На страже Заполярья. 1950 год. Март.

28 марта 1950 г., № 74 (3687). НЪ г т у а ^ г г ^ппгтпгрп&я 3 ПОД ГНЕТОМ КАПИТАЛА I :★ ★ I Тяжела и безотрадна жизнь трудящихся в стра- ^I нах капитала. Если законом развития социалистнче- , ского общества является неуклонное повышение / благосостояния широких народных масс, то для ' капиталистической системы характерны непрерывно ' убыстряющееся обнищание народа, массовая безра­ ботица, мизерный прожиточный минимум людей труда, их невероятно тяжелые жилищные условия. Усиливая гнет эксплоатации трудящихся, увеличи­ вая бремя налогов, выжимая пот и кровь из народа, капиталисты с помощью своих прислужников—пра­ вых социалистов получают неслыханные доходы и за счет народных страданий живут в роскоши. Политическое бесправие и экономическое угнетение трудящихся, расовая дискриминация — постоянные , !1спутники капиталистического общества. Поистине, это мир рабства и нищеты. Фграшную картину представляет действитель­ ность капиталистического мира. У советских людей, которым приходится видеть своими . глазами, жизнь в странах капитала, эта картина оставляет самое тягостное впечатление и искреннее сочувст­ вие к угнетенным. ! Глядя на жизнь в капиталистических странах, советские люди с гордостью думают в это время о своей великой Родине, а сердца их переполняются самой искренней и горячей благодарностью партии Ленина — Сталина, под руководством которой народы России свергли власть помещиков и буржу­ азии и ныне победно строят светлое коммунистиче­ ское общество, показывая путь к счастью и радости всем трудящимся земного шара. Ниже мы печатаем рассказы советских моряков торгового флота об их впечатлениях от пребывания в портах США и Англии и их колоний. Рассказы записаны нашими военкорами офицерами И. Поля­ ковым, Л. Щерба и главным старшиной А. Яшки- ' ным. , Разве это жизнь? и . СПАСС. За всю свою долгую жизнь я не видел столько людски! страданий и горя, сколь­ ко мне довелось увидеть в. течение не­ скольких дней в американском порту Сиэтл. Полураздетые и голодные толпы людей, среди которых немало квалифици­ рованных рабочих, бродят в порту в по­ исках хотя бы какой-нибудь работы. Одзн пожилой рабочий подходил к на­ шему пароходу каждый день. Останавли­ ваясь против иллюминатора камбуза. он просил у кока что-нибудь поесть. Однажды кок спросил его: — Почему вы не ходите к соседним ко­ раблям? -г- Вы же знаете, — ответил рабочий,— что те суда принадлежат Франции и Англии, и команды там сами живут [впро­ голодь. Подаянием существуют многие безра­ ботные. Потерявшие всякую надежду на получение, работы, они все больше превра­ щаются в бездомных бродяг. Мне довелось беседовать с одним таким бездомным человексм. В 1946 году он де­ мобилизовался из американского военного флота. — Одиннадцать месяцев после демоби­ лизации я работал на заводе, — рассказы­ вал мне этот человек.—Того, что я зараба­ тывал, едва хватало, чтобы уплатить за квартиру и за продукты. Было тяжело, но не сравнить с тем, что я переживаю сейчас... Работы нет, а у меня семья...- Тяжело и больно было на него смотреть. Мне невольно вспомнились первые дни возвращения пз армии моего сына Григо­ рия, служившего на Черноморском флоте. Через несколько дней после демобилиза­ ции он поступил па курсы механиков. Те­ перь он работает старшим механиком па крупном торговом пароходе. Нет больше счастья, чем жить и тру­ диться в нашей «трале, где о каждом че­ ловеке проявляют повседневную сталин­ скую заботу большевистская партия и Советское государство.-. Бесправные рабы "f С. САВИЦКИЙ . Наше судно стояло в американском пор­ ту Новый Орлеан, и мы решили побы­ вать в самом городе. Нас было несколько -человек. Оживленно разговаривая между собой, мы подошли к остановке автобуса и в ожидании рейсовой машины присели на свободную скамейку. 'Через некоторое время на пас стали бросать удивленные взгляды прохожие. Вскоре к нам подошел полисмен и без всякого сте­ снения начал внимательно смотреть на нас. Мы терялись в догадках, что могло по­ служить причиной столь исключитель­ ного я недружелюбного внимания к нам со стороны американцев. Чтобы разрешить этот вопрос, один из нас обратился к нег­ ру, -который подошел к скамейке, ванятой нами, и в нерешительности остановился, поглядывая на свободное место. — Скажите, чем мы привлекаем внима­ ние всех господ? — спросил наш мо­ ряк. Help* выждал, пока отошел полисмен, а потом сказал: — Если бы вы посмотрели на надпись на скамейке, вы не сели бы сюда. Мы обернулись и действительно увиде­ ли над’пись: «Место для цветных».- Смотрели и не верили своим глазам... В городе Кодон наш пароход грузился углем. Погрузку производили рабочие-не­ гры. Их труд не облегчала никакая меха­ низация. Под палящим южным солнцем грузчики носили уголь корзинами. — У вас же есть транспортеры. Поче­ му ими не пользуетесь? — спросили мы у представителя фирмы, наблюдавшего за бункеровкой. — Так дешевле,— ответил тот.— Хозяин делает бизнес и выгадывает на живых «машинах» тысячи долларов. Для хозяина пегры почти ничего не стоят. Пегры в Америке — бесправные рабы. Они не имеют права участвовать в полити­ ческой ж-изпи, не могут появляться в об- ТАМ, ГДЕ ХОЗЯЙНИЧАЮТ ИМПЕРИАЛИСТЫ Н. ПЛАТОВ. Во многих портах мпра бывают торговые суда Советского Союза. Нашим морякам знакомы небоскребы Нью-Йорка и доки Лондона, шумный Сингапур и солнечная Калькутта. Но где бы пи был советский моряк, его внимание привлекает не показная сторона зарубежного буржуазного города, не лжи­ вая реклама, а живая действительность, которая ярко отражает подлинную сущ­ ность капиталистического мира. Своими глазами я видел за рубежом картины жестокой эксплоатации трудящихся, бесправное, угнетенное положение мил­ лионов простых людей. Особенно тяжела и безотрадна жизнь народа в колониальных и полуколониальных странах. Когда наш пароход стоял у стенки в Порт-Саиде в Суэцком канале, нас удиви­ ло отсутствие в порту какон бы то ни было механизации. Суда, стоявшие у причалов, разгружались вручную. Грузчики-арабы на своих плечах переносили огромные тю­ ки. тяжелые ящики, кипы фанеры, мешки. За пх работой зорко следили английские надсмотрщики. Замешкавшихся грузчиков англичане подгоняли грозным окриком, а то и палкой. Мы были поражены изможден­ ным видом арабов. Одетые в рваные руба­ хи, босые, они работали под палящим солн­ цем по 10 — 12 часов. Несмотря иа тяжелые условия труда, грузчики чувствуют себя счастливее тех, кто целыми днями толпится у ворот порта, надеясь получить хотя бы временную ра­ боту. А безработных в Порт-Саиде — тыся­ чи. Безработица и голод порождают среди населения тяжелые болезни, нищенство, преступность. Сотни арабов ходят по ули­ цам, собирая милостыню. Ребятишки по­ прошайничают иа каждом шагу. Невозможно равнодушно смотреть па страшную нужду, до которой довели апгличане трудолюбивый народ своей ко­ лонии. Такую же картину мы увидели в порту Аден на берегу Индийского океана. Здесь стояли английские п американские суда, которые разгружались и грузились также вручную. Здесь мы были поражены тем, что на погрузке работали дети. К борту нашего парохода подошел бункер с углем. Грузчиками были дети от 8 до 15 лет. Они имели изнуренный вид, голодные, одеты в лохмотья. Уголь грузпли в мешках, и ма­ лыши с трудом перекатывали мешки по палубе. Уставших детей били палками надсмотрщики-англичане. Еще более ужасную картину жизни трудового народа мы наблюдали в порту Ко­ ломбо — одного из крупнейших городов острова Цейлон. Здесь мы видели еще бо­ лее яркие примеры жизни богатеев и тру­ дового народа. В центре города, в краси­ вых каменных домах, роскошных дворпах, окруженных парками, живут английские капиталисты и их прихвостни из местной буржуазии, а на окраинах — жалкие зло­ вонные лачуги, в которых ттячея груз­ чики, рабочие джутовых и чайных фабрик. В ресторанах гремпт музыка, магазины пестрят кричащей рекламой, а на ули- щественных местах, где бывают белые, их безнаказанно убивают. Даже на работе для них существует неравенство. Мне больше двух месяцев пришлось быть на судостроительном заводе в городе Снатм. Почти половина рабочих на заво­ де — негры. Только не было их среди ма­ стеров и наиболее квалифицированных специалистов. Пегры выполняли самую тяжелую, самую грязную работу. Большая группа рабочих негров чисти­ ла котлы и балластные цистерны. Рабочие ходили постоянно перепачканными в саже, ржавчине, иле. — Время выгадываем, — ответил один из рабочих, кода я показал на его гряз­ ные руки, которыми он держал фляжку с жидким кофе и кусок хлеба, — работаем сдельно, хочется заработать лишний цент на питание. Мы разговорились. Много интересного узнал я от негра. Он раньше работал сле­ сарем. Рядом с ним стоял у станка белый американец. Обрабатывали они одни и те же детали. У негра производительность труда была даже выше, но получал он лишь половину той суммы, которую пла­ тили белому. Впачале терпел такую несправедливость, а потом сказал мастеру. Результат — негра выгнали из цеха и по­ ставили на самую грязную работу, и он считает, что еще счастливо отделался.. Заработок у рабочих-негров чрезвычай­ но мал. Его хватает лишь на скудное пита­ ние и кое-какую одежду. Большинство — холостые. Живут они в специальных ноч­ лежных домах. По их рассказам, ночлеж­ ный дом — это простой сарай на 70— 80 человек. К полу привинчены железные койки. На них— тонкие матрацы, без про­ стыней п одеял. Освещается сарай одной лампочкой. Везде грязь, мусор. И даже за такое помещение приходится платить до­ рого. Ремонтные рабочие с интересом расспра­ шивали нас о советской стране. пах толпами бродят безработные, нищие, калеки, с опухшими от недоедания липами. От Цейлона, пройдя восточную часть Индийского океана и миновав Суматру, мы направились к Сингапуру, столице Бри­ танской Малайи. Мы представляли, что Сингапур это ог­ ромная оживленная гавань, па рейде ко- торой можно встретить суда всех наций и прежде всего десяткп английских ко­ раблей. А на самом деле порт казался вымершим. Кто-то пз нас спросил у англн- чанина-агента, прибывшего на корабль вместе с полицейскими властями: — Скажите, почему так пустынно в Сингапуре, почему мало кораблей и нет обычных посетителей— местных торговцев? — Была война, многое еше не налади­ лось,— ответил агепт. — К тому же здесь не совсем спокойно. Отсутствие организо­ ванной власти в военное время раз­ ложило малайцев, п теперь английской администрации надо много работать, чтобы навести порядок. К тому же сюда дует ве­ тер с Востока... Гуд-бай! — закончил агепт явно неприятный для него разговор. Земля Малайи охвачена народно-освобо­ дительной борьбой. Даже в таком городе, как Сингапур, где особенно заметно вли­ яние англичан, прорывается накипевшее возмущение. Жестокие расправы англичан усилили гнев народных масс, и по всей Малайе началась народная борьба за осво­ бождение. Малайцы шопотом, по с торже­ ством говорят о партизанах, которые контролируют целыо районы страны. В рабочих кварталах Сингапура мы увидели, как живет народ Малайи. В ужа­ сающей нищете, в ветхих лачугах ютятся многочисленные семьи малайцев— людей, лишенных человеческих прав. Смерт­ ность в Малайе очень большая. Медицин­ ской помощи ист. В стране свирепствует туберкулез и эпидемические болезни. Мы узнали, что в Малайе болыпин- Голод и нищета - удел миллионов А. БЛИЗНИН. • Нью-Йорк оглушал - нас многоголосым шумом, криками гаэетчиков, гулом и гро­ хотом улиц-ущелий, блеском рекламы. Ярко размалеванные плакаты на все лады восхваляли так называемый «американ­ ский образ жизни». Нам не пришлось долго ждать, чтобы познакомиться с истинным американским образом жизни. Осматривая город, мы, группа советски^, моряков, остановились у входа в сквер, оживленно разговаривая обо всем увиден­ ном. В это время недалеко от нас остано­ вился молодой американец в ' поношенной военной форме, без погон и стал внима­ тельно прислушиваться к нашему разго­ вору. — Совьет? — неожиданно обратился американец ко мне на ломеном русском языке. — Да. Мы из Советского Союза, — ут­ вердительно ответил я. — Теперь понятно, почему вы такие веселые и жизнерадостные, — продолжал американец. — У нас в СССР все такие,— ответили мы. v — Да, да. У fcafc совсем другая жизнь, че^ у нас. Конечно, вам можно чув­ ствовать себя хорошо. А вот нам прихо­ дится туго... Американец отвернулся. Было видно, что тяжесть лежит у него на душе.- Он был худ и плохо одет. Желая продолжить начатый разговор, мы спросили у него, как он живет. Американец оглянулся по сторонам и рассказал нам о своей жизни: — Меня зовут Джеком, мне 30 лет. Мои родители умерли еще до войны. Остав­ шись без куска хлеба, я добровольцем по­ шел в армию. Воевал в Африке, во Фран­ ции, последнее время находился в Англии, на одной из наших военно-воздушных баз. Поверив газетам о послевоенном-«рае», ко­ торый, якобы, создан в Америке, решил де- мобилизоваться. • Приехал в Нью-Йорк.- Здесь живет мой дядя. Думал — приютит он меня по-родственному, устроюсь рабо­ тать шофером, по специальности, приобре­ тенной мною в армии, найду себе девушку по душе, женюсь и важиву на славу. Джек замолчал. Видно было, что он очень разволновался. — Что же стало с вами потом? — спро­ сил один пз наших моряков. — Все мечты и планы полетели к чог* ту,— поборов волнение, продолжал Джек. — Для меня в Америке Трумэна не нашлось работы. Несколько месяцев я оби­ вал пороги контор предпринимателей, просился на любую должность. Но все рав­ но ничего не подучилось. — Лишь случайно *нв удалось зарабо­ тать несколько долларов на выгрузке су­ дов, да на вывозке нечистот. Сейчас нет и этого. Дядя пеня выгнал, и вот уже целый месяц я кочую по скверам и бульварам. На работу нет никакой надежды... — Вы же из армии. Неужели прави­ тельство не может помочь демобилизован­ ному?— недоумевали мы. — Помочь! Нет, нам никто не помогает, — с горечью сказал Джек. — У нас не имеют работы сотни тысяч людей, зернув- шихся из армии, а вообще безработных — миллионы. У з{еня нет никакой перспекти­ вы. Я отвоевался и стал бродячей собакой. Сейчас остается только одно 1— покончить с собой... С волнеппем слушали мы рассказ амери­ канца. И в Нью-Йорке и в других городах США мы потом видели вереницы безработных, стоявших у ворот заводов, толпы бездом­ ных, ютящихся в скверах. Все это -каза­ лось диким для нас, советских людей. В нашей советской стране все имеют работу, все живут радостной и счастливой жизнью. ство населения неграмотно. В школах учится только 5 процентов детей школь­ ного возраста. Заработная плата ма­ лайцев в 4— 5 раз меньше, чем зарплата работающих здесь англичан. Широко при­ меняется женский и детский труд, кото­ рый оплачивается ниже мужского на 25 — 35 пропентов. Миновав городские кварталы, мы вышли к берету Синвапура-ривер. Необычное зрелище открылось перед нашими взорами. Весь берег залива, соседние рукава и ка­ налы были заставлены небольшими, вет­ хими лодками с навесамя — крышами нз фанеры пли плетеной соломы. В этих лод­ ках жпли люди, не имеющие крова на земле. В Сингапуре процветает самая настоя­ щая работорговля. Кули, продавшие себя за несколько долларов, поступают в полное распоряжение владельца, который содер­ жит их семьи за решеткой как «залог». В Малайе апгличане держат авиацию, военные корабли, танки и армпю, сформи­ рованную из числа бывших гитлеровцев и японских насильников. Па одной из улиц к нам подошел ма­ лаец. Узнав в нас советских моряков, он долго жал нам руки. Потом нарисовал на песке серп и молот и горячо говорил о чем-то. Мы понялп только одно слово: — Сталин! Другой малаец подошел к нам и сказал: — Мы знаем про вас, знаем про Китай. Мы боремся! Мы верим, что Малайя будет демократической. Покинув Сингапур, наш пароход пошел на север, мимо берегов охваченного пламе­ нем народной войны Вьетнама, мимо Ки­ тая, к родным советским берегам. Каж­ дый из пас, советских моряков, после все­ го виденного испытывал великое чувство гордости за свою прекрасную, любимую Родину, где миллионы людей живут сво­ бодной. радостной и счастливой жизнью. ТРАГЕДИЯ АНГЛИЙСКИХ РАБОЧИХ Д . ДЕРЕВНИН . Мне еще до войны довелось побывать в Ливерпуле. Тогда к причалам порта то и дело приставали или отходили от них су­ да ’под флагами «ног»! стран мира. И нот я снова в Ливерпуле. Передо мной совсем иная картина. В порту вдогы толь­ ко суда под английскими флагами. Лоцман подвел наш пароход -к причалу, находящемуся в глубине порта.- — Так приказано, — ответил лоцман, когда капитан сказал ему, что нам удоб­ нее стоять в другом месте. На датой день чуть свет* приступили к погрузке. Грузчики — англичане в воз­ расте от 20 до 50 лет. Все очень плохо одеты, с серыми, изможденными липами. Работали вяло, с каким-то странным без­ различием. Но помогали и окрики представителя фирмы. На него просто не обращали внимания. Так продолжалось и на другой день, на третий. И тогда я обратил внимаете — среди грузчиков не было ни одного, кто ра­ ботал первые дни. Мне ото показалось, странным. — Почему вас ежедневно меняют? — спросил я англичанина, работавшего у лебедки. — У нас сейчас так заведено, — отве­ тил тот.—Побывайте утром у ворот порта, и тогда вам многое станет ясным. Там соби­ раются тысячи безработных, готовых де­ лать что угодно, лишь бы заработать себе на хлеб. Полутать работу удается далеко не всем желающим, да и то только на один — два дня. Наш разговор прервал громкий крик, раздавшийся с нижней площадки, куда подвозился груз кз складов. Быстро сбе- (жав туда, я увидел лежавшего там ’рабоче­ го. Одна рука у него была залита кровью. — Раздавило упавшим с. машины ящи­ ком, — об’яснил мне один я з грузчиков. — Нужно быстро вызвать портового вра­ ча, — предложил я. — В порту нет ни одного медицинского работника.- — Тогда из города. — А кто будет платить? Ведь у Брукса нет ни одного пенса, — заметил мой собе­ седник. Пришлось отнести пострадавшего в мою каюту и здесь своими силами оказать ему первую помощь. Немного успокоившись, Брукс рассказал о себе: — Я квалифицированный модельщик. Работал в порту почти два десятка лет. У меня семья — жена, мальчик и две девоч­ ки. Жилось трудно, надеялся на лучшее. Особенно с 1945 года. Тогда у нас в Анг­ лии шла предвыборная кампания. Лейбори­ сты и консерваторы развернули широкую агитацию, чтобы привлечь на свою сторону избирателей. ноЛучить большинство в пар­ ламенте. Особевно старались лейбористы. Выдавая себя за самых истинных друзей трудящихся, они обещали нам веякне >ла- га. У меня до сих пор перед глазами кра­ сочно размалеванные плакаты, на ко­ торых в разных вариантах изобра­ жался рабочий в синем комбинезоне. То он штукатури/г стену, а в и к у подпись: «Он построит,себе новый дом. Голосуй за лейбористов». То он держит на руках ребенка, а подпись гласит: «Если Ггы желаешь счастья своему ребенку, го­ лосуй за лейбористов». Брукс немного помолчал, потом снова стал продолжать рассказ: — Лейбористы получили болыпинег.ю.- Вот уже более четырех лет онн управляют нашей страной. И мы поняли, что под шх «рабочим» комбинезоном скрывался обыч­ ный фрак английского буржуа. Вся эта бутафория была им нужна только для об­ мана. Нам снизили зарплату и увеличили на­ логи, квартирную плату. С каждым днем растут цены на промышленные товары и продукты. Даже имеющие работу сейчас едва сводят концы с концами. А что де­ лать безработным? Вот и пришлось стать грузчиком, чтобы не умереть с голода. — Как же дальше? — спросил я, пока­ зывая на поврежденную руку. , — Голова разрывается от дум, — отве­ тил Брукс.—До сих пор перебивался хоть случайными заработками. Сейчас придется лечиться, отдать последнее для оплаты врачам. Семья лишится даже куска хлеба. А потом может не оказаться даже н ра­ боты грузчиком... Проклятая наша жизнь. «Проклятая наша живнь!» — эти сло­ ва я неоднократно потом слышал от ра­ бочих п в других портах Англии. Рабочие кварталы Лондона лежат в развалинах Я. СЕЛЕЗНЕВ. — Придется несколько суток постоять в Лондоне, — сказал нам капитан паро­ хода. — Можно за это время познакомить­ ся с городом. В город мы отправились на следующий день. С первых же шагов все были по­ ражены страшным видом сожженных, полуразрушенных домов. И нигде пе было видно ни одного строительного рабочего, ни одной строительной машины. Даже пе­ шеходы идут по улицам чуть не бегом, спеша скорей выбраться из этих мест. Многие из наших моряков участвовали в боях, видели разрушенные врагом наши города. Но как все у нас изменилось в послевоенные годы! Успешно восстанав­ ливаются Сталинград, Смоленск, Минск, Одесса, Севастополь, тысячи других горо­ дов. На месте руин в нашей советской стране возникли новые дома, краше преж­ них, разбиты сады, скверы. Почему же в Англин всо остается без изменений? — Здесь же капиталистическая страна, об’яснилн нам. — А развалины — это рабочие кварталы. Какое дело лейборист­ ским министрам до того, что сотни тысяч рабочих в Лондоне ютятся в подвалах. Ми­ нистры жалуются на отсутствие средств, нужных для восстановления города, а сами тратят миллиарды фунтов стерлингов на содержание армии, на вооружение, на по- лппию. Вот смотрите. Перед нами был огромный многоэтаж­ ный дом, занимавший несколько кварта- лев. От под’езда то и дело отходили боль­ шие автобусы. — Вот для восстановления этого дома средства нашлись, — сказал проводник, — здесь живут полицейские. В Лондоне 150 тысяч полисменов. И действительно, их мы встречали па каждом шагу-. Одпи регулировали движе­ нием, другие мрачно шагали вдоль тротуа­ ров, тренъи беспрерывно сновали по городу на юрких мотоциклах. Соберется где-либо группа людей — тут сейчас же появляется блюститель «порядка». В на­ чале следует мирное предложение разой­ тись. Не помогает — пускается в ход ре­ зиновая дубинка. Мы inли но одной из центральных улиц Лондона — Оксфорд-стрнт. Наше внимание привлек маленький мальчик, стоявший на тротуа-ре с куклой в руках. С мольбой за­ глядывая в глаза прохожих, он охрипшим голосом выкрикивал одну и ту же фразу: .«За один пенс смеется и плачет, плачет и смеется только за один пенс...». Подошли ' ближе, разговорились с малышом. Оказы­ вается, у него нет отца, а мать длительное время болеет. Нужно както кормиться, но как? На работу сейчас не устроишься, а просить подаяние в Англии запрещено. И малыш придумал. Он сделал куклу. Ее можно дергать-за ниточку. Дернешь раз— она смеется, два раза— она заплачет. По ан­ глийским понятиям — это уже работа. Вот и стоит здесь малыш целый депь, в сту­ жу, в туман. Но толпа люден проходит все мимо, мимо... Такова действительность в Англии, где у власти находится лейбористское прави­ тельство. Это страна нищеты и голода для широких масс трудящихся. „И нет надежды, что будет лучше.. “ В. ДОМОГАЦКИЙ . Седое декабрьское утро встает над Кар­ дифом. Сырой, пронизывающий ветер гу­ ляет над портом. Порой падает какая-то изморось на палубу парохода. Холодно даже нам. советским морякам, привыкшим ко всему во время плавапия в северных широтах. » — Чортова погодка, — произнес, под­ нимаясь по трапу, пожилой англичанин. Потирая покрасневшие от холода руки, он подошел к дымоходной трубе и несколько минут отогревался около нее. Потом, как будто вспомнив что-то. опять сбежал с па­ рохода и, сгорбившись, обошел весь причал. Вернулся на судио, когда раздался сигнал к началу ремонтных работ. Подмышкой он держал небольшую связку щепочек п за­ вернутые в бумагу маленькие куски угля. — Зачем это вам?— поинтересовался я. — Вечером нужно согреть свою кону­ ру. — ответил рабочий. — Как же так? Ведь Кардиф — центр угольной промышленности Англии. — Да. Здесь лучшие шахты. Но угля нехватает даже промышленным предприя­ тиям. Пам. простым рабочим, трудно до­ стать топливо. Меня заинтересовали слова англичани­ на. После работы я вновь встретился с пим. Разговорились. Назвал он себя Клар­ ком. — Вас удивляет. — сказал Кларк. — почему в Англии нехватает угля, почему мы, рабочие, вынуждены собирать в порту куске угля п щепки? А вы поглядите— во что я одет. Действительно, на Кларке был рваный комбинезон, из-под которого выглядывал вытертый пнджак. На ногах — старые, залатанные ботинки. — И это для зимы. — с горечью произнес Кларк. — Чего только не обеща­ ли рабочим перед выборами лейбористы — и национализацию промышленности, и за­ коны в нашу пользу, и улучшение мате­ риального положения трудящихся. В;е это было наглое вранье. Живем мы плохо и нет надежды, что будет лучше. Положение трудящихся в Англии дей­ ствительно ухудшается с каждым днем. Особенно ухудшилась жизнь англичан после девальвации фунта стерлингов, про­ веденной лейбористским правительством в угоду американским миллиардерам. Цены на продукты и промышленные товары стремительно растут. Начался разгул спе­ куляции. Даже капиталистическая печать вынуждена признать, что сейчас речь идет о снижении реальной заработном платы и одновременном повышении степени эк­ сплоатации миллионов английских трудя­ щихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz