На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.

< Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 10 сгктяЗпя 1050 г.. № 215 (332S ). Д Е Н Ь С О В Е Т С К И Х Т А Н К И С Т О В «К* Пятый раз Советский Союз отмечает День танкистов — всенародный праздник, установленный в ознаменование выдаю- нщхся заслуг бронетанковых и механизи­ рованных войск в Великой Отечественной воине, а также заслуг советских танккг строителей в оснащении Вооруженных Сил СССР первоклассной техникой. Вся история развития советской танковой промышленности, героический путь броне­ танковых войск неразрывно связаны с именем великого Сталина. Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин, гениально предвидя огромную роль танков в современной войне, неустанно за­ ботится о создании и развитии отечествен” ной танковой промышленности, о строи­ тельство могучих бронетанковых и меха­ низированных войск, о боевой и политике" ской подготовке советских танкистов, С именем великого вождя народов П. В. Сталина связано воспитание замечатель­ ной школы советских кояструкторов-тан- косгроптелей. Имена многих деятелей танковой промы­ шленности известны всей стране. Талант­ ливые копструкторы А. А. Морозов, Ж. Я. Котин и многие другие удостоены звания Героя Социалистического Труда. Гепиалыгыи полководец П. В. Сталин заботливо растит н воспитывает кадры танкистов. Из стен Академии бропетанко- вых и механизированных войск Советской Армии, созданной по инициативе товарища Сталина, вышли тысячи прекрасно обу* ченпых и подготовленных офицеровтанкг стов. Сталинские питомцы, беззаветно предан­ ные советской Родине, большевистской партпл, в грозные годы Великой Отечест­ венной войны показали невиданные в исто" рии храбрость, отвагу и высокое воинское мастерство, на весь мир прославили оте­ чественное оружие. Советские бронетанковые и механизиро­ ванные войска являются молодым родом войск. Однако опыт минувшей войны пока* зал, что советская танковая техника, ста­ линская теория и военное искусство бое­ вого применения бронетанковых войск яв­ ляются самыми передовыми в мире. В царв скоп России танков не было, тем не менее приоритет в создании танков принадлежит нашей Родине. Еще в 1837 году в России офицером Д. Загряжским был представлен проект гусеничного движения. В 1880 го­ ду изобретатель Ф. А. Блинов создал пер­ вый в мире двптптель с металлической гу­ сеницей. Затем Блинов построил и демон­ стрировал на выставке в Нижнем Новгород де и Саратове сконструированный и по­ строенный им первый гусеничный трактор. Русский тажструктор Я. В. Мамин по­ строил первый в мире бескомнрессорпый двигатель тракторного типа с высокой степенью сжатия. Этот двигатель он демон­ стрировал в 1903 — 1908 годах па ряде выставок в России и за граплпей. Первые в мире образцы протнвонульной брони бьг ли также изготовлены русским инженером П. М. Обуховым. Так передовая русская мысль намного опередила изобретателей и ученых других стран в создании современного танка. В 1911 году инженер В. Д. Менделеев, сын знаменитого химика Д. П. Менделеева, разработал первый в мире проект боевой гусеничной машины, получившей впослед­ ствии название танка. Этот проект талант­ ливого русского инженера содержал ряд важных и смелых конструктивных реше­ ний, которые в зарубежной практике танкостроения были осуществлены лишь в годы второй мировой войны. В пачале пер­ вой мировой войны в нашей страпе была изготовлена а в июне 1915 года испытана бронетанковая гусеничная машина, кото* рая могла двигаться по дорогам па гусени­ цах и колесах, развивая скорость до 25 киломепюв в час. Замечательные достижения русских изо­ бретателей и ученых танкостроителей бьг ли оценены лишь после Великой Октябрь­ ской революции. Большевистская партия, В. И. Ленин и И. В. Сталин открыли ши­ рокие пути творческой мысли. Еше в 1919 году В. И. Ленин поручил коллег/ тиву завода «Красное Сормово» наладить производство тан­ ков. В течение 1920 — 1922 го­ дов на этом заводе изготовили 18 ма­ шин. Уже в те тя­ желые для страны годы наша партия и лично В. И. Ленин и И. В. Сталин заботились об оснащении Красной Армии современной тех­ никой. в том чис­ ле танками. О Генерал -лейтенант инженерно- технической служ бы П. БИНОВИЧ . Так родилось советское танкостроение. Широкий размах танкостроение н развитие бронетанковых войск приобрели в годы сталинских пятилеток. Товарищ Сталин уделял огромное вни­ мание строительству танков. Он требовал создания наиболее совершенных машин, лично осматривал все новые образцы тан­ ков, давал практические указания по улучшению конструкций машин, направ­ лял творческую мысль конструкторов на решение важнейших задач в области тан­ костроения. Советские конструкторы и танкострои­ тели успешно справились с поставленной перед ними задачей. Они создали в 1933— 1939 годах непревзойденные средние и тяжелые таяки «Т-34» и «КВ», соче­ тающие все основные боевые качества — прочную броню, мощное вооружение и вы­ сокую маневренность. Советские танки блестяще выдержали экзамен в годы Великой Отечественной войны, не претерпев существенных конст­ руктивных изменений, тогда как Германия, Англия и США в военные годы были вы­ нуждены перевооружить свои армии но­ выми типами танков. Во время войны нем* цы, англичане и американцы неодно­ кратно меняли свой танковый парк, настойчиво копировали марки советских машин, но так и не смогли создать подобных танков. Параллельно с создани­ ем технической базы бронетанковых п ме­ ханизированных войск, разработкой теории их боевого использования, решалась и проблема создания кадров танкистов. По указаниям товарища Сталина была создана стройная система подготовки тан­ кистов. Партия призвала лучшую часть советской молодежи в танковые школы. По инициативе товарища Сталина была созда­ на Академия бронетанковых и механизи­ рованных войск для подготовки высоко­ квалифицированных командиров, воору­ женных передовой военной наукой и могу­ чей теорией марксизма-ленинизма. Великая Отечественная война явилась суровой проверкой боевых качеств наших Вооруженных Сил н их бронетанковых и механизированных войск. Советские тан­ кисты были надежными защитниками своей социалистической Родины. В боях с врагами они являли невиданные образны стойкости, мужества, отваги, беззаветной преданности великому делу Лепила — Сталина. Боевые дела советских танкистов в пер* вые месяцы войны получили высокую оценку. Выступая б ноября 1941 года на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской со­ циалистической революции, товарищ Сталин сказал: «Наши танки по качеству превосходят немецкие танки, а налит слав­ ные танкисты и артиллеристы не раз об­ ращали в бегство хваленые немецкие вой­ ска с их многочисленными танками». Ни одна крупная операция Советской Армии не проводилась без массового при­ менения танков во взаимодействии с дру­ гими родами войск. Танковые соединения сыграли исключительную роль в разгроме 330-тысячной вражеской группировки Паулюса. Битва под Сталинградом явилась классическим образцом использования бро* нетанковых и механизщюванных войск для нанесения глубоких ударов по вражеской группировке с целью расчяенеашя и окру­ жения ее. Советские бронетанковые и ме­ ханизированные войска также сыграли важную роль в разгроме немецко-фашист­ ских захватчиков на Курской дуге. Под Курском развернулось небывалое в истории танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало десять тысяч танков. В этом историческом сражении Советская Армия только за месяц боев, с 5 июля по G августа, уничтожила 4.600 немецких танков и самоходных орудий и захватила исправными 521 тапк. Истощив врага, советские войска перешли в решительное контрнаступление, где мощным ударным средствам явились крупные танковые и механизированные соединения. Советские танкисты приняли активное участие в панесении по гитлеровцам деся­ ти сталинских ударов, в результате кото­ рых советская земля была очищена от фа­ шистских бандитов. В завершающих сраже­ ниях 1945 года бронетанковые и механи­ зированные войска создавали для гитле­ ровских армий один «котел» за другим, рассекали вражеские группировки па o r дельные части и уничтожали их. Советские танкисты активно участвовали в окруже­ нии и штурме фашистского логова — Бер­ лина. Они стремительным ударом разбили немецксгфашистские войска под Прагой и освободили столицу Чехословакии. Танкисты Советской Армии с честью выполнили свой долг и в войне с импе­ риалистической Японией. Ратные подвиги советских танкистов высоко оценил товарищ Сталин. *В годы Великой Отечест­ венной войны. — указывал товарищ Сталин. — бронетанковые и механизиро­ ванные войска Советской Армии сыграли выдающуюся роль в деле разгрома фа­ шистской Германии и империалистической Японии. На полях сражений советские танкисты показали беотгримерное мужест­ во и с честью выполнили свой долг перед Родиной». Многие тысячи танкистов удостоены правительственных наград. 1.142 танки­ стам присвоено высокое звание Героя Со­ ветского Союза. Товарищ Сталин высоко оценил доблест­ ный труд наших танкостроителей, которые в течение трех последних лет войны выпу­ скали ежегодно в среднем более 30 тысяч первоклассных танков, самоходных орудий и бронемашин. «Рабочие и работницы, конструкторы я инженеры танковой промышленности, — говорил товарищ Сталин. — в трудных условиях военного времени обес/печили на* пги бронетанковые и механизированные войска первоклассными танками и самоход­ ной артиллерией». 9 тысяч таетсостроите* лей Советское правительство наградило орденами и медалями, многим выдающимся танкостроителям и конструкторам присвое­ но высокое звание Героя Социалистиче­ ского Труда. Победоносно закончив войну, советский парод верпулея к митшому созидательному труду. Под мудрым руководством больше­ вистской партии и любимого вождя наро­ дов товарища Сталина советские люди с огромным патриотическим под емон воздви­ гают величественное здание клммунистсг ческого общества. .С каждым днем растет могущество великого Советского Союза. Вдохновляемые примером героического со- ветского народа, при его братской помощи уверенно идут по пути строительства с(г пналнзма страны народной демократии. Ширится и крепнет возглавляемый Совет­ ским Союзом могучий лагерь сторонников мира, демократии и социализма. Огромные успехи лагеря мира вызывают бешеную злобу империалистов, стремя­ щихся разжечь новую войну, в надежде оттянуть свою неизбежную гибель. С этой целью американо-английские империали­ сты сколачивают различные агрессивные блоки, открыто возрождают милитаризм в Западной Германии и Японии, лихорадочно разрабатывают планы новой войны, на­ правленной против Советского Союза и стран народной демократии. Американские агрессоры напали на сво­ бодолюбивый народ Кореи. Они варварски бомбят и обстреливают мирные корейские города и села, убивают стариков, детей и женщин. Нападение американских импе­ риалистов на миролюбивый корейский на­ род вызвало бурю возмущения всего про­ грессивного человечества. Народы мира не хотят войны, они клеймят позором поджи­ гателей новой войны и единодушно подпи­ сываются под Стокгольмским Воззванием Постоянного комитета Всемирного конгрес­ са сторонников мира о запрещении атомной бомбы. Это — серьезное предупреждение американским империалистам. ' Советские люди заняты мирным созида­ тельным трудом. Но они всегда помнят указания В. И. Ленина и П. В. Сталина о том, что пока существует капитализм, бу­ дет существовать угроза нападения на папгу Родпну. Поэтому, проводя грандиоз­ ную работу по строительству коммунисти­ ческого общества, большевистская партия и Советское правительство повседневно за­ ботятся об укреплении могущества Совет­ ской Армии п Воеппо-Морских Сил, яв­ ляющихся падежным стражем мира и безопасности пашей великой социалисти­ ческой державы. Советские танкисты, как и все воины Вооруженных Сил СССР, отвечают на за­ боту большевистской партии и своего любимого вождя товарища Сталина новыми патриотическими подвигами. Они упорно трудятся над повышением своих военных, политических и технических знаний, усердно учатся, чтобы стать мастерами своего дела, в совершенстве владеть гроз­ ным оружием, которое вверила им Родина. Советские танкисты бдительно несут службу на рубежах родной земли, оберегая созидательный труд советских людей, строящих иод руководством большевист­ ской партии и товарища Сталина светлое, величественное здание коммунизма. У Ч И Т Е Л Ь И Д Р У Г я й ш х ш .у ■ - ' up знает товарища Сталина как ве­ личайшего поли­ тического деятеля i У 1 № в истории чело- ^ j l / i А А 16' вечества, вели­ чайшего ПОЛК(Г водна всех времен и народов. Но те. кому доводятся непосредственно соприкасаться с ним при разре­ шении технических проблем, знают еще и о его необычайном уменье разби­ раться в самых сложных технических во­ просах, знают о сталинской силе инженер­ ного предвидения. По общему признанию, советские танки среднего и тяжелого типов оказались луч­ шими из всех участвовавших во второй ми­ ровой войне. В ходе войны нашим конст­ рукциям начали подражать немцы, амери­ канцы и англичане* однако советские тан­ ки так и закончили войну, не имея равных себе соперников. Они были и остались бое­ выми машинами, в которых наиболее гар­ монично и умело сочетаются вес брони, мощность вооружения, маневренность и удобство управления. На этих машинах в годы Великой Отечественной войны броне­ танковые и механизированные войска со­ ветских Вооруженных Сил показали на по­ ле боя беспримерное мужество и с честью выполнили свой долг перед Родиной. Дей­ ствуя совместно с другими родами войск, они сыграли выдающуюся роль в завоева­ нии победы. В изумительных успехах советской тан­ ковой техники, в развитии советской кон­ структорской мысли роль товарища Сталина поистнне исключительна. Нет ни одного типа танка, с проектом, моделью и опытным образцом которого товарищ Сталин не ознакомился бы лично. Конст­ руктор, только начинающий творческую (работу, и конструктор, уже прочно себя зарекомендовавший, всегда находили у Иосифа Виссарионовича не только мораль­ ную поддержку, но и непосредственную по­ мощь, яркую мысль, которая открывала перед ними новые технические горизонты. Товарищ Сталин всегда ставит вопрос конкретно: нельзя ли в новом образце тан­ ка или вооружения еще что-либо улуч­ шить, усовершенствовать? И краткие, не­ многословные замечания товарища Сталина всегда пробуждают у конструк­ торов плодотворные технические идеи. По роду своей службы я довольно часто встречался с товарищем Сталиным, особен­ но в годы войны. Каждый Das эти встречи производили на меня огромное впечатле­ ние: настолько обширна, буквально беско­ нечна эрудиция товарища Сталина, на­ столько тонко его уменье разобраться в любом, самом сложном техническом вопро­ се и так повернуть дело, что оно неожидан­ но встает перед конструкторами и техноло­ гами в совершенно новом свете. Однажды в 1938 году в кабинете товарища Сталина группа конструкторов во главе с Героем Социалистического Труда Ж. Котиным демонстрировала макегг и чер­ тежи тяжелого танка. По проекту машина имела три орудийных башни. Товарищ Сталин подробно рассмотрел чертежи; по­ ходил, размышляя, некоторое время по ка­ бинету, а затем снял с макета танка одну из башен. —Сколько я снял?— спросил он Ботина. — Три тонны, — ответил конструктор. — Обратите их на усиление броневой зашиты, посоветовал товарищ Сталин. — Незачем иметь на танке столько башен... Опыт Великой Отечественной войны под­ твердил, насколько был прав товарищ Сталин, требуя гармоничного сочетания огневой мощи и броневой защиты машины. Совещание конструкторов в Кремле кон­ чилось на том, что товарищ Сталин пред­ ложил, помимо машины, представленной по проекту, срочно построить и другую — с более толстой броней и только одной пуш­ кой. Спустя несколько месяцев два новых образца тяжелых танков были построены, и конструкторов вновь пригласили в Кремль. Предпочтение было отдано маши­ не с одной пушкой — то был знаменитый впоследствии та ик «Клим Ворошилов». Но когда встал вопрос о запуске танка «КВ» в серийное производство, товарищ Сталин сделал еще несколько серьезных замеча­ ний. В частности, он посоветовал усилить надежность ходовой .части танка «КВ». — Здесь слабое место тапка, — заме­ тал товарищ Сталип. Принятая тогда па тяжелых тапках сложная система подвеекп действительно представляла собой его самое уязвимое ме­ сто. Копструкторы ответили товарищу Сталину, что подвеску можно, копечно, за­ щитить, по для этого необходимо навесить на борт тяжелую броню, а это намного уве­ личит вес машины. — Если так, — сказал тогда товарищ Сталин, — подвеску надо сконструировать по.-новому. Следуя этим указаниям, инженеры на­ шли принципиально иное, совершенно не­ ожиданное решение: торсионную подвеску. Па редкость простая п прочная торсионная подвеска, пе нуждаясь в защите бропей,, « З н ам я * № 12 з а 1949 год. Б . М . КО РОБКОВ , генерал-полковник т анковы х войск . обеспечивает танку плавный ход по самому неровному пути. Так родился выдающийся по бронестой- кости тапк «КВ», который на первом этане войны был недосягаем для нолевой немец­ кой артиллерии. Однако еше до войны товарищ Сталин предложил конструкторам поработать и вад другим тяжелым танкам, более мощ­ ным по вооружению и броне, чем «КВ», по ле превышающим его по весу. Конструкторы были очень удивлены: они не видели тогда еще практической на­ добности в подобном танке. Но товарищ Сталин смотрел неизмеримо дальше всех... Его прогноз блестяще подтвердился в ходе войны, когда в состязании технической мысли противников броневая защита тан­ ков достигла именно тех размеров, о необ­ ходимости которых задолго до этого гово­ рил товарищ Сталин. Благодаря прозорливости товарища Сталина советские конструкторы создали танк с броней и пушкой более сильными, чем у «КВ»: машину подобного же веса, но превосходящую «КВ» по скорости на] 30 процентов. Речь идет о танке «Иосиф j Сталин» — истребителе «королевских тигров». Кстати скажем, производство! танков «ПС» было освоено в рекордно корот­ кий срок, какого не знает мировое танко­ строение. Товарищ Сталин учит вас никогда не ! довольствоваться достигнутым. В этом : смысле очень поучительна история танка ! «КВ», который, как мы уже сказали, с первых же дней войны обнаружил на по­ лях сражений очень большие преимущест­ ва по сравнению с немецкими машинами. Однажды осенью 1942 года группу тан­ кистов и работников танковой промышлен­ ности вызвали на совещание в Кремль. Товарищ Сталин зачитал нам радиограмму с фронта о том, что танки «ЕВ» в осеннюю распутицу с трудом передвигаются по пе­ ресеченной местности. Прямо сказать, мы не знали, что еще можно предпринять для облегчения веса машины. Казалось, было сделано ухе все практически мыслимое. Но товарищ Сталин дал совершенно точные указания, в каких местах и насколько облегчить бро­ ню танка «КВ» не в ущерб его боевым ка­ чествам и безопасности экипажа. Мало то­ го! Он предложил пересмотреть комплект запасных частей, инструмента и материа­ лов, который полагается имеггь на танке в боевом походе. Товарища Сталина интере­ совала даже такая деталь, как вес прокла­ дочного материала — клингерита. И пред­ ставьте себе, были найдены значительные резервы для облегчения веса боевой маши­ ны без нарушения ее надежности! Только за счет исключения из комплекта факти­ чески излишних в боевой обстановке неко­ торых инструментов, запасных частей и материалов удалось уменьшить вес маши­ ны ва 202 килограмма 750 граммов. Да! Точности до граммов потребовал от нас товарищ Сталин, и танк «КВ» выиграл сотни килограммов. Иосиф Виссарионович( лично подписал приказ с перечнем инстру-’ мента н запасных частей, которые отныне разрешалось иметь на борту танка «КВ» в боевых условиях. Советские конструкторы гордятся своим детищем — средним танком «Т-34». Ма­ шина действительно классических качеств. Советские танкисты на средних танках побеждали даже «королевских тигров», ма­ стерски используя прекрасную маневрен­ ность нашей машины и меткость огня ее пушки. Не случайно товарищ Сталин при­ дает исключительное значение применению среднего танка «Т-34» как массовой бое­ вой машины. Зимой 1943 года эта машина после не­ которой модернизации была доставлена для показа во двор Кремля. К-онструкторы и мы, танкисты, полагая, что все тщательно продумано, взвешено и проверено, с нетер­ пением ждали, что скажет теперь о маши­ не товарищ Сталин. Точно в назначенное время к танку по­ дошли товарищ Сталин, товарищи Молотов, Маленков и Ворошилов. Не задавая нам никаких вопросов, Иосиф Виссарионович медленно обошел вокруг машины н внимательно осмотрел ее со всех сторон. Затем он влез в танк, присел у башенного люка и долго беседовал с эки­ пажем, находившимся внутри. Товарища Сталина интересовало решительно все. Удобно ли расположены рычаги п снаря­ ды? Можно лп без лишних движений вести стрельбу на ходу? Легко ли вращается башня? Наконец, успевает ли вентилятор удалять пороховые газы при стрельбе? И вот здесь-то он нащупал слабое место тан­ ка «Т-34»: одного вентилятора оказалось недостаточно, чтобы успевать очищать воз­ дух при интенсивном ведении огня. Сойдя с танка, товарищ Сталин первым делом потребовал, чтобы мы усилили вен­ тиляцию в боевом отделении машины. — Люди должны свободно чувствовать себя во время стрельбы, они должны ды­ шать чистым воздухом, — сказал он. Для нас, присутствовавших, это был весьма полезный урок. Забота о люхях, учит товарищ Сталии, всегда должна быть в центре внимания копструктора. Я хочу здесь привести еще и другой случай, когда товарищ Сталин, решая тех­ нический вопрос, позаботился прежде веет* о людях. Речь идет о малой самоходной артиллерийской установке, которую товарищ Сталии осматривал в Кремле то­ же в 1943 году. По замыслу конструктора, самоходная установка была сверху накрыта довольно тяжелой броней. Как и всегда, товарищ Сталин внимательно осмотрел машину, ин­ тересуясь каждой деталью. Затем он стал задавать вопросы экипажу. U тут подтвер­ дилось то, что предполагал товарищ Сталин еще при проектировании машины. В свое время товарищ Сталин высказывал сомнение в практической надобности пото­ лочной брони для малой самоходной уста­ новки. И вот теиерь из ответов экипажа, проверившего самоходку в боевых услови­ ях, стало ясно, что в потолочной броне нужды пет, что экипажу гораздо легче ра­ ботать, если снять броневой потолок. Сей­ час же было принято решение: потолочную броню снять. Помимо всего прочего, это уменьшило вес машины, стало бьггь, уве­ личило ее проходимость. Товарищ Сталин не только осматривал все новые образцы танков и самоходных установок, предлагавшиеся конструкторами и танкистами: он сам бывал инициатором проектов новых образцов. В январе 1943 года, когда Советская Армия после раз­ грома гитлеровцев под Сталинградом гото­ вилась к их изгнанию за пределы Совет­ ского Союза, товарищ Сталин дал задание поставить на тапк «КВ» гаубппу. превра­ тив тем самым машину в тяжелую само­ ходную установку. Со свойственной ему точностью Иосиф Впссарионовпч назвал все параметры будущей машины. Он пред­ ложил, чтобы система была не тяжелей <45— 45,5 тонны, определил толщину ба­ шенной брони н крыши и подсчитал,- сколько снарядов может иметь при себе тя ­ желая самоходная установка. Эти артиллерийские самоходы появи­ лись на Курской дуге, когда война мото­ ров достигла наивысяпего напряжения. До­ статочно сказать, что, помимо огромного количества артиллерии, с обеих сторон действовало здесь до 10 тысяч танков. Со­ ветские танкисты во взаимодействии с ар­ тиллерией и авиацией перемололи враже­ скую технику, и после курской катастро­ фы танковая промышленность фашистской Германии уже не в состоянии была вос­ полнять потери на Восточном фронте. От­ ныне и до дня Победы на всех фронтах и сражениях преимущество бесповоротно бы­ ло на стороне советских танков. ☆ ☆ ☆ В экспериментальных исследоваяйях танковой брони, в каждом агрегате танка, во всем 'решительно — от скорострельной пушки до бачка с питьевой водой для эки­ пажа — мы ваш'А я Бсеобемигющ>ю мысль товарища Сталина, его неисчепгаа- емуго энергию, отеческую заботу о броне­ танковых и механизированных силах Со­ ветской Армии. Работоспособность товарища Сталина, его удивительное уменье запоминать тыся­ чи различных вопросов восхищают н по­ ражают. Оп держал в памяти весь гигант­ ский фронт — от Белого моря до Черного — и весь тыл — от Москвы до Владивостока — со всеми бесконечными нуждами сра­ жавшейся страны. Он знал, какие эшелоны находятся в пути, сколько танков сдали заводы за последние сутки. Он знал по фамилии каждого командира соединения; помнил, сколько машин потеряно в послед­ них боях и кому сколько маппгн нужно для пополнения. Он знал и знает на память такие подробности, которые мы, профессио­ налы-танкисты, можем назвать пли при­ помнить, только заглянув в свою запне* ную книжечку. Несмотря па исключительную занятость в годы войны, товарищ Сталин не только лично распределял между частями и соеди­ нениями новые танки, сходившие с завод­ ских конвейеров, по занимался даже рас­ пределением отремонтированных машин. Однажды, желая освободить Иосифа Виссарионовича от забот по распределению отремонтированных танков и самоходных установок, мы на докладе попросили возло­ жить эту работу па паше управление. Товарищ Сталин, улыбнувшись, ответил? — Вы побольше и получше ремонтируй­ те, а с распределением мы уж как-нибудь справимся... Вспоминая о встречах с товарищем Сталиным в годы Великой Отечественной войны, я и попыпе пе могу постичь, когда Иосиф Виссарионович успевал столь игу* боко вникать в дела танкистов. Ведь не только мы, танкисты, по п артиллеристы, авиаторы, связнсты, пехотпппы, работники промышленности и сельского хозяйства, дипломаты, ученые — все приходили к товарищу Сталину за советом, за помощью! Вождь партии, руководитель Советского государства и Главнокомандующий находил для всех вр^мя даже тогда, когда он сутка­ ми не отрывался от карты, разрабатывая план разгрома фашистских захватчиков. С чувством глубочайшей признательно­ сти и гордости вспоминает каждый из нас о встречах с великим Сталиным..* Ц И Ф Р Ы II Ф А К Т Ы I * В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ особенно отличились воины 4-й танковой бригады. В ноябре 1941 года приказом Народного Комиссара Обороны эта брига­ да преобразована в первую гвардейскую. Один из гвардей­ цев этой бригады, Дмитрий Лавриненко, в ожесточенных боях под Орлом и ААосквой за три месяца уничтожил 52 не­ мецких танка. + В БИТВЕ под Сталингра­ дом бронетанковые и механи­ зированные войска, приме­ ненные в качестве основного средства для нанесения глубо­ ких ударов, совместно и взаи­ модействуя с другими родами войск, прорвали оборону и осу­ ществили окружение и разгром 330-тысячной группировки Пау« люса. Почти все танковые ча­ сти, участвовавшие в битве под Сталинградом, были пре­ образованы в гвардейские. + СОВЕТСКИЙ ТЫЛ снаб­ жал армию всем необходимым для одержания победы над врагом. Наши танкостроители в течение трех последних лет Великой Отечественной войны выпускали ежегодно в среднем более 30 тысяч танков, само­ ходных орудий и бронемашин. ♦ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КОРОТКИМ СРОК построен на Урале мощный танковый завод. Через месяц после раз­ грузки эвакуированного обору­ дования уже были собраны первые днзельмоторы. Всего во время войны этот завод дал 18 тысяч танков и артсамохо дов и 48,5 тысячи дизельмото- ров. ♦ ВО ВСЕХ ДЕСЯТИ СТАЛИНСКИХ УДАРАХ 1014 года советские танкисты при­ нимали самое активное уча­ стие. Только в корсуиь-шев- ченковской операции танковые и механизированные войска : обеспечили окружение 10 не- j меиких дивизий. I ♦ ОГРОМНУЮ РОЛЬ сыг- } ралн наши танковые и меха­ низированные войска в штурме Берлина. В берлинской опера- • цип участвовало более 6.300 I советских танков. ■ ♦ В БОЯХ против империа­ листической Японии советские танкисты, взаимодействуя с другими родами войск, прорва­ ли сильно укрепленную оборо­ ну японцев, преодолели горный хребет Большой Хннган, на- неслн*сокрушительный удар по* Квантунскон армии и вышли на побережье Тихого океана. За несколько суток они про­ шли с боями до 500 километ­ ров. ♦ БОЕВЫЕ ПОДВИГИ бронетанковых и механизиро­ ванных войск заслужили вы­ сокую оценку: 315 раз отмече­ ны заслуги танкистов в при­ казах Верховного Главно­ командующего; о к аю полови­ ны частей и соединений пре­ образованы в гвардейские. « I ) С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz