На страже Заполярья. 1950 год. Май.
12 кая 1950 г.. Тй 112 (3725). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Ч и сл о отличников увеличилось вдвое ИЗ ОПЫТА КОМСОМОЛЬСКОГО БЮРО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Вомсомольская организация, секеетарем £ото]х>й является матрос Гуревич, под ру ководством партийной организации умело воспитывает молодежь, добивается аван гардной ролл членов ВЛКСМ в боевой и политической подготовке. Сам Гуревич —- отличник н стремится к тому, чтобы все комсомольцы заслужили это почетное званзе. Работу он проводит ие один, а вме сте с членами бюро, с активом. Бюро уделяет много внимания вопросам успеваемости комсомольцев, росту рядов отличников боевой и политической подго товки. Оно всегда знает, кто из членов ВЛКСМ как учится, и в соответствии с этим оказывает помощь, необходимую то- Ш и ли иному матросу. Hi&TDOC Еникоев плою успевал в учебе. Ол мог бы успевать гораздо лучше. Тов. Гурекич решил вызвать его на заседание бюро, куда был приглашен также комсо молец-отличник матрос Воронов. На заседании бюро матрос Воронов го ворил: — В первые дни учебы по новой про грамме я не был отличником, но стремился к этому. Комсомолец должен показывать пример несоюзной молодежи во всем. А я— ^член ВЛКСМ. Па занятиях я слушаю вни мательно, стремлюсь понять все то, чему учат офицеры и старшины. Что не пойму, всегда спрашиваю, и мне раз’ясняют. В свободные от занятий часы- я повторяю материал сам и всегда стараюсь рассказы вать его другим матросам. Когда я расска зываю об устройстве двигателя или о пра вилах ухода за механизмами, знания за-, •крепляются у меня лучше. В первые не дели занятий я многого не знал. Матросы « правлялп меня, дополняли. Во время fcnx бесед я помогал тем, кто слабее меня зпал материал, л в то лее время сам получал помощь от передовых специали стов. I Стать отличником может каждый. Для этого необходимы упорство, настойчивость в достижении пели, необходимо иметь вы сокую дисциплину, постоянно ПОМНИТЬ о воинском долге перед Родиной п стремиться как ложно лучше выполнить его. Комсомолец Еникеев в своем выступле нии сказал: — Я не делал так, как матрос Воронов. Если для меня что-либо было непопятно, то я пропускал это и изучал последующий материал. Теперь я буду учиться так, как учится матрос Воронов. Члены бюро в своих выступлениях под сказали Еникееву, как надо работать, что бы стать в ряды лучших матросов. Черев несколько дней комсомолец Ени кеев подошел к Гуревичу и сказал: — Моя учеба пошла ' намного лучше, чем прежде. Бюро помогло в этом..; Когда меня вызывали на бюро, я думал, что мне дадут взыскание за плохую успеваемость, !& оказалось совсем другое — вызвали да подсказали, как надо изучать военное дело, выполнять свои служебный долг. Второе васеданпе бюро было посвящено посылке писем родителям отличников. Здесь присутствовал комсомольский актив подразделения. Было решено послать пись мо родителям комсомольпев-отличников Воронова, Чаурова, Дучпшгпа, Елисеева и другие. Решение о посылке писем родителям отличников было доведено через членов бюро и комсомольский актив до всего лич ного состава подразделения. Эго, несомнен но, мобилизовало воинов на новый под'ем в уче«5е. Вскоре секретарь комсомольского . бюро полутал несколько ответов от родителей отличников. Мать матроса В. Елисеева Анастасия Ивановна пишет: «Получила от вас письмо, за которое очень благодарю. Желаю вам отличных успехов в учебе и службе на благо нашей любимой Родины. Я, как мать, рада за Виктора, который стал достойным воином нашей любимой Родины. Работая на заводе рыбокомбината, я вы полнила пятилетний план в 4 года и буду стараться, чтобы мои успехи не снизи лись». Сестра матроса Чаурова пишет брату: «Мы получили письмо от вашей комсо мольской организации, где сказано о твоей хорошей службе. Это нас очень обрадовало. Теперь я могу уверенно сказать, что мой брат честно и достойно несет службу в ря дах Вооруженных Сил. Л в своем письме от себя и от всей нашей семьи благодарю вашу комсомольскую организацию и ее се кретаря. Но ты смотри не зазнавайся и не отказывай в помощи товарищам». Мать-героиня Семенова пишет из гор. Кеми: «Получив от вас письмо ж узнав об ус пехах своего сына, я очень была рада, что Валерьян добросовестно служит в Военно- морском Флоте. Благодарю га письмо и же лаю всего хорошего в обучении х воспи тании наших сыновей». Таких писем комсомольская организация получает много. Все они зачитываются пе ред строем личного состава ж печатаются на страницах газеты. Эти письма игра ют большую роль в деле мобилизации матросов на укрепление воинской дисци плины, на борьбу за повышение военных знаний, на честное служение любимой Родине. Большую роль в деле повышения боевой подготовки и воспитания личного состава сыграла пропаганда героических традиций Советской Армии и Флота. В нашем под разделении служил матрос Виктор Кусков. За проявленную отвагу и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. В подразделении имеется хорошо оформленный портрет В. Кускова с кратким описанием его подвига. По гаданию бюро активисты ознакомили молодежь с боевы ми заслугами В. Кускова перед Родиной. Бюро провело открытое комсомольское со брание с вопросом: «Служить Родине так, как служил Герой Советского Союза Бус- ков». На собрании выступили старшины Фомин, Суровцев, которые знали героя и беседовали с ним о его боевых делах. Кроме них выступили многие воины, кото рые давали слово учиться так, как учился В. Кусков. Комсомольское собрание прошло живо и интересно. Оно явилось важным средством мобилизации личного состава на отличное выполнение воинского дйлга. на подержа ние и умножение славных традиций на шего флота. В результате этих и других мероприятий количество отличников учебы среди комсо мольцев за два месяца увеличилось вдвое н не стало отстающих. За это время повы силась воинская дисциплина, что способ ствует быстрому повышению боевой го товности подразделения. Командир подразделения заявил: — Работой комсомольской организации я очень доволен. Она оказывает хне боль шую помощь в деле воспитания матросов в духе преданности нашей Родине и ва шему Советскому правительству, в духе точного и неуклонного соблюдения воин ских уставов. Старший лейтенант Н. БОРИСЕНКО. МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ О строении мозга человека Заслуженные благодарности Вожны нашего подразделения настойчи во добиваются новых успехов в службе и дисциплине. Политические занятия стали проходить на более высоком идейном уровне. Комсо мольцы передовики учебы Воротников, Козловский п другие идут вперед, увлекая за собой товарищей. Недавно воины сдавали задачу по стрельбе. Отличные оценки получили младший сержант Инюшкин, ефрейтор Профьев, солдаты • Козловский, Михалев и другие. Передовым воинам командир об’явил пе ред строем благодарность. Сержант А. ГОРБАЧЕВ, НА СНИМКЕ: отличник боевой и по литической подготовки старший матрос Н. Кондаков за приемом радиограммы. Фото Н. Высоцкого. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Забыт важный участок работы Стенная газета подразделения призвана выполнять важную роль. На ее страницах нужно пропагандировать опыт передовиков учебы, вскрывать причины недостатков и указывать пути их устранения. При хоро шей работе редколлегии стенгазета может оперативно -мобилизовывать личный состав на выполнение той или иной задачи, по ставленной перед подразделением. Пишу эти строки спустя более месяца после того, как у нас вышел последний, второй по счету, в этом году номер стенной газеты. Такое ненормальное явление с вы пуском стенгазеты об’ясняется тем, что ее редколлегия, возглавляемая тов. Рязановым, не получает необходимой помощи от полит работников и партийной организации под разделения. Они забыли, что руководство стенгазетой — их прямая обязанность. * Политработники и коммунисты плохо интересуются и содержанием стенгазеты. И не случайно, заметки носят общий ха рактер. Авторами всех корреспонденций являются командиры. Рядовые бойцы к участию в стенгазете не привлекаются. Матрос Кадыкин апрельское задание вы полнил за 15 дней. Этот патриотический поступок остался незамеченным редколле гией. А она могла бы на страницах стен газеты рассказать об опыте передовика и этих самых мобилизовать личный состав на новые успехи во славу любимой Роди ны. Политработникам, партийной и комсо мольской организациям необходимо уделять серьезное внимание важному средству воспитания бойцов — стенгазете подраз деления. Матрос П. КРУГЛОВ. ------- 0 ------- По следам нашил выступлении «РЕШЕНИЯ В ЖИЗНЬ НЕ ПРЕТВОРЕНЫ» Под таким заголовком в нашей газете за б апреля с. г. было опубликовано письмо старшего матроса' П. Никитина. Начальник политотдела сообщил в ре дакцию, что факты, изложенные в письме тов. Никитина, полностью подтвердились. За слабое руководство комсомольской ор ганизацией тов. Докучаев освобожден от обязанностей секретаря. Приняты меры к улучшению комсомольской работы. Почему в нашей стране вопросы, касаю щиеся мозга и его работы, интересуют са мые широкие слои трудящихся? Прежде всего потому, что правильное представле ние о функциях мозга является неотъемле мой частью лашего материалистического мировоззрения, основанного ла научных данных. В сознании некоторой части отсталых ! людей до сих пор еще сохранилось рели- I гиозное представление о душе, существую щей якобы независимо от тела и управ ляющей всем поведением человека. Наука о мозге, наряду с другими науками, об’яс- няет происхождение психических (от грс- : ческого слова «психе» — «душа») яв лений и разрушает идеалистические поня тия о душевной жизни человека. Изучение мозга — один пз путей к ма териалистическому об’яснелпю психиче ских процессов. В. П. Ленин в своих трудах неоднократ но подчеркивал роль естествознания в борьбе с идеалистическими реакционными теориями. Он писал: «Всякий человек знает — и естествознание исследует — идею, дух, волю, психическое, как функ цию нормально работающего человеческого мозга...» (Соч., т. 14, изд. 4-е, стр. 216). Владимир Ильич отмечал, что оторвать эту Функцию от определенным образом органи зованного вещества — это бредни фило софского идеализма, насмешка над естест вознанием. Товарищ Сталин, определяя основные положения марксистского философского материализма, указывает па то, что «мы шление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершен ства, а именно — продукт мозга, а мозг — орган мышления...» «Краткий курс исто рии ВКП(б)», стр. 107). Вопросах изучения психической дея тельности человека огромное внимание уде лял знаменитый русский ученый И. М. Сечено©. Своим трудом, вышедшим под названием «Рефлексы головного мозга», оп положил основание физиологическому изу чению природы психических процессов. Сеченов установил, что вся психическая жизнь со всеми ее проявлениями поддер живается и формируется раздражениями, получаемыми через органы чувств пз внешней среды. Психическое и телесное он рассматривал, как две различные фор мы жизнедеятельности организма, из ко торых первичным является телесное, а вторичным психическое. В течение долгого времени проводи лись наблюдения, которые подтвердили неразрывную связь психических явлений о физиологическими процессами в нервйой системе. Было установлено, что душевные заболевания человека связаны с наруше нием деятельности головного мозга. Великий русский физиолог академик И. П. Павлов поставил целью изучить свявь между мозгом и высшей деятельно стью животных и человека. Вместе со своими учениками он в течение 35 лет исследовал работу мозга, ответные реак ции (рефлексы) на различного рода разд ражения, исходящие как из внешней сре ды, так и от всего организма, и выяснил основные законы нервных процессов. И. П. Павлов установил, что основное вначение для высших нервных процессов имеет большой мозг и прежде всего кора большого мозга. Главную особенность это го органа составляет необычайная слож ность его строения. Большой мозг состоит из многих отделов, имеющих различное функциональное назначение, связанных между собой проводниками нервного тока, работающих как единое целое. «Нервным током» И. П. Павлов называл движущий ся процесс нервного раздражения. За последние десятилетия в изучении строения мозга достигнуты значительные успехи. Особенно много сделано в этом на правлении русскими учеными В. М. Бех теревым, Л. 0. Даркшевичем, В. А. Мура товым, Л. В. Блуменау и др. После Вели кой Октябрьской социалистической рево люции в нашей стране были учреждены специальные институты, в которых де тально изучалось развитие мозга у челове ка и животных, а также тончайшие осо бенности строения коры большого мозга. Исследованиями установлено, что в не которых отделах мозга человека повто ряются черты строения, имеющиеся у всех млекопитающих животных. Вместе с тем, мозг человека резко отличается от мозга всех животных, включая и человекообраз ных обезьян. Все, что мы внаем о мозге человека, раскрывает его, как орган, раз вившийся лз мозга животных и достигший у человека высокого совершенства. Только человек обладает способностью мыслить, то есть отражать в мозгу, в пред ставлениях и понятиях окружающий мир л исследовать природу самих понятий. Эту сиоообпость он приобрел в процессе длительной трудовой деятельности. И чело век и человеческое общество обязаны сво им происхождением труду, говорил Энгельс. Благодаря труду, производственной дея тельности, развивалось человеческое обще ство, развивались л сами люди. В труде со вершенствовались физические и умствен- пые способности человека, развивались мышление, речь, накапливались знания у людей. «Сначала труд, а затем и вместе с там членораздельная речь явились двумя са мыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра тился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершен ству» (Ф. Энгельс. «Диалектика природы», изд. 1948 г., стр. 137). В чем же заключаются особвигосги строения мозга человека? Прежде всего, надо различать периферическую и цент ральную нервную систему. Центральная нервная система у всех позвоночных жи вотных подразделяется на головвой и спюттой мозг и находится в плотном кост ном футляре, головной мозг — в полости черепа, а спинной — в позвоночном ка нале. Периферической нервной системой называют нервы, связывающие централь ную нервную систему со всеми органами нашего тела. Головной мозг подразделяется на ствол мозга, который является непосредственным продолжением спинного мозга, мозжечок (малый мозг) и большой мовг, состоящий из двух полушарий — правого ж левого. Нервная система в основном состоит из нервных клеток различной величины и тончайших их отростков, по которым воз буждение передается от одних отделов нервной системы «к другим. Нервы пред ставляют собой не что иное, как тесно прилегающие друг к другу отростки мно гих тысяч нервных клеток. В большом моз гу нервных клеток значительно больше, чем в других отделах центральной нервной системы. Частично они сосредоточены в глубине полушарий, в так называемых подкорковых узлах, а большая часть кле ток .располагается каймой под поверхно стью полушарий большого мозга в бороздах и лзвплинах. Эта кайма называется ко рой большого мозга. В ней у человека насчитывается до 14 миллиардов нервных клеток. Общая длина отростков этих кле ток — проводников нервного тока, если их вытянуть один за другим в длину, до ходит до 10 километров. Любое внешнее раздражение, восприни маемое органами чувств (глазом, ухом, ко жей и т. д.), приводит к появлению нерв ного тока, который по чувствительным нервам проходит в центральную нервную систему со скоростью около 60 метров в секунду. Точно так же по нервам передают ся в центральную нервную систему раздра жения от внутренних органов (пищеваре ния, дыхания и т. д.). Ощущение (звука, света, прикосновения, боли и т. д.) возни кает только то та , когда раздражение по нервам и спинпому мозгу передается в головной мозг и Дальше к клеткам коры большого мозга. Ответная реакция на раз дражение (рефлекс) осуществляется путем передачи возбуждения в обратном направ лении, то есть от центральной нервной си стемы к органам нашего тела. При этом возбуждение от центральной нервной си стемы к мышпам передается по двигатель ным нервам. Непроизвольные движения, например, отдергивание руки при внезап ном уколе, вздрагивание при неожиданном грохоте, кашель, когда пища попадает в дыхательное горло, и другие подобные дви жения могут происходить без участия ко ры большого мозга. Ппаче обстоит дело при всех произволь ных, сознательных движениях. В этом ■ случае движение может возникнуть W b - юо тогда, когда нервное возбуждение par* пространится на кору большого мозга. Именно здесь, в коре мозга, перед тем, как нервное возбуждение по нервам передает ся к рабочим оргапам и вызовет их движе ние, происходят сложнейшие процессы по 4 редачи нервного тока. Если сравнить развитие различных от делов головного мозга у человека к живет- пых, то окажется, что у человека резко преобладает развитие большого мозга. По своей величине, а также по сложности строения извилин и борозд, полушария большого мозга человека сильно отличают ся от мозга всех животных. Однако не следует думать, что величина большого мозга сама по себе служит приз наком высокой его организации. Напри* мер, у слонов и китов большой мозг весит больше, чем у человека. Особенности строе-* ння мозга человека выражаются, главным образом, в строении его клеток, в необы чайном многообразии их форм (круглые, треугольные, звездчатые и другие) и ор ганизации межклеточных связей. Нервные клетки располагаются в коре большого мозга по слоям. По форме и рас положению клеточных слоев кора подраз деляется на целый ряд отделов, которые называются корковыми полями. Корковые поля отличаются не только по форме и расположению клеточных слоев, но и по своей роли, которую они осущест вляют в нервной деятельности. Некоторые корковые поля у человека имеют строение, сходное с мозгом животных. Они называ ются полями древней и старой коры. У че ловека получают особое развитие другие поля так называемой новой коры. Они за* яимагот около 96 процентов всей поверх ности полушарий и по преимуществу свя заны с высшей нервно-психической дея тельностью человека. Об особенностях деятельности различных корковых полей человеческого мозга мож но судить при ивучешш явлений, возни -1 кающих у больных с пораженным мозгом (вследствие опухоли, кровоизлияния или других заболеваний). Установлено, что ес ли поражается двигательное поле коры, расположенное посредине наружной поверх-' вости полушария, наступает паралич по-' ловины тела, человек теряет возможность произвольных движений, хотя при этом сохраняются некоторые непроизвольные движения, например, подскакивание голени при ударе под коленной чашечкой. Если поражается зрительное поле, расположен ное в затылочном отделе больших полуша рий, — нарушается зрение. Некоторые корковые поля по преимуществу связаны с речью. Если эти поля повреждаются бо лезненным процессом, наступают различ ные расстройства речи, иногда при этом больной понимает все, что ему говорят, но сам с трудом может произнести лишь не сколько звуков. В других случаях больной перестает понимать речь, но сам может говорить свободно, хотя и путает при этом звуки и слова. Надо подчеркнуть, что при всем разлтг* чии строения и деятельности различных' отделов мозга он проявляет себя как едич ный орган во взаимоотношениях организм ма с внешней средой. Еще до недавнего времени казалось без -1 надежным делом исправление недостатков высшей нервно-психической деятельности,, происходящих в результате поражения ко ры большого мозга. Однако за последнее время удалось найти пути к восстановлен лию функций после тягчайших мозговых! заболеваний. Во время Великой Отечест* венной войны в госпиталях были организо -1 ваны специальные отделения, в которых: с большим успехом проводилось лечение] раненных в мозг. В многочисленных научно-нсследова- тельских институтах, клиниках и больни-* Пах Советского Союза ведется большая и плодотворная работа по исследованию мез-*. га человека. Паша советская наука благо -1 даря трудам великих русских ученых: П. М. Сеченова, И. П. Павлова и их уче -1 ников располагает точными научными зна-* нияаги о деятельности головного мозга,- разгадывающими «тайну» психической жизни человека и в корне подрывающими идеалистическое и религиозное представле ние о «душе», как о какой-то сверхестест" венной, нематериальной силе. П роф ессор С. БЛИН КО В . Важное средство воспитания моряков О МАТРОССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ На кораблях п в частях флота все боль шее значение приобретает матросская ху дожественная самодеятельность — важное средство воспитания воинов r духе живот ворного патриотизма, советской националь ной и военной гордости, в духе беспредель ной предаппости партии Ленина—Сталина и постоянной готовности оыть па страже государственных интересов СССР. Проходивший на флоте смотр матросско го самодеятельного искусства показал, что политоргапы и партийные организации, руководствуясь историческими решениями Нейтрального Комитета ВКП(б) по идеоло гическим вопросам, провели немалую ра боту по развертыванию художественной самодеятельности, повышению ее идейного уровня. Мпогпе самодеятельные коллекти вы теперь стали более массовыми. Улуч шилось п идейное содержание пх репорту-^ ара. В подразделениях, где руководители ма тросской художественной самодеятельности старшина 2 статьи ТСузпп. тов. Крас ный, старшина Шматько. творческие коллективы самптеятельпостп работают ре гулярно, постоянно выступают перед воп- нами и населением. В копцертных прог раммах главное мегго здесь занимают про изведения советских писателен п компози торов. отображающие величие нашей со циалистическом Родппы. ичртпп Ленина— Сталина. На смотре Пилл представлены на- родпые пляски, песня произволения рус ской классики в му . • . Ши рокое распространение получила полити ческая сатира, разоблачающая агрессив ные планы англо-американских империа листов. Мпогпе коллективы самодеятельности показали умение оперативно откликаться на политические события в нашей стране. Это особенно ярко проявилось в концертах, посвяшенных выборам в Верховный Совет Союза ССР. В период избирательной кампа нии участники самодеятельности выступа ли перед избирателями со специальными программами, посвященными выборам. На пример, коллектив матросской художест венной самодеятельности (руководитель тов. Максимчук) дал во время выборов 22 концерта, периодически обновляя свою программу. Коллектив самодеятельности под ру ководством старшины 2 статьи Кузина на смотре выступил с содержатель ной программой. В пее были вклю чены: «Кантата ь Сталине» музыка Александрова, стихоттюреппя советских поэтов, произведения местных авторов — Великанова и Кутова, отображаю щие боевую учебу и жизнь личного соста ва. Участники этой самодеятельности стар- шнпа 1 статьи Семушкии, старшие матро сы Мозуев. Люпенко исполнили пародные песни, а струнный оркестр— произведения советских композиторов и классиков. Стар шина 2 статьи Кузин и старший матрос Новиков удачно подготовили политическую сатиру. Смотр матросских дарований показал, что наиболее распрострапеннымп формами самодеятельности на флоте являются хоро вые, танцевальные, струнные и драмати ческие коллективы. Для многих из них ха рактерны высокая массовость, умение вы ступать перед зрителями с содержательны ми, интересными концертами. Следует отметить как положительное явление и то. что многие коллективы вклю чили в свой репертуар произведения мест ных авторов — сержанта Сивицкого, на писавшего текст и музыку строевой пес ни «Марш авиамехаников», тов. Красиль никова — «Зенитчики», песни тов. Вес- новского. Однако, надо сказать, что куль тура хоровых коллективов еще низкая. На смотре были представлены также многие струнные оркестры. Среди них луч шее впечатление оставляет коллектив, воз главляемый тов. Зарубиным. Впервые в художественной самодеятель ности флота приняли участие самодеятель ные духовые оркестры. Коллективы, ко торыми руководят тт. Шаронов и Мах- нев, подготовили для исполнения марши, песни советских композиторов и русскую народную музыку. Это, конечно, от радное явление. Но плохо то, что отдель ные подразделения до сих пор не имеют струнных оркестров. Так, например, об стоит дело в коллективах самодеятельно сти у руководителей тт. Данилова и Львова. Мало было индивидуальных выступлений исполнителей на народных национальных инструментах. Кроме бала лайки и нескольких гармошек других ин струментов на смотре зрители не услыша ли. Массовым и распространенным видом самодеятельности у нас па флоте являются танцевальные коллективы. Большим успе хом, в частности, пользовались групповые выступления танцоров под руководством старшего матроса Кузьмина, старшины Арапова, старшего матроса Мокипа и дру гих. Однако серьезным недостатком хорео графических коллективов является слабое исполнительское мастерство. Почему-то незаслуженно забыты также произведения народного творчества — хоровые и игро вые пляски. Заметных успехов добились драмати ческие коллективы. Если на смотрах прош лого года этот вид самодеятельности почти совершенно отсутствовал, то в этом году драмколлективы подразделений показали североморцам такие пьесы, как «Голос Америки» Б. Лавренева. «Русский вопрос» К. Симонова. «Без вппы виповатые» А. Островского и другие. Широко была представлена политиче ская сатира. Авторами ее, как правило, выступали матросы, старшины и офицеры. Так, например, старшина 2 статьи Кузин и старший матрос Новиков составили куп леты политической сатиры: «Американ ская «помощь» по плану Маршалла», «По работе результаты», «Все больше и боль ше». Смотр самодеятельности выявил много способных и талантливых исполнителей разных жанров. Следует, в частности, от метить старшину 1 статьи Семушкипа, сержанта Бардася, старшего матроса Кок- мана, старшину 2 статьи Кузина, сержан та Безмолитвенного. старшину Арапова, старшего матроса Сергеева, старшего лей тенанта Афанасьева, тт. Козыреву. Киба, Журухину и других. В итоге смотра первое место и нереходя- шпй кубок флота завоевал коллектив ху дожественной самодеятельности, где руко водителем старпшпа 2 статьи Кузпп. Па втором месте — коллектив самодеятельно сти тов. Мангайт и на третьем — коллек тив солдатской самодеятельности, возглав ляемый старшиной Шматько. Командую щий флотом наградил эти коллективы гра мотами п цепными подарками для преми рования лучших участников самодеятель ности. По все это пе дает еще права заявить о том, что развитие художественной самодеятельности поставлено на должную высоту. Наоборот, на этом участке еще много нерешенных задач. В частности, од ним из серьезных недостатков является то, что кояпертные программы многих творческих коллективов слабо увязывают ся с вопросами воспитания личного соста ва, с задачами дальнейшего укрепления воинской дисциплины и организованности. Местная корабельпая тема не нашла еще в концертах художественной самодеятель ности своего широкого отражения. Яркая, мпогообразпая жизнь моряков, боевая и политическая учеба, борьба за во енно-морское совершенствование экипажей совсем выпадают нз поля зрения отдельных творческих коллективов или отодвигаются ими на самое последнее место. Еще не доведена до конца работа но очищению репертуара от неудовлетвори тельных в художественном отношении произведений. В репертуаре некоторых коллективов самодеятельности имели место устарелые и низкопробные номера. Так, в программу самодеятельности авиаторов, например, были включены низкопробные «произведения» — рассказ «История о кино» и песенка «Я в жпзни много поте рял». Зачастую невнимательное отношение политработников и начальников клубов к репертуару матросской самодеятельности приводит к тому, что в репертуар без конца включаются «ритмические танцы», не имеющие ничего общего с культурой под линно народного флотского танца. Пе в меру мпого уделяется внимания весьма посредственным лирическим песен кам. Слабо с флотской сцепы пропагапди-, руются строевые матросские и солдатские ' песни. Совершенно недостаточное внимание уделяется художественному оформлению концертных программ. Очень часто выступ лении коллективов похожи друг на друга. Костюмы для плясок п других номеров го товятся небрежно. Необходимо отметать, что многие твор ческие коллективы нуждаются в методиче ской и практической помощи, но далеко не все клубы п Дома офицеров ее оказывают. Неприглядно в этом отношении обстоит де^ ло в Ваенгском Доме офицеров и в матрос ском клубе, где руководит самодеятсль^ ностью тов. Гидприпский. Причины многих недостатков работы творческих коллективов заключаются в от сутствии впимаппя к самодеятельности со стороны некоторых командиров и политра ботников. Иногда бывает, что к самодея тельности подходят кампанейски, создают ее лишь па определенный период. Папрп- мер, самодеятельность, возглавляемая офи цером Ивановым, на протяжении несколь -1 ких лет была лучшей на флоте, но сейчас она работает только при Доме офицеров, а в подразделениях ее не существует. Ею нпкто не интересуется п не руководиг. У авиаторов художественная самодея тельность отдана па откуп второстепенным липам. От нее отстранились даже началь ники клубов. А отдельные политработники своп коллективы самодеятельности впервые увидели... па смотровом вечере. Недостаточно руководят матросским са модеятельным искусством отдельные куль** турпо-просветптельпые учреждения флота. Ансамбль песни п пляски, флотский театр почему-то вообще самоустранились от по- мощп художественной самодеятельности. Недостаточно копкпетио п оперативно ру ководят самодеятельными коллективами и работники политорганов флота. С подобной практикой следует раз и на всегда покончить. Постояпно заботиться о художественной самодеятельности, любовно и заботливо растить матросские таланты— долг каждого командира п политработника. Нужно также, чтобы этим вопросом посто янно занимались партийные п комсомоль ские организация. Тогда недостатки будут изжиты и матросское самодеятельное искусство в своем развитии добьется болез значительных успехов. П. КОЗЛЗЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz