На страже Заполярья. 1950 год. Январь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1В января Т$50 Г., № 13 (3625Т. Сержанты и старшины— ближайшие и непосредственные начальники и воспитатели солдат и матросов 1. Задачи сержантов и старшин в обучении и воспитании подчиненных Начальник в наших Вооруженных Си лах — представитель Советского государ ства. 11а него возлагаются важные задачи по воспитанию и обучению подчиненных, по руководству их действиями в бою; он облечен большими правами. Ближайшими начальниками солдат и матросов являются сержанты и старшины. Пх роль в наших Вооруженных Силах исключительно велика. Они постоянно на ходятся среди солдат н матросов, делят с 1 гими все радости и трудности военной службы, воспитывают и обучают их воен ному делу, ведут в бой. Основные обязанности сержантов н старшин, как и других начальников совет ских Вооруженных Сил, определены в указаниях Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина, приказах Ми нистра Вооруженных Сил, & также в воин ских уставах. Сержанты и старшины прилганы обучать и воспитывать подчи ненных. готовить достойных защитников социалистического Отечества. Обучение и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Воспитание включает в себя и обучение. И, наоборот, обучая — воспитывают людей. Обучать солдат и . матросов — это значит учить их в совер шенстве владеть оружием и боевой техни кой, смело и умело действовать в бою, вырабатывать у них строевую вьшравку и физическую выносливость, четкость в вы полнении приказов и распоряжений, в соблюдении воинского порядка и т. п. Воспитывать — значит повседневно и на стойчиво повышать политическую созна тельность солдат и матросов, прививать нм боевой советский дух, верность прися ге, чувство воинского долга, преданность советской Родине, народу, партии Ленина —Сталина, любовь к военному деду, раз вивать у них советскую военную гордость, чувство уважения к начальникам и стар шим. высокую дисциплину и бдительность. В' пелом обучение и воспитание должны обеспечить высокие морально-боевые ка чества нашего воина — защитника перво го в мире социалистического Отечества. Основной формой политического воспи тания солдат, матросов, сержантов и стар шин являются политические занятия. Они должны быть в центре внимания всех старшин и сержантов. И правильно посту пают те из них, которые пристально сле дят за политическим ростом своих подчи ненных, за успеваемостью их на политза нятиях. Постоянная забота сержантов и старшин о политическом воспитании подчиненных помовет солдатам и матросам полностью усвоить программу политических запятий. Политические занятия — основное, но не единственное средство политического воепктапня солдат и матросов. Важными средствами воспитания, к которым часто прибегают сержанты и старшины, являют ся громкие читки книг, газет и журналов, беседы на политические темы. Читки и беседы делают понятным, еще более близким и дорогим солдату все то, что происходит в советской стране, рас ширяют его политический кругозор, помо гают формированию мужественного воина. Бе:еды с солдатами и матросами о при сяге, воинской чести, бдительности, о бое вых традициях части или корабля пробно вошли в практику многих старшин и cep- жаптэв. Опи имеют большое значение в формировании морального облика совет ских воинов. Помимо групповых бесед, следует поча ще проводить индивидуальные беседы. Очень важно поговорить с солдатом по ду шам. Такой разговор принесет большую пользу как начальнику, так и подчиненно му. При этом надо, чтобы такие беседы были паправлены к одпой главной цели — к повышению боевой и политической под готовки личного состава. В частях и на кораблях у нас прово дится большая культурно-просветительная Подполковник М. СБОЙЧАКОВ. реносить все тяготы и лишения военной службы», — так требует Устав внутрен*- ней службы. Воспитание воли и выносли вости является неот'емлемой частью бое- j вой подготовки. Великая Отечественная война показала, что без воспитания этих работа. Все мероприятия воинских клубов, качеств невозможно победить врага. библиотек, комнат политико-просветитель ной работы направлены на коммунистиче ское воспитание воинов. Правильно делают те сержанты и старшины, которые забо тятся о том. чтобы их подчиненные регу лярно читали художественную и научно- популярную литературу, посещали кино, лекции, участвовали в солдатской худо жественной самодеятельности. Для того, чтобы быть полноценным за щитником своей социалистической Роди ны, каждый солдат и матрос советских Вооруженных Сил должен стать мастером своей военной специальности. Без умения воевать нельзя одержать победу в бою. Армия может иметь прекрасное оружие и замечательную боевую технику, но если воины не овладеют в совершенстве воен ным делом — успеха не будет. Из чего нужно исходить, обучая своих подчиненных? Прежде всего, из требований современного боя. «Руководящим принци пом боевой подготовки советских Воору женных Сил. — указывает товарищ Стали, — всегда было и теперь остается — учить войска тому, что необходимо на войне. Опыт показал, что современная война требует от войск высоких боевых в моральных качеств, хорошей военной и политической подготовки, умелого владе ния боевой техникой, надежного взаимо действия и большой физической выносли вости». Это указание товарища Сталина отно сится не только к офицерам, но и к сер жантам н старшинам. Известно, что исход боя во многом зависит от действий мелких подразделений, которыми командуют стар шины и сержанты. В годы Великой Отечественной войны родилось много новых, ценных приемов группового боя. Осваивать опыт во^ны — значит повседневно учить солдат и матро сов тому, что необходимо на войне. Успех боя во многом зависит от быстроты дейст вий, от умелого применения оружия, от инициативы и решительности воинов. Научиться действовать в сложной об становке можно только путем длительной тренировки. Именно поэтому и нельзя до пускать на занятиях упрощений. .Опыт Великой Отечественной войны по казывает, что победу над врагом одержи вает тот воин, у которого храбрость а му жество сочетаются с отличными знаниями. Большая роль в выращивании отлични ков принадлежит сержантам и старшинам — ближайшим и непосредственным на чальниках! чП воспитателям солдат и ма тросов. Там, где сержанты и старшины проявляют любовь к делу и старание, — там налицо успехи. В паших Вооруженных Силах немало таких отделений, команд и расчетов, в которых все воины — отлич ники. Повседневную работу по выращиванию отличников в армии и флоте ведут пар тийные и комсомольские организации. В них сержант и старшина всегда найдут поддержку и помошь в обучении и воспи тании подчиненных, в укреплении дис циплины и наведении порядка. Для лучшего изучения военного дела сержант и старшина на любом занятии, — будь то по строевой или тактической под готовке, по изучению материальной части оружия и другим предметам, — должны привлекать себе в помощь отличников, яв ляющихся их надежной опорой. Отлични ки могут также помочь отстающим в учебе в часы массовой работы. Важно, чтобы сержанты и старшины опирались в этом деле на отличников, направляли их работу, — и тогда успех будет достигнут. . «Военнослужащий обязан... стойко пе- Под волей прежде всего понимают власть человека над самим собой, способность управлять своими поступками. Но для командира этого мало. Он должен уметь управлять подчиненными. Воля жом&ндяра проявляется в смелом принятии решения и настойчивом проведении его в жизнь. Стремление к победе должно быть в голове и сердце каждого начальника, он обязан внушить эту решимость всем своим подчи ненным. Неверно думать, что вой вырабатывает ся только на войне. Ее надо рвавиянъ и закалять в мирное время в ходе боевой подготовки, в повседневной воинской службе. Выносливость дается человеку ие от природы, она вырабатывается системати ческой тренировкой. Установлено, что наилучшие результаты в укреплении силы дают быстрая ходьба Оррши), бег, плава ние, спортивные игры. Отсюда следует: чтобы выработать у солдат и матросов выносливость, надо соз давать на 8аняшх такие условия, кото рые были бы как можно ближе к боевым. Показывая личный пример выносливо сти, сержанты и старшины должны уметь ободрить в трудную минуту уставшего сол дата или матроса, вселить в него уверен ность в своих силах, раз’яснить необходи мость физической закалки. Целям укрепления воли и выносливости служат физкультура и спорт. Физическая культура и спорт являются в нашей стране одним из важных средств коммунистиче ского воспитания, улучшения здоровья трудящихся и подготовки советского наро да в труду и защите социалистической Родины. ' Показателем массовости физкультуры в Вооруженных Силах является сдача воина ми норм комплекса ГТО первой и втооой ступени. Поэтому сержанты и старшины должны делать все для того, чтобы каждый солдат и матрос сдал как летние, так и зимние нормы ГТО. > Сержанты и старшины должны быть инициаторами всевозможных спортивных игр, развивающих людей физически, спо собствующих выработке ловкости и смело сти. Дисциплинарный устав обязывает на чальников воспитывать у подчиненных высокую воинскую дисциплину. В одном из послевоенных приказов товарищ Сталин указывал: «Опорой дисциплины и порядка должны быть, в первую очередь, наши командные кадры, в том-числе старшины и сержанты — ближайшие и непосредст венные начальники и воспитатели красно армейцев». Что нужно для тоги, чтобы старшины и сержанты были настоящей опорой дисци плины и порядка в подразделении? Для этого нужно, прежде всего, чтобы они глубоко понимали суть советской во инской дисциплины, в чем ее особенности и чему она обязываем военнослужащего. Политическое сознание — основа нашей воинской дисциплины. В Дисциплинарном уставе говорится: «Воинская дисциплина основывается на сознании каждым военнослужащим воин ского долга и личной ответственности га защиту своей Родины — Союза Советских Социалистических Республик». Воспиты вая сознательную дисциплину, старшины и сержанты должны помнить о том, что сознательному воину дисциплина никогда пе будет казаться тяжелой и обремени тельной/ ибо дисциплина тяжела лишь для того, кто не понимает ее целей и зна чения. ПОТОК ПРИВЕТСТВИИ Коммунист Ищсмко—ОТЛ 1 РЧНИК боевой и политической подготовки. Повседневно и настойчиво повышает он caoft идейно теоретический уровень, отлично учится в вечернем узгшюрситете марксизма- ленинизма. НА СНИМ КЕ : техник.лейтенаш* Ищем, ко. Фото Н. Высоцкого. Воины изучают биографию В. И. Ленина Отличники боевой и политической под готовка тт. Колчанов, Сокуренко, Шалды- _____________ ___ бил, Кошлатый и другие с большой актив- щИХ Корецкого сахарного комбината Ро- В связи с 70-летием товарища И. В. Сталина приветствия и сердечные пожела ния доброго здоровья и долгих лет жизни товарищу И. В; Сталину прислали: Рабочие; инженерно-технические работ ники и служащие Бакинского судоремонт ного завода Каспфлота; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Днепропетровской област ной строительно-монтажной конторы и стройзавода треста «Укрсельпромстрой»; Рабочие, работницы, инженерно-техни ческие работники и служащие фабрики Большой Ивановской мануфактуры; Рабочие, инженеры, техники и служа щие Таллинского машиностроительного j завода; i Рабочие, пн&енерно-техийчесгае работ- j ники и служащие Клайпедского фанерного •завода Министерства лесной и бумажной промышленности Литовской ССР; Коллектив Уфимского судоремонтного за вода имени Октябрьской революции; Коллектив трудящихся ленинградской фабрики «Возрождение»; Собрание слушателей, профессорско- преподавательского состава и сотрудников республиканской двухгодичной партийной школы при ЦК компартии Азербайджана; Работники исполкома Днепропетровского горсовета депутатов трудящихся и его отде лов; Коллектив Государственного Академиче ского Большого театра Союза ССР; Коллектив ленинградского ордена Трудо вого Красного Знамени государственного цирка; Коллектив рабочих, инженеров и служа- ностыо и интересом изучают биографию основателя большевистской партии, созда теля первого в мире социалистического го сударства — Владимира Ильича Ленина. На ярких примерах замечательной жизни и революционной деятельности великого вождя они воспитывают в себе любовь к Родине, верность своему воинскому долгу. Д. ГОРБАЧЕВ. венской области; Рабочие, инженерно-технические работ ники, служащие Северского госмаслозаво- да Краснодарского края; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Харьковской бисквитной ской станции Всесоюзного института за щиты растений; Участники районного собрания партий ного, советского, комсомольского и колхоз ного актива Криворожского района, Ростов ской области; Учащиеся и преподаватели Курской об ластной профшколы инвалидов Отечест венной войны; Коллектив рабочих и служащих Ленин градской фабрики фотоматериалов «Дина мо»; Рабочие, работницы, инженеры и тех ники Азовской чулочной фабрики; Коллектив рабочих и служащих бакин ской электростанции «Красная Звезда»; Коллектив рабочих и служащих совхоза «Гмелинский» Сталинградской области; Трактористы, комбайнеры, агрономы, ра- бочие и служащие П. рвомаиской МТС Щр Ставропольского. -О- Находчивость сигнальщика СТАРШИЙ МАТРОС Ю РКО В УСТРАНИЛ П О В Р ЕЖ Д ЕН И Е На посту вышли из строя штормовые сигналы. В это время поступила команда включить огни. Для того, чтобы ввести линию в строй, требовался опытный мон тажник. Сигнальщик старший матрос Юрков взял на себя эту ответственную и кропот ливую работу..Он начертил схему, разо брался в ней и за короткий срок устранил повреждение. Штормовые огни вступили в строй. •За проявленную в этой работе находчи вость и быстрое устранение неисправности старший матрос Юрков получил поощрение. П. ВЕТРОВ. ---- О---- ВСамарканде Самарканд — древний горох Узбекиста на, кажущийся тихим, становится неузна ваемым, когда его улипы ваполняют сту денты — девушки с черными косичками, молодые люди в европейских костюмах и цветастых тюбетейках, приехавшие из кишлаков. Многотысячное шумное племя придает старому городу черты непроходя- шей юности, как лицу пожилого человека молодые глаза. С молодым ученым Джаббаром Катуко вым мы вышли на балкон университетского здания. •Многоэтажные дома Узбекского го сударственного университета стояли вдоль бульвара, простирались влево насколько хватало глаза. Справа виднелся приземи стый, ребристый купол Гур- Эмир — гроб ницы Тимура. Башни Медрессе Улугбека, мавзолеи напоминали о прошлом города. 30 лет «азпд в самаркандских кишлаках нельзя Шло 1 -третпть грамотного. В горо де узбеки, полечившие среднее образова ние, насчитывались единицами. В Самар канде народ считал избавлением от всех недугов каменную подставку корана у ме чети Бибиханым. Народ вымирал от вся ческих болезней. Губернатор дореволюцион ного Турк'ч-тапа доносил об узбеках, что нх «точно безмолвно согласились стереть с липа земли». Так было до Великого Октября, открыв шего талантливому, любознательному наро ду п ут ь к зпапппм, к культуре. Мон собеседник Джаббар Кабулов рас сказал, что он родился под Самаркандом в Джамбайском кишлаке Газара. Там па зем ле тошей и злой, хорошо рос только сор няк, и люди были еще беднее и темнее другзх. Худеньким подростком в деревян- ) ных калошах на босу ногу он пришел в Самарканд, опреде лился в интернат. Джаббар учился, кончил университет, был ассистентом кафедры ботаники, вел первый ботанический сад узбекского университета. Весь отдался научной работе. Подготовил научную диссертацию о борьбе с парази том «Заразихой». Джаббар рассказал свою замечательную биографию, в то же время похожую на ты сячи других биографий советских узбек ских интеллигентов. За четверть века в советском Самаркан де открыты десятки средних школ, много техникумов. 5 институтов. Около 20 лет Узбекскому Государственному университету. Его шесть факультетов — исторический, филологический, физики, математики и другие всегда переполнены. •В высших учебных заведениях Самар канда учится около восьми тысяч студен тов. Большая армия учителей, агрономов, врачей, которую дали республике самар- капдекие вузы, понесла культуру в районы и кишлаки. Самаркандский медицинский институт, существующий тоже около двух десятилетий, выпустил более полутора ты сяч врачей. В области и Самарканде имеются сотни амбулаторий, болыгпп, родильных домов и яслей. Джаббар Кабулов рассказал, что так же разительно изменился облик Джамбайского района и кишлака Газара. — Оказалось, что в Джамбае можно вы ращивать хороший хлопок и рис и просла виться урожаями сахарной свеклы, — сказал Джаббар. — В этом нам помогли наши агрономы и московские друзья. В самаркандсгпх колхозах бывг?л академик Прянишников. Я еду в Москву в связп с моей научной работой, — продолжал Джаббар. — Побываю в Тимирязевско!: академии и обязательно привезу с собой Джамбай новые растения вз Московского ботанического сада. В наших колхозных кишлаках уже цветут олеандры, принима ются лимоны, поднимаются финиковые пальмы. Джаббар говорит убежденно, словно си видел тень на кишлачных дорогах от рез ных пальмовых ветвей и золотые лимоны над прозрачными водоемами. На Университетском бульваре стояли за думчивые туя и кипарисы, секвойя и ли ванский кедр. Над городом зажглись огни. Они засверкали как большие низкие звез ды. Наступил вечер, но город не засыпал. Пели челноки на шелкоткацкой фабрике имени 26 бакинских комиссаров, где на добротные шелка ложатся узоры удиви тельных раскрасок. Шумели цеха «Крас ного двигателя», производящего запасные части тракторов. Работницы завода «Серо и молот» упаковывали овощные и фрукто вые консервы. По Педжиканскому тракту шли автомашины к комбинату винно-ка- мепной кислоты. Работала Талигулянская электростанпия на реке Даргом — первое детище самаркандцев в электрификации области. Ярко были освещены десятки зданий университета н его институтов. В кабине тах и ’лабораториях занимались тысячи молодых узбеков. Они продолжали работы, начатые учеными Узбекистана, которые помогут усовершенствовать высокоурожай ные сорта хлопчатника, завершить сплош ную электрификацию городов и сел рес публики. использовать лучистую энергию солппа — сделать еще богаче и счастли вее кпай. Древний, по помолодевший Самарканд живет полнокровной, кипучей жизнью го- : рода вузов на Советском Востоке. Елена БРАГАНЦЕВА. 1 0 НАШЕМ подразделении на-днях командир провел с личным со ставом беседу о задачах в боевой и политической уч*бе. Затем офицер вручил нагрудные знаки отличных специалистов ефрейторам Малашен- кову, Макарову и другим. Г. РОМАНОВ. * * * |-^А-ДНЯХ‘ нужно было срочно от ремонтировать автомашину. Эту работу своими силами решил выпол нить шофер Лыткин. Он усердно по работал и досрочно ввел машину в строй. Матрсс В. МАЛЫШЕВ. ☆ ☆ V НАС состоялось собрание лич ного состава, на котором коман дир отметил передовиков учебы п службы. За успехи в службе вои ны тг. Штемонитян, Михайлюк, Ша банов и многие другие поощрены. Н. МЕРЕСЬЕВ. ■йг -й ГЛАВНЫЙ СТАРШИНА Грипаен- ко — требовательный и забот ливый командир. Он 14 лет прослу жил на флоте и за это время воспи тал немало преданных советской Родине воинов. Многие из них стали отличниками учебы. Сейчас тов. Гри- цаенко мобилизует личный состав на неуклонное выполнение приказа Л5 100 Министра Вооруженных Сил СССР, воспитывает в них чувство личной ответственности за боеспособ ность подразделения. Старшина 2 статьи А. ЖУКАНИН. ■й * * НАШЕМУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЮ бы ло поручено, как можно скорее, разгрузить транспорт. Солдаты и сер жанты отнеслись со всей серьез ностью и старанием к этому заданию. Хорошо работали солдаты Пугач, Го лубец, Титов, Никитин, Покотылов и другие. Задание командования было выполнено досрочно. Скрипит С. ГОНЧАРУК. ☆ ☆ * ГРУППА МАТРОСОВ была выде лена для погрузки угля. Стар ший матрос Антонов умело распре делил воинов. Задание было выполне но досрочно. За хорошую, добросо вестную работу командир перед строем об’явнл благодарность стар шему матросу Антонову, матросу Пы- рипову и другим. Старший матрос И. НИКИТИН. и -Я St О А ДОБРОСОВЕСТНУЮ и прн- w мерную службу старшину 1 ста тьи Чекарева п старшего матроса Елизарова командир поощрил денеж ными премиями и пожелал импаплуч- пшх успехов в дальнейшей с-гуягбе. Старший f атроз И. ИЛЬИН, фабрики; Работники Центрального Совета Всесо юзного добровольного спортивного общества «Локомотив»; ! Коллектив рабочих, работниц, инжене ров, техников, мастеров и служащих ленинградского пивоваренного завода имени Степана Разина; Рабочие, стахановцы, инженерно-техни- ческие работники и служащие швейной фабрики «Дребннекс», город Рига; Рабочие, работницы, инженерно-техни ческие работники и служащие Сестрорец- кого государственного инструментального завода; Рабочие и работницы, инженеры и тех ники, служащие железнодорожного узла станции Тихвин; Коллектив ученых физиологов, биохими ков и фармакологов города Харькова; Профессора, преподаватели, студенты и служащие Харьковского юридического ин ститута имени Л. М. Кагановича; Коллектив рабочих, инженерно-техни ческих работников и служащих станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Калининской лесоза щитой станции; Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих Бершадского сахарного комби ната Винницкой области; Участники сессии Всесоюзной ордена Лепила Академии сельскохозяйственных наук имени В. П. Ленина; Собрание сотрудников учреждений Сою за советских архитекторов СССР; Коллектив Сочинского государственного театра и Ростовского государственного театра комедии; Сотрудники институтов физиологии и хирургии Академии паук Казахской ССР; Художники Советской Украины; Артисты, коллектив работников Рижско го государственного цирка; Преподаватели, учащиеся, рабочие и служащие Воронежского энергетического техникума; Рабочие, работницы, инженерно-техни ческие работники и служащие швейной фабрики имени Клары Цеткин Вологод ской области; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Моршаиской суконной фабрики; Собрание представителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и общественных организаций города Ка- мепск-Уральского; Рабочие, служащие и инженерно-техни- ческие работники Шяуляйской конди терской фабрики «Рута»; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Киевского ремонтно-тех нического завода Министерства нефтяной промышленности; Коллектив рабочих, инженеряо-техни- ческих работников и служащих Онежских горных разработок диабаза; Рабочие и работницы, инженеры и тех ники, мастера и служашие Пинского фа нерного завода; Коллектив слушателей, преподавателей и <у^жащих Приморской краевой партий ной школы; Рабочие, работницы, инженерно-техни ческие работники и служащие Киевского деревообделочного завода треста «Киевжнл- строй»; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Рижского электромаши ностроительного завода; Колхозники, работники МТС и совхозов, специалисты сельского хозяйства, рабочие и служащие Знаменского района, Тамбов ской области; Коллектив рабочих, служащих ж инже нерно-технических работников Дагестан ской мебельной фабрики; Коллектив завода автогаражного обору дования «Красный Труд», город Грозный; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Рижской табачной фаб рики i№ 1 ; Коллектив рабочих, служащих, инжене ров н техников Рижской текстильно-галан- терейной Фабрики «Лента»; Слушатели и профессорско-преподава тельский состав республиканской партий ной школы прп ПК КЩб) Латвии: Студенты, профессорско-преподаватель ский состав, рабочие и служащие украин ского полиграфического института имени Ивана Федорова; Ученые, рабочие и служащие Молдав- Квсловодского района, края; Колхозники аулов Ходзя, Кошехабля п хутора Игнатьевского Кошехабльского района, Адыгейской автономной области; Колхозники и колхозницы сельхозартели им. Дзержинского Близнецовского. района, ХарьЕовской области; Члены рыболовецкой артели «Сталин ский путь» Тюменской области; Научные, илженерпо-тсхнпческпв ра ботники, рабочие и служащие Всесоюзного научно-исследовательского института сель хозмашиностроения и государственной комиссии по сортоиспытанию зерновых культур; Колхозники, колхозницы сельхозартели им. Маленкова Ганпевичского района, Пинской области; Учителя и ученики Михайловской шко лы Ананьевского района, Одесской области; Коллектив учителей л учащихся Уро- найской начальной школы Читинской об- щ ласти; Библиотечные работники и служащие Якутской государственной научной биб лиотеки им. А. С. Пушкина; Заседание правления Всесоюзного обще ства по распространению политических и научных знаний совместно с сотрудниками п активом членов общества г. Москвы; Студенты, преподаватели и ^ работники Минского индустриального техникума Ми нистерства трудовых резервов СССР; Коллектив учащихся, преподавателей п работников Сахалинской мореходной шко лы; Пионеры п школьники станицы Пашков- ской Краснодарского края; Коллектив учителей и учащихся Верх- Кырмыжской школы Еумепского района, Кировской области; Коллектив рабочих, специалистов и слу жащих Абинского табачного совхоза Краснодарского края; Колхозники и колхозницы сельхозартели «Колос» Старо-Оскольского района, Кур- ской области; Рабочие, специалисты и служащие сви носовхоза «Выдвиженец» Саратовской об ласти; Колхозники и колхозницы сельхозартели «Авангард» Яльчнкского района, Чув&й1- ' ской АССР; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Ольховатското сахаро- комбината им. Микояна Воронежской об ласти; Преподаватели, студенты, рабочие и служащие Чарджоуского государственного учительского института и педагогического училища 3; Коллектив слушателей, преподавателей и научных работников ульяновской област ной партийной школы; Рабочие и служащие Уральского лике 1 >- но-водочного завода Западно-Казахстанской области; Рабочие, стахановцы, инженерно-техни ческие работники и служащие Рижского молочного комбината: ■.Коллектив рабочих, инженерно-техниче ских работников и служащих Сочинского мясокомбината; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Махач-Калинского мо торно-ремонтного завода; Собрание коллектива научных работни ков и сотрудников Института эксперимен тальной биологии Академии наук Казах ской ССР; Рабочие, инженеры, техпики и служа щие Таганрогской мебельной фабрики; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Пензенского птицеком бината; Дирекция, преподаватели, работники и учащиеся Ростовского кинотехникума; Пионерская дружина имени Олега Коше вого, г. Киров; Коллектив медработников Белокуракин- ского района Ворошпловградской области;* Коллектив рабочих и служащих Новоси бирского завода роликовых подшипников; Коллектив учителей и учащихся желез нодорожной средней школы станции Дно; Учашиеся. учителя начальной школы М 10 гор. Чапаевска; Колхозники и колхозницы колхоза «Про летарка» Харьковской области; Коллектив рабочих, работнип. инженер но-технических работников и служащих Минского завода молочной кислоты; Коллектив работников кинематографии Белорусской ССР; Дети и сотрудники детского сада ЭД 6 . г. Ессентуки; Коллектив рабочих, инженеров, техни ков, служащих Армавирской ватной фаб рики, Рабочие, служащие и инженерно-техни ческие работники Ростовского электромеха нического завода Министерства сельского хозяйства СССР; Рабочие, инженерно-технические работ* ники и служащие Ростовского мыловарен ного завода; Дети-сироты, воспитанники детдома№ 8 , г. Ростов-на-Дону; Колхозники и колхозницы колхоза имени Сталина Иловатского района, Сталинград ской области; Исполком Сталинского райсовета депута тов трудящихся города Харькова; Пионерский отряд имени Сталина сред ней школы гор. Златополя Кировоградской области; Рабочие и служащие Орловского пункта «Заготэерно». *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz