На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

За нашу Советскую Родину! Ш СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Лётчики - североморцы! Не жалейте сил для повышения своего воинского мастерства. Учитесь в любых условиях в совершенстве владеть самой лучшей в мире советской реактивной техникой! Лётчик реактивного самолёта ... ~ ™ -Tv-* Памяти великого русского путешественника Есть военные специальности, предста­ вители которых всегда чувствуют себя во­ инами передовой линии. К ним на Флоте с полным основанием’ относятся летчики, управляющие скоростными реактивными самолетами. Этим воинам присущи лучшие качества советских людей, воспитанных славной и мудрой Коммунистической пар­ тией, — любовь к труду, бодрость, бесстрашие, чувство нового, находчивость, готовность преодолевать любые трудности и препятствия. К числу таких передовых авиаторов принадлежит летчик-коммунист Степан Гаврилович Агарков. Офицер Агарков — один из лучших летчиков флота, отлично управляющий ре­ активным самолетом в любых условиях, мастер воздушного боя, меткий стрелок. Замечательной чертой этого авиатора яв­ ляется его глубокая, горячая любовь к своей специальности. Безупречно выпол­ няя свой воинский долг, коммунист Агар­ ков воспитывает у сослуживцев высокие морально-боевые качества — мужество, отвагу, выдержку, находчивость, готов­ ность сражаться с врагами нашей Родины до полной победы над ними, не щадя сво­ их сил и самой жизни. Служба летчика первого класса Агаркова — это образец верности Военной присяге, дисциплиниро­ ванности, отличного знания своего дела высокой летной культуры, живой пример самоотверженного выполнения священного воинского долга перед Родиной. Такие летчики являются гордостью Северного флота. Добрая слава в одном из авиационных подразделений идет о службе летчика-ист ребителя старшего лейтенанта Сергеева Получив обширные специальные знания военном училище, он продолжает углублять и совершенствовать их в процессе боевой учебы. За сравнительно короткое время летчик Сергеев, преодолевая все трудности хорошо изучил теорию реактивного двига теля, аэродинамику больших скоростей принципы действия пилотажных, на вигационных и радиоприборов, соответ ствующие инструкции’ и наставления. По стоянное совершенствование своих знаний по специальности является органической чертой этого воина. Глубоко изучая опыт минувшей войны и усиленно тренируясь он научился уверенно управлять реак тивной машиной в сложных условиях умело использовать прекрасные возможно сти новой авиационной техники. Летчик Сергеев неизменно получает высокие оцен­ ки по теоретической и летной подготовке Настойчивое, глубокое овладение своей специальностью передовой летчик соче­ тает с постоянным расширением полити­ ческого кругозора. Летчик-истребитель Сергеев — это идейно вооруженный, пре­ данный матерн-Родине воин. Идея защиты государственных интересов социалисти­ ческой Отчизны одухотворяет его труд воодушевляет на достижение новых успе­ хов в боевой подготовке. В чем причины значительных успехов летчиков высокого класса? В основе этих успехов лежат любовь к своей почетной профессии, глубокое созна­ ние личной ответственности за защиту со­ циалистической Родины, прочные теорети­ ческие знания, высокая дисциплина и ор­ ганизованность, точное выполнение всех правил летной службы, хорошая физиче­ ская закалка. Огромный качественный скачок, кото­ рый сделала авиация в связи с появле­ нием реактивных самолетов, потребовал от каждого летчика глубокого проникновения в теорию. Как от летного, так и от техни­ ческого состава экипажа реактивного са­ молета требуются хорошие знания мате­ матики, физики, аэродинамики и других дисциплин. Только авиатор, который хоро­ шо разбирается в сущности законов ско­ ростного полета, в теории реактивных двигателей, может до конца подчинить се­ бе сложную технику, взять от нее все, что она может дать. Поэтому одной из важ­ нейших обязанностей авиационных коман­ диров является организация постоянной теоретической учебы летчиков и всех авиационных специалистов, глубокого изу­ чения ими аэродинамики больших скоро­ стей, теории реактивных двигателей, пра­ вил эксплуатации и сбережения различ­ ных агрегатов самолета. Наряду с теоретической подготовкой весьма важно усиленно тренировать­ ся на различной аппаратуре. Опыт говорит о том, что хорошо постав­ ленный, систематический тренаж на зем­ ле — одно из важных условий успешных действий летчика в воздухе, выработки у него необходимых навыков обращения с аппаратурой и агрегатами. Кроме этого, самый сложный полет и другие задания лучше решаются теми подразделениями, в которых летчики привыкли действовать при любой погоде, в сложной обстановке, без условностей и упрощенчества и в ко­ торых каждый полет глубоко разбирается и анализируется командиром, превращаю­ щим разборы полетов в школу боевого мастерства. Именно так и поступает коман­ дир звена реактивных самолетов капитан Курбатов — опытный летчик и умелый воспитатель своих подчиненных. Как известно, полет на реактивном са­ молете, связанный с перегрузками орга­ низма членов экипажа, требует от летчи­ ков, штурманов, стрелков-радистов боль­ шой выносливости. Авиационные команди­ ры призваны всесторонне организовать фи­ зическую подготовку летчиков, добиться такого положения, чтобы каждый авиатор занимался спортом. Регулярные занятия спортом способствуют приобретению та­ ких качеств, как воля, быстрота реак­ ции, выносливость и т. д. Следует систе­ матически заниматься легкой атлетикой, боксом, ходить на лыжах, играть в бас­ кетбол или волейбол, укреплять мышцы рук поднятием тяжестей. Главным условием успешного овладения реактивной техникой и искусством высше­ го пилотажа являются высокая дисципли­ на и организованность, точное соблюдение авиаторами требований инструкций и на­ ставлений, всех правил летной службы. Высокодисциплинированный, исполнитель­ ный, не боящийся трудностей и хорошо владеющий реактивным самолетом летчик всегда точно выполнит каждое движение рулями, в любых условиях примет пра­ вильное решение. Летчик реактивного са­ молета не должен ошибаться—так требуют интересы флота, интересы Родины. А что­ бы не ошибиться, необходимо в совершен­ стве владеть своим делом, знать инструк­ ции и наставления и точно их выполнять. На нашем флоте непрерывно растет число летчиков, отлично овладевающих авиационной техникой. Политработники, партийные и комсомольские организа­ ции должны активно способствовать изу­ чению и широкому распространению опы­ та передовых экипажей, летчиков первого класса, неустанно помогать командирам в их напряженном труде по выращиванию смелых и умелых воинов, беспредельно преданных своей Советской Родине, Совет­ скому правительству и делу Коммунисти­ ческой партии, в совершенстве владею­ щих реактивными самолетами и готовыми в любую минуту нанести удар по агрес­ сору. У нас имеются все условия для дости­ жения новых успехов в боевом совершен­ ствовании летчиков флота. Благодаря за­ ботам Коммунистической партии и Совет­ ского правительства в настоящее время части Военно-Воздушных Сил нашей страны вооружены вполне современными скоростными реактивными самолетами. За­ дача состоит в том, чтобы в совершенстве владеть этой замечательной техни­ кой, умело использовать каждую минуту учебы на земле и в воздухе для выращи­ вания летчиков высокого класса, летаю­ щих в любых условиях. Этого можно до­ биться при условии, если авиационные командиры будут проводить полеты в об­ становке, максимально приближенной к боевой действительности, в различных ме­ теорологических условиях, если они будут учить летчиков тому, что нужно на войне. Летать на реактивном самолете — вы­ сокая честь. Сколько теплых и благород­ ных слов можно услышать в надоде о на­ ших летчиках, зорко несущих боевую вах- ту в воздушных просторах любимой Роди­ ны! Горячая любовь к социалистической Отчизне руководит их делами и домысла­ ми. Они бдительно охдоняют мирный со­ зидательныйтруд советского народа, стро­ ящего светлое здание коммунизма, на- ЛЕНПНГРАД, 12 апреля. (ТАСС). В уни­ верситете имени А. А. Жданова, других высших учебных заведениях, а также в клубах города состоялись лекции и беседы о великом русскэм географе и путешест­ веннике II. М. Пржевальском, 115-летие со дня рождения которого исполнилось 12 апреля. В библиотеках организованы выставки, посвященные выдающемуся ис­ следователю, который первым открыл для пауки громадные просторы Центральной Азии. Выставки знакомят с трудами Прже­ вальского, материалами о его жизни и пу­ тешествиях. Интерес представляют хранящиеся в архиве Географического общества СССР личные вещи исследователя, которые он брал с собой в поход: ружья, часы, компас и многие другие, а также дневники и кар­ ты путешествий, маршрутные с’емки. фо­ тографии. Здесь же переписка Пржеваль­ ского с замечательными русскими путе­ шественниками П. К. Козловым, И. П. Се- меновым-Тян-Шанским, В. И. Роборов- ским и другими. Творческое наследие Н. М. Пржевальско­ го всесторонне изучается в Географиче­ ском обществе СССР, в научных институ­ тах и на географических факультетах ленинградских вузов. Оно помогает совет­ ским ученым, студентам и аспирантам проводить дальнейшие исследования Сред­ ней А зии и других районов страны на основе трудов великого русского путеше­ ственника. Город Куйбышев строится - НА СНИМКЕ: летчик реактивного истребителя комсомолец старший лейтенант Николай Сергеев. Фото И. Никишова. Первому М ая — достойную встречу С похвальным усердием Вместе с другими матросами к нам на корабль пришел служить комсомолец Си­ доров. Его назначили ко мне дублером. В первый же вечор мы побеседовали с ним. Он рассказал о своей жизни, о желании стать умелым моря-ком. В начале службы у Сидорова встреча­ лось много трудностей. Он плохо был зна­ ком с устройством корабля, с механиз­ мами и приборами, которые ему предстоя­ ло обслуживать. 11а помощь Сидорову пришли старшие товарищи, среди которых были тт. Ред­ ким и Фарамонов. Оки познакомили воина с кораблем, рассказали ему о расположе­ нии помещений и механизмов. Тов. Ред­ кий помог Сидорову в изучении специ­ альности. Надо отметить, что Сидоров прилатал много стараний. Он с большим усердием изучал специальность артиллерийского электрика, инструкции по уходу за меха­ низмами и их обслуживанию, корабель­ ные правила. Прилежное отношение молодого матроса своим обязанностям было замечено и оценено товарищами. Чем больше он ин­ тересовался вопросами службы, тем охот­ нее помогали ему сослуживцы. Настал день, когда корабль должен был выйти в море. Для комсомольца Сидорова это был первый поход. В походе, несмотря на штормовую по­ году, молодой матрос отлично справился со своими обязанностями. Матроса Сидоро­ ва поставили на пост обеспечения кораб­ ля электропитанием. Он четко и ясно ду­ блировал все указания, поступавшие на пост. После похода матрос с еще большей энергией взялся за учебу. — Хочется скорее стать хорошим спе­ циалистом, — сказал он мне. Мы усиленно занимались с ним по спе­ циальности. Дела у нас шли успешно. Недавно ма­ трос Сидоров заслужил первое поощрение командира. Сейчас, готовясь к Первому Мая, он еще с большим усердием изучает свою специальность. Старший матрос В. ПЛОТНИКОВ. КУИБЫПТЕВ, 12 апреля. (ТАСС). Пре­ ображается одна из старейших магистра­ лей города — Самарская. Она преврати­ лась в асфальтированный проспект, по ко­ торому движутся троллейбусы. На молодых деревьях, высаженных вдоль тротуаров, распускаются почки. Вечером улицу ярко освещают матовые электрические фонари. Здесь рядом со старыми домами подни­ маются новые многоэтажные жилые зда­ ния, развертывается строительство целого квартала новых домов. Сооружены пяти­ этажное здание гидротехникума и большой жилой дом, в нижнем этаже которого от­ крылся магазин текстильных товаров. Ря­ дом заложены еще два пятиэтажных зда­ ния. Подготовляется площадка для самого высокого в городе 14-этажного дома. В нескольких километрах отсюда широ­ ким фронтом идет строительство на улице Победы. Это новая улица, связывающая старую часть города с новым Кировским районом, разросшимся за последнее деся­ тилетие. К началу нынешнего года на улице Победы было завершено строитель­ ство квартала, состоящего из 14 много­ этажных зданий. Сейчас началась стройка нового квартала. Здесь заложено 6 пяти­ этажных жилых домов и средняя школа. В разных местах улицы поднимаются кра­ ны других строек. Жилищное и культурно-бытовое строи­ тельство ведется на многих старых и но­ вых улицах. Промышленный центр Молдавии ТПРАСПОЛЬ (Молдавская ССР), 12 ап- реля. (ТАСС). В библиотеках и клубах го­ рода открылись выставки, посвященные десятилетию со дня освобождения Тираспо­ ля от фашистских захватчиков. Фотоил­ люстрации и документы этих выставок рассказывают о росте города за эти годы. В Тирасполе после войны построены две крупные швейные фабрики, стеклотарный завод и ряд других предприятий. Консерв­ ные заводы города выпускают сейчас боль­ ше продукции, чем вся консервная про­ мышленность России в 1913 году. Вдвое по сравнению с довоенным увеличился вы­ пуск машин и оборудования на механиче­ ском заводе имени Кирова. В городе создано много культурных уч­ реждений: Дом культуры, 15 фабричных и заводских клубов, около 30 библиотек, три кинотеатра. Сейчас в Тирасполе возводятся 28 мно­ гоэтажных жилых домов, заканчивается строительство кинотеатра. Дома Советов. Сооружается также несколько крупных промышленных об’ектов. Массовые изделия — на поток Награжден нагрудным знаком Личный состав нашего подразделения, как и все советские воины, стремится оз­ наменовать международный праздник Пер­ вое Мая новыми успехами в совершенст­ вовании боевого мастерства. За последнее время у нас выросло число отличников. Возьмем, к примеру, старшего матроса Кривошапкина. Он является отличником боевой и политической подготовки. Но мо­ ряк не останавливается на достигнутом, а постоянно совершенствует свои знания. За безупречную службу Родине К/риво- шапкин имеет 12 благодарностей. Недавно ему вручили нагрудный знак « О т л и ч н ы й артиллерист». С. ЗАДОРОЖНЫЙ. На заводе «Динамо» имени С. М. Киро­ ва сейчас проводится большая работа по повышению мощности заготовительных цехов, унификации изделий и внедрению поточной сборки массовых электрических аппаратов. В цехе, выпускающем изоляционные детали из пластмасс, на днях установле­ ны два высокопроизводительных пресса, изготовленных на заводе. Это позволит увеличить выпуск продукции на 10 — 12 процентов. Пдет подготовка к монтажу еще трех прессов. С пуском их в эксплуатацию мощность цеха повысится на 20 — 25 процентов. Пнженеры завода совместно с научно- исследовательским институтом под’емного и транспортного машиностроения заканчи­ вают разработку единой серии тормозных магнитов для крановостроительных пред­ приятий. Создан и испытан пробный об­ разец такого изделия. Создается также единая унифицирован­ ная серия командоконтролеров, производ­ ство которых переводится на поток. Уже расставлена значительная часть оборудо­ вания, пересмотрена организация труда, создан новый технологический процесс. (ТАСС). Производительность труда во зрас тае т Коллектив красильно-отделочного комби­ ната имени Щербакова осуществляет орга­ низационно-технические мероприятия, что­ бы успешно выполнить обязательства, взя­ тые в социалистическом соревновании. Большой эффект дает проводимая в ткац­ ком производстве специализация заправок ассортимента по бригадам и участкам. Благодаря этому производительность труда и оборудования на ряде участков уже по­ высилась на 10 — 15 процентов. (ТАСС). Н а великой дн еп ров ской стройке Бетонщик Иван Корипанов уересы Советского' Союза. Эта ведпкая и по- ^ т* человек четная ейТявлтснооть вселяет законное чув- *ме u недоумевает, ство гордости в сердца авиаторов. Как беззаветно преданные сыны своей Родины, они преисполнены стремления всегда быть на высоте своих задач, достойно нести лужбу, доверенную им родным народом, коммунистической партией. В Хабаровске сдан в эксплуатацию новый аэровокзал. Здесь имеются залы ожидания, ресторан, комната матери и ребенка. НА СНИМКЕ: у аэровокзала. Фото В. Байдалова (Фотохроника ТАСС). В праздничном убранстве город строи­ телей Каховского гидроузла — Новая Ка­ ховка. Повсюду красочные транспаранты, кумачевые стяги, портреты бетонщиков, арматурщиков, плотников, механизаторов, монтажников, штукатуров. Пдет по этому дежно обеспечивают государственные нн- I ясному городу, которому еще нет и дву I п /\т в морской фор- Только сегодня утрам он был в Мелитополе, что отсюда в полуторастах километрах, и ровно ничего там праздничного не заметил. Да и день- то сегодня, вроде, будничный. Что же это может быть? Только возле сияющего огнями Дворца культуры он прочитал на одном из много­ численных плакатов, что сегодня Новая Каховка отмечает третью годовщину стро­ ительства Каховской ГЭС. Иван Корипанов вспомнил, что три го­ да тому назад он. можно сказать, только понял как следует вкус к флотской служ­ бе. Теперь, правда, кажется, что время пролетело незаметно быстро. Вот он, Иван Корипанов, хотя и в тельняшке и в морской фуражке, но уже не североморец. У вас что— родственники в Кахов­ ке, — спросили у него в отделе кадров строительства, глядя на погоны с двумя золотистыми буквами «СФ». — Родных у меня здесь нет, — отве­ тил полушутя, полусерьезно моряк. — но думаю, что со стройкой-то мы породним­ ся. Уже по рассказам товарищей по обще- жтгпию ему было известно, что примерно происходит в эти дни в котловане основ­ ных сооружений. Но то, что ему пред­ ставилось перед глазами в первый день работы, удивило и взволновало его. Куда бы он ни направил свой взгляд — повсю­ ду были видны машины, механизмы. Brm, врываясь стальными клыками в неподат­ ливую землю, сердито урчит огромный эк­ скаватор, чуть дальше, громоздя перед собою глыбы песка, тяжело продвигается вперед мощный бульдозер, спускаются по отлогим дорогам и взбираются вверх авто­ машины, то и дело мелькают в утреннем небе необычной величины стрелы паровых и электрических кранов. Глядя на эту большую стройку, Иван Корипанов поду­ мал: «А где же люди?». Их было, дейст­ вительно, незаметно, мало. Все, что ни де­ лалось вокруг, выполняли механизмы. Они рыли грунт, грузили его на автомашины, доставляли на участок бетон, уплотняли его в блоке, забивали глубоко в землю металлический шпунт. За несколько дней Иван Корипанов уз­ нал людей, которые начинали стройку, за­ кладывали фундамент первого дома нового города, вынули первые кубометры земли, доставили на участок основных работ первый бетон, уложили его в блок. Он не­ мало завидовал нм, так как ему казалось, что именно они счастливчики, а осталь­ ные, кто пришел на стройку недавно, только продолжатели того, что было нача­ то пионерами стройки и ветеранами ее. Но Иван Корипанов ошибался. Вскоре он в этом убедился сам. Однажды, придя на работу как обычно за полчаса до на­ чала смены, он увидел возле того блока, в котором последние дни работала его бригада, огромную толпу народа. Среди знакомых ему людей тут было много и тех, которых он видел впервые. Начался митинг. На нем говорили, что строители открывают для бетонирования первый блок фундаментной плиты здания гидро­ электростанции. Для Ивана Корипанова это было двойным праздником — сегодня оч укладывает в блок первый кубометр бетона. И когда пятитонный «ЗИС»» вые­ хал на металлический помост, перекину­ тый через огромный ощетинившийся ар­ матурой блок, и из поднятого над ним металлического кузова с грохотом и шу­ мом сползла серая и вязкая масса бетон­ ной смеси, Иван Корипанов с чувством большого удовлетворения вонзил в образо­ вавшуюся горку бетона вибратор и заме­ тил, как она мгновенно растаяла и рас­ ползлась по всей площади блока. Это было первое боевое крещение бетон­ щика подобно тому, какое он испытал там, далеко на Баренцовом море. Впрочем, в бригаде, где работал Иван Корипанов, таких новичков было больше половины и все — вчерашние воины Советской Армии и Флота. На стройке они нашли себе и дом, и труд, и друзей. Мы беседуем с руководителем бригады коммунистом Константином Гвозденко. Ве­ село полыхает огонь в железной печке обогревалки. — Вы спрашиваете о Пване Корппано- ве, — начал он, протягивая мне портси­ гар, — что же, это хороший воспитанник Северного флота. Очень хороший. Работает он у нас недавно, а уже зарекомендовал себя настойчивым, инициативным, смелым бетонщиком. Немного помолчав и подло­ жив в топку дров, добавил: — Передайте североморцам от нас, строителей Каховской ГЭС, большое спа­ сибо за воспитание такого воина. В подкрепление сказанного бригадир поведал нам, как Иван Корипанов вместе с другими бетонщиками бригады в лютый мороз и сбивавший с ног ветер доброволь­ но взялся расчистить заметенные снегом железнодорожные пути, чтобы принять пришедшие на стройку вагоны со щебнем и гравием для бетонного завода. К утру следующего дня путь был свободен, по длинным ленточным транспортерам на бе­ тонный завод беспрерывными потоками устремлялся издалека доставленный сюда камень. События на стройке разворачивались с каждым днем. На участке плотины забе­ тонировали первый блок водобоя, на шлю­ зе начали укладку бетона в блок второго яруса камеры шлюза, на левом берегу приступили к намыву пойменной части плотины, гидромонтажники закончили сборку первых четырех портальных кра­ нов на бетоновозной эстакаде. Эти и дру­ гие события стройки Иван Корипанов вос­ принимал с радостью, как и свои собствен­ ные успехи. А они были значительны. В последний месяц 1953 года там, где тру­ дились бетонщики бригады Константина Гвозденко, уже полыхал на морозном ветру красный вымпел. Это было высокой наградой первенство в социалистиче­ ском соревновании. А вот показатели работы бетонщиков основных сооружений за январь нынешне­ го года. Длинный список передовиков стройки, напечатанный в многотиражке, открывается бригадой Константина Гвоз­ денко. Она уложила рекордное количест­ во кубометров бетона — 6.877 и добилась наивысшего выполнения месячного зада­ ния — 273 процента. Комсомолец Иван Корипанов показывает эту сводку и говорит: — Вот наш вклад в досрочное завер­ шение строительства Каховской ГЭС. Бу­ дете писать на Север, обязательно упомя­ ните о наших достижениях и передайте, если это можно, от меня привет всем се­ вероморцам и пожелайте им успехов в бое­ вой и политической учебе. Был у меня хороший друг — мастер военного дела Анатолий Семенко. Мы с ним обмени­ вались письмами, а вот сейчас что-то от него нет ответа. Черкните об этом в газе­ ту. Пусть знает — моряки своих друзей не забывают. Перерыв окончился. Огромный котло­ ван снова пришел в движение. Где-то за­ грохотал бульдозер, загудел экскаватор, тяжело вздыхая, заработал паровой копер, с бетоновозной эстакады' раздался пронзи­ тельный гудок паровоза. Иван Корипанов встал, по-военному расправил ремень на защитной брезентовой робе, упрятал вы­ бившиеся из-под шапки-ушанки пряди черных волос. — Ну, мне пора. Извините. Вон уже бе­ тон пдет, — и он показал на спускавший­ ся по дороге в котлован самосвал, кузов которого клубился парами теплого бетона. — Желаю успеха! Маленькая, но коренастая фигура бе­ тонщика Ивана Корипанова быстро удаля­ лась туда, где шло бетонирование очеред­ ного блока электростанции. Д. БЕДРИЦКИЙ . г. Новая Каховка. № 8 7 ( 4 9 2 9 ) . Вторник, апреля 1954 года. Год издания 18-й,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz