На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

14 ноября 19SO г., N: 268 (3 8 8 1 ), На страже З ап о л я р ь я шштшшяшшшшя— шяшашшяшшшш—яшшяяашяшяш-яш— Щ 3 Комсомолец старшина 2 статья В . Калмыков — отличник боееой и политиче­ ской подготовки, активный общественник. Он учится в -партийной школе, постоянно повышает свой идейно-теоретический уровень. НА С Н ИМ К Е : старшина 2 статьи В. Калмыков, (второй слева) читает лич­ ному составу доклад тов. Н . А. Булганина о ЗЗ-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Фото Н, Высоцкого. % П А Р ТИ Й Н А Я ЖИЗНЬ Агитколлектив на корабле Большие н ответственные 8адачи стоят * неред агитколлективом в период подготов­ ки к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. От того, как он сумеет раз­ вернуть массовую работу, во многом бу­ дет зависеть весь ход избирательной кам­ пании. Это хорошо понимает партийная орга­ низация корабля. Поэтому она вниматель­ но отнеслась к подбору агитколлектива. Руководители партийной и комсомольской организаций вместе с заместителем коман­ дира по политической части предвари­ тельно обсудили каждую кандидатуру, вы- « ригземую на агитационно-массовую ра- оту. Все воины, выделенные агитаторами, пользуются заслуженным авторитетом у личного состава корабля, являются отлич­ никами боевой и политической подготов­ ки. Каждый из них имеет по нескольку поопяэений от командования. Это надо сказать и о старшем матросе Филатове,• и о старшине 2 статьи Командирове, и о других товарищах. Многие агитаторы, как, например, стар­ шина 1 статьи Драгузя и старшина 2 статьи Белобородов, уже принимали ак- тнвЕое участие в прошлых выборах и за­ рекомендовали себя, как хорошие агита­ торы. Старшина 1 статьи Чирушкин — бес­ партийный. Но партийная организация до­ верила ему важное и ответственное дело— вести агитационную работу. Чирушкин — отличный специалист, инициатор многих культурно-массовых мероприятий, прове­ денных в подразделении. Ясно, что такого агитатора воины будут уважать и прислу­ шиваться к его голосу. Список агитаторов был утвержден на Партийном собрании и об’явлен всему яичному составу. Перед началом работы агитколлектива была проведена инструктивная беседа. Заместитель командира по политчасти тов. Титов рассказал агитаторам об их задачах п особенно подчеркнул зна­ чение индивидуальных бесед с вой- иами-избирателями. Этим не ограничилась помощь парторганизации агитаторам. С ними регулярно проводятся семинары. Опыт лучших пропагандистов делается об­ щим достоянием. Коммунист Титов часто беседует с агитаторами, интересуется, как они сами энают Избирательный закон. Некоторым матросам было неясно, с ка- . кого возраста граждане СССР могут быть избраны депутатами вУместные Советы,— отдельпые воины полагали, что с двадцати трех лет, как при выборах в Верховный Совет СССР. В местные Советы, как из­ вестно, избиваются граждане с восемнад­ цати лет. Коммунист Титов посоветовал агитаторам раз’яснить этот пункт моря­ кам и тут же сам рассказал пм причину разницы в годах. — Дело в том, — сказал он, — что у депутата Верховпого Совета СССР боль­ ший об’ем работы, значительно ответ­ ственнее его депутатские функции. Депу­ тат Верховного Совета СССР — предста­ витель верховной государственной власти. У депутата местного Совета функции, безусловно, тоже ответственные, но об'ем работы меньший. Депутат местного Сове­ та — представитель местной государствен­ ной власти. Чтобы еще больше приблизить работу агитпункта к личному составу, коммунист Переход предложил создать красные сто­ лы в кубриках. Это было поручено сделать тт. Широкову, Гурйину й Беседину. Теперь часто у красных столов Можно видеть матросов и старшин. Здесь они изучают Положение о выборах, Конститу­ цию РСФСР, читают брошюры. На столах — папки с вырезками из газет и журна­ лов о грандиозных стройках коммунизма, свежие номера гавет н журналов. Много занимается с Апгаами-агитатора- ми коммунист Дрючинин. Он рассказывает им о методике проведения бесед» помогает подобрать в корабельной библиотеке ли­ тературу для красных столов. В результате повседневного руководства партийной организации члены агиткол­ лектива стали активными участниками н организаторами ценных мероприятий по раз’ясненшо Положения о выборах. Из состава агитаторов назначаются дежурные по агитпункту. Являясь в то же время и консультантами, они раз’ясняют воинам волнующие их вопросы. Агитаторы провели уже несколько, бе­ сед. Тов. Кесарев беседовал' с личным составом на тему: «Что дала Совет­ ская власть молодежи». Царьков и Коман­ диров рассказали морякам о преимуще­ ствах советской избирательной системы над избирательной системой в капита­ листических странах. Алтухсв и Томеев — активные военко­ ры стенной газеты. В своих заметках они призывают воинов совершенствовать бое­ вое мастерство, множить ряды отличников, готовить достойную встречу всенародному празднику —■дню выборов. Члены агит­ коллектива возглавили и подготовку кон­ цертов силами матоосскоЙ художественной самодеятельности. Так, агитатор Невенча- ный руководит струнным оркестром. Стар­ шина 1 статьи Чирушкин написал два стихотворения, посвященные выборам. Первый концепт для воинов-избирателеЙ был дан Gноября. Затем концерт трансли­ ровался по корабельной радиосети. Агитпункт и агитколлектив на этом корабле были созданы позднее, чем в дру­ гих местах. Это обстоятельство должно на­ целить партийную организацию на оказа­ ние им еще большей помошп с тем, чтобы личный состав встретил выборы новыми успехами в боевой с политической подго­ товке, единодушно проголосовал за канди­ датов сталинского блока коммунистов и беспартийных. Лейтенант Л. КРЫЛОВ. НАН ПРОВЕСТИ ПОЛИТЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: „Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны" Беседы коммунистов Как и во всей стране, воины нашего подразделения активно готовятся к всена­ родному празднику — дню выборов в местные Советы депутатов трудящихся. Возглавляет эту подготовку, руководит ею партийная организация. Парторганизация развернула деятельную агитационно-мас- совую работу, направленную на то, чтобы личный состав подразделения ознаменовал выборы новыми достижениями в службе и учебе. Воины с большим вниманием слушают беседы коммунистов-агитаторов. За послед­ ние дни секретарь парторганизации Мат­ веев рассказал слушателям о самом демо­ кратическом в мире советском Избиратель­ ном законе, мичман Пантелеев — о том, как падо жить и служить по уставу, мич­ ман Ларионов — о производственных побе­ дах, которыми встречает день выборов народ пашей Родины. Активное участие в предвыборной кам­ пании принимает и редколлегия степной газеты, возглавляемая членом ВКП(б) Сальниковым. Ha-днях вышел очередной номер стенгазеты, призывающий моряков встретить 17 декабря 1950 года дальней­ шим укреплением дисциплины и* органи­ зованности, единодушно отдать свои голо­ са 8а кандидатов сталинского блока комму­ нистов и беспартийных. Лейтенант Н. ВОЕВОДИН. Решение претворяют в жизнь На-днях на партийном собрании комму­ нисты обсудили ход подготовки в подраз­ делении к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. В своих выступле­ ниях участники собрания вскрыли ряд недостатков, которые еще имеются в рабо­ те партийной организации. Тов. Крюк заострил внимание на работе агитаторов. Он отметил- что не все коммунисты-аги­ таторы добросовестно выполняют это важ­ нейшее поручение. Так, например, тов. Соколов не только не приступил к работе, но и на инструктаж не пришел. Не прово­ дил бесед и тов. Макарепков. В подразделении еще недостаточно хо­ рошо оформлена предвыборная наглядная агитация. Говоря об этом, тов. Нехорошков I обратил внимание руководителей партор­ ганизации на необходимость скорейшего устранения указанного недостатка. Тов. Писарев посвятил свое выступление работе партийной организации с семьями военно­ служащих и гражданским населением и отметил, что во время прошлых выборов она не уделила должного внимания этому вопросу. Необходимо учесть этот пробел и не допустить его в нынешнем году. Коммунисты приняли решение, в кото­ ром намечены конкретные мероприятия для устранения вскрытых па собрапни недочетов. Партийная организация пре­ творяет это решение в жизнь. Сержант В. КОНОВАЛОВ. Политические занятия с матросами н старшинами, изучавшими в прошлом учеб­ ном году дооктябрьский период истории большевистской партии, начинаются в но­ вом »учебном году с изучения VIH главы «Краткого курса истории ВКП(б)». На первом занятии, прежде чем присту­ пить к изложению содержания этой темы, целесообразно кратко напомнить об основ­ ных этапах дооктябрьского периода исто­ рии большевистской партии. Необходимо папомнить слушателям, что в этот период Ленин и Сталин создали в России боевую революционную партию пролетариата, большевистскую партию, партию нового типа. Опираясь на учение Маркса и Эн­ гельса и развивая его дальше, приме­ нительно к новым условиям эпохи импе­ риализма и пролзтарской революции, Ленин и Сталин разработали идеологиче­ ские, организационные, тактические и тео­ ретические основы большевистской пар­ тии, закалили партию в борьбе с оппорту­ низмом, в борьбе со всеми врагами рабоче­ го класса. Под рувоводством Ленива в Сталина партия большевиков решила историческую эадачу свержения цариама и капитализма, установления диктатуры пролетариата в нашей стране. Большевист­ ская партия, руководившая борьбой масс эа свержение господства помещиков и ка­ питалистов и установление власти Сове­ тов в результате победы Великой Октябрь­ ской социалистической революции, стала партией правящей. Во вступительном слове руководитель политзанятий знакомит слушателей также с учебным планом на текущий год. После этом руководитель политзанятий дает краткую характеристику темы: «Пар­ тия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской вой­ ны». Восьмая глава «Краткого курса исто­ рии ВКЩб)» охватывает небольшой по времени (1918— 1920 годы), но .очень сложный и ответственный период, когда ео всей остротой встал вопрос о защите рес­ публики Советов, завоеваний Великой Ок­ тябрьской социалистической революций от военного нападения империалистов США, Англии, Франции, Японии и других госу­ дарств и внутренней контрреволюции. В УШ главе «Краткого курса исторйи ВКЩб)» освещен великий опыт борьбы большевистской партии за разгром импе­ риалистических захватчиков и буржуазпо- помещичьей белогвардейпшны, 8а укреп­ ление диктатуры пролетариата. Руководи­ телю политзанятий необходимо обрати*ь внимание слушателей на такие важнейшие вопросы, изложенные в этой главе, как создание регулярной Красной Армии и превращение страны в единый военный лагерь: содружество Ленина и Сталина в деле руководства обороной страны и строи­ тельством Советского государства; военная деятельность товарища Сталина в годы гражданской цойны; решения УШ С’езда партии об отношении к среднему кресть­ янству, о принятии новой партийной про­ граммы и о строительстве Красной Армии*, решения И с’езда партии об едином хозяй­ ственном плане; вопрос о том, как и по­ чему победила Советская страна соединен­ ные силы иностранных интервентов и бе­ логвардейцев; как период гражданской войны явился периодом политической ги­ бели партий эсеров, меньшевиков, анархи­ стов, националистов и окончательного тор­ жества коммунистической партии в нашей стране. В итоге изучения УШ главы «Краткого курса истории ВКЩб)» глушат°ли долж­ ны хорошо также уяснить громадное исто­ рическое значение победы Советской Рос­ сии над внешними и внутренними врага­ ми, победы, обеспечившей государствен­ ную независимость, свободное существова­ ние Советской республики и возможность строительства социалистического общества в нашей стране. «Что было бы, если бы удалось капиталу разгромить Республику Советов? — говорил товарищ Сталин. — Наступила бы эпоха самой черной реакции во всех капиталистических и колониаль­ ных странах, стали бы душить рабочий класс и угнетенные народы, были бы лик­ видированы позиции международного ком­ мунизма» (Соч., т. 9, стр. *7). Закончив краткий обзор темы, руково­ дитель политзанятий подробно освещает вопросы первых двух разделов УШ гла­ вы «Краткого курса истории ВКП(б)». На изучение всей темы отводится 18 ча­ сов. Для удобства изучения материал темы целесообразно разделить на три части: первая часть — первый и второй разде­ лы главы; вторая часть — третий раздел главы; третья часть — четвертый и пя­ тый разделы и краткие выводы. На изучение каждой части отвести по 6 часов: два часа — на рассказ руково­ дителя, два часа — на самостоятельное чтение и два часа — на беседу. I. ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ ' Расек» ве первой части темы реко­ мендуется вести по следующему плаву: 1. Начало иностранной военной интер­ венции. Первый период гражданской вой­ ны. 2. Военное поражение Германии. Рево­ люция в Германии. 3. Образование Ш Интернационала. 4. УШ с’езд большевистской партии. Два часа, отведенные на расскав, целе­ сообразно распределить так: на сообщение названия темы, краткую характеристику основных этапов дооктябрьского периода истории большевистской партии и краткий обзор данной темы — 15 минут; на изло­ жение первого вопроса — 20 минут, вто- 1 юго вопроса — 15 минут, третьего вопро­ са— 10 минут н на изложение четвертого вопроса и ответы на вопросы слушателей — 40 минут. 1. Начало иностранной военной интеринции. Первый период гражданской войны Приступая к изложению материала «Краткого курса истории ВКП(б)» по это­ му вопросу, руководитель политзанятий должен обстоятельно остановиться на том, как сложилась иностранная военная ин­ тервенция против Советской власти, под­ держанная врагами Советской власти внут­ ри России. В этой связи важно подчерк­ нуть, что организаторами военной интер­ венции и внутренней контрреволюции явились империалисты США, Анг.тии, Франции, Японии и других госу­ дарств, опиравшиеся на контрреволюцион­ ные силы внутри нашей страны, и что главной целью этих врагов было — вос­ становить в нашей стране свергнутый экс­ плуататорский режим, погасить факел со­ циализма, зажженный в России, превра­ тить ее в свою колонию. Далее руководитель политзанятий, рас­ крывая разбойничьи приемы империа­ листов по удушению Советской России, цо- называет, что они без об’явления войны, тайно, воровским образом высадили свои войска ва территории нашей страны, рас­ стреливали рабочих и крестьян, грабили население и богатства нашей страны так же, как ныне американские интервенты делают это в Корее и других странах. В качестве иллюстрации рассказа по этому вопросу желательно использовать листы № 1 и № 3 из восьмого альбома на­ глядных пособий по истории ВКЩб). где показывается, в каком тяжелом положении оказалась Советская Россия, будучи отре­ занной интервентами от своих основных продовольственных, сырьевых и топлив- йых районов. Основным в рассказе руководителя по­ литзанятий должно быть освещение дея­ тельности большевистской партии по орга­ низации дела обороны страны, руководя­ щей и вдохновляющей роли Ленина н Сталина, поднявших рабочих и крестьян на Отечественную войну против иностран­ ных захватчиков и буржуазно-помещичьей белогвардейпшны. Необходимо подробно рассказать об огромной организационно- политической работе партии в массах, ее деятельности по перестройке всей жизни страны на военный лад. Говоря о системе мероприятий Советской власти, называв­ шихся военным коммунизмом, руководи­ тель политзанятий раз’ясняет, что полити­ ка военного коммунизма была вызвана исключительно трудными условиями обо роны страны и имела временный характер. Товарищ Сталин в речи на Пленуме ЦК ВКЩб) в июне 1928 года, разъясняя, что Политика военного коммунизма не является неизбежной фазой социалистической рево­ люции, указывал, что пролетарская дик­ татура в нашей стране начала свою строи­ тельную работу не с военного коммуниз­ ма, а о лровоаглашения основ новой зко- номической политики, данных в известной работе Ленина «Очередные задачи Совет­ ской власти» еще в начале 1918 года. Не будь военной обстановки, иностранной ин­ тервенции, не было бы и военного комму­ низма. Освещая деятельность партии по подго­ товке страны к решительному отпору внешним и внутренним врагам Советской власти, руководитель политзанятий рас­ сказывает о том, как под руководством Ленина и Сталина большевистская партия создала могучую Красную Армию, которая о честью выполнила свои задачи и в годы гражданской войны, и в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов. Отмечая первые успехи Красной Армии, руководитель политзанятий более подробно говорит о Царицынском фронте, который имел особенно важное значение, и пока­ зывает, что военный и организаторский гений товарища Сталина обеспечил победу под Царицыном, сорвал замыслы империа­ листов Антанты по об’еднненшо сил юж­ ной и восточной контрреволюций для сов­ местного наступления на Москву. В рас­ сказе по этому вопросу необходимо исполь­ зовать материалы из Краткой биографии товарища Сталина и листы 4 я >6 5 альбома наглядных пособий по истории ВКП(б). 2. Военное поражение Германии. Революция в Германии В рассказе по второму вопросу руково­ дитель политзанятий должен обстоятельно изложить данную в «Кратком курсе исто­ рии ВКЩб)» характеристику изменений, которые произошли в международной об­ становке в связи с поражением Германии, с окончанием первой мировой империали­ стической войны, с революцией в Герма­ нии и начавшимся революционным движе­ нием в странах Европы. Рассказывая об этих событиях, руководитель политзаня­ тий должен подчеркнуть громадное влия­ ние Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции на революционное движе­ ние во всем мире. Следует отметать, что новая международная обстановка позволи­ ла Советской власти аннулировать граби- тельекжй брестский мир, прекратить пла­ тежи по контрибуции и повести открытую берьбу за освобождение Эстонии, Латвии, Белоруссии, Литвы, Украины, Закавказья от гнета германского империализма. Вместе с тем окончание первой мировой войны давало возможность империалистам Ан­ танты усилить интервенцию в России, как это и случилось в дальнейшем. 3. Образование III Интернационала Переходя к изложению третьего вопроса, руководитель политзанятий прежде всего рассказывает о под’еме революционного движения в странах Европы*и отмечает, что на базе революционной волны в этих странах были созданы коммунистические партии. Далее необходимо отметить, что по инициативе В. П. Ленина и П. В. Сталина в марте 1919 года в Москве на I конгрес­ се коммунистических партий был основан Ш Коммунистический Интернационал, сыгравший огромную роль в восстановле­ нии и укреплении связей между трудя­ щимися различных стран, в разработке теоретических вопросов рабочего движения в новых условиях, в установлении общих форм пропаганды и агитации идей комму­ низма и подготовке лидеров рабочего дви­ жения во всех странах. 4. VIII с'езд большевистской партии Большое место в рассказе руководителя политзанятий должно быть отведено V III с’езду партии. При этом основное внима­ ние надо сосредоточить на трех главных вопросах: о программе партии, об отноше­ нии к середняку, о строительстве Красной Армии. Необходимо раз’яснить значение VIH с’езда партии, принявшего ленинско- сталинскую программу партии, в которой были определены задачи партии в борьбе за построение социализма в нашей стране, а также раз’яснить значение борьбы Ленина м Сталина с антибольшевистски­ ми взглядами Бухарина и Пятакова по программным вопросам. В рассказе необходимо подчеркнуть, что УШ с'езд явился поворотным моментом в п о ли те партии по отношению к средне­ му крестьянству, переходом партии от по­ литики нейтрализации середняка к поли­ тике прочного союза с ним. Задача руково­ дителя политзанятий — добиться того, чтобы каждый слушатель понял, какую огромную роль в победоносномисходе граж­ данской войны и успешном строительстве социализма сыграла ленинско-сталинская политика большевистской партии по кре­ стьянскому вопросу, политика прочного союза с середняком, решительной борьбы с кулаком, опоры на бедноту. При раз’яснении решений УШ с’езда по вопросу о строительстве Красной Армии важно отметить, что с’езд отверг вреди­ тельскую линию Троцкого в военном строительстве и принял установку на создание регулярной Красной Армии, что решения УШ с’езда привели к укрепле­ нию Красной Армии. При раа’яснении ме­ роприятий партии по военному строитель­ ству целесообразно использовать лист 22 иэ альбома наглядных пособий по история ВКП(б), где даются цифры роста численности коммунистов в армии после УШ с*езда партии. Закончив рассказ, руководитель группы указывает слушателям литературу, кото­ рую они должны изучить к беседе: I и П разделы УП1 главы «Краткого курса исто­ рии ВКЩб)» и V I раздел Краткой биогра­ фии И. В. Сталина. Наиболее подготовлен­ ным товарищам следует порекомендовать кроме того статьи И. В. Сталина «Украин­ ский узел» и «О юге России» (Соч., т. 4). Всем слушателям надо посоветовать озна­ комиться с наглядными пособиями к V III главе «Краткого курса истории ВКП(б)» и порекомендовать произведения художественной литературы, посвященные периоду гражданской войны, в частности «Железный поток» А. Серафимовича, «Хлеб» А. Толстого, «Пархоменко» В. Ива­ нова, «Как закалялась сталь» Н. Остров­ ского. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Накануне занятий руководитель груп­ пы и его помощник подбирают необходи­ мую литературу и наглядные пособия для самостоятельной работы слушателей, про­ веряют обеспеченность их тетрадями и карандашами. Перед началом самостоя­ тельного чтения необходимо напомнить слушателям основные вопросы, на кото­ рые они должны обратить особое внима­ ние, посоветовать, как лучше произвести запись прочитанного. В процессе само­ стоятельного чтения учебного материала руководитель политзанятий оказывает ин­ дивидуальную помощь слушателям: раз’­ ясняет непонятные вопросы, просматри­ вает сделанные записи и, если нужно, вносит в них коррективы. В случае, если тот или иной вопрос недопонимает боль­ шинство слушателей, целесообразно про­ вести групповую консультацию. БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ Для беседы слушателям могут быть по­ ставлены следующие вопросы: 1. Как и почему империалисты начали военную интервенцию против Советской России. 2. Мероприятия большевистской партии й Советского правительства для защиты социалистического Отечества. 3. Деятельность товарища Сталина на Царицынском фронте в 1918 году. 4. Значение для Советской республики военного поражения Германии и револю­ ционного под’ема в Европе. 6. Решения УШ с’езда партии и его историческое значение. Постановка этих вопросов не означает, однако, что руководитель политзанятий не может ставить других вопросов или да­ вать эти же вопросы в другой формули­ ровке. Это не означает также, что он не должен учитывать тех вопросов, которые могут возникнуть у слушателей в ходе беседы. Важно то, чтобы в беседе правиль­ но и исчерпывающе были освещены ос­ новные вопросы темы. Беседу необходимо строить так, чтобы слушатели уяснили, что организаторами военной интервенции против Советской страны явились англо-американские и другие империалисты. В беседе должна быть ярко раскрыта огромная деятель­ ность коммунистической партии, гениаль­ ных вождей советского народа Ленина и Сталина по мобилизации всех сил народа па защиту социалистического Отечества. В беседе надо уделить должное внимание уяснению слушателями значения реше­ ний V III с’езда партии. В конце занятия руководитель группы подводит итоги беседы и ориентирует слу­ шателей о порядко дальнейшего изучения главы. II. ЗАНЯТИЯ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕМЫ РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ Рассказ по второй части темы целесо­ образно построить по следующему плану: 1. Усиление интервенции. Блокада Советской страны. 2. Поход Колчака и его разгром. 3. Поход Деникина и его разгром. 4. Временная передышка. IX с’езд пар­ тии. Два часа, отведенные на рассказ, целе­ сообразно распределить так: первые два вопроса изложить в первый час и после­ дующие два вопроса — во второй час. 1. Усиление интервенции. Блокада Советской страны. Приступая к изложению первого вопро­ са, руководитель политзанятий раз’ясняет обстановку этого периода гражданской войны. Он напоминает слушателям, что поражение Германии с точки зрения по­ ложения Советской власти наряду с по­ ложительным имело и некоторое отрица­ тельное значение, так как это давало воз­ можность странам Антанты превратиться в господствующую силу в Европе и Азии, усилить интервенцию против нашей стра­ ны. Империалисты Антанты, победив Гер­ манию и Австрию, двинули крупные силы против Советской страны, ввели свой флот в Черное море и высадили свои войска в Одессе, в Закавказье. Через некоторое вре­ мя они об ’ явили блокаду Р оссии , перехва­ тив все морские и иные пути сообщения с внешним миром. Советская страна ока­ залась окруженной врагами почти со всех сторон. Руководитель политзанятий под­ черкивает, что в оккупированных обла­ стях нашей страны американо-английские и французские интервенты установили кровавый террор, зверски расправлялись с целыми группами рабочих и крестьян. В качестве примера необходимо привести эверскую расправу английских интервен­ тов над 26 бакинскими комиссарами. 2. Поход Колчана и его разгром Рассказывая о разгроме первого и вто­ рого походов Антанты, руководитель по­ литзанятий сосредоточивает внимание слушателей на военных мероприятиях большевистской партии и Советского пра­ вительства, на показе непосредственного руководства Ленина м Сталина обороной молодой Советской республики. г • Руководитель политзанятий раз’ясняет слушателям, что весной 1919 года про­ тив Советской России был предпринят комбинированный поход Колчака— Дени­ кина — Юденича, первый поход Антанты. Главную надежду тогда Антанта воедагала на адмирала Колчака, с которым Деникин надеялся соединиться в Саратове для сов­ местного наступления на Москву. Нужво кратко рассказать в ленинской программу разгрома' Колчака, изложенной В. И. Лениным в тезисах ЦК партии в связи с положением на Восточном фронте (Соч., т. 29, стр. 251— 254). Следует подчеркнуть, что еще в конце 1918 года империалисты сделали очеред­ ную попытку об*единить силы интервентов с силами внутренней контрреволюции и создать общий фронт наступления на Мо­ скву. Местом главного удара на этот рае явился Восточный фронт в районе Перми. Белая армия Колчака намеревалась соеди­ ниться с американскими и английскими войсками, наступавшими с Севера. Взя­ тие армией Колчака Перми создало ката­ строфическое положение на Восточном фронте. Для ликвидации катастрофы В. И. Ленив предложил ЦК партии послать И. В. Сталина и Ф. 9. Дзержинского. Руководитель политванятнй, испольвуя материалы из Краткой биографии И. В. Сталина (стр. 74) и из брошюры К. Е. Ворошилова «Сталин и Вооруженные Си­ лы СССР» (стр. 13— 17), рассказывает о том, что товарищ Сталин быстро и реши­ тельно восстановил положение под Пермью и не дал возможности Колчаку осущест­ вить свои планы. Таким образом, деятель­ ность товарища Сталина под Царицыном и под Пермью привели к тому, что армия Колчака оказалась стратегически изолиро­ ванной, отрезанной от союзников на юге и на севере. Э^о значительно облегчило Красной Армии эадачу разгрома Колчака весной и летом 1919 года. Ленин и Сталин разоблачили преда­ тельский план Троцкого, который предла­ гал остановить наступление нз Урал, снять часть войск с Восточного фронта, прекратить преследование врага и этим самым дать возможность Колчаку закре­ питься на Урале и в Сибири и снова стать на ноги. Далее руководитель политзанятий по­ казывает роль товарища Сталина в раз­ громе войск генерала Юденича. В мае 1919 года в целях отвлечения советских войск от Колчака генерал Юденич при поддержке английской эскадры, предпри­ нял наступление на Петроград. Над Петро­ градом нависла серьезная угроза. Цент­ ральный Комитет партии направил на этот фронт товарища Сталина. По прибытии на место товарищ Сталин мобилизовал силы петроградского пролетариата, организовал партийно-политическую работу в частях. Под руководством товарища Сталина были раскрыты и ликвидированы крупные шай­ ки заговорщиков, шпионов и диверсантов в Петрограде, Кронштадте, на морских ба­ зах и в штабе армии. Товарищ Сталин поднял боевой дух бойцов, организовал наступление против белых банд Юденича. Благодаря мудрому шгководству товарища Сталина, армия Юденича была разгромле- па, ее остатки бежали в Эстонию. Первый поход Антанты провалился. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz