На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 сентября 1950 г., № 230 (3843). Пятая сессия Генеральной Ассамблеи Организации 06‘единенных Надий Утреннее пленарное заседание 26 сентября НЬЮ-ЙОРК, 26 сентября. (ТАСС). Сегод ня заседание Генеральной Ассамблеи нача лось с рассмотрения доклада Генерального Комитета об утверждении повестки дня и распределении стоящих, в ней вопросов между комитетами. Длительному обсуждению подверглась рекомендация Генерального Комитета — отложить до будущей сессии рассмотрение проекта декларации о правах и обязанно стях государств. Делегат клики Тито при поддержке Чили в Венецуэлы решительно настаивал на том, чтобы этот вопрос рас сматривался на нынешней сессии. Совет ский Союз. Польша в США поддержали рекомендацию комитета. Представитель Со ветского Союза Я. А. Малик указал, что рассмотрение этого вопроса на нынешней сессии нарушило бы положение о работе комиссии по международному праву, кото рая подготовила этот проект, поскольку комиссия должна учесть замечания раз личных правительств по проек/гу, а до сих пор представили своя замечания только десять государств. Генеральная Ассамблея отклонила пред ложение титовского делегата 43 голосами против 11 при 3 воздержавшихся. Затем 30 голосами против 6 при 9 воз державшихся была принята кубинская поправка о том, чтобы отложить рассмот рение проекта до «шестой», а не до «буду щей» сессии Генеральной Ассамблеи. Со ветский Союз голосовал против кубинской поправки. Далее Генеральная Ассамблея одобрила без возражений ряд предложенных пунктов, в тон числе вопрос о Палестине п вопрос о судьбе бывших итальянских колоний. Представитель Советского Союза А. С. Панюшкин выступил против включения пункта «Угроза политической независимо сти е территориальной неприкосновенности Греции». Панюшкин ваявил, что нет ни какого основания поднимать этот вопрос в Ассамблее. Он сказал, что внесение егого пункта представляет собой скрытую по пытку англо-американского блока отвлечь внимание от террористического характера нынешнего греческого режима и угнетения пм греческого народа. Панюшкин заявил, что нынешнее греческое правительство от казывается прекратить террор, направлен ный против греческого народа, отказывает ся принять предложения относительно ам нистии и не допускает проведения честных всеобщих выборов. Греческий представитель Канеллопулос сделал попытку скрыть ыонархо-фашист- ский террор в его стране и в этих целях прибег к грубейшей клевете по адресу Со ветского Союза и его делегации. Представитель Чехословакии Гофмейстер подчеркнул, что этот пункт повестки дня внесен в попытке ваглупшть стоны жертв монархо-фашистского террора в Греции. Представитель Польши Кац-Сухи заявил, что он был выцужден просить предоставить ему слово ввиду неслыханного лицемерия греческого представителя. Касаясь утверж дения греческого представителя о том, что '«дверь в Грецию открыта», Кац-Сухи спро сил, относится ли это также к известному концентрационному лагерю на острове Мак- ронисос. Заявив, что Генеральная Ассамб лея уже является соучастницей подавления свобод греческого народа, Кац-Сухи сказал, что этот вопрос был внесен вновь с целью продлить эту позорную роль Ассамблеи, ко торой был бы положен конец, если бы этот пункт был отвергнут. По просьбе Югославии Ассамблея про вела два раздельных голосования по двум параграфам данного пункта повестки дня. Ассамблея одобрила 52 голосами включение первого параграфа — доклада специальной балканской комиссии ООН, причем против голосовали 6 стран: Советский Союз, Че хословакия, Польша, Белоруссия, Югосла вия п Украина. Затем Ассамблея одобрила 56 голосами против одного вторую часть пункта — о репатриации греческих детей. Затем Ассамблея перешла к обсуждению вопроса о включении дт-ттт невключении в повестку дня гоминдановской кляузы, хит роумно озаглавленной: «Угроза политиче ской независимости и территориальной не прикосновенности Китая». / Представитель Советского Соня* Тажи- баев указал, что гоминдановская клика не имеет права вносить пункты в повестку дня. Гоминдановцы произвольно сфабрико вали утверждения, содержащиеся в их кляузе. Между Советским Союзом и Китаем нет никакого спора, существуют самые дружественные отношения между Совет ским Союзом и китайским Народным прави тельством, что нашло свое отражение в до говоре от 1950 года, который заменил пакт от 1945 года. Представители Чехословакии и Белоруссии энергично поддержали требо вание отклонить этот пункт. Затем вступила в действие «машина го лосования» — за включение этого пункта подано 44 голоса против 6 при 7 воздер жавшихся (голосование производилось пу тем поднятия рук). После этого Генеральная Ассамблея пе решла к обсуждению вопроса о включении пункта: «Соблюдение прав человека в ос новных свобод в Болгарии, Венгрии в Ру мынии». Польский представитель Дрогоев- ский решительно настаивал на том, чтобы Генеральная Ассамблея исключила этот пункт. Он заявил, что США состряпали лживое, клеветническое обвинение против Болгарии, Венгрии и Румынии в качестве новой формы вмешательства. Поэтому «пе ред Генеральной Ассамблеей ст^ит пробле ма, заключающаяся в том, будет ли она содействовать этому вмешательству во внутренние дела трех стран, или же, исключив этот пункт, будет придерживать ся Устава ООП». Советский представитель Арутюнян под держал позицию Польши и заявил, что нет никаких оснований—фактических или юри дических — для включения подобного пункта в повестку дня. Представитель Советской Украины Ба рановский поддержал представителей Поль ши и Советского Союза и заявил, что вклю чение этого пункта в повестку дня явилось бы «грубым нарушением Устава». Представитель США Остин утверждал, что Генеральная Ассамблея должна рас сматривать этот вопрос, так как на своей сессии в прошлом году она голосовала за то, чтобы сохранить этот вопрос в повестке дня пятой сессии Генеральной Ассамблеи. Вслед за выступлением Остина Гене ральная Ассамблея проголосовала за вклю чение этого пункта (против включения го-1 лосовалп Советский Союз, Белоруссия, Польша, Чехословакия и Украина). Вчера на дневном заседании Генеральной Ассамблеи последним в общих прениях вы ступил делегат Пакистана Зафрулла-Хан, который в своей речи поддерживав интер венцию в Корее. Он поддержал также реак ционное требование об отмене резолюции ООН от 12 декабря 1946 года относительно отзыва из франкистской Пспаиж глав ди пломатических представительств стран — членов ООН. В то же время представитель Пакистана выступил за приглашение деле гации Центрального правительства Народ ной республики Китая на происходящую сессию Генеральной Ассамблеи, указав, что члены ООН должны считаться с действи тельным положением в Китае. € ж х * ш т ь г Дневное пленарное заседание 26 сентября НЫ0-Я0РК, 26 сентября. (ТАСС). На дневном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи продолжалось рассмотрение по вестки дня Генеральной Ассамблеи. Советский представитель Арутюнян на стаивал на исключении раздела 30 пункта повестки дня, касающегося так называе мых «помех при помощи радиосигналов». Арутюнян указал, что этот вопрос обсуж дался комиссией ООН по вопросу о свобо де информации, заседавшей в Уругвае, а также на последней сессии Экономическо- ,го и Социального Совета в Женеве. Арутго- нян указал, что оба эти органа в незакон ном составе обсуждали вопрос п приняли по нему рекомендации. Он отметил, что представители Советского Союзя, Польши и Чехословакии не принимали участия в указанных заседаниях, а также, что в них незаконным образом принимал участие го миндановский представитель. Арутюнян заявил, что в силу приведенных обстоя тельств Советский Союз не признает за конными принятые на этих совещаниях ре шения. Арутюнян заявил, что те, кто стремится включить этот вопрос в повестку дня. хо тят втянуть Генеральную Ассамблею в бес плодное обсуждение с целью вмешательст ва во внутренние дела государств. Представитель Белоруссии поддержал позицию делегации СССР. Несмотря на очевидную и неопровержи мую логику доводов советского делегата, с помощью «машины голосования» пункт 30 оказался полностью включенным в повест ку дня. Возникла полемика по предложенному пункту повестки дня, касающемуся «отно шений стран — членов ООН f специали зированных учреждений ООН с Испанией». Включение этого пункта в повестку дня было поддержано теми делегациями, кото рые стремятся укрепить фашистский ре жим в Испании и подорвать резолюции, осуждающие режим Франко, принятые Ге неральной Ассамблеей в 1946 году. Доминиканский делегат настаивал на включении этого пункта и заявил, что из менение международной обстановки тре бует пересмотра вопроса об отношениях с Испанией. Польский делегат Кац-Сухй назвал пред ложенный пункт «попыткой навязать Ас самблее позицию, явно противоречащую принципам Об’единенных Наций». Кац-Су хи заявил, что анализ нынешней обстанов ки оправдывает решение Об’единенных На ций от 1945 года. Он процитировал резо люцию от 1946 года, осуждающую фран кистский режим, как фашистский р^жим. Кац-Сухи напомнил, что резолюция упол номочила Совет Безопасности предпринять дальнейшие меры для свержения Франко* если мероприятия, предусматриваемые его, не принесут успеха. Украинский делегат Война поддержал польское предложение исключить этот пункт из повестки дня. Советский делегат Бабаходжаев также настаивал ва устранении этого пункта, заявив, что не произошло ничего, что тре бовало бы от Генеральной Ассамблеи пере смотра ее прежней резолюции относительно режима Франко. Несмотря на эти убедительные аргумен ты, Генеральная Ассамблея проголосовала за включение испанского вопроса в по вестку дня 45 голосами против 9 и двух воздержавшихся. Гоминдановец Лю выступил против включения в повестку дня жалобы Совет ского Союза на американскую агрессию,, направленную против Китая. Однако Ас самблея одобрила внесение этого вопроса 36 голосами против 6 при 6 воздержавших ся. Генеральная Ассамблея одобрила без об суждения остальные пункты повестки дня. Она также одобрила рекомендации Гене рального Комитета относительно создания специального политического комитета. При рассмотрении рекомендации Гене рального Комитета о том, чтобы Ассамблея непосредственно обсудила на своем пле нарном заседании вопрос о постоянном приглашении представителя Лиги арабских отран на сессии Генеральной Ассамблеи, представитель Израиля Эбан предложил, чтобы Ассамблея отклонила рекомендации и приняла первоначальную рекомендацию Генерального секретаря о передаче этого вопроса на рассмотрение шестого комитета. Генеральная Ассамблея одобрила предло жение Израиля. Затем она одобрила ре комендации Генерального Комитета отно сительно распределения пунктов повестки дня между различными комитетами Ас самблеи. Затем были возобновлены общие прения, в которых первым выступил представитель Швеции Унден. Унден в своем выступлении зашишал незаконные решения Совета Безопасности относительно Кореи. Он сказал, что Шве ция «тщательно рассмотрит» предложения Ачегона об «укреплении полномочий Аг самблеи в области принятия мер в целях потт^ржания мива». Переходя к обсуждению предложений, выдвинутых Вышинским. Унден указал* что он относится отрицательно к положе ниям Стокгольмского Воззвания и к пред ложению о соглашении между пятью вели кими державами. Затем выступил пветставитель Чехосло вакии ШттокиЙ. котопый поддержал пред ложения Советского Союза. После речи следующего оратора — де легата Колумбии Урданета. поддержавшего вмешательство США в Корее, заседание было закрыто. С О Б Ы Т И Я В К О Р Е Е Сообщение Главного командования Народной армии Корейской народно-демократической республики ПХЕНЬЯН, 27 сентября. (ТАСС). Глав- лов командование Народной армии Корей ской народно-демократической республики сообщило сегодня вечером, что на всех фронтах части Народной армпи продолжают ожесточенные бои с противником . 26 сентября части американских войск предприняли яростное наступление в трех направлениях — севернее, северо-западнее и юго-западнее Сеула с целью ворваться в город. • Части Народной армии, обороняющие Сеул, при поддержке танковых и артилле рийских частей неоднократно предпринима ли контратаки п нанесли противнику боль шие потери. На некоторых участках оборо ны севернее и юго-западнее Сеула в ре зультате контрударов частей Народной ар СОВЕТЫ СПОРТСМЕНАМ Обучение личного состава шлюпочному делу Кому хоть раз довелось быть на шлюп ке в море, тот знает, как важно уметь хо рош о грести. Высокое искусство гребли приходит не сразу, а достигается в резуль тате длительного ж настойчивого труда. Гребля является не только средством физического развития, но прежде всего одним из основных видов морской подго товки, прививающей личному составу лю бовь к морю. Вот поче-му каждый военный моряк должен в совершенстве научиться ходить на шлюпке. Каждый офицер, прежде чем выпустить шлюпку в море, обязан тщательно прове рить ее состояние. Все предметы вооруже ния п снабжения шлюпки должны нахо диться на своих местах и ни один из них не может быть взят и переложен без разреше ния. Строгое выполнение этого правила обеспечит постоянную готовность шлюпки к спуску на воду и выходу в море. С чего рекомендуется начинать обуче ние? Прежде всего весь личный состав кораб ля необходимо расписать по командам п закрепить за определенными шлюпками. Как показал опыт передовых командиров, такая практика способствует повышению ответственности старшин и матросов, при* учает их содержать в полном порядке пору ченное пм заведывание. Старшинами шлюпок обычно назначают ся пап более опытные матросы и старшины, имеющие практику самостоятельного управ ления шлюпкой. Старшине шлюпки практическое обуче ние матросов надо начинать с рассадки гребцов по банкам. При этом следует до стичь такого положения, чтобы матросы обоих бортов по силе былп примерно одина ковы, иначе для удержания шлюпки на курсе придется все время держать руль по ложенным несколько на борт, что в конеч ном счете будет снижать скорость ее хода. Особенно важно подобрать правого загреб ного, от которого требуется умение исклю чительно четко и ритмично удерживать за данный темп гребли. С первых же занятий старшина шлюпки должен обучать гребцов так, чтобы все движения корпуса, рук и ног были строго согласованы, производились без напряже ния и в медленном темпе. Известно, что начало гребка производит ся за счет силы корпуса и ног, а прп за вершении его прикладывается и сила рук. В результате сила гребка и скорость хода нарастают. На первых занятиях особенно большое внимание должно быть обращено на изучение техники гребка. Гребок производится так. После заноса лопасти весла, его рукоять разворачивает ся до нужного положения. Одновременно матрос направляет рукоять по дуге вверх на себя. В результате лопасть входит в воду с необходимой скоростью. Весло сле дует держать свободно, не напрягая рук. Гребок оканчивается в быстром темпе п всей командой одновременно. Изучая технику гребли, одновременно падо учить матросов правильному выпол нению команд, применяемых прп хождении на шлюпке, и добиваться четкого пх выпол нения. Постепенно по мере освоения тех ники: гребли ее темп усиливается, а дп- станния хода увеличивается. Каждая тренировка начинается с пе* большой разминки, после чего старшина приучает команду правильпо брать старт, обращая при этом большое внимание на первые гребки. Очи должны быть корот кимп. энергичными и выполняться одно временно всей командой. Хорошо взятый старт имеет большое значение. Незначи тельная задержка шлюпки на старте неми нуемо влечет sa собой потерю времени, на верстать которое я а дистанции бывает поч ти невозможно. Иногда наблюдаются случаи, когда от дельные шлюпочные команды, готовясь к гонкам, проходят ежедневно ту дистанцию, которая предполагается на ближайших со ревнованиях. Это неправильно. Такой спо соб тренировки не дает уверенности в том, что матросы смогут до колиа выдержать борьбу на гонках. Поэтому надо постепенно усложнять тре нировки, ходить на увеличенное против ди станции предполагаемых гонок расстояние, чередовать быстрый темп гребли с медлен ным. Проходить все дистанции в высоком темпе следует один раз и не позднее, чем sa неделю до гонок. Очень важно научить гребца правильно отдыхать. Некоторые старшины с этой целью прекращают греблю, и матросы си дят на банках без всякого движения. Так делать не рекомендуется. Прекращать греблю следует лишь в том случае, когда необходимо указать матросам на ошибки и объяснить, как их устранить. Медленная гребля — один пз лучших способов отдыха спортсменов. Старшипа обязан учить матросов и уп равлению шлюпкой. Для этого надо пооче редно допускать матросов к рулю после того, как тренировка закончена и шлюпка возвращается к кораблю. Высокое искусство управления особенно важно на соревноваппях. когда требуется провести шлюпку кратчайшим расстоянием. Это зависит во многом от рулевого, кото рый должен внимательно учесть все об мии противник отступил на два-три кило метра На*других фронтах части Народной ар мии с целью приостановить продвижение противника ведут ожесточенные оборони тельные бои. стоятельства гонки и особенно ветер, если он боковой, при котором снос шлюпки бу дет весьма значителен. Таковы некоторые из советов, которые должны быть полезными для молодых спортсменов в подготовке их к сдаче норм по гребле я а военно-морских шлюпках. Среди многих ш о в спорта, которыми занимаются военные моряки, парусу при надлежит особое место. Парусный спорт развивает необходимые военному моряку качества: точность глазомера, ловкость, смелость и сообразительность, приучает воина к морю. Научиться хорошо упра влять парусной шлюпкой может каждый матрос и старшина — требуется лишь на стойчивость и тренировка. С чего начинать обучение старшин и матросов управлению шлюпкой под пару сами? Прежде всего необходимо обучить воинов технике постановки рангоута и парусов. Умение быстро ставить и рубить рангоут имеет большое значение не только в гон ках, но и в обычном хождении на шлюпке, когда нужно быстро срубить рангоут в силу внезапно налетевшего шквала и т. д. Поэтому практическое обучение личного со. става надо начинать с постановки рангоу та. Необходимо обратить внимание, чтобы ванты и фалы были очищены. Все дейст вия должны производиться сидя. Ни в коем случае нельзя разрешать гребцам вставать на банки. Вначале следует выбрать до места фал, а потом уже осадить галс, который при хо рошо поставленных парусах должен нахо диться на высоте планширя. Малейшее на рушение матросами установленного порядкз обращения с рангоутом и парусами руко водитель занятий обязан немедленно устра нить, а в отдельных случаях постановку рангоута и парусов прекратить и все дей ствия повторить сначала. Занятия на открытой воде необходимо пачштать с показа курса шлюпки относи тельно ветра и показа практического дей ствия ветра на паруса — на каждый в от Два этюда Недавно закончившийся конкурс реше ний шахматных вадач и этюдов, проведен ный редакцией газеты «На страже Запо лярья ». показал, что если большинство уча стников успешно справилось с предложен ными задачами, то при разборе этюдов мно гие флотские шахматисты допустили ряд ошибок и неточностей, что свидетельствует, очевидно, об отсутствии практики и недо статочной еще теоретической подготовки. Между тем, в практических партиях ча сто встречаются такие позиции, где побе да или достижение ничьей могут быть осу ществлены чисто этюдным путем. Вот поче му разбор и изучение многочисленных этю дов, составленных лучшими нашими шах матными композиторами, является очень полезным не только для начинающих шах матистов, но и для тех, кто (уже имеет оп ределенные разряды. Решение этюдов яв ляется особенно полезным для тех шахма тистов, кто не овладел еще техникой ро зыгрыша концов партий. Учитывая это, редакция будет помещать периодически в разделе «Шахматы» этюды, составленные советскими композиторами. В сегодняшнем номере мы приводим два ин тересных и поучительных этюда. Этюд № f (Автор А. Троицкий) Я ' 7 6 5 \ 3 2 1 А ' т 1. Кргб—h6 Крк8—Ь8 Теперь, чтобы не дать возможности чер ному слону уйти на освободившееся после отступления короля поле, белые создав» (угрозу мата. ■*.. г . Ktr^—h4 ‘ Rph8—gS 3. R h 4 - f 3 Kpg8—h8 4. Kf3—e5 K p h 8 -g 8 5. Ke5—c6 Kpg8—Ь8 6. Кеб—e7 и белые выигрывают oao* на, а вслед за ним и партию. Этот этюд, как и следующий, показывал ет, между прочим, что в ряде окончаний партой конь оказывается сильнее слона. Этюд №2 (Автор Л. Куббель) V а b с d е f g h Л е [ g h Белые: Kpe5v Ке2, nf4 Черные: Крг8 , Ch7, nf5 Белые нечинают и выигрывают Расставившему фигуры в соответствии с приведенной выше диаграммой кажется, что выиграть в такой позиции просто невоз можно. Однако активное положение бело го короля и сильный конь при правильной игре оказываются достаточными для дости жения победы. Выигрыш достигается следующим обра зом: Белые: Kpbl, Kf4, nh6 Черные: КрЬЗ, Cf2, nb2 Белые начинают и выигрывают Из приведенной. диаграммы вцдно^ДО черные ее в состоянии овладеть пол^м превращения их пешки в ферзя, этому ме шает король белых. Положение же белых благоприятнее, так как пх конь способен защитить свою пешку от нападения неприятельского слона. Ясно, что задача заключается в том, чтобы не дать черному слону занять диа гональ а 1—h8, пока пешка не дойдет до последней горизонтали. Поэтому белые играют; 1. КГ4—еб Ш —e l 2. Кеб—с5-4-и 3. Кс5 —е4 и выигрывают. Если же на первый ход белых черные ответят: 1. . . . C f 2 - g 3 , то 2. K e 4 - d 4 + * 3. Kd4—f3 и выигрывают В том и другом случае цель достигнута в результате маневра конем и слон не в состоянии остановить проходящую . пешку I белых. О------- ОТ’ЕЗД СОВЕТСКИХ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ 25 сентября из Москвы в Венецию, по приглашению шахматной федерации Ита лии и мэра города Венеции, для участия в Международном шахматном турнире выле тели советские гроссмейстеры А. Котов и В. Смыслов. Как сообщили корреспонденту ТАСС в Комитете по делам физической культуры п ГРОССМЕЙСТЕРОВ ТУРНИР В ВЕНЕЦИЮ спорта прп Совете Министров СССР, в тур нире примут участие 16 сильнейших шах матистов СССР, Италии, Чехословакии, Англии, Франции, Голлан.тпп, США, Чили,.. Палестины и других стран. ;• Турнир продлится до середины октября. , (ТАСС). НА ПЕРВЕНСТВО СТРАНЫ ПО ФУТБОЛУ КИЕВ. 26 сентября на киевском стадио не «Динамо» хозяева поля встретились в очередном матче на первенство страны по футболу с футболистами общества" «Локо мотив» (Харьков). Матч закончился со счетом 1:0 в пользу харьковских футболи стов. ТБИЛИСИ. На тбилисском стадионе «Ди*, нано» имени Берия состоялся матч на пер венство страны по футболу. Тбилисская команда общества «Спартак» встретилась о рижской командой «Даугава». Матч закон чился вничью со счетом 2:2. 26 сентября. (ТАСС). К СВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗАТОРОВ ПОДПИСКИ Продолжается подписка на газету «На страже Заполярьяэ на четвертый квартал I960 года. Подписная цена на три месяца 11 р. 25 к. ИЗДАТЕЛЬСТВО/ дельности, а затем и на все. Рассказать воинам, для чего и как надо удиференто вать‘ шлюпку, какое это имеет пртктиче ское влияние на ход и на выполнение по воротов. Одновременно показать, как вы полняются команды «привестись», «спу ститься» или «увалиться» и что при этом нужно делать со ткотаэпг парусов. Впервые самостоятельное управление шлюпкой можно доверить матросам в сла бый ветер при движении по прямой, в на правлении на определенный ориентир. При всех случаях движения под парусами греб цы сидят на рыбинах наветренного борта лицом к парусу. Наиболее трудным является умение оп ределить угол, под которым находится шлюпка относительно ветра и, следова тельно, насколько и когда должны быть выбраны или потравлены шкоты. При движении шлюпки в бейдвинд пе редние шкаторины парусов должны слегка заигрывать (дрожать), при полном бакшта ге слегка должна дрожать задняя шкато рина. Необходимо показать матросам, что чрезмерно выбранные пгкоты не увеличи вают ход шлюпки, а усиливают лишь дрейф ее. Шкоты ни при каких обстоя тельствах не закрепляются, а держатся в руках и потравливаются или выбираются без команды по мере надобности. Казцый новый разученный элемент должен быть практически закреплен ма тросами, путем самостоятельного выполне ния его. Научив матросов ложиться в дрейф и сниматься с дрейфа, можно перейти к изу чению поворотов. Начинать нужно с пово рота оверштаг. Рассказав сущность этого поворота п показав выполнение, надо разъяснить причины, которые могут поме шать выполнению ©того поворота, об'яс- нпть, почему необходимо раньше забрать хороший ход И не перекладывать резко ру ля. Рассказать, когда и какие паруса раньте стягиваются и какие потравли ваются. Особенно надо обратить внимание стар шин и матросов на момент выноса кли вера. Практически это делается так: как только влвер-шкот раздернут в начале поворота, он сразу уносится ветром на подветренный борт, и рулевой перестает его видеть. Шлюпка же, продолжая движе ние носом к линии ветра, пересекает эту линию, и кливер снова становится виден. Это положение шлюпки относительно вет ра и является тем моментом, когда необхо димо дать команду «кливер-шкот на ле вую» (или «на правую»). Поворот через фордевинд изучается в тихую погоду, ког да исключена возможность опрокидывания шлюпки. Поворот через фордевинд изу чается при ветре не более 2— 3 баллов. Прн изучении поворотов слеаует как можно чаще выполнять пх, но начинать очередной поворот можно только после то го, как предыдущий поворот будет пол ностью закончен. После поворотов необходимо показать; как подходить к трапу корабля п как от валивать от него. Этот маневр, как п вся кий другой, руководитель занятий вначале несколько раз показывает сам и попутно об'ясняет. После этого вся команда шлюп ки поочередно назначается на руль для выполнения этого же маневра. При каж дом подходе к трапу надо особенно внима тельно следить за действиями сидящего на руле и немедленно приходить ему на по- " мощь, если неправильный расчет матросам» грозит ударить шлюпку о борт корабля. Для выбора кратчайшего расстояния следует практиковать хождепие вокруг ко рабля, соблюдая прп этом правила движе ния. Когда вся комаща в достаточной степе ни освоила основы парусного дела, можно перейти к обучению матросов управлению шлюпкой без руля. Таковы советы молодым офицерам, веду щим подготовку личного состава к само стоятельному управлению парусной шлюп кой и к сдаче разрядпых норм по чаруспо му спорту. Капитан-лейтенант И. КЛИМЧИНСКИЙ. ГМ 1852230. Адрес редакции и издательства: Ваенга, Мурманской области, ул. Полярная, 51. Телефон Отдела информации — 3.63. Заказ X* 230. Ответственный редактор Н. ЮДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz