На страже Заполярья. 1950 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 октября 1S50 г., № 235 (3848). ПИСЬМА С ОДНОГО КО РА БЛЯ УЧИТЬСЯ НАСТОЙЧИВО И УПОРНО тАг "Д* _ Выполняя приказ JVs 25 Военно-Морского Министра Союза ССР, экипаж ко рабля настойчиво совершенствует военное мастерство, повседневно повышает боеготовность. У механизмов, орудий и приборов идет интенсивная учеба, отраба тываются навыки, необходимые в современном морском бою. В ходе летнего пе риода обучения на корабле значительно выросло число отличников боевой и поли тической подготовки, мастеров военно-морского дела. Не останавливаясь на д о . стнгнутом, военные моряки горят желанием добиться новых успехов в боевой и политической подготовке, укреплении воинской дисциплины и организованности. ★ ★ Бдительно несут ходовую вахту Для того, чтобы образцово выполнять служебные обязанности, сигнальщикам В письмах тт. Сигачева, Немтырева, Иванова и Александрова рассказывается необходимо в совершенстве эиать СВОЮ спс- о том, как матросы и старшины кораоля борются за высокое качество учебы. совершенствуют военное мастерство и Поход—лучшая школа морской вЫучки «Задачей боевой подготовки, — гласит Корабельный устав, — является доведе ние боевой выучки, знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в об л а е т использования оружия, боевой тех ники и тактических приемов до такой сте пени совершенства, которое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообразных условиях обстанов ки». При обучении личного состава основной упор должен быть взят на практическое освоение своей специальности, на умение правильно использовать корабельную тех нику. Большое значение в этом деле играют учебные походы. Они самым ярким образом приближают условия обучения к боевым. Ла походах матросы л старшины действуют непосредственно на командных пунктах и боевых постах, у действующих механизмов. Кроме этого в плавании наиболее полно отрабатываются организация службы и взаимодействие боевых постов, практи ческие навыки соблюдения инструк ции п наставлений. В походе, когда матросы выполняют свои обязанно сти, легче выявить недостатки, которые мешают успешному решению задач, можно проанализировать качество обучения и ликтшщювать имеющиеся недоделки. В одном из учебных походов возникла необходимость перехода с одной машины на другую. Вахту у дизелей несли стар ший матрос Ханков и матрос Кузнецов. После доклада с поста управления «Дизель товсь» был хан малый ход. Через пять минут после пуска двигате ля матрос Кузнецов заметил, что механизм перегревается. Старший матрос Халгков вместо того, чтобы выяснить причины пе регрева механизма, стал повышать давле ние охлаждающей воды выше допустимого инструкцией. Давление воды порвало про кладки магистралей в нескольких местах, впла хлынула на крышки рабочих цилинд ров. Это произошло по причине невыполне ния инструкций старшим матросом Ханко- вым и .матросом Кузнецовым. Если бы командир отделения пред’явил требова тельность к мотористам, то такого положе ния не произошло бы. Старший матрос Ханков и матрос Кузнецов в этот раз недо бросовестно отнеслись к пуску двигателя. Этот случай подсказал нам, что при обу чении матросов надо больше обращать вни мания на практическое освоение своей специальности. С этой целью при планиро- 1 >ании специальных занятий было обраще но серьезное внимание на знание инструк ции и строгое пх выполнение. - , С мотористами ежедневно проводились занятия и тренировки по отработке практи ческих навыков в обслуживании механиз мов, по борьбе за живучесть постов. Учеба проводилась на основе боевого опыта и максимально приближалась к условиям боевой действительности. Целеустремленная и последовательная учеба, сочетаемая с высокой требователь ностью. сыграла большую роль в повыше нии мастерства мотористов. В последующих похода! материальная часть работала безот казно. Накопив богатый опыт обслуживания своего заведывания, старший матрос Ко вале вс кп и пе только образ ново несет вахту п обслуживает механизмы на походе, но^п тшательно готовит их к практическим дей ствиям. Внимательно осматривая и прово рачивая механизмы, он дважды замечал неисправности, пеустранение которых мог ло бы привести к аварии. В плавании вырабатываются такие важ ные качества, как находчивость и настой чивость в достижении, поставленной цели. Однажды зимой, во время похода на ко рабле замерзла пресная вода. В наличии оставалось ничтожное количество питьевой воды. чКомандир приказал выдарать воду только для приготовления пищи, а для умывания и мытья посуды пользоваться забортной водой. На корабле имелась старая, неисправная электродистилляторная установка Трюм ные машинисты главный старшина Пере- верзев и старший матрос Дроздов по своей инициативе решили ее отремонтировать. Они перебрали дистиллятор, установили манометры, из водяного дифферентометра сделали водомерное стекло, дистиллятор оп- рессовали воздухом. Электрики старши ны 2 статьи Назаров и Марков проверили электрическую схему и пустили ее в дей ствие вручную, заполняя испаритель водой помимо автомата питания. Дистиллятор да вал воду вполне пригодную для умывания и приготовления пищи. Так, находчивость и инициатива трюм ных и электриков помогли экипажу. В море вырабатываются стойкость, вы носливость. приобретается умение исправно нести вахту в штормовую погоду, перено сить трудности походно-боевой обстановкй. Матрос Кулиманов в первых выходах в море укачивался и не мог править вахту на своем боевом посту. Он тогда старался доказать старшине, что он никогда не ста нет настоящим моряком. Но Кулиманов с каждым выходом в море привыкал к штор мовым условиям, преодолевал трудности. Сейчас он умело несет ходовую вахту в са мых различных условиях навигационной обстановки. В истекшее лето личный состав пятой боевой части добился значительных успе хов в совершенствовании своих практиче ских навыков и все задачи сдал с высокой опепкой. Важнейшим условием достижения успеха явилось правильное обучение лич ного состава, высокая требовательность к мотористам. Учить моряков на боевом опыте, учить тому, что необходимо на войне, это значит максимально приблизить запятая к услови ям боевой действительности. П тут требо вательность офицеров и старшин к себе и подчиненным во многом предопределяет ус пех дела. Надо добиться того, чтобы каждый вы-1 ход в море был испольвован для всесторон него повышения практических навыков ма тросов не только в обслуживании механиз мов, по и в отработке навыков в борьбе за живучесть технических средств своего бо евого поста я корабля ъ целом. Правильное планирование и проведение боевой учебы на походе способствуют вос питанию умелых, стойких я закаленных кадров военных моряков. Старший инженер-лейтенант Н. СИГАЧЕВ. циальность. вверенную им технику, быть выносливыми. Физически развитыми. В лю бую непогоду, в любой шторм спгналыцпк обязал вести непрерывное наблюдение, своевременно докладывать обо всем заме ченном. Малейшее проявление беспечности может привести к плохим результатам. Не менее важную роль играют рулевые. От них требуется точно держать кора&ть на заданном курсе. В боевых условиях точ ность держания корабля на курсе обеспе чивает точное попадание снаряда, торпеды. Выполняя требования Военно-Морского Министра СССР, сигнальщики и рулевые нашего корабля настойчиво совершен ствуют свое боевое мастерство, безукориз ненно несут ходовую вахту. Благодаря отличному знанию своей спе циальности, выдержке и настойчивости в осуществлении поставленной цели стар ший матрос Ольшанский 8& период летней навигации не имел ни одного замечания по сигнальной вахте. Плохая погода, туманы, дожди не мешают Ольшанскому вести бди тельное наблюдение за морем и горизон том. В трудных условиях плавания оп не однократно обнаруживал плавающие пред меты. Опытным сигналыпикш Ольшанский стал не сразу. На первых порах службы он испытывал большие трудности в освоении спгналопроизводства. И уже тогда, когда были накоплены определенные знания и навыки, Ольшанский в своих практических действиях допускал ошибки. Были случаи, когда он неполностью вооружал сигналь ный пост. Однажды-он положил ответный вымпел не на свое место. Сменивший его сигпалыник не проверил как следует по рядок на посту. В результате ответ на сигнал был задержан на несколько минут. Старшин матрос Ольшанский не пасовал перед трудностями, терпеливо устранял ошибки, старательно повышал практиче ские навыки. Матросы Загорский, Сметанин также хорошо овладели своей специальностью. Во всех походах рулевые четко и быстро ра- ботали на боевом посту, показывали при мер умелого несения вахты. Особенно трудным был последний поход. Штормовая погода затрудняла действия рулевых. Тре бовались исключительная точность, сноров ка и находчивость в работе по посту. За горский и Сметании успешно справились с выполнением своих обязанностей. Они точ но держали корабль на заданном курсе. Перед нами стоит задача — закрепить достигнутые успехи в летнем периоде обу чения, продолжать учиться с еше большим напряжением сил. Старшина 2 статьи А. НЕМТЫРЕВ. М Я С Т Е Р С Т В О Заслуженным авторитетом среди личного состава корабля пользуется . старшина 2 статьи Ляшн. Он твердо овладел своей специальностью и безупречно выполняет служебный долг. Па походах он действует быстро, четко, со знанием дела. Не было случая, чтобы но его вине произошла какая-либо задерж ка в сдаче учебно-боевой задачи. Добросовестно выполнять обязанности на посту помогает ему учеба по специально сти. Ляшн старается получить знаний как можно больше я поэтому часто его можно видеть за самостоятельной учебой. Старшина 2 статыг Ляп-пи — отличник боевой и политической подготовки. Его усердная служба отмечена несколькими по ощрениями. 4 Н. ИВАНОВ. Личный пример старшины Когда машинное отделение па секунду озаряется вспышкой пскры п плавный, ритмичный гул постепеипо наполняет от сек, взоры вахтенных устремляются туда, где под стальным непроницаемым кожухом стоит генераторная установка. Вахтенные электрики внимательно на блюдают за ловкими и быстрыми действия ми старшины 2 статьи Назарова. Произве дя запуск, старшина тут же дает подчи ненным указания, обращая пх внимание на точность соблюдения необходимых ре жимов работы электрооборудования. После того, как электрики приступили к несению вахты. Назарову, казалось бы, можно было покинуть отсек. Но не таков старшина группы. Оп понимает, что ко рабль в походе, п его не покидает чувство ответственности за работу механизмов. На ходясь в машинном отделении, старшина 2 статьи Назаров следит за тем. как ма тросы выполняют свои обязанности, подме чает пелостатки. Так бывает почти в каж дую вахту. Неослабный контроль за деятельностью подчиненных дает возможность старшине группы выявлять характерные ошибки и недостатки па боевом посту. После оконча ния вахты оп, как правило, собирает электриков и подробно анализирует пх дей ствия, рассказывает то. что было положи - те.штого и отрицательного в их работе, об стоятельно указывает меры устранения того пли иного недостатка. Старшина На заров делает это не только во время раз бора нохода, по и на занятиях по специаль ности. Когда речь идет об обслуживании механизмов и о выполнении инструкций, он приводит яркие и убедительные примеры из походной жпзпп. Такая практика дает весьма положительные результаты в учебе моряков, в совершенствовании их навыков. Старшина 2 статьи Назаров душой бо леет за состояние техники. Например, дано указание подготовить корабль к похо ду. Старшина собирает матросов, об’ясняет задачу и вместе с ппмп идет в машинное отделение готовить материальную часть. Выполненные матросами работы подвергает тщательпому контролю. Особенно внима тельно проверяет приборы управления, за ливку подшипников маслом, осматривает охлаждение и только после этого плав ным движением замыкает главный пу сковой рубильник-. Старшина группы Назаров зарекомен довал себя на корабле умелым специали стом, в совершенстве владеющим вверенной ему материальной частью. Накопленные знания и опыт он умело передает подчи ненным, учит пх не только хорошо знать назначение л устройство механизмов, но и правильно за ними ухаишшать и эксплоати- ровать их. Он содержательно и доходчиво проводит занятия и практические трени ровки. Занятия, как правило, проходит у .механизмов. После каждого учебного дня практикуются разборы занятии и трениро вок. На разборах анализируются ошибки, допущенные тем или иным матросом, рас сказывается о том. какие необходимо при нять меры для устранения их. Если кто- либо из электриков покажет слабые зна ния, старшина проводит с ним допо.тни- телъные занятия и учит до тех пор, пока тот не освоит полностью деталь или агре гат. Однажды при пуске электромотора один из матросов неправильно включил рубиль ник. Эта ошибка обеспокоила старшину. Ба следующий день по этому вопросу было проведено специальное занятие, па кото ром старшина подробно рассказал о пра вилах обслуживания агрегата, о требо ваниях инструкций и наставлений. Старшина группы пред являет постоян ную требовательность к подчиненным, вос питывает у них любовь к специальности, боевой технике. В групповых и индивиду альных беседах он раз’ясняет им требова ния Военной присяги, мобилизует их на отличную учебу и службу. Усилия старшины 2 статьи Назарова не пропадают даром. Напряженная учеба дает положительные результаты. Подчиненные еогу матросы добились высоких показателей в боевой и политической подготовке. Сей час на корабле говорят об электриках, как об умелых специалистах, которые показы вают пример безупречного служения Роди не. Среди них особенно выделяются стар ший матрос Павлов, матросы Иванов и Ша нин. Став опытными специалистами, они образцово несут вахту у механизмов, строго соблюдают требования воинских уставов. Для того, чтобы грамотно, культурно об служивать боевую технику и умело учить своих подчиненных, надо 'много и неустан но работать. Старшина 2 статьи Назаров учится настойчиво, упорно, увлекая лич ным примером матросов. Р. АЛЕКСАНДРОВ. НАКАНУНЕ ПРОВЕРКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Устранить недостатки Воины нашего подразделения уделяют большое внимание подготовке к проверке политических занятий. В свободное время в комнатах политпросветработы можно ви деть много солдат и сержантов, повторяю щих материал. Для слушателей организова ны дополнительные занятия, проводятся лекции и доклады. Солдаты Мальцев, Самалыга, Мостовой уже повторили по нескольку* тем. Но не везде еще подготовке к проверке полит- ванятнй уделяется должное внимание.- В группе, где руководителем тов. Князев, слушатели тт. Гребенко, Туев, Ковбас, Кузмнцкнй, Пилинеп и некоторые другие еще пе приступали к подготовке. В этом немалая вина тов. Князева. Он мало прояв ляет заботы об учебе воинов, не организует повторение материала. Например, в его группе состоялось занятие, па котором нужно было повторить одну пз первых тем программы. Однако Князев к этому был пе подготовлен и решил проводить занятие по последней теме, по которой только нака нуне была беседа. Однако и это занятие он провел неорга низованно. Вопросы ставил бессистемно, обстановки свободного обсуждения пх не создал, по выступлениям замечаний не де лал, не сделал и выводов в конце занятия. Тов. Князев вообще беззаботно отно сится к политическим занятиям, к подго товке воинов. В его группе, например, слу шатели тт. Гребенко, Туев, Рыбак не по сещали занятия по три-четыре _ месяца, по с ними дополнительных занятий не про водилось и сейчас не оказывается необхо димой помощи в подготовке к проверке. Политическому отделу известно положе ние в группе тов. Князева, однако мер по улучшению постановки политических заня тий до сих пор пе принято. Лейтенант В. ТОЛОЧКИН. Важное событие в жизни воинов Организованна поставлена учеоа моряков корабля Н. Они далеко шагнули вперед по пути дальнейшего повышения военного мастерства, укрепления боеготов ности корабля. НА СНИМКЕ: отличники боевой и политической подготовки—в первом ряду (слева направо) старшины 2 статьи Куштысев, Немтырев, Лякин; во втором ряду — матрос Трощенко и старший матрос Хренков. Фото В. Бенедиктова. Предстоящая проверка политических занятий— важное событие в жизни воинов. Руководители групп, пх помощники, пар тийная п комсомольская организации на шего корабля сейчас сосредоточили сваи усилия на организации помощи воинам в подготовке к проверке. Хорошо организует самостоятельную ра боту слушателей помощник руководителя старшина 2 статьи Фомченков. Он не только заботится об обеспечении литературой и наглядными пособиями слушателей, но и практически показывает им, как надо кон спектировать материал. Матросы Гурьев и Недашковсшй испытывали затруднения при составлении конспекта, не умели вы делять в изучаемом материале главное. Фом ченков кропотливо и настойчиво работал с ними, не раз показывал, как надо вести конспект и этим оказал воинам серьезную помощь. Сейчас Гурьев и Недашковсшй стали лу’чше успевать в политической уче бе. Серьезно готовятся к проверке старшины Баранцев и Светлов. старшие ма тросы Кожевников и Потапенко. Они много работают самостоятельно. При повторении материала используют все имеющиеся по собия, каждый день находят время для того, чтобы еше п еше раз заглянуть в конспект, повторить пройденное.4 Главный старшина Мясников один из наиболее подготовленных коммунистов в нашей парторганизации. Ему поручено ока зать практическую помощь в подготовке к проверке тем товарищам, которые имеют в политической учебе некоторое отставание. Сейчас Мясников помогает матросам Луне- гову и Барболину, часто беседует с ними, раз’ясняет отдельные вопросы. А. МОНРУШИН. В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ НАН ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: Паотня большевиков в период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции (Апрель 1917 г.—1918 г.). Окончание. Начало см. в NsNs 212 и 234. «Пет ни одной советской республики, в организация которой Сталин не принимал бы активного и руководящего участия. Сталин руководит борьбой за Украинскую Советскую Республику, руководит делом создания Белорусской Республики и совет ских республик в Закавказье и Средпей Азии, помогает многочисленным наппо- 31 лл!•ногтям Советской страны строить своп авмиомпые'советские республики и обла сти) (Иосиф Впесарпоновпч Стали*. Крат кая £:н грлфпя, изд. 2-е, стр. 67— G8). Ликвидация национального гнета, отме на всяких национальных ограничений и преимуществ и строительство повых равно правных советских республик заложили прочные основы дружбы пародов нашей страны. ___ Перечислив экономические и политиче ские мероприятия, направленные на упро чение Советской власти, руководитель от- чает, что превращение земли, фабрик, заводов, банков, железных дорог в общена родную государственную собственность, введение 8-часового рабочего дня и уста новление рабочего контроля над производ ствам имели решающее значение для раз витая нашей страны. В заключение этой части рассказа под черкивается, что эти мероприятия, прове данные с конца 1917 года до середины 1018 ’о ■ . лишили буржуазию и помещи ков экономической силы, ликвидировали саботаж реакционного чиновничества, по- л силы контрреволюционных партии, упрочили Советскую власть и заложили основы социалистического народного хо зяйства. Для того, чтобы окончательно упрочить Советскую власть, нужно было покончить с войной. 2. БРЕСТСКИЙ МИР. VII С’ЕЗД ПАРТИИ Рассказ о борьбе Лепина, Сталина и большевистской партии за мир реко мендуется вести в той последовательности, как изложен материал по этому вопросу на стр. 206— 208 «Краткого курса истории ВКП(б)». Необходимо подчеркнуть, что во прос о мире для молодого Советского госу дарства имел решающее значение. В этой связи особо важно показать слу шателям предательскую, провокаторскую политику Троцкого, Бухарина и группы так называемых «левых коммунистов» в во просе о мире. Впоследствии, на процессе антисоветского «правотропкпстского бло ка» (пачало 1938 года), выяснилось, что эти враги партии и народа уже тогда, в 1918 году, находились в тайном сговоре с внутренней и внешпей * контрреволюцией против партии. Советской власти и рассчи тывали срывом мирных переговоров с Гер манией столкнуть молодую Советскую рес публику. не имевшую еще своей армии, с германским империализмом и, таким обра зом, погубить социалистическую револю цию. Волее того, подлые враги уже тогда за мышляли злодейское убийство ряда руково- .1 i n' П партии и правительства и сформи рование правительства пз бухартпшев, троцкистов и эсеров. Рассказывая о тяжелых у«ловпях брест ского мирз, необходимо подчеркнуть, что предательство Троцкого, Бухарина, «левых коммунистов» дорого обошлось Советской страпе. Заключив брестский мир, партия выиг рала мирную передышку для упрочения Со ветской власти, для восстановления раз рушенного в мировой войне пародного хо зяйства страны, для создания Вооружен ных Сил Советского государства. Далее руководитель отмечает, что для окончательного решения вопроса о мире был созван VII с’езл партии. Рассказав о составе с’езда и вопросах, рассмотренных на нем, руководитель переходит к харак теристике содержания и значения приня тых решеппй: о войне и мире, о перемене названия партии, об изменении программы партии. При характеристике исторического значения VII с’езда партии руководитель подчеркивает, что с’езд продемонстрировал сплоченность партпп вокруг Ленина и Сталина. 3. ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ПРИСТУПА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ План приступа к социалистическому строительству в пашей стране был наме чен В. П Лениным в его знаменитой рабо те «Очередные задачи Советской власти». В этой работе Лепил ипсал: «Мы, партия большевиков, Россию убе дили. Мы Россию отвоевали — у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудя щихся. Мы должны топор»- Россией управ лять» (Соч., т 27, стр. 214). В. П. Ленин учил, что для успешного управления необходимо уменье «практиче ски организовать». Это Ленин счита! самой трудной задачей, «...ибо дело шея об ор ганизации по-новому самых глубоких, эко- помггсекпх, основ жпзпп десятков и десят ков миллионов людей» (Соч., т. 27, стр. 214). Решающим в выполнении этой задачи В. II. Ленин считал организацию строжай шего всенародного контроля за производст вом и распределением продуктов в масшта бе страны. Социализм — это учет и конт роль, говорил Ленин. Он указывал, что в России достаточно хлеба, угля, металла и других ресурсов, достаточен запас челове ческих сил для того, чтобы создать дейст вительно могучую и обильную Русь. Глав ное состоит в том, чтобы наладить учет то го, что производится, наладить правильное распределение, привлекая к труду все на-^ селение. В учете и контроле Ленин видел действенное средство борьбы с тунеядцами — богатыми, жуликами, хулиганами и мо гучее сродство воспитания людей в духе социалистического отношения к труду. В своей работе «Как организовать сорев нование?» Ленин указывал на необходи мость развертывания в промышленности социалистического соревнования, введения сдельной оплаты труда, борьбы с уравни ловкой и т. д. Он писал: «Социализм не только не угашает со ревнования, а напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство тру дящихся па арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть своп спо собности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник п которые ка питализм мял, давил, душил тысячами и миллионами. Паша задача теперь, когда социалисти ческое правительство у власти, — орга низовать соревнование» (Соч.. т. 26. стр. 367). В. И. Ленин учил, что социализм нель зя «ввести», что оп вырастает в ходе са мой напряженней, острой классовой борь бы, что между капитализмом п соппалпз- мом лежит переходный период, что этому переходному периоду от буржуазного об щества к социалистическому обществу со ответствует особое государство — дикта тура пролетариата. Поэтому укрепление диктатуры пролета/риата, ее карательных органов, предназначенных для подавления буржуазии, создание вооруженных сил для зашиты этой диктатуры от врагов являлось необходимейшим условием осуществления успешного перехода от капитализма к со циализму. Руководитель рассказывает далее, как большевистская партия начала реализацию ленинского плана приступа к социалисти ческому строительству, как большевики организовывали социалистическое сорев нование. В заключение рассказа руководитель излагает содержание Кратких выводов по всей седьмой главе «Краткого курса исто рии ВКП(б)» (страницы 213— 214). При этом особо подчеркивает всемирно-истори ческое значение Великой Октябрьской со циалистической революции для судеб на шей страны и всего человечества, ее корен ное отличие от всех известных в история революций. «Наша социалистическая рес публика Советов, — говорил Ленин, — будет стоять прочно, как факел междуна родного социализма я как пример перед всеми трудящимися массами» (Соч., т. 26, стр. 429). Это предвидение Владимира Ильича пол ностью сбылось. На примере Советского Союза доказано, что единственным средством спасения на рода от капиталистического рабства, экс- плоатаггии и уппетстгя, нищеты и бедствий. от_ истребительных империалистических войп является социалистическая револю ция. Ныне по пути социализма идут пароды стран народной демократии. Вдохновлен ные Октябрьской революцией и успехами советского народа в строительстве комму низма, трудящиеся массы, угнетенные па роды капиталистического мтгра борются за свое освобождение от империалистического рабства. Все истинные друзья мира, демо кратии и социализма видят в Советском Союзе могучую крепость социализма, вер ного п непоколебимого защитника свободы я независимости народов, главную опору я знаменосца мира. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В часы, отведенные для самостоятель ного чтения, слушатели должны закон спектировать 7, 8 разделы п Краткие вы воды по седьмой главе «Краткого курса истории ВКП(б)». Необходимо обратить внимание матросов и старшин ка глубокое изучение ими борьбы большевистской пар тии эа упрочение Советской власти и за ключение мира, ленинского плана присту па к социалистическому строительству, причин создания комбедов, значения V с’езда Советов и принятия первой Совет ской Конституции. Важно, чтобы слушате ли хорошо усвоили влияние Великой Ок тябрьской социалистической революции на исторические судьбы нашей страны. БЕСЕДА’ Ее рекомендуется вести по разделам плана рассказа. При обсуждении первого раздела целесообразно поставить такие во просы: Как осуществлялся слом старого бур жуазного государственного аппарата и как создавался новый аппарат Советского госу дарства? Какие экономические я государственно- политические мероприятия осуществлены партией с конца 1917 г. до середины 1918 г.? Почему было распущено Учредительное собраппе? Как создавались Красная Армия я Воен но-Морской Флот? Как партия разрешила национальный вопрос в пашей стране? В ходе беседы необходимо тесно увязы вать обсуждаемые вопросы с современно стью и с конкретными задачами личного состава группы. Для лучшего усвоения матросами и старпптамп изучаемого мате риала необходимо использовать наглядные пособпя, папомпить содержание кинофиль мов «Человек с ружьем», «Ленин в Октяб ре». «Ленин в 1918 году» и «Яков Сверд лов». Составил капитан 2 ранга В. КОЛОТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz