На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.
12 октября 1950 г., № 242 (3855). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ ЗАМЕТНЫЙ РОСТ В светлой потной комнате собрались •слушатели кружка по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». До начала заня тия оставалось несколько минут, и слу шатели в ожидании вели беседу. — Вот так же мы собрались два года тому назад, — сказал С. П. Проскурин, — тогда мы только приступали к учебе. За это время мы многому научились... То, что сказал Степан Иванович, под твердили все слушатели. Кружок, которым руководит старший лейтенант Белявский, был создан в 1948 году. Тогда слушатели начинали учиться по программе полит школы. Закончили ее через год и затем приступили к изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Прошлый учебный год, как п предыдущий, прошел успешно. На итоговом занятии слушатели показали глу бокие знания по всем пройденным главам. И вот в кружке снова начались заня- Отсутствующих без уважительных не оказалось. 'Начиная занятие, руководитель кружка s. Белявский сделал краткое вступление. т указал, что начало нового учебного го- 1 кружке, пак и во всей сети партийного ^свещения, совпало с двенадцатой го- щиной со дня выхода в свет гениального ..а товарища Сталина «Краткого курса яЬрии ВЕЩбУ». v— Изучая «Краткий курс истории ВКП(б)», — сказал руководитель, — мы всё яснее видим величественные перспек тивы строительства коммунизма в нашей стране, все глубже сознаем свою роль в эт$м строительстве. Далее он кратко остановился на основ ных вопросах УШ главы Краткого курса и, дав слушателям записать план и литерату ру по теме: «Партия большевиков в период перехода на мирную работу по восстанов ления народного хозяйства (1921 — 1925 гг.)», приступил к изложению материала. Рассказ руководителя был содержательным, интересным. Слушатели кружка имеют большой жиз ненный опыт, солидный партийный стаж. Состав кружка не меняется, и то®. Беляв ский хорошо изучил каждого сидящего в классе. Все это дает возможность руково дители строить и проводить запятая более оживленно и привлекать к обсуждению вопросов самих слушателей. Так было и на первом занятии. Когда речь шла о подавлении контрреволюцион ного кронштадтского мятежа, тов. А. И. Соломаткин, член ВКП(б) с 1919 года, участник подавления этого мятежа, поде лился со слушателями своими воспомина ниями. Алексей Иосифович всегда активно участвует в ра/боте кружка, делится с то варищами своими воспоминаниями. Ему есть о чем рассказать. Алексей Иосифович — бывший матрос Балтийского флота, участник штурма Зимнего дворца а «Ледо вого похода» Балтийского флота в 1918 году. Тов. Соломаткин был в Смольном, дважды видел В. П. Ленина, слушал его речи.. Перед штурмом фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь» он видел И. В. Сталина и слушал его речь. Тов. Соломат кин пользуется большим авторитетом п уважением, и все участники кружка слу шают его с особенным вниманием. Активность слушателей особенно воз росла в последнее время. Это свидетель ствует об их значительном идейном росте. Бели раньше, когда они занимались по программе политшколы, руководителю труд но было развернуть активную беседу, иног да требовалось вызывать по фамилии каж дого, то сейчас желающих выступать по любому вопросу—большинство. Многие слу шатели выросли и получили продвижение по службе. Так, например, тов. Романенков избран на руководящую партийную работу. Он много занимается самостоятельно над повышением своих идейно-теоретических знаний, оказывает помощь в учебе другим коммунистам. Тов. Бабкин избран членом партийного бюро. Выдвинуты с повышением в должности тт. Глаголев, Страшков, Сте пина и ряд других. Тов. Захаркин принят в члены ВКЩб). Сейчас готовится в чле ны ВКЩб) тов. Ивахнов. Значительно вырос и сам руководитель тов. Белявский. Если раньше, когда при ступал к руководству кружком, он робко, не отрываясь от конспекта, читал материал, допускал оговорки, ляпгние слова, то те перь его рассказ прост, понятен каждому слушателю, последователен. В этом ему по могли присутсй'пеавпгие на занятиях по литработники. Политорган следил за идей ным ростом тов. Белявского, обсуждал его лекции. Все замечания, советы руководи тель кружка воспринимает и стремился устранить недостатки. Он тщательно го товится к каждому эанятию, занимается на первом курсе вечернего университета марксизма-ленинизма. Готовясь к первому занятию по К главе «Краткого курса истории ВКП(б)», тов. Бе лявский прочел ряд произведений В. И. Ленина и И. В. Сталина и другой материал. Встречающиеся в ходе рассказа непонят ные для слушателей слова он подробно об яснял. В результате тщательной подготовки за нятие прошло организованно и на высоком идейном уровне. Оно показало высокую зре лость пропагандиста и большое стремление слушателей к овладению марксистско- ленинской теорией. Капитан А. ПРЯХИН. Занятие прошло организованно Помещение хорошо подготовлено. На стенах вывешены плакаты и лозунги, при вивающие слушателей кружка неус танно изучать марксистско-ленинскую теорию. На столах разложены письменные принадлежности. До начала занятий в кружке повышенного типа по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)» остается несколько минут. Слушатели, собравшиеся на учебу, заходят в класс. Среди них — руководители политических бесед с вольно наемными работниками тг. Киев, Поддуб- ный, молодой член ВКЩб) тов. Залывская. Это передовые производственники, актив ные общественники. Все они окончили кружок основного типа по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)» и с большим желанием приступают к занятиям в новом учебном году. Слушатели на своих местах. Все в сбо ре. В класс входит руководитель кружка тов. Пинский. Это хорошо подготовлен ный, опытный пропагандист. Он два года руководил кружками по изучению истории ВКП(б), окончил курсы пропагандистов. Свой рассказ по теме: «История ВКЩб) *— марксизм-ленинизм в действии» руково дитель иллюстрировал яркими фактами, показывающими успехи советского народа в дело строительства коммунизма в нашей стране, характеризующими великую силу идей марксизма-ленинизма. Он подчеркнул, что, руководствуясь учешем марксизма- ленинизма, страны народной демократии успешно строят социализм. Тов. Пинский убедительно показал, что лидеры «социал- демократических» партий являются злей шими врагами и предателями народа, по могают американо-английским империа листам разжигать новую мировую войну. Руководитель кружка в заключение по ставил задачи перед слушателями — на стойчиво изучать теорию и историю ВКЩб), повседневно применять на прак тике полученные внания. Слушатели круж ка выполняют эти задачи. Они сейчас про водят среди вольнонаемных товарищей агитацщщно-массовую работу, направлен ную на успешную подготовку в выборам в местные Советы. В этом году заметна большая тяга ак тива к овладению основами марксизма- ленинизма. Возросший интерес к повыше нию своего идейно-теоретического уровня показали все слушатели кружка. Первое ванятие в кружке прошло орга низованно и па высоком шейно-политиче ском уровне. Задача состоит в том, чтобы закрепить этот успех на весь период учеб ного года. Лейтенант П. ЛИПИН. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПОЧЕМУ ЗАД Е РЖ И ВА Е ТС Я ДОСТАВКА ПОЧТЫ? Всем известно, какое большое значение для личного состава имеет своевременная доставка почты в подразделение. Однако у нас об этом никто не заботится. Личный состав по нескольку дней не получает ни газет, ни писем. Работники почтового от деления ссылаются на то, что корреспон денция задерживается из-за отсутствия транспорта. Слов нет, трудности есть, но не так уж они велики, чтобы их нельзя было преодолеть. Недавно, например, к нам пришел транспорт, а почта попрежнему в наше подразделение не доставляется. По атому поводу не раз обращались мы к тов. Рыхтикову, но он остается глух к нашим запросам. Н. КОЗЫРЕВ. С БОЛЬШИМ ОПОЗДАНИЕМ С большим нетерпением матросы ждут газеты, журналы, письма из родных мест. К сожалению, работники почты, видимо, этого не понимают. Вот уже в течение дли тельного времени к нам очень редко до ставляется почта, газеты и журналы до ставляются с большим опозданием. Ответ ственная 8а эту работу тов. Шмакова в своим обязанностям относится плохо. Ни каких мер к устранению недостатков не принимается. Пора навести порядок в доставке почты. А. БУКАРАХИН. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ЛЕЖИТ В ЯЩИКАХ Все знают, с каким нетерпением воины ожидают своих почтальонов с газетами, журналами, с письмами из родных мест. Почтальона встречают, как дорогого гостя. Но вот в нашем подразделении с доставкой корреспонденции дело обстоит плохо. Мы иногда по два. по три дня не видим ни га зет, ни писем. Почтальона матроса Володи на часто отвлекают на другие работы, в результате корреспонденция, адресованная на наше подразделение, лежит в ящиках почты. Политработники, очевидно, этим делом не интересуются, так как никаких мер к своевременной доставке газет и писем вои нам не принимают. Н. КУЛАГИН. ’ТАК ЛИ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ МАГАЗИН? У нас в гарнизоне имеется магазин Военторга, относящийся к 3-му разряду. Он должен образцово обслуживать по купателя. Однако этого нет. Продавец Мокшин, очевидно, забыл о своих обязан ностях и о запросах покупателя не думает. В магазине очень мало предметов первой необходимости, бывают случаи обвеса, об счета личного состава. Нередко Мокшин грубо, бюрократически относится к посе тителям, не прислушивается к пх критиче ским замечаниям. Мокшин не признает и распорядка рабо ты. Ему ничего не стоит сегодня, напри мер, открыть магазин в 11 часов утра, а завтра— в 16 часов, или совершенно не ра ботать. Бывали случаи, что магазин не открывали в течение нескольких дней. Мы хотим, чтобы магазин работал так, как ему положено, чтобы продавец Мок шин по-настоящему относился к своим обя занностям и заботился об удовлетворении нужд и запросов моряков. С. ВЛАДИМИРОВ. -------О------- ГРОМКИЕ ЧИТКИ Воины нашего подразделения с большим вниманием следят за работой пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Агитаторы устраивают коллективные читки гаэепшх материалов. С исключительным вниманием читали воины выступление на сессии то®. Вышинского, в котором он разоблачил агрессивные планы американо-английских империалистов и внес мирные предложе ния, отвечающие жизненным интересам простых людей всего мира. В. БОГДАНОВ. Рабство и нищета—удел трудящихся капиталистических стран Рассназы морянов дальнего плавания Океанский пароход «Димитрий Пожар ский» недавно возвратился из длительного рейса. Перевозя грузы, корабль побывал в портах Англии. Америки, Италии и дру гих капиталистических странах. Советские моряки многое увидели в этих странах, познакомились с жизнью трудящихся, вла чащих жалкое существование под пятой эксплоататоров-капиталистов. Недавно моряки с «Димитрия Пожар ского» побывали в гостях у военных моря ков и поделились своими впечатлениями от заграничного рейса. Вот что они рас сказывали. — В торговом флоте я служу очень давно, — сказал капитан корабля Вла димир Макарович Стулов, — и за время плаваний мне довелось побывать почти во всех странах мира. Рассказывать о них я мог бы целый вечер. Но я ставлю перед собой задачу поделиться с вами только тем, что вщел и наблюдал за последний рейс в Соединенных Штатах и Англии. — Первый американский порт, в кото рый мы заходили, — продолжает он,— это Балтимора. Некоторые наши матросы, впервые вышедшие в заграничное плава ние, предполагали, что увидят порт, осна щенный первоклассной техникой. Мы, старые моряки, старались по разубеждать наших молодых товарищей, считая, что •будет лучше, если они сами увидят эту «технику». И вот представьте их удивление. В Балтиморе они не увидели никакой тех ники. Все погрузочные и разгруэочные ра боты здесь шли вручную. Американские . бизнесмены постоянно кричат о своей технике, бахвалясь тем, что в Америке человек освобожден от не обходимости заниматься физическим тру дом, потому что еа него всю работу вы полняют машины. Как только наш пароход подошел к при чалу, его немедленно окружили грузчики негры. В разговорах с ними матросы вы яснили, почему американские боссы (хо зяева-предприниматели) не механизи руют порт, а предпочитают нанимать грузчиков. В Америке, как ни в одной другой стра не мира, свирепствует расовая дис криминация. Негров здесь не считают за людей. С ними обращаются, как с вещами. Они лишены всех человеческих прав. На нимая негров в порт на разгрузку, боссы платят им в два раза меньше, чем белым рабочим. Хозяевам нет смысла вводить ме ханизацию, когда налило большие армии безработных, которые рады даже грошам. А что касается невероятной тяжести труда негров, то боссам до этого нет никакого дела. Нажива, прибыль — вот их бог. Внешний вид грузчиков негров трудно обрисовать словами. Страшно истощенные от систематического недоедания, одетые в лохмотья, они производили тяжелое впе* чатление. Да и не только негры влачат жалкое существование в Америке. В тяжелых ус ловиях живут и белые рабочие. Об этом свидетельствует хотя бы следующий эпи зод. Во время короткой стоянки в порту, когда на судне не было работ, мы решили ознакомиться с городом. На одной из улип мы увидели семью, расположившуюся на тротуаре. Женщина и ребятишки уныло сидели на мешках у домашнего скарба. Нам объяснили, что это семья безработно го, которую домовладелец выбросил на улицу за то, что безработный не внес квартирную плату. А таких семей в Аме рике сотни тысяч. Домовладельцы, как и фабриканты, выжимают все соки из рабо чих. Квартплата, как правило, составляет двадцать пять процентов заработка рабо чего. А где взять деньги безработным, которых мы видели на улицах го родя сотнями? Люди, не имеющие ни крова, ни пищи, ни работы, вынуждены скитаться по стра не в-тщетных поисках хоть какой-нибудь работы. Дороги страны заполнены бродя- гами-безработными. Многие питаются от бросами, ночуют под мостами. Американ ские законы бесцеремонны. Если безработ ный осмелится переночевать в саду на скамье, то его за это, обвинив в нарушении общественного порядка, бросают в тюрьму. Для жизни Балтиморы характерен резкий контраст. Рядом с роскошью — безысходная нищета. По соседству с ог ромными домами, где живут финансовые магнаты, стоят дома с грязными, сырыми комнатушками, в которых прозябают тру дящиеся. Во дворах кучи му’сора, грязи. Вокруг бродят тощие, изнуренные люди. Достаточно вглядеться в их изможден ные серые лица и станет ясно, чего стоит пресловутый «американский образ жизни». К нам, русским, американцы относятся по-paэному. Реакционеры и их прислуж ники открыто высказывают свою враждеб ность к советским людям. Рабочие, с кото рыми нам довелось общаться, проявляли исключительный интерес в Советскому Союзу, смело осуждали агрессивную поли тику Трумэна, Ачесона, Макартура. По всей видимости, рабочие Америки и передовые представители интеллигенции начинают понимать, кто их враг и к/го друг. В Англии я бывал до войны, и мне хо телось узнать, что делается в ней теперь, что изменилось. И я увидел, что от былой самостоятельности Англии не осталось и следа. Лейбористские лидеры поставили Англию в полную зависимость от амери канских реакционеров, поджигателей вой ны. А те. обнаглев, толкают Англию к эко номическому разорению. В Англии до сих пор существует кар точная система. Пены на промышленные товары в 4— 5 раз выше, чем были до войны. А зарплата не повышается. Поэто му рабочему человеку не на что купить себе приличную одежду. Люди ходят в стареньких, еше довоенных костюмах или в серенькой дешевке, приобретенной с го рем пополам. Но самое тягостное впечатление произ вела на нас судьба детей английских рабо чих. Вся жизнь малышей протекает на улице. Их можно видеть у мусорных ям, иа задворках, на улицах, копающихся в грязи, просящих подаяние. 0 детских яслях, дет ских площадках в Англии люди даже не имеют представления. Находясь без надзо ра, дети гибнут под трамваями, машина ми. а голод заставляет их приучаться к ВОРОВСТВУ. Побывав во многих капиталистических странах мира, я еше раз убедился в вели ких преимуществах нашей социалистиче ской системы хозяйства, еше глубже по нял, как прекрасна наша советская жизнь. С радостью и ликованием вернулись мы к берегам нашей советской Родины. Мы не пожалеем ни сил, ни энергии, чтобы сде лать все возможное для дальнейшего рас цвета нашей дорогой Отчизны. Следующим выступил радист корабля комсомолец Шихов. Он рассказывал, глав ным образом, о том, что видел на Кубе. — В этой маленькой стране. — сказал он. — появление нашего советского паро хода было сенсацией. Жителям успели на говорить о нас всякие небылицы. Что мы будто похожи на бандитов, ходим с огром ными бородами, в необыкновенных сапо гах, что поэтому нужно опасаться нас. Удивлению кубинцев не было конца, ког да они увидели обычных по внешнему ви ду и безупречных в поведении людей. Да же владелец порта не вытерпел п, придя к капитану, выразил величайшую, как он сказал, благодарность эа поведение коман ды. Наш капитан удивился этой благодар ности. Тогда хозяин порта рассказал, что когда бывают американцы, то пх нормой поведения являются пьянки, драки, избие ние кубинцев, насилование женщин и все, что угодно в этом роде. А мы, русские, не только ничего не сделали плохого, но и пе .тали повода к каким-либо претензиям. И. немного подумав, кубинец сказал: «Вы. действительно, какие-то другие люди, совсем особенные». Несколько слов о жизни на Кубе. Мне пришлось разговаривать с одним рабочим. Правда, у пас в СССР этот рабочий был бы только школьником, ему всего лишь четырнадцать лет, но там оп настоящий труженик. Паренек рассказал мне. что в семье он единственный трудоспособный. Отец инвалид, мать больна, сестренка еще маленькая. Он работает, как и почти все кубинцы, только три месяца в году рубит тростник. В день получает два дол лара. Па заработанные мальчиком деньш семье нужно прожить весь год. Ясно, что это за жизнь. Ютятся кубинцы в хижинах, не поддаю щихся описанию. Под жарким солнцем по лураздетые дети обычно копошатся в свал ках, в отбросах. Я никогда не представлял, что возможна такая иишета. Насмотрелся я на эту жизнь и сравнил ее с пашей советской жизнью. Какая раз нила! Как счастливы мы. советские люди, как гордиться должны мы своей замеча тельной Родиной. Вслед за Шиховым выступил первый помощник капитана Григорий Викторович Шиндпн. — Свое выступление я решил поовятить рассказу об Италии,—начал он. — Амери канские империалисты приложили руку в к этому государству. Будучи под ярмом «плана Маршалла», Италия переживает черные дпи. Количество безработных в этой стране с каждым днем увеличивается. Сот нями они бродят повсюду в поисках рабо ты. Только в одном маленьком городишке Баре, например, насчитывается двадцать тысяч юношей п девушек, не имеющих работы. Зато американцы живут в Италии в до статке и ведут разгульный образ жизни. Мы сами наблюдали не раз, как пьяные янки бесчинствовали, а полицейские дела ли вид, что ничего не замечают. Христиан-, ские демократы, стоящие во главе государ ства. предают народ Италии, лакейски по творствуют распоясавшимся американцам и ничего не предпринимают для их обузда ния. Только сами рабочие, выведенные из терпения, иногда приводят янки в чувство. Мы наблюдали однажды, как рабочие из били американских матросов за хулиганст во, избили, так что трех из них понесли на носилках. В знак протеста против устремлений американского империализма сделать Ита лию своей военно-морской базой, а ее народ пушечным мясом, итальянские трудящие ся устраивают манифестации, забастовки. Мы были свидетелями, когда рабочие порта( отказались разгружать американский тран спорт с оружием. Администрация пыталась произвести работу силами штрейкбрехеров. Но грузчики избили предателей, и те боль ше не показывались в порту. Американ ский транспорт две недели стоял с грузом и потом вынужден был уйти. Не могу не сказать о симпатиях италь янских трудящихся к советским людям. Когда мы в первый раз сошли на берег, нас обступили десятки людей. Они дружно про возглашали: «Сталин!», «Сталинград!». Затем буквально увлекли нас в свой рабо чий клуб, усадили за столы и, угощая, чем могли, долго расспрашивал^ о жизни в СССР. Все присутствующие просили что- нибудь подарить им. Особенно радостно брали паши монеты в 15 и 20 копеек. Итальянцы припаивают к монетам булав ку так. чтобы герб СССР был сверху, и носят пх, как драгоценные значки. Го рячие симпатии итальянцев к нам, рус ским морякам, наполнили наши сердца ве личайшей гордостью за нашу Родину, за/ партию большевиков, за великого Сталина — организатора всех побед советского на рода. С интересом слушали военные моряки рассказы моряков дальнего плавания о жизни за рубежом. В своих ответных вы сказываниях они обязались неустанно со вершенствовать свое военное мастерство, овладевать политическими знаниями, кре нить воинскую дисциплину, чтобы надежно охранять пашу великую Родпну, самую прекраспую страну в мире. Д. ФЕДОРИН. О„СУДЬБЕ" И„СЧАСТЬЕ" п а о В своях письмах в редакцию наши чи татели солдат П. Тяткин н сержант А. Бойченко спрашивают, что такое «судьба» и как понимать слово «счастье». Настоящей статьей «О «судьбе» и ссчастье» отвечаем на вопросы тт. Тят. кина и Бойченко. □ □ □ Слова «судьба» и «счастье» можно не редко встретить и ж книгах, и услышать в разговорной речи. В этом нет ничего уди вительного. Основной словарный ф ш язы ка, как указывает И. В. Сталин в своей работе «Относительно марксизма в языко знании», сохраняется во всем основном и используется, как основа словарного соста ва русского языка.- При этом, говорит И. В. Сталин, ряд слов выпадает, появляются новые слова, меняется смысл ряда «лов и выражений. Слова «судьба» и «счастье» относятся в тем словам, смысл которых изменился, и онп получили сейчас новое смысловое зна чение. Человек, вооруженный марксистско- ленинским пониманием законов развития природы и общества, чуждый предрассуд ков и суеверий, разумеется, никакой сверх- естествепной, божественной силы, которая будто бы определяет поведение людей и ру ководит их поступками и действиями, в словах «судьба» и «счастье» не подразу мевает. Вера в судьбу и счастье, в нечто мистическое, случайное п незакономерное, несовместима с воспитанием жизнерадост ных. волевых строителен коммунизма. Мы нередко спрашиваем, например, о товарищах, которых давно не встречали: «Какова пх судьба?». Говоря так, мы про сто интересуемся, что с ними стало, как сложилась их жизнь, где они' находятся, что делают? Ясно, что никакого мистиче ского значения в этих словах нет и не мо жет быть. Однако есть еще люди, которые верят в предопределенную, пеотвратимуго судьбу, ничем не об’яснпмое счастье. Эта вера в судьбу и в счастье «по божьей воле» имеет свои глубокие корни, возникла она в седой древности, в примитивном сознании перво бытного человека. Первобытному человеку приходилось в очень трудных условиях добывать себе средства к существованию. Часто, если ему не удавалось поймать рыбу, собрать плоды, он погибал от голода или становил ся добычей хищных животных. Кругозор этого человека был крайне ограничен. На- блвдая такие явления, как дождь, молнии, солнечные затмения, смену времен года, дня и ночи, он был бессилен правильно п<> нять эти явления природы. Поэтому первобытный человек ©о всем готов был видеть вмешательство каких-то таинственных существ, от которых, по его представлению, зависело благополучие людей. Отсюда проистекала слепая вера че ловека в существование могущественных духов и богов, злых и добрых. Эти прими тивные представления людей в дальней шем, когда возникло классовое обшество, использовали перковь и господствующие классы для увековечения и оправдания гос подства кучки эксплоататоров пад трудя щимися массами. Все на земле, согласно учению церкви, созлапп богом и подчинено «воле божьей». Человеку, следовательно, ничего не остает ся делать, как безропотно покориться «судьбе» и ждать, когда на него снизойдет «божья благодать» или «божья кара». «От судьбы не уйдешь», — говорят суеверные люди. Буржуазные ученые-мракобесы, нахо дящиеся на службе у империалистов, вся чески поддерживают и культивируют Фа тализм — идеалистическое учение, в осно ве которого лежит вера в судьбу, рок. Эта таинственная сила якобы и направляет историческое развитие. Фатализм — реак ционное учение, так как, согласно этой «теории», человек всего-навсего лишь игрушка в руках судьбы. На долю челове ка остается, согласно этому учению, пас сивное созерцание происходящих событий, безучастное отношение к ним. А это, в свою очередь, ведет в отрицанию классовой борь бы в обществе, состоящем из антагонисти ческих классов, к отрицанию революцион ной борьбы. Советские люди, овладевшие революцион ным учением Маркса— Энгельса — Ленина — Сталина о законах развития природы и общества, могут правильно об’яснить про исходящие в природе и обществе явления. Советский человек считает наивной и нелепой веру людей в божественное пред определение, в судьбу и счастье, ибо он знает, что успех его деятельности, осуще ствление задуманных планов и т. д. за висят прежде всего от социальных усло вии жизни общества и от него самого. В нашей стране, где под руководством партии Ленина — Сталина уничтожен ка питалистический строй и создано социали стическое общество, имеются все усло вия для роста благосостояния и процвета ния людей всех национальностей п наоод- ностей, населяющих СССР. Трудящимся СССР не прпхолптсн задумываться о зав трашнем дпе. они уверенно строят комму нистическое общество и создают все не обходимые материальные блага для удовле творения всех потребностей общества. Вера в судьбу и счастье «по воле Ьо> жьей» не только смешна и нелепа, но и антинаучна, вредна. Она сковывает само деятельность людей, превращает их в ра бов природы, обрекает на бездействие и откав от борьбы с трудностями и препят ствиями в жизни. В 1931 году немецкий писатель Эмиль Людвиг задал товарищу Сталину вопрос: «Вы неоднократно подвергались риску и опасности. Вас преследовали. Вы участво вали в боях. Ряд Ваших близких друзей погиб. Вы остались в живых. Чем Вы это об’ясняете? И верите ли Вы в судьбу?». «Нет, яе верю, — ответил товарищ Сталин.— Большевики, марксисты в «судь бу» не верят. Само понятие судьбы — ..лгредраосудок, ерунда, пережигов мифо логии, вроде мифологии древних греков, у которых богиня судьбы направляла судь бы людей... «Судьба» это нечто незаконо мерное, нечто мистическое. • В мистику я не верю. Конечно, были причины того, что опасности прошли мимо меня. Но мор иметь место ряд других случайностей, ряд других при чин, которые могли привести в прямо противоположному результату. Так называемая судьба тут не при чем». Точно также и суеверное понятие счастья является предрассудком, пережитком ми фологии древних греков, придумавших себе бошню счастья. Советские люди твердо знают, что никакой судьбы и счастья «по воле божьей» в природе не существует. Жизнь людей определяется историческими условиями материальной жизни общества, закономерностями его развития. Вспомним книгу Леонида Соболева «Мор ская душа». Дело было в 1942 году. Мор ской пехотипеп Колобанов. посланный в разведку, попал в трудное положение, ока завшись во вражеском лесу почти безоруж ным, только с гранатой у пояса. Он лежал в лесу один, потеряв сознание от взрыва мины. Помоши ждать было неоткуда. Кру гом лес, до линии фронта далеко. Па де ревьях притаились два вражеских снай пера. Словом, положение Колобановл каза лось безнадежным. Но свойственная со ветскому человеку неистощимая воля к победе, неистребимое желание во что бы то ни стало выжить, добраться до своих и продолжать борьбу с врагами Родины — все это вдохновило Колобанова и дало ему силы и мужество выйти победителем из трудного положения. Воспользовавшись оплошностью фашистского снайпера, кото рый, испугавшись обстрела леса советской артиллерией, спрятался в укрытии, раз ведчик Колобанов взобрался на дерево, захватил вражеский автомат, уничтожил двух снайперовн&ашистов. потом убил при шедших им ва смену снайперов. После этого герой-разведчик сумел добрать ся ъ своим. Колобанову грозила неизбежная гибель, если бы он понадеялся на милость «судьбы»'. Возьмем область труда. Благодаря чему, например, Лидия Корабельшгкова добилась поразительных успехов в труде? Прежде всего благодаря тому, что в нашей стране для каждого советского гражданина труд превратился из тяжкого бремени, каким он был при капитализма в дело чести, добле сти и геройства. Во-вторых, потому, что успеху Лидии Корабельниковой предшество вали настойчивая учеба, напряженная ра бота. Ясная цель, непреклонное стремление добиться осуществления своих планов, стойкий характер, умение не бояться труд ностей и смело их преодолевать позволили простой девушке одержать победу. На «несчастливую судьбу», на «невезе ние» ссылается обыкновенно тот\. кто при вык полагаться не на свои силы и сцособ- постп, а на удачу и «счастливый случаи». Леность или легкомыслие весьма часто бы вают причиной «неудач» отдельных лю дей. Советский человек не верит в божествен ное счастье, ибо такового не существует. Счастье советских людей — это реальное счастье, и заключается оно в том, чтобы под руководством партии Лешша—Сталина строить новую жизнь, строить коммунизм. Однажды иностранный корреспондент спроснл Николая Островского: — Скажите, вы очень страдаете? — ведь вот вы — слепой. Прикованы к по стели в течение долгих лет. Неужели в вам ни разу не пришло отчаяние о безвоз вратно потерянном счастье видеть, дви гаться? — У меня просто нет времени на это,— гордо ответил Николай Островский. — Счастье многогранно. И я глубоко счастлив. Моя личная трагедия оттеснена изуми тельной, неповторимой радостью творче ства и сознанием, что в твои руки кладут кирпич для созидаемого нами прекрасного здания, югя которому — коммунизм... Строить прекрасное величественное зда ние, имя которому — коммунизм, быть со всем народом на передовой линии огня», в первых рядах борпов за мир, ва счастье народов, жить и работать свободно и вдох новенно — в этом советские люди видят свое счастье. «И еще в том, — как метко сказал парторг тахты Бондарчук, герой романа А. Волошина «Земля Кузнецкая», — чтобы рассмотреть сквозь будпн великое завтра, чтобы носить это завтра в своем сердце, в крови... И самое главное — жить по-чело- вечеекп». Советские люди— хозяева своей страны, своей судьбы. Они своими руками создают свое счасты1. строят новую жизпь. Стало быть, и судьба и счастье в руках самих со ветских людей. А. ТИМОФЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz