На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 октября 1S50 г., № 235 (3848). ПИСЬМА С ОДНОГО КО РА БЛЯ УЧИТЬСЯ НАСТОЙЧИВО И УПОРНО тАг "Д* _ Выполняя приказ JVs 25 Военно-Морского Министра Союза ССР, экипаж ко­ рабля настойчиво совершенствует военное мастерство, повседневно повышает боеготовность. У механизмов, орудий и приборов идет интенсивная учеба, отраба­ тываются навыки, необходимые в современном морском бою. В ходе летнего пе­ риода обучения на корабле значительно выросло число отличников боевой и поли­ тической подготовки, мастеров военно-морского дела. Не останавливаясь на д о . стнгнутом, военные моряки горят желанием добиться новых успехов в боевой и политической подготовке, укреплении воинской дисциплины и организованности. ★ ★ Бдительно несут ходовую вахту Для того, чтобы образцово выполнять служебные обязанности, сигнальщикам В письмах тт. Сигачева, Немтырева, Иванова и Александрова рассказывается необходимо в совершенстве эиать СВОЮ спс- о том, как матросы и старшины кораоля борются за высокое качество учебы. совершенствуют военное мастерство и Поход—лучшая школа морской вЫучки «Задачей боевой подготовки, — гласит Корабельный устав, — является доведе­ ние боевой выучки, знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в об­ л а е т использования оружия, боевой тех­ ники и тактических приемов до такой сте­ пени совершенства, которое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообразных условиях обстанов­ ки». При обучении личного состава основной упор должен быть взят на практическое освоение своей специальности, на умение правильно использовать корабельную тех­ нику. Большое значение в этом деле играют учебные походы. Они самым ярким образом приближают условия обучения к боевым. Ла походах матросы л старшины действуют непосредственно на командных пунктах и боевых постах, у действующих механизмов. Кроме этого в плавании наиболее полно отрабатываются организация службы и взаимодействие боевых постов, практи­ ческие навыки соблюдения инструк­ ции п наставлений. В походе, когда матросы выполняют свои обязанно­ сти, легче выявить недостатки, которые мешают успешному решению задач, можно проанализировать качество обучения и ликтшщювать имеющиеся недоделки. В одном из учебных походов возникла необходимость перехода с одной машины на другую. Вахту у дизелей несли стар­ ший матрос Ханков и матрос Кузнецов. После доклада с поста управления «Дизель товсь» был хан малый ход. Через пять минут после пуска двигате­ ля матрос Кузнецов заметил, что механизм перегревается. Старший матрос Халгков вместо того, чтобы выяснить причины пе­ регрева механизма, стал повышать давле­ ние охлаждающей воды выше допустимого инструкцией. Давление воды порвало про­ кладки магистралей в нескольких местах, впла хлынула на крышки рабочих цилинд­ ров. Это произошло по причине невыполне­ ния инструкций старшим матросом Ханко- вым и .матросом Кузнецовым. Если бы командир отделения пред’явил требова­ тельность к мотористам, то такого положе­ ния не произошло бы. Старший матрос Ханков и матрос Кузнецов в этот раз недо­ бросовестно отнеслись к пуску двигателя. Этот случай подсказал нам, что при обу­ чении матросов надо больше обращать вни­ мания на практическое освоение своей специальности. С этой целью при планиро- 1 >ании специальных занятий было обраще­ но серьезное внимание на знание инструк­ ции и строгое пх выполнение. - , С мотористами ежедневно проводились занятия и тренировки по отработке практи­ ческих навыков в обслуживании механиз­ мов, по борьбе за живучесть постов. Учеба проводилась на основе боевого опыта и максимально приближалась к условиям боевой действительности. Целеустремленная и последовательная учеба, сочетаемая с высокой требователь­ ностью. сыграла большую роль в повыше­ нии мастерства мотористов. В последующих похода! материальная часть работала безот­ казно. Накопив богатый опыт обслуживания своего заведывания, старший матрос Ко­ вале вс кп и пе только образ ново несет вахту п обслуживает механизмы на походе, но^п тшательно готовит их к практическим дей­ ствиям. Внимательно осматривая и прово­ рачивая механизмы, он дважды замечал неисправности, пеустранение которых мог­ ло бы привести к аварии. В плавании вырабатываются такие важ­ ные качества, как находчивость и настой­ чивость в достижении, поставленной цели. Однажды зимой, во время похода на ко­ рабле замерзла пресная вода. В наличии оставалось ничтожное количество питьевой воды. чКомандир приказал выдарать воду только для приготовления пищи, а для умывания и мытья посуды пользоваться забортной водой. На корабле имелась старая, неисправная электродистилляторная установка Трюм­ ные машинисты главный старшина Пере- верзев и старший матрос Дроздов по своей инициативе решили ее отремонтировать. Они перебрали дистиллятор, установили манометры, из водяного дифферентометра сделали водомерное стекло, дистиллятор оп- рессовали воздухом. Электрики старши ны 2 статьи Назаров и Марков проверили электрическую схему и пустили ее в дей­ ствие вручную, заполняя испаритель водой помимо автомата питания. Дистиллятор да­ вал воду вполне пригодную для умывания и приготовления пищи. Так, находчивость и инициатива трюм­ ных и электриков помогли экипажу. В море вырабатываются стойкость, вы­ носливость. приобретается умение исправно нести вахту в штормовую погоду, перено­ сить трудности походно-боевой обстановкй. Матрос Кулиманов в первых выходах в море укачивался и не мог править вахту на своем боевом посту. Он тогда старался доказать старшине, что он никогда не ста­ нет настоящим моряком. Но Кулиманов с каждым выходом в море привыкал к штор­ мовым условиям, преодолевал трудности. Сейчас он умело несет ходовую вахту в са­ мых различных условиях навигационной обстановки. В истекшее лето личный состав пятой боевой части добился значительных успе­ хов в совершенствовании своих практиче­ ских навыков и все задачи сдал с высокой опепкой. Важнейшим условием достижения успеха явилось правильное обучение лич­ ного состава, высокая требовательность к мотористам. Учить моряков на боевом опыте, учить тому, что необходимо на войне, это значит максимально приблизить запятая к услови­ ям боевой действительности. П тут требо­ вательность офицеров и старшин к себе и подчиненным во многом предопределяет ус­ пех дела. Надо добиться того, чтобы каждый вы-1 ход в море был испольвован для всесторон­ него повышения практических навыков ма­ тросов не только в обслуживании механиз­ мов, по и в отработке навыков в борьбе за живучесть технических средств своего бо­ евого поста я корабля ъ целом. Правильное планирование и проведение боевой учебы на походе способствуют вос­ питанию умелых, стойких я закаленных кадров военных моряков. Старший инженер-лейтенант Н. СИГАЧЕВ. циальность. вверенную им технику, быть выносливыми. Физически развитыми. В лю­ бую непогоду, в любой шторм спгналыцпк обязал вести непрерывное наблюдение, своевременно докладывать обо всем заме­ ченном. Малейшее проявление беспечности может привести к плохим результатам. Не менее важную роль играют рулевые. От них требуется точно держать кора&ть на заданном курсе. В боевых условиях точ­ ность держания корабля на курсе обеспе­ чивает точное попадание снаряда, торпеды. Выполняя требования Военно-Морского Министра СССР, сигнальщики и рулевые нашего корабля настойчиво совершен­ ствуют свое боевое мастерство, безукориз­ ненно несут ходовую вахту. Благодаря отличному знанию своей спе­ циальности, выдержке и настойчивости в осуществлении поставленной цели стар­ ший матрос Ольшанский 8& период летней навигации не имел ни одного замечания по сигнальной вахте. Плохая погода, туманы, дожди не мешают Ольшанскому вести бди­ тельное наблюдение за морем и горизон­ том. В трудных условиях плавания оп не­ однократно обнаруживал плавающие пред­ меты. Опытным сигналыпикш Ольшанский стал не сразу. На первых порах службы он испытывал большие трудности в освоении спгналопроизводства. И уже тогда, когда были накоплены определенные знания и навыки, Ольшанский в своих практических действиях допускал ошибки. Были случаи, когда он неполностью вооружал сигналь­ ный пост. Однажды-он положил ответный вымпел не на свое место. Сменивший его сигпалыник не проверил как следует по­ рядок на посту. В результате ответ на сигнал был задержан на несколько минут. Старшин матрос Ольшанский не пасовал перед трудностями, терпеливо устранял ошибки, старательно повышал практиче­ ские навыки. Матросы Загорский, Сметанин также хорошо овладели своей специальностью. Во всех походах рулевые четко и быстро ра- ботали на боевом посту, показывали при­ мер умелого несения вахты. Особенно трудным был последний поход. Штормовая погода затрудняла действия рулевых. Тре­ бовались исключительная точность, сноров­ ка и находчивость в работе по посту. За­ горский и Сметании успешно справились с выполнением своих обязанностей. Они точ­ но держали корабль на заданном курсе. Перед нами стоит задача — закрепить достигнутые успехи в летнем периоде обу­ чения, продолжать учиться с еше большим напряжением сил. Старшина 2 статьи А. НЕМТЫРЕВ. М Я С Т Е Р С Т В О Заслуженным авторитетом среди личного состава корабля пользуется . старшина 2 статьи Ляшн. Он твердо овладел своей специальностью и безупречно выполняет служебный долг. Па походах он действует быстро, четко, со знанием дела. Не было случая, чтобы но его вине произошла какая-либо задерж­ ка в сдаче учебно-боевой задачи. Добросовестно выполнять обязанности на посту помогает ему учеба по специально­ сти. Ляшн старается получить знаний как можно больше я поэтому часто его можно видеть за самостоятельной учебой. Старшина 2 статыг Ляп-пи — отличник боевой и политической подготовки. Его усердная служба отмечена несколькими по­ ощрениями. 4 Н. ИВАНОВ. Личный пример старшины Когда машинное отделение па секунду озаряется вспышкой пскры п плавный, ритмичный гул постепеипо наполняет от­ сек, взоры вахтенных устремляются туда, где под стальным непроницаемым кожухом стоит генераторная установка. Вахтенные электрики внимательно на­ блюдают за ловкими и быстрыми действия­ ми старшины 2 статьи Назарова. Произве­ дя запуск, старшина тут же дает подчи­ ненным указания, обращая пх внимание на точность соблюдения необходимых ре­ жимов работы электрооборудования. После того, как электрики приступили к несению вахты. Назарову, казалось бы, можно было покинуть отсек. Но не таков старшина группы. Оп понимает, что ко­ рабль в походе, п его не покидает чувство ответственности за работу механизмов. На­ ходясь в машинном отделении, старшина 2 статьи Назаров следит за тем. как ма­ тросы выполняют свои обязанности, подме­ чает пелостатки. Так бывает почти в каж­ дую вахту. Неослабный контроль за деятельностью подчиненных дает возможность старшине группы выявлять характерные ошибки и недостатки па боевом посту. После оконча­ ния вахты оп, как правило, собирает электриков и подробно анализирует пх дей­ ствия, рассказывает то. что было положи - те.штого и отрицательного в их работе, об­ стоятельно указывает меры устранения того пли иного недостатка. Старшина На­ заров делает это не только во время раз­ бора нохода, по и на занятиях по специаль­ ности. Когда речь идет об обслуживании механизмов и о выполнении инструкций, он приводит яркие и убедительные примеры из походной жпзпп. Такая практика дает весьма положительные результаты в учебе моряков, в совершенствовании их навыков. Старшина 2 статьи Назаров душой бо­ леет за состояние техники. Например, дано указание подготовить корабль к похо­ ду. Старшина собирает матросов, об’ясняет задачу и вместе с ппмп идет в машинное отделение готовить материальную часть. Выполненные матросами работы подвергает тщательпому контролю. Особенно внима­ тельно проверяет приборы управления, за­ ливку подшипников маслом, осматривает охлаждение и только после этого плав­ ным движением замыкает главный пу­ сковой рубильник-. Старшина группы Назаров зарекомен­ довал себя на корабле умелым специали­ стом, в совершенстве владеющим вверенной ему материальной частью. Накопленные знания и опыт он умело передает подчи­ ненным, учит пх не только хорошо знать назначение л устройство механизмов, но и правильно за ними ухаишшать и эксплоати- ровать их. Он содержательно и доходчиво проводит занятия и практические трени­ ровки. Занятия, как правило, проходит у .механизмов. После каждого учебного дня практикуются разборы занятии и трениро­ вок. На разборах анализируются ошибки, допущенные тем или иным матросом, рас­ сказывается о том. какие необходимо при­ нять меры для устранения их. Если кто- либо из электриков покажет слабые зна­ ния, старшина проводит с ним допо.тни- телъные занятия и учит до тех пор, пока тот не освоит полностью деталь или агре­ гат. Однажды при пуске электромотора один из матросов неправильно включил рубиль­ ник. Эта ошибка обеспокоила старшину. Ба следующий день по этому вопросу было проведено специальное занятие, па кото­ ром старшина подробно рассказал о пра­ вилах обслуживания агрегата, о требо­ ваниях инструкций и наставлений. Старшина группы пред являет постоян­ ную требовательность к подчиненным, вос­ питывает у них любовь к специальности, боевой технике. В групповых и индивиду­ альных беседах он раз’ясняет им требова­ ния Военной присяги, мобилизует их на отличную учебу и службу. Усилия старшины 2 статьи Назарова не пропадают даром. Напряженная учеба дает положительные результаты. Подчиненные еогу матросы добились высоких показателей в боевой и политической подготовке. Сей­ час на корабле говорят об электриках, как об умелых специалистах, которые показы­ вают пример безупречного служения Роди­ не. Среди них особенно выделяются стар­ ший матрос Павлов, матросы Иванов и Ша­ нин. Став опытными специалистами, они образцово несут вахту у механизмов, строго соблюдают требования воинских уставов. Для того, чтобы грамотно, культурно об­ служивать боевую технику и умело учить своих подчиненных, надо 'много и неустан­ но работать. Старшина 2 статьи Назаров учится настойчиво, упорно, увлекая лич­ ным примером матросов. Р. АЛЕКСАНДРОВ. НАКАНУНЕ ПРОВЕРКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Устранить недостатки Воины нашего подразделения уделяют большое внимание подготовке к проверке политических занятий. В свободное время в комнатах политпросветработы можно ви­ деть много солдат и сержантов, повторяю­ щих материал. Для слушателей организова­ ны дополнительные занятия, проводятся лекции и доклады. Солдаты Мальцев, Самалыга, Мостовой уже повторили по нескольку* тем. Но не везде еще подготовке к проверке полит- ванятнй уделяется должное внимание.- В группе, где руководителем тов. Князев, слушатели тт. Гребенко, Туев, Ковбас, Кузмнцкнй, Пилинеп и некоторые другие еще пе приступали к подготовке. В этом немалая вина тов. Князева. Он мало прояв­ ляет заботы об учебе воинов, не организует повторение материала. Например, в его группе состоялось занятие, па котором нужно было повторить одну пз первых тем программы. Однако Князев к этому был пе подготовлен и решил проводить занятие по последней теме, по которой только нака­ нуне была беседа. Однако и это занятие он провел неорга­ низованно. Вопросы ставил бессистемно, обстановки свободного обсуждения пх не создал, по выступлениям замечаний не де­ лал, не сделал и выводов в конце занятия. Тов. Князев вообще беззаботно отно­ сится к политическим занятиям, к подго­ товке воинов. В его группе, например, слу­ шатели тт. Гребенко, Туев, Рыбак не по­ сещали занятия по три-четыре _ месяца, по с ними дополнительных занятий не про­ водилось и сейчас не оказывается необхо­ димой помощи в подготовке к проверке. Политическому отделу известно положе­ ние в группе тов. Князева, однако мер по улучшению постановки политических заня­ тий до сих пор пе принято. Лейтенант В. ТОЛОЧКИН. Важное событие в жизни воинов Организованна поставлена учеоа моряков корабля Н. Они далеко шагнули вперед по пути дальнейшего повышения военного мастерства, укрепления боеготов­ ности корабля. НА СНИМКЕ: отличники боевой и политической подготовки—в первом ряду (слева направо) старшины 2 статьи Куштысев, Немтырев, Лякин; во втором ряду — матрос Трощенко и старший матрос Хренков. Фото В. Бенедиктова. Предстоящая проверка политических занятий— важное событие в жизни воинов. Руководители групп, пх помощники, пар­ тийная п комсомольская организации на­ шего корабля сейчас сосредоточили сваи усилия на организации помощи воинам в подготовке к проверке. Хорошо организует самостоятельную ра­ боту слушателей помощник руководителя старшина 2 статьи Фомченков. Он не только заботится об обеспечении литературой и наглядными пособиями слушателей, но и практически показывает им, как надо кон­ спектировать материал. Матросы Гурьев и Недашковсшй испытывали затруднения при составлении конспекта, не умели вы­ делять в изучаемом материале главное. Фом­ ченков кропотливо и настойчиво работал с ними, не раз показывал, как надо вести конспект и этим оказал воинам серьезную помощь. Сейчас Гурьев и Недашковсшй стали лу’чше успевать в политической уче­ бе. Серьезно готовятся к проверке старшины Баранцев и Светлов. старшие ма­ тросы Кожевников и Потапенко. Они много работают самостоятельно. При повторении материала используют все имеющиеся по­ собия, каждый день находят время для того, чтобы еше п еше раз заглянуть в конспект, повторить пройденное.4 Главный старшина Мясников один из наиболее подготовленных коммунистов в нашей парторганизации. Ему поручено ока­ зать практическую помощь в подготовке к проверке тем товарищам, которые имеют в политической учебе некоторое отставание. Сейчас Мясников помогает матросам Луне- гову и Барболину, часто беседует с ними, раз’ясняет отдельные вопросы. А. МОНРУШИН. В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ НАН ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: Паотня большевиков в период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции (Апрель 1917 г.—1918 г.). Окончание. Начало см. в NsNs 212 и 234. «Пет ни одной советской республики, в организация которой Сталин не принимал бы активного и руководящего участия. Сталин руководит борьбой за Украинскую Советскую Республику, руководит делом создания Белорусской Республики и совет­ ских республик в Закавказье и Средпей Азии, помогает многочисленным наппо- 31 лл!•ногтям Советской страны строить своп авмиомпые'советские республики и обла­ сти) (Иосиф Впесарпоновпч Стали*. Крат­ кая £:н грлфпя, изд. 2-е, стр. 67— G8). Ликвидация национального гнета, отме­ на всяких национальных ограничений и преимуществ и строительство повых равно­ правных советских республик заложили прочные основы дружбы пародов нашей страны. ___ Перечислив экономические и политиче­ ские мероприятия, направленные на упро­ чение Советской власти, руководитель от- чает, что превращение земли, фабрик, заводов, банков, железных дорог в общена­ родную государственную собственность, введение 8-часового рабочего дня и уста­ новление рабочего контроля над производ­ ствам имели решающее значение для раз­ витая нашей страны. В заключение этой части рассказа под­ черкивается, что эти мероприятия, прове­ данные с конца 1917 года до середины 1018 ’о ■ . лишили буржуазию и помещи­ ков экономической силы, ликвидировали саботаж реакционного чиновничества, по- л силы контрреволюционных партии, упрочили Советскую власть и заложили основы социалистического народного хо­ зяйства. Для того, чтобы окончательно упрочить Советскую власть, нужно было покончить с войной. 2. БРЕСТСКИЙ МИР. VII С’ЕЗД ПАРТИИ Рассказ о борьбе Лепина, Сталина и большевистской партии за мир реко­ мендуется вести в той последовательности, как изложен материал по этому вопросу на стр. 206— 208 «Краткого курса истории ВКП(б)». Необходимо подчеркнуть, что во­ прос о мире для молодого Советского госу­ дарства имел решающее значение. В этой связи особо важно показать слу­ шателям предательскую, провокаторскую политику Троцкого, Бухарина и группы так называемых «левых коммунистов» в во­ просе о мире. Впоследствии, на процессе антисоветского «правотропкпстского бло­ ка» (пачало 1938 года), выяснилось, что эти враги партии и народа уже тогда, в 1918 году, находились в тайном сговоре с внутренней и внешпей * контрреволюцией против партии. Советской власти и рассчи­ тывали срывом мирных переговоров с Гер­ манией столкнуть молодую Советскую рес­ публику. не имевшую еще своей армии, с германским империализмом и, таким обра­ зом, погубить социалистическую револю­ цию. Волее того, подлые враги уже тогда за­ мышляли злодейское убийство ряда руково- .1 i n' П партии и правительства и сформи­ рование правительства пз бухартпшев, троцкистов и эсеров. Рассказывая о тяжелых у«ловпях брест­ ского мирз, необходимо подчеркнуть, что предательство Троцкого, Бухарина, «левых коммунистов» дорого обошлось Советской страпе. Заключив брестский мир, партия выиг­ рала мирную передышку для упрочения Со­ ветской власти, для восстановления раз­ рушенного в мировой войне пародного хо­ зяйства страны, для создания Вооружен­ ных Сил Советского государства. Далее руководитель отмечает, что для окончательного решения вопроса о мире был созван VII с’езл партии. Рассказав о составе с’езда и вопросах, рассмотренных на нем, руководитель переходит к харак­ теристике содержания и значения приня­ тых решеппй: о войне и мире, о перемене названия партии, об изменении программы партии. При характеристике исторического значения VII с’езда партии руководитель подчеркивает, что с’езд продемонстрировал сплоченность партпп вокруг Ленина и Сталина. 3. ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ПРИСТУПА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ План приступа к социалистическому строительству в пашей стране был наме­ чен В. П Лениным в его знаменитой рабо­ те «Очередные задачи Советской власти». В этой работе Лепил ипсал: «Мы, партия большевиков, Россию убе­ дили. Мы Россию отвоевали — у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудя­ щихся. Мы должны топор»- Россией управ­ лять» (Соч., т 27, стр. 214). В. П. Ленин учил, что для успешного управления необходимо уменье «практиче­ ски организовать». Это Ленин счита! самой трудной задачей, «...ибо дело шея об ор­ ганизации по-новому самых глубоких, эко- помггсекпх, основ жпзпп десятков и десят­ ков миллионов людей» (Соч., т. 27, стр. 214). Решающим в выполнении этой задачи В. II. Ленин считал организацию строжай­ шего всенародного контроля за производст­ вом и распределением продуктов в масшта­ бе страны. Социализм — это учет и конт­ роль, говорил Ленин. Он указывал, что в России достаточно хлеба, угля, металла и других ресурсов, достаточен запас челове­ ческих сил для того, чтобы создать дейст­ вительно могучую и обильную Русь. Глав­ ное состоит в том, чтобы наладить учет то­ го, что производится, наладить правильное распределение, привлекая к труду все на-^ селение. В учете и контроле Ленин видел действенное средство борьбы с тунеядцами — богатыми, жуликами, хулиганами и мо­ гучее сродство воспитания людей в духе социалистического отношения к труду. В своей работе «Как организовать сорев­ нование?» Ленин указывал на необходи­ мость развертывания в промышленности социалистического соревнования, введения сдельной оплаты труда, борьбы с уравни­ ловкой и т. д. Он писал: «Социализм не только не угашает со­ ревнования, а напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство тру­ дящихся па арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть своп спо­ собности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник п которые ка­ питализм мял, давил, душил тысячами и миллионами. Паша задача теперь, когда социалисти­ ческое правительство у власти, — орга­ низовать соревнование» (Соч.. т. 26. стр. 367). В. И. Ленин учил, что социализм нель­ зя «ввести», что оп вырастает в ходе са­ мой напряженней, острой классовой борь­ бы, что между капитализмом п соппалпз- мом лежит переходный период, что этому переходному периоду от буржуазного об­ щества к социалистическому обществу со­ ответствует особое государство — дикта­ тура пролетариата. Поэтому укрепление диктатуры пролета/риата, ее карательных органов, предназначенных для подавления буржуазии, создание вооруженных сил для зашиты этой диктатуры от врагов являлось необходимейшим условием осуществления успешного перехода от капитализма к со­ циализму. Руководитель рассказывает далее, как большевистская партия начала реализацию ленинского плана приступа к социалисти­ ческому строительству, как большевики организовывали социалистическое сорев­ нование. В заключение рассказа руководитель излагает содержание Кратких выводов по всей седьмой главе «Краткого курса исто­ рии ВКП(б)» (страницы 213— 214). При этом особо подчеркивает всемирно-истори­ ческое значение Великой Октябрьской со­ циалистической революции для судеб на­ шей страны и всего человечества, ее корен­ ное отличие от всех известных в история революций. «Наша социалистическая рес­ публика Советов, — говорил Ленин, — будет стоять прочно, как факел междуна­ родного социализма я как пример перед всеми трудящимися массами» (Соч., т. 26, стр. 429). Это предвидение Владимира Ильича пол­ ностью сбылось. На примере Советского Союза доказано, что единственным средством спасения на­ рода от капиталистического рабства, экс- плоатаггии и уппетстгя, нищеты и бедствий. от_ истребительных империалистических войп является социалистическая револю­ ция. Ныне по пути социализма идут пароды стран народной демократии. Вдохновлен­ ные Октябрьской революцией и успехами советского народа в строительстве комму­ низма, трудящиеся массы, угнетенные па­ роды капиталистического мтгра борются за свое освобождение от империалистического рабства. Все истинные друзья мира, демо­ кратии и социализма видят в Советском Союзе могучую крепость социализма, вер­ ного п непоколебимого защитника свободы я независимости народов, главную опору я знаменосца мира. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В часы, отведенные для самостоятель­ ного чтения, слушатели должны закон­ спектировать 7, 8 разделы п Краткие вы­ воды по седьмой главе «Краткого курса истории ВКП(б)». Необходимо обратить внимание матросов и старшин ка глубокое изучение ими борьбы большевистской пар­ тии эа упрочение Советской власти и за­ ключение мира, ленинского плана присту­ па к социалистическому строительству, причин создания комбедов, значения V с’езда Советов и принятия первой Совет­ ской Конституции. Важно, чтобы слушате­ ли хорошо усвоили влияние Великой Ок­ тябрьской социалистической революции на исторические судьбы нашей страны. БЕСЕДА’ Ее рекомендуется вести по разделам плана рассказа. При обсуждении первого раздела целесообразно поставить такие во­ просы: Как осуществлялся слом старого бур­ жуазного государственного аппарата и как создавался новый аппарат Советского госу­ дарства? Какие экономические я государственно- политические мероприятия осуществлены партией с конца 1917 г. до середины 1918 г.? Почему было распущено Учредительное собраппе? Как создавались Красная Армия я Воен­ но-Морской Флот? Как партия разрешила национальный вопрос в пашей стране? В ходе беседы необходимо тесно увязы­ вать обсуждаемые вопросы с современно­ стью и с конкретными задачами личного состава группы. Для лучшего усвоения матросами и старпптамп изучаемого мате­ риала необходимо использовать наглядные пособпя, папомпить содержание кинофиль­ мов «Человек с ружьем», «Ленин в Октяб­ ре». «Ленин в 1918 году» и «Яков Сверд­ лов». Составил капитан 2 ранга В. КОЛОТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz