На страже Заполярья. 1950 год. Январь.
I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 23 янвзря 1250 г., W* 24 (3S37). в Под Верховеый ★ ★ к Совет Н Е М Е Р К Н У Щ А Я С Л А В А Г Е Р О Я За содержательную, образцово организованную агнтациошш-шссозую работу G СОВЕЩ АНИЯ В ДОМ Е ОФИЦЕРОВ В Ваенге, в Доме офицеров состоялось совещание, посвященное вопросам агита- цпонно-массовой работы в период подго товки к выборам в ' Верховный Совет СССР. С кратким докладом о ходе и состоянии агитационно-массовой и пропагандистской Предвыборной работы выступил тов. Же лезнов. Рассказав о большом патриотическом подЧше, -который охватил военных моря ков в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет «СССР, и о результатах начального этапа развертывания агата- цпонЕО-массовой работы, тов. Железнов особенно подробно остановился на еще пе решенных пока вопросах постановки п развеупывания предвыборной агитации и пропаганды и на той серьезной роли, которую должны сыграть в решении этих вопросов 'пропагандисты и агитаторы. 4 Говоря о недочетах, имеющих сейчас место в ходе предвыборной агитапиопно- пропагандпстскаб работы, докладчик отме тил. как основные из них, некоторую оторванность агитационно-пропагандист ских мероприятий от задач боевой -и поли тической подготовки, имеющуюся в отдель ных подразделениях, совершенно недоста точную еще работу по •раз’яснению Кон- стптупии ООСР и Избирательного закона среди вольнонаемных работников и чле нов семей военнослужащих, а также недо пустимое затягивание организации агит пунктов при отдельных избирательных участках. Значительное место в докладе было уделено вопросам рабюты с агитаторами. — У лас наблюдаются сейчас иногда Факты. -— говорил тов. ЗКелезнов, — кстда беседы с избирателями проводятся без должной цодготовки. агитаторам не одазыЕается необходимая помощь. Вопросу вооружения агитаторов интересными, яркь ми материалами для проведения бесед по- лпторганы д партийные организации должны уделить самое сецьезпое внима ние. Надо повседневно помогать агитато рам в работе, бывать на их беседах, давать пм советы и показывать примером, как надо проводить беседы. В этой связи, — продолжает тов. Железнов, — достойна похвалы инициатива тов. Лебедева, кото рый провел недавно в одном пз подразде лений живую, падолго запоминающуюся ■Пбеседу с избирателями. Беседа тов. Лебедева с избирателями проходила в простой, непринужденной об становке. Около карты Советского Союза собрались матросы и .сержанты. ■— Вот наша Родина, — показав на карту, сказал тов. Лебеде®, затем кратко рассказал о территории .(Советского госу дарства, о протяженности его границ, ярко и образно рассказал о своей поездке в Молдавию во время отпуска. Желая по смотреть на те <города, которые он видел зю время и после войны, Лебедев избрал во время отпуска для поездки на родину не прямой путь, я с заездами в эти горо да. В .своей .беседе Лебедев очень хорошо показал .разницу между тем. что было там .раньше, 4 — 5 лвт дазад, и что есть сейчас, вн всюду видел .стройки, новые дома, видел, как .расцвела и украсилась жизнь людей. Рассказ Лебедева взволновал воинов- избирателей. После него выступил офицер Золотарев. Он говорил о возрожтепии своего родного Воропежа. Матрос Попов рассказал об изменениях в облике и жиз ни станпип Касторная. Взволнованно го ворили об успехах социалистического строительства в своих родных местах ма трос Романов, старший маэдос Ткаченко, сержант Дядык л другие. — Помогать агитаторам добиваться то го, чтобы -каждая беседа была содержа тельной и интересной, чтобы каждый из них вел свою работу вдумчиво и умело— вот что сейчас нам особенно нужно, — заканчивает тов. Железнов. После доклада участники совещания об менялись мыслями и опытом по разверты ванию агитационно-пропагандистской ра боты. Тов. Кульппн рассказал в своем выступ лении о том, что делается для того, чтобы охватить агитационной работой воинов от даленных постов, и привел интересный факт заботы агитаторов о приобщении из бирателей отдаленных постов к подготовке к выборам. — Недавно, — говорил тов. Кульпин, — секретарь комсомольской организа ции тов. Швейко прошел на лыжах большое расстояние для того, чтобы снабдить из бирателей литературой, помочь нм .выпу стить степные газеты, посвященные вы борам в Верховный Совет. Содержательным было выступление тов. Вптебского. Оп поделился .с присутствую щими опытом работы на агитпункте, ко торым заведует. — Наш агитпункт,—-рассказывал Ви тебский, — открылся 15 января. В его оборудовании активное участие приняли комсомольцы. Особенно иного поработал наш художник сержант Лебединский. В агптпупкте установлен телефоп, проведено- радио. Создапа наглядная агитация, в частности, оформлено Положение о выбо рах, сделаны монтаж, посвященный Коп- послевоенной сталинской .пятилетки. При агитпункте установлено дежурство агита торов, заведены тетрадь учета поступаю щих вопросов и тетрадь отзывов л пред- Память об этом замечательном чело веке живет в сердцах моряков тралового флота. Имя Ивана Сивкова носит теперь промысловый траулер. Люди этого ко рабля не знали героя в жизни. Но под- | виг его известен каждому моряку. — Будь таким, как Иван Сивков, — говорят бывалые промысловики молодо му матросу. И в кубрике часто можпо _ _ услышать .рассказыо жизни и боевом военные моряки с большим политичен ( подвиге героя. aw nfnV.MOV готоиатг.а к. R^rnnnau r Rp.n- гг--- п. — * Агитаторы беседуют с избирателями ный североморец продолжал уничтожать гитлеровцев метким огнем винтовки. Так в течение получаса морской пе хотинец сражался с целым подразделени ем фашистских солдат. Все чаще и ча ще слышались крики: «Сдавайся, рус». Когда иссяк запас патронов, десант ник схватил гранату и бросал ее под ------ X X------- ским подемом г товятся к выборам в Вер ховный Совет СССР. Политотделом состав лен подробный план мероприятий, в под разделении проведены партийное и ком сомольское собрания, обсудившие задачи по подготовке к выборам. Широко развер нулась агитационно-пропагандистская ра бота. Агитаторы Воробьев, Максимов, Ко лесник и многие другие раз’ясняют лич ному составу Сталинскую Конституцию, Положение о выборах, проводят беседы о великих преимуществах советской под линно пародной демократии перед демокра тией буржуазных стран, о выдающихся успехах советского народа, достигнутых под руководством большевистской партии и великого Сталина. Беседу на тему: «Что дала Сталинская Конституция советскому народу» провел комсомолец младший сержант Шишкин. Он построил ее па примерах, ваятых из жизни своей родной Чувашской .республики. — До революции, — сказал агитатор, — чувашский народ не имел никаких прав. Голод и пужда были его постоянны ми спутниками. Грамотных среди населе ния почти не -было. .Сейчас моя родная республика цветет и крепнет под солнцем самой демократической в мире Сталинской Конституции. Чувашский народ, &ак и вое народы нашей страны, .получил великие права на труд, на образование, на отдых. В подразделениях созданы .столы .спра вок, выпущены специальные номера стен ных газет, посвященные избирательной кампании. Всюду па видных местах выве- шеп текст Избирательного закона. Иван Сивков родился и вырос i семье плотника, с детства полюбил ре. Когда ему исполнилось семнадпаи лет, он приехал в Мурманск, чтобь исполнить свое заветное желание — связать жизнь с морской профессией Радостпо было ему, когда его послал! матросом па траулер «Ленин». Перед началом Великой Отечест венной войны Ивана Сивкова приз:-.! ли на Северный флот. Недолго он на ходился в школе. Шатрос-патрпот n i- писал рапорт: «Прошу командира отправить мен г па фронт, так как я хочу защита?- .свою любимую Родину до последire" капли крови и до полного разгромл фашистов. Прошу в просьбе не отка зать». Вскоре бывший матрос траловое флота прибыл в отряд морской пе хоты. Однажды подразделение, в котором служил Сивков, высадилось десанто:.* в целях прорыва вражеской оборон»• недалеко от реки Западная Лица. Пе сильным артиллерийским обстрело: десантники продвинулись к вражеско му опорному пункту и овладели нм. Г. атаке Сивков шел первым. Гитлеровцы вводили в бой все новые и повые диной. Ивану Михайловичу Сивкову по смертно присвоено звание Героя Совет ского Союза. ★ * * ...У промыслового траулера «Иван Сивков» не было какпх-лиоо выдающих ся достижений до нового, 11)о0 года. — Рядовой корабль,— говорили о нем. _ И все же эта оценка не расхолажи вала моряков в социалистическом со ревновании в честь предстоящих выборов в Верховный Совет СССР. — Будем в числе первых, — зая вили спвковцы. Слово свое опи сдер жали. Уже к середине января они досрочно выполнили месячный план. Замечательный образ молодого пат риота страны близок не только моря кам тралового флота. Оп вдохновляет работников искусства. Отважному се- мроморцу посвящены художествен ные произведения, картины о боевых 1 елах защитников Советского За полярья. Мурманского скульптора Б. Н. Вродского увлекла идея — воплотить образ замечательного моряка в скульптуре. Но подойти к разрешению этой задачи было нелегко. С большим трудом художппк на шел фотографию героя. Много дней провел Бродский в творческих иска ниях. И вот, пакопеп, скульптор завер шил работу пад бюстом. Художник не удовлетворился только тем, что ему удалось достигнута портретного сход- •тва. Им передан правдиво характер вероморпа. Открытое русское лицо •ышпт ненавистью к врагам советской Родппы, преисполнено мужеством и ...... ............. ...... НА СНИМКЕ: бюст Герол Советского Союза отвагой. резервы. Сивков и его товарищи за-~ И* м* Сивкова работы Мурманского скульпто- — д очень доволен своей удачей, нялп оборону для того, чтобы пе ра Б‘ БР0ДСК0Г0- Фото с -Макарыша. — рассказывает Борис Николаевич допустить фашистов к берегу. Вскоре --------- х * х ---------- Бродский. — Работа над образом ге- У ____ . ... Подготовка ,к выборам вызвала большую стптуцпп СССР^ стенд о ходе выполнения политическую активность личного состава. " ' Повышается качество учебы, крепнет воинская дисциплина. Отличных успехов добился в боевой и политической подготовке старшина 2 статьи Николай Воробьев. Он в совершенстве освоил специальность ра- _ диета и награжден нагрудным знаком ложеипц. Избиратели порекомендовали \ «Отличный связист». Безупречно выпол- пам составить список предвыборной ли-;цдеу свой воинский долг младший .сержант тературы, иметь в агитпункте географи-,Цереппчай. Б его послужной карточке за- ческую схему государственного; ПИсано 27 цоошрений. Матрос Сироткин Сивков остался без своих товарищей: одни 4>ыли тяжело ранены, другие —- убиты. Выбрав огневую позицию на открытой скалистой площадке, доблест- ногп, взорвав себя и уничтожив десятки вражеских солдат. Он погиб геройской смертью, как верный сын Родппы. Подвиг моряка был высоко оценен Ро- роез нашей Родины приносит боль шое удовлетворение каждому советскому художнику. С. БАШИН. ложений. В тетради вопросов уже много записей, есть задней и в тетради пред-; дс устройства СССР. В работе агитпункта еще недадно .слабо знал специальность. принимают активное участие офицеры, в том числе тт. 'Кудинов и ‘Балалаев, вы ступающие перед избирателями с хорошо подготовленными лекциями. Агитпункт активно посещается избирателями. Каж дый вечер его посещают несколько де сятков человек. В ближайшее яремя мы намерены провести здесь вечера на темы: «Советская молодежь— самая счастливая молодежь в мире». «О нашей -Родине», организовать встречи со стахановцами предприятий. Тов. Каснерик рассказал на совещании о том. как включился в избирательную кампанию Дом офицеров. — Мы решили,— говорится,—домять, пока избиратели придут .к нам, а с&хя пттп к ним и уже сейчас организовали проведение лекппй в агитпунктах, под готовили художественную самодеятель ность для обслуживания избирателей. Тов. Лебедев рассказал ,о двух беседах агитаторов, па которых он присутствовал. — Агитаторы Золотарев и Егоров, — говорит Лебедев. — проводили беседы на одну и ту же тему. Однако результаты у обоих окззались различными. Тов. Золо тарев провел беседу на высоком идейном уровпе, возбудив у слушателей интерес и активность. Что же касается Егорова, то оп провел беседу сухо, так как не был достаточно подготовлен. Забота о подго товке агитаторов, — заключает тов. Ле бедев, — является сейчас неотложным делом, которым полпторганы, партийные и" комсомольские организации должны за ниматься неустанно. Выступавшие на совещании товарищи говорили о необходимости обеспечения агитаторов литературой, обратили внима ние на недостаточное использование в избирательной кампании радиоузлов. г. сояаднов. Сейчас <ш учится с большим поде^мом, точно выполняет уставы. Сироткин стре мится ко дню выборов стать отличником. С большим под’емом прошло среди мо ряков выдвижение кандидатов в Участко вую избирательную комиссию. Матросы, старшины и офицеры выдвинули в изби рательную комиссию достойных своих представителей — беспартийного офицера Старобогатого п коммуниста Венедиктова. И з опита проведения политзанятий Р а с с к а з р у к о в о д и т е л я Подготовка руководителя к политза- пятпям обычно начинается с инструктив ного доклада на семинаре. Однако опыт показывает, что подготовку к очередной теме руководителю надо начинать задолго до инструктивного доклада. Наши•опытные руководители полити ческих занятий тт. Коробанов и Голутвин задолго до инструктивного доклада подби рают литературу к очередным темам, вечества в войпе с фашистской Германией и империалистической Японией, и его роль после войны в борьбе за мир, протпв поджигателей новой войны. Говоря об англо-американских импе риалистах, как организаторах подготовки новой войны, тов. Голутвин не только констатировал факт, но и дал глубокий анализ причин стремления реакционеров к войне, приведя в конце выдержку пз Рассказ его был глубоко продуманным, содержательным, •тесно увязанным с жизнью корабля. В начале рассказа руко водитель дал краткую характеристику те мы и подчеркнул ее значение. Далее он из ложил основные принципы воинского вос питания, привел ряд высказываний М. В. Фрунзе по этому вопросу. Говоря о том, что старшина обязан обучать матросов то- згу, что требуется па войне, он подробно делают вырезки пз газет и журналов, | доклада В. М. Молотова о тридцатилетии j разобрал практику работы передовых стар- Мотшкп ttotrtt тптпппттптргтгпгп ! ^ ™ сшшот D тетРадь интересные сведе-; Великой Октябрьской социалистической j шин тт. Шутова и Пехова, которые доби- _ Р ^ _ стремле- j ния и заметки из просмотренных пьес, ' 1 дая ознаменовать выборы верховного орга на государственной власти новыми дости жениями в боевой п политической подго товке. Напитан if. ЕГОРОВ. Важнейшая задача В период подготовки к выборам в Вер ховный Совет СССР особенно большое зна чение приобретает агитационно-пропаган дистская работа. Коммунисты, комсомоль цы, отличники учебы повседневно раз’яс няют личному составу Избирательный за кон, проводят беседы о Сталинской Кон ституции, о преимуществах советской Центром всей агитатгаонно-пропагандн- стской работы у нас является агитпункт. Он хорошо оборудован, снабжен литерату рой. оформлен лозунгами, плакатами, мон тажами. При агитпункте организовано постоянное дежурство агитаторов. Здесь каждый избиратель может получить ответ на интересующий его вопрос, почитать лн- демократпи перед демократией буржуазной. I тературу. А. ДЕККИН. Изучают Положение о вы борах Воины нашего подразделения активно готовятся к выборам .в Верховный Совет CGGP. Кандидат в члены БКП(б) тов. Мус лимов проводит беседы .о Конституции СССР, о Положении о выборах. -Комсомоль цы-активисты Угаров, Ильин и Аленин также ведут агитационную работу среди неооюзной молодежи. Они рассказывают о правах советских воинов — равноправ ных граждан советской Родины. В. ШЕСТИЛЕРОВ. ----О---- Когда же будут лекции? В нашем подразделении долгое •время не -было ни одной лекции о международ ном положении. Мы неоднократно обраща лись по этому вопросу к работникам полит отдела, но все безрезультатно. Личный «остав проявляет большой инте рес к международным событиям. Воины хо тят слушать лекции и доклады на между народные темы. Сейчас, когда повсеместно развернулась подготовка в .выборам в Верховный Совет СССР, нам очень хочется прослушать ряд лекций по темам, связан ным с подготовкой к выборам. Работники политотдела, отвечающие за агитационно-пропагандистскую работу, должны вспомнить о нас. Солдат И. ТЕРЯЕВ. I Восторженно встрети ли моряки Указ Прези диума Верховного Совета Союза ССР одне выбо ров. С лервых же дней мо ряки приступили к изу чению Положения о вы борах, агитаторы прово дят беседы о Сталин ской Конституции, о советском Избиратель ном законе. НА СНИМ КЕ : ком мунист старший лейте нант Т. Былков раз’яс- няет воинам сПоложение о выборах в Верховный Совет СССР». Фото старшего лейтенанта В. Громова. кинофильмов. Такая предварительная подготовка мно го времени не требует, так как все это делается в процессе повседневной работы руководителя, но пользу приносит неоце нимую, давая возможность лучше подго товиться к политическим занятиям. Положительной чертой этих руководи телей политзанятий является еще и то, что они внимательно продумывают при подготовке к занятиям вопросы — как правильно использовать факты и примеры из жизни корабля, подразделения, био графии знатных людей — ветеранов вой ны, отличников *боевой и политической подготовки, боевые эпизоды из истории корабля, части. Необходимо отметить и такую деталь работы: примерно за час до начала заня тий руководители внимательно прочиты вают свои конспекты, что дает им воз можность освежить в памяти материал темы. Успех рассказа во многом зависит от того, как руководитель сумеет найти контакт с аудиторией. Если он будет рас- скааывать скучно, все время будет чи тать конспект, не отрываясь от пего, то он не в состоянии будет следить за аудиторией. Не может быть ничего худшего для руководителя политзанятий, чем рав нодушное отношение к нему аудитории. Руководитель должен найти общий язык со слушателями, а это возможно только в том случае, когда он будет вести рассказ последовательно, на высоком идейном уровне и методически правильно. В большинстве своем рядовой сержант ский и старшинский состав наш — это политически грамотные люди; п поэтому руководитель политзанятий, раз’яспяя сущность важных общественно-политиче ских вопросов, должен не только изла гать отдельные факты и события, но и давать глубокий анализ их на основе за конов марксистско-ленинской науки- Руководитель политических занятий тов. Голутвин, рассказывая слушателям тему: «Советский Союз — оплот мира и демократии», подробно изложил основные принципы нашей сталинской внешней политики, но оп не ограничился отдель ными общими положениями, а привел несколько конкретных примеров, под тверждающих последовательную борьбу Советского Союза за мир и демократию. Тов. Голутвин хорошо показал роль И. В. Сталина, как организатора и вдохновите ля побед большевистской партии, совет- революции, в которой говорится, что |лнсь того, что их отделения стали отлнч- «Капиталпзм стал тормозом прогресса ! нымн. Далее тов. Будаков осветил вопрос о человечества, а продолжение авантюри- j роли старшин в повышении боеготовности стической политики империализма, при- j корабля, в укреплении воинской дисципли- ведшей уже к двум мировым войнам, яв- | ны, рассказал, как главный старшина ляется главной опасностью для миролю бивых народов». Одновременно Голутвин подчеркнул, что чем большие победы имеет советский на род в строительстве коммунизма, чем ус- Васькпп п мичман Фпрсов организуют вос питательную работу среди своих подчинен ных. Касаясь вопроса о требовательности начальника к своим подчиненным, он под черкнул, что она должна сочетаться с за- пешнее идет строительство социализма |ботой оподчиненных, и привел примеры ра- в странах народной демократии, тем боль- \ боты некоторых старшин, не всегда отзыв- ше трудящиеся всех стран нроиикаются верой в свои силы, тем активнее ста новится их борьба против капитализма. Обращаясь к слушателям, руководитель призвал их глубоко осознать свою личную ответственность за защиту социалистиче ской Родины, которая является знаменос цем прочного мпра, свободы и независи мости народов и вокруг которой об’еди- няются демократические силы всего мира. Руководитель поставил конкретные зада чи перед слушателями по боевой и полити ческой подготовке, по укреплению воинской дисциплины. Тов. Голутвин вел рассказ последова тельно, просто, убедительно и конкретно. Он умело использовал художественную ли тературу — «Памфлеты об Америке» М. Горького, «Стихи об Америке» В. Мая ковского. После изложения каждого вопро са он спрашивал слушателей, как они его поняли. В процессе рассказа руководитель под черкивал основные положения темы, тем самым давая слушателям возможность де лать записи. В конце рассказа он дал ме тодические советы — в каком порядке изу чать рекомендованную к теме литературу. В учебном плапе занятпй имеются те мы, которые непосредственно связаны с воинским воспитанием. При изучении этих тем руководитель прежде всего должен ис ходить пз основных принципов воинского воспитания, которые изложены в уставах Вооруженных Сил, и широко использовать опыт Великой Отечественной войны, , бое вые традиции корабля, части. Излагая ма териал темы, руководитель должен доби ваться того, чтобы каждое положение под тверждалось иллюстрацией, фактами и примерами, которые близки аудитории, связаны с ее повседпевиой деятельностью. С этой точки зрения можно показать рассказ руководителя политических занятий группы старшин тов. Кулакова до теме: «Старшины и сержанты — ближайшие и непосредственные начальники и воспита- ского народа и всего прогрессивного чело- j тели своих подчиненных». чивых к запросам своих подчиненных. В рассказе руководитель использовал приме ры из кинофильмов «Два бойца» и «Встре ча на Эльбе». Тов. Кудаков провел рассказ по этой теме методически правильно и на высокое идейном уровне. К сожалению, имеются еще у нас руково дители, которые не продумывают глубоко содержание темы, плохо готовятся к заня тиям, в результате чего рассказ проводя* скучно, на низком идейном уровне. Имеются даже отдельные случаи, когда руководители, проводя занятия по теме о воинском воспитании, строят свой рассказ в отрыве от жизни корабля, части, подраз деления. Проводя рассказ по теме: «Стар шины и сержанты — ближайшие и непо средственные начальники и воспитатели своих подчиненных», тов. Зинпн не гово рил о практике работы старшин. Он рас сказал о ходе выполнения послевоенной сталинской пятилетки, напомнил старши нам их обязанности, по анализа работы старшин с подчиненными не дал. Ясно, что воспитательное значение такого занятия очень небольшое. Многие наши недостатки об’ясняются еше и тем, что некоторые командиры и по литработники не оказывают руководителям помощи в подготовке и проведении занятий. На флоте есть руководители, которые проводят занятия впервые. Пе имея доста точного спыта, они особенно нуждаются в помощп командиров.' политработников, пар тийных и комсомольских организаций. Тут нельзя ограничиваться только семинарами. Молодым руководителям политзанятий не обходима конкретная индивидуальная по мощь как при подготовке к очередной те-, ме, так н в организации и проведении по литзанятий, пх необходимо учить методи ке проведения занятий. Политические занятия должны быть з центре внимания командиров и политработ ников. Надо добиваться того, чтобы систе матически повышалась пх воспитательная роль, их влияние на успешное решение за дач, стоящих перед кораблем, частью. С. ОСТРОВНОЙ. БЛАГОРОДНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ Старший матрос комсомолец Александр Егоров один из лучших воипов пашего под разделения. На политзанятиях он всегда активен и отлично знает материал по те мам. Когда руководитель группы ведет, рас сказ, Егоров внимательно слушает каждое его слово, аккуратно ведет запись в кон спекте. С большой серьезностью он отно сится и к самостоятельному чтению, глубо ко прорабатывая в ходе его весь материал, изучает дополнительную литературу. За добросовестное отношение к учебе комсомолец Егоров имеет благодарности от командования. У Егорова большое стремление к не устанному повышению своих политических знании. В свободное время оп читает газе ты. журналы и кнпги советских писате лей, русских классиков, зарубежных ли тераторов — борцов за мпр. Егоров— активный комсомолец. Он рабо тает в редколлегии стенной газеты подраз деления. Отлично учась на полптгапятпях, тов. Егоров вместе с тем успешно освоил свою специальность. Еще не было случая, что бы по его вине отказала материальная часть, находящаяся в его заведываллд. За спою честную, примерную службу,^ высокую дисциплинированность, настойчи вость в учебе старший матрос Егоров пользуется заслуженным азторптетэм п уважением со стороны всего личного со става п командования. Его имя занесено на Доску отлпчнцков. Матрос Н. АБАБКОВ, »•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz