На страже Заполярья. 1950 год. Май.
14 мая 1950 г , ffc 113 Ц 7 2 6 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я Заслуженным авторитетом на корабле пользуется руководитель политических занятии лейтенант Николай Рябков, Он тщательно готовится к занятиям, состав' щ з е т обстоятельный конспект по темам и доходчиво читает лекции. Много уде- ^ ^ я е т внимания комсомолец Рябков самостоятельной подготовке старшин, для чего вместе с тов. Мерзляковым оформил альбом в помощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», куда вошли вырезки нз газет и журналов. НА СНИМКЕ: лейтенант Н. Рябков рассказывает старшинам о том, как лучше организовать самостоятельную работу при изучении «Краткого курса истории ВКП(Р)», Фото Н. Высоцкого. Итоги кропотливого труда Слушатели кружка хорошо усвоили материал Закончил свою работу к руж о к по изу чению Устава ВЛКСМ, руководителем кото рого был старший лейтенант Шаповалов. Итоговая беседа показала, что все слуша тели глубоко усвоили материал. Но самым ощуткмым результатом настойчивой рабо т ы япляется то, .что более половины со- ® ава кружка сейчас являются отлич никами боевой и политической подготов ки. Среди них — матросы Худов, Гиндин, комаидиры отличных отделепий старшины 2 статьи Павлов и Диденко. Слушатели кружка начали активнее участвовать в общественной деятельности. Успех кружка во многом определяется тем, что его руководитель добросовестно, о любовью относится к делу, сам постоян но изучает историю и теорию ВКП(б), рас ширяет свой культурный кругозор. За последние несяиы оп законспектировал произведения В. И. Ленина «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демо кратической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», труд И. В. Сталпна «Об основах ленинизма», прочитал брошю ру «0 коммунистическом воспитании» М. И. Калинина, сборник «Ленин и Сталин о молодежи», ряд статей о борьбе молодежи стран мира за мир н демократию, против войны, много новинок художественной ли тературы. Свою работу старший лейтенант Шапо валов начал с активного участия в ком плектовании кружка. Он побеседовал с клждьам воином, записавшимся в кружок, побеспокоился о снабжении слушателей всем необходимым для успешной учебы. Тов. Шаповалов приобрел брошюры по те мам программы, добился юго, чтобы в часы занятий слушатели были свободны от нарядов. Он выделил старосту кружка, который вел учет посещаемости, обеспечи вал занятия необходимыми пособиями. В каждому занятию руководитель гото вился тщательно. — Во время подготовки к занятиям, — рассказывал тов, Шаповалов на семинаре руководителей кружков, — я прочиты ваю как политическую, так и художе ственную литературу, высказывания В. И. Ленина и П. В. Сталина по тому или иному вопросу. Таким образом, ео время составления копспекта имею обширный материал. Хочется весь его использовать в рассказе. Пзвестпо, что да два-три^ часа сделать это невозможно. Поэтому выбираю из прочптаппого самое важнее, характер ное, самое яркое. В плане занятия четко определяю, сколько минут затратить на рассказ, сколько па беседу, па подведение итогов, г , паконеп, всегда предусматри ваю 10— 15 минут резервных. Ведя рассказ по теме, тов, Шаповалов приводит интересные факты. Когда в круж ке изучали историю ВЛКСМ, он приводил эпизоды из сборника «Комсомол в граж данской войне», из книги Н. Островского «Как еакалялась сталь» и других произ ведении. На одном пз таких занятий тов. Шаповалов рассказал о выставке «Комсо мол в Великой Отечественной войне», ко торую он посетил во время пребывания в Военно-историческом музее в Москве. Члены кружка от своего руководителя узпали много примеров самоотверженного труда комсомольцев па предприятиях и в колхозах. Собеседования по темам тов. Шаповалов проводил также по четкому плану. Вопро сов перед слушателями он ставил обычно немного— четыре-пятъ, но они охватывали весь материал. Например, по теме «Слав ный путь ленинско-сталинского комсомола» оп поставил такие вопросы: «Героический подвиг комсомола в гражданской войне», «За что комсомол награжден орденом Тру дового Красного Знамени?», «Комсомол в Великой Отечественной войне», «Комсомол и молодежь в период послевоенной сталин ской пятилетки». Задолго до занятий, как правило, вы вешивался список рекомендованной лите ратуры. Тов. Шаповалову во многом помогли семинары, проводимые с руководителями кружков. На одном из таких семинаров он получил полезное указание по вопросам методики занятий. До этого тов. Шапова лов па одних занятиях вел рассказ, на других —- делал опрос слушателей. По совету старших он начал проводить заня тия так: сначала делал вводную часть, где более подробно останавливался на важных вопросах. Далее он ставил вопро сы перед слушателями, и начиналось их обсуждение. При обобщении выступлений тов. Шаповалов добавлял то, что не ска зали слушатели. Затем руководитель кружка давал указания, в каком порядке читать рекомендованную литературу. Если у кого возникали вопросы, тов. Шаповалов тут же отвечал на них. Высокому качеству работы кружка спо собствовало и то, что партийная и комсо мольская организации уделяли ему по стоянное внимание. Коммунисты Быков и Верховых, комсомольпы-активисты Павлов и Вызов пе раз присутствовали на заня тиях, а затем оказывали помощь от стающим. Тор. Павлов проявил большую заботу о снабжении кружка необходимой литературой, Паходясь в отпуску, он при обрел учебные пособия по каждой теме программы. Это во многом помогло слуша телям глубоко усвоить изучаемый мате риал. Таковы итоги работы кружка по изу чению Устава ВЛКСМ, руководил которым старший лейтенант Шаповалов. Лейтенант Л. ФИРСОВ. Наступление продолжается О РОМАНЕ МОЛОДОГО СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА ВОЛОШИНА • • • В числе выдающихся произведений ху дожественной литературы прошлого года, удостоенных Сталинских премий, мы видим роман молодого советского писателя Александра Волошина «Земля кузнец кая»*). Александр Волошин — инженер. Роман является его первым крупным произведе нием. Кпига «Земля кузнецкая» — бесспорная удача автора. В*арсеналб писателя — неиссякаемый запас жизненных наблюде ний и кипучая эпергня неутомимого строителя коммунизма. Вместе со своими героями инженер Волошин много лет тру дился на шахте, дерзая боролся за претво рение в жизнь величественных сталинских пятилеток. Действие романа развертывается на крупной кузнецкой шахте «Капитальная». Вскоре после окончания войны сюда приез жает демобилизованный офипер Павел Гор деевич Рогов. Молодой инженео сразу же с головою уходит в работу. Каждым его действием руководит одно стремление — до конца выжать пз техники ее производ ственные возможности и сделать шахту лучшей в тресте. Смелый новатор ломает установившиеся здесь взгляды на исполи» зование техники, экспериментирует и де^ лает первый шаг на пути к достижению своей благородной цели. Казалось бы. чтд в этом предосудительного или идущего в разрез законам нашего социалистического хозяйствования! Однако павдлись па «Ка питальной» люди, которые сочли смелое новаторство инженера Рогова «преждевре менным» и рискованным делом. Носителем антимеханизаторских взгля дов выступает начальник шахты Петр Дро бот. Он представляет собою отсталого и ограниченного самолюбием хозяйственни ка. Дробот «гордится» -тем, что «умеет держать шахту в кулаке», и не допускает даже мысли, чтобы кто-нибудь без его ве дома что-то переустраивал. Только поэтому оснащенная новейшим горным оборудова нием шахта работает ниже своих техниче ских возможностей. Механизмы здесь про стаивают, часто ломаются, а угледобыча ведется старыми кустарными методами. На шахте царят неразбериха и штурмовщина. Дробот и те, кто прикрылся под его кры лышком, живут предельческими настрое ниями. Их интересует только одно: был бы план! — и совершенно не волнует другое: факторы, обеспечивающие успешное вы полнение плановых заданий. «Уголь таскай хоть шапками, хоть горстями. Гля дишь, сутки за сутками, и месяц и год набежит, а план все есть». — рассуждает Дробот. И вот в эту атмосферу благодушия, ру тины и косности врывается свежая струя новаторства. 'Опираясь на многолетний опыт старых шахтеров. Павел Рогов начи нает поход против организационной не разберихи и штурмовщины, против вред ных антимеханизаторских взглядов. — Цикл — вот что нам нужно! настаивает инженер Рогов перед руковод ством шахты «Капитальная». — Цикл •— это значит железный график. Надо нагру зить каждый час, каждую минуту преч дельным количеством угля. Нельзя терпеть. •) Александр Волошин. «Зеиля кузнец кая*. Роман. Издательство «Советский пи сатель», 1949 год. Стр. 321. Цена 9 руб. 60 коп. чтобы часы, как пустые вагонетки, бежа ли порожняком. Для решения своей задачи Павел Рогов предлагает построить работу всех участ ков шахты по строго разработанному гра фику, ввести комплексную механизацию, всемерно поощрять рационализаторов. Все это могло высвободить для других нужд десятки и сотни рабочих рук. На пути новаторских дерзанпй Рогова вырастает фигура рутинера и бюрократа Петра Дробота. Закостенелый враг всего нового, способного перевернуть и отбро сить прочь давно устаревшие тра диции, он держит под спудом предложения новатора, делает все возможное, чтобы про тивопоставить коллектив «Капитальной» ипженеру Рогову, опорочить его и сбить с правильного пути. Однако Рогов не сдается. Он встречает поддержку в лит<е рабочего коллектива. -Его творческие поиски целиком поддерживает партийная организация шахты. В этих ус ловиях провал рутнпера и бюрократа Дро бота становится очевидным. Тогда Дробот решает избавиться от беспокойного Рогова и под предлогом перевода на другую шахту освобождает его от выполнения обязанно стей районного горного инженера. Это вко нец разоблачает Дробота и ставит его вне многотысячного коллектива шахты. Конфликт Дробота с Роговым завершил ся поражением первого. Повое, прогрессив ное победило старое, отжившее, а рутинер Дробот уступил дорогу новатору Рогову. По-новому зажила шахта. Свежими родни ками забила инппиатива инженеров, ста рых шахтеров, стахаповцев. С позиций завтрашнего дня Рогов оцени вает каждое творческое пачшшгае. Чутье болыпевика-руководителя помогает ему на править эти живые родники в одип могу чий поток, которому ничего пе страшно на пути. И мьг видим, как шаг за шагом внедряется передовая техника, совершен ствуются методы угледобычи. Постепенно «Капитальная» выходит па первое место и завоевывает почетное право называться лучшей шахтой треста. Ее коллектив при ступает к комплексной механизации произ водственного процесса. Путь дерзания и новаторства открывает перед нею новые горизонты в области расширения района углеразработок. Героем этого величественного трудового успеха выступает весь коллектив «Капи тальной». Волнующей является судыба фронтовика Героя Советского Союза Степана Данилова. После демобилизации он приехал к своему бывшему командиру Павлу Гордеевичу Ро гову. Степан Дапилов п де подозревает, что на шахте трудится молодежная брпгач да его имени. Его руки истосковались по работе, но он еще пе представляет чотк<> с чего начать, как с первого дня взять Фрон товые темпы труда. Посоветовавшись с Ро говым, Степан идет в молодежную бригдду, носящую его имя. Степан Данилов органи чески срастается с коллективом, учится у него, и это позволяет ему занять подобаю щее место в ряду лучших людей шахты. С попятпым душевным волпеппом сле дишь за осуществлением поваторской дея тельности старого шахтера Афанасия Пег ровпча Вощина, Писателю удалось ра скрыть богатство и обаятельпость душп своего героя. Мы видим, как все более и более стираются грани между тру дом умственным и трудом физическим. Па участок поступила новая породо-по- грузочиая машина. Ее конструктору не удалось избежать некоторых существен ных технических недостатков. Афанасий Петрович при испытании машины в забое вносит важные коррективы в ее конструк цию и иа ходу устраняет недостатки. Иа шахте широко поставлена техниче ская учеба. В сочетании с богатейшим опытом шахтеров она становится основой для новых творческих поисков. И мы ни сколько не удивлены, когда узнаем, что маркшейдер Герасим Петрович Хомяков вначале ныпащивает планы создания сложной машины — горного комбайна, а потом и строит ее. Александру Волошину удалось нарисо вать правдивую картину неустанного тру дового дерзания. Выведенные в романо шахтеры, техники, инженеры олицетво ряют собою светлый облик тружеников советский страпы. Это высокосознательные, инициативные строители коммунизма,- люди смелого, большого полета, которые в судь бе своей шахты видят большую судьбу на шей социалистической Родины. Они прек расно понимают, что каждый килограмм угля, добытый сверх плана, есть их вклад в дело строительства коммунизма, и пусть этот уголь могучими потоками течет но всем стальным магистралям во все уголки страны. «Если завтра с шахты уйдут де сять лишних вагонов угля, к весне иа по лях... заговорит еще один трактор, в зем лю лягут тяжелые зерна, заколосятся не- оглядпые нпвы, побегут по ним легкими синими тепямп ветры. А, может быть, уголь, добытый сверх плана.., обернется теплом в квартпре ученого, мягким светом в одной из комнат Кремля, где работает, думает о судьбах Родины Сталин» — вот та благородпая мысль, которая руководит действиями героев романа. Правдиво и убедительно показаны в ро мане партийные руководители — секре тарь райкома ВКП(б) Воронов и парторг «Капитальной» Бопдарчук. Это припципи- альпые. тесно связанные с массами н опи рающиеся на них организаторы, Они знают производственный процесс и умело управ ляют могучим дыхапием ш п и к а , Шах теры идут к ним за советами, с предложе ниями, и всегда встречают поддержку. В образах Воропова п Бопдарчука народная мудрость органически слитз с дальновид ностью большевистского руководства. Роман «Земля кузпецкая» рассказывает о велпком трудовом подвиге кузнецких шахтеров в пащц дни, С его героями мы расстаемся в тот моиепт. когда они прово дят испытание горного комбайна. Внедре ние этой машины означало бы полную ме ханизацию угледобычи: она будет сама подрубать пласт, сокрушать его и подавать уголь на транспортную лепту к вагонеткам. Это было чудес пое начппание. Жизнь до писала роман. Пз газет и радиосообщений мы недавно узпали. что горный комбайн получпл массовое признание, а горноком- байновые участки стали распространенным явлением иа тахтах Кузнецкого угольпого бассейна. Такова наша жизнь и ее творцы — советские труженики, смелые новаторы, строители коммунистического завтра. Ша гает вперед жизнь, обгоняют время люди. Наступление продолжается. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. с » Н а п ь д у РЫ БА КИ -СПО РТСМ ЕНЫ ХОРОШО П РО В ЕЛИ ВБ1ХОДНОЙ ДЕНЬ ' В выходной день рыбаки-спортсмены совершили очередной поход на подледный лов озорной рыбы. ...Вот группа рьгбаков-любнтелей располагается в районе лова. Всюду заки^ паот работа — долбление лунок. Каждый старается выбрать лучшее место. Спорг сменьгохотпикп тт. Саблин, Мурыгцп и Ко стенко пришли на рыбалку с сетями, Невда леке от пих выдолбил лунку опытный рыбак Пономарев, Подготовительная рабо та закончилась. Все внимательно наблю дают за своими лунками, ожидая «сча стья», Вечерний клев мало радует рыба ков, Все надежды — нз утренний. Но до утреппего клева еще два-три часа. Сидеть у .тупок бесполезно. У берега загорается костер. Один за другим к нему потяну лись рыбаки. Кое-кто к костру принес пойманных рыб. Сварили уху, согрели чай. Настал утренний клев. Первому сча: стье «улыбпулось» Пономареву, но выт«г щить рыбу ему не удалось — оборвалась леска вместе с блесной — видимо, боль шая рыба клюнула. Пономарев быстро привязал запасную блесиу и снова опу стил ее в лунку, М инут 3 0 поплавок не шевелился. Пономареву не терпелось. Он наклонился вплотную к лунке и стал смотреть на подводный мир. Глубппа не большая — метра три, хорошо видать дне. Присматриваясь внимательно, рыбак обна ружил большого окуня. Оп медлепно дви гался мимо блеспы с наживкой. Понома рев стал шевелить блесну. Окунь остаио- >КУН! Оле вился, а затем повернулся к о сне, рас крыл свой рот и схватил ее. Один миг, и рыба лежала па льду. Оказалось, что этот окунь заглотал и первую блесну. К 10 часам утра Пономарев вытащил из-под льда 22 штуки различных видов озерной рыбы. Улов его составил 9 кило граммов. Не отстали от Пономарева и рыбаки Саблпп, Мурыгпн. Костенко. Отдых про шел весело и полезно. Однако следует предупредить, что лед сейчас стал рыхлый п слабый, на него выходить уже опасно, необходимо иметь средств*! предосторожности. Младший лейтенант В. ГРУЗД08. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БРАКОНЬЕРСТВО НЕДОПУСТИМО Решением исполкома Мурманского об ластного Совета депутатов трудящихся от 2 3 апреля этого года па весенний период — с 2 8 апреля по 3 0 мая — ралрешепа охота иа селезней, глухаией, тетеревов и запрещена охота на самок всех видов ди чи и самцов, не указанных в опубликован ном решении. Нарушая это решение, отдельные липа Из охотничьих коллективов про должают охотиться на запрещенную дичь, тем гамым грубо нарушают установленный порядок охоты. Камнях тов. Зыков вместе с другими «охотниками» два дня подряд промышлял на куропаток. Тов. Семенов также убил не сколько ку 1 *>иаток. Это говорит о том, что некоторые товарищи стали на путь б е з о тв е т с тв е н н о го отношения к делу сохра нения дичи, па путь браконьерства. Уместно сказать и о равнодушии, с ко торым относится к браконьерам тов. Ка мышный. Он до сих пор не удосужился даже об’явить охотничьим коллективам войсковых частей решение исполкома Мурманского областного Совета депутатов трудящихся о разрешении на весеннюю охоту л к тому ate абсолютно не ведет ни какой раз’яснительной работы среди охот ничьих коллективов о правилах охоты цо Мурманской области. Следует сказать, что работа тов. Камыпг пого дважды критиковалась в газете «На страже Заполярья», недавно критические замечания по его адресу были сделаны и в газете «'Красный флот». Однако крити ка пока не достигла цели. Тов. Камыщцо- му неоднократно напоминали о неудовлет ворительной его работе. Мер к оздоровле нию и улучшению работы охотничьих кол лективов до сих пор пе принимается, И. БАРАБАНОВ. ЗАБОТА О ДЕТЯХ Много внимания уделяет коллектив ра ботников деяского сада воспитанию детво ры. Работники детского сада делают все для того, чтобы наши дети ни а чем не ощущали недостатка. Они получают вкус но приготовленную и питательную пищу, встречают чуткое и внимательное отноше ние со стороны воспитательного персонала и заведующей детским садом тов. Самсон. Она с большой любовью относится к пору ченному ей делу. Я, как мать, приношу благодарность коллективу работников детского сада за большую работу, проводимую ими по вос питанию наших малышей. М. СИГИДИНА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ Несколько дет назад у нас было внесе но предложение об оборудовании электри ческой пилы, чтобы облетать труд вои нов на пилке дров. Командование поддер- жало инициативу воинов и поручило ра* боту по оборудованию электрической пилы старшине 1 статьи Гончарову, Старшина заявил, что к 1950 году электропила бу дет в действии. Личный состав ждал. Но, к большому сожалению» Гончаров -Оыд перводей в дру гую часть. Оборудование пилы было пору чено вольнонаемному тов. Волкову. П вот проходит уже половппа 1950 года, а ра бота до сих пор не пачата. Хочется задать вопрос: скоро ли мы бу дем пметь возможность пп.тить дрова электрической пилой? Ефрейтор М. ПАНТЕЛЕЕВ. По (шедяи неопувлннопанных писем Старший матрос Симонов написал в ре дакцию о беспорядках в парикмахерской Военторга. Па запрос редакции начальник управ ления Военторга ответил, что факты, при веденные в письме военкора, подтверди лись. За недобросовестную работу цо об служиванию клиентов мастеру Карачев' ской об^влец выговор, а мастер Романов предупрежден. Приняты меры для улуч- шеппя работы парикмахерской, Раннее утро. Кремлевские куранты про били 6 часов. Открываются двери станций лучшего в мире Московского метрополите на. Идут п идут пассажиры. Над ними мраморные своды паземпого вестибюля. Они привычно направляются к эскалатору, который движется непрерывно и за один лишь час работы перевозит девять-десять тысяч человек. 60— 120 секунд, и пассажир попадает в подземный дворец, где все залито светом. Свет струится на белпзпе стен, сперкает на бронзе, па голубизне шлифованных кам ней. проясняет рисунчатые барельефы, статуи, лепку, мозаику. Богата архитек тура метрополитена. Здесь мрамор Урала и Крыма. Средней Азии и Кавказа, здесь гра нит, иодированные дуб и орех. Все изобра жения посвяшепы людям труда, борьбе за нашу Отчизну. II тех. кто впервые всту пает в ярко освещенные дворцы метро, за хватывает не только игра света и красок, их радует красота и богатство, прогресс со ветской архитектурной мысли. Нз глубины тоннеля допоептел шум приближающегося поезда, В полутьме не ожиданно блеснули два золотых глаза, и шесть вагонов голубого экспресса подлете ли к перрону. Раздается щелкающий звук, п словно по команде сжатый воздух услу жливо раздвигает все двери сразу, как бы провозглашая: «Добро пожаловать!». И пассажиры входят в вагоны, которые бле стят молочпо*белыми абажурами, стеклом, хорошо отделанными степами, кожей дива- пов п никелем. Раздается голос: «Готов!», и поезд, на бирая скорость, быстро летит по тонне лю. по местам, где пятнадцать лет тому назад буйствовали вода и цдавупы. Стре мительно мелькают кольца чугунпых тю бингов, линий кабелей, пролетают огонь ки. Свежий и чпетый воздух врывается в вагоны. Пассажир не чувствует, что оп паходится под землей, А за нами с интер валом в 105 секунд движется следующий поезд. Безопасность движения гаранти руется светофорами, стоящими на пути, как часовые. Вот поезд уже остановился перед повьгм перроном. Новая станцпя. Она не похожа на предыдущую. Снова эскалатор, Он поднимает пассажи ра вверх. Снова большой мраморный зал, и пассажир выходит на улицу, II быстро и хорошо. Так с G часов утра до часу ночи, не пе реставая, бегут один за другим поезда мет ро, перевозя ежегодно до G00 миллионов пассажиров. ★ ☆ * История Московского метрополитена на чинается с 1931 года. На июньском плену ме НК ВКП(б), который обсудил вопрос о реконструкции городского хозяйства Моск вы, по инициативе товарища Сталина бы ло вынесено решение о строительстве мет ро. И тысячи людей со всех концов нашего необ’ятного Советского Союза прибыли в Москву, чтобы принять участие в невидан ной грандиозной стройке. Московской стройке комсомол дал 11 тысяч юношей и девушек. В течение полутора лет, пред шествовавших вводу в эксплоатацию пер вой очереди, Метрострой получил из различных районов Родины 150 тысяч ва гонов материалов и оборудования. Заказы Метростроя выполняли 540 предприятий, Кузнецкий эавод имени Сталипа прокаты вал рельсы. Карелия, Урал, Крым и Кавказ посылали мрамор, Вольск и Новороссийск отправляли в столицу пемепт. Север снаб жал лесом. Нз Баку шел материал для изо ляции. Москва, Харьков и Ленинград до ставляли электрические моторы, Результаты всенародной стройки сказа лись быстро. Первая линия метро длиной 11,5 километра двухпутного тоннеля была сооружена за два года. Это невиданные темпы строительства. Мировая практика не знала таких темпов. Достаточно напом нить, что 10 километров линий берлппско- го метро немцы строили шесть лет, а аме риканцы двадцатпкплометровую нью-йорк скую линию подземной дороги сооружали семь лет, Несмотря па многочисленные трудности, которые пришлось преодолеть советским метростроителям, задание партии было вы полнено успешно, Поезда пришли под зем лей по трассе, намеченной товарищем Сталиным: от Сокольников до Охотного ряда и отсюда к Смоленской площади, за тем к станции «Парк культуры и отдыха имени Горького». Перед пуском товарищ Сталин личпо посетил метрополитен. Это еще больше вдохновило метростроевцев, увлекло их па борьбу с трудностями, породило невидап- ный энтузиазм, пафос творчества, В 1937—-1938 годах в Москве было за копчено строительство второй очереди ме трополитена, Сооружена была линия от Смоленской площади до Киевского вок зала и вторая —• от площади Революции до Курского вокзала. Стройкл метро не прекращалась и в во енные годы, В 1943— 1944 годах было успешно завершено сооружение третьей очереди метро. Началось движение поездов па Замоскворецком радиусе. Общая протя женность метро достигла 40 километров. В годы Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны по ини циативе товарища Сталипа нрипял поста новление о строительство повой —■ четвер той очереди Московского метрополитена — Большого кольца. Кольцевая линия подзем- пой электрической дорогп свяжет между собой 17 районов великого города. Опа пройдет под улицами п площадями, соеди нит семь круппейших вокзалов столилы. Первый участок Большого кольца с пер вого января 1950 года уже пушен в эк сплоатацию. Это — новый вклад в осуществление ге нерального плана реконструкции Москвы, свидетельство богатства, силы и могуще ства Советского государства. * * ☆ Спустимся в повые подземные дворцы. Все новые шесть стапппй построены после Великой Отечественной войны и под чинены идее победы. Это не только воен ная победа, это — и победа в труде. Гигантские мечи, украшенные медалями за освобождение городор-героев — Ленин града, Сталинграда, Севастополя, Одессы, — в вестибюле повой станции «Курская». Круглый подземный зал обрамлен четыр надцатью колоннами из мрамора. В центре зала расположена мощная колонна, укра шенная изящной лепкой. Хрустальные светильники разливают вокруг мягкий «дпевной» свет. Советские архитекторы Г. А, Захаров и 3. С. Чернышова, которым присуждены в пынешнем году Сталинские премии, отлич но сумели отразить в блеске мрамора и гранита, в бронзе и хрустале, в ярких сверкающих огнях величие иаппх дней, благородство н мужество советского наро да — народа-героя. народа-цобедителя. В строительстве станции «Курская» ак тивное участив принимал демобилизован ный моряк Северного флота А, Степанков. Это оп начал стахановское движение в бригаде проходчиков тов. Ананкова ва до срочное выполнение послевоеппой пятилет ки. Это он, пе страшась трудностей и пре одолевая усталость, вместе со всеми оде вал тоннель станции в массивные чугун ные кольца. Воодушевленный сознанием, что он вы полняет сталинское задание, проходчик А. Степанков вырабатывает по 2—-3 нор мы за смену. Он уже давно выполнил свою пятилетку. Жизнь А. Степанкова связана со служ бой на флоте и Метростровм. На метро он пришел в 1 9 3 2 году, отслужив пять лет на Черноморском Флоте. Иа первой очереди метро он работал в качестве мраморншка- иолировпшка. На второй очереди оп уже работал бригадиром проходчиков. По грянула воина, и проходчик А. Сте панков снова ушед на флот. Теперь он уже с оружием в руках отстаивал честь и независимость нашей Родины, мужествен- по охрадял от Фашистов полуостров Рыба чий. За участие во взятии Цетсамо храб рый воин награжден орденом Краоной Звез ды. Окончив победоносную войну, он с огромным воодушевлением веРНУДСЯ на родную стройку. I С таким же трудовым энтузиазмом стро ит Московский метрополитен и бывший се вероморец Федор Хромченко. Он активно участвовал в строительстве станции «Сер пуховская», а теперь вместе с другими метростроевцами сооружает новые подзем ные ходы станции «Красносельская». Сейчас каждый, кто рассматривает на станции «Таганская» 36 больших кера мических цанно, отображающих подвиг# доблестных воинов Советского Союза — танкистов, пехотинцев, летчиков, артилле ристов и моряков, — думает с благодар ностью о велпком и мудром Сталине, ко торый привел нас к победе в Великой Отечественной воине и ведет сейчас к но вым трудовым подвигам во славу Родины. Здесь же рядом — сорокапятиметровое бе лого Фаянса панно в раме из гербов всех союзных республик завершает галерею скульптурных портретов: пароды Советско го Союза приветствуют родного Сталина. Строительство метрополитена — от пер вых станций до шести новых, открытых в январе 1950 года» вся титаническая ра бота по реконструкции Москвы, — все связано с именем товарища Сталина. В Плеске новых подземных дворцов, в вели колепии передовой техники, в идее, вла- Iевшей архитекторами, скульпторами и строителями, — во всем ощущаешь неуто мимую страстную волю товарища Сталпна сделать нашу жизнь лучше, богаче, со вершеннее*. Ф. ДМИТРИЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz