На страже Заполярья. 1950 год. Май.

12 кая 1950 г.. Тй 112 (3725). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Ч и сл о отличников увеличилось вдвое ИЗ ОПЫТА КОМСОМОЛЬСКОГО БЮРО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Вомсомольская организация, секеетарем £ото]х>й является матрос Гуревич, под ру­ ководством партийной организации умело воспитывает молодежь, добивается аван­ гардной ролл членов ВЛКСМ в боевой и политической подготовке. Сам Гуревич —- отличник н стремится к тому, чтобы все комсомольцы заслужили это почетное званзе. Работу он проводит ие один, а вме­ сте с членами бюро, с активом. Бюро уделяет много внимания вопросам успеваемости комсомольцев, росту рядов отличников боевой и политической подго­ товки. Оно всегда знает, кто из членов ВЛКСМ как учится, и в соответствии с этим оказывает помощь, необходимую то- Ш и ли иному матросу. Hi&TDOC Еникоев плою успевал в учебе. Ол мог бы успевать гораздо лучше. Тов. Гурекич решил вызвать его на заседание бюро, куда был приглашен также комсо­ молец-отличник матрос Воронов. На заседании бюро матрос Воронов го­ ворил: — В первые дни учебы по новой про­ грамме я не был отличником, но стремился к этому. Комсомолец должен показывать пример несоюзной молодежи во всем. А я— ^член ВЛКСМ. Па занятиях я слушаю вни­ мательно, стремлюсь понять все то, чему учат офицеры и старшины. Что не пойму, всегда спрашиваю, и мне раз’ясняют. В свободные от занятий часы- я повторяю материал сам и всегда стараюсь рассказы­ вать его другим матросам. Когда я расска­ зываю об устройстве двигателя или о пра­ вилах ухода за механизмами, знания за-, •крепляются у меня лучше. В первые не­ дели занятий я многого не знал. Матросы « правлялп меня, дополняли. Во время fcnx бесед я помогал тем, кто слабее меня зпал материал, л в то лее время сам получал помощь от передовых специали­ стов. I Стать отличником может каждый. Для этого необходимы упорство, настойчивость в достижении пели, необходимо иметь вы­ сокую дисциплину, постоянно ПОМНИТЬ о воинском долге перед Родиной п стремиться как ложно лучше выполнить его. Комсомолец Еникеев в своем выступле­ нии сказал: — Я не делал так, как матрос Воронов. Если для меня что-либо было непопятно, то я пропускал это и изучал последующий материал. Теперь я буду учиться так, как учится матрос Воронов. Члены бюро в своих выступлениях под­ сказали Еникееву, как надо работать, что­ бы стать в ряды лучших матросов. Черев несколько дней комсомолец Ени­ кеев подошел к Гуревичу и сказал: — Моя учеба пошла ' намного лучше, чем прежде. Бюро помогло в этом..; Когда меня вызывали на бюро, я думал, что мне дадут взыскание за плохую успеваемость, !& оказалось совсем другое — вызвали да подсказали, как надо изучать военное дело, выполнять свои служебный долг. Второе васеданпе бюро было посвящено посылке писем родителям отличников. Здесь присутствовал комсомольский актив подразделения. Было решено послать пись­ мо родителям комсомольпев-отличников Воронова, Чаурова, Дучпшгпа, Елисеева и другие. Решение о посылке писем родителям отличников было доведено через членов бюро и комсомольский актив до всего лич­ ного состава подразделения. Эго, несомнен­ но, мобилизовало воинов на новый под'ем в уче«5е. Вскоре секретарь комсомольского . бюро полутал несколько ответов от родителей отличников. Мать матроса В. Елисеева Анастасия Ивановна пишет: «Получила от вас письмо, за которое очень благодарю. Желаю вам отличных успехов в учебе и службе на благо нашей любимой Родины. Я, как мать, рада за Виктора, который стал достойным воином нашей любимой Родины. Работая на заводе рыбокомбината, я вы­ полнила пятилетний план в 4 года и буду стараться, чтобы мои успехи не снизи­ лись». Сестра матроса Чаурова пишет брату: «Мы получили письмо от вашей комсо­ мольской организации, где сказано о твоей хорошей службе. Это нас очень обрадовало. Теперь я могу уверенно сказать, что мой брат честно и достойно несет службу в ря­ дах Вооруженных Сил. Л в своем письме от себя и от всей нашей семьи благодарю вашу комсомольскую организацию и ее се­ кретаря. Но ты смотри не зазнавайся и не отказывай в помощи товарищам». Мать-героиня Семенова пишет из гор. Кеми: «Получив от вас письмо ж узнав об ус­ пехах своего сына, я очень была рада, что Валерьян добросовестно служит в Военно- морском Флоте. Благодарю га письмо и же­ лаю всего хорошего в обучении х воспи­ тании наших сыновей». Таких писем комсомольская организация получает много. Все они зачитываются пе­ ред строем личного состава ж печатаются на страницах газеты. Эти письма игра­ ют большую роль в деле мобилизации матросов на укрепление воинской дисци­ плины, на борьбу за повышение военных знаний, на честное служение любимой Родине. Большую роль в деле повышения боевой подготовки и воспитания личного состава сыграла пропаганда героических традиций Советской Армии и Флота. В нашем под­ разделении служил матрос Виктор Кусков. За проявленную отвагу и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. В подразделении имеется хорошо оформленный портрет В. Кускова с кратким описанием его подвига. По гаданию бюро активисты ознакомили молодежь с боевы­ ми заслугами В. Кускова перед Родиной. Бюро провело открытое комсомольское со­ брание с вопросом: «Служить Родине так, как служил Герой Советского Союза Бус- ков». На собрании выступили старшины Фомин, Суровцев, которые знали героя и беседовали с ним о его боевых делах. Кроме них выступили многие воины, кото­ рые давали слово учиться так, как учился В. Кусков. Комсомольское собрание прошло живо и интересно. Оно явилось важным средством мобилизации личного состава на отличное выполнение воинского дйлга. на подержа­ ние и умножение славных традиций на­ шего флота. В результате этих и других мероприятий количество отличников учебы среди комсо­ мольцев за два месяца увеличилось вдвое н не стало отстающих. За это время повы­ силась воинская дисциплина, что способ­ ствует быстрому повышению боевой го­ товности подразделения. Командир подразделения заявил: — Работой комсомольской организации я очень доволен. Она оказывает хне боль­ шую помощь в деле воспитания матросов в духе преданности нашей Родине и ва ­ шему Советскому правительству, в духе точного и неуклонного соблюдения воин­ ских уставов. Старший лейтенант Н. БОРИСЕНКО. МАТРОССКИЕ ЧТЕНИЯ О строении мозга человека Заслуженные благодарности Вожны нашего подразделения настойчи­ во добиваются новых успехов в службе и дисциплине. Политические занятия стали проходить на более высоком идейном уровне. Комсо­ мольцы передовики учебы Воротников, Козловский п другие идут вперед, увлекая за собой товарищей. Недавно воины сдавали задачу по стрельбе. Отличные оценки получили младший сержант Инюшкин, ефрейтор Профьев, солдаты • Козловский, Михалев и другие. Передовым воинам командир об’явил пе­ ред строем благодарность. Сержант А. ГОРБАЧЕВ, НА СНИМКЕ: отличник боевой и по­ литической подготовки старший матрос Н. Кондаков за приемом радиограммы. Фото Н. Высоцкого. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Забыт важный участок работы Стенная газета подразделения призвана выполнять важную роль. На ее страницах нужно пропагандировать опыт передовиков учебы, вскрывать причины недостатков и указывать пути их устранения. При хоро­ шей работе редколлегии стенгазета может оперативно -мобилизовывать личный состав на выполнение той или иной задачи, по­ ставленной перед подразделением. Пишу эти строки спустя более месяца после того, как у нас вышел последний, второй по счету, в этом году номер стенной газеты. Такое ненормальное явление с вы­ пуском стенгазеты об’ясняется тем, что ее редколлегия, возглавляемая тов. Рязановым, не получает необходимой помощи от полит­ работников и партийной организации под­ разделения. Они забыли, что руководство стенгазетой — их прямая обязанность. * Политработники и коммунисты плохо интересуются и содержанием стенгазеты. И не случайно, заметки носят общий ха­ рактер. Авторами всех корреспонденций являются командиры. Рядовые бойцы к участию в стенгазете не привлекаются. Матрос Кадыкин апрельское задание вы­ полнил за 15 дней. Этот патриотический поступок остался незамеченным редколле­ гией. А она могла бы на страницах стен­ газеты рассказать об опыте передовика и этих самых мобилизовать личный состав на новые успехи во славу любимой Роди­ ны. Политработникам, партийной и комсо­ мольской организациям необходимо уделять серьезное внимание важному средству воспитания бойцов — стенгазете подраз­ деления. Матрос П. КРУГЛОВ. ------- 0 ------- По следам нашил выступлении «РЕШЕНИЯ В ЖИЗНЬ НЕ ПРЕТВОРЕНЫ» Под таким заголовком в нашей газете за б апреля с. г. было опубликовано письмо старшего матроса' П. Никитина. Начальник политотдела сообщил в ре­ дакцию, что факты, изложенные в письме тов. Никитина, полностью подтвердились. За слабое руководство комсомольской ор­ ганизацией тов. Докучаев освобожден от обязанностей секретаря. Приняты меры к улучшению комсомольской работы. Почему в нашей стране вопросы, касаю­ щиеся мозга и его работы, интересуют са­ мые широкие слои трудящихся? Прежде всего потому, что правильное представле­ ние о функциях мозга является неотъемле­ мой частью лашего материалистического мировоззрения, основанного ла научных данных. В сознании некоторой части отсталых ! людей до сих пор еще сохранилось рели- I гиозное представление о душе, существую­ щей якобы независимо от тела и управ­ ляющей всем поведением человека. Наука о мозге, наряду с другими науками, об’яс- няет происхождение психических (от грс- : ческого слова «психе» — «душа») яв­ лений и разрушает идеалистические поня­ тия о душевной жизни человека. Изучение мозга — один пз путей к ма­ териалистическому об’яснелпю психиче­ ских процессов. В. П. Ленин в своих трудах неоднократ­ но подчеркивал роль естествознания в борьбе с идеалистическими реакционными теориями. Он писал: «Всякий человек знает — и естествознание исследует — идею, дух, волю, психическое, как функ­ цию нормально работающего человеческого мозга...» (Соч., т. 14, изд. 4-е, стр. 216). Владимир Ильич отмечал, что оторвать эту Функцию от определенным образом органи­ зованного вещества — это бредни фило­ софского идеализма, насмешка над естест­ вознанием. Товарищ Сталин, определяя основные положения марксистского философского материализма, указывает па то, что «мы­ шление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершен­ ства, а именно — продукт мозга, а мозг — орган мышления...» «Краткий курс исто­ рии ВКП(б)», стр. 107). Вопросах изучения психической дея­ тельности человека огромное внимание уде­ лял знаменитый русский ученый И. М. Сечено©. Своим трудом, вышедшим под названием «Рефлексы головного мозга», оп положил основание физиологическому изу­ чению природы психических процессов. Сеченов установил, что вся психическая жизнь со всеми ее проявлениями поддер­ живается и формируется раздражениями, получаемыми через органы чувств пз внешней среды. Психическое и телесное он рассматривал, как две различные фор­ мы жизнедеятельности организма, из ко­ торых первичным является телесное, а вторичным психическое. В течение долгого времени проводи­ лись наблюдения, которые подтвердили неразрывную связь психических явлений о физиологическими процессами в нервйой системе. Было установлено, что душевные заболевания человека связаны с наруше­ нием деятельности головного мозга. Великий русский физиолог академик И. П. Павлов поставил целью изучить свявь между мозгом и высшей деятельно­ стью животных и человека. Вместе со своими учениками он в течение 35 лет исследовал работу мозга, ответные реак­ ции (рефлексы) на различного рода разд­ ражения, исходящие как из внешней сре­ ды, так и от всего организма, и выяснил основные законы нервных процессов. И. П. Павлов установил, что основное вначение для высших нервных процессов имеет большой мозг и прежде всего кора большого мозга. Главную особенность это­ го органа составляет необычайная слож­ ность его строения. Большой мозг состоит из многих отделов, имеющих различное функциональное назначение, связанных между собой проводниками нервного тока, работающих как единое целое. «Нервным током» И. П. Павлов называл движущий­ ся процесс нервного раздражения. За последние десятилетия в изучении строения мозга достигнуты значительные успехи. Особенно много сделано в этом на­ правлении русскими учеными В. М. Бех­ теревым, Л. 0. Даркшевичем, В. А. Мура­ товым, Л. В. Блуменау и др. После Вели­ кой Октябрьской социалистической рево­ люции в нашей стране были учреждены специальные институты, в которых де­ тально изучалось развитие мозга у челове­ ка и животных, а также тончайшие осо­ бенности строения коры большого мозга. Исследованиями установлено, что в не­ которых отделах мозга человека повто­ ряются черты строения, имеющиеся у всех млекопитающих животных. Вместе с тем, мозг человека резко отличается от мозга всех животных, включая и человекообраз­ ных обезьян. Все, что мы внаем о мозге человека, раскрывает его, как орган, раз­ вившийся лз мозга животных и достигший у человека высокого совершенства. Только человек обладает способностью мыслить, то есть отражать в мозгу, в пред­ ставлениях и понятиях окружающий мир л исследовать природу самих понятий. Эту сиоообпость он приобрел в процессе длительной трудовой деятельности. И чело­ век и человеческое общество обязаны сво­ им происхождением труду, говорил Энгельс. Благодаря труду, производственной дея­ тельности, развивалось человеческое обще­ ство, развивались л сами люди. В труде со­ вершенствовались физические и умствен- пые способности человека, развивались мышление, речь, накапливались знания у людей. «Сначала труд, а затем и вместе с там членораздельная речь явились двумя са­ мыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превра­ тился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершен­ ству» (Ф. Энгельс. «Диалектика природы», изд. 1948 г., стр. 137). В чем же заключаются особвигосги строения мозга человека? Прежде всего, надо различать периферическую и цент­ ральную нервную систему. Центральная нервная система у всех позвоночных жи­ вотных подразделяется на головвой и спюттой мозг и находится в плотном кост­ ном футляре, головной мозг — в полости черепа, а спинной — в позвоночном ка­ нале. Периферической нервной системой называют нервы, связывающие централь­ ную нервную систему со всеми органами нашего тела. Головной мозг подразделяется на ствол мозга, который является непосредственным продолжением спинного мозга, мозжечок (малый мозг) и большой мовг, состоящий из двух полушарий — правого ж левого. Нервная система в основном состоит из нервных клеток различной величины и тончайших их отростков, по которым воз­ буждение передается от одних отделов нервной системы «к другим. Нервы пред­ ставляют собой не что иное, как тесно прилегающие друг к другу отростки мно­ гих тысяч нервных клеток. В большом моз­ гу нервных клеток значительно больше, чем в других отделах центральной нервной системы. Частично они сосредоточены в глубине полушарий, в так называемых подкорковых узлах, а большая часть кле­ ток .располагается каймой под поверхно­ стью полушарий большого мозга в бороздах и лзвплинах. Эта кайма называется ко­ рой большого мозга. В ней у человека насчитывается до 14 миллиардов нервных клеток. Общая длина отростков этих кле­ ток — проводников нервного тока, если их вытянуть один за другим в длину, до­ ходит до 10 километров. Любое внешнее раздражение, восприни­ маемое органами чувств (глазом, ухом, ко­ жей и т. д.), приводит к появлению нерв­ ного тока, который по чувствительным нервам проходит в центральную нервную систему со скоростью около 60 метров в секунду. Точно так же по нервам передают­ ся в центральную нервную систему раздра­ жения от внутренних органов (пищеваре­ ния, дыхания и т. д.). Ощущение (звука, света, прикосновения, боли и т. д.) возни­ кает только то та , когда раздражение по нервам и спинпому мозгу передается в головной мозг и Дальше к клеткам коры большого мозга. Ответная реакция на раз­ дражение (рефлекс) осуществляется путем передачи возбуждения в обратном направ­ лении, то есть от центральной нервной си­ стемы к органам нашего тела. При этом возбуждение от центральной нервной си­ стемы к мышпам передается по двигатель­ ным нервам. Непроизвольные движения, например, отдергивание руки при внезап­ ном уколе, вздрагивание при неожиданном грохоте, кашель, когда пища попадает в дыхательное горло, и другие подобные дви­ жения могут происходить без участия ко­ ры большого мозга. Ппаче обстоит дело при всех произволь­ ных, сознательных движениях. В этом ■ случае движение может возникнуть W b - юо тогда, когда нервное возбуждение par* пространится на кору большого мозга. Именно здесь, в коре мозга, перед тем, как нервное возбуждение по нервам передает­ ся к рабочим оргапам и вызовет их движе­ ние, происходят сложнейшие процессы по 4 редачи нервного тока. Если сравнить развитие различных от­ делов головного мозга у человека к живет- пых, то окажется, что у человека резко преобладает развитие большого мозга. По своей величине, а также по сложности строения извилин и борозд, полушария большого мозга человека сильно отличают­ ся от мозга всех животных. Однако не следует думать, что величина большого мозга сама по себе служит приз­ наком высокой его организации. Напри* мер, у слонов и китов большой мозг весит больше, чем у человека. Особенности строе-* ння мозга человека выражаются, главным образом, в строении его клеток, в необы­ чайном многообразии их форм (круглые, треугольные, звездчатые и другие) и ор­ ганизации межклеточных связей. Нервные клетки располагаются в коре большого мозга по слоям. По форме и рас­ положению клеточных слоев кора подраз­ деляется на целый ряд отделов, которые называются корковыми полями. Корковые поля отличаются не только по форме и расположению клеточных слоев, но и по своей роли, которую они осущест­ вляют в нервной деятельности. Некоторые корковые поля у человека имеют строение, сходное с мозгом животных. Они называ­ ются полями древней и старой коры. У че­ ловека получают особое развитие другие поля так называемой новой коры. Они за* яимагот около 96 процентов всей поверх­ ности полушарий и по преимуществу свя­ заны с высшей нервно-психической дея­ тельностью человека. Об особенностях деятельности различных корковых полей человеческого мозга мож­ но судить при ивучешш явлений, возни -1 кающих у больных с пораженным мозгом (вследствие опухоли, кровоизлияния или других заболеваний). Установлено, что ес­ ли поражается двигательное поле коры, расположенное посредине наружной поверх-' вости полушария, наступает паралич по-' ловины тела, человек теряет возможность произвольных движений, хотя при этом сохраняются некоторые непроизвольные движения, например, подскакивание голени при ударе под коленной чашечкой. Если поражается зрительное поле, расположен­ ное в затылочном отделе больших полуша­ рий, — нарушается зрение. Некоторые корковые поля по преимуществу связаны с речью. Если эти поля повреждаются бо­ лезненным процессом, наступают различ­ ные расстройства речи, иногда при этом больной понимает все, что ему говорят, но сам с трудом может произнести лишь не­ сколько звуков. В других случаях больной перестает понимать речь, но сам может говорить свободно, хотя и путает при этом звуки и слова. Надо подчеркнуть, что при всем разлтг* чии строения и деятельности различных' отделов мозга он проявляет себя как едич ный орган во взаимоотношениях организм ма с внешней средой. Еще до недавнего времени казалось без -1 надежным делом исправление недостатков высшей нервно-психической деятельности,, происходящих в результате поражения ко­ ры большого мозга. Однако за последнее время удалось найти пути к восстановлен лию функций после тягчайших мозговых! заболеваний. Во время Великой Отечест* венной войны в госпиталях были организо -1 ваны специальные отделения, в которых: с большим успехом проводилось лечение] раненных в мозг. В многочисленных научно-нсследова- тельских институтах, клиниках и больни-* Пах Советского Союза ведется большая и плодотворная работа по исследованию мез-*. га человека. Паша советская наука благо -1 даря трудам великих русских ученых: П. М. Сеченова, И. П. Павлова и их уче -1 ников располагает точными научными зна-* нияаги о деятельности головного мозга,- разгадывающими «тайну» психической жизни человека и в корне подрывающими идеалистическое и религиозное представле­ ние о «душе», как о какой-то сверхестест" венной, нематериальной силе. П роф ессор С. БЛИН КО В . Важное средство воспитания моряков О МАТРОССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ На кораблях п в частях флота все боль­ шее значение приобретает матросская ху­ дожественная самодеятельность — важное средство воспитания воинов r духе живот­ ворного патриотизма, советской националь­ ной и военной гордости, в духе беспредель­ ной предаппости партии Ленина—Сталина и постоянной готовности оыть па страже государственных интересов СССР. Проходивший на флоте смотр матросско­ го самодеятельного искусства показал, что политоргапы и партийные организации, руководствуясь историческими решениями Нейтрального Комитета ВКП(б) по идеоло­ гическим вопросам, провели немалую ра­ боту по развертыванию художественной самодеятельности, повышению ее идейного уровня. Мпогпе самодеятельные коллекти­ вы теперь стали более массовыми. Улуч­ шилось п идейное содержание пх репорту-^ ара. В подразделениях, где руководители ма­ тросской художественной самодеятельности старшина 2 статьи ТСузпп. тов. Крас­ ный, старшина Шматько. творческие коллективы самптеятельпостп работают ре­ гулярно, постоянно выступают перед воп- нами и населением. В копцертных прог­ раммах главное мегго здесь занимают про­ изведения советских писателен п компози­ торов. отображающие величие нашей со­ циалистическом Родппы. ичртпп Ленина— Сталина. На смотре Пилл представлены на- родпые пляски, песня произволения рус­ ской классики в му . • . Ши­ рокое распространение получила полити­ ческая сатира, разоблачающая агрессив­ ные планы англо-американских империа­ листов. Мпогпе коллективы самодеятельности показали умение оперативно откликаться на политические события в нашей стране. Это особенно ярко проявилось в концертах, посвяшенных выборам в Верховный Совет Союза ССР. В период избирательной кампа­ нии участники самодеятельности выступа­ ли перед избирателями со специальными программами, посвященными выборам. На­ пример, коллектив матросской художест­ венной самодеятельности (руководитель тов. Максимчук) дал во время выборов 22 концерта, периодически обновляя свою программу. Коллектив самодеятельности под ру­ ководством старшины 2 статьи Кузина на смотре выступил с содержатель­ ной программой. В пее были вклю­ чены: «Кантата ь Сталине» музыка Александрова, стихоттюреппя советских поэтов, произведения местных авторов — Великанова и Кутова, отображаю­ щие боевую учебу и жизнь личного соста­ ва. Участники этой самодеятельности стар- шнпа 1 статьи Семушкии, старшие матро­ сы Мозуев. Люпенко исполнили пародные песни, а струнный оркестр— произведения советских композиторов и классиков. Стар­ шина 2 статьи Кузин и старший матрос Новиков удачно подготовили политическую сатиру. Смотр матросских дарований показал, что наиболее распрострапеннымп формами самодеятельности на флоте являются хоро­ вые, танцевальные, струнные и драмати­ ческие коллективы. Для многих из них ха­ рактерны высокая массовость, умение вы­ ступать перед зрителями с содержательны­ ми, интересными концертами. Следует отметить как положительное явление и то. что многие коллективы вклю­ чили в свой репертуар произведения мест­ ных авторов — сержанта Сивицкого, на­ писавшего текст и музыку строевой пес­ ни «Марш авиамехаников», тов. Красиль­ никова — «Зенитчики», песни тов. Вес- новского. Однако, надо сказать, что куль­ тура хоровых коллективов еще низкая. На смотре были представлены также многие струнные оркестры. Среди них луч­ шее впечатление оставляет коллектив, воз­ главляемый тов. Зарубиным. Впервые в художественной самодеятель­ ности флота приняли участие самодеятель­ ные духовые оркестры. Коллективы, ко­ торыми руководят тт. Шаронов и Мах- нев, подготовили для исполнения марши, песни советских композиторов и русскую народную музыку. Это, конечно, от­ радное явление. Но плохо то, что отдель­ ные подразделения до сих пор не имеют струнных оркестров. Так, например, об­ стоит дело в коллективах самодеятельно­ сти у руководителей тт. Данилова и Львова. Мало было индивидуальных выступлений исполнителей на народных национальных инструментах. Кроме бала­ лайки и нескольких гармошек других ин­ струментов на смотре зрители не услыша­ ли. Массовым и распространенным видом самодеятельности у нас па флоте являются танцевальные коллективы. Большим успе­ хом, в частности, пользовались групповые выступления танцоров под руководством старшего матроса Кузьмина, старшины Арапова, старшего матроса Мокипа и дру­ гих. Однако серьезным недостатком хорео­ графических коллективов является слабое исполнительское мастерство. Почему-то незаслуженно забыты также произведения народного творчества — хоровые и игро­ вые пляски. Заметных успехов добились драмати­ ческие коллективы. Если на смотрах прош­ лого года этот вид самодеятельности почти совершенно отсутствовал, то в этом году драмколлективы подразделений показали североморцам такие пьесы, как «Голос Америки» Б. Лавренева. «Русский вопрос» К. Симонова. «Без вппы виповатые» А. Островского и другие. Широко была представлена политиче­ ская сатира. Авторами ее, как правило, выступали матросы, старшины и офицеры. Так, например, старшина 2 статьи Кузин и старший матрос Новиков составили куп­ леты политической сатиры: «Американ­ ская «помощь» по плану Маршалла», «По работе результаты», «Все больше и боль­ ше». Смотр самодеятельности выявил много способных и талантливых исполнителей разных жанров. Следует, в частности, от­ метить старшину 1 статьи Семушкипа, сержанта Бардася, старшего матроса Кок- мана, старшину 2 статьи Кузина, сержан­ та Безмолитвенного. старшину Арапова, старшего матроса Сергеева, старшего лей­ тенанта Афанасьева, тт. Козыреву. Киба, Журухину и других. В итоге смотра первое место и нереходя- шпй кубок флота завоевал коллектив ху­ дожественной самодеятельности, где руко­ водителем старпшпа 2 статьи Кузпп. Па втором месте — коллектив самодеятельно­ сти тов. Мангайт и на третьем — коллек­ тив солдатской самодеятельности, возглав­ ляемый старшиной Шматько. Командую­ щий флотом наградил эти коллективы гра­ мотами п цепными подарками для преми­ рования лучших участников самодеятель­ ности. По все это пе дает еще права заявить о том, что развитие художественной самодеятельности поставлено на должную высоту. Наоборот, на этом участке еще много нерешенных задач. В частности, од­ ним из серьезных недостатков является то, что кояпертные программы многих творческих коллективов слабо увязывают­ ся с вопросами воспитания личного соста­ ва, с задачами дальнейшего укрепления воинской дисциплины и организованности. Местная корабельпая тема не нашла еще в концертах художественной самодеятель­ ности своего широкого отражения. Яркая, мпогообразпая жизнь моряков, боевая и политическая учеба, борьба за во­ енно-морское совершенствование экипажей совсем выпадают нз поля зрения отдельных творческих коллективов или отодвигаются ими на самое последнее место. Еще не доведена до конца работа но очищению репертуара от неудовлетвори­ тельных в художественном отношении произведений. В репертуаре некоторых коллективов самодеятельности имели место устарелые и низкопробные номера. Так, в программу самодеятельности авиаторов, например, были включены низкопробные «произведения» — рассказ «История о кино» и песенка «Я в жпзни много поте­ рял». Зачастую невнимательное отношение политработников и начальников клубов к репертуару матросской самодеятельности приводит к тому, что в репертуар без конца включаются «ритмические танцы», не имеющие ничего общего с культурой под­ линно народного флотского танца. Пе в меру мпого уделяется внимания весьма посредственным лирическим песен­ кам. Слабо с флотской сцепы пропагапди-, руются строевые матросские и солдатские ' песни. Совершенно недостаточное внимание уделяется художественному оформлению концертных программ. Очень часто выступ­ лении коллективов похожи друг на друга. Костюмы для плясок п других номеров го­ товятся небрежно. Необходимо отметать, что многие твор­ ческие коллективы нуждаются в методиче­ ской и практической помощи, но далеко не все клубы п Дома офицеров ее оказывают. Неприглядно в этом отношении обстоит де^ ло в Ваенгском Доме офицеров и в матрос­ ском клубе, где руководит самодеятсль^ ностью тов. Гидприпский. Причины многих недостатков работы творческих коллективов заключаются в от­ сутствии впимаппя к самодеятельности со стороны некоторых командиров и политра­ ботников. Иногда бывает, что к самодея­ тельности подходят кампанейски, создают ее лишь па определенный период. Папрп- мер, самодеятельность, возглавляемая офи­ цером Ивановым, на протяжении несколь -1 ких лет была лучшей на флоте, но сейчас она работает только при Доме офицеров, а в подразделениях ее не существует. Ею нпкто не интересуется п не руководиг. У авиаторов художественная самодея­ тельность отдана па откуп второстепенным липам. От нее отстранились даже началь­ ники клубов. А отдельные политработники своп коллективы самодеятельности впервые увидели... па смотровом вечере. Недостаточно руководят матросским са­ модеятельным искусством отдельные куль** турпо-просветптельпые учреждения флота. Ансамбль песни п пляски, флотский театр почему-то вообще самоустранились от по- мощп художественной самодеятельности. Недостаточно копкпетио п оперативно ру­ ководят самодеятельными коллективами и работники политорганов флота. С подобной практикой следует раз и на­ всегда покончить. Постояпно заботиться о художественной самодеятельности, любовно и заботливо растить матросские таланты— долг каждого командира п политработника. Нужно также, чтобы этим вопросом посто­ янно занимались партийные п комсомоль­ ские организация. Тогда недостатки будут изжиты и матросское самодеятельное искусство в своем развитии добьется болез значительных успехов. П. КОЗЛЗЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz