающемуся ис следователю, который первым открыл для пауки громадные просторы Центральной Азии. Выставки знакомят с трудами Прже вальского, материалами о его жизни и пу тешествиях. Интерес представляют хранящиеся в архиве Географического общества СССР личные вещи исследователя, которые он брал с собой в поход: ружья, часы, компас и многие другие, а также дневники и кар ты путешествий, маршрутные с’емки. фо тографии. Здесь же переписка Пржеваль ского с замечательными русскими путе шественниками П. К. Козловым, И. П. Се- меновым-Тян-Шанским, В. И. Роборов- ским и другими. Творческое наследие Н. М. Пржевальско го всесторонне изучается в Географиче ском обществе СССР, в научных институ тах и на географических факультетах ленинградских вузов. Оно помогает совет ским ученым, студентам и аспирантам проводить дальнейшие исследования Сред ней А зии и других районов страны на основе трудов великого русского путеше ственника. Город Куйбышев строится - НА СНИМКЕ: летчик реактивного истребителя комсомолец старший лейтенант Николай Сергеев. Фото И. Никишова. Первому М ая — достойную встречу С похвальным усердием Вместе с другими матросами к нам на корабль пришел служить комсомолец Си доров. Его назначили ко мне дублером. В первый же вечор мы побеседовали с ним. Он рассказал о своей жизни, о желании стать умелым моря-ком. В начале службы у Сидорова встреча лось много трудностей. Он плохо был зна ком с устройством корабля, с механиз мами и приборами, которые ему предстоя ло обслуживать. 11а помощь Сидорову пришли старшие товарищи, среди которых были тт. Ред ким и Фарамонов. Оки познакомили воина с кораблем, рассказали ему о расположе нии помещений и механизмов. Тов. Ред кий помог Сидорову в изучении специ альности. Надо отметить, что Сидоров прилатал много стараний. Он с большим усердием изучал специальность артиллерийского электрика, инструкции по уходу за меха низмами и их обслуживанию, корабель ные правила. Прилежное отношение молодого матроса своим обязанностям было замечено и оценено товарищами. Чем больше он ин тересовался вопросами службы, тем охот нее помогали ему сослуживцы. Настал день, когда корабль должен был выйти в море. Для комсомольца Сидорова это был первый поход. В походе, несмотря на штормовую по году, молодой матрос отлично справился со своими обязанностями. Матроса Сидоро ва поставили на пост обеспечения кораб ля электропитанием. Он четко и ясно ду блировал все указания, поступавшие на пост. После похода матрос с еще большей энергией взялся за учебу. — Хочется скорее стать хорошим спе циалистом, — сказал он мне. Мы усиленно занимались с ним по спе циальности. Дела у нас шли успешно. Недавно ма трос Сидоров заслужил первое поощрение командира. Сейчас, готовясь к Первому Мая, он еще с большим усердием изучает свою специальность. Старший матрос В. ПЛОТНИКОВ. КУИБЫПТЕВ, 12 апреля. (ТАСС). Пре ображается одна из старейших магистра лей города — Самарская. Она преврати лась в асфальтированный проспект, по ко торому движутся троллейбусы. На молодых деревьях, высаженных вдоль тротуаров, распускаются почки. Вечером улицу ярко освещают матовые электрические фонари. Здесь рядом со старыми домами подни маются новые многоэтажные жилые зда ния, развертывается строительство целого квартала новых домов. Сооружены пяти этажное здание гидротехникума и большой жилой дом, в нижнем этаже которого от крылся магазин текстильных товаров. Ря дом заложены еще два пятиэтажных зда ния. Подготовляется площадка для самого высокого в городе 14-этажного дома. В нескольких километрах отсюда широ ким фронтом идет строительство на улице Победы. Это новая улица, связывающая старую часть города с новым Кировским районом, разросшимся за последнее деся тилетие. К началу нынешнего года на улице Победы было завершено строитель ство квартала, состоящего из 14 много этажных зданий. Сейчас началась стройка нового квартала. Здесь заложено 6 пяти этажных жилых домов и средняя школа. В разных местах улицы поднимаются кра ны других строек. Жилищное и культурно-бытовое строи тельство ведется на многих старых и но вых улицах. Промышленный центр Молдавии ТПРАСПОЛЬ (Молдавская ССР), 12 ап- реля. (ТАСС). В библиотеках и клубах го рода открылись выставки, посвященные десятилетию со дня освобождения Тираспо ля от фашистских захватчиков. Фотоил люстрации и документы этих выставок рассказывают о росте города за эти годы. В Тирасполе после войны построены две крупные швейные фабрики, стеклотарный завод и ряд других предприятий. Консерв ные заводы города выпускают сейчас боль ше продукции, чем вся консервная про мышленность России в 1913 году. Вдвое по сравнению с довоенным увеличился вы пуск машин и оборудования на механиче ском заводе имени Кирова. В городе создано много культурных уч реждений: Дом культуры, 15 фабричных и заводских клубов, около 30 библиотек, три кинотеатра. Сейчас в Тирасполе возводятся 28 мно гоэтажных жилых домов, заканчивается строительство кинотеатра. Дома Советов. Сооружается также несколько крупных промышленных об’ектов. Массовые изделия — на поток Награжден нагрудным знаком Личный состав нашего подразделения, как и все советские воины, стремится оз наменовать международный праздник Пер вое Мая новыми успехами в совершенст вовании боевого мастерства. За последнее время у нас выросло число отличников. Возьмем, к примеру, старшего матроса Кривошапкина. Он является отличником боевой и политической подготовки. Но мо ряк не останавливается на достигнутом, а постоянно совершенствует свои знания. За безупречную службу Родине К/риво- шапкин имеет 12 благодарностей. Недавно ему вручили нагрудный знак « О т л и ч н ы й артиллерист». С. ЗАДОРОЖНЫЙ. На заводе «Динамо» имени С. М. Киро ва сейчас проводится большая работа по повышению мощности заготовительных цехов, унификации изделий и внедрению поточной сборки массовых электрических аппаратов. В цехе, выпускающем изоляционные детали из пластмасс, на днях установле ны два высокопроизводительных пресса, изготовленных на заводе. Это позволит увеличить выпуск продукции на 10 — 12 процентов. Пдет подготовка к монтажу еще трех прессов. С пуском их в эксплуатацию мощность цеха повысится на 20 — 25 процентов. Пнженеры завода совместно с научно- исследовательским институтом под’емного и транспортного машиностроения заканчи вают разработку единой серии тормозных магнитов для крановостроительных пред приятий. Создан и испытан пробный об разец такого изделия. Создается также единая унифицирован ная серия командоконтролеров, производ ство которых переводится на поток. Уже расставлена значительная часть оборудо вания, пересмотрена организация труда, создан новый технологический процесс. (ТАСС). Производительность труда во зрас тае т Коллектив красильно-отделочного комби ната имени Щербакова осуществляет орга низационно-технические мероприятия, что бы успешно выполнить обязательства, взя тые в социалистическом соревновании. Большой эффект дает проводимая в ткац ком производстве специализация заправок ассортимента по бригадам и участкам. Благодаря этому производительность труда и оборудования на ряде участков уже по высилась на 10 — 15 процентов. (ТАСС). Н а великой дн еп ров ской стройке Бетонщик Иван Корипанов уересы Советского' Союза. Эта ведпкая и по- ^ т* человек четная ейТявлтснооть вселяет законное чув- *ме u недоумевает, ство гордости в сердца авиаторов. Как беззаветно преданные сыны своей Родины, они преисполнены стремления всегда быть на высоте своих задач, достойно нести лужбу, доверенную им родным народом, коммунистической партией. В Хабаровске сдан в эксплуатацию новый аэровокзал. Здесь имеются залы ожидания, ресторан, комната матери и ребенка. НА СНИМКЕ: у аэровокзала. Фото В. Байдалова (Фотохроника ТАСС). В праздничном убранстве город строи телей Каховского гидроузла — Новая Ка ховка. Повсюду красочные транспаранты, кумачевые стяги, портреты бетонщиков, арматурщиков, плотников, механизаторов, монтажников, штукатуров. Пдет по этому дежно обеспечивают государственные нн- I ясному городу, которому еще нет и дву I п /\т в морской фор- Только сегодня утрам он был в Мелитополе, что отсюда в полуторастах километрах, и ровно ничего там праздничного не заметил. Да и день- то сегодня, вроде, будничный. Что же это может быть? Только возле сияющего огнями Дворца культуры он прочитал на одном из много численных плакатов, что сегодня Новая Каховка отмечает третью годовщину стро ительства Каховской ГЭС. Иван Корипанов вспомнил, что три го да тому назад он. можно сказать, только понял как следует вкус к флотской служ бе. Теперь, правда, кажется, что время пролетело незаметно быстро. Вот он, Иван Корипанов, хотя и в тельняшке и в морской фуражке, но уже не североморец. У вас что— родственники в Кахов ке, — спросили у него в отделе кадров строительства, глядя на погоны с двумя золотистыми буквами «СФ». — Родных у меня здесь нет, — отве тил полушутя, полусерьезно моряк. — но думаю, что со стройкой-то мы породним ся. Уже по рассказам товарищей по обще- жтгпию ему было известно, что примерно происходит в эти дни в котловане основ ных сооружений. Но то, что ему пред ставилось перед глазами в первый день работы, удивило и взволновало его. Куда бы он ни направил свой взгляд — повсю ду были видны машины, механизмы. Brm, врываясь стальными клыками в неподат ливую землю, сердито урчит огромный эк скаватор, чуть дальше, громоздя перед собою глыбы песка, тяжело продвигается вперед мощный бульдозер, спускаются по отлогим дорогам и взбираются вверх авто машины, то и дело мелькают в утреннем небе необычной величины стрелы паровых и электрических кранов. Глядя на эту большую стройку, Иван Корипанов поду мал: «А где же люди?». Их было, дейст вительно, незаметно, мало. Все, что ни де лалось вокруг, выполняли механизмы. Они рыли грунт, грузили его на автомашины, доставляли на участок бетон, уплотняли его в блоке, забивали глубоко в землю металлический шпунт. За несколько дней Иван Корипанов уз нал людей, которые начинали стройку, за кладывали фундамент первого дома нового города, вынули первые кубометры земли, доставили на участок основных работ первый бетон, уложили его в блок. Он не мало завидовал нм, так как ему казалось, что именно они счастливчики, а осталь ные, кто пришел на стройку недавно, только продолжатели того, что было нача то пионерами стройки и ветеранами ее. Но Иван Корипанов ошибался. Вскоре он в этом убедился сам. Однажды, придя на работу как обычно за полчаса до на чала смены, он увидел возле того блока, в котором последние дни работала его бригада, огромную толпу народа. Среди знакомых ему людей тут было много и тех, которых он видел впервые. Начался митинг. На нем говорили, что строители открывают для бетонирования первый блок фундаментной плиты здания гидро электростанции. Для Ивана Корипанова это было двойным праздником — сегодня оч укладывает в блок первый кубометр бетона. И когда пятитонный «ЗИС»» вые хал на металлический помост, перекину тый через огромный ощетинившийся ар матурой блок, и из поднятого над ним металлического кузова с грохотом и шу мом сползла серая и вязкая масса бетон ной смеси, Иван Корипанов с чувством большого удовлетворения вонзил в образо вавшуюся горку бетона вибратор и заме тил, как она мгновенно растаяла и рас ползлась по всей площади блока. Это было первое боевое крещение бетон щика подобно тому, какое он испытал там, далеко на Баренцовом море. Впрочем, в бригаде, где работал Иван Корипанов, таких новичков было больше половины и все — вчерашние воины Советской Армии и Флота. На стройке они нашли себе и дом, и труд, и друзей. Мы беседуем с руководителем бригады коммунистом Константином Гвозденко. Ве село полыхает огонь в железной печке обогревалки. — Вы спрашиваете о Пване Корппано- ве, — начал он, протягивая мне портси гар, — что же, это хороший воспитанник Северного флота. Очень хороший. Работает он у нас недавно, а уже зарекомендовал себя настойчивым, инициативным, смелым бетонщиком. Немного помолчав и подло жив в топку дров, добавил: — Передайте североморцам от нас, строителей Каховской ГЭС, большое спа сибо за воспитание такого воина. В подкрепление сказанного бригадир поведал нам, как Иван Корипанов вместе с другими бетонщиками бригады в лютый мороз и сбивавший с ног ветер доброволь но взялся расчистить заметенные снегом железнодорожные пути, чтобы принять пришедшие на стройку вагоны со щебнем и гравием для бетонного завода. К утру следующего дня путь был свободен, по длинным ленточным транспортерам на бе тонный завод беспрерывными потоками устремлялся издалека доставленный сюда камень. События на стройке разворачивались с каждым днем. На участке плотины забе тонировали первый блок водобоя, на шлю зе начали укладку бетона в блок второго яруса камеры шлюза, на левом берегу приступили к намыву пойменной части плотины, гидромонтажники закончили сборку первых четырех портальных кра нов на бетоновозной эстакаде. Эти и дру гие события стройки Иван Корипанов вос принимал с радостью, как и свои собствен ные успехи. А они были значительны. В последний месяц 1953 года там, где тру дились бетонщики бригады Константина Гвозденко, уже полыхал на морозном ветру красный вымпел. Это было высокой наградой первенство в социалистиче ском соревновании. А вот показатели работы бетонщиков основных сооружений за январь нынешне го года. Длинный список передовиков стройки, напечатанный в многотиражке, открывается бригадой Константина Гвоз денко. Она уложила рекордное количест во кубометров бетона — 6.877 и добилась наивысшего выполнения месячного зада ния — 273 процента. Комсомолец Иван Корипанов показывает эту сводку и говорит: — Вот наш вклад в досрочное завер шение строительства Каховской ГЭС. Бу дете писать на Север, обязательно упомя ните о наших достижениях и передайте, если это можно, от меня привет всем се вероморцам и пожелайте им успехов в бое вой и политической учебе. Был у меня хороший друг — мастер военного дела Анатолий Семенко. Мы с ним обмени вались письмами, а вот сейчас что-то от него нет ответа. Черкните об этом в газе ту. Пусть знает — моряки своих друзей не забывают. Перерыв окончился. Огромный котло ван снова пришел в движение. Где-то за грохотал бульдозер, загудел экскаватор, тяжело вздыхая, заработал паровой копер, с бетоновозной эстакады' раздался пронзи тельный гудок паровоза. Иван Корипанов встал, по-военному расправил ремень на защитной брезентовой робе, упрятал вы бившиеся из-под шапки-ушанки пряди черных волос. — Ну, мне пора. Извините. Вон уже бе тон пдет, — и он показал на спускавший ся по дороге в котлован самосвал, кузов которого клубился парами теплого бетона. — Желаю успеха! Маленькая, но коренастая фигура бе тонщика Ивана Корипанова быстро удаля лась туда, где шло бетонирование очеред ного блока электростанции. Д. БЕДРИЦКИЙ . г. Новая Каховка. № 8 7 ( 4 9 2 9 ) . Вторник, апреля 1954 года. Год издания 18-й,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz