На страже Заполярья. 1950 год. Март.

4 На с т р а ж « З а п о л я р ь я 21 марта 1950 г.. № 68 Г3681). Выдающийся русский авиационный изобретатель 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. Ф. М0ЖАЙСН0Г0 — СОЗДАТЕЛЯ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА Наша страна — родина воздухоплава- пн,. d авиации, родина самой передовой авиациинной науки л техники. Советские люди свято чтут имена великих ученых М. В. Ломоносова. Д. И. Менделеева, И. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского п многих других деяте­ лен отечественной науки и техники, кото­ рые своими трудами внесли неоценимый вклад в развитие воздухоплавания и авиа- дии. Имя Александра Федоровича Можайского — выдающегося авиационного изобретате­ ля особенно дорого нашему народу. Он создал первый в мире самолет, сконструн- ровал и ностроил первые в мире авиацион­ ные двигатели. Изобретения •Можайского имеют мировое значение. Благодаря им наша страна еще в прошлом веке открыла вру авиации, указала всему человечеству новые пути в борьбе за покорение воздуш­ ной стихии. Александр Федорович Можайский родил­ ся 21 марта 1825 года. Окончив Петербург­ ский морской корпус, он несколько лет плавал на различных кораблях в Белом, Ба­ ренцевом и Балтийском морях, в Тихом океане. В этп годы морских плаваний у Можайского родилась мысль о постройке летательного аппарата. — Ведь летают же птицы на далекое расстояние, — говорил он морякам, — может и человек летать на воздушном ко­ рабле... Идея, возникшая у молодого русского патриота, постепенно зрела, облекалась в конкретную форму. В те времена воздухоплавание, еще в XVIII веке открытое в России, получило довольно широкое распространение. Однако воздушный шар имел ограниченные возмож­ ности. Он мог передвигаться лишь по на­ правлению ветра. Это заставляло изобрета­ телей задумываться над тем, чтобы^ снаб­ дить воздушный шар таким устройством, которое бы позволяло воздухоплавателю лететь туда, дуда он хочет, и, в частности, против ветра. Было составлено немало проектов, которые, по мысли изобретате­ лен, могли обеспечить самоходность аэро­ статов. В одних из этих проектов предпо­ лагалось использовать паруса; в других— большие «воздушные» весла; в третьих — машущие крылья. Но никому пз зарубеж­ ных изобретателей не удалось создать лета­ тельный аппарат. который бы передви­ гался в любом направлении. А. Ф. Можайский решил, что такими качествами может обладать не воздушный шар, а аппарат тяжелее воздуха; (самолет). £ постройке самолета он шел самостоя­ тельным путем. На изобретателя серьезное влияние оказало порученное ему руковод­ ства строительством одного пз винтовых кораблей на Балтийском море. На смену парусным судам во Флот стали приходить парозые. Это знаменовало собою начало нового этапа в морском деле. Паровые машины, винты морских кораб­ лей вызывают у Можайского новые мысли, касающиеся задуманного им летательного аппарата. Он посещает Петербургский университет и слушает там лекции П. Л. Чебышева. Д. И. Менделеева и других рус­ ских ученых, обращается к ним за кон­ сультацией. Постепенно его идея о созда­ нии летательного аппарата тяжелее *воз­ духа стала приобретать прочную теорети­ ческую основу. Окончательно же созрела она, приняв форму точных выводов, во время наблюдений Можайским за полетом птиц и его опытов с воздушными змеями. Человечество, стремясь б овладению воздушным пространством, естественно, обращалось в самой природе и пыталось в подражании птицам найти секрет полета. Однако в большинстве своем эти попытки ограничивались механическим подража­ нием птипам. Главное — причина возник­ новения под’емной силы, даюшей возмож­ ность птице не только свободно отрываться от земли, но в летать, — пока еше не было найдено. Изобретатель творчески исследует полет различных птпп. Его интересует и вес птипы, и площадь ее крыльев, и скорость, которую она развивает в полете. Произведя расчеты. сопоставляя данные, полученпые в ряде опытов, Можайский приходит а весьма важному выводу о том, что птица парит (держится в воздухе на неподвижно распростертых крыльях) за счет скорости полета. Можайский в своих опытах стоял на верном пути. Познав природу полета птиц, изобрета­ тель ставит перед собой новую задачу — найти размеры под’емной поверхности, которая может удержать в воздухе челове­ ка. Наблюдения над птицами уступают ме­ сто опытам с воз 1 ушнымп змеями. А. Ф. Можайский из сосновых реек и шелковой материи строит «змей-коробку» и решает сам подняться на нем в воздух. Буксирная веревка змея была прикреплена к телеге, в которую запрягли тройку лошадей. Раз­ бежавшись, лошади натянули буксирную веревку, и воздушный змей с Можайским оторвался от земли. Своим коробчатым змеем Можайский предвосхитил создание планера и на добрый десяток лет опередил подобные опыты зарубежных исследовате­ лей. Большое значение для всей последую­ щей работы Можайского имели его встречи с группой энтузиастов воздухоплавания, возглавляемой видными русскими учеными Д. И. Менделеевым и М. А. Рыкачевым. Изложив им результаты своих наблюдений и опытов, последователь получил пх жи­ вейшее одобрение. Из сосновых реек, скрепленных тонкими проволоками, он строит каркас модели задуманного им ап­ парата. Каркас обтягивается шелком. Мо­ дель снабжается тремя четырехлопастными винтами, приводимыми в движение пру­ жинным механизмом. Модель хорошо ле­ тает сама, поднимает в воздух груз. А. Ф. Можайскому к тому времени было уже болев пятидесяти лет. Многие гады потребовались ему на то, чтобы воплотить свой замысел в модель, практически дока­ завшую возможность полета аппарата тя­ желее воздуха. Он представляет свою ра­ боту на рассмотрение специальной комис ­ сии, в которую, в частности, входил и за­ мечательный русский ученый Д. И. Мен­ делеев. Комиссия признала, что изобрета­ тель «в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наибо­ лее верные и способные повести к благо­ приятным конечным результатам». Последующие опыты также оказались успешными. Они привели Можайского к убеждению, что ужо наступила пора на­ чинать постройку аппарата «таких разме­ ров, на котором силою машины и направ- А. Ф. Можайский. ленпем аппарата мог бы управлять чело­ век». В начале 1878 года изобретателем был составлен проект такого летательного аппарата. Проект предусматривал установ­ ку на нем трех четырехлопастных винтов. Самолет должен был быть монопланом1, имеющим общий полетный вес до 800 ки­ лограммов с расчетной скоростью полета 40 километров в час. Этот проект, снабженный подробным расчетом, поступил в Главное инженерное управление. И тут начались долгие мы­ тарства талантливого изобретателя. Многие члены созданной здесь комиссии являлись лицами иностранного происхождения, со­ стоявшими па службе царского правитель­ ства. Они делали все, чтобы убить в Мо­ жайском чувство уверенности в возмож­ ность осуществления его проекта. Высоко­ мерно игнорируя заключение, сделанное ранее группой русских ученых, возглав­ ляемых Д. И. Менделеевым, комиссия нэ нашла «ручательства в том, чтобы опыты пад снарядом г. Можайского, даже и после различных возможных в нем изменений, могли привести к полезным практическим результатам, если не будет устроен нм снаряд па совершенно иных основаниях, с подвижными крыльями, могущими изме­ нять пе только свое положение относи­ тельно гондолы, по и свою форму во вре­ мя полета». Так чужестранцы, поддержан­ ные царскими чиновниками, пытались за­ глушить технически смелые, подлинно но­ ваторские мысли А. Ф. Можайского, а уси­ лия изобретателя обратить к антина­ учным поискам разрешения проблемы со­ здания летательных аппаратов. В знак протеста против решения комис­ сии в печати начали появляться статьи, принадлежащие перу передовых людей русской науки, в которых многолетняя ра­ бота изобретателя заслуженно получала высокую опенку. Поддержка передовой русской технической интеллигенции ок­ рыляла А. Ф. Можайского. Он продолжал трудиться над рабочими чертежами само­ лета, разрабатывал проект двигателей к нему. • • В качестве силовой установки для свое­ го самолета Можайский избрал паровые машины. Будучи моряком, он хорошо изу­ чил принцип работы этих машин, приме­ няемых в морском флоте. Но просто взять какую-либо из них и установить, ее на самолет было, конечно, нельзя. Если эти паровые машины и обладали вполне до­ статочной мощностью, то пх вес намного превышал ту нагрузку, которую мог под­ нять самолет. Изобретатель сам принялся за проектирование нужной ему авиацион­ ной силовой установки. Морское министерство исхлопотало изо­ бретателю некоторую финансовую поддер­ жку, необходимую для изготовления двух легких, но мощных паровых машин, ко­ торые в обшей сложности должны были развивать мощность в 30 лошадиных сил, имея вес немногим более 140 килограм­ мов. В мае 1881 года они были сделаны. Осенью того же года Департамент Торгов­ ли и Мануфактур в Петербурге выдал изобретателю привилегию (патент) на его «воздухолетательный снадад», удостове­ ряя при этом, что на подобное изобрете­ ние до сих пор никому другому в России привилегии выдано не было. Запатенто­ ванный летательный аппарат А. Ф. Мо­ жайского содержал все основные части со­ временного самолета: крылья, фюзеляж, силовую установку, шасси . и органы уп­ равления. Настало время постройки первого в ми­ ре самолета. Он строился под Петербургом, в Красном Селе. А. Можайскому в этп дни деятельно помогали известный русский воздухоплаватель В. Спипин, -механик И. Голубев, столяры А. Арсеньев и Н. Яков­ лев. Первым в мире самолетостроителям нужно было выполнить большую в слож­ ную работу, чтобы собрать самолет. К середине июля 1882 года самолет был собран. Наступил самый ответствен­ ный момент — испытание аппарата в воздухе. Преклонные годы изобретателя не позволили ему самому совершить первый в мире полет. Почетное право выполнить это он предоставил своему ближайшему помощнику — Ивану Голубеву. 2 Q июля 1882 года (ст. стиль) в при­ сутствии деятелей русской науки, вид­ ных воздухоплавателей, военных, местных жителей самолет Можайского, управляе­ мый первым в мире летчиком И. Голубе­ вым, разбежавшись по наклонной деревян­ ной дорожке, набрал нужную скорость и, отделившись от земли, пролетел по прямой над полем, как свидетельствуют современ­ ники-очевидцы, более ста сажен. И сам конструктор, и все, кто .был в это время на первом в мире аэродроме, отчетливо осознал!: блестяще решена главная зада­ ча — самолет поднялся в воздух! Прекрасным достижением ознаменовался многолетний труд первого в мире авиацион­ ного конструктора. Воодушевленный ус­ пешным результатом летного испытания, А. Ф. Можайский свою исследовательскую энергию, талант и трудолюбив русского патриота обращает на дальнейшие теоре­ тические изыскания и опыты, на создание нового самолета. Он внимательно анали­ зирует замечания И. Голубева и столяра А. Арсеньева о необходимости внести в конструкцию аэроплана некоторые измене­ ния, приходит к выводу о том, что само­ лет следует оборудовать _ другой, более мощной силовой установкой. Свои после­ дующие замыслы конструктор воплощаьт в проект нового самолета с большей про­ должительностью и дальностью полета. В феврале 1883 года комиссия Русского тех­ нического общества под председательст­ вом ученого М. А. Рыкачева рассматри­ вает этот проект и находит желательным оказать содействие изобретателю в том, чтобы он произвел «интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Второй самолет А. Ф. Можайского стро­ ился на Балтийском судостроительном и механическом заводе. Он представлял со­ бой значительное достижение в творчест­ ве изобретателя, являлся наглядным сви­ детельством огромного самобытного талан­ та русского конструктора. К сожалению, однако, работы по постройке этой машп- ны не были доведены до конца. Пожар, случившийся на заводе, уничтожил почти готовый второй самолет выдающегося рус­ ского конструктора. Первый в мире полет на аппарате тя­ желее воздуха был совершен в нашей стране более, чем за два десятилетия до появления подобных аппаратов за рубе­ жом. По сравнению с самолетом А. Ф. Молийского эти аппараты п. в частности, аппарат американцев братьев Райт, были менее совершенны. Самолет Можайского по схеме," общему устройству и отдельным деталям был столь замечательным, что зарубежным конструкторам понадобились десятилетия для того, чтобы достичь его уровня. Почти семьдесят лет отделяют пас от того памятного дня, когда в наше небо поднялся первый в мире самолет, постро­ енный выдающимся русским авиационным изобретателем А. Ф. Можайским. Патриот своего отечества. Можайский во имя Ро­ дины совершил беспримерный творче­ ский подвиг. В невероятно трудных усло­ виях царской России он уверенно прокла­ дывал путь в будущее, не только теоре­ тически. но н практически доказал, что самолет является тем предметом человече­ ских поисков, при помощи которого будут преодолены воздушные пространства. Создав первый в мире самолет, наш народ встал ©о главе авиационного про­ гресса. Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция, освободив творчеекпз силы народа, создала все условия для не­ бывалого расцвета науки п техники, для огромного роста отечественного Воздушно­ го Флота. Большевистская партия, вели­ кие вождп В. И. Ленин и И. В. Сталин создали могучую авиацию социалистиче­ ского государства, воспитали новых авиа­ ционных ученых, конструкторов н летчи­ ков высокой сталинской выучки. В нашей стране строятся лучшие в мире самолеты. Наши летчики, воспитанные партией Ленина — Сталина, прославили советскую авиацию огромными достижениями в лет­ ном деле, выдающимися боевыми подвига­ ми в сражениях Великой Отечественной войны. Отмечая нынче 125-летие со дня рож­ дения создателя первого в мире самолета А. Ф. Можайского, гордясь его творческим подвигом, наш народ вместе с тем призы­ вает воинов советского Воздушного Флота к новым успехам в их борьбе, направлен­ ной на отличное владение современной авиационной техникой, на достойное ре­ шение задачи, поставленной товарищем И. В. Сталиным — летать дальше, выше и быстрее всех. Полковник Н. ДЕНИСОВ. Американский образ жизни Полю Робсону запрещено выступать по радиостанции «Нейшнл броднастинг компания ПЫЛ-ПОРЕ, 20 марта. (ТАСС). Испол­ нительный комитет прогрессивной партии США опубликовал заявление, в котором ! 71 »чт(чтует против отмены радпокомпаппеи «шил ородкастпнг компани» выступле- ;!-ля Робсона по радио. В заявлении' говорится, что произвольная отмена ком­ панией сНейшнл ородкастпнг компани» передачи телевизионной программы, в которой должен был выступить Поль Роб­ сон, а также заявление этой компании о том, что Робсону навсегда запрещено вы­ ступать по ее станциям, «затрагивает не только лично Поля Робсона п прогрессив­ ную партию, но п значительно более ши­ рокие вопросы. Это наступление на свободу слова в Америке». На мачте реет флаг соревнований Еще недавно погода вполне благоприят­ ствовала соревнованиям. Стоял крепкий се­ верный мороз, земля была покрыта сплошным белым ковром. Когда лыжник вихрем несся с горы, за сиплой у него воз- » пикали облака пушистого, рыхлого спега. i оставляя длинный белый след. Каток был ! покрыт прочным льдом. Но в канун откры­ тия флотской спартакиады температура под­ нялась, подул легкий, теплый ветер, ласко­ во заиграло солнце, и его почти всегда скупые лучи на этот раз действовали щедро. Снег размяк, отяжелел, кое-где вы­ ступила вода. Ледяная гладь катка по­ тускнела. По неожиданные «сюрпризы» северной природы не сорвали соревнований. Физ­ культурники-североморцы — сильные и выносливые, смелые и закаленные — ров­ ными колоннами выстроились на стадионе. — Смирно!.. Равнение на середину!..— раздается команда главного судьи спарта­ киады тов. Ходакова. А через некоторое время он уже рапортует тов. Федосееву о готовности физкультурников к соревнова­ ниям. Тов. Федосеев поздравляет спортсме­ нов с открытием спартакиады и желает им новых высоких достижений. В ответ несет­ ся дружное троекратное ура. — Флаг спартакиады поднять! Взволнованные н торжественные мину­ ты. По древку медленно скользпт вверх красное полотнище. Его поднимают лыж­ ники — абсолютные чемпионы прошлого года Демпдков п Данилова. Звучит величественная мелодия Гимна Союза Советских Социалистических Рес­ публик. Флаг спартакиады гордо реет на мачге стадиопа. Па него устремлены взоры всех физкультурников. Они полны решимо­ сти настойчиво и смело бороться за победу. Еще немного времепи и соревнования на­ чнутся. В гонках на лыжне, забегах па ледяной дорожке спортсмены продемонстри­ руют свое мастерство, физическую закалку и выносливость, будут с честью защищать спортивный престиж своих подразделении. И вот все уже у старта. До первого взмаха флажка, когда на спежную трассу устремятся физкультурники, остаются счи­ танные минуты. Место старта окружили многочисленные зрители. Они с нетерпе­ нием ждут начала борьбы. Слышатся смех, шуткп. Настроение у всех праздничное. Даются последние указания. Начальник дистанции обясняет маршрут предстоящей гонкп. От лучей яркого солнца сверкают многочисленные вазы, статуэтки, кубки. Эти призы будут вручены победителям. На особом столе отдельно от других стоит «Белый медведь» — награда тому, кто по­ кажет самые лучшие результаты в эста­ фете 1 0 x 5— традиционном соревновании североморцев. Одинаково волнуются спорт­ смены п болельщики. Эстафета должна пачаться в ближайшие минуты. ПОБЕДА МОРЯКОВ АРХАНГЕЛЬСКА У черты старта выстроились гонщи­ ки первого этапа. Средп них мы видим неоднократного участника флотских сорев­ нований лейтенанта Кулагина, спортсменов Мпкушева, Вассара — недавнего победите­ ля лыжного пробега Мурманск — Ваенга, способного физкультурника Титанкова. Их ] много, и каждый перед сигналом «марш» думает о том, как бы ему вырваться вперед всей группы, занять лидерство. Сигнал дан. Дрогнула шеренга и рвану- ! лась вперед. Перегоняя один другого, лыж­ ники уже через минуту, словно по коман­ де. «перестроились» в колонну. Хорошо взял старт представитель авиации Аста­ хов. Он уже на первых двадцати метрах да­ леко вперед ушел от группы. Однако уже на горе его «достает» противник. Проходит еще несколько секунд, и участники первого этаиа скрываются за сопкой. Итак, борьба началась. Плотным кольцом обступили болельщики место соревновании. Каждый из них с нетерпением ждет возвра­ щения гонщиков. С контрольного пункта, расположенного приблизительно на полови­ не трассы, нам сообщили, что первым про­ шел (контроль спортсмен, идущий под номе­ ром 2. Это — лейтенант Кулагин (коллек­ тив Колбенева). Вот уже третий год он бессменно защищает честь команды в пер­ вом этапе эстафеты и все время выходит в нем победителем. Хорошая традиция! Все более и более увеличивает темп бега Кулагин. От него далеко отстали все уча­ стники. До финиша остается 1,5 километ­ ра. В это время спортсмена постигает не­ счастье — у него ломается лыжа. Кулагин берет ее в руки и бежит на одной лыже. Под одобрительные возгласы зрителей гон­ щик заканчивает бег. Эстафету принимает один из сильнейших лыжников флота К оз ­ ловский . К финншу приходят новые и новые уча­ стники. Вторым заканчивает бег предста­ витель второй команды Колбенева, третьим — Кармановскнй (пз коллектива Чпгрина), затем лыжник Н-ской части Тптаиков, Микушев, Вассара п другие. Второй этап несколько изменил положе­ ние коллективов. Правда, лидером попреж- нему былп спортсмены Колбенева — Коз­ ловский очень хорошо прошел трассу, по­ казав замечательное время — 2 2 минуты 52 секунды. Но в последующих местах произошли изменения. Абсолютный чемпион прошлогодней спартакиады по лыжам Де* мпдков (коллектив Чпгрина) обошел на ди­ станции Топорнкова п вывел свою команду на второе место. В хорошем’ темпе закончил бег представитель моряков Архангельска— Дружинин. Он прпшел па финиш четвер­ тым, вплотную приблизившись к лидерам. С каждым этапом борьба нарастала. И когда участники четвертого этапа за­ кончили дистанцию, стало ясно, что основ­ ными претендентами на завоевание победы являются физкультурники Колбенева, мо­ ряки Архангельска, коллектив Чпгрина, авиаторы н спортсмены 11-ской части. Эта «пятерка» далеко вперед ушла от осталь­ ных многочисленных участников. Но кто •из этих пяти коллективов будет обладате­ лем «Белого медведя» — сказать было трудно, так как в «бой» вступали новые, более сильные гонщики. В пятом этапе от команды Колбенева шел лыжник Голофаст. За нпм с разрывом почти в 4 минуты начал бег представитель Архангельска Егоров. Ему удалось немного сократить просвет. Подтянулись и спорт­ смены Чпгрина, Н-ской части п авиаторы. В таком порядке они пришли и па финиш. Уверенно начал шестой этап Мачикнн. Он имел в запасе 3.5 минуты. Очень хорошо пошел со старта Синельников. В то время, как лидеры начинали бет шестого этапа эстафеты, некоторые коллективы только еще закончили четвертый. Остро и напряженно прошла борьба в шестом этапе. Способный лыжник Архан­ гельска Синельников не только ликвидиро­ вал просвет между своей командой н лиде­ ром, по п вывел моряков Архангельска на первое место. Теперь уже во главе эстафе­ ты шлп спортсмены в алых рубашках. Приняв эстафету от Синельникова, молодой гонщик Корякин в седьмом этапе еще даль­ ше оторвался от противника. Он сумел вы­ играть для своего коллектива 2 минуты 20 секунд. С восьмого этапа у спортсменов Архангельска в единоборство вступили сильнейшие лыжники — Кузьминский, Волков п Шестаков. Пи Карпов, пи Бо- рисиков, ни Власов пз команды Колбенева не«могли уже изменить положенпя. Под гул одобрений Всеволод Шестаков закончил бет последнего этана и ззкреппл победу своего коллектива. Судьба «Белого медве­ дя» решена, его по праву выиграла коман­ да Архангельска. 50 километров победители прошли за 3 часа 55 минут 19 секунд. Па втором месте лыжники Колбенева. Их результат— 4 часа 01 минута 53 секунды. Авиаторы закончили эстафету третьими с результа­ том 4 часа 16 минут 38 секунд, спорт­ смены Н-ской части— четвертыми и кол­ лектив Чпгрина оказался на пятом месте. Лучшее время па этапе показали лыж­ ники Архангельска — Шестаков (21 ми­ нута 05 секунд), Волков (21 минута 09 секунд) и Корякин (21 минута 51 секун­ да). ВПЕРЕДИ ФИЗКУЛЬТУРНИЦЫ КОЛБЕНЕВА Борьба за первенство среди женщин происходила в эстафете 3 x 5 . Как только стартер взмахнул флажком, первая групп,! спортсменок стремительно рванулась впе­ ред. Короткая борьба за лыжню, и, растя­ нувшись длинной цепочкой, физкультурни­ цы, наращивая темп, постепенно скры­ ваются из виду. В первом этапе ушла на трассу опытная спортсменка Мария Трубникова (команта Колбенева). Как она на этот раз преодолеет дпеташшо? Удастся ли ей опередить со­ перниц/ Ведь вместе с Трубниковой стар­ товали такие способные физкультурницы, как Попова и Августинович. Вполне воз­ можно, что н они станут лидерами гонки. Исход борьбы решит время, умение лыж­ ниц настойчиво бороться за победу, вы­ держка, сила волп. Более 30 минут проходит в т^митезьпом ожидании. Напряжение достигает предела, и как раз в это время вдали показывается физкультурница. Пока труда различить кто это. Номера на ее груди не видно. Н<> через некоторое время становится очевид­ ным, что к финишу приближается Трубни­ кова. Четкий, размашистый шаг, палки взлетают легко и свободно. Опытнзя спорт­ сменка стремительно проносится мимо су­ дейского столика. Через несколько ми­ нут после нее финишируют Попова — представптелышца моряков Архангельска, а затем Августинович (коллектив Симоно­ ва). Физкультурницы Колбенева сохранили лидерство и в последующей борьбе. Начав­ шая бег после Трубниковой Александра Лыскова не только опередила всех сопер­ ниц, но и еще более увеличила разрыв. Она в то же время значительно улучшила достижение Трубниковой, показав резуль­ тат 32 минуты 47 секунд. Это время на протяжении длительного периода никто не мот побить. Оно оставалось лучшим. В третьем этапо честь коллектива Кол** бенева защищалз прошлогодняя абсолютная чемпионка по лыжам средп женщин Ирина Данилова. Искушенная в неоднократной борьбе за первенство, опытная физкультур­ ница и на этот раз добилась немалого ус­ пеха. Она, стремительно преодолев дистан­ цию, окончательно закрепила победу своего дружного коллектива. Таким образом места в эстафете распре­ делились следующим порядком: командно* первенство завоевал коллектив физкуль* турплц Колбенева в составе Трубниковой. Лысковой п Даниловой, на втором месте представительницы моряков Архангельска. Лучший результат дпя показала Вера Горевал. Ее время — 26 минут 53 секун­ ды намного превосходит достижения дру­ гих лыжниц. Н. ДЕЖИН. Л. ЧУПАХИН. п е р в е н с т в о ссср Старший матрос Владимир Оляшев— сильнейший лыжник страны ПО ЛЫЖАМ ЗЛАТОУСТ, 16 марта. (Спец. воpp. «Красного флота»). Нятлдесятикилометро- вой гонкой для мужчин сегодня закончил­ ся 31-й розыгрыш первенства страны по лыжам. На еггарте — более семидесяти сильней­ ших лыжников страны. Через каждые 30 секунд они включаются в гонку. На пер­ вых^ шести километрах почти беспрерывный под ем. Это требует от льтжпиков большой выносливости. В первом.— 25чкилометровом — крута лидером стал старший матрос Владимир Оляшев с преимуществом перед остальными в одну минуту. Вторым идет старший лей­ тенант Борнп (Вооруженные Силы), треть­ им — динамовец Морозов. ...Второй круг. Несмотря на оттепель, Оляшев удерживает прежний темп гонки. Умело используя спуски, он все дальше и дальше отрывается от остальных гонщиков н блестяще финиширует, показав время ми­ рового класса — 3 часа 16 секунд! Такого результата не достигал еще нп одип лыж­ ник страны за всю историю лыжного спор­ та в СССР. Второе место занял старший лейтенант Из десяти первых мест семь лыжники Вооруженных Сил, дза — спорт­ смены общества «Динамо» и одно — пред­ ставитель профсоюзов. Чемпион страны старший ма/грос Влади­ мир Оляшев опускает флаг соревнований. Общее командное первенство завоевали лыжннкн Вооруженных Сил. Последующие места заняли команды профсоюзов, «Дина­ мо», «Спартака». В розыгрыше 31-го первенства СССР по лыжам старший матрос Владимир Оляшев одержал ряд блестящих побед, принесших ему право именоваться лучшим лыжни­ ком страны. Средп участников розыгрыша тов. Оляшев достиг наивысших результа­ тов. Он дважды выходил победителем в лич­ ных соревнованиях. Из 142 спортсменов, принявших участие в тридцатикиломет­ ровой гонке, он первым достиг финиша с отличным временем — 1 час. 53 мин. 20 сек. Молодой моряк-лыжник отличился и в паиболее трудном виде соревнований—пя­ тидесятикилометровой гонке, требующей от участников огромной физической выносли- ! заняли рового класса звание чемпиона 00(3* в бе­ ге на 50 километров. Блестящие победы, одержанные В. Оля­ шевым, не случайны. Онп — плод неус­ танного труда, непрерывного движения вперед, результат кропотливой, упорной работы над совершенствованием техники лыжного хода под руководством заслужен­ ного мастера спорта А. Карпова, в прош­ лом неоднократного чемпиона страны. Старший матрос Владимир Оляшев —• один пз самых молодых мастеров лыжно­ го спорта. Во всесоюзных состязаниях он начал выступать в сезон 1946— 1947 гг. Следующий, 1948, год принес первую крупную победу Оляшеву на лыжне. Он оказался первым средп сильнейших в гон^ ке па 30 километров, а через год золотая медаль чемпиона украсила грудь моряка- спортсмена за выигрыш восемнадцатикпл'- метровой дистанции. Владимир Оляшев — слушатель выс­ шей школы тренеров, успешно совмещает напряженную учебу и совершенствование в излюбленном впце спорта. Прославить любимую социалистическую вости, умения правильно рассчитать свои Редину новыми спортивными успехами — Борин с прекрасиым временем — 3 часа силы на дистанции. Владимир Оляшев по таково стремление моряка-лыжнпка, 5 03 мин. 19 сек. Третьим (дол инжепер-ка- казал, что он в совершенстве владеет этп- этому направлены все его усилия. питан Володин — 3 часа 08 мин. 39 сек. I ми качествами, завоевав с результатом ми- I («Красный &лзт» 17 марта) ГМ 1852068, Адрес редакции и издательства: Ваенга, Мурманской области, ул. Полярная, 51. Заказ IN3 68. Ответственный редактор Н. ЮДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz