На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

о На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 апреля 1 9 5 4 г.. Иг 7 0 ( 4 9 2 1 ) . V c n i a B b i — за ко н наш ей Жизни Строго соблюдать форму одежды, быть подтянутым, молодцеватым М ат р о с обязан : «Н осить береж н о одежду и обувь, своевремен­ но и аккуратно их чинить, ежедневно чистить и хранить, где указано» . (Корабельный устав Военно-Морских Сил Союза ССР). ☆ ☆ Интересно, остро, действенно СТЕННАЯ ГАЗЕТА — АКТИВНЫЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА ' В ВОСПИТАНИИ ВОИНОВ Одни из героев романа 0. Гончара «Знаменосцы» старшина Хома Хаецкий в беседе с молодыми воинами говорит: — То что номер карабннки заучил,— эго раз хорошо. То, что погоны на тебе сидят, как ьлитые, — это два хорошо. А то, что вид имеешь молодецкий, — это трп хорошо. Таким будь!.. Должны и в далып Гппеч внимательно за собой сле­ дить, бо у меня на тяп-ляп не проживешь. За первую пуговицу даю замечание, за другую — уже взыскание накладываю. Звезды на пилотках чтоб сияли у вас на две версты вперед! Иначе я не признаю... На тебя весь мир смотрит, следит, как ты сел, как встал, как двинулся, как по­ шел!.. В этих словах хорошо показана требо­ вательность старшины к подчиненным в отношении строгого соблюдения формы одежды, внешнего вида бойцов. Понятно, почему командир болеет за то, как носят подчиненные обмундирование, насколько они аккуратны и подтянуты. Советский воин — представитель армии-освободи­ тельницы. В годы Великой Отечественной войны советские воины показали образцы стойкости п героизма в борьбе против фашизма, за счастье Советской Родины. Советская военная форма овеяна немерк­ нущей славой ратных подвигов. Наши вспны, их форма пользуются уважением и любовыо всего прогрессивного человечест­ ва. Велика честь служить в Советском Во­ енно-Морском Флоте. Форма военного мо­ ряка постоянно напоминает нам о почет­ ном воинском долге. В карточке взысканий и поощрении матроса Шувалова за примерную службу п опрятный вид записано несколько по­ ощрений. Воин внимательно следит за со­ бою, регулярно бреется, бережно относит­ ся к своему обмундированию. Все вещи воина, выстиранные и выглаженные, ак­ куратно уложены в рундуке. На матроса приятно посмотреть — он подтянутый, собранный. Таким воин бывает во всяком деде. Не случайно все учебные задачи, приказы командиров Шувалов выполняет обр'азцово. Перед увольнением в город матрос Шу­ валов заблаговременно справился у стар­ шины о форме одежды в гарнизоне и стал готовить ее. Когда же личный со­ став был построен, на Шувалова нельзя было не обратить внимания. Брюки его были тщательно отутюжены, ботинки, пуговицы, бляха ремня — блестели. Точ­ ное соблюдение правил ношения одежды !придавало ей особую привлекательность. Внешний вид Шувалова убеждал командира в том, что подчиненный бу­ дет достойно вести себя на берегу и Еер- нется на корабль без замечаний. Так и было в действительности. Шувалов вер­ нулся из увольнения без замечаний, хо­ рошо отдохнув. Придя в кубрик, Шувалов снял обмун­ дирование первого срока, еще раз почи­ стил его и уложил в рундук так, чтобы оно не мялось. На себя воин одел чистое рабочее платье. Большинство моряков стремится быть молодцеватыми. Однако некоторые из них считают, что одним из обязательных ус­ ловий этого должна быть новизна обмун­ дирования. Иного мнения на этот счет Шувалов. — Дело в том, как содержит воин свою форму, является ли он сам опрят­ ным и подтянутым, — говорит матрос. — Выглядеть молодцевато — значит правильно, строго но-уставному носить Форму, иметь бодрый, энергичный вид, соблюдать в движениях четкость, акку­ ратность. Однажды Шувалов заметил, что его бо­ тинки требуют ремонта. Он тотчас доло­ жил об этом старшине. Преждевременный износ обуви был предотвращен. На вре­ мя работ у материальной части Шувалов одевает комбинезон и, таким образом, предохраняет одежду от порчи и загряз­ нения. I Особой заботой моряка пользуются по­ гоны. Воин знает — это не только де­ таль одежды, а традиционная эмблема воинского достоинства, почетные знаки советского воина. Они напоминают нам о славных героических традициях наших Вооруженных Сил. Нарушение формы одежды, правил ее ношения, даже незначительные проявле­ ния неряшливости бросаются в глаза ок­ ружающим. оскорбляют лучшие чувства советских людей к своим сынам — за­ щитникам Родины. Об этом всегда помнят моряки. Однако иногда встречаются и неряш­ ливые воины. Например, матроса Харлана часто можно видеть одетым не но форме, в грязном рабочем платье, с небрежно пришитыми погончиками, с грязным фор­ менным воротником и т. д. Даже заступая в наряд, Харлан подчас приходит на раз­ вод с нечищенными пуговицами. В чем дело? Может быть матрос не имеет возмолшости заняться собою? Та­ кое предположение ничем не оправдано. Каждую субботу утром и после большой приборки морякам предоставляется время для того, чтобы постирать и погладить, а также подремонтировать обмундирование. Этому делу воины могут уделить внима­ ние и в любой другой день, в свободное от учебы и работ время. Но Харлап ис­ пользует его не по* назначению. Это говорит о том, что матрос халатно относится к форме одежды, не чувствует ответственности за выполнение своего делга. Однажды командир отделения заме­ тил, что у подчиненного начало рваться рабочее платье, и приказал матросу почи­ нить его. Воин не сделал это своевре­ менно. В результате вскоре платье было почти непригодно к носке. Харлап неоднократно получал замеча­ ния за беспорядок в рундуке. Случалось, что у него в одной куче лежали белье, зубная и сапоя;ная щетки. На умывание матрос старается ходить одетым, а не как все — раздетым по пояс. Неаккуратность, недисциплинирован­ ность Харлапа проявляются и в его отно­ шении к заводыванию. Обслуживаемые им механизмы не всегда бывают чисты. Инструкцию по эксплуатации материаль­ ной части воин знает нетвердо. Во время одной вахты матрос допустил грубую ошибку. С таким отношением к своим обязан­ ностям мириться нельзя. Задача состоит в том. чтобы решительно покончить с не­ ряшливостью. Устав требует повседневно бороться за образцовый внешний вид, молодцеватость, подтянутость, красивую строевую вы­ правку воинов. В этом4проявляются глу­ бокая внутренняя сознательная дисци­ плина, умение высоко держать достоин­ ство и честь советского моряка. Старшина 2 статьи А. Д Е М УШ К И Н ., В кубрике на самом видном месте еженедельно вывешивается стенная га­ зета. Моряки ждут выхода каждого ее номера. Залогом высокого каче­ ства и авторитета стенной газеты является вдумчивое и умелое планирование ра­ боты редколлегии. В пла­ нах на месяц указываются темы заметок и других ма­ териалов. Редактор часто беседует с командиром подразделения. узнает у него задачи, которые дол­ жен решать личный со­ став. Ценные советы дают также заместитель коман­ дира по политической ча­ сти, секретари партийной и комсомольской органи­ заций. Тематика номеров стенной газеты подбирает­ ся так, чтобы наилучшим образом помочь командиру в воспитании личного со­ става в духе высокой по­ литической сознательно­ сти, дисциплины, организо­ ванности и порядка. Этой задаче посвяшено несколько целевых номе­ ров стенной газеты, как- то: «Неустанно крепить во­ инскую дисциплину», «Быть отличником — долг каж­ дого матроса» и другие. В помещенных здесь замет­ ках об отличниках расска­ зывалось, какими путями они достигли успехов в учебе и службе. Критикуя нерадивых воинов, стенга­ зета вскрывала причины их отставания, которые глав­ ным образом кроются в слабой дисциплинирован­ ности отдельных матросов. Можно привести ряд примеров, говорящих о том, чго газета кропотливо и настойчиво помогает от­ стающим подтянуться до уровня передовых. Вот ха­ рактерный факт. Матрос Корсакин нарушал воин­ скую дисциплину. Редкол­ легия поручила одному из лучших воинов написать о нем заметку, которая вско­ ре появилась в газете. Читая материал, моряки подвергли острой критике поведение матроса и по­ требовали от него улуч­ шить отношение к учебе и службе. Это подействовало на воина, и он стал исп­ равляться. Сейчас тов. Корсакин не имеет заме­ чаний в выполнении своих обязанностей. Помимо этой стенгазеты у нас выпускаются юмори­ стическая газета сЕж» и боевые листки. Они тоже помогают командованию в воспитании мужественных и смелых воинов. Матрос В. ВАСИЛЬЕВ. П а р т и й н а я жи з н ь Больше помогать елратзш партийных школ о самостоятельнойучёбе -о- Учеба у разобранных механизмов Основным видом учебы матросов явля­ ются занятия по специальности. Наиболее хорошие результаты дают занятия, прово­ димые непосредственно на боевом посту. Большую пользу приносит учеба во время ремонтов у разобранных механизмов. Да это и понятно. Когда механизмы вскры­ ты. матросы могут наглядно убедиться во взаимодействии частей, более тщательно ознакомиться с устройством агрегатов. Примером вдумчивого и умелого отно­ шения к обучению матросов может слу­ жить опыт старшины 2 статьи Сащихи- на Перед вскрытием механизмов он вни­ мательно просматривает схемы, чертежи, описания. Так и в этот раз. По плану предстояло вскрытие редуктора. Старшина решил использовать это время для об'ясне- ния матросам устройства частей п взаи­ модействия их, что и было сделано. Ма­ тросы наглядно увидели, из чего состоит этот сложный механизм, как взаимодей­ ствуют его части, из какого ( материала они изготовлены. Польза от этого очень большая. Так матрос Фомичев, недавно пришедший на корабль, впервые увидел редуктор в разобранном виде и это тало ему возможность лучше ознакомиться с техникой,. глубже изучить ее. — Для чего служит в редукторе эта боковая шестеренка? — спрашивает он старшину. Тот еще раз рассказывает, для чего она служит и с какими другими деталями механизма связана. Матрос Щербинин после об’яснения сам попробовал собрать и разобрать меха­ низм. На первый раз вышло неудачно^ забыл закрепить шпонку. При вторичной сборке дело пошло на «лад и механизм был собран правильно. Это дало матросу хорошие практические навыки. Велика роль самостоятельной учебы у механизмов. Об этом можно убедиться на примере старшего матроса Смирнова. Его часто моя:но было видеть за изучением описаний и схем. Нередко он обращается за помощью к командиру отделения. Изу­ чая приборы и механизмы, он глубоко усваивает назначение и устройство каж­ дой детали. Напряженная и целеустремленная уче­ ба дала положительные результаты. Стар­ ший матрос Смирнов стал классным спе­ циалистом, отличником боевой н полити­ ческой подготовки. В деле воспитания квалифицированных специалистов большая роль принадлежит командиру отделения старшине 2 статьи Бойко. Он умело строит учебный процесс, прививает подчиненным твердые практи­ ческие навыки. Как-то потребовалось разобрать и собрать один из агрегатов. На эту работу старшина назначил члена КПСС старшего матроса Глушана и в по­ мощь ему прикрепил малоопытного спе­ циалиста матроса Иерегудпва. Задание было выполнено успешно. В ходе работы Перегудов хорошо запомнил устройство агрегата. Старший матрос Глушан старал­ ся более доходчиво передать сослуживцу свой накопленный опыт. Учеба у разобранных механизмов поло­ жительно сказывается на росте воинско­ го мастерства матросов. В этом отделе­ нии многие воины стали классными спе­ циалистами, показывают пример безуп­ речного обслуживания материальной ча­ сти заведываний. Старший матрос В. ВЕРЕТЕННИКОВ . В тесной связи с задачами личного состава Содержание каждой темы руководитель группы коммунист тов. Днепров стремит­ ся раз’яснить на конкретных примерах, проводить занятия в тесной связи с зада­ чами личного состава корабля. Когда на одном из занятий разбирался вопрос о необходимости настойчиво овладевать сов­ ременной боевой техникой и оружием, пропагандист рассказал о примерной службе матроса Никольского. Руководитель отметил ‘ и нерадивых воинов. — Вот, например, старший матрос Не­ федов, — сказал офицер. — Человек оп способный, но недостаточно ревностно от­ носится к службе, порой допускает отсту­ пления от требований воинских уставов. Поэтому он и отстал в изучении техники. Старший матрос Нефедов молчал, ему было стыдно. Но затем он встал и твердо сказал, что впредь не допустит подобного. Слово свое воин сдержал. Н. КУЛЕШОВ . Высоких показателей в боевой и политической подготовке добились радисты отделения старшины 2 статьи Василия Пензева. Комсомолец Пензев повседневно повышает знания по специальности, настойчиво совершенствует политические зна­ ния, и это помогает ему успешно обучать подчиненных. Служба передового стар­ шины отмечена многими поощрениями. НА СНИМКЕ: (слева направо) специалист второго класса старшина 2 статьи Василий Пензев об’ясняет конструкцию радиоприемника матросу Александру Лап­ шину и старшему матросу Нафаилу Уляшеву. Фото И. Никишова. Штурманская подготовка лётчика Современные самолеты обладают боль­ шой скоростью и значительным радиусом действия. Оборудованные хорошими аэро­ навигационными средствами, они могут летать в любых метеорологических усло­ виях. Вот почему штурманская подготов­ ка летчика в настоящее время приобре­ тает первостепенное значение. Это осо­ бенно важно для самолетовождения по приборам. Опыт Великой Отечественной войны и послевоенного развития авиации показы­ вает, что успех действий авиационного подразделения во многом зависит от каче­ ства штурманского обеспечения, от уме­ ния правильно организовать и провести подготовку экипажей к предстоящему по­ лету, а также от того, насколько хорошо анализируются и обобщаются результаты предыдущих полетов. Можно привести немало примеров, показывающих, как благодаря отличной штурманской подго­ товке экипаж в сложных метеорологиче­ ских условиях умело использовал различ­ ные методы и способы самолетовождения и успешно выполнял боевое задание. ...Однажды в годы войны экипаж офи­ цера Тихонова получил задание уничто­ жить зенитные точки врага. Погода в на­ чале полета стояла прекрасная. Экипаж успешно выполнил задание. По на обрат­ ном пути погода резко стала ухудшаться. Через некоторое время земля была закры­ та облаками. Зрительно ориентироваться стало невозможно. Тогда экипаж попы­ тался использовать радионавигационные < средства самолета. Но это не дало поло­ жительных результатов, так как осколка­ ми вражеских снарядов аппаратура была выведена из строя. Командир экипажа принял решение — использовать «окно» в густой облачности. Спустившись ниже, он определил свое место ио земным ориентирам. Нижняя кромка облачности оказалась на высоте около 20— 30 метров. При такой высоте полета радиус види­ мости очень незначителен. Поэтому ори­ ентировка затруднялась. Рельеф местно­ сти данного района не позволял вести са­ молет прямолинейно. Приходилось лететь ио «извилистой» линии, что значительно усложняло самолетовождение по компасу. Но отличное знание района боевых дей­ ствий. умелое использование всех спосо­ бов самолетовождения позволили экипа­ жу офицера Тихонова благополучно вер­ нуться на свой аэродром. , В настоящее время задача состоит в том, чтобы повседневно повышать теоре­ тические знания летчиков по самолето­ вождению в любых условиях погоды. Штурманы-руководителн должны тща­ тельно контролировать ход наземной под­ готовки и принимать все меры к тому, чтобы занятия по самолетовождению про­ водились методически правильно. Важнейшую роль в повышении каче­ ства занятий играет трснажная аппарату­ ра схемы и друтие наглядные пособия. Для тренировки личного состава жела­ тельно сделать «немую» электрифициро­ ванную карту крупного масштаба, обо­ рудовать стенды той аппаратурой, кото­ рая установлена на самолетах. Это даст возможность повседневно использовать ее в процессе учебы. Одним нз условий успешного выполне­ ния поставленной командованием зада­ чи в воздухе является тщательная под­ готовка экипажа к полету. Надо всегда помнить о том, что любой внеаэродром- нын полет самолета, который на первый взгляд представляется простым и обыч­ ным, может проходить в более сложных метеорологических условиях, чем предпо­ лагалось на земле. При подготовке к по­ лету нужно предусмотреть это и доби­ ваться такого положения, чтобы не де­ лать никакого отступления в сторону из­ менения условий полета. Надо учить экипаж работать при худшей погоде, чем та которая есть. Тогда ухудшение мете­ орологических условий пе будет неожи­ данным для экипажа. Особое внимание следует уделить лич­ ной штурманской подготовке летчика од­ номестного самолета. Летчик такого само­ лета занят в полете пилотированием ма­ шины, контролем за показаниями прибо­ ров и наблюдением за воздухом и землей. У него остается сравнительно меньше времени для работы с картой и совершен­ но исключается возможность пользоваться прокладочным инструментом. Он должен отлично знать район полетов, уметь бы­ стро и точно мысленно вести глазомер­ ную прокладку пути, грамотно использо­ вать в целях самолетовождения радиона­ вигационные п радиотехнические средст­ ва. В этом залог успеха каждого его по­ лета. Такое положение можно подтвердить примером из практики офицера Табунова. Он настойчиво повышает свое летное ма­ стерство. Офицер тщательно готовится к каждому полету, анализирует своп про­ шлые ошибки, чтобы не допустить их повторения. В результате этого авиатор успешно выполняет летные задания в любых условиях. Опыт показывает, что там, где хорошо продумана и органи­ зована самостоятельная учеба по специ­ альности, где на высоком уровне прохо­ дят занятия по самолетовождению и су­ ществует постоянный контроль за подго­ товкой к полету со стороны руководящего штурманского состава, там у летчиков нет случаев потери ориентировки или уклонения от заданного маршрута. Один из летчиков подразделения слабо повышал свои теоретические знания по самолетовождению, несерьезно относился к классным занятиям. Он считал себя всезнающим, поэтому пренебрегал изуче­ нием основных для летчика документов. Когда товарищи делали ему замечание, он отвечал: — Я не знаю, чем мне заниматься. А ведь было известно, что этот летчик имел недостаточную штурманскую подго­ товку. Это обнаружилось в первом же сложном полете. Когда ему потребовалось бэз промедления принять правильное ре­ шение в способе и методе самолетовожде­ ния, летчик не сумел сделать это и по­ терял ориентировку. Ему понадобилось дополнительное время для исправления своей ошибки. Отличная штурманская подготовка эки­ пажа является одним из условий успеш­ ного выполнения заданий в воздухе. Долг каждого- летчика — повседневно повы­ шать уровень штурманской подготовки, в совершенстве овладевать методами и спо­ собами самолетовождения в любых усло­ виях. Офицер В. ВАРЕНИК. Повышение своего идейного уровня — одна из важнейших обязанностей членов и каниплатов партии. Важным методом овладения 'марксизмом- ленинизмом является испытанный на опы­ те старшего поколения коммунистов метод слмостоятедьного изучения истории и те­ ории КПСС. Именно самостоятельная ра­ бота над книгой дает возможность члену и кандидату партии непрерывно углуб­ лять свои знания, умело применять их в споен практической деятельности. Многие слушатели партийных школ вдумчиво и повседневно работают наа научением произведений классиков марк- спзма-ленинизма, решений съездов, конфе­ ренции и пленумов ЦК КПСС, в которых выражена выработанная за долгие годы •внутренняя и внешняя политика партии. Активисты, как правило, имеют личные библиотечки. Больше стали уделять вни­ мания учебе слушателей и партийные ор­ ганизации. Все это создаст благопрпятпые условия для глубокого усвоения тем учеб­ ного плана. Серьезную помощь, например, оказы­ вает слушателям школы партийная орга­ низация одного нз кораблей. Бюро создало все (условия для плодотворной учебы каж­ дого моряка. Здесь проводятся индивиду­ альные и групповые консультации. Хоро­ шо подготовленные в теоретическом отно­ шении к ом м у н и сты раз’ясняют слушате­ лям неясные для них вопросы, помогают глубоко усвопть программу. На консуль­ тациях члены партийного бюро дают ме­ тодические советы, подсказывают, как лучше организовать самостоятельное чте­ ние произведении классиков маркспзма- лсяшпгзма. решении партийных с ’ездов, кон Ф еренций. плепумов. Большую помощь слушателям оказы­ вает член партийного бюро старшин лей­ тенант Ефимов. К нему нередко обраща­ ются моряки. Когда старший матрос Вере­ тенников столкнулся с трудностями при изучении диалектического и историческо­ го материализма, он обратился за помощью к пропагандисту Ефимову. Они нередко вечерами занимались вместе. Офицер по­ мог воину глубоко понять отдельные тео­ ретические положения. В результате за­ боты и помощи старшего товарища Вере­ тенников хорошо подготовился к занятиям. Вот другой пигмер. В начале учебного года старшина 2 статьи Егоров слабо ус­ ваивал темы учебного плана. Он не умел правильно планировать время для само­ стоятельной работы над книгой, мало чи­ тал рекомендованной литературы и поэто­ му отдельные вопросы усваивал нетлл'бо- ко. На помощь старшпне прпше.т тов. Илюшенко. Он напомнил моряку о необхо­ димости постоянно изучать прежде всего произведения классиков марксизма-лени­ низма, решения с ’ездов, конференций, пленумов ЦК, помог глубоко усвоить со­ держание отдельных работ. Все это дало возможность Егорову преодолеть отстава­ ние в учебе. Существенную пользу слушателям при­ носят консультация. Их партийное бюро организует в помощь тем товарищам1, которые длительное время по каким-либо причинам отсутствовали на занятиях. Внимательное отношение к учебе моря­ ков. всесторонняя помощь им благотворно сказываются на успеваемости и службе воинов. Можно привести много прпмеоов. гово­ рящих о том. что настойчивая теоретиче­ ская учеба аает морякам возможность до­ жигаться новых успехов в боего" подго­ товке. Взять хотя бы. к примеру, старше­ го матроса Глушак. До учебы в партий­ ной школе он иногда нарушал воинскую дисциплину. Под влиянием товарищей мо- пяк ИСП^ТИЛ своп ошибки и был ПРИНЯТ в партийную школу. Ревностно воин взял­ ся за учебу. Он всегда обстоятельно гото­ вится к занятиям и активно участвует в семипапах. Выступления старшего матро­ са Глушак отличаются глубоким знанием рекомендованной литературы. Учеба в партийной школе помогла ему стать пере­ довым полном корабля. Хорошо учится в партийной школе и старший матрос Д удин . Активист внима­ тельно слушает лекции преподавателей, в свободное от службы время кропотливо ра­ ботает над рекомендованной литературой. Готовясь к занятию по теме: «Коммунисти­ ческая партия в борьбе за завершение стро­ ительства социализма и постепенный пе- роход к коммунизму в предвоенные годы (1938 г..— июнь 1941 г.)», тов. Дудин изучил материалы XVIII с ’езда партии, а также постановление ЦК ВКП(б) «О по­ становке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого кчурса истории ВКП(б)» и другую литературу. Тщатель­ ная подготовка слушателя к занятиям по­ могает ему хорошо усваивать каждую те­ му (учебного плана. Повышение идейного у'ровня аает воз­ можность тов. Дудину добиваться все но­ вых и новых успехов в боевой и полити­ ческой подготовке. Сейчас он является отличником учебы и службы, специали­ стом второго класса, принимает актив­ ное участие в общественной работе. Как секретарь комсомольской организации боевой части корабля, тов. Дудин на­ стойчиво помогает командиру в воспита­ нии и обучении воинов. К сожалению, в самостоятельной работе слушателей все еще много серьезных не­ достатков. Некоторые воины не всегда настойчиво работают над литературой и не проявляют активности на занятиях. Недавно, например, в партийной школе, слушателем которой язляется матрос Де­ мин, проходило очередное занятие по седь- 1 Мой главе Краткого курса истории пар­ тии. Оно прошло без должной активности. Многие слушатели оказались неподготов­ ленными, и выступления их были неглу­ бокими. поверхностными. Большинство то­ варищей вместо живого изложения мате­ риала неуверенно, с оговорками читало свои записи. Существенным недостатком прошедшего занятия является и то. что слушатели не (у’мели увязывать теорети­ ческие вопросы с современностью и зада­ чами. стоящими перед моряками. Всё это происходит потому, что некоторые партийные организанни не про­ являют должной заботы о слушателях, не оказывают им повседневной помощи, ред­ ко проводят лекции, ' консультации для изучающих марксистско-ленинскую тео­ рию. Отдельные политработники и секре­ тари парторганизаций не используют всех возможностей, чтобы еще выше, как того требует Центральный Комитет, под­ нять пдейный уровень занятой в школах. В частности, паши многие библиотеки не помогают слушателям в самостоятель­ ном изучении каждой темы учебного пла­ на. Не всегда у нас подбирается необходи­ мая литература к занятиям и наглядные пособия С таким положением мириться дальше нельзя. В настоящее время, коша учеба в пар­ тийных школах вступила в завершающий этап необходимо больше уделять внима­ ния самостоятельной подготовке слушате­ лей. Нужно шире практиковать проведе­ ние индивидуальных и групповых кон­ сультации, привлекая для этой работы наиболее теоретически подготовленнь/х коммунистов. На кораблях и в подразделе­ ниях должна быть проявлена подлинная забота о слушателях, созданы все необхо­ димые условия для повторения материала. Для активистов следует также организо­ вать чтение лекций по наиболее актуаль­ ным и сложным теоретическим вопросам. Тщательно подготовиться к завершению учебного года, оказать слушателям по­ мощь в подготовке к экзаменам — такова важнейшая задача полпторганов. партий­ ных и комсомольских организаций. А. ГОРБАЧЕВ. ■о----- ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ПАРИКМАХЕРСКОЙ В незавидное положение попадает клиент, придя в парикмахерскую Xz 1 Се­ вероморского отделения Военторга. Парикмахерская открывается в 8 часов утра и сразу же заполняется посетителя­ ми. Все они остаются в комнате ожидания, и лишь двое из них мопут сразу сесть в кресла мастеров: один — в дамском зале, друтой — в мужском. Только с 10 часов утра в мужском зале приступает к работе второй мастер. Но и два мастера не в состоянии быстро обслу­ жить всех желающих, которые занимают не только комнату ожидания, но и перед­ нюю, для этой цели не ирганазначенную. Значительная часть клиентов вынуждена стоять, так как стульев нехватает. В результате для того, чтобы побрить­ ся или постричься, посетителю приходит­ ся потратить не менее полутора— двух ча­ сов. Следует отметить и то. что в комнате ожидания нет в достаточном количестве газет и журналов, а имеющаяся радио- точка обслуживает только производствен­ ный зал. В скором времени парикмахерской бу­ дет предоставлено новэе помещение в доме по улице Сафонова. Но и теперь, г.рп существующем помещении, есть все воз­ можности улучшить обслуживание посети­ телей. Необходимо лишь увеличить коли­ чество мастеров и несколько передвинуть часы работы парикмахерской в будние дни на вечернее время. Старший инженер-лейтенант Ю. ПАДУН-ЛУНЬЯНОВ . ВНИМАНИЕ МОТОСПОРТУ! С каждым днем растет число любите­ лей мотоциклетного спорта. Однако •па нашем флоте он пе получил широкого развития. У пас есть спортсмены-мотоциклисты, которые хотят повышать свое мастерст­ во. Почему бы не создать при Домах офицеров секции мотоспорта? Занятия этим видом спорта будут спо­ собствовать воспитанию выносливых и смелых защитников социалистического Отечества. Младший лейтенант С. ГАЕНКО. По следам неопубликованных писем В одном из подразделений было орга­ низовано соревнование по шахматам. С первых же дней выявились способные и опытные шахматисты, которые сыграли по несколько партий без поражений. Од­ нако вскоре судья соревнований тов. Хей­ фец самоустранился от этого деда и шахматный турнир не был доведен до конца. Письмо военкора, сообщившего об этом факте, редакция направила заместителю командира по политчасти. В получепном ответе говорится, что в настоящее время турнир доведен до копца. Тов. Хейфецу сделано предупреждение. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz