На страже Заполярья. 1950 год. Январь.

27 янвавя 1950 ., № ЙЗ ?363ВУ. ИД С Т Р А Ж Е 51Т Г0ЛЯРБН Сержанты и старшины ближайшие и непосредственные начальники и воспитатели солдат и матросов 3. Основные методы обучения Готовить подлинных мастеров той или иной военной профессии сержалггы и старшины смогут только при том усло­ вии, если сама они в совершенств овладе­ ют военным делом, изучат его во всех тон­ костях и деталях. Но бывает и так, что сержант прекрасно изучил свою военную специальность. а подчиненные у него под­ готовлена слабо. Это происходит потому, что он плохо владеет методикой обучения, вс умеет передать солдатам свои знания и практические навыки. Чтобы стать насто- д^ятцим комащщюм, способным обучать сво- подчиненных, сержант должен в совер­ шенстве знать способы обучения и уметь применять их на деле. К а ты же способы обучения? Основной способ командира отделения в обучении — учить подчиненных показом. Он выражается в словах: «Делай, как я». Разумеется, это не исключает и словес­ ных цо^снещй, но на них нужно трашть как можно меньше Бремени. Какое бы занятие ни проводил сержант, старшина, он не должен пускаться в длинные раосувдения. Об'яхшять предмет надо коротко, но ясно. Главная же задача сержанта — научзггь солдата быстро и четко действовать. А этого одиим расска­ зом не достигнешь. Сначала нужно пока­ зать солдатам прием, а потом тренировать, добиваясь, чтобы они приобрели четкие навыки ц закрепили их. Сержанты и старшины должны всегда бцть готовы к тому, чтобы показать под- чвпецным практически, как надо выпол- Здюдять поставленную задачу. Покалывать ^^ тр т или иной прием нужно в строгом со­ ответствие с требованиями у с т а и на­ ставлений ж следить за тем, чтобы эш требования -ггрого соблюдались солдатами и матросами. Нельзя ни в коем случав допускать, чтобы подчиненные усвоили какой-нибудь прием в искаженном виде. Переучивать куда труднее, чем учить. Весь учетный процесс в нашей армии и флоте пвохсдит в обстановке высокой со­ знательности воинов, чего нет и не мо- • жет быть ей в одной армии капиталисти­ ческих стран. В. Е. Ленин писал: «Без инициативно­ го сойШЫьцого оолдата и матроса невоз­ можен уш £ Х в современной войне». Отсю­ да и рбучезне у нас — не механический процесс. Оно предполагает постоянное по- 4 вышеда (зозцатадьности воинов, глубокое понимание ими своего долга переа Роди­ ной. Прочные знания и навыки могут бртъ доетапнуты лишь при условии со­ знательного и активного отношения к учебе, когда подчиненные проникнут в едмую суть изучаемого предмета, поймут в|жноеть того дела, которое они призва­ на освоить. ' ‘Разумная инициатива подчиненного должна всемерно поощряться начальни­ ком, ибо хорош трт солдат, который твор­ чески относится к решению любой боевой задачи и сам находит лучший способ ее выполнения. Учебщгй материал хорошо усваивается, вали он язучается в последовательном по­ рядке, копа то, что проходится сегодня, основываэтся на том, что было пройдено вчера. Например, прежде чем начать изу­ чение темы «Баденце огня на ходу», нуж­ но, чтобы солдат научился метко стрелять стоя на месте, а в движении умел бы вепрерыто наблюдать за противником. Только при этом условии он сможет мет­ ко стрелять на ходу. Обучение солдат и матросов рассчитано на твердое усвоение ими материала и овла­ дение практическими навыками. И дейст­ вительно, какая, может быть польза от обу­ чения, если усвоенное сегодня через корот­ кое врес£я будет забыто? От командира, как учителя, требуется применение таких средств и методов обучения, которые помо­ гали бы сделать знания твердыми, а прак­ тические навыки устойчивыми. Этому спо­ собствует сознательное и активное усвоение солдатами и матросами учебного материала. Но есть и другие средства для закрепления сеяний. Это, прежде всего, стоматиче­ ское повторение пройденного. Важное зна­ чение для закрепления знаний имеют яс­ ность и отчетливость изложения материа­ ла командиром, связь новой темы с ранее пройденной. Подполковник М . СБО Й ЧАКО В . Люди в отделении, расчете неодинаковы по своему развитию и по своим способно­ стям. Все это необходимо учитывать в практике обучения подчиненных. Индиви­ дуальный подход требует чуткости и внп- ;мания к людям, настойчивости, терпения и выдержки. Иной прием или действие от­ дельные солдаты долго не могут усвоить. Неопытный командир в этом случае начи­ нает нервничать. А грубый окрик или рез­ кое слово в такой момент очень вредны, потому что они подрывают у солдат веру в свои силы и роняют авторитет команди­ ра. В своей учебной работе старшины я сержанты используют и рассказ. Каковы же требования к рассказу? Рассказ дол­ жен быть содержательным и высокоидей­ ным — таково первое требование к нему. К рассказу пред’являются и такие тре­ бования, как умелый подбор фактов, чет­ кость его построения, логическая последо­ вательность в изложении, наглядность и образность, ясность и правильность ре­ чи. Во время рассказа полезно демонстри­ ровать наглядные пособия — учебные приборы, схемы, таблицы. Наряду с рассказом методом обучения является также беседа, которая требует немалого искусства: надо умею вадавать вопросы, чтобы заставить солдат ■матро­ сов размышлять и в то до время не от­ влекаться от темы, а с помощью вопросов глубже раскрывать ее. Необходимо избегать таких кпроеов, на которые может последовать односложный ответ: «да»» «нет», «хорошо», «плохо», и т. д. Опыт показывает, что сначала це­ лесообразно ставить вопрос перед все! ау­ диторией, и только после того, как нм ним задумаются все слушатели, следует вызвать того или иного солдата для отве­ та. Причем вопросы командира должны отвечать таким требованиям: они должны быть точными по содержанию и краткими по форме, будить мысли слушателей и способствовать твердому усвоению изучае­ мой темы. При этом нужно всячески разжигать активность слушателей: пусть не один, а несколько солдат выскажутся по поставленному вопросу, пека он не бу­ дет исчерпан. После этого командиру сле­ дует подвести итог всем высшывалим, отметив, кто нГеелдат дал правильный ответ и у кого из них были допущены в ответе ошибки. В ходе занятия командир должен вни­ мательно следить за ответами и практи­ ческими действиями подчиненных. Уже из этих наблюдений он может сделать неко­ торое заключение об отношении к заня­ тию подчиненных и о степени усвоения ими темы. Но основным методом проверки являет­ ся опрос солдат и матросов и просмотр их практических действий. Поэтому каждое занятие целесообразно заканчивать про­ веркой усвоения пройденного. Некоторые сержанты при проверке до­ пускают и такую ошибку. Обнаружив, что один или двое из солдат не усвоили чего- нибудь, онп тут же начинают с ними усиленно заниматься, а остальные солда­ ты скучают, бестолку проводят время. В этом случае с отстающими солдатами с успехом мог бы заняться ефрейтор — первый помощник командира отделения, расчета. При проверке знаний командир каждый раз дает оценку солдату, матросу. Опенка зпанпй — это воспитательное средство. Правильная оцсика знаний солдат и матросов имеет большое воспитательное значение. Завышенная опенка не может служить стимулом в учебе, как ошибочно некоторые полагают. Не следует и зани­ жать оценки знаний солдат в расчете на то, что это подтянет кого-то. заставит за­ ниматься еше лучше. Всякая опенка должна сопровождаться конкретным указанием как на положи­ тельные. так и па отрицательные сторо­ ны в знаниях и поведении солдата или матроса. Нельзя допускать формального отношения к оценке. Нужно всякий раз, если солдат не заслуживает отличной оценки, указывать, чего недостает ему, в чем он сла 1 б. чтобы подчиненный мот в ближайшее время ликвидировать пробел, наверстать упущенное. Успешно справиться с задачами обуче­ ния подчиненных можно лишь в том слу­ чае, если командир будет сам отличником, обладающим большими военными знания­ ми и практическими навыками. Основой повышения военных гнаотй старшин и сержантов является командир­ ская учеба и инструнгорско-методические ванятия. Но ограничиваться только ими нельзя. Эти формы учебы закладывают лишь основы военных знаний. Наряду с ними нужна упорная самостоятельная ра­ бота нал уставами и наставлениями, в которых обобщен богатейший опыт Велдаой Отечественной войны и содержатся осно­ вы сталинской военной науки. Сержанту и старшине, прежде всего, нужно самим в савершенстве знать тот вопрос или действие, которое они соби­ раются об’яснять или показывать подчи­ ненным. А это значит, что они 'должны не только серьезно отнестись к инструк­ торско-методическим занятиям, проводи­ мым офицерами, но и самостоятельно по­ работать над соответствующими разделами уставов и наставлений, над дополнитель­ ной литературой. Кроме того, необходимо позаботиться об учебных пособиях. На занятие сержант или старшина вдет с конспектом, в котором указывается вре­ мя занятия, название темы и основные ее вопросы, а также предусматривается ме­ тод занятия и его материальное обеспече­ ние. Конспект — не «мелочь». Он помо­ гает точно и последовательно изложить материал. Имея конспект, сержант осве­ тиг на занятиях все важные вопросы, не забудет и не упустит ни одного из них. Вот почему нельзя нерадиво относиться к составлению конспекта. Нужио умело использовать часы само­ подготовки солдат и матросов, прадусмот­ ренные распорядком дня. В эти часы сле­ дует знакомить солдат с предстоящим за­ нятием, зачитывать соответствующие па­ раграфы устава, давать ответы па вопро­ сы обучаемых. Польза от этого несом­ ненна. Ознакомившись предварительно с темой, солдат активнее действует на за­ нятии, проявляет к нему гораздо больший интерес п лучше усваивает материал. Хорошее знание предмета должно до­ полняться у сержантов и старшин мастер­ ским показом приемов и действий. Иначе говоря, сержанты и старшины должны в совершенстве владеть методами обучения солдат и матросов. Вот почему товарищ Сталин требует: «Сержанты и старшины должны настой­ чиво овладевать командирскими навыками, чтобы ва деле стать ближайшими помощ­ никами офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и матросов». Как а все юмащиры нашей Армии, Авиации и Флота, сержанты и старшины — пе только военные руководители, но и политические воспитатели. Они помогают офицерам и политработникам пршзявагь солдатам и матросам марксистско-ленин­ ское мировоззрение, коммунистическую мо­ раль. Только при хорошей политической подготовке оержант или старшина может стать настоящим начальником и воспита­ телем солдат и матросов—верных защитни­ ков советской Родины. Нужно помнить слова товарища Сталина о том, что, чем выше политический уровень и марксист- ско-ленинзская сознательность работников, тем выше и плодотворнее сама работа. Неустанно совершенствуя свои военные и политические знания, сержанты и стар­ шины должны изо дня в день сгбучать солдат и матросов военному мастерству, воспитывать у них боевой советский дух, основанный на глубоком понимании свя­ щенного воинского долга, развивать созна­ ние святости и нерушимости Военной при­ сяги, честное отношение к службе, муже­ ство, способность преодолевать любые трудности и преграды во имя осуществле­ ния великого дела построения коммунизма в нашей стране. \ СТАЛИНСКИЙ ЗАКОН Когда войны взметнулось пламя, В тяжелый год, в тревожный час, Права, добытые годами, Пытался враг отнять у нас. Заслышав звук трубы походной, Мы говорили на заре О Конституции народной, Провозглашенной в декабре. Не устрашась разящих молний И мрака тучи грозовой. Любой из нас спешил исполнить Священный долг гражданский свой. И тот, кто падал в бранном поле, Шептал взволнованно до слез, Что в чистом сердце солнце воли Он гордо до конца пронес. Победных дней смогли дождаться Сыны и дочери страны, Неколебимым духом братства, Любовью к Родине сильны. Ее могущества основа — Великий Сталинский закон Трудом и подвигами снова Единодушно подтвержден. Александр ЖАРОВ. ----О---- ОТМЕТИЛИ СВОИ ПРАЗДНИК В нашем подразделении воины хорошо отметили свой ежегодный праздник. На ве­ чере, посвященном годовому празднику подразделения, с докладом выступил коман­ дир. Он рассказал о боевом пути подразде­ ления, о традициях. Затем был зачитан приказ, в котором отмечались передовые воины. В заключение вечера с большим успехом выступили участники самодеятельности. Старший матрос Р. ВОИНОВ. В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХДЕЛ СССР Лыжники тренируются Старший матрос Всеволод Шестаков — один из лучших лыжников флота. Сейчас он готовится к предстоящим соревнованиям и одновременно помогаетсвоим товарищам. В свободные часы Шестаков проводит за­ нятия с воинами-связистами Мьппелов- ским, Исаковым и Смирновым. Занятия проводятся через день. Начи­ наются они с отработки техники хождения па лыжах. Затем спортсмены делают пере­ ходы. Ha-днях они преодолели пятнадцать километров по пересеченной местности. Е. ПОШАТАЕВ. 24 декабре 1949 года Послом Шцерлан- дов в ООСГ г-ном Виосером была вргчена Заместителю Министре Иностранных Дея СССР А. А. Громыко нота Правительства Нидерландов о том, что в соответствии с соглашениями, достигнутыми 2 ноября 1949 года на конференции в Гааге между Нидерландами и индонезийскими деиега- циями, 27 декабря 1949 года Республике Соединенных Штатов Индонезии будет пе­ редан полный суверенитет вад всеми тер­ риториями Нидерландской Индии, ваисклю­ чением Нидерландской Новой Леней. В ноте выражалась также надежда, что Со­ ветское Правительство признает Республи­ ку Соединенных Штатов Индонезии. 25 января Заместитель Министра Иностранных Дел СССР А. А^Гммыко при­ нял Посла Нидерландов в ССОР г-на Вес- сера и вручил ему по поручению Советского Правительства ноту следующего содер­ жания: «Министерство Иностранных Дел СССР в ответ на ноту Посольства Нидерландов от 24 декабря 1949 г. имеет честь, по поручению Советского Правительства, зая­ вить следующее: В указанной йоте Посольства сообщает­ ся, что в соответствии с соглашениями, достигнутыми на конферешщи в Гааге между Нидерландами и индонезийскими делегациями 2-го ноября 1949 г. и ратифи­ цированными парламентами всех заинтере­ сованных стран, во время официальной церемонии 27 декабря 1949 г. Республике Соединенных Штатов Индонезии будет пе­ редан полный суверенитет вад всей терри­ торией Нидерландской Индга, за исклю­ чением Нидерландской Новой Гвинеи, и что этим актом Республика Соеднаенных Штатов Индонезии будет об’явлена незави­ симым и суверенным государством. В указанной поте говорится, что, «буду­ чи глубоко убежденным в том что Рес­ публика Соединенных Штатов Индонезии будет искренне пытаться установить дру­ жественные отношения со всеми миролю­ бивыми странами, Правительство Нидер­ ландов верит, что после передачи сувере­ нитета Правительство СССР признает новое государство». Министерство Иностранных Дел ССФ Настоящим уведомляет Правительство Ни­ дерландов, что, поскольку 27 декабря 1949 г. в Гааге состоялась упомянутая церемония передачи суверенитета, Совет­ ское Правительство приняло постановление редомить Правительство Республики Соединенных Штатов Индонезии о том, что оно решило признать Соединенные Штаты Индонезии в качестве независимого и суверенного государства и установить дипломатические отношения». Одновременно Министр Иностранны! Дел СОСУ А. Я. Вышинский направил Правительству Индонезии следующую теле­ грамму: «Премьер-Министру и Министру Иност­ ранных Дел Республики Соединенных Штатов Индонезии Д-ру Хатга. По поручению Правительства Союза Со­ ветских Социалистических Республик имею честь уведомить, что, поскольку 27 де­ кабря 1949 года в Гааге состоялась цере­ мония передачи суверенитета Республике Соединенных Штатов Индонезии, Советское Правительство приняло решение признать Республику Соединенных Штатов Индоне­ зии в качестве независимого и суверен­ ного государства и установить дипломати­ ческие отношения. Министр Иностранных Дел СССР А. ВЫШИНСКИЙ»’. Спортивный праздник М АТРОС Черных овладел двумя специальностями — трюмного машиниста и радиста. Ha-днях Чер­ ных заменил выбывшего в кратко­ срочный отпуск радиста матроса Ги- янцева и успешно справляется с обя­ занностями и радиста и трюмного ма­ шиниста. Старший матрос И. НИКИТИН. * * * QA ВРЕМЯ своей службы стар­ ший сержант Прасолов не имеет ни одного взыскания. Прасолов за время службы обучил специально­ сти солдат Чернышева, Бурина, кото­ рые теперь имеют ряд благодарностей от командования. И. ГЕРАСИН. ч * * * 3 А УСПЕХИ в учебе н бдительное несение караульпой службы солдат Фоменко об'явлен отличником боевой и политической подготовки. Ефрейтор В. КУЛИКОВ. * • « ЫЕДАВНО у нас состоялась про­ верка энания устройства и об­ служивания материальной части. Ма­ трос Жук-Якубович отлично ответил на заданные ему вопросы. Матрос Е. АФОНИН. Рано утром на место со­ ревнований прибыли спор­ тивные коллективы. Старт и финиш празднично ук­ рашены. На видном месте — портрет товарища Сталина, рядом — лозунги, плакаты. Среди спортсменов царит необычайное оживле­ ние. В И часов выстроились ровные ряды спортсменов. Подается команда «смирно». Главный судья соревнова­ ний обращается е краткой речью к лыжникам и же­ лает им новых спортивных успехов. В строго с быва­ лыми спортсменами стоит молодежь — матрос Носов, младший сержант Кочурин и многие другие. Они с нетерпением ждут начала соревнования, чтобы поме­ риться силами с прослав­ ленными лыжниками. Дается старт первому этапу эстафеты 5x5. Борь­ ба за первенство началась. Сразу же вперед вырывает­ ся младший сержант Андро­ нов, который до конца ди­ станции сохраняет лидер­ ство и показывает время 22 мин. 65 еек. Успех, до­ стигнутый младшим сер­ жантом Андроновым, вакре- пляют лыжники этого спортивного коллектива Кочурин и Уткин. Они вы­ игрывают эстафету, пройдя 25 километров за 1 час 50 мин. 10 сек. Второе ме­ сто аавоевала вторая коман­ да этого спортивного кол­ лектива. На третьем месте оказались лыжники, где физкультурной работой ру- ковадит тов. Грейс. Лучшее время в эстафе­ те показал молодой лыжник младший сержант Кочурин — 21 мин. 12 сек. Второв место занимает ефрейтор Кухарвв и третье — ефрей­ тор Касаткин. В этот же день женщины соревновались на трехкило­ метровой дистанции. Пер­ венство завоевала спорт­ сменка Кулева, прошедшая три километра за 14 минут. Второе место заняла Кирил­ лова. Итоги соревнований по­ казали, что ряды лыжни­ ков пополняются молодыми, растущими спортсменами. К ним надо отнести победите­ ля соревнований молодого лыжника Кочурпна, ефрей­ тора Касаткина и других, которые показали хорошую натренированность. Прошедшие соревнования, вместе с тем, выявили, что там, где спорт ценят и придают ему большое зна­ чение, — налицо резуль­ таты. Примером в этом от­ ношении служит подразде­ ление, где руководитель спортивного коллектива тов. Ефремов. На соревно­ вания этот спортивный коллектив вышел подготов­ ленным и одержал еаслу- женную победу. К сожалению, в некото­ рых подразделениях разви­ тию спорта не уделяют должного внимания. К это­ му числу надо отнести спортивный коллектив, ко­ торым руководит тов/. Ернев. Здесь спортом еанимаются от случая к случаю. Поэто­ му на прошедших соревно­ ваниях спортсмены этого подразделения показали низкие результаты. Капитан М. АНУФРИЕВ. Недостатки одного сбора Сбор вновь «бранных секретарей пар тинных организаций был посвящен важ­ ному вопросу: «0 задачах партийных ор­ ганизаций в подготовке к выборам в Вер­ ховный Совет СССР». На сбор были при­ глашены также секретари комсомольских организаций. Требовалась тщательная под­ готовка к этому мероприятию. Однако на деле этого не получилось. Докладчик тов. Сосин плохо рассказах о работе, которую должны проводить пар­ тийные организации с избирателями по изучению «Положения о выборах в Вер­ ховный Совет СССР», Конституции СССР, раз’яснению великих преимуществ социа­ листического строя перед капиталистиче­ ским строем. Задачи он охарактеризовал лишь общими словами. В докладе не было примеров из опыта работы партийных и ( комсомольских организаций. Докладчик' даже не назвал ни одного агитатора. Плохой доклад сказался па ходе работа сбора. Присутствовавщие отмалчивались. Выступило всего четыре человека. В вы­ ступлениях чувствовалась слабая . подго­ товленность к обсуждению вопроса. Так, тов. Щеголев по существу ничего поучи­ тельного не рассказал-. В работе партийных и комсомольских организаций по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР уже накоплен зна­ чительный опыт, но имеются еще и недо­ статки. И если бы сбор был хорошо nojp готовлен, он бы прошел активно, по-дело^ вому, и руководители партийных и комсо­ мольских организаций получили бы по­ лезные. конкретные указания и советы по под’ему всей работы, связанной с подготов­ кой к выборам в Верховный Совет СССР. И. СТАНКЕЕВ. в Важное средство воспитания воинов В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ Большевистская партия и советская власть обеспечили широкие возможно­ сти для политического просвещения вои­ нов Вооруженных Сил СССР. В па­ шем подразделении, например, имеются богатая библиотека, радиоузел, создан ком­ сомольско-молодежный лекторий. Мы полу­ чаем достаточное количество газет и жур­ налов, книжные новинки. Командиры, партийная и комсомольская организации всемерно стремятся использовать эти воз­ можности для воспитания моряков в духе любви к своей Родине, гордости за трудовые успехи советских людей, в духе нерушимо­ го соблюдения Военной присяги, образцово­ го зыподненля воинского долга. Личным примером, правдивым словом коммунисты я комсомольцы оказывают свое влияние на воинов всегда, всюду, где они проходят школу боевой выучки и большевистского воспитания. Важным и действенным средством вос­ питания флотской молодежи в духе безза­ ветной преданности любимой социалисти­ ческой Родине, расширения политического, военного и культурного кругозора моряков является наглядная агитация. В пашем подразделении коммунисты и комсомольцы проявляют инициативу и старание, чтобы средствами наглядной агитации популя­ ризировать среди личного состава трудовые победы советского народа, славны*» боевые традиции, у:пехд в учебе и службе пере­ довых матросов и старшин. В наглядной агитации находят отражение достижения советской культуры и науки, успехи тру­ дящихся стран народной демократии; острым оружием политической сатиры би­ чуются звериные нравы капиталистиче* ского строя. IB комнате полиипьо-просветятельной работы часто проводятся массовые меро­ приятия — молодежные вечера, встречи с ветеранами Отечественной войны, беседы с избирателями, читки газетных и журналь­ ных статей. Проведению этих мероприятий хорошо помогает наглядная агитация. В комнате, которую любовно оборудовали комсомольцы во главе с главным старши­ ной Юрием Петровым, вьгвешепы плакатыс текстамп Гимна Советского Союза, Воен­ ной присяги, указов Президиума Вер­ ховного Совета СССР, выдержки из приказов Министра Вооруженных Сил СССР я воинских уставов, красочные витрины, отображаю"^?-'* жизнь нашей страны. А кти ­ ви сты , и'* ’•••тящпе здесь беседы, часто пользуются всем этим материалом. Па видном месте вывешен большой, кра­ сочный монтаж, который ярко и паглядно показывает успехи и победы советских тружеников в борьбе за выполнение после­ военного пятплетпего плана. У этого мон­ тажа коммунист тов. Мазур беседовал с личным составом на тему: «Советский на­ род успешно выполняет послевоенную сталинскую пятилетку», а коммунист той. Бочкарев рассказал морякам о том, как молодежь Советского Союза борется за досрочное выполнение своих социалисти­ ческих обязательств. Агитаторы комсо­ мольцы Уткин, Михайлов и другие прове­ ли беседы на тему: «Год славных трудо­ вых побед» и рассказали своим сослужив­ цам о великом, сооружении — московском метро. С чувством безграничной гордости за нашу могучую социалистическую держа­ ву читали воины-моряки доклад тов. Г. М. Маленкова «32-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической револю­ ции». Члены ВКП(б) Арямов и Рыженко провели беседы по каждому разделу доклада тов. Г. М. Маленкова. Живой отклик у матросов и старшин вызвала беседа «Советский Союз— руководитель антиим­ периалистического лагеря г борьбе за мир, демократию и социализм». Успеху бесед помогла наглядная агитация: поли­ тическая карта мира, лозунга, витрины, вывешенные в подразделении. В подразделении руками коммунистов и комсомольцев созданы витрины: «Паша страна — родина авиации», «Творцы рус­ ской электротехники», «СССР — великая морская держава», «Выдающиеся русские флотоводцы и мореплаватели». Многочис­ ленные панно п выставки рассказывают о достижениях советских ученых, писате­ лей, художников». Наглядная агитация и умелое использо­ вание ее в лекциях, докладах и беседах заметно обогащают духовный мир матросов и старшин, будят жажду к знаниям, к культуре, развивают высокие патриотиче­ ские чувства. Большую работу по оформлению нагляд­ ной агитации провели старшины 1 статьи Валентин Батурин, Юрий Посков, старши­ на 2 статьи Геннадий Прозоров, матросы Суслов и Васильев. Оборудованный ими «Уголок военно-морского дела» хорошо по­ мог многим морякам в изучении корабель­ ной специальности. На карте Советского Союза художники подразделения ярко отобразили великий сталинский план преобразования природы. У этой карты моряки с огромным инте­ ресом изучали Постановление Совета Ми­ нистров СССР и ПК ВКЩб) «0 плане по­ лезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высо­ ких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской частп СССР». Теперь у карты часто проводятся беседы о том, как воплощается в жизнь этот грандиозный план, выступают с рас­ сказами волны, вернувшиеся из отпуска. Интересную беседу с матросами провел коммунист Николай Рыжепко, побывавший недавпо в Узбекистане. Внимание каждого, кто входпт в кубрик, привлекает большой щит с натппсью «От­ личники боевой и политической подготов­ ки». Jfa этом щтгге в аккуратных рамках цомшеиы портреты героев мирной учебы — передовых испиов подразделения Анато­ лия Новикова, Ивана Уткина, Александра Алова, Ивана Михайлова и многих других. Отличники помогают своим товарищам в изучении техники и оружия, охотно де­ лятся своим опытом, даютполезные советы, как достичь таких же успехов. Имена пе­ редовых воинов широко известны в под­ разделении, их опыт пропагандируется в степных газетах, в радиопередачах, в бе­ седах агитаторов. Сейчас отстающих в учебе становится все меньше и меньше. С каждым днем растут ряды отличников. В кубрике висит картина художника- оевероморпа А. Кольцова «Педвиг Ивана Сивкова». Па ней изображена неравная схватка юноши-воина с озверевшими гит­ леровцами. «Русские в плен не сдаются!» — так сказал советский моряк и послед­ ней гранатой взорвал приблизившихся к нему бандитов. Смертью храбрых погиб Иван Сивков, защищая Советское Запо­ лярье. Память о его бессмертном подвиге всегда живет в наших сердцах. Иван Сив­ ков — один из славных воспитанников нашего подразделения. Портреты Героев Советского Союза, отличившихся в Отече­ ственной войне: Виктора Кускова, Макара Бабикова, Дмитрия Торцева висят в каж­ дом кубрике. Они напоминают пришедшим им па смопу морякам о славных боевых традициях. Большая витрина «Великий Сталин — создатель и организатор Северного флота» мобилизует моряков па борьбу за дости­ жение новых успехов в боевой и политн- ческой подготовке. Забота большевистской партии и лично товарища Сталина о вои­ нах-моряках рождает в сердце каждого из них чувстве горячего советского патрио­ тизма, стремление еще настойчивее овла­ девать военным делом. Ценную инициативу проявили комсо­ мольцы, оборудовавшие «Окно сатиры». Острые и злободневные карикатуры совет­ ских художников бичуют американских и английских империалистов, их плат­ ных агентов. Несколько карикатур ра­ зоблачают пресловутый «американский образ жизни». «Окна сатиры», вы­ пускаемые в подразделении, быстро от­ кликаются на международные события, ра­ зоблачают бредовые идеи англо-американ­ ских империалистов о мировом господстве. Около витрин завязываются оживленные беседы матросов, проводятся громкие чит­ ки газет. На-днях агитаторы организовали кол­ лективное чтение статьи «Быт и нравы за рубежом». С выходом в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР о выборах высше­ го органа государственной власти нашей державы в подразделении оформлены новые витрины, написаны новые лозунги, пла­ каты. Они раз’ясняют избирателям преи­ мущества социалистического строя перед капиталистическим строем, показывают права советских людей, призывают воинов новыми успехами в учебе и службе, высо­ кой дисциплиной и организованностью ознаменовать всенародный праздник — день выборов в Верховный Совет СССР. Наглядная агитация, умелое применение ео помогают нести в широкие матросские массы слово большевистской правды, по­ могают воинам овладевать самой передовой в мире советской социалистической культу­ рой, неустанно повышать свое воинское мастерство. Г. ЮРЬЕВ. А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz