На страже Заполярья. 1950 год. Март.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я Знак отличника— почетная награда В нашей сшеггской стране, где победил Ьоциадш, советские люди сообща владеют всеми средствами производства. Совместно работая на благо своей Редины, на свое социалистическое общество, они проявляют чудеса трудового героизма. «Социализм строится па труде, — учит товарищ Сталин, — социализм и тряд неотделимы друг от -друга». Труд в нашей стран» является делом чести, славы, доблести я геройства. Каж­ дый честный труженик-патриот окружен у нас почетом и уважением. О нем, человеке труда, о его блате и доброй славе печется наше родное Советское правительство, на­ ша большевистская партия и великий воскдь трудящихся товарищ Сталин. Тако­ го «внимания к. простым людям и заботы, конечно, нет и не «может быть ни в одной капиталистической стране. Да это и понятно. В буржуазном экс- плоататорском обществе трудящийся чело­ век является рабом. У него один удел — подневольный, унизительный труд на ка­ питалистов и помещиков. «Я ннкоща не впал пи славы, ни личного удовлетворения от труда», — говорит безработный амери­ канский рабочий Майкл Рейнольд. Это мо* 1 жет сказать любой трудящийся капита­ листической страны. Совершенно иное положение в Башей стране победившего социализма. У sac каждый трудовой человек чувствует себя хозяином своего государства, работает во имя процветания Родины. «И если он ра­ ботает хорошо,— говорит товарищ Сталин, — в дает обществу то, чго вюжет дать, — он герой трупа, он овеян славой». Высоко почитаются в вашей стране труд п <:лужба воина (Вооруженных Сил. Статья 132-я Конституции Союза ССР гласит, чтэ воинская служба представляет почет­ ную обязанность советских граждан. Ратный труд наших воинов в период воЗны, ж работу в мирное время Совет­ ское правительство отмечает наградами — медалями, орденами, званием Героя Совет­ ского Союза. Миллионы советских воинов удостоены высоких наград. Высокочтимой наградой для солдат и матросов, старшин и сержантов за их без­ упречную службу и отличные показатели з ‘5оевой и политической подготовке яв­ ляются также нагрудные знаки отлични­ ков. Таких знаков г советских Вооружен­ ных Силах установлено 20, а именно: нагрудный знак «Снайпер», «Отличный стрелок», «Отличный пулеметчик», «От­ личный артиллерист», «Отличный тан­ кист», «Отличный минометчик», «Отлич­ ный сапер», «Отличный пошонер», «От­ личный разведчик», «Отличник ПВО», «0тличный связист», «Отличный подвод­ ник», «Отличный торпедист», «Отличный минер», «Отличный дорожник», «Отлич­ ный шофер», «Отличный тракторист», «Отличник санитарной службы», «Отлич­ ный повар» и «Отличный пекарь». Знак отличника — это почетная на­ града. (В воинах, отмеченных знаками от­ личника, советские люди видят передовых граждан, пламенных патриотов, не жалею- щах сил и труда на благо нашей Родины, на повышение ее военного могущества. «Когда я вижу воина со знакам отлични­ ка^ — пишет токарь-стахановец Кондаков воинам Н-ской части, — то испытываю к нему глубокое чувство уважения. Вот, ду­ маю, молодец, достойно несет службу Ро­ дине. На такого можно смело положиться, ■он всегда готов к защите родной страны». И это действительно так. Солдат, на­ гражденный знаком отличника, — это всин-пагрнот, знаток своего дела, он во всем с'ледует велениям Военвой присяги. Как же заслужить право быть награж­ денным знакам отличника? Каше нужно иметь для этого показатели в учебе и службе? Нагрудными знаками награждаются те солдаты, матросы, сержанты и старшины, которые добились отличных успехов в уче­ бе, отлично знают и сберегают присвоенное им оружие и боевую технику, выделяются примерной дисциплиной, достигли высокого мастерства по своей специальности. Иначе говоря, почетной награды отличника мо­ жет удостоиться тот, чья боевая выучка будет отвечать высоким требованиям сов­ ременного боя. Товарищ Сталин учит: «Опыт показал, что современная война требует от войск [высоких боевых и моральных качеств, хо­ рошей военной и политической подготовки, умелого владения боевой техникой, надеж­ ного взаимодействия и большой физиче­ ской выносливости». В соответствии с указаниями товарища Сталина разработа­ ны и правила об условиях награждения нагрудными знаками отличника. Возьмем к примеру нагрудный знак «Отличный стрелок». Для того, чтобы по­ лучить этот знак, надо: — иметь за стрельбу из присвоенного оружия (карабина, автомата, револьвера или пистолета) отличную оценку за год согласно курсу стрельб; — отлично знать и сберегать присвоен­ ное оружие; — уметь вести огонь из других видов оружия своего отделения и -хорошо знать материальную часть этого оружия. Возьмем, далее, нагрудный знак «От­ личный артиллерист». Право па получе- пие этого знака имеет тот, кто: — отлично выполнит все предусмотрен­ ные на год нормативы по боевой подготов­ ке; — отлично знает <а сберегает свою бое­ вую технику (орудие, тягач, личное ору­ жие, приборы, средства связи); — умеет быстро и сноровисто работать при проведении боевых стрельб; — умело использует средства маскиров­ ки. Такие же высокие требования предъяв­ ляются и к награждаемым другими знака­ ми отличника. 0 чем ко свидетельствуют эти требова­ ния? Они свидетельствуют о том, какие обширные днятятя необходимо иметь воину для того, чтобы в совершенстве владеть оружием и боевой техникой. Для этого ма­ ло знать материальную часть оружия, взаимодействие его частей, знать, как ухаживать за оружием и сберегать его. Для этого еще нужно уметь мастерски дей­ ствовать с этим оружием на поле боя. Опыт Великой Отечественной войны по­ казал, что умелый воин уверенно дейст­ вует в бою, что оп хозяин на поле боя. В любой самой сложной обстановке он знает, что и как ему нужно делать, чтобы добиться победы над врагом. Уменье в военном деле достигается упорной, настойчивой и непрерывной уче­ бой. Ошибается тот, кто полагает, что тем пли иным видом боевой подготовки, тем пли иным оружием можно овладеть легко, без напряжения сил. Такое ошибочное мнение, между прочим, есть среди некото­ рых солдат стрелковых подразделений. * Подумаешь, — говорят они, — какая сложная наука — винтовка!». А между тем, умение мастерски владеть винтовкой — одно из самых трудных п сложных воинских дел. В расскайе В. Кожевникова «Высшее стрелковое образование» описан снайпер- фронтовик Кондратюк. Вот что рассказы­ вает этот снайпер о своем искусстве: «Другие думают так: прицелился, нада­ вил на спусковой крючок — и готов фа­ шист. Нет, тут культурный подход тре­ буется. Извините, вы на восемьсот метров фашиста снять сможете? Науку для этого представляете себе? Так я вам скажу. Первое — сумей определить, что фашист от тебя на восемьсот метров находится, а яе на шестьсот иди семьсот пятьдесят. Для этого отточенный глазомер требуется. Пуля, когда летит, вращается слева направо и дает отклонение вправо. На шестьсот метров она на двенадцать санти­ метров уклоняется, на восемьсот — уже на двадцать девять. Зная эту цифру, и держи, значит, в соответствии мушку. А если сильный боковой ветер, тут как? Выноси точку прицеливания на две фигу­ ры. Но ведь разные обстоятельства могут быть. И ветер, и фриц бежит — да еще в разные стороны... Тут такое сложение и вычитание — голова вспухнет. А времени тебе отпущено три секунды. Профессор, н тот вспотеет».- Военное дело сложное и трудное. Чтобы овладеть им, требуется пе только много времени, но и много усилий, труда и ста­ рания. Только тот, кто трудится ревност­ но, настойчиво, сможет завоевать почетное звание отличника и овладеть всеми зна­ ниями, необходимыми для успешных дей­ ствий в современном бою. Умение применять оружие или боевую технику воин приобретает главным обра­ зом на тактических занятиях и учениях. ЭТри этом наибольшую пользу воину даст то ученье, которое по своему характеру и условиям приближается к обстановке дей­ ствительного боя. «Руководящим принци­ пом боевой подготовки советских Воору­ женных Сил,— указывает товарищ Сталин, 1— всегда было и теперь остается — учить войска тому, что необходимо па Войне». Стало быть, чтобы по-настоящему научиться воевать, необходимо на учениях •действовать, как в бою. Что это значит? Действовать на ученьи, как в бою, это значит, в первую очередь, не допускать никаких упрощении и условностей. Возьмем к примеру самоокапывание. ■Устав требует, чтобы каждый солдат, дей­ ствуя па поле боя, при остановках немед­ ленно, не ожидая особых указаний, само­ стоятельно окапывался. Нодаром говорят, что окоп — это крепость солдата. А па учениях бывает так. Выберет себе солдат место под кустиком, заляжет там и, на­ правив винтовку в сторону «противника», •отдыхает. Когда же его спрашивают, по­ чему он не отрыл окопа, он отвечает: «А мне он сейчас не нужен. Мы ведь учимся, а не воюем». Такая условность на занятиях недопу­ стима. Солдат, не желающий утруждать себя рытьем окопов на запятиях, рискует поплатиться в нервом же бою кровью. Условность в учебе проявляется часто в пренебрежении маскировкой п в примене­ нии к местности. Па тактических заня­ тиях иногда можно встретить солдат, кото­ рые вместо того, чтобы ползать по-пла­ стунски, ходят во весь рост, вместо искус­ ной маскировки и применения к местности торчат па виду у «противника». Ясно, что такое отношение к делу никуда не годится. Суворов говорил: «Солдат и в мирное время на войне». Эти слова великого пол­ ководца надо понимать так: обучаясь военному .делу в мирных условиях, надо делать все так, как должно делаться на (войне, не давать себе поблажек, пе делать скидок на мирное время, помнить о том, что от нас потребуется в бою, и, обучаясь, добиваться этого. Хорошее занятие — это тот аье бой, только без крови, без жертв. И действо­ вать па нем нужно так же, как в бою, — с полным напряжением сил. На занятиях надо быть активным, проявлять любозна­ тельность, инициативность. Если, предпо­ ложим, командир приказал солдату произ­ вести -разведку в расположении «против­ ника», то, выполняя это учебное задание, необходимо действовать, как в настоящем бою. Так же, как и в бою, следует маскиро­ ваться, применяться к местности, зорко 'присматриваться, чутко прислушиваться, проявлять настойчивость, изобретатель­ ность. Действуя таким образом, солдат приобретает уменье, сноровку, которые по­ требуются, когда ему придется иметь дело с настоящим противником. Па запятиях никогда не следует допу­ скать условностей. Если по учебно-такти­ ческой обстановке приходится ползти, то ---- ....----- ; ^ < ц р г ^ •.»■ - - - - ЩШШ вЩ кш Н у НА СНИМКЕ : (слева) и матрос отличник боевой и политической подготовки матрос В. Иванов Филатов готовятся к очередным политическим занятиям. Фото старшего лейтенанта В. Громова. С помощью старшины С ТАРШ ИЙ М АТРОС ВЫЛКОВ С ТАЛ О ТЛ И ЧН И КОМ БОЕВОЙ И ПО ЛИ ТИЧЕС КО Й ПОДГО ТОВКИ , У В АЖ А ЕМ Ы М ЧЕЛОВЕКОМ Н А КОРАБЛЕ Отличник боевой и политической подго­ товки старшина 1 статьи Демьяненков за­ служенно пользуется авторитетом не только у своих подчиненных, но и у всего личного состава корабля. За время службы он на­ копил богатый опыт обслуживания мате­ риальной части. Старшина старательно передает этот опыт матросам, неустанно борется за укрепление сознательной воин­ ской дисциплины, за рост отличников в от­ делении. — Моя обязанность, — говорит Демья­ ненков, — требовать точного выполнения уставов от матросов, проявлять отеческую заботу о них. Кто проявляет рвение в службе, того следует поощрять, а с нера­ дивых и недисциплинированных взыски­ вать. Одно время на корабле много говорили о матросе Вылкове, ка® о нарушителе формы одежды и распорядка дня. Количество взы- надо ползти именно такое расстояние, ка- ] сканий у него росло. Вскоре Вылкова пере- • вели в отделение Демьяненкова. Познако­ мившись с новым подчиненным, вначале кое требуется, а не меньше; если надо рыть окоп полного профиля, то надо де­ лать его именно таким, каким положено. Надо приучать себя к тем условиям, в ко­ торых приходится действовать в бою. Нет слов, нелегко учиться в условиях, приближенных к боевой обстановке. Но зато это единственный путь к высокому воинскому мастерству, путь к отличным показателям в боевой подготовке, к почет­ ной награде — знаку отличника. ' Для того, чтобы удостоиться чести быть награжденным знаком отличника, одних отличных показателей в боевой подготовке недостаточно. Для этого еще нужно ус­ пешно освоить программу политических занятий. Высокая сознательность воинов, глубокое понимание ими своего долга — ©то основа всех наших успехов. Поэтому забота о повышении своей сознательности, своих политических знаний есть первей­ шая обязанность всех солдат и матросов, старшин л сержантов, независимо от их воинской специальности. «Красноармеец п краснофлотец, — говорил М. П. Калинин, ‘— прежде всего, должен хорошо знать, что он готовится к борьбе за огромные че­ ловеческие ценности, за свою великую со­ циалистическую Отчизну, за жизнь и счастье своего народа, за свободу и луч­ шую долго миллионов своих братьев по классу. Только эти идеальные цели, толь­ ко убежденность в правоте нашего дела могут вселить в красноармейцев и крас;, нофлотцев способность проявлять то, что мы пазываем героизмом». Награждение воинов нагрудными знака­ ми производится после подведения итогов боевой и политической подготовки. При­ чем, награждается только тот, кто по­ казывает отличные успехи па протяже­ нии всего учебного года, является образ­ ном в соблюдении воинской дисциплины. •Стало быть, необходимо уже теперь доби­ ваться только отличных показателей по всем видам боевой п политической подго­ товки, всегда и во всем быть дисциплини­ рованным. Отличники — это гордость и слава со­ ветских Вооруженных Сил. Пх у нас немало. Но должно быть во много раз боль­ ше. Завоевать это почетное звание и на* грудный зпак отличника — дело чести, патриотический долг всех советских вои­ нов и, в первую очередь, всех коммуни­ стов и комсомольцев. Подполковник В. ГУБАРЕВ . по послужной карточке, а затем в личной беседе, старшина понял, что с нпм придет­ ся много работать. С первых дней Демь­ яненков стал внимательно присматри­ ваться к каждому шагу матроса, поправ­ лять его. Как-то Вылков. придя в машинное отде­ ление по сигналу: «Вооружение и механиз­ мы осмотреть и проверить», ограничился лишь внешним осмотром заведывания и не провернул коленчатый вал двигателя. Стар­ шина во-время заметил упущение и прика­ зал матросу точно выполнить инструкцию. Но Демьяненков пе ограничился только за­ мечанием. Оп вызвал подчиненного к себе н разобрался, почему матрос допускает нару­ шения инструкции. — Почему не выполняете инструкцию? — спросил он Вылкова. — Ведь я вчера проворачивал двигатель, — начал оправдываться матрос. — Запомните, что пренебрежительное отношение к заведыванпю, уставного порядка могут привести к плохим последствиям. И старшина рассказал матросу случай из своей практики. — Однажды потребовалось срочно за­ вести двигатель и выйти в море. Было это утром. Я надеялся, что во время осмотра моторист провернул двигатель. Стали заво­ дить, а мотор не заводится. Причиной было то, что в цилиндры из выхлопных коллек­ торов попала вода и свечп отсырели. Мы быстро заменили -их, и корабль в назначен­ ное время вышел в плавание. А вы пони­ маете, к чему привело бы это, если бы вода заполнила хоть один цилиндр и двигатель дал бы несколько оборотов? Произошла бы поломка по вине моториста, который халат­ но отнесся к своим обязанностям и не про­ верил готовность двигателя. В заключение старшина сказал матросу, что сейчас ограничится замечанием, а в дальнейшем за такие отступления от устав­ ных правил будет строго взыскивать. Это подействовало па Вылкова. Он стал лучше относиться к исполнению служебных обязанностей. Но все же проявления недис­ циплинированности, хотя и не част, с его стороны имели место. Командир отде­ ления Демьяненков всячески пресекал пх. Однажды случилось так: по сигналу «Вста­ вать, койки вязать!» все матросы быстро встали, а Вылков продолжал лежать. — Почему вы пе встаете? — спросил старшина. — Не слыхал сигнала побудки, — от­ ветил матрос. По приказанию старшины матрос встал, оделся и вместе со всеми вышел на физза­ рядку. На вечерней поверке перед строем Демь­ яненков об’явнл матросу взыскание и тут же напомнил ему о Военной присяге. Поступок Вылкова стал предметом об^ суждения среди товарищей. На следующий день матросы отделения собрались п кол­ лективно обсудплп поведение нарушителя. Вылков глубже прочувствовал свою вину и заверил товарищей, что впредь оп не будет нарушать распорядок дня. Служба на корабле шла своим чередом. Матросы учились, тренировались на боевых постах, несли службу корабельных наря­ дов. Вылков заметно изменил свое поведе­ ние: вставал точно по дудке, приказания выполнял добросовестно. Однажш группу матросов направили па работу. Средп^ них был и Вылков. Прибыв на место работы, воины приступили к делу. Все шло хорошо. — Давайте работать еше быстрее и за­ кончим досрочпо, — сказал Вылков. Матросы поддержали его. Работа спори­ лась еще живее. Задаппе моряки выполнили раньше срока. Вылков в этот раз проявил исключительное трудолюбие. Он словом и делом способствовал досрочному оконча­ нию работы. Демьяненков. узнав об усердии подчинен­ ного, решил поощрить матроса. Он вынес ему благодарность и сказал, что рад его несоблюдение «успеху. Созпанпе того, что его старания поощ- j ряются, ободрпло матроса. Он стал доби- I ваться лучших показателей в учебе и дис- 5цпплнпе. Выполняя раб«»ты по заведыва- ’• пню, Вылков проявлял инициативу и па- | ходчпвость. оп самостоятельно занимался ; над повышением своих знаний. ! Сейчас Вылков — старший матрос, уме­ лый п опытный спеппатист. Он завозвал пепререкаемый авторитет пе только как добросовестный воин, но п как активный обшественппк. В избирательную кампанию по выборам в Верховный Совет СССР, бу­ дучи агитатором. Вылков нес в массы боль­ шевистское слово правды, активно участво­ вал во всех мероприятиях, проводимых ком­ сомольской организацией. Живым словом агитатора и личным при­ мером Вылков призывает матросов к новым успехам в учебе и службе. Его портрет — па Доске отличников боевой и политической подготовки. П. ЕГОРОВ. Примерный воин, активный общественник КОММУНИСТ БАБУШКИН ОТЛИЧНО СЛУЖИТ РОДИНЕ Борис Бабушкип был прпзвап пз флот в годы войны. Вся школа провожала отлич­ ного ученика, секретаря комсомольской ор­ ганизации. Преподаватели и друзья, были уверены в том, что он с честью выполнит почетный долг перед Родиной — будет вер­ ным защитником ее интересов. 11 Бабушкин оправдывал надежды зем­ ляков. На протяжении всей своей службы он ни на минуту не успокаивался на до­ стигнутом. Его девиз — везде быть одним ил лучших! У старших товарищей ком­ мунистов Климова. Колебошипа, Матяшева и другпх Бабушкин научился управлять оружием в самых сложных условиях. На флоте он вступил в ряды большевистской партии. Во время боевой операции по освобожде­ нию Петсамо Бабушкин с двумя матросами был высажен из вражеский берег для кор­ ректировки огня наших кораблей. Это за­ даппе моряк с честыо выполнил. И даже в самые трудные минуты, когда двое его то­ варищей были ранены, а враг засек стан­ цию и начал ее обстреливать, тов. Ба­ бушкин уверенно н четко продолжал кор­ ректировать огонь. П только после того, как задаппе было выполнено, он вернулся на родной корабль. Советское правительство наградило тов. Бабушкина медалью «За отвагу». Во многих боях прпходплось участвовать патриоту Родины, и везде он проявлял вы­ держку, дисциплинированность и отличное знание боевой техники. Закончилась война. Бабушкин был на­ значен старшиной отделеппя. Он стал кро­ потливо обучать матросов. У своих подчи­ ненных он воспитывает беспредельную лю­ бовь к Родине, к Еоенной службе, сам во всем показывает пример. Подчиненные це­ нят п уважают своего старшину. Занятия Бабушкин проводит на высо­ ком идейном уровне, живо и интересно. Многие бывшие подчиненни* Бабушкина, как, например, старшины 2 статьи Пара­ монов, Мазуров, сейчас сами являются хо­ рошими воспитателями матросов, отлични­ ками боевой и политической подготовки. Тов. Бабушкин не только хороший спе­ циалист. Он одип пз активных общест­ венников корабля, больше трех лет работал секретарем партийной организации. Важным условием успехов коммунпста является его постоянная работа над собой. Тов. Бабушкин успешно закончил партий­ ную школу и сейчас самостоятельно глу­ боко изучает основы марксизма-ленинизма. Целый год он руководил старшинской группой политических занятий. Его группа на проверке получила оценку «отлично». Во время подготовки к выборам в Вер­ ховный Совет СССР примерный коммунист был выдвинут агитатором. Моряки-избира­ тели с большим интересом слушали беседы старшины. В карточке взысканий и поощрений стар­ шины 1 статьи Бабушкина записаны не­ сколько десятков благодарностей, внеоче- редные краткосрочные отпуска и друтпе поощрения от командования. Коммунист Бабушкин является примером для всех старшин и матросов корабля. Старшина 1 статьи А. ФАТЕЕВ. 24 марта 1950 г., № 71 (3684)'. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо тов. А. Блипова, в котором он жаловался на плохие жилищно-коммунальные условия в доме IN* 37 по улице Советской п. Ваенга. Здесь часто бывают перебои в подаче электроэнергии и воды. В течение несколь­ ких месяцев не работает канализация. Копия письма тов. Блинова направля­ лась для принятия мер. Начальник строи­ тельного управления сообщил в редакцию, что факты, изложенные в письме тов. Блинова, действительно имели место. Неисправности в электросети и водопрово­ де устранены. Сейчас ведутся работы по ликвидации неисправностей в канализа­ ционной сети. В ближайшее время они бу­ дут закончены, и канализация вступит в строй. Завоеванное первенство Передовой моторист стал механиком Выполняя обязанности моториста, сержант Пименов за­ рекомендовал себя трудолюбивым, хорошо знающим свое де­ ло воином. Как опытному специалисту, ему часто пору­ чали оказывать помощь в монтаже агрегатов и на другпх самолетах. Если у него встречались трудности, он обращался за помощью к механику старшему сержанту Лукину. Добросо­ вестно работая па материальной части, непрерывно повышая технические знания, сержант Пименов вскоре завоевал славу одного пз лучших мотористов подразделения. По специальной подготовке он занимался в группе меха­ ников. Па этих занятиях он еще больше приобрел знаний, необходимых для грамотной эксплоатацпи материальной ча­ сти. В прошлом году сержант сдал зачеты на механика и получпл право обслуживать самолет. Сейчас оп успешно справляется с обязанностями механика. Строго соблюдая ин­ струкции и паставленпя, Пименов всегда содержит самолет в полной боевой готовности. За примерную службу и высокие показатели в боевой й политической подготовке сержант Пименов отмечен па Доске отлпчппков. Гвардии сержант П. НОНЯЕВ. ВЕСТОЧКА ИЗ РОДНОГО КОЛХОЗА Почтальон принес в кубрик почту. Каж­ дому хочется узнать, ^ есть ли что-нибудь для него. С радостью берут письма воины, поглядывая на адреса родных и знакомых, приславших этп конверты и треугольники. Сегодня особенно доволен старший матрос Селехов. Он получпл три письма. — Это от отца. — об’ясняет он товари­ щам. — Вот это от девушки, а это от се­ стры. Селехов вскрывает один из конвертов. «Здравствуй, дорогой сынок! — читает Селехов. — Я очень рад, что ты жив и здоров и дела твои пдут хорошо. У нас в колхозе жизнь с каждым днем становится все лучш^ и краше. В'- настоящее время ( ского района ведут подготовку к весеннему севу. Паша молодежь учится в новых шко­ лах. Нынче у нас все интересуются жизнью страпы. Ведь каждый день приносит много важного, нового п интересного». Матросы внпмательио слушают товари­ ща. «Миша,— продолжает читать письмо Се­ лехов, — мы тебе желаем быть храбрым, беззаветпо преданным Родине, дисциплини­ рованным воином и учиться только отлич­ но. Я прошу тебя передать привет своему командиру и товарищам по службе». Старший матрос бгрежно свернул пись­ мо и положил его в карман. — Мол охеп. — говорит Селехов.— был раз от долхозы Харьковской области, Старовердь* 1изртизаном.. защищал Родину с оружием в руках. Помню, приехал я первый в отпуск. Он увидел меня и заплакал радости. А потам говорит мне: «Служи, сын, добросовестно, не роняй звания бой- па нашей героической армии. Гордись, Ми­ ша, что живешь в такое замечательное время». — Вот когда я думаю обо всем этом, — говорит Селехов,—мне хочется сделать что- то особенное, хорошее, чтобы отблагодарить нашу партию, наших отцов за пх внима­ ние и за большую заботу о воинах, са са­ моотверженный труд на благо Ридины. Слова Селехова не расходятся <• делом — он добросовестно служат п прилежно учится. Старшина 2 статьи В. РЫЖКОВ. ЕСКОЛЬКО лет назад при­ шел служить на корабль молодой матрос Михаил Со- башипков. С волнением сту­ пил оп на палубу корабля. Да и как было не волно­ ваться. Ему, тогда еще неопытному матросу, каза­ лось трудным научиться обслуживать сложную материальную часть. Ближе познакомившись с корабельной жизнью из бесед офицера и старшины, он понял, что побороть трудности можно толь­ ко прп том условии, если по-серьезному возьмешься за учебу, за овладение необхо­ димыми знаниями. И Собашников принялся за изучение схем, чертежей, описаний при­ боров. До поздней ночи просиживал он над книгами и конспектами. Потребовалось не­ мало времени, чтобы освоить устройство аппаратуры и научиться быстро и точно работать на ней п грамотно за нею ухажи­ вать. После летней кампании 1947 года Со- башнпкову присвоили звание старшего ма­ троса. .Молодой специалист еше более рев­ ностно взялся за совершенствование своего мастерства. У него не было ни одного слу­ чая выхода из строя аппаратуры. Быстро и четко работать на боевом посту — такую задачу поставил перед собой Собашников. И он добился этого! В кампанию 1948 года обслуживаемый им прибор работал точно и безотказно. За отличное знание специаль­ ности. за умелое обслуживание аппарату­ ры и высокую дпсппплинировапноггь Со- бзпгпикову присвоено очередное воппское звание — старшина 2 статьи. Комапдова- нпе назначило его командиром отделения. Трудно было первое время справляться с задачей воспитания п обучения подчинен­ ных. Ведь раньше оп отвечал только лишь за себя, а теперь ему пздо учить и воспи­ тывать матросов, отвечать за все отделе­ ние. Но молодой командир не растерялся перед трудностями. Он с большой энергией взялся за порученное ему дело. Однажды Собашппкова вызвал к себе командир корабля. — Ну, как товарищ Собашников, у вас все в порядке в отделении? — Как будто все в порядке. Материаль­ ную часть люди знают хорошо, с обязанно­ стями справляются. — А как дисциплина, политическая учеба? Ведь вы, как командир, должны знать, чем жпвут ваши подчиненные. Вы должны направлять пх жизнь, следить за их развитием, помогать им в политическом росте, воспитывать у них любовь к воин­ ской службу к своему оружию, любовь к советской Родине. Вот вы сам — отличник боевой п политической подготовки. А поче­ му бы всем вашим подчиненным пе стать отличниками? Ваше отделенно может и должно стать отличным. Люди у вас в от­ делении хорошие, грамотные. Крепко Собашников запомнил слова командира. Мпого над ними он думал и твердо решил: «Мое отделение будет отлич­ ным». Еше более эпергпчно стал он обучать подчиненных, наблюдать, как они проводят свободное время, чем занимаются, что чи­ тают, как успевают на политзанятиях. Он заметил, что матрос Жданов иногда нару­ шает дисциплину, недостаточно серьезно относится к политзанятиям. В один из сво­ бодных вечеров Собашников долго беседо­ вал со Ждановым. Он напомппл матросу, к чпму обязывает советского г.оииа Военная присяга.^ как он должен вести себя, каким должен быть защитник своей Родины, рас­ сказал об огромном значении дисциплины, о высокой Еультз'ре советского воина, о том, что каждый вопн должен стремиться стать отличником боевой и политической подготовки. Па другой день Жданов подошел к Собаш- нпкову н сказал: — Товарищ старшина, я даю вам слово, что больше не подведу вас и буду стре- мпться стать отличником. Жданов сдержал свое слово — к концу кампании он стал отличником. В отделении Собашникова служит ма­ трос Бровкин. Любознательный юноша с усердием осваивает свою специальность. Собашников подолгу занимается с ним, передавая ему свой опыт и знания. В течение положенного времени Бровкин освоил специальность на «отлпчпо». Отде­ ление старшины 2 статьи Собашипкова вышло в число передовых на корабле. В летнюю учебу 1949 года отделение стало отличным. Командование высоко оцепила’ заслуги Сабашникова, наградив его цеп­ ным подарком п нрсдоставпв ему внеочеред­ ной краткосрочный отпуск. По Собашнпков пе ограничивает круг своей деятельности только своим отделени­ ем. Являясь членом бюро ВЛКСМ, оп ведет большую общественную работу, организует кроссы, лыжные вылазки, шахматпо-шз- шечные турниры и т. д. Доверие комсо­ мольцев, пзбравпшх его членом бюро ВЛКСМ, он оправдывает с честыо. Скромный. трудолюбивый старшина 2 статьи Собашников пользуется большим авторитетом среди личного состава ко­ рабля. К нему многие обращаются за сове­ том, он часто беседует с матросами о про­ читанных им книгах, о просмотренных кинофильмах и спектаклях. Собашипков и его поггипенпые служат? безупречно, все задачи боевой учебы онз сдают только на «отлично». А. БЕЛЯЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz