На страже Заполярья. 1950 год. Май.

14 мая 1950 г , ffc 113 Ц 7 2 6 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я Заслуженным авторитетом на корабле пользуется руководитель политических занятии лейтенант Николай Рябков, Он тщательно готовится к занятиям, состав' щ з е т обстоятельный конспект по темам и доходчиво читает лекции. Много уде- ^ ^ я е т внимания комсомолец Рябков самостоятельной подготовке старшин, для чего вместе с тов. Мерзляковым оформил альбом в помощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», куда вошли вырезки нз газет и журналов. НА СНИМКЕ: лейтенант Н. Рябков рассказывает старшинам о том, как лучше организовать самостоятельную работу при изучении «Краткого курса истории ВКП(Р)», Фото Н. Высоцкого. Итоги кропотливого труда Слушатели кружка хорошо усвоили материал Закончил свою работу к руж о к по изу­ чению Устава ВЛКСМ, руководителем кото­ рого был старший лейтенант Шаповалов. Итоговая беседа показала, что все слуша­ тели глубоко усвоили материал. Но самым ощуткмым результатом настойчивой рабо­ т ы япляется то, .что более половины со- ® ава кружка сейчас являются отлич­ никами боевой и политической подготов­ ки. Среди них — матросы Худов, Гиндин, комаидиры отличных отделепий старшины 2 статьи Павлов и Диденко. Слушатели кружка начали активнее участвовать в общественной деятельности. Успех кружка во многом определяется тем, что его руководитель добросовестно, о любовью относится к делу, сам постоян­ но изучает историю и теорию ВКП(б), рас­ ширяет свой культурный кругозор. За последние несяиы оп законспектировал произведения В. И. Ленина «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демо­ кратической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», труд И. В. Сталпна «Об основах ленинизма», прочитал брошю­ ру «0 коммунистическом воспитании» М. И. Калинина, сборник «Ленин и Сталин о молодежи», ряд статей о борьбе молодежи стран мира за мир н демократию, против войны, много новинок художественной ли­ тературы. Свою работу старший лейтенант Шапо­ валов начал с активного участия в ком­ плектовании кружка. Он побеседовал с клждьам воином, записавшимся в кружок, побеспокоился о снабжении слушателей всем необходимым для успешной учебы. Тов. Шаповалов приобрел брошюры по те­ мам программы, добился юго, чтобы в часы занятий слушатели были свободны от нарядов. Он выделил старосту кружка, который вел учет посещаемости, обеспечи­ вал занятия необходимыми пособиями. В каждому занятию руководитель гото­ вился тщательно. — Во время подготовки к занятиям, — рассказывал тов, Шаповалов на семинаре руководителей кружков, — я прочиты­ ваю как политическую, так и художе­ ственную литературу, высказывания В. И. Ленина и П. В. Сталина по тому или иному вопросу. Таким образом, ео время составления копспекта имею обширный материал. Хочется весь его использовать в рассказе. Пзвестпо, что да два-три^ часа сделать это невозможно. Поэтому выбираю из прочптаппого самое важнее, характер­ ное, самое яркое. В плане занятия четко определяю, сколько минут затратить на рассказ, сколько па беседу, па подведение итогов, г , паконеп, всегда предусматри­ ваю 10— 15 минут резервных. Ведя рассказ по теме, тов, Шаповалов приводит интересные факты. Когда в круж­ ке изучали историю ВЛКСМ, он приводил эпизоды из сборника «Комсомол в граж­ данской войне», из книги Н. Островского «Как еакалялась сталь» и других произ­ ведении. На одном пз таких занятий тов. Шаповалов рассказал о выставке «Комсо­ мол в Великой Отечественной войне», ко­ торую он посетил во время пребывания в Военно-историческом музее в Москве. Члены кружка от своего руководителя узпали много примеров самоотверженного труда комсомольцев па предприятиях и в колхозах. Собеседования по темам тов. Шаповалов проводил также по четкому плану. Вопро сов перед слушателями он ставил обычно немного— четыре-пятъ, но они охватывали весь материал. Например, по теме «Слав­ ный путь ленинско-сталинского комсомола» оп поставил такие вопросы: «Героический подвиг комсомола в гражданской войне», «За что комсомол награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени?», «Комсомол в Великой Отечественной войне», «Комсомол и молодежь в период послевоенной сталин­ ской пятилетки». Задолго до занятий, как правило, вы­ вешивался список рекомендованной лите­ ратуры. Тов. Шаповалову во многом помогли семинары, проводимые с руководителями кружков. На одном из таких семинаров он получил полезное указание по вопросам методики занятий. До этого тов. Шапова­ лов па одних занятиях вел рассказ, на других —- делал опрос слушателей. По совету старших он начал проводить заня­ тия так: сначала делал вводную часть, где более подробно останавливался на важных вопросах. Далее он ставил вопро­ сы перед слушателями, и начиналось их обсуждение. При обобщении выступлений тов. Шаповалов добавлял то, что не ска­ зали слушатели. Затем руководитель кружка давал указания, в каком порядке читать рекомендованную литературу. Если у кого возникали вопросы, тов. Шаповалов тут же отвечал на них. Высокому качеству работы кружка спо­ собствовало и то, что партийная и комсо­ мольская организации уделяли ему по­ стоянное внимание. Коммунисты Быков и Верховых, комсомольпы-активисты Павлов и Вызов пе раз присутствовали на заня­ тиях, а затем оказывали помощь от­ стающим. Тор. Павлов проявил большую заботу о снабжении кружка необходимой литературой, Паходясь в отпуску, он при­ обрел учебные пособия по каждой теме программы. Это во многом помогло слуша­ телям глубоко усвоить изучаемый мате­ риал. Таковы итоги работы кружка по изу­ чению Устава ВЛКСМ, руководил которым старший лейтенант Шаповалов. Лейтенант Л. ФИРСОВ. Наступление продолжается О РОМАНЕ МОЛОДОГО СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА ВОЛОШИНА • • • В числе выдающихся произведений ху­ дожественной литературы прошлого года, удостоенных Сталинских премий, мы видим роман молодого советского писателя Александра Волошина «Земля кузнец­ кая»*). Александр Волошин — инженер. Роман является его первым крупным произведе­ нием. Кпига «Земля кузнецкая» — бесспорная удача автора. В*арсеналб писателя — неиссякаемый запас жизненных наблюде­ ний и кипучая эпергня неутомимого строителя коммунизма. Вместе со своими героями инженер Волошин много лет тру­ дился на шахте, дерзая боролся за претво­ рение в жизнь величественных сталинских пятилеток. Действие романа развертывается на крупной кузнецкой шахте «Капитальная». Вскоре после окончания войны сюда приез­ жает демобилизованный офипер Павел Гор­ деевич Рогов. Молодой инженео сразу же с головою уходит в работу. Каждым его действием руководит одно стремление — до конца выжать пз техники ее производ­ ственные возможности и сделать шахту лучшей в тресте. Смелый новатор ломает установившиеся здесь взгляды на исполи» зование техники, экспериментирует и де^ лает первый шаг на пути к достижению своей благородной цели. Казалось бы. чтд в этом предосудительного или идущего в разрез законам нашего социалистического хозяйствования! Однако павдлись па «Ка­ питальной» люди, которые сочли смелое новаторство инженера Рогова «преждевре­ менным» и рискованным делом. Носителем антимеханизаторских взгля­ дов выступает начальник шахты Петр Дро­ бот. Он представляет собою отсталого и ограниченного самолюбием хозяйственни­ ка. Дробот «гордится» -тем, что «умеет держать шахту в кулаке», и не допускает даже мысли, чтобы кто-нибудь без его ве­ дома что-то переустраивал. Только поэтому оснащенная новейшим горным оборудова­ нием шахта работает ниже своих техниче­ ских возможностей. Механизмы здесь про­ стаивают, часто ломаются, а угледобыча ведется старыми кустарными методами. На шахте царят неразбериха и штурмовщина. Дробот и те, кто прикрылся под его кры­ лышком, живут предельческими настрое­ ниями. Их интересует только одно: был бы план! — и совершенно не волнует другое: факторы, обеспечивающие успешное вы­ полнение плановых заданий. «Уголь таскай хоть шапками, хоть горстями. Гля­ дишь, сутки за сутками, и месяц и год набежит, а план все есть». — рассуждает Дробот. И вот в эту атмосферу благодушия, ру­ тины и косности врывается свежая струя новаторства. 'Опираясь на многолетний опыт старых шахтеров. Павел Рогов начи­ нает поход против организационной не­ разберихи и штурмовщины, против вред­ ных антимеханизаторских взглядов. — Цикл — вот что нам нужно! настаивает инженер Рогов перед руковод­ ством шахты «Капитальная». — Цикл •— это значит железный график. Надо нагру­ зить каждый час, каждую минуту преч дельным количеством угля. Нельзя терпеть. •) Александр Волошин. «Зеиля кузнец­ кая*. Роман. Издательство «Советский пи­ сатель», 1949 год. Стр. 321. Цена 9 руб. 60 коп. чтобы часы, как пустые вагонетки, бежа­ ли порожняком. Для решения своей задачи Павел Рогов предлагает построить работу всех участ­ ков шахты по строго разработанному гра­ фику, ввести комплексную механизацию, всемерно поощрять рационализаторов. Все это могло высвободить для других нужд десятки и сотни рабочих рук. На пути новаторских дерзанпй Рогова вырастает фигура рутинера и бюрократа Петра Дробота. Закостенелый враг всего нового, способного перевернуть и отбро­ сить прочь давно устаревшие тра­ диции, он держит под спудом предложения новатора, делает все возможное, чтобы про­ тивопоставить коллектив «Капитальной» ипженеру Рогову, опорочить его и сбить с правильного пути. Однако Рогов не сдается. Он встречает поддержку в лит<е рабочего коллектива. -Его творческие поиски целиком поддерживает партийная организация шахты. В этих ус­ ловиях провал рутнпера и бюрократа Дро­ бота становится очевидным. Тогда Дробот решает избавиться от беспокойного Рогова и под предлогом перевода на другую шахту освобождает его от выполнения обязанно­ стей районного горного инженера. Это вко­ нец разоблачает Дробота и ставит его вне многотысячного коллектива шахты. Конфликт Дробота с Роговым завершил­ ся поражением первого. Повое, прогрессив­ ное победило старое, отжившее, а рутинер Дробот уступил дорогу новатору Рогову. По-новому зажила шахта. Свежими родни­ ками забила инппиатива инженеров, ста­ рых шахтеров, стахаповцев. С позиций завтрашнего дня Рогов оцени­ вает каждое творческое пачшшгае. Чутье болыпевика-руководителя помогает ему на­ править эти живые родники в одип могу­ чий поток, которому ничего пе страшно на пути. И мьг видим, как шаг за шагом внедряется передовая техника, совершен­ ствуются методы угледобычи. Постепенно «Капитальная» выходит па первое место и завоевывает почетное право называться лучшей шахтой треста. Ее коллектив при­ ступает к комплексной механизации произ­ водственного процесса. Путь дерзания и новаторства открывает перед нею новые горизонты в области расширения района углеразработок. Героем этого величественного трудового успеха выступает весь коллектив «Капи­ тальной». Волнующей является судыба фронтовика Героя Советского Союза Степана Данилова. После демобилизации он приехал к своему бывшему командиру Павлу Гордеевичу Ро­ гову. Степан Дапилов п де подозревает, что на шахте трудится молодежная брпгач да его имени. Его руки истосковались по работе, но он еще пе представляет чотк<> с чего начать, как с первого дня взять Фрон­ товые темпы труда. Посоветовавшись с Ро­ говым, Степан идет в молодежную бригдду, носящую его имя. Степан Данилов органи­ чески срастается с коллективом, учится у него, и это позволяет ему занять подобаю­ щее место в ряду лучших людей шахты. С попятпым душевным волпеппом сле­ дишь за осуществлением поваторской дея­ тельности старого шахтера Афанасия Пег ровпча Вощина, Писателю удалось ра­ скрыть богатство и обаятельпость душп своего героя. Мы видим, как все более и более стираются грани между тру­ дом умственным и трудом физическим. Па участок поступила новая породо-по- грузочиая машина. Ее конструктору не удалось избежать некоторых существен­ ных технических недостатков. Афанасий Петрович при испытании машины в забое вносит важные коррективы в ее конструк­ цию и иа ходу устраняет недостатки. Иа шахте широко поставлена техниче­ ская учеба. В сочетании с богатейшим опытом шахтеров она становится основой для новых творческих поисков. И мы ни­ сколько не удивлены, когда узнаем, что маркшейдер Герасим Петрович Хомяков вначале ныпащивает планы создания сложной машины — горного комбайна, а потом и строит ее. Александру Волошину удалось нарисо­ вать правдивую картину неустанного тру­ дового дерзания. Выведенные в романо шахтеры, техники, инженеры олицетво­ ряют собою светлый облик тружеников советский страпы. Это высокосознательные, инициативные строители коммунизма,- люди смелого, большого полета, которые в судь­ бе своей шахты видят большую судьбу на­ шей социалистической Родины. Они прек­ расно понимают, что каждый килограмм угля, добытый сверх плана, есть их вклад в дело строительства коммунизма, и пусть этот уголь могучими потоками течет но всем стальным магистралям во все уголки страны. «Если завтра с шахты уйдут де­ сять лишних вагонов угля, к весне иа по­ лях... заговорит еще один трактор, в зем­ лю лягут тяжелые зерна, заколосятся не- оглядпые нпвы, побегут по ним легкими синими тепямп ветры. А, может быть, уголь, добытый сверх плана.., обернется теплом в квартпре ученого, мягким светом в одной из комнат Кремля, где работает, думает о судьбах Родины Сталин» — вот та благородпая мысль, которая руководит действиями героев романа. Правдиво и убедительно показаны в ро­ мане партийные руководители — секре­ тарь райкома ВКП(б) Воронов и парторг «Капитальной» Бопдарчук. Это припципи- альпые. тесно связанные с массами н опи­ рающиеся на них организаторы, Они знают производственный процесс и умело управ­ ляют могучим дыхапием ш п и к а , Шах­ теры идут к ним за советами, с предложе­ ниями, и всегда встречают поддержку. В образах Воропова п Бопдарчука народная мудрость органически слитз с дальновид­ ностью большевистского руководства. Роман «Земля кузпецкая» рассказывает о велпком трудовом подвиге кузнецких шахтеров в пащц дни, С его героями мы расстаемся в тот моиепт. когда они прово­ дят испытание горного комбайна. Внедре­ ние этой машины означало бы полную ме­ ханизацию угледобычи: она будет сама подрубать пласт, сокрушать его и подавать уголь на транспортную лепту к вагонеткам. Это было чудес пое начппание. Жизнь до­ писала роман. Пз газет и радиосообщений мы недавно узпали. что горный комбайн получпл массовое признание, а горноком- байновые участки стали распространенным явлением иа тахтах Кузнецкого угольпого бассейна. Такова наша жизнь и ее творцы — советские труженики, смелые новаторы, строители коммунистического завтра. Ша­ гает вперед жизнь, обгоняют время люди. Наступление продолжается. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. с » Н а п ь д у РЫ БА КИ -СПО РТСМ ЕНЫ ХОРОШО П РО В ЕЛИ ВБ1ХОДНОЙ ДЕНЬ ' В выходной день рыбаки-спортсмены совершили очередной поход на подледный лов озорной рыбы. ...Вот группа рьгбаков-любнтелей располагается в районе лова. Всюду заки^ паот работа — долбление лунок. Каждый старается выбрать лучшее место. Спорг сменьгохотпикп тт. Саблин, Мурыгцп и Ко­ стенко пришли на рыбалку с сетями, Невда­ леке от пих выдолбил лунку опытный рыбак Пономарев, Подготовительная рабо­ та закончилась. Все внимательно наблю­ дают за своими лунками, ожидая «сча­ стья», Вечерний клев мало радует рыба­ ков, Все надежды — нз утренний. Но до утреппего клева еще два-три часа. Сидеть у .тупок бесполезно. У берега загорается костер. Один за другим к нему потяну­ лись рыбаки. Кое-кто к костру принес пойманных рыб. Сварили уху, согрели чай. Настал утренний клев. Первому сча: стье «улыбпулось» Пономареву, но выт«г щить рыбу ему не удалось — оборвалась леска вместе с блесной — видимо, боль­ шая рыба клюнула. Пономарев быстро привязал запасную блесиу и снова опу­ стил ее в лунку, М инут 3 0 поплавок не шевелился. Пономареву не терпелось. Он наклонился вплотную к лунке и стал смотреть на подводный мир. Глубппа не­ большая — метра три, хорошо видать дне. Присматриваясь внимательно, рыбак обна­ ружил большого окуня. Оп медлепно дви­ гался мимо блеспы с наживкой. Понома­ рев стал шевелить блесну. Окунь остаио- >КУН! Оле вился, а затем повернулся к о сне, рас­ крыл свой рот и схватил ее. Один миг, и рыба лежала па льду. Оказалось, что этот окунь заглотал и первую блесну. К 10 часам утра Пономарев вытащил из-под льда 22 штуки различных видов озерной рыбы. Улов его составил 9 кило­ граммов. Не отстали от Пономарева и рыбаки Саблпп, Мурыгпн. Костенко. Отдых про­ шел весело и полезно. Однако следует предупредить, что лед сейчас стал рыхлый п слабый, на него выходить уже опасно, необходимо иметь средств*! предосторожности. Младший лейтенант В. ГРУЗД08. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БРАКОНЬЕРСТВО НЕДОПУСТИМО Решением исполкома Мурманского об­ ластного Совета депутатов трудящихся от 2 3 апреля этого года па весенний период — с 2 8 апреля по 3 0 мая — ралрешепа охота иа селезней, глухаией, тетеревов и запрещена охота на самок всех видов ди­ чи и самцов, не указанных в опубликован­ ном решении. Нарушая это решение, отдельные липа Из охотничьих коллективов про­ должают охотиться на запрещенную дичь, тем гамым грубо нарушают установленный порядок охоты. Камнях тов. Зыков вместе с другими «охотниками» два дня подряд промышлял на куропаток. Тов. Семенов также убил не­ сколько ку 1 *>иаток. Это говорит о том, что некоторые товарищи стали на путь б е з о тв е т с тв е н н о го отношения к делу сохра­ нения дичи, па путь браконьерства. Уместно сказать и о равнодушии, с ко­ торым относится к браконьерам тов. Ка­ мышный. Он до сих пор не удосужился даже об’явить охотничьим коллективам войсковых частей решение исполкома Мурманского областного Совета депутатов трудящихся о разрешении на весеннюю охоту л к тому ate абсолютно не ведет ни­ какой раз’яснительной работы среди охот­ ничьих коллективов о правилах охоты цо Мурманской области. Следует сказать, что работа тов. Камыпг пого дважды критиковалась в газете «На страже Заполярья», недавно критические замечания по его адресу были сделаны и в газете «'Красный флот». Однако крити­ ка пока не достигла цели. Тов. Камыщцо- му неоднократно напоминали о неудовлет­ ворительной его работе. Мер к оздоровле­ нию и улучшению работы охотничьих кол­ лективов до сих пор пе принимается, И. БАРАБАНОВ. ЗАБОТА О ДЕТЯХ Много внимания уделяет коллектив ра­ ботников деяского сада воспитанию детво­ ры. Работники детского сада делают все для того, чтобы наши дети ни а чем не ощущали недостатка. Они получают вкус­ но приготовленную и питательную пищу, встречают чуткое и внимательное отноше­ ние со стороны воспитательного персонала и заведующей детским садом тов. Самсон. Она с большой любовью относится к пору­ ченному ей делу. Я, как мать, приношу благодарность коллективу работников детского сада за большую работу, проводимую ими по вос­ питанию наших малышей. М. СИГИДИНА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ Несколько дет назад у нас было внесе­ но предложение об оборудовании электри­ ческой пилы, чтобы облетать труд вои­ нов на пилке дров. Командование поддер- жало инициативу воинов и поручило ра* боту по оборудованию электрической пилы старшине 1 статьи Гончарову, Старшина заявил, что к 1950 году электропила бу­ дет в действии. Личный состав ждал. Но, к большому сожалению» Гончаров -Оыд перводей в дру­ гую часть. Оборудование пилы было пору­ чено вольнонаемному тов. Волкову. П вот проходит уже половппа 1950 года, а ра­ бота до сих пор не пачата. Хочется задать вопрос: скоро ли мы бу­ дем пметь возможность пп.тить дрова электрической пилой? Ефрейтор М. ПАНТЕЛЕЕВ. По (шедяи неопувлннопанных писем Старший матрос Симонов написал в ре­ дакцию о беспорядках в парикмахерской Военторга. Па запрос редакции начальник управ­ ления Военторга ответил, что факты, при­ веденные в письме военкора, подтверди­ лись. За недобросовестную работу цо об­ служиванию клиентов мастеру Карачев' ской об^влец выговор, а мастер Романов предупрежден. Приняты меры для улуч- шеппя работы парикмахерской, Раннее утро. Кремлевские куранты про­ били 6 часов. Открываются двери станций лучшего в мире Московского метрополите­ на. Идут п идут пассажиры. Над ними мраморные своды паземпого вестибюля. Они привычно направляются к эскалатору, который движется непрерывно и за один лишь час работы перевозит девять-десять тысяч человек. 60— 120 секунд, и пассажир попадает в подземный дворец, где все залито светом. Свет струится на белпзпе стен, сперкает на бронзе, па голубизне шлифованных кам­ ней. проясняет рисунчатые барельефы, статуи, лепку, мозаику. Богата архитек­ тура метрополитена. Здесь мрамор Урала и Крыма. Средней Азии и Кавказа, здесь гра­ нит, иодированные дуб и орех. Все изобра­ жения посвяшепы людям труда, борьбе за нашу Отчизну. II тех. кто впервые всту­ пает в ярко освещенные дворцы метро, за­ хватывает не только игра света и красок, их радует красота и богатство, прогресс со­ ветской архитектурной мысли. Нз глубины тоннеля допоептел шум приближающегося поезда, В полутьме не­ ожиданно блеснули два золотых глаза, и шесть вагонов голубого экспресса подлете­ ли к перрону. Раздается щелкающий звук, п словно по команде сжатый воздух услу­ жливо раздвигает все двери сразу, как бы провозглашая: «Добро пожаловать!». И пассажиры входят в вагоны, которые бле­ стят молочпо*белыми абажурами, стеклом, хорошо отделанными степами, кожей дива- пов п никелем. Раздается голос: «Готов!», и поезд, на­ бирая скорость, быстро летит по тонне­ лю. по местам, где пятнадцать лет тому назад буйствовали вода и цдавупы. Стре­ мительно мелькают кольца чугунпых тю­ бингов, линий кабелей, пролетают огонь­ ки. Свежий и чпетый воздух врывается в вагоны. Пассажир не чувствует, что оп паходится под землей, А за нами с интер­ валом в 105 секунд движется следующий поезд. Безопасность движения гаранти­ руется светофорами, стоящими на пути, как часовые. Вот поезд уже остановился перед повьгм перроном. Новая станцпя. Она не похожа на предыдущую. Снова эскалатор, Он поднимает пассажи­ ра вверх. Снова большой мраморный зал, и пассажир выходит на улицу, II быстро и хорошо. Так с G часов утра до часу ночи, не пе­ реставая, бегут один за другим поезда мет­ ро, перевозя ежегодно до G00 миллионов пассажиров. ★ ☆ * История Московского метрополитена на­ чинается с 1931 года. На июньском плену­ ме НК ВКП(б), который обсудил вопрос о реконструкции городского хозяйства Моск­ вы, по инициативе товарища Сталина бы­ ло вынесено решение о строительстве мет­ ро. И тысячи людей со всех концов нашего необ’ятного Советского Союза прибыли в Москву, чтобы принять участие в невидан­ ной грандиозной стройке. Московской стройке комсомол дал 11 тысяч юношей и девушек. В течение полутора лет, пред­ шествовавших вводу в эксплоатацию пер­ вой очереди, Метрострой получил из различных районов Родины 150 тысяч ва­ гонов материалов и оборудования. Заказы Метростроя выполняли 540 предприятий, Кузнецкий эавод имени Сталипа прокаты­ вал рельсы. Карелия, Урал, Крым и Кавказ посылали мрамор, Вольск и Новороссийск отправляли в столицу пемепт. Север снаб­ жал лесом. Нз Баку шел материал для изо­ ляции. Москва, Харьков и Ленинград до­ ставляли электрические моторы, Результаты всенародной стройки сказа­ лись быстро. Первая линия метро длиной 11,5 километра двухпутного тоннеля была сооружена за два года. Это невиданные темпы строительства. Мировая практика не знала таких темпов. Достаточно напом­ нить, что 10 километров линий берлппско- го метро немцы строили шесть лет, а аме­ риканцы двадцатпкплометровую нью-йорк­ скую линию подземной дороги сооружали семь лет, Несмотря па многочисленные трудности, которые пришлось преодолеть советским метростроителям, задание партии было вы­ полнено успешно, Поезда пришли под зем­ лей по трассе, намеченной товарищем Сталиным: от Сокольников до Охотного ряда и отсюда к Смоленской площади, за­ тем к станции «Парк культуры и отдыха имени Горького». Перед пуском товарищ Сталин личпо посетил метрополитен. Это еще больше вдохновило метростроевцев, увлекло их па борьбу с трудностями, породило невидап- ный энтузиазм, пафос творчества, В 1937—-1938 годах в Москве было за­ копчено строительство второй очереди ме­ трополитена, Сооружена была линия от Смоленской площади до Киевского вок­ зала и вторая —• от площади Революции до Курского вокзала. Стройкл метро не прекращалась и в во­ енные годы, В 1943— 1944 годах было успешно завершено сооружение третьей очереди метро. Началось движение поездов па Замоскворецком радиусе. Общая протя­ женность метро достигла 40 километров. В годы Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны по ини­ циативе товарища Сталипа нрипял поста­ новление о строительство повой —■ четвер­ той очереди Московского метрополитена — Большого кольца. Кольцевая линия подзем- пой электрической дорогп свяжет между собой 17 районов великого города. Опа пройдет под улицами п площадями, соеди­ нит семь круппейших вокзалов столилы. Первый участок Большого кольца с пер­ вого января 1950 года уже пушен в эк­ сплоатацию. Это — новый вклад в осуществление ге­ нерального плана реконструкции Москвы, свидетельство богатства, силы и могуще­ ства Советского государства. * * ☆ Спустимся в повые подземные дворцы. Все новые шесть стапппй построены после Великой Отечественной войны и под­ чинены идее победы. Это не только воен­ ная победа, это — и победа в труде. Гигантские мечи, украшенные медалями за освобождение городор-героев — Ленин­ града, Сталинграда, Севастополя, Одессы, — в вестибюле повой станции «Курская». Круглый подземный зал обрамлен четыр­ надцатью колоннами из мрамора. В центре зала расположена мощная колонна, укра­ шенная изящной лепкой. Хрустальные светильники разливают вокруг мягкий «дпевной» свет. Советские архитекторы Г. А, Захаров и 3. С. Чернышова, которым присуждены в пынешнем году Сталинские премии, отлич­ но сумели отразить в блеске мрамора и гранита, в бронзе и хрустале, в ярких сверкающих огнях величие иаппх дней, благородство н мужество советского наро­ да — народа-героя. народа-цобедителя. В строительстве станции «Курская» ак­ тивное участив принимал демобилизован­ ный моряк Северного флота А, Степанков. Это оп начал стахановское движение в бригаде проходчиков тов. Ананкова ва до­ срочное выполнение послевоеппой пятилет­ ки. Это он, пе страшась трудностей и пре­ одолевая усталость, вместе со всеми оде­ вал тоннель станции в массивные чугун­ ные кольца. Воодушевленный сознанием, что он вы­ полняет сталинское задание, проходчик А. Степанков вырабатывает по 2—-3 нор­ мы за смену. Он уже давно выполнил свою пятилетку. Жизнь А. Степанкова связана со служ­ бой на флоте и Метростровм. На метро он пришел в 1 9 3 2 году, отслужив пять лет на Черноморском Флоте. Иа первой очереди метро он работал в качестве мраморншка- иолировпшка. На второй очереди оп уже работал бригадиром проходчиков. По грянула воина, и проходчик А. Сте­ панков снова ушед на флот. Теперь он уже с оружием в руках отстаивал честь и независимость нашей Родины, мужествен- по охрадял от Фашистов полуостров Рыба­ чий. За участие во взятии Цетсамо храб­ рый воин награжден орденом Краоной Звез­ ды. Окончив победоносную войну, он с огромным воодушевлением веРНУДСЯ на родную стройку. I С таким же трудовым энтузиазмом стро­ ит Московский метрополитен и бывший се­ вероморец Федор Хромченко. Он активно участвовал в строительстве станции «Сер­ пуховская», а теперь вместе с другими метростроевцами сооружает новые подзем­ ные ходы станции «Красносельская». Сейчас каждый, кто рассматривает на станции «Таганская» 36 больших кера­ мических цанно, отображающих подвиг# доблестных воинов Советского Союза — танкистов, пехотинцев, летчиков, артилле­ ристов и моряков, — думает с благодар­ ностью о велпком и мудром Сталине, ко­ торый привел нас к победе в Великой Отечественной воине и ведет сейчас к но­ вым трудовым подвигам во славу Родины. Здесь же рядом — сорокапятиметровое бе­ лого Фаянса панно в раме из гербов всех союзных республик завершает галерею скульптурных портретов: пароды Советско­ го Союза приветствуют родного Сталина. Строительство метрополитена — от пер­ вых станций до шести новых, открытых в январе 1950 года» вся титаническая ра­ бота по реконструкции Москвы, — все связано с именем товарища Сталина. В Плеске новых подземных дворцов, в вели­ колепии передовой техники, в идее, вла- Iевшей архитекторами, скульпторами и строителями, — во всем ощущаешь неуто­ мимую страстную волю товарища Сталпна сделать нашу жизнь лучше, богаче, со­ вершеннее*. Ф. ДМИТРИЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz