На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 6 апреля 1 9 5 4 г ., № . 31 (4 1 2 3 ) . В основе учёбы — боевой опыт — Почему вы опоздали на занятия? — строго гпропил мичман Новиков стар­ шего матроса Будникова. — Где вы бы­ ли? — Я курил,— ответил тот. взглянув на ра;.р.еипнные наглядные пособия так. как будто эти схемы и чертежи были ему давил знакомы. — Свое дело л знаю. Мичман знал об отношении Будникова н»‘ отличался прилежанием Воин, ви- — уметь об- поведение тут Новиков не «знатоками». к учепе. Старшин матрос дисциплинированностью и на некоторых занятиях, дпмо ’ читал что главное служивать за-вгяыппннс. а ни причем. Бывалый моряк рал встоечался с такими которые впоследствии начинали халатно относиться к своему делу, если их не приучали заранее к порядку. Ведь Путни­ ков недавно неправильно собрал один ме­ ханизм я пои опробовании его едва не сломал одну деталь. — Вот мы сейчас изучаем действия при стрельбе, — продолжал мичман. — А каждый ли из нас представляет, какое большое значение они имеют в бою. Нет, не все еще чувствуют личную ответст­ венность за порученное дело... При этом ветеран посмотрел на Будни­ кова, и тот смутился. А мичман, между тем, продолжал: — Если каждый из нас хорошо будет знать материальную часть, но не сумеет на практике умело применить ее, то толку от этого будет мало. Слова руководителя вызвали всеобщее внимание. Матросы знали, что за ними, как всегда, последует интересный рассказ о каком-нибудь поучительном случае из опыта Великой Отечественной войны. Так оно и произошло. — Однажды наш корабль вышел в мо­ ре. Вскоре североморцы обнаружили вра­ жеский каравая судов. В результате боя противник понес большие потери... Однако настоящий бой только начи­ нался. Фашисты бросили на нас свою авиацию. Ее встретили советские летчи­ ки. Завязался ожесточенный воздушный бой. Старшина 2 статьи Колесников зорко нес боевую вахту. Вот он заметил, как фашистский самолет стал заходить в хвост нашему истребителю. Старшина по­ просил разрешения «отбить» гитлеровца. Командир дал добро. Зная в совершенстве свое дело, моряк произвел точные расче­ ты и открыл огонь по врагу. Трасса пуль прошла у цели. Фашист отвернул. Мичман Новиков дал понять таким, как старший матрос Будников, что успех до­ стигается знаниями, высокой дисципли­ ной. Дисциплинированные воины старши­ на 2 статьи Кофиев, старший матрос Базанов я молодой матрос Голубятников на занятия являются своевременно, оде­ тыми по установленной форме. Они вни­ мательно слушают об’яснения руководи­ теля. стараются всесторонне освоить свое дело, интересуются опытом войны и по­ слевоенной учебы. Старшина Кофиев до­ бился звания классного специалиста. Он и его подчиненный старший матрос Ан­ типин успешно выполнили поставленную перед ними задачу.. Мичман Новиков, продолжая свой рас­ сказ, сказал: — Век живи — век учись! Но у нас есть еще матросы, которые думают, что разобрал механизм, посмот­ рел, собрал его и уже овладел им. Этого, конечно, недостаточно. Как-то во время практических занятии по малоопьггности старший матрос Гера- син допустил ошибку. В бою такая оп­ лошность воина могла привести к задерж­ ке. что было бы на пользу врагу. Все это получилось потому, что стар­ ший матрос Герасин недостаточно освоил сложную технику, с которой ему дове­ лось встретиться на боевом посту. Во­ ин. как и некоторые другие специалисты, считал себя вполне подготовленным к действиям в сложных условиях, знающим свое дело. Но практика показала иное. Из приведенного примера видно, что халатно-*гь на боевом посту часто приво­ дит к задержкам в работе. Этот же слу­ чай покалывает, что у нас еще не все сделано по освоению первоклассной бое­ вой техники. Вот почему моряки подразделения с еще большей энергией взялись за учебу. Так. например, мичман Новиков после каждого теоретического занятия проводит тренировки подчиненных на осевом посту. Матросы выполняют ввод­ ные по предупреждению и устранению возможных неисправностей механизмов и другие. Учеба, максимально приближенная к боевой действительности, дала положи­ тельные результаты. Например, матрос Ки­ риченко отличился при выполнении оче­ редной задачи. Обслуживаемая им мате­ риальная часть работала безупречно. Р>о- пн показал свои возросшие знания и ма­ стерство. Коммунист мичман Новиков в своей практике использует для обучения и вос­ питания подчиненных и такую форму, как разбор проведенных занятий и трени­ ровок. Нз них, подводя итоги, он отме­ чает, кто н как действовал, какие обна­ ружены недостатки. Как правило, при этом указывается, что быстрота и чет­ кость при отработке того или иного при­ ема необходимы ввиду скоротечности со­ временного морского боя. Это всегда под­ крепляется соответствующим примером из боевого опыта Советской Армии и Флота. При этом решаются и другие вопросы. Однажды кто-то из молодых матросов по­ интересовался: можно ли перед выходом в море густо смазывать материальную часть, чтобы избежать попадания на нее влаги. Это — важная тема и ее изу­ чение было предусмотрено планом. Заполярные условия затрудняют нор­ мальную эксплуатацию оружия, создают трудности в уходе за ним. Резкие изме­ нения температуры и неустойчивая пого­ да влияют на состояние техники. -.Вот почему надо заботливо и тщательно уха­ живать за механизмами, постоянно со­ держать их в готовности к немедленному действию. Для этой цели надо чаще осматривать материальную часть и проверять ее в ра­ боте. следить .за смазкой, ибо густая смазка, как это показывает -опыт войны, может повлиять на стрельбу. Вот пример. При выполнении торпед­ ным катером боевой задачи пулеметчику Тревогову потребовалось открыть огонь. Он нажал на гашетку, а выстрела не по­ следовало. Нажал вторично — то же са­ мое. Поняв, в чем дело, воин быстро про­ тер смазку на трущихся частях, и пуле­ мет стал работать нормально. А ведь Тревогов был хорошим специа­ листом. Происшедший с ним случай по­ казывает, к чему может привести прене­ брежение «мелочами». А «мелочь» в дан- пом случае заключалась в нарушении инструкции по уходу за материальной частью в зимних условиях. Учитывая боевой опыт и послевоенную практику обслуживания оружия, старши­ на 2 статьи Кофиев. старший матрос Антипин, матрос Плисов и многие другие добиваются в службе и учебе новых ус­ пехов. Их боевые посты всегда находятся в образцовом порядке. Каждый прием они сообразуют с требованиями уставов, ин­ струкций и наставлений. Мичман К . КОНОПЛЯ. Е8;)е»до.1СВ»я трудности Бдительность и мастерство воинов обеспечили успех похода Туман был настолько плотным, ^ что зрительное наблюдение вести^ было очень трудно. II вот в такой обстанов­ ке. когда малейшая оплошность и от­ ступление от точного выполнения обя­ занностей грозили столкновением с другими кораблями, сигналы которых то тут. то там раздавались в тумане, личному составу нашего подразделения нужно было выполнить приказ коман­ дира. А он был таков: «Наблюдать и докладывать». Это значило, что стар­ шим матросам Яровенко и Шевченко нужно было во-время обнаруживать все, что появлялось вблизи, и своевременно докладывать об этом. Моряки знают по опыту прошлых по­ ходов, что успеха можно достигнуть только четкой и слаженной работой всего коллектива, что промедление в действиях одного матроса грозит сни­ жет! ем качества действий другого, а порою всего экипажа. Зная и учитывая это, комсомолец Шевченко четко дейст­ вовал на боевом посту, периодически докладывал данные старшему ма­ тросу Тараскину. Тот внимательно и быстро выполняет свои обязанности. Воин знает, что и от него многое зави­ сит, что его действия позволят коман­ диру принять во-время необходимые ме­ ры. и поэтому работает сноровисто. Радостно было слышать, когда по данным комсомольцев Яровенко, Шев­ ченко в эфир понеслись радиосигналы кораблям, находящимся в тумане. В течение похода л и ч н ы й состав ра­ ботал с полным напряжением сил. Но наивысшее напряжение моряки испы­ тали тогда, когда старшие матросы Яро­ венко и Шевченко доложили о судне, идущем навстречу кораблю. В дальней­ шем данные продолжали поступать командиру также своевременно, и он постоянно был в курсе обстановки, что позволило точно совершить маневр. — Корабль прямо по курсу, дистан­ ция.., — доложил сигнальщик Кузь­ мин. Дистанция была такая, что столк­ новение казалось неизбежным. Почти тотчас каждый находящийся на кораб­ ле почувствовал как стальной корпус задрожал. Отрабатывался задний ход. А еще через несколько минут мы продол­ жали следовать своим курсом. Бдительность личного состава и осо­ бенно сигнальщиков, безотказная рабо­ та материальной части, четкость и слаженность действий всего экипажа обеспечили кораблю навигационную безопасность, успешное решение учеб­ ных задач. Поход показал, что советская кора­ бельная техника действительно может дать чудеса, если ее правильно и свое­ временно готовить к действию, умело ею управлять. На всем протяжении по­ хода моряки действовали в сложных условиях. Они показали хорошую под­ готовку, выносливость, непреклонную волю к достижению цели. За четкие действия на боевых по­ стах командир корабля поблагодарил личный состав боевого поста, а стар­ шего матроса Яровенко поощрил. Старшина 2 статьи Е. ПЕТРОВ. Н о п о л и т и ч е с н и х з а н я т и я х Результат плохой подготовки к рассказу по теме В этом учебном году многие матросы и старшины флота приступили к изучению истории Коммунистической партии Совет­ ского Союза. Это важное событие в идей­ ной жизни воинов настоятельно требует от командиров и политработников, от ру­ ководителей групп еще более усилить за­ боту о высоком идейно-теоретическом, ме­ тодическом и организационном уровне по­ литзанятий. Воины флота с большим интересом изу­ чают героическую историю нашей партии. Руководители групп должны поддерживать и еще более развивать этот живой инте­ рес. А этого они смогут добиться только в том случае, если будут излагать материал на высоком идейном уровне, в тесной свя­ зи с современной жизнью, на ярких и убе­ дительных примерах показывать руково­ дящую п направляющую роль партии, роль народа— творца истории. Пропаган­ дист должен научить слушателей творче­ скому усвоению революционной теории, умению делать правильные выводы для своей практической деятельности. Важно, чтобы воин после каждого политического занятия все лучше и лучше разбирался в текущих событиях, отчетливее сознавал, что от него требуется, и умножал свои усилия в учебе и службе. Однако еще есть на флоте отдельные факты халатного отношения к политиче­ скому воспитанию воинов. Вот, например, как на днях офицер Петухов провел в группе рассказ по теме: «Образование Рос­ сийской социал-демократической рабочей партии. Появление внутри партии фрак­ ций большевиков и меньшевиков. (1001 — 1904 годы)». Нет нужды подробно останавливаться на исключительно боль­ шой важности темы о создании нашей партии, о борьбе великого Ленина и его сторонников за то, чтобы она была бое­ вой, революционной, марксистской парти­ ей, о его борьбе против «экономистов» и занявших потом их место меньшевиков. Следовало ожидать, что пропагандист этот материал изложит интересно и со­ держательно. Но этого не произошло. Его рассказ не захватил слушателей. Он был сухим, бесстрастным и представлял собой не что иное, как предельно сжатый пере­ сказ второй главы Краткого курса исто­ рии партии. Серьезным недостатком занятия была оторванность рассказа руководителя от современности, хотя имелись все возмож­ ности, чтобы для большей убедительности проиллюстрировать те или иные положе­ ния на примерах из современного рабочего движения в капиталистических странах. Кроме того, как известно, в минувшем го­ ду нашей партии исполнилось 50 лет. По этому поводу были опубликованы Тезисы Отдела пропаганды и агитации Централь­ ного Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Института Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина при ЦК КПСС «Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903— 1953)», в которых ярко показано историческое значение Второго с'езда РСДРП, отражен героический путь, пройденный нашей партией с момента ее образования. Однако этот документ тов. Петухов не использо­ вал в своей подготовке к занятию. Пропагандист уделил почти целый час на первый вопрос темы, а на втором часе изложил два других, главных вопроса. Его рассказ не был доходчивым. И не случайно, что у слушателей возникло много неясностей. Для ответа на вопросы руководитель затратил весь оставшийся свободным третий час занятий. Причем, он ничего нового не смог сказать, а лишь повторял те тезисы, которые изложил раньше. Естественно, слушатели остались неудовлетворенными. В частности, матро­ сы Зайцев и Савунов не получили полно­ го, убедительного ответа на свой вопрос о разоблачении Лениным оппортунистиче­ ского взгляда «экономистов» на роль со­ циалистического сознания, на роль социа­ листической теории. Кроме того, тов. Пе­ тухов допускал неряшливые формулиров­ ки, неудачные сравнения. Чем об’яснпть, что занятие в этой груп­ пе прошло на низком идейном уровне? Прежде всего, слабой подготовкой к нему пропагандиста. Он не присутствовал на се­ минаре руководителей групп политзанятий. Казалось, что раз так случилось, тов. Пе­ тухов должен был бы более тщательно подготовиться к рассказу, проконсульти­ роваться у руководителя семинара. Но этого он не сделал, а лишь набросал те­ зисы по теме рассказа. Офицер Петухов имеет опыт и навыки пропаганшстской работы. Однако он переоценил своп силы. Когда он бегло, в течение двух часов, из­ ложил три вопроса темы, ему ничего дру­ гого не оставалось, как на третьем часе запяться пересказом того, о чем уже го­ ворил. План занятия, таким образом, был нарушен. Повинен в серьезных недостатках заня­ тия и политработник. Он не поинтересо­ вался должным образом тем, как руководи­ тель группы подготовился к рассказу, зная, что на семинаре по данной теме тот не присутствовал. Руководителям групп поручено большое п важное дело. Их долг — с чувством высокой ответствонне~п 1 относиться к сво­ им обязанностям, тщательно готовиться к каждому занятию, добиваться, чтобы оно проходило на высоком идейном, методиче­ ском и организационном уровне. Необхо­ димо решительно покончить с фактами формального отношения к политическому воспитанию воинов. Чем больше и настой­ чивее пропагандисты будут работать над повышением своих знаний и методических навыков, тем плодотворнее и действеннее станет их деятельность по воспитанию во­ инов флота высокосознательными, дисци­ плинированными, беспредельно преданны­ ми великому делу Коммунистической пар­ тии, социалистической Родине. М. МАТВЕЕВ . Большой интерес к занятиям ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА ПЕРЕДОВЫМ ВОИНАМ БУДУТ ВРУЧЕНЫ ФОТОКАРТОЧКИ? В августе прошлого года группа вои­ нов во главе с сержантом Метельковым за высокую дисциплинированность и усердие в работе была отмечена в прика­ зе командира поощрениями. Сержанту' Метелькову предоставлялся внеочередной краткосрочный отпуск, а других воинов должны были сфотографировать при раз­ вернутом Знамени и наградить их фото- ! карточками. Этот приказ об’явили лично­ му составу. Уже использовал свой отпуск сержант Метельков, а с фотографированием вои­ нов дело затянулось. Прошел сентябрь, за ним октябрь, но­ ябрь. II только в декабре воинов вызвали фотографироваться. Быстро приводя себя в порядок, бойцы организованно прибыли в клуб. Сфотографировавшись, бойцы воз­ вращались в подразделение, беседуя о том дне, когда им будут вручены фото­ карточки. Однако прошло еще два месяца. В фев­ рале воины стали интересоваться судьбой своих фотокарточек. Оказалось, что они не. вышли ио вине фотографа. Так по настоящее время передовым во­ инам не вручены фотокарточки. Ефрейтер П. СУРИН . В нашей группе политических занятий слушатели приступили к изучению темы: «Советские Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне». Моряки проявляют большой интерес к занятиям, старательно готовятся к ним. * Чтобы лучше усвоить раздел изучае­ мой темы, моряки уделяют особое внима­ ние самостоятельной работе, читают ху­ дожественную литературу, ведут записи. Старшина 2 статьй Кнрилкпн, старшие матросы Сметанин и Точинский, напри­ мер, интересные примеры и факты выпи­ сали себе в тетрадь, прочитали много до­ полнительной литературы. Тт. Кирнлкин, Сметанин, Точинский. как и многие другие моряки, с большой настойчивостью повышают свои полити­ ческие знания, глубоко изучают историю Советских Вооруженных Сил. Старший матрос М. СЕМЕРКЖ . ПРЕКРАТИТЬ ИСТРЕБЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ В один из дней увольнений мы с при­ ятелем решили походить на лыжах. Спу­ скаясь с сопки, мы увидели внизу глу­ бокий овраг и долину, густо поросшую белыми, как снег, березками. Вдруг изда­ ли донеслись еле слышные удары топора. — Кто-то рубпт, — сказал мой прия­ тель и направился в сторону доносив­ шихся звуков. Спустя некоторое время мы поровня- .тнсь с группой матросов, вооруженных шкертами и топорами. Один нз них подо­ шел к самой красивой находившейся здесь березке, размахнулся и ударил по ней топором. Березка вздрогнула и на­ кренилась на бок. Здесь же. на снегу, валялось несколько уже срубленных и об­ ломанных деревьев, вязанки с тонкими березовыми ветвями. В разговоре выяснилось, что матросы срубили их для хозяйственных нужд. Только после длительной беседы воины убедились, что они наносят вред и так бедной в условиях Севера растительности, и прекратили рубку деревьев. Этот случай, между прочим, не еди­ ничный. Надо повести решительную борь­ бу с истреблением растительности. Матрос В. ШМИГЛЕНКО . По следам неопубликованных писем Военкоры В. Рябиннн и А. Моргун со­ общили в редакцию о недостатках в ра­ боте столовой, в которой они питаются. Их письмо было направлено для расследо­ вания и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором со­ общается, что указанные военкорами фак­ ты подтвердились, недостатки устранены. Письмо обсуждалось с работниками прод- пищеблока. Приняты меры к улучшению приготовления пищи и обслуживания лич­ ного состава. Выше идейный уровень марксистско-ленинской подготовки офицеров Советская Армия и Военно-Морской Флот имеют опытные, идеологически за­ каленные военные кадры. Наши офицеры, генералы и адмиралы воспитаны на вели­ ких идеях марксизма-ленинизма, прошли суровую школу войны. В послевоенные го­ ды многие командиры и политработники получили высшее образование в военно­ учебных заведениях. Тысячи офицеров окончили вечерние университеты марксиз­ ма-ленинизма, партийные школы, попол­ нили свои знания путем самостоятельно­ го чтения политической литературы и за­ нимаясь в группах марксистско-ленинской подготовки. В результате этого офицер­ ские кадры в послевоенное время неизме­ римо выросли в идейном отношении, рас­ ширился их военный и культурный круго­ зор. Однако было бы ошибочно останавли­ ваться на этом, довольствоваться достиг­ нутыми успехами и не видеть перспектив в работе, не видеть новых задач и требо­ ваний, пред’являемых жпзнью. Военное дело непрестанно движется вперед, совер­ шенствуется боевая техника, улучшается вооруясение частей п кораблей. Все это пред’являет повышенные требования к личному составу армии и флота, и прежде всего к офицерским кадрам. Успешное решение задач, поставленных партией и правительством по дальнейше­ му укреплению боевой готовности Совет­ ской Армии и Военно-Морского Флота, тре­ бует от командиров, политорганов и пар­ тийных организаций всемерного усиления идеологической подготовки офицерских кадров, постоянной заботы об их идейно­ теоретическом росте. Необходимо полити­ ческие учебу наших кадров тесно увязы­ вать с задачами, которые решает совет­ ский народ, выполняя решения XIX с’езда КПСС и последующие постановления пар­ тии и правительства. В текущем учебном году в области мар­ ксистско-ленинской подготовки офицеров достигнуты некоторые положительные ре­ зультаты. Повысилось качество лекций и Контр-адмирал Ф. ЧЕРНЫШЕВ . семинарских занятий. Они стали носить более творческий характер, теснее увязы­ ваться с жизнью страны и армии. Офицерские кадры за последние годы приобрели навыки самостоятельного изуче­ ния марксистско-ленинской теории. Улуч­ шились и условия для политического са­ мообразования. В текущем учебном году была предоставлена возможность каждому офицеру самому избрать учебный план, по которому он желает продолжать свое поли­ тическое образование. Между тем в неко­ торых частях и на кораблях это правило оказалось нарушенным. Учебные группы в ряде случаев комплектовались механи­ чески. Например, в части, где пропаган­ дистом капитан Свирнденко, всех офице­ ров зачислили в группы по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» и обя­ зали посещать занятия. Формально, без учета уровня подготовки и желания офи­ церов провели комплектование учебных групп и в другой части этого соединения. Некоторые офицеры здесь из’явили жела­ ние изучать диалектический и истори­ ческий материализм, политэкономию, но их также включили в группы по изуче­ нию истории КПСС, несмотря на то, что они ранее изучали историю партии по первоисточникам. Подобные нарушения в организации политической учебы нетер­ пимы, и они должны быть как можно бы­ стрее ликвидированы. В частях и учреждениях, в военно­ учебных заведениях имеется немало офи­ церов, не нуждающихся в регламентации политической учебы. Это люди с высшим образованием или окончившие вечерние университеты марксизма-ленинизма. Тем ш* менее многие из них оказались зачи­ сленными в группы против их желания. Следует иметь в виду, что марксистско- ленинское образование кадров — живое, творческое дело. Оно не терпит формализ­ ма и казенщины. Нужно предоставить на деле каждому офицеру полную возмол;- ность заниматься по тому учебному пла­ ну, который он изберет: изучать ли исто­ рию КПСС, или философию, или политэко­ номию. В тех случаях, когда ввиду мало­ численности офицеров или отсутствия под­ готовленных пропагандистов невозможно организовать занятия в учебных группах, следует предоставить возможность офицеру заниматься самостоятельно, изучать рево­ люционную теорию путем чтения полити­ ческой литературы. При этом не следует ограничивать самостоятельную работу рам­ ками того или иного учебного плана. Офицеры могут избрать для изучения лю­ бую из общественных дисциплин. Харак­ терно, что многие товарищи приступили к самостоятельному изучению документов, опубликованных в сборнике «КПСС в ре­ золюциях и решениях с ’ездов, конферен­ ций и пленумов ЦК». Необходимо главное внимание в мар­ ксистско-ленинской учебе сосредоточить на качестве занятий. Лекции, семинары, консультации должны строиться так, что­ бы они обогащали слушателей новыми знаниями, будили у них интерес к поли­ тической учебе. К сожалетио, занятия в группах в ря­ де случаев проводятся сухо, отвлеченно. Нередко на семинарах вместо организации живого, творческого обсуждения существа вопросов, развернутой беседы все дело сводится к чтению конспектов, к переска­ зу учебного материала. На семинарском занятии в группе майора Кожухаря но те­ ме «Разработка В. II. Лениным идеологи­ ческих основ марксистской партии. Рабо­ та В. П. Ленина «Что делать?» многие слушатели, вместо того чтобы выступить и изложить поставленный вопрос своими словами, зачитывали конспекты, выдерж­ ки из книг. Старший лейтенант Казбеков, например, в течение двадцати минут за­ читывал своп конспект, состоящий из мно­ жества цитат, а руководитель занятий по­ хвально отозвался о его выступлении. Одним из проявлений формализма и ка­ зенщины в организации марксистско- ленинской подготовки офицеров является существующая до сих пор неправильная практика контроля за самостоятельной учебой офицеров. В некоторых частях все «руководство» марксистско-ленинской уче­ бой подчас сводится к проверке у офице­ ра конспектов. Пора покончить с формализмом подоб­ ного рода. Эго не означает, конечно, что надо вовсе отказаться от конспектирова­ ния. Вести запись изучаемого материала нужно. Это будет содействовать более глубокому усвоению содержания темы. Од­ нако не следует требовать от офицеров конспекты на просмотр. Нельзя судить об их учебе только по конспектам. В некоторых частях и соединениях имеются попытки сократить срок прохоя;- дення учебной программы с десяти до шести-семи месяцев. Такое положение нельзя признать правильным. Надо так планировать занятия, чтобы у слушателей оставалось достаточно времени между лек­ циями и семинарами на самостоятельную работу. Занятия должны проводиться в течение всего учебного года равномерно, без всякой спешки. Опыт проведения занятий показывает, что в некоторых группах, особенно в группах, изучающих историю КПСС по первоисточникам, офицеры не успевают изучать рекомендованную литературу. По­ скольку это так, то следует в этом году закончить изучение первых пяти тем дан­ ного учебного плана с тем, чтобы в буду­ щем году продолжать изучение истории КПСС ио первоисточникам с шестой темы. В конце учебного года в группах будут проводиться итоговые беседы. Недостатки этих бесед в прошлом состояли в том, что они нередко превращались в экзамен для слушателей. Это неправильно. Итоговые беседы нельзя, превращать в экзамен, ибо цель таких бесед состоит в том, чтобы коллективно обсудить основные вопросы, закрепить полученные знания, разъяснить вопросы, возникшие у офицеров в процес­ се работы над литературой, помочь им правильно определить дальнейший поря­ док политического образования. Следует отказаться также от выставления слуша­ телям оценок за усвоение ими программы. Задача повышения качества партийной пропаганды, марксистско-ленинского вос­ питания кадров требует дальнейшего улучшения состава пропагандистов, по­ вышения их теоретической и методиче­ ской подготовки. К сожалению, многие командиры и иолиторганы слабо органи­ зуют работу с пропагандистами. Семинар­ ские занятия с руководителями групп проводятся нерегулярно. Например, полит­ отдел Н-ского соединения ни разу в этом году не собирал, пропагандистов на семи­ нарские занятия. В этом прежде всего повинен руководитель семинара офицер Гончаренко, который халатно относится к выполнению своих обязанностей. Мало внимания уделяют подготовке пропагандистских кадров, повышению ка­ чества марксистско-ленинской учебы отде­ лы пропаганды и агитации политорганов. Некоторые из них до сих пор пользуются бюрократическими методами руководства партийной пропагандой. Бывая в войсках, работники отделов больше времени уделя­ ют сбору различных сведений, чем изуче­ нию положительного опыта и оказанию помощи на местах. Хорошо организовать работу постоянно действующих семинаров — важная зада­ ча командиров и политорганов. Нельзя превращать эти семинары в «накачку» пропагандистов, ибо это отбивает охоту посещать занятия. Семинары призваны пополнять теоретические и методические знания руководителей групп, учить их мастерству пропаганды, способствовать ус­ воению опыта лучших пропагандистов, ко­ торых у нас немало. Серьезной помощью руководителям групп являются также лек­ ции и доклады руководящих командиров и политработников. В текущем году значительная часть офицерского состава изучает марксистско- ленинскую теорию путем самостоятельного чтения политической литературы. Было бы, однако, ошибочным полагать, что с увеличением количества офицеров, изу­ чающих марксизм-ленинизм самостоятель­ но, облегчается руководство их учебой. Наша партийная пропаганда всегда требо­ вала и требует большой организационной работы. Изучение марксизма-ленинизма путем самостоятельного чтения требует от руководящих офицеров еще большего вни­ мания к этому делу, чем организация за­ нятии в группах. Командиры, иолиторганы, партийные организации должны оказывать повсе­ дневную помощь изучающим марксистско- ленинскую теорию. Опыт показывает, что лучшей формой помощи офицерам яв­ ляется чтение для них лекций. Лекцион­ ная пропаганда дает возможность устано­ вить непосредственную связь пропаган­ диста с офицерами, изучающими мар­ ксизм-ленинизм. Поэтому заслуживает вся­ ческого одобрения опыт Свердловского и Севастопольского Домов офицеров, в кото­ рых организовано чтение циклов лекций ио истории КПСС, диалектическому и ис­ торическому материализму, политической экономии, по вопросам внешней политики, о советской военной науке, по темам воин­ ского воспитания. Важно при этом повышать уровень лекционной пропаганды. В лекциях необ­ ходимо раз’яснять учение ленинизма . о роли партии, как •'направляющей и руко­ водящей силы советского народа в борьбе за построение коммунизма, о роли народ­ ных масс, как решающей силы в разви­ тии общества и построении коммунизма в нашей стране, о роли и значении Совет­ ского государства в строительстве комму­ низма, о необходимости всемерного укреп­ ления союза рабочего класса и крестьян­ ства, о дружбе народов Советского Союза, а также раз’яснять решения партии и правительства, направленные на крутой под’ем благосостояния советского народа. Действенной формой помощи офицерам в изучении марксистско-ленинской теории является чтение и обсуждение рефератов, организация совещаний по обмену опытом самостоятельной учебы офицеров, проведе­ ние теоретических собеседований полу­ чивших на практике широкое распростра­ нение. Теоретические собеседования ио от­ дельным. наиболее актуальным вопросам теории помогают офицерам глубже разоб­ раться в изучаемом материале. Важно, чтобы эти мероприятия проводились ио желанию самих офицеров. Пропагандистская работа не терпит ад­ министрирования. Она построена на мето­ де убеждения. Лекции и доклады, семи­ нарские занятия, теоретические собеседо­ вания и консультации только тогда дости­ гают цели, когда они проводятся не шко­ лярски, а творчески, когда они помогают нашим кадрам глубже уяснить значение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz