На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

9 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 апреля 1 9 5 4 г.. № 3 0 / 4 9 2 2 ) . 1 ребовашелЬнЬш командир, забогпливЬш во спи тател ь В кубрике было многолюдно. Сюца со­ брались все свободные от вахт матросы и старшины. Коматпр корабля коммунист капитан-лейтенант Чесноков проводил бе­ седу. — На североморский катер-охотник. — •рассказывал офицер. — за несколько ми­ нут было сброшено около !вухсот бомб. Фашист‘кис самолеты, пикируя, обстрели­ вали корабль пулеметным огнем. Кругом подымались столбы воды. Корабль Проса- до п.: стороны в стогну. II в эти трудные минуты смертельном опасности советские моряки твердо и неуклонно продолжали выполнять поставленную перед ними бое­ вую задачу. Отлично дейитвовали комендо­ ры и пулеметчики. Метким огнем они по­ дожгли несколько вражеских самолетов. Рудовой старшина 1 статьи Векшин «умело п быстро выполнял все команды обе­ спечивая кораблю нужный маневр, что особенно валено было в этом бою Хо­ рошо поработали и мотористы. Весь эки­ паж корабля действовал слаженно и чет­ ко. II это обеспечило успех в бою. Затаив дыхание, слушали моряки свое­ го командира. А он рассказывал им о том, как в суровых битвах Ве.тикоП Птечест- воннон воины советские воины, до конца преданные любимой Родине и Коммунисти­ ческой партии, вооруженные первоклас­ сным боевым оружием, одерживали победу за. победой над сильным и коварным вра­ гам. — Так было, — говорил офицер Чес­ ноков. — десять с лишним лет назад. За эти годы военная техника далеко шагну­ ла вперед. Появилась реактивная авиация, атомные и водородные бомбы л другие ви­ ды оружия массового истребления людей, которыми открыто грозят нам американ­ ские империалисты. Соответственно ново­ му оружию изменилась и тактика боя. Вот почему одного опыта прошлой войны теперь явно недостаточно. Мы должны смотреть не назад, а вперел. непрестанно учиться, исходя из требований современ­ ной обстановки. П командир еще раз напомнил моржам о тех конкретных задачах, которые пред­ стояло им выполнять в ближайшие дни. — Отлично справиться с заданием мы сумеем лишь тогда, когда каждый матрос и старшина проникнется чувством личной ответственности за весь корабль, бупет настойчиво и кропотливо осваивать свое заэедывание, крепить дисциплину, повы­ шать бдительность, держать вверенное ему опужпе всегда готовым к бою. Вскоре предстоял выход в море. На ка­ тере развернулась напряженная подго­ товка. Командир корабля, исходя из за­ дач, поставленных вышестоящим коман­ дованием, составил конкретный план на весь период подготовки к походу и на время плавания. Отдельные практические мероприятия этого плана были доведены •до каждого старшины и матроса в от­ дельности. Все члены экипажа знали, что от них потребуется в море, к чему они должны быть готовыми. Как и всегда, большую помощь коман­ диру в подготовке к походу оказывали комляуттсты и комсомольцы корабля. Бы­ ло проведено комсомольское собрание. С докладом выступил командир. Он расска­ зал о задачах личного состава, привел в пример отличную службу передовых вои­ нов, указал на недостатки отдельных ком­ сомольцев в овладении специальностями. Ьыло принято конкретное решение, ооя- зывающее комсомольцев быть примерными в выполнении всех задач предстоящего похода. Коммунист старшина 1 статьи Дерюш- кин провел с личным составом беседу о требованиях Корабельного устава. Корабль в море. Условия плавания трудны и тяжелы. Мороз, над водой — парение. Дует резкий порывистый ветер, разводя большую волну. То и дело нале­ тают снежные заряды. В море командир корабля осуществ­ лял ленвое. конкретное руководство боевой «учебой воинов. Он приходил на боевые по­ сты и прямо у оружии проверял знания 1 Ю 1 ЧИН 0 ННЫХ. учил моряков, как правиль­ но использовать в трудных условиях бое­ вую техникv. Требовательность офицера, глубокое знание им оружия корабля были для старшин и матросов наглядным при­ мером добросовестного выполнения воин­ ского долга. Капитан-лейтенант Чесноков воспиты­ вает экипаж корабля, строго соблюдая принцип — учиться в мирные дни tov iv, что необходимо на войне, прививает ма­ тросам и старшинам высокие морально­ боевые качества. Какой бы трудной и тяжелой пи была обстановка в мо­ ре, командир требует от личного состава строго соблюдать все требования уставов, наставлений и инструкций. Присутствуя одналоты на тренировке у комендоров, офицер Чесноко:> заметил, что старший матрос Иванов П., выполняя вво.тщую «Заменить ствол», допустил ус­ ловность, которую неопытный и невнима­ тельный командир мог бы пропустить. Мо­ ряк, снимая ствол, брал его голыми рука­ ми. А ведь в боевой обстановке, как из­ вестно, от стрельбы ствол сильно нака­ ляется и снять его без рукавиц или дру­ гого подсобного материала невозможно. Капитан-лейтенант сделал в о и н у замеча­ ние и потребовал повторить действия по вводной. Одновременно он отметил поло­ жительное в работе комендора — быстро­ му и четкость в действиях, разворптлп- вость и хорошую натренированность. В другой раз, наблюдая за занятиями мотористов по борьбе за живучесть кораб­ ля, офицер Чесноков проверил, как задела­ на пробоина матросом Волокупгиным. Ока­ залось, что клинья были забиты так сла­ бо. что стоило к ним прикоснуться — и они выпадали. Об’ясняя причины сгоей недобросовестной работы, матрос признал­ ся командиру корабля, что он так дейст­ вовал потому, что думал, не проверят его. — А потом здесь неудобно, товарищ капитан-лейтенант, — заявил матрос. — тесно очень. Действительно, забивать клинья муш­ келем было неудобно. — А (удобно будет в бою, если из-за плохо заделанной пробоины корабль пой­ дет ко дну?! — сказал офицер. — Надо сейчас научиться правильно делать то, что потребуется в бою. Условность в учебе — наш врат. Позднее .командир корабля по поводу этого, случая сделал внушение и старши­ не, в подчинении которого находится ма­ трос Волокушин. Хорошо знает свою спешальность, уме­ ло правит вахту комсомолец классный спе­ циалист старшина 2 статьи Шишинин. И в этом немалая заслуга командира кораб­ ля. День за днем воспитывал офицер у старшины необходимые сигнальщику ка­ чества. Сейчас Шишинин в любых усло­ виях стойко и бдительно несет вахту. Командир уверен в его умелых действиях. Были и недостатки iy старшины. Явля­ ясь командиром отделения, он слабо тре­ бовал с подчиненных, иногда сам выпол­ нял за них те или иные действия, недо­ статочно четко отдавал команды. Офицер указал ему на эго. помог избавиться от недостатков, научил, как нужно требовать с подчиненных. Большую и плодотворную работу щюво- дит офицер Чесноков ио воспитанию у личного состава морских качеств. В штор­ мовых похода-х приобретают матросы и старшины настоящую морскую закалку. Когда на корабль прибыли молодые моря­ ки капитан-лейтенант в первом же похо­ де проверид каждого из них — одному посоветовал меньше думать о качке и о шторме, другому приказал швабрить верх­ нюю палубу. Матроса Якубицкого вначале мучила морская болезнь и это мешало ему нести вахту. На первых порах на помощь моря­ ку во время качки приходил кто-нибудь из товарищей. Матрос, таким образом, как бы устранялся от несения вахты. Однако это не способствовало поепптатппо у него морских качеств. Командир решил сделать по-другому: в штормовом походе матросу Якубицкому подмену на вахте не делать, а наоборот — усилить за ним контроль, строже тре­ бовать с него, больше отдавать ему рас­ поряжений но yxoTiy за материальной ча- |стыо. Все это дало свои результаты. Че­ рез некоторое время матрос Якубицкий стал умело выполнять свои обязанности при любой погоде. Большую роль, как известно, в повы­ шении боевой готовности корабля играет крепкая воинская дисциплина, строгий уставной порядок. Капитан-лейтенант Чес- иоков уделяет серьезное внимание этим вопросчгм. Здесь ни один проступок не остается без воздействия. Командир кораб­ ля постоянно напоминает старшинам об их уставной обязанности — строго требовать с подчиненных, не пропускать ни одного нарушения дисциплины, лично самим при­ нимать необходимые меры. Дсйствеииую помощь командиру в ук­ реплении дисциплины и организованности оказывает комсомольская организация. На собраниях и заседаниях бюро здесь неред­ ко обсуждаются вопросы, связанные с воспитанием у .воинов высокой дисципли­ нированности. На одном из таких собра­ ний с докладом выступил офицер Чесно­ ков. Он указал на слабую дисциплину комсомольцев Мижеиникова и Лысянского, нарушивших распорядок дня, привел при­ меры образцовой службы отличников бое­ вой и политической подготовки. Собрание способствовало укреплению на корабле твердого уставного порядка. ...Корабль снова уходит в море. На бое­ вых постах стоят умелые, дисциплиниро­ ванные моряки, воспитадгные в духе беспредельной любви к Родине, готовые выполнить любую задачу. На мостике — их командир, заботливый и чуткий воспи­ татель, умелый и требовательный настав­ ник. — Полный— вперед! — звучит коман­ да. — Есть, полный вперед! — отвечают моряки. В. ТИХОМИРОВ. Стал умелым специалистом На вахте — отличник боевой и поли­ тической подготовки младший сержант Жильцов. На подвахте — матрос Быстров. Вызывает один из корреспондентов. Быст­ ров ответил, что к приему готов. Млад­ ший сержант Жильцов внимательно сле­ дил за действиями подчиненного, — Полностью приняли? — спросил во­ ина командир отделения. — Позывной не успел записать, — ответил Быстров. Это было в недалеком прошлом. Шли усиленные тренировки по приему при помехах. Вскоре матрос Быстров стал самостоятельно нести радиовахту. Воин настойчиво овладевает своей ^специально­ стью. Результаты его стараний не прош­ ли даром. Он стал классным специали­ стом. Старший матрос Т . БОРИСОВ. Бдительность на вахте 8 один из морозных зимних дней вах­ тенный старшина Антонов обходил ко­ рабль. Воздух был чист и свеж, и, дви­ гаясь по верхней палубе, Антонов сразу же ощутил запах дыма. Он осмотрелся. " — Чувствуете, что-то горит, — сказал Антонов вахтенному. — Внимательно следите за кораблем и причалом. Ответив «есть», матрос высказал пред­ положение, что горит сажа в трубе. Бы­ валый моряк старшина 1 статьи Анто­ нов строго посмотрел на него и еще раз повторил приказание. Затем воин про­ шел в нос корабля — в средней части его мешал наблюдать густой пар, выры­ вающийся из выхлопных отверстий. Ан­ тонов миновал это место и теперь от­ четливо увидел над причалом тонкую струйку дыма. О замеченном старшина тотчас доло­ жил дежурному офицеру. Вскоре груп­ па воинов была вызвана наверх. Моря­ ки, вооружившись аварийным инстру­ ментом и противопожарными средства­ ми, выбежали на причал. Старшина 2 статьи Росляков и старший матрос Логинов оторвали ломами примерзшие брусья настила. Выяснилось, что горела изоляция кабеля. Находящееся рядом дерево обуглилось. Удостоверившись, что питание с элек­ тропроводки снято, воины приступили к тушению пожара и быстро выполнили задачу. Так бдительное несение корабельной вахты позволило своевременно преду­ предить пожар. Это еще раз показыва­ ет, как важно быть бдительным на вах­ те — в море и при стоянке в базе. Старший матрос Н. ЕСИПОВ. II т si т е .5 и Стреляли метко На днях личному составу нашего под­ разделения предстояло выполнить оче­ редные упражнения по стрельбе из лич­ ного оружия. Перед стрельбой офицер Подкопаев провел беседу на тему: «Учись метко стрелять». Он поделился своим опытом, рассказал об основных положениях при стрельбе Это оказало положительное влияние. Воины стреляли метко. Лучшие результаты показали рядовые Пилеи- кий, Макеенко и другие. За отличную стрельбу из личного оружия этим воинам были об'явлены благодарности. Рядовой И. ГАЙДАРОВИЧ. Стал опытным слесарем Тов. Копанец давно хотел стать слесарем, но это ему как-то все не уда­ валось. На службе же такая возмож­ ность представилась. Воин настойчиво и упорно осваивал слесарное дело, а ква­ лифицированные специалисты рядовые Волков и Ткачук постоянно помогали ему. Сейчас ефрейтор Копанец отлично справляется со своими обязанностями. Он стал опытным слесарем. Производст­ венные нормы передовой воин ежемесяч­ но выполняет на 150—200 процентов. Рядовой А. Н Р УК . Трудолюбивые воины Хороших успехов в труде добились слесари матросы Тригубзв, Попов и Штылев. Они отличники боевой и по­ литической учебы. Примерные воины ежемесячно выполняют план на 120 процентов и более. Качество работы всегда отличное. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. Автомашина всегда в исправности Старательно изучал автодело старший матрос Бусурин. Сейчас он является шофером. Обслуживаемую машину пе­ редовой воин содержит в чистоте и по­ стоянной готовности к действию. Старший матрос П. К 0Ш И К . Политические занятие и роет рядов классных специалистов Систематически перевыполняют план Бригада, которой руководит ефрейтор Федотов, вот уже третий месяц подряд выполняет производственный план на 150— 160 процентов. Высоких показате­ лей в работе члены бригады сумели до­ биться благодаря соблюдению дисципли­ ны труда, правильному распределению ра­ бочей силы и сознательному отношению к делу. В этом большая заслуга ефрейтора Фе­ дотова. Рядовой В. ЛЕБЕДЕВ. Старший матрос Владимир Машо-н- ский — передовой воин корабля Н. Он безупречно служит Родине, отлично знает специальность, содержит механиз­ мы в постоянной готовности и образ­ цовой чистоте. Служба старшего матро­ са В. Машонского не раз ставилась в npHven всему личному составу корабля. НА СНИМКЕ: член КПСС специалист второго класса старшин матрос В. Ма- шонский. Фото И. Никншова. Боеспособность корабля во многом за­ висит от хорошего знания боевой техники и оружия. i также умения использовать ее в любой обстановке каждым членом экипажа. Чем глубже матросы и старши­ ны знают специальность, тем грамотнее они обслуживают ^bui заведывания. тем на 1 сжнес и безотказнее действуют оружие и боевая техника в их руках. Известно, что успех боя решают люди, овладевшие техникой, сильные духом, имеющие вы­ сокие морально-боевые качества. На одном из кораблей достигнуты серьезные успехи в боевой и политиче­ ской подготовке — выросли ряды отлич­ ников, специалистов высокого класса, ук­ репилась дисциплина, повысилась органи­ зованность личного состава. Как достигнуты эти успехи? Командир корабля говорит, что одним из главных успехов личного состава является хорошая постановка политико-воспита­ тельной работы. — Мы все свои усилия, — сказал он, — направляем на всемерное повышение политической сознательности моряков, раз­ витие у них чувства личной ответствен­ ности за неуклонное выполнение требова­ ний Присяги и уставов, за высокую бое­ вую готовность корабля. А если воин от­ четливо понимает свой долг, он будет ревностно овладевать военными и поли­ тическими знаниями, вырабатывать в се­ бе высокие морально-боевые качества. Командование, партийная и комсомоль­ ская организации корабля серьезное вни­ мание уделяют политическим занятиям, добиваются проведения их на высоком идейном и организационном уровне, по­ стоянно помогают руководителям групп. И не случайно поэтому слушатели изуча­ ют материал в тесной связи с жизныо и задачами экипажа, флота и всех Воору­ женных Сил. Пропагандисты в своих рассказах приводят яркие и поучитель­ ные примеры из опыта Великой Отечест­ венной войны, из боевой деятельности североморцев. Вот, к примеру, руководитель группы коммунист тов. Коновалов. Как правило, материал он излагает доходчиво, старает­ ся, чтобы каждое занятие обогатило мо­ ряков знаниями, которые бы помогали им в службе, в боевой учебе. Так, в расска­ зах по темам воинского воспитания про­ пагандист обстоятельно рассказал о тре­ бованиях Присяги и уставов, о присущих советским воинам высоких морально-бое­ вых качествах и показал, почему они не­ обходимы каждому моряку. Офицер гово­ рил о славных боевых делах героев-севе- роморцев Бсфиса Сафонова, Александра Шабалина и подчеркнул, что советские воины добивались побед над врагом пото­ му. что они неустанно учились боевому мастерству и были до конца преданы ве­ ликому делу партии, народа. Сделав вывод о том, что каждый моряк обязан бережно хранить и приумножать славные боевые традиции Армии и Фло­ та. лейтенант Коновалов об’яснил. как нужно выполнять эту задачу. В рассказе он умело использовал высказывания ве­ рткого русского полководца А. В. Суворо­ ва: «Солдат и в мирное время на войне», «Тяжело в ученье — легко в бою» и широко известную воонную поговорку: «Больше пота на учены;, меньше крови на войне». Высокие морально-боевые ка­ чества не являются природными, говорил пропагандист, они вырабатываются в процессе учебы, в борьбе с трудностями. На занятиях руководитель группы на примерах передовых моряков корабля по­ казывает. что умелыми, наиболее подго­ товленными воинами становятся те. кто настойчиво воспитывает в себе смелость, стойкость, выносливость, кто глубоко и всесторонне изучает свою специальность, ! военное дело, овладевает политическими |знаниями. Так. он подробно рассказал об , опыте учебы и службы старшины 1 ста- I тьи Чижа, старшего матроса Воскрссен- ' ского и других. Тов. Коновалов постоянно напоминает слушателям задачи, стоящие перед кораблем, перед всеми воинами. советскими Высокий уровень, целеустремленность занятий в этой группе об’ясняются тем, что руководитель много работает над со­ бой к каждому рассказу или беседе гото­ вится тщательно, и. если нужно, всегда получает помощь и поддержку со стороны политработника и партийной организа­ ции. Заместитель командира по по­ литчасти перед каждым занятием но но­ вой теме беседует с тов. Коноваловым и другими руководителями групп. Он учит пропагандист in проводить политические занятия в тесной связи с теми задачами, которые в данное время решает личный состав, и подсказывает, кого из моряков поставить в пример слушателям. Добиваться хорошей усвояемости изу­ чаемого слушателями материала руково­ дителям групп помогают коммунисты. На одном из партийных собраний они обсу­ дили свои задачи по обеспечению высоко­ го уровня политзанятий. На собрании были вскрыты недостатки в политической учебе моряков. Отмечалось, что еще не все пропагандисты используют политза­ нятия с целыо дальнейшего укрепления дисциплины личного состава и повыше­ ния боеготовности корабля. Мало уделя­ лось внимания слабо успевающим в учебе слушателям. Некоторым коммунистам, в том числе тов. Клиндухову, было поруче­ но постоянно помогать руководителям групп в подготовке к политзанятиям. После собрания партийная организация более активно боролась за повышение ка­ чества политической учебы моряков. Тов. Клиндухов, например, заботится о подбо­ ре литературы, характерных и поучи­ тельных фактов из жизни экипажа. Ком­ мунист Шмелев много работал со стар­ шим матросом Лукановым, а Зинченко — с Барановым. Теперь слушатели Луканов и Баранов хорошо усваивают материал, активно участвуют в беседах по изучае­ мым темам. Постоянно накапливаются и углубляют­ ся политические знания моряков корабля. Это благотворно отражается на боевой подготовке. У старшин повышается чув­ ство личной ответственности за обучение и воспитание матросов, за овладение подчиненными боевой техникой и оружи­ ем. Они стараются более качественно про­ водить занятия ио специальности и мно­ гие из них добиваются серьезных успехов. Так, благодаря стараниям командира от­ деления старший матрос Ярудов стал уме­ лым, дисциплинированным воином. Ярудов хорошо знает свое заведывание и обслу­ живает его в точном соответствии с ин­ струкцией. Он стал специалистом второго класса. Передозым стало отделение мотористов, возглавляемое старшиной 2 статьи Мало- вым. Здесь все моряки являются высоко­ квалифицированными специалистами. Особенно прилежно служит и учится стар­ шин матрос Симанчук. За отличное зна­ ние техники и заботливое сбережение ее он имеет несколько поощрений. Активное участие принимает моряк в общественной работе. На технической конференции он обстоятельно рассказал сослуживцам о режиме работы линии вала и об уходе за агрегатами. Специалистами первого класса стали старшины Чиж, Чесноков и другие. Они отдают много сил. чтобы их подчи­ ненные были мастерами своего дела. Эти успехи не вскружили головы мо­ ряков корабля. Они хорошо помнят ука­ зание партии — постоянно совершенст­ вовать и укреплять советские Вооружен­ ные Силы, чтобы в любой момент дать сокрушительный отпор любому агрессору, который попытается напасть на нашу любимую Родину. С прежним упорством продолжают моряки овладевать пиитиче­ скими знаниями и боевым мастерством, укреплять дисциплину и организован­ ность в своих рядах. Политическое воспитание личного со­ става находится в центре внимания командования и партийной организации корабля. 3 . АФАНАСЬЕВ. БЕСЕДЫ С МОЛОДЫМИ ВОИНАМИ У ч и с ь о к а пы в а т ь с я Это было в Великую Отечественную войну. На одном из участков Западного фронта наши войска преследовали отсту­ павших фашистов. В числе наступавших подразделений двигался взвод лейтенанта Гоманова, который к вечеру подошел к населенному пункту. Наши воины с хода сбили боевое охранение, но дальше продви­ нуться не смогли. Фашисты заблаговре­ менно подготовили село к обороне. Опира­ ясь на эту оборону, они приостановили наступление нашего взвода, которому при­ шлось остановиться до подхода советских войск. Командир взвода, помня указание уста­ вов о том, что сразу же по достижении того или иного рубежа необходимо закре­ питься, приказал солдатам окопаться. Позиция, с которой выбили вражеское бсевое охранение, оказалась удобной, но отрыть окопы было очень трудно из-за твердого грунта. К тому же после напря- женного боевого дня сказывалась уста­ лость, однако ничто не могло служить препятствием в достижении цели. К рассвету окопы были готовы. Вскоре фашисты открыли по взводу ураганный огонь из орудий и минометов. Позиция взвода окуталась пылыо и дымом. Неоднократные попытки гитлеровцев сбить советских воинов с их позиции оканчивались безрезультатно. Враг нес большие потерн. Наши же бойцы, надежно зарывшись в землю, стойко удерживали отвоеванный рубеж, а затем посл° подхо­ да подкрепления поднялись в атаку и зы­ били фашистов из населенного пункта. Таких примеров в минувшую войну было много. В современных условиях, когда появляются все новые и новые средства борьбы, еще больше возрастает требование уметь быстро и хорошо око­ паться как в обороне, так и в наступле­ нии. Что же надо знать об отрывке окопа? Прежде чем начинать отрывку, солдат должен умело примениться к местности, то есть расположиться так, чтобы исполь­ зовать естественные выгоды местности, которые понижают поражающее действие пуль, снарядов, бомб и дают хороший об­ зор и обстрел противника в заданном секторе. В тех случаях, когда времени на от­ рывку окопов мало, а противник в любую минуту может применить то или иное оружие, следует отрывать одиночные стрелковые окопы для стрельбы лежа. Отрывка одиночного окопа под огнем производится так. Лежа на выбранном ме­ сте, солдат кладет карабин (винтовку) справа от себя на расстоянии вытянутой руки, штыком к противнику, затем, по­ вернувшись на левый бок, вытягивает ле­ вой рукой за лоток лопату из чехла, об­ хватывает черенок двумя руками и уда­ рами на себя подрезает дерн или верх­ ний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого он перехватывает лопату и удардми от себя отворачивает дерн, кладет его спереди и приступает к отрывке. Лопату следует вонзать в землю углом лотка не отвесно, а наискось, тонкие кор­ ни перерубать острым краем. Для образо­ вания бруствера дерн и землю надо вы­ брасывать вперед в сторону противника, оставляя между краем выемки и брустве­ ром небольшую площадку, называемую бермой. Голову следует держать ближе к земле, не прекращая наблюдения за про­ тивником. Когда в передней части выем­ ки окопа будет достигнута необходимая глубина, солдат, подавшись назад, про- должает отрывку выемки до требуемой длины, чтобы полностью укрыть тулови­ ще и ноги. По окончании отрывки бруст­ вер разравнивают лопатой и маскируют подручным материалом под вид и цвет местности. Отрытый одиночный окоп для стрельбы лежа углубляют сначала для стрельбы с колена, а затем — для стрельбы стоя. Эта работа производится лежа, сидя и стоя. Соединяя такие отдельные окопы хо­ дом сообщения, оборудуют окоп на стрел­ ковое отделение. Часто в ходе боя вместо окопов сразу же отрывают траншеи. Чтобы окопы и траншеи были более ус­ тойчивыми против разрывов снарядов и бомб, их ^крепят путем устройства одежды крутостей, перекрытия отдельных участ­ ков бревнами с засыпкой поверху землей, устройства подбрустверных ниш и блин­ дажей, оборудования заслонками амбра­ зурных отверстий и смотровых щелей. Материалами для одежды крутостей рвов, траншей, окопов и ходов сообщения служат жерди, доски, горбыли, щиты и плетни. Прежде чем одеть крутости, тран­ шею предварительно уширяют на толщи­ ну одежды, чтобы сохранить требуемые размеры траншеи но дну. Для устройства одежды на расстоянии в 1 метр друг от друга у подошвы кру­ тости забивают с небольшим наклоном в землю на 50 сантиметров колья диаметром в 10— 12 сантиметров. После этого колья сверху крепят продольной прижимной жердыо толщиной в 10— 12 сантиметров, привязанной проволокой, или укрепляют схватками из двух бревен с распоркой толщиной в 7 — 8 сантиметров. Материал одежды закладывают за колья, не доводя на 10— 15 сантиметров до верха. Промежутки со стороны кру­ тости плотно заполняют землей. Изучаем историю партии Долго ожидали наши воины того дня, когда они приступят к изучению истории славной Коммунистической партии Со­ ветского Союза. II вот этот день насту­ пил. В точно назначенное время все слуша­ тели собрались на рассказ руководителя. На столах лежат учебники, тетради, ка­ рандаши. Все воины внимательно слуша­ ют офицера Щербакова, делают краткие записи в тетрадях. Руководитель группы тов. Щербаков рас-’яснил главные, наиболее сложные вопросы, раскрыв идейное содержание темы занятия, показав творческий харак­ тер марксистско-ленинской теории, ее тесную связь с практической деятельно­ стью Коммунистической партии. В конце занятия пропагандист отве­ тил на вопросы слушателей. Он сумел вызвать у них живой интерес к теме. Подбрустверный блиндаж иа 3 — 5 че- f f М | w *'* w 44 * *J J I* ** **• I I U U I I 11 1 1 1 1% & U V 4 лозек устраивают так. На месте посдрои-! стремление глубже разобраться в изучае- ки блиндажа снимают бруствер и слон |мом материале. Затем пропагандист дал земли под ним на площади шириной в слушателям задание для 2 метра и длиной в 4 метра, глуоиной в 40 — 50 сантиметров. Затем, укладывая один к другому бревна диаметром в 18— 20 сантиметров, устраивают над выемкой перекрытие. Под уложенным покрытием блиндажа грунт вынимают подкопом, оставляя ступень для сиденья, и для ма­ скировки работ выносят его в ближайшую всронку или яму. Вход в блиндаж закры­ вают дверыо из плотно подогнанных щи­ тов. Для защиты от осколков снарядов, мин и бомб на участках траншей, примыка­ ющих к подбрустверным блиндажам, уст­ раивают покрытия длиной в 2— 3 метра. Умелое и быстрое самоокапывание имеет большое значение для сохранения жизни в бою. Искусству самоокапывания солдат должен учиться на каждом заня­ тии по тактике, на каком бы месте и в какое время года оно ни проводилось. Полковник Е. МАЙН0В , кандидат военных н а у к . самостоятельной работы и посоветовал, как лучше его вы­ полнить, назвав материалы, изучение ко-1 ! торых является обязательным для всей группы. Много старания приложили воины при самостоятельной работе над темой, даж- дый из них дополнил своп конспекты важными положениями, примерами. Во время беседы по теме желающих выступить было много. Одним из первых у попросил слово матрос Потлань. Он хоро­ шо и полно рассказал об отмене крепост­ ного права и развитии промышленного капитализма в России, подробно охарак­ теризовал тяжелое положение крестьянст­ ва после отмены крепостного права. Со­ держательными были выступления и дру­ гих воинов. Все они показали глубокие знания. Однако были и такие слушатели, кото­ рые не уяснили отдельных вопросов. Тов. Стариков, например, не четко понимал историческую обстановку и причины от­ мены крепостного права. Тов. Шмаков пришел на беседу совсем пенодготовлен- ным. Руководитель группы помог разо­ браться слушателю Старикову в неясном вопросе, а с матросом Шмаковым побесе­ довал и обратил его внимание на необхо­ димость серьезной подготовки к каждому занятию. Сейчас все слушатели пашей учли недостатки первой беседы, занимаютея самостоятельяым учебного материала. Кроме того, они чи­ тают художественную литературу, в кото­ рой показывается великая вдохновляю­ щая, организующая и направляющая роль Коммунистической партии в борьбе за коммунизм. Матрос М. ШИБАНОЗ группы больше чтением Нерадивое отношение к учебе Воины нашего подразделения настойчи­ во повышают политические знания. Одна­ ко встречаются отдельные нерадивые вои­ ны, которые проявляют халатность в уче­ бе. Вот. к примеру, рядовой Стогниенко. Он плохо относится к политзанятиям, за­ частую не только сам не слушает рассказ руковопителя группы, но и мешает дру­ гим. Не занимается Стоишелко и в часы са­ мостоятельного чтения учебных пособий. Недавно ол пришел на беседу по теме не­ подготовленным, а на замечание пропаган­ диста ответил: «Я и так все знаю». Мы хотим, чтобы рядовой Стогниенко понял, что своим недостойным поведением он роняет честь своего воинского звания, чтобы он осознал свои ошибки и стал примерным бойцом. В. П 0П УШ 0Я .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz