На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

29 ноябся 1950 г.. № 281 (3894). -------------- ------------- На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСК УЮ ТЕОРИЮ Идеологические основы большевистской партии Идеологией рабочего класса и его аван­ гарда — коммунистической партии — является марксизм-ленинизм. «Марксизм, — говорит товарищ. Сталин, — есть на­ учное выражение коренных интересов ра­ бочего класса» («Вопросы ленинизма», стр. 484, изд. 11-е). Великие вожди и учители коммунисти­ ческой партии и многомиллионных масс трудящихся В. П. Ленин и П. В. Сталин творчески развили революционную тео­ рию марксизма в новых условиях эпохи империализма и пролетарской революции российская разновидность международно го оппортунизм. «Экономисты! были противниками по­ литической борьбы рабочего класса. Они утверждали, что общеполитическая борьба против царизма есть дело всех классов прежде всего буржуазии. Они доказывали, что главная задача рабочего класса состоит в экономической борьбе с хозяевами за по­ вышение заработной платы, улучшепне условий труда. Борьба же с правительст­ вом. по мнению «экономистов», должна вестись 8а улучшение фабвично-заводско- обогатпли ее новым опытпм классовой го законодательства. Таким образом, они бопьбы пролетариата, подняли ее на ог­ ромную высоту. На прочном Фундаменте теории марксиз­ ма, в органической связи с революцион­ ным движением пролетариата складыва­ лась и создавалась под руководством Ленина и Сталина партия нового типа, большевистская партия, выросшая в самую могучую и закаленную партию в мире. Вдохновляемая и направляемая гением Лепина и Сталина, большевистская пар­ тия прошла героический путь борьбы и побед. Она проделала практическую исто- риго, которая по богатству опыта не имеет ^ ?ебе равной в мире. На всех этапах своей героической исто­ рии большевистская партия неуклонно ру­ ководствуется теорией марксизма-лениниз­ ма и именно поэтому одерживает победы. История ВКЩб) есть маркснзм-ленйнизм в действии. Знакомясь с тем. как разрабатывались Лениным и Сталиным идеологические ос­ новы марксистской партии, мы познаем один из важнейших источников силы и непобедимости большевистской партии. Решающую роль в разработке идеоло­ гических оспов марксистской партии сы грали знаменитая книга В. И. Ленина «Что делать?» и непосредственно при­ мыкающие к пей классические работы И. В. Сталина «Коротко о партийных раз­ ногласиях» и «Отвег «Социал-Демократу». Книга «Что делать?» написана В. И. Лениным в конце 1901 — начале 1902 года. Она вышла в свет в марте 1902 го- Г да. Книга В. И. Ленина «Что делать?» явилась обобщением той громадной идей­ ной, политической и организационной ра­ боты, которую проводила «Искра» по соз­ данию марксистской рабочей партии. «Что делать?», — говори* В. И»- Ленин, — есть св одк а искровской тактики, иск­ ровской организационной политики 1901 и 1902 годов» (Соч.* т. 13, стр. 86, изд. 4-е). В своем гениальном произведении «Что делать?» В. И. Ленин дал глубокую харак­ теристику той исторической обстанойки, в которой осуществлялось издание в Рос­ сии революционной марксистской партии рабочего класса. В конце 111 и начале XX века в России сложились своеобразные ис­ торические условия, в силу которых она становилась центром мирового революци­ онного движения, а российский пролета- стояли еа то. чтобы рабочий класс плел­ ся в хвосте у буржуазии. «Экономисты» теоретически оправды­ вали и обосновывали организационную распыленность, идейный разброд, боро­ лись против создания единой, централи­ зованной политической партии рабочего класса. После ряда ленинских статей «эко­ номисты» не вешались открыто выступать против создания партии, но отрицали ру­ ководящую роль партии в рабочем движе­ нии. Они отводили пролетарской партии роль регистратора и наблюдателя событий. «Экономисты» выступали против идей научного социализма, против соединения социализма с рабочим движением, отрица­ ли роль и значение марксистской теории, социалистического сознания в рабочем движении. «Экономисты» воспевали сти­ хийность рабочего движения, утверждая, что рабочий кла^с в ходе стихийного дви­ жения сам выработает социалистическое сознание. Для того. ч1ч)бы создать, пролетарскую партию, необходимо было прежде всего разгромить «экономистов». Эту вадачу блестяще выполнили В П. Ленин и И. В Сталип. В своей знаменитой книге «Что делать?» В. И. Ленин показал, что отвле­ кать рабочий класс от общеполитической борьбы С папизмом, ограничивать его за­ дачи экономической борьбой, которая не затрагивает и не может затронуть основы эксплуататорского строя, — вначит обре­ кать рабочих и всех трудящихся на веч­ ное рабство. В работе «Что делать?» В. И. Ленин ярко раскрыл роль партии, как руководя­ щей и направляющей силы рабочего дви­ жения, н показал* Что воспевать стихий­ ный процесс рабочего движения, отрицать руководящую ооль партии — значит про- поведывать «хвостизм», вначит вести дело на уничтожение партии, вначит предавать рабочий класс. В. И. Ленин подверг беспо­ щадной критике «теорию» стихийности рабочего движения. Он вскрыл всю опас­ ность и гибельность «теории» стихийно­ сти. которая представляет логическую ос­ нову всякого оппортунизма и ведет рабо­ чий класс к подчинению буржуазной идео­ логии и политике. Товарищ Сталин, раэ*- ясняя сущность «теории» стихийности и ее вред для дела революции, указывает: «Теория» стихийности есть теория оппор­ тунизма. теория преклонения перед сти­ хийностью рабочего движения, теория (О Т Р У Д А Х В . И . Л Е Н И Н А « Ч ТО Д Е Л А Т Ь ? » и И . В. С ТА Л И Н А «КО РО ТКО О П А Р Т И Й Н Ы Х РА ЗН О ГЛ А С И Я Х » ) риат превращался в. авангард междуна-, фактического отрицания руководящей ро- родпого революционного движения. Известно, что царская Россспя была узловым пунктом всех зоренных противо­ речий империализма. Россия в этот период находилась накануне величайшей народ­ пой революции, во главе которой стоял ре­ волюционнейший в миоо пролетариат, имевший в своем распоряжении такого серьезного союзника, как революционное крестьянство. Рабочий класс России по призыву революционной социал-демокра­ тии. возглавляемой Лениным и Сталиным, поднимался на борьбу против самодержа­ вия. Борьба рабочих против самодержавия и капиталистов принимала все более упор­ ный и организованный характер. Полити­ ческие стачки рабочих стали перерастать в демопстрапии и вооружепиые столкно­ вения с полицией и войсками. «Вопрос поставлен прямо, — говорил В. П. Лении, — и вынесен на улицу, быть или не быть самодержавию» (Соч., т 8. стр. 312, изд. 4-е). Под влиянием революпионпого ра­ бочего движения поднимались на борьбу с помещиками и самодержавием крестьяне. Революционные вытуплепия рабочих п крестьян показывали. чт> в России соз­ ревает и блпзптся народнчя революция ог­ ромной силы. Являясь по своему харак­ теру буржуазно-демократической, будучи направленной против царизма, эта рево­ люция сближалась и должна была перера­ сти в революцию социалистическую, в ре­ волюцию против империализма. ибо, как указывал товарищ Сталин, интересы ца­ ризма и интересы западного империализ­ ма сплетались между собой в один клубок л кто хотел бить по царизму, тот неиз­ бежно замахивался на империализм. Но добиться свержения царизма и капи­ тализма. завоевания диктатуры пролета­ риата было невозможно без марксистской партии, партии нового типа, «партии бое­ вой. партии революционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролета­ риев на борьбу за власть, достаточно опыт­ ной для того, чтобы разобраться в слож­ ных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обой­ ти все и всякие подво!ные камни яа пути к пели» (П. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 170). На решение этой насущной задачи, па создание марксистской партии Ленин и Сталин и обратили все силы, все внима­ ние. Приступая к созданию партии Ленин и Сталин встретились с огромными труд­ ностями. Партию приходилось строить под огнем жестоких репрессий со стороны ца­ ризма. Па местах царили опасная идейная разноголосипа и организационная разоб- шепность, кустарпичество. Отсутствовал едипый руководящий пептр, пе были вы­ работаны единая программа и Устав пар­ тии. Значительная часть местных комите­ тов ограничивалась местной мелкопракти- чегкпй работой и пе понимала вреда орга­ низационной и идейной раздроблеппости. считая, что можпо обойтись без единой централизованной партии. Такое положе­ ние в партийных организациях псполь- вовалп в своих пелях «экономисты» — ли авангарда рабочего класса, партии ра­ бочего класса» (Соч.. т. 6. стр. 90). Разгром оппортунистической «теории» стихийности был необходимым предвари­ тельным условием создания революцион­ ной партии пролетариата, победы проле­ тариата в революции. Книга Ленина «Что делать?», являющаяся важнейшим про­ граммным документом большевизма, сы­ грала главную роль в деле идейного раз­ грома оппортунизма, зашиты и обоснова­ ния революционной тьорни марксизма. Товаоиш Сталин, характеризуя истори­ ческое эпачепие книги Ленина «Что де­ лать?», отметил» что Ленин в этой кни­ ге: «1) Первый в истоэии марксистской мысли обнажил до корней идейные исто­ ки онпоотупизма. показав, что они заклю­ чаются прежде всего в преклопепии перед стихийностью рабочего движения и в при­ нижении роли социалистического созна­ ния в рабочем движении. 2) Поднял на высоту значение теории, сознательности, партии, как революпио- нпзппующрЙ и руководящей силы стихий­ ного рабочего движения: 3) Блестяще обосновал коренное маркси­ стское положение, гласящее, что маркси­ стская партия есть соединение рабочего движеппя с социализмом: 4) Дал гениальную разработку идеоло­ гических основ марксистской партии. Теоретические положения, развитые в «Что делать9», легли потом в основу идео­ логии большевистской партии» («Крат­ кий курс истории ВКП(б)», стр. 37— 38). И. В. Сталина «Коротко о партийных раз­ ногласиях». написанная в начале 1905 года. Эта брошюра принадлежит к выдаю­ щимся произведениям большевистской мысли и непосредственно продолжает кни­ гу Ленина «Что делать?», она является к р у п н ы м вкладом в разработку идеологи­ ческих основ большевистской партии. ☆ it ☆ В книге «Что делать?» Ленин полно­ стью раскрыл громадное значение •рево­ люционной теории в классовой борьбе про­ летариата. Известно положение Маркса о том, ^то «теория становится материаль­ ной силой, как только она овладевает массами» (Маркс и Эн г ел ь с . Соч., т. I, стр. 406). Ленин развил это положе­ ние Маркса и показал, чго революционная теория, если она складывается в тесной связи с революционной практикой, яв­ ляется величайшей мобилизующей и орга­ низующей силой рабочего движения ж вооружает практиков в их борьбе за победу социализма. Марксизм впервые превратил социализм из утопии в науку, раскрыл основные за­ коны развития капитализма и доказал неизбежность вамены капитализма социа­ лизмом путем победы социалистической революции. Теория марксизма выяснила всемирно-историческую роль пролетариа­ та как могильщика старого, капиталисти­ ческого общества и созидателя нового, со­ циалистического общества. Возникновение революционной теории марксизма явилось подлинной революцией в идеологии п политике пролетариата, по­ воротным пунктом в истории всемирного рабочего движения. В. И. Ленин писал: «В немпогнх словах заслуги Ma|ntca и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию, и на место мечтаний поставили науку» (Соч., т. 2, стр. б. иэд. 4-е). Теория марксизма, гениально развитая н обогащенная Лепиным и Сталиным, да­ ла рабочему движению уверенность в побе­ де социализма, силу орйентировки и Глу­ бокое понимание внутренней связи окру­ жающих событий Она дела возможность партии рабочего класса предвидеть ход событий и распознавать не только to, как и куда развиваются события в настоящей, но и то, как и куда они должны разви­ ваться в будущем «Без революционной теории. — говорится в книге В. И. Ленина «Что делать?». — не может быть н рево­ люционного движения» (Соч., т. б, стр. 341. изд. 4-е). Благодаря теории марксизма-ленинизма стала возможной разработка на научных основах программы пролетарской партии. Теория марксизма-ленинизма лежит в ос­ нове стратегии и тактики коммуннстнче* ской партии, разработанных Лениным и Сталиным: ленинско-сталинская страте­ гия и тактика являются подлинной нау­ кой о руководство революционной борьбой пролетариата. В книге «Что делать?» В. И. Ленин выдвинул и обосновал гениальное положе­ ние о том, что « рол ь передо в о г о борца может в ы п о л н и т ь т о л ь ­ ко парт и я , р у к о в о д и ма я пе­ редовой т еор и ей » (Соч., т. 5, стр. 342, изд. 4-е). Ленин и Сталип учат, что пролетарская партия может быть политическим вождем рабочего класса, его боевым штабом, ecrfn она овладела революционной теорией марк­ сизма и руководствуется этой теорией во всей своей поактической деятельности. В к н и гр «Что нелагь’ » В П. Лении по­ казал. что для партии рабочего класса в России значепие революционной теории усиливалось тремя обстоятельствами. Во-первых, тем. что партия рабочего класса в России тогда только еще склады­ валась и далеко еше пе закопчила счетов с другими направлениями революпиоппой мысли, грозившими совлечь движение с правильного пути, и поэтому даже малей­ шая ошибка, допущенная и разработке программных, оргаппзапионпых н такти­ ческих вопросов, могла бы иметь тяжелые последствия. Во-вторых, тем, что русские марксисты при создании партии рабочего класса должны были учесть опыт рабочего дви­ жения других стран, критически подойти к этому о п ы ту , самостоятельно оценить и проверить его. чтобы пе допустить внедре­ ния оппортунизма, господствовавшего на Борьбу за выработку идеологических ос- Запале, в рабочее движение России, а нов марксистской партии, 8а разгром оп­ портунизма вел вместе с Ленииым товарищ Сталин. С сентября 1901 года в Закав­ казье стала выходить созданная И. В. Сталиным газета «Брдзола» («Борьба»), которая последовательно проводила идеи ленинской «Искры». В одном из первых номеров «Брдзолы» была опубликована статья И. В. Сталина «Российская со­ циал-демократическая партия и ее бли­ жайшие задачи». В этой статье И. В. Сталин доказал необходимость соединения социализма с рабочим движением, указал на руководящую роль рабочего класса в демократическом освободительном движе­ нии и обосновзл вадачу организации са­ мостоятельной политической партии про­ летариата. Разоблачая «экономистов» — русских берпштейппанпев. — товарищ Сталин отмечал, что они своим крохобор- чеством. своим копеечным девизом эконо­ мической борьбы задерживали рост клас­ сового самосознания рабочих, принижали их революционную энергию. Крохоборче- ству «экономистов» П. В. Сталин противо­ поставил великую задачу свержения само­ державия и борьбы за установление со­ циалистического строя. Гордым девизом звучат слова И. В. Сталина — «...Великая энергия рождается лишь для велпкой це­ ли» (Соч.. т. 1. стр. 20). Огромное значение для борьбы за идео­ логические основы марксистский партии в России имела замечательная брошюра об’явпть оппортунизму беспощадпую борь­ бу. чтобы творчески применить положи­ тельный опыт в условиях нашей страны. Для этого требовалось быть во всеоружии революционной теории марксизма, непри­ миримой ни с каким оппортунизмом. В-третьих, тем, что исторические зада­ чи марксистской рабочей партии в Рос­ сии были таковы, каких пе было ни у одной другой рабочей партии в мире. На долю русского рабочего класса и его аван­ гарда — марксистской партии — выпала честь быть передовым отрядом междуна­ родного пролетариата. Большевистская партия, созданная Лениным и Сталиным, подготовила идей­ но, политически и организационно победу Велпкой Октябрьской социалистической певолюппп, явившейся поворотом во все­ мирной истории человечества от старого, буржуазного общества к новому, социали­ стическому обществу. Это был коренной поворот пе только в экономике и политике, но и в идеологии. * * * Ленин и Сталин вели упорную борьбу за внедрение социалистического сознания в стихийное рабочее движение. Эта борьба велась против народников, «экономистов», меньшевиков и других врагов рабочего класса. В книге «Что делать?» В. И. Ленин, со всей страстностью бичуя «экономистов» эа го движения, за принижение социалистиче­ ского сознания, за пх отрицание руково­ дящей роли марксистской партии рабочего класса, показал, что пролетарская партия должна вести пеустаиную решительную борьбу против буржуазной идеологии, впо- ейть в рабочее двпжеиие социалистиче­ скую идеологию. В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, пет и пе мр- жет быть никогда внеклассовой пли над­ классовой идеологии. Ленпп писал: «В с я- кое преклонение перед стихийностью рабочего движеппя. всякое умаление роли «сознательного элемента», роли социал- демократии о з н а ч а е т тем самым, — со в ершен н о н е з а в и с и мо от тог о, же л ае т ли этог о ума­ л я ющи й и л и нет. — у с и л е н и е в л и я н и я б у р ж у а з н о й идеол о ­ г и и на рабо ч и х » (Соч., т. 5, стр. 354, изд. 4-е). В своей работе «Что де­ лать?» Леппн показал, что теоретическая борьба наряду с политической и экопоми- ческой является формой классовой борьбы. В. И. Ленин и П. В. Сталин разоблачи­ ли «экономистов» и меньшевиков, которые в интересах буржуазии обманывали рабо­ чих, утверждая, что социалистическая идеология будто бы может возникнуть из стихийного рабочего двпжепия. Ленин и Сталин доказали, ,что социалистическая идеология возникает пе из стихийного движения, а из науки. «...Социализм. — говорил В. Й. Леппн, — будучи идеологией классовой борьбы пволетаоиата. подчнняо "<?я общим услови­ ям возникновения, развития и упрочепия идеологии, т. е. оп осповывается на всем материале человеческого знания, предпола­ гает высокое развитие науки, требует на­ учной работы и т. д. и т. д.» (Соч., т. 6, стр. 143. изд. 4-е). В. П. Ленин и И. В. Сталин показали, что социалистическое сознание не может быть порождено стихийным рабочим дви­ жением, хотя бы и широким . Рабочий класс, находясь в условиях капиталисти­ ческого рабства, не в состоянии сам выра­ ботать теорию научпого социализма. «Что­ бы выпаботать научпый . социализм, — писал П. В. Сталин в работе «Коротко о партийных разногласиях». — надо стоять во главе науки, надо быть воооужеппым научными знаниями и уметь глубоко ис- слетлчлт*, законы истопипогкого развития. А рабочий класс, пока оп остается рабочим классом, пе в силах стать во главе пауки, двигать ее вперед и научно иссле­ довать исторические законы: для этого у него нет нп вррмппч, пи средств» (Соч., т. 1, с тр . 99— 100V Ленин и Сталин учат, что сила рабо­ чего класса, его непобедимость заключа­ ются в едипстве теории и практики, в слиянии теоретической мысли и практи­ ческого действия масс. Теория становится беспредметной, если опа пе связана с ре­ волюционной практикой. Рабочее движе­ ние. не освещепное светом научного социа­ лизма. есть стпхпйпое блуждание в по- теяках. топтаппе на месте в рамках капи­ тализма. Стихийное рабочее двнжеппе без социализма мельчает и идет к подчинению его буржуазной идеологией. «Что такое научпый социализм без рабоч е г о д в п же п и я ? — писал товарищ Сталин в работе «Коротко о пар­ тийных разногласиях». — Компас, кото­ рый. будучи оставлеп без пвпмепрппя. мо­ жет лишь запжаврть. п тогда пришлось бы его выбросить за борт Что такое оабочер движение без со­ ци а л и з ма ? — Кораб.ть без компаса, ко торый п так пристанет к !Р угому бере­ гу. ffo, будь v него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы мрнь - ше опасностей. Ооединйтр то и другое вместе, и вы по­ лучите прекрасный корабль, который пря­ мо понесется к другому берегу п невреди­ мым достигнет пристани» (Соч., т. 1, стр. 102— 103). Разпаботка Лениным и Сталппым вопро­ са о вначенпи социалистического созна­ ния для рабочего движения представляла собою гениальный вклад в марксистскую теорию общественного сазвпгия. прнзпаю- щую огромную роль идей в истории обще­ ства. Творчески обогащал марксистскую теорию. Ленин и Сталии показали, что пе­ редовые идеи, возникающие как отражеппе назревших потребностей развития условий материальной жизни общества, в своюоче­ редь, оказывают активпое влияние на раз­ витие базиса, способствуют разрешению задач, поставленных всем ходом развития общества. Товарищ Сталин в своих работах «Ко­ ротко о партийных разногласиях» и «От­ вет «Социал-Демократу» дал всесторопнйй ответ на вопрос о том, как и кем выраба­ тывается теория нзучного социализма, кем внедряется социалистическое созпание в рабочий класс. В. И. Лепип дал высокую опенку сталипской постановке вопроса о соотношении стихийности и сознательно­ сти. о необходимое соединения рабоче­ го движения с социализмом. «В статье «Ответ ' «Социал-Демократу», — писал В. И. Ленин. — мы отметим прекраспую постаповку вопроса о зпамепптом «впесе- нпп сознания извне» (Соч., т. 9, стр. 357, изд. 4-е). В самом пролетариате в силу его поло­ жения в обществе с естественной необхо­ димостью зарождается социалистическая тенденция, которая облегчает партии ра­ бочего класса борьбу за внедрение социа­ листической идеологии в стихийное рабо­ чее движение. В. П. Лепип и И. В. Сталип учат, что социалистическая теория глубо­ ко п правильно вскрывает причины бед­ ствий рабочего класса в условиях капи­ тализма: она указывает пролетариату пра­ вильный, революционный выход из капи­ талистического рабства. Вот почему рабо­ чие легко усваивают великие идеи иауч- энергней бооются за победу социализма над капитализмом. Но. чтобы упрочить сопиалистическое сознание в рабочем классе, нужна длитель­ ная, упорная, систематическая борьба ты Ленин считал главным звеном в ДМ* организации революционной марксистской паптии пролетариата. Политическая марк­ систская газета, учил Леппн. должна быть коллективным пропагандистом, агитаторов марксистской партии рабочего класса про-1 и организатором. тив буржуазной идеологии, которая всяче- j Огромную воль в создании марксистской их воспевание стихийного процесса рабоче- ного социализма п. усвоив пх, с большей скн навязывается рабочему классу буржуазным строем, активной пропагандой громадного государственного аппарата и многочисленной агентурой буржуазии. В. И. Ленин писал: «Раз о самостоятель­ ной, самими рабочими массами в самом хо­ де их движения вырабатываемой идеоло­ гии не может быть и речи, то вопрос стоит т о л ь к о так : буржуазная или социали­ стическая идеология. Середины тут пет...» (Соч., т. 5. стр. 355 — 356, изд. 4-е). Эта знаменитая ленинская постановка вопооса о непримиримости социалистиче­ ской и буржуазной идеологии вооружает большевистскую партию и коммунистиче­ ские партии за рубежом против всех ре­ формистских «теорий» о «надклассовости» идеологии, имеющих целью прикрыть им­ периалистическую сущность буржуазной идеологии. it it ★ Революционная теория марксизма-лени­ низма лежит в основе политики больше­ вистской партии, всей ее практической деятельности. Опираясь на марксистско- ленинскую теорию, партия Ленина — Сталина ведет политику, которая выражает интересы народа, интересы строительства коммунистического общества. «Только на­ ша партия знает, — говорит товарищ Сталин, — куда вести дело, и ведет его вперед с успехом» («Вопросы ленинизма», стр. 484. изд. 11-е). Основные п р и п п и п ы революционной по­ литики марксистской рабочей партии были разработаны В. И. Л рниным в книге «Что делать?». В этом труде Лепип вскрыл принципиальную, коренпую противопо­ ложность между революционной маркси­ стской политикой партии нового типа и реформистской политикой партий II Питер- напионала в Западной Европе, а также их русских последователей — «экономистов». Революционная марксистская политика имеет своей целью свержепие империализ­ ма и победу коммуппзма,,а реформистская тред-юнионистская политика — мириться с капиталистами и добиваться лишь более выгодных условий продажи рабочей силы капиталистам. «Экономисты» усеодпо пытались «наса­ ждать» в рабочем движении России ре­ формистский «европейский дух» и отвлечь рабочий класс от революционной полити­ ческой борьбы. Разбивая доводы «эконо­ мистов», В. И. Ленпн писал: «Из того, что экономические интересы играют решающую роль, о т нюд ь не с л еду е т никакого вывода о первосте­ пенном значении экономической ^про ­ фессиональной) борьбы, ибо самые сущест­ венные, «решающие» интересы классов могут быть удовлетворены т о л ь к о ко­ ренными п о л и т и ч е с к и м и преобра­ зованиями вообще: в частности, основной экономический интерес пролетариата мо­ жет быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролета­ риата» (Соч.. т. 5, стр.'362. изд. 4-е). В этих словах Ленина дано классическое обоснование мапксистско- ленинского поло­ жения о первенстве политики над эконо­ микой. Из этого положения вытекает, что главпой. решающей формой классовой борьбы пролетариата является политиче­ ская борьба. Лишь путем свержения вла­ сти буржуазии и установления своего по­ литического господства пролетариат может добиться освобождения от капиталистиче­ ского рабства. В книге «Что делать?» В. И. Ленпп обосновал необходимость политического воспитания рабочего кла.-са как передового борпа за демократию, ва социализм. Ленин учил, что социалистическая политика ра­ бочего класса пе отрицает, а всемерпо под­ держивает все подлинные демократические поеобразовапия в интересах народа, при­ ближая тем самым победу социализма. Вше в книге «Что такое «друзья паро­ да» и как они воюют п ро ти в соцпал-де- мокватов?» Ленин выдвинул гениальпую идею революпиоппого союза рабочих и квестьяп под руководством рабочего клас­ са. как главпого средства свержепия ца­ ризма. помещиков и буржуазии. В книге «Что делать?» В. И. Ленпп развил дальше э ту идею и сделал ее программным требо­ ванием партии пового типа. В кпиге «Что лелать?» В. И. Леннп разработал и обосповал копкретный план построения революционной марксистской партии рабочего класса, план, который Ленин набросал еше в статье «С чего па- чать?». По плапу Ленина партия должна состоять из двух частей: пз уэкого круга кадровых руководящих работников партии, профессиональных революционеров, обла­ дающих высокой теоретической подготов­ кой. политическим опытом и организаци­ онными навыками в поактической работе, и из широкой сети партийных периферий­ ных организаций, об’единяюших много­ численную членскую массу, окруженную сочувствием и поддержкой сотен тысяч ра­ бочего класса и всех трудящихся. Таким образом, в плапе Ленппа профес­ сиональные революционеры — это ядро марксистской партия рабочего класса. Си­ ла кадров профессиональных революционе­ ров в тесной связи со всей массой членов партии, с рабочим классом. В. И. Лепин боролся 8а создапие пролетарской партии пового тппа. как боевого штаба рабочего класса с ясной программой, твердой так­ тикой и единой волей. Созданный Лениным в 1895 готу петер­ бургский «Союз борьбы эа освобождение рабочего класса» был серьезпым зачатком марксистской партии нового типа, опира­ ющейся на массовое рабочее движение, свободной от оппортунизма и способной новости пролетариат па борьбу за власть. Ленинская «Пскра» явилась новым шагом в образовании рабочей партии пового типа. Создание общерусской политической газе- всем партии нового типа сыграли организован­ ные товарищем Сталиным в Закавказье ленинско-искровские социал-демократи­ ческие организации. В разных концах ог­ ромной страны — Леппн в Петербурге, Сталин в Закавказье — вожди пролета­ риата вешали общую задачу создания неле­ гальной марксистской партии, партии ре­ волюционеров. которая, овладев массаяй, привела рабочий класс к победе. Тпчапищ Сталип. как никто другой, воспринял проппкповеппые ленинскйв идеи о мавксистской партии нового типа Н с велпкой настойчивостью боролся еа и ! претворение, за создание такой партии. Под руководством Лепина и Сталййа паша партия прошла исторический путь от пебольших марксистских кружков К г р у п п до великой партии большевиков, ру­ ководящей первым в мире Советским Го­ сударством рабочих и крестьян. if it а Разрабатывая идеологические основВ марксистской партии рабочего класса, Лепин и Сталип учат кадры партии твор­ ческому пониманию теории марксизма и твопчсскому ее применению в революцион­ ной борьбе пролетариата. Ленин пис§Л: «Мы вовсе не смотрю* на теорию Маркса как па печто закопченное и неПрикосно* венное: мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни ТОЙ пауки, которую социалисты д о л жн ы двигать дальше во всех направлениях, ес- ли они пе хотят отстать от жизни. Мы дУ4, маем, что для русских социалистов осо- беппо необходима с а мо с т о я т е л ь н а я разработка теории Маркса, ибо эта теория дает лишь обпше р у к о в о д я щи е по* ложепия, которые применяются в ч аст ­ н ос т и к Англии иначе, чем к Франций, к Фраппии иначе, чем к Германии, к Гер­ мании ипаче. чем к России». (Соч., т. 4, стр. 191— 192, изд. 4-е). Ленпп и Сталин дали великие образцы твопчсского развития революционной тео­ рии марксизма и ее применения как мош- пого пдейиого оружия партии рабочем класса в борьбе за победу социализма. Лепип п Сталин развили дальше учение Маркса и Эпгельса применительно к новой эпохе империализма и пролетарской рево­ люции, к эпохе победы социализма на од­ ной шестой части земли. «Можно сказать без преувеличения, что после смерти Эн­ гельса величайший теоретик Ленин, а после Лепина — Сталин и другие ученики Лепппа — были единственными маркси­ стами, которые двигали вперед марксист­ скую теорию и обогатили ее новым опыток в новых условиях классовой борьбы проле­ тариата» («Кпаткий курс истории ВКПГб)», сто. 342). Товарищ Сталин, великий продолжатель дела Лепппа. творчески развивает маркеи- стско-леннпскуго теорию во всех направле­ ниях, воплощает ее в действительность, руководя гпгантской борьбой масс за побе­ ду коммунизма. Вся деятельность товарища Сталина представляет величайший образец сочетапия огвомпой теоретической мощи с исключительным по своему об’ему и раз­ маху практическим опытом государствен­ ной и партийпой работы. Товарищ Сталин сплотил п закалил ря­ ды большевистской партии в беспощадно! борьбе с троцкистами, бухарипцами п дру- гпмп врагами народа. Без идейного и орга­ низационного разгрома троцкистов, бухя- рпипев и наппопал-уклонистов невозможна была бы победа социализма в СССР, как невозможна была бы победа Велпкой Ок­ тябрьской социалистической революции. без разгрома меньшевиков и эсеров, капи­ тулянтов и штрейкбрехеров, В нашу великую сталинскую эпоху победопоспой борьбы за торжество комму­ низма вопросы марксистско-ленинской пдеолопш пвиобвели особо важное значе­ ние как в СССР, так и за рубежами нашей страны. В классических трудах Лгаййа и Сталина советские люди и fpyxanmec* массы всех ствап находят ответы на са- мые жгучие вопвось^ современной борьбы за мир . за победу коммунизма. Маркснст- ско-лопппскля теория, творчески развивае­ мая товарищем Сталиным, служит могучим пленным оружием большевистской парти* в борьбе за построение коммунистического общества. Выход в свет новых произведений И. В. Сталппа по вопросам языкознания — вы* дающееся событие в идейной жизни боль­ шевистской партпп. советского народа и тр уд ящ и хс я всех стран. Эти гениальные произведения являются новым крупнейшим вкладом в сокровищницу марксизма-лени­ низма. Марксизм-ленинизм одержал великие победы. Пдеи марксизма-ленинизма побеж­ дают в героическах делах большевистской партии и советского народа, в социалисти­ ческих преобразованиях в странах народ- поп демократии, в демократических преоб­ разованиях в Китае, в растущей силе меж­ дународного лагеря мира, демократии п сб- циализма. Марксизм-ленинизм вдохновля­ ет рабочий класс и трудящихся всех стран на победоносную- борьбу против американо- английского империализма, sa обеспечение прочного мира н безопасности народов, ва демократию, за социализм. Руководствуясь марксистско-ленин­ ским учепнем, коммунистические партии капиталистических стран ведут беспощад­ ную борьбу за разоблачение и изоляцию правых социалистов — предателей рабоче­ го класса. Труды В. И. Ленина «Что делать?» и И. В. Сталипа «Коротко о партийных раз­ ногласиях» учат нас верпости марксизму- лепииизму. непреклоппоЙ борьбе 8а *шстб- т у социалистической идеологии, против идеологии буржуазной, в каких бы формах она пи проявлялась. и. волков. («Партийное гтр&свещеяпе» А* 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz