На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

3 0 ноября 1950 r „ № 282 (38 95 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Страница старшины и сержанта Боевой опыт— воснову учебы Старшина 2 статьи Уханов настойчиво | Уханов рассказал старшему матросу, обучает и воспитывает подчипеппых. | какое большое значение на корабле имеет Повышать качество каждого занятия Опыт, накопленный в учебе и службе, он умело перелает матросам и па конкрет­ ных примерах показывает, почему каж­ дый рулевой, неся ходовую вахту, должен йыть высокобдительным моряком. Мне вспоминается однп из походов, *— рассказывает старшина 2 статьи Уха­ нов. —: Условия для плавания были не­ благоприятные. Стоял сплошной туман. Итти приходилось вслепую, ориентируясь только по приборам. Стоя у руля, я бди­ тельно нес вахту, внимательно вгляды­ ваясь в слабо вырисовывающиеся конту­ ры берега. Театр плавания знал подробно, ибо проходил этим местом пе один раз. Вдруг я заметил, что мы ид^м неправиль­ ным курсом. О свопх подозрениях немед­ ленно доложпл вахтенному офицеру. Курс корабля был т у т же изменен. После похода командир корабля вынес мче благодарность. — Неотъемлемой чертой каждогг рулевого должны быть высокая бдительность, .умение точно держать корабль на задапном yfb се п отличное зиание театра плавапия, — говорит Уханов. Прививая матросам высокую бдитель­ ность. любовь к специальности, старшина 2 статьи Уханов старательно повышает теоретические знания и практические на­ выки подчиненных. Передовой старшина тщательно готовится к каждому занятию по специальности. Изучив нужный мате­ риал, он составляет подробный конспект. ...Отделепие собралось на занятие по изучению магнитного компаса. — Несмотря на то. что твердо знаю устройство компаса и его п р и н ц и п дейст­ вия, — рассказывает Уханов. — я перед началом занятии еше раз прочитал мате­ риал. продумал, какие вопросы буду ста­ вить перед подчиненными, состаьпл кон­ спект. Начав занятие, старшина 2 статьи Уханов подробно рассказал об устройстве компаса, наглядно покззал каждую деталь ^.рпбора, раз’яснил ее назначение. После изложения материала он перешел к опро- . су. — Об’ясните устройство картушки и ее назначение? — спрашивает командир отделения у старшего матроса Кудрявце­ ва. Кудрявцев внимательно прослушал рас­ сказ старшины, понял и осмыслил, устрой­ ство каждой детали прибора и теперь по­ дробно и уверенно отвечает на заданный вопрос. Занятия прошли успешно. Подчиненные хорошо усвэти тему, но опытный стар­ шина не успокоплся па достигнутых ре­ зультатах. Командир отделения знает что пройдет * определенный срок п подчиненные могут забыть устройство прибора Поэтому спу­ стя несколько времени Ухапов проводит повторное занятие по пройденной теме. Теперь старшина уже не сам рассказы­ вает, а спрашивает матросов п по пх от­ ветам делает вывод, насколько прочно усвоен пройденный материал. Трудно давалось рулевым усвпеппе штормовых сигналов. Воины забывади сигналы и их значения, а ипогда и пута­ ли их. Для того, чтобы былс легче запо­ минать. Ухапов решил сделать таблицу }нтчфмозых сигналов и выверить ее на Б ер ­ ном посту. Нагляднор пособие облегчило работу старшины. Сейчас рулевые хорошо знают каждый сигнал и его назначение Пемало пришлось поработать старшине и над тем. чтобы наладить образцовое не­ сение службы подчиненными. Ставший матрос Кудрявпев по своей н ■'■внимательпости при заво 1 е морских чзсов. нррезаводил их, в ^?зтльтате чего они часто останавливались. Кроме этого, он путал стороны перрвота индекса, и ча- ( f . i показывали неточное впемя. Статшпгпа думал, в чем же заключается причина халатности подчиненного? П ирпгпел к выводу, что Кудрявпев не по­ нимает. почему нужна точность вррменп па корабле н какие могут быть последст­ вия. еслп часы «подведут». К о м я нш р оттелепия решил побеседовать с подчиненным по этому вопросу. точная работа часов. Об'яснил, что все действия корабля и окружающая обста­ новка фиксируются в вахтенном журнале, который является очень важным доку­ ментом, а поэтому и все записи там должны производиться с указанием точного време­ ни. А что значит, если часы остановятся, или будут показывать неточное время? Это значит подвергнуть корабль риску и не обеспечить своевременный выход на выполнение задания. Старший матрос Кудрявцев вниматель­ но выслушал старшину и понял, что к выполпению обязанностей необходимо от­ носиться серьезно и вдумчиво. На занятиях по изучению приборов старшина обнаружил, что некоторые ма­ тросы хорошо знают теорию, но не выпол­ няют нормативы. Поэтому оп решил чаще проводить тренировки па боевом посту. На очередном практическом занятии командир отделения скомандовал: «Стар­ шему матросу Кудрявцеву замерить силу ве тра ». Б ыс тро в з я в нужный прибор, Ку­ дрявцев выбежал па ходовой мостик. НЬ он неправильно выбрал место и йе смог определить ни направление, ни силу ветра. Кроме этого, беря поправку к за­ меру, он спешил, суетплгя и не в состоя­ нии был быстро и правильно высчитать поправку. — Кудрявцев, вы вновь не уложились в норматив и допустили ошибку, — за­ мечает комапдпр отделения. 0 тут же на боевом посту старшина показал, как правильпо и быстро надо вы­ бирать место для определения силы ветра. Так командир отделения своей требова­ тельностью добился того, что каждая ошибка, промах подчиненного исправля­ лись немедленно. От внимательного взгля­ да старшины не может ускользнуть ни од­ на мелочь, ни один недостаток. Однажды на походе Уханов отдал при­ казание: Кудрявцеву и Пирогову приго­ товить лаг к бросанию. Матросы выпесли лаг па ко рм у , установили его и начали травить лаглинь за борт. По тут произошла заминка — лаглинь запутался. Командир отделения, находясь тут же, внимательно следил за действиями подчиненных. Когда работа была закончена, стаошпна прове­ рил установку лага и указал па недо­ статки. Рулевые твердо запомнили этот урок и сейчас тщательно готовят лаг к работе Старший матрос Кудрявцев и матрос П ирогов были малоопытными рулевыми. Старшина 2 статьи Уханов прикладывал все силы к тому, чтобы научить их пра­ вильпо и уверенно действовать на боевом по с ту . Командир отделения беседовал с матросами, показывал на конкретных примерах необходимость строгого соблюде­ ния требований инструкций и наставле­ ний. Затем он отстоял две вахты с подчи­ ненными. практически учил, как точно держать корабль на заданном румбе. Ос­ воившись с поворотами и особенностями корабля, рулевые стали образцово нести ходовую вахту. Быстрое овладение управлением кораб­ ля не прошло само собой. Здесь сказались интенсивные и напряженные тренировки, котопые проводились с учетом боевого опыта. Важным средством в повышении каче­ ства тренировок служ и т план-часовик. в котором заранее обдумана вводная и ука­ зано опеоативнор время ее выполнения. Это помогает старшине проводить учебу в условиях , максимально приближенных к fiopWi действительности. Па пра кти чес ки х тренировках старшина внимательно следит за каждым движением подчиненного, в ы я в л я е т недостатки и у к '1чт*тпарт мрпы и х ус транения. Так, передовой воин корабля, член ком­ сомольского бюпо. отличник боевой и поли­ тической подготовки стаптпипа 2 статьи Ухапов у ч и т и воспитывает мастеров своего дела, созпательпых воинов, спо­ собных в любых, самых сложных усло­ виях П орвой обстановки быстро и умело выполнять служебные обязанности Старшина 2 статьи А. КУЗНЕЦОВ. «Задачей боевой подготовки является доведение боевой выучки, знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в области использования оружия, боевой техники и тактических приемов до такой степени совершенства, которое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообразных условиях обстановки. Основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ своей специальности, на умение исполь­ зовать оружие и механизмы и немедленное устранение повреждений в бою». (Из Корабельного устава Военно-Морского Флота Союза ССР). ★ ★ Больше практическим В успешном освоении матросами и стар­ шинами военно-морского дела большую роль играют плановые занятия, в особен­ ности практические тренировки, еслп они методически правильно построены, тща­ тельно подготовлены п проводятся на вы­ соком уровне. На флоте я служу несколько лет. За это время приобрел некоторый опыт в обуче­ нии матросов. Об этом опыте я п хочу рас­ сказать. Как правило, вечером, накануне дня занятия готовлю очередную тему ш. учеб­ никам, наставлениям и инструкциям. Если нужно, разбираю схемы и чертежи. По­ сле того, как хорошо уясню материал, со­ ставляю конспект. В нем строго планирую отведенное по расписанию^ время, указы­ ваю вопросы темы п даю на них краткие, содержательные ответы. Еслп предстоит изучение материальной части и правил ее обслуживания, то готовлюсь непосредст­ венно у материальной части — проделы­ ваю разборку и сборку отдельных частей, повторяю их правила обслуживания, под­ готавливаю необходимые чертежи п схемы. Я твердо убедился, что от того, насколь­ ко правильно будет построено занятие, от того, насколько доходчиво будет препод­ несен материал, во многом зависит ус­ певаемость матросов. Не так давно я проводил занятие по очередной теме. Приступая к нему, на­ помнил матросам об их обязанности — бережно ухаживать за оружием, держать его в постоянной исправности и боеготов­ ности. Раз’ясняя вопросы темы, наглядно показывал на механизмах обязанности каждого номерного. Затем опросил боль­ шинство матросов. Кроме того, был проде­ монстрирован весь процесс подготовки аппарата к практическому действию. Еслп кто в чем-либо ошибался, я тут же ука­ зывал на это и поправлял ошибки. В за­ ключение ответил на ряд вопросов, кото­ рые задали мне матросы Занятие прошло организованно, подавлявшее большинство матросов усвоило тему хорошо. Обычни бывает дак. что не все матросы в отделении, и более в группе, имеют внимания тренировкам одинаковую подготовку. Поэтому одним учеба дается легко, на занятиях они проч­ но запоминают материал. А у тех, кто подготовлен слабее, остается много неяс­ ностей. Вот с ними-то нужно больше рабо­ тать дополнительно. Старшим матросам Омельченко и Федо­ тову трудно давалось овладение специ­ альностью. С ними я занимался в инди­ видуальном порядке, раз’яспял инструк­ ции и наставления, организовывал трени­ ровки на боевом посту. Много нм помогали и опытные товарищи, такие, как старши­ на 2 статьи Белоконь, старший матрос Сердунь и другие. Омельченко и Федотов прилежно и упорно учились, не жалея на это ни сил, ни времени Деловая помощь товарищей и их упорный труд вполне оп­ равдались. Сейчас Омельченко п Федотов и з у ч и л и материальную часть, стали хоро­ шими специалистами. Тренируясь на боевых постах, мы отра­ батываем слажепность и четкость дейст­ вий каждого номерного. И уже добились неплохих результатов. Убедительно об этом говорит тот Факт, что учебно-боевые зада­ чи выполнены на «отлично». Матросы по­ казали в работе у аппаратов слаженность, четкость, отличное знание своего дела. Был такой случай. В самый ответствен­ ный момент отказала боевая тяга стре­ лявшего приспособления. Ставший матрос Турчанов не растерялся. Он буквально в несколько секунд устранил задержку, и за­ дача была выполнена. Это. несомненно, результат натренированности, высокого знания техники. В своем ппиказе Л? 86 Военно-Морской М и н и с тр Союза ССР поставпл перед вои­ нами Флота большие и ответе гвенпые за­ дачи. Успешное выполнение пх во многом будет зависеть от высокого уровня заня­ тий и практических тренировок на боевом посту. Долг каждого старшины — добро­ совестно и тщательно готовиться к заня­ тиям. пповодпть их по-деловому, повсе­ дневно добиваться успехов в обучении ма­ тросов. Старшина 2 статьи И. ЛАНЦОВ. Наглядно и доходчиво Уже давно за старшиной 2 статьи Под- Это ему не удалось. Однако опытный ра* шнваловым закрепилась слава передового I днет сразу понял, в чем дело, и быстро радиста, умелого воспитателя своих под- i отыскал помехи, выбросил изоляцию, от- чиненных. Богатый спыт в обслуживании сложной боевой техники Подшнвалов на­ копил в напряженной учебе, в повседнев­ ных занятиях на боевом посту. Как только сигнал дежурного по кораб­ лю возвещает о начале проведения заня­ тий, командир отделения радистов уже находится в радиорубке. Вместе с ним со­ бирается все его отделение. Подшнвалов лично убеждается в готовности радиоаппа­ ратуры к действию, проверяет наличие запасного аварийного имущества. Этого же он требует и от своих подчиненных. ...Включен мотор-генератор. В поме­ щении раздается мягкий шум вращающе­ гося механизма. Вспыхивает красная лам­ почка, показывающая питание на генера­ торе. Подшнвалов нажимает ключ наст­ ройки и смотрит на приборы каскадов подачи питания на лампы. Все стрелки, кроме одной, послушно отходят в сторону. «Значит в аппаратуре имеется неисправ­ ность», — заключает старшина. Подклю­ чив прибор к цепи, опытный специалист тотчас обнаруживает причину: сгорел предохранитель. Этот случай старшина тут же исполь­ зует для обучения подчиненных, раз’яе- няет им, как нужно последовательно отыскивать неисправность в радиоаппара­ туре, рассказывает о наиболее распростра­ ненных пометах, неполадках и методах их устранений. При передаче своих знаний он использует все Формы и методы, кото­ рые могли бы наиболее доходчиво и с большей пользой помочь матросам лучше освоить специальность. К каждому занятию на боевозг посту старшина тщательно готовится, продумы­ вает й составляет подробный план и точ­ но его выполняет. Ha-днях проходили практические тре­ нировки. Старшина пришел в радиорубку задолго до начала занятий. Решив прове­ рить знания подчиненных, он вложил изоляпию в блокировочную цепь, снял блокировку на щитках питания и высо­ кого напряжения на передатчик, разрегу­ лировал реле. Когда началось занятие, старшина при­ казал наиболее опытному радпету старше­ му матросу Беспалову запустить передат­ чик. Остальные матросы внимательно следили 8а действиями товарища. Беспалов, точно соблюдря инструкцию, осмотрел наиболее ответственные детали аппаратуры и стал запускать передатчик. ремонтировал реле. — Молодец! — сказал старшина. — Радист должен хорошо ориентироваться в самой сложной и неожиданной обстановке* а для этого надо отлично знать технику. • — Товарищ Петров, — обращается старшина к менее опытному матросу. — Ваш приемник вышел пз строя. Срочно исправьте его. Петров на минуту пришел в замеша­ тельство. — Пе торопитесь. Хорошо подумайте — сказал старшина. Он видел, что матрос, теряясь в догадках, делал не то, что нужно. Спешка без знания к хорошему не приве­ дет. Проходят секунды. Радист последов^ тельпо проверяет всю схему приемника. — Нашел! — обрадованно восклицает*1 оп. — Нет лампы. — Поставьте, — приказывает старше* на. Но и после этого аппарат не работа*. Снова задумывается матрос. Теперь Ьй убежден, что нет питания, однако разры­ ва в прпи найти пе может. — Питапие на приемник и лампы вы­ прямителя были сняты мной. Смотрите* что получилось... П старшина подробно объясняет, как подводится питание к приемнику и .. вав оно после выпрямителя поступает дальше. Живо и увлекательно проходят занятия у старшины 2 статьи Подшивалова. Самые мелкие детали этих занятий надолго ос­ таются в памяти его подчиненных. При обучении матросов старшина учитывает их уровень подготовки, способности п отно­ шение к службе. — Важпым условием в овладении спе­ циальностью. — говорит старшина, — яв­ ляется поощрение личной инициативы бойца. Нельзя пренебрегать хорошими цен­ ными предложениями подчиненного, если они идут на пользу дела. Не случайно все радисты его отделения так тепло отзываются о своем командире и всегда следуют его примеру. Тольве командир, отлично знающий свое дело, дисциплинированный и строго принципи­ альный в вопросах службы может поль­ зоваться v своих подчиненных таким ува- жеппем, каким пользуется отличник бое­ вой и политической подготовки старшина 2 статьи Подшнвалов. Е. ВЕНИАМИНОВ. •r'rvyx»' Воспитатель умелых матросов В совершенстве овладел своей специальностью командир отделения мотористов старшина 2 статьи Александр Соколов. Свой богатый опыт и знания он умело передает подчиненным НА С Н ИМ К Е : отличник боевой и политической подготовки, кандидат в чле­ ны В КП (б ) Александр Соколов (слева) контролирует несение вахтм старшим ма­ тросом Михаилом Суддя. ЗАЛОГ УСПЕХА Матрос Подлесных прпшел в отделение старшины 2 статьп Жпляева малоопыт­ ным моряком. Он плохо заал корабль, не 1 »избирался в особенностях корабельной техники. В этот перпод шел ремонт от- 3 льпых механизмов. Старшина 2 статьи 3!.*иляеп решил использовать ремонт для лучшего практического обучения своего г. ачнпенного. Дела было много, а реэгснт p.irn было закончить быстрее.' Р а зу ч и в матросу задачи стоящпе пе- р<‘Л отделением. Жиляев сказал: — Учитесь беречь время. Каждая ми- рута должна быть использована на ео- г ршрчетвоваппе знаний по спепиально- сги. Учитесь самостоятельно, нрисматри- г» н г р г ь к моим д-’ й'твпям. запоминайте в е, что говорю вам. Все силы и внимание — учебе, только при этом условии вы станете мастером своего дела. * Старшина Жиляев точно рассчитывает F. рм я , соблюдает строгую последователь­ ность в обучрнии подчиненных. Даст зада­ ние. а сам становится рядом, работает и н - ш у тно об'ясняет все пепопятпые вопро­ сы. контролирует действия своего подчи­ ненного. Новичку сн поручал работу, вы­ полнение которой давэъ большие практи­ ческие навыки по эксплоатапии заведыва- пи я. развивало смекалку п самостоятель­ ность. II матрос Подлесных, попимая серьез­ ность ппппяводпмоп пм папоты. чувствовал что-либо недопонимал, на помощь звал старшину. В короткий срок Подлесных хо­ рошо овладел специальностью электрика, и когда корабль вышел в море, он уве­ ренно и нсправпо пес ходовую вахту. Но учеба не прекращалась и здесь. Жиляев каждый день давал своему подчиненному новые задания, и тот старательно их вы­ полнял. Правильное и последовательное обуче­ ние дало свои результаты. Когда Жиляев впеменно выбыл с корабля, никто не сом­ невался. что матрос Подлесных уверенно заменит сворго старшину. П он действи­ тельно оправдал доверие командира. Теперь командир решил помочь подчи­ ненному стать еще более опытным воином. — Электоик вы хороший, — говорил матпосу Подлесных старшина, — но по­ думайте самп, случается так. что выйдет из с тро я мо то рис т , с которым вы вместе несете вахту. Что вы будете делать? Ставшипа рассказал подчиненному, ка­ кие случаи м о гу т быть в бою, чему учит опыт войны. П воин со свойственным ему упорством стал изучать специальность мо­ ториста. Сейчас электрик матрос Подлесных хо­ рошо знает специальность моториста. Еслп потребуется, оп стапет к двпгателю и бу­ дет обслуживать его так же хорошо, как свое заведывапие. Одпажды. выступая на собрапии лпч- болып' ю ответственность за порученное - ного состава, матрос Подлесных сказал: ему дело. Он старался только на «отлич- — Хорошо учил и учит меня старшина ето» выполнить каждое задание, а когда « 2 статьи Жиляев. Благодаря ему я успеш­ но изучил специальность электрика и мо­ ториста. Я благодарю своего старшину за помощь. Старшина 2 статьи Жиляев воспитал тмелого моряка, который, не останавли­ ваясь на достигнутом, упорно совершен­ ствует свои знания и практические навы­ ки. * * ☆ Старшина 1 статьи Невский — опыт­ ный моряк , отличник боевой и политиче­ ской подготовки. Оп добился того, что все его отделение стало отличным. Учит он. главным образом, на практи­ ке, пепоспедствепно на боевом посту. «Делайте, как я» , — вот его основной ппинцнп обучения. Накопив богатый опыт, он передает его свопм подчиненным. — Сегодня мы проведем занятие по изу­ чению материальпой части,— сказал стар­ шина. — Главная учебная цель занятия — изучить правила эксплоатапии ствола. Метод занятия — рассказ и практический показ на боевом посту. Затем старшина 1 статьи Невский пе­ речислил учебные пособия, которыми следует пользоваться при изучении темы. Для того, чтобы обучаемые видели взаимосвязь между отдельными основными частями оружия, чтобы одно занятие яв­ лялось продолжеппем другого, он кратко напомнил содержание предыдущего заня­ тия. Рассказ об устройстве ствола длился не­ долго. Подробнее старшипа останавливал­ ся па правилах его эксплоатаппп, произ­ водства осмотра п т. д. — Учитесь п впредь умело ухаживать за оружием, — говория старшина, произ­ водя практический осмотр. П подчиненные стремились во всем ему подражать. Когда рассказ и показ былп окончены. Фото Н Высоцкого. Невский спросил, кому что непонятно. Оказалось, что один матро-* не усвоил как следует порядок банепия ствола. Старшипа еще раз об’яснил и па практике показал, как это делается. — Ясно. — сказал матрос. — Но у вас все очень быстро получается. — П вы можете так же работать. Для этого надо усиленно трепироваться. при­ сматриваться к нашим лу чш им специали­ стам. учиться у них. На этом занятие кончилось. Матросы твердо усвоили материал. Старшина знал, что пройдет некоторое время, и подчинен­ ные практически научатся умело акспло- атировать материальную часть. Старшина 1 статьи Невский тщательно готовится к каждому занятию, продумы­ вает каждую деталь, обстоятельно со­ ставляет конспект. Большинство занятий он проводит на боевом посту, ясно по­ нимая, что наглядность в обучении — ос­ нова успеха. Серьезным этапом в подготовке к заня­ тиям является составление плана-часови- ка. Надо умело распределить время, пра­ вильно разбить тему на отдельные вопро­ сы, чтобы обучение шло от простого в сложному, последовательно. Хорошая подготовка обеспечивает высо­ кий уровень запятпй. хорошее усвоение материала. Недавно старшипа 1 статьи Невский назначен па должпость старшего специа­ листа. Командование корабля доверило боевой пост старшему матросу Чербасову. Пет никакого сомнеппя. что молодой стар­ шина отделения будет вср делать так как учил его старшипа 1 статьп Певский. А у него он научился многому Г. ГРИНИН. Подан сигнал: «Начать занятия по спе­ циальности!». Старшины и матросы ра­ зошлись по отсекам и боевым постам. Старший матрос Филиппов, заранее придя на свсй пост, развесил схемы, чер­ тежи, наглядные пособия. Он еще раз просмотрел составленный им план-кон­ спект. Когда все былп на месте, он об’ясннл тему занятия. Затем командир отделения коротко остановился на том. в каком по­ рядке будет построено занятие, сколько часов выделено на тему. После краткого вступления старший .матоос Филиппов приступил к изложению материала. В своем рассказе командир от­ деления подчеркнул, что все механизмы на корабле должны содержаться всегда в боевой готовности, образцовом порядке. — Заведывапие требует хозяйского глаза, — сказал он. — Это вначпт, что военнослужащий должен уметь образцово содержать вверенную ему технику. Старший матрос Филиппов подробно рассказал об особенностях обслуживания источников питания в разное время года, объяснил, как можно рационально исполь­ зовать пх в длительных походах. Оп го­ ворил о возможных неисправностях, кото­ рые встречаются в повседневной работе при обслуживании техники. Ф и ли ппо в подошел к генератору, отодвинул крышку, наглядно показал детали, в ко то ры х воз ­ мож ны неисправности и способы их устранения. Рассказ окончен. — Какие есть вопросы? — спросил Ф и л и п по в . — Разрешите? Отчего зависит продол­ жительность работы генератора? — спро­ сил матрос Олейник. Командир отделения подробно, на кон­ кретных примерах из своего опыта объяс­ нил, как п р и умелом и внимательном ухо­ де обслуживаемый им генератор работает без поломок и аварий. Ставший матрос Филиппов задал подчи­ ненному ряд вопросов. Ясные и техниче­ ски правильные ответы матроса Олейник го во рили о хорошем усвоении пройденно­ го материала. ...После короткого отдыха моряки за­ няли свои места по боевому расписанию. Отделение Филиппова одним из первых доложило о готовностп боевого поста. Ма­ трос Олейник по приказанию командира отделения приступил к настройке станции. Он с большим старанием переставлял пе­ реключатели, строго следил за измеритель­ ными приборами. Опытный специалист, старший матрос Филиппов по действиям своего подчиненного сделал ряд замечаний. — Отставить. — сказал он Олейнику, когда тот ошибочно нажал на кнопку «пуск», — проверьте еше раз. Оказывается. Олейник не заметил, как миллиамперметр не достиг нормального показания. «Навыков нет», — подумал командир отделения. Оп привычным движением руки покру­ тил верньер, установил е1^ на нужное де- ление по шкате настройки, нажал на кнопку, и станция заработала. Затем командир отделения приказал подчинен­ ному проделать еще несколько практиче­ ских вариантов. Олейник умело справился с поставлен­ ной перед ним задачей. Командир отделе­ ния еще раз повторил порядок настройки станции п, убедившись, что матрос боль­ ше не допустит оплошностей, сказал: — Больше тренируйтесь. А для этого необходимо знать назначение каждой де­ тали. Запомните золотое правило: «Умело обслуживай технику — она тебе поможет в бою». Старшин матрос Филиппов является примерным командиром отделения не толь­ ко в боевой подготовке. Он оказывает действенную помощь сроим подчиненным и в политической учебе. Когда приближа­ лась проверка политзанятий, его подчи­ ненные усиленно начали готовиться к атому важпому мероприятию. В часы са­ мостоятельной подготовки и в свободное от вахт п занятий время командир отделе­ ния проверял наличие у подчиненных кон­ спектов, давал нм ряд конкретных указа­ ний о повторении пройденного материала. В результате этого отделение получило о т­ ли чн ую опенку. Комапдпр отделения и подчиненный ему личный состав не довольствуются достиг­ нутым. а постоянно стремятся итти впе­ ред к новым знаниям. Отделение ставшего матроса Филиппова является одним пз лучших на корабле. В этом немалая заслуга самого» Филиппо­ ва, который старательно повышает свое воинское мастерство, умело воспитывает подчипеппых. Сочетая командирскую тре­ бовательность с товарищеской отзывчиво­ стью и заботой, он изо дня в день воспи­ тывает у матросов лучшие черты совет­ ского воппа. Старшина 1 статьи Н. ГЕРАСИМОВ. С помощью старшины Старательный н настойчивый матрос Николаев внимательно изучал материаль­ ную часть заведывания. изо дня в день подкреплял свои зпаппя практической ра­ ботой. Большую помощь оказывал ему старши­ на 2 статьп Ампров. Как-то у Николаева возник вопрос по устройству холодильни­ ка. Об этом он сказал старшине, который дал ясный п подробный ответ. Благодаря систематической учебе и помощи стзрпшны Амирова, матрос Нико­ лаев стал одпим нз лучших специалистов. Комапдпр отделения старшина 2 статьи Амиров дал матросу важное и ответствен­ ное задапие. Малейшая оплошность могла привести к порче механизмов. Вот почему выбор пал на матроса Николаева. Всегда аккуратпый и точпый в работе, он взялся за порученное дело с большим желанием. За короткое время он выполнил задание. Работу матроса Николаева признали о т л и ч ­ но й . Старшина 1 статьи F. НОВИКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz