На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.
14 ноября 19SO г., N: 268 (3 8 8 1 ), На страже З ап о л я р ь я шштшшяшшшшя— шяшашшяшшшш—яшшяяашяшяш-яш— Щ 3 Комсомолец старшина 2 статья В . Калмыков — отличник боееой и политиче ской подготовки, активный общественник. Он учится в -партийной школе, постоянно повышает свой идейно-теоретический уровень. НА С Н ИМ К Е : старшина 2 статьи В. Калмыков, (второй слева) читает лич ному составу доклад тов. Н . А. Булганина о ЗЗ-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Фото Н, Высоцкого. % П А Р ТИ Й Н А Я ЖИЗНЬ Агитколлектив на корабле Большие н ответственные 8адачи стоят * неред агитколлективом в период подготов ки к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. От того, как он сумеет раз вернуть массовую работу, во многом бу дет зависеть весь ход избирательной кам пании. Это хорошо понимает партийная орга низация корабля. Поэтому она вниматель но отнеслась к подбору агитколлектива. Руководители партийной и комсомольской организаций вместе с заместителем коман дира по политической части предвари тельно обсудили каждую кандидатуру, вы- « ригземую на агитационно-массовую ра- оту. Все воины, выделенные агитаторами, пользуются заслуженным авторитетом у личного состава корабля, являются отлич никами боевой и политической подготов ки. Каждый из них имеет по нескольку поопяэений от командования. Это надо сказать и о старшем матросе Филатове,• и о старшине 2 статьи Командирове, и о других товарищах. Многие агитаторы, как, например, стар шина 1 статьи Драгузя и старшина 2 статьи Белобородов, уже принимали ак- тнвЕое участие в прошлых выборах и за рекомендовали себя, как хорошие агита торы. Старшина 1 статьи Чирушкин — бес партийный. Но партийная организация до верила ему важное и ответственное дело— вести агитационную работу. Чирушкин — отличный специалист, инициатор многих культурно-массовых мероприятий, прове денных в подразделении. Ясно, что такого агитатора воины будут уважать и прислу шиваться к его голосу. Список агитаторов был утвержден на Партийном собрании и об’явлен всему яичному составу. Перед началом работы агитколлектива была проведена инструктивная беседа. Заместитель командира по политчасти тов. Титов рассказал агитаторам об их задачах п особенно подчеркнул зна чение индивидуальных бесед с вой- иами-избирателями. Этим не ограничилась помощь парторганизации агитаторам. С ними регулярно проводятся семинары. Опыт лучших пропагандистов делается об щим достоянием. Коммунист Титов часто беседует с агитаторами, интересуется, как они сами энают Избирательный закон. Некоторым матросам было неясно, с ка- . кого возраста граждане СССР могут быть избраны депутатами вУместные Советы,— отдельпые воины полагали, что с двадцати трех лет, как при выборах в Верховный Совет СССР. В местные Советы, как из вестно, избиваются граждане с восемнад цати лет. Коммунист Титов посоветовал агитаторам раз’яснить этот пункт моря кам и тут же сам рассказал пм причину разницы в годах. — Дело в том, — сказал он, — что у депутата Верховпого Совета СССР боль ший об’ем работы, значительно ответ ственнее его депутатские функции. Депу тат Верховного Совета СССР — предста витель верховной государственной власти. У депутата местного Совета функции, безусловно, тоже ответственные, но об'ем работы меньший. Депутат местного Сове та — представитель местной государствен ной власти. Чтобы еще больше приблизить работу агитпункта к личному составу, коммунист Переход предложил создать красные сто лы в кубриках. Это было поручено сделать тт. Широкову, Гурйину й Беседину. Теперь часто у красных столов Можно видеть матросов и старшин. Здесь они изучают Положение о выборах, Конститу цию РСФСР, читают брошюры. На столах — папки с вырезками из газет и журна лов о грандиозных стройках коммунизма, свежие номера гавет н журналов. Много занимается с Апгаами-агитатора- ми коммунист Дрючинин. Он рассказывает им о методике проведения бесед» помогает подобрать в корабельной библиотеке ли тературу для красных столов. В результате повседневного руководства партийной организации члены агиткол лектива стали активными участниками н организаторами ценных мероприятий по раз’ясненшо Положения о выборах. Из состава агитаторов назначаются дежурные по агитпункту. Являясь в то же время и консультантами, они раз’ясняют воинам волнующие их вопросы. Агитаторы провели уже несколько, бе сед. Тов. Кесарев беседовал' с личным составом на тему: «Что дала Совет ская власть молодежи». Царьков и Коман диров рассказали морякам о преимуще ствах советской избирательной системы над избирательной системой в капита листических странах. Алтухсв и Томеев — активные военко ры стенной газеты. В своих заметках они призывают воинов совершенствовать бое вое мастерство, множить ряды отличников, готовить достойную встречу всенародному празднику —■дню выборов. Члены агит коллектива возглавили и подготовку кон цертов силами матоосскоЙ художественной самодеятельности. Так, агитатор Невенча- ный руководит струнным оркестром. Стар шина 1 статьи Чирушкин написал два стихотворения, посвященные выборам. Первый концепт для воинов-избирателеЙ был дан Gноября. Затем концерт трансли ровался по корабельной радиосети. Агитпункт и агитколлектив на этом корабле были созданы позднее, чем в дру гих местах. Это обстоятельство должно на целить партийную организацию на оказа ние им еще большей помошп с тем, чтобы личный состав встретил выборы новыми успехами в боевой с политической подго товке, единодушно проголосовал за канди датов сталинского блока коммунистов и беспартийных. Лейтенант Л. КРЫЛОВ. НАН ПРОВЕСТИ ПОЛИТЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: „Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны" Беседы коммунистов Как и во всей стране, воины нашего подразделения активно готовятся к всена родному празднику — дню выборов в местные Советы депутатов трудящихся. Возглавляет эту подготовку, руководит ею партийная организация. Парторганизация развернула деятельную агитационно-мас- совую работу, направленную на то, чтобы личный состав подразделения ознаменовал выборы новыми достижениями в службе и учебе. Воины с большим вниманием слушают беседы коммунистов-агитаторов. За послед ние дни секретарь парторганизации Мат веев рассказал слушателям о самом демо кратическом в мире советском Избиратель ном законе, мичман Пантелеев — о том, как падо жить и служить по уставу, мич ман Ларионов — о производственных побе дах, которыми встречает день выборов народ пашей Родины. Активное участие в предвыборной кам пании принимает и редколлегия степной газеты, возглавляемая членом ВКП(б) Сальниковым. Ha-днях вышел очередной номер стенгазеты, призывающий моряков встретить 17 декабря 1950 года дальней шим укреплением дисциплины и* органи зованности, единодушно отдать свои голо са 8а кандидатов сталинского блока комму нистов и беспартийных. Лейтенант Н. ВОЕВОДИН. Решение претворяют в жизнь На-днях на партийном собрании комму нисты обсудили ход подготовки в подраз делении к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. В своих выступле ниях участники собрания вскрыли ряд недостатков, которые еще имеются в рабо те партийной организации. Тов. Крюк заострил внимание на работе агитаторов. Он отметил- что не все коммунисты-аги таторы добросовестно выполняют это важ нейшее поручение. Так, например, тов. Соколов не только не приступил к работе, но и на инструктаж не пришел. Не прово дил бесед и тов. Макарепков. В подразделении еще недостаточно хо рошо оформлена предвыборная наглядная агитация. Говоря об этом, тов. Нехорошков I обратил внимание руководителей партор ганизации на необходимость скорейшего устранения указанного недостатка. Тов. Писарев посвятил свое выступление работе партийной организации с семьями военно служащих и гражданским населением и отметил, что во время прошлых выборов она не уделила должного внимания этому вопросу. Необходимо учесть этот пробел и не допустить его в нынешнем году. Коммунисты приняли решение, в кото ром намечены конкретные мероприятия для устранения вскрытых па собрапни недочетов. Партийная организация пре творяет это решение в жизнь. Сержант В. КОНОВАЛОВ. Политические занятия с матросами н старшинами, изучавшими в прошлом учеб ном году дооктябрьский период истории большевистской партии, начинаются в но вом »учебном году с изучения VIH главы «Краткого курса истории ВКП(б)». На первом занятии, прежде чем присту пить к изложению содержания этой темы, целесообразно кратко напомнить об основ ных этапах дооктябрьского периода исто рии большевистской партии. Необходимо папомнить слушателям, что в этот период Ленин и Сталин создали в России боевую революционную партию пролетариата, большевистскую партию, партию нового типа. Опираясь на учение Маркса и Эн гельса и развивая его дальше, приме нительно к новым условиям эпохи импе риализма и пролзтарской революции, Ленин и Сталин разработали идеологиче ские, организационные, тактические и тео ретические основы большевистской пар тии, закалили партию в борьбе с оппорту низмом, в борьбе со всеми врагами рабоче го класса. Под рувоводством Ленива в Сталина партия большевиков решила историческую эадачу свержения цариама и капитализма, установления диктатуры пролетариата в нашей стране. Большевист ская партия, руководившая борьбой масс эа свержение господства помещиков и ка питалистов и установление власти Сове тов в результате победы Великой Октябрь ской социалистической революции, стала партией правящей. Во вступительном слове руководитель политзанятий знакомит слушателей также с учебным планом на текущий год. После этом руководитель политзанятий дает краткую характеристику темы: «Пар тия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской вой ны». Восьмая глава «Краткого курса исто рии ВКЩб)» охватывает небольшой по времени (1918— 1920 годы), но .очень сложный и ответственный период, когда ео всей остротой встал вопрос о защите рес публики Советов, завоеваний Великой Ок тябрьской социалистической революций от военного нападения империалистов США, Англии, Франции, Японии и других госу дарств и внутренней контрреволюции. В УШ главе «Краткого курса исторйи ВКЩб)» освещен великий опыт борьбы большевистской партии за разгром импе риалистических захватчиков и буржуазпо- помещичьей белогвардейпшны, 8а укреп ление диктатуры пролетариата. Руководи телю политзанятий необходимо обрати*ь внимание слушателей на такие важнейшие вопросы, изложенные в этой главе, как создание регулярной Красной Армии и превращение страны в единый военный лагерь: содружество Ленина и Сталина в деле руководства обороной страны и строи тельством Советского государства; военная деятельность товарища Сталина в годы гражданской цойны; решения УШ С’езда партии об отношении к среднему кресть янству, о принятии новой партийной про граммы и о строительстве Красной Армии*, решения И с’езда партии об едином хозяй ственном плане; вопрос о том, как и по чему победила Советская страна соединен ные силы иностранных интервентов и бе логвардейцев; как период гражданской войны явился периодом политической ги бели партий эсеров, меньшевиков, анархи стов, националистов и окончательного тор жества коммунистической партии в нашей стране. В итоге изучения УШ главы «Краткого курса истории ВКЩб)» глушат°ли долж ны хорошо также уяснить громадное исто рическое значение победы Советской Рос сии над внешними и внутренними врага ми, победы, обеспечившей государствен ную независимость, свободное существова ние Советской республики и возможность строительства социалистического общества в нашей стране. «Что было бы, если бы удалось капиталу разгромить Республику Советов? — говорил товарищ Сталин. — Наступила бы эпоха самой черной реакции во всех капиталистических и колониаль ных странах, стали бы душить рабочий класс и угнетенные народы, были бы лик видированы позиции международного ком мунизма» (Соч., т. 9, стр. *7). Закончив краткий обзор темы, руково дитель политзанятий подробно освещает вопросы первых двух разделов УШ гла вы «Краткого курса истории ВКП(б)». На изучение всей темы отводится 18 ча сов. Для удобства изучения материал темы целесообразно разделить на три части: первая часть — первый и второй разде лы главы; вторая часть — третий раздел главы; третья часть — четвертый и пя тый разделы и краткие выводы. На изучение каждой части отвести по 6 часов: два часа — на рассказ руково дителя, два часа — на самостоятельное чтение и два часа — на беседу. I. ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ ' Расек» ве первой части темы реко мендуется вести по следующему плаву: 1. Начало иностранной военной интер венции. Первый период гражданской вой ны. 2. Военное поражение Германии. Рево люция в Германии. 3. Образование Ш Интернационала. 4. УШ с’езд большевистской партии. Два часа, отведенные на расскав, целе сообразно распределить так: на сообщение названия темы, краткую характеристику основных этапов дооктябрьского периода истории большевистской партии и краткий обзор данной темы — 15 минут; на изло жение первого вопроса — 20 минут, вто- 1 юго вопроса — 15 минут, третьего вопро са— 10 минут н на изложение четвертого вопроса и ответы на вопросы слушателей — 40 минут. 1. Начало иностранной военной интеринции. Первый период гражданской войны Приступая к изложению материала «Краткого курса истории ВКП(б)» по это му вопросу, руководитель политзанятий должен обстоятельно остановиться на том, как сложилась иностранная военная ин тервенция против Советской власти, под держанная врагами Советской власти внут ри России. В этой связи важно подчерк нуть, что организаторами военной интер венции и внутренней контрреволюции явились империалисты США, Анг.тии, Франции, Японии и других госу дарств, опиравшиеся на контрреволюцион ные силы внутри нашей страны, и что главной целью этих врагов было — вос становить в нашей стране свергнутый экс плуататорский режим, погасить факел со циализма, зажженный в России, превра тить ее в свою колонию. Далее руководитель политзанятий, рас крывая разбойничьи приемы империа листов по удушению Советской России, цо- называет, что они без об’явления войны, тайно, воровским образом высадили свои войска ва территории нашей страны, рас стреливали рабочих и крестьян, грабили население и богатства нашей страны так же, как ныне американские интервенты делают это в Корее и других странах. В качестве иллюстрации рассказа по этому вопросу желательно использовать листы № 1 и № 3 из восьмого альбома на глядных пособий по истории ВКЩб). где показывается, в каком тяжелом положении оказалась Советская Россия, будучи отре занной интервентами от своих основных продовольственных, сырьевых и топлив- йых районов. Основным в рассказе руководителя по литзанятий должно быть освещение дея тельности большевистской партии по орга низации дела обороны страны, руководя щей и вдохновляющей роли Ленина н Сталина, поднявших рабочих и крестьян на Отечественную войну против иностран ных захватчиков и буржуазно-помещичьей белогвардейпшны. Необходимо подробно рассказать об огромной организационно- политической работе партии в массах, ее деятельности по перестройке всей жизни страны на военный лад. Говоря о системе мероприятий Советской власти, называв шихся военным коммунизмом, руководи тель политзанятий раз’ясняет, что полити ка военного коммунизма была вызвана исключительно трудными условиями обо роны страны и имела временный характер. Товарищ Сталин в речи на Пленуме ЦК ВКЩб) в июне 1928 года, разъясняя, что Политика военного коммунизма не является неизбежной фазой социалистической рево люции, указывал, что пролетарская дик татура в нашей стране начала свою строи тельную работу не с военного коммуниз ма, а о лровоаглашения основ новой зко- номической политики, данных в известной работе Ленина «Очередные задачи Совет ской власти» еще в начале 1918 года. Не будь военной обстановки, иностранной ин тервенции, не было бы и военного комму низма. Освещая деятельность партии по подго товке страны к решительному отпору внешним и внутренним врагам Советской власти, руководитель политзанятий рас сказывает о том, как под руководством Ленина и Сталина большевистская партия создала могучую Красную Армию, которая о честью выполнила свои задачи и в годы гражданской войны, и в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов. Отмечая первые успехи Красной Армии, руководитель политзанятий более подробно говорит о Царицынском фронте, который имел особенно важное значение, и пока зывает, что военный и организаторский гений товарища Сталина обеспечил победу под Царицыном, сорвал замыслы империа листов Антанты по об’еднненшо сил юж ной и восточной контрреволюций для сов местного наступления на Москву. В рас сказе по этому вопросу необходимо исполь зовать материалы из Краткой биографии товарища Сталина и листы 4 я >6 5 альбома наглядных пособий по истории ВКП(б). 2. Военное поражение Германии. Революция в Германии В рассказе по второму вопросу руково дитель политзанятий должен обстоятельно изложить данную в «Кратком курсе исто рии ВКЩб)» характеристику изменений, которые произошли в международной об становке в связи с поражением Германии, с окончанием первой мировой империали стической войны, с революцией в Герма нии и начавшимся революционным движе нием в странах Европы. Рассказывая об этих событиях, руководитель политзаня тий должен подчеркнуть громадное влия ние Великой Октябрьской социалистиче ской революции на революционное движе ние во всем мире. Следует отметать, что новая международная обстановка позволи ла Советской власти аннулировать граби- тельекжй брестский мир, прекратить пла тежи по контрибуции и повести открытую берьбу за освобождение Эстонии, Латвии, Белоруссии, Литвы, Украины, Закавказья от гнета германского империализма. Вместе с тем окончание первой мировой войны давало возможность империалистам Ан танты усилить интервенцию в России, как это и случилось в дальнейшем. 3. Образование III Интернационала Переходя к изложению третьего вопроса, руководитель политзанятий прежде всего рассказывает о под’еме революционного движения в странах Европы*и отмечает, что на базе революционной волны в этих странах были созданы коммунистические партии. Далее необходимо отметить, что по инициативе В. П. Ленина и П. В. Сталина в марте 1919 года в Москве на I конгрес се коммунистических партий был основан Ш Коммунистический Интернационал, сыгравший огромную роль в восстановле нии и укреплении связей между трудя щимися различных стран, в разработке теоретических вопросов рабочего движения в новых условиях, в установлении общих форм пропаганды и агитации идей комму низма и подготовке лидеров рабочего дви жения во всех странах. 4. VIII с'езд большевистской партии Большое место в рассказе руководителя политзанятий должно быть отведено V III с’езду партии. При этом основное внима ние надо сосредоточить на трех главных вопросах: о программе партии, об отноше нии к середняку, о строительстве Красной Армии. Необходимо раз’яснить значение VIH с’езда партии, принявшего ленинско- сталинскую программу партии, в которой были определены задачи партии в борьбе за построение социализма в нашей стране, а также раз’яснить значение борьбы Ленина м Сталина с антибольшевистски ми взглядами Бухарина и Пятакова по программным вопросам. В рассказе необходимо подчеркнуть, что УШ с'езд явился поворотным моментом в п о ли те партии по отношению к средне му крестьянству, переходом партии от по литики нейтрализации середняка к поли тике прочного союза с ним. Задача руково дителя политзанятий — добиться того, чтобы каждый слушатель понял, какую огромную роль в победоносномисходе граж данской войны и успешном строительстве социализма сыграла ленинско-сталинская политика большевистской партии по кре стьянскому вопросу, политика прочного союза с середняком, решительной борьбы с кулаком, опоры на бедноту. При раз’яснении решений УШ с’езда по вопросу о строительстве Красной Армии важно отметить, что с’езд отверг вреди тельскую линию Троцкого в военном строительстве и принял установку на создание регулярной Красной Армии, что решения УШ с’езда привели к укрепле нию Красной Армии. При раа’яснении ме роприятий партии по военному строитель ству целесообразно использовать лист 22 иэ альбома наглядных пособий по история ВКП(б), где даются цифры роста численности коммунистов в армии после УШ с*езда партии. Закончив рассказ, руководитель группы указывает слушателям литературу, кото рую они должны изучить к беседе: I и П разделы УП1 главы «Краткого курса исто рии ВКЩб)» и V I раздел Краткой биогра фии И. В. Сталина. Наиболее подготовлен ным товарищам следует порекомендовать кроме того статьи И. В. Сталина «Украин ский узел» и «О юге России» (Соч., т. 4). Всем слушателям надо посоветовать озна комиться с наглядными пособиями к V III главе «Краткого курса истории ВКП(б)» и порекомендовать произведения художественной литературы, посвященные периоду гражданской войны, в частности «Железный поток» А. Серафимовича, «Хлеб» А. Толстого, «Пархоменко» В. Ива нова, «Как закалялась сталь» Н. Остров ского. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Накануне занятий руководитель груп пы и его помощник подбирают необходи мую литературу и наглядные пособия для самостоятельной работы слушателей, про веряют обеспеченность их тетрадями и карандашами. Перед началом самостоя тельного чтения необходимо напомнить слушателям основные вопросы, на кото рые они должны обратить особое внима ние, посоветовать, как лучше произвести запись прочитанного. В процессе само стоятельного чтения учебного материала руководитель политзанятий оказывает ин дивидуальную помощь слушателям: раз’ ясняет непонятные вопросы, просматри вает сделанные записи и, если нужно, вносит в них коррективы. В случае, если тот или иной вопрос недопонимает боль шинство слушателей, целесообразно про вести групповую консультацию. БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ Для беседы слушателям могут быть по ставлены следующие вопросы: 1. Как и почему империалисты начали военную интервенцию против Советской России. 2. Мероприятия большевистской партии й Советского правительства для защиты социалистического Отечества. 3. Деятельность товарища Сталина на Царицынском фронте в 1918 году. 4. Значение для Советской республики военного поражения Германии и револю ционного под’ема в Европе. 6. Решения УШ с’езда партии и его историческое значение. Постановка этих вопросов не означает, однако, что руководитель политзанятий не может ставить других вопросов или да вать эти же вопросы в другой формули ровке. Это не означает также, что он не должен учитывать тех вопросов, которые могут возникнуть у слушателей в ходе беседы. Важно то, чтобы в беседе правиль но и исчерпывающе были освещены ос новные вопросы темы. Беседу необходимо строить так, чтобы слушатели уяснили, что организаторами военной интервенции против Советской страны явились англо-американские и другие империалисты. В беседе должна быть ярко раскрыта огромная деятель ность коммунистической партии, гениаль ных вождей советского народа Ленина и Сталина по мобилизации всех сил народа па защиту социалистического Отечества. В беседе надо уделить должное внимание уяснению слушателями значения реше ний V III с’езда партии. В конце занятия руководитель группы подводит итоги беседы и ориентирует слу шателей о порядко дальнейшего изучения главы. II. ЗАНЯТИЯ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ Рассказ по второй части темы целесо образно построить по следующему плану: 1. Усиление интервенции. Блокада Советской страны. 2. Поход Колчака и его разгром. 3. Поход Деникина и его разгром. 4. Временная передышка. IX с’езд пар тии. Два часа, отведенные на рассказ, целе сообразно распределить так: первые два вопроса изложить в первый час и после дующие два вопроса — во второй час. 1. Усиление интервенции. Блокада Советской страны. Приступая к изложению первого вопро са, руководитель политзанятий раз’ясняет обстановку этого периода гражданской войны. Он напоминает слушателям, что поражение Германии с точки зрения по ложения Советской власти наряду с по ложительным имело и некоторое отрица тельное значение, так как это давало воз можность странам Антанты превратиться в господствующую силу в Европе и Азии, усилить интервенцию против нашей стра ны. Империалисты Антанты, победив Гер манию и Австрию, двинули крупные силы против Советской страны, ввели свой флот в Черное море и высадили свои войска в Одессе, в Закавказье. Через некоторое вре мя они об ’ явили блокаду Р оссии , перехва тив все морские и иные пути сообщения с внешним миром. Советская страна ока залась окруженной врагами почти со всех сторон. Руководитель политзанятий под черкивает, что в оккупированных обла стях нашей страны американо-английские и французские интервенты установили кровавый террор, зверски расправлялись с целыми группами рабочих и крестьян. В качестве примера необходимо привести эверскую расправу английских интервен тов над 26 бакинскими комиссарами. 2. Поход Колчана и его разгром Рассказывая о разгроме первого и вто рого походов Антанты, руководитель по литзанятий сосредоточивает внимание слушателей на военных мероприятиях большевистской партии и Советского пра вительства, на показе непосредственного руководства Ленина м Сталина обороной молодой Советской республики. г • Руководитель политзанятий раз’ясняет слушателям, что весной 1919 года про тив Советской России был предпринят комбинированный поход Колчака— Дени кина — Юденича, первый поход Антанты. Главную надежду тогда Антанта воедагала на адмирала Колчака, с которым Деникин надеялся соединиться в Саратове для сов местного наступления на Москву. Нужво кратко рассказать в ленинской программу разгрома' Колчака, изложенной В. И. Лениным в тезисах ЦК партии в связи с положением на Восточном фронте (Соч., т. 29, стр. 251— 254). Следует подчеркнуть, что еще в конце 1918 года империалисты сделали очеред ную попытку об*единить силы интервентов с силами внутренней контрреволюции и создать общий фронт наступления на Мо скву. Местом главного удара на этот рае явился Восточный фронт в районе Перми. Белая армия Колчака намеревалась соеди ниться с американскими и английскими войсками, наступавшими с Севера. Взя тие армией Колчака Перми создало ката строфическое положение на Восточном фронте. Для ликвидации катастрофы В. И. Ленив предложил ЦК партии послать И. В. Сталина и Ф. 9. Дзержинского. Руководитель политванятнй, испольвуя материалы из Краткой биографии И. В. Сталина (стр. 74) и из брошюры К. Е. Ворошилова «Сталин и Вооруженные Си лы СССР» (стр. 13— 17), рассказывает о том, что товарищ Сталин быстро и реши тельно восстановил положение под Пермью и не дал возможности Колчаку осущест вить свои планы. Таким образом, деятель ность товарища Сталина под Царицыном и под Пермью привели к тому, что армия Колчака оказалась стратегически изолиро ванной, отрезанной от союзников на юге и на севере. Э^о значительно облегчило Красной Армии эадачу разгрома Колчака весной и летом 1919 года. Ленин и Сталин разоблачили преда тельский план Троцкого, который предла гал остановить наступление нз Урал, снять часть войск с Восточного фронта, прекратить преследование врага и этим самым дать возможность Колчаку закре питься на Урале и в Сибири и снова стать на ноги. Далее руководитель политзанятий по казывает роль товарища Сталина в раз громе войск генерала Юденича. В мае 1919 года в целях отвлечения советских войск от Колчака генерал Юденич при поддержке английской эскадры, предпри нял наступление на Петроград. Над Петро градом нависла серьезная угроза. Цент ральный Комитет партии направил на этот фронт товарища Сталина. По прибытии на место товарищ Сталин мобилизовал силы петроградского пролетариата, организовал партийно-политическую работу в частях. Под руководством товарища Сталина были раскрыты и ликвидированы крупные шай ки заговорщиков, шпионов и диверсантов в Петрограде, Кронштадте, на морских ба зах и в штабе армии. Товарищ Сталин поднял боевой дух бойцов, организовал наступление против белых банд Юденича. Благодаря мудрому шгководству товарища Сталина, армия Юденича была разгромле- па, ее остатки бежали в Эстонию. Первый поход Антанты провалился. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz