На страже Заполярья. 1950 год. Май.
f t , ИИ 7 9 5 5 № t 0 7 Г372Щ. Rs с т р а ж е З а г ю л г р Е Я 3 ИЗ РИСУНКОВ; ПРИСЛАННЫХ НА’ КОНКУРС П И С Ь М А В О Е Н К О Р О В ДРУГ И СОВЕТЧИК МОРЯКА ★ ★ ______________ Q к аж ды м днем в се более и более в о з р а с т а е т интерес военных моряков к ли тературе . Кни гу лю бят , ее ж а д н о читаю т , по ней уч атся ж и ть , она все прочнее и прочнее в х о ди т в быт североморцев . С егодня мы пом ещ аем письма наших военкоров , в которы х рас с к а зы в а е т с я о любви моряков к ли тер а тур е , о том , к а к кни га пом о гает в учебе и служ б е . Библиотека— активный пропагандист книги Возвращение в базу после учебного похода . Рисунок старшины 1 статьи И. Квачко. Сила коллектива I« f f i й*!*ша личного состав» «ора&ы, | П х хорошо начавшийся, важончшся ве- шрияшостью. Виновником ее оказался ма к р о с Скобеев. Находясь на берегу, он соверши проступок. Весь экипаж был взволнован поведением Скобеева. Ведь на корабле широко развернулась борьба за укрепление воинского порядка и органи зованности. И немалые тспехн уже до стигнуты. За последнее время увеличилось количество отличников, появилось отлич ное отделение... А сегодня своим недостой ным поведением Скобеев- наложил пятно на чксть корабля. Поэтому так горячо говорили матросы и старинны в кубрике. Но больше всех, по жалуй, нарушение регламента воивской жиана Скобеевым обеспокоило секретаря партийной организации Бобкова и секрета ре комсомольской организации Усова. — Бак это могло случиться? — недоу мевал Усов. — Ведь перед самым уходом на берег со Скобеевьш говорил командир отделения. И я беседовал с ним. Мы на поминали ему, чтобы он вел себя, как по ложено военному моряку, а тут... — Все это верно, — прервал его Боб ков, — много с ним разговаривали. И я говорил, да, вишо, не совсем убедительно: а се не понял нас, и мы не поняли его. Сейчас надо подумать что предпринять для испр,'квления Скобеева и скорейшего смытия пятна, наложенного им на корабль. Ты не A ftJH & I «б ЭТОМ? — Со вчерашнего вечера, как вернулся fe берега Скобеев, у меня голова только и еш ю а ям. Но, откровенно говоря, твердо еще я ничего не решил. — А как ты смотришь, если посовето вать командиру провести собрание личного еоскша, — предложил секретарь партор- ю т ж и д а . — Н пусть сами матросы об- сузм» поведение Скобеева. Комавдвр поддержал инициативу секре таря партийной организации. Вечером в сонеIельник состоялось собрание. После короткой информации командира слово предоставляется старшему матросу Анку динову. — Мы служим вместе со Скобеевым, — сказал он, — вместе несем вахты, вместе учж кя . Казалось бы, и жить должны • д а м а «таг-дята и стремлениями. А вот выхолят, что не совсем так дело об етом». Получается — по-разному мы с ним думаем. Все матросы заботятся о высокой выучке, дисциплине, думают о том, как вывости корабль на первое место. А Ско беев только о себе заботится, честь экипа жа ому недорога. Иначе, чем ж е об’яспить его проступок? Вот даже и здесь, присутст вуя на собрании, оп, видно, н е переживает CBoi позор. Скобеев действ ительно вначале веж себя на собранна несколько вызывающе, очевидно, еще не прочувствовав глубину цростушш е полагая, что товарищи по службе, кроме Анкудинова, не будут осо бенно осуждать его. Но когда вслед за Анкудиновым взяли слово Майоров, Кондаков в другие воины, когда старший матрос Чукчеев е первых же слов своего выступления потребовал от него припомнить слова Военной присяги н, указывая на висящий здесь же в вале текст священной клятвы, попросил Ско беева прочитать его, матрос понял, как встревожены его поведением товарищи я как тяжел его проступок. В эту минуту он готов был провалиться сквозь землю: так ему было стыдно. Строго s правдиво осуждала матросы х старшины провинившегося. В их словах чувствовалось горячее стремление помочь Окобееву. Ведь не столько сам факт про ступка заставлял друзей выступать я остро критиковать Скобеева, сколько искреннее желание видеть его в числе передовых бой цов. ..Л матрос Скобеев прочувствовал стрем ление коллектива, глубоко осознал свою вину. Выступив на собрании, он от души поблагодарил товарищей за справедливое отношение к нему. — Спасибо вам, товарищи, — сказал он, — за науку. Вы помогли мне разо браться в ошибках. Я даю слово испра виться. С радостью слушал секретарь партийной организации искренние слова матроса. Но признание своей вины и обещание испра виться — полдела. Теперь надо было по мочь ему выполнить обещание. Поэтому после собрания по поручению партийной организации со Скобеевым начали зани маться Анкудинов и другие. Случай с матросом Скобеевым многому научил руководителей партийной я комсо мольской организаций, вскрыл недостатки в их работе по воспитанию воинов, в ча стности, указал на слабое выполнение ре шений отчетно-выборного партийного со брания о пропаганде Военной присяга, ус тавов, боевых традиции. Бобков и Усов заново пересмотрела всю свою работу и еще более приблизили ее к задачам сегодняшнего дня • с тем, чтобы каждый воин чувствовал-свою ответствен ность за соблюдение чести корабля. За сравнительно небольшой срок ва ко рабле уже проведен ряд бесед. Секретаря партийной и комсомольской организаций, члены бюро еще глубже стали вникать в жизнь моряков, их учебу и службу. Д. ФЕДОРИН. Равняться на передовых По инищЕУшве с е р м т Скнндеревз личный состав собрался в вубряк для то го, чтобы послушать газетную статью. Солдатам была еачетаиз передовая ста тья газеты «Красный флоп ва тему: «Поощрение в взыскание — важное сред ство воспитания воинов». Сержант (кин- дерев раз’яснил солдатам сущность воин ской дисциплины, . необходимость строго соблюдать уставной порядок. Обсуждение статьи принесло большую пользу. Оно помогло солдатам усвоить значение воинской дисциплины х устав ного порядка. Многие наши воины свят» выполняют уставные требования. Своей добросовестной службой солдаты Буксов и Белоусов за воевали почет и уважение у командира а личного состава. Наряду с хорошими бойцами имеются и отстающие. Например, солдат Коноваленко получил предупреждение перед отроем м нарушение воинской дисциплины. Боновалевко надо понять, что своим не- добросовестньи отношением к воинской службе он позорит честь советского солда та и отступает от требований военной присяги. Солдату Боноваленко есть с кого брать пример в нашем подразделении.^ М. ПОЯГ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Порадуем мать-Родину отличными по казателями в боевой и политической подго товке» — такой доклад сделан коммуни стом Ветренцевым на собрании комсомоль ской организации нашего подразделения. Содержательными были выступления тт. Морозова, Абдурахманова, Суркова. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. ------- О------- СЕМИНАР СЕКРЕТАРЕЙ И ЧЛЕНОВ БЮРО Состоялся семинар секретарей* и членов бюро комсомольских организаций. Участни ки семинара обсудили вопрос о методах борьбы за укрепление воинской дисципли ны. Коммунист тов. Любомудров сделал до клад о работе бюро по идейно-поли тическому воспитанию молодежи. А- КРИВОНОГОВ. ------- О------- ПИСЬМА РОДИТЕЛЯМ ОТЛИЧНИКОВ По-деловому обсудили комсомольцы док -' лад командира подразделения о задачах членов ВЛКСМ в воинском и политическом воспитании бойцов. Один из пунктов реше ния собрания гласит: послать поздрави тельные письма родителям отличников тт. Конурова и Белкина. Н. МАЖАРОВ. В этом году библиотека нашего подраз деления проводит большую работу по про паганде книги. Например, в марте месяце у пас была подготовлена п проведена чита тельская конференция по роману лауреата Сталинской премии В. Ажаева «Далеко от Москвы». Многие воины поделились своим мнением об этом произведении, рассказали о его содержании и отдельных героях. Каждый читатель выбрал себе определен ную тему и осветил ее. На конференции выступили матросы, офицеры и жены военнослужащих. Офицер Булыгин содержательно расска зал об образе парторга строительства неф тепровода Залкинда, о том, как партийный руководитель мобилизовывал рабочих на большие патриотические дела в Великую Отечественную войну во имя победы над врагом. Жена офицера Серебрякова рассказала о молодой патриотке Родины комсомолке Ва сильченко. Своим мнением о книге поде лились и многие другие читатели. Надо отметить, что душой в подготовке читательской конференции были коммуни сты. Они проделали большую работу, что бы повысить интерес личного состава к литературе. После конференции спрос на произведе ние В. Ажаева «Далеко от Москвы» зна чительно повысился. Оно буквально ни од ного дня не залеживалось на библиотечной полке. Личный состав с большим интере сом читал замечательную книгу, и воины часто беседовали о ней. Во время конференции старшина 2 ста тьи Запорожец внес предложение, чтобы такие интересные и полезные мероприятия проводились чаще. Он также заявил о не обходимости •организовывать литературные вечера. Это мнение было поддержано при сутствующими. Идя навстречу пожеланиям читателей, библиотека сейчас готовит вечер на тему «Мои любимый литературный герой». Уже составлен примерный план вечера и развернута деятельная подготовка к нему. Комсомолец матрос Лазарев намерен рас сказать о героях романа «Честь смолоду» А. Нервеплева, отличник боевой и полити ческой подготовки матрос Попов — о ро мане «Молодая гвардия» А. Фадеева, ма трос Грахольский — о «Повести о настоя щем человеке» чБ. Полевого. Он же поде лится воспоминаниями о летчике Маресье-* ве, которого лично видел и слышал егр выступления. Тем, кто готовится выступить на лите ратурном вечере, оказывается постоянная помощь. Особенно в этом отношении сле дует отметить библиотекаря тов. Воронину. Читатели получают от нее квалифициро ванные, деловые советы. Библиотека также намерена в мае меся це провести читательскую конференцию по произведению А. Первенцева «Честь смоло ду». Для этого уже сейчас подбирается не обходимый материал: рецензии, отзывы читателей о книге и т. д. Личный состав с благодарностью воспри нимает мероприятия библиотеки, которые способствуют политическому, воинскому и культурному воспитанию воинов. Иэо дня в день растет количество активных читате лей библиотеки, и следует отметить, что большинство нз них является отличниками боевой п политической подготовки. Старший сержант Г. ХОМЕНКО. ЧИТАТЕЛЬСКИМ БИЛЕТ МАТРОСА КУЛНИНА Когда берешь читательский билет ма троса Григория Кулкина и начинаешь его просматривать, убеждаешься в большой любви этого воина к книге. Кулкин повседневно повышает свой идей но-теоретический уровень, заботится о приобретении новых знаний. Делясь свои ми мнениями о значении книг, матрос го ворит: — Литература для меня — духовная пища. Я люблю читать книги. Произведе ния наших советских писателей учат пре одолевать трудности, честно служить Ро дине. С особой любовью матрос перечитывает биографии величайших вождей трудящихся Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, произведения о достижениях деятелей советской науки и техники. Знакомство с литературой помогает Бул кину лучше разбираться в разнообразных вопросах жизни, достигать новых успехов в боевой и политической подгртовке. Ма трос Булкин — дисциплинированный воин, отличник учебы. Свой опыт работы с книгой он передает товарищам по службе. Так, например, со держание одного нз произведений Кулкин рассказал матросу Зиновьеву. Активный читатель сумел настолько увлечь сослу живца, что тот на следующий день само стоятельно принялся за чтение книги. Она воину очень понравилась, в Зиновьев стал регулярно знакомиться с литературой. Сейчас он часто посещает библиотеку, по стоянно читает книги. Вечерами, в свободное время, многие матросы окружают Кулкина. Они совету ются с активным читателем о том, какие произведения лучше прочитать, расспра шивают его о содержании той или иной книги. Уважение сослуживцев матрос Кулкин заслужил благодаря настойчивой работе над повышением своего идейно-теоретиче- ского уровня, потому что он всегда пока зывает личный пример товарищам в служ бе, учебе и дисциплине. Как лучший воин, Кулкин табран ком сомольцами в состав бюро организации ВЛКСМ подразделения. Капитан И. НОВИЧИХИН. Расширяется кругозор воинов Подготовка к собранию И З ОПЫТА РАБОТЫ П А Р Т О Р Г А Н И З А Ц И И Подотввкм к партийному собранию иг рает большую роль. От нее во многом за в и с я активность на собрании, идейный уросэень выступлений коммунистов, це леустремленность и конкретность решений. Серьезно занимается подготовкой к со браниям партийное бюро, где секретарем тов. Попов. Оно внимательно прислуши вается к голосу коммунистов. Члены ' и каидадаты партии нередко подсказывают бюро, какие вопросы надо обсудить на со брании. Так, например, когда готовилось собрание с повесткой дня о задачах парт организации по обеспечению высокого ка чества боевой подготовки личного состава, активисты подсказали бюро, что нужно уделить должное внимание вопросам физи ческого воспитания моряков. На собраниях этой партийной организа ции обсуждаются, как правило, вопросы злободневные. Большое место отводится щаднской дисциплине, боевой и политиче ской подготовке, выращиванию отличников. Характер прений па собрании в извест ной степепи определяется докладом. Плохо, если докладчик ограничивается перечисле нием фактов я событий. Оп обязан крити чески осмыслить их, дать им анализ, сде лать политически правильные выводы. Поэтому тов. Попов придает особое значе ние подготовке докладчиков. Коммунисту Хрусталеву было поручено сделать на со брании доклад «Задачи парторганизации по обеспечению боевой и политической под готовки». В помощь докладчику бюро вы делило коммунистов, которые изучили со стояние учебы по боевым частям, провери ли успеваемость на занятиях и работу стар шин. При проверке были вскрыты серьез ные недостатки, собраны пенные предло жения. Сам Хрусталев также проверил от дельные участки работы экипажа. В ре зультате доклад получился тесно связан ным с жизнью и задачами, стоящими перед личным составом. От решения собрания завис ву многое. Решение должно конкретно определять ха рактер и сроки выполнения необходимых мероприятий, указывать, кто отвечает за проведение я жизнь того или иного во проса. Поэтому важно всесторонне про думать и составить проект решения. Ре зультатом тщательной подготовительной работы и активного обсуждения вопроса на собрании явилось, например, деловое, кон кретное решение по тому же докладу тов. Хрусталева. В нем записано, что тт. Угло ву я Попову необходимо^ подготовить со бранно отличников боевой и политической подготовки по обмену опытом их. работы над собой л с отстающими. Собрание обязало бюро заслушать доклад тов. Панина о том, как он воспитывает своих подчи ненных, а помощника руководителя группы политзанятии Юкалова о том. как он готовится к занятиям. В релнмши за писаны поручения многим коммунистам. Прп такой конкретности решения можно было и любое время проверить его выпол нение. Немаловажную роль играет своевремен ное оповещение коммунистов о дне и месте собрания. В парторганизации, которую воз главляет тов. Попов, коммунисты изве щаются о собрании за пять-шесть дней до его начала по радио я путем вьшепга- вания обявлений. При встречах с комму нистами тов. Попов напоминает им о том, что собрание состоится в такой-то день, во столько-то часов. Чтобы добиться активности оря обсуж дении вопроса, секретарь уделяет большое внимание подготовке коммунистов к собра нию, беседует с ними по поводу повестки дня. Партбюро не упускает из виду такие во просы, как подготовка помещения для со брания,- регистрация присутствующих, проверка наличия у коммунистов партий ных билетов. Организовать обсуждение на собрании любого вопроса так, чтобы оно воспитыва ло коммунистов в духе большевистской партийности и принципиальности,—* зада ча каждого партбюро, каждого секретаря парторганизации. Только в том случае, ес ли собрание, прошло активно, на высоком идейном уровне, оно в полной мере будет оправдывать свое назначение как школа большевистского воспитанпя коммунистов. Правильно поступает партбюро, возглав ляемое тов. Поповым, уделяя большое вни мание подготовке каждого партийного со брания. Старший матрос К. УХАРСКИХ. Часто можно видеть за чтением книг старшего сержанта Смусенко и младшего сержанта Смирнова. Они грамотные, раз носторонне развитые воины, умело пе редающие свои знания подчиненным. В хо де занятий Смусенко и Смирнов нередко приводят интересные примеры из худо жественных произведений. Это делает их выступления яркими, доходчивыми. Много прочитал книг солдат Сидорчук. Постоянно знакомясь с литературой, он научился обстоятельно и логично излагать свои мысли, правильно и доходчиво осве щать те или иные вопросы. Сидорчук хо рошо усваивает темы политзанятий. Его выступления во время бесед по теме всегда с интересом слушают сослуживцы. Книга помогает воинам расширять свой кругозор, приобретать новые знания. В. КУНОВАЛЬСКИЙ. ПОЛУЧЕНЫ н о в и н к и Библиотека нашего корабля пополнилась новыми произведениями художественной литературы, в основном книгами лауреатов Сталинской премии, среди которых «Дале ко от Москвы» В. Ажаева. «Кавалер Зо лотой Звезды» С. Бабаевского, «В гору» Анны Саксе и другие произведения совет ских писателей. Личный состав проявляет большой ин терес к произведениям лауреатов Сталин ских премий. Спрос на книги непрерывно растет. М. ГРИГОРЬЕВ. Образы героев вдохновляют Активным читателем в библиотеке яв^ лается старшина 2 статьи Семилетииков. В его читательском билете записано много произведении. Самой любимой книгой воина является «Молодая гвардия» А. Фа деева. Семилетников прочел это произве дение уже два раза. В его личном блокноте много записей, выдержек из этого произ ведения. — Каждый раз, — говорит Семялетни- ков, — когда ж раскрываю «Молодую гвардию», перед моим взором проходят за мечательные юные патриоты, отдавшие свою жизнь во имя счастья нашей Родины, П'х бессмертные образы вдохновляют, зо вут нас к новым благородным делам. Наряду с произведениями советских пи сателей Семилетников читает книги руг* ских классиков — Л. Толстого. Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина и других. Старшина 2 статьи Семилетников является в то же время активным пропагандистом книги, инициатором коллективных читок. Когда, например, он узнал, что в библиотеке имеется всего лишь о д а экземпляр про изведения (В. Ажаева «Далеко от Москвы», а спрос на него велик, воин предложил организовать громкую читку. А затем были проведены беседы об этом произведении, которые с большим интересом слушал лич ный состав. ! Старшина 2 статьи Семилетников ах 4 тивио пропагандирует советскую лятерату 1 ру потому, что понимает ее огромное вое 4 питательное значение. На замечательных образах книг наших писателей мы учимся преодолевать трудности, достигать успехов в наших повседневных делах. Старший матрос М. К03Л0ВЦЕВ. По инициативе комсомольцев По инициативе комсомольцев в нашем подразделении был проведен литературный вечер на тему; «Образ советского воина в художественной литературе». Со вступи тельным словом выступил инженер-лейте нант Борщевский. Он рассказал воинам о том, каких замечательных успехов доби лись наши писатели, удостоенные почет ного звания лауреатов Сталинских премий. Затем выступили матросы и старшины. В простых, но ярких словах они говорили о своих любимых литературных героях, о том, что образы советской художественной литературы зовут воинов еше лучше слу жить своей матери-Родине, добиваться но вых успехов в боевой учебе. Старшина 1 статьи Хоботов рассказал о произведении, посвященном верной доче ри советского народа партизанке Зое Кос модемьянской, отдавшей свою молодую жизнь во имя счастья нашей прекрасной ь Родины. Старший матрос Давыдов рассказал • героях романа С. Бабаевского «Кавалер Зо лотой Звезды». Своими мнениями об от дельных произведениях советской литера туры поделились и многие другие читатели.- Особенно интересными были выступления старшины 2 статьи Свиридова о романе М. Бубеннова «Белая береза» и старшего лейтенанта Колосова, рассказавшего о славных героях Б. Сафонове, А. Матросове, А. Маресьеве и других. Литературный вечер прошел с большей активностью. После него значительно вы- • рос спрос па произведения, рассказывающие о советских воинах. Многие воины теперь часто обращаются в библиотеку с просьбой выдать книги на э т у т ем у . В настоящее время у нас готовится еще один литературный вечер, посвящен ный книге П. Павленко «Счастье». Старший матрос Н. ЮРКОВ. НА СНИМКЕ: помощник руководителя группы политических занятий под разделения отличник боевой и политической подгот°! 1 КИ старшина 1 статьи Николай Ижетников (слева) рекомендует матросу Алексею Смирнову в качестве дополни тельной литературы по теме книгу М. 1орького «Мать». Фото Н. Высоцкого, В НЕСКОЛЬКО СТРОК Активными читателями литературы являются старшие матросы Севастья нов и Егоров. Они особенно увлека ются произведениями лауреатов Ста линских премий. Старший матрос В. КОНСТАНТИНОВ. •л ☆ ■* Добросовестно выполняет свои обя занности библиотекарь Бурлуцкая. Она часто беседует с читателями по поводу той или иной книга, советует, какое произведение лучше прочитать. Солдат И. ГЕРАСИН. * * * Интересную лекцию об Александре Сергеевиче Пушкине прочитала для личного состава тов. Железнова. Вои ны с большим вниманием слушали рассказ о великом русском поэте. Е. САМОХИН. С. РАСТОКИН. it it it По инициативе старшего матроса Харитонова была проведена коллек тивная читка книги «Белая береза». Это произведение очень понравилось воинам. Матрос С, ЕГОРОВ. it и it \ Ответственный за работу библио теки-передвижки тов. Гиздатулнн по стоянно заботится о том, чтобы вои ны имели возможность читать лите ратуру. Гиздатулин учитывает за просы личного состава и удовлетво ряет их. Старший матрос И. ИЛЬИН. ■йг it " it Большой интерес к книгам прояв- ], ляют комсомольцы Белкин и Сини цын. Они прочитали десятки пропз* } ведений и охотно рассказывают о них споим сослуживцам. Особенно воинам понравились такие замечательные книги, как «Молодая гвардия», «Да леко от Москвы» и «Белая береза». Ефрейтор И. МЯЧИКОЗ. i;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz