На страже Заполярья. 1950 год. Ноябрь.
11 ноября 1950 г.. № 2Р6 (3879). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я ° 3 П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З НЬ Как я работаю над книгой Этой осенью я был зачислен слушателем партийной школы. С первого дня занятий стремлюсь как можно глубже изучить историю и теорию нашей славной больше вистской партии, произведения классиков иаркспзма-лепинизма. Я знал и ранее, что главное в полити ческой учебе — самостоятельная работа. Месяц учебы в партийной школе еще более убедил меня в этом, помог луч ше и более продуманно изучать рекомен дованную литературу, конспектировать Первоисточники, обобщать прочитанное, готовиться к лекциям и классно-групповым занятиям. И мне хочется поделиться своим небольшим опытом учебной работы, рас сказать о том, как я работаю над книгой. Как известно, изучение каждого раздела «Краткого курса истории ВКЩб)» начи нается с прослушивания лекций. Я самым внимательным образом слушаю пропаган- » диета, записываю важпейшпе мысли, ^примеры. Особое внимание обращаю на ту часть лекции, где пропагандист увявы- вает тему с текущими событиями, приво дит примеры из современной жизни. Запись лекции помогает мне познако миться с темой, целеустремленно работать в дальнейшем над ней. Вернувшись после лекции домой, я сра- згу же прочитываю запись, подправляю ее, дописываю те слова, а иногда и фразы, ко торые не успел до конца записать во время 8знятий. Таким образом запись в тетрадке становится полнее, и я могу всегда хоро шо разобрать ее. Далее начинается главное — внима тельное чтение рекомендованной литерату ры и ее конспектирование. Делаю это так. Сначала прочитываю определенный раз дел книги, а затем записываю. Начинаю всегда с «Краткого курса истории ВКП(б)». Скажем, копа мы изучали четвертый раз дел первой главы, я сначала прочел раздел, а затем записал основные положе ния книги о борьбе В. И. Ленина против народничества и «легального марксизма», о ленинской идее союза рабочего класса и крестьянства, о первом с’езде Российской социал-демократической партии. В разделе большое место уделено книге В. И. Ленина «Что такое «друзья) народа» я как они воюют против социал-демокра тов?», до конца разоблачившей истинное лето народников, как фальшивых «дпуэей народа», идущих на деле против народа. Эту книгу я тоже изучил. Сначала прочел и законспектировал первый раздел ее, в котором В. И. Ленин критикует одного из лидеров народников— Михайловского и 8а- иишает диалектический и исторический материализм. Далее — второй раздел, в котором В. И. Лепив разгромил экономиче скую 'и политическую программу, тактику и практические предложения народников. В результате всей этой работы у меня тзперь имеется совершенно ясное представ ление о борьбе В. И. Ленина и его соратни ков за создание социал-демократической ра бочей партии в России. Все записи в тетради стремлюсь весги своими словами — не списывая механиче ски из книги абзацы, я излагая их содер жание. Однако некоторые, наиболее важ ные, места записываю целиком. На пример, я записал из «Краткого курса исто рии ВЁЛ (б)» высказывание В. И. Ленина о значении «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который «представлял первый серьезный зачаток революционной партии, опирающейся на рабочее дви жение». Когда, я готовился к классно-групповой беседе, то при помощи конспектов лекции, «Краткого курса истории ВКП(б)» и кни ги В . И. Ленина «Что такое «друзья наро да» и как они воюют против социал-демо кратов?» составил короткий план своего выступления и вписал в него некоторые цитаты, приведенные мною в конспектах. Этот план очень помог мне. и я энаю, что иногие мои товарищи по учебе решили .та ким же методомготовиться к собеседованию по второй главе Краткого курса. Уверен, что конспекты и планы к собеседованиям окажут мне неоценимую услугу при под готовке к экзаменам. Наряду с книгами использую наглядные пособия: географические карты, иллюст рированный альбом, диаграммы и т. д. На пример, читая в «Кратком курсе истории ВКЩб)» о создании первых рабочих орга низаций, о первых стачках в России, я на карте наглядно увидел, где происходили эти события. При читке первоисточников нередко встречаются непонятные для меня слова, определения. В таких случаях обращаюсь за раз’ясненпем к старшим товарищам. Следует сказать, что в этом отношении наша парторганизация еще не проявила должной ваботы о слушателях партийной школы и кружков. Конечно, пропаганди сты партийной школы охотно помогают, когда к ним обращаешься. Но это не всег да можно сделать, так как школа от на шей части расположена довольно далеко, работает она не каждый день. Я знаю, что в прошлом году большую помощь слушателям оказывали специаль ные консультации, проводившиеся в клу бах, на корзбЛях и в частях. Несомненно, во многих местах такие мероприятия o ir ганизованы и сейчас. А' вот у нас в части это еше в систему не вошло. Приходится ходить и искать товарища, который мог бы раз’ясшггь неясный для меня вопрос. На мой взгляд, следовало бы в клубе про водить и лекции по наиболее важным и сложным вопросам истории и теории пар тии. Они помогут слушателям школ и кружков лучше уяснить, эти вопросы, ока жут неоценимую помощь самостоятельно изучающим историю и теорию большевиз ма. Некоторые товарищи жалуются, что т я жело совмещать учебу со службой и, в ча стности, мол, нехватает времени для глу бокой работы над книгами. Слов нет, учиться нелегко. Однако при умелом ис пользовании времени вполне можно самым обстоятельным образом изучать литерату ру. Занятия в партийной школе научили меня рационально использовать часы, сво бодные от работы и вахт. Я составляю план-календарь, в котором предусматри ваю, в какой день, в какие чаеы и что именно я должен прочитать, законспекти ровать. Изучая первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)», я еще не сумел сочетать работу над первоисточниками с чтением я г дожественной литературы. Но стремлюсь выправить этот недостаток. В частности, сейчас, изучая вторую главу «Краткого Kvoca истории ВКЩб)», охватывающую рабочее движение в 1901 — 1904 годах и образование Российской социал-демокра тической рабочей партии, я одновременно читаю роман великого советского писателя М. Горького «Мать». Регулярно занимаясь самостоятель но, я закрепляю полученные во время лекции знания, успешно готовлюсь к клас сно-групповым ванятням. Все это помогает хорошо усвоить изучаемую тему. Чувст- •вуго, что учеба в партийной школе дает мне возможность глубоко изучить бессмертные произведения наших великих вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина. Навыки работы над книгой сами собой не приходят. Они вырабатываются в про цессе учебы. Я сам и многие мои товари щи нуждаемся в дельном совете, как луч ше мучать литературу и особенно вести вапись прочитанного. Вот почему мне ка жется, что более опытные товарищи долж ны поделиться своими знаниями и навы ками. Очень хотелось бы послушать по этому поводу лекцию пропагандиста или почитать статью в газете. Такой обмен опытом помог бы товари щам, впервые приступившим к глубокому изучению истории и теории большевист ской партии, овладеть искусством само стоятельной работы нзд первоисточника ми. Сержант Н. ПРОКОШЕВ. Воспитание молодежи — в центре внимания бюро Состоялось отчетно-выборное собрание комсомольской организации, возглавляемой тов. Павленко. К этому большому событию заранее готовились все * члены ВЛКСМ. На заседании комсомольского бюро был обсужден вопрос о том, что нужно сделать, чтобы, готовясь к отчетно-выборному соб ранию, активизировать деятельность чле нов ВЛКСМ, добиться еще лучших показа телей в боевой и политической подготовке. Согласно принятому решению, члены Йюро и активисты провели беседы с ком сомольцами, призвали их притти к отчет но-выборному собранию с отличными оценками по всем дисциплинам. Редколлегия, возглавяяемая комсомоль цем Ламсковым, выпустил* специальный помер степной газеты с призывом: «Новы- ни успехами в учебе и службе встретим отчетно-выборное комсомольское собра ние!». В передовой статье и в заметках тт. Казаева и Корнева стенгазета рассказала о достижениях о тли чни ко в , призвала всех воинов следовать их примеру. Много внимания было уделено организа ционной стороне дела. Заранее было об’яв- лено о дне и месте собрания, подготовлено помещение. На накрытых красными полот нами столах разложепы бумага, каранда ши. На стенах вывешены диаграммы роста рядов ВЛКСМ и состояния вопнекой дис циплины, лозунги о развертывании кри тики и самокритики пз отчетно-выборном собрании. Хорошая подготовка не могла не ска заться на ходе отчетно выборного собра ния. Начавшееся ровно в назначенное вре мя, оно проходило активно па высоком ндейпом уровне, под знаком острой боль шевистской критики и самокритики недо статков в комсомольской работе. Много говорили и докладчик и высту пающие в прениях об идейном воспитании молодежи. Вопросы о повышении качества полити ческой подготовки, примерноеги комсо мольцев на политзанятиях неоднократно обсуждались на собраниях и заседаниях бюро. Был проведен целый ряд бесед, лек ций и докладов в помощь изучающим историю ВКЩб). О т л и ч н и к и учебы Бодрак, Жебит и другие занимались с менее успе вающими. Большая активность была про явлена перед проверкой политических за нятий, когда использовалась каждая сво бодная минута для повторения и закреп ления пройденного материала. Даже в вы ходные дни комсомольцы Андриянов, Кор нев и другие повторяли материал прой денных тем с отстающими товарищами. — Однако, — говорит докладчик* — достигнутые в политической подготовке успехи еще не означают, что у нас не бы ло недостатков. Были промахи в нашей работе, и мы обязаны доложить о них ком сомольской общественности. Например, один член ВЛКСМ получчл посредственную оценку па проверке. Эта недостаточная для воина и тем более комсомольца оценка я в ляется следствием того, что бюро не осу ществляло строгого контроля за учебой комсомольцев, свое внимание сосредоточи вало, главным образом, иа отстающих и не работало с «середнячками». Докладчик указал in имевший место шаблон в проведении белел, плохую заботу члена бюро Собко об идейном воспитании члепов ВЛКСМ. Первые успехи Стать настоящим коммунистом или ком сомольцем, умеющим вести за собой массы,, можно лишь тогда, когда обогатишься зна нием самой передовой, самой революцион ной теории марксизма-ленинизма. Это учение помогает понять сложные явления в развитии человеческого общества, оно учит, как надо строить свое светлое комму нистическое завтра. Вот почему кандидат в члены ВКЩб) Кирсанов преисполнен са мого большого желания изучить историю н теорию нашей славной большевистской партии. С этой целью он вступил в кру жок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Все свободное от вахт и нарядов время Кирсанов посвящает работе над книгой. Сейчас он начал конспектировать вторую главу Краткого курса. Во время самостоятельной учебы моло дой коммунист нередко сталкивается с не понятными для него вопросами. Он ста рается их запомнить или выписать на от дельный лист бумаги. После этого идет к руководителю кружка, а чаще всего к коммунисту Аксенову. Опытные пропаганд диеты, они охотно помогают тов. Кирса нову, отвечают на интересующие его воп росы. Тов. Кирсанов много читает художест венной литературы, регулярно следит по газетам эа событиями в нашей стране н ва рубежом. Настойчивость в изучении пре подаваемого материала с первых же дней дала положительные результаты. Глубоко продуманные и содержательные ответы Кирсанова несколько раз были отмечены руководителем кружка как лучшие. Успехи в учебе заметно подняли авто ритет воина. Комсомольцы добрали недав но его в состав руководящего комсомоль ского органа. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Извлечь уроки — Кто хочет рассказать об основных ошибочных взглядах народников? Ответить на этог вопрос пропагандиста из’явило желание несколько слушателей. Слово предоставляется ефрейтору Жиль- скому. Он обстоятельно рассказал, что так называемые «друзья народа» ошибочно утверждали, будто капитализм в России представляет «случайное» явление. Они не понимали, что нельзя построить социа лизм без пролетариата, не внали законов экономического и политического развития общества. Ефрейтор Тимофеев подробно рассказал о развитии промышленного капитализма в России. Хорошие знания показал и ефрей тор Фомин. Все они комсомольцы. Как только стало известно, что партийная организа ция создает кружок по изучению истории ВКП(б), группа комсомольцев нз*явила горячее желание заниматься в нем. Первое собеседование, которое состоялось здесь на-днях, показало, что большинство слуша телей добросовестно относится к учебе, много работает самостоятельно. Однако этого нельзя екавать о вольно наемных работницах комсомолках тт. Шутовой, Ушаковой и Мокроусовой. Они не приняли участия в беседе, так как не подготовились к ней. Комсомольская организация должна сде лать вывод иэ первой беседы и добиться такого положения, чтобы все слушатели кружка — члены ВЛКСМ глубоко изуча ли историю большевистской партии. В. ГРЯЗЕВ. Хорошие ответы В кружке по изучению истории ВКЩб) состоялась беседа. Активно участвовали в беседе старший сержант Красковекий н младший сержант Жданович. Они показа ли прочные знания пройденного материала. Отличные успехи достигнуты благодаря упорной учебе слушателей. Сержанты и матросы всегда активно готовятся к заня тиям. И. СТЕПАНЕНКО. Первым взял слово в прениях комсомо лец Фесенко. Он сказал: — Слов нет, что в деятельности бюро по политическому воспитанию молодежи есть много положительного. Об этом от части говорил п секретарь. Но недостатков у нас больше, чем сказал тов. Павленко. Известно, какую полму может принести стенная газета, если ее умело использо вать для решения задач, стоящих перед комсомольцами. А бюро, очевидно, не до нимало этого. Иначе, чем же об'яснить трт факт, что сам секретарь и члены бюро почти ни разу не писали в стенгазету. А их авторитетное слово могло бы повлиять на учебу отдельных товарищей, и, может быть, нам не пришлось бы сегодня гово рить об оценке «посредственно». Большое значение в идейном воспитании молоде жи имеют лекции и доклады на политиче ские темы. Однако проводятся они у нас еще редко. — По сравнению с прошлых годом, — выступая в прениях, говорил комсомолец Расчетов, — бюро работало лучше. Но в свете огромных задач, стоящих перед ком сомольской организацией в настоящее вре мя, работа эта недостаточна. Мы м долж ны мириться с посредственными оценка ми и обязаны добиться, чтобы все комсо мольцы были отличниками. К отчетно- выборному собранию бюро не добилось этого. Я считаю, что это большой недоста ток в его работе. Вновь избранный состав бюро обязан сосредоточить свое внимание па этом. Наш долг — долг каждого комсо мольца — дружно взятьея ва дело, отдать все силы н эиергию на повышение поли тических знаний и отличное овладение военно-морским делом. В решении, принятом па собрании, ком сомольцы наметили конкретпые мероприя тия по дальнейшему улучшению идейного воспитания молодежи. Д. ФЕДОРИН. МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ З е м л е т р я с е н и я В некоторых местах юга нашей страны время от времени происходят землетрясе ния. В чем они проявляются? Где они бы вают? Какова их причина? Можно ли с ними бороться? Нельзя ли их предсказать? Эти и другие вопросы возникают у многих. В настоящей статье мы попытаемся дать ответы на некоторые из этих во просов. Внешне землетрясение проявляется в том, чтч) на какой-то, иногда довольно об ширной, площади земля внезапно при ходит в сотрясение, ощущаются подземные толчки, удары, колебания, слышится под земный гул, иногда очень сильный. Все это продолжается недолго, несколько се кунд, реже — минут, и эатем проходит. На поверхности земли в результате этих сотрясений происходят разнообразные изменения —- возникают трешины в поч ве, обвалы, оплывины, оползни; здания терпят сильные повреждения пли даже разрушаются. Дороги, туннели, мосты, на сыпи, плотины — все сооружения рук человеческих могут при землетрясении серьезно пострадать или совсем выйти из строя. Сильные землетрясения сопровож даются большим количеством человече ских жертв. Одно из очень сильных землетрясений произошло в ночь с 5 на 6 октября 1948 года в Ашхабаде, столице Туркменской ССР. В течение нескольких секунд жители города ощущали быстрые, резкие колеба ния почвы, как бы удары, направленные снизу вверх; затем эти удары сменились колебаниями почвы в горизонтальном на правлении. В результате этих сотрясений, длившихся несколько секунд, все здания в городе были повреждены, а многие пол ностью разрушены. Кое-где по асфальту улиц протянулись трешины и наблюдались оседания почвы. Правительство СССР и все местные ор ганы немедленно пришли на помощь по страдавшему населению. В район бедствия были сраву же отправлены большие от ряды строительных рабочих, врачей, ин женеров. Непрерывным потоком шли в го род эшелоны с продовольствием, одеждой, строительными материалами. Сейчас город быстро восстанавливается. Пройдет короткий срок, и страна возро дит Ашхабад, один из красивейших го родов нашей Родины. Тем не менее, бедст вие было велико, и потребуется еще много усилий для того, чтобы ликвидировать все последствия этого землетрясения и по строить новый, социалистический Ашха бад. Землетрясения, подобные ашхабадскому, или даже еще более сильные, происходят во многих местах земного шара. Они из вестны на юге Европы — в Испании, Италии. Греции, Румынии, Турции. Много сильных землетрясений было в Иране, в Индии. Последнее индийское землетрясение унесло несколько сот тысяч человеческих жизней. Множество землетрясений проис ходит в Японии и на островах Малайского архипелага. Известны сильные землетря сения по всем берегам Тихого океана, особенно в Калифорнии, Мексике и Южной Америке. Области, в которых происходят земле трясения, называются сейсмическими (сейсмос по гречески — колебание). В на шей стране к сейсмическим областям от носятся Кавказ, юг Туркмении, горные части Средней Азии, южное Прибайкалье, Курильские острова и восточная половина Камчатки. В меньшей степени сейсмичны Карпаты, Крым, Алтай. Изредка очень слабые землетрясения ощущаются на Ура ле и в некоторых других местах нашей территории. Общее число землетрясений, известных на земном шаре, весьма велико — не сколько сот тысяч в год. У нас в Средней Азии регистрируется до тысячи подземных толчков ежегодно. В Ашхабаде, после глав ного толчка 5— 6 октября 1948 года, повторные толчки отмечались во множест ве: они были несравненно слабее основно го. но в некоторые дни число их достига ло нескольких десятков. На Кавказе из вестно до 2.000 ощущавшихся людьми землетрясений, не считая многих сотен тех, которые регистрируются ежегодно сейсмическими станциями. Таким образом, следует признать, что землетрясения — одно из распространен ных явлений природы, они представляют неот’емлемый элемент внутренней жизни нашей планеты: землетрясения не слу чайны, они — закономерный результат тех процессов, которые протекают внутри Земли и должны изучаться одновременно с изучением таких процессов, как вулка нические навержения, образование и раз витие гор и т. п. Наука о землетрясениях, сейсмология, молода, но имеет богатые традиции у нас в стране. Еще М. В. Ломоносов опублико вал в 1757 г. работу под названием «О рождении металлов от трясения вемли». А. П. Орлов, сто лет спустя, написал ряд ценных монографий по геологии землетря сений. Б. Б. Голицын, русский физик, математик, сейсмолог, заложил основы теоретической сейсмологии и был обще признанным главой мировой сейсмологии. Исследования И. В. Мушкетова, В. Н. Ве бера, Н. В . Райко, П. М. Никифорова и многих других в области физики и геоло гии землетрясений широко известны. Уже с 1912 г. в нашей стране начала функ ционировать сеть постоянных сейсмиче ских станций, имеющих целью системати ческое наблюдение за землетрясениями. В настоящее время по решению пра вительства значительно расширяется сеть сейсмических станций, возрастает об'ем исследований в области сейсмологии. Как и все другие науки, сейсмология получила в нашей стране невиданные возможности для развития, и ее иау«»^ые результаты используются в самых различных обла стях народного хозяйства. Наблюдения над землетрясениями, например, легли в оспо- ву широко распространенного теперь сейсмического метода ' разведки полезных ископаемых или испытания зданий и сооружений, подверженных воздействию искусственных колебаний. Как определяется при землетрясении сила подземных толчков? В СССР официально принята так назы. ваемая «Шкала для определения силы зем летрясений». Эта шкала позволяет по раз личным внешним признакам оцепить силу подземных толчков от 1 до 12 баллов. При 11 и 12-бальном землетрясении ни одно сооружение рук человеческих не вы держивает. Это — катастрофа. В сейсмической истории нашей страны известны сильные, восьми- и девятибал- льные (а иногда и выше) землетрясения, например: в 1862 г. в устье р. Селенги на Байкале: в 1895 г. близ Красновод- ска; в 1902 г. в Андижане, ватем в Ше махе и Кашгаре и др. Если соединить одной линией пункты, в которых данное землетрясение ощуща лось с одной и той же силой, то получают ся так называемые изосейсты: изосейста 5-балльная, изосейста 6-балльная и т. д. Изосейста наивысшего балла, расположен ная в центре землетрясения, указывает на так называемым эпицентр — место, где толчки достигли наибольшей силы. По форме изосейст можно судить о характере данного землетрясения, о связи его с гео логическими структурами, о глубине оча га, из которого исходили колебания. Некоторые землетрясения ощущаются на очень небольшой площади — несколько десятков или сот квадратных километров; другие — на огромных площадях порядка сотен тысяч, или даже до 2— 3 миллио нов квадратных км. Но и в том и в другом случае мы можем наметить эпицентр, точку сильнейших колебаний. Определе нием положения эпицентров занимаются сейсмические станции. В распределении эпицентров замечается большая правильность. Большинство из них расположено в пределах горных цепей на материках или в полосе островов и больших глубин в океанах. Нейтральные части океанов, 8 также равнины на мате риках свободны от эпицентров; здесь тоже ощущаются иногда землетрясения, но они связаны не с местными очагами, а прихо дят издалека. Так, осенью 1940 года ощу щались слабые, но продолжительные ко лебания почвы в Москве. Они пришли сю да из Карпат, где был очаг землетрясения и где сила толчков достигала 9 баллов. На основании наблюдений сейсмических станций можно составить карты эпицент ров, которые позволят точно наметить районы возможных землетрясений. Точно так же сейсмические станции даЛт материал для определения глубины залегания очагов землетрясений. Очаг — место в земле, в котором возникает земле трясение, т. е. место, в котором происхо дит внезапный толчок — удар, от которого во всё стороны распространяются упругие волны, проявляющиеся на поверхности эемли в форме землетрясения. Глубина очагов различпа. Большинство из них лежит на небольшой глубине — не более 10 км ниже поверхности эемли. Многие из них лежат на глубинах в не сколько десятков километров. Наконец, из редка встречаются очень глубокие очаги — 300— 600. даже 700 км. В некоторых случаях по наблюдениям сейсмических станций можно определить не только глубину очага, но и его форму, расположение, характер смещения эемных масс в очаге и т. п. В пределах суши эпицентры не выходят за границы горных систем. Это эначит, что они связаны с пропессами развития горных систем генетически, т. е. что возникновение гор и землетрясений— еди ный процесс, имеющий один и тот же ис точник. Но можно и другими способами пока зать, что землетрясения действительно связаны с процессом формирования горных систем. В обычных условиях на огромных про странствах наших равнпн, в строении толщ го рны х пород, слагающих равнины, не замечается каких-либо неправильностей или нарушений: слои лежат спокойно, го ризонтально в том положении, в котором они были отложены на дне давно ушедших морей. Но в пределах горных систем мы видим нечто совершенно обратное: слои горных пород наклонены, измяты, собраны в склапш, разорваны и т. п. Геологам известны многочисленные так называемые тектонические разрывы, вдоль которых происходили, а иногда происходят и сей час перемещения горных масс. Вот с такими тектоническими разрыва ми и связано большинство землетрясений. В некоторых случаях мы видим, что эпицентры землетрясений тянутся вдоль линии подобного тектонического раз рыва. Ясно, что подвижки земных масс вдоль такого разрыва вызывают землетря сения. В других случаях мы видим, что пзо- сейсты окаймляют линии тектонических разрывов, следуя всюду sa их изгибами. Это опять свидетельствует о том, что зем летрясение зависит от расположения и жизнедеятельности таких разрывов. Наконец, иногда можно видеть, что в момент землетрясения происходят внезап ные перемещения участков земли. Так, при калифорнийском землетрясении 1906 г. одни участки по одну сторону от крупного разрыва сместились на юг, другие— по другую сторону на север; раз мах перемещения — до б метров. В 1899 г. на Аляске при якутатском земле трясении отдельные участки земли подня лись, другие опустились; размах переме щения -— до 15 м. Все такие случаи говорят достаточно определенно о том, что, во-первых, про цесс формирования гор не закончен, что они сойчас на наших глазах продолжают развиваться, усложняться и т. п., а, во- вторых, что с э тими процессами, а кон кретнее, с тектоническими разрывами связаны землетрясения. Д^гими словами, землетрясения есть результат современных тектонических движений, тех движений, в результате ко торых возникают и горы, и вулканы, н другие явления внутренней жизни земли. Нет падобностн говорить о том, что невежественные представления о том, что землетрясения — результат гнева богов, духов, всяческих мифических чудовищ я т. п., не имеют под собой никакой почвы. Человек в прошлом не знал истин ных причин природных явлений, был склонен приписывать все влиянию выду манных божеств. По мере развития науки, по мере того, как человек научился вла деть, управлять природой, он находит ис тинные причины явлений, и всяческие боги и прочие вымышленные существа оказываются ненужными и выбрасывают ся. Можно ли предсказать землетрясения? Теоретически, конечно, можно. Но за дача эта чрезвычайно трудная, и пройдет еще много времени, прежде чем удастся ее разрешить. Как уже говорилось, землетрясения не случайны, они связаны со всей жизнью вемли, как планеты. Механизм возникно вения землетрясения примерно таков: в толще вемли постоянно накапливаются тектонические напряжения. Некоторое время горные породы способны выдержи вать эти напряжения, но ватем после то-' го, как последние превысят прочность пород, возникает разрыв, породы внезапно передвинутся, и мы ощутим землетрясение. Так вот, в период накопления напряжений изменяются упругое состояние, упругие свойства горных пород, они деформируют ся, возникают слабые предварительные толчки и т. п. Все эти явления можно sa- мерить. Можно замерить даже изменения в этих состояниях и, таким образом, под метить тот момент, когда изменения ста новятся опасными и свидетельствуют о скором наступлении землетрясения. Академией наук СССР в настоящее вре мя ведутся исследования, направленные к тому, чтобы найти наиболее верные спосо бы предсказания землетрясений. Нет сом нений в том, что со временем советская паука найдет способы предсказания и тем поможет уменьшить вред от землетрясе ний. Задача предсказания землетрясений со стоит не только в том. чтобы указать мо мент будущего землетрясения, нужно еще сказать, где оно будет н какой силы до стигнет. Эти две последние стороны всей проблемы могут быть разрешены скорее. Внимательно знакомясь со сведениями о том, где происходили землетрясения в про шлом. как они были связаны с геологиче ским строением, мы можем наметить и с большой точностью места, в которых следует ожидать землетрясений в буду щем. В итоге получаются карты, на ко торых нанесены опасные сейсмические зо ны. Подобные карты (они называются картами сейсмического районирования) составлены для всей территории СССР. В атом отношении наша наука далеко обог нала зарубежную; проблема сейсмическо го районирования приобрела у нас государ ственное значение, карты сейсмического районирования приняты и утверждены в качестве официальных документов, по ко торым определяется степень сейсмической опасности для того или иного пункта. Карты сейсмического районирования нужны для того, чтобы определить, на какую силу будущих землетрясений нуж но рассчитывать здания и прочие пост ройки и сооружения, чтобы они не пост радали от подземных толчков. Разработкой мер, предохраняющих сооружения от пов реждений, занимается отдельная отрасль строительного искусства. Сейсмостойкое строительство учитывает богатый народ ный опыт и построено на научных осно вах современной сейсмологии. Можно построить вдание так, что оно не будет разрушено даже при очень сильном землетрясении. Так были построены зда ния Госбанка, краеведческого музея, тек стильной фабрики, электростанция в Аш хабаде и при сильном землетрясении 1948 г. они почти не пострадали. Уже в 1936 году издаются специальные нормы, правила, инструкции по сейсмо стойкому строительству, обязательные к использованию во всех сейсмических райо нах СССР. Дальнейшее развитие теории сейсмостойкого строительства и широкое внедрение методов сейсмостойного строи тельства в практику — таков путь, веду щий к ослаблению и ликвидации вредных последствий землетрясений. Советская сейсмология, пользующаяся огромным вниманием партии и Правитель ства, сумеет вешить сложные и ответст венные теоретические и практические за дачи, стоящие в данный момент перед нею. Г. ГОРШКОВ, профессор. Мосновского Государствен ного университета имени Ломоносова. ПО С ТРА Н И Ц АМ Ж У Р Н А ЛО В „БЛОКНОТ АГИТАТОРА" №12 На флоте получен «Блокпот агитатора» № 12. В нем па 1-й странице помешена статья «Советская избирательная система — самая демократическая в мире». В ста тье рассказывается о подлинно пародной избирательной системэ социалистического государства рабочих и крестьян. Автор статьи приводит примеры и факты, харак теризующие лжедемократню буржуазных стран. Статья поможет агитаторам в их ра боте с избирателями. В статье «Важнейшая задача агитато ров» тов. Добринов рассказывает об опыте одпого пз лучших агитаторов нашего фло та старшипы 2 статьи Виноградова в пе риод подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. Автор обращает внимание аги таторов пз решеппе важнейших задач в избирательной кампании. В «Блокноте агитатора» иомещепа статья «День Сталппской артиллерии». В этой статье подробно рассказывается о приоритете русских ученых в развитии артиллерийского оружия. Статья может быть использована агитаторами для бесед с воинами к Дню сталинской артиллерии. В этом же номере «Блокнота агитатора» рассказывается об опыте агитационной ра боты главпого старшины Авдеева. Опубли кованы также статья С. Романовского «Демократическая молодежь мира в борьбе за мир» и примерные темы и планы бесед с матросами п старшинами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz