На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 ноября 1930 г„ № 278 (3891). Наши кандидаты в депутаты местных Советов Василий Иванович ПЛЯТОНОВ Василий Иванович Платонов родился в 1902 году в семье керченского рабочего-желеэнодорожника. С 16 лет вн начи­ нает свою трудовую деятельность, работает ремонтным рабо­ чим на железной дороге, рыбаком на промыслах. Но юноша стремится ва моде. В 1920 году он поступает матросом и два года плавает на судах торгового флота. Здесь в 1921 году В. И. Питонов вступает в комсомол. В 1922 году ленинский комсомол принимает шефство над возрождающимся Военно-Морских Флотом Советской рес­ публики. В числе первых добровольцев — посланцев комсо­ мола— на флот идет я Василий Иванович Платонов. С тех пор служба на флоте стала его профессией на всю жизнь. С любовью и увлечением отдает он флоту все свои силы и зна­ ния. Суровую и напряженную морскую службу В. И.. Плато­ нов начал с рядового матроса на Ерейсере Черноморского флота. Комсомольский долг и любовь б Родине развивают в нем постоянное стремление в совершенстве знать морское дело. Вскоре он становится старшиной, а затем боцманом. Йа эскадренном миноносце «Лейтенант Шмидт» тов. Пла­ тонов вступает в кандидаты большевистской партии. Три года службы и плава­ ния на кораблях рождают у Василия Ивановича Платонова желание шире и глубже по­ стичь военно-морское искусст­ во. Его мечта сбывается. В 1925 году он поступает учиться в военно-морское учи­ лище имени Фрунзе. Буду­ чи курсантом, в 1926 rojy Василий Иванович вступает в члены ВКП(б). В 1928 году он успешно оканчивает учи­ лище и становится офицером Военно-Морского Флота. Пытливый, скромный молодой офицер и активный об­ щественник коммунист Платонов неутомимо обучает со­ ветских военных моряков, одновременно не переставая под­ вышать свои энания и обогащаться опытом. Плавая на мно­ гих кораблях, тов. Платонов в 1930 году в качестве вахтен­ ного офицера на крейсере сАврора» побывал в северных во­ дах, у берегов Норвегии. Затем он совершенствуется на го­ дичных специальных военно-морских курсах, а позднее с новой энергией работает дивизионным флагманским специа­ листов на Балтике, пользуясь среди моряков уважением и авторитетом. В 1933 году В. И. Платонов с первыми боевыми корабля­ ми прибыл на Север. Начались трудные и напряженные годы строительства молодого Северного флота и боевой учебы мо­ ряков-североморцев. В. И. Платонов работает сначала флаг­ манским специалистом, затем в штабе флота на различных ответственных должностях. Со всей энергией он отдается де­ лу повышения боевой готовности кораблей и соединений, со­ четая свою работу с активной общественной и партийной деятельностью. Война с Финляндией в 1939— 1940 f t . показала высо­ кую боевую выучку личного состава флота. В воспитании у моряков высоких боевых качеств -™ большая заслуга В. И. Платонова. Североморцы научились плавать в штормы и ту­ маны, в темные полярные ночи, успешно преодолевая все трудности морской службы на Севере. В этот период В. И. Платонов командует соединением кораблей. С начала Отечественной войны на Северный флот и, в ча­ стности, на соединение, которым командовал контр-адмирал Платонов, легли ответственные и трудные задачи. Личный состав кораблей под руководством тов. Платонова с честью выполнял разнообразные и многочисленные боевые задания. Тов. Платонов, руководя боевыми операциями, лично про­ верял выучку, стойкость и отвагу личного состава кораблей. Он часто выходил в море, несколько раз руководил высадка­ ми н ш т г : В. И. Платонов неустанно учился в ходе войны. Он де­ тально изучал северный морской, театр, углублял своп зна­ ния по вопросам ведения* войны на море и требовал непре­ рывно! уч^бы от всех офицеров н. матросов. Овледавая сталинским- военным искусством, тов. Платонов воспитал многих образцовых офццеров, умелых морских командиров. В 1944 году тов. Платонов; yafe на посту начальника nrrafa Северного флота, принимает участие в претворении в ' жизнь сталинского плана по освобождению Печенгской об­ ласти и всего Севера от нем­ цев. В этих боях войска Ка­ пельского фронта и Северный флот разгромили немецко-фа- ишстских захватчиков на Се­ вере и навсегда освободили Неченгскую землю. В этой операции - корабля и части флота показали образпы вы­ сокого военно-морского искус­ ства, а личный состав — от­ вагу, мужество и героизм. За блестящее выполнение боевого задания корабли и ча­ сти флота трижды удостои­ лись благодарности товарища Сталина. После окончания Великой Отечественной войны вице- адмирал Василий Иванович ПлатоАв, как начальник шта­ ба, а затем командующий Се­ верным флотом, умело и на­ стойчиво организует боевую учебу личного состава флота в мирных условиях, мобилизует офицеров, старшин и матросов па неустанное совершенство­ вание своих знаний, изучение и приумножение опыта Отече­ ственной войны. Той. В. И. Платонов являет собой образец подлинного советского офицера. Он прояв- дает иаом в&боты » 'Воспитании вовеов в духе бетмветавй преданности.* Родине, большевистской партии, товарищу 'Огамну. Вяце-адммрад В. И. Платонов тесно ввязан с лич­ ным составом флота, он часто бывает на кораблях п в ча­ стях, беседует с матросами, старшинами, офицерами, прояв­ ляет ваботу о бытовых и культурных условиях гизкм мо­ ряков. . Много внимания уделяет вице-адмирал В. И . Платонов работе предприятий Севера, дальнейшему освоению Запо­ лярья, благоустройству городов и населенных пунктов, ра­ боте школ, больниц и других учреждений, обслуживающих нужды трудящихся. За боевые заслуги перед Родиной вице-адмирал В. I . Платонов награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, орденом Нахимова 1-й степени и медалями Советского Союза. В феврале 1947 года моряки Северного флота и трудя­ щиеся Советского Заполярья избрали его депутатом Верхов­ ного Совета РСФСР. На этом ответственном государственном посту тов. Платонов с честью оправдывает доверие своих из­ бирателей. Таков славный путь от рядового матроса до вице-адмира­ ла и командующего флотом, который прошел верный сын Со­ ветской Родины и великой партии Ленина— Сталина Васи­ лий Иванович Платонов. Это возможно только в советской стране. • Выдвигая кандидатуру Василия Ивановича Платонова в областной Совет депутатов трудящихся, североморцы увере­ ны, что п на этом посту он полностью оправдает доверие нарам. •v Товарищи избиратели! Отдадим в День выборов своя го­ лоса за верного сына большевистской партии, кандидата сталинского блока коммунистов и беспартийных Василия Ивановича Платонова! Настойчивость ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ • СПЕЦИАЛЬНОСТИ Случилось так, что обслуживать меха­ низмы в агрегатной остался один элекгрО*. механик младший сержант Мальчиков. При всех его способностях и большом же­ лании он, конечно, не мог нести кругло­ суточную вахту. Крайне нуясен был вто­ рой специалист. Но где его взять'/ Видя такое положение, радист Еозьяков решил в короткий срсде овладеть новой специаль­ ностью, чтобыСуметь нести вахту в агре­ гатной. За разрешением он обратная к командиру ~ ‘ . % ц Видя настойчивость и большое зелгшие воина стать электромехаником, командир дал согласие. ’• Козьяков взял учебники, наставления, инструкции по экенлоатации механизмов и пошел в агрегатную. В течение трех дней он старался сопоставить написанное в учебниках с тем, что окружало его на об’екте. Часто задавал вопросы электроме­ ханику Мальчикову. В течение следующих дней оп находил­ ся у механизмов, следил за работой Маль- чикова, иногда сам запускал агрегаты. Но в его действиях еще не чувствовалось уве­ ренности. . . Вскоре Мальчиков предложит пытливо­ му матросу проделать все, что должен вы­ полнять электромеханик во время несения самостоятельной вахты. Убедившись, что Козьяков действует правильно, Мальчиков доложил об этом командиру. Тот решил сам проверить его знания. Козьяков работал с полной уверенно­ стью. Командир пожал руку инициативно­ му моряку, поблагодарил его за быстрое ов­ ладение специальностью и разрешил за­ ступить на вахту. В дальнейшей работе часто встречались трудности, но настойчивый и трудолюби­ вый матрос всегда преодолевал их. — Однажды, — вспоминает Козьяков, — у нас вышел из строя двигатель. Он требовал серьезного ремонта Двое суток мы работали с Мальчиковым, эабыв про сон и отдЫх. Ремонт был закончен раньше назначенного срока. Совершенствуя свое боевое мастерство, Ковьяков в то же время много работает над расширением своего политического и культурного кругозора. Он хорошо гото­ вится к политическим занятиям и активно выступает на них, много читает художе­ ственной литературы, организует громкие читки с личным составом. Так, например, для личного состава им были прочитаны с последующим разбором «Повесть о настоя­ щем человеке» — Б. Полевого, «Молодая гвардия» — А. Фадеева, «Борьба sa мир» — Ф. Панферова и многие другие произ­ ведения. Инициативностью и настойчивостью в труде и учебе Козьяков заслужил общее уважение личного состава подразделения и был избран секретарем комсомольской ор­ ганизации. За отличную боевую и политическую подготовку тов. Козьякову была вручена Почетная грамота Архангельского област­ ного комитета ВЛКСМ. Сейчас старший матрос Козьяков уже старший электромеханик. Он имеет больше тридцати поощрений от командования. Партийная организация приняла недавно передового воина в ряды нашей славной большевистской партии. Младший сержант В. ГЛАДКИХ. Отличник производства Рядовой Запотопкий хорошо освоил спе­ циальность моториста бетономешалки. За время строительного сезона агрегат, на ко­ тором работает Запотопкий, не имел про­ стоев и поломок. Работая на своем агре­ гате, он выполняет дневные гадания на 120 и больше процентов. За образцовое содержание техники и за перевыполнение производственных гаданий Запотоцкий имеет ряд поощрений от коман­ дира. Младший сержант А. ЕПИШИН. Образцово подготовиться к новому учебному году в системе политзанятий, Минувший учебный год в системе по­ литических занятий тп к я для авиаторов новым значительным шагом вперед на пу- ТИ овладения осповамн марксистско-лепнн- ской науки. В течение всего учебного про­ цесса наблюдались высокая активность слушателей н стремление руководителей групп политзанятий обеспечить прочное усвоение изучаемого войнами материала. С особым под’емом авиаторы изучали гениальный труд товарища Сталина «Крат­ кий курс истории ВКН(б)». Борясь за ра­ циональное использование каждой мину­ ты учебного времени, матросы и сержанты под руководством и при помощи офицеров, прежде всего коммунистов, пришли к про­ верке хорошо подготовленными. Абсолют­ ное большинство авиаторов отвечало на проверке только на «отлично» и «хорошо». Ярким подтверждением действенно­ сти политических занятий, как основной формы идейного воспитания воинов, слу­ жит возросшее боевое мастерство личного состава, успешное выполнение заданий на 8емле и в воздухе, повышение дисципли­ ны, порядка и организованности. Своевре­ менная и умелая подготовка матери­ альной части к зимней эксплоатапии, рост числа отличников, снижение дисципли­ нарных проступков — все это является показателем высокой политической созна­ тельности воинов, их горячего стремления неукоснительно выполнять Военную при­ сягу, жить строго по уставам. В течение минувшего года упорно рабо­ тал над освоением программы политзаня­ тий коммунист сержант Кабанов. С перво­ го и до последнего занятия он учился с полным напряжением сил, тщательно и аккуратно конспектировал материал, во многом помогал руководителю группы офи­ церу Семченко. Работа без рывков, без «штурмовщины», при строгом расчете времени — вот что обеспечило коммуни­ сту Кабанову успех. Сейчас сержант Кабанов — отличник. Он избран секретарем комсомольской орга­ низации, назначен помощником руководи­ теля группы политзанятий. Уже первые его шаги, как руководителя комсомольской организации, сопровождаются оживлением вщутрисоюзной работы, вовлечением мно­ гих рядовых членов ВЛКСМ в активную работу по подготовке к выборам в местные Советы. Пример с тов. Кабановым — не исклю­ чение. Проверка политических занятий подве­ ла итоги учебного года. О чем они. говорят? Прежде всего о том, что в ходе учебного процесса значительно окрепли пропаган­ дистские кадры и, что очень важно, — руководители групп получили хорошие методические навыки. Такие офицеры, как Тихомиров. Семченко, Кувьменко и другие, умело сочетали массовые формы с индиви­ дуальной работой, делали все возможное, чтобы каждое занятие обеспечить нагляд­ ными пособиями, добиться наиболее высо­ кой его продуктивности. Они не ограничи­ вались плановыми занятиями, а изыскива­ ли дополнительное время для консульта­ ций, привлекая к их проведению партий­ ных и политических работников. Еще в самом начале года в этих группах по вече­ рам часто читали лекции и доклады опыт­ ные пропагандисты. Плановость здесь бы­ ла выдержана вплоть до самой проверки. Конечно, передовые руководители групп в ходе работы встречали и серьезные за­ труднения. Однако ни Тихомиров, ни Сем­ ченко, ни Кузьменко никогда не являлись на занятия слабо подготовленными. Все вопросы они решали заблаговременно, об­ ращаясь к более опытным товарищам, к работникам политотдела. Большевистская деловитость в решении важнейшей задачи — политического воспитания воинов — o n b im вот основа того, что группы этих офицеров получили на проверке отличные оценки, а большинство слушателей является передо­ выми специалистами, мастерами своего де- ■ -Как положительное*^ проведении заня­ тий, следует отметить то, что работники клуба и библиотеки оказывали матросам и • етаршинам постоянную помощь -в уче­ бе. Офицер Харьковенко, сам руководив­ ший lp jiiib ii, хорошо знал, в чем, в какой помошн особенно нуждаются воины, и, на­ до сказать, во многом облегчал их труд. В библиотеке всегда были подобраны ком­ плекты литературы по каждой теме в от­ дельности, имелся рекомендательный спи­ сок, который рассылался по группам. Слу­ шатели были частыми посетителями биб­ лиотеки, всегда получая все необходимое для хорошей подготовки по очередной теме. Важную роль при подготовке к проверке сыграли кинофестивали и местные радио­ передачи. Кинофильмы «Юность Макси­ ма», «Поколение победителей», «Возвра­ щение Максима» — яркая наглядная де­ монстрация выдающихся событий из исто­ рии большевистской партии. Замечатель­ ные по идейности и художественности фильмы, несомненно, сыграли свою роль в учебе авиаторов. Однако в прошедшем учебном году не везде и не все руководители групп по-дело­ вому боролись за качество занятий. В группе офицера Матвеева 6 человек получили посредственные оценки только потому, что учебой этих товарищей мало кто интересовался. Здесь на посещаемость смотрят, как на нечто второстепенное. Неравномерно работала группа офицера тов. Подорванова. Некоторые темы в ре­ зультате слабой требовательности руково­ дителя, его недостаточной подготовки к занятиям и методических погрешностей усваивались поверхностно. Однако здесь недостатки были своевременно вскрыты партийной организацией. Группу тов. По­ дорванова удалось подтянуть, и на провер­ ке она получила хорошую оценку. Сейчас идет подготовка к новому учеб­ ному году. Этот ответственный период авиаторы используют для более глубокого обобщения положительного опыта с уче­ том недостатков, допущенных в прошлом. В основном уже укомплектованы группы, назначены руководители и пх помощники. Внимательное, вдумчивое отношение к под­ бору кадров — хорошее начало большой работы. Политотдел провел важное меро­ приятие— сбор руководителей политзаня­ тий и их помощников. Были заслушаны доклады офицера Шушурпна на тему: «Итоги проверки и задачр нового учебно­ го года», офицера Бурцева — «О за­ дачах идеологической работы в современ­ ных условиях». Руководители прослушали доклады по каждой главе «Краткого курса истории ВКП(б)», а также о методике про­ ведения рассказа, о том, как проводить са­ мостоятельное чтение, и другие. Это, ко­ нечно, во многом поможет руководителям начать новый учебный год организованно, проводить каждое занятие на высоком идейном уровне. В предстоящем учебном процессе зна­ чительно повышаются требования к каж­ дому слушателю и руководителю группы.- Военно-Морской Министр Союза ССР в при­ казе № 86 поставил перед личным соста­ вом флота новые ответственные эадачи, успешное решение которых в огромной степени зависит от политической закалки воинов. Эти повышенные требования обя­ зывают каждого матроса сержанта, офице­ ра к еще более упорному труду по дальней­ шему совершенствованию военных и поли­ тических знаний. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Великие прави обязанности гражданина СССР С мыслью о любимой Родине, о великом вожде пародов товарище Сталине, совет­ ские люди идут навстречу всенародному празднику — выборам в местные Советы депутатов трудящихся, которые будут про­ водиться па основе Сталинской Консти­ туции — самой демократической консти­ туции в мире. Сталинская Конституция — великий и справедливый эакон нашей жизни. Она от­ ражает то, что уже есть, что завоевано со­ ветским народом под руководством партии Ленина — Сталина. Это — конституция победившего социализма и развернутой со­ циалистической демократии. «В результате пройденного пути борьбы и лишений, — говорил товарищ Сталин, — приятно и радостно иметь свою Коп- сгитуипю, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно энать, еа что Пились напш люди и как они добились всемпрпо-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно проли­ тая нашими людьми, пе прошла даром, что опа дала свои результаты». Мудрый сталинский гакон предоставил советским гражданам великие права и сво­ боды, являющиеся всемирно-историческим завоеванием соппалпзма. Одним пз величайших прав советского гражданина, законодательно закрепленных Коисттггуцией СССР и осуществленных па деле, является право на труд. В СССР работа гарантпрована всем! Как это“просто, попятно и привычно для каж­ дого советского гражданина. В нашей стра- и** идет граидиозпое созидание. Особепио иевиданпып размах опо прппяло в паши дпи, когда по инициативе товарища Сталина начаты великие стройки комму­ низма — Куйбышевская. Сталинградская п Каховская гидроэлектростаппип, Глав­ ный Туркменский, Южно-Украинский и Севево-Крымский каналы'. Социалистиче­ ское пародпое хозяйство ведется по едино­ му государственному плану, и производи­ тельные силы нашего обшества растут из года в год. «Право на труд, — говорится в Ста­ липской Конституции. — обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производи­ тельных сил советского обшества, устра­ нением возможности хозяйственных кри­ зисов п ликвидацией безработицы». Иное дело за рубежом, в капиталисти­ ческих странах. Анархия производства, а, следовательно, кризисы и- безработица неизбежны при капитализме. Только в од­ ной Амепике, по неполным данным, нас­ читывается около 18 миллионов безра­ ботных и полубезработных. Советские мо­ ряки, побывавшие в Америке, Англии и д^гих капиталистических странах, рас­ сказывают об ужасаюшей нишете и бес­ правии трудового народа. — О каком праве на труд может итти речь, когда рабочий hq 8наетг чтб его ожи­ дает завтра, — рассказывает об Америке советский моряк Г. А. Евус. — Когда я находился в ТТортлепде, судостроительная фирма Кайзер за один депь уволила 12 ты­ сяч рабочих... С поразительной быстротой растет число безработных. Ночью они соби­ раются в садах, спят на скамейках, под заборами, в под’ездах домов и метро. Но и отсюда их гонит полиция. Миллионы без­ работных потеряли уверенность в возмож­ ности когда-либо найти работу. Они вы­ нуждены бродяжничать но улицам и доро­ гам в поисках куска хлеба, рыться в му- сопиых свалках в надежде найти среди отбросов что-либо с’едобпое. Песпросветпость в судьбе безработных толкает их на самоубийство. Этого ив мо­ жет скрыть и американская пресса, в ко­ торой все чаще появляются сообщения о самоубийствах на почве нишеты и безра­ ботицы. Владимир Маяковский, в свое время по­ сетивший Америку, писал о ней так: «Здесь жизнь... одним — беззаботная, другим — голодный протяжный вой. Отсюда безработные в Гудзон кидались вниз головой». Капиталистический мир все больше и больше втягивается в экономический кри­ зис. Это ведет к росту числа безработных, к обнищанию и разорению широких масе трудящихся. Уже сейчас общее количество безработных и полубезработных в капита­ листических странах превышает 40 мил­ лионов человек. Запутавшиеся в неразре­ шимых экономических противоречиях, американо-английские империалисты стремятся пайти выход в разжигании но­ вой мировой войны. Опи залили кровью многострадальную Корею. Все прогрессив­ ное человечество гневно протестует против преступных действий американо-англий­ ских палачей. Многие миллионы людей доброй воли об’единились в могучий и непобедимый лагерь сторонников мира, демократии н социализма, возглавляемый Советским Союзом, великим Сталиным — знаменосцем мила. Лагерь мира крепок и могуч как никогда. Сторонники мира сорвут все коварные планы амерпкано- англшйских. поджигателей войны. Увереппый в своей силе и могуществе, советский парод занят мирным созидатель­ ным трудом. Советский парод строит ком ­ мунизм ! Рубежи пашей Родппы, созида­ тельный труд советского народа п завое­ ванный мир бдительно и надежно охраня­ ют Советская Армия и Военно-Морской Флот СССР. В нашей стране труд является делом че­ сти и славы, доблести и геройства. В СССР, где уничтожена эксплоатация че­ ловека человеком, где трут стал трудом свободным и творческим, рабочий человек облечен большим почетом. «Т^довои человек. — говорит товарищ Сталип, — чувствует себя у нас свободным гражданином своей страны, своего рода общественным деятелем. И ес­ ли он работает хорошо п дает обществу то, что мояет дать, — он герой труда, он овеян славой». Золотые звезды Героев Социалистиче­ ского Труда, ордена и медали сверкают на груди многих передовиков промышленно­ сти, транспорта, сельского хозяйства. Ты­ сячи выдающихся рабочих, колхозников, деятелей науки, литературы, искусства удостоены звания лауреатов Сталинской премии. Люди труда и науки, представи­ тели Советской Армии и Военно-Морского Флота избраны депутатами Верховных Со­ ветов СССР, союзных и автономных рес­ публик, депутатами местных Советов. Сталинская Конституция, предоставив­ шая советским гражданам право на труд, законодательно закрепила и права их на отдых. В Советском Союзе самый короткий в мире рабочий день. Для наших рабочих и служащих установлены ежегодные отпу­ ска с сохранением заработной платы. Мно­ гие миллионы советских тружеников про­ водят свой отдых в прекрасных и благо­ устроенных домах отдыха и санаториях. Например, рабочий завода «Каучук» А. И. Барков, так же как и многие его товарищи, провел свой отпуск на побере­ жье Черного моря, в сочинском санатории. Завком выдал ему путевку бесплатно, за счет соцстраха. Дети рабочего Баркова провели все лето в подмосковном пионер­ ском лагере. — Я подсчитал, — говорил А. И. Бар­ ков, — сколько средств из государствен­ ного социального страхования было изра­ сходовано вавкомом только за последний год на мой отдых и отдых моих ребят. Оказалось, что свыше трех с половиной тысяч рублей! Сумма, как видите, пе ма­ ленькая... Миллионы рублей расходует паше госу­ дарство на сопнальпое страхование. В од­ них только профсоюзных санаториях и до­ мах отдыха нашей страны в прошлом году отдыхало более двух мпллиопов человек. Много в нашей стране театров и кино, дворцов культуры и музеев, библиотек и читален, парков п стадионов. Все это пре доставлено для культурного п разумного отдыха трудящихся. Во всем этом видна эабота партии и правительства, лично товарища Сталина о советских тружени­ ках. Ясно, что за рубежом, в капиталисти­ ческих странах рабочие пе могут п меч­ тать об оплаченном отпуске пли бесплат­ ной путевке в санаторий. Там курорты до- ступпы лишь богатым бездельникам и ту­ неядцам, наживающим сверхприбыли на крови и поте рабочего люда, на рабском, подневольном труде. В 53 капиталистических странах нет страхования по инвалидности; в 49 стра­ нах нет страхования на случай болезни; в 41 стране пет страхования по старости. Какой разительный контраст представ­ ляет паша счастливая страна! Мудрый и самый человечный в мпое сталинский за­ кон гласит: «Граждане СССР пмегот право на матерпальпое обеспечение в старости, а также — в случае болезни п потери тру­ доспособности». У нас каждый рабочий и служащий застрахован. 61,6 миллиар­ да рублей затрачено в годы послевоенной пятилетки па социальное страхование. В нашей стране гражданам оказывается бес­ платная медицинская помощь. Во вре­ мя болезни рабочий и служащий получает в зависимости от стажа либо всю зара­ ботную плату, либо зпачнтельпый процент. Обеспечивается в СССР и старость. Ве­ тераны труда получают от государства по­ жизненную пепспю. Особой заботой госу­ дарства окружены ипвалпды войны п се­ мьи погибших воинов. В страпе победившего социализма право па обпазовапие. заипсапное в Сталинской К опституппп . обеспечено на деле. Мы гор­ ды тем. что заботами партии Лепипа — Сталипа паша Родппа стала страной сплошной грамотпости! Велпкое право на образование обеспечено у пас всеобщим пачальиым обучением, бесплатным семи- летпим обучением, системой стнпепдин отличившимся учащимся высших учебных завтений и дпуптми мероприятиями. Перед счастливой советской молодежью открыты все дороги. Учись, выбирай лю­ бую специальность, которая тебе по душе! Все лучшие здания в нашей стране отве­ дены под школы и учнлпгаа, институты и техникумы. В столипе нашей Родппы — Москве возводится 26-этажное здапие Московского Государственного университе­ та имепн М. В. Ломоносова. Это будет один из величественных дворцов науки и кра- си вр Й ш п х памятников архитектуры, до­ стойных пашей славной сталинской эпохи. По данным 1949 года в начальных п средних учебных заведениях, включая обу­ чающихся заочно, в СССР насчитывалось 36 миллионов учащихся (в нынешнем году достигло 38 мтлионов) т. е. больше, чем во всех капиталистических странах Евоопы, вместе взятых. В высших учебпых заведеппях СССР обучается 1.128 тысяч студентов. В буржуазных странах среднее и тем более высшее образование является недосягаемой мечтой для трудящихся. Плата за обучение неимоверно высока. В Америке сейчас насчитывается до 20 мил­ лионов неграмотных, ибо образование в капиталистических странах — привиле­ гия и м ущ и х . Весьма показателен бюджет этой страны на 1950 год. Расходы па образование пе превышают 0.8 процента. Все деньги идут па военные расходы. В нашей советской ствапе народное об­ разование достигло иевпдзппого размаха. Советские люди учатся не только в шко­ лах и университетах, по п па разнообраз­ ных курсах и техникумах, создаипых па заводах. в колхозах. Конституция СССР предусматривает бесплатпое производст­ венное, техническое и агрономическое обу­ чение Т0У1ЯЩИХСЯ. Особеппо пазптельпы успехи культурпой революции в пацпопальпых республиках. Обучеппе там ведется па родном языке. Уже в 1939 году число учащихся Таджи­ кистана возоос.ю в 682 раза по сравнению с 1914 годом. Великая Октябрьская социалистическая революция раскрепостила женптп нашей страпы. Сталинская Коцституипя предо­ ставила жепшпне в СССР оавньте права с члчпжипй по ПГ 0 Х областях ХОЗЯН'-тппгптоц’ государственной, культурной и обществен­ но-политической жизпп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz