На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

4 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 онтябвя 1950 г., К: 249 (3362). Пятая сессия Генеральной Ассамблеи ООН Утреннее заседание Политического комитета 16 октября НЫ0-Й0РЕ, 16 октября. (ТАСС). С«- годня на у т р е н н ем заседают Политическо­ го комитета возобновилось обсуждение во­ проса, именуемого в повестке дня «Соеди­ ненные действия в пользу мира» в связи с проектом резолюции, внесенным делега­ циями Канады, Великобритании, США, Турции, Филиппин, Франции и Уругвая. Общая дискуссия по этому вопросу была закончена 13 октября выступлением гла­ вы делегации Советского Союза А. Я. Вышинского. Тогда же авторы проекта ре­ золюции обещали представить Политиче­ скому комитету новый, переработанный проект резолюции, учитывающей проект резолюции, внесенной делегацией Чили, а также поправки и предложения, поступив­ шие в ходе общей дискуссии. Однако пе­ реработанный проект революции содержит лишь незначительные изменения по срав­ нению с первоначальным «проектом се­ ми». В вен сохранены основные положе­ ния первоначального проекта, предусмат­ ривающие грубое нарушение Устава ООН и направленные ва подрыв роли Совета Безопасности. В начале сегодняшнего утреннего засе­ дания представитель Чили заявил, что он снимает с обсуждения проект резолюции, представленный ранее чилийской делега­ цией. Бак известно, пожелания насчет снятая с обсуждения чилийского проекта были ранее неоднократно высказаны пред­ ставителями англо-американского блока. После этого была установлена процеду­ ра обсуждения проекта резолюции семи делегаций. Было решено, что сначала со­ стоится обсуждение каждого раздела резо- • лютииной части проекта резолюции, а за­ тем будет обсуждена преамбула. Обсуждение первого раздела проекта ре­ волюции началось кратким заявлением представителя США Даллеса, выступивше­ го от имени всех авторов проекта резолю­ ции. Бак уже сообщалось, первый пункт проекта резолюции предусматривает созыв чрезвычайных специальных сессий Гене­ ральной Ассамблеи. Даллес заявил, что в новой редакции учтены поправки, внесен­ ные делегациями Израиля, Пакистана и, частично, одна из поправок, внесенных делегацией Советского Союза. Однако новый проект революции по- прежнему предусматривает вынесение Ге­ неральной Ассамблеей рекомендаций отно­ сительно коллективных мер, включая при­ менение вооруженной силы, а также созыв чрезвычайных специальных сессий в те­ чение 24 часов со времени поступления требования о таком созыве. В новом проек­ те . говорится, что «такие чрезвычайные специальные сессии созываются по требо­ ванию Совета Безопасности, по решению, поддержанному любыми семью членамй Совета». Иначе говоря, б «пересмотренном» проекте остались все те незаконные поло­ жения, нарушающие Устав ООН, которые имелись в первоначальном проекте. Выступивший вслед за Даллесом пред­ ставитель Уругвая, вопреки очевидности, пытался доказать, что этот пункт проекта резолюции полностью соответствует Уста­ ву ООН. Представитель Югославии посвятил свое выступление выражению своего удовлетво­ рения тем, что в иовом проекте резолюции "имеется несколько слов, предложенных делегацией Югославии. Затем слово взял представитель Украин­ ской ССР Барановский. Он заявил, что де­ легация УССР, как она уже указывала в общей дискуссии, не возражает против со­ зыва чрезвычайных специальных сессий Генеральной Ассамблеи. Однако, указал Барановский, делегация УССР выступает прошв той части раздела, которая преду­ сматривает, что такие сессии будут созы­ ваться «по требованию Совета Безопасно­ сти, по решению, подержанному любыми семью членами Совета». «На наш взгляд,— заявил Барановский, — это является очевидным нарушением Устава. Это— несомненная попытка обой­ ти принцип единогласия постоянных чле­ нов Совета Безопасности». Делегация УССР, продолжал он, считает, что чрезвы­ чайные специальные сессии Генеральной Ассамблеи, которые созываются при чрез­ вычайных обстоятельствах, должны созы­ ваться по решению Совета Безопасности, причем такое решение может быть выне­ сено только, если за него будут поданы голоса всех постоянных членов Совета. Представитель УССР выступил также против 24-часового срока созыва чрезвы­ чайных сессий, указав, что до начала ра­ боты таких сессий потребуется некоторое время для изучения вопросов повестки дня сессии и для выработки соответствую­ щего мнения правительствами стран — членов ООН. «Разумеется, — заявил Барановский,— что без такого предварительного обсужде­ ния не может быть вообще принято быст­ рое и эффективное решение». Представи­ тель Украины заявил, что по мнению его делегации, такие сессии должны созывать­ ся с заблаговременным оповещением об этом правительств стран — членов ООН не менее чем за две недели. Следующий оратор, представитель Израиля Эбан, выразил удовлетворение тем, что в пересмотренном проекте резолюции семи делегаций предусматривается, что Генеральная Ассамблея будет иметь право выносить рекомендации относительно кол­ лективных мер, включая применение во­ оруженных сил только в случае «наруше­ ний мира или акта агрессии». (В перво­ начальном проекте такие, рекомендации предлагались и на случай,” когда налицо имелась бы «угроза миру»). Однако он вновь выразил сомнение в законности той части проекта, которая предусматривает созыв чрезвычайных сессий Генеральной Ассамблеи по решению Совета Безопасно­ сти, вынесенному голосами любых семи членов Совета. Эбан заявил, что Совет Безопасности является хозяином своей процедуры х что поэтому подобная статья в рекомендации Генеральной Ассамблеи не будет иметь для него обязательной силы. Представитель Польши Вербловский' вы­ ступил с возражениями против ряда пред­ ложений раздела проекта «резолюции се­ ми» в его нынешней формулировке. Он заявил, что попытки предоставить Гене­ ральной Ассамблее право выносить реко­ мендации о применении коллективных мер, включая использование вооруженных сил, делаются в нарушение Устава ООН, предусматривающего, что все вопросы, по которым необходимо принять действие, должны передаваться Ассамблеей Совету Безопасности. Вербловский заявил, что такие попытки представляют собой грубое нарушение Устава и направлены на обход Совета Безопасности в связи с тем, что англо- американскому блоку до сих пор не уда­ валось проводить в нем свою политику диктата. После выступления представителя Па­ кистана Зафрулла-хана, который поддер­ жал пересмотренный проект резолюции семи делегаций, утреннее заседание было закрыто. На дневном заседании обсужде­ ние этого вопроса будет продолжено^ мира». Он подчеркнул, что Устав лишь предоставляет Генеральной Ассамблее пра­ во рекомендовать меры для «мирного уре­ гулирования» любой ситуации, которая, по ее мнению, может нанести ущерб дру­ жественным отношениям между странами. В заключение Вышинский, напомнив о требовании Даллеса о том, чтобы добрые слова Советского Союза были подкреплены «добрыми действиями», сказал, что сам Даллес не предпринимает подобного шага, не принимает ни одной советской поправки к проекту резолюции семи держав. Последним оратором на заседании вы­ ступил представитель Австралии Спендер с нападками па позицию Советского Союза. Спендер возражал против предложения Советского Союза о том, чтобы Генеральная Ассамблея созывалась на специальную сессию по крайней мере в двухнедельный срок. Следующее заседание состоится 17 ок­ тября. Утреннее заседание Политического комитета 17 октября Дневное заседание Политического комитета 16 октября НЬЮ-ЙОРК, 16 октября. (ТАОС). Днем 16 октября Политический комитет во­ зобновил обсуждение раздела «А» проекта резолюции семи делегаций. Первым высту­ пил представитель Англии Соскайс, кото­ рый пытался подвести юридическую базу под прежнее утверждение представителя Англии Янгера о том, что Генеральная Ас­ самблея будто бы имеет право рекомен­ довать использование вооруженной силы для обеспечения мира. Соскайс признал, что любой вопрос, касающийся мира и безопасности, который требует действий, должен передаваться на рассмотрение Со­ вета Безопасности. Однако он утверждал, что. когда Совет Безопасности снимает этот вопрос со своей повестки дня, Гене­ ральная Ассамблея обладает правом и вла­ стью делать рекомендации. Французский делегат Шуман также вы­ ступил в защиту американского предложе­ ния. Представитель Чехословакии Гайда в своем выступлении подчеркнул, что раздел «А» обсуждаемой резолюции нарушает Устав, поскольку он предусматривает со­ зыв специальной сессии Генеральной Ас­ самблеи по решению любых семи членов Совета Безопасности, а также предостав­ ляет Генеральной Ассамблее право рекомен­ довать действия в целях соблюдения мира. В заключение он заявил, что этот раздел приемлем только в случае, если в него бу­ дут включены советские поправки. Представитель Сирии Эль-Хури настаи­ вал па том, чтобы авторы проекта резолю­ ции устранили положение относительно, созыва специальной сессии на основании требования, принятого голосами любых се­ ми членов Совета Безопасности, поскольку .что пе соответствует Уставу и парутпает право Совета Безопасности истолковывать Устав в этом отношении. Кубинская делегация поддержала про­ ект резолюции семи делегаций. Затем выступил представитель Советско­ го Союза А. Я. Вышинский. Оп поддержал заявление делегата Сирии Эль-Хури о том, что шткто не им^ет права устанавливать процедуру для Совета Безопасности. Зая­ вив. что Эль-Хури указал путь, ведущий ГМ 1 8 5 2 2 4 9 . обратно к соблюдению Устава, Вышинский сказал, что права Совета Безопасности определяются только Уставом. Поскольку ясно, что Совет Безопасности не может в соответствии с Уставом изменить правила пропедуры Ассамблеи. — сказал Вышин­ ский, — в равной степени ясно, что Ге­ неральная Ассамблея не может изменить правил Совета Безопасности. Бели, по мне­ нию большинства, следует изменить поло­ жения, касающиеся созыва специальных сессий Генеральной Ассамблеи, то оно должно созвать специальную конференцию для исправления Устава, как это преду­ сматривается Уставом. Показав всю несостоятельность заявле­ ний о том, что созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи будто бы является «процедурным» вопросом. Вышинский ска­ зал, что вопрос о проведении специальной сессии был бы связан с обвинениями по адресу одного или нескольких государств. Это — вопрос глубоко по существу. Вы­ шинский отметил, что специальные сессия могут представлять собой простую прово­ кацию,. предпринятую для того, чтобы раз­ дуть военный психоз, и каждая делегация захочет изучить сущность этого вопроса, прежде чем решить, следует ли одобрить созыв специальной сессии. Вышинский заявил, что в некоторых случаях подобное решение могло бы быть и процедурным, но вопрос о том, является ли оно про- педурным, должен решаться Советом Безопасности. Вышинский вновь выдвинул решитель­ ные возражения против предложения о том, чтобы специальные сессии Генераль­ ной Ассамблеи созывались в 24-часовой срок. Оп предупредил, что это может при­ вести лишь к поспешным действиям, к своего рода «пулеметной дипломатии» в момент, когда для того, чтобы избежать серьезпых ошибок, потребуется самое тщательное и самое трезвое рассмотрение вопроса. Затем Вышинский опроверг псевдо- торпдпческпе доводы сторонников США, утверждавших, будто бы Устав дает Гене­ ралчтой Ассамблее право рекомендовать '• к*Г:стг>пл. имеющие целью сохранение НЬЮ-ЙОРК, 17 октября. (ТАОС). На утреннем заседании Политического коми­ тета продолжалось обсуждение первого раздела проекта резолюции делегаций семи стран (Канады, Великобритании, США, Турции, Филиппин, Франции и Уругвая) по вопросу, именуемому в повестке дня «Объединенные действия в пользу мира». Как уже сообщалось, первый раздел проек­ та этой резолюции предусматривает созыв чрезвычайных специальных сессий Гене­ ральной Ассамблеи. Выступивший на утреннем заседании первым представитель Ирака Джемали зая­ вил, что его делегация не возражает про­ тив основных принципов, изложенных в обсуждаемом разделе проекта резолюции. Однако, по его заявлению, делегация Ира­ ка находится в большом затруднении по вопросу о законности предлагаемого по­ рядка созыва чрезвычайных специальных сессий, В проекте резолюции говорится, что такие сессии созываются по требова­ нию Совета Безопасности, по решению, подержанному любыми семмо членами Со­ вета. По мнению же делегации Ирака, Со­ вет Безопасности сам должен определить, является ли этот воп 1 Юс процедурным или же вопросом существа. Представитель Ирака предложил голо­ сование по этому разделу провести позже с тем, чтобы получить по этому вопросу необходимые юридические консультации и указания своих правительств. Затем выступил представитель Индии Рау. Он подверг сомнению толкование представителем Великобритании вопроса о праве Генеральной Ассамблеи выносить ре­ комендации, предусматривающие необходи­ мость принудительных действий. Рау зая­ вил далее, что его делегация в принципе поддерживает предложения, изложенные в первом разделе проекта резолюции «семи», но предпочитает, чтобы специальные чрез­ вычайные сессии созывались не в течение 24 часов со времени поступления требова­ ния о таком созыве, а хотя бы в течение недельного срока. После этого слово было предоставлено главе делегации Белорусской ОСР К. В. Киселеву. Вначале Киселев подверг резкой критике вчерашнее выступление представи­ теля Австралии Спендера. истеричная и сумасбродная речь которого содержала ряд злобных клеветнических выпадов в отно­ шении СОСР. Обратив внимание комитета на допущенные Спешером извращения фактов, глава делегации Белорусской ОСР показал, что Спендер проявил недопустимое невежество в понимании Устава ООН и умышленно извратил выступление главы делегации Советского Союза А. Я. Вышин­ ского «в том. что касалось характера тех рекомендаций, которые может выносить Генеральная Ассамблея. Затем К. В. Киселев изложил позицию делегации Белорусской ОСР по поводу об­ суждаемого раздела проекта резолюции се­ ми государств. Он настаивал на том, что­ бы в первый пункт этого раздела были включены поправки, предложенные деле­ гацией Советского Союза. Он указал, что этот раздел в его теперешней редакции предусматривает такое положение, когда Генеральная Ассамблея должна «действо­ вать», подменяя собой Совет Безопасно­ сти; тем самым этот раздел проекта пред­ лагает коренную ломку Устава ООН. Представитель Белорусской ССР кате­ горически возражал против того, чтобы чрезвычайные специальные сессии созы- , вались по требованию любых семи членов Совета Безопасности, и подчеркнул, что такие сессии должны созываться в соот­ ветствии с положениями Устава. Он так­ же возражал против того, чтобы чрезвы­ чайные сессии созывались в 24-часовой срок, в течение которого делегации не смогут не только подготовиться к этим сессиям, но и не будут иметь времени для приезда в Нью-Йорк. На таких сессиях, заявил К. В. Киселев, были бы предста­ влены только США и соседние с ними страны американского континента, а ос­ тальные страны были бы фактически устранены. Такая спешка, ваявил в за­ ключение представитель Белорусской ОСР, несомненно отразится на интересах госу­ дарств — членов ООН. После этого представитель Ирака Дже­ мали выступил с кратким заявлением, в котором повторил свою просьбу отложить голосование по первому разделу проекта с тем, чтобы делегации могли получить необходимые инструкции. Представителя Ирака поддержали делегаты Канады и Южно-Африканского Союза. Предложение было поставлено на голосование и было одобрено 25 голосами против 19 при 13 воздержавшихся. Делегации ОСОР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Поль­ ши, Чехословакии и других стран голосо­ вали за одобрение предложения ирак»:кого представителя. Делегации США, Англии и других стран голосовали против. Затем комитет перешел к рассмотрению второго раздела проекта «резолюции се­ ми», предусматривающего учреждение ко­ миссии по наблюдению за соблюдением мира. Как уже сообщалось, делегация СССР внесла ряд поправок к этому разделу проекта. Выступивший от имени семи авторов проекта резолюции представитель Турции дал краткую характеристику рассматри­ ваемого раздела и внесенных к нему по­ правок. Он заявил, что представители се­ ми стран «не -сочли возможным» принять советские поправки. Слово взял глава советской делегации А. Я. Вышинский. — В своем предыдущем выступлении, — сказал он, — я уже указывал на необ­ ходимость внести в раздел «Б» некоторые поправки. Что касается состава комиссии наблюдателей, то мне не требуется особых усилий для того, чтобы доказать, что та­ кая комиссия может сыграть свою поло­ жительную роль в том случае, если она будет основана на представительных на­ чалах. Содержащееся в проекте «семи» указание на то, что эта комиссия должна быть составлена из 9— 14 членов орга­ низации — без указания того принципа, который должен лежать в основе образо­ вания такой комиссии — было бы далеко не достаточно. — Мы поэтому настаиваем, — продол­ жал А. Я. Вышинский, — на том, чтобы в тексте резолюции было бы сказано не только о том, что комиссия «будет состоять из представителей 9— 14 членов Органи­ зации», но было бы сказано более точно и определенно, что она будет иметь предста­ вительный характер и будет состоять из представителей 9— 14 стран — членов Организации, в том числе постоянных чле­ нов Совета Безопасности. Именно это по­ следнее обстоятельство — участие в этой комиссии пяти постоянных членов Совета Безопасности — и придаст этой комиссии наблюдателей тот представительный ха­ рактер, без чего эта комиссия не сможет справиться со своими серьезными задача­ ми. Это все содержится в нашей первой по­ правке, которую мы продолжаем отстаи­ вать. — Мы та 1 кже полагаем, — заявил да­ лее А. Я. ВтлпIfМ ЛТП?ft, — что нет необхо­ димости включать в эту резолюцию ссыл­ ки на межсессионный комитет — и глав­ ным образом по двум обстоятельствам. Во-первых, здесь уже было признано самими защитниками межсессионного ко­ митета, которых нельзя, конечно, запо­ дозрить в неблагоприятном отношении к этому комитету, что этот комитет прова­ лился. Он значится только в списке орга­ нов нашей организации, а в действительно­ сти ни в чем себя не проявляет. Странно, что именно в таком случае, когда нужно работу комиссии построить так, чтобы она была возможно более авторитетной, в проекте резолюции упоминается о том, что комиссия может действовать как орган межсессионного комитета — этого, я бы сказал, трупа. Далее А. Я. Вышинский развил второй довод в пользу исключения упоминания о межсессионном комитете из проекта резо­ люции. Нам представляется, что если дей­ ствовать в духе сотрудничества, то во вся­ ком случае следовало бы исключить эту ссылку, потому что без нее для нас этот пункт и, следовательно, самое учреждение этой комиссии наблюдателей, становится более приемлемым. Мы заявляли все вре­ мя — н это. конечно, безусловно верно, хотя многие здесь п не согласны с этим,— что ыы не можем согласиться с тем, что межсессионный комитет учрежден законно в качестве вспомогательного органа. По всем этим соображениям мы считаем, что было бы более целесообразно — и по су­ ществу н потому, что это соответствовало бы духу сотрудничества — исключить из проекта резолюции эту ссылку на межсес­ сионный комитет. А. Я. Вышинский перешел затем к обоснованию третьей поправки, внесенной делегацией СССР. «Наконец. — заявил, он, — те же самые соображения я имею в виду относительно ссылки на резолюцию 297(4), потому что мы также считаем, что учреждение группы наблюдателей было незаконным. Группа этих самых наблюда­ телей была введена совершенно незаконно в нашу систему, и наше отношение к ней отрицательное. Поетому нет никакого осно­ вания навязывать комиссии по соблюде­ нию мира эту группу наблюдателей, свя­ зывая заранее эту комиссию обязанностью использовать тех людей, которых новая комиссия может быть не пожелает исполь­ зовать. Комиссия сможет использовать то, что она сама сочтет нужным.. Это ее право. Зачем же еще один шип, так сказать, бро­ сать на путь, по которому предлагают пой­ ти тем делегациям, которые не согласны были с учреждением этих групп наблюдате­ лей?». Выступивший вслед ва А. Я. Вышин­ ским представитель США Даллес ваявил о том, что делегация США готова пересмот­ реть свою позицию в отношении состава предлагаемой комиссии в случае, если де­ легация СССР проявит «положительное от­ ношение» к этой комиссии и будет готова принять участие в ней. Подобная оговорка американского представителя носила тем более странный характер, что делегация ООСР уже заявила, что она в принципе со­ гласна с учреждением такой комиссии. Даллес утверждал, что, предлагая состав комиссии пз представителей малых госу­ дарств, авторы проекта рассчитывали, что такой состав комиссии обеспечил бы ее большую «беспристрастность». Представи­ тель США отклонил поправки делегации Советского Союза в отношении имеющейся в проекте «семи» ссылки на межсессион­ ный комитет и в отношении использования комиссией так называемой группы наблю- j дателеи ПОП. Представитель Южпо-Африканского сою- ' за Поост в общем выступил за устранение 1 пз раздела проекта резолюции ссылки на ■ межсессионный комитет. Глава делегации Польши Вербловский шшержал поправки, предложенные к рас­ сматриваемому разделу проекта резолюции делегацией СССР. Он указал на необходи­ мость обеспечения широкого представитель­ ного характера комиссии по наблюдению за соблюдением мира. Представитель Польши выступил против попыток подчинить ко­ миссию межсессионному комитету, отметив, что делегация Польши считала и продол­ жает считать, что межсессионный комитет был создан незаконно, в нарушение Устава ООН. Представитель Сирии Эль-Хури внес предложение о том. чтобы выборы в состав комиссии по наблюдению за соблюдением мира проводились тайным голосованием. Сирийский представитель заявил, что толь­ ко при тайном голосовании представители малых стран смогут голосовать «так, как они желают, а пе как им диктуют». Против предложения представителя Сирии высту­ пил делегат Турции Сарпср, который ут­ верждал, что тшнятпе сирийского предло­ жения «могло бы привести к тупику, и котором оказывается Генеральная Ассам­ блея при тайных голосованиях». Представитель Швеции предложил изме­ нить проект таким образом, чтобы в период между сессиями генеральный секретарь, а не межсессионный комитет уполномочивал­ ся использовать комиссию по наблюдению за соблюдением мира. Представитель Шве­ ции был поддержан делегатом Израиля. Затем выступил представитель Канады Пирсон, который предложил закрыть ут- реннее заседание комитета с тем, чтобы до­ зволить авторам проекта «семи» пере­ смотреть редакцию рассматриваемого разде­ ла до начала дневного заседания. Заседание Политического комитета 17 октября НЬЮ-ЙОРК. 18 октября. (ТАОС). На дневном заседании 17 октября Политиче­ ский комитет Генеральной Ассамблеи про­ должал обсуждать раздел «Б» резолюции семи делегаций, предусматривающий созда­ ние так называемой комиссии по наблю­ дению за соблюдением мира. Канадский делегат Пирсон заявил, что делегации, внесшие резолюцию, собрались во время перерыва, рассмотрели и обсудили прения, происходившие на утреннем засе­ дании. Говоря о советской поправке, пред­ лагающей включить в состав комиссии всех постоянных членов Совета Безопасно­ сти, Пирсон заявил, что большинство деле­ гаций, внесших резолюцию, считает, что Политический комитет не должен на дан­ ной стадии принимать какую-либо поправ­ ку, определяющую состав комиссии. По словам Пирсона, делегации, выдви­ нувшие резолюцию, высказались за то, чтобы отложить рассмотрение сирийского предложения о выборах членов предлагае­ мой комиссии тайным голосованием. Пир­ сон сказал, что совещавшиеся делегации также высказались против советской по­ правки, предлагаюшей из ять пункт, даю­ щий право межсессионному комитету ис­ пользовать комиссию по наблюдению за соблюдением мира. Пирсон сказал, что совещавшиеся деле­ гации также отклоняют предложение не упоминать о «группе наблюдателей», как это указывает советская делегация. Представитель Швеции Унден выразил сожаление по поводу того, что совещав­ шиеся делегации не проявили интереса к шведскому предложению — поручить за­ дачу созыва специальной сессии Генераль­ ной Ассамблеи генеральному секретарю ООН при консультации с Советом Безопас­ ности. Затем выступил глава советской делега­ ции А. Я. Вышинский, констатировав­ ший, что делегации, внесшие резолюцию семи держав, не смогли выдвинуть убеди­ тельных аргументов против советского предложения включить пять постоянных членов в комиссию по наблюдению за со­ блюдением мира. Говоря о других вопросах, поднятых в ходе обсуждения, Вышинский сказал, что нет необходимости в дальнейшем обсуж­ дении их. так как советская делегация уже всесторонне раз’яснила предложенные ею поправки. ' Представитель Сирии Эль-Хури ваявил, что постоянные члены Совета Безопасности должны быть включены в состав комиссии по наблюдению за соблюдением мира во­ преки доводам канадского представителя Пирсона. Эль-Хури отверг инсинуацию Пирсона относительно того, что советская делегация будто бы стремится войти в со­ став комиссии только для того, чтобы «мешать» ее работе. Представитель Южно-Африканского Сою­ за Иоост снова призывал комитет исклю­ чить то положение, которое предусматрива­ ет, что межсессионный комитет может пользоваться комиссией по наблюдению за соблюдением мира. После этого, отложив по просьбе ирак­ ского представителя голосование по разделу «Б» до окончания рассмотрения всех ее разделов, политический комитет перешел к рассмотрению раздела «В» резолюции. Выступая от имени семи стран, внесших пр<>ект резолюции, филиппинский предста­ витель Ромуло изложил раздел «В», пре­ дусматривающий, что члены ООН должны выделить в составе своих вооруженных сил подразделения, находящиеся в боевой го­ товности для поддержки рекомендаций Ге­ неральной Ассамблеи. Ромуло утверждал, что этот раздел является «стержнем» ре­ золюции семи стран и что Советский Союз, предлагая исключить весь этот раздел в целом, стремится тем самым «выхолостить всю резолюцию». Выступивший затем А. Я. Вышинский заявил, что Ромуло неправильно ваявил, что отклонение Советским Союзом раздела «В» будто бы равносильно возражению Советского Союза против применения Ор­ ганизацией Об’единенных Наций военных сил для отражения агрессии. Советский Союз хорошо понимает необходимость пре­ доставления вооруженных сил в распоря­ жение ООН. и он одобрил такой шаг, как видно из внесенной им резолюции, пре­ дусматривающей специальное соглашение относительно вооруженных сил, которые должны быть переданы в распоряжение Совета Безопасности в соответствии со статьей 43 Устава ООН. Ромуло не упомя­ нул о резолюции, предложенной Советским Союзом, сказал Вышинский. Более того, Ромуло пытался представить дело так, будто проект резолюции семи держав пе противоречит статье 43 Устава ООН. Од­ нако статья 43 Устава предусматривает, что вооруженные силы должны быть пе­ реданы в распоряжение Совета Безопас­ ности. Проект, внесенный семью странами, конечно, пе говорит пространно о том, что вооруженные силы должны быть перетаны в распоряжение Генеральной Ассамблеи, продолжал Вышинекn il Вместо этого Адрес редакции и издательства: Ваенга, Мурманской области, ул. Полярная, 51. Телефон Отдела информации 3-63. проект говорит о «ресурсах», в которые,- безусловно, включаются вооруженные си­ лы, которые могут поддержать рекоменда­ цию Генеральной Ассамблеи, рекоменда­ цию, которая будет иметь силу морального приказа. Таким образом, проект семи дер­ жав предполагает, что Генеральная Ассам­ блея сможет рекомендовать принятие дей­ ствий, что противоречит Уставу. Если эта резолюция будет принята и Генеральная Ассамблея будет продолжать действовать на этой основе, сказал Вышинский, то Совет Безопасности и статья 43 будут просто игнорироваться, и от стран потребуют, чтобы они выделили во­ оруженные силы, причем, они не получат никакой защиты, предусмотренной статьей 43 Устава. Вышинский также охарактеризовал, как явно незаконный, раздел резолюции семи держав, просящий генерального секретаря назначить «группу военных экспертов». Он указал на то, что такой раздел будет явно нарушать положения Устава, преду­ сматривающие создание военно-штабного комитета, подчиненного Совету Безопасно­ сти. Указав на то, что делегации, внесшие проект семи держав, сослались на статью 51 Устава в попытке поддержать свои незаконные предложения, Вышинский призывал эти державы «соблюдать прили­ чие» и, по крайней мере, воздержаться от ссылки на статью 51 Устава. Эта статья ясно говорит об ответственности Совета Безопасности за поддержание мира и меж­ дународной безопасности. Страны, внес­ шие проект семи держав, могут находить удобным защищать свои незаконные пред­ ложения, но они не могут утверждать, что эти предложения соответствуют Уставу ООН. Призывая отклонить раздел «В», Вышинский заявил, что Генеральная Ас­ самблея должна поднять свой голос и по­ просить, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности проконсультировались по вопросам, требующим консультации и ожидающим рассмотрения. Далее Вышинский заявил, что данный проект резолюции пе может служить в ка­ честве основы для сотрудничества, так как он подрывает Устав ООН. Советская деле­ гация предложила, чтобы до создания Со­ ветом Безопасности вооруженных сил ООН постоянные члены Совета Безопасности принимали меры для осуществления статьи 106 Устава, которая предусматри­ вает об’единенные действия для поддержав ния мира и безопасности, предпринимае­ мые постоянными членами до создания вооруженных сил ООН. Всякое искреннее стремление к сотрудничеству, ваявил Вышинский, дало бы возможнопъ дости­ гнуть соглашения по ряду основных во­ просов. Авторы Устава ООН включили статью 106 Устава потому, что они пред­ видели, что Совету Безопасности, возмож­ но, не удастся создать вооруженные силы ООН так быстро, как на это надеялись. Вышинский призвал Политический ко­ митет действовать в соответствии с поло­ жениями Устава ООН, причем пять посто­ янных членов Совета Безопасности долж­ ны проводить консультацию в соответст­ вии со статьей 106 Устава. После выступления Вышинского ту­ рецкий и греческий делегаты пытались’ «защищать» проект резолюции семи дер­ жав. Затем выступил польский представи­ тель Вербловский. Он ваявил, что раздел «В» представляет собой явное наруше­ ние Устава ООН и попытку умалить от­ ветственность Совета Безопасности яа поддержание международного мира и безо­ пасности. Вербловский подчеркнул, что для заклю­ чения соглашения, предусмотренного статьей 43 Устава. Устав не оставляв* никаких других возможностей, кроме кон­ сультации пяти постоянных членов Сов*- та Безопасности в соответствии со статьей 106 Устава. В заключение Вербловский предупре­ дил, ч т о принятие проекта, предложенного семью странами, может только увеличить угрозу всеобщему миру. •Затем выступил представитель Сирин Эль-Хури, который призывал постоянных членов Совета Безопасности напрячь все усилия к тому, чтобы достигнуть соглаше­ ния по жизненно важноиу вопросу о соз­ дании вооруженных сил ООН для обеспече­ ния мира в соответствии с. Уставом. Делегат Чехословакии Гайда заявил, что раздел «В» резолюции не только не соответствует Уставу ООП. но прямо про­ тиворечит ему. Раздел «В» потрясает са- • мые основы Устава, поскольку это ка­ сается положениий о поддержании мира п 1 международной безопасности. Этот раздел проекта резолюции стремится снять с Со­ вета Безопасности его ответственность за поддержание мира и международной безо­ пасности и пытается переложить эту от­ ветственность на Генеральную Ассамблею, вопреки положениям Устава. В заключение делегат Чехословакии призывал поддержать предложения делега­ ции СССР об осуществлении статьи 106 Лстава, ваяви-в, что эго укрепило бы Летав, а также мир и безопасность. Заказ Xt 2 4 9 . Ответственный редактор Н. ЮДИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz