На страже Заполярья. 1950 год. Май.

18 мал 1950 г.. N: 116 (3729). На с т р а ж е З а п о л я р ь я ОРОВ ОБ О Б У Ч Е Н И И И В О С П И Т А Н И И В ОЙ С К . Блестящая полководческая деятельность Александра Васильевича Суворова проте­ кала во второй половине XVIII века. Рос­ сия в то время была феодально-крепост­ ническим абсолютистским государством. Крепостнические порядки, госиодствонав* шив в стране, проявлялись и ‘в армии. Офицерский состав армии комплектовался из дворян, солдаты же набирались нз кре­ постных крестьян и ремесленников. Ре­ крутская система позволяла иметь в Рос­ сии однородную в национальном отноше­ нии армию. Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы армия обуча­ лась и воспитывалась в духе верности гос­ подствующему классу. В обучении и воспитании войск тогда наметились два пути — прогрессивный и реакционный. ^ Представителями прогрес­ сивной русской военной школы были П. А. А и янц ев и А. В. Суворов. Они смотрели солдата как на основную силу армии и ставили главной целью вооружить его зна­ нием того, что нужно на войне, воспитать в нем необходимые для боя моральные ка­ чества — храбрость, стойкость и муже­ ство. Прогрессивные военные деятели искали передовых форм боевой подготовки. В на­ чале ХУШ века Петр I заложил основы военного обучения и воспитания войск. Румянцев развил их дальше. Однако все это было лишь фундаментом, на котором “ иуворов возвел свою систему. Передовой характер суворовской систе­ мы боевой подготовки становится особенно наглядным при ее сравнении с господст­ вовавшей в то время на Западе прусской системой. В западноевропейских наемных армиях на солдата смотрели, как на «ме­ ханизм, артикулом предусмотренный», и в механнчюкой выучке видели венец под­ готовки войск. Формированию каких-либо Е гательных моральных качеств не при* ось никакого значения. Вместо этого !галось положение, что «солдат дол­ жен бояться больше палки капрала, чем пули неприятеля». Наряду с различием во взглядах на бое­ вую подготовку войск по-разному оценива­ лись и способы ведения войны и боя. В военном искусстве западноевропейских стран господствовала кордонная стратегия и линейная тактика. Кордонная стратегия имела целью обеспечить все направления, ведущие от противника, войсками путем равномерного их распределения. Удары по коммуникациям и базам снабжения против­ ника щ«дпочитались активным боевым действиям. Линейная тактика, которая на первое место выдвигала огонь и недооцени­ вала холодное оружие, признавалась един­ ственно возможным способом военных действий. Прусский король Фридрих II раз­ работал тактические шаблоны, которые разучивались войсками всех западноевро­ пейских стран. В русской армии не привились эти по- , рочные способы ведения войны и боя. В * противовес им Румянцев и особенно Суво­ ров создали более передовые формы воен­ ного искусства. Суворов разработал основы новой тактики колонн и рассыпного строя. Свои тактические принципы он сформули­ ровал в «Науке побеждать» — этом заме­ чательном документе, создавшем эпоху в военном деле. «Глаоомер, быстрота и натиск» — вот три главнейших тактических принципа, которые Суворов положил в основу воин­ ского воспитания. Суворовский глазомер- это точное знание условий, обеспечиваю­ щих победу. Быстрота — умение восполь­ зоваться этими условиями, обеспечение тактической внезапности. Натиск — это выражение воли к победе путем решитель­ ного поражения противника на поле боя в штыковом бою. В боевых действиях Суворов отдавал предпочтение наступлению. Он справедли­ во полагал, что хорошо обученная нацио­ нальная русская армия всегда способна добиться успеха. В то же время он допу­ скал и отход как один пз видов маневра. бовал сосредоточения сил и средств на ре­ шающем направлении и к решающему моменту п придавал большое значение ма­ невру, огню, особенно прицельному. В подготовке войск Суворов обращал большое внимание на повышение подвиж­ ности. Новым для воепиого искусства было требование Суворова преследовать против­ ника, разбитого на поле боя. В 1796 году на престол вступил Павел I, преклонявшийся перед прусской воен­ ной системой. Он враждебно относился не только к суворовскому военному искусст­ ву, но н к самому Суворову. Фельдмаршал Суворов был удален пз армпи п сослан в село Кончанское. Вскоре, однако, опальный полководец потребовался Павлу I для борьбы с фран­ цузской армией в Италии. Суворов отправ­ ляется в Италию. Он был единственным пз военных деятелей феодальной коалиции, имевшим больший и разносторонний опыт в решительных наступательных действиях п понимавшим причини успехов Ф р анц у ­ зов. 5 сентября 1798 года Суворов в селе Кончанском продиктовал правила, необхо­ димые, по его мнению, для успешных дей­ ствий против французской армии. В них указывалось: ничего, крпме наступления; быстрота в походе, стремительность в атаках, холодное оружие; пе нужпо мето­ дизма, хороший глазомер; полная власть главнокомандующему; неприятеля атако­ вать и бить в поле; ппкогда не разделять сил дли охранения разных пунктов; еслп неприятель нас обошел, тем лучше: он подходит для того, чтобы быть разбитым. При назначении Суворова ^ главно­ командующим союзной армии, действовав­ шей в Италии, ему обещали «полную мочь», без чего нельзя было осуществить такого плана. В действительности^ же оба императора, особенно австрийский, посто­ янно вмешивались в деятельность Суворо­ ва. осложняя этим его полоните, и без того крайне трудное. В»*е же в Итальян­ ском и Швейцарском походах Суворову удалось весгн войну по-своему. * по-суво­ ровски. За полтора месяца оп освободил от противника почти всю Северную Италию. Руководствуясь своим принципом, что Задолго до Наполеона Суворов выдвинул идею сосредоточенпя сил и средств на на­ правлении главного удара и разгрома про­ тивника по частям. Он правильно для своего времени решил вопрос о соотноше­ нии огня и штыкового удара. Военная техника тогда не стояла еше на высоком уровне. Пехота была вооружена гладко­ ствольными кремневыми ружьями, дейст­ вительный огонь которых не превышал 80 шагов. На вооружении войск была так­ же гладкоствольная артиллерия, имевшая действительный огонь на 150 — 300 ша­ гов. Эта техника породила линейный бое­ вой порядок, при котором обеспечивалась наибольшая сила и плотность огня. На Западе главное место отводили огню, зада­ чей которого являлось расстроить боевые порядки противника. Суворов же полагал, что действие артиллерийского и ружейного огня может быть сведено к минимуму бы­ стрым преодолением зоны огня, и тогда успех боя решал мощный штыковой удар, направленный на полное уничтожение живой силы противника. «Пуля — дура, а штык — молодец», говорил Суворов. Этим он вовсе не принижал роли огня, а лишь ставил его на свое место. «Огни открывают победу», указывал он, но толь­ ко мощный удар в штыки может ее закре­ пить. Прп этом нельзя останавливаться на полдороге, нужно непрестанно преследо­ вать противника, ибо «недорубленный лес вырастает». Новое толкование способов ведения воен­ ных действий потребовало перестройки всей системы боевой подготовки. Войска нужно было обучать технике прицельной стрельбы, быстрому маневру на поле боя и искусству штыкового удара. Преодоле­ ние огня требовало смелости, быстроты, упорства и решительности. Маневрирова­ ние могло быть достигнуто только при по­ нимании цели и значения маневра, при энергии, находчивости и инициативе. Штыковой удар был невозможен без вы­ держки, мужества и храбрости. Действия в расчлененных боевых порядках были немыслимы без взаимодействия. Подчерки­ вая это, Суворов указывал; «Истинная слава проистекает из самопожертвования на пользу общего блага». Разработку основных принципов своей системы боевой подготовки Суворов начал в Суздальском полку, для которого в 1764 году написал памятку, известную под названием «Полковое учреждение». В этом боевом наставлении, на основе которого впоследствии была составлена суворов­ ская «Наука побеждать», сформулировано требование учить войска тому, что потре­ буется на войне. Суворов учил, что только при этом ус­ ловии можно быть уверенным, что каждая рота «не токмо готова всякий час на смотр, кто бы не спросил, но и на сраже­ ние со ©сяким неприятелем. Всякой при всяком случае будегг бодр, смел, мужестве­ нен и на себя надежен». Суворов указывал, что успех подготовки зависит от правильной постановки инди­ видуального и совместного обучения сол­ дата в составе роты, батальона и полка. Обучение должно проводиться систематиче­ ски, последовательно и сопровождаться по­ казом. Наставления — «Полковое учреждение» и «Наука побеждать», а также многочис­ ленные суворовские приказы, письма, ин­ струкции и предписания показывают, какими путями шел Суворов к тому, чтобы воспитать из своих подчиненных «чудо- богатырей». На учениях и маневрах Суворов прово­ дил марши, учил войска построениям и перестроениям в различные боевые поряд­ ки. Каждое учение было коротким и за­ канчивалось стремительной атакой. Суво­ ров говорил: «Солдат учение любит, было бы коротко, да с толком». Учения были как односторонние, так и двухсторонние. Бы­ строта, стремительность и натиск делали их чрезвычайно напряженными. При обу­ чении создавалась обстановка, макепмаль- быстрота умножает силы, он принимает меры к повышению подвижности своих войск, в быстроте марша ищег, прежде всего, средства поразпть противника вне­ запностью. «Пеприятель думает, что ты за 100, за 200 верст, а ты, — учил Суворов, — удвоив шаг богатырский, нагряпь бы­ стро, внезапно». Этот прием позволял также бить противника по частям. Нова­ торский характер полководческой деятель­ ности Суворова с особой силой выступил в сражении на р. Треббия. Суворов с марша строит боевой порядок, требует от ^подчи­ ненных быстроты вступления в бой, за­ кладывая своими действиями основы встречного боя. В сражении у Нови — крупнейшем в кампании 1799 года — Суворов раньше Наполеона разрабатывает новый тактический прием — завязать сра­ жение сильпыми авангардами и, как толь­ ко окончательно выяснится обстановка, нанести удар главными силами. Швейцарский поход является послед­ ним и самым блестящим подвиг>м Суворо­ ва и его «чудо-богзтырей». Русская ар­ мия под водительством своего полководца в этом походе показала беспримерные об­ разцы храбрости, выносливости и упорст­ ва в борьбе за победу. Трудности, неблагоприятные условия всегда удесятеряли энергию Суворова. Так было и на этот раз. В сложившейся обстановке только уме­ лый выбор направления, строгий расчет времени и расстояния, тщательная орга­ низация похода, быстрота и одновремен­ ные решительные действия всех находя­ щихся в Швейцарии союзпых сил могли спасти положение. В инструкции войскам Суворов указал, как вести воспные дейст­ вия в горах, особое вппманне обратив нз организацию марша и выбор направления для действия. Французы умело и долго готовились к борьбе с русскими войсками в Швейца­ рии. Опыт боевых действий против Суво­ рова заставлял французов опасаться его и ! готовиться к трудным и продолжпгель- | ным боям. И эти опасения не были на­ прасными. Суворов и на этот раз оказался победителем. Итальянский и Швейцарский но приближенная к боевой. Суворов всегда говорил при этом: «Легко в учении, тяже­ ло в походе; тяжело в учении, легко в бою». Центральное место в боевой подготовке войск Суворова занимало воинское воспи­ тание. Он стремился выработать в солда­ тах отвагу, стойкость н му:кество. Суворов любил своих солдат, и они ему платили тем же. Он знал дорогу к сердцу своих солдат, умел вселить в них полное и безгранич­ ное доверие к себе. Суворов будил в своих солдатах чувство национальной гордости, чести и славы своего полка, своей армии. «Мы — русские, говорил он, и поэтому победим». Он воспитывал в солдатах без­ заветную преданность родине, чувство долга и самопожертвования. Суворов вдохновлял свойх солдат, ук­ реплял в них веру в свои силы, чувство превосходства над неприятелем. «Славные люди, храбрые солдаты, — обращался он к нцм под Измаилом, — вы делали чудеса, а сегодня превзойдете самих себя». Большое внимание Су-воров уделял фи­ зическому воспитанию, как важнейшему элементу системы подготовки войск. Он требовал от офицеров, чтобы они заботи­ лись о здоровье солдата, закаляли его фи­ зически, приучали к выносливости, при­ вивали навыки гигиены, следили за чи­ стотой и опрятностью его мундира. Воспитанные Суворовым, солдаты были исключительно выносливы. Они могли со­ вершать марши по 50 километров в день и с хода вступать в бой. Суворовские сол­ даты были способны вести бой в любых условиях, на любой местности и в любое время. На суворовских принципах воспитыва­ лись не только солдаты. На суворовской «Науке побеждать» воспитывались ваме- чательные русские генералы: П. И. Багра­ тион, М. А. Милорадович, М. П. Платов, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов и многие другие. С ними он побеждал на Дунае, в Италии и Швейцарии, Они затем под руко­ водством самого выдающегося ученика Суворова — М. И. Кутузова показали, на что была способна героическая русская армия в Отечественной войне 1812 года. Суворовскую систему обучения и воспи­ тания войск не принимали правящие кру­ ги крепостнической России. Реакционеры видели в ней слишком прогрессивные на­ чала, об’ектпвно (независимо от Суворова) подрывающие основы царского строя. Па­ вел I, Александр I, а за ни м и и Николай 1 изгоняли из армии все, что напоминало Суворова. Однако войска свято хранили заветы Суворова, учились у него искус­ ству побеждать врага. Суворовская систе­ ма обучениями воспитания войск оказала большое влияние на развитие военного искусства. Боевые наставления славного русского полководца не утратили своего значения и в наше время, после Великой Октябрьской социалистической революции. Десять важ­ нейших правил, изложенных Суворовым в «Науке побеждать», были включены . по инициативе В. П. Ленина в «Книжку кра­ сноармейца», изданную в 1918 году Воен­ ным отделом ВНИК. В днп Великой Отечественной войны товарищ Сталин назвал имя Александра Суворова среди других имен наших вели­ ких предков, мужественный образ которых вдохновлял советских людей в борьбе про­ тив немецко-фашистских захватчиков. Правительством СССР в 1942 году был учрежден орден Суворова трех степеней и в 1943 году основаны военизированные средние учебные заведения — суворов­ ские военные училища. Советский народ помнит и любит Су­ ворова — замечательного новатора, созда­ теля прогрессивной системы боевой подго­ товки войск, славного полководца, отдав­ шего все своп знания и сплы на блато оте­ чества. Подполковник Л. БЕСКРОВНЫЙ, кандидат педагогических наук. походы Суворова показали превосходство русской армии над французской, лучшей западноевропейской армией того времени, и русского национального военного ис­ кусства над западноевропейским. Суворов победил лучших французских генералов — полководцев Макдональда, lMacceny, Моро. В труднейших условиях высокогорного похода с 13 по 22 сентября он дал и бле­ стяще выиграл 12 боев и сражений. Генералиссимус А. В. Суворов был под­ линно великим полководцем. Он поло­ жил начало новому этану в развитии отечественного и мирового военного искус­ ства; Полководческое искусство Суворова глубоко национально. Его базой были на­ циональная регулярная армия и веками выработанные морально-боевые свойства русского солдата — храбрость, находчи­ вость, стойкость, выпослпвость, инициа­ тива и высоко развитое чувство воинского долга. Эти качества русского воина от­ крывали перед полководцем широкие твор­ ческие возможности. В основе суворовского военного искус­ ства лежит прпзпанпе человека-вопна с его волей, желанием п умением сра­ жаться — главпым фактором па войне. ☆ * * Полтора столетия отделяют нас от дня смертп А. В. Суворова. Коренным образом изменилась обстановка за это время в результате Великой Октябрьской социали­ стической революции. Изменился и духов­ ный облпк наших людей— строителей ком­ мунизма, но советский парод помнит своего великого предка и празднованием юбилея воздает дань его заслугам перед Россией. В липе А. В. Суворова мы чтим человека, отдавшего вгло свою жизнь бескорыстному служению Родине и своими победами возвеличившего славу русского оружия. Генерал -лейтенант А. СУХОМЛИН , к ан д и д а т военных наук , доцент . ВОЕННЫЙ ОРДЕН Славнейшим из славных в рус­ ской военной истории является имя Александра Васильевича Суворова. Пол­ ководец, прошедший путь от рядового солдата до^ генералиссимуса, создатель «Пауки побеждать», он ппкогда не знал поражеш 1 й, входил со своим отрядом в сдавшийся русским Берлин, совершил блистательный итальянский поход и невиданпый переход через Альпы. Его искусную школу прошла в боях русская армия, стремительный натиск и отвага обеспечивали ему победы. В суровое время, когда фашистские захватчики в неистовой злобе рвались к жизнеппым центрам нашей Родины, ког­ да от предгорий Кавказа до сопок Запо­ лярья шла ожесточенная битва за честь и свободу нашей Родины. 29 июля 1942 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Суворова 1 , 2 п 3 степеней. Согласно статута ордена Суворова, этом военным орденом награж­ даются командиры Советской Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом реши­ тельность и настойчивость в их прове­ дении, в результате чего была достигну­ та победа в боях за советскую Родину. В статуте ордена Суворова указано: «Орденом Суворова 1-й степени на­ граждаются — командующие фронтами и армиями, их заместители, начальники штабов, начальники оперативных уп­ равлений и оперативных отделов и на­ чальники родов войск (артиллерии, воз­ душных сил. бронетанковых и миномет­ ных) фронтов и армий: За отлично организованную й прове­ денную фронтовую или армейскую опе­ рацию, в которой с меныпими силами был разгромлен численно превосходя­ щий противник. За искусно проведенный маневр по окружению численно превосходящих сил противника, полное уничтожение его а й ­ вой сплы и захват вооружения и техни­ ки. За проявление инициативы и реши­ тельности по выбору места главного удара, за нанесение этого удара, в ре­ зультате чего противник был разгром­ лен, а наши войска сохранили боеспо­ собность к его преследованию. За искусную и скрытно проведенную операцию, в результате которой против­ ник, лишенный возможности произвести перегруппировку и ввести резервы, был разгромлен». Орденами Суворова 2 и 3 степени, со­ гласно статута ордена Суворова, на­ граждаются командиры корпусов, диви­ зий и бригад, их заместители и началь­ ники штабов, командиры полков, ба­ тальонов и начальники штабов полков за умелую организацию боя по разгрому вражеских соединений, достигнутому с меньшими силами в результате внезап­ ной и решительной атаки, основанной на полном взаимодействии огневых средств, техники и живой силы: эа прорыв со­ временной оборонительной полосы про­ тивника, развитие прорыва и организа­ цию неотступного преследования, окру­ жения и уничтожения противника; за умелую организацию боя прп нахожде­ нии в окружении численно превосходя­ щих сил противника, выход пз^ этого окружения и сохранение боеспособности своих частей; за упорство п полное про­ тиводействие наступлению превосходя­ щих сил противника в удеря^нпп за нимаемых рубежей, умелое противоио ставление всех имеющихся средств борь­ бы и решительный переход в атаку. За время Великой Отечественной вой­ ны многие советские прославленные военачальники сумели проявить в бо­ ях с гитлеровскими армиями немало до­ блестных качеств, предусмотренных ста­ тутом ордена Суворова. Многие марша­ лы, генералы и офпцеры показали на деле свою способность решать большие задачи войны и были удостоены награж­ дения орденом Суворова. Во время Великой Отечественной войны в числе награжденных ор­ денами Суворова 2 и 3 степени были и североморцы — мужественные сыны советского народа Г. Овчаров, М. Зайцев, А. Андреев, П. Колчан. Г. Иванов, А. Румянцев. Боевые традиции Советской А рмии и Военно-Морского Флота подтверждают, что строгий воинский порядок, налажен­ ное взаимодействие, продуманная орга­ низация боевых операций, настойчи­ вость и точность в исполнении боевых приказов, суровая дисциплина состав­ ляют основу боевого успеха. Этому учит нас величайший из полководцев всех времен и народов Генералиссимус Совет­ ского Союза товарищ Сталин. Осененные непобедимым знаменем Ленина — Сталина, советские воины приумножают военную славу своих ве­ ликих предков, изо дня в день укреп­ ляют военное могущество социалистиче­ ского Отечества, готовы по первому зову большевистской партии и (Светского правительства выступить на эйшиту со­ циалистической Отчизны п разгромить любого агрессора, откуда бы он нп по­ явился. _ I Славные традиции Александр Васильевич Суворов был од­ ним из выдающихся представителей рус­ ской нации. Более 50 лет своей жизни от­ дал он военному делу. Под его командова­ нием русские войска одержали много бле­ стящих побед, прославили себя исключи­ тельной храбростью, выносливостью и военным мастерством. Суворов не знал по­ ражений. Даже в тех боях, когда он имел в своем распоряжении значительно мень­ шие силы, чем противник, он всегда одер­ живал блистательные победы. Суворовское военное искусство было са­ мым передовым военным искусством того времени. Под руководством А. В. Суворова в русской армии намного раньше, чем в других, были разработаны новые правила наступательной стратегии и тактики. Су­ воров умел, как никто, воодушевлять вой­ ска, влиять на них личным примером. Он неутомимо трудился над повышением бое­ вой выучки русских войок, развивал в солдатах инициативу, смелость, понимание задач боя. Александр Васильевич Суворов был ярым противником преклонения перед иноземной военщиной и боролся против насаждения прусских военных порядков в русской армпи. Свое военное искусство Су­ воров основывал на многолетнем опыте русских войск. Лучшие традиции суворовского военного искусства — науки побеждать унаследо­ ваны, обогащены и превзойдены доблест­ ной Советской Армией. В годы Великой Отечественной войны наши пехотинцы, артиллеристы, танкисты, моряки, сталин­ ские соколы проявили себя достойными на­ следниками суворовской славы. Летчики- моряки, защищая советскую Родину, нано­ сили сокрушительные удары по военно- морскому флоту, военным и промышлен­ ным об’ектам фашистской Германии. Уда­ ры наносились по-суворовски — там. где противник не ожидал пх. Летчики-моряки атаковывали противника внезапно, дерзко и решительно и всегда выходили побе­ дителями. В годы Великой Отечественной войны выросли замечательные летчики Герои Со­ ветского Союза Шишков, Борисов, Шкару- ба. Балашов, Борзов, Пресняков и другие. Весь наш народ свято чтит память бес­ страшного сталинского сокола дважды Ге­ роя Советского Союза Бориса Феоктисто­ вича Сафонова. Советский строй породил могучую армию нового типа, какой еще не знала история, армию подлинных патриотов и массового героизма. В ходе войны Советская Армия доказала, что она является первоклассной современной армией, вооруженной самой совершенной техникой и самой передовой в мире сталинской военной наукой. Творцом советской военной науки является величайший полководец Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин. Советская военная наука впитала в себя все лучшее, что дало русское воен­ ное искусство в прошлом, и на основе тео­ рии марксизма-ленинизма определила пути развития военного дела в современных ус­ ловиях. Товарищ Сталин обосновал глубо­ ко научно принципы строительства могу­ щественных и непобедимых Вооруженных Сил социалистического государства. Великий источник нашей победы над немецко-фашистскими полчищами состоит в том, что страну и армию возглавил муд­ рый вождь и полководец великий Сталин. Через все трудности и испытания он уве­ ренно вел нас от победы к победе. Под его испытанным водительством, осуществляя его стратегические планы. Советская Ар­ мия одержала все свои победы. Имя Сталина вдохновляло весь наш народ на великие подвиги. Одиннадцать тысяч со­ ветских воинов удостоились за время вой­ ны высокого звания Героя Советского Сою­ за, сотни тысяч солдат и офицеров были награждены орденами й медалями Совет­ ского Союза. Много славных советских офицеров и генералов отмечены правитель­ ством почетными наградами — орденами Суворова. Всеми успехами, всеми победами на фронтах Великой Отечественной войны со­ ветские люди обязаны партии большеви­ ков, ее мудрой политике и непревзойден­ ному искусству руководства массами. Пар­ тия явилась руководящей и направляющей силой советского народа как в годы мир­ ного строительства, так и в годы войны. Советский народ отмечает 150-летне со дня смерги великого полководца Александ­ ра Васильевича Суворова в напряженной международной обстановке. Реакционеры США и Англин ищут выхода из неприми­ римых классовых противоречий и стреми­ тельно надвигающегося на них экономи­ ческого кризиса в развязываний новой ми­ ровой войны, стремятся к завоеванию ми­ рового господства. Поджигатели новой вой­ ны создают агрессивные блоки, строят o r ромпое количество военных баз, с каадым днем усиливают гонку вооружений, стре­ мятся сколотить воедино реакционные си­ лы всего мира. Агрессивный заговор англо-американ­ ских империалистов представляет угрозу миру, демократии и национальной незави­ симости народов. Однако империалистиче­ скому лагерю поджигателей новой войны противостоит могучее движение за мир, во главе которого идет Советский Союз. Силы демократии неуклонно растут. Со­ ветский народ отстаивает ныне дело мира с такой же решимостью, с какой завоевы­ вал победу в дни минувшей войны. Он зорко следит за происками империалисти­ ческих агрессоров, разоблачает их, проти­ вопоставляет им свою миролюбивую пате­ тику. Советский народ, тесно сплоченный во­ круг партии Ленина— Сталина, упорно о т стаивающий дело мира, глубоко чтит память своего великого предка, русского полко­ водца генералиссимуса Суворова. День 150-летпя со дпя смертп Александра Ва­ сильевича Советская Армия и Флот отме­ чают, бдительно охрапяя завоеванный мир и созидательный труд нашего народа, еще лучше овладевая наукой побеждать. Совет­ ская Армия — надежный оплот мира, де­ мократии и социализма. Под испытанным водительством больше­ вистской партии и своего любимого вождя и учителя товарища Сталина советский народ уверенно идет вперед к коммунизму. Герой Советского Союза В. КУЗНЕЦОВ. Юбилейные дни в Ленинграде В народной памяти живет немеркнущий образ великого русского полководца А. В. Суворова. Бережно охраняются в городе все памят­ ные места, связанные с жизнью и деятель­ ностью полководца, тщательно собираются суворовские реликвии. В Ленинграде много интересных памятников и документов, ха­ рактеризующих А. В. Суворова. Большую работу по подготовке к юбилею полководца провел Ленинградский Артил­ лерийский исторический музей. Сюда с каждым днем увеличивается поток экскур­ сантов. В музее имеются личные вещи полко­ водца, его оружие, ордена, мундиры, пред­ меты походной утвари, ряд документов. В частности, есть грамоты о производстве Суворова в полковники и фельдмаршалы. Здесь имеются также знамена русских войск, одержавших блистательные победы под руководством Суворова в сражениях при Фокшапах, Рымшгке, Измаиле. Тут же — трофейные турецкие знамена, образцы неприятельского • оружия, в частности, пушка, отбитая суворовскими чудо-богаты­ рями прп Нови. Большой интерес представляют портре­ ты Суворова, его жены, дочери, сына. Большое собрание скульптур, гравюр, ак­ варелей, живописных полотен отображает эпизоды из жизни полководца. На картине художника Галлера запечатлен момент получения Суворовым рескрипта о назна­ чении его командующим союзными вой­ сками. В музее составлены схемы походов и указатель сражений, которые возглавлял А. В. Суворов. Сейчас открылась выставка. Специаль­ ный раздел ее посвящен суворовским тра­ дициям, живущим в Советской Армии. Здесь есть многочисленные материалы, ха­ рактеризующие непревзойденное мастерст­ во советских воппов, их мужество и герой­ ство. Александр Васильевич Суворов умер в 1800 году 18 мая в доме Уг 2,3 па набе­ режной Крюкова канала. Сюда он приехал после итальянской кампании. Музей го­ родской скульптуры установил здесь большую мемориальную доску. Доска изго­ товлена из белого мрамора. Опа представ­ ляет собой овал, по краям которого, симво­ лизируя суворовскую славу, высечены ду­ бовые ветви, суворовские ордена и оружие. Надпись золотыми буквами гласит: «В этом доме 18 мая 1800 года скопчался ве­ ликий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов». Выше надтпгсп — барельеф Суворова. Концертное бюро Ленинградской филар­ монии организовало выступления на пред­ приятиях, в домах культуры, клубах, красных уголках и школах на тему: «Слава русского оружия». Артисты ленинградских театров и фи­ лармонии исполняют лучшие произведе­ ния русских классиков и советских пи­ сателей, рассказывающие о великих побе­ дах русских войск, читают стихи совет­ ских поэтов о Велпкой Отечественной вой­ не, исполняют отрывки из романа Л. Тол­ стого «Война и мир», из произведений Гон­ чара, Казакевича, Симонова и других Е. ПОШАТАЁВ. Трудящиеся Литвы чтут память велиного полноводца ВИЛЬНЮС, 16 мая. (ТАСС). Па пред­ приятиях, в учреждениях, колхозах, выс­ ших учебных заведениях Литовской ССР организуются лекции, посвященные памя­ ти А. В. Суворова. Трудящиеся Литвы гордятся тем, что в их краях бывал вели­ кий русский полководец. В 175G году. г в период Оемилетней войны, А. В. Суворов был назначен комендантом крепости Ме- мель (ныне город Клайпеда). В 1772 году А. В. Суворов был в Вильнюсе в составе войск генерала Эльмпгга. Большой лнтерес представляет письмо, написанное здесь А. В. Суворовым 21 октября 1772 года и адресованное главнокомандующему русской армией в Польше А. И. Бпбпкову. Великий полко­ водец ппшет о Польше п Литве: «...где я желал делать добро, по крайней мере все о том старался. Простодушие благодарно­ сти рождает во мне любовь к этому краю, покидаю его с сожалением». Два подлинных письма А. В. Суворова, датированные октябрем и ноябрем 1795 года, свидетельствуют о трогательной за­ боте полководца о солдатах и офицерах. Все эти документы впльнюспы увидят в день 150-летия со дпя смертп Суворова на специальной выставке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz