На страже Заполярья. 1950 год. Май.

11 мая 1950 г.. № 111 (3724). На с т р а ж е З а п о л я р ь я ИЗ РИСУНКОВ, ПРИСЛАННЫХ НА конкурс ::••••• ■ 4ч<v'V' .• \ ч ' ' ' ■ ■ ■Ш ; ‘ f - ' 4 I Образ, родной советскому человеку Торпедирование фашистского линкора. Рисунок старшего матроса К. Ибрагимова. Накануне экзаменов Последний день занятий в школе пар­ тийного актива. Заключительные лекции по «Краткому курсу истории ВКЩб)» и географии. Начинается самый ответствен­ ный период в жизпи партийной школы — подготовка к выпускным экзаменам. Пред- стоит много поработать над повторением ш пройденного за учебный период материала. * В перерывах в кругу слушателей оживленный обмен мнений. Они обсуждают вопрос о том, как лучше организовать пов­ торение пройденного материала. После за­ нятия состоялось собрание. Выступивший на нем тов. Кушкис подвел итоги учебного года, поставил практические задачи перед собравшимися на предэкзаменационный пе­ риод. Много пенных предложений было высказано и слушателями. ...Прошло немного дней после итогового лекционного занятия. Они полны кипучей деятельности. Слушатели каждый свобод­ ный час используют для работы над книга­ ми и конспектами. В жилом кубрике, в учебном классе, в комнате политике-про­ светительной работы, в одиночку и груп- riaira повторяют они ословньш положения «Краткого курса истории ВКЩб)», изу­ чают политическую карту мира. Но этим не ограничивается подготовка* слушателей к выпускным экзамелам. Для них организованы постоянно действующие консультации, на которых рая’ясняются не полностью - понятспу для тех влв- иных то- нарзшей вопросы учебной программы. Пер­ вая же консультация, которая была прове­ дена тов. Кушкисом, наглядно показала, что такой метод оказания помощи дает по­ ложительные результаты, Лля слушателей организовано повторпое чтение лекций по наиболее ответственным темам. Так, в первые же дни для них про­ читаны лекции по работам В. И. Ленина «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад». В ближайшее время намечается чтение лекций по книге В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократиче­ ской революции», по трудам товарища Сталина «Об основах ленинизма», «К во­ просам ленинизма», «0 диалектическом и историческом материализме». Не остаются в стороне от подготовки своих активистов к выпускным экзаменам партийные и комсомольские организации. Еще задолго до последнего лекционном за­ нятия ими обсуждался вопрос об оказании практической помогал товарищам, занима­ ющимся в школе партийного актива. По инициативе секретаря комсомольской орга­ низации одного из подразделений тов. Ди- мптрюка было проведено заседание комсо­ мольского бюро. На это заседание были приглашены все комсомольцы — слушате­ ли школы партийного актива. Они расска­ зали о своих успехах, о том, какие еше имеются недостатки в учебе и какую они ждут помощи от комсомольской организа­ ции. В своем решении бюро отметило: счи­ тать одной из важнейших задач работы комсомольского бюро оказание практиче­ ской помощи комсомольцам-слушателям школы партийного актива в усвоении учебной программы и подготовке в выпу­ скным экзаменам. Реализуя это решение, комсомольское бюро поручило сержанту Димнтрюку, старшему матросу Козлову и другим организовать серию бесед для ак­ тива у политической карты мира, о пар­ тийно-политической работе в Армии и Флоте, по вопросам внутренней и внешней политики большевистской партии и Совет­ ского правительства, о борьбе нашего на­ рода за досрочное выполнение послевоен- пого сталинского пятплетпего плана. Эти беседы уже проведены опытными товари­ щами и принесли большую пользу. Очепь серьезное значение подготовке к экзаменам придает партийная организация этого же подразделения. Выделен дод ком­ мунистов для оказания практической помо­ щи слушателям, главным образом в изуче­ нии «Краткого курса истории ВКЩб)». Партийное собрание обязало коммуниста Артемьева оказывать повседневную прак­ тическую помощь в учебе отстающим. Та­ кую же обязанность взял'на себя и секре­ тарь партийной организации то». Матвеев. Очень часто можно видеть, как возле Маг веева собираются матросы Бргохов, Оглуз- дпп, Смирнов, Судачков, младший сержант Ромашов и другие. У них идет беседа по темам учебной программы. Большую практическую помощь оказы­ вает слушателям и коммунист тов. Соловь­ ев. Свой опыт работы над книгой и зна­ ния, получаемые в вечернем университете марксизма-ленинизма, он старается пере­ дать слушателям школы партийного акти­ ва. Нередко можно видеть Соловьева, когда он в группе комсомольпев-активистов ве­ дет беседу о том, как правильно и лучше конспектировать прочитанный материал, как находить и выделять глав­ ные, центральные положения темы. Слушатели-отличники не только сами го­ товятся к предстоящим экзаменам, но и оказывают большую помошь товарищам по учебе. Вот, например, отличник старший матрос Козлов. Он поставил своей задачей н ^ только самому сдать экзамен на «отлич­ но», по и серьезно помочь старшему ма­ тросу Смирнову. Немалую работу ведет д другой слуша­ тель—отличник младший сержант Сосков. Хорошую помощь своим товарищам оказы­ вает и отличник старший матрос Аниси­ мов. Такая организация повторения пройден­ ного материала уже принесла свои первые результаты. Убывающий в отпуск старший матрос Козлов, сдавая раньше других экза­ мен в школе партийного актива, за свои четкие и ясные ответы заслужил по всем трем предметам отличную оценку. Это — результат упорной, повседневной работы Козлова над повышением своего идейно-политического уровня. Наряду с этим ход подготовки к экзаме­ нам показал, что в подразделении имеются еще пробелы, отражающиеся на качестве усвоения материала. Так, пи в классе, ни в комнате политико-просветитель­ ной работы подразделения до сих пор не имеется альбомов наглядных пособий в помошь изучающим «Краткий курс исто­ рии ВКЩб)», диаграмм. А они очень нуж­ ны. Не всем еще слушателям оказывается должная помощь. Долг^ партийной и комсомольской орга­ низаций — в самые ближайшие дни уст­ ранить эти недостатки. В ответственный предэкзаменационный период нужно приложить все силы, ис­ пользовать все практические возможногти для того, чтобы оказать максимальную по­ мощь слушателю! школы партийного акти­ ва в подготовке к сдаче выпускных экза­ менов пе ниже, как на «отлично» и «хо­ рошо». Капитан И. НОВИЧИХИН. Коммунист Шестаков стал отличником боевой и политической подготовки Каждый коммунист должен^ быть отлич­ ником боевой и политической подготовки. Это важнейшее требование ко всем чле­ нам и кандидатам ВКП(б) с особой силой было подчеркнуто на отчетно-выборном партийном собрании подразделения. С тех пор прошло четыре месяпа. Мно­ гие коммуппсты за это время на деле по­ казали, как надо выполнять свои воинский долг и добились значительных успехов в службе, учебе, борьбе за точное соблюде­ ние воинских уставов. К числу таких мож­ но с полпым основанием отнести и молодо­ го члена ВКЩб) Юрия Шестакова. — Я свой воинский долг должпн выпол­ нять только отлично, как коммунист. — говорит Шестаков. Правда, в начале овладение спецяиь- ностью ему давалось трудновато. Но неда­ ром говорит мудрая русская посдозща, что «f-ез труда не вытащить и рыбку из пру­ да». U Шестаков, преодолевая трудности, успешно осваивает новую для пего спе­ циальность, очень важную среди авиато­ ров. Понимая личную свою ответственность за выполнение служебного долга и Военной присяги, коммунист Юрий Шестаков на­ стойчиво учится, тшательно готовится к занятиям. . Наряду с отличным знанием своей воин­ ской специальности тов. Шестаков показы­ вает пример и па политических занятиях. Тщательно готовясь к каждой теме, он всегда уверенно, глубоко освещает матери­ ал. Недавно командир отдал приказ о зачис­ лении Юрия Шестакова в ряды отличников боевой и политической подготовки. Его фотокарточка помещена на Доске отлични­ ков подразделения. Так молодой коммунист выполняет ре шение отчетно-выборного партийного сди­ рания. Старший сержант Г. ХОМЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Любовно и бережно относиться н литературе Товарищ Жданов в докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» говорил, что Чер­ нышевский и Добролюбов рассматривали литературу, как святое служение народу, что ленинизм признает за нашей литера­ турой огромное общественно-преобразую- шее значение. И это вполне понятно. Советскому чело­ веку близки и дороги произведения русских классиков и советских писателей. Воен­ ные моряки любят книгу, много шг тают и особенно большой интерес прояв­ ляют к произведениям, созданным в нашу славную сталинскую ч.впоху и удостоенным Сталинских премий. Североморцам известны имена многих советских писателей, которые создали за­ мечательные книги, воспитывающие в- на­ шем народе животворный советский патри­ отизм, беспредельную преданность делу партии Ленина—Сталина, делу коммуниз­ ма. Кто не знает авторов выдающихся про­ изведений литературы М. Шолохова, А. Фа­ деева, С. Бабаевского, К. Симонова, Э. Ка­ закевича, В. Ажаева, Т. Семушкина и многих других. Их книги близки и дороги советскому читателю потому, что в них правдиво и доходчиво отражены черты на­ шего народа, советская действительность, перспективы на будущее. Художественная литература ценна для] нас и ее следует бережно хранить. Вот почему перед читателями нашего флота, перед работниками библиотек стоит важ­ ная задача — беречь литературу, постоян­ но заботиться о пополнении книжного фонда. Большинство начальников библиотек и библиотекарей правильно понимает это требование и со всей серьезностью отно­ сится к исполнению своих служебных обя­ занностей. Библиотечные работники ведут строгий учет литературы, принимают все меры 'К тому, чтобы образцово хранить книжный фонд. Но, к сожалению, есть у нас на флоте работники библиотек, которые не ценят литературу и безответственно относятся к ней. К числу таких относится, например, тов. Конаков. Одним росчерком пера он может подписать акт на списание любых произведений. Зачем ему бороться за жизнь книги, когда ее можно легко списать «по ветхости» за счет государства?! В недавно представленном акте на списание литературы «по ветхости» тов. Копаков, как председатель комиссии, включил, например, такие произведения как: «Что - делать» — Чернышевского, «Спутники» — В. Пановой, «Два капита­ на» — Каверина, «Штурм Берлина» — сборник документов и писем, «Угрюм-ре- ка» — Шишкова и некоторые другие цен­ ные книги. А ведь эти книги были изданы в 1948— 19,49 годах, т. е. они еще вполне пригодны для чтения и в «ветхие» их списывать, конечно, нельзя. У тов. Конакова нашлись последовате­ ли. С легкой руки тов. Галкина также списан в расход ряд хороших книг, в которых нуждаются читатели. Непонятно, чем руководствовались тт. Конаков и Галкин, когда незаконно списы­ вали литературу. С подобной практикой, наносящей вред библиотекам, надо раз и навсегда покончить. Дело чести библио­ течных работников, читателей — всемер­ но бороться за сохранение книги, за сбе­ режение литературного Фонда. Старший лейтенант Е. НАЗАРОВ. По следам наших выступлений «НЕТ ЗАБОТЫ ОБ ИДЕЙНОМ РОСТЕ МОЛОДЕЖИ» Опубликованное под таким заголовком в нашей газете за б апреля с. г. письмо обсуждено на заседании бюро комсомоль­ ской организации. Члены бюро признали справедливой критику недостатков в рабо­ те по воспитапию молодежи. Бюро комсомольской организации наме­ тило конкретные мероприятия по улучше­ нию агитационно-пропагандистской рабо­ ты среди молодежи. Ж ИЗНЬ Иосифа Виссарионовича Сталина, как и жизнь Владимира Ильича Ленина, органически связана с жизнью советского народа. Поэтому, когда совет­ ские писатели и поэты пишут о Сталине, они пишут о нашем народе, о нашей боль­ шевистской партпп, о нашей социалисти­ ческой Родине, они пишут обо всем вели­ ком, героическом и прекрасном, что созда­ но и создается в советской страпе. Прав был казахский акын Джамбул, сказав: «Все великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина». В нашей стране создано и создается бесчисленное множество художествештых произведений о Сталине на различных языках, произведений, различных по об’е­ му, по жанрам, по художественным осо­ бенностям. В этих произведениях авторы пы­ таются воссоздать черты образа вождя, такие дорогие и близкие каждому совет­ скому человеку. Над художественным вос­ созданием образа Сталина в 30-х годах начал работать великий русский писатель, основоположник литературы социалистиче­ ского реализма А. М. Горький. Эта работа оборвалась преждевременной смертью пи­ сателя. Сохранился рад .замечательно яр­ ких высказываний о'Сталине в статьях и выступлениях Горького (наиболее развер­ нутое И 8 них — в статье «Правда социа­ лизма», 1934 г.). Лучшие из написанных после этого произведений, воссоздающих образ великого Сталина, принадлежат перу выдающихся художников слова: А. Тол­ стого, П. Павленко, К. Федина, Вс. Ивано­ ва. Н. Погодина и др. В этих художест­ венных произведениях нашли свое отраже­ ние черты, характеризующие товарища Сталина: мудрая простота и скромность, сила лотки , непоколебимая уверенность в победе, способность трезво оценивать силы противника, величайшая принципиаль­ ность, правдивость и честность, вера з творческие силы масс, беззаветная любовь к народу. Много теплых, проникновенных строк советские поэты посвятили маленькому грузинскому городу Гори, где родился и провел свои детские и отроческие годы товарищ Сталин. Поэт Г. Леонидзе создал яркую поэму, связанную с этим периодом жизни вождя. Поэт показал, как зарожда­ лось и развивалось у Сталина чувство гневного протеста против угнетения народа царским правительством, помещиками и буржуазией. Советские писатели и поэты освещают революционную деятельность товарища Сталина в Закавказье, в частности в Бату­ ми, в 1901— 1902 гг. (Ш. Дадиани «Из искры», А. Антоновская «На батумском рейде» и др.), пребывание его в сибирской ссылке (С. Нерис «Поэма о Сталине»). Советские художники слова особенно подчеркивают, что товарищ Сталин с само­ го начала пошел по пути Ленина. «В его спокойной и негромкой речи. Как клятва, имя Ленина звучит», — писал С. Шипачев в своей поэме «Домик в Шушенском». В ряде ^произведений показана револю­ ционная деятельность товарища Сталина в дни Октября (пьеса Н. Погодина «Человек с ружьем» и др.). Широко известны че­ канные строки В. Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин», в которых изо­ бражен штаб революции — Смольный во время восстания. В «желанной железной буре» рядом с образом Ленина перед намп возникает образ Сталина, непосредственно S уповодившего вооруженным восстанием в Ретрограде. В повести «Хлеб» и пьесе «Путь в побе­ де» А. Н. Толстого, в романах «Пархомен­ ко» Вс. Иванова и «Необыкновенное ле­ то» К. Федина, в пьесе «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского широко раскры­ та историческая роль товарища Сталина в годы гражданской войны. В повести «Хлеб» показана огромная деятельность, которую развернул товарищ Сталин, руководя героической обороной Царицына в 1918 г. Читатель повести ви­ дит его в вагоне, работающего дни и почи, и в арсенале, лично проверяющего запасы оружия, и на заводах, пламенной речью воодушевляющего рабочих. Всюду его мо­ гучая воля и неисчерпаемая энергия под­ нимают народные массы на бой и на труд, направляют их усилия к Юдиной дели. А. Н. Толстой правдиво рисует образ гени­ ального политического деятеля п полковод­ ца. Писатель показал постоянную связь Сталина с народом, его веру в массы, в их преданность делу революции. В повести «Хлеб» рассказано о велпкОй дружбе Ленина и Сталина, рельефно отображен сталинский стиль работы и показано, как в наиболее опасные для Советской респуб­ лики моменты гражданской войны товарищ Сталин создавал перелом, оздоровлял обста­ новку. решительно подавляя ожесточенное сопротивление врагов народа. В иьесе Вс. Вишневского «Незабывае­ мый 1919-й» (отмеченной Огалннской премией за 1949 год) с большим художе­ ственным мастерством изображено руко­ водство товарища Сталина организацией обороны Петрограда и подавлением бело­ гвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь. В пьесе А. II. Толстого «Путь к победе» и в последней главе романа К. Федина «Не­ обыкновенное лето» показана работа П. В. Сталина на ЮжнФм фронте по орга­ низации разгрома деникинской армтрг осенью 1919 года. Многие паши писатели и поэты в своих произведениях запечатлели сталинскую клятву над гробом Ленина и последующее выполнение этой клятвы. Сталин — это Ленин сегодня. Эта идея нашла яркое ху­ дожественное воплощение в киносценарии «Клятва». Автору сценария удалось выра­ зительно обрисовать отношение народа к Сталину, как к великому продолжателю дела Ленина. Руководство товарища Сталина осущест­ влением индустриализации и коллективи­ зации сельского хозяйства в нашей стране отображено в таких произведениях художе­ ственной литературы, как «Большой кон­ вейер» Я. Ильина, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твар­ довского и др. В произведении Ильина вос­ создан образ вождя па трибуне Первой всесоюзной конференции работников социа­ листической промышленности 4 февраля 1931 г. и показано то огромное воодушев­ ление, которое вызвала у них историче­ ская речь Сталина. В «Поднятой целине» Шолохов живыми примерами иллюстрирует колоссальное значение, которое сыграла в эпоху коллективизации историческая статья товарища Сталина «Головокружение от успехов». . . щ, Годы сталинских пятилеток ознаменова­ лись расцветом искусства и литературы в нашей стране. И не случайно, что именно после принятия Сталинской Конституции, когда советский народ подвел итоги вели­ ких побед, именно в это время появляется множество замечательных художественных произведений, посвященных Сталину. В эти годы создавали свои произведения о Сталине А. Н. Толстой, Вс. Иванов и дру­ гие. Тогда же появились получившие все­ народное признание «Песня о Родине» В. И. Лебедева-Кумача и «Партия ведет» П. Тычины. С особой силой увернулось творчество Джамбула, М. С. Крюковой и других народных певцов, слагавших вдохновенные песни в честь Сталинской Конституции и ее великого творца. Пла­ менные строки посвятили Основному Зако­ ну советской страны поэты Янка Купала, Якуб Колас. А. Лахути и другие. «Нам радость жизни создал Стжляя И воплотил ее в Закон» — писал Демьян Бедный в стихотворении «У нас и у пих». В яркой, образной форме го­ ворит о Сталинской Конституции Сулей­ ман Стальский: «Закон — величье наших дней, С ним вёсны ярче, песнь стройней, С ним слава Родины моей За мир стоит в дозоре». В 1939 году советский народ отметил 60-летие своего великого вождя, учителя и друга. Эта историческая дата была озна­ менована появлением ряда произведений о Сталине. В это же время под редакцией А. Фадеева был выпущен сборник, в кото­ ром рассказывают о своих встречах со Сталиным стахановцы, ученые, летчики и деятели искусства. Широчайшее отражение в творчестве советских писателей и поэтов нашла борьба нашего народа под водительством Сталина в годы Великой Отечественной войны. • В поэмах М. Алигер «Зоя» и В. Инбер «Пулковский меридиан», в романах А. Фадеева «Молодая гвардия», М. Бубеп- нова «Белая береза», П. Бирюкова «Чай­ ка». в повести К. Симопова «Дни и ночи», в пьесе Л. Леонова «Нашествие», в сти­ хотворениях Н. Тихонова. К. Симонова, А. Суркова и др. с особенной силой выра­ жена теснейшая сплоченность всего совет­ ского народа вокруг партпп большевиков и товарища Сталппа, преданность советских людей своему вождю. Писатели н поэты показывают в своих произведениях, как воодушевляли советских людей в дни войны выступления товарища Сталина по радио и его приказы войскам, как с именем Сталина шли в бой и побеждали воины Советской Армии. В произведениях худо­ жественной литературы получило яркое отображение руководство товарища Сталина боевыми операциями на различных этапах Великой Отечественной войны. В литера­ турном снепарпи Н. Вирты «Сталинград­ ская битва» и киноповести П. Павленко «Падение Берлина» удачно показано со­ четание в сталинском военном гении чрез­ вычайной смелости стратегических планов с тщательнейшей продуманностью и точ­ нейшим расчетом в их выполнении. Руководство товарища Огалина победо­ носными советскими армиями на последнем этапе Великой Отечественной войны ярко показано в романе Эм. Казакевича «Весна па Одере» (получившем Сталинскую пре­ мию за 1949 г.). Казакевич проникновен­ но говорит о чувстве безграничной любви и преданности советских воинов б своему гениальному вождю и полководцу. После того, как фашистский зверь был оконча­ тельно добит и замолк шум боя, первые слова советского солдата были об<ра 1 дены к вожтю: «Сталину спасибо». Много произведений, посвященных Сталину, написано в честь победы в Вели -1 кой Отечественной войне (стихотворения М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А* Твардовского, А. Суркова и др.). В них вы­ ражена всенародная благодарность велико­ му вождю и полководцу. Сталин — творец победы. Сталин и победа неизменно сопут­ ствуют друг другу. «И в сердцах наших верных слилось’ Слово Сталин со еловой Победа» —j пишет поет А. Сурков. С большим мастерством обрисован образ великого вождя в романе П. Павленко «Счастье», посвященном восстановлению и развитию народного хозяйства в освобож­ денных от врага районах. Лучшими стра­ ницами этого произведения являются те, которые изображают встречу со Сталиным председателя переселенческого колхоза Воропаева. К образу Огалина постоянно обращаются наши писатели н поэты и в о ж цроизве- дениях послевоенного периода, в *оторых показан героический труд советских людей по выполнению плана сталинской пяти­ летки. Из таких произведений следует назвать поэму А. Йедогонова «Флаг над сельсове­ том» и произведения, удостоенные Сталин­ ской премии за 1949 год: повесть В. Па­ новой «Ясный берег» и поэму А. Яшина «Алена Фомина». В «Ясном береге» пока­ зано. что самые заветные мысли и чувства, советских людей постоянно обращены к товарищу Сталину. Великое единение вож­ дя и народа, направляющая сила сталин­ ского руководства, неиссякаемая вера на­ родных масс в Сталина прекрасно выраже­ ны в словах секретаря райкома: «Повел нас в Отечественной Сталин, и мы победи­ ли. Ведет пас Сталин, и мы претворяем в жизнь самую высокую — нету выше! — мечту человечества». Поэма А. Яшина, в которой рассказы­ вается. как советский человек, «храбрый войн, победитель за работу принялся» зву­ чит призывом к трудовым подвигам, до­ стойным того, чтобы быть отмеченными товарищем Сталиным. В декабре 1949 г. народы нашей стра­ ны вместе со всем передовым человечест­ вом отметили 70-летие со дня рождения своего вождя Я учителя, гениального про­ должателя дела Ленина. Эта великая дат», дорогая сердцу вашего народа, ознамено­ валась появлением новых художественных произведений. посвященных товарищу Сталину. Среди них, например, стихотворе­ ния М. Исаковского, А. Суркова, А. Софро- нова, М. Рыльского, Якуба Боласа, Г. Лео­ нидзе: статьи и очерки М. Шолохова, Л. Леонова, К. Федина. Ф. Гладкова, В. Но­ левого. А. Упита. О. Гончара я других, s также много произведений народных пев­ цов н сказителей. Советские люди и передовые люди всех стран с безграничной любовью и благодар­ ностью произносят имя Огалина. «Это он почти полвека тому назад ска­ зал в Батуми вещие слова: — Ну, вот я рассвет! Скоро встанет солнце. Это солнце будет сиять для пас. — Оно, — пишет М. Шолохов, — сияет для нас и будет сиять для всего трудового человечества, героически борющегося за мир во всем мире, за радостную жизнь для себя и для грядущих поколений» (М. Шо­ лохов. «Отец трудящихся мира», «Правда», 20 декабря 1949 г.). Советские поэты, шздгелн, драматург* стремятся воссоздать в своих произведе­ ниях великий образ того, к кому обраще­ ны сейчас надежды и чаяния народов все­ го мира, кто ведет советских людей & коммунизму. Г. ЧЕРЕМИН. На веслах. Фото Н. Высоцкого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz