На страже Заполярья. 1950 год. Май.

H a *г*п»?*с«' З а п о л я р а а Ye язя 1956 г.. ТС Т14 (3727). Профессия смелых Стать парашютистом — бызго моей дав- j скости. И только хотел прыгать, как И З РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА к о щ у р с ншоней почтой. Она зародилась у меня еще до призыва на флот. Долго не мог я осуществить эту мечту. И только, когда пожкомился с инспектором парашютно го спорта Грызловым, понял, что с его по­ мощью стапу парашютистом. Однажды Грызлов предложил мне совер­ ши гь прыжок с парашютом. Я с радостью согласился. Но прежде, чем прыгать, нужно было хорошо» изучить теорию прыжка. Константин Васильевич помог мне в этом. Вскоре я был достаточно под­ готовлен. Через несколько дней самолет поднял пас в воздух. Расчетный прыжок делал сам Грызлов. Мы, молодью парашютисты, наблюдали за его действиями. На его лицо нельзя было прочесть даже следов волнения. Он сел па корточки, посмотрел вниз с высоты 1.100 метров, выпрямился и, оттолкнувг лшсь, стремительно полетел к земле. Че­ рез несколько секунд перед нами уже бе­ лел купол парашюта, Это был 251-й прыжок инструктора па­ рашютного спорта Константина Грызлова! Самолет сделал второй заход. Теперь паша очередь. Один за другим мы выбра­ сывались из самолета... Позже, мой учитель поздравил меня с первым прыжком и спросил: — Ну, как самочувствие? Волновались? — Немножко. •— ответил я и поделился своими впечатлениями. — Ничего, Все будегг хорошо, — ска­ зал мне Г рызлов . — Главное, не теряй­ тесь. Делайте так, как вас учат, б не до­ пускайте ошибок. — А ведь я тоже так начинал, — про­ должал он, закуривая папироску. И Грызлов рассказал мне о своем пер­ вом прыжке. ...Стоял ясный, солнечный . день. На аэродром Царило ожййлейие. fttfnna лю­ дей, одетых в унты и меховые комбинезо­ ны, стояла па старте. Парашютисты пол г чала последние указания от инструктора перед первым прыайой. Самолет виДен.Ьысоко в небе. Стихает гул м-лора. М&шйна дала небольшой врен, с плоскости ее борВШсь черная точка. Над ней Ьаметйулея бельШ длинный рукав и вдруг превратился в йупоЛ. Все в порядке. Парашютист плавнб снижается. Вскоре он на земле. Самолет поднймает следующего пара­ шютиста. — Товарищ Грызлов, приготовиться! Ваша очередь. — раздавая команда инст­ руктора. Самолет легко оторвался от земли и стал набирать высоту. Впервые я поднялся в воздух. Какими маленькими кажутся домики, большим темным пятном чернеет вдали лес, степь становится шире, просторней. — Внимание! Приготовиться! Команда пилота выводит меня из задум­ чивости. Я вынимаю предохранительную чеку из полуавтомата и показываю ее пи­ лоту. А затем начинаю вылезать из каби­ ны. 5 ак тесна кабина, как трудно выби­ раться нз нее. Тяжелый парашют тянет назад, ноги, обутые в унты, кажутся пу­ довыми. С трудом поднимаю одну ногу, пе­ ребрасываю ее через борт и грузно пере­ валиваюсь через него. — Пошел! — кричит летчик. Но нужно еще выбраться на плоскость. А это нелегко сделать. Наконец я на пло- вдруг услышал новую команду: — Отставить. / Было ужо поздно, саз»лет прошея рас­ четную точт:у. — Я прыгну, иначе мне не удержаться па плоскости, меня сшибет! — прокричал я летчику. Тот приказал наклонить голову в каби­ ну и крепче держаться за борт. Самолет уже потерял высоту. И здесь случилось неожиданное... Я забыл о вынутой предохранительной чеке полуавтомата. Парашют вдруг открылся. Резкий ры­ вок сорвал меня с плоскости. Запенив­ шись куполом парашюта &а хвостовое опе­ рение, я повис в воздухе. Положение было критическим. Но я не растерялся. Выхватив нож, стал перере­ зать стропы парашюта, надеясь спустить­ ся на.запасном. Успел перерезать несколько строп, как вдруг самолет резко развернулся, и я со­ скользнул с хвостового оперения. Но на этот парашют, часть строп которого была перерезана, рассчитывать не приходилось. Я стал распускать запасной. И только что купол запасного парашю­ та наполнился воздухом, как я приземлил - 1 ся. Ко мне бежали со всех сторон люди, не на шутку встревоженные происшедшим. Но я встал в спокойно стал собирать парашют. Так не совсем удачно закончился мой пер­ вый прыжок. После этого Грызлову долго не разре­ шали прыгать. Но Коистайтав не волно* вался, был хладнокровен и спокоен. Нет, он не боится, он хочет прьн’ать, он буде? прыгать! Целый месяц Константин надоедал ин­ структору, доказывал Свое йрАво йа пры­ жок. Й вот, наконец, разрешение получено. Второй прыжок прозеден успешно. А даль­ ше пошло совсем хорошо. Грызлов стал прыгать с разных Типов самолетов. Счет прыжков рос, прыжки ус­ ложнялись. Константин прыгал на воду, совершал прыжки с задержкой раскрытая парашюта. Отличаясь хладнокровием и большой силой воли, Грызлов пркгал уме­ ло и грамотно. He р&з его оТМейаай и по­ ощряли. Скоро ему было йрисвоейо звайиб спортсмена-парашютиста. А вслe i за тем он был послан на курсы Инструкторов па­ рашютного спорта. На кур4&х Койст&нтин приобрел новые знания й намного увели­ чил счет прыжков. После окончаний курсов инструктор па­ рашютного спорта Константин Грызлов уже. сам учил других. Он «производил выбро-, ску» молодых парашютистов к ерьг тал сам. Он испытывал парашюты, со­ вершал экспериментальное прыжки, пры­ гал с кислородным прибором. Шли годы, росли знания, накапливался опыт. Находясь на службе в рядах Военно- Морского Флота, я не прерываю свявь с тов. Грызловым, который продолжает со­ вершенствовать знания и навыки, пере­ давая свой' богатый опыт ученикам. — Парашютист должен быть человеком волевым, выносливым., физически разви­ тым, — говорил Грызлов. — Парашютный спорт — спорт смелых. Слушая своего учителя, парашютисты мечтают стать такими *е .х как он. Число учеников коммуниста Грызлова растет. Й в том, чтобы растить ка*ры смелых и уме­ лых парашютистов, видит для себя почет­ ную задачу коммунист Грызлов. П. ВОСТРЫШЕВ. Они пе пройдут! Рисунок старшины 1 статьи А. Щеникова. Личный пример старшины Что В нашем подразделении на-днях прохо­ дила проверка по выполнению личным составом нормативов. Многие матросы по­ казали на проверке хорошую подготовку и отличное знание своего дела. Командир отделения сержант Евпатов построил свой расчет у машины первым. По сигналу его матросы быстро заняли своп места и сразу же приступили в дей­ ствиям. Они протянули линию на 180 мет­ ров, показав при этом рекордное время. Вторым продемонстрировало свое мастерство отделение Григорьева. Оно также значи­ тельно перекрыло положенные нормативы. В действии матросов этих двух отделений не было суеты и лишних движений. У них все было отработано. ------- 0------- показала проверка На проверке сначала хорошо работали подчиненные Окружнова. Но при установ­ ке насоса на водоем их показатели ухуд­ шились. Шофер старший матрос Иванов дал. воду с запозданием. При замене задне­ го ската балл расчета Окружного упал еще ниже. В итоге это отделение эаняло послед­ нее место, показав недостаточную натрени­ рованность матросов. Проверка выявила положительные и от­ рицательные стороны подготовленности личного состава отделений. Опа также по­ казала, что лучших результатов добивают­ ся те отделения, где хорошо поставлена повседневная учеба матросов, где трени­ ровкам уделяют большое внимание. Старший матрос В. ГОРНЫЙ. Матросы и старшины нашего корабля проявляют большой интерес к вс М ййой службе. Они часто собираются в свббОДйое время, чтобы послушать рассказы быва­ лых воинов и наших отличников. МйОгнх занимает допрос, как лучшие люди экипа­ жа стали Отличными специалистами, ён№ нымп моряками. Особо живо интересуется личный Состав успехами отличных отделений. Однажды кРканДпЬь* отделений разговарйвали со старшиной отличного отделения ста^шй- ной 1 статьй Околеловым. — Скажите, в чем залог вашего yCneia, как удалось вам добиться той), что КМ отделёйие стало отличйым? — обратйЛй к нему один из командиров отделений. — Я считаю, что все зависит от дис­ циплины. Чем крепче она, тем вьййе успе­ хи. Это прежде всего относится к самому старшине. Он должен быть самым дисцип­ линированным, самым исполйптельным, лучше всех в отделении знать Ьвою специ­ альность. Матросы всегда Смотрят на своего старшину: как он держится, как ведет себя. — Правильно говорит Околелэв, — под­ держал его присутствующий здесь боф*ай. — Всеми этими качествами обладает стар­ шина. Помню такой случай. В море разы­ грался шторм, наш корабль заливало пото­ ками воды. Вода попахала в трюмы и скапливалась там. Для осушки была пуще­ на помпа. На вахте тоща стоял стар­ ший матрос Гуманен», Он ввдел, что пом­ па работает, а вода не убывает в трюмах. Что-то надо было предпринять, а что, ма­ трос не звал. Наконец, положение созда­ лось опасное. Гуманенко доложил офицеру. Вызвали старшину 1 статьи Околелова. Ему нетрудно было разобраться в обста­ новке и он нашел возможности ускорить откачку воды. Вода в трюмах быстро ста­ ла убывать. Этот случай стал уроком для командира отделения и матросов. Старший матрос Гу* маненко надолго запомнил его и дал слово изучить специальность так, как знает ее старшина отделения мотористов старшина 1 статьи Околелов. С помощью своего командира он отлично овладел специаль­ ностью, сейчас является отличником бое­ вой и политической подготовки. Так Око­ лелов личным примером не однажды пока­ зывал матросам, что значит в совершенст­ ве знать боевую технику. Личный пример — основа успеха воспитательной работы, — закончил боцман. Справедливость этого вывода доказывает и опыт работы старшины 1 статьи Околе­ лова. СДм ои уже несйольво лет является отЛичнйком боевой и политической подго­ товки, двадцатью четырьмя поощрениями отвечена его безупречная служба. Ой не- щ)ерЫвво совершенствует свое боевое ма­ стерство, настойчиво учйт военному делу поЛчййенйыХ. Когда однажды потребовалось срочно от­ ремонтировать и ввести в строй один вспо­ могательной механизм, старшина умело ра£пределил работу н, не считаясь со вре- мейем, сам <*тал работать у механизма. Глядя на него, подолгу, без перерывов ра­ ботали и подчиненные. МёхШём был введен в строй досрочно. Старшина 1 статьи Околелов непрерыв­ но повышает свои политические знания. Околелой является слушателем вечерней партийной Шйолы. Много времени старши­ на уделяет изучению трудов классиков наркёй&а-денннизмас Ои имеет хорошо со­ ставленное конспекты. Немалых успехов добился й его подчиненный старший ма­ трос Матвеев. Он вместе с командиром от- дёяейнй посещает партшколу, месте с ним иэучает рекомендованную литературу. Не отстают и другие воины отделения. Старшина 1 статьи Околелов смог привить своим подчиненным любовь к учебе. Комсомольцы боевой части кзбрали свое­ го старшину членом комсомольского бюро. Ой с честью оправдывает доверие коллек­ тива, аккуратному исполнению обществен­ ных поручений он приучил и свсях матро­ сов. Старший матрос Фомин хорошо справ­ ляется с обязанностями редактора ггенной газеты. Все матросы отделения стали ак­ тивными общественниками и помощнйклми своего старшины. Чтобы добиться высоких показате­ лей в дисциплине, Околелову много пришлось поработать с подчиненными. Так, у старшего матроса Фомина были ошибки. Старшина ежедневно беседовал о ним. Приме!) старшины не мог не подейство­ вать на матроса. Фомин уже не решался больше наруйать порядок. Повседневная товарищеская помощь помогла ему стать исправным моряком. Впоследствии старший матроб Фомин бы* об’явлен отличником боевой и политической подготовки. Старшина 1 статьи Околелов. положив в основу воспитания личный пример, суиел создать ёдоровый, крепкий коллектив, яв­ ляющийся гордостью корабли. • Есть (НЩ ййы . которые специальность свою одю т хорошо, могут самостоятельно выполнить лкЛую работу, ио если они не служат* дли Матросов примером в дисципли­ не, у них в отделении дела обстоят плохо. Какая польза от того, что командир отде­ ления является хорошим специалистом, если он обязанности начальника выпол­ няет плохо. Вот, например, старшина отделения ру­ левых старшина 2 статьи Тарараев. О нем нельзя сказать, что он плохо знает рулевое дело или пе может сделать то, что ему по­ ложено по специальности. И все же у Та- .рараева в отделении порядка мало. Его бойцы иногда нарушают дисциплину. Матрос Шалйн служит в отделении Та- рараева пе так давно. Шалин старательный рулевой, но он многого еше не внает. И в этом вина старшины. Он ведь ни раау не показал, как производится проверка часоё, где об этом записывается. Поэтому нет ни­ чего удивительного, что Шалин не может сверить корабельные часы, не знает, куда и как надо занести результаты сверки. У самого Тарараева дисциплина не на высоком уровне. У него бывают случаи на­ рушения порядка, он получает замечания при несении вахты, грубит с товарищами. О всех этих недостатках старшины знают матросы н у них складывается мнение о Тарараеве не в его пользу. Тарараев, допу­ ская нарушение дисциплины, лишает себя возможности требовать с матросов, по-на- стоящему бороться эа твердую воинскую дисциплину. Разве мог старшина 2 статьи Тарараев серьезно спросить со своего подчиненного матроса Шалила за то, что, будучи в го­ роде, тот не приветствовал старших. Ко­ нечно нет. Ведь старшина сам имел заме­ чание за такой же проступок. На опыте службы двух старшин отделе­ ний — старшины 1 статьи Околелова и старшины 2 статьи Тарараева— можно убе днться. насколько важен пример коман­ дира отделения в работе с подчиненными. Об этом же говорят и воинские уставы. Они обязывают старшину учить и воспи­ тывать матросов верными защитниками Родины, любящими и хорошо знающими военное дело моряками. Решить эту задачу может только тот старшина, который сам точно и неустанно соблюдает уставы, привык жить и рабо­ тать по уставам. Подчиненные учатся у своего командира отделения не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они во всем подражают ему. Если старшина действует по уставу, так будут делать и его матросы. Следовательно, чтобы сказать матросу: «Делай, как я», надо прежде саиоиу на­ учиться действовать без ошибок. Старший лейтенант Г. МИЗИКОВСКИЙ. Нота Советского Правительства Правительству Ирана 14 мая Советское Посольство в Пране направило Иранскому Правительству ноту следующего содержания: «Посольство СССР в Иране, по поруче­ нию Советского Правительства, обращает внимание Правительства Ирана на то, что за последнее время в ряде органов иран­ ской печати появились сообщения об орга­ низации «Акционерного Общества иранской нефти» для разведок и добычи нефти на всей территории Ирана, за исключением районов, входящих в концессию Англо- Иранской нефтяной компании. В частности, такое сообщение было опубликовано в га­ зете «Кейхан» 25 апреля 1950 г. В этом сообщении указывается, что «Акционерное Общество иранской нефти» в настоящее время заключает контракты с иностран­ ными предпринимателями на производство топографических работ, геологических изысканий и аэрофотос’емок, в первую очередь, в так называемой эопе № 1, включающей в себя северную часть Хоро- сапа, Горган, Мазандеран и Ги.тян, то есть районы, граничащие с Советским Союзом; Кроме того, «Акционерное Общество иранской нефти», по сообщению той же печати, закупило у американских компа­ ний -нефтяное оборудование для работ в той же зоне 1. Одновременно заключаются контракты с соответствующими американ­ скими экспертами. В этой связи следует напомнить, что так называемая Плановая организация по разработке и выполнению семилетнего плана Ирана в марте этого года прислала Посольству извещение о назначении тор­ гов на производство зэрофотос’емочных ра­ бот и составление карт граничащих с Со­ ветским Союзом районов северо-восточной части Горгана, Мазандерана и юго-запад- ной ч4сти Гиляна. В извещении указы­ вается, что районы аэрофотос’емок должны быть нанесены на карте для геологиче­ ских, промышленных н военных целей и лишь в небольшой части — для целей лесоводства, ирригации и городской пла­ нировки. В ответ на это извещение Советское Посольство заявило Иранскому Прави­ тельству, что об’явление указанных тор­ гов является непонятным и что, по мнению Посольства, все эти работы должны прово­ диться не иностранцами, а самим Ираном. Несмотря ва сделанное Посольством 8 ап­ реля напоминание. Иранское Правительст­ во до настоящего времени пе дало ответа на указанное заявление Посольства. Тем временем Ирапское Правительство продол­ жает осуществлять в районах вдоль совет­ ско-иранской границы мероприятия, имею­ щие, как это видно из упомянутого нзв^; . щения Плановой организации Ирана, и военное значение, причем к проведению этих мероприятий привлекаются иностран­ ные н, в частности, американские специа­ листы. Советское Правительство в своей ноте от 31 января 1948 г. уже обращало внима­ ние Иранского Правительства на ряд Фай­ тов. свидетельствующих о том. что деятель­ ность указанных выше иностранных пред-1 ставителей в Иране может создать опас­ ность для границ СССР. Проводимые в на­ стоящее время в северных районах Ирана мероприятия в связи с деятельностью «Ак­ ционерного Общества иранской нефти» noJ казывают. Что Иранское Правительство преследует в этих районах цели, несов­ местимые с добрососедскими отношениями между СССР и Ираном, предусмотренными положениями Советско-Иранского договора от 26 февраля 1921 г. Советское Правительство ожидает, что Иранским Правительством будут првкяТй необходимые меры к устранению создавше­ гося ненормального положения». (ТАСС). СУВОРОВСКАЯ „НАУКА ПОБЕЖДАТЬ" Агепсашрр Васильевич Суворов был вы­ дающимся русским полководцем. Память о нем хэаплт советские люди в своих серд­ цах. Вс.-т^пип вождь трудящихся товарищ Сталин в 1 - 1 *>ей исторической речи 7 нояб­ ря 1941 года на Красной площади в Моск­ ве в ряду имен наших выдающихся пред­ ков назвал имя Суворова. Всю свою сеиидесятплетнюго жизнь А. В. Суворов посвятил военному искусст­ ву, слупстппо Родине. В 15-летнем возра­ сте Александр Суворов зачисляется рядо­ вым в гвардейский Семеновский полк и через 6 лет получает звание сержанта. Службу он нес исправно. Помимо гоенных наук, Отпоров усиленно изучал иностран­ ные языки, математику, географию и исто­ рию. В 1754 году Суворов был произведен в поручики и назначен в Ннгермаплтнд- ский пехотпый полк. А. В. Суворов двигался по служебной лестюто, начиная от солдата, исключи­ тельно благодаря свои* недюженным спо­ собна тям, упорному труду. В 1756 году Россия в союзе с Франци­ ей п Австрией начала войну прошв Прус­ сии. По настойчивым просьбам Александр Суворов был откомандирован в действую­ щую армию. Эта война явилась для пего первой боевой школой. В 1759 году в чине подполконника Суворов принимает участие в сражении при Кунерсдорфе. Первая победа, одержанная нм при Ку* лерсдорфе, кладет начало его успешной полководческой деятельности. Успех и сла­ ва уз:с пе изменяют Суворову в течении всей его военной службы. В 1762 году Суворов производится в полковники и командует Астраханским, а затем Суздальским полками. В бытность командиром Суздальского полка Суворов выработал основные положения по обуче- пию солдат, изложил их в инструкции, ко­ торую назвал «Полковым учрежде­ нием». В дальнейшем инструкция совер­ шенствовалась, проверялась на деле и к 1796 году была оформлена в сборник военных правил, названных саэйм Суво­ ровым «Наукой побеждать». Суворов был новатором в военном деле. Его смелая Мысль шагнула значительно дальше западпо-европейекпх теоретиков \ того времени. В те времена в Пруссии и Австрии господствовала прусская военная система обучения. Палочная дисциплина, муштра, лйнейные боевые порядки и иятн- переходпая система снабжения являлись ее основой ЯпгоЙ боевой порядок, как высшее достижение фридрйхояокой военной систе­ мы. стал шаблопом и применялся во всех случаях боевой обстановки. Выдвижение ряда уступов против одного из флангов противника возводилась в идеал военном искусства. Постоянное стремление к осу­ ществлению этого шаблона было названо (Методизмом. Со стороны крупнейших военных авто­ ритетов методизм получил нелестную опенку. Касаясь катастрофического раз­ грома пруссаков под Пеной и Аузрштедтом, Энгельс писал: «Фридрих положил основа­ ние тому педантизму И муштре, котоэымн с. атпх пор оппчались пруссаки, л этим действительно подготовил их к беспри­ мерному позору Пены и Аузрпгтедта». Великим русским полководцем Суворо­ вым методизм не признавался вообще. Он иронически отзывался о пем, заявляя: «Пе надо методизма, а надо верный взгляд во­ енный». Опросив вое устаревшие долга, Суво­ ров создает свою систему военного обуче­ ния и сваи правила ведения боя. Он ни­ когда не придерживался шаблона, уста­ новленного в военной науке того времени, а применял свои приемы, соответствующие каждому случаю. Он выработал СВОЮ так­ тику, исходя из боевого опыта русской ар­ мии. Система Суворова вытекала из глубоко­ го осмысливания природы тогдашнего боя и суммировала богатейший боевой опыт. Суворовская «наука побеждать» написа­ на простым, доступным для солдата языком. Краткие отрывистые фразы легко запоми­ нались. Ничего липшего, ничего отвлечен" ного. Только абсолютно точные указания, как поступать в том или другом случае. «Наука побеждать» состояла из двух разделов: «Вахт-парад» и «вловесное поу­ чение солдатам,о знании, для них необхо­ димом». В противоположность фрадрпов- ской системе обучения, основанной на без­ душном отношения к солдату, бессозна­ тельной муштре и палочной дисциплине, Суворов в основу обучения в своей инст­ рукции положил разумное требование: .«Каждый воин должен понижать свой ма­ невр». Содержание «Вахт-иарада» отражает си­ стему двухстороннего учения (сквозные атаки — когда одна воинская часть дви­ гается против другой с ружьями на руку, с криками «ура» и только в момент встре­ чи поднимаются штыки). Эти мапевры были далеко пе безопасны, особенно, когда кавалерия шла на пехоту пли кавалерия против кавалерии. Такой характер обучения приближал солдата к действительной обстановке боя, к чему и стремился Суворов. Войска учились только в поле, в условиях, максимально прибли­ женных к боевым. Чтобы избежать однооб­ разия в обучении и не привить солдату не­ навистного шаблона, Суворов широко раз­ нообразил обучение. Он практиковал ноч* иыв учения, т гт крепостей и укрепле­ ний лагерей, тренировал войска в длитель­ ных походах независимо от погоды, време­ ни года й состояния дорог. «Солдаты учение любят. — писал он, — лишь бы кратко и с толком». «Лег ко в уч^ййй. тяжело в походе: тяжело в уйёний. легко в бою*. В «Словесном поучении солдатам» Суво­ ров Ш краткий свод правил военного искусства. Стремительность, штыковой удар, насту йательяость — *то вое было в духе рус­ ского солдата и для него солдатская грамо­ та — «Наука побеждать» была особенно понятна. Суворов придавая первостепенное значе­ ние пггыку. Штык в руках русского солда­ та представляет собой мощное оружие, спо­ собное сокрушить превосходящего по чис­ ленности врага. В «Пауке побеждать» дается указание, как действовать шты­ ком. «...Штыком коли крепко. Пуля обми­ шулится, штык не обмишулится... Коли один раз... Коли другого, коли третьего. Богатырь заколет поддгожины. а я видел в больше*.. Береги пулю в дуле. Трое наско­ чат. Первого заколн. второго застрели, третьему штыком карачун...». Будучи поклонником пггьгка, Суворов не забывал о важности стрелковой подго товки. Знаменитое суворовское — «Пуля дура, штык молодец» — отнюдь не выра­ жает его пренебрежения к стрелковому оружию. «Для пальбы стреляй сильно в мишень... Мы стреляем цельно... Береги пулю на три дня, а иногда па целую кам­ панию. как негде веять. Стрелян редко, да метко,i;». В «Науке побеждать» имеются три ос- новые правила суворовского военного искусства. Первое — глазомер: «Как в лагере стать, как Л . l U U U A t i / . " l l ' l i w и «1 | M I . i l l 1Д41 1 V. • Д 19 U 1 маршировать, где атаковать, J пепрпятсль больше... гнать и бить» — вто прежде всего сообра­ зительность, способность и навыки быст­ рой ориентировки в любой местности и лю­ бой обстановке. Второе — быстрота: «Немедленно испол­ няй повеленпое! ...Первые задних не жди... На первом десятке отдыху час... Второй Де­ сяток отбой, Ьтдыху больше...». Дальше полководец поясняет: «По сей быстроте и люди не устали: неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли из далека, то в двух н трехстах и больше. Вдруг мы на пего, как снег на голову! Закружйтся у него голова: Атакуй с чем пришел..;». Часто Суворов говорил своим офицерам и солдатам: «Быстрота и внезапность заменя­ ет число», «воюют не числом, а уменьем». Третье — натиск: «Нога ногу подкреп­ ляет, рука руку усиляет... В двух шерен­ гах сила. а трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает». Если быстрота маневра суворовских войск создавала преимущество внезапно­ сти. то решнтельпый и всесокрушающий натиск еще больше увеличивал это преи­ мущество. «Наука побеждать» убедительно показы­ вает заботу Суворова о солдате во время стремительных маршей. «Кашеварные по­ возки впереди с палаточными ящиками. Братпы пришли, к каше поспели. Артель­ ные старосты: к кашам! Па завтраке o r дых четыре часа: то же самое в почлегу отдых шесть часов и до восьми, какова до­ рога. А сблпжаясь к неприятелю, котлы с припасами гноровленьг к палаточным ящи­ кам: дрова запасены на оных же». Суворов не мог мириться с нераспоряди­ тельностью, печпстосердечностыо, лукав­ ством, нсзпанством и двуличностью. Он старался воспитать в солдате прямоту, че­ стность, сооГфазительность. решительность и тв-ертостт». Он не обошел и этою вопроса в своей «Науке побеждать» — «Богаты­ ри! неприятель от вас дрожит, но есть проклятая немогу­ знайка, наиека, еагадка, лживка, xfn&BJ ка... От немогузнайки было много беды.^ Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву»... Не забыл Суворов сказать и об учв* ннн солдат. «Ученье свет, а неучейЬв тьма. Дело мастера боится. И крестьянин (когда) не умеет сохой владеть» (*ак) хлеб не родится. За ученого трех неуче­ ных дают, нам мало трех, давай нам шесть, нам мало шести, давай нам десять на одного: всех побьем, повалим, в полон возьмем... Вот, братцы, воинской обучение». Суворов употреблял много символических фраз, под которыми солдат должен был По­ нимать исключительно их военное значе** ние, например: «Медведя буди на рогати­ ну» или «Волка не спугивай без облавы»,- что означало: попусту не тревожь против­ ника, не спугивай его, пока не будет пбд** готовлена общая ббевая операция, гаранта рующая успех. «Наука побеждать» не была издана при жизни Суворова. Инструкция распростра­ нялась в рукописных списках. Несмотря на то. что современные сред** ства ведения боя отличаются от су­ воровских времен, однако основные прави­ ла «Науки побеждать»— глазомер, быстрота и натиск, а также сила русского штыково­ го удара — остаются в силе до наших дней да и на будущее. Всем еше памятны ion Великой Отечественной воины, где быстрота и патиск решали участь боя 6 пользу Советской Армии. Суворовские традпппп живут в Совет-' ской Армии. Имя Суворова носят военные [чилпща, отличившиеся дивизии. Указом резпдпума Верховного Совета С€СР от 29 июля 1942 года учрежден орден Суворова 1. 2 и Я степепей в память великого рус­ ского полководца. Память о Суворове, великом русском полководце, долго бп е т жить в сердцах всех советских людей. И. ОБЕРТАС. ё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz