На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 октября 1950 г ., № 248 (3861 ). Знаменосец мира Искусство победившего Китая Мы только что вер­ нулись из Австрии. На десятках массовых собраний, где прихо­ дилось выступать, мы видели, как вни­ мательно слушали нас люди, стараясь не пропустить ни одного слова правды о на­ шей Родине, как у этих людей, отравляе­ мых ежедневно ядовитой пищей реакцион­ ной прессы, прояснялись глаза, как появ­ лялись улыбки, какими бурными овациями сопровождались простые слова о пашей до­ рогой Отчизне. В городе Граце, освобожденном советски­ ми войсками, а сейчас находящемся в анг­ лийской зоне оккупации, в «рабочую пала­ ту» собралось 1.300 представителей разных партий, разных взглядов, но обединенных обшим стремлением— бороться за мир. Ра- •бочая палата не могла вместить всех жела­ ющих послушать советских людей. Но сами участники собрания пресекли в корне вся­ кие провокации, и подосланные провокато­ ры сидели с посеревшими от страха и не­ нависти лицами среди сотен честных людей города Граца. Ни одно слово, произнесенное с трибуны, не пропадало даром. После каждой фразы .раздавались аплодисменты. Что же мы рас­ сказывали о нашей дорогой Родине? Мы рассказывали о том, что у нас нет капи­ талистов (буря аплодисментов), что в СССР средства и орудия производства находятся ■в руках трудящихся (новый взрыв аплодис­ ментов), что у нас три раза снижались цены и трудящиеся получили в результате снижения 267 миллиардов рублей прибыли (бурные овации)... Собравшиеся, словно очарованные, слу­ шали рассказ о том, как советские люди подчиняют себе природу. Они сидели, за­ таив дыхание, с горящими глазами, в ка­ кой-то молитвенной, чудодейственной ти­ шине. Перед их изумленными взорами под­ нимались гигантские плотины, изменялись русла рек, наполнялись водой каналы, сре­ ди бесплодных песков, засыпавших древние царства, вырастали дубравы, расцветали лоля. Людям открывались совершенно но­ вые перспективы, о которых никто из них не смел и мечтать в этом задавленном и маршаллнзованном Граце. Яснее представа­ ла перед ними величественная далекая страна, где нет капитализма и угнетения, где много работы и пиши, где люди идут вперед, к сияющим вершинам счастья. Я уверен, что в тот момент жители Гра­ да видели и свое будущее. Десятки людей после собрания подходили к нам и обмени­ вались крепкими рукопожатиями. Они по­ нимали, для чего Советскому Союзу нужен -мир. Они понимали, что люди, задумавшие подобную гигантскую преобразовательную работу внутри страны, не намерены вое­ вать, не намерены никому угрожать тан­ ками и автоматами. Они видели и убеждались, что можно жить, трудиться, отдыхать и веселиться, не прибегая* к помогли колорадского жука или атомной бсм*ы. Некотопьт* австртлтьт • говорили нам: «Вы— люди будущего, ваши врага — люди прошлого». Говоря о наших вратах, они подразумевали и своих врагов, продажное меньшинство нации, вступив - шее в открытую борьбу со своим народом. Эти реакционные деятели придали на по­ мощь возрожденные при прямой поддержке американо-английских хозяев разбойничьи организации фашистов и в первую очередь «фербанд дер унабхенпггвн», в прямом пе­ реводе «союз независимых», а в переводе на язык политики — неофашистскую пар­ тию головорезов. — Нам трудно бороться. — говорили нам сторонники мира. — имейте в датгту, что наше правительство отвергло Сток­ гольмское Воззвание, а руководство сопна- дистпческой партии запретило своим чле­ нам подписывать это Воззвание. П несмотря на это, в 4вгтг>тги поз Воз­ званием подписались 792.000 человек. Это уже немало для страны с населением в семь с небольшим миллионов, страны с реякпионньтм правительством и реакцион­ ной прессой, в двенадцать раз численно Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ. + превосходящей прес­ су прогрессивную. В капиталистиче­ ских странах борцов за мир преследуют, сажают в тюрьмы, подвергают дискриминации, публичному ос­ меянию и шельмованию через продажную прессу. Трудно бороться за мир в Соеди­ ненных Штатах Америки, в Соединенном Королевстве Великобритании и в разоряе­ мых планом Маршалла странах срединной Европы. В этих странах борьба за мир мо­ жет быть приравнена к борьбе на фронте, где есть погибшие в боях, раненые и про­ павшие без вести. Два миллиона американ­ цев, пятнадцать миллионов французов, шестнадцать миллионов итальянцев, мил­ лион англичан — это друзья мира, осу­ дившие политику войны. Есть осторожные люди за рубежом. Они спрашивают: «Почему СССР так рьяно борется за мир? Не продиктовано ли это чувством страха? Может быть, Советский Союз не располагает атомным оружием и поэтому пытается выбить это оружие из рук Америки?». Подобные вопросы возникают в резуль­ тате той ядовитой ежедневной клеветы, которая пропитывает газетные листы, вы­ брасываемые каждое раннее утро из триж­ ды запроданных и трижды закупленных газетных издательств. Мы отвечаем: наш народ не случайно стал знаменосцем человечества. Наш народ окреп, закалился в длительной, упорной борьбе со многими коварными и изворотли­ выми врагами. Наш народ победил в этой борьбе. Наш народ не запугаешь. Не чувство страха, а высокое чувство ответственности за будущее человечества заставляет миллионы честных людей во всех концах планеты об’единяться под зна­ мена сторонников мира. Зачастую ученому приходится прерывать работу в своей ла­ боратории. писателю оставить ва время свои рукописи, педагогу — свою школу, инженеру — свой завод для того, чтобы активно включиться в борьбу за мир. Борьба за мир отнимает много временя и сил, но необходимо итти на это* ибо отка­ заться от нее — значит отдать человече­ ство на растерзание кровожадным злодеям. Кровь воинов, павших в боях еа свободу и независимость нашей Отчизны на Днеп­ ре и Дунае, у Дукельского перевала, на Одере, под Севастополем и Сталинградом, под Тулой, Ленинградом и Москвой, под Будапештом, Веной, Прагой и Берлином, взывает к бдительности, к самоотвержен­ ной борьбе за мир. Знамя борьбы за мир поднял Советский Союз, знамя мира взял в свои руки чело­ век. имя которого стало символом будуще­ го. Я помню, как после одного из собраний сторонников мира в Брунне, близ Вены, рабочие бруннеких стекольных заводов при упоминании имени товарища Сталина встали и запели «Интернационал». Под сводами ^точного корпуса заводского цеха раздалась величественная мелодия гимна. Пели рабочие, принадлежавшие к разным партиям, пели беспартийные, молодежь. Трудно забыть торжественность тех минут. Казалось, что здесь, на этом собрании бруннских стекольщиков, незримо присут­ ствовал великий знаменосец мира, стоял, как отец, у их очагов, у колыбелей их де­ тей. И в конце собрания к нам подошел ста­ рый, седой человек. Он протянул пожел­ тевшую фотографическую карточку с личной подписью Энгельса. — Это наша семейная реликвия, — сказал старик взволнованно, — шестьде­ сят четыре года наша семья хранила этот портрет, позаренный моему деду... Я пере­ даю этот портрет Советскому Союзу, пере­ даю его товарищу Сталину. Передайте товарищу Сталину наш сердечный привет и пожелания здоровья и долгой жизни. Миллионы’борцов за мир сплоченно, и героически ведут борьбу за мир, потому что во главе этого всемирного фронта ми­ ра стоит великий Сталин. 1 октября китайский народ праздновал / ровы липа освободителей. На липе узни- СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МОРИСА ТОРЕЗА ПАРИЖ, 18 октября. (ТАСС). Газета «ТОманите» опубликовала бюллетень о со­ стоянии здоровья Мориса Тореза, в котором говорится, что выздоровление Тореза про­ текает нормально. Состояние больного про* должает быть весьма удовлетворительным. годовщину образования Китайской народ­ ной республики. В этот день в Москве, в залах Государственной Третьяковской га­ лереи открылась художественная выставка Китайской народной республики. В шест­ надцати залах выставки представлено свы­ ше тысячи произведений искусства, имею­ щего более чем пятитысячелетнюю исто­ рию. Значительная часть художественных произведений выставки уводит нас в прош­ лое этой великой страны. За три тысячи лет до нашей эры китайский народ создал величественные произведения расписной керамики. Затем посетитель видит много­ численные кубики, сосуды, треножники из бронзы, относящиеся к периоду древне- рабовладельческого общества. Художе­ ственная выставка этих изделий пленяет яркостью и строгостью замысла, простотой и изяществом. Особенно запоминаются произведения эпохи расцвета китайского феодального государства (VII—X века нашей эры). В зале, где представлены изделия этого пе­ риода, мы видим замечательную по своему исполнению скульптурную группу кочев­ ника с камнем; появляется живопись. Из произведений более позднего периода обращают на себя внимание керамика и живопись. Пейзажи китайских художни­ ков, наполненные почти тысячелетие назад, и сейчас поражают свежестью красок, свидетельствуют о проникновении худож­ ников в мир природы. И живопись* и кера­ мику этой эпохи характеризуют вырази­ тельность композиции, тонкость поэзии, прекрасное ощущение света. Однако главное внимание посетителей приковывает искусство современного Ки­ тая. мужественно борющегося против го­ миндановцев и их покровителей — амери­ канских поджигателей войны. Искусство сегодняшнего Китая тем и сильно, что в нем нашли свое органическое продолже­ ние славные традиции народного творче­ ства прошлого. Великие социальные преоб­ разования в стране, развитие Китая по де­ мократическому пути стали питательным источником современного реалистического искусства, его силы и величия, источни­ ком творческого вдохновения для художни­ ков. В одам из своих выступлений перед ра­ ботниками литературы и искусства вождь китайского народа Мао Цзе-дун говорил, что китайские революционные писатели и художники должны итти в рабочие и кре­ стьянские массы, полностью и навсегда посвятить себя им, должны участвовать в горячей борьбе и пользоваться этим единст­ венным и богатейшим источником для сво­ их переживаний, наблюдений и для изуче­ ния жизни. Только после этого они могут приступить к процессу художественного творчества. Искусство современного Китая родилось в горячей революционной борьбе народа против колониально-феодального гнета. Оно тесно связано с жизнью, активно участвует в строительстве демократического Китая. Именно это определяет- богатство тематики и многообразие форм его. Борьба китай­ ского народа за свою свободу и независи­ мость и последовавшие после изгнания продажной клики Чан Еай-ши социальные, преобразования, процесс созидательного труда многомиллионных масс народа — вот главная тема художественных произведе­ ний современного Китая. Все великие художники — Де Пзу. Дай Пзе. Янь Хань, Фан Га/нь-мин, Чжао Юй — посвятили свои лучшие полотна героике великой борьбы, руководителю этой бооь'бы — коммуни­ стической партии и ее вождю Мао Пзе- дуну. Таковы картины художника Де Пзу «Мао Цзе-дун рассказывает рабочим об мнении Ленина», картина художника Ай Цзун-синя — «Мао Цзе-дун организует марксистский кружок» и другие. Приговором над проклятым прошлым звучит картина «Освобождение заклю­ ченных». Перед нами мрачный угол тю­ ремной камеры. На первом плане — изму­ ченный долголетним заключением и пыт­ ками. закованный в пепи узник. Но вот в камеру пришли воины Народной армии. Один из них поддерживает истощенного узника, а другой — разбивает тяжелые железные кандалы. Сосредоточены и су­ ка — улыбка счастья и благодарности. Мягкий красный свет, излучаемый крас­ ным знаменем, подчеркивает величествен­ ную перспективу прекрасного будущего народа, обретшего под руководством своей коммунистической партии свободу и сча­ стье. С глубоким душевным волнением и гор­ достью за народ, вырастивший сильных духом славных сыновей, смотришь полотно художника Чжао Юя. В центре компози­ ции — крупным планом — боец, водру­ жающий красное знамя на вершине безы­ мянной сопки. В левой руке храбрый воин держит развевающееся на ветру, пробитое осколками алое полотнище, а правой — зажимает кровоточащую рану в груди. Боец умирает, но он знает, что долг свой перед народом выполнил до конца. Устрем­ ленный вперед взгляд его зовет на великие подвиги всех участников уважения, весь народ. ‘ 0 несгибаемом мужестве и бесстрашии повествуют цветные гравюры «Великий поход», «Форсирование реки Янцзы», «Бой у реки Хуай» и другие. Есть на выставке запоминающаяся, не­ большая цветная гравюра на дереве, выпол­ ненная известным китайским художником Гу Юанем, «Борьба с засухой». С по- | трясаюшей силой она передает одну из самых мрачных сторон жизни китайского крестьянства в недалеком прошлом . На желтом фоне, олицетворяющем знойную •пустыню, стоит колодец. Вблизи его — за­ сеяно поле. Прямо ва вас движется группа изможденных людей, впряженных в лямки. Это арендаторы, они качают воду для по­ ливки посева. Измученный вид и изорван­ ная одежда людей, жгучее солнце и тучи песчаной пыли, поднятые знойным вет­ ром, говорят о нужде и рабском прозябании тех, кому по праву должна принадлежать земля, вода, инвентарь для обработки по­ лей. Ныне крестьяне китайской деревни по­ лучили землю, а в тех районах, где земель­ ная реформа еще не проведена, значительно снижена арендная плата на землю, рабо­ чий скот, сельскохозяйственный инвен­ тарь. Неузнаваемой стала жизнь крестьяни­ на. С исключительной силой об этом рас­ сказывает гравюра художника Дун Си-веня «Самоотверженный труд в освобожденных районах». Гравюра воспроизводит эпизод обработки земли. Правда, пока крестьяне пашут деревянным плугом, еше не все они имеют рабочий скот, но у них есть земля и на страже их человеческих прав стоит подлинно народная власть. Величие и радость свободного инду­ стриального труда передает картина худож­ ника У Пзо-женя «Портрет героя труда знатного машиниста Ли Юна», картина Ай Чжун-синя «Женщины- Интересные соревнования Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров Союза ССР недавно провел два интересных соревнова­ ния^—массовый конкурс решений шахмат­ ных задач и конкурс составления шахмат­ ных задач и этюдов. Оба эти соревнования вызвали огромный интерес среди любите­ лей шахмат и привлекли большое количе­ ство участников. В массовом конкурсе решений шахмат­ ных задач приняло участие 1.800 человек. Для решений были предложены десять за­ дач лучших советских композиторов. Разбор задач, безусловно, представляет интерес для флотских шахматистов и будет способствовать их дальнейшему совершен­ ствованию. Ниже мы помещаем задачу советского композитора Н. Малахова. Белые начи­ нают и дают мат в три хода. 7 6 5 4 3 2 1 &Ш& I Щ к к стэом, у них больше на фигуру и, кроме того, они еще располагают проходной пеш­ кой. Однако, несмотря на это, белые начи­ нают и остроумной игрой делают ничьюj Как же это достигается)? 1. КрЬ7—сЬ* i\a;7 —h5 2. Крсб—d5 Kh5 —g3 Я. C h i—е2 р 5—е4! Это не ошибка, черные играют лучпщи образом, они рассчитывают, что если белые возьмут пеппку, то потеряют фигуру. Ввдя* это и белые, тем не менее они эсе-такя пешку берут: 4. Cg2!e4 Cg4—с8 5. Се4—d3i C c 8 - f> 7 + Я. Epd5—е5 СЬ7Эв.8 У черных уже преимущество на две лот* ких фигуры, что вполне достаточно для выигрыша, но тут выясняется одна бопытная деталь — конь черных не н ож ^В вырваться на свободу. ~ 7. Кре5—f4 8. Epf4—g5 9. Epg5—f6 10. K p f 6 - e 7 11. Kpe7—d6 Kg3—h5 4 ^ Ш - * 7 K g 7 - e 8 + * Ke8—c7 K c 7 - e 8 '+ b e d e f g h Найти первый ход не так просто. Каза­ лось бы, напрашивается такой сильный ход, как Фе7 — е7, но на этот ход в распо­ ряжении черных имеется сильное опровер­ жение в виде Kh6 — g4 . Если же белые сыграют 1. — f6, то черные ответят КЬ6 — и не видно, как дать мат че­ рез два хода. Задача решается следующим образом: 1. ф £ ? -Ь 7 ! Этот неожиданный ход является единст­ венным ходом, достигающим цели. Рассмот­ рим два основных варианта: художника машинистки нового Китая», работы Чжен •Е-фу «Р&гонт судов» и другие. Остро и беспощадно высмеивает китай- ский^ народ американских империалистов, стояйпгх за спиною выжившего свой век диктатора без вотчины Чан Кай-ши. Сати­ рическое искусство представлено главным образом тушью и акварелью. Таковы рабо­ ты карикатуристов Су Хоя, Е Цянь-гоя, Фан Чена, Ван Де-вея и других даровитых мастеров политически заостренного сати­ рического искусства нового Китая. Прямым ответом на происки американских поджи­ гателей войны явилось то единодушие, .с которым китайские трудящиеся поставили свои подписи под Стокгольмскпм Воззва­ нием. Этот момент с подлинным пафосом запечатлен на картине художника Дай Цзе «Обор подписей под Стокгольмским Воз­ званием». Открывшаяся в Москве выставка дает советским людям яркое представление о мно^ековой культуре китайского наро­ да. Бронза, керамика, известный всему миру китайский фарфор, тончайшая гравю­ ра по кости и дереву, великолепная вы­ шивка но шелку, ковры, живопись, скульп­ тура — все это дает возможность просле­ дить главный путь развития искусства дружественной нам страны. Выставка по­ служит делу дальнейшего углубления и укрепления связей и дружбы между совет­ ским и китайским народами. И. ГЕЛЕВЕРЯ. 1 . . . . Kb 6 :f 6 2. ФЬ7—е7 Kf5:e7 3. Kg5—ебх 1. . . . Kpf4:g5 2. ф Ь 7 - е 7 + Крг5—h5 3. C h 7 - * 6 x Если же на первый ход белых черные ответят каким-либо другим ходом коня, то 2. Кг5—-еб - f - , а затем f5 —frtx . На всесоюзный конкурс составления шахматных задач и этюдов было предста­ влено большое количество исключительно интересных произведений. По разделу этюдов на конкурс поступило 47 произведений. Многие из них отличают­ ся легкостью и простотой построения, я в ­ ляются жизненными, так как представляют интерес для практической игры. Ниже мы помещаем этюд бакинского ш ятатлета А. Сарычевл. отмеченного су­ дейской коллегией конкурса третьей пре­ мией. Таким образом ничья. В этом этвд4 очень красиво использована идея вечного» нападения на коня. На тренировочном турнире Летом текущего года в Москве, в Цвет-' ральном парке культуры и отдыху имвн* Горького состоялся тренировочный ту рцщ» шахматистов 1 разряда, в котором лринзд участие чемпион Северного флота ниже-» нер-капитан Лукашевич. Ниже мы приводим одну из партий чемпиона флота с его примечаниями: Белые: Б. Филиппов, 1. е2—е4 2. K g l - f 3 3. C f l—Ь5 4. СЬ5—а4 5. 0 - 0 6. Л И—e l 7. Са4—ЬЗ 8. с2—сЗ Черные: А. Лукашевич^ е7—е5 К Ь 8 - с б а7—аб Kg8—f6 Cf8—е7 Ь7—Ь5 0 - 0 d7—d5 Гениальный русский шахматист М. И; Чигорин создал в этом варианте классиче­ скую систему защиты, начинающуюся хо­ дом 8 . . . . 61 — d6 Эта система за­ щиты считается сильнейшей и в настоя- щее время. Ход в тексте также известей давно и представляет собой попытку ценой жертвы пешки создать атаку на белого короля. 9. е4 :d5 Kf6:d5 Ю. Kf3:e5 Кс6:е5 11. Ле1:е5 г 7—св! Начинающаяся этим ходом атака разра- ботана советскими мастерами. Она ставит перед белыми ряд трудных задач. В турни­ рах прежних лет обычно вместо хода э Kd5—f6, что слабее: Се7—d6 Фd8—Ь4 ФЬ4—ЬЗ * W/A ’± а b с d е f g h Из диаграммы видно, что черные распо­ лагают большим материальным преимуше- тексте играли 11. 12. d2— d4 13. Ле5—el 14. g 2 - g 3 15. Л р 1—e4 Этот ход, предложенный московским ма­ стером Симаптым, одно время считался сильнейшим продолжением, однако соглас­ но анализа мастера Аронина здесь сильнее Ф'11 do с дальнейшим переводом ферзя на И . 15. . . . 16. КЫ —d2 Плохо 16. g7—g5! f7—f5l ------ - . . Cc8—f5 из-за того, что белые могут ответить 17. СЬЗ — с?. Те­ перь же черные получают грозную и стремительную атаку 17. Ле4 —ei 18. 4 > d l- f3 ? 19 . Cb3:d54-’ 20. <W3:d5+ 21. f2:g3 22. Kd2—f3 я белые сдались, f 5—f4 M:e3 c6:d5 Kpg8—h8 Cd6.g3 Cc8—g4 Облик ископаемого человека Как выглядели предки современного че­ ловека? Можно ли восстановить их облик? Эти вопросы не раз вставали перед уче­ ными, но никто не мог правильно отве­ тить на них. Лишь советская антропология (наука, изучающая происхождение и развитие че­ ловека и его рас) сумела создать способ, позволяющий с достаточной точностью, на ; подлинно научной основе восстанавливать 1 внешний облик давно умерших людей. Основатель этого метода — советский антрополог-скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Почти четверть века отдал он поискам строгого научного подхода к опре­ делению зависимости между формами ко­ стей через 1 а и чертами липа. Восстановить облик ископаемого человека неоднократно пытались и ученые зарубежных стран. Но они не смогли найти верного пути и по­ этому, давая волю своей фантазии, делали неверные скульптурные изображения представителей древнего человечества. ^Доказывая» извечность типа современно­ го человека, зарубежные анатомы прида­ вали облику синантропов (обезьянолюдей, живших около 500 тысяч лет назад) и ак'андортальцев (первобытных люден, жив­ ших позже, примерно до 100 тысяч лет назад) излишне сгущенные черты зверо- потобностп. Они изображали обезьянолю­ дей и пх потомков существами, находив­ шимися на грани вырождения. Плаче подошел к решению задачи обле­ чения черепа и костяка наших предков телесными Формами М. М. Герасимов. Его реконструкции, сделанные на основании прочных научных данных, воспроизводят v рты предков современною человека, етпг: имевших некоторые специфические обезья­ ньи особенности, иначе. Герасимов пока­ зывает проясняющееся человеческое само­ сознание, которое быстро развивалось под влиянием труда и совместной трудовой деятельности. Бюсты и статуи ископаемых людей, из­ готовленные М. М. Герасимовым, впервые были выставлены в зале происхождения человека Музея антропологии Московского Государственного университета. Ныне по­ добные реконструкции облика наших предков можно видеть и в Государствен­ ном историческом музее (Москва) и в му­ зеях других городов нашей Родины. Очень интересен созданный М. М. Гера­ симовым бюст синантропа. Для восстано­ вления облика одного из древнейших на­ ших предков ученый воспользовался муля­ жами (копиями) черепа и нижней челю­ сти, обнаруженных в одной из пещер близ столицы Китая — Пекина. В этой пещере около пятисот тысяч лет назад находилась стоянка обезьянолюдей. Они были 'очень похожи на обезьян, но бо­ лее уверенно передвигались на двух ногах, изготовляли каменные орудия, сообща охо­ тились на животных, пользовались огнем. Искусно воспроизведенное лицо синан­ тропа заметно отличается от обезьяньего. Выражение и совокупность черт его пока­ зывают, что синантроп находился на пути прогрессивного развития древнейшего че­ ловечества. Мастерство антрополога-скульптора во­ скресило также сблнк представителей вто­ рой стадии эволюции человека — неандер­ тальцев. Материалом для создания скульптуры мальчпкл-неатцертальпа послужил разру­ шенный череп, найденный вместе с костя­ ми скелета советским археологом А. П. Окладниковым в гроте Тешик-Таш (Юж­ ный Узбекистан). С редким мастерством М. М. Герасимов восстановил почти из 150 отдельных к у с о ч к о в череп и создал по нему облик тешикташского ребенка. Позже по костям скелета он вылепил и всю фи­ гуру доисторического мальчика. В Крыму в пещере Мурзак-Коба совет­ ские ученые нашли скелеты двух высоко­ рослых ископаемых людей. М. М. Гераси­ мов, использовав находку, создал бюст кроманьонца-мужчины, одного из предста­ вителей современных людей, живших де­ сятки тысяч лет назад. Закономерен вопрос: насколько рекон­ струкции' М. М. Герасимова верны и соот­ ветствуют действительному облику наших предков, живших в далекие эпохи? В результате многолетних исследований М. М. Герасимов правильно определил, как можно в зависимости от формы костей данного черепа восстановить мускулатуру и прочие мягкие ткани и таким образом воссоздать лицо давно умершего человека. Исследовать эту зависимость ученому по­ могли в первую очередь рентгеновские лу­ чи. Делая многочисленные рентгеновские снимки и анатомические исследования, он терпеливо изучал связь формы костей че­ репа с его мягкими покровами. Для того, чтобы найти эту связь, потребовался упорный труд: тысячи фотографий, изме­ рений, записей. Зато итог этой огромной работы дал исключительные результаты. О верности получаемых М. М. Гераси­ мовым изображении убедительно говорит ряд выполненных им контрольных работ. Ученый восстанавливал но черепу лицо i совершенно неизвестного ему человека. | Затем полученную скульптуру сравнила-I ли, например, с фотографиями, сделанны- j зги с человека при жизни. Получаемое вся- < кий раз неоспоримое сходство наглядно свидетельствовало о точности анатомиче­ ской методики М. М. Герасимова, глубине его антропологических познаний, таланте скульптора и художника. Однажды научные работники пред’яви- ли М. М. Герасимову женский череп, взя­ тый в склепе одного из московских клад­ бищ. Чей это череп, ученый не анал. Ког­ да же он сделал скульптуру, оказалось, что им было восстановлено лицо Марии Достоевской (матери писателя Ф. М. До­ стоевского), .которая умерла более ста лет назад. Это было нетрудно установить, сравнив работу М. М. Герасимова с сохра­ нившимся портретом Достоевской. Не менее поразителен другой случай. Ученому дали череп от найденного в лесу скелета женщины, повидимому, павшей жертвой преступления. Скульптура, сде­ ланная М. М. Герасимовым, позволила установить личность убитой и найти пре­ ступника. Чрезвычайно интересен также случай •реконструкции облика бойпа Александра Б., павшего в бою против гитлеровских захватчиков под Москвой. В найденной могиле оказалось два скелета. Родственни­ ки Б., желавшие перевезти прах Алек­ сандра в другое место, обратились к М. М. Герасимову с просьбой восстановить лицо по одному из черепов. Восстановленное ли­ цо Александра Б. родственники легко узнали в скульптуре, сделанной ученым. Большое значение для науки имеют сделанные М. М. Герасимовым реконструк­ ции портретов русских исторических дея­ телей. Работа ученого над черепом адмира­ ла Федора Федоровича Ушакова дала воз­ можность восстановить подлинный облик прославленного русского флотоводца. Скульптурный портрет Ушакова, сделан­ ный М. М Герасимовым почти полтораста лет после смертп атмпрала, оказался более правильным, нежели дошедшая до наших времен слащавая работа придворного художника. Краткая история восстановления облика Ф. Ф. Ушакова такова. Никто не знал ме­ стоположения могилы адмирала. Был изве-* стен только монастырь, в ограде которого похоронили Ушакова. В 1944 году специ­ альной комиссии при участии М. М. Гера­ симова удалось найти и раскопать могилу Ушакова, похороненного в адмиральской форме. Судя по черепу, лицо адмирала должно было быть широким. На сохранившемся портрете оно было удлиненным. При сов­ мещении контура извлеченного не могилы черепа с портретным изображением стало понятно, что портрет не верен. Художник изменил контуры лица и всей головы для придания черт «аристократизма». В результате реконструкции, проделан­ ной М. М. Герасимовым, мы вместо лож­ ного, невыразительного портрета «придвор­ ного», которым постарался изобразить адмирала художник, получили возможность видеть подлинный облик волевого, сильно­ го человека, под водительством которого русские моряки совершили великие подви­ ги, золотыми буквами вписанные в книгу славы нашей Родины. Бюст Ф. Ф. Ушакова находится ныне вместе со многими другими произведения­ ми М. М. Герасимова в Государственном историческом муэее. М. М. Герасимов восстановил портреты многих исторических лиц. В числе его ра­ бот обращает на себя внимание бюст киев­ ского князя Ярослава Мудрого. В 1939 году специальная комиссия при участии М. М. Герасимова вскрыла мра­ морную гробницу в Софийском соборе гор. Киева. Находившийся в гробнице скелет (предположительно Ярослава имел ряд характерных Мудрого) особенностей. Антрополог установил, что погребенный человек имел рост около 172 см. Состоя­ ние швов черепа, зубной системы и челю­ стей свидетельствовало о его возрасте — не менее 70 лет от роду. Искривления в верхнем отделе правой бедренной кости, в тазе и позвоночнике указывали, что он при жизни хромал. Эти данные сходились с описаниями Ярослава Мудрого (из ста­ ринных летописей известно, что князь дожил до преклонного возраста и был хромым). М. М. Герасимов сделал скульп­ туру Ярослава Мудрого по сохранившему­ ся черепу. Однако никто не мог сказать, до какой степени ета реконструкция схожа с подлинником, достоверного изображения которого не сохранилось. Только через два года в том же Софийском соборе была най­ дена фреска с изображением Ярослава Мудрого. Портрет работы М. М. Герасимо­ ва и изображение на фреске рисовали облик одного и того же человека. Советская антропология помогла нам заглянуть в глубь времен, увидеть облик наших далеких предков. Труды М. М. Ге­ расимова имеют очень большое значение. Они дают возможность воссоздать облик людей, живших сотни и тысячи лет до на­ шей эпохи. Метод М. М. Герасимова и создаваемые им реконструкции доистори­ ческого человека и люден современных по­ могают бороться против лживых, антина­ учных теорий буржуазных ученых, деля­ щих людей на «высшие» и «низшие» ра­ сы. Выдающиеся труды талантливого со­ ветского ученого М. М. Герасимова высоко оценены в нашей стране. Его работы и монография «Основы восстановления лица по черепу», вышедшая в 1949 году, удо-’ стоены Сталинской премии. М. НЕСТУРХ, __________кандидат биологических наук. ГМ 185*22 48. Адрес редакции и издательства: Ваенга, Мурманской области, ул. Полярная, 51. Телефон Отдела информации 3.63. Заказ IN* 24S. Ответственный редактор Н. ЮДИН . 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz