На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я '19 октября '1950 г ., № 248 (3861 ). ВОСПИТАНИЕ МУЖЕСТВА ИВОЛИ Лейтенант Лобанов выполнял в воздухе учебные упражнения. Настала очередь •решать следующую, более сложную задачу. Он чрезмерно сделал малый крен, не додав ооновременно ноги, и самолет резко потя­ нуло в глубокую спираль. Пилотажная тренировка проходила над 'берегом большой реки. Машина, набирая все большую скорость, резко теряла высо­ ту, неотвратимо приближаясь к воде. Когда до воды оставалось несколько сот метров, Лобанов дал газ мотору, выровнял машину и стал возвращаться на посадку. Положе­ ние самолета Лобанова с аэродрома не ви­ дели. Летчик доложил, что задание выпол­ нено, а об остальном умолчал. Несколько дней полетав не было. За это время Лобанов многое передумал. Он пере­ читал в учебнике аэродинамики разделы о своем полете, но исчерпывающего ответа для себя не нашел. Вскоре Лобанов все- таки решился обо всем рассказать коман­ диру. — Вы сделали серьезную ошибку, — сказал ему комащир. — Надо иметь му­ жество сразу говорить пращу, какой бы горькой она ни была, — Помолчав, он добавил: — Завтра мы разберем ваш по­ лет. Так ош и сделали. Опытный командир •сра*вшг.|ельио быстро научил молодого лет­ чика уверенно водить самолет. Легко представить, что бы произошло, если бы Лобанов не сумел преодолеть ложную стыдливость. Его все время под­ стерегала бы опасность, которая, несом­ ненно, мешала бы стать хорошим летчи­ ком. А командир помог ему разобраться в ошибшх, помог прочно встать на путь лет­ ного мастерства. Этот факт вспомнил комавдир Н-ввого подразделения во вдюмя одной из бесед о офицерами. Разговор шел о качествах, необходимых в летной профессии. — Воля, — говорил комавдир, — нуж­ на летчику, как воздух. Помните слова товарища Опалина: летчик — это концент­ рированная воля, характер, умение итаи на риск. Концентрированная воля! Да, она должна быть именно такой, чтобы неук­ лонно вести самолет в облаках, ночью, словом, в любых сложных условиях. Летать ночью, всюду побеждать врага, несмотря ни на что выполнять боевое заданно — приказ Родины. Облагать та­ кими качествами надо ваадсму советскому авиалххэу — защитнику социалистическо­ го государства, воспитанному в духе бес­ предельной преданности своему народу, большевистской партии, великому Сталину, до конца верному высоким идеям комму­ низма. Ведший летчик вашего времени Вале­ рий Чталоо на протяжении всей своей летной жизни всегда побеждал именно по­ тому, что наряду с другими ценными ка­ чествами обладал ощюмной силой воли, которая помотала ему преодолевать все преграда. Геренам летчика во всех его проявлени­ ях НШЕМЛИМ б ез сильной воли — это юбщеиЕвестно.-Понятно, что все его не приходит само собой. Глубокие а м и я , четное мастерство даются онять-таки лю­ дям заваленной воли, железной внутрен­ ней дисциплины и большой целеустремлен­ ности. Для этого надо постоянно работать над собой, неуклонно совершенствовать «вою боевую и полит ическую подготовку, непрестанно двигаться вперед. Лишь тгш£м нутем можно выработать в себе качества отличного летчика. Герой С оветского Союза А. ЕФ РЕМОВ . Может ли командир содействовать ус­ пешному решению этой задачи? Безусловно. И wo не только его право, но и обязанность, йри этом следует учесть, что волевые черты в человеке можно и нуж­ но развивать не только при чрезвычай­ ных обстоятельствах, скажем, в обстанов­ ке серьезной опасности для жизни. Опыт­ ный командир найдет множество возмож­ ностей для того, чтобы тренировать волю летчика в самых обыкновенных условиях: в классе, в учебных полетах, в быту. Вот, скажем, такой вопрос, как воспи­ тание правдивости. Ведь оно имеет прямое отношение к мужеству и героизму. Кажет­ ся, на первый взгляд, какое отношение правдивость имеет к мужеству. Однако случай с Лобановым, приведенный выше, показывает, как важно быть правдивым. Еще в большей мере это относится к дис­ циплинированности летчика. Строжайшая дисциплина в полете является одной из главных законов летной службы. Летчика, особенно молодого, часто подкарауливают соблазны воздуха — отступить от требо­ ваний наставлений, инструкций, регла­ ментирующих его действия. Нужны по­ стоянное волевое усилие, внутренняя дис­ циплина, чтобы во всех случаях точно следовать полетному заданию. Таким образом, воспитывать летчика в духе железной д и в и н и л ы — значит, вместе с тем формировать его волевые ка­ чества. Огромную роль приобретает здесь личный пример командира. «Пкохой при­ мер заразителен», — говорит русская по­ словица. Если командир, хотя бы в незна­ чительной степени нарушает летные пра­ вила и вообще «грешит» против норм во­ инской дисциплины, он тем самым дает повод подчиненным к нарушению дисцип­ лины. Б сожалению, мы иногда слышим от отдельных командиров: «Я опытен, мне простительны некоторые отклонения от правил, а вот вам' таи делать нель­ зя...». Подобный взгляд в «урне ошибочен. Только прймерюсть офицера-руководи- теля может создать ему авторитет. Говоря о воспитании воли у молодых летчиков, необходимо отметть значение полетов, выполненных ва двухпггурваль- ном самолете. Внимательно наблюдая за действиями подчиненного в воздухе, комав­ дир имеет возможность определить ряд черт, прямо иди косвенно говорящих о во­ левых качествах молодого летчика. При этом важно помнить, что иногда встреча­ ются летчики, которые умело и смело дей­ ствуют с инструктором, но в самостоя­ тельном полете проявляют нерешитель­ ность и вялость. Вор тут-то и должны ска­ заться наблюдательность комаядара- воспитателя, его опыт, личное мастерство. Бывает, что иной неопытный комавдир, заметив у летчика недостаток решительно­ сти, берегся тут же исправить его пока­ зом наиболее сложного пилотажа. Под­ нимаясь вместе с ним в воздух, он начи­ нает выполнять сразу такие фигуры, кото­ рые подчиненный ранее ве делал. На наш взгляд этот метод порочный, особенно со­ мнительно его применение в начале обуче­ ния летчика на том или ином самолете. Помню такой случай. Офицер Соболев проверял технику пилотирования у моло­ дого летчика, недавно прибывшего в подразделение. Новичок показался ему не­ достаточно решительным и поэтому Собо­ лев решил дать ему «воздушное креще­ ние». В полете он проверял, как чувствует себя летчик во время виражей, в полеть под колпаком. Соболев рассчитывал одним махом «закалить» молодого пилота. На деле получилось обратное. После посадки молодой летчик почувствовал усталость. П, естественно, он мало в чем {«вобрался в по­ добном «крещении». Потребовалось дли­ тельное время, что’бы вытравить из него тяжелый осадок, оставленный этим поле­ том. Среда факторов, заметно влияющих на формирование волевых качеств авиатора, является спорт. Это и понятно, (ведь стрем­ ление к победе, столь естественное в спор­ те, требует больших усилий, настойчиво­ сти, упорства. Правильно поэтому поступают те коман­ диры, которые всемерно содействуют спор­ тивной работе, сами принимают участие в спорте. Офицер Волошин, обучая молодых летчиков, сам успешно прибегает к спор­ тивным упражнениям. Интересно, напри­ мер, он использует прыжки с самолета с парашютом. Волошин сам прыгает на су­ шу и в воду, увлекая за собой личный со­ став. Зимой офицер Волошин тренирует личный состав в скоростном спуске с гор на лыжах. В летной практике бывает иногда, что нарушителем правил полета вдруг оказы­ вается летчик с репутацией дисциплини­ рованного человека. И вот начинают ис­ кать «разгадку» этого неожиданного яв­ ления. А она совсем проста. Видимо, лет­ чик, нарушивший дисциплину полета, недостаточно обладает постоянством вали. Вот почему командир-воспитатель дол­ жен избегать поспешных суждений о лет­ чике и его качествах. В процессе учебы и воспитания пилота необходимо добиваться формирования в нем устойчивой, сильной воли, исключающей всякого рода срывы, в летном деле. Опыт показывает, что последовательно и пра­ вильно обученный летчик в волевом отно­ шении несравненно устойчивее, крепче, чем тот, который обучался без правильной системы. Ветераны Н-ского подразделения до сих пор помнят боевое крещение тов. Волынки­ на. Этот летчик прибыл ва фронт в дни горячих схваток в воздухе. Раньше ему не приходилось бывать под агаем, и все же результаты хорошей подготовки, его воля проявились в первых же боевых по­ летах. Однажды Волынкину была постав­ лена боевая задача: в сумерках отыскать и торпедировать вражеский транспорт. Транспорт усиленно охранялся боевыми кораблями. Лететь пришлось в очень слож­ ных условиях. Борясь с обледенением, Волынкин пробился к транспорту. Здесь ему пришлось выдержать сильный зенит­ ный обстрел. Один снаряд разорвался над головой Волынкина, попал в плоскость самолета. И все же летчик достиг цели — транспорт был потоплен. Волевые качества пилота должны яр­ ко проявляться не только в боевой обста­ новке, но и в процессе повседневной лет­ ной работы. Обучая молодого летчика пи­ лотированию на больших и малых высо­ тах, каждый комавдир имеет полную воз­ можность следить не только за правиль­ ными действиями летчика, но и ва его психологическим состоянием, его волевы­ ми качествами, мужеством. Добросовестная работа Вместе с советским народом воины-строители включи­ лись в социалистическое соревнование за достойную встречу 33-й годовщины Великого Октября. Они систематически пе­ ревыполняют производственные задания. Такие тт., как рядовые Кузнецов, Лапа, Поруб, Родин и другие реализуют месячные задания на 200— 220 процентов. Бригада каменщиков рядового Черный считается лучшей в коллективе. Бригада выполнила сентябрьское задание ва 152 процента. Высоких успехов в труде добилось и от­ деление младшего сержанта Степаненко. Большие производ­ ственные показатели воинов — результат напряженного труда и высокой сознательности. Бойцы прилагают все усилия к тому, чтобы встретить знаменательную дату с высокими показателями в труде. Старший лейтенант А. ДЬЯКОВ. Успехи строителей С высокими показателями в учебе и службе подходят воины к 33-й годовщине Великого Октября. Наиболь­ ших успехов в ратном труде добились тт. Бовтенко, Леонов, Самолыга, Яворский и другие. Они выполняют дневные нор­ мы на 130— 170 процентов. За отличные показатели в учебе и в труде воинам Бовтенко и Леонову предоставлены внеочередные краткосрочные отпуска и присвоено воинское звание — ефрейтор. Тов. Самолыга награжден денежной премией, а имя Яворского занесено на Доску отличников. Передовые воины настойчиво совершенствуют свое мастерст­ во, стремятся к новым успехам в службе. Воины не останавливаются на достигнутом. Они борются за новые достижения, стремятся достойно встретить 33-ю годовщину Великого Октября и день выборов в местные Сове­ ты депутатов трудящихся. Е . ДОВГОП0ЛЫЙ. Учить, доверять и проверять Личный состав подразделения работал на материальной части. В группе авиа­ ционных специалистов механик самолета Ерыкалов трудился вместе со всеми. Мо­ тористы обращались к нему запросто, не чувствуя в нем своего начальника. Стар­ шего механика это не тревожило. Он даже не замечал, что некоторые из подчинен­ ных отвлекались от дела, работали вяло. Во время перерыва старший сержант Ерыкалов пошел в курилку. Там уже на­ ходились старшие механики других само­ летов. — Ну, как идет у вас работа, товарищ Ерыкалов? Закончите в срок? — спросил кто-то из механиков. ____ — Неплохо идут дела, — уклончиво ответил Ерыкалов. — А что касается сро­ ка. — время покажет. — Механик вы отличный, но плохо, что делаете все сами, мало учите людей и не догеряете им. — Тем, кто хорошо работает, доверяю, •— ответил Ерыкалов. — Я считаю: лучше самому побольше поработать, чем поло­ житься на недостаточно опытного мото­ риста. Ведь за исправность самолета от­ вечаю. прежде всего, лично я. — Это, конечно, так, — сказал стар­ шин сержант Кружилин. — Но такой ме­ тол неправилен. Вместо того, чтобы учить подчиненных, вы делаете за них сами, не доверяете им. Предположим, вас не будет. Кап тогда станет работать моторист, при­ выкший к подсказкам, к опеке? Он ока­ жется беспомощным. Довод пыл неопровержим. С ним согла­ сились гее. Даже Ерыкалов не нашел, что ответить. Ерыкалов о своей воспитательной роли, как начальника, забывал. Не случайно в его экипаже были нарушения воинской дисциплины. Беседуя между собой, механики то и дело касались вопросов своей работы. Осо­ бенно резко выступал против Ерыкалова старший сержант Кружилин. И это вполне понятно. Стиль работы у Кружилина совер­ шенно иной. Непосредственно на матери­ альной части он работает тоже, но никогда не забывает руководить своими подчинен­ ными, учить их. Подчиненные старшего сержанта Кружилина дисциплинированы, подтянуты, отлично служат и не покладая рук трудятся. Старший сержант Виталий Кружилин в прошлом, подобно Ерыкалову, считал, что воспитание подчиненных — задача коман­ дира, техника. А он, дескать, только спе­ циалист, имеет дело с самолетом, и ничто другое, кроме работы, его не касается. Но опыт и советы старших начальников под­ сказали старшему сержанту, что он не прав. В самом деле, где больше всего нару­ шений воинской дисциплины, случаев плохой работы материальной части? Там, где старший механик самолета не яв­ ляется авторитетным руководителем и вос­ питателем своих подчиненных. Кружилин резко изменил стиль своей работы. Теперь он часто собирает техни­ ческий экипаж, проводит с подчиненными беседы, вникает в их жизнь, интересуется их запросами. Строго пресекая проявления панибратства, он не отделяется от подчи- пешплх стеной недосягаемости. Деловая за­ ботливость, справедливость и принципи­ альность создали ему заслуженный авто­ ритет и уважение. * Дружба дружбой, а служба службой! —такой заведен порядок в экипаже стар­ шего сержанта Кружилина. Конечно, и у Кружилина были вначале неопытные мотористы. Но если Ерыка­ лов боялся допустить их к самолету, Кружилин поступал иначе: он требовал от моториста— прежде, чем начать работу, де­ тально изучить, продумать, как ее выпол­ нить. Убедившись, что моторист знает по­ рученное дело, без опасения доверял ему. Неопытного моториста старший механик учил личным показом, выполненную ра­ боту Кружилин контролировал особенно внимательно. Процесс выполнения тех или иных заданий старший механик использо­ вал для того, чтобы научить молодого мо­ ториста самостоятельной работе. Обучал он больше сам, иногда привлекал к этому делу опытных специалистов. Таким путем старший сержант Кружилин под­ готовил отличных молодых авиаспециали­ стов — младшего сержанта Нажиганова и старшего матроса Григоренко, которые сейчас стали работать не хуже механика. Доверяй, но проверяй, не снижай требо­ вательности даже в мелочах — вот пра­ вило старшего сержанта Кружилина. Этого правила оп придерживается сам в своей практической работе, этого он требует и от подчиненных. Однажды старший моторист младший сержант Причалов по небрежности не впи­ сал в свои план те работы, которые оп должен был выполнить на самолете. — Я и без плана сумею сделать, что надо, — рассуждал оп. Причалов, дейст­ вительно. опытпый моторист, доверить ему можно. По Кружилин взял себе за прави­ ло: ничего не принимать на слово, особеп- ио в таком ответственном деле, как обслу- Таким был номсомолец Юрий Смирнов ВОСПОМИНАНИЕ О ГЕРОЕ Немало героических подвигов вписали в историю нашей Родины советские воины в годы Великой Отечественной войны. Каждый из нас носит в сердце незабывае­ мый образ героя Юрия Смирнова. Это про­ стой советский юноша. воспитанный ленииско-сталинским комсомолом. Он му­ жественно принял смерть от рук немецко- фашистских палачей. Ни пытки, ни смерть не заставили его выдать военной тайны. Смирнов умер горячим . патриотом и верным сыном своей Родины. Помню 1942 год. Вместе с Юрием Смир­ новым я находился в -ремесленном учили­ ще в небольшом районном городке Ма- карьеве, расположенном на крутом берегу рекиУньжи. Здесь жил и родился Юрий Смирнов. Он охотно поступил в ремеслен­ ное училище по специальности столяра. Всегда веселый и жизнерадостный, Юрий был находчивым и выносливым. Его люби­ ли за честность, настойчивость и прав­ дивость. Однажды к воротам училища пришел небольшой мальчик. На вид ему можно было дать лет десять. Когда Юрий Смирнов спросил, что ему надо, мальчик ответил, что он желает учиться. — А кто тебя послал сюда? — спросил его Юрий. Мальчик не растерялся) и ответил: — А что мне делать остается, у меня никого нет. Отца убили, а мама давно умерла. Тогда Юрий Смирнов повел мальчика к директору и стал просить, чтобы его за­ числили в училище. По настоянию Юрия директор зачислил Кочанова на учебу. Под влиянием Смирнова Кочанов привык к установленным порядкам в пгколе и стал хорошо учиться п работать. Юрий Смирнов был у нас секретарем комсомольской организации. Он любил и охотно выполнял ответственные поручения. Бывало, ночь не поспит, а сделает. Он был трудолюбив, а главное, никогда не оста­ навливался на достигнутых успехах.- За хорошую учебу Юрий не рае был на­ гражден ценными подарками. Когда в пгко­ ле был об’явлен конкурс на лучшее изде­ лие, Юрий сделал макет самолета, за что получил премию. Однажды в училище пришел заказ с фронта на ящики под боезапас. Срок дан был короткий. Некоторые нача® говорить, что, мол. нельзя за это в(ремя сделать. Тогда Смирнов взобрался на строгальный станок и призвал молодежь отдать вое свои силы на столь важное для фронта дело. — Это будет наш удар по врагу, — сказал в своем выступлении Юрий. Воодушевленные простыми словами свое­ го товарища, ремесленники с честью спра­ вились с поставленной задачей. Копа настал день мобилизации в ряды Советской Армии, Юрий с большим жела­ нием принял эту честь. Он часто писал нам с франта, расска­ зывал о боевых сражениях, спрашивал нас, как мы работаем и учимся. В одно время от Юрия очень долго не было писем. Все переживали: не случи­ лось ли с ним что. Вскоре пришло писымо от командира части, в которой служил Юрий. В письме говорилось, что Юрий Смирнов пал смер­ тью храбрых за честь и независимость нашей Родины. Это был большой удар для нас. И тогда все училище поклялось отомстить врагу за гибель глрпого боевого товарища. Старший матоос Н. КУКУШКИН. ВЫСОКАЯ ОГНЕВАЯ ВЫУЧКА Высокого огневого мастерства добились младший сержант Кандалов, солдаты Куле­ шов, Гужов, Медьиков. На всех стрель­ бах из личного оружия они метко пора­ жают’ заданпые пели. Особенно отличились они на последней стрельбе. За отличное выполнение боевого упражнения командир об’явил им благодарности. Младший сержант Кандалов, солдаты Ку­ лешов, Гужов, Медьиков заверили коман­ дование, что они не остановятся на достиг­ нутых успехах, а будут еще больше со­ вершенствовать свою огневую выучку. В. БУЕКЕВИЧ. живаиие материальной части. Старший механик не допустил младшего сержанта Причалова до работы, заставил его ваново переписать план и внести в него все, что необходимо было выполнить на машине. Теперь не только Причалов, но и все млад­ шие специалисты составляют подробные планы на предстоящие задания. Методы воспитательной работы старшего сержанта Кружилина весьма разнообразны. Взять, например, короткие технические разборы — подведение итогов работы тех­ нического состава экипажа за день и опре­ деление очередных задач на завтра. Неко­ торые старшие механики проводят такие разборы от случая к случаю. У Кружили­ на это вошло в практику, и они проводятся систематически. Во время разбора старший механик обращает внимание подчиненных на недостатки, дает опенку работы каждо­ му, узнает, как он добился успеха, поощря­ ет отличившихся. Имена отличников бы­ стро становятся известными в подразде­ лений, а опыт их работы — достоянием других. * *йг -Аг Старший сержант Кружилин — лучший специалист и воспитатель подчиненных. С пего берут пример, у него учатся работать другие. Учится у него и тов. Ерыкалов, который еше недавно недооценивал вопросы обуче­ ния и воспитания подчиненных мотори­ стов, а теперь понял, что стиль его работы неправилен, и он перенимает опыт Кружи- лина. Так войны подразделения, равняясь на передовых, стремятся еше выше поднять свое боевое мастерство, встать в ряды от­ личников боевой л политической подготов- Капитан Н. ШИРЯЕВ. НА СНИМКЕ : отличник боевой и политической подготовки старший матрос Альберт Гуськов (слева) оказывает помощь своим сослуживцам Александру Его- d рову и Евгению Земченок в подготовке к проверке политических занятий. Ч Фото Н. Высоцкого. Проверка политических занятий В группе старшин Огартинская группа корабля Н. на прошлых проверках политзанятий неиз­ менно получала оценку «отлично». И в атом году старшины учились так, чтобы получить.глубокие знания. Большую часть учебного года слушатели группы под руководством офицера тов. Ни­ колаева изучали «Краткий курс истории ВКЩб)». Готовясь сами, старшины одновременно готовили к проверке и своих подчинен­ ных. Как только выдавался свободный час, моряка читали литературу, беседовали, выясняли не понятые ими вопросы. Руководитель группы тов. Николаев ни­ когда не забывал о том, что на него, как на руководителя, возложена большая ответственность. Он повседневно работал со старшинами группы, учил их не только по материалам -программы, но и тому, как нужно воспитывать матросов, рассказывал о формах и методах воспитательной рабо­ ты. Каждое занятие давало слушателям новые знания, помогало им овладевать на­ выками воспитания подчиненных. Группу проверял офицер тов. Журухин. Ему удалось сразу же завязать живую, не­ принужденную беседу. Проверяющий бесе­ довал со старшинами по основным положе­ ниям материала, выясняя при этом, на­ сколько прочно слушатели усвоили его. Вначале был задан ряд вопросов по первому разделу программы. 0 послевоен­ ной обстановке, о лагере социализма и враждебном ему лагере империализма от­ вечал старшина 2 статьи А гнев. Обстоя­ тельный ответ, умелое изложение материа­ ла свидетельствуют о том, что старшина много работает над собой. Оценка его зна­ ний — «отлично». Интересным было выступление старши­ ны 2 статьи Масленникова по вопросу: «Для чего нам необходима крепкая дис­ циплина». Масленников — отличник бое­ вой и политической подготовки, умелый старшина-воспитатель. Его подчиненные добились значительных успехов в службе и дисциплине. Все Учебные задачи они выполняют четко и хорошо. Старшипа рас­ сказал о том, как он воспитывает моряков в дтхе высокой, сознательной диспип.тппы. Старшина Масленников также получил высокую опенку. Старшины твердо знают материал пер­ вого раздела программы. Проверяющий задает вопросы по «Краткому курсу исто­ рии ВКЩб)». И этот материал слушатели усвоили достаточно глубоко. Об этом гово­ рили их выступления. Заслуживает быть отмеченным выступ­ ление старшины 2 статьи Левандовского. Он обрисовал обстановку в России после отмены крепостного права, рассказал о первых рабочих организациях. Отличник боевой и политической подго­ товки Левандовскнй постоянно совершен­ ствует свои военные и политические знания. Он много читает политической и художественной литературы, серьезно от­ носится к политическим занятиям. Чтение художественной литературы обогащает его речь. Он говорил грамотно, образно, точно и ясно выражал свои мысли. Вопрос за вопросом разбирают слушате­ ли. Если кто-либо из старшин допустит в ответе неточность или забудет о чем-ни­ будь сказать, — товарищи добавят, по­ правят его. Тов. Журухин все время под­ держивал активность группы, направлял выступления старшин так, чтобы они связывали материалы программы с совре­ менностью, помогал им самостоятельно ра­ зобраться в сложных вопросах. 0 начале революционной деятельности В. И. Ленина содержательно рассказал старшина 2 статьи Харитыч. Этот старши­ на — примерный во всех отношениях. Отделение Харйтыча — одно из лучших на корабле. Старшина образцово слу­ жит Родине, отдавая выполнению воинского долга все свои силы и знания. Лишь отдельные слушатели не смогли достаточно полно ответить на заданные им вопросы. Это тт. Сорокопуд и Куденков. Очевидно, они недостаточно поработали над повторением материала, а поэтому и ста­ рались больше отмалчиваться, выступая только тогда, когда неопрошенными оста­ лись лишь опи. Их ответы были более или менее хорошими, но оба вполне могли по­ лучить отличные опенки, если бы более серьезно относились к учебе. Проверка закончена. Тов. Журухин дег талъно разбирает занятие. Он указал па его хорошие стороны, вскрыл недочеты. Как и прежде, группа получила опенку «отлично». Поставленную перед собой за­ дачу старшины выполнили с честью. К проверке политических занятий на корабле отнеслись, как к большому и ответ­ ственному делу. Она прошла па высоком идейном и организационном уровне. Все группы были обеспечены учебными посо­ биями. па запятиях была ры<ч>гя« ^ п п - плина. Лейтенант В. СВЕТЛОВ. Оценка могла бытьлучше С нетерпением ждали слушатели группы дня, когда будут проверять их политические знания. В этот долгожданный депь в на­ значенный час воины собрались в комнате полптпросветпаботы. Здесь были вывеше­ ны различные учебные пособия, карты. На первый вопрос о вероломном нападе­ нии фашистской Германии на Советский Союз вызвался отвечать солдат Потемкин. Он подробно рассказал о начале Великой Отечественной войны, о героической борь­ бе советского народа против немецко-фа­ шистских захватчиков. Проверяющий по­ ставил ему вполне заслуженную оценку «отлично». Активно выступали и остальные слуша­ тели. Группа получила опенку «хорошо». Однако группа могла бы получить и бо­ лее высокую оценку. Но в течение года здесь сменилось песколько руководителей. А последнее время по неизвестной причи­ не руководителя пе было вообще. Воины занимались сами с помошью комсомольской организации. Они со всей серьезностью от­ неслись к подготовке к проверке политза­ нятий и сумели хорошо повторить мате­ риал. Ефрейтор В. БОГДАНОВ. Наш подарок празднику В группе политзанятий сержантского состава, где руководителем офицер тов. Евтифеев, прошла проверка политзанятий. Слушатели, кроме одного, получили ва ней отличные опенки. Наиболее содержа­ тельно отвечали старший сержант Кра- сковский, сержант Швабович и младший сержант Комиссаров. Успехи, достигнутые группой сержантов, не случайны. Они являются результатом упорной, кропотливой работы слушателей в течение всего учебного года. Немалая заслуга принадлежит тов. Евтифееву, ко­ торый не жалел ни сил, ни времени для работы со слушателями. Особое внимание он уделял индивиду­ альной работе с воинами. С теми, кто от­ ставал в учебе в течение учебного года и слабо усвоил материал, Евтифеев занимал­ ся отдельно, стараясь разобрать трудные вопросы так, чтобы для слушателя не оставалось неясного. К проверке все воины подошли с достаточно хорошим усвоением материала. Опыт этой проверки говорит о том. что правильная организация занятий, товари­ щеская помощь отстающим п упорная ра­ бота слушателей над изучением материала дадут хорошие результаты. Отличная опенка политических знаний — наш пода­ рок к великому празднику советского на­ рода — 33-й годовщине Октября. Старший сержант И. СТЕПАНЕНКО. ДОСТИГНУТОЕ — НЕ ПРЕДЕЛ Ha-днях в нашем подразделении прошла проверка политических занятий. Задолго до нее во всех группах развернулась ак ­ тивная подготовка. Слушатели глубоко повторяли материал, на дополнительных занятиях и беседах разбирали наиболее трудные темы. Хороших успехов добилась на проверке группа сержантского состава. Не было такого вопроса, на который слушатели этой группы не дали бы полного, исчерпы­ вающего ответа. Хорошо выступали тт. Мо­ локов, Евпатов п другие. Получив хорошую оценку, слушатели группы сержантского состава в новом учебпом году приложат все силы к тому, чтобы добпться отличных знаний. X. ГАНИЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz