На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
9 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 апреля 1 9 5 4 г.. № 3 0 / 4 9 2 2 ) . 1 ребовашелЬнЬш командир, забогпливЬш во спи тател ь В кубрике было многолюдно. Сюца со брались все свободные от вахт матросы и старшины. Коматпр корабля коммунист капитан-лейтенант Чесноков проводил бе седу. — На североморский катер-охотник. — •рассказывал офицер. — за несколько ми нут было сброшено около !вухсот бомб. Фашист‘кис самолеты, пикируя, обстрели вали корабль пулеметным огнем. Кругом подымались столбы воды. Корабль Проса- до п.: стороны в стогну. II в эти трудные минуты смертельном опасности советские моряки твердо и неуклонно продолжали выполнять поставленную перед ними бое вую задачу. Отлично дейитвовали комендо ры и пулеметчики. Метким огнем они по дожгли несколько вражеских самолетов. Рудовой старшина 1 статьи Векшин «умело п быстро выполнял все команды обе спечивая кораблю нужный маневр, что особенно валено было в этом бою Хо рошо поработали и мотористы. Весь эки паж корабля действовал слаженно и чет ко. II это обеспечило успех в бою. Затаив дыхание, слушали моряки свое го командира. А он рассказывал им о том, как в суровых битвах Ве.тикоП Птечест- воннон воины советские воины, до конца преданные любимой Родине и Коммунисти ческой партии, вооруженные первоклас сным боевым оружием, одерживали победу за. победой над сильным и коварным вра гам. — Так было, — говорил офицер Чес ноков. — десять с лишним лет назад. За эти годы военная техника далеко шагну ла вперед. Появилась реактивная авиация, атомные и водородные бомбы л другие ви ды оружия массового истребления людей, которыми открыто грозят нам американ ские империалисты. Соответственно ново му оружию изменилась и тактика боя. Вот почему одного опыта прошлой войны теперь явно недостаточно. Мы должны смотреть не назад, а вперел. непрестанно учиться, исходя из требований современ ной обстановки. П командир еще раз напомнил моржам о тех конкретных задачах, которые пред стояло им выполнять в ближайшие дни. — Отлично справиться с заданием мы сумеем лишь тогда, когда каждый матрос и старшина проникнется чувством личной ответственности за весь корабль, бупет настойчиво и кропотливо осваивать свое заэедывание, крепить дисциплину, повы шать бдительность, держать вверенное ему опужпе всегда готовым к бою. Вскоре предстоял выход в море. На ка тере развернулась напряженная подго товка. Командир корабля, исходя из за дач, поставленных вышестоящим коман дованием, составил конкретный план на весь период подготовки к походу и на время плавания. Отдельные практические мероприятия этого плана были доведены •до каждого старшины и матроса в от дельности. Все члены экипажа знали, что от них потребуется в море, к чему они должны быть готовыми. Как и всегда, большую помощь коман диру в подготовке к походу оказывали комляуттсты и комсомольцы корабля. Бы ло проведено комсомольское собрание. С докладом выступил командир. Он расска зал о задачах личного состава, привел в пример отличную службу передовых вои нов, указал на недостатки отдельных ком сомольцев в овладении специальностями. Ьыло принято конкретное решение, ооя- зывающее комсомольцев быть примерными в выполнении всех задач предстоящего похода. Коммунист старшина 1 статьи Дерюш- кин провел с личным составом беседу о требованиях Корабельного устава. Корабль в море. Условия плавания трудны и тяжелы. Мороз, над водой — парение. Дует резкий порывистый ветер, разводя большую волну. То и дело нале тают снежные заряды. В море командир корабля осуществ лял ленвое. конкретное руководство боевой «учебой воинов. Он приходил на боевые по сты и прямо у оружии проверял знания 1 Ю 1 ЧИН 0 ННЫХ. учил моряков, как правиль но использовать в трудных условиях бое вую техникv. Требовательность офицера, глубокое знание им оружия корабля были для старшин и матросов наглядным при мером добросовестного выполнения воин ского долга. Капитан-лейтенант Чесноков воспиты вает экипаж корабля, строго соблюдая принцип — учиться в мирные дни tov iv, что необходимо на войне, прививает ма тросам и старшинам высокие морально боевые качества. Какой бы трудной и тяжелой пи была обстановка в мо ре, командир требует от личного состава строго соблюдать все требования уставов, наставлений и инструкций. Присутствуя одналоты на тренировке у комендоров, офицер Чесноко:> заметил, что старший матрос Иванов П., выполняя вво.тщую «Заменить ствол», допустил ус ловность, которую неопытный и невнима тельный командир мог бы пропустить. Мо ряк, снимая ствол, брал его голыми рука ми. А ведь в боевой обстановке, как из вестно, от стрельбы ствол сильно нака ляется и снять его без рукавиц или дру гого подсобного материала невозможно. Капитан-лейтенант сделал в о и н у замеча ние и потребовал повторить действия по вводной. Одновременно он отметил поло жительное в работе комендора — быстро му и четкость в действиях, разворптлп- вость и хорошую натренированность. В другой раз, наблюдая за занятиями мотористов по борьбе за живучесть кораб ля, офицер Чесноков проверил, как задела на пробоина матросом Волокупгиным. Ока залось, что клинья были забиты так сла бо. что стоило к ним прикоснуться — и они выпадали. Об’ясняя причины сгоей недобросовестной работы, матрос признал ся командиру корабля, что он так дейст вовал потому, что думал, не проверят его. — А потом здесь неудобно, товарищ капитан-лейтенант, — заявил матрос. — тесно очень. Действительно, забивать клинья муш келем было неудобно. — А (удобно будет в бою, если из-за плохо заделанной пробоины корабль пой дет ко дну?! — сказал офицер. — Надо сейчас научиться правильно делать то, что потребуется в бою. Условность в учебе — наш врат. Позднее .командир корабля по поводу этого, случая сделал внушение и старши не, в подчинении которого находится ма трос Волокушин. Хорошо знает свою спешальность, уме ло правит вахту комсомолец классный спе циалист старшина 2 статьи Шишинин. И в этом немалая заслуга командира кораб ля. День за днем воспитывал офицер у старшины необходимые сигнальщику ка чества. Сейчас Шишинин в любых усло виях стойко и бдительно несет вахту. Командир уверен в его умелых действиях. Были и недостатки iy старшины. Явля ясь командиром отделения, он слабо тре бовал с подчиненных, иногда сам выпол нял за них те или иные действия, недо статочно четко отдавал команды. Офицер указал ему на эго. помог избавиться от недостатков, научил, как нужно требовать с подчиненных. Большую и плодотворную работу щюво- дит офицер Чесноков ио воспитанию у личного состава морских качеств. В штор мовых похода-х приобретают матросы и старшины настоящую морскую закалку. Когда на корабль прибыли молодые моря ки капитан-лейтенант в первом же похо де проверид каждого из них — одному посоветовал меньше думать о качке и о шторме, другому приказал швабрить верх нюю палубу. Матроса Якубицкого вначале мучила морская болезнь и это мешало ему нести вахту. На первых порах на помощь моря ку во время качки приходил кто-нибудь из товарищей. Матрос, таким образом, как бы устранялся от несения вахты. Однако это не способствовало поепптатппо у него морских качеств. Командир решил сделать по-другому: в штормовом походе матросу Якубицкому подмену на вахте не делать, а наоборот — усилить за ним контроль, строже тре бовать с него, больше отдавать ему рас поряжений но yxoTiy за материальной ча- |стыо. Все это дало свои результаты. Че рез некоторое время матрос Якубицкий стал умело выполнять свои обязанности при любой погоде. Большую роль, как известно, в повы шении боевой готовности корабля играет крепкая воинская дисциплина, строгий уставной порядок. Капитан-лейтенант Чес- иоков уделяет серьезное внимание этим вопросчгм. Здесь ни один проступок не остается без воздействия. Командир кораб ля постоянно напоминает старшинам об их уставной обязанности — строго требовать с подчиненных, не пропускать ни одного нарушения дисциплины, лично самим при нимать необходимые меры. Дсйствеииую помощь командиру в ук реплении дисциплины и организованности оказывает комсомольская организация. На собраниях и заседаниях бюро здесь неред ко обсуждаются вопросы, связанные с воспитанием у .воинов высокой дисципли нированности. На одном из таких собра ний с докладом выступил офицер Чесно ков. Он указал на слабую дисциплину комсомольцев Мижеиникова и Лысянского, нарушивших распорядок дня, привел при меры образцовой службы отличников бое вой и политической подготовки. Собрание способствовало укреплению на корабле твердого уставного порядка. ...Корабль снова уходит в море. На бое вых постах стоят умелые, дисциплиниро ванные моряки, воспитадгные в духе беспредельной любви к Родине, готовые выполнить любую задачу. На мостике — их командир, заботливый и чуткий воспи татель, умелый и требовательный настав ник. — Полный— вперед! — звучит коман да. — Есть, полный вперед! — отвечают моряки. В. ТИХОМИРОВ. Стал умелым специалистом На вахте — отличник боевой и поли тической подготовки младший сержант Жильцов. На подвахте — матрос Быстров. Вызывает один из корреспондентов. Быст ров ответил, что к приему готов. Млад ший сержант Жильцов внимательно сле дил за действиями подчиненного, — Полностью приняли? — спросил во ина командир отделения. — Позывной не успел записать, — ответил Быстров. Это было в недалеком прошлом. Шли усиленные тренировки по приему при помехах. Вскоре матрос Быстров стал самостоятельно нести радиовахту. Воин настойчиво овладевает своей ^специально стью. Результаты его стараний не прош ли даром. Он стал классным специали стом. Старший матрос Т . БОРИСОВ. Бдительность на вахте 8 один из морозных зимних дней вах тенный старшина Антонов обходил ко рабль. Воздух был чист и свеж, и, дви гаясь по верхней палубе, Антонов сразу же ощутил запах дыма. Он осмотрелся. " — Чувствуете, что-то горит, — сказал Антонов вахтенному. — Внимательно следите за кораблем и причалом. Ответив «есть», матрос высказал пред положение, что горит сажа в трубе. Бы валый моряк старшина 1 статьи Анто нов строго посмотрел на него и еще раз повторил приказание. Затем воин про шел в нос корабля — в средней части его мешал наблюдать густой пар, выры вающийся из выхлопных отверстий. Ан тонов миновал это место и теперь от четливо увидел над причалом тонкую струйку дыма. О замеченном старшина тотчас доло жил дежурному офицеру. Вскоре груп па воинов была вызвана наверх. Моря ки, вооружившись аварийным инстру ментом и противопожарными средства ми, выбежали на причал. Старшина 2 статьи Росляков и старший матрос Логинов оторвали ломами примерзшие брусья настила. Выяснилось, что горела изоляция кабеля. Находящееся рядом дерево обуглилось. Удостоверившись, что питание с элек тропроводки снято, воины приступили к тушению пожара и быстро выполнили задачу. Так бдительное несение корабельной вахты позволило своевременно преду предить пожар. Это еще раз показыва ет, как важно быть бдительным на вах те — в море и при стоянке в базе. Старший матрос Н. ЕСИПОВ. II т si т е .5 и Стреляли метко На днях личному составу нашего под разделения предстояло выполнить оче редные упражнения по стрельбе из лич ного оружия. Перед стрельбой офицер Подкопаев провел беседу на тему: «Учись метко стрелять». Он поделился своим опытом, рассказал об основных положениях при стрельбе Это оказало положительное влияние. Воины стреляли метко. Лучшие результаты показали рядовые Пилеи- кий, Макеенко и другие. За отличную стрельбу из личного оружия этим воинам были об'явлены благодарности. Рядовой И. ГАЙДАРОВИЧ. Стал опытным слесарем Тов. Копанец давно хотел стать слесарем, но это ему как-то все не уда валось. На службе же такая возмож ность представилась. Воин настойчиво и упорно осваивал слесарное дело, а ква лифицированные специалисты рядовые Волков и Ткачук постоянно помогали ему. Сейчас ефрейтор Копанец отлично справляется со своими обязанностями. Он стал опытным слесарем. Производст венные нормы передовой воин ежемесяч но выполняет на 150—200 процентов. Рядовой А. Н Р УК . Трудолюбивые воины Хороших успехов в труде добились слесари матросы Тригубзв, Попов и Штылев. Они отличники боевой и по литической учебы. Примерные воины ежемесячно выполняют план на 120 процентов и более. Качество работы всегда отличное. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. Автомашина всегда в исправности Старательно изучал автодело старший матрос Бусурин. Сейчас он является шофером. Обслуживаемую машину пе редовой воин содержит в чистоте и по стоянной готовности к действию. Старший матрос П. К 0Ш И К . Политические занятие и роет рядов классных специалистов Систематически перевыполняют план Бригада, которой руководит ефрейтор Федотов, вот уже третий месяц подряд выполняет производственный план на 150— 160 процентов. Высоких показате лей в работе члены бригады сумели до биться благодаря соблюдению дисципли ны труда, правильному распределению ра бочей силы и сознательному отношению к делу. В этом большая заслуга ефрейтора Фе дотова. Рядовой В. ЛЕБЕДЕВ. Старший матрос Владимир Машо-н- ский — передовой воин корабля Н. Он безупречно служит Родине, отлично знает специальность, содержит механиз мы в постоянной готовности и образ цовой чистоте. Служба старшего матро са В. Машонского не раз ставилась в npHven всему личному составу корабля. НА СНИМКЕ: член КПСС специалист второго класса старшин матрос В. Ма- шонский. Фото И. Никншова. Боеспособность корабля во многом за висит от хорошего знания боевой техники и оружия. i также умения использовать ее в любой обстановке каждым членом экипажа. Чем глубже матросы и старши ны знают специальность, тем грамотнее они обслуживают ^bui заведывания. тем на 1 сжнес и безотказнее действуют оружие и боевая техника в их руках. Известно, что успех боя решают люди, овладевшие техникой, сильные духом, имеющие вы сокие морально-боевые качества. На одном из кораблей достигнуты серьезные успехи в боевой и политиче ской подготовке — выросли ряды отлич ников, специалистов высокого класса, ук репилась дисциплина, повысилась органи зованность личного состава. Как достигнуты эти успехи? Командир корабля говорит, что одним из главных успехов личного состава является хорошая постановка политико-воспита тельной работы. — Мы все свои усилия, — сказал он, — направляем на всемерное повышение политической сознательности моряков, раз витие у них чувства личной ответствен ности за неуклонное выполнение требова ний Присяги и уставов, за высокую бое вую готовность корабля. А если воин от четливо понимает свой долг, он будет ревностно овладевать военными и поли тическими знаниями, вырабатывать в се бе высокие морально-боевые качества. Командование, партийная и комсомоль ская организации корабля серьезное вни мание уделяют политическим занятиям, добиваются проведения их на высоком идейном и организационном уровне, по стоянно помогают руководителям групп. И не случайно поэтому слушатели изуча ют материал в тесной связи с жизныо и задачами экипажа, флота и всех Воору женных Сил. Пропагандисты в своих рассказах приводят яркие и поучитель ные примеры из опыта Великой Отечест венной войны, из боевой деятельности североморцев. Вот, к примеру, руководитель группы коммунист тов. Коновалов. Как правило, материал он излагает доходчиво, старает ся, чтобы каждое занятие обогатило мо ряков знаниями, которые бы помогали им в службе, в боевой учебе. Так, в расска зах по темам воинского воспитания про пагандист обстоятельно рассказал о тре бованиях Присяги и уставов, о присущих советским воинам высоких морально-бое вых качествах и показал, почему они не обходимы каждому моряку. Офицер гово рил о славных боевых делах героев-севе- роморцев Бсфиса Сафонова, Александра Шабалина и подчеркнул, что советские воины добивались побед над врагом пото му. что они неустанно учились боевому мастерству и были до конца преданы ве ликому делу партии, народа. Сделав вывод о том, что каждый моряк обязан бережно хранить и приумножать славные боевые традиции Армии и Фло та. лейтенант Коновалов об’яснил. как нужно выполнять эту задачу. В рассказе он умело использовал высказывания ве рткого русского полководца А. В. Суворо ва: «Солдат и в мирное время на войне», «Тяжело в ученье — легко в бою» и широко известную воонную поговорку: «Больше пота на учены;, меньше крови на войне». Высокие морально-боевые ка чества не являются природными, говорил пропагандист, они вырабатываются в процессе учебы, в борьбе с трудностями. На занятиях руководитель группы на примерах передовых моряков корабля по казывает. что умелыми, наиболее подго товленными воинами становятся те. кто настойчиво воспитывает в себе смелость, стойкость, выносливость, кто глубоко и всесторонне изучает свою специальность, ! военное дело, овладевает политическими |знаниями. Так. он подробно рассказал об , опыте учебы и службы старшины 1 ста- I тьи Чижа, старшего матроса Воскрссен- ' ского и других. Тов. Коновалов постоянно напоминает слушателям задачи, стоящие перед кораблем, перед всеми воинами. советскими Высокий уровень, целеустремленность занятий в этой группе об’ясняются тем, что руководитель много работает над со бой к каждому рассказу или беседе гото вится тщательно, и. если нужно, всегда получает помощь и поддержку со стороны политработника и партийной организа ции. Заместитель командира по по литчасти перед каждым занятием но но вой теме беседует с тов. Коноваловым и другими руководителями групп. Он учит пропагандист in проводить политические занятия в тесной связи с теми задачами, которые в данное время решает личный состав, и подсказывает, кого из моряков поставить в пример слушателям. Добиваться хорошей усвояемости изу чаемого слушателями материала руково дителям групп помогают коммунисты. На одном из партийных собраний они обсу дили свои задачи по обеспечению высоко го уровня политзанятий. На собрании были вскрыты недостатки в политической учебе моряков. Отмечалось, что еще не все пропагандисты используют политза нятия с целыо дальнейшего укрепления дисциплины личного состава и повыше ния боеготовности корабля. Мало уделя лось внимания слабо успевающим в учебе слушателям. Некоторым коммунистам, в том числе тов. Клиндухову, было поруче но постоянно помогать руководителям групп в подготовке к политзанятиям. После собрания партийная организация более активно боролась за повышение ка чества политической учебы моряков. Тов. Клиндухов, например, заботится о подбо ре литературы, характерных и поучи тельных фактов из жизни экипажа. Ком мунист Шмелев много работал со стар шим матросом Лукановым, а Зинченко — с Барановым. Теперь слушатели Луканов и Баранов хорошо усваивают материал, активно участвуют в беседах по изучае мым темам. Постоянно накапливаются и углубляют ся политические знания моряков корабля. Это благотворно отражается на боевой подготовке. У старшин повышается чув ство личной ответственности за обучение и воспитание матросов, за овладение подчиненными боевой техникой и оружи ем. Они стараются более качественно про водить занятия ио специальности и мно гие из них добиваются серьезных успехов. Так, благодаря стараниям командира от деления старший матрос Ярудов стал уме лым, дисциплинированным воином. Ярудов хорошо знает свое заведывание и обслу живает его в точном соответствии с ин струкцией. Он стал специалистом второго класса. Передозым стало отделение мотористов, возглавляемое старшиной 2 статьи Мало- вым. Здесь все моряки являются высоко квалифицированными специалистами. Особенно прилежно служит и учится стар шин матрос Симанчук. За отличное зна ние техники и заботливое сбережение ее он имеет несколько поощрений. Активное участие принимает моряк в общественной работе. На технической конференции он обстоятельно рассказал сослуживцам о режиме работы линии вала и об уходе за агрегатами. Специалистами первого класса стали старшины Чиж, Чесноков и другие. Они отдают много сил. чтобы их подчи ненные были мастерами своего дела. Эти успехи не вскружили головы мо ряков корабля. Они хорошо помнят ука зание партии — постоянно совершенст вовать и укреплять советские Вооружен ные Силы, чтобы в любой момент дать сокрушительный отпор любому агрессору, который попытается напасть на нашу любимую Родину. С прежним упорством продолжают моряки овладевать пиитиче скими знаниями и боевым мастерством, укреплять дисциплину и организован ность в своих рядах. Политическое воспитание личного со става находится в центре внимания командования и партийной организации корабля. 3 . АФАНАСЬЕВ. БЕСЕДЫ С МОЛОДЫМИ ВОИНАМИ У ч и с ь о к а пы в а т ь с я Это было в Великую Отечественную войну. На одном из участков Западного фронта наши войска преследовали отсту павших фашистов. В числе наступавших подразделений двигался взвод лейтенанта Гоманова, который к вечеру подошел к населенному пункту. Наши воины с хода сбили боевое охранение, но дальше продви нуться не смогли. Фашисты заблаговре менно подготовили село к обороне. Опира ясь на эту оборону, они приостановили наступление нашего взвода, которому при шлось остановиться до подхода советских войск. Командир взвода, помня указание уста вов о том, что сразу же по достижении того или иного рубежа необходимо закре питься, приказал солдатам окопаться. Позиция, с которой выбили вражеское бсевое охранение, оказалась удобной, но отрыть окопы было очень трудно из-за твердого грунта. К тому же после напря- женного боевого дня сказывалась уста лость, однако ничто не могло служить препятствием в достижении цели. К рассвету окопы были готовы. Вскоре фашисты открыли по взводу ураганный огонь из орудий и минометов. Позиция взвода окуталась пылыо и дымом. Неоднократные попытки гитлеровцев сбить советских воинов с их позиции оканчивались безрезультатно. Враг нес большие потерн. Наши же бойцы, надежно зарывшись в землю, стойко удерживали отвоеванный рубеж, а затем посл° подхо да подкрепления поднялись в атаку и зы били фашистов из населенного пункта. Таких примеров в минувшую войну было много. В современных условиях, когда появляются все новые и новые средства борьбы, еще больше возрастает требование уметь быстро и хорошо око паться как в обороне, так и в наступле нии. Что же надо знать об отрывке окопа? Прежде чем начинать отрывку, солдат должен умело примениться к местности, то есть расположиться так, чтобы исполь зовать естественные выгоды местности, которые понижают поражающее действие пуль, снарядов, бомб и дают хороший об зор и обстрел противника в заданном секторе. В тех случаях, когда времени на от рывку окопов мало, а противник в любую минуту может применить то или иное оружие, следует отрывать одиночные стрелковые окопы для стрельбы лежа. Отрывка одиночного окопа под огнем производится так. Лежа на выбранном ме сте, солдат кладет карабин (винтовку) справа от себя на расстоянии вытянутой руки, штыком к противнику, затем, по вернувшись на левый бок, вытягивает ле вой рукой за лоток лопату из чехла, об хватывает черенок двумя руками и уда рами на себя подрезает дерн или верх ний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого он перехватывает лопату и удардми от себя отворачивает дерн, кладет его спереди и приступает к отрывке. Лопату следует вонзать в землю углом лотка не отвесно, а наискось, тонкие кор ни перерубать острым краем. Для образо вания бруствера дерн и землю надо вы брасывать вперед в сторону противника, оставляя между краем выемки и брустве ром небольшую площадку, называемую бермой. Голову следует держать ближе к земле, не прекращая наблюдения за про тивником. Когда в передней части выем ки окопа будет достигнута необходимая глубина, солдат, подавшись назад, про- должает отрывку выемки до требуемой длины, чтобы полностью укрыть тулови ще и ноги. По окончании отрывки бруст вер разравнивают лопатой и маскируют подручным материалом под вид и цвет местности. Отрытый одиночный окоп для стрельбы лежа углубляют сначала для стрельбы с колена, а затем — для стрельбы стоя. Эта работа производится лежа, сидя и стоя. Соединяя такие отдельные окопы хо дом сообщения, оборудуют окоп на стрел ковое отделение. Часто в ходе боя вместо окопов сразу же отрывают траншеи. Чтобы окопы и траншеи были более ус тойчивыми против разрывов снарядов и бомб, их ^крепят путем устройства одежды крутостей, перекрытия отдельных участ ков бревнами с засыпкой поверху землей, устройства подбрустверных ниш и блин дажей, оборудования заслонками амбра зурных отверстий и смотровых щелей. Материалами для одежды крутостей рвов, траншей, окопов и ходов сообщения служат жерди, доски, горбыли, щиты и плетни. Прежде чем одеть крутости, тран шею предварительно уширяют на толщи ну одежды, чтобы сохранить требуемые размеры траншеи но дну. Для устройства одежды на расстоянии в 1 метр друг от друга у подошвы кру тости забивают с небольшим наклоном в землю на 50 сантиметров колья диаметром в 10— 12 сантиметров. После этого колья сверху крепят продольной прижимной жердыо толщиной в 10— 12 сантиметров, привязанной проволокой, или укрепляют схватками из двух бревен с распоркой толщиной в 7 — 8 сантиметров. Материал одежды закладывают за колья, не доводя на 10— 15 сантиметров до верха. Промежутки со стороны кру тости плотно заполняют землей. Изучаем историю партии Долго ожидали наши воины того дня, когда они приступят к изучению истории славной Коммунистической партии Со ветского Союза. II вот этот день насту пил. В точно назначенное время все слуша тели собрались на рассказ руководителя. На столах лежат учебники, тетради, ка рандаши. Все воины внимательно слуша ют офицера Щербакова, делают краткие записи в тетрадях. Руководитель группы тов. Щербаков рас-’яснил главные, наиболее сложные вопросы, раскрыв идейное содержание темы занятия, показав творческий харак тер марксистско-ленинской теории, ее тесную связь с практической деятельно стью Коммунистической партии. В конце занятия пропагандист отве тил на вопросы слушателей. Он сумел вызвать у них живой интерес к теме. Подбрустверный блиндаж иа 3 — 5 че- f f М | w *'* w 44 * *J J I* ** **• I I U U I I 11 1 1 1 1% & U V 4 лозек устраивают так. На месте посдрои-! стремление глубже разобраться в изучае- ки блиндажа снимают бруствер и слон |мом материале. Затем пропагандист дал земли под ним на площади шириной в слушателям задание для 2 метра и длиной в 4 метра, глуоиной в 40 — 50 сантиметров. Затем, укладывая один к другому бревна диаметром в 18— 20 сантиметров, устраивают над выемкой перекрытие. Под уложенным покрытием блиндажа грунт вынимают подкопом, оставляя ступень для сиденья, и для ма скировки работ выносят его в ближайшую всронку или яму. Вход в блиндаж закры вают дверыо из плотно подогнанных щи тов. Для защиты от осколков снарядов, мин и бомб на участках траншей, примыка ющих к подбрустверным блиндажам, уст раивают покрытия длиной в 2— 3 метра. Умелое и быстрое самоокапывание имеет большое значение для сохранения жизни в бою. Искусству самоокапывания солдат должен учиться на каждом заня тии по тактике, на каком бы месте и в какое время года оно ни проводилось. Полковник Е. МАЙН0В , кандидат военных н а у к . самостоятельной работы и посоветовал, как лучше его вы полнить, назвав материалы, изучение ко-1 ! торых является обязательным для всей группы. Много старания приложили воины при самостоятельной работе над темой, даж- дый из них дополнил своп конспекты важными положениями, примерами. Во время беседы по теме желающих выступить было много. Одним из первых у попросил слово матрос Потлань. Он хоро шо и полно рассказал об отмене крепост ного права и развитии промышленного капитализма в России, подробно охарак теризовал тяжелое положение крестьянст ва после отмены крепостного права. Со держательными были выступления и дру гих воинов. Все они показали глубокие знания. Однако были и такие слушатели, кото рые не уяснили отдельных вопросов. Тов. Стариков, например, не четко понимал историческую обстановку и причины от мены крепостного права. Тов. Шмаков пришел на беседу совсем пенодготовлен- ным. Руководитель группы помог разо браться слушателю Старикову в неясном вопросе, а с матросом Шмаковым побесе довал и обратил его внимание на необхо димость серьезной подготовки к каждому занятию. Сейчас все слушатели пашей учли недостатки первой беседы, занимаютея самостоятельяым учебного материала. Кроме того, они чи тают художественную литературу, в кото рой показывается великая вдохновляю щая, организующая и направляющая роль Коммунистической партии в борьбе за коммунизм. Матрос М. ШИБАНОЗ группы больше чтением Нерадивое отношение к учебе Воины нашего подразделения настойчи во повышают политические знания. Одна ко встречаются отдельные нерадивые вои ны, которые проявляют халатность в уче бе. Вот. к примеру, рядовой Стогниенко. Он плохо относится к политзанятиям, за частую не только сам не слушает рассказ руковопителя группы, но и мешает дру гим. Не занимается Стоишелко и в часы са мостоятельного чтения учебных пособий. Недавно ол пришел на беседу по теме не подготовленным, а на замечание пропаган диста ответил: «Я и так все знаю». Мы хотим, чтобы рядовой Стогниенко понял, что своим недостойным поведением он роняет честь своего воинского звания, чтобы он осознал свои ошибки и стал примерным бойцом. В. П 0П УШ 0Я .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz