На страже Заполярья. 1950 год. Май.

f t , ИИ 7 9 5 5 № t 0 7 Г372Щ. Rs с т р а ж е З а г ю л г р Е Я 3 ИЗ РИСУНКОВ; ПРИСЛАННЫХ НА’ КОНКУРС П И С Ь М А В О Е Н К О Р О В ДРУГ И СОВЕТЧИК МОРЯКА ★ ★ ______________ Q к аж ды м днем в се более и более в о з р а с т а е т интерес военных моряков к ли тературе . Кни гу лю бят , ее ж а д н о читаю т , по ней уч атся ж и ть , она все прочнее и прочнее в х о ди т в быт североморцев . С егодня мы пом ещ аем письма наших военкоров , в которы х рас ­ с к а зы в а е т с я о любви моряков к ли тер а тур е , о том , к а к кни га пом о гает в учебе и служ б е . Библиотека— активный пропагандист книги Возвращение в базу после учебного похода . Рисунок старшины 1 статьи И. Квачко. Сила коллектива I« f f i й*!*ша личного состав» «ора&ы, | П х хорошо начавшийся, важончшся ве- шрияшостью. Виновником ее оказался ма­ к р о с Скобеев. Находясь на берегу, он соверши проступок. Весь экипаж был взволнован поведением Скобеева. Ведь на корабле широко развернулась борьба за укрепление воинского порядка и органи­ зованности. И немалые тспехн уже до­ стигнуты. За последнее время увеличилось количество отличников, появилось отлич­ ное отделение... А сегодня своим недостой­ ным поведением Скобеев- наложил пятно на чксть корабля. Поэтому так горячо говорили матросы и старинны в кубрике. Но больше всех, по­ жалуй, нарушение регламента воивской жиана Скобеевым обеспокоило секретаря партийной организации Бобкова и секрета­ ре комсомольской организации Усова. — Бак это могло случиться? — недоу­ мевал Усов. — Ведь перед самым уходом на берег со Скобеевьш говорил командир отделения. И я беседовал с ним. Мы на­ поминали ему, чтобы он вел себя, как по­ ложено военному моряку, а тут... — Все это верно, — прервал его Боб­ ков, — много с ним разговаривали. И я говорил, да, вишо, не совсем убедительно: а се не понял нас, и мы не поняли его. Сейчас надо подумать что предпринять для испр,'квления Скобеева и скорейшего смытия пятна, наложенного им на корабль. Ты не A ftJH & I «б ЭТОМ? — Со вчерашнего вечера, как вернулся fe берега Скобеев, у меня голова только и еш ю а ям. Но, откровенно говоря, твердо еще я ничего не решил. — А как ты смотришь, если посовето­ вать командиру провести собрание личного еоскша, — предложил секретарь партор- ю т ж и д а . — Н пусть сами матросы об- сузм» поведение Скобеева. Комавдвр поддержал инициативу секре­ таря партийной организации. Вечером в сонеIельник состоялось собрание. После короткой информации командира слово предоставляется старшему матросу Анку­ динову. — Мы служим вместе со Скобеевым, — сказал он, — вместе несем вахты, вместе учж кя . Казалось бы, и жить должны • д а м а «таг-дята и стремлениями. А вот выхолят, что не совсем так дело об­ етом». Получается — по-разному мы с ним думаем. Все матросы заботятся о высокой выучке, дисциплине, думают о том, как вывости корабль на первое место. А Ско­ беев только о себе заботится, честь экипа­ жа ому недорога. Иначе, чем ж е об’яспить его проступок? Вот даже и здесь, присутст­ вуя на собрании, оп, видно, н е переживает CBoi позор. Скобеев действ ительно вначале веж себя на собранна несколько вызывающе, очевидно, еще не прочувствовав глубину цростушш е полагая, что товарищи по службе, кроме Анкудинова, не будут осо­ бенно осуждать его. Но когда вслед за Анкудиновым взяли слово Майоров, Кондаков в другие воины, когда старший матрос Чукчеев е первых же слов своего выступления потребовал от него припомнить слова Военной присяги н, указывая на висящий здесь же в вале текст священной клятвы, попросил Ско­ беева прочитать его, матрос понял, как встревожены его поведением товарищи я как тяжел его проступок. В эту минуту он готов был провалиться сквозь землю: так ему было стыдно. Строго s правдиво осуждала матросы х старшины провинившегося. В их словах чувствовалось горячее стремление помочь Окобееву. Ведь не столько сам факт про­ ступка заставлял друзей выступать я остро критиковать Скобеева, сколько искреннее желание видеть его в числе передовых бой­ цов. ..Л матрос Скобеев прочувствовал стрем­ ление коллектива, глубоко осознал свою вину. Выступив на собрании, он от души поблагодарил товарищей за справедливое отношение к нему. — Спасибо вам, товарищи, — сказал он, — за науку. Вы помогли мне разо­ браться в ошибках. Я даю слово испра­ виться. С радостью слушал секретарь партийной организации искренние слова матроса. Но признание своей вины и обещание испра­ виться — полдела. Теперь надо было по­ мочь ему выполнить обещание. Поэтому после собрания по поручению партийной организации со Скобеевым начали зани­ маться Анкудинов и другие. Случай с матросом Скобеевым многому научил руководителей партийной я комсо­ мольской организаций, вскрыл недостатки в их работе по воспитанию воинов, в ча­ стности, указал на слабое выполнение ре­ шений отчетно-выборного партийного со­ брания о пропаганде Военной присяга, ус­ тавов, боевых традиции. Бобков и Усов заново пересмотрела всю свою работу и еще более приблизили ее к задачам сегодняшнего дня • с тем, чтобы каждый воин чувствовал-свою ответствен­ ность за соблюдение чести корабля. За сравнительно небольшой срок ва ко­ рабле уже проведен ряд бесед. Секретаря партийной и комсомольской организаций, члены бюро еще глубже стали вникать в жизнь моряков, их учебу и службу. Д. ФЕДОРИН. Равняться на передовых По инищЕУшве с е р м т Скнндеревз личный состав собрался в вубряк для то­ го, чтобы послушать газетную статью. Солдатам была еачетаиз передовая ста­ тья газеты «Красный флоп ва тему: «Поощрение в взыскание — важное сред­ ство воспитания воинов». Сержант (кин- дерев раз’яснил солдатам сущность воин­ ской дисциплины, . необходимость строго соблюдать уставной порядок. Обсуждение статьи принесло большую пользу. Оно помогло солдатам усвоить значение воинской дисциплины х устав­ ного порядка. Многие наши воины свят» выполняют уставные требования. Своей добросовестной службой солдаты Буксов и Белоусов за­ воевали почет и уважение у командира а личного состава. Наряду с хорошими бойцами имеются и отстающие. Например, солдат Коноваленко получил предупреждение перед отроем м нарушение воинской дисциплины. Боновалевко надо понять, что своим не- добросовестньи отношением к воинской службе он позорит честь советского солда­ та и отступает от требований военной присяги. Солдату Боноваленко есть с кого брать пример в нашем подразделении.^ М. ПОЯГ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Порадуем мать-Родину отличными по­ казателями в боевой и политической подго­ товке» — такой доклад сделан коммуни­ стом Ветренцевым на собрании комсомоль­ ской организации нашего подразделения. Содержательными были выступления тт. Морозова, Абдурахманова, Суркова. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. ------- О------- СЕМИНАР СЕКРЕТАРЕЙ И ЧЛЕНОВ БЮРО Состоялся семинар секретарей* и членов бюро комсомольских организаций. Участни­ ки семинара обсудили вопрос о методах борьбы за укрепление воинской дисципли­ ны. Коммунист тов. Любомудров сделал до­ клад о работе бюро по идейно-поли­ тическому воспитанию молодежи. А- КРИВОНОГОВ. ------- О------- ПИСЬМА РОДИТЕЛЯМ ОТЛИЧНИКОВ По-деловому обсудили комсомольцы док -' лад командира подразделения о задачах членов ВЛКСМ в воинском и политическом воспитании бойцов. Один из пунктов реше­ ния собрания гласит: послать поздрави­ тельные письма родителям отличников тт. Конурова и Белкина. Н. МАЖАРОВ. В этом году библиотека нашего подраз­ деления проводит большую работу по про­ паганде книги. Например, в марте месяце у пас была подготовлена п проведена чита­ тельская конференция по роману лауреата Сталинской премии В. Ажаева «Далеко от Москвы». Многие воины поделились своим мнением об этом произведении, рассказали о его содержании и отдельных героях. Каждый читатель выбрал себе определен­ ную тему и осветил ее. На конференции выступили матросы, офицеры и жены военнослужащих. Офицер Булыгин содержательно расска­ зал об образе парторга строительства неф­ тепровода Залкинда, о том, как партийный руководитель мобилизовывал рабочих на большие патриотические дела в Великую Отечественную войну во имя победы над врагом. Жена офицера Серебрякова рассказала о молодой патриотке Родины комсомолке Ва­ сильченко. Своим мнением о книге поде­ лились и многие другие читатели. Надо отметить, что душой в подготовке читательской конференции были коммуни­ сты. Они проделали большую работу, что­ бы повысить интерес личного состава к литературе. После конференции спрос на произведе­ ние В. Ажаева «Далеко от Москвы» зна­ чительно повысился. Оно буквально ни од­ ного дня не залеживалось на библиотечной полке. Личный состав с большим интере­ сом читал замечательную книгу, и воины часто беседовали о ней. Во время конференции старшина 2 ста­ тьи Запорожец внес предложение, чтобы такие интересные и полезные мероприятия проводились чаще. Он также заявил о не­ обходимости •организовывать литературные вечера. Это мнение было поддержано при­ сутствующими. Идя навстречу пожеланиям читателей, библиотека сейчас готовит вечер на тему «Мои любимый литературный герой». Уже составлен примерный план вечера и развернута деятельная подготовка к нему. Комсомолец матрос Лазарев намерен рас­ сказать о героях романа «Честь смолоду» А. Нервеплева, отличник боевой и полити­ ческой подготовки матрос Попов — о ро­ мане «Молодая гвардия» А. Фадеева, ма­ трос Грахольский — о «Повести о настоя­ щем человеке» чБ. Полевого. Он же поде­ лится воспоминаниями о летчике Маресье-* ве, которого лично видел и слышал егр выступления. Тем, кто готовится выступить на лите­ ратурном вечере, оказывается постоянная помощь. Особенно в этом отношении сле­ дует отметить библиотекаря тов. Воронину. Читатели получают от нее квалифициро­ ванные, деловые советы. Библиотека также намерена в мае меся­ це провести читательскую конференцию по произведению А. Первенцева «Честь смоло­ ду». Для этого уже сейчас подбирается не­ обходимый материал: рецензии, отзывы читателей о книге и т. д. Личный состав с благодарностью воспри­ нимает мероприятия библиотеки, которые способствуют политическому, воинскому и культурному воспитанию воинов. Иэо дня в день растет количество активных читате­ лей библиотеки, и следует отметить, что большинство нз них является отличниками боевой п политической подготовки. Старший сержант Г. ХОМЕНКО. ЧИТАТЕЛЬСКИМ БИЛЕТ МАТРОСА КУЛНИНА Когда берешь читательский билет ма­ троса Григория Кулкина и начинаешь его просматривать, убеждаешься в большой любви этого воина к книге. Кулкин повседневно повышает свой идей­ но-теоретический уровень, заботится о приобретении новых знаний. Делясь свои­ ми мнениями о значении книг, матрос го­ ворит: — Литература для меня — духовная пища. Я люблю читать книги. Произведе­ ния наших советских писателей учат пре­ одолевать трудности, честно служить Ро­ дине. С особой любовью матрос перечитывает биографии величайших вождей трудящихся Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, произведения о достижениях деятелей советской науки и техники. Знакомство с литературой помогает Бул­ кину лучше разбираться в разнообразных вопросах жизни, достигать новых успехов в боевой и политической подгртовке. Ма­ трос Булкин — дисциплинированный воин, отличник учебы. Свой опыт работы с книгой он передает товарищам по службе. Так, например, со­ держание одного нз произведений Кулкин рассказал матросу Зиновьеву. Активный читатель сумел настолько увлечь сослу­ живца, что тот на следующий день само­ стоятельно принялся за чтение книги. Она воину очень понравилась, в Зиновьев стал регулярно знакомиться с литературой. Сейчас он часто посещает библиотеку, по­ стоянно читает книги. Вечерами, в свободное время, многие матросы окружают Кулкина. Они совету­ ются с активным читателем о том, какие произведения лучше прочитать, расспра­ шивают его о содержании той или иной книги. Уважение сослуживцев матрос Кулкин заслужил благодаря настойчивой работе над повышением своего идейно-теоретиче- ского уровня, потому что он всегда пока­ зывает личный пример товарищам в служ­ бе, учебе и дисциплине. Как лучший воин, Кулкин табран ком­ сомольцами в состав бюро организации ВЛКСМ подразделения. Капитан И. НОВИЧИХИН. Расширяется кругозор воинов Подготовка к собранию И З ОПЫТА РАБОТЫ П А Р Т О Р Г А Н И З А Ц И И Подотввкм к партийному собранию иг­ рает большую роль. От нее во многом за­ в и с я активность на собрании, идейный уросэень выступлений коммунистов, це­ леустремленность и конкретность решений. Серьезно занимается подготовкой к со­ браниям партийное бюро, где секретарем тов. Попов. Оно внимательно прислуши­ вается к голосу коммунистов. Члены ' и каидадаты партии нередко подсказывают бюро, какие вопросы надо обсудить на со­ брании. Так, например, когда готовилось собрание с повесткой дня о задачах парт­ организации по обеспечению высокого ка­ чества боевой подготовки личного состава, активисты подсказали бюро, что нужно уделить должное внимание вопросам физи­ ческого воспитания моряков. На собраниях этой партийной организа­ ции обсуждаются, как правило, вопросы злободневные. Большое место отводится щаднской дисциплине, боевой и политиче­ ской подготовке, выращиванию отличников. Характер прений па собрании в извест­ ной степепи определяется докладом. Плохо, если докладчик ограничивается перечисле­ нием фактов я событий. Оп обязан крити­ чески осмыслить их, дать им анализ, сде­ лать политически правильные выводы. Поэтому тов. Попов придает особое значе­ ние подготовке докладчиков. Коммунисту Хрусталеву было поручено сделать на со­ брании доклад «Задачи парторганизации по обеспечению боевой и политической под­ готовки». В помощь докладчику бюро вы­ делило коммунистов, которые изучили со­ стояние учебы по боевым частям, провери­ ли успеваемость на занятиях и работу стар­ шин. При проверке были вскрыты серьез­ ные недостатки, собраны пенные предло­ жения. Сам Хрусталев также проверил от­ дельные участки работы экипажа. В ре­ зультате доклад получился тесно связан­ ным с жизнью и задачами, стоящими перед личным составом. От решения собрания завис ву многое. Решение должно конкретно определять ха­ рактер и сроки выполнения необходимых мероприятий, указывать, кто отвечает за проведение я жизнь того или иного во­ проса. Поэтому важно всесторонне про­ думать и составить проект решения. Ре­ зультатом тщательной подготовительной работы и активного обсуждения вопроса на собрании явилось, например, деловое, кон­ кретное решение по тому же докладу тов. Хрусталева. В нем записано, что тт. Угло­ ву я Попову необходимо^ подготовить со­ бранно отличников боевой и политической подготовки по обмену опытом их. работы над собой л с отстающими. Собрание обязало бюро заслушать доклад тов. Панина о том, как он воспитывает своих подчи­ ненных, а помощника руководителя группы политзанятии Юкалова о том. как он готовится к занятиям. В релнмши за­ писаны поручения многим коммунистам. Прп такой конкретности решения можно было и любое время проверить его выпол­ нение. Немаловажную роль играет своевремен­ ное оповещение коммунистов о дне и месте собрания. В парторганизации, которую воз­ главляет тов. Попов, коммунисты изве­ щаются о собрании за пять-шесть дней до его начала по радио я путем вьшепга- вания обявлений. При встречах с комму­ нистами тов. Попов напоминает им о том, что собрание состоится в такой-то день, во столько-то часов. Чтобы добиться активности оря обсуж­ дении вопроса, секретарь уделяет большое внимание подготовке коммунистов к собра­ нию, беседует с ними по поводу повестки дня. Партбюро не упускает из виду такие во­ просы, как подготовка помещения для со­ брания,- регистрация присутствующих, проверка наличия у коммунистов партий­ ных билетов. Организовать обсуждение на собрании любого вопроса так, чтобы оно воспитыва­ ло коммунистов в духе большевистской партийности и принципиальности,—* зада­ ча каждого партбюро, каждого секретаря парторганизации. Только в том случае, ес­ ли собрание, прошло активно, на высоком идейном уровне, оно в полной мере будет оправдывать свое назначение как школа большевистского воспитанпя коммунистов. Правильно поступает партбюро, возглав­ ляемое тов. Поповым, уделяя большое вни­ мание подготовке каждого партийного со­ брания. Старший матрос К. УХАРСКИХ. Часто можно видеть за чтением книг старшего сержанта Смусенко и младшего сержанта Смирнова. Они грамотные, раз­ носторонне развитые воины, умело пе­ редающие свои знания подчиненным. В хо­ де занятий Смусенко и Смирнов нередко приводят интересные примеры из худо­ жественных произведений. Это делает их выступления яркими, доходчивыми. Много прочитал книг солдат Сидорчук. Постоянно знакомясь с литературой, он научился обстоятельно и логично излагать свои мысли, правильно и доходчиво осве­ щать те или иные вопросы. Сидорчук хо­ рошо усваивает темы политзанятий. Его выступления во время бесед по теме всегда с интересом слушают сослуживцы. Книга помогает воинам расширять свой кругозор, приобретать новые знания. В. КУНОВАЛЬСКИЙ. ПОЛУЧЕНЫ н о в и н к и Библиотека нашего корабля пополнилась новыми произведениями художественной литературы, в основном книгами лауреатов Сталинской премии, среди которых «Дале­ ко от Москвы» В. Ажаева. «Кавалер Зо­ лотой Звезды» С. Бабаевского, «В гору» Анны Саксе и другие произведения совет­ ских писателей. Личный состав проявляет большой ин­ терес к произведениям лауреатов Сталин­ ских премий. Спрос на книги непрерывно растет. М. ГРИГОРЬЕВ. Образы героев вдохновляют Активным читателем в библиотеке яв^ лается старшина 2 статьи Семилетииков. В его читательском билете записано много произведении. Самой любимой книгой воина является «Молодая гвардия» А. Фа­ деева. Семилетников прочел это произве­ дение уже два раза. В его личном блокноте много записей, выдержек из этого произ­ ведения. — Каждый раз, — говорит Семялетни- ков, — когда ж раскрываю «Молодую гвардию», перед моим взором проходят за­ мечательные юные патриоты, отдавшие свою жизнь во имя счастья нашей Родины, П'х бессмертные образы вдохновляют, зо­ вут нас к новым благородным делам. Наряду с произведениями советских пи­ сателей Семилетников читает книги руг* ских классиков — Л. Толстого. Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина и других. Старшина 2 статьи Семилетников является в то же время активным пропагандистом книги, инициатором коллективных читок. Когда, например, он узнал, что в библиотеке имеется всего лишь о д а экземпляр про­ изведения (В. Ажаева «Далеко от Москвы», а спрос на него велик, воин предложил организовать громкую читку. А затем были проведены беседы об этом произведении, которые с большим интересом слушал лич­ ный состав. ! Старшина 2 статьи Семилетников ах 4 тивио пропагандирует советскую лятерату 1 ру потому, что понимает ее огромное вое 4 питательное значение. На замечательных образах книг наших писателей мы учимся преодолевать трудности, достигать успехов в наших повседневных делах. Старший матрос М. К03Л0ВЦЕВ. По инициативе комсомольцев По инициативе комсомольцев в нашем подразделении был проведен литературный вечер на тему; «Образ советского воина в художественной литературе». Со вступи­ тельным словом выступил инженер-лейте­ нант Борщевский. Он рассказал воинам о том, каких замечательных успехов доби­ лись наши писатели, удостоенные почет­ ного звания лауреатов Сталинских премий. Затем выступили матросы и старшины. В простых, но ярких словах они говорили о своих любимых литературных героях, о том, что образы советской художественной литературы зовут воинов еше лучше слу­ жить своей матери-Родине, добиваться но­ вых успехов в боевой учебе. Старшина 1 статьи Хоботов рассказал о произведении, посвященном верной доче­ ри советского народа партизанке Зое Кос­ модемьянской, отдавшей свою молодую жизнь во имя счастья нашей прекрасной ь Родины. Старший матрос Давыдов рассказал • героях романа С. Бабаевского «Кавалер Зо­ лотой Звезды». Своими мнениями об от­ дельных произведениях советской литера­ туры поделились и многие другие читатели.- Особенно интересными были выступления старшины 2 статьи Свиридова о романе М. Бубеннова «Белая береза» и старшего лейтенанта Колосова, рассказавшего о славных героях Б. Сафонове, А. Матросове, А. Маресьеве и других. Литературный вечер прошел с большей активностью. После него значительно вы- • рос спрос па произведения, рассказывающие о советских воинах. Многие воины теперь часто обращаются в библиотеку с просьбой выдать книги на э т у т ем у . В настоящее время у нас готовится еще один литературный вечер, посвящен­ ный книге П. Павленко «Счастье». Старший матрос Н. ЮРКОВ. НА СНИМКЕ: помощник руководителя группы политических занятий под­ разделения отличник боевой и политической подгот°! 1 КИ старшина 1 статьи Николай Ижетников (слева) рекомендует матросу Алексею Смирнову в качестве дополни­ тельной литературы по теме книгу М. 1орького «Мать». Фото Н. Высоцкого, В НЕСКОЛЬКО СТРОК Активными читателями литературы являются старшие матросы Севастья­ нов и Егоров. Они особенно увлека­ ются произведениями лауреатов Ста­ линских премий. Старший матрос В. КОНСТАНТИНОВ. •л ☆ ■* Добросовестно выполняет свои обя­ занности библиотекарь Бурлуцкая. Она часто беседует с читателями по поводу той или иной книга, советует, какое произведение лучше прочитать. Солдат И. ГЕРАСИН. * * * Интересную лекцию об Александре Сергеевиче Пушкине прочитала для личного состава тов. Железнова. Вои­ ны с большим вниманием слушали рассказ о великом русском поэте. Е. САМОХИН. С. РАСТОКИН. it it it По инициативе старшего матроса Харитонова была проведена коллек­ тивная читка книги «Белая береза». Это произведение очень понравилось воинам. Матрос С, ЕГОРОВ. it и it \ Ответственный за работу библио­ теки-передвижки тов. Гиздатулнн по­ стоянно заботится о том, чтобы вои­ ны имели возможность читать лите­ ратуру. Гиздатулин учитывает за­ просы личного состава и удовлетво­ ряет их. Старший матрос И. ИЛЬИН. ■йг it " it Большой интерес к книгам прояв- ], ляют комсомольцы Белкин и Сини­ цын. Они прочитали десятки пропз* } ведений и охотно рассказывают о них споим сослуживцам. Особенно воинам понравились такие замечательные книги, как «Молодая гвардия», «Да­ леко от Москвы» и «Белая береза». Ефрейтор И. МЯЧИКОЗ. i;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz