На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.
13 мнтябпя 1950 г., К: 217 (3830). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 КОМАНДИР КОРЛБЛЯ 1 Поезд, пересекая с севера на гог пеоб’ят- ные просторы пашей Родины, мчался ми мо золотых полей дозревающей пшеницы, мимо изумрудных левад и бездонно-голубых рек. На одном пз стенных полустанков бег брежное пшеничное поле подходило чуть ли не к самым железнодорожным путям, п как только поезд, .вздрогнув на последнем стыке рельс, остановился, с, подножки ва" гона спрыгнул коренастый человек в поло сатой синебелой пижаме и побежал к пше ничному полю. Оно начиналось ровной золо той стенкой. Тяжелые колосья гнули стеб ли к земле, качались под патиском ветра и от этого казалось, что по пшеничному полю перекатываются еолпы . как по морю. Было теплое солнечное утро, роса еще пе ( росохла на колосьях и листьях. Человек }пижаме вошел в пшеничное ноле, как в еплую воду залива. — У-ух, ты! — от удовольствия он да же руки поднял над головой так, как это делают купающиеся, заходя в воду. Ворот пижамы был расстегнут, и пшеница, дости гавшая ему до самой шеи, щекотала еще незатвердевшимн остами широкую грудь. — Какое богатство! — услышал пасса жир сзади себя чей-то восхищенный голос. — Разрешите вас сфотографировать, това рищ командир, среди этого золотого моря. Тот, кого назвали командиром, обернул ся и увидел старшину 2 статьи, вынимаю щего из футляра фотоаппарат. — Старшина 2 статьи Ворона! Как вы сюда попали? — спросил командир. — А, помню, помню, ведь вы пз здешних краев, где-то здесь под Черкассами у вас родные живут. Но разве вы тоже этим поездом в отпуск едете? — Так точно, товарищ командир! В Коногоне сел, там остановку делал. Разре шите сфотографировать вас, а то поезд Тронется. — Конечно, — продолжал рассуждать •старшина, копаясь у своего фэда, — вас бы лучше было заснять возле нашего ко рабля, на боевом фоне, а пшеница что же. Пшеница она пшеница и есть. — Вы, старшина, неправы, — перебил его командир. — Мы с вами для того и на корабле служим, для того и Баренцево море борозда, чтобы здесь вот такую пше- йицу могли выращивать, чтобы у вас, под Черкассами, могли агрогород строить. Значит, и в этой пшенице и в агрогороде Баша доля труда есть. ...Когда старшина 2 статьи Ворона си дел уже в своей вагоне, под мерный пере стук колес он вспомнил эти слова коман дира. Вспомнил и другой разговор, раз говор со старшиной группы Акимовым, происшедший уже давно. Как-то он рас сказал старшине группы о том, какой чу десный агрогород решили строить его зем ляки. Вот и тогда Акимов сказал ему: «Мы С вами, товарищ Ворона, очень хорошо служить должны, очень бдительно охра- Пять границы должны для того, чтобы ва ши земляки могли агротород построить». Оказывается, и у командира и у Акимова дуален одинаковые. Правда. Ворона сейчас и сам так думает, по ведь эту думку ему Акимов подал, а кто же Акимову об агро- городе так сказал? ’А дело было так. У командира такой уж порядок в службе выработался — в тече ние каждой недели он вызывает к себе двух-трех старшин на беседу. Вызовет старшину, обо всем спросит — о службе, об успехах, о недостатках, о письмах пз родных мест, о подчиненных, об пх думках. Обо всем расспросит и обо многом расска жет. «Ведь вы мол помощники, мне госу дарство большое дело доверило— но только вместе с вами. с вашей помошыо мы смо жем это большое дело поднять. Вы — не* посредственные начальники п воспитатели матросов, помогайте же мне в этом ответ ственном и большом деле, пе жалейте труда для подготовки сильных, смелых, умелых и преданных Родине моряков. Это наше об щее дело». Однажды командир во время беседы со старшиной Акимовым сказал: — Вы — отличник, но почему же в вашей группе нет больше отличников? Разве ваши подчиненные не хотят быть в числе передовых воинов? — Хотят, товарищ командир. — Так что же мешает? Акимов подумал, посмотрел на команди ра и честно, как родному отцу, сказал правду (моряки знают и любят своего командира и не было еше случая, чтобы кто пз них покривил душой перед ним): — Опыта маловато, товарищ командир, знаний нехватает. Сам я технику знаю хорошо, а вот другим передать еще не всегда могу так, как надо было бы. В тот вечер беседа командира со старши ной длилась долго. Командир выяснил все трудности старшины, просмотрел его кон спекты и планы-часовики, посоветовал, как лучше вести рассказ, в какой последо вательности надо изучать материальную часть, порекомендовал, что надо изучить самому старшине, чтобы еше лучше знать технику, чтобы уметь интересно и понят но рассказать матросам о боевой технике, чтобы старшина был в знаниях на голову выше матроса, чтобы старшина сам во всем был примером. Он рассказал Акимову о мичмане Кукушкине, павшем смертью храбрых во время войны. Кукушкин так обучал своих подчиненных, что те всегда обеспечивали победу корабля в бою. — А что было бы. — спросил коман дир, — если бы Кукушкин только сам хо рошо знал специальность, а подчиненные его не умели действовать самостоятельно? Разве корабль одержал бы столь славные победы? Нет. Сила Кукушкина была в выучке и знаниях его подчиненных. Больше лично сами учите матросов, чаще беседуйте с ними, помогайте коман дирам отделений, рассказывайте им ча ще о благородной цели их службы — защите государственных интересов первой в мире страны, строящей ком мунизм. Вот под Черкассами намечено агрогород строить. А что это значит? Это, во-первых, — ликвидация различия меж ду городом и деревней; это. во-вторых, — превращение сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустри ального; это, в-третьих,— стирание граней между умственным и физическим трудом. Да ведь это и есть реальные, ощутимые всходы коммунизма. А мы, воины, должны охранять мирный, созидательный труд строителей коммунизма, охранять бдитель но, умело, а если надо, с честью и достоин ством защитить коммунизм в бою. Расска жите об этом матросам, товарищ Акимов. Обязательно расскажите. — Главное — учитесь сами настойчиво, упорно, систематически. Матрос должен всегда видеть в своем старшине более опытного воина, знающего дело начальни ка, с которого он всегда мог бы брать при мер, у которого он мог бы учиться не только служить, но и жить так, как учит нас партия. После беседы Акимов почувствовал, что он вырос на целую голову, он и службу свою и самого себя увидел как бы други ми глазами. Он вспомнил, как работал до службы в Касимове па фабрике «Красный текстильщик», вспомнил, как обучал его бригадир мастерству водопроводчика, как присматривался он к работе бригадира и старался все делать так. как делает бригадир. «Вот так и на меня сейчас смотрят матросы», — подумал Акимов, и большое чувство гордости поднялось в его груди. Гордости и великой ответственности за порученное ему дело. «Я— опора и по мощник командира. Я — начальник и •воспитатель матросов». — пе раз с гордо стью повторял оп про себя. 3 . В тот же вечер Акимов поговорил с командиром отделения Вороной п об агро городе, и о боевой учебе, и о воспитании матросов. А на другой день собрал весь личный состав группы, подробно рассказал о беседе с командиром и поставленной им перед группой задаче. После длительного обсуждения этого важного вопроса войпы единодушно решили добиваться, чтобы все матросы и старшины стали отличниками. В это время шел ремонт механизмов. Матросы работали с большим увлечением, разобрав тот или ипои механизм, изучали •каждую деталь, каждую шайбу. Старшина 2 статьи Ворона, неотлучно находясь с ма тросами, показывал устройство механиз мов, находил каждую деталь на схеме и рассказывал о ее назначении, взаимодей ствии с другими деталями, показывал, как лучше разобрать механизм, учил притирать клапана, — ни один промах матроса не проходил мимо внимания старшины. Ко нечно, это было нелегко — механизмы надо было отремонтировать в срок, а о каждой детали хотелось рассказать подроб но, так, чтобы матросы навсегда запомни ли и для чего опа нулша и как ее заме нить, если что случится. По вечерам, ког да матросы отдыхали. Ворона готовился к новому рабочему дню: советовался о Акимовым и командиром боевой части о том. как лучше завтра людей расставить, рассчитывал каждую минуту времени, ведь ремонт — золотое время для изучения ме ханизмов. Особенно много пришлось повозиться с матросом Манойловым. Пришел он на ко рабль вместе с матросом Худовым, но от стал от него в учебе, хотя общая подго товка у него была лучше, чем у Худова, и память крепкая. Да и с 'Дисциплиной у Манойлова не все ладилось — то форма не в порядке, то с выполнением приказания замешкается, то на берегу устав нарушит. Худов давно уже прпмерпым матросом стал, а Манойлов все отставал и даже интереса должного к специальности не проявлял. — Мало требуете, — сказал Аки мов, когда Ворона рассказал старшине группы о Манойлове. — Худову показать да рассказать надо, а Манойлова в руках держать крепко следует. Недостаточная дис циплинированность — вот причина отста вания Манойлова. О службе он мало ду мает, а у вас нет еще доллшой командир ской требовательности. Ворона обиделся на старшину группы за такое замечание. Командир отделения он, правда4, молодой и ему, действительно, ка залось както неудобно строго требовать от такого же бойца, каким он сам был не так давно. «Хорошо Акимову, — рассуждал про себя Борола, — его все с первого дня службы на корабле помнят старшиной, а мне ведь не так легко перестроиться». Акимов будто подслушал его мысли: — Я знаю, что вам трудно, но так на до. Этого требуют интересы дела, этого командир требует. Передовые воины вас всегда поддержат, знаю это по собственно му опыту. И действительно, когда Ворона вечером собрал отделение и рассказал подчиненным о проступках Манойлова, тому здорово влетело от товарищей по службе.' Потом Ма нойлова вызвали на заседание бюро комсо мольской организации, беседовал с ним несколько раз и командир боевой части. Манойлов заметно исправился, а вместе с этим и все остальные матросы отделения еще больше подтянулись. Дела в отделении пошли куда лучше — ремонт шел успеш но, внанпя у матросов заметно повышались, о нарушениях дистгплнны и помину не было. Отделение выходило в передовые. А вскоре на одном пз совещаний стар шин корабля Ворона делился своим опытом в обучении и воспитании подчиненных. Такие совещания ежемесячно проводит лично командир корабля. Па них высту пают с докладом од ел -два командира от деления, рассказывают о своем опыте, по том старшины обмениваются мнениями, и в конце командир подводит итоги. Так было и на этот раз. Ворона убедился в том, что командир знает о каждом его шаге, о каж дом его распоряжении, будто он лично всегда присутствовал в отделении. Он знал не только о проступках Манойлова и о беседе Акимова с Вороной, но даже и о том, что Ворона обиделся на старшину группы за справедливое замечапие. «Вот так бы и мне знать своих потчипенпых, как командир знает», — невольно подумал Воропа. 4. В отделении все стали отличниками. П старшине 1 статьи Акимову и старшине 2 статьи Вороне командир предоставил краткосрочные отпуска за умелое обучение и воспитание подчиненных. В июне этого года Акимов побывал в родном городе Касимове. Он с гордостью рассказывал отцу о том, что из 12 поощ рений, полученных им за последние полто ра года службы, 9 об’явлены лично коман диром корабля. Отец в годы войны сам был солдатом, оп прошел с боями от Волги до Одера, при форсировании которого был ра нен, с хорошо знал пену похвалы коман диру, идущей из уст бойца. Он рад был за Николая и благодарен командиру за воспи тание сына. — С нашим командиром мы любую зап лачу выполним, — заверил отца Николай Акимов. 5. А в это время командир на корабле бе седовал с секретарями партийной и комсо мольской организаций о том. что надо опыт передовой группы, где старшиной Николай Акимов, сделать достоянпем всех старшин. — Все группы, все отделения на пашем корабле могут и должны быть отличными. Когда оба секретаря вышли, командир вынул из ящика стола толстую серую тетрадь — это конспекты его докладов для старшинского состава. «Каким должен быть старшина», / «Что такое советская военная гордость», «Борьба русского паро да за выход к Северному морю и освоение северного морского пути», «Американская экспансия к Северному полюсу» и много других докладов прочитал уже командир старшинам. Сейчас он подбирает литерату ру и готовит для старшин доклад о Ло моносове. — Огаршипа должен быть на голову выше матросов по своим политическим, военным и общеобразовательным знаниям. Это мои помощники, я обязан заботиться о них. .Есть у командира и другая тетрадь — в ней записи его индивидуальных бесед со старшинами. Здесь можно найти самые различные записи — и о том. что надо по мочь молодому командиру отделения Скоро- богатову овладеть методикой проведения занятий, и о том. \ что партийному бюро следовало бы побеседовать со старшиной К. о его примерности, и о том. что надо поза ботиться о квартире для сверхсрочника. ...Недавно старшина 1 статьи Акимов, разговаривая со старшиной 2 статьи Во роной, спросил: — Вы знаете о там. что наш командир поступает в вечерний университет марк сизма-ленинизма? — Знаю, — ответил Ворона. — А вывод для себя сделали из этого? •Нет еще? А я уже сделал — подал заявле ние с просьбой зачислить меня в партий ную школу. П вам советую. ...Старшины повседневно чувствуют за ботливую, направляющую руку командира, его пристальный, внимательный взгляд, следящий за всей их деятельностью, видят перед собой пример командира, действую щего всегда в иптересах Родипы. в инте ресах укрепления ее военного могущества. И когда па корабле гезорят: «Так требует •командир», «Командир приказал», — это звучит как «Требует Родииа», «Родина приказала». Г. КАРЕВ. Борт корабля Н. Герой С ов етско го С ою за Н. Я. Турков . Рисунок матроса А. Осташинского. ВСТРЕТИМ ЗИ У L 0 ИС: 0 РУЖИИ! ► ★ ★ КОМ СОМОЛЬЦЫ ВПЕРЕДИ В нашем подразделении развернулась энергичная подготовка к зиме. Передови ками ремонтных работ являются комсо мольцы. Выполняя разнообразные задания, опи проявляют старание, инициативу и находчивость. Самым трудолюбивым воином по праву считается член ВЛКСМ Пван Мельник. Недавно, отмечая его примерную работу, командир об’явил матросу Мельник благо дарность. Отмечены поощрениями также и комсомольцы Орлов и Голомааов. Недавно у пас состоялось комсомольское собрание о задачах члепов ВЛКСМ в период, подготовки к зиме. После этого комсомоль цы стали работать еше энергичнее, оказы вая действенную помощь командиру в ус пешном решении важной задачи — свое временной подготовки к зиме. Матрос В. ЧУЕВ. О Б ’ЯВЛЕНЫ БЛАГОДАРНОСТИ Зизма не за горами. Выполняя указание командира по утеплению и благоустройст ву помещений, солдаты и сержанты рабо тают, пе покладая рук. Они понимают, что если сейчас ту же работу можно сде лать за день, то потом, в ненастную пого ду. ее не выполнишь и в 10 дней. Вот по чему каждый воин относится к делу при лежно. с полным напряжением сил. Большая часть ремонтных работ уже выполнена. Воины заново сделали сушил ку. теплее, помещение для умывальника, оштукатурили жилое помещение. Передо викам ремонта тт. Корчевому, Михайлову и Гут командир об*4бвл благодарности, а сержанту' Федосееву предоставил внеоче редной краткосрочный отпуск. Сержант Д. ВЕРОВЧУК. ОТРЕМОНТИРОВАНЫ КУБРИКИ , КАМ БУЗ И ГАРАЖ Воины нашего подразделения проделали большую работу по подготовке к зиме. Своими силами они отремонтировали куб рики, камбуз и гараж. Особенно красиво сейчас выглядит ком ната полптпросветработы. Здесь все покра шено и побелено. На стенах— портреты на ших великих вождей Ленина и Сталина, членов Политбюро Центрального Комитета ВШ б ) . Па ремонтных работах особенно отличи лись комсомолец Никифоров и матрос 0 » - ростпн. В настоящее время кубрики лзршого состава выглядят чисто и уютно. Сержант П. КРАСНОВ. СВОИМИ СИЛАМИ Под руководством тов. Кондратова вон- I ность лучше ухаживать за техникой, JWP- ны своими силами подготовили к зиме ! жать ее всегда в исправности и продлять автогараж, оборудовали смотровые ямы, j срок ео эксплоаташш. слесарный верстак. Это даст нам возмож- Сержант А. ЛОЦМАН. Б и б л и о г р а ф и я ПРИМЕР БЕЗЗАВЕТНОЙ ПРЕДАННОСТИ РОДИНЕ На высоком берегу Цемесской бухты, в живописном уголке Новороссийска, высит ся белый обелиск — памятник воинам, павшим смертью героев за честь, свободу и независимость пашей Родины. Рядом с обелиском покоптся прах Героя Советского Союза майора Цезаря Львовича Куликова. С биографией этого храброго воина — советского патриота — знакомит нас не большая книга Я. 3. Черняка, выпушенная Военным издательством *). Куников родился в г. Ростове-на Дону в 1909 году. С юных лет он начал ра ботать на производстве. В 1931 году его послали в Промышленную академию им. Л. М. Кагановича. По окончании ака демий Куников был направлен на маши ностроительный завод. Молодой коммунист- инженер был душой социалистического соревнования. Великая. Отечественная война вастала Н. Куликова па посту ответственного ре дактора газеты «Машиностроение». Куни ков обратился в райвоенкомат с просьбой сослать его на фронт. С июля 1941 года П. Куников — ко миссар, а затем командир подразделения катеров. Сколько стараний и изобрета тельности вложил оп для того, чтобы лучше вооружить своп небольшие корабли, при ев анпые оказывать помощь войсковым ча стям, сражающимся па водных рубежах. Много и упорно работал он с личпым со ставом. П когда катерам довелось действо вать в боевой обстановке, опи успешно ходили в ночной темноте, иа полной ско рости по местам, которые раньше былп мо рякам почти незнакомы. *) я . 3 Черняк. «Герой Советского Сою за Ц. Л . Куников». Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, Мо сква, 1050 г., стр. 45. «Вот уже два месяца, как находимся почти в беспрерывных боевых опера циях, — писал Ц. Куников жене. — Ос новные боевые действия ведем ночью. Было все: ночные походы в тыл против ника, взрывы, поджоги, ледовые походы по нескольку суток без сна. тепла и пи щи. Фашисты — редкая сволочь. Истреб лять их надо беспощадно. В каждом — зверь. Я видел в отбитом нами Ростове кварталы, население которых — старики, женщины, дети — целиком было расстре ляно невинно и бессмысленно. Пепел сож женных стучит в наши сердца... Что долго говорить — все мои помыслы и интересы днем и ночью направлены на организа цию истребления противника». Куников непрестанно учился сам ж учил своих подчиненных бить врага наверняка. Он отлично стрелял из снайперской вин товки и пулемета, миномета и пушки, ос воил управление катером, настойчиво изу чал сталинскую науку побеждать. Ц. Куликов искренно верил, что каж дый советский человек, воспитанный пар тией Ленина — Сталина, во славу своей любимой Отчизпы способен совершить лю бой подвит. В таком духе оп учил и вос питывал своих бойцов. Матросы любили своего командира и шли за ппм на выпол нение самых сложпых и ответственных за даний. Когда стало известно, что вернувшийся после тяжелой контузии из госпиталя Ку ликов формирует отряд для действий во вражеском тылу, к нему стали приходить сотпи добровольцев. Куников сам личпо бе седовал с каждым матросом, солдатом. Он не скрывал от людей всей трудпостп пред стоящей операции. Вот уже г. о т р т влилась первая, вторая, третьи сотня отобранных людей. Первый эшелон был скомплектован. Продолжая ра боту по комплектованию отряда. Куников большое внимание уделял боевой подготов ке личного состава, индивидуальному обу чению воинов, укреплению в отряде дис циплины и организованности. «Победит тот, у кого выше организован ность и дисциплина, — говорил Куликов на одном из партийных собраний перед вы садкой десанта на Мысхако. — Товарищ Огалпн требует от нас всемерпо укреплять воинскую дисциплину, совершенствовать боевое мастерство, упорпо и настойчиво готовить сокрушительный удар по врату». Куликов был уверен в каждом бойне своего отряда. За каждым был большой боевой путь. Подавляющее большинство — три четверти отряда — составляли комму нисты и комсомольцы. В решающий день высадки десанта на Мысхако воины поклялись любимому товарищу Сталину, что они выполнят при каз Родипы. Вот текст священной клятвы советских воинов: «Великому полководцу Иосифу Виссарионовичу Сталину Клятва Идя в бой, мы даем клятву Родине, великому Сталину в том. что будем дейст вовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силу свою и кровь свою, капля за каплей, мы отдадим за жизнь и счастье на шего народа, за тебя, горячо любимая Ро дина. за великого полководца, отпа нашего и друга, мудрого Сталина...». В штормовую ночь с 3 па 4 февраля 1943 года отряд морской пехоты под командованием Куликова подошел па ка терах к причалу рыбозавода около местечка Станичка юго-западнее Новороссийска и впезапно обрушился на врага. Так был за хвачен и закреплен в тылу пезгепко- фашистских войск пеболыпой плацдарм, сыгравший большую роль в последующем освобождеппн Новороссийска. Через пе- сколько дпей ла отвоеванном клочке зем ли (ширила километров— от Станички до горы Колдун, глубина \ километра — от моря до шоссе) высадились наши армей ские части. Пх высадку обеспечивали к у пи ковцы. Семь месяцев продолжались бои sa «Ма лую землю» — Мысхако. Об этой беспри мерной эпопее советских воинов рассказы вает в своей небольшой книге участник сражения Г. Соколов *). Люди стояли на смерть, они не только оборопялись, но сами навязывали бой противнику, переходили в решительные атаки, часто заканчивавшие ся рукопашными схватками. 0 непреклонной воле к победе, о беспре дельном мужестве и отваге наших солдат, матросов и офицеров, о высоком чувстве долга и безграничной любви к Родипе, ве ликому Сталину повествуют в своих кни гах Я. 3. Черпяк и Г. Соколов. В самые трудные минуты боя герои Мысхако думали о Родине, большевистской партии, горячо любимом товарище Сталине. В этом они черпалп силы для ратных под вигов. Коммунисты *и комсомольцы всегда былп впереди и своей отвагой воодушевля ли всех воинов. Коммунист Михаил Корппцкнй вместе с группой десантников оказался в окруже нии. Укрепившись в доме, осажденном со всех сторон гитлеровцами, моряки вели огонь из окон. Фашисты подвели к дому танки. Раненый Корпицкий в густом дыму и едкой пыли подобрался к тапкам и бро сил гранату прямо под гусеницу одной пз машин. Подбитый танк замер на месте. Остальные поспешно вышли из боя. ...За каменной степой. прилегавшей к дому, начали накапливаться вражеские ав томатчики. Тогда Корпицкий вооружился гранатами и бросился к двери. Прежде чем моряки успе.тп сообразить, что ои соби рается сделать, отважный моряк выбежал во двор, взобрался иа стену и сверху об рушился на злеевгапх за стеной врагов. Пз-за каменной степы никто пе ушел живым. Герой взорвал себя вместе со всеми немецкими автоматчиками. Ефрейтор морской пехоты Семей Калюж ный. узнав о гибели своего друга коммуни ста Михаила Корппцкого. поклялся жестоко *) Г. Соколов. «Огненная земля», рас сказы. Краевое книгоиздательство. Красно дар, 1949 г , стр. 94. В ближайшее время эта книга выходит в Военно-Морском изда тельстве. отомстить врагу. Перед боем он подал за явление с просьбой принять его в рады ВВДб). Когда к нему обратился с вопросом матрос Сепкин, может ли и он вступить в партию, Калюжный дружески обпял воппа и тепло сказал ему: «По-моему можно. Воевал ты отлично, как коммунист, точь- в-точь, как мой дружок Миша Корниц кин...». Каждый воин, уходя на боевую опера цию, просил считать его коммунистом. Ра неный матрос Бурханов после одного боя приполз в блиндаж командира. Он доложил о гибели своего товарища Якова Лемешко и добавил, что перед боем его друг подал заявление в партию, но парторг батальона погпб и заявление Лемешко не было разо брано. «Прошу вас, чтобы Лемешко по смертно приняли в партию и считали, что оп погпб коммунистом. А когда желе его будете писать, то так и напишите, что вое вал и погиб, как коммунист». Г. Соколов рассказывает о советских воинах тепло и задушевно. Автор хорошо знает и любит своих героев, товарищей по оружию. Все они — советские матросы, отважные в бою, суровые и беспощадные к врагу, но в то же время чуткие, внима тельные к своим товарищам. Встретив в тылу противника женщину с малышом на руках, разведчики делают все возможное, чтобы препроводить мать и ребенка в бе зопасное место. Нежной заботой окружают моряки почтальона Клаву, особеппо вни мательны они к незаметным труженикам войны — дсвушкам-санптарклм. Мужественно сражались герои Мысхако. Семь месяцев опи отбивали бсспрестаппыс атаки врага. Противник предпринимал от чаянные попытки сбросить отважных со ветских воинов в морс, выбить пх из своего тыла. Моряки, давшие клятву великому Сталину, стояли насмерть. Боп за Мысхако сыграли огромную роль в последующих сражениях панк Гг героической Армии по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Новороссийска и всего Черно морского побережья. Наступление советских войск пачалось 10 сентября 1943 года. Верховный Главнокомандующий товарищ1 Сталин поставил перед Ссверо-йавивскиж фронтом и Черноморским флотом задачу: совместным ударом с суши и высадкой десанта с моря запять порт и город Ново российск. Это была одна пз наиболее трудных и значительных десантных (те рапий. Фашисты создали мощную оборону в городе п па подступах к пему как с суши, так и с моря. Достаточно сказать, что ва фропте протяжением в 18 километров от горы Долгая до Мысхако па каждом кило метре было сосредоточено до 1.300 солдат, большое количество артиллерии, мпнеметов, пулеметов, создапы мшшые поля. Советская Армия и Флот блестяще вы полнили приказ Верховного Главно командующего. 16 септября Новороссийск был освобожден. Пачалось полное очшценяе берегов Черпого моря от немецко-фашист ских захватчиков. Цезарю Купикову не довелось участво вать в сентябрьских боях. Он погиб в ночь с 11 па 12 февраля 1943 года. Он погиб в самом расцвете сил. полный горячей любви к Родине, большевистской партия, любимому И. В. Сталину. В годы Велпкой Отечественной войны советские войпы проявили невиданную стойкость, массовый героизм. Животвор ный советский патриотизм — безграничная любовь к Ро.ттгпе. большевистской партии, великому Сталину — вел наших воинов от победы к победе. Высокие морально- боевые качества советских воинов рождали непоколебимую стойкость и упорство в бою. твердую решимость достичь победу над врагом. Я ркий пример выпо.тпелпя героями Ве ликой Отечественной войны воинского долга перед Родипой зовет воллов Военно- Морских Гил ла пепрерывпое совершенст вование своих воеппых и политических знаний, на укрепление дисциплины и ор ганизованности на кораблях и в частях. В книгах «Герой Советского Союза П. Л. Куликов» и «Огненная земля» по вествуется о животворпом советском пат риотизме — источнике всех трудовых и ратных потгигоз нашего народа. Яти книпт с большим интересом прочи тает каждый воешптГт моря*. Майор И. ЖИГАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz