На страже Заполярья. 1950 год. Май.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 31 мая 19Е9Ч, № 127 (3740). К совещанию отличников Точное выполнение уставов путь к успехам в учебе В Советской А д а н ж Военно-Морском Флоте всей воспитательной работой руко­ водит партия Ленина — Сталина. Она яв­ л я е м вдохновителем и организатором славных побед нашей Советской Армии и Военно-Морского Флота, успехов в боевой н политической подготовке, душой героиз­ ма, дисциплины и боеспособности воинов. Военно-Морской Министр Союза ССР адмирал Юмашев требует от всех воинов соблюдать крепкую воинскую дисциплину. Это требование отражает ту- поистине исключительную роль, которую играют дисциплина и организованность в Военно- Морском Флоте.- В кратких словах Военной присяги — клятвы, которую дает каждый советский воин, выражена; суть его священного долга перед Родиной. В них предельно сжато сформулированы главнейшие требования, пред’являемые нашим народом, больше­ вистской партией и Советским правитель^- ством к воинам Аз>мин н Флота». Воинские уставы, являющиеся непре­ ложным законом всей нашей жизни, со- дерагат в себе огромный опыт строитель­ ства Вооруженных Сил страны социализма и опыт Великой Отечественной войны. Со­ ветские воинские уставы построены на принципах сталинской военной науки, яв­ ляющейся вершиной современной военной пауки. Уставы служат могучим средством воиеского воспитания, основой сознатель­ ного выполнения воинами своего долга. Принцип сознательного выполнения воин­ ского долга ярко вьгражен во всей учебно- воспитательной: работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, на этом принципе построена вся наша деятельность со укре­ плению советской воинской дисциплины. Отмечая первые победы молодой Крас­ ной Армии, товарищ Сталин говорил в 1918 году, что успехи нашей армии об’яс- няются прежде всего ее сознательностью и дисциплиной. Во всех своих приказах и указаниях как во время Великой Оте­ чественной войны, так и после войны товарищ Сталин неизменно подчеркивает решающее значение дисциплины в жизни, учебе и боевой деятельности воинов. В приказе от 23 февраля 1946 года товарищ Сталин указывал: «Успехи в обу­ чении и воспитании войск немыслимы без крепкой дисциплины и строгого воинского порядка, шщержание которых является главнейшей обязанностью всего состава армии». «Важнейшим условием боеспособности наших Вооруженных Сил, — подчеркивает товарищ Сталин в приказе от 23 февраля 1947 года, — является твердая воинская дненипляна. основанная прежде всего па высокой сознательности и политическом воспитании военнослужащих. Поэтому все командиры и начальники, неослабно укреп­ ляя воинскую дисциплину и проявляя строгую требовательность, обязаны при этом повседневно воспитывать подчинен­ ных в духе преданности Родине, в духе сознательного выполнения воинского долга и личной ответственности каждого воина за д а о защиты Родины». Укрепление воинской дисциплины в Со­ ветской Армии и Военно-Морском Флоте обеспечивается воспитанием воинов, стро­ гой требовательностью командиров и на­ чалу,ников. Командир должен вести всю работу по воспитанию личного состава в строгом соответстг/га е уставными положе­ ниями, проявляя высокую требовательность к себе и своим подчиненным, не оставляя без внимания ни одного проступка, строго взыскивая с нерадивых х недисциплиниро­ ванных. , Герой С ов етско го Сою за В. КУ ЗН ЕЦОВ , +. Только сознательная воинская дисци­ плина может быть действительно железной дисциплиной. Поэтому дисциплинирован­ ность воина определяется прежде всего его политической зрелостью. Высокая ком­ мунистическая сознательность воина, по­ нимание им задач и значения своей служ­ бы для Родины воспитывает в нем ту внутреннюю дисциплину, высокую от* ветственность перед народом, которые по­ могают преодолевать все трудности. Пони­ мание задач, стоящих перед Родиной, перед нашим народом в строительстве коммуни­ стического общества, позволяют воину правильно понять свои обязанности воору­ женного защитника социалистической Ро­ дины. Важнейшим требованием дисциплины является точное, своевременное ж беспре­ кословное выполнение прикаэов коман­ дира. «Приказ начальника — закон для подчиненных. Приказ должен быть выпол­ нен беспрекословно, точно и в срок», — сказано в Дисциплинарном уставе Воору­ женных Сил Союза ССР. Четкое выполне­ ние приказа является верным признаком дисциплинированности воина и его высо­ кой боевой-выучки. Мы воспитываем воинов, которые до­ рожат честью и боевой славой Советской Армии и Военно-Морского Флота, своей ча­ сти и своим воинским званием. Для этого нужпо, чтобы в повседневной жизни вои­ нов, во взаимоотношениях между ними, а также между командирами и их подчинен­ ными поддерживались честь и достоинство советского воина. В Советской Армии и Военно-Морском Флоте каждый начальник является для своих подчиненных представителем Совет­ ского государства. Советский солдат, ма­ трос — воин самой могучей и культурной армии мира. Это налагает на него почет­ ную обязанность — всегда дорожить че­ стью и достоинством защитника страны социализма и своим обликом и поведением подчеркивать высокую культуру, свой­ ственную нашим Вооруженным Силам. Вы­ сокая личная дисциплинированность воина должна проявляться и в его внешнем ви­ де, в поведении на улице, в общежитии, в обращении с товарищами, в отдании че­ сти. Он должен носить форму любовно, с достоинством н гордостью, ибо личная не­ ряшливость порождает неряшливость и в песенки службы. ■Военная служба трудна только для того, кто не привык к твердому порядку и дис­ циплине. У кого дисциплина вошла в при­ вычку, стала второй натурой, тому служ­ бу нести легко, того трудности не пугают, так как он уверен в своих силах. Это подтверждается опытом наших лучших воинов. Примером безупречной службы, отличной учебы, крепкой воинской дисциплины служит гвардии сержант Сазин. Свой слу­ жебный долг он сочетает с партийно-поли­ тической работой в подразделении. Своей примерной учебой, работой, отличным вы­ полнением заданий он завоевал заслужен­ ный авторитет и уважение среди всего личного состава. Он по-большевистски бо­ рется за укрепление воинской дисциплины в подразделении. Комсомолец гвардии сержант Воробьев является отличным специалистом. На по* еледней проверке он показал высокие зна­ ния. Воробьев отлично выполняет все за­ дания командования. Выдающихся успехов Воробьев добился потому, что он любит свое дело, добросовестно, как обязывает присяга, относится к службе, упорно и на­ стойчиво совершенствует свое мастерство. И главным, решающим фактором, опре­ деляющим успехи Воробьева, являются его высокая дисциплина, требовательность к себе, упорство в работе. Комсомолец гвардии лейтенант Матвеев прибыл к пам в часть из училища недав­ но и с первых же дней упорно взялся за изучение материальной части. Он за корот­ кий срок выдвинулся в число передовых воинов. Тов. Матвеев достиг этого благо­ даря тому, что оп любит свое дело, являет-* ся примером в выполнении уставов, борет­ ся за укрепление воинской дисциплины в подразделении. ' Коммунист старший сержант Дешкин является механиком. Он отлично готовит материальную часть, одним пз первых с высокими показателями подготовил маши­ ну к летпей эксплоатации. Тов. Дешкин образцовым поведением и внимательным отношением к делу показывает пример всему личному составу подразделения. В основе его успехов, помимо личных способ, ностей, лежат высокая дисциплинирован­ ность, трудолюбие и безупречное несение воинской службы. Среди личного состава немало таких отличников боевой и политической подго­ товки, и у всех дисциплина является ос­ новой их успехов. Жизнь показывает, что малейшая недис­ циплинированность воина самым пагубным образом отражается на всей его службе и учебе. Старший сержант Баранов и сер­ жант Димитриев систематически нарушают воинскую дисциплину н порядок, плохо относятся к выполнению своего служебного долга, во время увольнения ведут себя недостойно. И что же? В учебе они являют­ ся отстающими, авторитетом не пользуют­ ся. Это — логическое следствие наруше­ ния ими дисциплины. В борьбе за дисциплину большое значе­ ние имеет воинская дружба и товарище­ ство. Устав внутренней службы Вооружен" ных Сил СССР требует от военнослужащих «помогать товарищам словом и делом, удерживать их от дурных проступков и, не шадя своей жизни, выручать их из опасности». Иногда солдат, матрос, сержант, исходя из неправильного представления о дружбе и войсковом товариществе, проходит мимо нарушений дисциплины, которые допу­ скают их сослуживцы, проступки стараюг ся скрыть, чем и сами нарушают воинскую дисциплину. Каждый советский воин дол­ жен признавать только такую дружбу, ко­ торая помогает службе, укрепляет дис­ циплину, развивает у него благород­ ные черты, такие, как постоянная готов­ ность приттп на помошь товарищу в труд­ ную минуту или во-время предупредить его от неправильного шага. Обязательным условием, обеспечиваю­ щим действенное воспитание воинов, яв­ ляется выполнение требования товарища Сталина об организации всей жизни и дея­ тельности войск в строгом соответствии с уставами. Наши уставы рассчитаны па высокую политическую сознательность советских воинов, их чувства советского патриотиз­ ма. обеспечивающие стремление воинов^ честью выполнить обязанности по службе, укреплять порядок* организованность и дисциплину. - ..... ч. Таран враж еского корабля каш таном Катунииым. Рисунок гвардии лейтенанта П. Соловьева, присланный на конкурс. Па политических занятиях Опираясь на лучших Воспитание высокой дисциплины Командир отселения ефрейтор Филин повседневно воспитывает у подчиненных высокую дисциплину и организованность. Солдаты видят в нем воспитателя, настав­ ника, товарища. Как-то коммунист солдат Гриднев нару­ шил Устав гарнизонной службы. По возвра­ щении пз караула Филин вместе со своими бойпамн об<лоятельно разобрал проступок солдата. Командир отделения наказал подчинен­ ного. Дисциплинарное воздействие оказало большое влияние на Гриднева. Он дал слово не нарушать диецпплину. Сейчас он дисциплинированный воин, строго соблю­ дает уставной порядок. Ефрейтор Филин систематически прово­ дит среди личного состава беседы о Воен­ ной присяге, сб уставах, о значении воин­ ского долга. Все это положительно сказы­ вается на поведении солдат. Сейчас в от­ делении нет дисциплинарных проступков. Борясь за крепкую дисциплину, ефрейтор Филип вместе с тем постоянно заботится о повышении боевой выучки солдат. Пода­ вляющее большинство бойцов является от­ личниками боевой и политической подго­ товки. Среди них сам ефрейтор Филин, солдаты Стоколос. Овчинников и другие. Ефрейтор В. ФЕСЕ п нко. Кода я был назначен руководителем политических занятий группы ряцового состава, то, прежде всего, побеседовал с каждым из слушателей, выяснил степень их подготовленности, поинтересовался, кто раньше изучал «Краткий курс истории ВКЩб)». Оказалось, что таких матросов в группе было всего 3 человека. Это зна­ комство с людьми дало мне возможность точнее понять свои задачи. Сейчас группа закончила изучение темы «Меньшевики и большевики в период рус­ ско-японской войны и первой русской ре­ волюции». Готовясь к рассказу по этой теме и учитывая состав своих слушателей, я старался просто и доходчиво изложить материал. Решить эту задачу мне удалось только после большой и кропотливой само­ стоятельной работы. Подготовку я начал с подбора различных материалов по теме. Помимо «Краткого курса псторпп ВКП(б)» прочитал работу В. П. Ленина «Две такти­ ки социал-демократии в демократической революции», работу товарища Сталина «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», статью из газеты «Прзвда» «Важная веха в истории большевизма» — к 45-летию со дня Ш с’езда РСДРП, уточнил по словарю значение слов, кото­ рые встречались в материале и могли ока­ заться непонятными для слушателей. Кро­ ме политической литературы я просмот­ рел художественные произведения «Порт Артур» Степанова и «Цусиму» Новикова- Прпбоя, которые читал раньше для то­ го, чтобы, рассказывая по первому вопро­ су темы, не просто сослаться на эти про­ изведения, а привести конкретные приме­ ры бездарности царских генералов, отста­ лости России в начале XX века, примеры мужества и героизма русских солдат и ма­ тросов. В своей работе я всегда опираюсь на отличников боевой и политической подго­ товки потому, что без этого руководителю и его помощнику трудно добиться успешного изучения воинами истории на­ шей партии. В моей группе есть отдельные слушатели, которые отстают от товари­ щей в учебе. Например, маттюс Каракин одно время не умел составлять конспект и переписывал из книги все подряд. Я по­ ручил отличнику Барышникову помочь Каракипу. В свободное время они стали заниматься вместе. И сейчас помощь от­ личника отстающему товарищу сказалась благотворно на учебе Каракина. Я также стараюсь привлекать к работе и слушателей партийной школы, которые хотя и не присутствуют на занятиях, но могут оказать большую помошь руководи­ телю. Так. слушатель партийной школы старшина Перфилов систематически ока­ зывает помощь в учебе старшему матросу Мунякову. Командир подразделения всегда прояв­ ляет большой интерес к учебе матросов. Он просматривает их конспекты, часто беседует с ними. М. ШЕПТУН. Стремление к знаниям Слушатели группы руководителя Пуч­ кова с большим желанием и любовью изу­ чают историю большевистской партии. Они ознаменовали это важное событие в идейной жизни флота новыми успехами. За последнее время заметно повысилась успеваемость, стали активнее и на более высоком идейном уровне проходить беседы по темам. Интерес воинов к славной истории партии большевиков очень велик. И все они глубоко изучают материал, много и усидчиво работают в часы самостоятельно­ го чтения. Впереди идут волпы комсомоль­ цы Веретенников, Добрецов, Гавриков и другие. Это— отличники боевой и полити­ ческой подготовки. На них равняются слушатели группы. Большую помощь товарищам оказывает отличник боевой и политической подготов­ ки коммунист Митин. Примерные воины ведут sa собой всю группу. Каждый моряк понимает, что овладение марксистско-ленинской теорией поможет ему яснее понимать стоящие перед ним задачи и лучше их выполнять. Все полны решимости закончить изучение «Краткого курса истории ВКЩб)» только с хороши­ ми и отличными оценками. Порукой этому служит их горячее стремление к знаниям. Старший матрос В. ДЫНОВ. Радист Хельмов служит примерно Миого потрудился старший матрос Хель- мянов, чтобы стать отличным специали­ стом. Сейчас он хорошо справляется с обя­ занностями, имеет богатый опыт эксплуа­ тации техники. Ему, как хорошему спе­ циалисту. поручили заниматься с матро­ сом Шеремет. Хельмянов старательно рас­ сказывал своему товарищу о его обязан­ ностях, устройстве заведывания, о пра­ вилах ухода за ним. Матрос усердно за нимался. проявлял инициативу. Матрос Шеремет быстро усваивал программу, до­ бился твердых знаний военного деда. Сей­ час Шеремет — грамотный специалист, успешно несет вахту. Он зачислен в списки отличников боевой и политической подготовки. В этом есть заслуга и стар­ шего матроса Хельмянова. Потребовался хороший радист. Командир остановил свой выбор на старшем матросе Хельмянове. Ему поручили нести ответ­ ственную вахту. Хельмянов отлично спра­ вился с обязанностями. Командно подраз­ деления остался доволен старанием и дело­ вым подходом старшего матроса к выпол­ нению поручения. У Хельмянова выработано хорошее ка­ чество советского воина — скромность, честное отношение к выполнению любых поручений. Так воспитали его офицер и комсомольская организация. Хельмянов комсомолец. Он за все берется с огоньком. Весь день его заполнен учебой: то он тре­ нируется на ключе, то повторяет устрой­ ство аппаратуры или читает газету, худо­ жественную литературу. Ему нравят­ ся смелые, волевые, преданные Роди­ не герои книг. За последнее время стар­ ший матрос прочел произведения лауреа­ тов Сталинских премий: «Повесть о на­ стоящем человеке». «Молодая гвардия», «Алитет уходит в горы» и другие. Чтение книг помогает ему расширять свой круго­ зор, повышать знания и о т л и ч е о учить­ ся на политзанятиях. Хельмянов запинается спортом, привле­ кая к этому и товарищей. Он хорошо хо­ дит на лыжах, участвует в соревнованиях и всегда занимает одно из первых мест в подразделении. Будучи физкультурником, он закалил свой оргапнзм, стал выносли­ вым моряком. Примерный воин активно участвует й стенной газете. В своих заметках он под­ мечает ошибки товарищей, критикует их^ помогает им изжить недостатки. За свою службу старший матрос Хель- мянов имеет 20 поощрений. Младший сержант В. ГЛАДКИХ. ВЫшел в мо р е будЬ б д и т е л е н ! Связь и наблюдение в современных ус­ ловиях является важным элементом боевой деятельности флота. Командование всегда должно иметь исчерпывающие сведения об обстановке на театре, в частности, о дви­ жении и действии надводных, подводных и воздушных сил противника и о своих ко­ раблях. Для этого наблюдение должно вестись непрерывно, круглые сутки, а наблюдатель всегда должен быть готовым ответить на вопросы: что еамечено, когда и сколько. «Наблюдение, — говорит Корабельный устав ВМФ CGGP, — должно быть на­ столько действительным (непрерывным, точным, бдительным, живучим), чтобы полученные результаты этого наблюдения можно было использовать для успешного развития боевых действий корабля». История Великой Отечественной войны дает очень много примеров того, как, бла­ годаря бдительному наблюдению сигналь­ щиков, советские военные моряки одержи­ вали над врагом победу за победой. Во­ время обнаруженная опасность, во-время замеченный сигнал флагмана давали коман­ диру возможность принимать решения, ведущие к успеху. Во время войны операции кораблей по постановке актив­ ных заграждений проходили успешно по­ тому, что командование знало точпо об” становку на театре. Опыт войны показал, что противник прибегал к любым хитростям, к разным уловкам, чтобы обмануть бдительность в о р п - пых моряков. Фашисты, например, маски­ ровали свои плавающие мины, да и пе­ рископы подводных лодок грубо сколо­ ченными ящиками. Но, благодаря бдитель­ ности пашпх наблюдателей, любая хитрость врага распознавалась своевременно. Североморпы-сигпалыпнки в годы Ве­ ликой Отечественной войны самоотвержен" по выполняли воинский долг перед Роди* пой, зорко песли боевую вахту, во-время обнаруживали противника на море и в воздухе. В 1943 году один из кораблей целую педелю находился в штормовом походе. В эти тяжелые .тип особенно много пришлось поработать спгпалыцнку старшине 2 статьи Плесовских. Промокший до костей, на вет­ ру, он по мпогу часов стоял на вахте, вглядываясь, наблюдая за водой и возду­ хом. Только па один миг огромная волна подняла чериып предмет. — Курсовой... плаваюшая мина! — до­ ложил сигпальшпк. Во время этой же вахты им была заме" чепа, а комепдорами обезврежена еще од- па пемецкая мина. В другой раз опасность кораблю пред­ отвратил острый слух сигнальщика. Вра­ жеский бомбардировщик- шел в нижней кромке облаков. Сигнальщик Плесовских доложил о его приближении. Немец выско­ чил из облаков и пошел в атаку на ко­ рабль. Сразу же оп был встречен дружным огнем корабельных артиллеристов. Обратив свое внимание на другой сек­ тор, Плесовских заметил, как с протх i вопололгноа сторопы к кораблю шли еще два бомбардировщика. Во-время разгадан­ ная хитрость врага помогла комендорам отбить налет немецких самолетов. Исключительная зоркость, бдитель­ ность сигнальщика проявились ж в другом ответственном походе. Двенадцать часов бессменно оставался он на вахте, бдительно осматривая море во всех секторах. В эту сложную и исключительно напряженную вахту сигнальщик Плесовских обнаружил несколько мин. Вражеское минное поле было обезврежено своевременно. Сигнальщик Беседин всегда во-время об­ наруживал вражеские мины, перископы подводных лодок и самолеты противника. В походе не было случая, чтобы Беседин пропустил врага. — А уж коли заметал, не жди, не меш­ кай, а моментально докладывай коман­ диру, — говорил Беседин. — Промедление недопустимо ни в каких случаях. Так несли вахту доблестные северомор­ цы. Не жалея сил и жизни, боролись они с заклятым врагом. Наблюдение имеет громадное значение не только во время военных действий. И в мирное время, когда корабль стоит на яко­ ре или совершает поход, необходимо бдительное наблюдение за всем происходя­ щим вокруг. Ни одно движение другого корабля не должно оставаться незамечен­ ным, ни один огопь ночью не может быть упущен наблюдателем, ни один самолет не должен пролететь мимо, чтобы на него не обратили внимание. Самая незначитель­ ная на первый взгляд ошибка наблюда­ теля. малейшая его невнимательность пли замедление с докладом могут привести к тял^лым последствиям. От наблюдателей корабля требуется неусыппая бдительность. Точное наблюде­ ние способствует успешному решению по­ ставленных перед кораблем задач. Большие и ответствеппые обязанности возложены на сигнальщиков. Сигнальщик — это самый осведомленный человек о том. что проис­ ходит на море, на суше, в воздухе. Для не­ го нет мелочей, он должен все заметить, обо всем доложить. Сигнальщик,. наблю­ дая, должен правильно и своевременно ус­ тановить, что именно видно и что делается с наблюдаемым им об’ектом, каково на­ правление на об’ект и расстояние до пего. В ходе интенсивной боевой учебы 1 па ко­ раблях и береговых постах выросло немало передовых сигнальщиков, безупречно вы­ полняющих свой служебный долг. Пони­ мая, что пх роль в морском бою исключи­ тельно важна, они, не жалея сил, кропот­ ливо совершенствуют свое военное мастер­ ство, бдительно несут вахту на боевых постах. Старший матрос Коваленко, придя слу­ жить на корабль, совершенно не знал спе­ циальности сигнальщика. Ему много пришлось преодолеть трудностей и неудач, но ничто не могло подорвать веру в до- стижепие поставленной цели. Иногда ему приходилось по нескольку раз браться за одно и то же, повторять, тренироваться. Непрерывные занятия на боевом посту помогли старшему матросу Коваленко стать отличным сигнальщиком. В каждом походе он показывает образцы умелого несения ходовой вахты, неослабно следит за морем и воздухом. Его нравпло: в любую погоду, днем и ночью не должно быть выпущено из поля зрения ни одного предмета, не до­ пущено пи одного искажения в сигналах и семафорах, а доклады он обязан делать четкими и краткими. В одни из штормовых дней корабль на­ ходился в море. Пи качка, нп летящие на мостик брызги холодной воды не по­ мешали сигнальщику Коваленко вести не­ прерывное наблюдение. Он первым об­ наружил плывущее навстречу кораб­ лю бревно и тут же доложил командиру. Несмотря на близкое расстояние, оно было почти незаметно. Во избежание опасности были своевременно приняты необходимые меры. Корабль отклонился, ж бревно оста­ лось в стороне. Тзких примеров в службе сигнальщиков на флоте много. Они являются ярким сви­ детельством возросшего боевого мастерства военных моряков, их высокой сознатель­ ности, правильного понимания важности возложенных на них обязанностей. Но нельзя сказать, что у нас нет ошибок в наблюдении. Отдельные матросы в силу невнимательности или малоопытностм «пропускают» суда, буи, вехж. Необходимо добиться такого положения, чтобы каждый матрос, которому поручено наблюдение, от­ лично выполнял свой обязанности. Для этого следует повышать бдительность на вахтах, на боевых постах, зорко наблю­ дать за воздухом и водной поверхностью. Каждый сигнальщик обязан воспитывать себя опытным наблюдателем, умеющим во всех условиях погоды, днем и ночью пра­ вильно разбираться в обстановке и точно об этом докладывать командованию. Сиг- пальщикам надо учиться чередовать на­ блюдение невооруженным глазом с наблю­ дением через бинокль, стереотрубу, учить­ ся наблюдению по всему горизонту, возду­ ху, чтобы замечать даже далеко летятцже самолеты. Необходимо добиться такого по­ ложения, чтобы ни один предмет аа воде, каким бы он ни казался незначитель­ ным на первый взгляд, не оставался неза­ меченным сигнальщиком. Любой сигнальщик должен точно з н т , как доложить командиру о замеченном, до­ носить внятным языком в соответствии с уставом, полным голосом. Наблюдение поручено вести не только сигнальщикам, по и другим матросам. На­ блюдатели назначаются именно в помощь сигнальщикам, и они должны чувствовать всю ответственность, которая возлагается на них. Однако следует отметить, что не- которые наблюдатели боевых постов, заме­ тив тот или иной предмет на поверхности моря, не считают нужным доложить об этом на мостив, целиком полагаясь на сигнальщиков. Это неправильно. Дело в том. что сигнальщики пе всегда могут заметить все, что происходит вокруг них^ Ведь они часто бывают заняты приемом tf передачей сигналов, что до некоторой сте­ пени отвлекает их от наблюдения. Для того, чтобы наблюдатели хорошо выполняли свои обязанности, они должны твердо знать свои секторы наблюдения^ правила докладов, силуэты кораблей и са­ молетов, уметь правильно пользоваться би­ ноклем, отлично усвоить все средства свя­ зи, находящиеся в их заведыванип. Заня­ тия ж тренировки с наблюдателями надо* проводить регулярно и пе в помещении,- как это часто делается, а обязательно на открытом воздухе. К проведению занятий следует привлекать опытных сигнальщи­ ков, отличников боевой и политической подготовки. Наступил летний период обучения —* один из ответственных этапов боевой под­ готовки. Корабли выходят в море для: отработка задач. Потребуется большое на­ пряжение моральных и физических сил. В леший период обучения матросы и стар^ шины обязаны добиться новых успехов в совершенствовании военного мастерства, в повышении качества боевой и политичен ской подготовки. Обязанность сигнальщиков и наблюдате­ лей — неустанно повышать свое боевой мастерство, крепить воинскую дисципли­ ну, точно и бдительно нести вахту пас сигнально-наблюдательных постах. Лейтенант А. РЫБАНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz