На страже Заполярья. 1950 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 кая 1950 г., № 108 (3721). Гениально е и з о б р е т е ни е на с л у ж б е наро д а Р аи с родилось' в нашей* стране. Его изобрел гениальный русский ученый Александр Степанович Понов. Пятьдесят пять лет тому назад, 7 мая 1895 года, он публично демонстрировал в Петербургском университете первый в мире радиоприем­ ник. В тот день, охваченный радостным волнением, А. С. Попов говорил своему ближайшему помощнику П. Н. Рыбкину: «Мы с вами сделали такое открытие, все значение которого сейчас едва ли кто поймет». Побуждаемый благородным патриотиче­ ским стремлением принести наибольшую пользу своему пароду, Године, А. С. По­ пов упорно работал над усовершенствова­ нием своего изобретения. Ужо к осени 1895 года он сконструировал радиостан­ цию, позволяющую принимать и записы­ вать сигналы азбуки Морзе. Через не­ сколько лет он создал приемник, позво­ ляющий принимать (радиосигналы на слух. Под руководством А. С. Попова в России впервые в мире была практически ис­ пользована линия! радиосвязи. Это про­ изошло при спасении броненосца русско­ го военного флота, потерпевшего в 1899 году аварию около острова Гогланд. Продолжая свою творческую работу, А. С. Попов сконструировал радиостанцию, имевшую точную настройку, что позволи­ ло устанавливать связь с определенным корреспондентом. Испытывая летом 1897 года .радиопри­ боры на военных кораблях Балтийского Флота, А. С. Попов обнаружил, что элек­ тромагнитные волны отражаются от ко­ раблей. На практическом использовании этого явления, открытого впервые свыше 50 лет тому назад русским ученым А. С. Поповым, стала развиваться современная радиолокационная техника. А. С. Попову принадлежит идея исполь­ зования радио в войсках. Он явился соз­ дателем первых в мире походных армей­ ских радиостанций, которые успешно применялись на маневрах войск Петер­ бургского военного округа в 1900 году. Таким образом, радио, как средство связи для управления войсками, было впервые применено в русской армии. *' Всю свою жизнь, полную неутомимых творческих дерзаний, А. С. Попов отдал на благо своей Родины. В условиях царского самодержавия ему приходилось сталки­ ваться с многочисленными трудностями. Парские чиновники, слепо преклонявшие­ ся перед всем иностранным, не только не оказывали ему помощи, но и всячески тормозили его работу. Ученый-патриот А. 6 . Попов решительно преодолевал все преграды, отстаивал приоритет Родины в открытии радио, настойчиво внедрял ра­ диосвязь в практику. Иностранные агенты и, в первую оче­ редь, американцы неоднократно предлага­ ли А. С. Попову продать им свое изобре­ тение, покинуть Россию и уехать за гра­ ницу. А. С. Попов с негодованием отвергал эта предложения. «Я — русский человек, — говорил он. — и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только моей Родине. Пусть меня здесь не понимают,пусть 'некоторые даже глумятся надо мной, все же я горд, что родился русским. И если не современ­ ники, то может быть потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за руф- жом, а в России открыто новое средство связи». После победы в нашей стране Великой .Октябрьской социалистической революции радио было поставлено на службу совет­ скому народу, на службу строительства социализма. Большевистская партия и ев великие вожди В. П. Ленин и П. В. Сталин с пер­ вых дней существования советской вла­ сти проявляли исключительную заботу о развитии радио, оказывали повседневную помощь и поддержку ученым-радиоспецпа- листам. По указанию В. П. Ленина была созда* А. С. Попов. на Нижегородская радиолаборатория, кото­ рая в конце 1919 года начала впервые в мире проводить опытные радиопередачи. В начале 1920 года В. И. Ленин писал техническому руководителю этой лаборато­ рии: «Газета без бумаги и «без расстоя­ ний», которую Вы создаете, будет великим делом». Предлагая не жалеть средств «на дове­ дение до конца дела организации (радиоте­ лефонной связи и на производство вполне пригодных к работе громкоговорящих ап­ паратов», В. П. Ленин в мае 1922 года в своем письме товарищу Сталину отмечал, что «в нашей технике вполне осуществи­ ма возможность передачи на возможно да­ лекое расстояние по беспроволочному ра- диосообшению живой человеческой речи; вполне осуществим также пуск в ход мно­ гих сотен приемников, которые были бы в состоянии передавать речи, доклады и лекции, делаемые в Москве, во многие сотни мест по Республике в отдаленные от Москвы на сотни,- а при известных усло­ виях, и тысячи верст». По указаниям В. И. Ленина была раз­ работана программа строительства ряда радиостанций. Советская радиовещатель­ ная станция, законченная сооружением в августе 1922 года, была в то время самой мощной в мире. Радиовещательные пере­ дачи в Англии, Франции, Германии и дру­ гих странах начались позже, чем в Совет­ ском Союзе. В период иностранной военной интер­ венции и гражданской войны В. И. Ленин и П. В. Сталин лично следили за распре­ делением средств радиосвязи между частя­ ми Советской Армии. Так, по указанию В. П. Лепина радиостанциями были осна­ щены части и соединения Первой Еонной армии. Наличие радиосвязи позволяло осуществлять четкое управление войска­ ми Первой Конной армии во время ее рей­ да по тылам белопольских войск. Огромную роль сыграла радиосвязь в осуществлении гениального сталинского плана разгрома Деникина, при лпквн- ------- лации белогвардейских полчищ Вран­ геля в Крыму и во многих других боевых операциях, проведенных Со­ ветской Армией. В годы сталинских пятилеток в нашей стране под руководством пар­ тии Лёнина — Сталина была созда­ на мощная радиопромышленность, которая стала выпускать продукцию в большом количестве. Широко раз­ вернулось в стране «радиолюбитель­ ство» — движение за внедрение ра­ дио в повседневную жизнь трудя­ щихся. Работа радиолюбителей спо­ собствовала многим открытиям и изобретениям в области радиосвязи. Советские ученые внесли огром­ ный вклад в развитие радиотехники. Им принадлежат выдающиеся иссле­ дования в области изучения электро­ магнитных волн, в разработке элек­ тронных ламп, в конструировании антенн, в изучении ультракоротких волн, теоретические и технические разработки в области радиоприема. Не только в нашей стране, но и во всем мире известны имена ученых пайей^ Родины М. В. Шулейкина, М. А. Бонч-Бруевича, Б. А. Введен­ ского, Л. И. Мандельштама, П. Д. Папалексн, В. П. Вологдина и многих других. Успехи нашей радиопромышленно­ сти позволили оснастить Советскую Армию и Военно-Морской Флот пер­ воклассными радиосредствами. Среди этих средств — десятки типов ра* ------- дпостанттй различного назначения, разнообразная первоклассная аппа­ ратура. По своим эксплоатационпым и техническим качествам советские армей­ ские радиостанции оказались несравненно лучше, чем радиостанции армий капитали­ стических стран. На XVIII с’езде пар­ тии К. Е. Ворошилов, характеризуя вой­ ска связи, говорил, что они вооружены радиостанциями с увеличенным радиусом действия, оборудованными пишущими аппаратами. Из года в год армия и флот получали все лучшие и лучшие средства, радиосвя- ви. В годы Великой Отечественной войны радиосвязь играла огромную роль в управ­ лении войсками Советской Армии, в орга­ низации четкого их взаимодействия, осо­ бенно в наступательных боях, при окру­ жении и уничтожении крупных враже­ ских группировок, при форсировании боль­ ших водных преград. Товарищ Сталин еще в первые дни войны определил значение радиосвязи как наиболее надежной фор­ мы связи и основного средства управле­ ния войсками в подвижпых формах совре­ менного боя. По личному указанию товарища Сталина в начале войны были созданы курсы и школы по подготовке радиоспепиалистов. Для управления войсками в наступа­ тельных операциях нашей армии в годы Великой Отечественной войны применя­ лось большое количество радиостанций. Армейские связисты показывали образ­ цы умелого использования радиосвязи. Особенно ярко мастерство радистов проя­ вилось при форсировании в 1943 году Днепра. Их героическая работа способство­ вала быстрому форсированию реки наши­ ми войсками и прочному закреплению плацдармов на западном берегу. Исключительную роль радиосвязь игра­ ла в авиации. Благодаря четко налаженной радиосвязи, авиация быстро получала бое­ вые задачи, тесно взаимодействовала с наземными войсками. Применение радио для руководства с земли боем истребитель­ ной авиации в воздухе значительно повы­ сило ее эффективность, увеличило число сбитых самолетов противника. Среди новых боевых технических средств, которые появились в период вто­ рой мировой войны, особое место занимали средства радиолокации. Могучая радиоло­ кационная техника неизмеримо повысила боеспособность советских Воепно-воздуш- пых сил. В годы Великой Отечественной войны военные радисты, беспредельно преданпые социалистической Родине, сделали боль­ шой вклад в дело разгрома врага. Работая в исключительно сложных условиях бое­ вой обстановки, они обеспечивали коман­ дование надежной, бесперебойной связью. За боевые подвиги в сражениях с гитле­ ровскими захватчиками 82 радистам при­ своено высокое звание Героя Советского Союза. Тысячи радистов награждены орде­ нами и медалями Советского Союза. Име­ на таких связистов — героев Отечествен­ ной войны, как Иван Калодий, Федор Лу- зан. Елена Стемпковская и многие другие, широко известны в нашей стране. В послевоенный период советская ра­ диотехника достигла новых серьезных ус­ пехов. Созданы более совершенные кон­ струкции передаточных и приемных ра­ диостанций и иных агрегатов, разрабаты­ ваются новые способы и методы приме­ нения радио. Радиофикация страны при­ нимает все более широкий размах. Радио прочно вошло в быт народа. В нашей стране ныпе тысячи радиоузлов, миллио­ ны репродукторов. Передачи ведутся сей­ час па 70 языках народов СССР. Быстры­ ми темпами развивается радиофикация не только городов, по и сел. Радио играет все большую и большую роль в политиче­ ской и культурной жизни страны, в ком­ мунистическом воспитании советских лю­ дей. Опо пропагандирует самые передовые, прогрессивные идеи, способствует неук­ лонному росту духовной культуры совет­ ских людей. Радиостанции Советского Со­ юза несут всему миру большевистскую правду, рассказывают трудящимся всех стран о борьбе нашего» народа 8 а построе­ ние коммунизма, о росте благосостояния советских людей, о преимуществах совет­ ского социалистического строя перед капи­ талистическим строем. Советская Армия в послевоенные годы получает от нашей промышленности от­ личную радиоаппаратуру. Осваивая эту аппаратуру, непрерывно повышая своп знания и практические павыкп, военпые радисты добились серьезных успехов. Ря­ ды радистов класспой квалификации ра­ стут непрерывно. Свой долг перед Родиной военные радисты видят в том, чтобы еще настойчивей повышать техническую куль-‘ туру, обогащать радиотехнику новыми от­ крытиями и исследованиями. День радио, установленный решением правительства в связи с 50-летием со дня открытия радио великим русским ученым А. С. Поповым, советские люди и воины Армии, Флота и Авиации отмечают как всенародный праздник. Советские радпоспеппалисты, воспитан­ ные партией Ленина — Сталина, будут множить успехи радиотехники, еще энер­ гичнее развивать радиофикацию, укрепляя этим могущество пашей социалистической Родины, повышая боеспособность Совет­ ской Армии и Военно-Морского Флота. Гвардии полковник С. МАРАСАНОВ . РУССКИЙ ВОЕННЫЙ ФЛОТ—КОЛЫБЕЛЬ РАДИО Па одной из улил Кронштадта находит­ ся трехэтажное здание старинной построй­ ки. Это бывший Минный офицерский класс русского флота. Его кабинеты были хоро­ шо оборудованы п имели все технические новинки того времени. Минный класс счи­ тался одним из лучших военных учебных заведений не только в России, но и в Евро­ пе. Бахвалившиеся своей ученостью, за­ падные государства с 1877 года посылали сюда своих морских офицеров учиться у русских электротехнике и минному делу. В кабинетах минных классов начал свою изобретательскую деятельность и прославил русский народ открытием радио наш велпкпй соотечественник — Алек­ сандр Степанович Попов. Здесь родилась, созрела и была проведена в жизнь смелая мысль о передаче сигналов без проводов на расстояние. А. С. Попов вместе со своим другом и помошпиком Петром Николаевичем Рыбки­ ным проделал бесчисленное множество опытов, упорно добиваясь подтверждения лравпльшкми своих мыслей. Вначале им был изобретен резонатор — первый при­ бор, обнаруживающий электромагнитные волны. Удача окрылила ученого. Он с но­ вым рвением продолжал опыты. Вскоре Александр Степанович изобрел грозоотмет­ чик. спабженнын звонком. Это был прибор, который принимал посланные в эфир электромагпптные волны и приводил в действие звонок. Испытапие приемника шло так успеш­ но, что опыты с ним пришлось перенести но лзор Минного класса. Один копеп тон­ кий проволоки А. С. Попов присоединил к приемнику, а другой — к воздушным ша­ рам. Шары, нпчем пе задерживаемые, под­ нялись вверх, патянув проволоку. Прово­ лока была первой в мире антенной. Она приняла атмосферные разряды электрпче- ства, заставившие работать звопок прием­ ника. Вскоре Попов переделал приемник, и он стал вычерчивать принятые электро- з(агиптные колебапия па вращающемся барабане. 7 мая 1895 года в Петербургском уни­ верситете проходило неооычное заседание физическою отдела Русского физико-хими- ч^кого общества. Па нем присутствчвали видные ученые того времени. В аудитории стояла тишина. Лишь звучал спокойный гелос Попова, рассказывавшего о возмож­ ности приема сигналов на расстояние без проводов. Присутствующие увидели прибор, кото­ рый обладал чудесным свойством — мог принимать посылаемые на расстояние электромагнитные волны. Новое открытие привело в восхищение ученых. Среди них были и учителя талантливого изобретате­ ля. Все они высоко оценили открытие А. С. Попова и придали ему большое значение. Свой доклад Александр Степанович за­ кончил словами: — В заключение могу выразить надеж­ ду, что мой прибор, при дальнейшем усо­ вершенствовании его, может быть приме­ нен к передаче силналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник колеба­ нии, обладающих достаточной энергией. Эти слова ученого аудитория встретила аплодисментами. Сочувствие и поддержка научного обще­ ства окрылили А. С. Попова и воодушевили его на дальнейшую творческую работу. Возвращаясь в Кронштадт, он доверил свои сокровенные мысли лучшему другу и по­ мощнику — П. Н. Рыбкину: «А ведь не­ далеко то время, Петр Николаевич, когда, возвращаясь из Питера в Кронштадт, мы будем прямо с парохода посылать своим до­ машним депеши о том, чтобы они поспе­ шили разогреть самоварчик. За работу, Друг, за работу!..». И работа продолжалась с еще большей настойчивостью. Прием сигналов на звонок был заменен записью принятых^ сигналов на ленту. Теперь можно было обнаружить принятый сигнал не только по дребезжа­ нию звонка, но и прочесть его на ленте. Эте был новый шаг вперед в деле радио, новый успех, добытый • тяжелой работой русского ученого. Дело двигалось, даль­ ность передачи возрастала. Расстояние с г приемника до передатчика увеличилось о 250 м. до 10 километров. В пюнс 1899 года Главное ипженерпое \ правление разрешило проводить опыты по га 1 и(ьтел»•графираддииго мсжду фортами Кронштадта. В этот месяп А. С. Попов и П. И. Рыбкин добились нового замеча­ тельною успеха. Ими была обнаружена возможность приема телеграфных сигналов на слух. Произошло это так. А. С. Попов не мог до конца проводить опыты, так как он был послан за границу. Он доверил всю работу на время своего отсутствия П. Н. Рыбки­ ну. Начали проводиться опыты по радио­ связи между фортами «Константин» и «Милютин». Приборы не обладали тогда еше большой чувствительностью, и сигна­ лы, переданные с «Константина», не были приняты на «Милютине». Петр Николаевич видел причину этого в слишком малой ан­ тенне и решил ее увеличить. Проверяя исправность цепи, П. Н. Рыб­ кин обнаружил, что телефон, включенный им вместо реле, отчетливо воспроизводит все сигналы, посылаемые передатчиком. Это открытие натолкнуло ученых на новую мысль. А. С. Попов переделал приемник и приспособил его к телефонному приему сигналов. Испытания, которые провел он во время осенних маневров Черноморского флота, показали хорошие результаты, и А. С. Попов получил патент на свой радио­ приемник. В следующие месяцы обстоятельства сложились так, что радио было суждено выйти на широкий простор практического применения. Поздней осенью 1899 года броненосец береговой обороны «Генерал- адмирал Апраксин» при переходе из Крон­ штадта в Лпбаву сбился с курса и сел па камни у острова Гогланд. Сам он сняться с камней не смог, так как сидел плотно и получил большую пробоину. Работы по снятию броненосца решено было вести зимой. Успех спасательных работ зависел от надежной н бесперебой­ ной связи. Гогланд тогда представлял из себя пустынпый остров. Самый близкий телеграфный пункт от него находился в городе Котка. В силу необходимости цар­ ские чиновники вынуждепы были согла­ ситься применить изобретение А. С. Попо­ ва. Велика была радость двух патрпотов- ученых. Приготовления были проведены со всей тщательностью и предусмотритель­ ностью. Экспедиция разбилась на две пар­ тии: А. С. Попов с лейтенантом Речмертом! направлялся к городу Котка, а П. П. Рыб­ кин и Залевский — на остров Гогланд. Телеграфистами ученые взяли специали­ стов, помогавших им проводить опыты. 29 января 1900 года Александр Степа­ нович послал первую депешу: «Гоглапд!.. Начали работать сегодня. Котка...». Но от­ вета он не дождался. «На пути леса, пре­ пятствия. Мала антенна», — решил уче­ ный. Антенну увеличили до 55 метров. Стали давать пробные сигналы. В наушни­ ках слышалось потрескивание и обрывки сигналов. Бесчисленные осмотры, проверки и регулирования утомляли ученых, но не ослабляли их уверенности в возможность исправной работы аппаратуры. Утром 5 февраля П. П. Рыбкин передал на Котку пробный сигнал «Мина». Он пы­ тался передать первую депешу, но услы­ шал в наушниках встречную передачу. Рыбкип напряг все внимание. Он боялся пропустить хотя бы один эвук. На бумаж­ ной ленте появляются точки и тире. Нако­ нец, он вытирает со лба пот н подает За- левскому текст расшифрованной радио­ граммы. Тот читает: «Командиру «Ермака». Около Лавенса- ари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь...». Так первая радиограмма была сигналом об оказании помопги попавшим в беду лю­ дям. Благодаря ей «Ермак», пробившись сквозь льды, спас 23 рыбака, которым грозила смерть. Узпав об успехе А. С. Попова, адмирал Макаров направил ему телеграмму: «Котка. Попову. От имепп всех кроп- пггадтских моряков приветствую вас с бле-< стяпптм успехом вашего изобретения. O r крытпе беспроволочною телеграфного сооб­ щения от Котки до Гогланда на расстоянии 43 верст есть крупнейшая научная победа. Макаров». Радиостанции в Котке и на Гоглапде ра­ ботали безотказно. Броненосец имел регу­ лярную связь с материком. Он был спасен благодаря открытому Поповым новому виду связи и 23 апреля приведен в Кронштадт. Радпо родилось на русском Флоте, впер­ вые было применено па пем и широко ис­ пользовано на всех кораблях русского Фло­ та и в русской армии. II мы сейчас законно гордимся этим. В. ТРУНЕВ. я —русский человек и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только моей Родине. ...Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то может быть потомки наши поймут, сколь велика моя пре­ данность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи. п П пап А. С. ПОПОВ. а гордость 16 марта 1859 года в далеком рабочем поселке Турыгаский рудник, Богословского округа (ныне Надежденский район. Сверд­ ловской области), родился Александр Сте­ панович Понов. Его отец был священником поселковой церкви. Семья отпа состояла из 8 человек и жила бедно. 35 рублей жало- вапья хватало только па скудное сущест­ вование семьи. Саша воспитывался дома у родных. Он много играл с соседними мальчиками. Но уже с юных лет его тянуло к механике. Он был частым гостем в механических мастерских и па медном руднике, находя­ щихся вблизи поселка. Подолгу стоял Са­ ша у работающих станков и машин. 9 лет Сашу отдали учиться. Школа принесла любознательному мальчику разочарование. В пей очень мало o r водилось времени на физику и математику, большинство занятий было предназначено на изучение богословских предметов, к которым Саша был равнодушен. Юный любитель физики восполнял про­ белы школьной программы самостоятель­ ными занятиями. Он черпал шггересукшше его знания у знакомых гимназистов и из учебников. Особенно интересовал Сапгу от­ дел электротехники. Он смастерил гальва­ ническую батарею и электрический звонок. Потом сделал электрический будильник. Для этого ему потребовались старинные заброшенные ходики, остальное он сделал сам. Электрический будильник вышел на удивление хорошо. Оп безотказно по утрам будил своего изобретателя. Иногда будиль­ ник начинал, «шалить» — звонил не в свое время. Доискиваясь причин несвоевремен­ ных звонков. Саша заметил, что будильник подводит его во время грозы. Это странное совпадение молодой копструктор не мог об’ясппть сам, пе знали этого и те, к кому оп обращался. Только много лет спустя он узнал, что причиной «шалостей» будиль­ ника были электромагнитные волны. Весной 1877 года Саша окончил 4 клас­ са семинарии и получил свидетельство, в котором говорилось: «обучался в оной при способностях отличных, прилежании от­ лично усердном, поведения он отлично­ го...». Дальнейшая учеба в семинарии не могла удовлетворить юношу, так как с пятого класса изучались исключительно богослов­ ские предметы. К тому же Саше было уже 18 лет. Он решил поступить в Петербург­ ский университет на физико-математиче­ ское отделение. Пошли дни педосыпания и недоедания — днем учеба в университете, вечерами — занятия с отстающими гимназистами и даже с офицерами, готовящимися в акаде­ мию. Средств едва хватало на пропитание. Но жадного до знаппй студента трудности пе смущали. Он ночи напролет просиживал над учебниками. Профессора пророчили Саше блестящую будущность, его назначи­ ли ассистентом. У Попова не ослабевал интерес к физи­ ке. Он входит в кружок молодых фивиков, в котором принимает деятельное участие. Па последпих курсах университета Попов перестает давать уроки и переходит рабо­ тать электротехником. Он с жаром брался за любую работу в этой области: принимал участие в электрооборудовании Невского проспекта, работал на электростанции, да­ вавшей освещение уличным фонарям Нев­ ского. Работая в товариществе «Электротех­ ник», А. С. Попов устанавливает электри­ ческое освещение во многих городах России: Москве, Рязани, Ряжске, Козлове и других. Он выезжает в командировки, занимается пе только практической работой, по и изысканиями. В 1883 году А. С. Попов блестяще окон­ чил университет и как выдающийся сту­ дент был оставлен при кафедре физики для подготовки к профессорской деятельности. По в университете физический кабинет был оборудован плохо п не предоставлял Алек­ сандру Степановичу возможности зани­ маться научной работой. В этом же году А. С. Попов поступает ва преподавательскую работу в Минный класс. Наряду с лекциями, он с головой уходит в постановку опытов. До поздней ночи его видели в кабинетах у приборов. Для вели­ кого изобретателя начался период пло- дотворпой научно-исследовательской ра­ боты. Александр Степанович пользовался боль­ шим авторитетом у преподавателей и мо­ ряков. У корабельных специалистов было мпого причин обращаться к Попову за со­ ветом и помощью. Электричество тогда еще слабо было изучено, не всегда моряки могли разобраться самостоятельно в новой технике. --------------- X X ---------------- На одном из кораблей при включении электрического освещения между провода­ ми и стальными переборками вспыхивали сильные искры, помещения наполнялись смрадом горящей изоляции. Паконец,^ за­ тухали все лампочки. Пришлось прибегать опять к свечам и масляным коптилкам. Минные офицеры, заведывавшие тогда электрооборудованием, сами не смогли ни­ чего сделать. Тогда они обратились за по­ мощью к Александру Степановичу. А. С. Попов, придя на корабль, BCTpeJ тился с новым для него явлением. Он яй жаром взялся за изучение причины искр(^щ ния и вскоре предложил способ, который помог корабельным офицерам избавиться от этого опаспого явления. В 1889 году учепые с мировым именем высказали свое мнение о том, что электро­ магнитные волны нельзя использовать в беспроволочной связи. Александр Степано­ вич знал эти мнения, но придерживался - другого взгляда и продолжал с прежним упорством проделывать опыты. В мае 1894 года в Минпый класс прибыл другой физик, только что окончивший уни­ верситет — Петр Николаевич Рыбкин. Он сразу же стад ближайшим помощником Александра Степановича. Они вместе взя­ лись за разрешение трудной задачи нс- ---------------X х ----------— Радиостанция А. С. Попова на остро­ ве Кутсало (1900 г.). --------------- X X ------------- Радиостанция П. Н. Рыбкина на остро­ ве Гогланд (1900 г.). пользования электромагнитных волн д.тя связи. Оба они добивались решения трудной задачи исключительно путем экспериментов, каждый их успех был до­ стигнут и проверен многочисленными опьг 1 тами. Царские чиновники не хотели при­ знавать русского авторитета. Они не отпу­ скали средств на научную работу. Попов и Рыбкин на своп средства делали необходи­ мые покупки, многие приборы и детали к пим ученые изготовляли сами. Зато патрио­ там помогали нижние чипы и рабочие ма­ стерских. Они большей частью бесплатно выполняли заказы А. С. Попова. 7 мая 1895 года А. С. Попов в Петер­ бургском университете об’явил во всеус *1 лышание о результатах своего изобретения ж продемонстрировал изготовленный им грозоотметчик. То был прототип современ­ ного радиоприемпика. Ученые признали изобретение новатора ценным вкладом в науку и технику п тем самым окрылили его на дальнейшую творческую работу. После этого заседания Александр Степа­ нович со своим ассистентом работал пять лет над усовершенствованием приемника. Они шагнули далеко вперед. И во время гогландской операции радио впервые в ми-, ре было применено для практических це­ лей. Благодаря радио ледокол «Ермак» спас погибавших рыбаков, благодаря радио всю зиму 1900 года велись и успешно были закончены работы по спасению броненосца. Радио стало внедряться на флоте, кораб­ ли снабжались радиоаппаратурой. Этому много способствовал бывший тогда коман­ диром Кронштадтского поста адмирал С. 0. Макаров. Руководство работами по изготов­ лению радиоаппаратуры в организованных Макаровым мастерских было поручено Александру Степановичу. Заветная мечта Александра Степановича сбылась — радио проникало всюду: во флоте, армии и применялось для связи между отдельными пунктами на берегу. Но это стоило больших трудов А. С. Попо­ ву. Петербургский Электротехнический ии* статут удостоил А. С. Попова звания по­ четною инженера-электрпка. В марте 1901' года этот же институт предложил ему за­ нять кафедру физики в звании ординарного профессора. Александр Степанович дал свое согласие, по чпповникп министерств затеяли полугодовую волокиту и только в сентябре вышел приказ о том, что препода­ ватель Минного класса Попов назначается ординарным профессором Электротехниче­ ского института. Ведя кафедру в институте, Александр Степанович пе прекращал научной работы. Он делал новые открытия, усовершенство­ вания в области радио. Он усиленно иссле­ довал вопросы затухания электрических колебаний. В 1905 г. многие студенты ппстптутД принимали участие в революции. Нарекая жандармерия пыталась ввести в универ­ ситет тайпую полицию. Этому категориче­ ски воспротивился А. С. Попов. Его начали вызывать в министерство внутренних дел, травить. Подорванное здоровье Попова по- шатпулось. 13 января 190G г. Александр Степанович умер. Советские люди чтут светлую память ученого-патриота, посвятившего жпзнь на благо своего народа. Т. БОНДАPHD.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz