На страже Заполярья. 1950 год. Сентябрь.
Н е с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 юкгЛ&ря Т959 г., № 2 1 2 (3825 ), Строить быстро, хорошо и дешево бгроатели Севершго флота готов^» jpr стойкую встречу всенародному празднику трудяпщхся 33-й годовщине Велиаой Ок тябрьской социалистической революции. Они идут к знаменательной дате под ло зунгам — строить быстро, строить дешево н высококачественно! I С каждым днем все шире и шире раз вертывается социалистическое соревнова* нив строителей за досрочное выполнение производственных планов. Бригада комсо мольца Соловьева, став на рахту мира, на 5 дней рапыпе срока и с хорошим качест вом закончила штукатурные работы по от делке школы. «Построить школу— это одно дело,— говорит бригадир, — но нужно по строить-ее так, чтобы она своим внешним и внутренним видом дисциплинировала учеников». Борьба за высокое качество продукции охватила всех строителей. Вдохновлетгаые 8аботой партии и прави тельства о советских людях, опи повседнев но наращивают темпы работ, повышают производительность труда, ^едгт непрерьгв* ную борьбу за экономию материалов и удешевление выпускаемой продукции. ^ Высоких успехов в труде добилась бригада штукатуров тов, Рашина, Успешно применяя новую технику, бригада изо дня в депь перевыполняет производственные задания, дает продукцию только отличного качества. Образцы самоотверженного труда и вы сококачественной работы показывает йрпгада маляров, которую возглавляет Ан на Третьякова. Эта бригада из месяца в месяц выполняет производственный план на 150 и болыпо процентов. Таких высо- 1 япх показателей Анна Третьякова добилась! блшдаря щшпльпой организации труяа в бригаде, благодаря тому, что Третьякова учится пе только сама, но и передает свой опыт члепаэг бригады, воспитывает по вседневно в своем коллективе чувство ком* мупистттчеекого отношения к труду. Бри* гадир Третьякова отличается своей скром ностью. большевистской принципиально стью, упорством в достижении пели. Этому, она учит и своих рабочих. Па всех участках, где приходилось рабо тать тов. Третьяковой, она всегда была инициатором стахановского движения. Она неоднократно участвовала в слете стаха новцев области и дважды за успехи в труде награждалась цепными подарками. Отличной работой на строительных участках Флота Анна Третьякова спискала добрую славу. Л ведь еще недавно у нее не было специальности. Тогда ее послали на курсы маляров, которые она вскоре ус пешно окончила. Рабочие-строители ок ружили заботой и вниманием молодого специалиста, каждый считал своим долгом оказать ей помошь. Хороший мастер своего дела тов. Нечутин изготовил для Третья ковой необходимые трафареты, и опа начала самостоятельно работать маляром, отделы вая квартиры и учреждения, а вскоре за хорошую работу Атгях Третьякова бьиа назначена бригадиром маляров. Она подоб рала себе любящих свое дело людей, и бригада начала изо дня в день повышать производительность труда, выполняя смен* ные задания на 150 процентов. Третьякова знала, что это не предел для советского строителя. Она подмечала недо статки в работе своих учеников, помогала пм. В результате заботы об их росте, чле* •ны бригады стали работать более дружно и слаженно. Бывшая ученипа Бубновекая за короткое время хорошо освоила специ альность. Бывший ученик тов. Гонеев те перь работает по четвертому разряду. Анна Третьякова горячо подхватила по* чин новаторов производства тт. Скитева и инженера Тутова, которые разработали и применили на практике систему учета строительных работ и идею организации взаимного контроля над качеством работы бригад смежных профессий. Эта ценная система взаимного контроля над качеством работ поможет бригаде добиться новых трудных успехов, сэкономить большие го сударственные средства. Добрая слава на флоте идет о бригаде плотников коммуниста тов. Шамонова. В бригаду два года тому назад пришли только что окончившие школу молодые специали* сты гг. Кажарин. Андреев, Гребенщиков. Сам-пн и другие. Они получили в ремеслен ном училище знания по специальности, но у них еще не было опыта.' Бригадир учил их владеть в совершенстве плот ницкими инструментами, прививал им любовь к специальности, систематиче ски контролировал их работу, требуя отличного качества, учил бережному и вконоогному расходованию материалов. Благодаря настойчивости в овладении спе циальностью и большому трудолюбию, вскоре Кажарил и Андреев стали мастера* ни своего дела, систематически перевьг полпяюшпмп ‘производственные нормы. Брнгада тов. Шамонова в августе вы п олота годовой план и начала работать в счет 1951 года. Но на этом плотники не останавливаются, а продолжают добиваться новых успехов. Единодушно 'поставив свои по.тписп под Стокгольмским Воззванием в защиту мира, они решили взять па себя повышенные обязательства и ежемесячно выполнять проп^юлствениые задания не пиже чем па 180 процентов. Высоких трудовых успехов добился и каменшпк тов. АнпиФеров. За одиннад цать л*т работы на Севере он уложил 5.420.800 штук кирпичей, возвел 20 ше стнадцатиквартирных домов. Сотни семей получили в этих домах квартиры. > Перед строителями стоят большие зада- чп — стропть быстро, хорошо и дешево. Долг г п т того из них завоевать учрежден ный нетя-гпо ттярручпый значок «Отличник Boemio-v-'yv’Fon стройки». Старший лейтенант Н. ПР0НКИН. Хозяин верхней палубы Б о д аи Веский Мусткев в» торабль пришел в звании старшины 2 статьи. За успехи в боевой и политической подготов ке и высокую дисциплинированность он заслужил звание главного старшины. Имя боцмана широко известно как на корабле, I так и во всем подразделении. Главный старшина Мустиев — заботли вый, старательный хозяин палубы. Во вре мя приборки он постоянно находится на своем месте. Помощник командира кораб ля с похвалой отзывается о приборках, ко торые возглавляет боцман. Корабль выгля дит чистым, покрашен, в кубриках уютно. На верхней палубе никогда нет ничего лишнего, все лежит на своем месте. Боц ман Мустиев во время постановки на якорь и с ’емки с якоря проявляет всегда находчивость и умело руководит корабель ными работами. Однажды корабль стоял на рейде. Был получен приказ срочно сняться с якоря и следовать по назначению. Боцман проявил смекалку и инициативу, якорь был вы брал на несколько минут раньше обычного срока. Главный старшина Мустиев следит не только эа порядком на палубе, но н воспи тывает у матросов морские навыки. Как- то во время швартовки корабля старший матрос Лялин не убрал швартовый конец и ушел без разрешения. Бопмаи вызвал Ля* лина к месту, п е лежал швартовый конец, и приказал убрать его. Вовремя нахождения корабля в мора пт>и сильном шторме никогда ничего не смывается ва борт — каждый предмет крепко принайтован. В одном из походов, когда корабль встал на якорь, необходимо было установить и поддерживать связь с берегом. Главный старшина Мустиев проявил инициативу. На берегу он сумел найти несколько бревен и из них сделал весла. После 6того шлюпка сделала под этими веслами много рейсов на берег, доставляя все необходимое на корабль. Командование высоко оценило заслуги главного старшины Мустиева, как одного из лучших боцманов подразделения. Имя боцмана Мустпева занесено на Доску от личников. Старшина 2 статьи Г. НУТЯВИН. ЗА Д А Ч И СДАНЫ ' С ВЫСОКОЙ ОЦЕНКОЙ Матросы отделений старшины 1 статьи Николаева и старшины 2 статьи Суворова все учебно-боевые задачи сдали с высокой оценкой. Личный состав отделений показал высо кую боевую выучку, натренированность, умение действовать в сложных условиях обстановки. Сейчас в отделениях развернулась уси ленная подготовка к проверке политиче ских занятий. Лейтенант А. ОПАРИН. ГРЕБНО-ПАРУСНЫЕ ГОНКИ В воскресенье в бухте состоялись гребно-парусные гонки на нервен- c m флота. На пирс собрались многочи сленные зрители. Все опи с нетерпением ждали начала состязаний. Каждый из них хотел быть свидетелем острой и па- пряженпой борьбы мастеров шлюпочного, дела, любителей гребно-парусного спор та. Тщательно производится осмотр шлю пок и проверка вооружения. Даются по следние указания... За пять минут до начала соревнований па одном пз кораб лей поднимается флаг. По этому сигна лу шлюпки подходят к линии старта. В воздух взлетает красная ракета, над бухтой раздается пушечный выстрел. Старт дан!... Гребцы налегли па весла. Двухбальная волна мягко покачивает шестивесельпые ялы, оставляющие по зади слегка пенящиеся липни бурунов. С самого начала гонки приняли ост рый и напряженный характер. Каждой команде хотелось завоевать первенство. После трех-четырех кабельтовых неко торые ялы стремительно вырвалпсь вперед, некоторые же стали заметно от* ставать. Вот идет шлюпка старшины 2 статьи Смирнова. Приятно смотреть на энергич ные. ровные гребки моряков, на провор ную и слаженную pa-боту их мускули стых рук. Натренированные гребцы Алексеев и Кондратьев уверенно держат гемп. Равняясь по ним, дружно гребут и остальные матросы. Сильными пршготгпкаш для втой команды были шлюпки ХгХ* 73 и 74. Они старались во что бы то ни стало опередить гребцов старшины 2 статьи Смирнова. Хотя им иногда и удавалось вто сделать, но хорошо рассчитанные маневры шлкшкп X: 71 расстраивали их планы. Между этими командами шла упорная борьба. Чем меньше оставалось до финиша, тем явственнее определялось положение. На шести кабельтовых шлюпки Л»Л1? 16 и 58 значительно отстали. Чувствова лось отсутствие натренированности в гребле. Весла некоторых гребцов глубс ко зарывались в воду, матроны заметно торопились и выходили из общего рит ма гребли. ...С каждым взмахом шестивесельпые ялы приближались к фипишу. В это вре мя еше енльпее разгорелась борьба уча стников гребно-парусных гонок. Все больше и больше сокращается дистан ция. Шлюпка X: 71 стремительно делает рывки и бурпо Фпнпшпрует. Расстояние в десять кабельтовых опа покрывает за 11 мтпт. 47.6 сек. За ней следует шлюп ка № 73, отстав от своей соперницы всего лишь на 10 секунд. Команды этих шлюпок показали в гребле возросшее ма стерство. с честью выдержали экзамен на спортивную зрелость. Как и следовало ожидать, последние места поделили команды тт. Пльинкова и Искандерова. Пм потребовалось четыр надцать с лишним минут на то. чтобы преодолеть дистанцию в десять кабельто вых. Если еще учесть недостатки в греб ле. излишнюю торопливость матросов, то можно сделать вывод, что тт. йльшг ков и Искандеров пе придали должпого значения общефлотским гонкам, не ис пользовали в полной мере предоставлен ное им для тренировок время. ...Подан сигнал: «Поднять паруса!». Это начинаются парусные гонки на дистанцию в 40 кабельтовых с рулем н без руля. Гребцы левого борта быстро ставят рангоут, правого — готовят па рус. Не прошло и минуты, как ветер натянул упругую парусину. Все после дующие сигналы выполнялись четко и быстро. В связи с незначительным ветром па* руспые гонки вызвали у участников со ревнований ряд дополнительных трудно стей. Выдержка, сноровка и знание воен но-морского дела помогли большинству команд успешно преодолеть дистаищию. Они уыело выбирали правильный галс и направление движения, как можно выгоднее использовали площадь паруса. Командиры шлюпок принимали пра вильные решения, умело использовали крен и днферент для повышения ско рости хода. В парусных гонках с рулем и без ру ля особенно отличилась команда шлюпки тов. Шевченко. Опа заняла первое ме сто. продемонстрировав высокую мор скую выучку и умение владеть шлюпоч ным делом. Прекрасные результаты в хождении под парусом показали также команды тт. Катаева. Слгирпова и дру гих. Эти успехи об’ясияются высокой организованностью моряков. точным соблюдением установленных правил хож дения. Некоторые участники соревнова ний дали низкие результаты. Послание места в т^жтении с рулем заняла шлюп ка тов. Криворотько. без руля — тов. Вшеляки. \ Если гребные гонки прошли ор ганизованно. то парусные наряду с по* ложительньшт сторонами имели ряд су щественных недостатков. Об этом на глядно свидетельствует тот факт, что несколько шлюпок было спято с сорев* пований за нарушение прат^гл преду преждения и столкпоре'ттия. Имели м^сто, например, такие случаи, когда шлюпка, идущая левым галсом, не уступала до рогу шлюпке, идущей правым галсом, шлюпка, идущая полным ветоом. пе уступала дорогу шлюпке, пдутпей более крутым ветром, и т. д. В результате та кого грубого нарушения установленных правил произошли столкновения некото рых ялов. Большим недостатком в хождении под парусом явились слабая натренирован ность отдельных участников, а тпкже недостаточные навыки в упрзвле*птпт шлюпкой со стороны рята командиров и старшин. Несерьезно отнеслись к парус н ьи гонкая тт. Чутаев и Селиховкин. Пх шлюпки с опозданием прошли линию старта, не уложились в положенный срок. В результате, восглавляемые пми команды участвовали в соревнованиях вне зачета. Дисциплина и морская культура па гребно-парусных гопках должны быть особенно высокими. К сожалению, на со ревнованиях можно было видеть ра з ш образно одетые команды. Серьезные промахи выявились и при осмотре шлюпок и их лооружлппя. Па некоторых ялах были разные номера, грязные и помятые паруса, отсутство вали белые фонари, под рыбинами было много стружек. О.тнако, несмотря па выявленные не достатки. эти гребно-парусные гонки при шли лучше и организованнее, чем ве сной этого года. Особенность этих гонок состояла в том. что в пих приняло уча стке большее количество команд. Про грамма соревнований предусматривала трудные виды состязании, по которым можно было судить о выучке и выносли вости корабельных спортсменов. Дости жению успеха сопутствовало н то обсто ятельство. что команды плодотворно ис пользовали благоприятное летнее время для всемерного повышения качества морской подготовки, освоения штюпоч- ного дела. Вот почему заметно возросла выучка военных моряков. Гребно-парусный спорт — один пз важнейших видов боевой подготовки. Провеянные шлюпочные сопезноваттия со всей очепп-ногтыо показали печре- клошгое желание северг.млрггов настойчи во овладевать эт)гм интересным и увле кательным видом спорта. Долг комапди ров. партийных и комсомольских оргапп* заиий направить все своп усилия на то, чтобы ПОДНЯТЬ МОРСКУЮ ПОТГ-VTOBKy ЯИЧ НОГО состава на более высокий уровень, мобилизовать военных моряков на от личное овладшие шлюпочным делом, повседневно воспитывать у них высокую боевую стойкость и выносливость. Старший лейтенант А. РЫБАКОВ. НА СНИМКАХ: Справа — команда шлюпки, завое вавшая 1-е место в хождении под пару сом с рулем и без руля и 2-е место в хождении на веслах. Слева направо: лей тенант Н. Шевченко (командир шлюпки), старшина 1 статьи Г. Ковалев (старши на шлюпки), старшие матросы И. Калу гин, А. Афанасьев, старшина 2 статьи И. Нагарнов, старшие матросы В. Ворон цов, Н. Васютов, И. Анучин и П. Рдовн- ков. Слева — команда-побелительница обшефлотскнх шлюпочных гонок, завое вавшая 1-е место в хождении на веслах и 2-е место в хождении под парусом без руля. Справа налево: старший лейтенант В. Колмычснко (командир шлюпки), стар шины 2 статьи А. Смирнов (старшина шлюпки). Н. Абакумов, матросы Е. Буге- ря, В. Кондратьев, Л. Смирнов, стар шины 2 статьи Н. Смирнов, В. Алексеев и И. Катков. Фото Н, Высоцкого. В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Нак проводить занятие по теме: Партия большевиков в период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революци (Апрель 1917 г.—1918 г.) Седьмая глава «Краткого курса истории ВКП(б)» охватывает важнейший норищ в истории большевистской партии, в истории пашей Родииы и международного револю ционного движения. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась поворотпым пунктом в истории нашей страны. Она вырвала ее из системы капитализма и поверпула па путь социализма, создав необходимые условия и основы для строительства и победы социа лизма в нашей стране. Опа ликвидировала власть капиталистов и помещиков и впер вые в исторпп человечества передала власть рабочим и крестьянам, установила диктатуру пролетариата, передав руковод ство огромным государством рабочему клас су. и. учредила новый тин государства — Советское социалистическое государство. Советское государство, созданное в ре зультате победы Велпкой Октябрьской со циалистической революции, смогло пода вить сопротивление свергнутых эксплуата торских классов, защитить нашу Родину от внешних и внутренних врагов ч органи зовать социалистическое строительство. Великая Октябрьская социалистическая ре волюция привела к победе сопиалпзма в СССР, открыла трудящимся массам широ кий путь к свободной, счастливой и зажи точной жизни, навсегда уничтожила в на шей стране эксплуатацию человека чело веком. национальный гнет. Опа вывела нашу Родину из империалистической вой ны. навсегда избавила наш народ от тяже лей повпипости проливать свою кровь за интересы русской и чужеземной буржуа зии, спасла пашу страну от порабощения англо-американскими и иными империа листами. Великая Октябрьская социалистическая революция означает коренной поворот во всемирной истории человечества: она ра сколола мир па две системы — систему капитализма и систему социализма. Самое существование пового, социали стического строя в СССР является важней шим фактором неизбежной гибели капита лизма, расшатывает основы капитализма, указывает путь народам всего мира к из бавлению от капиталистического рабства, вселяет в сознание пролетариата, трудя щихся всех стран уверенность в своих си лах, в победе своего правого дела. Изучение данной темы поможет матро сам и старшинам глубже уяснить всемирно- историческое значение Велпкой Октябрь ской социалистической революции, еще лучше осознать организующую, руководя щую роль большевистской партии, гениев революции— В. И. Ленина и И. В. Сталина в подготовке и осуществлении социалисти ческом революции, в установлении и уп рочении власти Советов, диктатуры проле тариата в нашей стране, в создании основ для победы социализма в СССР. На п:;ученне VII главы отводится 18 учебных часов. Материал темы рекомендуется разделить на три части: в первую включить 1,2 и 3 разделы главы, во вторую — 4, б и б раз делы и в третью — 7. 8 рааделы и «Крат кие выводы». Изучение каждой части займет шесть учебных часов, по хва часа на рассказ ру ководителя. самостоятельное чтение и на беседу. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ Для занятий по первой части темы ре комендуется следующий план: 1. Обстановка в стране после февраль ской революции. 2. Апрельские тезисы В. И. Ленина. 3. Апрельская конференция большеви стской партии. 4. Успехи большевистской партии в за воевании масс. 5. Подавление июльской демонстрации рабочих и солдат. Конец двоевластия. PACCRA3 РУКОВОДИТЕЛЯ Время, предазначенное для рассказа, целесообразно распределить так: па сооб щение о названии темы, порядке и пели ее изучения и па изложение первого воп роса — 20 минут; па изложение второго вопроса — 30 минут: третьего — 20 ми нут; четвертого и пятого — 20 минут; от веты на вопросы слушателей и указания о самостоятельной работе — 10 минут. 1. ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Приступая к рассказу, руководитель на поминает обстановку, сложившуюся в Рос сии после февральской революции, говорит о сущности двоевластия. Он отмечает, что буржуазное Временное правительство с первых дней своего существования вело антинародную политику, пыталось взять всю власть в свои руки, ввести револю цию в нужные буржуазии рамки и продол жать империалистическую войну. В то же время «...не искушенные в по литике широкие массы народа, захлестну тые волной мелкобуржуазной стихии и оп’яненные первыми успехами революции, оказались в первые месяцы революции в плену у соглашательских партий и согла сились уступить буржуазии государствен ную власть, наивно полагая, что буржуаз ная власть не будет мешать Советам вести свою работу» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 172). Необходимо было разоблачить предатель скую роль эсеров и меньшевиков, раз’яс- ннть рабочим, крестьянам, солдатам, ма тросам, что пока власть находится в руках буржуазного Временного правительства, народу не получить ни мира, пи земли, ни хлеба, что для полной победы революции нужно передать власть Советам. За решение этой задачи и взялись боль шевики, руководимые В. И. Лениным и И. В. Сталппым. Далее руководитель занятия кратко ха рактеризует положение внутри большеви стской партии после февральской револю ции, рассказывает о возвращении пз ссыл ки П. В. Сталина п его работе по сплоче нию партии па борьбу за перерастание бур жуазно-демократической революции в ре волюцию социалистическую (См. Иосиф Виссарионович Сталин Краткая биогра фия, изд. второе, стр. 57— 58). В повых условиях, сложившихся в стра не после свержения царизма, большевист ская партия нуждалась в повой ориенти ровке, в новых стратегпческих и тактиче ских установках. И эту новую ориентиров ку дал партии В. П. Ленин в своих знаме нитых Апрельских тезисах. 2. АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ В. И. ЛЕНИНА Руководитель в рассказе раскрывает значение Апрельских тезисов как гениаль ного плана борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. Далее он на поминает, что основы теории перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую В. П. Ленин разработал еше в своей книге «Две такти ки социал-демократии в демократической революции», а в годы первой мировой вой ны создал новую, закопченную теорию о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране и невозможности одновременной победы социализма во всех странах. Руководитель подчеркивает значение этой ленинской теории, давшей революци онную перспективу большевистской пар тии, ^рабочему классу. Подробную характеристику основных по ложений Апрельских тезисов и их значе ния для дальнейшего развития революции необходимо изложить так, как это сделано в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (стр. 177— 179). В качестве ближайшей задачи партии В. П. Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Советам!». В период двоевластия этот ло зунг был рассчитан на мирное развитие революции. Раскрывая указание В. И. Ленппа о возможности мирного развития революции на основе осуществления лозунга «Вся власть Советам!», товарищ Сталин в рабо те «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов» писал, что до июльских дней лозунг «Вся власть Сове там!» означал «разрыв блока меиьчюви- ков и эсеров с кадетами, образование Совет ского правительства пз меньшевиков и эсе ров (ибо Советы были тогда эсеро-уепыне- вистскими), право свободной агитации для оппозиции (т. е. для большевиков) и свободную борьбу нартпй внутри Советов в расчете, что путем такой борьбы удастся большевикам завоевать Советы и изменить состав Советского правительства в порядке мпрпого развития революпии. Этот п.тап не означал, конечно, диктатуры пролетариата. По он несомненно облегчал потготовку ус ловий, необходимых для обеспечения дик татуры, ибо он, ставя у власти мепыпе- виков и эсеров и вынуждая пх провести на деле свою аптпреволюционную платформу, ускорял разоблачение подлинной природы этих партий, ускорял пх изоляцию, пх от рыв от масс» (Соч., т. 6. стр. 3S8— 3S9). Лозунг «Вся власть Советам?» как ло зунг мпрпого развития революпии действо вал до конца двоевластия, т. е. до июль ских событий 1917 г., затем он был VI с ’ездом партии времеппо снят, так как Со веты с пх эсеро-мепьшевпстскпм руковод ством превратились в придаток Временного правительства. В начале сентября, в обста новке большевизации Советов, партия вновь выдвинула этот лозунг. Па этом эта пе оп означал уже борьбу за переход вла сти в руки пролетариата путем вооружеп- пого восстаппя и свержения буржуазного! Временного правительства. В ходе рассказа руководитель особо под черкивает всемирно-историческое значение ленинского тезпеа о Советах, как государ ственной форме диктатуры пролетариата. Советская республика, по мысли Ленина, способна обеспечить наиболее безболе?неп- ный переход от капитализма к социализму. Опыт СССР полпостыо подтвердил правиль ность этого лепинекого тезиса. Советская власть обеспечила победу сопиалпзма в на шей стране и ныне успешно направляет движение советского общества от социализ ма к коммунизму. 3. АПРЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ Иа основе Апрельских тезисов, одобрен ных партией, большевики раз» р гули ^пер- гичную борьбу за массы, за дальнейшее развитие революции по пути, указанному
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz