На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.

i Н а с т р з и г е З а п о л я р ь я 16 сентября 1950 г.. № 220 (3833)'. Т Р И Б УН А О ТЛ И Ч Н И К А Военная присяга обязЫваеш Отличник боевой и политической под­ готовки старшина 1 статьи Михаил Тимо. хин зар ек ом ендовал себя на корабле, как мастер своего дела, умелый воспитатель своих подчиненных. Рулевые сигнальщики коммуниста Тимохина — передовые вои­ ны. примерные в учебе и дисциплине. За безупречную службу Михаил Тимохин н агр аж ден нагрудным знаком отличного специалиста, имеет несколько десятков поощрений. Много времени он уделяет общественной работе на корабле. Об этом свидетельствует его награда — Почетная грамота Мурманского обкома BJ1KCM. Недавно старшина 1 статьи Тимохин за отличные показатели в работе, учебе и службе был удостоен Похвальной грамо­ ты. Сегодня мы печатаем статью тов. Ти. мохииа о том, как он добился успехов в учебе и воспитании подчиненного ему личного состава. НЕЗАБЫВАЕМЫМ в памяти каждого воина останется тот день, когда он перед лицом своп! товарищей торжественно по­ клялся своему пароду, что будет свято оберегать высокое звание воина страны со­ циализма. Давая священную клятву, совет­ ский моряк подчеркивает свою уверенность в том. что оп до коппа выполнит воинский долг перед Родиной, Советским правительст­ вом, перед любимым и мудрым вождем товарищем Сталиным, доверившими нам зорко стоять па страже мира и безопасности могучего социалистического государства. Это великое доверие советского народа обязывает нас, военных моряков, быть стойкимп и мужественными бойцами, все­ мерно укреплять мощь Воеппо-Марского Флота. Военная присяга требует от воина «...добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное иму­ щество п до последнего дыхания быть пре- данпым своему народа, своей Советской Родппе п Советскому правительству». Честно выполнять В орлгую присягу — вто значит с полным сознанием своего долга крепить боеспособность корабля, быть готовыми в любую минуту выступить на защиту государственных интересов нашей Родипы. Учиться отлично, быть диспиллп- шгроватгным может и должен каждый со­ ветский воин. Отличная учеба, неукосни­ тельное выполнение Военной щж^ягн и уставов — священный долг матроса, старшины. Как радостно, когда группа или отделение занимает первое место, когда слава о них гремит на корабле, во всем подразделении, а имена отличников произ­ носятся с тактрм же уважением, как имена героев Великой Отечественной войны. Расскажу о себе. Стал отличником я не сразу. Потребовалось много трудов и ста­ рания. чтобы добиться этого почетного зва­ ния. На первых порах учебы было много неудач. Надо сказать, что специальность рулевого-спгогалыпика требует особой на­ стойчивости в учебе, внимательности и хо­ рошей осмотрительности. -Нриучив себя к строгому выполнению уставов, я стал ус­ пешно, без особых трудностей править службу, овладевать военным делом. Не торяя ни одной свободной минуты времени, я целиком и полностью отдавался изучению боевой техники. Каждый день v4e6u я использовал для того, чтобы кап можно скорее и лучше освоить военную специальность, вникал в каждую мелочь. Это вскоре заметно сказалось на моем !ростб — я был допушен к самостоя­ тельному несению ходовой вахты. По на достигнутом я не остановился. Продолжая повышать военные знания, я повседневно тренировался, гаубже вникал в изучение обязанностей рулевого-сигналь- ного дела. Если я в чем ошибался— поправ­ ляли старослужащие, которые заставляли меня проделывать одно и то же по несколь­ ку раз. Всегда внимательно слушая советы товарищей и в особенности старшины, офи­ цера, я делал каждый раз соответствующие выводы, старался в дальнейшем поступать продуманно н точно. Мечта стать отличником учебы никогда не оставляла меня. Но в совершенстве овладеть своей специальностью, быть при­ мерным моряком невозможно без повыше­ ния своих шейно-теоретических знаний. Для этого необходимо отлично успевать на политических занятиях, регулярно раб(ь тать над собой. Поэтому с первых дней службы я обратил серьезное внимание на свой политический рост, на изучение «Краткого курса истории ВКП(б)». Старшина должен не только сам безу­ пречно править службу, как этого требуют уставы, но и добиваться, чтобы каждый его подчиненный был высокодисциплпниро- ванным воином, отличником боевой и по­ литической подготовки. Мы. старшины, должны поэтому чутко относиться к людям, во-время приходить нм на помощь, доби­ ваясь, чтобы все в отделении, группе учи­ лись и служили так, как этого требует •священная клятва. Для этого есть много путей и средств. Но самое главное это, по- моему, личный пример старшины, его за­ бота о подчиненных и жесткая требователь­ ность к ним. Для того, чтобы лучше помо­ гать матросам в учебе и службе, мы обме­ ниваемся опытом своей работы. Был в моей практике такой случай. Ма­ трос Кукушкин, показывая на тренировоч­ ных занятиях хорошие результаты, считал, что для него не составляет никаких труд­ ностей нести вахту в море. Однако* как и следовало ожидать, получилось совсем иначе. Принимая с соседнего корабля светограмму, матрос докладывал об этом как-то неуверенно. Однаяцы он принял семафор неправильно. Получилось это по­ тому, что Кукушкин ве учитывал трудно­ стей походной вахты. Практика показывает, что лучшей шко­ лой моряка служат выходы в море, где продляются качества воина. Собрав лич­ ный состав, я решил еше раз наполнить о Военной присяге. Морям сами поняли, что без постоянного совершенствования боевого мастерства не может быть успеха. Воины сами осудили проступок матроса Кукушки­ на и сделали для себя вывод: матрос, кото­ рый не растет, тянет отделение навад. Такая беседа положительно сказалась на дальнейшем росте моряков. Они стали от­ носиться к занятиям более серьезно. Улучшилась и дисциплина воинов. Изме­ нил свое отношение к учебе и матрос Ку­ кушкин. Стараясь в совершенстве изучить военное дело, стать политически грамот­ ным воином, он не жалел для этого ни сил, ни знаний. Ныне Кукушкин — отличник учебы, примерный старшина, k воспитывающий своих подчиненных в духе твердого и неуклонного выполнения всех требований Военной присяги. Пз своего опыта работы по воспитанию личного состава я убедился, что, п е пра­ вильно поставлена пропаганда Военной присяги и уставов, где старшина строго н ревностно следит за поведением и учебой каждого подчиненного, там всегда ус­ тавной порядок и организованность, высо­ кие успехи в боевой и политической под­ готовке. Старшина 1 статьи М. ТИМОХИН. П О Ч Е Р К М Д С Т Е Р Д Комсомолец Алаев за безупречную службу и образцовое содержание своего заведывания имеет ряд поощрений от командования. НА СНИМКЕ: старший матрос Нико­ лай Алаев. Фото Н. Высоцкого. 4 На трудовой вахте Воины нашего подразделения добиваются новых и новых успехов в труде. Передови­ ками производства являются солдаты Ма­ каренко, Дрвженко и Бопдаренко. Они ежедневно выполняют по полторы-две нор­ мы. Их примеру следуют многие воины под­ разделения. Передовые воины-производствепннки успешно также совершенствуют свою бое­ вую и политическую подготовку и укреп­ ляют дисциплину. Солдат Урвапттев является новатором производства. Оп внес пенпое рационали­ заторское предложение, которое повысило производительность труда в несколько раз. И. ЛАЗЬКО. — о------- О НЕУСТАННО борется за твер­ дый уставной порядок сержант Бояр­ кин. Его подчиненные отличаются ВЫ­ СОКОЙ дисциплинированностью и ис­ полнительностью, четким соблюдением уставных требований. Б. Рощин. О С БОЛЬШИМ интересом про­ слушал ЛИЧНЫЙ состав нашего под­ разделения доклад о международном положении, который прочитал комму­ нист тов. Иноземцев. Он рассказал воинам о героической борьбе корей­ ского народа против американских интервентов, об успешном сборе под­ писей под Стокгольмским Воззванием. Н. Горбунов. О СТАРШИЙ матрос Петросюк безупречно служит Родине. Недавно командир за отличное и добросовест­ ное отношение к работе об’явил ему благодарность. Н Коротченко. О ГРУППА ВОИНОВ получила срочное задание — разгрузить тран­ спорт с дровами. Бойцы работали бы­ стро и организованно, выполнив за­ дание на четыре часа раньше срока. Особенно отличились на работе тт. Никитин, Забаров н другие. Н. Терпигорев. В матросском кубрике было тихо. Сме­ тавшиеся с вахты телеграфисты спали крепким сном. Только изредка раздавались телефонные звонки. П тогда дневальный слегка приглушенным голосом вел привыч­ ный служебный разговор. Старший матрос Николаи Uванов сидел за небольшим столом, покрытым легкой скатертью. Перед ним лежала «Повесть о настоящем человеке». Когда была прочита­ на последняя страница, комсомолец Иванов потел закрыть книгу и положить ее в тум­ бочку, но что-то удержало его от этого. Он положил руки на стол и еще раз перечиты­ вал последние строки замечательной книги о настоящем советском человеке, воине- болыпевике. Старший матрос как бы уви­ дел в обраю Алексея Мересьева типичные черты своего современника, человека кри­ стально чистого, и главное, беспредельно преданного социалистической Родине, боль­ шевистской партой и великому Сталину. Много передумал в этот вечер Николай Иванов. Оя вспомпил свою далекую дере­ вушку, затерявшуюся в далеком Поволжье, последнее письмо матери и упреки товари­ щей на комсомольском собрании, которые ревко критиковали его за нарушение дис­ циплины. Книга как бы осветила ему путь ярким прожектором, помогла осознать свои ошибки, увидеть главное и занять подоба­ ющее место в общем строю. Простой телеграфист посмотрел на свою скромную профессию по-иному. Он остался недоволен собой. И хотя он так же, как ж другие, ходил на вахту, передавал и прини­ мал телеграммы, он чувствовал, что чего-то недостает. Товарищи, работавшие вместе с ним, уже успели отличиться, показали себя, завоевали прочную славу мастеров своего дела. А у Иванова? Что мог сказать «я о се­ бе? Работал, как ему казалось, он непло­ хо. Товарищи и командиры отзывались о нем примерно так: «Скромен, правдив». Те, кто знал его больше, к этой скупой харак­ теристике добавляли еше несколько слов: сПравду, какая бы она пи была горькая для товарища, Иванов всегда скажет в гл> за». Вот, пожалуй, н все. что можно было сказать об Иванове, рядовом телеграфисте. Немало прошло времени с тех пор, когда старший матрос Иванов начал заново пи­ сать свою служебную биографию. Началась она с преодоления трудностей. Ему хоте­ лось хотя бы чем-нибудь проявить себя ва своем скромном посту. Как комсомолец, он решил овладеть второй специальностью, стать мастером телеграфной связи не толь­ ко на короткой дистанции, но и на даль­ ние расстояния. Его хотели послать учить­ ся, по он тогда сказал товарищам: — У нас есть у кого учиться. Сам по­ пробую дойти до всего. А трудно будет, по­ могут друзья. Возможно никто бы из товарищей и не придал этим словам должного значения, если бы Иванов не так часто стал появ­ ляться теперь в свободное время в аппарат­ ной. Когда сменившиеся с вахты телегра­ фисты с воспаленными от бессонной ночи глазами шли отдыхать, Николай Иванов садился за аппарат. Он передавал и при­ нимал. Вполне попятно, что делал он это все пока не так хорошо, как другие. Но ов сидел за аппаратом до тех пор, пока со­ вершенно не выбивался из сил или когда товарищи просто просплп его оставить по­ мешенпе. Вначале дела шли крайне медленно. Его ругали за медленный темп передачи телег рамм, за допушоштые ошибки и искажения. Однажды почью, когда он попросил разре­ шение у дежурного п остался помогать то­ варищам передавать телеграммы, произо­ шел случай, который заставил Иванова лад многим призадуматься п чуть было не разочаровал его в повой профессии. Едва Иванов успел передать одну те­ леграмму, как его взгляд привлекли слова на ленте. Телеграфист, сидевший у такого же аппарата за тысячи километров, телег­ рафировал Иванову: сНадо вначале на­ учаться работать без ошибок тчк. Если не можете зпт не садитесь за аппарат». Эти слова вызвали у Иванова горькую обиду. В эти минуты он подумал о другом: «Раз меня так быстро «раскулачили» на прием­ ной станции, значит пет у меня действи­ тельно настоящего мастерства». Командир и комсомольская организация устройством аппарата п характерными его неисправностями. Его доклад на техниче­ ской конференции заслужил одобрение то­ варищей, Иванова похвалил и командир. Но кто поверит словам, если они не под­ крепляются копкротньгми делами, практи­ кой? И старший матрос, Иванов решил па деле показать, что оп не только хорошо зпает теорию, по и готов держать экзамен па зрелость в передало на аппарате на спо­ рость. К этому экзамену оп готовился с ог- пришли на помощь Иванову и помогли ему 1рамным рвеппем и желанием, преодолеть трудности. Подобные случая, I Прошло немного времени, и события по- П Старший матрос Николай Иванов. Фото матроса В. Толуева. ------ □ и ------ когда его ругали телеграфисты за искаже­ ния, были и в дальнейшем, но с каждой тренировкой их становилось все меньше и меньше. Боясь отстать от товарищей, Нико­ лай всерьез занялся теоретической подго­ товкой. В его личной библиотеке наряду с художественной литерзтурой п «Кратким курсом истории ВКП(б)» появились и тех­ нические книги по телеграфии и электро­ технике. Не зная отдыха, Иванов штуди­ ровал главы из этих об’емистых книг, на­ бирался ЗНАНИЙ. С тех пор он но пропускал ни одного за­ нятия, ни одной лекции. Как-то он пришел с вахты усталый. Хотелось отдохнуть. Но в это время Аэеев должен был читать лекцию на тему: «Приемник телеграфного аппарата». Переборов усталость, Иванов •решил побывать па этой интересной лек­ ции. Оп пе только внимательно слушал офицера, но и вел обстоятелышй конспект, делал пометки, что прочесть еще в свобод­ ное время о приемнике телеграфного аппа­ рата. записывал вопросы, которые следова­ ло задать лектору. Во время перерыва меж­ ду занятиями оп подходил к офицеру и подробно .расспрашивал о том, из каких ча­ стей состоит приемник, пазпачеппе каждой детали и ее роль в аппарате. П Николай Иванов всегда п везде чувствовал заботу и вннманне офицера,'комсомольской органи­ зации. Вскоре ему, как одному из подготовлен­ ных товарищей, командир норучпл сделать доклад на технической конференции по ма­ териальной части аппарата. Подобрав не­ обходимую литературу. Пвапов вечерами сидел за составлением попспекта. В нем былп отражены все вопросы, связанные с казали, что Николай Иванов добился споего. Он научился быстро прини­ мать и передчквать телеграммы. За этот сравнительно небольшой срок он успел выработать своеобразный «по­ черк». Он паучился всему, что должен знать и делать телеграфист дальней связи. Когда комсомолец Иванов успешно сдал зачеты на штатного специалиста, командир ему сказал: — Работайте, по пе зазнавайтесь* и дело у вас пойдет хорошо. И теперь, когда на телеграфе иногда бывает много работы и нужно срочно передать важные документы, ночью нередко вызывают на вахту старшего матроса Иванова. Он быст­ ро одевается п пдет в аппаратную* чтобы на деле показать своп незау­ рядные способности. Иванов ь\ги бы соревнуется с лучшими телегра­ фистами флота Чудиным п Артюги- пьгм. Комсомолец старший матрос Иванов по только стал хорошо работать сам, но он много помогает и малоопытным специалистам Баконину и Архипову- Невозможно удержать в памяти даже сотую часть тех случаев, когда Николай Иванов приходил на по­ мощь товарищам, то ли па вахте, то ли во время занятий. По как в том, так и в другом случае ему всегда были благодарны друзья. Одно событие па всю жизнь сох­ ранилось в его памяти. В погожий --------августовский вечер его вызвал к се­ бе командир. — Скоро телеграфистам придется ре­ шать сложные задачи, — сказал он. .— Надеюсь, что вы защитите честь подразде­ ления. Эти слова Николая и радовали и пемпого волновали. Но оп переборол свое смущение и коротко ответил командиру: — Постараюсь, буду больше трениро­ ваться. С этими словами старший матрос ушел из кабинета командира. Не откладывая дела в долгий ящик, он тут же продумал план тренировок. Если другие воины решили больше заниматься треппровкон па учеб­ ных аппаратах, то Пвапов в эти дни оста­ вался часто после вахты и работал на бое­ вых аппаратах. Здесь он проверял не толь­ ко свои навыки, способность быстро и чет­ ко передавать телеграммы, но и вырабаты вал свой почерк, почерк мастера. Вскоре настал день сдачи учебной зада­ чи. Одна мысль томпла всех воинов-теле- графистов: «Как пройдет занятие?». Хоро­ шо выполняли задачу такие воины, как Чудил и Кушнпров. Но он пе растерялся. Старший матрос Иванов лучше других сдал зачеты по материальной части, инструк­ циям, а в приеме и передаче добплся пап- лучптпх результатов. Оп заслуженно назван самым опытпым телеграфистом флота, ма­ стером своего дела... ...Мерпо стучат телеграфпые аппараты. Склонив голову над клавиатурой, сидит комсомолец Николай Иванов. Дни его за­ полнены учебой и работой. В папряженных буднях он совершенствует «почерк» ма­ стера-телеграфиста. Борт корабля Н. В. ЛАГОШНЫЙ. Великий русский полководец 205 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М- И. КУТУЗОВА В многовековой героической борьбе за свою национальную независимость наш народ выдвинул пз своей среды много за­ мечательных представителей военного ис­ кусства. Они по праву занимают достойное место сроди лучших полководцев мира. Особое место среди них всегда принадле­ жало и принадлежит М. П. Кутузову. За 50 лет своей службы он не только сумел вобрать в себя все лучшее, что было соз­ дано его современниками — Румянцевым и Суворовым, по и превзойти в военном искусстве своих противников и главного Из них — Наполеона, до тою никем не превзойденного. ☆ ☆ * , М. И. Кутузов родился 16 сентября 1745 )ч>да. 17-летним юношей он окончил инженерный корпус и прииял роту в Астраханском полку, которым командовал Суворов. Первое боевое крещение он при­ нял в 1761 году во время польской кампа­ нии. затем участвовал во многих сраже­ ниях против турок, в 1788 году получил серьезное рапенпе в голову, но jio выздо­ ровлению снова вступил в строй. В 1790 году Кутузов участвовал в знаменитом су­ воровском штурме Измаила, командуя од­ ной из штурмовых колопн. Суворов отбывался о нем впоследствии: ;<:0н был на левом фланге моею правою рукой». За время продолжительной службы под командованием Румянцева и Суворова Кутузов хорошо усвоил стратегию и такти­ ку русской военной школы, основополож­ никами которой являлись его славные бое-ры<’ военачальники. Существо русской военной школы со­ стояло в гениальных суворовских тезисах: «Смотри на дело в целом»; «иепрестанпо упражняйся в том, как все окинуть одним взглядом» ; «...искать, побить неприяте­ ля». Эго означало — уметь схватывать суть Общей обстаповки, знать неприятеля, его л свое положение, сосредоточить силы и нанести противнику решительное иораже- \венчав победу полным унпчтоже- !<‘м волга. Суслов учил: сИсдорубленнын лес вы­ нш растает», «Воюют не числом, а уменьем». Его последователь Кутузов, обладавший глубоким аналитическим умом, не только по достоинству оценил суворовскую науку побеждать, взял от нее все. лучшее, но и развил ее дальше, помножив на свой воен­ ный опыт, поднял родное русское военное искусство на еще болое высокую ступень. стратегию войны, которая в е е т являлась для противника неожиданной. Кутузов ставил перед собой четкие пели и шел к ус*» пеху и победе путем применения разнооб­ разных тактических приемов. Тактическую суворовскую внезапность он довел до стра­ тегических ыаштабов. а военную хитрость превратил в военную мудрость. * * * Полководческая деятельность^ Кутузова в полной мере развилась в той историче­ ской обстановке, когда на арену европей­ ской военной и политической жизни вы­ ступил крупнейший полководец своего времени — Наполеон. Кутузов нашел то новые формы и методы ведения войпы. ко­ торые низвергли этого грозного завоевате­ ля в пропасть поражений и неудач. Глубокое .шанне законов воеппой психо­ логии помогло Кутузову создать такую До 1812 года Кутузов дважды вы­ ступал в роли командующего арми­ ей — первый раз в 1805 году про­ тив Наполеона, п в 1811 году, — против турок. К 1805 году Наполеон разгромил две коалиции феодальных государств. Этим былп вызваны к жизни его планы мирового господства. Над ми- ром реально нависла угроза фран­ цузского порабощения. Против Напо­ леона образовалась третья коалиция. В нее вошли: Англия, Россия. Авст­ рия и Швеция. Россия собрала на Волыни 50 -ты­ сячную армию, и Кутузов повел ее вглубь Европы. По плану кампании 1805 года, разработанному австрийцами, силы союзников были разбросаны по не­ скольким театрам военных действий. Для Кутузова обстоятельства сложи­ лись так, что после капитуляции австрийской армии ему пришлось одному выпести на своих плечах ос­ новную тяжесть борьбы с врагом, располагавшим 220 -тысячной арми­ ей. Капитуляция австрийцев создала ----- гибельную обстановку для русских войск, располагавшихся в Браунау, на реке Инн. Панолеоп стремился застать русских врасплох н разбить пх. По Кутузов ра­ скрыл замысел врага и, вопреки нелепым приказам австрийского императора Фрап- па и требованиям царя Александра I. предпринял зпаменитый отступательный марш-маневр. Он видел, что выход для его армии был только в отступлении. Ког­ да Французы подошли п Браунау, Кутузо­ ва там уже не оказалось. 1)п мастерскими движениями уводпл свою армию от окру­ жения и гибели. * * -tt С 1806 по 1811 гг. шла война России с Турцией. Полная победа над турками к етому времени достигнута не была. Между тем. в 1811 году стало ясно, что Напо­ леон готовит вторжение в Россию. Царь вынужден был назпачить Кутузова глав­ нокомандующим молдавской армией. Поставив перед собой цель — как мож­ но быстрее вывести Тутшпю пз француз­ ского блока и этим обезопасить левый Фланг России в надвигавшей * ча Россию повой войне с Наполеоном, Кутузов блестяще осуществил эту свою цель. В 1811 году Наполеон заявлял: «Через пять лет я буду господином мира; остает­ ся одпа Россия, по я раздавлю ее». К это­ му времени у его ног лежала раздавленная Пруссия. Австрия была союзницей Напо­ леона. В грозное лето 1812 года несметные французские лолчиша вторглись в Россию, являвшуюся главным препятствием к соз­ данию мировой пмперии Наполеона. Когда Кутузов принял командование русскими войсками (царь, пеблаговоливший к полководцу, вынужден был сделать это под давлением общественного мнения), врагом уже была захвачена большая тер­ ритория. Наполеон имел превосходившую по численности армию, имел в своем рас­ поряжении ресурсы всей Европы и высо­ кую, по тому времени, боевую технику. Однако у пего былп и слабые стороны, которые очень хорошо учитывал Кутузов. Это, прежде всего. — неоднородность на­ полеоновской армии по напнопальному со­ ставу, и в силу этого, — слабость ее мо­ рального п боевого духа, растянутость коммупикапип и большие потери войска от ран п болезнен. Численно русская армия была еше сла­ бее врага. Кутузов принял решение — от­ ступать дальше. Этим преследовались строго продумапные стратегические цели: усилить свою армию за счет подходивших подкреплений, мобилизовать все народные силы и организовать партизанское движе­ ние с тем. чтобы сочетать «большую вой­ ну» с «малой войной» народа, наращивать силу сопротивления, с подходом к Москве укрепить войска стремлением сразиться с неприятелем. Когда силы сторон примерно уравнове­ сились. Кутузов решил дать бой Францу­ зам при деревие Бородино. Занятая рус­ скими позиция обеспечивала свободу ма­ невра войскам и иппппатпву действий командованию. , Глубокий боевой порядок войск делал активную оборопу устойчпвоп и упругой. Сохранялись также мощные резервы для перехода в наступление. Незабываемое в истории Бородинское сражение разыгралось 7 сентября 1812 года. Пачавшнсь в 5 часов утра, оно дли­ лось более полусуток. Только к вечеру французам удалось пемпого потеснить рус­ скую армию, по Наполеон сам очпегпл за­ пятые позиции, т. к. укрепить пх был уже не в силах. Армия Кутузова осталась непоколеби­ мой до последнего часа Бородинского сра­ жения. Воля великого русского полковод­ ца не позволила Наполеону одержать хотя бы даже частичный успех л победпла во­ лю Паполеопа. В результате Бородинского сражения враг понрежнему был далек от своей пели — ему не удалось разгромить русскую армию и решить судьбу войны победой в генеральном сражении. Он оста­ вил па поле боя 58 тысяч убитых и ране­ ных солдат и 47 генералов. Но, чтобы восполнить потери fa опи были в русской армии тоже значительные: — 44 тысячи убитых н раненых солдат п 23 генерала), Кутузов приказал отходить к Москве. Свой приказ об отступлении па Военном совете в Филях Кутузов выразил замеча­ тельными словами: «Доколе будет сущест­ вовать армия л находиться в состояппи противиться неприятелю, до тех пор со­ храним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, по­ гибнут Москва и Россия. Приказываю от­ ступать». Отступив и оставляя затем Москву, Ку­ тузов понимал, что Паполеоп задержится в пей в ожпданпи мира, а тем -временем русские войска будут усилены и приняты меры к тому, чтобы лшппть врага, засев­ шего в Москве, резервов п продовольствия. Так л получилось. Паполеон не дождал­ ся мпра. А Кутузов, сверпув с Рязанской дороги на Красную Пахру и Тарутино, изменил этим маневром всю стратегиче­ скую обстановку в свою пользу. Остано-| вившись у Тарутино, он прикрыл этим Калугу и Тулу с ее оружейпым заводом, обеснечнл себе связь с южными районами страпы, богатыми людскими резервами п всеми видами снабжения. Этим была при­ обретена также возможность активно и успешно действовать па линии сообщения врага со Смоленском, а противник лишен свободы маневра. В октябре 1812 года Наполеон высту­ пил пз Москвы. У Мало-Ярославпа Куту­ зов преграшл ему дорогу. Завязался кро- вопролитпып бой. Город восемь раз пере­ ходил из рук в руки. Но не удалось На­ полеону пробиться па юг. Он прекратил атаки п свернул па опустошенную Смо­ ленскую дорогу. Страх быть отрезанной п окруженной погнал французскую армпю па запад быстрее, чем она шла на восток. Пачалось гениальиое параллельное пре­ следование врага, сопровождаемое насту­ пательными операциями русской армии. Теряя людей в сраженьях п от голода, в Смоленске Паполеоп имел уже только 50 тысяч войск. После большого сражения на Березпне через реку переправилось все­ го 9 тысяч человек. Между Березиной п Пемапом Кутузов полпоотью уничтожил остатки «великой армии» Наиолеопа. Вступив побсдопосно в Вплыго. Куту­ зов сообщил: «Война окончилась за пол­ ным истреблением неприятеля». В январе 1813 года русская армия пе­ решла границу, штурмом взяла Кенигсберг, Данциг, заняла Познань. Калита, Торн, завладела Берлином и Лейпппгом. Паро­ дам Европы она принесла освобождение от наполеоновского пга. ☆ ☆ ☆ Советский парод свято чтит память одного пз велпчайшпх п талантливейших сыпов русского парода — Михаила Плла- риоиовича Кутузова. Паши Вооруженные Силы унаследовали все лучшее, что было создано нм, как одним пз основоположни­ ков русского военного искусства. В знак уважепня к Кутузову, к тому, кто вывел русскую армию на дорогу победы в тяже­ лую годпну вражеского нашествия, — в 1042 году Советское правительство учре- дило^ордеи Кутузова первой и второй сте­ пеней. С величайшей гордостью носят его на своей гругли доблестные потомки вели­ кого полководца — прославленные воена­ чальники сталинской школы, разгромив­ шие до полного уничтожения немецко-фа­ шистских захватчиков it Великую Огече- ственп ую войн у 1941— 1945 гг. М. КОМАРОВ. i I А vi

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz