На страже Заполярья. 1950 год. Январь.
27 янвавя 1950 ., № ЙЗ ?363ВУ. ИД С Т Р А Ж Е 51Т Г0ЛЯРБН Сержанты и старшины ближайшие и непосредственные начальники и воспитатели солдат и матросов 3. Основные методы обучения Готовить подлинных мастеров той или иной военной профессии сержалггы и старшины смогут только при том усло вии, если сама они в совершенств овладе ют военным делом, изучат его во всех тон костях и деталях. Но бывает и так, что сержант прекрасно изучил свою военную специальность. а подчиненные у него под готовлена слабо. Это происходит потому, что он плохо владеет методикой обучения, вс умеет передать солдатам свои знания и практические навыки. Чтобы стать насто- д^ятцим комащщюм, способным обучать сво- подчиненных, сержант должен в совер шенстве знать способы обучения и уметь применять их на деле. К а ты же способы обучения? Основной способ командира отделения в обучении — учить подчиненных показом. Он выражается в словах: «Делай, как я». Разумеется, это не исключает и словес ных цо^снещй, но на них нужно трашть как можно меньше Бремени. Какое бы занятие ни проводил сержант, старшина, он не должен пускаться в длинные раосувдения. Об'яхшять предмет надо коротко, но ясно. Главная же задача сержанта — научзггь солдата быстро и четко действовать. А этого одиим расска зом не достигнешь. Сначала нужно пока зать солдатам прием, а потом тренировать, добиваясь, чтобы они приобрели четкие навыки ц закрепили их. Сержанты и старшины должны всегда бцть готовы к тому, чтобы показать под- чвпецным практически, как надо выпол- Здюдять поставленную задачу. Покалывать ^^ тр т или иной прием нужно в строгом со ответствие с требованиями у с т а и на ставлений ж следить за тем, чтобы эш требования -ггрого соблюдались солдатами и матросами. Нельзя ни в коем случав допускать, чтобы подчиненные усвоили какой-нибудь прием в искаженном виде. Переучивать куда труднее, чем учить. Весь учетный процесс в нашей армии и флоте пвохсдит в обстановке высокой со знательности воинов, чего нет и не мо- • жет быть ей в одной армии капиталисти ческих стран. В. Е. Ленин писал: «Без инициативно го сойШЫьцого оолдата и матроса невоз можен уш £ Х в современной войне». Отсю да и рбучезне у нас — не механический процесс. Оно предполагает постоянное по- 4 вышеда (зозцатадьности воинов, глубокое понимание ими своего долга переа Роди ной. Прочные знания и навыки могут бртъ доетапнуты лишь при условии со знательного и активного отношения к учебе, когда подчиненные проникнут в едмую суть изучаемого предмета, поймут в|жноеть того дела, которое они призва на освоить. ' ‘Разумная инициатива подчиненного должна всемерно поощряться начальни ком, ибо хорош трт солдат, который твор чески относится к решению любой боевой задачи и сам находит лучший способ ее выполнения. Учебщгй материал хорошо усваивается, вали он язучается в последовательном по рядке, копа то, что проходится сегодня, основываэтся на том, что было пройдено вчера. Например, прежде чем начать изу чение темы «Баденце огня на ходу», нуж но, чтобы солдат научился метко стрелять стоя на месте, а в движении умел бы вепрерыто наблюдать за противником. Только при этом условии он сможет мет ко стрелять на ходу. Обучение солдат и матросов рассчитано на твердое усвоение ими материала и овла дение практическими навыками. И дейст вительно, какая, может быть польза от обу чения, если усвоенное сегодня через корот кое врес£я будет забыто? От командира, как учителя, требуется применение таких средств и методов обучения, которые помо гали бы сделать знания твердыми, а прак тические навыки устойчивыми. Этому спо собствует сознательное и активное усвоение солдатами и матросами учебного материала. Но есть и другие средства для закрепления сеяний. Это, прежде всего, стоматиче ское повторение пройденного. Важное зна чение для закрепления знаний имеют яс ность и отчетливость изложения материа ла командиром, связь новой темы с ранее пройденной. Подполковник М . СБО Й ЧАКО В . Люди в отделении, расчете неодинаковы по своему развитию и по своим способно стям. Все это необходимо учитывать в практике обучения подчиненных. Индиви дуальный подход требует чуткости и внп- ;мания к людям, настойчивости, терпения и выдержки. Иной прием или действие от дельные солдаты долго не могут усвоить. Неопытный командир в этом случае начи нает нервничать. А грубый окрик или рез кое слово в такой момент очень вредны, потому что они подрывают у солдат веру в свои силы и роняют авторитет команди ра. В своей учебной работе старшины я сержанты используют и рассказ. Каковы же требования к рассказу? Рассказ дол жен быть содержательным и высокоидей ным — таково первое требование к нему. К рассказу пред’являются и такие тре бования, как умелый подбор фактов, чет кость его построения, логическая последо вательность в изложении, наглядность и образность, ясность и правильность ре чи. Во время рассказа полезно демонстри ровать наглядные пособия — учебные приборы, схемы, таблицы. Наряду с рассказом методом обучения является также беседа, которая требует немалого искусства: надо умею вадавать вопросы, чтобы заставить солдат ■матро сов размышлять и в то до время не от влекаться от темы, а с помощью вопросов глубже раскрывать ее. Необходимо избегать таких кпроеов, на которые может последовать односложный ответ: «да»» «нет», «хорошо», «плохо», и т. д. Опыт показывает, что сначала це лесообразно ставить вопрос перед все! ау диторией, и только после того, как нм ним задумаются все слушатели, следует вызвать того или иного солдата для отве та. Причем вопросы командира должны отвечать таким требованиям: они должны быть точными по содержанию и краткими по форме, будить мысли слушателей и способствовать твердому усвоению изучае мой темы. При этом нужно всячески разжигать активность слушателей: пусть не один, а несколько солдат выскажутся по поставленному вопросу, пека он не бу дет исчерпан. После этого командиру сле дует подвести итог всем высшывалим, отметив, кто нГеелдат дал правильный ответ и у кого из них были допущены в ответе ошибки. В ходе занятия командир должен вни мательно следить за ответами и практи ческими действиями подчиненных. Уже из этих наблюдений он может сделать неко торое заключение об отношении к заня тию подчиненных и о степени усвоения ими темы. Но основным методом проверки являет ся опрос солдат и матросов и просмотр их практических действий. Поэтому каждое занятие целесообразно заканчивать про веркой усвоения пройденного. Некоторые сержанты при проверке до пускают и такую ошибку. Обнаружив, что один или двое из солдат не усвоили чего- нибудь, онп тут же начинают с ними усиленно заниматься, а остальные солда ты скучают, бестолку проводят время. В этом случае с отстающими солдатами с успехом мог бы заняться ефрейтор — первый помощник командира отделения, расчета. При проверке знаний командир каждый раз дает оценку солдату, матросу. Опенка зпанпй — это воспитательное средство. Правильная оцсика знаний солдат и матросов имеет большое воспитательное значение. Завышенная опенка не может служить стимулом в учебе, как ошибочно некоторые полагают. Не следует и зани жать оценки знаний солдат в расчете на то, что это подтянет кого-то. заставит за ниматься еше лучше. Всякая опенка должна сопровождаться конкретным указанием как на положи тельные. так и па отрицательные сторо ны в знаниях и поведении солдата или матроса. Нельзя допускать формального отношения к оценке. Нужно всякий раз, если солдат не заслуживает отличной оценки, указывать, чего недостает ему, в чем он сла 1 б. чтобы подчиненный мот в ближайшее время ликвидировать пробел, наверстать упущенное. Успешно справиться с задачами обуче ния подчиненных можно лишь в том слу чае, если командир будет сам отличником, обладающим большими военными знания ми и практическими навыками. Основой повышения военных гнаотй старшин и сержантов является командир ская учеба и инструнгорско-методические ванятия. Но ограничиваться только ими нельзя. Эти формы учебы закладывают лишь основы военных знаний. Наряду с ними нужна упорная самостоятельная ра бота нал уставами и наставлениями, в которых обобщен богатейший опыт Велдаой Отечественной войны и содержатся осно вы сталинской военной науки. Сержанту и старшине, прежде всего, нужно самим в савершенстве знать тот вопрос или действие, которое они соби раются об’яснять или показывать подчи ненным. А это значит, что они 'должны не только серьезно отнестись к инструк торско-методическим занятиям, проводи мым офицерами, но и самостоятельно по работать над соответствующими разделами уставов и наставлений, над дополнитель ной литературой. Кроме того, необходимо позаботиться об учебных пособиях. На занятие сержант или старшина вдет с конспектом, в котором указывается вре мя занятия, название темы и основные ее вопросы, а также предусматривается ме тод занятия и его материальное обеспече ние. Конспект — не «мелочь». Он помо гает точно и последовательно изложить материал. Имея конспект, сержант осве тиг на занятиях все важные вопросы, не забудет и не упустит ни одного из них. Вот почему нельзя нерадиво относиться к составлению конспекта. Нужио умело использовать часы само подготовки солдат и матросов, прадусмот ренные распорядком дня. В эти часы сле дует знакомить солдат с предстоящим за нятием, зачитывать соответствующие па раграфы устава, давать ответы па вопро сы обучаемых. Польза от этого несом ненна. Ознакомившись предварительно с темой, солдат активнее действует на за нятии, проявляет к нему гораздо больший интерес п лучше усваивает материал. Хорошее знание предмета должно до полняться у сержантов и старшин мастер ским показом приемов и действий. Иначе говоря, сержанты и старшины должны в совершенстве владеть методами обучения солдат и матросов. Вот почему товарищ Сталин требует: «Сержанты и старшины должны настой чиво овладевать командирскими навыками, чтобы ва деле стать ближайшими помощ никами офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и матросов». Как а все юмащиры нашей Армии, Авиации и Флота, сержанты и старшины — пе только военные руководители, но и политические воспитатели. Они помогают офицерам и политработникам пршзявагь солдатам и матросам марксистско-ленин ское мировоззрение, коммунистическую мо раль. Только при хорошей политической подготовке оержант или старшина может стать настоящим начальником и воспита телем солдат и матросов—верных защитни ков советской Родины. Нужно помнить слова товарища Сталина о том, что, чем выше политический уровень и марксист- ско-ленинзская сознательность работников, тем выше и плодотворнее сама работа. Неустанно совершенствуя свои военные и политические знания, сержанты и стар шины должны изо дня в день сгбучать солдат и матросов военному мастерству, воспитывать у них боевой советский дух, основанный на глубоком понимании свя щенного воинского долга, развивать созна ние святости и нерушимости Военной при сяги, честное отношение к службе, муже ство, способность преодолевать любые трудности и преграды во имя осуществле ния великого дела построения коммунизма в нашей стране. \ СТАЛИНСКИЙ ЗАКОН Когда войны взметнулось пламя, В тяжелый год, в тревожный час, Права, добытые годами, Пытался враг отнять у нас. Заслышав звук трубы походной, Мы говорили на заре О Конституции народной, Провозглашенной в декабре. Не устрашась разящих молний И мрака тучи грозовой. Любой из нас спешил исполнить Священный долг гражданский свой. И тот, кто падал в бранном поле, Шептал взволнованно до слез, Что в чистом сердце солнце воли Он гордо до конца пронес. Победных дней смогли дождаться Сыны и дочери страны, Неколебимым духом братства, Любовью к Родине сильны. Ее могущества основа — Великий Сталинский закон Трудом и подвигами снова Единодушно подтвержден. Александр ЖАРОВ. ----О---- ОТМЕТИЛИ СВОИ ПРАЗДНИК В нашем подразделении воины хорошо отметили свой ежегодный праздник. На ве чере, посвященном годовому празднику подразделения, с докладом выступил коман дир. Он рассказал о боевом пути подразде ления, о традициях. Затем был зачитан приказ, в котором отмечались передовые воины. В заключение вечера с большим успехом выступили участники самодеятельности. Старший матрос Р. ВОИНОВ. В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХДЕЛ СССР Лыжники тренируются Старший матрос Всеволод Шестаков — один из лучших лыжников флота. Сейчас он готовится к предстоящим соревнованиям и одновременно помогаетсвоим товарищам. В свободные часы Шестаков проводит за нятия с воинами-связистами Мьппелов- ским, Исаковым и Смирновым. Занятия проводятся через день. Начи наются они с отработки техники хождения па лыжах. Затем спортсмены делают пере ходы. Ha-днях они преодолели пятнадцать километров по пересеченной местности. Е. ПОШАТАЕВ. 24 декабре 1949 года Послом Шцерлан- дов в ООСГ г-ном Виосером была вргчена Заместителю Министре Иностранных Дея СССР А. А. Громыко нота Правительства Нидерландов о том, что в соответствии с соглашениями, достигнутыми 2 ноября 1949 года на конференции в Гааге между Нидерландами и индонезийскими деиега- циями, 27 декабря 1949 года Республике Соединенных Штатов Индонезии будет пе редан полный суверенитет вад всеми тер риториями Нидерландской Индии, ваисклю чением Нидерландской Новой Леней. В ноте выражалась также надежда, что Со ветское Правительство признает Республи ку Соединенных Штатов Индонезии. 25 января Заместитель Министра Иностранных Дел СССР А. А^Гммыко при нял Посла Нидерландов в ССОР г-на Вес- сера и вручил ему по поручению Советского Правительства ноту следующего содер жания: «Министерство Иностранных Дел СССР в ответ на ноту Посольства Нидерландов от 24 декабря 1949 г. имеет честь, по поручению Советского Правительства, зая вить следующее: В указанной йоте Посольства сообщает ся, что в соответствии с соглашениями, достигнутыми на конферешщи в Гааге между Нидерландами и индонезийскими делегациями 2-го ноября 1949 г. и ратифи цированными парламентами всех заинтере сованных стран, во время официальной церемонии 27 декабря 1949 г. Республике Соединенных Штатов Индонезии будет пе редан полный суверенитет вад всей терри торией Нидерландской Индга, за исклю чением Нидерландской Новой Гвинеи, и что этим актом Республика Соеднаенных Штатов Индонезии будет об’явлена незави симым и суверенным государством. В указанной поте говорится, что, «буду чи глубоко убежденным в том что Рес публика Соединенных Штатов Индонезии будет искренне пытаться установить дру жественные отношения со всеми миролю бивыми странами, Правительство Нидер ландов верит, что после передачи сувере нитета Правительство СССР признает новое государство». Министерство Иностранных Дел ССФ Настоящим уведомляет Правительство Ни дерландов, что, поскольку 27 декабря 1949 г. в Гааге состоялась упомянутая церемония передачи суверенитета, Совет ское Правительство приняло постановление редомить Правительство Республики Соединенных Штатов Индонезии о том, что оно решило признать Соединенные Штаты Индонезии в качестве независимого и суверенного государства и установить дипломатические отношения». Одновременно Министр Иностранны! Дел СОСУ А. Я. Вышинский направил Правительству Индонезии следующую теле грамму: «Премьер-Министру и Министру Иност ранных Дел Республики Соединенных Штатов Индонезии Д-ру Хатга. По поручению Правительства Союза Со ветских Социалистических Республик имею честь уведомить, что, поскольку 27 де кабря 1949 года в Гааге состоялась цере мония передачи суверенитета Республике Соединенных Штатов Индонезии, Советское Правительство приняло решение признать Республику Соединенных Штатов Индоне зии в качестве независимого и суверен ного государства и установить дипломати ческие отношения. Министр Иностранных Дел СССР А. ВЫШИНСКИЙ»’. Спортивный праздник М АТРОС Черных овладел двумя специальностями — трюмного машиниста и радиста. Ha-днях Чер ных заменил выбывшего в кратко срочный отпуск радиста матроса Ги- янцева и успешно справляется с обя занностями и радиста и трюмного ма шиниста. Старший матрос И. НИКИТИН. * * * QA ВРЕМЯ своей службы стар ший сержант Прасолов не имеет ни одного взыскания. Прасолов за время службы обучил специально сти солдат Чернышева, Бурина, кото рые теперь имеют ряд благодарностей от командования. И. ГЕРАСИН. ч * * * 3 А УСПЕХИ в учебе н бдительное несение караульпой службы солдат Фоменко об'явлен отличником боевой и политической подготовки. Ефрейтор В. КУЛИКОВ. * • « ЫЕДАВНО у нас состоялась про верка энания устройства и об служивания материальной части. Ма трос Жук-Якубович отлично ответил на заданные ему вопросы. Матрос Е. АФОНИН. Рано утром на место со ревнований прибыли спор тивные коллективы. Старт и финиш празднично ук рашены. На видном месте — портрет товарища Сталина, рядом — лозунги, плакаты. Среди спортсменов царит необычайное оживле ние. В И часов выстроились ровные ряды спортсменов. Подается команда «смирно». Главный судья соревнова ний обращается е краткой речью к лыжникам и же лает им новых спортивных успехов. В строго с быва лыми спортсменами стоит молодежь — матрос Носов, младший сержант Кочурин и многие другие. Они с нетерпением ждут начала соревнования, чтобы поме риться силами с прослав ленными лыжниками. Дается старт первому этапу эстафеты 5x5. Борь ба за первенство началась. Сразу же вперед вырывает ся младший сержант Андро нов, который до конца ди станции сохраняет лидер ство и показывает время 22 мин. 65 еек. Успех, до стигнутый младшим сер жантом Андроновым, вакре- пляют лыжники этого спортивного коллектива Кочурин и Уткин. Они вы игрывают эстафету, пройдя 25 километров за 1 час 50 мин. 10 сек. Второе ме сто аавоевала вторая коман да этого спортивного кол лектива. На третьем месте оказались лыжники, где физкультурной работой ру- ковадит тов. Грейс. Лучшее время в эстафе те показал молодой лыжник младший сержант Кочурин — 21 мин. 12 сек. Второв место занимает ефрейтор Кухарвв и третье — ефрей тор Касаткин. В этот же день женщины соревновались на трехкило метровой дистанции. Пер венство завоевала спорт сменка Кулева, прошедшая три километра за 14 минут. Второе место заняла Кирил лова. Итоги соревнований по казали, что ряды лыжни ков пополняются молодыми, растущими спортсменами. К ним надо отнести победите ля соревнований молодого лыжника Кочурпна, ефрей тора Касаткина и других, которые показали хорошую натренированность. Прошедшие соревнования, вместе с тем, выявили, что там, где спорт ценят и придают ему большое зна чение, — налицо резуль таты. Примером в этом от ношении служит подразде ление, где руководитель спортивного коллектива тов. Ефремов. На соревно вания этот спортивный коллектив вышел подготов ленным и одержал еаслу- женную победу. К сожалению, в некото рых подразделениях разви тию спорта не уделяют должного внимания. К это му числу надо отнести спортивный коллектив, ко торым руководит тов/. Ернев. Здесь спортом еанимаются от случая к случаю. Поэто му на прошедших соревно ваниях спортсмены этого подразделения показали низкие результаты. Капитан М. АНУФРИЕВ. Недостатки одного сбора Сбор вновь «бранных секретарей пар тинных организаций был посвящен важ ному вопросу: «0 задачах партийных ор ганизаций в подготовке к выборам в Вер ховный Совет СССР». На сбор были при глашены также секретари комсомольских организаций. Требовалась тщательная под готовка к этому мероприятию. Однако на деле этого не получилось. Докладчик тов. Сосин плохо рассказах о работе, которую должны проводить пар тийные организации с избирателями по изучению «Положения о выборах в Вер ховный Совет СССР», Конституции СССР, раз’яснению великих преимуществ социа листического строя перед капиталистиче ским строем. Задачи он охарактеризовал лишь общими словами. В докладе не было примеров из опыта работы партийных и ( комсомольских организаций. Докладчик' даже не назвал ни одного агитатора. Плохой доклад сказался па ходе работа сбора. Присутствовавщие отмалчивались. Выступило всего четыре человека. В вы ступлениях чувствовалась слабая . подго товленность к обсуждению вопроса. Так, тов. Щеголев по существу ничего поучи тельного не рассказал-. В работе партийных и комсомольских организаций по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР уже накоплен зна чительный опыт, но имеются еще и недо статки. И если бы сбор был хорошо nojp готовлен, он бы прошел активно, по-дело^ вому, и руководители партийных и комсо мольских организаций получили бы по лезные. конкретные указания и советы по под’ему всей работы, связанной с подготов кой к выборам в Верховный Совет СССР. И. СТАНКЕЕВ. в Важное средство воспитания воинов В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ Большевистская партия и советская власть обеспечили широкие возможно сти для политического просвещения вои нов Вооруженных Сил СССР. В па шем подразделении, например, имеются богатая библиотека, радиоузел, создан ком сомольско-молодежный лекторий. Мы полу чаем достаточное количество газет и жур налов, книжные новинки. Командиры, партийная и комсомольская организации всемерно стремятся использовать эти воз можности для воспитания моряков в духе любви к своей Родине, гордости за трудовые успехи советских людей, в духе нерушимо го соблюдения Военной присяги, образцово го зыподненля воинского долга. Личным примером, правдивым словом коммунисты я комсомольцы оказывают свое влияние на воинов всегда, всюду, где они проходят школу боевой выучки и большевистского воспитания. Важным и действенным средством вос питания флотской молодежи в духе безза ветной преданности любимой социалисти ческой Родине, расширения политического, военного и культурного кругозора моряков является наглядная агитация. В пашем подразделении коммунисты и комсомольцы проявляют инициативу и старание, чтобы средствами наглядной агитации популя ризировать среди личного состава трудовые победы советского народа, славны*» боевые традиции, у:пехд в учебе и службе пере довых матросов и старшин. В наглядной агитации находят отражение достижения советской культуры и науки, успехи тру дящихся стран народной демократии; острым оружием политической сатиры би чуются звериные нравы капиталистиче* ского строя. IB комнате полиипьо-просветятельной работы часто проводятся массовые меро приятия — молодежные вечера, встречи с ветеранами Отечественной войны, беседы с избирателями, читки газетных и журналь ных статей. Проведению этих мероприятий хорошо помогает наглядная агитация. В комнате, которую любовно оборудовали комсомольцы во главе с главным старши ной Юрием Петровым, вьгвешепы плакатыс текстамп Гимна Советского Союза, Воен ной присяги, указов Президиума Вер ховного Совета СССР, выдержки из приказов Министра Вооруженных Сил СССР я воинских уставов, красочные витрины, отображаю"^?-'* жизнь нашей страны. А кти ви сты , и'* ’•••тящпе здесь беседы, часто пользуются всем этим материалом. Па видном месте вывешен большой, кра сочный монтаж, который ярко и паглядно показывает успехи и победы советских тружеников в борьбе за выполнение после военного пятплетпего плана. У этого мон тажа коммунист тов. Мазур беседовал с личным составом на тему: «Советский на род успешно выполняет послевоенную сталинскую пятилетку», а коммунист той. Бочкарев рассказал морякам о том, как молодежь Советского Союза борется за досрочное выполнение своих социалисти ческих обязательств. Агитаторы комсо мольцы Уткин, Михайлов и другие прове ли беседы на тему: «Год славных трудо вых побед» и рассказали своим сослужив цам о великом, сооружении — московском метро. С чувством безграничной гордости за нашу могучую социалистическую держа ву читали воины-моряки доклад тов. Г. М. Маленкова «32-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической револю ции». Члены ВКП(б) Арямов и Рыженко провели беседы по каждому разделу доклада тов. Г. М. Маленкова. Живой отклик у матросов и старшин вызвала беседа «Советский Союз— руководитель антиим периалистического лагеря г борьбе за мир, демократию и социализм». Успеху бесед помогла наглядная агитация: поли тическая карта мира, лозунга, витрины, вывешенные в подразделении. В подразделении руками коммунистов и комсомольцев созданы витрины: «Паша страна — родина авиации», «Творцы рус ской электротехники», «СССР — великая морская держава», «Выдающиеся русские флотоводцы и мореплаватели». Многочис ленные панно п выставки рассказывают о достижениях советских ученых, писате лей, художников». Наглядная агитация и умелое использо вание ее в лекциях, докладах и беседах заметно обогащают духовный мир матросов и старшин, будят жажду к знаниям, к культуре, развивают высокие патриотиче ские чувства. Большую работу по оформлению нагляд ной агитации провели старшины 1 статьи Валентин Батурин, Юрий Посков, старши на 2 статьи Геннадий Прозоров, матросы Суслов и Васильев. Оборудованный ими «Уголок военно-морского дела» хорошо по мог многим морякам в изучении корабель ной специальности. На карте Советского Союза художники подразделения ярко отобразили великий сталинский план преобразования природы. У этой карты моряки с огромным инте ресом изучали Постановление Совета Ми нистров СССР и ПК ВКЩб) «0 плане по лезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высо ких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской частп СССР». Теперь у карты часто проводятся беседы о том, как воплощается в жизнь этот грандиозный план, выступают с рас сказами волны, вернувшиеся из отпуска. Интересную беседу с матросами провел коммунист Николай Рыжепко, побывавший недавпо в Узбекистане. Внимание каждого, кто входпт в кубрик, привлекает большой щит с натппсью «От личники боевой и политической подготов ки». Jfa этом щтгге в аккуратных рамках цомшеиы портреты героев мирной учебы — передовых испиов подразделения Анато лия Новикова, Ивана Уткина, Александра Алова, Ивана Михайлова и многих других. Отличники помогают своим товарищам в изучении техники и оружия, охотно де лятся своим опытом, даютполезные советы, как достичь таких же успехов. Имена пе редовых воинов широко известны в под разделении, их опыт пропагандируется в степных газетах, в радиопередачах, в бе седах агитаторов. Сейчас отстающих в учебе становится все меньше и меньше. С каждым днем растут ряды отличников. В кубрике висит картина художника- оевероморпа А. Кольцова «Педвиг Ивана Сивкова». Па ней изображена неравная схватка юноши-воина с озверевшими гит леровцами. «Русские в плен не сдаются!» — так сказал советский моряк и послед ней гранатой взорвал приблизившихся к нему бандитов. Смертью храбрых погиб Иван Сивков, защищая Советское Запо лярье. Память о его бессмертном подвиге всегда живет в наших сердцах. Иван Сив ков — один из славных воспитанников нашего подразделения. Портреты Героев Советского Союза, отличившихся в Отече ственной войне: Виктора Кускова, Макара Бабикова, Дмитрия Торцева висят в каж дом кубрике. Они напоминают пришедшим им па смопу морякам о славных боевых традициях. Большая витрина «Великий Сталин — создатель и организатор Северного флота» мобилизует моряков па борьбу за дости жение новых успехов в боевой и политн- ческой подготовке. Забота большевистской партии и лично товарища Сталина о вои нах-моряках рождает в сердце каждого из них чувстве горячего советского патрио тизма, стремление еще настойчивее овла девать военным делом. Ценную инициативу проявили комсо мольцы, оборудовавшие «Окно сатиры». Острые и злободневные карикатуры совет ских художников бичуют американских и английских империалистов, их плат ных агентов. Несколько карикатур ра зоблачают пресловутый «американский образ жизни». «Окна сатиры», вы пускаемые в подразделении, быстро от кликаются на международные события, ра зоблачают бредовые идеи англо-американ ских империалистов о мировом господстве. Около витрин завязываются оживленные беседы матросов, проводятся громкие чит ки газет. На-днях агитаторы организовали кол лективное чтение статьи «Быт и нравы за рубежом». С выходом в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР о выборах высше го органа государственной власти нашей державы в подразделении оформлены новые витрины, написаны новые лозунги, пла каты. Они раз’ясняют избирателям преи мущества социалистического строя перед капиталистическим строем, показывают права советских людей, призывают воинов новыми успехами в учебе и службе, высо кой дисциплиной и организованностью ознаменовать всенародный праздник — день выборов в Верховный Совет СССР. Наглядная агитация, умелое применение ео помогают нести в широкие матросские массы слово большевистской правды, по могают воинам овладевать самой передовой в мире советской социалистической культу рой, неустанно повышать свое воинское мастерство. Г. ЮРЬЕВ. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz