На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 8 ноября 1950 г., № 280 (3893) Наши кандидаты в депутаты местных Советов Георгий Кузьмич БЕЛКОВ Маленькая народность — вепсы при царизме была обре­ чена на жалкое существование. Вепсы не пользовались ни­ какими правами: это были темные, эабитыв люди. В семье крестьянина-вепса в 1902 году родился Георгий Кузьмич Белков. Еще мальчиком он вынужден был иття за­ рабатывать кусок хлеба. Великая Октябрьская социалистическая революция при­ несла новую жизнь всем народам нашей Родины. Советская власть дала вепсам возмож­ ность учиться, духовно расти и развиваться. В глухих де­ ревушках открылись школы, больницы. Георгий Кувьмич Белков идет учиться. Он по­ ступает в советскою трудовую школу ' в гор. Петрозаводске. После' учебы тов. Белков в те­ чение 6 дет работает на же­ лезной дороге. Своим честным трудом он Завоевывает уваже­ ние рабочих, о нем стали го­ ворить как о хорошем специа­ листе, активном общественни­ ке. Закончилась гражданская война. Страна Советов при­ ступила к мирному строитель­ ству. В 1923 году комсомол в числе других патриотов на­ правляет Георгия Кузьмича ва курсы в ленинградскую воен­ но-политическую школу име­ ни Энгельса. Он получил спе­ циальное образование. Тов. Белков несколько лет служит в рядах Брасной Армии, вос­ питывая советских воинов в духе преданности партии Ленина — Сталина и социа­ листической Родине. В 1925 году его принимают в члены партии большевиков. Демобилизовавшись ив армии, Георгий Буэьнич работает в политико-просветительных учреждениях, отдавая все овои силы и внании Боепитанию советской молодежи. А в 1929 году Ленинградский обком ВКП(б) направляет его в Совет­ ское Заполярье, где тов. Белков возглавляет ответственные участки партийной и административно-хозяйственной ра- боты. 23 года своей трудовой жизни Георгий Кузьмич Белков посвятил работе на Крайнем Севере. На его глазах маленький портовый городок Мурманск вырос в благоустроенный город за Полярным кругом, в центр Советского Заполярья. Особенно привлекало Георгия Кузьмича Белкова Баренце­ во цОре с его неисчислимыми рыбными богатствзми. Тов. Бвлков»'«ож鹑было часто видеть в далеких становищах, на рыболовецких ботах, в волховах. Его хорошо знают и ува­ жают промысловики Лорт-Владимирского рыбокомбината, где оы был директором. Под его руководством рыбаки и ры­ бообработчики успешно выполняли государственные пла­ ны. * Сознательный труд советских людей в 1941 году нару­ шила война. Жители Советского Заполярья все, как один, грудью встали на saimrfy родного края от немецко-фашист- ских захватчиков. Георгин Кузьмич Белков в числе первых №* отправился на фронт. Участ­ ник войны с Финляндией, он и в Отечественной войне му­ жественно сражался за Роди­ ну, защищая полуострова Средний, Рыбачий и город Мурманск. Советское правительство высоко оценило ваохугн тов. Белкова перед Родиной, награ­ див его орденом Красной Звез­ ды и двумя медалями. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны тов. Белков возвращается к мирному труду. Партия напра­ вляет его на учебу, а с 1946 года он работает первым сек­ ретарем районного комитета партии. Находясь на этом ответст­ венном посту, Георгий Кувь­ мич Белков прикладывает все силы к тому, чтобы обеспе­ чить успешное выполнение заданий послевоенной сталин­ ской пятилетки, чтобы про­ мысловики района как мож­ но больше дали нашей стра- пе высококачественной про­ дукции. Ласеление города и района видит в лице тов. Белкова большевистского руководителя, чуткого и отзывчивого това­ рища. Георгий Кувьмич тесно связан с избирателями. зОн проявляет большую заботу о благосостоянии трудящихся. «. Таков путь Георгия Кузьмича Белкова —- путь от про­ стого крестьянина-вепса до секретаря райкома партии. Избиратели единодушно назвали своим кандидатом в де­ путаты областного Совета депутатов трудящихся Георгия Кузьмича Белкова, вся жизнь которого — пример верного служении Родине, народу, партии и великому Сталину. Товарищи избиратели! 17 декабря на выборах в местные Советы все, как один, отдадим свои голоса эз верного сына советского народа— Георгия Кузьмича Белкова, за нерушимый сталинский блок коммунистов и беспартийных! Этим мы еще раз покажем свою безграничную любовь и преданность Родине, большевистской партии, великому Сталину. Встреча с кандидатом в депутаты В просторном помещения клуба собрался личный состав кораблей для встречи с кандидатом в областной Совет депутатов трудящихся тов. Яковенко. Собрание открыто. Тов. Углов предла­ гает избрать в почетный президиум По­ литбюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. Избиратели встречают эти сло­ ва бурными аплодисментами. В зале гре­ мит мощное «ура». Слово предоставляется старшему лейте­ нанту тов. Левандовскому. В своем высту­ плении он говорит о стремлении всего со­ ветского народа досрочно выполнить по­ слевоенную пятилетку, о новых успехах нашей советской науки, об авангардной роли нашего народа в борьбе за мир. — От успеха к успеху, — говорит тов. Левандовскпй, — ведет нас партия боль­ шевиков во главе с любимым Сталиным. Далее тов. Левандовский рассказывает воинам о жизни Марка Григорьевича Яко­ венко — верного сына нашей Родины, воспитанного партией большевиков. — Вся жизнь товарища Яковенко, — продолжал он, — яркий пример верного служения Родине. Марк Григорьевич ро­ дился в бедной крестьянской семье, и только Великая Октябрьская революция открыла ему все пути в свободной и сча­ стливой ж и зни . За двадцать один год службы в Вооруженных Силах тов. Яко­ венко много сделал Для укрепления могу­ щества нашего флота. Он начал службу рядовым матрооом на эсминце «Урицкий» и вырос до контр-адмирала. Это возможно только в пашей советской стране. Свое выступление старший лейтенант Левандовский заканчивает призывом к из­ бирателям — отдать свои голоса за тов. Яковенко. Слово предоставляется старшему матро­ су Куравскому. — Нет большего счастья.— говорит вон», — чем жить в сталинскую эпоху. Я призы­ ваю всех моряков отдать свои голоса за верного сына Родины — Марка Григорь­ евича Яковенко. Один га другим выходят на трибуну воины-избиратели. Все говорят о нашей советской, подлинно народной демократии, о нерушимом блоке коммунистов и беспар­ тийных. Выступивший ватем контр-адмирал Яко­ венко сердечно поблагодарил личный со­ став за оказанное ему доверие п заверил избирателей, что он не пожалеет сил для дальнейшего укрепления могущества фло­ та. Тов. Яковенко заверил воинов в том, что он будет еще сильнее держать связь с массами, повседневно- и неустанно лбо- титься о моряках Северного флота. Собрание прошло с большим под’емом. Старшина 2 статьи А. ВОЛОВ. Старший матрос Р. МОРОШКИН. МЕХАНИЗМЫ В СТРОЮ Заботливо и бережно относится к своему ваведыванию комсомолец ефрейтор Кудря­ шов. Уже не первый год обслуживает он боевую технику. В заведываннн опытного специалиста не было ни одной поломки. Это достигается тем, что Кудряшов свое­ временно устраняет в механизмах малей­ шие неисправности и повреждения, всегда содержит технику в чистоте. Недавно командование поручило ефрей­ тору Кудряшеву произвести ремонт меха­ низмов. Предстояла сложная работа: нуж­ но .было разобрать агрегат и произвести замену изношенных частей. Кудряшов вместе со своим помощником рядовым Ширшовым приступил к работе с прнрупшми ему старанием и рвением. От­ личное знание своего дела, ревностное от­ ношение к службе позволили Кудряшову выполнить задание раньше срока. И. ГРИГОРЬЕВ. ПОДАРОК РОДИН Е За отличные показатели в боевой и по­ литической подготовке старшему матросу Дормороз командир об’явпл благодарность. Это не первое поощрение испопнительного воина. Придя на флот, Дормороз дал клятву че­ стно служить Родине, своему народу. Свою клятву он выполняет с честью и является примером в учебе, службе и дисциплине. Когда моряку поручили обслуживать другую технику, он горячо взялся за ее овладение. Все свободное время Дормороз уделял изучению механизмов и правил их обслуживания. Подразделение успешно выполняет задачи по боевой подготовке. Большая заслуга в этом принадлежит и Дорморозу. — Ко дню выборов в местные Советы, — говорит тов. Дормороз, — я добьюсь еще лучших показателей в боевой и по­ литической подготовке. Старшина 1 статьи В. ШМОНИН. ПРИМЕРНЫЙ КОМАНДИР, УМЕЛЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ Младший сержант Тупкало — опыт­ ный, отлично знающий свою спецмалъ*.] ность воин. Он отличник боевой и поли­ тической подготовки, за время службы получил 29 благодарностей. Накопленный опыт п примерная служба помогают младшему сержанту воспитывать грамотных, дисцпплтшро- ваяньпг воинов* Благодаря его уме­ лой воспитательной работе отделение Тупкало по всем(видам боевой ц полити­ ческой Подготовки является передовым. Немало, например, пришлось порабо­ тать командору отделения с матросом Власовым. БыДн „ случаи, Когда Вла­ сов нарушал распорядок дня. Эти нару­ шения подчиненного командир не оста­ влял без внимания. Тупкало из опыта знает,.*что от маленькрго нарушения недалеко до большого, если его оставить без воздействия. Сначала младший сер­ жант Тупкало ограничивался замеча­ ниями, личдо беседовал ,с подчиненным. Нарушений стало меньше. Затем он ис­ пользовал и другие формы воздействия. На комсомольском собрании Тупкало по­ критиковал Власова еа недобросовестное выполнение служебного долга и дал сло­ во вывести свое отделение в число пере­ довых. Власов решил также не отста­ вать от своих товарищей. Он заверил комсомольцев, что впредь не будет допу­ скать нарушений, и сдержал данное слово. М&трос Гаврилин прибыл в отделение Недавно. Но благодаря умелому воспита­ нию и чуткому отношению командира матрос Гаврилин с первых же дней стал исправно нести службу. Младший сержант Тупкало настойчи­ во борется за честь своего отдечення, не оставляет без воздействия ни одного проступка подчиненных. В его отделе­ ния всегда образцовый порядок. ОБРА ЗЦО ВО ПО Д ГО ТО В И ТЬС Я К НОВОМУ У Ч Е Б НО М У ГОДУ, В С И С Т ЕМ Е П О Л И Т З А Н Я Т И И н за высокую успеваемость Большие и почетные обязанности возло­ жены на нас. руководителей групп поли тических занятий. Мы призваны неустан­ но расширять политический кругозор вои­ нов, воспитывать их стойкими и беззавет­ но преданными социалистической Родине, великому вождю советского народа товарищу Сталину. В своей работе руководителю группы по литзапятий нередко приходится сталки­ ваться с трудностями как в мелодике пре­ подавания, так и в организации самих за­ нятий. Большую помощь в этом может ока­ зать флотская газета. К сожалению, на ее страницах очень редко выступают руко­ водители политзанятий с обменом опыта работы. А необходимость в этом есть боль­ шая. Газета могла бы рассказать нам о лучших руководителях, помочь овладеть опытом передовиков. Я не первый год провожу занятия с матросами. За это время накопил неболь­ шой опыт. Мне хочется рассказать о нем. Думаю, что руководители политзанятий, прочтя мою статью, напишут о своем опы­ те, подскажут мне что-либо новое, поде­ лятся методикой преподавания. С первого дня прихода на корабль мне поручили вести группу поддтаашшй. Сначала в моей работе было много недо­ статков. О них стоит коротко рассказать, чтобы те товарищи, которые в этом году впервые будут исполнять обязанности ру­ ководителей групп, подобные ошибки не повторяли. Первые мои рассказы по темам скорее походили на лекции. Получалось вто пото­ му, что я не умел еще живо, просто изла­ гать материал, не умел завязать непрн нужденную-беседу. Я стремился состав­ лять обширный конспект и во время рас­ сказа не отрывался от него. Это сковыва­ ло мои мысли, а слушатели слабо усваива­ ли материал. Беседы получались натяну­ тыми, не было активности матросов. Во многом мне помогли старшие товари­ щи. Я побывал на занятиях у опытных руководителей, перенимал их методику Прежде всего необходимо было научиться живо, интересно излагать материал. Для этого более тщательно продумывал содер­ жание темы, выбирал наиболее простые, доходчивые формы изложения вопросов. В конспект стал заносить только основные положения, цифры, ссылки, факты. Отдельно нужно сказать о языке руко­ водителя политзанятий. Можно правильно излагать тему, но не совсем ясно и доход­ чиво. Так было со мной первое время. Я по неопытности часто употреблял длин­ ные фразы, «щеголял» различными слож­ ными терминами, иностранными словами. И что же получилось? Слушатели плохо усвоили рассказ, не могли делать записи в конспект. А однажды матросы сказали мне: «Вот мы вас слушаем и чувствуем, что все у вас правильно сказано, а вот до глубины понять никак не можем...». > Это заставило меня серьезно призаду­ маться. Ведь на мне лежала ответствен­ ность за политическое.воспитание моря­ ков, а отсюда, следовательно, вытекала за­ дача доходчиво рассказывать тему. Долго пришлось работать над тем, что­ бы научиться говорить коротко, ясно и об­ разно. В этом мне большую помощь ока- вала художественная литература, особен­ но наша, советская. Я прочел «Белую бе­ резу», «В Крымском подполье», «От Пу- тивля до Карпат» н другие книги. В про­ изведениях советских писателей часто встречаются образы политработников. У них я учился языку, которым нужно го­ ворить с народом просто, убедительно, об­ разно. Успех любого занятия зависит прежде всего от личной подготовки руководителя. Поэтому всегда наЯ) глубоко изучать со­ держание каждой темы. Для примера расскажу о том, как я готовился к занятию по теме: «Партия большевиков в период подготовки и про­ ведения Великой Октябрьской социали­ стической революции». Вначале внима­ тельно прочел соответствующий раздел «Краткого куосз истории ВКП(б)». Затем продумал его. Мне ясно представился этот период истории нашей партии. После это­ го наметил, какую нужно прочесть до­ полнительную литературу. На семинаре по этой теме я учел вс» замечания руководителя. Затем вновь бег­ ло прочел главу Краткого курса и ху-1 дожественную литературу, которую можно было использовать по теме. В частности, я подобрал отрывки из книг А. Толстого «Хлеб» и М. Шолохова «Тихий Доп». Для того, чтобы более полно рассказать об уча­ стии моряков в Октябрьской революции, прочел соответствующую литературу по истории флота. Использование художественной литера­ туры при рассказе не только обогащает знания руководителя, но и делает его рас-< сказ живым, ярким, образным. Для каждой темы важно выбрать наи­ более удачные формы и методы изложе­ ния материала. Для этого я выступаю на семинарах руководителей, рассказываю- собравшимся о том, как хочу построил» свой рассказ. П мне всегда товарищи под­ сказывают что-нибудь новое, нужное. Хо­ рошо организованный семинар помогает руководителю найти нужную форму изло­ жения материала, обогащает его методи­ ку. Перед самым занятием еще рае чи­ таю копспект. проверяю себя, могу ли я свободно изложить весь материал, не при­ бегая к чтению записей. Затем продумы­ ваю, достаточно ли подобрал примеров,- выдержек из литературы. При изложении любой темы надо обяза­ тельно использовать примеры. При этом надо, чтобы они были яркими, убедитель­ ными. От этого рассказ руководителя бу­ дет более доходчивым, слушатели глубже будут усваивать изучаемый материал. Очень важно для руководителя уметй заинтересовать слушателей рассказом, привлечь их внимание к изучаемой теме. Это можно достигнуть лишь убедительным рассказом по теме, умело и хорошо подоб­ ранными яркими примерами, характерны­ ми сравнениями. ..Однако этого мало. Я всегда стараюсь привлекать слушателей к активному об­ суждению изучаемого материала. На прак­ тике я убедился, что если моряки сами или с моей незначительной помощью раз­ берутся на занятии в сложном вопросе, то они его хорошо н прочно усвоят. Практика говорит о том, что руководи­ телям политзанятий ни в коей мере нель­ зя ослаблять контроля за самостоятельным чтением слушателей. В этом деле нужна кропотливая, большая работа. Надо на­ учить слушателей правильно конспекти­ ровать материал. В своей группе я зля этой пелп привлекаю передовиков учебы. Например, слушатель Михеев лучше всех составлял конспекты. У него учились это­ му многие матросы. О том, как Михеев де­ лает записи, я рассказал всем слушателям. Теперь матросы грамотно, содержательно ведут конспекты. В новом учебном году наша группа бу­ дет продолжать изучение «Краткого курс* истории ВКЩб)». Мы приложим все силы к тому, чтобы еше больше повысить ус­ певаемость воинов. Для этого у нас есть все возможности, и главное, горячее стрем­ ление моряков глубоко изучить гениаль­ ный труд товарища Сталина — «Краткий курс истории ВКЩб)». Руководитель группы политзанятий инженер-лейтенант 0. БОРДЮКОВ. Корифей Сегодня исполняется 130 лет со дпя рождения великого вождя и теоретика пролетариата, корифея революционной нау­ ки — Фридриха Энгельса. Все передовое человечество справедливо чтит Энгельса как одного из основоположников марксиз­ ма. На протяжении 40 лет Энгельс вместе с Марксом, являясь его верным соратником, сплачивал международный пролетариат, во­ оружал трудящихся научной теорией для борьбы за коммунизм, создавал первое ядро будущей пролетарской партии, закла­ дывал основы ее стратегии и тактики. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в г. Бармене (Германия). Еще юпошей он начал свою публицистическую деятельность. В ряде ярких статей Энгельс восставал против ханжества и мракобесия окружающей его среды, выступал как ре­ волюционный демократ, борющийся против гнета самодержавия и помещиков, против произвола чиновников. Путешествие в Ан­ глию, в которой к тому времени уже проч­ ло установились капиталистические отно- нтепия и развернулось первое политиче­ ское движение рабочего класса — чартизм, раскрыло Энгельсу глава на сущность классовой борьбы и на историческую роль пролетариата. Своп взгляды Энгельс изложил в замеча­ тельном труде «Положение рабочего клас­ са в Англии», вышедшем в 1845 году. Эта книга, которую до сих пор нельзя чи­ тать без волнения, по словам Ленина, бы­ ла «ужасным обвинением капитализма и буржуазии». «Маркс и Энгельс являются не просто родоначальниками какой-либо философской «школы» они живые вожди живого пролетарского движения, которое растет п крепнет с каждым днем» (И. Сталин). 130 Л Е Т СО Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я Ф Р И Д Р И Х А Э Н Г ЕЛ ЬС А Вся деятельность обоих основоположни­ ков марксизма являет живой пример нераз­ рывной связи между теорией и практикой. Едва закончив разработку революционной теории, они приступают — начиная с 1845 г. — к борьбе еа создание партии пролетариата. В Париже и Брюсселе Эн­ гельс связывается с рабочими организа­ циями, ведет пропаганду в рабочей среде, помогает пролетариям преодолеть мелко­ буржуазные иллюзии и приобщиться к новому мировоззрению. В 1847 году образовался «Союз комму­ нистов». В качестве программы союза Маркс и Энгельс написали знаменитый «Манифест Коммунистической партии», столетие которого торжественно отмечала советская общественность в феврале 1948 года. Мапифест представляет собой важ­ нейший документ марксизма. В нем в необычайно ясной и популярной форме из­ ложено учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, даны оснозы стратегии и тактики пролетарской пар­ тии. «Эта небольшая кпижечка стоит це­ лых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющий­ ся пролетариат» (В. И. Ленин). Всесторонне изучая капиталистическое общество, законы и движущие силы его развития с позиций диалектического мате­ риализма. Маркс и Энгельс пришли к своему великому творению — научному социализму. Они превратили социализм пз утопии в науку. Маркс н Энгельс учили, юй науки что социализм есть неизбежное следствие ^борьбы пролетариата с буржуазией, что в недрах капитализма создаются материаль­ ные предпосылки будущего социалисти­ ческого строя, осуществление которого возможно только через пролетарскую рево­ люцию. Энгельс был военным теоретиком рево­ люционного пролетариата. Он первый ука­ зал на зависимость военной техники от уровня производительных сил и доказывал, что более прогрессивное общество неиз­ бежно обладает также и более прогрессив­ ной воепяой техникой, стратегией и так­ тикой. Оп пророчески* предсказывал мо­ ральное и военное преимущества армии страны победившего социализма. Гражда­ нин такой страны, говорил Энгельс, «дол­ жен защищать действительное отечество, действительный очаг». Он «будет бороться с воодушевлением, с храбростью. перед ко­ торыми должна разлететься как солома, механическая выучка современной армии». Являясь одним из образованнейших лю­ дей своего времени, Энгельс применял марксистский диалектический метод к са­ мым разлпчпым отраслям знаний — фи­ лософии. истории, политической экономии, химии, биологии, этнографии, языкозна­ нию, а также к литературе и искусству. В каждую пз них он впес свой пенный вклад. По его произведениям — «Анти- Дюрипг», «Людвиг Фейербах», «Проис­ хождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы» — изучают марксизм во всех концах света все повые поколения борпов за лучшее бу­ дущее человечества. Папряжепная работа в области теории не отвлекала Эпгельса от практической революционной деятельности. Новый под’ем рабочего движения позволил Марксу осно­ вать в 1864 году первую международную массовую организацию пролетариата — Первый Интернационал. Энгельс принял живейшее участие в его деятельности. Он руководил борьбой передовых рабочих — марксистов против сектантства в различных отрядах европейского рабочего движения, — против лассальяпцев в Германии, пру­ донистов во Франции, бакунизма в Ита­ лии и Испании. В эти годы Энгельс брал на себя дополнительную организационную и литературную работу, чтобы только об­ легчить Марксу создание его великого тру­ да — «Капитала». I том этого гениально­ го произведения вышел в свет в 1867 го­ ду только благодаря самоотверженной по­ мощи Энгельса. Маркс умер в 1883 году, так й не закончив работу над I I и I II то­ мами. Никто, кроме Энгельса, не мог дове­ сти до конпа начатое Марксом дело. Энгельс взял на себя эту трудную, ответ­ ственную задачу и блестяще осуществил ее. • После смерти Маркез Энгельс один продолжал руководить международным ра­ бочим движением, являясь его признанным вождем. Значительную часть своей жизни Энгельс провел в Англии и глубоко изучил ее. В своих трудах он разоблачил англий­ скую буржуазию, построившую свое гос­ подство на ограблении трудящихся масс, на эксплуатации народов колоний, показал истинное лицо буржуазной демократии — подкупы на выборах, фальсификацию из­ бирательных спигков. сделки между раз­ личными фракциями господствующего класса, в результате которых пе только министерские посты п административные должности, по и депутатские места в пар­ ламенте остаются монополией наследствен­ ной олигархии. Энгельс клеймил презре­ нием подлых лидеров английских тред- юнионов, предателей рабочего класса и ла­ кеев бувжуазпи, проложивших дорогу со­ временным Певинам и аттли. Энгельс, так же, как и Маркс, всегда живо интересовался Россией. Оп с горячим участием следил за героической борьбой русского народа и его передовых людей против ига самодержавия и крепостниче­ ства. В своих письмах к русским револю­ ционерам Энгельс резко критиковал на­ роднические взгляды на якобы «особый путь» развития России. Энгельс был свя­ зан с первыми русскими марксистами, участниками группы «Освобождение тру­ да». Он глубоко верил в революционные силы нашего народа и предсказывал, что свержение царизма в России послужит сигналом к важнейшим историческим от­ бытиям, которые глубоко повлияют па судьбы человечества. Этот генпальпый прогпоз Энгельса полностью оправдался. Энгельс умер 5 августа 1895 года. В год его смерти В. И. Ленин организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Прошло еще немного времени, и в Закавказье начал свою рево­ люционную работу товарищ Сталин. К кон­ цу XIX века центр революционного движе­ ния переносится в Россию. Россия оказа­ лась той страной, где марксизм получил наибольшее распространение, дальнейшее развитие й претворепие в живнь. Гениальные продолжатели дела Маркса и Энгельса — Ленин и Сталин подняли марксизм на новую, более высокую сту­ пень. «Можно сказать без преувеличения, что после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина — Сталин и другие ученики Ленина — были един­ ственными марксистами, которые двигали вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях клас­ совой борьбы Пролетариата» («История ВКЩб). Краткий курс»). Начало деятельности Ленина и Сталина совпало с завершением домонополистиче­ ской фазы развития капитализма и зарож­ дением повой эпохи — эпохи империализ­ ма. Отдельные ее черты подмечал уже Энгельс в последние годы своей жизни. Величайшая заслуга Ленина состоит в том. что, опираясь на основные положе­ ния марксизма, он раскрыл специфиче­ ский характер новой стадии капитализ­ ма. Ленин доказал, что империализм есть загнивающий, разлагающийся и умираю­ щий капитализм, что он является кану­ ном социалистической революции. Ленин сделал вывод огромного исторического зна­ чения: он доказал, что в эпоху империа­ лизма возможна победа социализма в од­ ной отдельно взятой стране. Маркс и Энгельс в условиях менее раз­ витого рабочего движения смогли дать только основные наброски идей о партии, как передовом отряде пролетариата. Ленин и Сталин, развивая дальше эти идеи, претворили их в жизнь, выковали партию пового типа, павтиго большевиков, кото­ рая в октябве 1917 года привела рабочих и крестьян бывшей царской России к побе­ де над помещиками и капиталистами. По­ сле смерти Ленина партия большевиков под гениальным водительством товарища Сталина осуществила ленинские заветы. Выполняя сталинскую программу индуст­ риализации страны и коллективизации сельского хозяйства, советский народ под знамепем марксизма-ленинизма впервые в истории человечества построил социализм — такое общество, где нет эксплуатации человека человеком, где отсутствуют анта­ гонистические классы, где покончено на­ всегда с крпзпеамп и безработицей, этими неизменными спутниками капитализма. Победа советского народа в Великой Оте­ чественной войпе еще раз доказала ог­ ромные преимущества советского общест­ венного и государственного строя перед строем капиталистическим. Народы Советского Союза под водитель­ ством товарища Сталипа уверепно идут по пути к коммунизму. Советский Союз есть живое воплощение велпкпх заветов основоположников научного коммунизма, пеоспоримое подтверждение правильности учения марксизма-ленинизма. И. БАХ, кандидат исторических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz