На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

11 октября 1950 г., № 241 (3854). с т р а ж е З а п о л я р ь я — - I. i I и - ———— — — — — - — — — * 9 КОМСОМОЛЬСКАЯ ж изнь ★ ★ Воспитанию молодежи повседневное внимание СТ ИЮ ТВ тп Отчетный доклад тов. Спивакова комсо- мольцы слушали с большим вниманием. Центральное место в докладе занял вопрос о деятельности бюро по идейно-пошггиче- скому воспитанию членов ВЛКСМ и несоюз­ ной молодежи. Указав, что в своей работе бюро руководствовалось решениями XI с ’езда комсомола, состоявшихся после не­ го пленумов ЕЕ ВЛЕСМ и отметив успехи, достигнутые воинами подразделения в борьбе за рост числа отличников, укрепле­ ние дисциплины и организованности, тов. Спиваков подробно остановился на недо­ статках. Докладчик признал, что бюро слабо бо- лось за повышение идейного уровня поли­ тической учебы, но организовывало инди­ видуальную помощь отстающим, ограни­ чиваясь проведением общих мероприятий — беоед, докладов, заседаний. Заслушав на бюро отстающих в политической учебе ком­ сомольцев Чистякова. Б. Мелентьева й Ло- паяова, бюро «приняло к сведению» при­ чины их отставания и никакой работы с «каждым из них больше не проводило. Как и следовало ожидать, Лопанов и ряд других [воинов продолжают отставать в учебе. Они слабо знают географическую карту, ее ве­ дут конспектов, газеты читают нерегуляр­ но. Почему же бюро не приняло своевремен­ но решительных мер по оказанию помощи отстающим в учебе? Па этот вопрос тов. Спиваков ее ответил. Он просто признал описки и поставил общие задачи перед но­ вым составом бюро на будущее. Ни анализа ошибок, ей выводов докладчик не сделал, а следовательно, ничего поучительного ново­ му бюро не-подсказал. Комсомольское бюро почти не интересо­ валось учебой членов ВЛЕСМ — слушате­ лей партийной школы. Правда, однажды «был заслушан член бюро Еоротеев о его учебе в партийной школе, но его был един­ ственный случай за весь отчетный период. Да и мероприятие ето проведено не совсем удачно. Коротеев, являясь отличником бое- Свой и политической подготовки, много ра- (ботая над повышением своих идейно-теоре­ тических знаний. Он регулярно посещал ваяятия, добросовестно готовился к ним и всегда ставился в пример другим слушате­ лям. Однако, будучи отличником, к тому же /членом бюро, Еоротеев совершенно не помо­ гал отстающим. Более того, когда к нему обратился за помощью сержант Бобылев, юн сослался на «занятость’» и не помог товарищу. • Для бюро было очевидно, что Еоротеев be понимает важности индивидуальной [pal оты с людьми, необходимости влияния отличников на отстающих. Именно об этом и следовало бы говорить на заседании бю- зю. Однако разговор принял совершенно ш ов направление. Еоротеев услышал боль­ шие похвал, чем замечаний, и совершенно не получил указаний по усилению индивиду­ альной работы с воинами. П что же? Сам Коротеев успешно окончил партийную школу, но отстающим и поныне никакой помощи не оказывает. Об втом говорил на отчетно-выборном собрании тов. Бобылев. • Все комсомольцы — слушатели партий­ ной школы— закончили учебу с отличными ат хорошими оценками. Но это достигнуто благодаря влиянию и кропотливой работе коммунистов подразделения. Комсомольское ®е бюро в этом отношении сделало очень и очень мало. • Прения на собрании были оживленными. Выступила половина состава организации, комсомольцы выразили свою неудовлетво­ ренность деятельностью бюро, прежде все- <го его работой по политическому просве- даяиго молодежи. Комсомольцы резко критиковали бюро за йедостаточную пропаганду книги, за нере­ гулярное проведение таких мероприятии, как беседы о советском патриотизме, о пре­ восходстве социалистической системы на- •родного хозяйства над системой капитали­ стической. Бюро ВЛЕСМ не проявило инп- шгативы, чтобы организовать меропрпя- 1 гия, направленные на разоблачение раз­ бойничьего американо-английского импе­ риализма — злейшего врага мира, демо­ кратии и социализма. — А ведь проведение такой работы, — заявил в своем выступлении тов. Ерасно- бородко, — способствовало бы повышению идейной закалки молодежи, мобилизо­ вывало бы ее на еше лучшее служение Родине, явилось бы серьезным средством повышения бдительности личного состава. Помощник руководителя политзанятий сержант Бутусов, напомнив о предстоящей проверке политических знаний воинов, высказал в адрес бюро ряд критических за­ мечаний. Во-первых, бюро свыклось с отстава­ нием в учебе таких членов ВЛЕСМ, как Осин и Савченко. Они слабо занимались в течение всего года, плохо вели конспекты. Члену бюро Еоротееву и самому секретарю ето было известно, но об отстающих бюро заговорило только перед самой проверкой. Ограничиваясь общими формами работы с личным составом, бюро выпустило из поля своего зрения отличников, предоставив их самим себе, не работало с ними и не осуществляло контроль за их учебой. Ошибочность такого отношения к воспита­ нию отличников очевидна. Вот пример. В свое время комсомолец Головин был од ам нз лучших воинов подразделения, вмёл много поощрений, был награжден Почетной грамотой обкома ВЛКСМ. Но успехи ему вскружили голову, он перестал тщательно ■готовиться к политзанятиям, ослабил тре­ бовательность к себе при исполнении слу­ жебных обязанностей и сейчас иногда по­ лучает замечания ва нарушение инструкций по эксплоатайии техники. Серьеэйую Тре­ ногу вызывает отставание Головина и в политической учебе. — Новому составу бюро, — сказал в заключение тов. Бутусов, — надо изваеЧь урок из прошлых ошибок в работе по выра­ щиванию отличников, приняв за основу индивидуальный подход к людям. Решения IV пленума НЕ 'ВЛЕСМ требуют коренного улучшения пропаганды шйти — верного друга, советчика и наставника матодежи. Однако бюро даже после опуб­ ликования решения пленума пропаганде 'Книги не уделило должного внимания. За весь отчетный период бюро запланировало обсуждение лишь одного произведения — «Белой березы» М. Вубвшгова. Поручено ето мероприятие было члену бюро Лещин- скому. Но тав. Лещинский два месяца дер- скал книгу в своей тумбочке, а затем сдал ее в библиотеку. Обсуждение же так и ее состоялось. Как на это реагировало бюро? Никак. Лещинсюоогу даже не напомнили о необходимости точно и в срок выполнять комсомольские поручения. Слабая пропа­ ганда книги, как отмечаюсь на собрании, это один из серьезных недостатков в идей­ но-политическом воспитании комсомоль­ цев и несоюзной молодежи. Деловая критика ошибок бюро* его сла­ бой работы по повышению полжигчеокой сознательности молодежи придала соб­ ранию высокий идейный уровень. Оно про­ шло под звакди дальнейшей мобилизации членов ВЛЕСМ на самоотверженное служе­ ние социалистической Родине, на усиле­ ние воспитательной работы среди несоюзной молодежи в духе животворного советского патриотизма, преданности jjejy большевист­ ской партии, в духе презрения и ненависти к заклятым врагам человечества — аме­ рикано-английским империалистам. Понимание комсомольцами важности по­ литического просвещения для всей службы воинов предопределило исход выборов но­ вого состава бюро. В бюро избраны отлич­ ники боевой и политической подготовки, активисты, образцово выполняющие требо­ вания Военной присяги и уставав. Такие товарищи, как Герасимов, Дубков и другие комсомольцы, удостоенные высокого дове­ рия членов ВЛЕСМ, пользуются авторитетом и способны выполнить наказ отчетно-вы­ борного собрания. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Деловая подготовка Широко развернула подготовку к отчет­ но-выборному собранию комсомольская ор­ ганизация корабля. С членами ВЛЕСМ изучается инструкция НЕ ВЛКСМ о выборах руководящих комсо­ мольских органов, проводятся беседы о пра­ вах и обязанностях комсомольцев. Такие беседы провели тт. Рогожин и Гончаров. Коммунист Еременко ознакомил комсомоль­ цев с указаниями вышестоящих органов, рассказал о задачах в подготовке и прове­ дении отчетно-выборных собраний и кон­ ференций. Готовится на корабле и наглядная ати- тапия. Выполняя поручения бюро, активи­ сты пишут лозунги и плакаты, призыва­ ющие комсомольцев на отчетно-выборных собраниях по-большевистски вскрыть недо­ статки, широко развернуть критику и са­ мокритику. Кандидат партии тов. Демья­ нович готовит специальный номер стенной газеты, посвященный отчетно-выборным собраниям. Усиленно идет подготовка к предстоящим собраниям в комсомольских организациях подразделений корабля. Так, секретарь комсомольской организации одного из под­ разделений корабля заканчивает подготов­ ку отчетного доклада. Активисты оформля­ ют диаграммы, схемы, пишут лозунги. Заметно улучшилась в эти дни воспи­ тательная работа с воинами, которые не состоят в комсомоле. С ними проводятся беседы об Уставе ВЛКСМ, о боевых тра­ диция! комсомола, изучаются биографии великих вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина. * Недавно комсомольская организация приняла в свои ряды передовых воинов Животенко и Еунькова. Отчетно-выборная кампания совпадает с важнейшими событиями в жизни советско­ го народа— подготовкой к выборам в мест­ ные Советы, а также с подготовкой к 33-й годовщине Великого Октября. Комсомольцы направляют все свои силы и ста<рание к тому, чтобы встретить эти знаменательные даты с новыми успехами в боевой и поли­ тической подготовке. Старший лейтенант М. КЕДРОВ. С помощью ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Партийное руководство комсомолом имеет исключительно важное значение. Хорошо понимая это, наша партийная организация проводит большую работу среди членов ВЛЕСМ я секретарей комсомольских орга­ низаций. Сейчас эта работа направлена на тщательную подготовку к отчетйо-выбор- ным собраниям и конференциям. Состоялся семинар секретарей комсомоль­ ских Организаций. С раз’ясеением ин­ струкции ЦЕ ВЛЕСМ об отчетах и выборах руководящих комсомольских органов вы­ ступил коммунист тов. Витебский. Он под­ робно рассказал о том, как лучше соста­ вить отчетный доклад и подготовить проект решения отчетно-выборного собрания, как привлечь в этой работе членов бюро и весь •комсомольский актив. Тов. Витебский по­ советовал секретарям, как подготовить я провести среди молодых комсомольцев бе­ седы о правах и обязанностях членов ВЛЕСМ, о внутрисоюзной демократии. Много дельного услышали секретари на этом семинаре: о подготовке диаграмм роста комсомольских организаций и числа отлич­ ников боевой и политической подготовки; о выпуске стенных газет с освещением хода подготовки к отчетно-выборным собраниям ! и т. д. Офицер тов. Свагенко сделал доклад о ' значении критики и самокритики в рам­ сомольской работе. Тов. Сиворин рассказал о том, как лучше подготовить место для собрания, какой должна быть урна для тайного голосования и осветил Другие ор­ ганизационные вопросы. С помощью коммунистов секретари ком­ сомольских организаций готовят отчетно- выборные собрания, составляют отчетные доклады, организуют беседы с членами ВЛЕСМ. Оформляется наглядная агитация, схемы, диаграммы. Сержант В. ЗАЙКОВ. Библиография За свободу родной земли ПОЭМА О КОРЕЙСКИХ ПАТРИОТАХ Один из талантливейших поэтов Корей- ской народно-демократической республики Те Ги Чен написал поему, в которой воспел свой героический свободолюбивый народ, ето самоотверженную борьбу за националь­ ную независимость. Называется поема «Пектусая».*). Пектусая — это высочай­ шая вершина горного хребта Чанпек, про­ легающего на территория Маньчжурии и Еореи. На высотах этого хребта располо­ жено озеро Чанзи. из которого текут реки Амноган и Туманган. В поэМе изображены исторические собы­ тия, происходившие почти пятнадцать лет тому назад. В ней показан один из герои­ ческих эпизодов народно-освободительной борьбы корейских партизан против япон­ ских империалистических захватчиков, которая проходила под руководством на­ ционального героя корейского народа, ны­ не председателя Кабинета министров Ео- рейской народно-демократической респуб­ лики — Ким Йр Сена. Около сорока лет хозяйничали японские империалисты в Еорее. Они угнетали й оскорбляли национальные чувства корей­ ского народа. Еак грабители, как хищни­ ки-колонизаторы, они довели экономику страны до полной разрухи, а народ—до об­ нищания в голода. Самураи использовали Корею и как плацдарм для подго­ товки агрессивных провокаций против Ки­ тая и Советского Союза. Никогда не утихала борьба порабощен­ ного корейского народа пропив японских вахватчиков. Особенно активной бь!ла борь­ ба корейских партизан в тридцатые годы. В 1937 году партизаны, руководимые Ким Ир Сёном, Нанесли японцам серьезный удар. Выл разгромлен гарнизон японско! военщины в городе Хесашюне. Весть об этой блестящей победе быстро разлетелась по всей стране, и волна партизанского дви­ жения охватывает все новые и новые рай­ оны. Но силы партизан Корея были тогда еще слабы. Отряд Ким Йр Сена вынужден был отойти в пекггусанскую тайту, чтобы там готовить силы для нового, более мощного удара. В поэме изображаются события тех дней, когда отряд партизан Ким Ир Сена после победы над японцами, в силу сложившихся тяжелых обстоятельств, переправляется на другой берег реки Амноган. чтобы уйти на Пектусая. Во время этой переправы герои­ чески погйбает лучший друг Ким Ир Сена комиссар отряда Чор Хо. который с группой бойцов прикрывал отход товарищей. Героическая борьба корейского народа, описываемая в поэме, перекликается сей­ час с борьбой корейских патриотов против американских агрессоров и их лисынмаиов- ских холуев, терзающих родную * страну корейского народа. О, наших предков древняя земля! О, кровеносные ее сосуды, Где дольше четырех тысячелетий Бежала кровь родиой страны, — мы йомикм, Как разрезали их ножом японцы. Тогда — Мы помним — тысячи борцов Ушли в тайгу глухую Пектусана И ночевали на опавших листьях И проходили через землю смерти. Как через дома отчего порог. Место японских захватчиков-колониэа - торов хотят ныне занять американские империалисты. Но этому не бывать. Ко­ рея будет свободной, независимой народной республикой! ГГорукоЙ этому героическая борьба корейского народа. Весь мире восхи­ щением следит сейчас за самоотверженной борьбой корейских патриотов против кро­ вожадных уоллстритовских бандитов, меч­ тающих потопить в крови родную землю трндштимиллионного народа. Все люди доброй вали на всем земном шаре громко Я властно заявляют американским агрес­ сорам: — Руки прочь от Кореи! Мы не одни, — есть в этом мире Сталин, Могучий друг народов угнетенных, Титан, стоящий впереди эпохй. * ) Те Гн Чен. «Пектусая». Поэма. Жур­ нал «Звезда» № 6 за 1950 р. И сабли справедливости его Падут на горло империализма. — пишет поет Те Ги Чен. с благодарностью воспевая великого друга свободной Кореи— могучий Советский Союз, который своей бескорыстной помощью позволил народной республике прочно встать на крепкие ноги. Поет через всю поэму проводит мотив дружбы в любви корейского народа к наро­ дам СССР. В этой дружбе он видит залог счастья и свободы своей любимой родины. С особой любовью поэт воспевает великую Советскую Армию, солдат Сталина, принес­ ших свободу родному краю. По-новому ста­ ла жить Корея. Здесь создается новая Корея И чужеземные штыки не смогут Остановить строительство ее. Она — я возглашаю — будет твердой И крепкою, как скалы 'Пектусана, И светлой, словно озеро Чанзи! Много теплых, волнующих слов в поэме посвящено национальному вождю корейского народа Ким Ир Сену. Его образ — центральный в поэме. О Ким Пр Сене в Корее сложено Множество легенд. Имя его пользуется огромной любовью. Уже давно идет молва в народе О том, что Ким Ир Сен — хозяин гор И что они во всем ему подвластны: Что может он по своему желанью Соединить вершины Пектусана, Чтобы потом опять раз’единить: Что может он, подобно горной птице. Перелететь с вершины на вершину И что они во всем ему подвластны. Под руководством Ким Ир Сена корей­ ский народ боролся против японских импе­ риалистов. Под его водительством страна, получившая свободу из рук СоветсяМ Ар­ мии, успешно развивала свое народное хо­ зяйство. свою национальную культуру. Сейчас, в дни американского нашествия на Еорею, Ким Ир Сен возглавляет героиче­ скую борьбу народа против уоллстрптов- ских грабителей — захватчиков и лисын- мановских предателей. Он Верховный главнокомандующий Сооруженными силами Корейской народно-демократической рес­ публики. Хорошо показаны в позме пафос героики, отвага и бесстрашие партизан, сражающих­ ся за правое дело. Много теплых слов ска­ зано о верности своему боевому долгу, о воинской дружбе. Перед читателем встают, как живые, образы отважных партизан- героев. В них мы узнаем сегодняшних ге­ роев Корейской народно-демократической республики, верных сынов своего отече­ ства. Замечательно нарисована поэтом живая связь партизан со своим народом: Как маленький ручей, Соединясь с другими ручейками Становится могучею рекой, Так мы, соединенные с народом, Должны рекой и даже морем стать. Вся наша сила — это связь с народом, Разрыв с народом — это наша гибель... И мы видим сегодня кровную, неруппг-1 мую связь Народной армии Кореи со своим народом. Народ и армия — единая семья, вставшая грудью на защиту родины от американских бандитов. Вся поема дышит оптимизмом и уверен­ ностью в правоте того дела, за которое бо­ рются народные мстители — партизаны. Они верят в победу, они твердо внагот. что нет никакой силы, которая бы могла побе­ дить свободолюбивый народ Корен. Вера в победу — главный мотив поемы. Поэма «Пектусан», 1оггя и посвящена событиям, имеющим уже почти пятнадцати­ летию») давность, звучит сегодня, как пес­ ня Свободной, борющейся героической Ко- реи, как гимн мужества, бесстрашия и от­ ваги бойцов Народной армии и славных п р о т а й , отстаивающих в жестоких сра­ жениях с американскими бандами свою род­ ную землю. В этом— сила поэмы. Недаром поэт Те Ги Чен удостоен за свое талантли­ вое произведение Национальной премии первой степени. Наш флотский читатель с интересом прочтет поему «Пектусан». В. ТИХОМИРОВ. Олзшарь В помощь слуш ателям групп политических занятий и аги таторам БОЙКОТ — 1) прием политической п экономической борьбы, СОСТОЯЩИЙ в ПОЛЛОМ или частичном прекращении сношений с отдельным лицом, организацией, государст­ вом, в воздержании от покупки определен­ ных товаров и т. д; эту меру борьбы в п е р ­ вые применили (в 1879 г.) ирландские арендаторы в отношении ненавистного им управлявшего имением — англичанина Бойкота; бойкот предприятия — в капита­ листических странах — коллективное сог­ лашение рабочих об отказе наниматься к владельцу предприятия, которое профсоюз об’явил под бойкотом в целях воздействия на предпринимателя до стачки пли после неудачной забастовки; 2) отказ, воздержа­ ние населения от участия в выборах в представительное учреждение буржуазного государства. БОСС — 1) хозяин, руководитель пред­ приятия, учреждения; 2) партийный руко­ водитель, заправила какой-либо органи­ зации республиканской или демократиче­ ской партии в Соединенных Штатах Амери­ ки. Боссы имеют сильное влияние на эко­ номическую и политическую жизнь от­ дельных штатов Америка и действуют в интересах Финансового капитала путем за­ пугивания, шантажа, подкупа (особенно при выборах). ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА — руко­ водство пролетариата трудящимися в ре­ волюционной борьбе за свержение власти буржуазии, за пролетарскую диктатуру, за социалистическое переустройство общества. .Маркс и Энгельс показали на опыте все­ мирной истории, что борьба народных масс против гнета эксплуататорских классов — капиталистов и помещиков обречена на неудачу, если эту борьбу не возглавляет рабочий класс. Маркс и Энгельс дали ос­ новные наброски учения о гегемонии про­ летариата. «Повое у Ленина состоит здесь в том. что он развил дальше и развернул эти паброски в стройную систему геге­ монии пролетариата, в стройную систему руководства пролетариата трудящимися массами города и деревни пе только в деле свержения царизма и капитализма, но и в дело социалистического строительства при диктатуре пролетариата» (Сталин). В борь­ бе за построение социалистического общест­ ва в СССР товариш Сталин поднял учение о гегемонии пролетариата на новую, выс­ шую ступень. Высшей формой гегемонии рабочего класса является диктатура проле­ тариата. Обеспечив победу социализма, ра­ бочий класс СССР под руководством ВКП(б) уверенно ведет советский народ к победе коммунизма. / ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — пначе махизм — враждебное материализму реакционное субектпвпо-пдеалпстпческое философское течение конпа XIX века, возглавлявшееся Э. Махом и Р. Авенариусом; эмпириокрити­ цизм отрицает об’ектнвное ' существование материального мира и рассматривает веши как явления сознания, сочетания ощуще­ ний. Ленин в своем гениальном труде «Ма­ териализм и эмпириокритицизм» подверг эмпириокритицизм уничтожающей крити­ ке. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — научное издание, дающее систематический (по алфавиту или по темам) свод знаний (универсальная эн­ циклопедия) или совокупность сведений в одной какой-либо отрасли знания (специ­ альная энциклопедия, отраслевая энцикло­ педия). ------- 0------- П о с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й «СЕКРЕТАРЬ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ ДОВЕРИЯ КОМСОМОЛЬЦЕВ» Факты, изложенные в заметке «Секре­ тарь пе оправдывает доверия комсомоль­ цев», полностью подтвердились. За развал внутрисоюзной работы тов. Хохлов выведен из состава комсомольского бюро. Вновь избранное бюро, учитывая крити­ ку комсомольцев па отчетно-выборном со­ брании, исправляет недостатки в работе. Комсомольская организация стала живей и лучше работать, обеспечивая передовую роль членов ВЛКСМ в боегой и политиче­ ской подготовке. Этот принцип распределения является ъдним из важнейших законов социалисти­ ческого способа производства, могучим ры­ чагом неуклонного роста производительно­ сти труда, повышения квалификации и культурно-технического уровня работни­ ков. В этом принципе сочетаются общест­ венные интересы государства в целом с личными интересами трудяпшхея, при под­ чинении личных интересов общественным. С переходом к принципу коммунизма: от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям — постепенно от­ падет необходимость в денежном учете тру­ да. Еоммунпстическое изобилие продуктов сделает излишним денежный учет труда в пелях его вознаграж тения, пбо распределе­ ние предметов потребления будет происхо­ дить не по труду, а по потребностям чле­ нов коммунистического общества. Следова­ тельно, господство коммунистического принципа распределения предполагает уничтожение товарно-денежных отноше­ ний. Е этому мы придем постепенно через всемерное укрепление и развитие денеж­ ных отношений. Товарищ Сталин, критикуя на XVII (парте’езде «левых уродов», предлагавших отменить деньги, торговлю, подчеркивал, что деньги останутся у нас еще долго, вплоть до завершения первой стадии ком­ мунизма. Претворение в жизнь коммунистического принципа распределения требует создания не только экономических, материальных, но и духовных предпосылок. Упорная и многогранная работа большевистской пар­ тии и социалистического государства по коммунистическому воспитанию советского народа имеет своей целью выкорчевывание всех пережитков капитализма из сознапия людей, воспитание коммунистически созна­ тельных граждан, беззаветно преданных Родине, великому, де.ту коммунизма, ставя­ щих общественные интересы выше личных. Среди этих задач коммунистического воспитания огромное значение приобретает беспощадная борьба, проводимая больше­ вистской партией против всяких проявле­ ний буржуазной идеологии, в особенности против буржуазного национализма, против раболепия перед иностранщиной, безродного космополитизма — этого идеологического оружия американского империализма. Важнейшая задача коммунистического воспитания — распространение среди ши­ роких масс трудящихся коммунистического отношения к общественной собственности, к общественному труду. При коммунистическом принципе рас­ пределения труд, как писал Маркс, «...пе­ рестанет быть только средством для жиз­ ни, а станет сам первой потребностью жизни» (Е. Маркс. «Еритика Готской про­ граммы», изд. Госнолитиздат, 1938 г., стр. 13). При полном коммунизме отпадет необходимость в применении каких-либо элементов принуждения к труду. Высоко­ производительный, всесторонне механизи­ рованный труд, раскрывающий человеку неограниченные возможности творческой инициативы, превратится в первейшую жизненную потребность здорового организ­ ма. Еонечно, это отнюдь не означает, что труд при коммунизме перестает быть обя­ занностью для каждого члена общества. Принцип всеобщей обязательности труда полностью сохраняет свою силу и при ком­ мунизме. Товарищ Сталин, характеризуя принцип коммунизма, подчеркивал «...рав­ ную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудя­ щихся получать за это по их потребно­ стям...» (Вопросы лепинизма, изд. 11, стр. 470). Но эта обязанность трудиться пре­ вратится в коммунистическом обществе в добровольный радостный долг перед обще­ ством, в естественную потребность тру­ диться по своим способностям. Уже теперь, на первой фазе коммунизма, труд стал для подавляющего большинства советских лю­ дей делом чести, доблести и геройства. Еоммунпстическое отношение к труду жи­ вет во всенародном социалистическом со­ ревновании масс, в стахановском движе­ нии. Борьба передовых советских людей за высокую производительность труда являет­ ся практической борьбой за коммунизм. Воспитание высокой коммунистической сознательности — необходимое условие пе­ рехода к коммунизму. Пытаясь дискредитировать в глазах тру­ дящихся коммунистический принцип рас­ пределения, буржуазная пропаганда изо­ бражает коммунизм, как царство сплош­ ной уравниловки, где всех одевают одинако­ во, всем выдается одинакова? пища и прочее. Товарищ Сталин, высмеивая такие представления о коммунизме, показал, что коммунистический принцип распределения по потребностям означает не сокращеййе, яе поравнение всех вкусов и потребностей, а всемерное их расширение, полное разное стороннее удовлетворение разнообразных индивидуальных вкусов и потребностей каждой гармонически развитой личности. Важнейшей предпосылкой успешного претворения в жизнь коммунизма являет­ ся наличие при социализме таких движу­ щих сил развития, как морально-полити­ ческое единство советского общества, вели­ кая дружба народов, советский патриотизм, социалистическое соревнование, критика и самокритика. Могучим орудием партии в борьбе за коммунизм является социалисти­ ческое государство. Руководяще# роль в достижении советским пародом великой цели — коммунизма принадлежит ленин­ ско-сталинской партии, вдохновителю и организатору всех паших побед. Партия сплачивает, воодушевляет и организует советских людей, направляет их борьбу за торжество коммунизма. * * * Еак и в какие сроки будет осуществлен переход к коммунизму? Через постепенное создание необходимых материальных и ду­ ховных предпосылок, через строжайшее соблюдение и всемерное укрепление основ­ ного принципа социализма: от каждого — 1 ю его способностям, каждому — по его труду. 0 сроках перехода ко второй фазе ком­ мунизма можно Сделать вывод из выступ­ ления товарища Сталина 9 февраля 1946 г. перед избирателями Сталинского изби­ рательного округа. В этом выступлении товарищ Сталин определил тот экономи­ ческий уровень и те сроки, которое необ­ ходимы для решения основной экономиче­ ской задачи СССР: «три новых пятилетки, если не больше», а выполнение основной экономической задачи, по мысли Товарища Огалйяа, и создает необходимые матери­ альные предпосылки для перехода ко вто­ рой фазе коммунизма. Громадные преимущества советского социалистического строя, характеризующе­ гося общественной социалистической соб­ ственностью На средства производства, пла­ новым, бескризисным развитием хозяйства, отсутствие экплуаташги позволяют всемер­ но ускорить темпы коммунистического строительства. От нас, от каждого советского человека зависит сокращение сроков вступления на­ шей страны в коммунистическое общество. Важнейшим условием успешного продви­ жения нашей страны по пути к коммунизму являются неустанное укрепление экономи­ ческой мощи социалистического государст­ ва, повседневная борьба всего трудящегося человечества за расширение и укрепление лагеря демократии и социализма во всем мире. Героический труд советских людей в послевоенные годы значительно ускоряет темпы продвижения нашей страны к ком­ мунизму. Досрочное выполнение плана послевоенной сталинской пятилетки явит­ ся крупным шагом вперед в выполнении основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству промышленной продукции на душу населения. Советский народ, следуя призыву большевистской партии, не жалеет сил для успешного вы­ полнения сталинской программы послевоеп- його восстановления и развития народ­ ного хозяйства. Уже в конце 1949 г. был не только достигнут, но и значительно превзойден довоенный уровень народного хозяйства. Промышленность СССР ныне работает на значительно более высоком уровне, чем до войны, и на более высоком уровне, чем это намечалось по пятилетнему плану на 1950 год. Валовой урожай зерно­ вых культур я ряда важных технических культур в 1949 году превысил уровень 1940 года. Успешно осуществляются прог­ рамма под’ема животноводства, сталинский план преобразования природы — основа высоких и устойчивых урожаев. Все это обеспечивает условия для создания изоби­ лия предметов потребления. Народное хозяйство нашей страны не­ устанно идет по пути технического прог­ ресса. В важнейших отраслях промышлен­ ности широко осуществляются комплексная механизация труда, автоматизация произ­ водства, химизация, внедряется новая, вы­ сокопроизводительная техника, повышает­ ся культура труда. Всемерно расширяется и укрепляется техническая база сельского хозяйства, повышается культура земледе­ лия, широко применяются достижения ми­ чуринской агробиологической науки. В годы послевоенной пятилетки значи­ тельно вырос культурно-техрчесЕий уро-1 вень трудящихся нашей страны. Более 36.4 миллиона человек обучается в на­ чальных и средних общеобразовательных школах, в техникумах и других специаль­ ных учебпых заведениях. Около 1 миллиона 200 тысяч студентов, включая заочтпков, обучается в высших учебных заведениях страны. Более 55 миллионов человек бы­ ло охвачено всемп видами обучения в СССР в 1949 году. У нас все больше ста­ новится рабочих и крестьян, стахановцев промышленности, транспорта и сельского хозяйства, которые поднялись до уровня интеллигенции. Па наших глазах проис­ ходит процесс старания граней между ум­ ственным п физическим трудом. За готы послевоенной пятилетки значи­ тельно повысился материальный уровень трудящихся. Национальный доход СССР в 1949 г. вырос по сравнению с 1948 годом на 17 процентов, а по сравнению с довоен­ ным. 1910 годом — па 36 процентов. Бла­ годаря последовательному осуществлению политики снижения пен неуклонно растет реальная заработная плата рабочих и слу­ жащих п повышаются доходы крестьян. Самоотверженно борясь за досрочное вы­ полнение сталинской пятилетки, выкорче­ вывая пережпткп капитализма в сознании людей, повседневно повышая свой куль­ турно-технический уровень, укрепляя эко­ номическую и военную мошь нашей Роди­ ны, каждый советский труженик ускоряет победоносное движение к полному комму­ низму. В этом великом, радостном и неодо­ лимом движении нас вооружает бессмерт­ ное учение марксизма-ленинизма, пами ру­ ководит великая и непобедимая партия большевиков во главе с испытанным, геии- альпым вождем советского народа — П. В. Сталиным. Л. ГРОТ, * . к ан д и д а т экономических н аук ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz