На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.
< Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 10 сгктяЗпя 1050 г.. № 215 (332S ). Д Е Н Ь С О В Е Т С К И Х Т А Н К И С Т О В «К* Пятый раз Советский Союз отмечает День танкистов — всенародный праздник, установленный в ознаменование выдаю- нщхся заслуг бронетанковых и механизи рованных войск в Великой Отечественной воине, а также заслуг советских танккг строителей в оснащении Вооруженных Сил СССР первоклассной техникой. Вся история развития советской танковой промышленности, героический путь броне танковых войск неразрывно связаны с именем великого Сталина. Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин, гениально предвидя огромную роль танков в современной войне, неустанно за ботится о создании и развитии отечествен” ной танковой промышленности, о строи тельство могучих бронетанковых и меха низированных войск, о боевой и политике" ской подготовке советских танкистов, С именем великого вождя народов П. В. Сталина связано воспитание замечатель ной школы советских кояструкторов-тан- косгроптелей. Имена многих деятелей танковой промы шленности известны всей стране. Талант ливые копструкторы А. А. Морозов, Ж. Я. Котин и многие другие удостоены звания Героя Социалистического Труда. Гепиалыгыи полководец П. В. Сталин заботливо растит н воспитывает кадры танкистов. Из стен Академии бропетанко- вых и механизированных войск Советской Армии, созданной по инициативе товарища Сталина, вышли тысячи прекрасно обу* ченпых и подготовленных офицеровтанкг стов. Сталинские питомцы, беззаветно предан ные советской Родине, большевистской партпл, в грозные годы Великой Отечест венной войны показали невиданные в исто" рии храбрость, отвагу и высокое воинское мастерство, на весь мир прославили оте чественное оружие. Советские бронетанковые и механизиро ванные войска являются молодым родом войск. Однако опыт минувшей войны пока* зал, что советская танковая техника, ста линская теория и военное искусство бое вого применения бронетанковых войск яв ляются самыми передовыми в мире. В царв скоп России танков не было, тем не менее приоритет в создании танков принадлежит нашей Родине. Еще в 1837 году в России офицером Д. Загряжским был представлен проект гусеничного движения. В 1880 го ду изобретатель Ф. А. Блинов создал пер вый в мире двптптель с металлической гу сеницей. Затем Блинов построил и демон стрировал на выставке в Нижнем Новгород де и Саратове сконструированный и по строенный им первый гусеничный трактор. Русский тажструктор Я. В. Мамин по строил первый в мире бескомнрессорпый двигатель тракторного типа с высокой степенью сжатия. Этот двигатель он демон стрировал в 1903 — 1908 годах па ряде выставок в России и за граплпей. Первые в мире образцы протнвонульной брони бьг ли также изготовлены русским инженером П. М. Обуховым. Так передовая русская мысль намного опередила изобретателей и ученых других стран в создании современного танка. В 1911 году инженер В. Д. Менделеев, сын знаменитого химика Д. П. Менделеева, разработал первый в мире проект боевой гусеничной машины, получившей впослед ствии название танка. Этот проект талант ливого русского инженера содержал ряд важных и смелых конструктивных реше ний, которые в зарубежной практике танкостроения были осуществлены лишь в годы второй мировой войны. В пачале пер вой мировой войны в нашей страпе была изготовлена а в июне 1915 года испытана бронетанковая гусеничная машина, кото* рая могла двигаться по дорогам па гусени цах и колесах, развивая скорость до 25 киломепюв в час. Замечательные достижения русских изо бретателей и ученых танкостроителей бьг ли оценены лишь после Великой Октябрь ской революции. Большевистская партия, В. И. Ленин и И. В. Сталин открыли ши рокие пути творческой мысли. Еше в 1919 году В. И. Ленин поручил коллег/ тиву завода «Красное Сормово» наладить производство тан ков. В течение 1920 — 1922 го дов на этом заводе изготовили 18 ма шин. Уже в те тя желые для страны годы наша партия и лично В. И. Ленин и И. В. Сталин заботились об оснащении Красной Армии современной тех никой. в том чис ле танками. О Генерал -лейтенант инженерно- технической служ бы П. БИНОВИЧ . Так родилось советское танкостроение. Широкий размах танкостроение н развитие бронетанковых войск приобрели в годы сталинских пятилеток. Товарищ Сталин уделял огромное вни мание строительству танков. Он требовал создания наиболее совершенных машин, лично осматривал все новые образцы тан ков, давал практические указания по улучшению конструкций машин, направ лял творческую мысль конструкторов на решение важнейших задач в области тан костроения. Советские конструкторы и танкострои тели успешно справились с поставленной перед ними задачей. Они создали в 1933— 1939 годах непревзойденные средние и тяжелые таяки «Т-34» и «КВ», соче тающие все основные боевые качества — прочную броню, мощное вооружение и вы сокую маневренность. Советские танки блестяще выдержали экзамен в годы Великой Отечественной войны, не претерпев существенных конст руктивных изменений, тогда как Германия, Англия и США в военные годы были вы нуждены перевооружить свои армии но выми типами танков. Во время войны нем* цы, англичане и американцы неодно кратно меняли свой танковый парк, настойчиво копировали марки советских машин, но так и не смогли создать подобных танков. Параллельно с создани ем технической базы бронетанковых п ме ханизированных войск, разработкой теории их боевого использования, решалась и проблема создания кадров танкистов. По указаниям товарища Сталина была создана стройная система подготовки тан кистов. Партия призвала лучшую часть советской молодежи в танковые школы. По инициативе товарища Сталина была созда на Академия бронетанковых и механизи рованных войск для подготовки высоко квалифицированных командиров, воору женных передовой военной наукой и могу чей теорией марксизма-ленинизма. Великая Отечественная война явилась суровой проверкой боевых качеств наших Вооруженных Сил н их бронетанковых и механизированных войск. Советские тан кисты были надежными защитниками своей социалистической Родины. В боях с врагами они являли невиданные образны стойкости, мужества, отваги, беззаветной преданности великому делу Лепила — Сталина. Боевые дела советских танкистов в пер* вые месяцы войны получили высокую оценку. Выступая б ноября 1941 года на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской со циалистической революции, товарищ Сталин сказал: «Наши танки по качеству превосходят немецкие танки, а налит слав ные танкисты и артиллеристы не раз об ращали в бегство хваленые немецкие вой ска с их многочисленными танками». Ни одна крупная операция Советской Армии не проводилась без массового при менения танков во взаимодействии с дру гими родами войск. Танковые соединения сыграли исключительную роль в разгроме 330-тысячной вражеской группировки Паулюса. Битва под Сталинградом явилась классическим образцом использования бро* нетанковых и механизщюванных войск для нанесения глубоких ударов по вражеской группировке с целью расчяенеашя и окру жения ее. Советские бронетанковые и ме ханизированные войска также сыграли важную роль в разгроме немецко-фашист ских захватчиков на Курской дуге. Под Курском развернулось небывалое в истории танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало десять тысяч танков. В этом историческом сражении Советская Армия только за месяц боев, с 5 июля по G августа, уничтожила 4.600 немецких танков и самоходных орудий и захватила исправными 521 тапк. Истощив врага, советские войска перешли в решительное контрнаступление, где мощным ударным средствам явились крупные танковые и механизированные соединения. Советские танкисты приняли активное участие в панесении по гитлеровцам деся ти сталинских ударов, в результате кото рых советская земля была очищена от фа шистских бандитов. В завершающих сраже ниях 1945 года бронетанковые и механи зированные войска создавали для гитле ровских армий один «котел» за другим, рассекали вражеские группировки па o r дельные части и уничтожали их. Советские танкисты активно участвовали в окруже нии и штурме фашистского логова — Бер лина. Они стремительным ударом разбили немецксгфашистские войска под Прагой и освободили столицу Чехословакии. Танкисты Советской Армии с честью выполнили свой долг и в войне с импе риалистической Японией. Ратные подвиги советских танкистов высоко оценил товарищ Сталин. *В годы Великой Отечест венной войны. — указывал товарищ Сталин. — бронетанковые и механизиро ванные войска Советской Армии сыграли выдающуюся роль в деле разгрома фа шистской Германии и империалистической Японии. На полях сражений советские танкисты показали беотгримерное мужест во и с честью выполнили свой долг перед Родиной». Многие тысячи танкистов удостоены правительственных наград. 1.142 танки стам присвоено высокое звание Героя Со ветского Союза. Товарищ Сталин высоко оценил доблест ный труд наших танкостроителей, которые в течение трех последних лет войны выпу скали ежегодно в среднем более 30 тысяч первоклассных танков, самоходных орудий и бронемашин. «Рабочие и работницы, конструкторы я инженеры танковой промышленности, — говорил товарищ Сталин. — в трудных условиях военного времени обес/печили на* пги бронетанковые и механизированные войска первоклассными танками и самоход ной артиллерией». 9 тысяч таетсостроите* лей Советское правительство наградило орденами и медалями, многим выдающимся танкостроителям и конструкторам присвое но высокое звание Героя Социалистиче ского Труда. Победоносно закончив войну, советский парод верпулея к митшому созидательному труду. Под мудрым руководством больше вистской партии и любимого вождя наро дов товарища Сталина советские люди с огромным патриотическим под емон воздви гают величественное здание клммунистсг ческого общества. .С каждым днем растет могущество великого Советского Союза. Вдохновляемые примером героического со- ветского народа, при его братской помощи уверенно идут по пути строительства с(г пналнзма страны народной демократии. Ширится и крепнет возглавляемый Совет ским Союзом могучий лагерь сторонников мира, демократии и социализма. Огромные успехи лагеря мира вызывают бешеную злобу империалистов, стремя щихся разжечь новую войну, в надежде оттянуть свою неизбежную гибель. С этой целью американо-английские империали сты сколачивают различные агрессивные блоки, открыто возрождают милитаризм в Западной Германии и Японии, лихорадочно разрабатывают планы новой войны, на правленной против Советского Союза и стран народной демократии. Американские агрессоры напали на сво бодолюбивый народ Кореи. Они варварски бомбят и обстреливают мирные корейские города и села, убивают стариков, детей и женщин. Нападение американских импе риалистов на миролюбивый корейский на род вызвало бурю возмущения всего про грессивного человечества. Народы мира не хотят войны, они клеймят позором поджи гателей новой войны и единодушно подпи сываются под Стокгольмским Воззванием Постоянного комитета Всемирного конгрес са сторонников мира о запрещении атомной бомбы. Это — серьезное предупреждение американским империалистам. ' Советские люди заняты мирным созида тельным трудом. Но они всегда помнят указания В. И. Ленина и П. В. Сталина о том, что пока существует капитализм, бу дет существовать угроза нападения на папгу Родпну. Поэтому, проводя грандиоз ную работу по строительству коммунисти ческого общества, большевистская партия и Советское правительство повседневно за ботятся об укреплении могущества Совет ской Армии п Воеппо-Морских Сил, яв ляющихся падежным стражем мира и безопасности пашей великой социалисти ческой державы. Советские танкисты, как и все воины Вооруженных Сил СССР, отвечают на за боту большевистской партии и своего любимого вождя товарища Сталина новыми патриотическими подвигами. Они упорно трудятся над повышением своих военных, политических и технических знаний, усердно учатся, чтобы стать мастерами своего дела, в совершенстве владеть гроз ным оружием, которое вверила им Родина. Советские танкисты бдительно несут службу на рубежах родной земли, оберегая созидательный труд советских людей, строящих иод руководством большевист ской партии и товарища Сталина светлое, величественное здание коммунизма. У Ч И Т Е Л Ь И Д Р У Г я й ш х ш .у ■ - ' up знает товарища Сталина как ве личайшего поли тического деятеля i У 1 № в истории чело- ^ j l / i А А 16' вечества, вели чайшего ПОЛК(Г водна всех времен и народов. Но те. кому доводятся непосредственно соприкасаться с ним при разре шении технических проблем, знают еще и о его необычайном уменье разби раться в самых сложных технических во просах, знают о сталинской силе инженер ного предвидения. По общему признанию, советские танки среднего и тяжелого типов оказались луч шими из всех участвовавших во второй ми ровой войне. В ходе войны нашим конст рукциям начали подражать немцы, амери канцы и англичане* однако советские тан ки так и закончили войну, не имея равных себе соперников. Они были и остались бое выми машинами, в которых наиболее гар монично и умело сочетаются вес брони, мощность вооружения, маневренность и удобство управления. На этих машинах в годы Великой Отечественной войны броне танковые и механизированные войска со ветских Вооруженных Сил показали на по ле боя беспримерное мужество и с честью выполнили свой долг перед Родиной. Дей ствуя совместно с другими родами войск, они сыграли выдающуюся роль в завоева нии победы. В изумительных успехах советской тан ковой техники, в развитии советской кон структорской мысли роль товарища Сталина поистнне исключительна. Нет ни одного типа танка, с проектом, моделью и опытным образцом которого товарищ Сталин не ознакомился бы лично. Конст руктор, только начинающий творческую (работу, и конструктор, уже прочно себя зарекомендовавший, всегда находили у Иосифа Виссарионовича не только мораль ную поддержку, но и непосредственную по мощь, яркую мысль, которая открывала перед ними новые технические горизонты. Товарищ Сталин всегда ставит вопрос конкретно: нельзя ли в новом образце тан ка или вооружения еще что-либо улуч шить, усовершенствовать? И краткие, не многословные замечания товарища Сталина всегда пробуждают у конструк торов плодотворные технические идеи. По роду своей службы я довольно часто встречался с товарищем Сталиным, особен но в годы войны. Каждый Das эти встречи производили на меня огромное впечатле ние: настолько обширна, буквально беско нечна эрудиция товарища Сталина, на столько тонко его уменье разобраться в любом, самом сложном техническом вопро се и так повернуть дело, что оно неожидан но встает перед конструкторами и техноло гами в совершенно новом свете. Однажды в 1938 году в кабинете товарища Сталина группа конструкторов во главе с Героем Социалистического Труда Ж. Котиным демонстрировала макегг и чер тежи тяжелого танка. По проекту машина имела три орудийных башни. Товарищ Сталин подробно рассмотрел чертежи; по ходил, размышляя, некоторое время по ка бинету, а затем снял с макета танка одну из башен. —Сколько я снял?— спросил он Ботина. — Три тонны, — ответил конструктор. — Обратите их на усиление броневой зашиты, посоветовал товарищ Сталин. — Незачем иметь на танке столько башен... Опыт Великой Отечественной войны под твердил, насколько был прав товарищ Сталин, требуя гармоничного сочетания огневой мощи и броневой защиты машины. Совещание конструкторов в Кремле кон чилось на том, что товарищ Сталин пред ложил, помимо машины, представленной по проекту, срочно построить и другую — с более толстой броней и только одной пуш кой. Спустя несколько месяцев два новых образца тяжелых танков были построены, и конструкторов вновь пригласили в Кремль. Предпочтение было отдано маши не с одной пушкой — то был знаменитый впоследствии та ик «Клим Ворошилов». Но когда встал вопрос о запуске танка «КВ» в серийное производство, товарищ Сталин сделал еще несколько серьезных замеча ний. В частности, он посоветовал усилить надежность ходовой .части танка «КВ». — Здесь слабое место тапка, — заме тал товарищ Сталип. Принятая тогда па тяжелых тапках сложная система подвеекп действительно представляла собой его самое уязвимое ме сто. Копструкторы ответили товарищу Сталину, что подвеску можно, копечно, за щитить, по для этого необходимо навесить на борт тяжелую броню, а это намного уве личит вес машины. — Если так, — сказал тогда товарищ Сталин, — подвеску надо сконструировать по.-новому. Следуя этим указаниям, инженеры на шли принципиально иное, совершенно не ожиданное решение: торсионную подвеску. Па редкость простая п прочная торсионная подвеска, пе нуждаясь в защите бропей,, « З н ам я * № 12 з а 1949 год. Б . М . КО РОБКОВ , генерал-полковник т анковы х войск . обеспечивает танку плавный ход по самому неровному пути. Так родился выдающийся по бронестой- кости тапк «КВ», который на первом этане войны был недосягаем для нолевой немец кой артиллерии. Однако еше до войны товарищ Сталин предложил конструкторам поработать и вад другим тяжелым танкам, более мощ ным по вооружению и броне, чем «КВ», по ле превышающим его по весу. Конструкторы были очень удивлены: они не видели тогда еще практической на добности в подобном танке. Но товарищ Сталин смотрел неизмеримо дальше всех... Его прогноз блестяще подтвердился в ходе войны, когда в состязании технической мысли противников броневая защита тан ков достигла именно тех размеров, о необ ходимости которых задолго до этого гово рил товарищ Сталин. Благодаря прозорливости товарища Сталина советские конструкторы создали танк с броней и пушкой более сильными, чем у «КВ»: машину подобного же веса, но превосходящую «КВ» по скорости на] 30 процентов. Речь идет о танке «Иосиф j Сталин» — истребителе «королевских тигров». Кстати скажем, производство! танков «ПС» было освоено в рекордно корот кий срок, какого не знает мировое танко строение. Товарищ Сталин учит вас никогда не ! довольствоваться достигнутым. В этом : смысле очень поучительна история танка ! «КВ», который, как мы уже сказали, с первых же дней войны обнаружил на по лях сражений очень большие преимущест ва по сравнению с немецкими машинами. Однажды осенью 1942 года группу тан кистов и работников танковой промышлен ности вызвали на совещание в Кремль. Товарищ Сталин зачитал нам радиограмму с фронта о том, что танки «ЕВ» в осеннюю распутицу с трудом передвигаются по пе ресеченной местности. Прямо сказать, мы не знали, что еще можно предпринять для облегчения веса машины. Казалось, было сделано ухе все практически мыслимое. Но товарищ Сталин дал совершенно точные указания, в каких местах и насколько облегчить бро ню танка «КВ» не в ущерб его боевым ка чествам и безопасности экипажа. Мало то го! Он предложил пересмотреть комплект запасных частей, инструмента и материа лов, который полагается имеггь на танке в боевом походе. Товарища Сталина интере совала даже такая деталь, как вес прокла дочного материала — клингерита. И пред ставьте себе, были найдены значительные резервы для облегчения веса боевой маши ны без нарушения ее надежности! Только за счет исключения из комплекта факти чески излишних в боевой обстановке неко торых инструментов, запасных частей и материалов удалось уменьшить вес маши ны ва 202 килограмма 750 граммов. Да! Точности до граммов потребовал от нас товарищ Сталин, и танк «КВ» выиграл сотни килограммов. Иосиф Виссарионович( лично подписал приказ с перечнем инстру-’ мента н запасных частей, которые отныне разрешалось иметь на борту танка «КВ» в боевых условиях. Советские конструкторы гордятся своим детищем — средним танком «Т-34». Ма шина действительно классических качеств. Советские танкисты на средних танках побеждали даже «королевских тигров», ма стерски используя прекрасную маневрен ность нашей машины и меткость огня ее пушки. Не случайно товарищ Сталин при дает исключительное значение применению среднего танка «Т-34» как массовой бое вой машины. Зимой 1943 года эта машина после не которой модернизации была доставлена для показа во двор Кремля. К-онструкторы и мы, танкисты, полагая, что все тщательно продумано, взвешено и проверено, с нетер пением ждали, что скажет теперь о маши не товарищ Сталин. Точно в назначенное время к танку по дошли товарищ Сталин, товарищи Молотов, Маленков и Ворошилов. Не задавая нам никаких вопросов, Иосиф Виссарионович медленно обошел вокруг машины н внимательно осмотрел ее со всех сторон. Затем он влез в танк, присел у башенного люка и долго беседовал с эки пажем, находившимся внутри. Товарища Сталина интересовало решительно все. Удобно ли расположены рычаги п снаря ды? Можно лп без лишних движений вести стрельбу на ходу? Легко ли вращается башня? Наконец, успевает ли вентилятор удалять пороховые газы при стрельбе? И вот здесь-то он нащупал слабое место тан ка «Т-34»: одного вентилятора оказалось недостаточно, чтобы успевать очищать воз дух при интенсивном ведении огня. Сойдя с танка, товарищ Сталин первым делом потребовал, чтобы мы усилили вен тиляцию в боевом отделении машины. — Люди должны свободно чувствовать себя во время стрельбы, они должны ды шать чистым воздухом, — сказал он. Для нас, присутствовавших, это был весьма полезный урок. Забота о люхях, учит товарищ Сталии, всегда должна быть в центре внимания копструктора. Я хочу здесь привести еще и другой случай, когда товарищ Сталин, решая тех нический вопрос, позаботился прежде веет* о людях. Речь идет о малой самоходной артиллерийской установке, которую товарищ Сталии осматривал в Кремле то же в 1943 году. По замыслу конструктора, самоходная установка была сверху накрыта довольно тяжелой броней. Как и всегда, товарищ Сталин внимательно осмотрел машину, ин тересуясь каждой деталью. Затем он стал задавать вопросы экипажу. U тут подтвер дилось то, что предполагал товарищ Сталин еще при проектировании машины. В свое время товарищ Сталин высказывал сомнение в практической надобности пото лочной брони для малой самоходной уста новки. И вот теиерь из ответов экипажа, проверившего самоходку в боевых услови ях, стало ясно, что в потолочной броне нужды пет, что экипажу гораздо легче ра ботать, если снять броневой потолок. Сей час же было принято решение: потолочную броню снять. Помимо всего прочего, это уменьшило вес машины, стало бьггь, уве личило ее проходимость. Товарищ Сталин не только осматривал все новые образцы танков и самоходных установок, предлагавшиеся конструкторами и танкистами: он сам бывал инициатором проектов новых образцов. В январе 1943 года, когда Советская Армия после раз грома гитлеровцев под Сталинградом гото вилась к их изгнанию за пределы Совет ского Союза, товарищ Сталин дал задание поставить на тапк «КВ» гаубппу. превра тив тем самым машину в тяжелую само ходную установку. Со свойственной ему точностью Иосиф Впссарионовпч назвал все параметры будущей машины. Он пред ложил, чтобы система была не тяжелей <45— 45,5 тонны, определил толщину ба шенной брони н крыши и подсчитал,- сколько снарядов может иметь при себе тя желая самоходная установка. Эти артиллерийские самоходы появи лись на Курской дуге, когда война мото ров достигла наивысяпего напряжения. До статочно сказать, что, помимо огромного количества артиллерии, с обеих сторон действовало здесь до 10 тысяч танков. Со ветские танкисты во взаимодействии с ар тиллерией и авиацией перемололи враже скую технику, и после курской катастро фы танковая промышленность фашистской Германии уже не в состоянии была вос полнять потери на Восточном фронте. От ныне и до дня Победы на всех фронтах и сражениях преимущество бесповоротно бы ло на стороне советских танков. ☆ ☆ ☆ В экспериментальных исследоваяйях танковой брони, в каждом агрегате танка, во всем 'решительно — от скорострельной пушки до бачка с питьевой водой для эки пажа — мы ваш'А я Бсеобемигющ>ю мысль товарища Сталина, его неисчепгаа- емуго энергию, отеческую заботу о броне танковых и механизированных силах Со ветской Армии. Работоспособность товарища Сталина, его удивительное уменье запоминать тыся чи различных вопросов восхищают н по ражают. Оп держал в памяти весь гигант ский фронт — от Белого моря до Черного — и весь тыл — от Москвы до Владивостока — со всеми бесконечными нуждами сра жавшейся страны. Он знал, какие эшелоны находятся в пути, сколько танков сдали заводы за последние сутки. Он знал по фамилии каждого командира соединения; помнил, сколько машин потеряно в послед них боях и кому сколько маппгн нужно для пополнения. Он знал и знает на память такие подробности, которые мы, профессио налы-танкисты, можем назвать пли при помнить, только заглянув в свою запне* ную книжечку. Несмотря па исключительную занятость в годы войны, товарищ Сталин не только лично распределял между частями и соеди нениями новые танки, сходившие с завод ских конвейеров, по занимался даже рас пределением отремонтированных машин. Однажды, желая освободить Иосифа Виссарионовича от забот по распределению отремонтированных танков и самоходных установок, мы на докладе попросили возло жить эту работу па паше управление. Товарищ Сталин, улыбнувшись, ответил? — Вы побольше и получше ремонтируй те, а с распределением мы уж как-нибудь справимся... Вспоминая о встречах с товарищем Сталиным в годы Великой Отечественной войны, я и попыпе пе могу постичь, когда Иосиф Виссарионович успевал столь игу* боко вникать в дела танкистов. Ведь не только мы, танкисты, по п артиллеристы, авиаторы, связнсты, пехотпппы, работники промышленности и сельского хозяйства, дипломаты, ученые — все приходили к товарищу Сталину за советом, за помощью! Вождь партии, руководитель Советского государства и Главнокомандующий находил для всех вр^мя даже тогда, когда он сутка ми не отрывался от карты, разрабатывая план разгрома фашистских захватчиков. С чувством глубочайшей признательно сти и гордости вспоминает каждый из нас о встречах с великим Сталиным..* Ц И Ф Р Ы II Ф А К Т Ы I * В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ особенно отличились воины 4-й танковой бригады. В ноябре 1941 года приказом Народного Комиссара Обороны эта брига да преобразована в первую гвардейскую. Один из гвардей цев этой бригады, Дмитрий Лавриненко, в ожесточенных боях под Орлом и ААосквой за три месяца уничтожил 52 не мецких танка. + В БИТВЕ под Сталингра дом бронетанковые и механи зированные войска, приме ненные в качестве основного средства для нанесения глубо ких ударов, совместно и взаи модействуя с другими родами войск, прорвали оборону и осу ществили окружение и разгром 330-тысячной группировки Пау« люса. Почти все танковые ча сти, участвовавшие в битве под Сталинградом, были пре образованы в гвардейские. + СОВЕТСКИЙ ТЫЛ снаб жал армию всем необходимым для одержания победы над врагом. Наши танкостроители в течение трех последних лет Великой Отечественной войны выпускали ежегодно в среднем более 30 тысяч танков, само ходных орудий и бронемашин. ♦ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КОРОТКИМ СРОК построен на Урале мощный танковый завод. Через месяц после раз грузки эвакуированного обору дования уже были собраны первые днзельмоторы. Всего во время войны этот завод дал 18 тысяч танков и артсамохо дов и 48,5 тысячи дизельмото- ров. ♦ ВО ВСЕХ ДЕСЯТИ СТАЛИНСКИХ УДАРАХ 1014 года советские танкисты при нимали самое активное уча стие. Только в корсуиь-шев- ченковской операции танковые и механизированные войска : обеспечили окружение 10 не- j меиких дивизий. I ♦ ОГРОМНУЮ РОЛЬ сыг- } ралн наши танковые и меха низированные войска в штурме Берлина. В берлинской опера- • цип участвовало более 6.300 I советских танков. ■ ♦ В БОЯХ против империа листической Японии советские танкисты, взаимодействуя с другими родами войск, прорва ли сильно укрепленную оборо ну японцев, преодолели горный хребет Большой Хннган, на- неслн*сокрушительный удар по* Квантунскон армии и вышли на побережье Тихого океана. За несколько суток они про шли с боями до 500 километ ров. ♦ БОЕВЫЕ ПОДВИГИ бронетанковых и механизиро ванных войск заслужили вы сокую оценку: 315 раз отмече ны заслуги танкистов в при казах Верховного Главно командующего; о к аю полови ны частей и соединений пре образованы в гвардейские. « I ) С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz