На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.

11 ноября 1950 г.. № 2Р6 (3879). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я ° 3 П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З НЬ Как я работаю над книгой Этой осенью я был зачислен слушателем партийной школы. С первого дня занятий стремлюсь как можно глубже изучить историю и теорию нашей славной больше­ вистской партии, произведения классиков иаркспзма-лепинизма. Я знал и ранее, что главное в полити­ ческой учебе — самостоятельная работа. Месяц учебы в партийной школе еще более убедил меня в этом, помог луч­ ше и более продуманно изучать рекомен­ дованную литературу, конспектировать Первоисточники, обобщать прочитанное, готовиться к лекциям и классно-групповым занятиям. И мне хочется поделиться своим небольшим опытом учебной работы, рас­ сказать о том, как я работаю над книгой. Как известно, изучение каждого раздела «Краткого курса истории ВКЩб)» начи­ нается с прослушивания лекций. Я самым внимательным образом слушаю пропаган- » диета, записываю важпейшпе мысли, ^примеры. Особое внимание обращаю на ту часть лекции, где пропагандист увявы- вает тему с текущими событиями, приво­ дит примеры из современной жизни. Запись лекции помогает мне познако­ миться с темой, целеустремленно работать в дальнейшем над ней. Вернувшись после лекции домой, я сра- згу же прочитываю запись, подправляю ее, дописываю те слова, а иногда и фразы, ко­ торые не успел до конца записать во время 8знятий. Таким образом запись в тетрадке становится полнее, и я могу всегда хоро­ шо разобрать ее. Далее начинается главное — внима­ тельное чтение рекомендованной литерату­ ры и ее конспектирование. Делаю это так. Сначала прочитываю определенный раз­ дел книги, а затем записываю. Начинаю всегда с «Краткого курса истории ВКП(б)». Скажем, копа мы изучали четвертый раз­ дел первой главы, я сначала прочел раздел, а затем записал основные положе­ ния книги о борьбе В. И. Ленина против народничества и «легального марксизма», о ленинской идее союза рабочего класса и крестьянства, о первом с’езде Российской социал-демократической партии. В разделе большое место уделено книге В. И. Ленина «Что такое «друзья) народа» я как они воюют против социал-демокра­ тов?», до конца разоблачившей истинное лето народников, как фальшивых «дпуэей народа», идущих на деле против народа. Эту книгу я тоже изучил. Сначала прочел и законспектировал первый раздел ее, в котором В. И. Ленин критикует одного из лидеров народников— Михайловского и 8а- иишает диалектический и исторический материализм. Далее — второй раздел, в котором В. И. Лепив разгромил экономиче­ скую 'и политическую программу, тактику и практические предложения народников. В результате всей этой работы у меня тзперь имеется совершенно ясное представ­ ление о борьбе В. И. Ленина и его соратни­ ков за создание социал-демократической ра­ бочей партии в России. Все записи в тетради стремлюсь весги своими словами — не списывая механиче­ ски из книги абзацы, я излагая их содер­ жание. Однако некоторые, наиболее важ­ ные, места записываю целиком. На­ пример, я записал из «Краткого курса исто­ рии ВЁЛ (б)» высказывание В. И. Ленина о значении «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который «представлял первый серьезный зачаток революционной партии, опирающейся на рабочее дви­ жение». Когда, я готовился к классно-групповой беседе, то при помощи конспектов лекции, «Краткого курса истории ВКП(б)» и кни­ ги В . И. Ленина «Что такое «друзья наро­ да» и как они воюют против социал-демо­ кратов?» составил короткий план своего выступления и вписал в него некоторые цитаты, приведенные мною в конспектах. Этот план очень помог мне. и я энаю, что иногие мои товарищи по учебе решили .та­ ким же методомготовиться к собеседованию по второй главе Краткого курса. Уверен, что конспекты и планы к собеседованиям окажут мне неоценимую услугу при под­ готовке к экзаменам. Наряду с книгами использую наглядные пособия: географические карты, иллюст­ рированный альбом, диаграммы и т. д. На­ пример, читая в «Кратком курсе истории ВКЩб)» о создании первых рабочих орга­ низаций, о первых стачках в России, я на карте наглядно увидел, где происходили эти события. При читке первоисточников нередко встречаются непонятные для меня слова, определения. В таких случаях обращаюсь за раз’ясненпем к старшим товарищам. Следует сказать, что в этом отношении наша парторганизация еще не проявила должной ваботы о слушателях партийной школы и кружков. Конечно, пропаганди­ сты партийной школы охотно помогают, когда к ним обращаешься. Но это не всег­ да можно сделать, так как школа от на­ шей части расположена довольно далеко, работает она не каждый день. Я знаю, что в прошлом году большую помощь слушателям оказывали специаль­ ные консультации, проводившиеся в клу­ бах, на корзбЛях и в частях. Несомненно, во многих местах такие мероприятия o ir ганизованы и сейчас. А' вот у нас в части это еше в систему не вошло. Приходится ходить и искать товарища, который мог бы раз’ясшггь неясный для меня вопрос. На мой взгляд, следовало бы в клубе про­ водить и лекции по наиболее важным и сложным вопросам истории и теории пар­ тии. Они помогут слушателям школ и кружков лучше уяснить, эти вопросы, ока­ жут неоценимую помощь самостоятельно изучающим историю и теорию большевиз­ ма. Некоторые товарищи жалуются, что т я ­ жело совмещать учебу со службой и, в ча­ стности, мол, нехватает времени для глу­ бокой работы над книгами. Слов нет, учиться нелегко. Однако при умелом ис­ пользовании времени вполне можно самым обстоятельным образом изучать литерату­ ру. Занятия в партийной школе научили меня рационально использовать часы, сво­ бодные от работы и вахт. Я составляю план-календарь, в котором предусматри­ ваю, в какой день, в какие чаеы и что именно я должен прочитать, законспекти­ ровать. Изучая первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)», я еще не сумел сочетать работу над первоисточниками с чтением я г дожественной литературы. Но стремлюсь выправить этот недостаток. В частности, сейчас, изучая вторую главу «Краткого Kvoca истории ВКЩб)», охватывающую рабочее движение в 1901 — 1904 годах и образование Российской социал-демокра­ тической рабочей партии, я одновременно читаю роман великого советского писателя М. Горького «Мать». Регулярно занимаясь самостоятель­ но, я закрепляю полученные во время лекции знания, успешно готовлюсь к клас­ сно-групповым ванятням. Все это помогает хорошо усвоить изучаемую тему. Чувст- •вуго, что учеба в партийной школе дает мне возможность глубоко изучить бессмертные произведения наших великих вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина. Навыки работы над книгой сами собой не приходят. Они вырабатываются в про­ цессе учебы. Я сам и многие мои товари­ щи нуждаемся в дельном совете, как луч­ ше мучать литературу и особенно вести вапись прочитанного. Вот почему мне ка­ жется, что более опытные товарищи долж­ ны поделиться своими знаниями и навы­ ками. Очень хотелось бы послушать по этому поводу лекцию пропагандиста или почитать статью в газете. Такой обмен опытом помог бы товари­ щам, впервые приступившим к глубокому изучению истории и теории большевист­ ской партии, овладеть искусством само­ стоятельной работы нзд первоисточника­ ми. Сержант Н. ПРОКОШЕВ. Воспитание молодежи — в центре внимания бюро Состоялось отчетно-выборное собрание комсомольской организации, возглавляемой тов. Павленко. К этому большому событию заранее готовились все * члены ВЛКСМ. На заседании комсомольского бюро был обсужден вопрос о том, что нужно сделать, чтобы, готовясь к отчетно-выборному соб­ ранию, активизировать деятельность чле­ нов ВЛКСМ, добиться еще лучших показа­ телей в боевой и политической подготовке. Согласно принятому решению, члены Йюро и активисты провели беседы с ком­ сомольцами, призвали их притти к отчет­ но-выборному собранию с отличными оценками по всем дисциплинам. Редколлегия, возглавяяемая комсомоль­ цем Ламсковым, выпустил* специальный помер степной газеты с призывом: «Новы- ни успехами в учебе и службе встретим отчетно-выборное комсомольское собра­ ние!». В передовой статье и в заметках тт. Казаева и Корнева стенгазета рассказала о достижениях о тли чни ко в , призвала всех воинов следовать их примеру. Много внимания было уделено организа­ ционной стороне дела. Заранее было об’яв- лено о дне и месте собрания, подготовлено помещение. На накрытых красными полот­ нами столах разложепы бумага, каранда­ ши. На стенах вывешены диаграммы роста рядов ВЛКСМ и состояния вопнекой дис­ циплины, лозунги о развертывании кри­ тики и самокритики пз отчетно-выборном собрании. Хорошая подготовка не могла не ска­ заться на ходе отчетно выборного собра­ ния. Начавшееся ровно в назначенное вре­ мя, оно проходило активно па высоком ндейпом уровне, под знаком острой боль­ шевистской критики и самокритики недо­ статков в комсомольской работе. Много говорили и докладчик и высту­ пающие в прениях об идейном воспитании молодежи. Вопросы о повышении качества полити­ ческой подготовки, примерноеги комсо­ мольцев на политзанятиях неоднократно обсуждались на собраниях и заседаниях бюро. Был проведен целый ряд бесед, лек­ ций и докладов в помощь изучающим историю ВКЩб). О т л и ч н и к и учебы Бодрак, Жебит и другие занимались с менее успе­ вающими. Большая активность была про­ явлена перед проверкой политических за­ нятий, когда использовалась каждая сво­ бодная минута для повторения и закреп­ ления пройденного материала. Даже в вы­ ходные дни комсомольцы Андриянов, Кор­ нев и другие повторяли материал прой­ денных тем с отстающими товарищами. — Однако, — говорит докладчик* — достигнутые в политической подготовке успехи еще не означают, что у нас не бы­ ло недостатков. Были промахи в нашей работе, и мы обязаны доложить о них ком­ сомольской общественности. Например, один член ВЛКСМ получчл посредственную оценку па проверке. Эта недостаточная для воина и тем более комсомольца оценка я в ­ ляется следствием того, что бюро не осу­ ществляло строгого контроля за учебой комсомольцев, свое внимание сосредоточи­ вало, главным образом, иа отстающих и не работало с «середнячками». Докладчик указал in имевший место шаблон в проведении белел, плохую заботу члена бюро Собко об идейном воспитании члепов ВЛКСМ. Первые успехи Стать настоящим коммунистом или ком­ сомольцем, умеющим вести за собой массы,, можно лишь тогда, когда обогатишься зна­ нием самой передовой, самой революцион­ ной теории марксизма-ленинизма. Это учение помогает понять сложные явления в развитии человеческого общества, оно учит, как надо строить свое светлое комму­ нистическое завтра. Вот почему кандидат в члены ВКЩб) Кирсанов преисполнен са­ мого большого желания изучить историю н теорию нашей славной большевистской партии. С этой целью он вступил в кру­ жок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Все свободное от вахт и нарядов время Кирсанов посвящает работе над книгой. Сейчас он начал конспектировать вторую главу Краткого курса. Во время самостоятельной учебы моло­ дой коммунист нередко сталкивается с не­ понятными для него вопросами. Он ста­ рается их запомнить или выписать на от­ дельный лист бумаги. После этого идет к руководителю кружка, а чаще всего к коммунисту Аксенову. Опытные пропаганд диеты, они охотно помогают тов. Кирса­ нову, отвечают на интересующие его воп­ росы. Тов. Кирсанов много читает художест­ венной литературы, регулярно следит по газетам эа событиями в нашей стране н ва рубежом. Настойчивость в изучении пре­ подаваемого материала с первых же дней дала положительные результаты. Глубоко продуманные и содержательные ответы Кирсанова несколько раз были отмечены руководителем кружка как лучшие. Успехи в учебе заметно подняли авто­ ритет воина. Комсомольцы добрали недав­ но его в состав руководящего комсомоль­ ского органа. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Извлечь уроки — Кто хочет рассказать об основных ошибочных взглядах народников? Ответить на этог вопрос пропагандиста из’явило желание несколько слушателей. Слово предоставляется ефрейтору Жиль- скому. Он обстоятельно рассказал, что так называемые «друзья народа» ошибочно утверждали, будто капитализм в России представляет «случайное» явление. Они не понимали, что нельзя построить социа­ лизм без пролетариата, не внали законов экономического и политического развития общества. Ефрейтор Тимофеев подробно рассказал о развитии промышленного капитализма в России. Хорошие знания показал и ефрей­ тор Фомин. Все они комсомольцы. Как только стало известно, что партийная организа­ ция создает кружок по изучению истории ВКП(б), группа комсомольцев нз*явила горячее желание заниматься в нем. Первое собеседование, которое состоялось здесь на-днях, показало, что большинство слуша­ телей добросовестно относится к учебе, много работает самостоятельно. Однако этого нельзя екавать о вольно­ наемных работницах комсомолках тт. Шутовой, Ушаковой и Мокроусовой. Они не приняли участия в беседе, так как не подготовились к ней. Комсомольская организация должна сде­ лать вывод иэ первой беседы и добиться такого положения, чтобы все слушатели кружка — члены ВЛКСМ глубоко изуча­ ли историю большевистской партии. В. ГРЯЗЕВ. Хорошие ответы В кружке по изучению истории ВКЩб) состоялась беседа. Активно участвовали в беседе старший сержант Красковекий н младший сержант Жданович. Они показа­ ли прочные знания пройденного материала. Отличные успехи достигнуты благодаря упорной учебе слушателей. Сержанты и матросы всегда активно готовятся к заня­ тиям. И. СТЕПАНЕНКО. Первым взял слово в прениях комсомо­ лец Фесенко. Он сказал: — Слов нет, что в деятельности бюро по политическому воспитанию молодежи есть много положительного. Об этом от­ части говорил п секретарь. Но недостатков у нас больше, чем сказал тов. Павленко. Известно, какую полму может принести стенная газета, если ее умело использо­ вать для решения задач, стоящих перед комсомольцами. А бюро, очевидно, не до­ нимало этого. Иначе, чем же об'яснить трт факт, что сам секретарь и члены бюро почти ни разу не писали в стенгазету. А их авторитетное слово могло бы повлиять на учебу отдельных товарищей, и, может быть, нам не пришлось бы сегодня гово­ рить об оценке «посредственно». Большое значение в идейном воспитании молоде­ жи имеют лекции и доклады на политиче­ ские темы. Однако проводятся они у нас еще редко. — По сравнению с прошлых годом, — выступая в прениях, говорил комсомолец Расчетов, — бюро работало лучше. Но в свете огромных задач, стоящих перед ком­ сомольской организацией в настоящее вре­ мя, работа эта недостаточна. Мы м долж­ ны мириться с посредственными оценка­ ми и обязаны добиться, чтобы все комсо­ мольцы были отличниками. К отчетно- выборному собранию бюро не добилось этого. Я считаю, что это большой недоста­ ток в его работе. Вновь избранный состав бюро обязан сосредоточить свое внимание па этом. Наш долг — долг каждого комсо­ мольца — дружно взятьея ва дело, отдать все силы н эиергию на повышение поли­ тических знаний и отличное овладение военно-морским делом. В решении, принятом па собрании, ком­ сомольцы наметили конкретпые мероприя­ тия по дальнейшему улучшению идейного воспитания молодежи. Д. ФЕДОРИН. МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ З е м л е т р я с е н и я В некоторых местах юга нашей страны время от времени происходят землетрясе­ ния. В чем они проявляются? Где они бы­ вают? Какова их причина? Можно ли с ними бороться? Нельзя ли их предсказать? Эти и другие вопросы возникают у многих. В настоящей статье мы попытаемся дать ответы на некоторые из этих во­ просов. Внешне землетрясение проявляется в том, чтч) на какой-то, иногда довольно об­ ширной, площади земля внезапно при­ ходит в сотрясение, ощущаются подземные толчки, удары, колебания, слышится под­ земный гул, иногда очень сильный. Все это продолжается недолго, несколько се­ кунд, реже — минут, и эатем проходит. На поверхности земли в результате этих сотрясений происходят разнообразные изменения —- возникают трешины в поч­ ве, обвалы, оплывины, оползни; здания терпят сильные повреждения пли даже разрушаются. Дороги, туннели, мосты, на­ сыпи, плотины — все сооружения рук человеческих могут при землетрясении серьезно пострадать или совсем выйти из строя. Сильные землетрясения сопровож­ даются большим количеством человече­ ских жертв. Одно из очень сильных землетрясений произошло в ночь с 5 на 6 октября 1948 года в Ашхабаде, столице Туркменской ССР. В течение нескольких секунд жители города ощущали быстрые, резкие колеба­ ния почвы, как бы удары, направленные снизу вверх; затем эти удары сменились колебаниями почвы в горизонтальном на­ правлении. В результате этих сотрясений, длившихся несколько секунд, все здания в городе были повреждены, а многие пол­ ностью разрушены. Кое-где по асфальту улиц протянулись трешины и наблюдались оседания почвы. Правительство СССР и все местные ор­ ганы немедленно пришли на помощь по­ страдавшему населению. В район бедствия были сраву же отправлены большие от­ ряды строительных рабочих, врачей, ин­ женеров. Непрерывным потоком шли в го­ род эшелоны с продовольствием, одеждой, строительными материалами. Сейчас город быстро восстанавливается. Пройдет короткий срок, и страна возро­ дит Ашхабад, один из красивейших го­ родов нашей Родины. Тем не менее, бедст­ вие было велико, и потребуется еще много усилий для того, чтобы ликвидировать все последствия этого землетрясения и по­ строить новый, социалистический Ашха­ бад. Землетрясения, подобные ашхабадскому, или даже еще более сильные, происходят во многих местах земного шара. Они из­ вестны на юге Европы — в Испании, Италии. Греции, Румынии, Турции. Много сильных землетрясений было в Иране, в Индии. Последнее индийское землетрясение унесло несколько сот тысяч человеческих жизней. Множество землетрясений проис­ ходит в Японии и на островах Малайского архипелага. Известны сильные землетря­ сения по всем берегам Тихого океана, особенно в Калифорнии, Мексике и Южной Америке. Области, в которых происходят земле­ трясения, называются сейсмическими (сейсмос по гречески — колебание). В на­ шей стране к сейсмическим областям от­ носятся Кавказ, юг Туркмении, горные части Средней Азии, южное Прибайкалье, Курильские острова и восточная половина Камчатки. В меньшей степени сейсмичны Карпаты, Крым, Алтай. Изредка очень слабые землетрясения ощущаются на Ура­ ле и в некоторых других местах нашей территории. Общее число землетрясений, известных на земном шаре, весьма велико — не­ сколько сот тысяч в год. У нас в Средней Азии регистрируется до тысячи подземных толчков ежегодно. В Ашхабаде, после глав­ ного толчка 5— 6 октября 1948 года, повторные толчки отмечались во множест­ ве: они были несравненно слабее основно­ го. но в некоторые дни число их достига­ ло нескольких десятков. На Кавказе из­ вестно до 2.000 ощущавшихся людьми землетрясений, не считая многих сотен тех, которые регистрируются ежегодно сейсмическими станциями. Таким образом, следует признать, что землетрясения — одно из распространен­ ных явлений природы, они представляют неот’емлемый элемент внутренней жизни нашей планеты: землетрясения не слу­ чайны, они — закономерный результат тех процессов, которые протекают внутри Земли и должны изучаться одновременно с изучением таких процессов, как вулка­ нические навержения, образование и раз­ витие гор и т. п. Наука о землетрясениях, сейсмология, молода, но имеет богатые традиции у нас в стране. Еще М. В. Ломоносов опублико­ вал в 1757 г. работу под названием «О рождении металлов от трясения вемли». А. П. Орлов, сто лет спустя, написал ряд ценных монографий по геологии землетря­ сений. Б. Б. Голицын, русский физик, математик, сейсмолог, заложил основы теоретической сейсмологии и был обще­ признанным главой мировой сейсмологии. Исследования И. В. Мушкетова, В. Н. Ве­ бера, Н. В . Райко, П. М. Никифорова и многих других в области физики и геоло­ гии землетрясений широко известны. Уже с 1912 г. в нашей стране начала функ­ ционировать сеть постоянных сейсмиче­ ских станций, имеющих целью системати­ ческое наблюдение за землетрясениями. В настоящее время по решению пра­ вительства значительно расширяется сеть сейсмических станций, возрастает об'ем исследований в области сейсмологии. Как и все другие науки, сейсмология получила в нашей стране невиданные возможности для развития, и ее иау«»^ые результаты используются в самых различных обла­ стях народного хозяйства. Наблюдения над землетрясениями, например, легли в оспо- ву широко распространенного теперь сейсмического метода ' разведки полезных ископаемых или испытания зданий и сооружений, подверженных воздействию искусственных колебаний. Как определяется при землетрясении сила подземных толчков? В СССР официально принята так назы. ваемая «Шкала для определения силы зем­ летрясений». Эта шкала позволяет по раз­ личным внешним признакам оцепить силу подземных толчков от 1 до 12 баллов. При 11 и 12-бальном землетрясении ни одно сооружение рук человеческих не вы ­ держивает. Это — катастрофа. В сейсмической истории нашей страны известны сильные, восьми- и девятибал- льные (а иногда и выше) землетрясения, например: в 1862 г. в устье р. Селенги на Байкале: в 1895 г. близ Красновод- ска; в 1902 г. в Андижане, ватем в Ше­ махе и Кашгаре и др. Если соединить одной линией пункты, в которых данное землетрясение ощуща­ лось с одной и той же силой, то получают­ ся так называемые изосейсты: изосейста 5-балльная, изосейста 6-балльная и т. д. Изосейста наивысшего балла, расположен­ ная в центре землетрясения, указывает на так называемым эпицентр — место, где толчки достигли наибольшей силы. По форме изосейст можно судить о характере данного землетрясения, о связи его с гео­ логическими структурами, о глубине оча­ га, из которого исходили колебания. Некоторые землетрясения ощущаются на очень небольшой площади — несколько десятков или сот квадратных километров; другие — на огромных площадях порядка сотен тысяч, или даже до 2— 3 миллио­ нов квадратных км. Но и в том и в другом случае мы можем наметить эпицентр, точку сильнейших колебаний. Определе­ нием положения эпицентров занимаются сейсмические станции. В распределении эпицентров замечается большая правильность. Большинство из них расположено в пределах горных цепей на материках или в полосе островов и больших глубин в океанах. Нейтральные части океанов, 8 также равнины на мате­ риках свободны от эпицентров; здесь тоже ощущаются иногда землетрясения, но они связаны не с местными очагами, а прихо­ дят издалека. Так, осенью 1940 года ощу­ щались слабые, но продолжительные ко­ лебания почвы в Москве. Они пришли сю­ да из Карпат, где был очаг землетрясения и где сила толчков достигала 9 баллов. На основании наблюдений сейсмических станций можно составить карты эпицент­ ров, которые позволят точно наметить районы возможных землетрясений. Точно так же сейсмические станции даЛт материал для определения глубины залегания очагов землетрясений. Очаг — место в земле, в котором возникает земле­ трясение, т. е. место, в котором происхо­ дит внезапный толчок — удар, от которого во всё стороны распространяются упругие волны, проявляющиеся на поверхности эемли в форме землетрясения. Глубина очагов различпа. Большинство из них лежит на небольшой глубине — не более 10 км ниже поверхности эемли. Многие из них лежат на глубинах в не­ сколько десятков километров. Наконец, из­ редка встречаются очень глубокие очаги — 300— 600. даже 700 км. В некоторых случаях по наблюдениям сейсмических станций можно определить не только глубину очага, но и его форму, расположение, характер смещения эемных масс в очаге и т. п. В пределах суши эпицентры не выходят за границы горных систем. Это эначит, что они связаны с пропессами развития горных систем генетически, т. е. что возникновение гор и землетрясений— еди­ ный процесс, имеющий один и тот же ис­ точник. Но можно и другими способами пока­ зать, что землетрясения действительно связаны с процессом формирования горных систем. В обычных условиях на огромных про­ странствах наших равнпн, в строении толщ го рны х пород, слагающих равнины, не замечается каких-либо неправильностей или нарушений: слои лежат спокойно, го­ ризонтально в том положении, в котором они были отложены на дне давно ушедших морей. Но в пределах горных систем мы видим нечто совершенно обратное: слои горных пород наклонены, измяты, собраны в склапш, разорваны и т. п. Геологам известны многочисленные так называемые тектонические разрывы, вдоль которых происходили, а иногда происходят и сей­ час перемещения горных масс. Вот с такими тектоническими разрыва­ ми и связано большинство землетрясений. В некоторых случаях мы видим, что эпицентры землетрясений тянутся вдоль линии подобного тектонического раз­ рыва. Ясно, что подвижки земных масс вдоль такого разрыва вызывают землетря­ сения. В других случаях мы видим, что пзо- сейсты окаймляют линии тектонических разрывов, следуя всюду sa их изгибами. Это опять свидетельствует о том, что зем­ летрясение зависит от расположения и жизнедеятельности таких разрывов. Наконец, иногда можно видеть, что в момент землетрясения происходят внезап­ ные перемещения участков земли. Так, при калифорнийском землетрясении 1906 г. одни участки по одну сторону от крупного разрыва сместились на юг, другие— по другую сторону на север; раз­ мах перемещения — до б метров. В 1899 г. на Аляске при якутатском земле­ трясении отдельные участки земли подня­ лись, другие опустились; размах переме­ щения -— до 15 м. Все такие случаи говорят достаточно определенно о том, что, во-первых, про­ цесс формирования гор не закончен, что они сойчас на наших глазах продолжают развиваться, усложняться и т. п., а, во- вторых, что с э тими процессами, а кон­ кретнее, с тектоническими разрывами связаны землетрясения. Д^гими словами, землетрясения есть результат современных тектонических движений, тех движений, в результате ко­ торых возникают и горы, и вулканы, н другие явления внутренней жизни земли. Нет падобностн говорить о том, что невежественные представления о том, что землетрясения — результат гнева богов, духов, всяческих мифических чудовищ я т. п., не имеют под собой никакой почвы. Человек в прошлом не знал истин­ ных причин природных явлений, был склонен приписывать все влиянию выду­ манных божеств. По мере развития науки, по мере того, как человек научился вла­ деть, управлять природой, он находит ис­ тинные причины явлений, и всяческие боги и прочие вымышленные существа оказываются ненужными и выбрасывают­ ся. Можно ли предсказать землетрясения? Теоретически, конечно, можно. Но за­ дача эта чрезвычайно трудная, и пройдет еще много времени, прежде чем удастся ее разрешить. Как уже говорилось, землетрясения не случайны, они связаны со всей жизнью вемли, как планеты. Механизм возникно­ вения землетрясения примерно таков: в толще вемли постоянно накапливаются тектонические напряжения. Некоторое время горные породы способны выдержи­ вать эти напряжения, но ватем после то-' го, как последние превысят прочность пород, возникает разрыв, породы внезапно передвинутся, и мы ощутим землетрясение. Так вот, в период накопления напряжений изменяются упругое состояние, упругие свойства горных пород, они деформируют­ ся, возникают слабые предварительные толчки и т. п. Все эти явления можно sa- мерить. Можно замерить даже изменения в этих состояниях и, таким образом, под­ метить тот момент, когда изменения ста­ новятся опасными и свидетельствуют о скором наступлении землетрясения. Академией наук СССР в настоящее вре­ мя ведутся исследования, направленные к тому, чтобы найти наиболее верные спосо­ бы предсказания землетрясений. Нет сом­ нений в том, что со временем советская паука найдет способы предсказания и тем поможет уменьшить вред от землетрясе­ ний. Задача предсказания землетрясений со­ стоит не только в том. чтобы указать мо­ мент будущего землетрясения, нужно еще сказать, где оно будет н какой силы до­ стигнет. Эти две последние стороны всей проблемы могут быть разрешены скорее. Внимательно знакомясь со сведениями о том, где происходили землетрясения в про­ шлом. как они были связаны с геологиче­ ским строением, мы можем наметить и с большой точностью места, в которых следует ожидать землетрясений в буду­ щем. В итоге получаются карты, на ко­ торых нанесены опасные сейсмические зо­ ны. Подобные карты (они называются картами сейсмического районирования) составлены для всей территории СССР. В атом отношении наша наука далеко обог­ нала зарубежную; проблема сейсмическо­ го районирования приобрела у нас государ­ ственное значение, карты сейсмического районирования приняты и утверждены в качестве официальных документов, по ко­ торым определяется степень сейсмической опасности для того или иного пункта. Карты сейсмического районирования нужны для того, чтобы определить, на какую силу будущих землетрясений нуж­ но рассчитывать здания и прочие пост­ ройки и сооружения, чтобы они не пост­ радали от подземных толчков. Разработкой мер, предохраняющих сооружения от пов­ реждений, занимается отдельная отрасль строительного искусства. Сейсмостойкое строительство учитывает богатый народ­ ный опыт и построено на научных осно­ вах современной сейсмологии. Можно построить вдание так, что оно не будет разрушено даже при очень сильном землетрясении. Так были построены зда­ ния Госбанка, краеведческого музея, тек­ стильной фабрики, электростанция в Аш­ хабаде и при сильном землетрясении 1948 г. они почти не пострадали. Уже в 1936 году издаются специальные нормы, правила, инструкции по сейсмо­ стойкому строительству, обязательные к использованию во всех сейсмических райо­ нах СССР. Дальнейшее развитие теории сейсмостойкого строительства и широкое внедрение методов сейсмостойного строи­ тельства в практику — таков путь, веду­ щий к ослаблению и ликвидации вредных последствий землетрясений. Советская сейсмология, пользующаяся огромным вниманием партии и Правитель­ ства, сумеет вешить сложные и ответст­ венные теоретические и практические за­ дачи, стоящие в данный момент перед нею. Г. ГОРШКОВ, профессор. Мосновского Государствен­ ного университета имени Ломоносова. ПО С ТРА Н И Ц АМ Ж У Р Н А ЛО В „БЛОКНОТ АГИТАТОРА" №12 На флоте получен «Блокпот агитатора» № 12. В нем па 1-й странице помешена статья «Советская избирательная система — самая демократическая в мире». В ста­ тье рассказывается о подлинно пародной избирательной системэ социалистического государства рабочих и крестьян. Автор статьи приводит примеры и факты, харак­ теризующие лжедемократню буржуазных стран. Статья поможет агитаторам в их ра­ боте с избирателями. В статье «Важнейшая задача агитато­ ров» тов. Добринов рассказывает об опыте одпого пз лучших агитаторов нашего фло­ та старшипы 2 статьи Виноградова в пе­ риод подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. Автор обращает внимание аги­ таторов пз решеппе важнейших задач в избирательной кампании. В «Блокноте агитатора» иомещепа статья «День Сталппской артиллерии». В этой статье подробно рассказывается о приоритете русских ученых в развитии артиллерийского оружия. Статья может быть использована агитаторами для бесед с воинами к Дню сталинской артиллерии. В этом же номере «Блокнота агитатора» рассказывается об опыте агитационной ра­ боты главпого старшины Авдеева. Опубли­ кованы также статья С. Романовского «Демократическая молодежь мира в борьбе за мир» и примерные темы и планы бесед с матросами п старшинами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz