На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я fO апреля 1 9 5 4 г .. № 8 5 (4 9 2 7 ) . -у.г'л'-гшлштлу! В о п р о с ы в о и н с к о г о в о с п и т а н и я ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА— НЕОТ ЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ БОЕВОЙ уч ебы Всю ночь бушевала пурга. Поздно почыо стало известно п повреждении ли­ нии свяли. — Найти обрыв, наладить связь, — приказал командир. Став на лыжи, воины вышли в дале­ кий и трудный путь по сильно пересечен­ ной местности. Крутые под’смы сменялись стремительными спусками, оврагами. На­ тренированность и постоянные занятия спортом облегчали связистам выполнение задания. Наконец, в трудно доступном месте во­ ины обнаружили обрыв линии связи. Устранить повреждение было делом не­ скольких минут. Связь была восстанов­ лена. Так лыжный спирт оказался помощни­ ком воинов з службе, в преодолении труд­ ностей. Именно поэтому командир, пар­ тийная и комсомольская организации, спортивный комитет подразделения уделя­ ют большое внимание физическому воспи­ танию личного состава. Спортивно-массо­ вая работа проводится здесь систематиче­ ски и целеустремленно. Во всех мероприя­ тиях активное участие принимают многие матросы, сержанты и офицеры. В этом подразделении созданы и посто­ янно функционируют лыжная, гимнасти­ ческая и другие секции. Занимаясь теми или иными видами спорта, воины закаля­ ют свой организм, волю, приобретают ка­ чества. необходимые на войне. Военно-прикладным видам спорта здесь уделяют особое внимание. В частности, на протяжении зимнего спортивного сезона не раз устраивались военизированные лыжные гонки патрулей на различные дистанции, когда бойцам приходилось ид­ ти с полной выкладкой, с хода стрелять и т. д. Кроме того, лыжи помогают воинам и в обыденной жизни. На отдаленные точ­ ки, например, лыжники иногда доставля­ ют почту и продукты. Личный состав подразделения добился значительных успехов в боевой подготов­ ке. Выросло число отличных воинов, та­ ких, как Мишин, Романов и другие. Нема­ лую роль в этом сыграли физкультура п спорт. — важное средство повышения боеспособности бойцов. *3десь все понима­ ют, что успешные действия войск в совре­ менной войне с применением сложной тех­ ники, первоклассного вооружения требуют от бойцов не только высокого воинского мастерства, но и умения преодолевать лю­ бые трудности походно-боев<?н обстановки. Современные виды оружия и техники повлекли за собой изменение тактики боя. В связи с этим, нагрузка на воина в бою значительно повысилась. Отсюда, booth должен быть выносливым и закаленным, смелым и сильным, ловким и растороп­ ным. Эти качества помогут ему выдер­ жать длительное физическое напряжение, выполнить любую боевую задачу. . Вот что по этому поводу говорит триж­ ды Герой Советского Союза А. П. Покрыш- к е н : «Летчику нужна постоянная физиче­ ская тренировка, можно быть человеком отчаянной смелости п не добиться успеха в воздухе. * Надо, чтобы летные знания и отвагу дополняли крепкие мышцы, верный глаз, хорошее сердце и легкие». Все это необходимо не только летчику, но и воинам всех родов войск. Такие ка­ чества приобретаются лпшь тогда, когда воины в дополнение к своей боевой уче­ бе систематически закаляют себя физиче­ ски: занимаются гимнастикой, боксом, лыжным спортом, преодолением различных препятствий, плаванием, шлюпочным де­ лом п другими видами спорта. Физическое воспитание личного го- става на флоте является неот’емлемой частью боевой подготовки, оно прочно во- шло и жизнь и быт воинов. Первым сред­ ством в этом воспитании является утрен­ няя физическая зарядка. Если она хоро­ шо организована и проводится методиче­ ски правильно, то польза от нее большая. Однако из-за малого времени, отводимо­ го на утреннюю зарядку, на ней невоз­ можно целиком решить основной задачи Физического воспитания воинов. Почему? Потому, что там не изучаются, например, способы передвижения на лыжах или нпи- емы, применяемые в бою, и многое другое. Для этой цели проводятся учебные за­ нятия по физической подготовке. На них приобретаются необходимые навыки, вы­ рабатывается выносливость у воинов. Огромное значение в деле воспитания у воинов высоких морально-боевых качеств играет спорт. Постоянные занятия различ­ ными видами спорта, участие в массовых состязаниях позволяют воинам выработать в себе качества, необходимые в боевой об­ становке. Одной пз важных форм выработки этих качеств и привлечения воинов к массово­ му занятию спортом является подготовка и сдача норм комплекса ГТО. При этом боец приобретает некоторые навыки, спо­ собствующие его дальнейшему физическо­ му развитию. Рост мастерства война- спортсмена, его дружба со спортом позво­ ляют добиться в этом отношении более высоких результатов. Показателем этого является выполнение им разрядных норм, установленных единой Всесоюзной спор­ тивной классификацией. А наиболее силь­ ные и закаленные воины-физкультурники способны устанавливать рекорды части, корабля и л и флота. Прп этом надо учитывать тот факт, что спортсмен, в совершенстве преуспевающий в одном-двух видах спорта, менее спосо­ бен преодолевать военные тяготы, чем тот, который хорошо подготовился и ус­ пешно сдал нормы комплекса ГТО и про­ должает заниматься различными видами спорта. Отсюда ясно, что каждый воин должен стремиться к тому, чтобы стать всесторонне развитым спортсменом. Он должен уметь ходить на лыжах, легко по­ ражать различные цели, поднимать тяже­ сти, плавать, драться в рукопашном бою, быстро бегать и многое другое. Во время Великой Отечественной войны на одном из наших флотов был такой случай. Корабль в течение двух часов вел артиллерийский обстрел фашистских по­ зиций. Матросу Красову пришлось перене­ сти четыреста снарядов, весом каждый в несколько пудов. II натренированный во­ ин выдержал заданный темп стрельбы. Через его руки за короткий период време­ ни прошло более тысячи пудов металла! Совершенно ясно, что с такой тяжелей работой смог справиться лишь матрос, всесторонне подготовленный к выполнению своего воинского долга не только идейно, но и физически. На нашем флоте физкультурой и спор­ том занимаются многие военнослужащие. Это наглядно показала прошедшая XIX зимняя спартакиада североморцев. Она вы­ явила многих сЬособных вопнов-спортсме- нов, которые добросовестно и успешно вы­ полняют свой долг перед Советской Роди­ ной. К числу таких относятся офицеры И. Алаев и Н. Власов, сержанты мастер спорта II. Власов, 10. Астафьев, В. Соло­ дов, матрос Вараксин и многие другие. Все они — передовые воины. Сотни уча­ стников состязаний уложились в разряд­ ные нормы. А целый ряд сильнейших спортсменов показал результаты, превы­ шающие первый разряд! Спартакиада и другие спортивные ме­ роприятия показали, что североморцы лю­ бят физкультуру и спорт, поставили пх на службу боевой подготовки. Особенной популярностью у воинов пользуются лы­ жи, стрельба из личного оружия, фехто­ вание, гимнастика, легкая и тяжелая ат­ летика, бокс и борьба. Эти виды спорта способствуют выработке высоких мораль­ но-боевых и Физических качеств у каж­ дого воина. Вот почему основу спортивной работы на кораблях и в частях флота составля­ ют массовость н разносторонность. Важ­ ной формой спортивно-массовой работы являются различные кроссы, соревнова­ ния, военизированные переходы, марши- броскн, шлюпочные гонки и другие воен­ но-прикладные состязания, которые помо­ гают воинам закреплять и совершенство­ вать физические навыки в условиях, мак­ симально приближенных к боевой действи­ тельности. Надо только проводить все эти мероприятия организованно и системати­ чески. Но у нас еще имеют место отдельные факты, когда мало уделяется внимания военно-прикладным видам спорта. В част­ ности, это относится к стрелковому делу, преодолению различных искусственных и естественных препятствий как в зимнее, так и в летнее время, соревнованиям по переноске грузов на различные расстоя­ ния, маршам-броскам в составе подразде­ лений и т. д. В этом отношении дело наиболее слабо поставлено в подразделении, где спортив­ ный комитет возглавляет тов. Бруи. Там плохо борются за широкое привлечение личного состава к занятиям физкультурой и спортом. В подразделении различные спортивно-массовые мероприятия прово­ дятся от случая к случаю, на низком ор­ ганизационном уровне. Даже в выходные дни здесь редко устраиваются состязания физкультурников. А если они н проводят­ ся, то участвует в них очень мало воинов. По всему видно,, что в этом подразделе­ нии нет должной заботы о развертывании спортивно-массовой работы. Поднять ее до уровня задач боевой подготовки — дело чести физкультурников, спортивного ко­ митета, комсомольской организации, всех воинов. v Наша партия проявляет неустанную за­ боту о широком развитии физической культуры и спорта, рассматривая пх как одно из важ'ных средств коммунистиче­ ского воспитания трудящихся, улучшения их здоровья и подготовки советского наро­ да к труду и защите социалистической Родины. Для того, чтобы спортивная ра­ бота расширялась, у нас есть все условия. Надо только систематически, изо дня в день добиваться, чтобы каждый воин зани­ мался физкультурой и спортом не от слу­ чая к случаю, а систематически. Офицер А. ВОРОБЬЕВ. Н а с и г н а л ь н о й в а х т е Сегодня Особенков решил задержаться после вахты. Он — На сигнальной вахте стоит отличник боевой и полити­ ческой подготовки старший матрос Особенков. Он вниматель­ но следит за морем, четко докладывает о всем замеченном. Вот появился плавающий предмет. Воин, не теряя ни минуты, докладывает об этом. Вскоре стало известно, плавающим предметом оказался оторвавшийся буй. На боевой пост пришел старший матрос Дикович. должен принять вахту у командира отделения Особенкова. Особенков рассказал подчиненному, какие произошли изме­ нения, указал на количество принятых семафоров и т. д. что Он командир отделения сигнальщиков. Его подчиненный стар­ ший матрос Дикович ранее допускал нарушения инструк­ ции. Поэтому Особенков всегда тщательно контролирует дей­ ствия подчиненного. С корабля передают семафор. Видимость не особенно хо­ рошая. Напряженно всматривается в световые сигналы стар­ ший матрос Дикович. Текст записан без ошибок. Не теряя времени, он передает его по назначению. Старший матрос Г. БОРИСОВ. По б о р н и к выс о к о й мо р с к о й к у л ь т у р ы Мичман Марков показывает пример выполнения уставных требований В условиях зимнего вре­ мени уход за внешним со­ стоянием корабля, верхней палубой и т. д. требует от личного состава исключи­ тельно добросовестного, хо­ зяйского отношения к сво­ ему делу. У нас после каждого смежного заряда снег бы­ стро удаляется с верхней палубы и надстроек. Осо­ бенно приходится следить за тем, чтобы не появи­ лась ржавчина на неокра­ шенных металлических ме­ стах. Ржавчина—это враг металла, и надо быть бди­ тельным, чтобы не допу­ стить ее, нужен острый боцманский глаз. Мичман Марков поль­ зуется на корабле заслу­ женным авторитетом. Он требователен и справедлив, говорят матросы. Заме­ тит где-нибудь беспоря­ док, тотчас сделает винов­ ному замечание, напомнит корабельное правило и прикажет устранить непо­ рядок, а затем проверит, как матрос выполнил ука-» зание. ...Большая приЗорка в полном разгаре. День вы­ дался теплый. Равномерно посыпая палубу песком, матросы усердно надраива­ ют до блеска. Другие уже окатывают ее из шланга водой. Все трудятся ста­ рательно. Мичман Марков доволен. «Хорошо», — ду­ мает он, наблюдая, как моряки начищают медь по­ ручней трапов, поправляют чистые обвесы и чехлы. Чистота на корабле — один из показателей высо­ кой морской культуры и выучки личного состава. Там, где любят образцо­ вый порядок, механизмы служат дольше, лучше ор­ ганизована боевая учеба. По этому поводу мичман Марков говорит так: — Чистота и порядок на корабле — зеркало службы моряка. По внешнему виду корабля можно опреде­ лить, как налажена на нем служба, каков боцман. Марков ничего не гово­ рит о своих делах. Ко пройдите по кораблю. На верхней палубе образцовый порядок, кранцы на месте, тросы аккуратно уложены в бухты, швартовое устрой­ ство в немедленной готов­ ности. Во всем чувствует­ ся заботливая- рука чело­ века, который за долголет­ нюю службу крепко полю­ бил море, корабль, ставший для него родным домом. Среди подчиненных мич­ мана нет матроса, который не умел бы плести мат, сделать кранец, срастить трос. Очень неподатлив в учебе был в первое время матрос Ромасёв. Маркову много пришлось работать с ним, прежде чем воин ос­ воил основы боцманского дела. Сейчас матрос в со­ вершенстве владеет своей специальностью. Боцман постоянно разви­ вает у подчиненных чувст­ во любви к кораблю, при­ вивает им элементы мор­ ской культуры, приучает строго выполнять кора­ бельные правила. Вот он увидел, что вышедший на верхнюю палубу матрос заговорил с товарищем, находящимся на подошед­ шем к борту буксире. — Товарищ матрос, раз­ ве можно переговари­ ваться с другими воинами через борт! — сделал за­ мечание боцман. — Это некультурно и запрещено Корабельным уставом. Матрос виновато умолк. Надо сказать, что на на­ шем корабле не только боцман ревностный побор­ ник чистоты и порядка. Каждый офицер и старши­ на считает своим долгом предупредить товарища от нарушения установленного на корабле порядка, кора­ бельных правил. П. ЗЕЛЕНКОВ. Совершенствуют боевую выучку — Корабль к походу изготовить! Матросы и старшины быстро покидают кубрики и занимают свои места. ...Слабо греет полярное солнце. В фа­ лах свистит порывистый ветер, низко над морем плывут облака. Корабль, разрезая форште-внем свинцо­ вые гряды пенистых волн, вйх-эдпт в от­ крытое море. Слаженно действуют воины ооевого по­ ста. Офицер отдает приказания. Старшие матросы Зарубин н Клименко четко, без суеты выполняют нх. Они уверены в своих знаниях, ибо частые тренировки, приближенные к боевой обстановке, по­ могли им добиться высоких результатов в обслуживании механизмов.’ Больших успехов достигли и остальные моряки. Пх умение управлять сложной техникой, которую дозернл им советский народ, особенно сказалось в этом походе. О т л и ч н о подготовили материальную часть к выходу в море электрики Казаков п Брагин. Во время тренировок вверенное им механизмы работали безотказно. Клас­ сный специалист старший матрос Брагин за образцовое содержание заведывания неоднократно поощрялся командованием. В походе моряки с честью выполнили поставленную перед ними задачу. Но вои­ ны не останавливаются на достигнутом. Они упорно совершенствуют свое ооевое мастерство, повышают морскую культуру. Матрос Б. ФИЛЬЦОВ. В образцовом состоянии содержится техническая кладовая, которой заведует специалист второго класса старший матрос Борис Корочкин. На стеллажах акку­ ратно разложены запасные приборы, инструменты и материалы. Старшины и ма­ тросы всегда быстро получают здесь необходимые им материалы. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос Борис Корочкин (слева) выдает специалисту второго класса старшему матросу Григорию Крат тре­ буемый инструмент. Фото И. Никишова. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ воинов Недавно я находился на излечении в госпитале. Здесь мне приходилось лечить­ ся и раньше. Но таким приветливым п уютным, как сейчас, он не был. Значи­ тельно улучшились условия работы вра­ чей и уход за больными. В палатах уют­ но и чисто. Немалая заслуга в этом коммуниста —• начальника госпиталя. Он часто бывает в отделениях, беседует с больными, не ос­ тавляет без внимания ни одной нх прось­ бы п замечания. Врачи тт. Резников, Шу­ милина и другие систематически прово­ дят среди находящихся на излечении вои­ нов беседы. Тепло относятся к воинам се­ стры Изотова и Беляева. С материнской заботой ухаживает за больными тов. Пе- тухина. Официантка Иетрпннчева всегда чисто одета, вежлива в обращении. Хочется сердечно поблагодарить весь обслуживающий персонал госпиталя за добросовестное душевное отношение к больным. Наряду с этим нужно отметить, что больные из-за отсутствия в госпитале киноаппарата очень редко видят кино­ фильмы. Кроме того, в недостаточном ко­ личестве имеются шахматы, шашки, до­ мино и другие игры. Все это легко может быть устранено, если вышестоящее медицинское учрежде­ ние окажет практическую помощь госпи­ талю в приобретении узкопленочного ки­ ноаппарата н недостающих игр. / Г. ГАДИЕВ. СОВЕТ КЛУБА БЕЗДЕЙСТВУЕТ Больше трех месяцев прошло со дня избрания у нас совета клуба. Мне оказа­ ли большую честь — я вошел в состав совета. Много хороших пожеланий было выска­ зано тогда и членам совета клуба, и его председателю тов. Розенбергу. Мы с увле­ чением взялись за работу. Распределили обязанности. Перед новым годом состави­ ли план работы на январь, назначили от­ ветственных за проведение новогодней елки. Встреча Нового года прошла хорошо. Но. к сожалению, на этом все и закончи­ лось. Члены совета клуба перестали ве­ сти какую-либо работу, с тон поры не со­ стоялось ни одного заседания. Все пущено на самотек. Разве для того выбирали нас, чтобы мы стояли в стороне от проводимых меро­ приятий, чтобы не способствовали удов­ летворению культурных запросов и поже­ ланий воинов, которые надеялись на нас, выбирая совет клуба. Сейчас еще не поздно выправить поло­ жение и наверстать упущенное, если взяться за раооту. оживить ее. Совету клуба надо собраться и обсу­ дить, что следует сделать, чтобы поднять работу на долленую высоту. Матрос Р. ШЕСТАНОВ. По следам наших выступлений «УСКОРИТЬ ДОСТАВНУ ПОЧТЫ» Так называлось письмо в редакцию старшего матроса А. Винокурова, опубли­ кованное в нашей газете 1G февраля. Редакцией получен ответ о принятых мерах к ускорению доставки почты. В частности сообщается, что находившаяся в неисправности автомашина в настоя­ щее время отремонтирована. Кроме того, районной конторе связи дополнительно выделена еще одна автомашина. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Тактические основыКоммунистическойпартии Первая народная революция в России 1905— 1907 годов привела , в движение все классы русского общества, втянула в активную политическую борьбу широкие массы пролетариата и крестьянства. Пово­ рот в политической жизни страны, выз­ ванный революцией, заставил все классы и политические партии перегруппировать­ ся применительно к новой обстановке, вы­ работать свою тактику, свою линию по­ ведения в революции и свое отношение к другим классам и партиям. В этот период перед Российской социал- демократической рабочей партией с особой остротой встал вопрос о выработке единой и продуманной революционно-марксистской тактики. «...Выработка верных тактиче­ ских решений,— подчеркивал В. П. Ленин, — имеет гигантское значение для партии, которая хочет в духе выдерлсанных прин­ ципов марксизма руководить пролетариа­ том, а не только тащиться в хвосте со­ бытий» (Соч., т. 9, стр. 5). Эту задачу с успехом выполнил III с'езд РСДРП, собравшийся в апреле 1905 года, в период под’ема первой рус­ ской революции. На с’езде были обсужде­ ны такие важнейшие тактические вопро­ сы, как вопрос о вооруженном восстании, об отношении к правительству накануне переворота, о временном революционном правительстве, об отношении к крестьян­ ству, об отношении к либеральной бур­ жуазии. По этим вопросам на с’езде вы­ стукал В. И. Ленин с докладами и реча­ ми. Нм же были составлены резолюции по тактическим вопросам, принятые с ’ездом. Третий партийный с'езд наметил чет­ к ую . ленинскую тактическую линию пар­ тии. рассчитанную на полную победу бур­ жуазно-демократической революции в Рос­ сии. С’езд исходил из того, что эта побе- 'да вполне возмолша при том непременном условии, если марксистская партия будет последовательно осуществлять свою руко­ водящую роль в период организации на­ родного восстания против самодержавия и после свержения царизма, если пролета­ риат выступит гегемоном, вождем этой ре­ волюции, установит крепкий боевой союз с крестьянством и изолирует либеральную буржуазию. * Совершенно противоположную, оппорту­ нистическую тактическую линию в бур­ жуазно-демократической революции заня­ ли меньшевики, которые отказались уча­ ствовать в работе I I I с ’езда РСДРП и от­ дельно собрались на конференцию в Же­ неве. Решения женевской конференции ра­ зоблачали меньшевиков, как проводников буржуазного влияния в рабочем классе. Меньшевики в своих решениях стреми­ лись призвать рабочий класс не к союзу с крестьянством, а к сближению с либе­ ральной бурлсуазией. Из боевого руково­ дителя, вождя первой русской революции меньшевистская конференция пыталась превратит^ пролетариат в прислулсника либеральной буржуазии. Эта соглаша­ тельская, оппортунистическая тактика пу­ тала значительную часть рабочих, раска­ лывала единство рядов российского проле­ тариата и тем самым тормозила развитие революции. «Два с’езда — две партии» — так оп­ ределил В. И. Ленин положение, создав­ шееся внутри русской социал-демократии в результате созыва меньшевиками своей женевской, раскольнической конференции. В июле 1905 года вышло в свет знаме­ нитое ленинское произведение «Две так­ тики' социал-демократии в демократиче­ ской революции». В нем В. И. Ленин бес­ пощадно разгромил соглашательскую анти­ народную тактику меныпевпков и запад­ ноевропейских оппортунистов- научно обо­ сновал большевистскую тактику, которая была выработана III с'ездом РСДРП. Кни­ га В. II. Ленина «Две тактики социал-де­ мократии в демократической революции» явилась тактической (политической) под­ готовкой революционной марксистской партии. 1 . Разрабатывая в период первой русской революции тактические основы больше­ визма, В. И. Ленин на основе глубокого анализа явлений общественной жизни до­ казал, что буржуазно-демократическая ре­ волюция в России развертывается в дру­ гих исторических условиях, чем буржу­ азные революции, происходившие в За­ падной Европе. Русская буржуазно-демократическая ре­ волюция 1905— 1907 годов происходила в эпоху империализма, когда до крайности обостряются все противоречия капитали­ стического общества, особенно противоре­ чия между пролетариатом и буржуазией. Сравнительно многочисленный и сплочен­ ный, революционнейший в мире русский рабочий класс уже имел свою марксист­ скую партию и выступал как самостоя­ тельная политическая сила во главе об­ щедемократического движения в стране. Русская же буржуазия была нацугана ре­ волюционностью ; пролетариата и искала союза с царизмом и помещиками для борь­ бы против рабочих и крестьян. Вот почему основным тактическим по­ ложением, пронизывающим решения III с’езда партии и ленинскую книгу «Две тактики социал-демократии в демократи­ ческой революции», является идея о том, что рабочий класс может и должен быть гегемоном, руководителем, вождем буржу­ азно-демократической революции в Рос­ сии. В. II. Ленин подчеркивал, что исхот Революции зависит от того, сыгоает ли рабочий класс роль пособника буржуазии могучего по cufie своего натиска на само­ державие, но бессильного политически или роль руководителя народной револю­ ции. Меньшевики, называвшие себя диалек­ тиками, на деле являлись метафизиками вульгаризаторами марксизма. Они не заме­ чали и не хотели замечать тех новых задач, которые выдвинула конкретная историческая обстановка первой русской революции. Раболепно преклоняясь перед всем западноевропейским, меньшевики строили свою тактику в расчете на то, чте русская революция будет совершаться по образцу, по схеме западноевропейских буржуазных революций. Согласно ‘ этой схеме, гегемония в русской буржуазно-де­ мократической революции должна была принадлежать не пролетариату, а буржуа­ зии. Вместо союза с крестьянством рабо­ чий класс по схеме меньшевиков должен был идти вместе с либеральной буржуази­ ей, быть ее ломовой лошадыо в револю­ ции. «Величайшая заслуга Ленина перед рус­ ской революцией, — писал II. В. Сталин, — состоит в том, что он вскрыл до кор­ ней пустоту историческпх параллелей меньшевиков и всю опасность меньшеви­ стской «схемы революции», отдающей ра­ бочее дело на с’едение буржуазии» (Соч., т. 4, стр. 312). Чтобы обеспечить победоносный исход революции, свергнуть царизм и устано­ вить демократическую республику, рабо­ чий класс, вопреки стремлениям меньше­ виков, должен был не устраняться от бур­ жуазно-демократической революции, не предоставлять в ней руководящую роль либеральной буржуазии, а энергично уча­ ствовать в решительной борьбе за после­ довательный пролетарский демократизм, возглавить борьбу народных масс за дове­ дение революции до конца. Марксизм-ле­ нинизм учит, что только пролетариат яв­ ляется самым передовым и последователь­ ным борцом за действительную демокра­ тию. «Самое положение пролетариата, как класса, — писал В. П. Ленин, — застав­ ляет его быть последовательным демокра­ том. Буржуазия оглядывается назад, бо­ ясь демократического прогресса, который грозит усилением пролетариата. Пролета­ риату нечего терять кроме цепей, а при­ обретет он при помощи демократизма весь мир» (Соч., т. 9, стр. 35). Это ленинское положение особенно ак­ туально в современных условиях, в усло­ виях все более обостряющегося общего кризиса капиталистической системы, ког­ да от былого либерализма буржуазии не осталось и следа, когда знамя буржуазно- демократических свобод оказалось выбро­ шенным за борт. Это знамя в настоящее время поднимают коммунистические пар­ тии, которые становятся вдохновителями и организаторами борьбы всех прогрессив­ ных сил против империалистической ре­ акции, за прочный мир, за народную де­ мократию. Ленинизм учит, -что стать последова­ тельным, победоносным борцом за демокра­ тизм пролетариат может лишь в том слу­ чае, если он сумеет присоединить к себе крестьянские массы и повести нх на ре­ шительную борьбу за демократические преобразования. На основе глубокого ана­ лиза соотношения борющихся обществен­ ных сил в эпоху империализма В. II. Ленин доказал, что силой, способной одер­ жать решительную победу над царским самодерл:авием, может быть только народ, то есть пролетариат и крестьянство. Еще в конце прошлого века В. II. Ленин выдвинул идею революционного союза ра­ бочих и крестьян, как главного средства свержения царя, помещиков и буржуазии. Развивая эту идею дальше, В. II. Ленин показал, что для успешного выполнения роли вождя буржуазно-демократической ре­ волюции пролетариат под руководством своей марксистской партии должеп уста­ новить тесный союз со всем крестьянст­ вом и изолировать либеральную буржуа­ зию. оттеснить се от руководства револю­ цией. Это была новая, ленинская тактическая установка пролетарской партии в буржу- 1 зно-демократической революции, в корне отличавшаяся от тактических установок. которые существовали до того в арсенале социал-демократических партий Запада. Эти партии руководящую роль в буржу­ азно-демократических революциях предо­ ставляли буржуазии,' пролетариат же у них доллсен был играть только роль ее по­ собника, а крестьянство — составлять резерв буржуазии. Выполняя тактическую установку ленинизма, российский пролетариат под руководством большевиков, в период борь­ бы за победу бурлсуазно-демократической революции (с 1905 года до февраля 1917 года) изолировал либеральную буржуазию, выковал боевой союз рабочих и крестьян и занял в нем руководящую роль. «Так сложилась, — отмечал И. В. Сталин, — гегемония (руководство) пролетариата в общей борьбе за свержение царизма, геге­ мония, приведшая к февральской револю­ ции 1917 года» (Соч., т. G, стр. 126). Историческое значение этой гегемонии со­ стоит в том, что она явплась зародышем п переходной ступенью к диктатуре проле­ тариата, победившей в нашей стране в октябре 1917 года. 2 . Одним пз основных тактических поло­ жений, выдвинутых в решениях III с’езда РСДРП и развитых дальше В. И. Лениным, является положение о том, что победонос­ ное всенародное вооруженное восстание есть важнейшее средство свержения ца­ ризма и завоевания демократической рес­ публики. Беспощадно разоблачая меньше­ виков, как скрытых противников воору­ женного восстания рабочих и крестьян, В. И. Ленин придавал громадное значение технической подготовке восстания, орга­ низации боевых дружин, добыванию ору­ жия, обучению военному делу и военному тактическому искусству трудящихся масс. В. И. Ленин, преисполненный глубочай­ шей верой в силы народа как подлинного творца истории, исключительную заботу проявлял о том, чтобы марксистская пар­ тия в ходе классовых битв все выше и выше поднимала революционную самодея­ тельность трудящихся масс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz