На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 сентября 1950 г., № 231 (3844). д — — ■ 1 Беседа а ги т а т о р а ФЛЯГ КОРАБЛЯ К АЖДЫЙ РАЗ, когда подни­ маешься яа палубу корабля, прп виде военно-морского фла­ га невольно испытываешь глубокое волнение. П это впол­ не понятно. Флаг корабля яв­ ляется флотской святыней. Военно-морской Флаг на военных кораблях СССР, поднятый на установленном месте, является знаменем корабля. А «знамя части, — говорится в Уставе внутренней службы Вооруженных Спл Союза ССР, — есть символ воинской чести, доблести и славы, оно является на­ поминанием каждому солдату, сержанту, офпдеру п генералу об их священном долге преданно служить Советской Родине, за­ щищать ее мужественно и умело, отстаи­ вать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни». Русские моряки всегда высоко держали честь флага. За период своего долголетне­ го существования наш флот участвовал в .многочисленных морских сражениях и одержал славные победы. Родина помнит и высоко чтит доблесть своих бесстрашных сынов — военных моряков, прославивших флот и свой варод замечательными побе­ дами в Гангутском, Гренгамским, Чесмен­ ском, Синопском, Наваринском и других морских сражениях. Борьба за честь флага у русских воен­ ных моряков всегда сочеталась с борьбой за честь н независимость своего народа, за честь флота, своего корабля. Революционные матросы, восставшие под руководством большевиков против царского самодержавия, поднимали на своих кораб­ лях алое знамя революций. Под красным флагом сражался с береговой крепостью «Очаков». Под красным флагом проходил сквозь строй черноморской эскадры броне­ носец «Потемкин», и матросы всех осталь­ ных кораблей отказались стрелять по бро­ неносцу, на котором было поднято знамя революции. В ночь на 7 ноября 1917 года под крас­ ным флагом вошел в Неву крейсер «Авро­ ра», который громом своих пушек, направ­ ленных на Зимний дворец, возвестил на­ чало новой эры — эры Великой социали­ стической революции. Под этим знаменем революционные моряки сражались на Бал­ тийском и Черном морях, ва Каспии л Вол­ ге, на Днепре и Северной Двине против белогвардейцев и интервентов. Красное знамя всегда олицетворяло верность ваше­ го народа социалистической революции, бессмертному делу Ленина — Сталина. . В огне боев добывались вовлекая слава и право ва получение революционного красно­ го энам-зни. 10 сентября 1918 года 1-й ком­ мунистический Луганский и 4-й Сиверскай революционные полки первыми в торжест­ венной обстановке подучили в Царицыне из рук товарища Сталина почетное знамя с надписью «За доблесть в боях». В дальней­ шем боевые знамена стали вручать и дру­ гим отличившимся полкам и дивизиям. Удостоенные такой высокой чести, бойцы и командиры первых краснознаменных пол­ ков в приветственной телеграмме писали товарищу Сталину: «Товарищ Сталин! Мы, революционные полки вверенного Вам округа, счастливы, что во главе нас стоит истинный представитель и вождь ра­ бочего класса. Шлем горячий привет Вам, дорогой товарищ, и, получив знамена, кля­ немся победить или славно умереть за ра­ бочее дело». Вспоминая об этих днях товарищ Сталии говорил: «...части, получившие ре­ волюционные знамена, дрались после это­ го, как львы» (Соч., т. 4, стр. 132). Советские военяые моряки свято чтут и множат лучшие боевые традиции русско­ го флота. «Корабли Военно-Морского Фло­ та Союза ССР, — говорится в Корабельном уставе, — ни при каких обстоятельствах не спускают флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советско­ го Союза». Не спускать флата перед врагом, биться храбро, до полной победы — славная флот-* ская традиция. В годы гражданской войны п иностранной военной интервенции совет­ ские моряки, сражаясь на море и на суше, всюду показывали пример героизма, бес­ страшия и железную стойкость. Своей вер­ ной службой любимой Родине й ненавистью к врагам они умножали славу советского Военно-Морского Флота. Особенно высоко подняли честь Военно- Морского Флота Союза ОСР советские воен­ ные моряки в Великой Отечественной вой­ не, в борьбе с немецко-фашистскими за­ хватчиками и японскими империалистами. Они с достоинством и славой пронесли военно-морской флаг воюоа ССР по все# морям, океанам и рекам, куда посылала их Родина. Как символ свободы, непобедимо­ сти веял военно-морской флаг над нашими кораблями в бою. Можно привести множество примеров то­ го, как в жарком бою, когда осколок снаря­ да или бомбы сбивал флаг, матросы с ри­ ском для жизни немедленно водружали его на место, чтобы не допустить и кратковре­ менного предположения со стороны против­ ника о спуске перед ним военно-морского флага СССР. Охрана военно-морского флага в бою является почетной обязанностью все­ го экипажа корабля.- 1 Навсегда останется в памяти северомор­ цев героическая гибель сторожевого кораб­ ля «Пасат» под командованием старшего лейтенанта Окуневича. То, что совершил экипаж этого небольшого корабля, войдет немеркнущей страницей в историю борьбы североморцев за советскую Родину, будет служить великим примером многим поко­ лениям моряков. Небольшой сторожевой корабль «Пасат» конвоировал два транспорта. Когда на го­ ризонте было обнаружено три немецких миноносца, старший лейтенант Окуневич приказал транспортам укрыться у берегов, а сам решил принять бой с численно пре­ восходящим врагом. С невиданной дерзостью и смелостью ко­ рабль ринулся в бой. Ни один человек из экипажа не дрогнул. Североморцы дрались с беспримерной отвагой и мужеством. На палубе корабля рвались снаряды, падали у орудий сраженные комендоры. Но корабль продолжал драться, увлекая врага вое даль­ ше и дальше от места, где находились транспорты. В живых осталось только двое: старши­ ны 1 статьи Мотцель и Мажаков. Корабль жил.* Два человека 8аряжали пушку и сна­ ряд за снарядом посылали на врата. Гордо развевающийся над кораблем военно-мор­ ской флаг ввод их на героические подвиги. Экипаж корабля вместе со своим коман­ диром погиб, не спустив перед врагом воен^- но-морского флага, до конца выполнив свой долг, не нарушив священной клятвы Роди­ не. В героическом бою североморского сто­ рожевого корабля «Туман» против немец­ ких миноносцев вражескимснарядом был перебит гафель. Флаг беспомощно сник. РулевойСеменов в ту же секунду бросился к нему и высоко поднял его в руках. Пуля раздробила Семенову руку. Подоспевший на помощь радист Блинов перехватилфлаг и водрузил егона мачте. В трудные минуты боя флаг корабля служил для советских моряков силой, зову­ щей к победе. В каждом сражениикак бы ни были утомленыматросы, как бынибыл жестоквражеский огонь, если вад кораб­ лями реял флаг, они продолжали битьсяс удесятереннойсилой. Вот что рассказывает разведчик«северо­ морец Ильичев: — Разведка старшего лейтенантаБерес­ нева успешно продвигалась по заданному направлению.Во вот гитлеровцызаметили нас и попытались преградить нам путь. Завязалась горячая перестрелка. Враже­ ский огонь усиливается. Фашисты, как видно, подтягивали силы, собираясь отбро­ сить или разбить нас. — Не сдавать ни метра, — так решили бойцы. Мы устремились вперед, то и дело при­ падаяк земле, или скрываясь от пуль за камнями. Бежали и не переставали стре­ лять на ходу, у всех—наготове гранаты. Мое отделение разведчиков вскоре оказа­ лось в таком положении, что трудно было сделать еще бросок. Появились раненые. Огонь врага был так силен, что вам снова пришлось залечь. Тогда, расстегнув тело­ грейку, я снял гюйс и, как флаг, поднял его над головой. «Вперед, матросы! Не отставать — за мной!». И побежал, хотя пули так и свистели вокруг нас. Бегу и не оглядываюсь, чувствую, что никто не отстал. Трудно ведь выдержать душе'ма­ троса, когда его товарищи идут вперед, а над головой флагом, призывающим к бою, вьется синий с белыми полоскали 'гюйс... Укрепление немцев, служившее им здесь последней опорой, после упорного боя было захвачено отважными североморцами. Всей стране известен подвиг Героя Со­ ветского Союза коммуниста североморца Каторжного, 1который первым вступил на причал порта, водрузив вад Лпинахамари Красное знамя и затем*со своими бойцами в течение суток отбивал ожесточенные атаки гитлеровцев. С огромным напряжением смотрим мы сцену водружения знамени победы над рейхстагом в кинофильме «Падение Берли­ на». На ступеньках, ведущих к централь­ ному входу в рейхстаг, тяжело ранен и умирает Зайченко, верный друг Иванова. Слабеющей рукой вынул он носовой пла­ ток, смочил его в своей крови и передал его своему другу Юсупову: «Брат, — гово­ рит Зайченко, — дотянись до рейхстага, водрузи мой флаг там, за меня водрузи... Мертвый, а все равно там хочу быть». Мы видим, как Иванов и Кантария про­ бираются к самой высокой части этого 1 здания и водружают знамя победы над Бер­ лином. И вот оно взвивается над побежден­ ным Берлином, сразу ставшее видным все­ му миру. Оно, это знамя, символизирует торжество нашей великой победы, торжест­ во советского народа, гения Сталина. Вспоминая об этих днях, Герой Совет­ ского Союза Мёлптон Кантария (рассказы­ вает: — Ворвались мы с Егоровым в рейхстаг и сначала поставили знамя на парадном входе. Кругом кипел горячий бой. Немцы яростно сопротивлялись. Стреляли с лест­ ниц, из подвалов, через окна и двери мета­ ли гранаты. Преодолевая препятствия, мы добрались до купола. При этом нами двига­ ло одно желание: выполнить приказ хотя бы ценой жизни. Но вот знамя водружено и гордо развевается на ветру. Мы доложили командиру: «Знамя раз­ вевается над рейхстагом!..»'. Советский военно-морской флаг, который гордо и непобедимо реет сейчас над наши­ ми военными кораблями, омытый кровью многих героев — матросов, старшин, офи­ церов и адмиралов является символом вер­ ности славным традициям легендарного мужества, преданности Родине, великому вождю и гениальному полководцу товарищу Сталину, традициям, которые умножили советские моряки в борьбе с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками. • В годы Великой Отечественной войны со­ ветские моряки с достоинством и славой, пронесли военно-морской флаг СССР по всем морям, океанам и рекам, куда посы­ лала их Родина. «На Балтийском, Черном и Баренцовом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки оа четыре года войны вписали но­ вые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной» (И. В. Сталин). Кончилась война. Отгремели залпы ору­ дийных раскатов. Многие -бывалые воины — ветераны войны вернулись к мирному труду. Те, кто остался на боевых вахтах, с чувством величайшей гордости смотрят на Флаг своего к ар ася . Военно-мор­ ской флаг, который осенял моряков в бою, в мирное время эовет к новой славе, к борь­ бе за высокие показатели в овладении военным мастерством. Каждому воинудолжен бытьхорошо из­ вестен боевой путь своего корабля, части. «Знамя полка, — говорил М. И. Кали­ нин, — должно быть овеяно боевым рево­ люционным романтизмом, чтобы каждый красноармеец свято его чтил, зная подроб­ но о всех походах и боевых эпизодах, в которых участвовал полк под этим знаме­ нем». Когда на корабле Н. узнали, что будет проходить беседа на тему: «Боевой путь корабля», все матросы, свободные от вах­ ты, собрались к назначенному времени. Затаив дыхание, они слушали рассказ бы­ валого воина старшины 1 статьи Мару- сина. Отличник боевой и политической подго­ товки Марусин является одним из многих, которые бережно хранят честь и славу военно-морского флага, честь своего ко­ рабля, приумножают традиции советских моряков. Здесь, на корабле, Марусин вы­ рос от рядового матроса до старшины 1 статьи, стал кандидатом в члены великой партии Ленина —- Сталина. В своей беседе коммунист Марусин рас­ сказал о славном боевом пути корабля, о том, как в годы войны корабль провел де­ сятки транспортов, участвовал в набего­ вых операциях на конвои противника, вы­ держал не один бой против превосходящих сил врага, вместе с кораблями и частями Северного флота участвовал в освобожде­ нии Печенги от немецких захватчиков. Родина высоко опенила боевые заслуги корабля, наградив его боевым орденом. Вы­ сокая награда обязывает личный состав высоко держать честь и славу своего ко­ рабля. Вот почему каждый матрос и стар­ шина стремится получить одно из высших поощрений — быть сфотографированным у развернутого знамени корабля. Это не про­ сто фотография, а олицетворение того, что воин, несущий охрану священных рубежей своей Родины, в повседневном труде и уче­ бе приумножает славу военно-морского флага, в любую минуту готов грудью встать ва защиту Отчизны. Вот почему у развернутого знамени ко­ рабля или части фотографируют только до­ стойных. завоевавших славу воинов. Именно таким и является старшина 2 ста­ тьи Владимир Гусев. Вся его служба на корабле свидетельствует о патриотическим стремлении с честью выполнять свой воин­ ский долг перед матерью-Родиной. Гусев является отличником боевой и по­ литической подготовки. Свои знания он умело претворяет в конкретные дела, на­ правленные на повышение качества боевой и политической подготовки. Владимир Гу­ сев — один из лучших специалистов ко­ рабля, умелый воспитатель подчиненных, агитатор, член комсомольского бюро. За безупречную службу и успехи в бое­ вой и политической подготовке стар­ шина 2 статьи Гусев имеет 17 поощрений. Высокой наградой для него является то, что он сфотографирован у развернутого военно-морского флага корабля. Тов. Гусев награжден Почетной грамотей обкома ВЛКСМ. Недавно специальным приказом коман­ дир части поощрил сфотографированием у развернутого знамени комсомольца Стано­ вого. Становой является отличником боевой и политической подготовки, лучшим спе­ циалистом подразделения. Приведенные примеры не единичны. Они показывают, как североморцы продолжают упорно и настойчиво умножать боевые тра­ диции советских воинов. Военно-Морской Флот нашей Родины прошел славный боевой путь. Сражаясь с врагами Родины, он вписал новые славные страницы в книгу русской морской славы. Долг советских военных моряков — до­ стойно хранить и умножать честь и славу военно-морского флага. А это значит — неустанно совершенствовать свою боевую и политическую подготовку, быть образцом дисциплинированности, учиться па опыте войны, зорко нести боевую вахту на мор­ ских рубежах нашей Родины и всегда быть готовыми выполнять свой долг перед со­ ветской Отчизной. А. ДЕМАШИН. Комсомольцы Иван и Геннадий Воронины свято выполняют присягу Комсомолец Иван Воронин вьгров от ма­ троса до главного старшины. Будучи рядо­ вым специалистом, он зарекомендовал себя дисциплинированным воинам, мастером по­ рученного ему дела. Чтобы стать умелым специалистом, он много работал самостоя- только, учился умело обслуживать аппара­ туру. Командование, видя в нем старательного, трудолюбивого воина, назначило его на штатную должность старшего радиоиастера подразделения и присвоило ему звание гл авно го старшины. Воронин понимал, что от умения свое­ временно подготовить аппаратуру, вовремя устранить появившиеся неисправности зависит успех выполнения учебно-боевых задач. Главный старшина Воронин стал еще больше уделять внимания самостоя­ тельному изучению аппаратуры. Он приоб­ рел нужную техническую литературу. Про­ читав описание того или иного агрегата два-три раза, он аккуратно конспекти­ рует необходимое. В случае, если что-ни­ будь встретится непонятное, обращается за помощью к командиру группы. Свой богатый опыт главный старшина Иван Воропин передает матросу Ген­ надию Воронину. Благодаря оказанной по- | подготовки, моши Геннадий Воронин добился высоких показателей в боевой и политической под­ готовке. Недавно комсомольская организа­ ция приняла его в члены ВЛКСМ, а в день юбилея подразделения ему было присвоено очередное воинское звание старший ма­ трос. Командир и подчиненный свято выпол­ няют Военную присягу. Они с каждым днем повышают свое боевое мастерство. Коман­ дование высоко оцепило заслуги главного старшины Ивана Воронина. Его имя вместе с именем подчиненного занесено па Доску отличников боевой и политической Старшина 1 статьи Б. Са- ковский безупречно служит Родине. На корабле его знают как опытного специалиста, как командира, требовательного и внимательного к нуждам и за­ просам воинов. Он умело пе­ редает свой опыт подчиненным. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи Б. Саковский (край­ ний слева) проводит занятие по специальности .со своими подчиненными — старшим ма­ тросом В. Трохименко, матро­ сом В. Ланских и старшим матросом А. Кулаковым. Фото Н. Высоцкого. - . fit ' 0 ^ ' Щ&ШШ ' i * - 'М М " л/ Накануне проверки политических занятий ВЫ С О К А Я АК ТИ ВНО С ТЬ Слушатели групп политических заня­ тий во-время начали готовиться к проверке приобретенных имп в течение учебного года знаний. В оставшееся до проверки время воинам необходимо тщательно повто­ рить пройденный материал. Во время подготовки к проверке политзанятий по­ литработниками, партийными и комсомоль­ скими организациями должны использо­ ваться все возможности, чтобы создать для воинов нормальные условия учебы, оказать им всемерную помощь. О том, что любая партийная организа­ ция может многое сделать для обеспечения успешной подготовки воинов к проверке, говорит опыт работы партийной организа­ ции, где секретарем тов. Толочкин. Следует отметить, что в этом подразде­ лении подготовке к проверке политзаня­ тий уделено серьезное внимание. Как толь­ ко стало известно о ее сроках, здесь про-, шли собрания офицеров и сержантов. На них перед командирами были поставлены конкретные задачи в деле подготовки своих подчиненных к проверке. Особенно тщательно готовилось собрание сержантов, роль которых очень важна. Они всегда находятся среди воинов, повседневно, еже­ часно работают со своими подчиненными и во время подготовки к проверке должпы проделать немалую работу, оказывать по­ стоянную помощь воинам, внимательно следить за их учебой, чутко относиться к их нуждам и запросам. Сержанты подразделения после собрания включились в работу по подготовке к про­ верке политических занятий. Хороший пример уже показывают младшие сержан­ ты Савин и Забара. Они интересуются, какие трудности встретили их подчи­ ненные в повторении материала, кому нужна помощь, стараются обеспечить слу­ шателей учебной литературой. Подобное заботливое отношение к учебе воинов без­ условно принесет хорошие результаты. В подразделении состоялось партийное собрание, на котором с докладом о задачах коммунистов в период подготовки к про­ верке политзанятий выступил заместитель командира по политической части. Бюро сумело хорошо подготовить собрание. п оно прошло с высокой активностью. Выступая на собрании, коммунисты вскрыли ряд существенных недостатков, имевших место в течение учебного года. Например, не все руководители с должным вниманием относились к выполнению пору­ ченного им большого и ответственного де­ ла политического воспитания воинов. Были случал, когда отдельные руководители, как Князев и Денисенко, приходили на заня­ тия без должной подготовки. В группах иногда отсутствовали по неуважительный! причинам по два-три человека. Учебная литература не всегда правильно использо­ валась. Коммунисты по-деловому обсудили важ­ нейшие вопросы работы партийной орга­ низации во время подготовки воинов к проверке политических занятий. Собрание наметило много конкретных мероприятий по оказанию действенной помощи слуша­ телям и руководителям групп. Для лучшей организации подготовки и проведения проверки политических заня­ тий в подразделении был составлен план .работы. По плану намечено провести собрания, посвященные подготовке, бесе­ ды, дополнительные занятия, консуль­ тации. облегчающие воинам повторение материала. Партийное бюро также имеет обстоятельный, хорошо продуманный план работы на это время. Учитывая, что воинам трудно достаточ­ но глубоко повторить все темы программы самостоятельно, партийное бюро поручило передовым коммунистам подготовить и про­ вести беседы, раскрывающие содержание некоторых главных вопросов программы. Бюро пе только дало такие поручения на­ иболее хорошо подготовленным товарищам, но п оказывает им систематическую по­ мощь в подготовке бесед, подбирает для них необходимую литературу, устраивает кон­ сультации. В подразделении сейчас хорошо постав­ лена работа низовой печатп. Бюро умело использует это сильное оружие. Партийная организация подготовила и провела сове­ щание редакторов стенных газет и «Боевых листков». Работа редколлегий нацелена на мобплпзашпо личного состава на успешное повторение материала. Сейчас в стенных газетах, в «Боевых листках» остро, по-пар­ тийному ставятся вопросы, связанные с подготовкой к проверке политзанятий. В них рассказывается о лучших слушателях, критикуются отдельные нерадивые воины»1 показывается опыт помощи передовиков отстающим. Для слушателей проводятся дополет* тельные занятия. На них присутствует большинство воинов. Здесь они слушают раз’ясяение наиболее трудных вопросов материала, получают практические советы; как лучше использовать учебную литера­ туру, на что больше обратить внимание. В ходе учебною года отдельные руководите­ ли упустили такой важный момент, как изучение политической карты мира. Сей» час этому вопросу уделено значительное внимание. Имеющиеся в подразделении карты вывешены для того, чтобы слуша­ тели могли их использовать в подготовке к проверке. Воины с полной серьезностью отнеслись; к подготовке к проверке политзанятий. Они используют для этого все свое свобод­ ное время, много работают над книгой. Большую помощь товарищам оказывают отличники учебы. Ярошенко, Серов, Козюба весь учебный год занимались ус­ пешно. И сейчас они не только сами пло­ дотворно готовятся к проверке политзаня­ тий, но и находят время для помощи от­ стающим. Однако в подразделении есть и такие товарищи, которые весь год зани­ мались слабо и сейчас не уделяют долж­ ного внимания учебе. Особенно нерадиво относится к учебе тов. Пашков. Партбюро следует обратить самое серьезное внима­ ние на отстающих и организовать работу с ними. Многое предстоит сделать коммунистам и комсомольцам подразделения в период поj готовки к проверке политических заня­ тий. У партийной и комсомольской органи­ заций есть все возможности справиться с этой большой задачей. Долг каждого ком­ муниста и комсомольца принять самое ак­ тивное участие в лодтотовке воинов к про­ верке. Лейтенант В. НИКОЛАЕВ. ХРОНИКА ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕРКЕ О БОЛЬШУЮ РАБОТУ по подготовке воинов к проверке политических занятий ведет руководитель группы тов. Лопоу- хов. Он ежедневно проводит собеседова­ ния со слушателями, выясняет возникаю­ щие у них прн повторении материала во­ просы и дает на них ответы. Помощник руководителя тов. Щербаков обеспечил группу литературой и оборудовал комнату, где проводятся политические занятия, на­ глядными пособиями. Сержант В. Захаров. О ОТЛИЧНИК боевой и политической подготовки тов. Садков на протяжении всего учебного года показывал пример серьезного и вдумчивого отношения к изу­ чению «Краткого курса истории ВКП(б)». Для того, чтобы иметь всегда в своем распоряжении необходимую при изучении истории и теории большевистской партии литературу, он завел себе личную библио­ течку. В библиотечке у тов. Садкова сей­ час есть отдельные произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина и различная по­ литическая литература. В. Воронин. О В НАШЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ со. стоялось собрание личного состава, посвя­ щенное подготовке к проверке политиче­ ских занятий. На собрании были подведе­ ны итоги истекшего учебного года и об* суждены задачи подготовки к проверке. Выступившие на собрании воины тт. Чер­ ников, Кузнецов, Евстигнеев и другие под. вергли критике отдельные недостатки, имев­ шиеся в организации политической учебы, и внесли ценные советы по ее дальнейшему улучшению. Сейчас воины активно готовятся к пред* стоящей проверке политических занятия. К. Ефимов. От чего зависит авторитет командира Матрос А. ГУСЕВ. Много забот было у младшего сержанта Павлова в первые дни командования отде­ лением. Людей он еше как следует не внал. Среди матросов были нарушители воинской дисциплины. Матрос Коренев, например, иногда вступал в пререкания. Кое-кто не» своевременно поднимался по побудке. Были отстающие в учебе. Командир отделения — непосредствен­ ный воспитатель бойцов. В нем матросы видят не только командира, но и самого близкого товарища. С ним они делят и неудачи и успехи, на него равняются в службе и учебе. Значит, командиру преж­ де всего нужно быть во всем примерным. Примерности у младшего сержанта Пав­ лова хватает. Недаром он воспитывался У ветерана Великой Отечественной войны сержанта Хрустова. Сержант учил его бе­ зукоризненно выполнять воинские уставы и присягу, настойчиво овладевать боевым мастерством, быть непримиримым к недо­ статкам. Все эти качества воспитал в себе младший сержант Павлов. Они привели его в ряды лучших воинов подразделения — отличников боевой и политической подго­ товки. Теперь ему нужно воспитывать самому. — Буду действовать так, как учил меня старший товарищ, — сказал Павлов. — Без поддержки со стороны передовых воинов успеха в работе пе будет, нужна опора, — решил командир отделения. И в блокпоте младшего сержанта Павлова поя­ вилась запись: «Побеседовать с отличника­ ми ГюеВОЙ И ПОЛИТИЧССКОЙ подготовки». Па следующий день беседа состоялась. Младший серпент Павлов пптересовался, почему в отделении имеются нарушители воинской дпеппплпны. как передовые воины помогают своим товарищам в учебе и службе. Совещание дало очень много полезного командиру. Он убедился, что все матросы стараются служить добросовестно и честно. Но вследствие большой загруженности его предшественник недостаточно уделял вни­ мания воспитанию личного состава. Наряду с требовательностью командир должен проявлять чуткость, вниматель­ ность к подчиненному, не рубить с пле­ ча, а всесторонне оценивать проступок бойца, помочь ему понять свою ошибку. Придя в кубрик, он услышал следующий разговор между бойцами его отделения: — Говорят, что я нарушитель воинской дисциплины, — сказал матрос Коренев. — А что я особенного сделал? Только на­ стаивал перед командиром отделения, что­ бы мне побыстрее отремонтировали ботин­ ки. Они уже около двух недель лежат у сапожника. Младший сержант Павлов подошел к бойцам. Увидев командира, они все встали. Это понравилось младшему сержанту. Непринужденная беседа командира с подчиненными вызвала матросов на от­ кровенность. Они рассказали, что нм ме­ шает отлично служить. Па второй день Павлов пошел в сапож­ ную мастерскую. Обувь матроса Коренева обещали починить только через два дня. Младший сержант Павлов доложил о соз­ давшемся положении командиру и добил­ ся, что сапожнику было приказапо при­ няться за ремонт ботинок бойца немедлен­ но. А вечером Еорепер уже надел отремон­ тированные ботинки. Так постепенно рос и укреплялся авто-. ритет младшего сержанта среди личного состава. Он постоянно находился вместе с матросами, наставлял, учил, увлекал пх личным примером. Особенно много пришлось работать по воспитанию отличников. Некоторые бойцы знали технику поверхностно, действовали на тренировках боязливо. Во всем сказыва­ лись неуверенность, отсутствие прочных знаний. Матрос Майоров в результате пло­ хой подготовленности, неумения обра­ щаться с техникой на тренировке поломал деталь. Все ето заставило Павлова больше рабо­ тать с каждым матросом в отдельности. До самого отбоя проводил ои с ними до­ полнительные занятия. Настойчиво и тер­ пеливо добивался командир приобретения высоких знаний у подчиненных. Резуль­ таты пе замедлили сказаться. На практи­ ческих занятиях все матросы показали хорошую натренированность, умение гра­ мотно управлять техникой. Ревностно следит Павлов и за полити­ ческой учебой подчиненных. Он помогает им в составлении конспектов, учит пра­ вильно пользоваться рекомендованной ли­ тературой. Большим уважением пользуется млад­ ший сержант Павлов у своих подчи­ ненных. Каждый день упорной учебы под руководствам умелого командира приносит матросам большие успехи. В отделении нет отстающих в учебе, изжиты случаи нару­ шения воинской дисциплины. Отделение младшего сержанта Павлова добилось нема­ лых успехов в боевой и политической под­ готовке и заслуженно является передовым Н. МИХАЙЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz