На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

6 октября 1950 г ., Ns 237 (3850)'. Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 ПА Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь ЗАНЯТИЕ ПРОВЕДЕНО НА ВЫСОКОМ ИДЕЙНОМ УРОВНЕ Несколько лет в подразделении авиаторов работает партийная школа. Она подготовила многие десятки активистов, научила их ра- Чкге над книгой, привила любовь к глубо- ому изучению марксистско-ленинской ч>рни. Выпускники партшколы, как правило, )едовики в боевой и политической иодго- злое, активисты партийной п комсомоль- юой работы. — Они помогают мне во многом, — го* /Орит командир гвардейского подразделения о то. Южанинове, Антонове, Леушине, Ису- пове и других авиаторах, на «отлично» окончивших партшколу. Партийная школа авиаторов справедливо .считается на нашем флоте Одной из лучших. Это — результат постоянного внимания, которое оказывают партшколе политотдел, партийные организации, командиры под­ разделений. Для чтения лекций были прив­ лечены наиболее Опытные пропагандисты тт. Твардовский, Кричевский и другие. Слушателем были созданы все условии для плодотворной учебы: выделено простор­ ное, теплее помещение, выданы книги, по некоторым лекциям уже оформлены нагляд­ ные пособия. Организованно началась учеба в школе и в нынешнем году. Как . и раньше, она укомплектована лучшими воинами —* от* личникаип боевой и политической подго- • тоэкл, активистами партийной и комсомоль­ ской организаций. В ней будут учиться от- • личные авиаспециалисты старшие сержан­ ты Подоксенов и Автономов, гвардии сер­ жант Гумзров, матрос Спнеглазов, коман­ дир передового отделения младший сержант Соколок, младший сержант Милованов, награжденный знаком отличного специали­ ста, и ряд других. • Учиться в партшколе нынче ив явило ; желание гораздо больше активистов, чем в прошлом году. Это убедительно говорит ! о всевозрастающей политической созна- ! тельноета воинов, о понимании ими перво- ’ степенного значения марксистско-лешн- ской теории в деле достижения успехов в службе, в боевой и политической подготов­ ке, в работе среди масс. Политработники и партийные организации не только уком­ плектовали партшколу, но и помогли това­ рищам, которые не вошли в нее, определить для себя другая формы партийного про­ свещения. Тщательно был подобран и преподава­ тельский состав. В него вошли в основном те офицеры, которые проводили занятая (в прошлые годы. Кроме них к чтению лекций по истории большевистской партии привле­ чены тг. Нехорошим© и Штыков, известные авиаторам, как опытные пропагандисты. Серьезную работу по подголовке к новому учебному году проделал начальник парт­ школы. Здесь имеются хорошо оборудован­ ный лекционный зал, комната для само­ стоятельной работы слушателей. В их рас­ поряжении — парткабинет и библиотека. Накануне занятий было проведено ор­ ганизационное собрание слушателей парт­ школы, на котором была раз’яснена прс грамота занятий, задачи в новом учебном ГОДУ. На собрании авиаторы высказали свое горячее стремление учиться только на «от» лично». Ha-днях состоялось первое занятие. Оно началось ровно в назначенный час. К этому времени слушатели уже сиде­ ли в классе. Перед каждым воином лежали «Краткий курс истории ВЕЛ(б)», тетрадь, ручка, на двоих-троих слушателей — учебник по географии. Сделав отметку в журнале посещаемости, начальник школы предоставил слово для чтения первой лекции офицеру Кричевско- МУ. — Тема сегодняшней лекции, — начал то®. Кричевский, — «История ВКП(б) — марксизм-ленинизм в действии». Сообщив далее о распределении времени, назвав необходимую литературу, тов. Кри- чеэскнй приступил к рассказу по теме. Воины с большим вниманием слушали рас­ сказ о гениальном труде товарища Сталина «Кратком курсе истории ВБП(б)», о слав­ ном пути, пройденном партией большеви­ ков, партией нового типа, марксистско-ле­ нинской партией, о ее героической борьбе за свержение самодержавия, власти капи­ талистов и помещиков, ва власть Советов, за укрепление первого в мире социалисти­ ческого государства. — Созданный товарищем Сталиным «Краткий курс истории ВКЩб)», — про­ должал лектор, — воплотил в себе глубо­ чайшую политическую мудрость и всепо­ беждающую силу марксистско-ленинской теории. Эта великая книга, идейно воору­ жающая весь советский народ в борьбе за построение коммунизма, ' показывает, что история ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в действии. Рассказав далее об организующей, моби­ лизующей и вдохновляющей роли партии Ленина — Сталина в строительстве комму­ нистического общества, лектор призвал ави­ аторов глубоко изучать историю и теорию большевистской партии. ' «Овладеть марксистско-ленинской * теори­ ей, — учит товарищ Сталин, — значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата». Вторая лекция была прочитана по гео­ графии. Хорошо подготовившись (к занятию, имея богатый опыт преподавания этой ди­ сциплины, офицер Савинскпй изложил .со­ держание темы доходчиво» и ясно. Первое занятие прошло организованно, лекции, с большим вниманием прослушан­ ные воинами, были прочитаны грамотно, на высоком идейном уровне. Слушатели партшколы с большим жела­ нием веялись за учебу с тем, чтобы еше лучше выполнять свой долг перед Родиной, более плодотворно работать над воспита­ нием воинов. Капитан А. АЛЕШИН. Начало большой работы Состоялось первое в новом учебном году 'занятие партийной школы. В кубрик, обо­ рудованный под класс, своевременно собра­ лись коммунисты и комсомольцы. Это — •передовики боевой и политической подгояов- . <ки, секретари и члены бюро комсомольских j организаций, агитаторы, редакторы Стен­ ины х газет и другие активисты. Они глубо- , ко сознают, что высокие идейно-лолити- • ческие знания являются залогом успехов в борьбе за повышение боевей готовности . кораблей, отличной учебы, службы, умелой ; работы среди масс. Слушатели партийной школы с больпшм желанием приступили к учебе. Лекцию на тему: «История ВКЩб) — . марксизм-ленинизм в действии» прочел ' тов. Лернер. Свой рассказ он вел просто, доходчиео , увязывал тему с событиями • сегодняшнего дня, задачами, стоящими пе­ ред слушателями. Тов. Лернер хорошо рас­ пределил время. Это дало возможность с одинаковой ясностью и доходчивостью из- ' ложить все вопросы темы, дать слушателям указания на предстоящий период. Единственный упрек, который можно , сделать тов. Лернеру, это его недостаточная связь с аудиторией. Лектор слабо следил ' за тем, как его слушают активисты, как они понимают рассказ, записывают нужное ’ в тетрадях. Вторую лекцию об учении Ленина — Сталина о марксистской партии сделал тов. Шилов. Его рассказ был также содер­ жательным к четким. Тов. Шилов был тес­ нее связан с аудиторией, чем предыдущий лектор. Когда он видел, что слушатели не понимают впервые встретившееся им то или иное слово, тов. Шилов раз’яснял его. Более важные выводы и положения он пов­ торял. В целом обе лекции были прочитаны на высоком идейном уровне. Они предвари­ тельно обсуждались работниками политор- гала. Следует ^отметить недостатки, относящие­ ся к организационной стороне дела. Заня­ тие началось с опозданием. Перерывы за­ нятий не совпадали с перерывами в рабо­ те личного состава и это, естественно, вносило перебои, мешало учебе. . Имелись все условия обеспечить слуша­ телей письменными принадлежностями. Однако этого сделано не было. Отдельные слушатели пришли на занятие с листками бумаги. Помещение для занятий было тес­ ным. * * * В прошлом году первое занятие в этой партийной школе прошло менее организо­ ванно. Учтя ошибки прошлого, руководи­ тели партийной школы деятельно готови­ лись к началу учебы в сета партийного просвещения. В этом году политработники и партийные организации тщательно отбирали слушате­ лей, предварительно раз’яснплп каждому из них задачи, стоящие в новом учебном году, рассказали о значении и условиях учебы в партийной школе. Заботясь о повышении идейно-теорети­ ческого уровня учебы, руководители парт­ школы после первого занятая выслушали замечания самих слушателей о качестве прочитанных лекций. Старший матрос Сницарь, например, отметил, что лекция тов. Шилова была бо­ лее доходчивой потому, что в ней -каждое положение было подкреплено ярким приме­ ром. Слушатели партийной школы выразили пожелание преподавателям лучше следить за аудиторией, смотреть, как она улавлива­ ет содержание рассказа и, где это нужно, повторять сказанное. . Слушатели партийной школы в часы по­ литических занятий будут работать над по­ вышением своего идейно-политического уровня самостоятельно. Если в процессе этой работы у них встретятся трудности, они могут обратиться за помощью к кон­ сультантам — преподавателям партшколы. Консультации намечено проводить один раз в неделю в часы политических занятий. Первое занятие — начало большой рабо­ ты слушателей и преподавательского со­ става партийной школы. Устранить имею­ щиеся недостатки, па высоком идейном и организационном уровне провести весь учебный год — такова вадача. Старший лейтенант Е. КОЗЛОВ. 00 - М*трос А. Дожучаев настойчиво изучает свою специальность, в образцовом стоянии содержит заведывание, успешно несет вахту ва походе. НА СНИМКЕ : командир отделения старший матрос Д . Крмушин (справа) проверяет знания матроса А. Докучаева. Фото Н . • Высоцкого. Оживить работу библиотек При библиотеке Дома офицеров Ваенш возобновил свою работу семинар библио­ течных работников. Ha-днях состоялось первое занятие. На нем была заслушана лекция тов. Машта­ нова на тему: «Коммунистическое воспита­ ние советского народа и борьба за преодо­ ление пережитков капитализма в сознании людей». Затем присутствующие прослуша­ ли доклад «Обобщение и распространение опыта работы библиотек». После доклада выступил ряд библиотеч­ ных работников. Матрос Дураков, говоря о (комплектовании книжных фондов, сказал, что библиотека, в которой он работает, в течение этого года приобрела всего 5 но­ вых книг, а на полках имеется лишь одна книга лауреата Сталинской премии Бубе®- нова «Белая береза». Об этом говорилось и на комсомольском собрании, но разговоры остались без последствий. О том, что эдесь не проявляют должной заботы о пропаганде книги, свидетельству­ ют и другие факты. Библиотека не имеет строгого регламента своей работы, книжные выставки не организуются, на столах, где должны находиться газетные и журнальные подшивки, часто можно видеть играюшпх в домино и шахматы. Матрос Згозиков рассказал о том, что корабельная библиотека ютится у них в су­ довом ларьке вместе с рамами, досками, тумбочками. Читатели долго держат взятые в библиотеке кштп . из-за небрежного от­ ношения многие тома вышли из строя и невозможно их читать. Пропагандой новых книг никто не занимается. Секретарь ком­ сомольского бюро не интересуется тем, как комсомольцы сами читают литературу и как помогают библиотекарю в работе. Нужно прямо сказать, что на семинаре не было выступлений по вопросу обмена опытом работы библиотек. П это понятно, убогой библиотек до последнего времени никто, по существу, ее руководил, не подсказывал, •как нужно ее вести. Мало было выступлений и по недо­ статкам работы самих библиотек. Это об’ясняется двумя причинами. Во-первых, присутствующие не стали говорить о том, что уже было неолпокпатпо пып сказано на прошедших семинарах. Они справедливо поставили вопрос о том, какие же приняты меры по устранению тех недостатков, о ко­ торых было сказано в критических выступ­ лениях на прошедших семинарах. Во-вто­ рых, библиотекари длительное время не собирались, опытом работы не обменива­ лись, методической помощи не получали. Броме этого происходит очень частая смена библиотекарей. В этом можно легко убеди­ ться, просматривая стаж работы тех библи­ отекарей, которые прибыли на семинар. Многие библиотеки не имеют элемен­ тарного оборудования: отсутствуют книж­ ные шкафы, каталожные ящики, нет щи­ тов, на которых можно было бы организо­ вывать книжные витрины по пропаганде новых шит, в помощь политическим заня­ ти ям и по другим текущим и злободневным вопросам; нет правильного учета книжных фондов, библиотеки передаются без актов. Большая часть вины в этом ложится на базовую библиотеку, которая долгое время не имела связи с библиотеками частей, ко­ раблей и подразделений, не вела никакой работы с библиотекарями передвижек, ко­ торые, хотя и нерегулярно, но приходили сюда за книгами. Передвижки комплекто­ вались по принципу «легкого-чтения», без учета современной кипучей созидательной ж и зн и в вашей стране, без учета тех за­ дач, которые сейчас стоят перед личным составом флота. Ошибкой библиотеки было и то, что она не руководила читателями передвижек, не предлагала новых интересных и богатых по содержанию книг. По сути дела — идейно не воспитывала ни самих библиотекарей передвижек, ни читателей. Чтобы семинары библиотечных работни­ ков проходили впредь успешно, на высо­ ком идейном уровне, надо, чтобы за их ра­ боту вместе с библиотекарями отвечали и заместители (командиров по политчасти. Их долг не только отправить библиотекаря на семинар, но и следить за тем, как он посещает семинары, как учится, как после семинаров активизирует свою работу в би­ блиотеке. Нельзя, например, терпеть такое положение, когда библиотекари старший матроо Шахов и матрос Когтянц на вторую часть семинара не явились, а некоторые товарищи явились с опозданием без всяких на то причин. Нужно принять вое меры к тому, чтобы библиотечное дело на флоте стояло на уров­ не тех задач, которые поставила перед на­ ми наша большевистская паотия. С. ФЕДОРЕНКО. С л о в а р ь В помощь слуш ателям групп политических зан ятий и аги таторам МАТЕРИАЛИЗМ — основное направле­ нно в философии. противоположное идеа­ лизму. Материализм исходит из того: а ) что мир по природе своей материален; и) что материя, природа, бытие существует вне и независимо от сознания, что материя пер­ вична и являелся источникам ощущений, а сознание вторично, лроизеодно ; в) что мир и его закономерности впчтне познаваемы. Борьба материализма с щеалшгмем на про­ тяжения всей истории философии была идеологическим выражением борьбы про­ грессивных и реакционных классов обще­ ства. Материализм, как философское наира-з- лепие, возник еше в древней Ннднс!, Китае и Греции (Канода. Ван-Чун. Фалес. Гера­ клит, Демокрит); большое ра звппю по­ лучил в философии XVII — XVIII вв. и в начале XIX в. (’Бэкон, Гоббс. Локк. Спино­ за, Ломоносов. Дидро, Гольбах. Гельвеций. Радищев. Фейербах); «материализм оказал­ ся единственной последовательней филосо­ фией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.» (Ленин). Домарксовский материализм был, однако, непоследовательные и имел существенные недостатки: он был преиму­ щественно механическим, метафизическим, созерцательным, не распространялся на об­ ласть общественных явлений; в значитель­ ной мере эти недостатки были преодолены в материализме классической русской фи­ лософии (Белинский. Герцел. Черпышез- екпй, Добролюбов), но и она пе достигла материалистического понимания истории. Маркс и Энгельс создали новую высшую форму материализма — диалектический материализм, распространив положения диалектического материализма на изучение общественных явлений, ошг создали исто­ рический материализм. Диалектпчеекзш и исторический материализм, развитые даль­ ше Лениным и Сталиным, составляют тео­ ретический Фундамент научного коммуниз­ ма — мировоззрения партии Ленина 1— Сталина. ИДЕАЛИЗМ — реакционное, антинауч­ ное направление в философии, которое в противоположность материализму ложно считает лдею, сознание, дух первичным, а природу, бытие, материю — вторичным. Идеализм враждебен подлинной науке, тесно’ связан с религией и в своей борьбе против материализма па протяжении всей истории философии выступает как идеоло­ гия реакционных классов; идеализм субектшвиыи (берклеанство. махизм и дрЛ отрицает обективное существование мате­ риального мира, признавая единственной реальностью индивидуальное сознание, суб’ектгвные ощущения; в своем последо­ вательном развитии субектшньш идеализм неизбежно прпвотпт к солипсизму; идеализм об’екттшътй (Шеллинг, г'телышетво и др.) утверждает, что основой всего сущест­ вующего является абсолютная идея, миро­ вой дух, в конечном счете бог. Последова­ тельно научное мировоззрение — диалек­ тический материализм — непримиримо ни с каким идеализмом. Марксизм-лени­ низм разоблачил реакционные классовые основы идеализма и вскрыл гносеологиче­ ские корни его лжеучеппи. СОЛИПСИЗМ (философский термин) — доведенный до шайппх выводов суб’ек- тшвиъгй идеализм; признание единствен­ ной реальностью только самого себя (своего «я»), отрицание существования внешнего мира. Вздорность солипсизма доказана всем развитием науки и всей человеческой практикой. Неизбежное тяготение идеализ­ ма к солипсизму убедительное свидетель­ ство его антанаучпостп и реакционности. ГНОСЕОЛОГИЯ — теория познания, раз­ дел философии, изучающий источники , воз ­ можности и средства научного познания; материалистическая диалектика «включает в себя то. что ныне зовут теорией позна­ ния, гпосеологпей» (Ленин) и обосновывает единственно научдгую теорию познания. Г о р о д н а В о л г е Ш ИРОКО й привольно раски­ нулся по зеленым берегам красавицы Волги и реки Оки город Горький. Гигантским амфитеатром расположились по склонам крутой горы его дома и сады, батареями тяжелых ору­ дий вскинули в небо своп трубы де­ сятки фабрик и заводов. С каждым годом, разрастаясь и сказочно хорошея, Горький сейчас по праву считается одним из самых больших и красивейших городов Советского Союза. Основанный еше в 1221 году. Ниж­ ний Новгород в течение семи веков был сонным купеческим городом, дома в котором, по выражению А. М. Горького, были «каменные», а люди — «железные». Правда, всероссийским торжищем, ярмаркой город славился в течение ста лет, по это мало отразилось на его внешнем облике. Дореволюционный Ппжлии Новгород был грязным и пыльным, бедным промышлен­ ностью. В годы советской власти неузнаваемо изменился старый приволжский город. Он превратился в крупнейший центр отечест­ венного машиностроения, в мощный узел железнодорожных и водных путей страны, в столицу индустриального Поволжья. К созвездию именитых ппжегородпев Минина и Добролюбова, Горького и Балакирева, Кулпбина и Свердлова. Мельникова-Печер­ ского и Лобачевского прибавились новые имена выдающихся горьковчан. Это, преждо всего, великий летчик нашего вре­ мени Валерий Павлович Чкалов, зачинатель стахановского движения в машиностроении Александр Бусыгин, герой Отечественной войны, защитник Севастополя политрук Николай Фильченков и многие другие. По сравнению с дореволюционным пе­ риодом как население города, так и пло­ щадь, занимаемая пм, увеличились пример­ но в 10 раз. Город раскинулся сейчас па территории в 34 тысячи гектаров, что значительно превышает землп западно­ европейского государства Люксембург. За годы сталинских пятилеток в городе построено вновь 100 фабрик и заводов, в том числе такие гиганты социалистической индустрии, как автозавод имени Молотова, станкостроительный и металлургический заводы, стекольный эавод имени М. Горь­ кого и многие другие. О размахе социали­ стической перестройки города и героиче­ ском труде его людей свидетельствует тот факт, что в 1949 году выпуск промыш­ ленной продукпип по сравнению с дорево- люппопным 1913 годом вырос в 100 раз. Город во воевозраста.юшем обеме постав­ ляет пародпому хозяйству страны грузовые и легковые автомобили, паровозы и речные суда, фрезерные станки и мельничные ма- пшпы, стекло и льняные ткани, металл и электроприборы, посуду. В 1884 году, когда молодой М. Горький, покинув город, отправился в Казань с твер­ дым намерением поступить учиться в уни­ верситет, в Нижнем Новгороде не было ни одного учебного заведения. Сейчас в Горьком 14 высших учебных заведений. 20 техникумов, десятки крупных научно- исследовательских лабораторий. В городе Горьком работают сейчас пять театров, десятки кино, областная филар- моиия, конпертпый зал, 12 музыкальных школ, несколько ансамблей песни и пляс­ ки. В дворцах культуры и рабочих клубах часто выступают крупнейшие мастера сто­ личной снены. Коллектив МХАТ’а поддер­ живает тесную связь с коллективом четы­ режды орденоносного Сормовского завода. В Горьком работает свыше 100 профес­ сиональных художников. Город свято чтит память своих великих земляков. Их образы увековечены в мра­ море п бронзе памятников, в богатых экспозициях многочисленных музеев. Имя Валерия Павловича Чкалова хорошо зпакомо каждому советскому человеку. Па стальных крыльях своего ^ самолета пёс он добрую славу о советской стране по всему миру. Горьковчане установили памятник В. П. Чкалову на Откосе, около седой кремлевской стены. Многометровый бронзовый мону­ мент высоко поднимается над окружающи­ ми домами и виден со всех сторон города и с Волги. Днем и ночью светятся на темном мраморе пьедестала рубиновые «Сталинские маршруты», проложенные летчиком через Северный полюс и над про­ сторами Сибири. В краеведческом музее внимание посети­ телей привлекает огромная художественная экспозиция, рассказывающая о героиче­ ских подвигах вопнов-горьковчан на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Свыше 100 бойцов и офицеров Со­ ветской Армии, уроженцев города, за геро­ изм и мужество в бою удостоены прави­ тельством высшей воинской награды — звания Героя Советского Союза. Среди них есть и имена героев, защищавших северные морские рубежи нашей социалистической Родины. Вот на стене портрет известного поляр­ ного летчика Героя Советского Союза Александра Петровича Зайцева. Золотыми буквами на фоне алого бархата здесь на­ чертан рассказ о его боевых подвигах. Смертью храбрых пал гвардии майор Зайцев в неравной схватке с 20-ю са­ молетами противника, не допустив их на бомбежку важного военного об’екта. Здесь же выставлена модель буксирного теплохо­ да «А. П. Зайцев». Этот теплоход построи­ ли рабочие завода «Красное Сормово» и назвали именем своего земляка. Сейчас судно плавает по Волге. Вот портрет другого Героя Советского Союза, североморца Леонида Новоспасского. В дни войны катер-охотник, которым командовал отважный моряк, участвовал в десантных операциях, много раз конвоиро­ вал транспортные корабли. За героизм при взятии Печенгп Родина удостоила Л. Но­ воспасского званпя Героя Советского Сою­ за. В музее — прострелеппая во многих местах одежда боевого комапдпра-моря­ ка. Отражены музеем боевые подвиги и других североморцев: Геннадия Лекарева и командира подводной лодкп Владимира Гу­ щина. Особенной любовью горьковчан, да п не только горьковчан, пользуются музеи и исторические места, связанные • с жизнью и деятельностью великого пролетарского писателя, основоположника советской лите­ ратуры,' буревестника революции Алексея Максимовича Горького. В городе А. М. Горькому посвящено два музея: бытовой музей детства Алеши Пеш­ кова — «Домик Каширина» на Почтовом с’езде и литературный музеи — на Откосе. «Домик Каширина» привлекает посети­ телей со всех концов Советского Союза. Всякий,, кто бывает в Горьком в коман­ дировке или проездом, считает своим дол­ гом побывать в домике, где провел свое безрадостное детство великий писатель. По чертежам и личным указаниям самого Алексея Максимовича в музее полностью воссозданы обстановка и стиль дома Каши­ рина. Свыше полмнллиопа человек уже по­ бывало в домике-музее. В большом литературном музее А. М. Горького собрано огромное количество ру­ кописей книг, картин, подлинных доку­ ментов и личных вешей писателя. Красной нитью через всю экспозицию музея прохо­ дит повествование о великой дружбе В. И. Ленина и И. В. Сталина с А. М. Горьким. Вожди и организаторы больше­ вистской партии помогли писателю создать замечательные произведения, ставшие на­ стольными книгами миллионов людей во всем мире. В городе в память о великом земляке ус­ тановлены десятки мемориальных мрамор­ ных досок на всех домах, связанпых с жизнью и деятельностью писателя; А па одной из лучших площадей города имени 1 Мая полным ходом пдут работы по соору­ жению монументального памятника А. М. Горькому. Скульптор лауреат Сталинской премии народный художник СССР В. И. Мухина изобразила писателя молодым. Со смело поднятой головой он идет навстречу жизни, и крепкий волжский ветер дует ему навстречу, играя складками одежды. У подножья памятника, на массивпой каменной глыбе, будет высечеп воспетый писателем Буревестнпк. Оп будет касаться острым крылом водпой глади огромного бассейна, который создается перед памят­ ником. Большой и многогранной жизнью круп­ ного культурного и индустриального центра живет в эта дни город Горький. Мягко шуршат шинами по зеркальному асфальту красивых улиц бесчисленные троллейбусы, звенят новенькие трамваи, бегут легковые автомобили, шумно в речном порту. У то­ варных и пассажирских пристаней стоят десятки пароходов. Мощные башенные кра­ ны легко поднимают и, развернувшись, опускают в трюмы судов автомашины, ящики со станками, белые тюки мануфак­ туры. В область далекого прошлого ото­ шла фигура волжского «крючника», кото­ рый с седелкой на горбу переносил раньше тысячи тонн груза. Мощные машины при­ шли в порт. Десяток электриков и мотори­ стов, работая на них, заменяет сотни груз­ чиков. Сплошным непрерывным потоком прибывают в порт с низовьев Волги, с Ка­ мы. с Белой и Вятки хлеб. соль, рыба, сырье для фабрик и заводов, нефтепродук­ ты и многое другое. Горький отправляет во все концы страны промышленные изделия, лес, пищевые продукты. Тысячи пассажи­ ров, туристов, экскурсантов бывают в пор­ ту. В годы послевоенной сталинской пяти­ летки Горьковский порт стал крупнейшим речным портом в мире. Днем и ночью кипит напряженный стахановский труд на бесчисленных пред­ приятиях города. Ни на одну минуту не умолкает над берегами Волги и Оки ров­ ный гул станков, грохот кузнечных моло­ тов, скрежет обрабатываемого металла, не гаснет ослепительный свет электросварки. Тысячи стахановцев, давно выполнив свою пятилетку, уже работают в счет планов будущих лет. Новая волна социалистического сорев­ нования за выпуск дополнительной про­ дукции из сэкономленных материалов и сырья идет от станка к станку, с участка на участок, наполняя сердца мирных тру­ жеников неистребимой, большевистской жаждой творчества. И как знаменосцы в строю гвардейских колонн, пдут в первых рядах этого соревнования демобилизован­ ные воины— бывшие фронтовики. Немало среди них и бывших военных моряков. Бывший матрос Северпого флота, ныне брпгадпр электросварщиков завода «Крас­ ное Сормово»^Евгений Кузнецов сэкономил в этом году 260 килограммов электродов и 100 килограммов бензина. В месяц стаха­ новец работает два дня на сбереженных материалах. По всему городу разнеслась весть о но­ вом производственном рекорде Героя Со­ ветского Союза сборщика рам автомашины «ГАЗ-51» на автозаводе имени Молотова Александра Мптряева. За одну .тишь ночь его бригада собрала 187 рам при норме в 120. Примеры самоотверженного труда патриотов города имеются па каждом заводе, на каждом участке. Они слагаются в тысячи тонн сверхплановой продукции, в сотни автомашин, в паровозы п суда сормовского завода. Оживленно царит и на новостройках го­ рода. В этом году горьковчане получают новые десятки тысяч квадратных метров жилой площади. Повые улицы вырастают на окраинах Сормова и Автозавода. Горот молодеет с каждым днем, все зеленей и краше становятся его проспекты. Этой вер­ ной на у.тппах п в парках высажено 40 тысяч многолетних деревьев и установлено 10 тысяч погонных метров ажурной метал­ лической ограды. Темпы городского строительства усили­ ваются с каждым месяпем, по п онп блед­ неют перед завтрашними новостройками, перед недалеким будущим города. Об этих перспективах свидетельствуют архитектур­ ные проекты будущих замечательных по своей красоте и монументальности строи­ тельных ансамблей. По этим проектам под­ лежат реконструкции и застройке основные магистрали города. Волею партии большевиков, заботами великого Сталина ставый город превра­ щен в крупнейший индустриальный центр социалистического государства. У города прекрасное пастояшее и еще более яркое будущее. В ближайшие годы город, пося- шпй имя гениального русского писателя, стапет еще больше и краше. Его таким хотят видеть строптелп коммуппзма, тру ­ дящиеся города, и оят таким будет. ИГк\ как сказал Алексей Максимович Горьким: «Если человек хочет. — он все может». Евг, ГАРАНИЧЧР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz