На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.
26 ноября 1950 г., Гл 2 7 9 (3892). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Н И Н I I л я Ж И З Н Ь Большая повседневная работа Одним патриотическим стремлением вме сте со всем советским народом живут мо ряки пашего подразделения. Движимые благородным чувством, моряки стремятся озпамеповать день выборов в местные Со веты высокими показателями в боевой и политической подготовке, в укреплении дисциплипы и порядка. П, как всегда, ведущее место в борьбе за повые успехи в службе, учебе п дисциплине принадлежит коммунистам. Они не только большевист ским словом, но и практическими делами ведут эа собой воинов. Особенно активно коммунисты участвуют в подготовке к вы борам. В первые дни избирательной кампании коммунисты Борисенко, Шульгин, Фекти- стов, Мозеров и Шергин провели с личным составом беседы о Сталинской Конститу ции и Положении о выборах. Состоялось партийное собрание, на ко тором коммунисты обсудили задачи по подготовке к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. На этом собрании в ы с ту п и л и коммунисты Кулагин, Кудла, Терещепко, Шергип и другие. Все опи рас сказали о начавшейся работе пд подготов ке к выборам, вскрыли ряд недостатков и внесли конкретные предложения. Были кЗгобраны и утверждены агитаторы. ^Ч1осле партийного собрапия агитационно- массовая работа по подготовке к вы борам значительно улучшилась. Член пар тии Шергин провел совещание комсомоль ского актива. Под его руководством комсо мольцы оформили в кубриках наглядную агитацию — плакаты, лозунги и т. д. Та кую же работу провели в своих подразделе ниях коммунисты Борисенко. Былков и Мозеоов. Так, например, под руководством Былкова комсомолец матрос Юрий Фролов иэготовпл большой красочный плакат: «17 декабря 1950 года — депь выборов в местные Советы депутатов трудящихся». Оформлены и вывешены плакаты, расска зывающие о правах и обязанностях граж дан СССР, Военпая Присяга и Государст венный Гимн Союза ССР, витрина — «Полководцы сталипской школы» и Доска отличников учебы Хорошо исполненные плакаты призывают моряков добиваться новых успехов в учебе и службе. « После собрания коммунисты выступили ред воинами с рядом докладов. Успешно прошли беседы членов ВКЩб) Шергипа и Соколова. Они принимали активное уча стие в прошлой избирательной кампапии и сейчас много помогают молодым агитато рам. Большую работу проделали коммунисты Терещенко и Соколов по оборудованию агитпункта. Под их руководством комсо мольцы Соловьев, Дружинин и другие оформили щиты и стенды, показывающие расцвет пашей Родпны, грандиозные побе ды советского парода на фронте мирного созидательного труда. Один щит посвящен теме «Сталинская Конституция победив шего социализма». На этом шите отражены великие права, предоставленные советским гражданам Конституцией СССР, помещены выдержки пз Конституции СССР. Второй щит озаглавлен «Стройки ком мунизма». Здесь показано, какое огромное значение будут иметь для дальнейшего пропветапия пашей Родипы величествен ные стройки коммунизма — Куйбышев ская и Сталинградская гидроэлектростан ции па Волге, Каховская гидроэлектро станция на Днепре, Главный Туркменский, Южно-Украинский и Северо-Крымский ка налы. В агитпункте хорошо дежурят коммуни сты-агитаторы Бебенин, Коваленко и Фе доров. Члену партии Терещенко было поручено организовать коллектив матросской худо жественной самодеятельности. Он создан и уже дал ряд концертов для избирателей. Много поработали коммунисты тт. Куд- и , Ковалев. Хархорип. Леонтьев над со ставлением списков избирателей и органи зацией проверки их избирателями. При ак тивном участии членов и кандидатов пар тии выходят стецные газеты и «Боевые листки». Во всей большой и разносторонней аги тационно-массовой работе коммунисты под разделения принимают самое деятельное участие. Сейчас они приступили к агита ции эа кандидатов в депутаты. Работа партийной организации направлена к то му, чтобы 17 декабря 1950 года личный состав подразделения единодушно отдал свои голоса за кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных, проде монстрировал свою преданность матери- Родине, партии большевиков. СТАРШИНА День учебный уж давно окончен, В кубрике ночная тишина. Он не спит, все чем-то озабочен Славный, беспокойный старшина. Проверяет записи в тетрадях, К книгам обращается подчас, И работы, сделанные за инь, По минутам выверит не раз. Все осмотрит, чистые ли «робы», Сам учил когда-то их стирать, И родным отличников учебы Письма не забудет написать. В службе он взыскательный, правдивый, Все успеет, всюду даглядит, По заслугам взыщет с нерадивых, Лучших и примерных поощрит. Воспитал и вывел в путь он многих, И во всем руна его видна. Грамотный, заботливый и строгий На эсминце нашем старшина. Старшина 1 статьи А. РЫЖОВ. Мичман А. ЯШКИН. И СЛОВОМ И ДЕЛОМ Старшего матроса Владимира Денисова b подразделении уважаю^ за примерную учебу и службу, за активное участие в общественной работе. Когда началась, подготовка к выборам в Местные Советы депутатов трудящихся, Денисова одним пз первых выдвинули аги татором. После собрания коммунист Ка щеев обстоятельно побеседовал с ним, дал почитать несколько брошюр и посоветовал: — Прежде чем выступать с беседой на ту или иную тему, сначалл подберите ма териал, хорошо изучите его сами, тогда вам легко будет говорить с матросами и отвечать на вопросы. Если встретятся затруднения, приходите, — разберем вме сте. На другой день в обеденный перерыв агитатор пришел к библиотекзрю. старше му матросу Макаречко, вместе с ним по добрал нужный ему материал и, подгото вившись, провел после окончания работы громкую читку Положения о выборах в местные Советы депутатов трудящихся. Старшие матросы Янчук, Хрущ и другие воипы с большим вниманием слушали мо лодого агитатора. Интересная и увлекательная работа пришлась по душе Денисову. Он стал еще тщательнее готовиться к беседам. Так, на пример, чтобы провести одну из них на тему* «Советский воин может избирать и быть избранным», комсомолец выписал в свой блокнот ряд ярких в запоминающих ся примеров, характеризующих свобод ную, подлинно демократическую совет скую избирательную систему, при которой воин нашего государства является полно правным гражданином. Уже мпого бесед провел агитатор. Хоро шо подготовленные, они дали желаемые результаты, матросы хорошо представляют коррпную противоположность между самой демократической в мире советской избира тельной системой и «демократией» капи талистических государств Слова агитато ра помогают морякам лучше нести служ бу, повышать боевую готовность корабля. Например, старший матрос Базаров теперь более четко выполняет свои обязанности. Работая агитатором, и сам Денисов еще лучше несет вахту, преуспевает в учебе. И словом и делом он призывает воинов до стойно встретить день выборов. Старшина 1 статьи Р. САШИН. Заслуженный авторитет У воипов-гвардейцев большим автора тетом пользуется агитатор гвардия сер жант Кузовчиков. Он часто проводит бе седы с воинами по Избирательному зако ну, рассказывает им о кандидатах в депу таты местных Советов, о их патриотиче ских делах во славу нашей Родины. Авиаторы с большим вниманиеи слу шают беседы агитатора о тех задачах, ко торые поставил перед воинами в своей приказе № 86 Военно-Морской Министр Союза ССР. Гвардии сержант Кузовчиков не только хороший агитатор, но и примерный воин. Образцовым выполнением воиндого долга заслужил он авторитет у личного состава. Гвардии сержант Д. КОРНЕЙИО. ПО С ТРА Н И Ц АМ Ж У Р Н А ЛО В «БЛОКНОТ АГИТАТОРА» № 13 МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ Единство вселенной На флоте получен «Блокнот агитатора» ЭД 13 Главного Политического Управле ния Военно-Морских Сил Союза ССР. В нем помешена статья «Мощный под'ем со циалистической экономики», в которой рассказывается о развитии сопиахистиче- ской промышленности и сельского хозяй ства, о под’еме культуры и благосостояния народа. В статье прнводятси яркие и убе дительные цифры и факты, характеризую щие преимущество общественного и госу дарственного социалистического строя пе ред капиталистическим строем. На страницах «Блокнота» опубликованы статья тов. К. Владимирова «Под солнцем Сталинской Конституции», высказывания Ленина и Сталина о советской и буржуаз ной демократии; статья М. Макошнна «Ве ликий патриот нашей Родины». Автор рассказывает о незабвенном Сергее Миро новиче Кирове, о его революционной и государственной деятельности. В «Блокноте агитатора» помещена статья кандидата исторических наук И. Бах «130 лет со дня рождения Фрид риха Энгельса». В помощь избирателям опубликована консультация на тему: «Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании». Буржуазные «ученые», попы и другие лакеи капитализма, обманывая нарид, пы тались доказать, что мир состоит из двух частей: материальной (видимой) и духов ной (невидимой). Материальная часть ми ра доступна, мол, нашим ощущениям, а духовная якобы непостижима, непознавае ма; она будто бы сверхестественна. Гла венствующее положение в мире, учат пред ставители религии, и принадлежит этой духовной стороне. Духовную сторопу мира разные люди представляют себе в разных видах. Одни к невидимому духовному миру причисляют домовых и леших, чертей и демонов, богов и ангелов. Это просто верующие, неред ко совершенно темные, отсталые люди. Другие, мня себя образованными н ли цемерно сожалея о суевериях отсталых лю дей, поддерживают, однако, такие же по существу суеверия. Видя нелепость многих религиозных сказок и отмежевываясь от них* они в то же время отстаивают суще ствование некоего «мирового духа», кото рому будто бы подвластно все и от кото рого все в мире зависит. Это также один из видов суеверий — идеалистическая философия, представите ли которой — реакционные ученые и иные лакеи империалистической буржуа зии — нередко самым постыдным обра- вом лгут, искажая на свой лад данпые науки. Рассчитывая па малую осведом ленность рядовых людей, фплософы-пдеа- листы изображают естественную пеполно- г ’ научных даппых в тех пли иных во просах, как следствие якобы непознавае мости мирз и сверх’естествепности явле ний природы. Некоторые идеалисты дохо дят в своей лжи до того, что отка зываются от призпаппя реальности явле ний.1 и утверждают даже, что материаль ный мир вовсе не существует, что суще- ствуем-де только мы. существа, паделен- ные разумом, и что только в пашем созна нии бродят какие-то идеи, порождаемые «высшим духом». Немало существует подобных бредовых «теорий», имеющих целью разоружать трудящихся в борьбе против классового неравенства и гнета и тем делать их по корными воле угнетающих имущих клас сов. Идеалистические учения о мире В. И. Ленин охарактеризовал, как «чистейшую философию доновтпипн». Гневно бичуя «бредни философского идеализма, эту на смешку над естествозпапнем». Лепип пи сал в своей бессмептпой работе «Материа лизм и эмпириокритицизм»: «Вели мир есть движущаяся материя, — ее можно и должно бескопечно изучать бесконечно сложпых и детальных про явлениях и разветвлепиях этого движе ния, движения этой материи, но вне ее, вне «физического», внешпего мира, знако мого всем и каждому, ничего быгь не мо жет» (Соч., т. 14, стр. 329). Передовая материалистическая наука, основывающаяся на великом учепии Маркса— Энгельса — Ленина — Сталина о всем мире и о природе происходящих в нем процессов, категорически и полно стью отвергает все и вгякие домыслы о делении мира на две части — материаль ную и духовптю. Опа рассматривает мир, всю вселенпую. всю природу, как едппое целое. Единство мира заключается в том, что он материален и только материален. Предметы п явления в мирр бесконечно разнообразны, но как бы опи пи были различны, у нпх есть одпо общее, посто янное свойство: они существуют и проис ходят независимо от пашего сознания, представляют собой «об’ективную реаль ность». В этом именпо смысле все они ма териальны. Будучи материальными, опи действуют на наши органы чувств (зре ние, слух, осязапие. обоняние, вкус). В. А . ШИШ АКОВ , кандидат педагогических наук. Именно поэтому мы их можем наблюдать, познавать, изучать. В. П. Ленин так определил понятие ма терии: «Материя есть то. что, действуя на па ши органы чувств, производит ощущение; материя есть об’ективная реальность, данная нам в ощущении» (Соч., т. 14, стр. 133). Выражение «об’ективная реальность» следует понимать в том смысле, что мате рия реально, на самом деле, подлинно су ществует, что ее существование не зави сит от наших собственных понятий, сооб ражений. взглядов, вкусов, желаний, яв ляющихся суб’ективными, присущими нам лично. Очевидно, что если мир материален и только материален, то все, относящееся к сознанию, все. что мы именуем духовной или психической стороной (мысль, созна ние, чувства и т. п.), есть производное от материи. Материя есть источник ощуще ний. а сознапие является отображением материи. И, конечно, мир и все явления в нем полностью познаваемы, доступны изучению, посколько все это материально, чувственно, то есть действует на паши органы чувств. Товарищ Сталин учит: ...«Марксистский философский мате риализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. что наши знания о законах природы , прове ренные опытом, практикой, являются до стоверными знаниями, имеющими значе ние объективных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только ве щи. еще не позпанные. которые будут рас крыты и познаны силами пауки и прак тики» («История ВКЩб). Краткий курс», стр. 108). Откуда же взялись суеверные пред ставления о двойственности мира, о су ществовании сверх*естественных его обла стей? В незапамятно далеком прошлом сло жились первые представления о строении мира. Не имея нужных знаний, люди ри совали себе картину мира так, как это им казалось. Они принимали кажущееся эа действительное, между тем, как это далеко не одно н то же. Лишенные элементарных знапий, люди в прошлом представляли себе, что Земля неподвижно покоится внизу и что на её далекие края опирается «твердь небесная». На этой «тверди» будто бы и находятся небесные светила, к нему прикреплен ные. На основе таких давних эаблуждепий сложилось и представление о том. что небо резко отличается от Земли, что мир состоит пз двух совершенно разлнчпых частей. Часть мира, находящаяся впизу, мир земной — это то. с чрм мы повседнев но соприкасаемся в своей жизни. Это мир естественный, тленный, ибо на Земле все подвержено заметным изменениям. Люди, животные, растеппя стареют, увядают и прекращают свое существование. Небо же — это, как. говорили, «обитель чистого света», особый сверхестественный мир. В небе никаких изменений как будто не происходит: Солнце, Луна, звезды всегда сияют чистым ясным светом, несмотря на временные явления, связанные с облач ностью или, например, с затмениями. Все в небе неизменно и. как казалось людям, сверхестественно. Люди представляли се бе. что в небе все чисто, свято и без грешно, все совершенно и чудесно. А на Земле— грязь, пороки, грехи и страдаппя. Отсюда как раз и получило начало религи- озпое учепие о полной противоположности земного и небесного. Отражением подобных представлений являются сохранившиеся и до нашего времени выражения такого рода: когда мы хотим указать на особенно резкое различие в чем-нибудь, мы говорим о различии «как между небом и землей». Как видим, все представления о нема- тернальпостн побесного мира исходят из дикарского, по существу заблуждения о Земле и небе. В ходе своего развития пе редовая материалистическая наука пока зала грубую ошибочность всех таких пред ставлений. Важнейшим звеном в цепи беспрерыв ных достижений науки в об’яспенип дей ствительного строения мира является установление того Факта, что Земля сама есть одно из пебесных тел. коль скоро она движется вокруг Солнца в мировом про странстве, которое мы привычпо называем небеспым пространством. Как установил это четыре столетия тому назад гениаль ный славянин великий астроном Николай Коперник, Земля движется вокруг Солнца в ряду других подобных ей небеспых тел, называемых планетами и. следовательно, сама является планетой, имея ту же при роду. что и эти светила. Значит, между земным и небесным по существу разницы и пет. Около ста лет тому назад в научную практику был введен замечательный спо соб установления химического состава любого тела, нахохящегося в газообразном состоянии и испускающего свет в силу ли своей высокой температуры или вследст вие того, что опо освещается нпым источ ником света. Это «спектральный ана лиз». Спектральный апализ показал, что все небесные светила состоят пз тех же самых химических веществ, которые мы зпаем у себя па Земло. Так. к пастояшему време- пп уже установлено, что па Солнце имеет ся по коайней мере две третп из тех хи мических элемептов, которые включает в себя мепделеевская таблипа; установлено, что звезды п по химическому составу не отличаются от Солппа, имея ту же физи ческую природу; что в атмосферах, окру жающих плапеты, как и нашу Землю, также присутствуют только известные нам па Земле газы. Все говорит за то, что пебес- пые миры также материальны, как и Земля. Эти данные утверждают основную матерпалпстическую идею о единстве мпра. о его материальпости. Вот ее форму лировка, даппая великим Сталиным: «В противоположность идеализму, кото рый считает мир воплощением «абсолютной идеи», « мирового духа», «сознания», — философский материализм Маркса исходит пз того, что мир по прпроде своей мате риален, что мпогообразпые явления в мире представляют различные виды движущей ся материи, что взаимная связь и взаимная обусловлеппость явлеппй. устанавливаемые диалектическим методом, представляют за кономерности развития движущейся мате рии, что мир • развивается по законам движения матеопп и не нуждается ни в каком «мировом духе» («История ВКЩб). Краткий курс», стр. 106). Передовая материалистическая наука доказала полное отсутствие выдуманпой разпппы между эемпым и небесным. Та ким образом разоблачены все и всякие попытки сохрапить идеи нематериальных «высших» пебеспых сил. якобы управ ляющих всем миром. Сохранить веру в них стремятся империалистические хищ ники, которым бог нужен для оправдапия всех гнусностей п несправедливостей клас сового неравенства и гнета, для освяще ния их алчных стремлений к мировому господству путем агрессивных войн и удушеппя свободы и прогресса. Надстройка порождается базисом. Опа возникает и развивается в соответствии с данным базисом. «Всякий базис,— указывает товарищ Сталин, — имеет свою, соответству ющую ему надстройку. Базис Феодаль ного строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгля ды и соответствующие нм учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический — свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменягтея и ликвиди руется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка». Отсюда следует, что надстройка, так же как и базис, является исторически прехо дящей. Опа есть продукт данной эпохи, в течение которой живет и действует даппый экономический базис. Основоположники мавксизма-ленпппзма а-еегда подчеркивали активное воздействие налстройни на базис. Гениальный мастер диалектики, товарищ Сталин в своих тру- Л»х по вопросам языкознания с особой си- uofi ро . с кры л огромпую активпую роль над- гтройкп в жпзпп общества. «Надстройка, — указывает товарищ Сталин, — порождается базисом, но это вовсе не эпачит, что опа только отра жает базис, что она яассивпа, нейт ральна, безразличпо относится к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к ха рактеру строя. Паобооот, появившись на свет, опа становится величайшей актив ной силой, активпо содействует своему базису оформиться и укрепиться, при нимает все мрры к тому, чтобы помочь новому строго докопать и ликвидировать старый базис и старые классы». Вульгарпый материализм отоипает ак- тивиуго роль надстройки. Известно, что русские «экономисты» и меньшевики, стоявшие на позпппях так называемого «окииимического материализма», пропове довали «теорпю стихийности», сводиля задачи борьбы рабочего класса только к экономическим тпебовапиям и тем самым отиииали необходимость революционной борьбы за свержеппе царизма, кппитализ- ма, за завоевание диктатуры пролетариата. Одним из паиболее грубых извращении марксизма является каутскпапская, так называемая теоппя «производительных сил», согласно котороГ? социализм должен якобы наступить автоматически, в резуль тате все большего развития капиталисти ческого производства и «мирного врастания капитализма в социализм». Ленин и Сталин разгромили эти оппор тунистические теории, показали великую мобилизующую, организующую и преобра зующую силу революционной теории, роль боевой марксистской партии в освобожде нии трудящихся от гпета капитала, в победе социализма. Марксизм-ленинизм, как едпнетвеппо научная теория, дает ра бочему классу ясное понимание путей ре волюционного преобразования общества. Новые, революпиоппые идеи, учит товарищ Сталин, овладевая сознанием масс трудящихся, «...организуют и мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую по литическую армию, создают новую рево- люппоппую власть и используют ее для того, чтобы упразднить силой старые по рядки в области производственных отноше ний и утвердить повые порядки. Стихий ный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей, мнрпое развитие — насильственному перевороту, эволюция — революции» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 125). Марксизм-ленинизм учит, что надстрой ка в классовом обществе носит классовый характер. Она обслуживает нужды не всего общества, а нужды господствующего класса. Надстройка в классовом обществе, подчеркивает товарищ Сталин в своих произведениях по вопросам языкознания, не может безразличпо относиться к судьбе классов, не может становиться на пози ции одинакового отпошения к классам, не может бьтть надклассовой. Если надстрой ка не выполняет своой служебной клас совой роли, она теряет свое качество и перестает быть надстройкой. Марксистско-лепинское положение о классовом характере надстройки в классо вом обществе разоблачает реакционные, лживые «теории» буржуазных социологов и правых социалистов о якобы «надклас совом» и «внеклассовом» характере бур жуазного государства, права, морали п других элементов надстройки капиталисти ческого общества. Буржуазпая философия, мораль, эстетические взгляды, религия, буржуазное государство, буржуазные пар тии, правосоциалистические партии и другие реакпиопные организации, состав ляющие капиталистическую надстройку, являются в руках буржуазии орудием со циального. политического и духовного по рабощения трудящихся. Надстройка современного капиталисти ческого общества стала величайшим тор мозом общественного прогресса. Крах бур жуазной демократии, фашизация буржуаз ного государства, зверское подавление всех демократических сил. политика развязы вания агрессивных войн, маразм и разло жение буржуазной культуры, проповедь звериного шовинизма и расизма — все это ярко характеризует современное состояние надстройки буржуазного общества в США, Англии и других капиталистических стра нах, отражая глубокое загнивание капита лизма, идущего к неминуемой гибели. Вместе с тем уже в недрах капитализма в соответствии с назревшими материаль ными потребностями развития общества возникают и развиваются новые, передо вые идеи, теории и политические, общест венные организации, которые направлены против капиталистического базиса и его надстройки и служат интересам передовых, революционных сил общества. Носителем новых идей является самый передовой и революционный класс общества — про летариат. Вооруженный революционной теорией марксизма-ленинизма, рабочий класс капиталистических стран создает и укрепляет свою политическую партию, массовые профсоюзные и другие организа ции, сплачивает вокруг себя трудящихся и ведет борьбу за уничтожение как экономи ческого базиса капитализма, так и его надстройки, за построение нового, социали стического базиса и соответствующей ему надстройки. Надстройка в социалистическом общест вом фундаменте марксизма-ленинизма и служат интересам трудящихся, задачам ■борьбы за построение коммунизма. Советский народ под руководством ком мунистической партии ведет непримири мую борьбу против остатков буржуазной идеологии, морали, против всяких суеве рий, предрассудков и других отживших взглядов и традиций старого общества, не имеющих почвы в социалистическом бази се и являющихся пережитками капитализ ма в сознании людей. з . После победы социалистической револю ции в огромной степени возрастает роль надстройки в создапии, укреплении и раз витии нового базиса. Лепип и Сталин по казали, что социалистическая революция в отличие от буржуазной начинается при отсутствии ИЛИ ПОЧТИ ЦРП ОТСУТСТВИИ гото вых Форм социалистического уклада. По этому основная задача социалистической революции состоит в том. чтобы, захватив власть, построить новую, социалистиче скую экономику. Уже одно эго обусловли вает особую, творческую роль повой, со циалистической надстройки и прежде всего социалистического государства, яв ляющегося главным орудием в создании экономического базиса соппализма. Одно из основных отлпчий социалисти ческого общества от всех предшествующих ему обществ состоит в том, что здесь все стороны общественной жизни развиваются не стихийно, а планомерно, на оспове сознательного применения позпанпых 8а- ве коренным образом отличается от всех |конов общественного развития. Руководя- прошлых надстроек. В то время, как в зк- щей п направляющей силой этого плано- сплуататовских обществах надстройки служат интересам эксплуататорских клас сов, надстройка в социалистическом об ществе обслуживает общество в интересах трудящихся совершенно новыми полити ческими, юридическими, философскими и другими идеями, теориями и соответствен но этому создает для общества совершенно повые политические, юридические п другие учреждения. Взамен уничтожепного старого, буржу азного государства в пашей стране созда но государство пового, высшего типа — советское, социалистическое государство, осуществляющее врлпкую задачу строи тельства коммунизма. Новая, социалисти ческая мораль, политические, юридические, эстетические и другие взгляды, идеи, гос подствующие в социалистическом обще стве, развиваются па прочном теоретиче- мерного движения является коммунистиче ская партия, вооруженная передовой мар ксистско-ленинской наукой. Товарищ Сталин в своих трудах всесто ронне обосновал громадную творческую роль политики партии, как . жизненной основы советского строя, великую преоб разующую роль Советского государства, руководимого большевистской партией. Оп раскрыл огромпое значение советской де мократии, пдеологпп п всей надстройки в создании социалистического базиса и в дальнейшем развитии социалистического общества. Развитые в трудах товарища Сталина положения об акгивпой роли над стройки являются обобщением гигантского исторического опыта по упичтожепию ста рого, капиталистического базиса и его над стройки и создапию повпго. социалистиче ского базиса п его надстройки. Развитие надстройки всегда определяется изменением и развитием базиса. Так, со циалистические преобразования в экономи ке нашей страны вызвали изменения Форм, задач и функций социалистического государства. Во второй фазе развития Со ветского государства полностью разверну лась хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функция наше го государства. Расширилась база дикта туры рабочего класса, всестороппе развил ся советский демократизм. Изменился ду ховный облик советских людей, коммуни стическая идеология стала безраздельно господствующей в нашей стране. Ныне, в период постепенного перехода от социализма к коммунизму, во всей мо щи и силе проявляется роль Советского го сударства, как главного орудия построепия коммунизма. Успешное претворение в жизнь сталинского плана преобразования природы, строительство величайших в ми ре гидроэлектростанций па Волге, Днепре, Аму-Дарье, Главного Туркменского капа ла, Южпо-Украинского и Северо-Крым- ского каналов, гигантский размах хозяй ственного и культурного строительства в пашей стране — свидетельство могучей созидательной силы Советского государства. Успехи в создании материальной базы социализма в странах народной демократии служат новым подтверждением мобилизу ющей п преобразующей роли идей марк- сизма-ленинизма, коммунистических и ра бочих партий, нового типа государства. Огромное значение для понимания свое образия развития социалистического бази са и его надстройки имеет сформулирован ное товарищем Сталиным в его трудах по вопросам языкознания положение о законе перехода от старого качественного состоя ния к новому качественному состоянию без взрыва. Товарищ Сталин впервые в мар ксистской литературе показал, что в усло виях социалистического общества, где пет враждебных классов, по-новому проявляет ся действие одного нз основпых законов диалектики — закона перехода от старого качества к новому. Товарищ Сталин разбил вульгарные представления о том что ка чественные изменеппя совершаются будто всегда и при всех условиях только путем взрыва. Товарищ Сталин показал, что за- коп перехода от старого качества к повому путем взрыва обязат°леп для общества, разделенного на враждебные классы. Но он вовсе не обязателен для общества, пе име ющего враждебных классов. «В течепие 8 — 10 яет, — пишет товарищ Сталин, — мы осуществили в сельском хозяйстве нашей страны пере ход от буржуазного нндивпдуально- крестьянского строя к социалистическо му, колхозному строю. Это была револю ция. ликвидировавшая старый буржуаз ный хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Одпако этот переворот совершил ся пе путем взрыва, т. е. не путем свержения существующей власти и соз дания новой власти, а путем постепен ного перехода от старого буржуазного строя в деревне к новому. А удалось это проделать потому, что это была револю ция сверху, что переворот был совершен по инициативе существующей власти при поддержке основных масс крестьян ства». Это положенпе товарища Сталипа, обо гащающее диалектический материализм, имеет величайшее значение для понимания путей постепенного перехода от социализ ма к коммунизму. Опо учит тому, что крупнейшие качественные изменеппя в процессе этого перехода осуществляются планомерно, в результате сознательного творчества мпллиопов строителей комму низма под мудрым руководством партии Лепипа — Сталипа. ★ * * Сталинский анализ базиса и надстройки и их взаимоотношений является новым ге- ниальпым вкладом в марксистско-ленин ского теорпю. Руководствуясь указаниями товарища Сталина, советский народ своим великим творческим трудом развивает и укрепляет экономический базис социализ ма, создавая быстрыми темпами условия для перехода к коммунизму. Сталинские положеппя об активной роли надстройки учат пашу партию и весь советский народ всемерно коеппть социалистическое госу дарство, повышать коммунистическую сознательность масс, развивать и культи вировать советский патриотизм и дружбу пародов, пеустаппо бороться против пере житков капитализма в сознании людей, систематически повышать идейный уро вень псей пашей работы. Решения ЦК ВКЩб) по идеологическим вопросам, про- ведеппые дискуссии по философии, биоло гии, языкозпапиго. Физиологии направле ны к тому , чтобы повысить роль пдеоло- гичрской работы в деле строительства коммунизма, в деле коммунистического воспитания трудящихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz