На страже Заполярья. 1950 год. Май.
H a *г*п»?*с«' З а п о л я р а а Ye язя 1956 г.. ТС Т14 (3727). Профессия смелых Стать парашютистом — бызго моей дав- j скости. И только хотел прыгать, как И З РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА к о щ у р с ншоней почтой. Она зародилась у меня еще до призыва на флот. Долго не мог я осуществить эту мечту. И только, когда пожкомился с инспектором парашютно го спорта Грызловым, понял, что с его по мощью стапу парашютистом. Однажды Грызлов предложил мне совер ши гь прыжок с парашютом. Я с радостью согласился. Но прежде, чем прыгать, нужно было хорошо» изучить теорию прыжка. Константин Васильевич помог мне в этом. Вскоре я был достаточно под готовлен. Через несколько дней самолет поднял пас в воздух. Расчетный прыжок делал сам Грызлов. Мы, молодью парашютисты, наблюдали за его действиями. На его лицо нельзя было прочесть даже следов волнения. Он сел па корточки, посмотрел вниз с высоты 1.100 метров, выпрямился и, оттолкнувг лшсь, стремительно полетел к земле. Че рез несколько секунд перед нами уже бе лел купол парашюта, Это был 251-й прыжок инструктора па рашютного спорта Константина Грызлова! Самолет сделал второй заход. Теперь паша очередь. Один за другим мы выбра сывались из самолета... Позже, мой учитель поздравил меня с первым прыжком и спросил: — Ну, как самочувствие? Волновались? — Немножко. •— ответил я и поделился своими впечатлениями. — Ничего, Все будегг хорошо, — ска зал мне Г рызлов . — Главное, не теряй тесь. Делайте так, как вас учат, б не до пускайте ошибок. — А ведь я тоже так начинал, — про должал он, закуривая папироску. И Грызлов рассказал мне о своем пер вом прыжке. ...Стоял ясный, солнечный . день. На аэродром Царило ожййлейие. fttfnna лю дей, одетых в унты и меховые комбинезо ны, стояла па старте. Парашютисты пол г чала последние указания от инструктора перед первым прыайой. Самолет виДен.Ьысоко в небе. Стихает гул м-лора. М&шйна дала небольшой врен, с плоскости ее борВШсь черная точка. Над ней Ьаметйулея бельШ длинный рукав и вдруг превратился в йупоЛ. Все в порядке. Парашютист плавнб снижается. Вскоре он на земле. Самолет поднймает следующего пара шютиста. — Товарищ Грызлов, приготовиться! Ваша очередь. — раздавая команда инст руктора. Самолет легко оторвался от земли и стал набирать высоту. Впервые я поднялся в воздух. Какими маленькими кажутся домики, большим темным пятном чернеет вдали лес, степь становится шире, просторней. — Внимание! Приготовиться! Команда пилота выводит меня из задум чивости. Я вынимаю предохранительную чеку из полуавтомата и показываю ее пи лоту. А затем начинаю вылезать из каби ны. 5 ак тесна кабина, как трудно выби раться нз нее. Тяжелый парашют тянет назад, ноги, обутые в унты, кажутся пу довыми. С трудом поднимаю одну ногу, пе ребрасываю ее через борт и грузно пере валиваюсь через него. — Пошел! — кричит летчик. Но нужно еще выбраться на плоскость. А это нелегко сделать. Наконец я на пло- вдруг услышал новую команду: — Отставить. / Было ужо поздно, саз»лет прошея рас четную точт:у. — Я прыгну, иначе мне не удержаться па плоскости, меня сшибет! — прокричал я летчику. Тот приказал наклонить голову в каби ну и крепче держаться за борт. Самолет уже потерял высоту. И здесь случилось неожиданное... Я забыл о вынутой предохранительной чеке полуавтомата. Парашют вдруг открылся. Резкий ры вок сорвал меня с плоскости. Запенив шись куполом парашюта &а хвостовое опе рение, я повис в воздухе. Положение было критическим. Но я не растерялся. Выхватив нож, стал перере зать стропы парашюта, надеясь спустить ся на.запасном. Успел перерезать несколько строп, как вдруг самолет резко развернулся, и я со скользнул с хвостового оперения. Но на этот парашют, часть строп которого была перерезана, рассчитывать не приходилось. Я стал распускать запасной. И только что купол запасного парашю та наполнился воздухом, как я приземлил - 1 ся. Ко мне бежали со всех сторон люди, не на шутку встревоженные происшедшим. Но я встал в спокойно стал собирать парашют. Так не совсем удачно закончился мой пер вый прыжок. После этого Грызлову долго не разре шали прыгать. Но Коистайтав не волно* вался, был хладнокровен и спокоен. Нет, он не боится, он хочет прьн’ать, он буде? прыгать! Целый месяц Константин надоедал ин структору, доказывал Свое йрАво йа пры жок. Й вот, наконец, разрешение получено. Второй прыжок прозеден успешно. А даль ше пошло совсем хорошо. Грызлов стал прыгать с разных Типов самолетов. Счет прыжков рос, прыжки ус ложнялись. Константин прыгал на воду, совершал прыжки с задержкой раскрытая парашюта. Отличаясь хладнокровием и большой силой воли, Грызлов пркгал уме ло и грамотно. He р&з его оТМейаай и по ощряли. Скоро ему было йрисвоейо звайиб спортсмена-парашютиста. А вслe i за тем он был послан на курсы Инструкторов па рашютного спорта. На кур4&х Койст&нтин приобрел новые знания й намного увели чил счет прыжков. После окончаний курсов инструктор па рашютного спорта Константин Грызлов уже. сам учил других. Он «производил выбро-, ску» молодых парашютистов к ерьг тал сам. Он испытывал парашюты, со вершал экспериментальное прыжки, пры гал с кислородным прибором. Шли годы, росли знания, накапливался опыт. Находясь на службе в рядах Военно- Морского Флота, я не прерываю свявь с тов. Грызловым, который продолжает со вершенствовать знания и навыки, пере давая свой' богатый опыт ученикам. — Парашютист должен быть человеком волевым, выносливым., физически разви тым, — говорил Грызлов. — Парашютный спорт — спорт смелых. Слушая своего учителя, парашютисты мечтают стать такими *е .х как он. Число учеников коммуниста Грызлова растет. Й в том, чтобы растить ка*ры смелых и уме лых парашютистов, видит для себя почет ную задачу коммунист Грызлов. П. ВОСТРЫШЕВ. Они пе пройдут! Рисунок старшины 1 статьи А. Щеникова. Личный пример старшины Что В нашем подразделении на-днях прохо дила проверка по выполнению личным составом нормативов. Многие матросы по казали на проверке хорошую подготовку и отличное знание своего дела. Командир отделения сержант Евпатов построил свой расчет у машины первым. По сигналу его матросы быстро заняли своп места и сразу же приступили в дей ствиям. Они протянули линию на 180 мет ров, показав при этом рекордное время. Вторым продемонстрировало свое мастерство отделение Григорьева. Оно также значи тельно перекрыло положенные нормативы. В действии матросов этих двух отделений не было суеты и лишних движений. У них все было отработано. ------- 0------- показала проверка На проверке сначала хорошо работали подчиненные Окружнова. Но при установ ке насоса на водоем их показатели ухуд шились. Шофер старший матрос Иванов дал. воду с запозданием. При замене задне го ската балл расчета Окружного упал еще ниже. В итоге это отделение эаняло послед нее место, показав недостаточную натрени рованность матросов. Проверка выявила положительные и от рицательные стороны подготовленности личного состава отделений. Опа также по казала, что лучших результатов добивают ся те отделения, где хорошо поставлена повседневная учеба матросов, где трени ровкам уделяют большое внимание. Старший матрос В. ГОРНЫЙ. Матросы и старшины нашего корабля проявляют большой интерес к вс М ййой службе. Они часто собираются в свббОДйое время, чтобы послушать рассказы быва лых воинов и наших отличников. МйОгнх занимает допрос, как лучшие люди экипа жа стали Отличными специалистами, ён№ нымп моряками. Особо живо интересуется личный Состав успехами отличных отделений. Однажды кРканДпЬь* отделений разговарйвали со старшиной отличного отделения ста^шй- ной 1 статьй Околеловым. — Скажите, в чем залог вашего yCneia, как удалось вам добиться той), что КМ отделёйие стало отличйым? — обратйЛй к нему один из командиров отделений. — Я считаю, что все зависит от дис циплины. Чем крепче она, тем вьййе успе хи. Это прежде всего относится к самому старшине. Он должен быть самым дисцип линированным, самым исполйптельным, лучше всех в отделении знать Ьвою специ альность. Матросы всегда Смотрят на своего старшину: как он держится, как ведет себя. — Правильно говорит Околелэв, — под держал его присутствующий здесь боф*ай. — Всеми этими качествами обладает стар шина. Помню такой случай. В море разы грался шторм, наш корабль заливало пото ками воды. Вода попахала в трюмы и скапливалась там. Для осушки была пуще на помпа. На вахте тоща стоял стар ший матрос Гуманен», Он ввдел, что пом па работает, а вода не убывает в трюмах. Что-то надо было предпринять, а что, ма трос не звал. Наконец, положение созда лось опасное. Гуманенко доложил офицеру. Вызвали старшину 1 статьи Околелова. Ему нетрудно было разобраться в обста новке и он нашел возможности ускорить откачку воды. Вода в трюмах быстро ста ла убывать. Этот случай стал уроком для командира отделения и матросов. Старший матрос Гу* маненко надолго запомнил его и дал слово изучить специальность так, как знает ее старшина отделения мотористов старшина 1 статьи Околелов. С помощью своего командира он отлично овладел специаль ностью, сейчас является отличником бое вой и политической подготовки. Так Око лелов личным примером не однажды пока зывал матросам, что значит в совершенст ве знать боевую технику. Личный пример — основа успеха воспитательной работы, — закончил боцман. Справедливость этого вывода доказывает и опыт работы старшины 1 статьи Околе лова. СДм ои уже несйольво лет является отЛичнйком боевой и политической подго товки, двадцатью четырьмя поощрениями отвечена его безупречная служба. Ой не- щ)ерЫвво совершенствует свое боевое ма стерство, настойчиво учйт военному делу поЛчййенйыХ. Когда однажды потребовалось срочно от ремонтировать и ввести в строй один вспо могательной механизм, старшина умело ра£пределил работу н, не считаясь со вре- мейем, сам <*тал работать у механизма. Глядя на него, подолгу, без перерывов ра ботали и подчиненные. МёхШём был введен в строй досрочно. Старшина 1 статьи Околелов непрерыв но повышает свои политические знания. Околелой является слушателем вечерней партийной Шйолы. Много времени старши на уделяет изучению трудов классиков наркёй&а-денннизмас Ои имеет хорошо со ставленное конспекты. Немалых успехов добился й его подчиненный старший ма трос Матвеев. Он вместе с командиром от- дёяейнй посещает партшколу, месте с ним иэучает рекомендованную литературу. Не отстают и другие воины отделения. Старшина 1 статьи Околелов смог привить своим подчиненным любовь к учебе. Комсомольцы боевой части кзбрали свое го старшину членом комсомольского бюро. Ой с честью оправдывает доверие коллек тива, аккуратному исполнению обществен ных поручений он приучил и свсях матро сов. Старший матрос Фомин хорошо справ ляется с обязанностями редактора ггенной газеты. Все матросы отделения стали ак тивными общественниками и помощнйклми своего старшины. Чтобы добиться высоких показате лей в дисциплине, Околелову много пришлось поработать с подчиненными. Так, у старшего матроса Фомина были ошибки. Старшина ежедневно беседовал о ним. Приме!) старшины не мог не подейство вать на матроса. Фомин уже не решался больше наруйать порядок. Повседневная товарищеская помощь помогла ему стать исправным моряком. Впоследствии старший матроб Фомин бы* об’явлен отличником боевой и политической подготовки. Старшина 1 статьи Околелов. положив в основу воспитания личный пример, суиел создать ёдоровый, крепкий коллектив, яв ляющийся гордостью корабли. • Есть (НЩ ййы . которые специальность свою одю т хорошо, могут самостоятельно выполнить лкЛую работу, ио если они не служат* дли Матросов примером в дисципли не, у них в отделении дела обстоят плохо. Какая польза от того, что командир отде ления является хорошим специалистом, если он обязанности начальника выпол няет плохо. Вот, например, старшина отделения ру левых старшина 2 статьи Тарараев. О нем нельзя сказать, что он плохо знает рулевое дело или пе может сделать то, что ему по ложено по специальности. И все же у Та- .рараева в отделении порядка мало. Его бойцы иногда нарушают дисциплину. Матрос Шалйн служит в отделении Та- рараева пе так давно. Шалин старательный рулевой, но он многого еше не внает. И в этом вина старшины. Он ведь ни раау не показал, как производится проверка часоё, где об этом записывается. Поэтому нет ни чего удивительного, что Шалин не может сверить корабельные часы, не знает, куда и как надо занести результаты сверки. У самого Тарараева дисциплина не на высоком уровне. У него бывают случаи на рушения порядка, он получает замечания при несении вахты, грубит с товарищами. О всех этих недостатках старшины знают матросы н у них складывается мнение о Тарараеве не в его пользу. Тарараев, допу ская нарушение дисциплины, лишает себя возможности требовать с матросов, по-на- стоящему бороться эа твердую воинскую дисциплину. Разве мог старшина 2 статьи Тарараев серьезно спросить со своего подчиненного матроса Шалила за то, что, будучи в го роде, тот не приветствовал старших. Ко нечно нет. Ведь старшина сам имел заме чание за такой же проступок. На опыте службы двух старшин отделе ний — старшины 1 статьи Околелова и старшины 2 статьи Тарараева— можно убе днться. насколько важен пример коман дира отделения в работе с подчиненными. Об этом же говорят и воинские уставы. Они обязывают старшину учить и воспи тывать матросов верными защитниками Родины, любящими и хорошо знающими военное дело моряками. Решить эту задачу может только тот старшина, который сам точно и неустанно соблюдает уставы, привык жить и рабо тать по уставам. Подчиненные учатся у своего командира отделения не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они во всем подражают ему. Если старшина действует по уставу, так будут делать и его матросы. Следовательно, чтобы сказать матросу: «Делай, как я», надо прежде саиоиу на учиться действовать без ошибок. Старший лейтенант Г. МИЗИКОВСКИЙ. Нота Советского Правительства Правительству Ирана 14 мая Советское Посольство в Пране направило Иранскому Правительству ноту следующего содержания: «Посольство СССР в Иране, по поруче нию Советского Правительства, обращает внимание Правительства Ирана на то, что за последнее время в ряде органов иран ской печати появились сообщения об орга низации «Акционерного Общества иранской нефти» для разведок и добычи нефти на всей территории Ирана, за исключением районов, входящих в концессию Англо- Иранской нефтяной компании. В частности, такое сообщение было опубликовано в га зете «Кейхан» 25 апреля 1950 г. В этом сообщении указывается, что «Акционерное Общество иранской нефти» в настоящее время заключает контракты с иностран ными предпринимателями на производство топографических работ, геологических изысканий и аэрофотос’емок, в первую очередь, в так называемой эопе № 1, включающей в себя северную часть Хоро- сапа, Горган, Мазандеран и Ги.тян, то есть районы, граничащие с Советским Союзом; Кроме того, «Акционерное Общество иранской нефти», по сообщению той же печати, закупило у американских компа ний -нефтяное оборудование для работ в той же зоне 1. Одновременно заключаются контракты с соответствующими американ скими экспертами. В этой связи следует напомнить, что так называемая Плановая организация по разработке и выполнению семилетнего плана Ирана в марте этого года прислала Посольству извещение о назначении тор гов на производство зэрофотос’емочных ра бот и составление карт граничащих с Со ветским Союзом районов северо-восточной части Горгана, Мазандерана и юго-запад- ной ч4сти Гиляна. В извещении указы вается, что районы аэрофотос’емок должны быть нанесены на карте для геологиче ских, промышленных н военных целей и лишь в небольшой части — для целей лесоводства, ирригации и городской пла нировки. В ответ на это извещение Советское Посольство заявило Иранскому Прави тельству, что об’явление указанных тор гов является непонятным и что, по мнению Посольства, все эти работы должны прово диться не иностранцами, а самим Ираном. Несмотря ва сделанное Посольством 8 ап реля напоминание. Иранское Правительст во до настоящего времени пе дало ответа на указанное заявление Посольства. Тем временем Ирапское Правительство продол жает осуществлять в районах вдоль совет ско-иранской границы мероприятия, имею щие, как это видно из упомянутого нзв^; . щения Плановой организации Ирана, и военное значение, причем к проведению этих мероприятий привлекаются иностран ные н, в частности, американские специа листы. Советское Правительство в своей ноте от 31 января 1948 г. уже обращало внима ние Иранского Правительства на ряд Фай тов. свидетельствующих о том. что деятель ность указанных выше иностранных пред-1 ставителей в Иране может создать опас ность для границ СССР. Проводимые в на стоящее время в северных районах Ирана мероприятия в связи с деятельностью «Ак ционерного Общества иранской нефти» noJ казывают. Что Иранское Правительство преследует в этих районах цели, несов местимые с добрососедскими отношениями между СССР и Ираном, предусмотренными положениями Советско-Иранского договора от 26 февраля 1921 г. Советское Правительство ожидает, что Иранским Правительством будут првкяТй необходимые меры к устранению создавше гося ненормального положения». (ТАСС). СУВОРОВСКАЯ „НАУКА ПОБЕЖДАТЬ" Агепсашрр Васильевич Суворов был вы дающимся русским полководцем. Память о нем хэаплт советские люди в своих серд цах. Вс.-т^пип вождь трудящихся товарищ Сталин в 1 - 1 *>ей исторической речи 7 нояб ря 1941 года на Красной площади в Моск ве в ряду имен наших выдающихся пред ков назвал имя Суворова. Всю свою сеиидесятплетнюго жизнь А. В. Суворов посвятил военному искусст ву, слупстппо Родине. В 15-летнем возра сте Александр Суворов зачисляется рядо вым в гвардейский Семеновский полк и через 6 лет получает звание сержанта. Службу он нес исправно. Помимо гоенных наук, Отпоров усиленно изучал иностран ные языки, математику, географию и исто рию. В 1754 году Суворов был произведен в поручики и назначен в Ннгермаплтнд- ский пехотпый полк. А. В. Суворов двигался по служебной лестюто, начиная от солдата, исключи тельно благодаря свои* недюженным спо собна тям, упорному труду. В 1756 году Россия в союзе с Франци ей п Австрией начала войну прошв Прус сии. По настойчивым просьбам Александр Суворов был откомандирован в действую щую армию. Эта война явилась для пего первой боевой школой. В 1759 году в чине подполконника Суворов принимает участие в сражении при Кунерсдорфе. Первая победа, одержанная нм при Ку* лерсдорфе, кладет начало его успешной полководческой деятельности. Успех и сла ва уз:с пе изменяют Суворову в течении всей его военной службы. В 1762 году Суворов производится в полковники и командует Астраханским, а затем Суздальским полками. В бытность командиром Суздальского полка Суворов выработал основные положения по обуче- пию солдат, изложил их в инструкции, ко торую назвал «Полковым учрежде нием». В дальнейшем инструкция совер шенствовалась, проверялась на деле и к 1796 году была оформлена в сборник военных правил, названных саэйм Суво ровым «Наукой побеждать». Суворов был новатором в военном деле. Его смелая Мысль шагнула значительно дальше западпо-европейекпх теоретиков \ того времени. В те времена в Пруссии и Австрии господствовала прусская военная система обучения. Палочная дисциплина, муштра, лйнейные боевые порядки и иятн- переходпая система снабжения являлись ее основой ЯпгоЙ боевой порядок, как высшее достижение фридрйхояокой военной систе мы. стал шаблопом и применялся во всех случаях боевой обстановки. Выдвижение ряда уступов против одного из флангов противника возводилась в идеал военном искусства. Постоянное стремление к осу ществлению этого шаблона было названо (Методизмом. Со стороны крупнейших военных авто ритетов методизм получил нелестную опенку. Касаясь катастрофического раз грома пруссаков под Пеной и Аузрштедтом, Энгельс писал: «Фридрих положил основа ние тому педантизму И муштре, котоэымн с. атпх пор оппчались пруссаки, л этим действительно подготовил их к беспри мерному позору Пены и Аузрпгтедта». Великим русским полководцем Суворо вым методизм не признавался вообще. Он иронически отзывался о пем, заявляя: «Пе надо методизма, а надо верный взгляд во енный». Опросив вое устаревшие долга, Суво ров создает свою систему военного обуче ния и сваи правила ведения боя. Он ни когда не придерживался шаблона, уста новленного в военной науке того времени, а применял свои приемы, соответствующие каждому случаю. Он выработал СВОЮ так тику, исходя из боевого опыта русской ар мии. Система Суворова вытекала из глубоко го осмысливания природы тогдашнего боя и суммировала богатейший боевой опыт. Суворовская «наука побеждать» написа на простым, доступным для солдата языком. Краткие отрывистые фразы легко запоми нались. Ничего липшего, ничего отвлечен" ного. Только абсолютно точные указания, как поступать в том или другом случае. «Наука побеждать» состояла из двух разделов: «Вахт-парад» и «вловесное поу чение солдатам,о знании, для них необхо димом». В противоположность фрадрпов- ской системе обучения, основанной на без душном отношения к солдату, бессозна тельной муштре и палочной дисциплине, Суворов в основу обучения в своей инст рукции положил разумное требование: .«Каждый воин должен понижать свой ма невр». Содержание «Вахт-иарада» отражает си стему двухстороннего учения (сквозные атаки — когда одна воинская часть дви гается против другой с ружьями на руку, с криками «ура» и только в момент встре чи поднимаются штыки). Эти мапевры были далеко пе безопасны, особенно, когда кавалерия шла на пехоту пли кавалерия против кавалерии. Такой характер обучения приближал солдата к действительной обстановке боя, к чему и стремился Суворов. Войска учились только в поле, в условиях, максимально прибли женных к боевым. Чтобы избежать однооб разия в обучении и не привить солдату не навистного шаблона, Суворов широко раз нообразил обучение. Он практиковал ноч* иыв учения, т гт крепостей и укрепле ний лагерей, тренировал войска в длитель ных походах независимо от погоды, време ни года й состояния дорог. «Солдаты учение любят. — писал он, — лишь бы кратко и с толком». «Лег ко в уч^ййй. тяжело в походе: тяжело в уйёний. легко в бою*. В «Словесном поучении солдатам» Суво ров Ш краткий свод правил военного искусства. Стремительность, штыковой удар, насту йательяость — *то вое было в духе рус ского солдата и для него солдатская грамо та — «Наука побеждать» была особенно понятна. Суворов придавая первостепенное значе ние пггыку. Штык в руках русского солда та представляет собой мощное оружие, спо собное сокрушить превосходящего по чис ленности врага. В «Пауке побеждать» дается указание, как действовать шты ком. «...Штыком коли крепко. Пуля обми шулится, штык не обмишулится... Коли один раз... Коли другого, коли третьего. Богатырь заколет поддгожины. а я видел в больше*.. Береги пулю в дуле. Трое наско чат. Первого заколн. второго застрели, третьему штыком карачун...». Будучи поклонником пггьгка, Суворов не забывал о важности стрелковой подго товки. Знаменитое суворовское — «Пуля дура, штык молодец» — отнюдь не выра жает его пренебрежения к стрелковому оружию. «Для пальбы стреляй сильно в мишень... Мы стреляем цельно... Береги пулю на три дня, а иногда па целую кам панию. как негде веять. Стрелян редко, да метко,i;». В «Науке побеждать» имеются три ос- новые правила суворовского военного искусства. Первое — глазомер: «Как в лагере стать, как Л . l U U U A t i / . " l l ' l i w и «1 | M I . i l l 1Д41 1 V. • Д 19 U 1 маршировать, где атаковать, J пепрпятсль больше... гнать и бить» — вто прежде всего сообра зительность, способность и навыки быст рой ориентировки в любой местности и лю бой обстановке. Второе — быстрота: «Немедленно испол няй повеленпое! ...Первые задних не жди... На первом десятке отдыху час... Второй Де сяток отбой, Ьтдыху больше...». Дальше полководец поясняет: «По сей быстроте и люди не устали: неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли из далека, то в двух н трехстах и больше. Вдруг мы на пего, как снег на голову! Закружйтся у него голова: Атакуй с чем пришел..;». Часто Суворов говорил своим офицерам и солдатам: «Быстрота и внезапность заменя ет число», «воюют не числом, а уменьем». Третье — натиск: «Нога ногу подкреп ляет, рука руку усиляет... В двух шерен гах сила. а трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает». Если быстрота маневра суворовских войск создавала преимущество внезапно сти. то решнтельпый и всесокрушающий натиск еще больше увеличивал это преи мущество. «Наука побеждать» убедительно показы вает заботу Суворова о солдате во время стремительных маршей. «Кашеварные по возки впереди с палаточными ящиками. Братпы пришли, к каше поспели. Артель ные старосты: к кашам! Па завтраке o r дых четыре часа: то же самое в почлегу отдых шесть часов и до восьми, какова до рога. А сблпжаясь к неприятелю, котлы с припасами гноровленьг к палаточным ящи кам: дрова запасены на оных же». Суворов не мог мириться с нераспоряди тельностью, печпстосердечностыо, лукав ством, нсзпанством и двуличностью. Он старался воспитать в солдате прямоту, че стность, сооГфазительность. решительность и тв-ертостт». Он не обошел и этою вопроса в своей «Науке побеждать» — «Богаты ри! неприятель от вас дрожит, но есть проклятая немогу знайка, наиека, еагадка, лживка, xfn&BJ ка... От немогузнайки было много беды.^ Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву»... Не забыл Суворов сказать и об учв* ннн солдат. «Ученье свет, а неучейЬв тьма. Дело мастера боится. И крестьянин (когда) не умеет сохой владеть» (*ак) хлеб не родится. За ученого трех неуче ных дают, нам мало трех, давай нам шесть, нам мало шести, давай нам десять на одного: всех побьем, повалим, в полон возьмем... Вот, братцы, воинской обучение». Суворов употреблял много символических фраз, под которыми солдат должен был По нимать исключительно их военное значе** ние, например: «Медведя буди на рогати ну» или «Волка не спугивай без облавы»,- что означало: попусту не тревожь против ника, не спугивай его, пока не будет пбд** готовлена общая ббевая операция, гаранта рующая успех. «Наука побеждать» не была издана при жизни Суворова. Инструкция распростра нялась в рукописных списках. Несмотря на то. что современные сред** ства ведения боя отличаются от су воровских времен, однако основные прави ла «Науки побеждать»— глазомер, быстрота и натиск, а также сила русского штыково го удара — остаются в силе до наших дней да и на будущее. Всем еше памятны ion Великой Отечественной воины, где быстрота и патиск решали участь боя 6 пользу Советской Армии. Суворовские традпппп живут в Совет-' ской Армии. Имя Суворова носят военные [чилпща, отличившиеся дивизии. Указом резпдпума Верховного Совета С€СР от 29 июля 1942 года учрежден орден Суворова 1. 2 и Я степепей в память великого рус ского полководца. Память о Суворове, великом русском полководце, долго бп е т жить в сердцах всех советских людей. И. ОБЕРТАС. ё
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz