На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.
i Н а с т р з и г е З а п о л я р ь я 16 сентября 1950 г.. № 220 (3833)'. Т Р И Б УН А О ТЛ И Ч Н И К А Военная присяга обязЫваеш Отличник боевой и политической под готовки старшина 1 статьи Михаил Тимо. хин зар ек ом ендовал себя на корабле, как мастер своего дела, умелый воспитатель своих подчиненных. Рулевые сигнальщики коммуниста Тимохина — передовые вои ны. примерные в учебе и дисциплине. За безупречную службу Михаил Тимохин н агр аж ден нагрудным знаком отличного специалиста, имеет несколько десятков поощрений. Много времени он уделяет общественной работе на корабле. Об этом свидетельствует его награда — Почетная грамота Мурманского обкома BJ1KCM. Недавно старшина 1 статьи Тимохин за отличные показатели в работе, учебе и службе был удостоен Похвальной грамо ты. Сегодня мы печатаем статью тов. Ти. мохииа о том, как он добился успехов в учебе и воспитании подчиненного ему личного состава. НЕЗАБЫВАЕМЫМ в памяти каждого воина останется тот день, когда он перед лицом своп! товарищей торжественно по клялся своему пароду, что будет свято оберегать высокое звание воина страны со циализма. Давая священную клятву, совет ский моряк подчеркивает свою уверенность в том. что оп до коппа выполнит воинский долг перед Родиной, Советским правительст вом, перед любимым и мудрым вождем товарищем Сталиным, доверившими нам зорко стоять па страже мира и безопасности могучего социалистического государства. Это великое доверие советского народа обязывает нас, военных моряков, быть стойкимп и мужественными бойцами, все мерно укреплять мощь Воеппо-Марского Флота. Военная присяга требует от воина «...добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное иму щество п до последнего дыхания быть пре- данпым своему народа, своей Советской Родппе п Советскому правительству». Честно выполнять В орлгую присягу — вто значит с полным сознанием своего долга крепить боеспособность корабля, быть готовыми в любую минуту выступить на защиту государственных интересов нашей Родипы. Учиться отлично, быть диспиллп- шгроватгным может и должен каждый со ветский воин. Отличная учеба, неукосни тельное выполнение Военной щж^ягн и уставов — священный долг матроса, старшины. Как радостно, когда группа или отделение занимает первое место, когда слава о них гремит на корабле, во всем подразделении, а имена отличников произ носятся с тактрм же уважением, как имена героев Великой Отечественной войны. Расскажу о себе. Стал отличником я не сразу. Потребовалось много трудов и ста рания. чтобы добиться этого почетного зва ния. На первых порах учебы было много неудач. Надо сказать, что специальность рулевого-спгогалыпика требует особой на стойчивости в учебе, внимательности и хо рошей осмотрительности. -Нриучив себя к строгому выполнению уставов, я стал ус пешно, без особых трудностей править службу, овладевать военным делом. Не торяя ни одной свободной минуты времени, я целиком и полностью отдавался изучению боевой техники. Каждый день v4e6u я использовал для того, чтобы кап можно скорее и лучше освоить военную специальность, вникал в каждую мелочь. Это вскоре заметно сказалось на моем !ростб — я был допушен к самостоя тельному несению ходовой вахты. По на достигнутом я не остановился. Продолжая повышать военные знания, я повседневно тренировался, гаубже вникал в изучение обязанностей рулевого-сигналь- ного дела. Если я в чем ошибался— поправ ляли старослужащие, которые заставляли меня проделывать одно и то же по несколь ку раз. Всегда внимательно слушая советы товарищей и в особенности старшины, офи цера, я делал каждый раз соответствующие выводы, старался в дальнейшем поступать продуманно н точно. Мечта стать отличником учебы никогда не оставляла меня. Но в совершенстве овладеть своей специальностью, быть при мерным моряком невозможно без повыше ния своих шейно-теоретических знаний. Для этого необходимо отлично успевать на политических занятиях, регулярно раб(ь тать над собой. Поэтому с первых дней службы я обратил серьезное внимание на свой политический рост, на изучение «Краткого курса истории ВКП(б)». Старшина должен не только сам безу пречно править службу, как этого требуют уставы, но и добиваться, чтобы каждый его подчиненный был высокодисциплпниро- ванным воином, отличником боевой и по литической подготовки. Мы. старшины, должны поэтому чутко относиться к людям, во-время приходить нм на помощь, доби ваясь, чтобы все в отделении, группе учи лись и служили так, как этого требует •священная клятва. Для этого есть много путей и средств. Но самое главное это, по- моему, личный пример старшины, его за бота о подчиненных и жесткая требователь ность к ним. Для того, чтобы лучше помо гать матросам в учебе и службе, мы обме ниваемся опытом своей работы. Был в моей практике такой случай. Ма трос Кукушкин, показывая на тренировоч ных занятиях хорошие результаты, считал, что для него не составляет никаких труд ностей нести вахту в море. Однако* как и следовало ожидать, получилось совсем иначе. Принимая с соседнего корабля светограмму, матрос докладывал об этом как-то неуверенно. Однаяцы он принял семафор неправильно. Получилось это по тому, что Кукушкин ве учитывал трудно стей походной вахты. Практика показывает, что лучшей шко лой моряка служат выходы в море, где продляются качества воина. Собрав лич ный состав, я решил еше раз наполнить о Военной присяге. Морям сами поняли, что без постоянного совершенствования боевого мастерства не может быть успеха. Воины сами осудили проступок матроса Кукушки на и сделали для себя вывод: матрос, кото рый не растет, тянет отделение навад. Такая беседа положительно сказалась на дальнейшем росте моряков. Они стали от носиться к занятиям более серьезно. Улучшилась и дисциплина воинов. Изме нил свое отношение к учебе и матрос Ку кушкин. Стараясь в совершенстве изучить военное дело, стать политически грамот ным воином, он не жалел для этого ни сил, ни знаний. Ныне Кукушкин — отличник учебы, примерный старшина, k воспитывающий своих подчиненных в духе твердого и неуклонного выполнения всех требований Военной присяги. Пз своего опыта работы по воспитанию личного состава я убедился, что, п е пра вильно поставлена пропаганда Военной присяги и уставов, где старшина строго н ревностно следит за поведением и учебой каждого подчиненного, там всегда ус тавной порядок и организованность, высо кие успехи в боевой и политической под готовке. Старшина 1 статьи М. ТИМОХИН. П О Ч Е Р К М Д С Т Е Р Д Комсомолец Алаев за безупречную службу и образцовое содержание своего заведывания имеет ряд поощрений от командования. НА СНИМКЕ: старший матрос Нико лай Алаев. Фото Н. Высоцкого. 4 На трудовой вахте Воины нашего подразделения добиваются новых и новых успехов в труде. Передови ками производства являются солдаты Ма каренко, Дрвженко и Бопдаренко. Они ежедневно выполняют по полторы-две нор мы. Их примеру следуют многие воины под разделения. Передовые воины-производствепннки успешно также совершенствуют свою бое вую и политическую подготовку и укреп ляют дисциплину. Солдат Урвапттев является новатором производства. Оп внес пенпое рационали заторское предложение, которое повысило производительность труда в несколько раз. И. ЛАЗЬКО. — о------- О НЕУСТАННО борется за твер дый уставной порядок сержант Бояр кин. Его подчиненные отличаются ВЫ СОКОЙ дисциплинированностью и ис полнительностью, четким соблюдением уставных требований. Б. Рощин. О С БОЛЬШИМ интересом про слушал ЛИЧНЫЙ состав нашего под разделения доклад о международном положении, который прочитал комму нист тов. Иноземцев. Он рассказал воинам о героической борьбе корей ского народа против американских интервентов, об успешном сборе под писей под Стокгольмским Воззванием. Н. Горбунов. О СТАРШИЙ матрос Петросюк безупречно служит Родине. Недавно командир за отличное и добросовест ное отношение к работе об’явил ему благодарность. Н Коротченко. О ГРУППА ВОИНОВ получила срочное задание — разгрузить тран спорт с дровами. Бойцы работали бы стро и организованно, выполнив за дание на четыре часа раньше срока. Особенно отличились на работе тт. Никитин, Забаров н другие. Н. Терпигорев. В матросском кубрике было тихо. Сме тавшиеся с вахты телеграфисты спали крепким сном. Только изредка раздавались телефонные звонки. П тогда дневальный слегка приглушенным голосом вел привыч ный служебный разговор. Старший матрос Николаи Uванов сидел за небольшим столом, покрытым легкой скатертью. Перед ним лежала «Повесть о настоящем человеке». Когда была прочита на последняя страница, комсомолец Иванов потел закрыть книгу и положить ее в тум бочку, но что-то удержало его от этого. Он положил руки на стол и еще раз перечиты вал последние строки замечательной книги о настоящем советском человеке, воине- болыпевике. Старший матрос как бы уви дел в обраю Алексея Мересьева типичные черты своего современника, человека кри стально чистого, и главное, беспредельно преданного социалистической Родине, боль шевистской партой и великому Сталину. Много передумал в этот вечер Николай Иванов. Оя вспомпил свою далекую дере вушку, затерявшуюся в далеком Поволжье, последнее письмо матери и упреки товари щей на комсомольском собрании, которые ревко критиковали его за нарушение дис циплины. Книга как бы осветила ему путь ярким прожектором, помогла осознать свои ошибки, увидеть главное и занять подоба ющее место в общем строю. Простой телеграфист посмотрел на свою скромную профессию по-иному. Он остался недоволен собой. И хотя он так же, как ж другие, ходил на вахту, передавал и прини мал телеграммы, он чувствовал, что чего-то недостает. Товарищи, работавшие вместе с ним, уже успели отличиться, показали себя, завоевали прочную славу мастеров своего дела. А у Иванова? Что мог сказать «я о се бе? Работал, как ему казалось, он непло хо. Товарищи и командиры отзывались о нем примерно так: «Скромен, правдив». Те, кто знал его больше, к этой скупой харак теристике добавляли еше несколько слов: сПравду, какая бы она пи была горькая для товарища, Иванов всегда скажет в гл> за». Вот, пожалуй, н все. что можно было сказать об Иванове, рядовом телеграфисте. Немало прошло времени с тех пор, когда старший матрос Иванов начал заново пи сать свою служебную биографию. Началась она с преодоления трудностей. Ему хоте лось хотя бы чем-нибудь проявить себя ва своем скромном посту. Как комсомолец, он решил овладеть второй специальностью, стать мастером телеграфной связи не толь ко на короткой дистанции, но и на даль ние расстояния. Его хотели послать учить ся, по он тогда сказал товарищам: — У нас есть у кого учиться. Сам по пробую дойти до всего. А трудно будет, по могут друзья. Возможно никто бы из товарищей и не придал этим словам должного значения, если бы Иванов не так часто стал появ ляться теперь в свободное время в аппарат ной. Когда сменившиеся с вахты телегра фисты с воспаленными от бессонной ночи глазами шли отдыхать, Николай Иванов садился за аппарат. Он передавал и при нимал. Вполне попятно, что делал он это все пока не так хорошо, как другие. Но ов сидел за аппаратом до тех пор, пока со вершенно не выбивался из сил или когда товарищи просто просплп его оставить по мешенпе. Вначале дела шли крайне медленно. Его ругали за медленный темп передачи телег рамм, за допушоштые ошибки и искажения. Однажды почью, когда он попросил разре шение у дежурного п остался помогать то варищам передавать телеграммы, произо шел случай, который заставил Иванова лад многим призадуматься п чуть было не разочаровал его в повой профессии. Едва Иванов успел передать одну те леграмму, как его взгляд привлекли слова на ленте. Телеграфист, сидевший у такого же аппарата за тысячи километров, телег рафировал Иванову: сНадо вначале на учаться работать без ошибок тчк. Если не можете зпт не садитесь за аппарат». Эти слова вызвали у Иванова горькую обиду. В эти минуты он подумал о другом: «Раз меня так быстро «раскулачили» на прием ной станции, значит пет у меня действи тельно настоящего мастерства». Командир и комсомольская организация устройством аппарата п характерными его неисправностями. Его доклад на техниче ской конференции заслужил одобрение то варищей, Иванова похвалил и командир. Но кто поверит словам, если они не под крепляются копкротньгми делами, практи кой? И старший матрос, Иванов решил па деле показать, что оп не только хорошо зпает теорию, по и готов держать экзамен па зрелость в передало на аппарате на спо рость. К этому экзамену оп готовился с ог- пришли на помощь Иванову и помогли ему 1рамным рвеппем и желанием, преодолеть трудности. Подобные случая, I Прошло немного времени, и события по- П Старший матрос Николай Иванов. Фото матроса В. Толуева. ------ □ и ------ когда его ругали телеграфисты за искаже ния, были и в дальнейшем, но с каждой тренировкой их становилось все меньше и меньше. Боясь отстать от товарищей, Нико лай всерьез занялся теоретической подго товкой. В его личной библиотеке наряду с художественной литерзтурой п «Кратким курсом истории ВКП(б)» появились и тех нические книги по телеграфии и электро технике. Не зная отдыха, Иванов штуди ровал главы из этих об’емистых книг, на бирался ЗНАНИЙ. С тех пор он но пропускал ни одного за нятия, ни одной лекции. Как-то он пришел с вахты усталый. Хотелось отдохнуть. Но в это время Аэеев должен был читать лекцию на тему: «Приемник телеграфного аппарата». Переборов усталость, Иванов •решил побывать па этой интересной лек ции. Оп пе только внимательно слушал офицера, но и вел обстоятелышй конспект, делал пометки, что прочесть еще в свобод ное время о приемнике телеграфного аппа рата. записывал вопросы, которые следова ло задать лектору. Во время перерыва меж ду занятиями оп подходил к офицеру и подробно .расспрашивал о том, из каких ча стей состоит приемник, пазпачеппе каждой детали и ее роль в аппарате. П Николай Иванов всегда п везде чувствовал заботу и вннманне офицера,'комсомольской органи зации. Вскоре ему, как одному из подготовлен ных товарищей, командир норучпл сделать доклад на технической конференции по ма териальной части аппарата. Подобрав не обходимую литературу. Пвапов вечерами сидел за составлением попспекта. В нем былп отражены все вопросы, связанные с казали, что Николай Иванов добился споего. Он научился быстро прини мать и передчквать телеграммы. За этот сравнительно небольшой срок он успел выработать своеобразный «по черк». Он паучился всему, что должен знать и делать телеграфист дальней связи. Когда комсомолец Иванов успешно сдал зачеты на штатного специалиста, командир ему сказал: — Работайте, по пе зазнавайтесь* и дело у вас пойдет хорошо. И теперь, когда на телеграфе иногда бывает много работы и нужно срочно передать важные документы, ночью нередко вызывают на вахту старшего матроса Иванова. Он быст ро одевается п пдет в аппаратную* чтобы на деле показать своп незау рядные способности. Иванов ь\ги бы соревнуется с лучшими телегра фистами флота Чудиным п Артюги- пьгм. Комсомолец старший матрос Иванов по только стал хорошо работать сам, но он много помогает и малоопытным специалистам Баконину и Архипову- Невозможно удержать в памяти даже сотую часть тех случаев, когда Николай Иванов приходил на по мощь товарищам, то ли па вахте, то ли во время занятий. По как в том, так и в другом случае ему всегда были благодарны друзья. Одно событие па всю жизнь сох ранилось в его памяти. В погожий --------августовский вечер его вызвал к се бе командир. — Скоро телеграфистам придется ре шать сложные задачи, — сказал он. .— Надеюсь, что вы защитите честь подразде ления. Эти слова Николая и радовали и пемпого волновали. Но оп переборол свое смущение и коротко ответил командиру: — Постараюсь, буду больше трениро ваться. С этими словами старший матрос ушел из кабинета командира. Не откладывая дела в долгий ящик, он тут же продумал план тренировок. Если другие воины решили больше заниматься треппровкон па учеб ных аппаратах, то Пвапов в эти дни оста вался часто после вахты и работал на бое вых аппаратах. Здесь он проверял не толь ко свои навыки, способность быстро и чет ко передавать телеграммы, но и вырабаты вал свой почерк, почерк мастера. Вскоре настал день сдачи учебной зада чи. Одна мысль томпла всех воинов-теле- графистов: «Как пройдет занятие?». Хоро шо выполняли задачу такие воины, как Чудил и Кушнпров. Но он пе растерялся. Старший матрос Иванов лучше других сдал зачеты по материальной части, инструк циям, а в приеме и передаче добплся пап- лучптпх результатов. Оп заслуженно назван самым опытпым телеграфистом флота, ма стером своего дела... ...Мерпо стучат телеграфпые аппараты. Склонив голову над клавиатурой, сидит комсомолец Николай Иванов. Дни его за полнены учебой и работой. В папряженных буднях он совершенствует «почерк» ма стера-телеграфиста. Борт корабля Н. В. ЛАГОШНЫЙ. Великий русский полководец 205 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М- И. КУТУЗОВА В многовековой героической борьбе за свою национальную независимость наш народ выдвинул пз своей среды много за мечательных представителей военного ис кусства. Они по праву занимают достойное место сроди лучших полководцев мира. Особое место среди них всегда принадле жало и принадлежит М. П. Кутузову. За 50 лет своей службы он не только сумел вобрать в себя все лучшее, что было соз дано его современниками — Румянцевым и Суворовым, по и превзойти в военном искусстве своих противников и главного Из них — Наполеона, до тою никем не превзойденного. ☆ ☆ * , М. И. Кутузов родился 16 сентября 1745 )ч>да. 17-летним юношей он окончил инженерный корпус и прииял роту в Астраханском полку, которым командовал Суворов. Первое боевое крещение он при нял в 1761 году во время польской кампа нии. затем участвовал во многих сраже ниях против турок, в 1788 году получил серьезное рапенпе в голову, но jio выздо ровлению снова вступил в строй. В 1790 году Кутузов участвовал в знаменитом су воровском штурме Измаила, командуя од ной из штурмовых колопн. Суворов отбывался о нем впоследствии: ;<:0н был на левом фланге моею правою рукой». За время продолжительной службы под командованием Румянцева и Суворова Кутузов хорошо усвоил стратегию и такти ку русской военной школы, основополож никами которой являлись его славные бое-ры<’ военачальники. Существо русской военной школы со стояло в гениальных суворовских тезисах: «Смотри на дело в целом»; «иепрестанпо упражняйся в том, как все окинуть одним взглядом» ; «...искать, побить неприяте ля». Эго означало — уметь схватывать суть Общей обстаповки, знать неприятеля, его л свое положение, сосредоточить силы и нанести противнику решительное иораже- \венчав победу полным унпчтоже- !<‘м волга. Суслов учил: сИсдорубленнын лес вы нш растает», «Воюют не числом, а уменьем». Его последователь Кутузов, обладавший глубоким аналитическим умом, не только по достоинству оценил суворовскую науку побеждать, взял от нее все. лучшее, но и развил ее дальше, помножив на свой воен ный опыт, поднял родное русское военное искусство на еще болое высокую ступень. стратегию войны, которая в е е т являлась для противника неожиданной. Кутузов ставил перед собой четкие пели и шел к ус*» пеху и победе путем применения разнооб разных тактических приемов. Тактическую суворовскую внезапность он довел до стра тегических ыаштабов. а военную хитрость превратил в военную мудрость. * * * Полководческая деятельность^ Кутузова в полной мере развилась в той историче ской обстановке, когда на арену европей ской военной и политической жизни вы ступил крупнейший полководец своего времени — Наполеон. Кутузов нашел то новые формы и методы ведения войпы. ко торые низвергли этого грозного завоевате ля в пропасть поражений и неудач. Глубокое .шанне законов воеппой психо логии помогло Кутузову создать такую До 1812 года Кутузов дважды вы ступал в роли командующего арми ей — первый раз в 1805 году про тив Наполеона, п в 1811 году, — против турок. К 1805 году Наполеон разгромил две коалиции феодальных государств. Этим былп вызваны к жизни его планы мирового господства. Над ми- ром реально нависла угроза фран цузского порабощения. Против Напо леона образовалась третья коалиция. В нее вошли: Англия, Россия. Авст рия и Швеция. Россия собрала на Волыни 50 -ты сячную армию, и Кутузов повел ее вглубь Европы. По плану кампании 1805 года, разработанному австрийцами, силы союзников были разбросаны по не скольким театрам военных действий. Для Кутузова обстоятельства сложи лись так, что после капитуляции австрийской армии ему пришлось одному выпести на своих плечах ос новную тяжесть борьбы с врагом, располагавшим 220 -тысячной арми ей. Капитуляция австрийцев создала ----- гибельную обстановку для русских войск, располагавшихся в Браунау, на реке Инн. Панолеоп стремился застать русских врасплох н разбить пх. По Кутузов ра скрыл замысел врага и, вопреки нелепым приказам австрийского императора Фрап- па и требованиям царя Александра I. предпринял зпаменитый отступательный марш-маневр. Он видел, что выход для его армии был только в отступлении. Ког да Французы подошли п Браунау, Кутузо ва там уже не оказалось. 1)п мастерскими движениями уводпл свою армию от окру жения и гибели. * * -tt С 1806 по 1811 гг. шла война России с Турцией. Полная победа над турками к етому времени достигнута не была. Между тем. в 1811 году стало ясно, что Напо леон готовит вторжение в Россию. Царь вынужден был назпачить Кутузова глав нокомандующим молдавской армией. Поставив перед собой цель — как мож но быстрее вывести Тутшпю пз француз ского блока и этим обезопасить левый Фланг России в надвигавшей * ча Россию повой войне с Наполеоном, Кутузов блестяще осуществил эту свою цель. В 1811 году Наполеон заявлял: «Через пять лет я буду господином мира; остает ся одпа Россия, по я раздавлю ее». К это му времени у его ног лежала раздавленная Пруссия. Австрия была союзницей Напо леона. В грозное лето 1812 года несметные французские лолчиша вторглись в Россию, являвшуюся главным препятствием к соз данию мировой пмперии Наполеона. Когда Кутузов принял командование русскими войсками (царь, пеблаговоливший к полководцу, вынужден был сделать это под давлением общественного мнения), врагом уже была захвачена большая тер ритория. Наполеон имел превосходившую по численности армию, имел в своем рас поряжении ресурсы всей Европы и высо кую, по тому времени, боевую технику. Однако у пего былп и слабые стороны, которые очень хорошо учитывал Кутузов. Это, прежде всего. — неоднородность на полеоновской армии по напнопальному со ставу, и в силу этого, — слабость ее мо рального п боевого духа, растянутость коммупикапип и большие потери войска от ран п болезнен. Численно русская армия была еше сла бее врага. Кутузов принял решение — от ступать дальше. Этим преследовались строго продумапные стратегические цели: усилить свою армию за счет подходивших подкреплений, мобилизовать все народные силы и организовать партизанское движе ние с тем. чтобы сочетать «большую вой ну» с «малой войной» народа, наращивать силу сопротивления, с подходом к Москве укрепить войска стремлением сразиться с неприятелем. Когда силы сторон примерно уравнове сились. Кутузов решил дать бой Францу зам при деревие Бородино. Занятая рус скими позиция обеспечивала свободу ма невра войскам и иппппатпву действий командованию. , Глубокий боевой порядок войск делал активную оборопу устойчпвоп и упругой. Сохранялись также мощные резервы для перехода в наступление. Незабываемое в истории Бородинское сражение разыгралось 7 сентября 1812 года. Пачавшнсь в 5 часов утра, оно дли лось более полусуток. Только к вечеру французам удалось пемпого потеснить рус скую армию, по Наполеон сам очпегпл за пятые позиции, т. к. укрепить пх был уже не в силах. Армия Кутузова осталась непоколеби мой до последнего часа Бородинского сра жения. Воля великого русского полковод ца не позволила Наполеону одержать хотя бы даже частичный успех л победпла во лю Паполеопа. В результате Бородинского сражения враг понрежнему был далек от своей пели — ему не удалось разгромить русскую армию и решить судьбу войны победой в генеральном сражении. Он оста вил па поле боя 58 тысяч убитых и ране ных солдат и 47 генералов. Но, чтобы восполнить потери fa опи были в русской армии тоже значительные: — 44 тысячи убитых н раненых солдат п 23 генерала), Кутузов приказал отходить к Москве. Свой приказ об отступлении па Военном совете в Филях Кутузов выразил замеча тельными словами: «Доколе будет сущест вовать армия л находиться в состояппи противиться неприятелю, до тех пор со храним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, по гибнут Москва и Россия. Приказываю от ступать». Отступив и оставляя затем Москву, Ку тузов понимал, что Паполеоп задержится в пей в ожпданпи мира, а тем -временем русские войска будут усилены и приняты меры к тому, чтобы лшппть врага, засев шего в Москве, резервов п продовольствия. Так л получилось. Паполеон не дождал ся мпра. А Кутузов, сверпув с Рязанской дороги на Красную Пахру и Тарутино, изменил этим маневром всю стратегиче скую обстановку в свою пользу. Остано-| вившись у Тарутино, он прикрыл этим Калугу и Тулу с ее оружейпым заводом, обеснечнл себе связь с южными районами страпы, богатыми людскими резервами п всеми видами снабжения. Этим была при обретена также возможность активно и успешно действовать па линии сообщения врага со Смоленском, а противник лишен свободы маневра. В октябре 1812 года Наполеон высту пил пз Москвы. У Мало-Ярославпа Куту зов преграшл ему дорогу. Завязался кро- вопролитпып бой. Город восемь раз пере ходил из рук в руки. Но не удалось На полеону пробиться па юг. Он прекратил атаки п свернул па опустошенную Смо ленскую дорогу. Страх быть отрезанной п окруженной погнал французскую армпю па запад быстрее, чем она шла на восток. Пачалось гениальиое параллельное пре следование врага, сопровождаемое насту пательными операциями русской армии. Теряя людей в сраженьях п от голода, в Смоленске Паполеоп имел уже только 50 тысяч войск. После большого сражения на Березпне через реку переправилось все го 9 тысяч человек. Между Березиной п Пемапом Кутузов полпоотью уничтожил остатки «великой армии» Наиолеопа. Вступив побсдопосно в Вплыго. Куту зов сообщил: «Война окончилась за пол ным истреблением неприятеля». В январе 1813 года русская армия пе решла границу, штурмом взяла Кенигсберг, Данциг, заняла Познань. Калита, Торн, завладела Берлином и Лейпппгом. Паро дам Европы она принесла освобождение от наполеоновского пга. ☆ ☆ ☆ Советский парод свято чтит память одного пз велпчайшпх п талантливейших сыпов русского парода — Михаила Плла- риоиовича Кутузова. Паши Вооруженные Силы унаследовали все лучшее, что было создано нм, как одним пз основоположни ков русского военного искусства. В знак уважепня к Кутузову, к тому, кто вывел русскую армию на дорогу победы в тяже лую годпну вражеского нашествия, — в 1042 году Советское правительство учре- дило^ордеи Кутузова первой и второй сте пеней. С величайшей гордостью носят его на своей гругли доблестные потомки вели кого полководца — прославленные воена чальники сталинской школы, разгромив шие до полного уничтожения немецко-фа шистских захватчиков it Великую Огече- ственп ую войн у 1941— 1945 гг. М. КОМАРОВ. i I А vi
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz