На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.
21 октября 1950 г.. № 250 (3863). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 П А Р ТИ Й Н А Я Ж Е ЗНЪ Работа с молодыми коммунистами Идейно-политическое воспитание моло дых коммунистов является важной зада чей партийных организаций кораблей и подразделений. От того, как будет налаже на работа, с кандидатами в члены ВЕД(б), какое участие будут они принимать в об щественной жизни, во многом зависит успех в решении задач, стоящих перед партийной организацией. Партийная организация нашего подраз деления значительно выросла за счет луч ших, дисциплинированных воинов-отлични ков. Воспитывая молодых коммунистов, партбюро вовлекает их во внутрипартийную жизнь и массово-политическую работу, регулярно дает им задания. Некоторые мо лодые коммунисты имеют постоянные по ручения. Так, кандидат в члены ВКЩб) тов. Бруджинский избран членом комсо мольского бюро. Он активно участвует в работе по воспитанию молодежи. Активно участвует в жизни партийной организации и молодой коммунист Сооьор. Будучи помощником руководителя полити ческих занятий, он часто проводит беседы и дополнительные занятия со слушателями группы. Особенно много тов. Сокор р&бо* тал с воинами в период подготовки к про верке политических занятий. К молодому коммунисту обращаются воины с просьбой помочь ш разобраться в том или ином вопросе учебной програм мы. И каждый раз они получают от тов. Сокор исчерпывающие ответы. Хорошей репутацией среди личного со става пользуются кандидаты в члены В&Щб) тг. Фатеев, Мурзин и друше. Они выполняют такие партийные поручения, как беседы с воинами, редактирование стенгазеты, руководство комнатой полити ке-просветительной работы. Партийная организация проводит серьезную работу по идейно-теоретическому воспитанию молодых коммунистов. Канди даты в члены ВКЩб) Перевозчиков, Са фин, Пешков, Гршпук являются слушате лями партийной школы. Многие товарищи занимаются в кружках или самостоятельно изучают биографии великих вождей на шей партии В. И. Ленина и И. В. Сталина. Проводятся совещания с молодыми ком мунистами. Здесь обсуждаются вопросы их идейно-теоретического роста, участия во внутрипартийной жизни и массово-полити ческой работе, задачи борьбы за авангард ную роль коммунистов в боевой и полити ческой подготовке, в укреплении воинской дисциплины. Члены партийного бюро регулярно про водят с молодыми коммунистами индиви дуальные беседы по вопросам Устава ВКЩб), вопросам внутренней жизни на шей страны и международного положения, дают советы, оказывают практическую по мощь в учебе, выполнении партийных по ручений, в проведении воспитательной ра боты среди личного состава. Однако не все еще молодые коммунисты нашей парторганизации являются подлин ными вожаками беспартийных воинов, не все они стали носителями строгого порядка и организованности в подразделении. Кан дидат в члены ВЗШ(б) Дражник не прояв ляет инициативы, сла/бо paj6oraer над ов ладением теорией марксизма-ленинизма. Не подает он примера другим и по службе. Кандидатский стаж у него истек ш > , а он и до сих пор не смог подготовиться для вступления в члены ВШМП. Имеют про сроченный кандидатский стаж и некоторые друше коммунисты. Причина этих недостатков состоят в том, что партийное бюро уделает мало внимания товарищам, имеющим просроченный кан дидатский стаж. Партийная организация недавне обсуди ла вопрос об улучшения воспитания мо лодых коммунистов. Партийному бюро предложено шире вовлекать молодых ком мунистов в практическую работу, тща тельнее готовить каждое мероприятие, з а правленное на воспитание кандидатов пар тии. Собрание обратило внимание комму нистов на повышение их ответственности яа рекомендуемых в ряды ВКЩб). Наме чены и другие мероприятия, направлен ные ва достижение всеми коммунистами авангардной роли в боевой и политической подготовке. П. АФАНАСЬЕВ. Воспитание сержантов Огарпганы и сержанты являются бл1- жайшими помощниками офицеров в обуче нии и воспитании бойцов. Чем лучше бу дут сознавать свой долг командиры и стар шины отделений, тем целеустремленней, плодотворней будет их работа. Исходя из этого, проходившее в начале ныЕепгнего года отчетно-выборное собрание потребовало от бюро широко проводить 'воспитательную работу среди оержаятов. Наказ коммунистов выполняется. В подразделения имеются комавдиры отделений, недавно поставленные ва эту должность. Естественно, они не имеют до статочного опыта работы по обучению и воспитанию бойцов. Партийное бюро еже месячно поручает коммунистам проводить с ними беседы, делать для них доклады о практике работы с подчиненными. Сер жанты с интересом -слушают рассказы коммуниста Климова, который, давая им пенные согеты. широко использует опыт •Великой Отечественной войны, примеры из жизни и работы лучших сержантов под разделения. Полезные советы дают сержантам и ком мунисты Елохин, Каплунов. Кроме бесед и докладов, бюро организует обмен опытом работы командиров отделе ний. Каждое мероприятие по обмену опы том посвящается определенным вопросам. Например, на одном пз собеседований старший матрос Гулько рассказал о том, как оп борется за укрепление воинской дисциплины в отделении. Коммунисты про водят индивидуальные беседы с команди рами отделений. Одним из важнейших условий успешной работы по обучению и воспитанию бойцов являются высокие политические знания сержантов. Партийное бюро постоянно сле дит еа там, чтобы вое командиры отделений добросовестно относились к учебэ. помога ет им повседневно расти в идейно-теоре тическом отношении. К щншеру, старше му сержанту Меньшову, добросовестно ра ботающему над собой, партийное бюро ре комендовало поступить в партийную шко лу, а затем следило, как он учится в ней. Партшколу Меньшов окончил с отличными оценками по всем предметам. Сейчас ком мунист Меньшов учится в вечернем уни верситете марксизма-ленинизма. — Учеба помогла мне в обучении и воспитании подчиненных, — говорит тов. Меньшов. Сержант Быков на политически заня тиях изучает историю ВКЩб). Он показы вает глубокое знание пройденного мате риала. У него и дела по службе идут хоро шо. Партийное бюро ставит тов. Быкова в пример другим. Как недостаток, следует отметить, что партийное бюро редко организует высоко квалифицированные лекции офицеров для сержантского состава. Так выполняется в нашем подразделении наказ коммунистов, данный партийному бюро на отчетно-выборном собрании. Старшина Г . ХОМЕНКО. На конкурс» СОЛДА ТСКОЕ БРАТСТВО Я верю в со л д а тс ко е братство , Военные годы роднят G полками , в которых с р аж а т ь с я Ум ел по-геройски со л д ат . Мы были тверды и едины В боях на суровой войне. Ж ел езны й з ак о н дисциплины Хранили в сердц ах , к а к в броне. С к аж и , по к аком у у с т аву И зраненный , еле живой , Ш а г а я в бессм ертную сл аву , В строю о с т а в а л с я герой? З а ры т он в л есу у березы , Но в пам яти наш ей ж и ву т (Зкупые, со л д а т с ки е слезы Т яж елы х прощ альны х минут. Е го заменили другие , И м есть на ш ты ках пронесли По солнечным землям России , Д ор о гам и вр аж ьей земли . Н ам выпало сч а с ть е о с т а ть ся В строю д о победного дня . Я сл авлю со л д а т с к о е бр атство , — Оно з а к а л я л о меня. Н о м ож е т т а к о е случиться , Ч то трубы сы граю т поход , П у сть с л а в а сов етски х традиций В ч а с т я х нерушимо ж и в ет . Н а с т р аж е О течества , воин, С олдатскую д р уж б у храни , Б у д ь этих традиций достоин , —* В боях со зд а в ал и с ь они! Гвардии лейтенант В. САВЕЛЬЕВ. -------О------- Нан сообщ аю т - 4 - В НАШЕМ ПО Д РА ЗД ЕЛ ЕНИИ лыжники старшие матросы Звонцов н Перелетов усиленно готовятся к вине, к спортивным соревнованиям. Тов. Звонцов в прошлую вину показал неплохие результаты в беге на б, на 30 и 60 километров. В этом роду он со бирается улучшить свои достижения. Звонцов и Перелетов хорошие друзья, у них готовы к виме лыжи, палки, ботинки. С первым снегом они выйдут на лыжню . Старший матрос А. Портнов. + СОЛДАТЫ БУЛОЧКИН И ГАР . НАГА в свободное время изучают материальную часть автомобиля. З а помощью они обращаются к солдату Симоненко, который не первый год работает шофером. В настоящее время воины проходят стажировку, повышая свои знания то специальности и знакомясь с новей , шей автомобильной техникой. Солдат И. Бруцкнй. ± ВНИМАТЕЛЬНО И С ЛЮ . БОВЬЮ относится к своему делу кок нашего подразделения солдат С тепа, нюк. Он всегда прислушивается к от. вывам личного состава о приготовлен, ной нм пище и старается, чтобы были все довольны. Н а камбузе у него всегда чистота и порядок. Недавно нашему подразде лению пришлось выполнять работу вдали о т места дислокации. Степанюк своевременно доставлял горячую пищу на место работы. Р. Виноградов. ± ПО ИНИЦИАТИВЕ и при а к тивном содействии коммуниста стар шины Толстопятова мы оборудовали сапожную и портновскую мастерские. На постройке помещения для мастер ских особенно активно проявили себя солдаты Богданов, Афиноге нов, Марго, Кириллов. Все они по лучили поощрения от командира. Б . Силантьев. -4 - ЧЕСТНО И ДОБРОСОВЕСТНО относится к своим обязанностям т е лефонист матрос Васильев. Когда он работает у коммутатора, со сторо ны абонентов нет никаких нареканий. Васильев вежлив в обращении с людьми, всегда точно и быстро вы полняет их требования. Н. Журавлев. Великий грузинский поэт В блестящую плеяду великих револю ционных романтиков первой половины XIX века, вошел один из величайших гру зинских лириков Пиколлз Бараташвили <1816— 1845). Все соединилось в его жизни для того, чтобы сделать его певцом печальнейшего времени в истории Грузии — времени господства реакции и беспра вия. Не случайно его называют «грузин ским Байроном» и «грузинским Лермонто вым». Эти определения верны в том смы сле, что Бараташвили шел рядом с ними в потоке мирового литературного развития, разделял их горестные думы и бурный протест против существующих порядков. Ято верно и потому, что его личная судь- 0а сложилась также бесконечно печально и неудачно. Он родился на два года позже Лермон това и умер несколькими годами позднее. Потомок знатного грузинского рода, он был свидетелем и жертвой оскудненпя грузинского дворянства. Его отец вконец разорился, и будущему поэту пришлось вместо поездки в Россию для завершения образования сесть за убогий канцелярский стол. Так тяжело и безрадостно сложилась суд!ла поэта. Грусть, силъиое чувство тоски роднят Бараташвили с западноевропейскими ро мантиками и прежде всего с русскими поэтами. Недаром он так любил читать и цитировать Лермонтова. В стихах Лермон това он пахолил самого себя, свою муку. Плеиительно-нрекраснымл словами Лер монтова он любил говорить о себе. В пись ме от 21 августа 1843 года Бараташвили писал своему дяде, известному поэту’ Ор- беллиани: аЧто мне написать тепе еше?... Н во обще здесь «П скучно и грустно и некому руку иодать в минуту душевной певзго- ды». Но не одни только «душевные невзго ды^ определили мрачный строи его лири- 105 Л Е Т СО Д Н Я СМ ЕРТИ Н. БА РАТАШ ВИЛИ • кл. «Не нужно забывать, — справедливо замечает критик Г. Кинодэе, — что его меланхолия питалась глубокими социаль ными корнями, деградацией грузинской аристократии». Поэтическое наследие Николае Бара ташвили невелико. 37 стихотворений и од на поэма составляют полное собрание со чинений поэта. Но значение Бараташвили в истории литературы огромно. Сила з значение лирики Бараташвили состоят прежде всего р теснейшей и орга нической связи его с передовыми идеями эпохи, с одной стороны, и в кровной связи с народом, — с другой. Он непре станно думает о тяжелой доле народа и призывает своего друга «осчастливить своих до сегодня на произвол судьбы ос тавленных крепостных». Эта черта еще более роднит его с великими русскими писателями того времени. Вот почему мо тивы безысходной печали, отчаяния и разочарования — это только одна сторо на поэтического облика Бараташвили. Грузинская лирика поразительно богата разнообразными творческими темперамен тами. В XIX веке поэты Грузии начали поиски новых форм, разрывая условный рисунок традиционных восточных поэти ческих родов. Одним из крупнейших ре форматоров грузинской поэзии был Бара ташвили. Он искренне желал перенести достижения русской литературы в поэти ческую культуру Грузии. Это органически сочеталось с его политическими настрое ниями. Вот почему он воспринял в западно европейской и русской культуре ее бун тарские элементы. Оплакивая сиротство души, поэт пе опускает в бессилии рук, но энергично призывает к борьбе. В его лучшем и самом знаменитом сти хотворении «Мерани» — о крылатом коне Тариэла, героя поэмы Руставели, — мы находим поэтическое завещание Барата швили. Оп гордо говорит не только о своем одиночестве, об испепеленной любви, о потерянных надеждах, но и о том, что «лихая судьба — не предел». «Я назвать ся рабом не хотел!». — восклицает поэт. И он верит, что его страдания не напрас ны. Мрак мой душевный не сгинет напрасно, В скалах протоптанный путь мой опасный Другу когда-нибудь жизнь облегчит, — Смело за черной судьбой он помчит. Скитанья во враждебном мире, напрас ные порывы человеческого сердца, траги чески неудачная любовь, измена и преда тельство не .могут угасить в душе Барата швили веры в неминуемое наступление ликующего дня. Его стихотворение «Сумерки на Мта-Цминда» напоминает «Вакхическую песню» Пушкина — такая сила и убежденность о конечном торжест ве разума и света звучат в словах поета. В поеме Н. Бараташвили «Судьба Гру зии» воспевается грузинский царь Ирак лий, как исторический провиден политики дружеского союза с Россией. Глубокие по мысли, разнообразные и совершенные по форме, стихотворения Ба раташвили пленяют «лица необщим вы ражением». Тонкий лирик, певец печали и грусти, он поднимается до мощного со циального пафоса в своих призывах к борьбе и протесту. Все это делает стихотворения Барата швили одной из прекраснейших страниц грузинской лирики. Творчество Бараташвили по праву вош ло в сокровищницу русской и мировой культуры. Е. ХЕРАСКОВА, кандидат филологических наук. МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ Л /N A /W В начале 1934 года, на еаре звукового кино, И. В. Сталин обратился к советским киноработникам с приветствием, в кото ром кратко и четко поставил на десятиле тия вперед задачи развития киноискусст ва. С этого же момента в СССР началась глубокая и планомерная работа по реше нию задачи о проникновении еще в одну область киноискусства — в область сте реокино. Первая изобретательская заявка, относящаяся к советской системе безочко- вого стереокино, была сделана 5 октяб ря 193<5 пца. Эта дата и считается офи циальной датой советского приоритета в области беэочкового стереоскопического кинематографа. Греческое слово — «стерео» в перево де на русский Я8ЫК овначает — об'ем, телесность. Сейчас это слово начинает входить в н аш быт, так же как и слова: фото, кино, радио. Область стереокино оказалась самой трудной. До этого ряд русских ученых и изобретателей пытал ся решать эту задачу, но их проекты ве содержали необходимых масштабов и перспективности. Сами же работы над проблемой, как и работы заграничных изобретателей и ученых, носили случай ный ж неглубокий характер, а поетому я были безуспешны. Имеются тысячи па тентов, а которых отражены эти бесплод ные попытки. Проекты, которые были осуществлены ад границей, не пошли дальше так на зываемых «очковых систем». Зритель по лучал впечатление об’емности изображе ний, проектируемых на экран, только в том случае, если пользовался специальны ми очками. Очков предлагалось очень мно го ж с различными хитростями, но описы вать их все нет никакого смысла. Простейшие же представляли из себя кружок с прорезью, называемый «обтюра тор». Обтюратор вращался перед глазами зрителя. В тот момент, когда прорезь про ходила мимо правого глаза, на экране лроекцироэалось правое изображение. Ле вый глаз в это время ничего не видел, т. к. против него прорези не было. В следую щее мгновение прорезь оказывалась про тив левого глава, а на экране проецирова лось левое изображение. U так — 48 раз в одну секувду. Впечатление об’емности я пространственности получалось. У зрителя возникал так называемый «стерео эффект». Но на практике эта очковая система, как к вое очковые системы, оказалась непригодной по причинам сложности, до роговизны, неудобств и по ряду других прочил. Некоторые очковые системы, как анаглифы и поляроиды, нашли примене ние только для научно-технических целей, а для такого массового искусства, как ки но, они не выдержали испытания, хотя и осуществлялись в Германии, в Америке и в Англии. В этих странах даже пытались снимать стереофильмы, но делали это не очень хитро. Обычно связывали оси двух кинокамер и двух проекторов, совершенно не считаясь с тем. что две пленки, иду щие в двух разных аппаратах, из-за есте ственной неточности при больших ско ростях не могут обеспечить так назы ваемой «власти над третьим измерением». Стоит одной из пленок качнуться в сторо ну всего-навсего на толщину волоса, как изображение или повиснет между зрителем и экраном или отлетит на такую глубину, на какой мы видим луну и звезды. В советской системе стереокино нет ни чего заимствованного от заграницы. Сни маем мы одной кинокамерой и одним об’ек- тивом, перед которым поставлено два оп тических зеркала. В результате на одной пленке получаются два изображения одно го и того же предмета, отраженного двумя зеркалами. Здесь, если пленка качнулась вправо или влево, — расстояние между обоими изображениями не изменяется, а значит и не изменяется третье измерение, которое возникает в сознании зрителя от восприятия этих двух изображений. В советских стереофильмах предметы оказываются точно па тех расстояниях перед или за экраном, на каких их поже лал поместить режиссер. Никаких случай ных колебаний по глубине здесь не воз никает. Зачем же надо снимать сразу два изо бражения да еще с такими точностями? Многие считают, что наши глаза видят одинаково. Но это ошибка. Достаточно, сидя перед киноэкраном вытянуть свою руку вперед и поочередно посмотреть од ним, а потом другим глазом, чтобы убе диться в том, что левый глаз видит руку в правой части экрана, а правый глаз эту же руку видит в левой части этого же экрана. Для того, чтобы искусственно создать впечатление о приближении предмета на расстояние вытянутой руки, необходимо сделать так, чтобы правый глаз видел этот предмет в левой части экрана, а ле вый, наоборот,— в правой части. Это мож но сделать только снимая два изображен ниш одного и того же предмета. Одно — с точки зрения правого п другое — с точки зрения левого глаза. Далее необходимо спроекцировать эти оба изображения так, чтобы они заняли на экране соответствую щие mi места. И, наконец, надо сделать так, чтобы каждый глаз видел только свое изображение и не видел того, которое ему ве предназначено. Все эти три правила должны строго выполняться. Нарушение любого из ких разрушает стереоэффект. Наиболее сложной п трудной задачей ока зывается выполнение последнего правила. В советской системе стереокино это пра вило выполняют пе очки и не какие-ни будь другие приспособления для каждого зрителя. Эту задачу выполняет советский сте реоэкран— коллективный оптический при бор. общий для всех зрителей. Стереоэкран расщепляет все лучи света, посылаемые на пего кинопроектором, а при обратном отражении фокусирует лучи све та, несущие левое изображение, в тех ме стах зрительного зала, где находятся ле вые глаза зрителей, а лучи света, песу- щие правое изображеппе. фокусирует там. где находятся правые глаза зрителей. На первых порах это может показаться неправдой пли неосуществимой задачей. Так опо. собственно, и считалось многими, даже крупными специалистами. Стереокино и стереофото Л а у р е а т С талинской премии, изобретатель стереокино , С. ИВАНОВ. Но вот в феврале 1941 г. на площадд Маяковского, в зале кинотеатра «Москва», триста зрительских мест занимают члены дипломатического корпуса, представители всех стран мира и видят... экрана нет. Есть огромное окно, в глубине которого плещется море, а на скале, выдвинувшей ся сквозь окно в зал, стоит артист Яхон тов и читает стихи Маяковского. Бушует море. Волны быотся о раму окна, и зрителям кажется, что брызги доле тают до них. Меняются кадры. В боль шой глубине, за окном экрана, на фоне фонтанов висит большой шар. Вот он медленно поплыл по направлению к зрите лям. Все замерли, ожидая, что он остано вится, дойдя до полотна экрана, а он лег ко и свободно, пройдя раму экрана, повис где-то между зрителями и экраном в сере дине зала под бурные аплодисменты зри телей. Новые кадры. Птицы мечутся в глубине окна и, заметив высунувшуюся в зал вет ку, рассаживаются на ней под аплодисмен ты зрителей, а потом; как бы испугав шись, начинают летать по валу, заставляя зрителей закрываться руками от подле тевшей птицы. И снова и снова аплоди сменты, которые свидетельствуют о том, что советские киноработники проникли и в эту новую область киноискусства. Пра вительство отметило это изобретение в 1941 году Сталинской премией. Полмил- лиоиа зрителей с благодарностью просмот рели нашу первую программу «Стерео фильм-концерт» (режиссер Андриевский, оператор Суренекий). Советское стереокино— это прежде все го результат того огромного внимания на шей партии д Советского правительства, которое они уделяют развитию культуры в нашей стране вообще и, в частности, раз витию стереокино. Это— результат выпол нения задачи, поставленной И. В. Сталиным о смелом проникновении в но вые области кино; результат выполнения специальных решений партии и прави тельства по этому вопросу; результат индустриализации нашей страны, породив шей необходимую технику для решения таких сложных задач. Достаточно сказать, что наш довоенный проволочный стереоэкран представлял из себя огромную металлическую раму ве сом в шесть тонн. На раму было натянуто 36 тысяч тончайших проволочек, каждая из которых была поставлена на свое рас четное место с точностью до 25 тысячных долей миллиметра. Такого экрана до сих пор не решились повторить ни в одной стране мира. Да и мы сейчас не делаем таких экранов. У него был о д а серьезный недостаток — изображения на нем были в три раза тем нее, чем на обычном киноэкране, при про чих равных условиях. Война затормозила развитие стереокино. Изобретатель ушел на фронт. В разгар Сталинградской битвы в по рядке выполнения задания партии, кото рая и в это время не забывала о развитии пауки и культуры, был найден способ и з готовления светосильного стереоэкрана, изображения на котором получаются в три раза ярче, чем на обычном, и в 6 раз ярче, чем на проволочном. Этот стереоэкран мною был рассчитан еще в 1937 году, но все считали его со вершенно неосуществимым даже и после 1941 г.,; т. к. он по замыслу действительно сложнее'проволочного. Сетка или решетка этого стереоэкрана, называемая «раст ром», которая расщепляет правые и левые лучи света, состоит из нескольких тысяч оптических линзочек, никогда прежде не изготовлявшихся. В мировой технике нет даже контрольных приборов для проверки того, правильно ли они изготовляются. В феврале 1947 года на площади Свердлова был открыт первый в мире сте реокинотеатр со светосильным стереоэкра ном. Этот стерео©кран представляет из се бя огромное зеркальное стекло площадью в 10 квадратных метров. На одной из по верхностей стекла нанесены тысячи кони ческих линзочек, описанных выше, с вы полнением всех необходимых точностей. ...«Советская кинематография одержала новую крупную научно-техническую побе ду...». — писала «Правда» 28 апреля 1947 года. Светосильный стереоэкран работает уже четвертый год и обслужил более двух миллионов зрителей. Он доступен каждому приехавшему в Москву, в том числе и иностранцам и, тем не менее, ни в одной стране мира до сих пор не сделано ни од ного светосильного стереоэкрана. Нельзя сказать, чтобы они этого не хотели. Наобо рот... Они очень добивались «разузнать побольше о том, как делаются такие эк раны». Но не добились. А сами до сих пор не догадались. Эти факты неоспоримо докавывают, что если считать по проволочному стереоэкра ну, то Советский Союз и здесь, как и в ряде друтех областей науки и техники, обогнал все страны мира. Приоритет СССР в этой новой области киноискусства завоеван и признан. Важ нейшие страны мира признали наш прио ритет и юридически. Они присудили соот ветствующие патенты на советский сте реоэкран. Творческие возможности стереокино по- настоящему еше не вскрыты. Сам по себе полег птипы по залу—пустяк. Но то, что в одно в то же мгновение от одной подле тевшей птицы закрываются руками все зрители, сидящие в зале, говорит об очень многом. Прежде всего это говорит о том, что одна и та же т и п а в одно и то же мгно вение подлетела сразу ко всем зрителям. Пи одно из известных изобразительных искусств не обладает такой изумительной возможностью. Что из этого следует? Поясним это примером. Все видевшие шедевр советской кинематографии фильм «Чапаев» не забудут захватывающего эпизода разгрома чапаевцамп психиче ской атаки. Свидетелями какого мужества и стойкости, проявленных Анкой, мы оказались, посмотрев этот’ эпизод! Представьте себе, что в какое-то мгно вение, после того, как мы видели отраже- , ние психической атакп Анкой-пулемет- чилей, мы вдруг обнаруживаем, что пси хическая атака теперь идет на нас — точнее — на меня. А прямо передо мной торчит ствол моего пулемета. Теперь я дол жен решить неумолимый вопрос о том, ког да выгоднее открыть огонь из пулемета. Если огонь ^открыть рано — может не- хватить патронов, открыть поздно — не успеешь остановить атакующих. Режиссер и оператор помогут открыть огонь во время. А так как в стереокино определение расстояния в глубину обеспечивается с такой же ясностью, как и в жизни, то рас стояние до шеренги атакующих в этот момент крепко отложится в памяти, а само действие приобретет уже силу привычки. Просмотрев такое стереоскопическое про должение эпизода с психической атакой, всякий, кому в жизни пришлось бы ока заться в такой ситуации, может смело сказать, что ему это уже не впервые, что ему уже привычно крошить го пулемета «атакующих психов». Поскольку одна и та же птица подле тает одновременно ко всем зрителям, нет никаких сомнений в том, что каждый зри тель увидел бы пулемет перед собой и был бы уверен, что в этот ответственный мо мент пулемет был только у него и ни у кого другого. Исключительные возможности откры ваются при сочетании цвета и об’ема. Цветные стереоскопические изображения воспроизводят не только т о т и форму, но и материальность предметов и даже со стояние материя в момент с’емки. Такими возможностями ее обладает ни одно из тех изобразительных искусств, которые созда ны многовековой человеческой культурой. Это хорошо обнаруживается даже в сте реофотографии. Так, например, сразу после дождя, едва выглянуло солнце, мною была сфотографировала роза в Московском Бо таническом саду. При рассматривании этой.стереофотографии в стереоскоп видно не только» то. что лепестки ро?ы ярко насыщенного розового цвета, но хорошо просматривается и форма я даже толщина лепестков. Ощутимо видна нежно-бархати стая поверхность лепестков, на которой как бы застыли с бриллиантовым блеском капельки дождя. Видно не только то, что листья розы зеленые и имеют структуру более нежную, чем у шиповника, но ясно отличаются старые листья от молодых по форме, по цвету и по характеру поверх ности. Видно даже, как тот ели ивой лист слегка подгорел по краю от солнца. Самое же изумительное впечатление остается от ощущения того, что некоторые листья совершенно мокрые, а другие уже успели подсохнуть. В портретах, например, помимо об’ек- тевлого воспроизведения возраста, типа, настроения, формы, цвета и т. п. характе ристик, которые в той или иной степени доступны другим изобразительным искус ствам, в цветных стереоизображениях выявляются со всей убедительностью и но вые качественные характеристики. Напри мер, воздушность, живость и цвет во лос; структура кожи лица, а также нали чие пудры и румян, влажные, сухие, об ветренные или накрашенные губы, едва заметный пушок даже на детской ще ке, особый, именно стереоскопический блеск глаз и их изумительная форма с пространственным положением ресниц; зу бы с ощущением не только белизны, но и того, что они костяные; кофточка с опту- 1 щением ие только того, что она кремового цвета, но и того, что она из шелковой ма терии, причем, ясно видно, что это не вис коза, а натуральный шелк. Сейчас, с появлением у нас реальных возможностей для самого широкого разви тия цветной стереофотографии, стереоскоп приобретает значение дела огромной госу дарственной важности. Во всех случаях, где образцы качества материалов стоят дорого и требуется их наличие во многих пунктах, цветная сте реофотография со стереоскопом окажет неоценимую услугу. Возьмем другой пример. В будущем го ду состоится открытие Всесоюзной сельско хозяйственной выставки. Не все достой ные экспонаты могут быть представлены на выставке; некоторые из них просто физически невозможно доставить в Моск ву. Ясно, что цветные стереоизображения этих экспонатов, благодаря богатству вы разительных средств, с успехом могли бы заменить такие экспонаты. Уже давно разработаны и любительские стереоэкраны и так называемая растро- !вая стереофотография, обеспечивающая стереоэффект без стереоскопов и без каких бы то ни было очков и т. п. приспособле ний. Разработана и осуществлена интеграль ная фотография, которая не теряет стере оскопичности ни от наклона головы, ни от смещения в стороны, потому что в не? зафиксированы ве одна и не две точки зрения и даже не «линия», а целая «пло щадка зрения» — совершенно новое оп тическое понятие. Несмотря на эти достижения, опережа ющие технику всех других стран мира, мы знаем, что возможности советской системы стереокино, породившей эти достижения, вскрыты еще далеко неполно. Для раскрытия и освоения этих воз можностей, валоженных в этой новой обла сти киноискусства, нужны огромные уси лия. На вашем пути еще много трудностей, по мы знаем, что эти трудности сущест вуют для того, чтобы их преодолевать, и мы преодолеем их! Советские киноработники, выполняя наказ вождя, смело проникают и в эту но вую область искусства. Так же смело и неотступно они овладеют этой областью и добьются ее полного освоения. Нет никаких сомнений в том, что совет ское стереокино и советская стереофото графия достигнут невиданного расцвета, достойного нашей великой сталинской эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz