На страже Заполярья. 1950 год. Март.

I На с т р а же З а п о л я р ь я 16 марта 1950 г., N 2 05 (3G78). СТРАНИЦА СТАРШИНЫ И СЕРЖАНТА ВАЖНАЯ И ПОЧЕТНАЯ . :★ ★; Ближайшими помощниками офицеров в обучении и воспитании личного состава назвал старшин и сержантов великий вождь и полко­ водец товарищ Сталин. Это большая и почетная обязанность. К а ж ­ дый старшина должен всегда помнить свою роль и сознавать ту высо­ кую ответственность, которая на него возложена. В своем подавляющем большинстве наши старшины и сержанты ? правильно понимают свои задачи, успешно справляются с обучением и носпитанием личного состава. Но далеко не у всех одинаковы мето­ ды работы с бойцами. У одних опыта больше, у других меньше. По- # нятно поэтому, ка к важно, чтобы старшины и сержанты обменива- с лись между собой мнениями по вопросам обучения и воспитания воинов, помогали друг другу устранять недостатки. С этой целью редакция и печатает сегодня страницу старшины и сержанта. Несомненно, в публикуемых здесь материалах есть крупицы ценного опыта, деловые советы и полезные указания. Прочитав эти материалы, старшина и сержант найдет в них то, что следует пере­ нять, увидит, ка ки х ошибок в работе надо избегать. Редакция приглашает всех старшин и сержантов нашего флота писать в газету о своей работе по обучению и воспитанию матросов, рассказывать об опыте, критиковать недостатки. Это будет способст­ вовать дальнейшему улучшению их деятельности, росту рядов отлич­ ников боевой и политической подготовки, укреплению дисциплины. Надежная опора Vj УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ с л уж бы — в основу ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ВОИНОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СТАРШИНЫ 2 СТАТЬИ ИВАНА ЖАРОВА Два года служит в нашей части солдат Фомин. С первых же дней он относится к службе таи, как требует Военная' присяга, воинский устав п наставления. Главное то, что Фомин полюбил военное дело. Сам or говорит, что самое дорогое для него то, что он служит в Советских Вооруженных рилах, призван защищать интересы своего народа. Вначале Фомин не успевал в учебе по некоторым дисциплинам, но он чувство­ вал, что способности у него есть, и поста­ вил перед собой задачу — преодолеть трудности, стать настоящим мастером сво­ его дела, выйти в число передовых воинов. Как этого добиться? Фомин относился к занятиям с большим вниманием, запоми­ нал каждое слово командира, готовился самостоятельно. А на практических заня­ тиях отрабатывал .каждое движение оо всей серьезностью, точно руководствуясь • на­ ставлениями. Накануне дня занятий солдат Фокин обязательно знакомится с расписанием. Благодаря этому, о^ приходит на урок уже зная, что придется изучать. Встре­ тившись с непонятным ему вопросом, Фо­ мин всегда выяснит его у командира. Однажды я занимался по фивподготовке, обучал бойцов приемам рукопашного боя- Подал команду: «На руку!», а потом: «К бою готовсь!» При этом я пользовался но­ вым наставлением, а солдат Фомин зани­ мался раньше по старому. После занятия оп спросил: — Товарищ младший сержант, разре­ шите вопрос. Меня .учили ло-друтому, команда по старому наставлению подава­ лась прямо: «К бою готовсь!». Это очень хорошая черта'— стараться понять и осмыслить все, а не выполнять команды механически. Так должен посту­ пать каждый воин. Придя с занятий, я с ним побеседовал. — Товарищ Фомин,— спросил я ето,— каким путем вы добились отличных {ще­ нок по всем дисциплинам? Оп мне ответил: — Таких успехов может достигнуть каждый воин. Главное — это добросовест­ но относиться (к занятиям, выпо.тшпъ все требования командиров, быть взыскатель­ ным к себе и проявлять настойчивость в учебе. Мне кажется, что именно благодаря этому я и достиг отличных оценок по всем дисциплинам. За время службы солдат Фомин имеет 15 благодарностей л не получал ни одного взыскания. За отличные знания по специ­ альности он награжден нагрудным знаком отличного специалиста. Еак отличник бое­ вой и политической подготовки, дисципли­ нированный, авторитетный среди воинов, солдат Фомин работает агитатором. На всех строевых и комсомольских со­ браниях солдата Фомина ставят в пример. Он активно участвует в стенной газете, в заметках рассказывает, как добился от­ личных оценок, призывает воинов быть отличниками. На собраниях он критикует тех, кто нарушает воинскую дисциплину и отмечает воинов, которые служат честно. Работая агитатором, Фомин относится б делу с большой добросовестностью. Прежде, чем вести беседу, он сам хорошо подгото­ вится. Поэтому и слушают его бойцы всег­ да с интересом. Солдат Фомин имеет заслу­ женный авторитет среди воинов, его ува­ жают все бойцы. С него берут пример, у него учатся выполнять воинский долг. О примерной службе солдата Фомина я рассказал для того, чтобы подчеркнуть очень важную мысль. В своей работе по обучению и воспитанию подчиненных мы, старшины и сержанты, должны опираться на таких передовых воинов, всегда ста­ вить их в пример, учить на их опыте. Мы так и делаем. И благодаря этому у нас растут ряды отличников боевой и полити­ ческой подготовки. Младший сержант В. ГРЯЗЕВ. В Уставе внутренней службы Вооружен­ ных Сил Союза ССР говорится: «Военно­ служащий обязан твердо знать^ умело и добросовестно выполнять своп обязанности; постоянно совершенствовать своп военные и политические знания; беречь свое ору­ жие, военное и народное имущество; стой­ ко переносить все тяготы п лишения воен­ ной службы; дорожить войсковым товари­ ществом, помогать товарищам словом п де­ лом, удерживать их от дурных поступков я, не щадя своей жизни, выручать пх пз опасности; быть бдительным, строго хра­ нить военную и государственную тайну». Этот пункт устава учит, каким должен быть каждый советский воин. Обязанность старшины — повседневно воспитывать своих подчиненных в духе неуклонного выполнения этих требований. Так и поступает старшина 2 статьи Иван Жаров — отличник боевой и полити­ ческой подготовки. Он всегда точно и бес­ прекословно выполняет уставные положе­ ния сам и этого требует от подчиненных. Старшина повседневно заботится о нуж­ дах личного состава, следит за тем, чтобы каждый воин быт обеспечен всем поло­ женным ему довольствием полностью и в срок. Еак ближайший помощник команди­ ра, Жаров ведет большую работу по укреп­ лению воинской дисциплины, добивается точного выполнения воинами распорядка дня. Ничто не ускользнет от зоркого глаза старшины, он всегда заметит недостатки в любом деле и предпримет необходимые ме­ ры. При этом каждый матрос, допустив­ ший тот или иной недостаток, в другой раз этого не сделает потому, что старшина обязательно раз’яснпт ему, научит, как на­ до поступать. Часто можно видеть старшппу 2 статьи ^Жарова беседующим с матросами. Он разъясняет им значение воинских уста^ вов, необходимость точного и добросовест­ ного выполнения приказов командиров и пачальппков, соблюдения воинской дисцип ­ лины . Па яркнх примерах старшина пока­ зывает, к чему может привести нечеткое выполпенне приказания в военное время. Не оставляя без воздействия ни одного проступка, Жаров в то же время поощряет достойных. Часто можно слышать на ве­ черней проверке об’явлелпе благодарно­ стей матросам за хорошее несение службы, за хорошее и добросовестное отношение к работе. Немало у нас матросов, которые имеют большое число поощрений. Такие воины, как Тимофеев, Выборнов, Певень и многие другие, служат примером для всех. Они старательно изучают свою специальность, со всей серьезностью относятся к выпол­ нению любых заданий. Недавно матросы Тимофеев и Певень вме­ сте с опытными специалистами выходили па дальние расстояния в тундру исправ­ лять повреждение линии связи. Предстоял длительный трудный путь, но, не счита­ ясь ни с чем — ни с ветром, ни с вьюгой, преодолевая большие овраги и снежные заносы, связисты с честью выполнили поставленную перед ними задачу. Вот такие волны неотступно и точно осуществляют те высокие требования, ко­ торые сред’являет Устав внутренней службы к каждому, военнослужащему. Их у нас — подавляющее большинство. Задача старшины и состоит в том, чтобы эти лучшие качества советских воинов — высокую дисциплину, любовь к воен­ ному делу, добросовестпое выполнение лю­ бого приказания командира — воспиты­ вать у каждого бойца. Еак воспитывать? Еонечно, на такой во­ прос исчерпывающего ответа дать нельзя, потому что воспитание людей — это сложный процесс, включающий в себя са­ мые разнообразные методы работы. Но вполне можно сказать, что индивидуаль­ ный подход к каждому человеку есть са- мое испытанное средство воспитания. Стар­ шина 2 статьи Жаров это хорошо пони­ мает. Он знает своих подчиненных, и это помогает ему их воспитывать. Служит у пас матрос Басурмаяов. Неле­ стные отзывы заслужил он своей недис­ циплинированность»}, потому что к вы­ полнению приказаний относится с холод­ ком, за собой не следит, груб с товарища­ ми. Это сразу заметил старшина Жаров. Он взял матроса Басурманова под свое наблю­ дение, часто беседует с ним, не оставляет без внимания ни одного его промаха в службе. И вполне можно поручиться, что индивидуальный метод воспитания даст свои результаты. Придет время, когда ма­ трос Басурманов^ будет благодарить своего старшину за требовательность и строгость. А сознание, что ты помог воспитать у воина лучшие качества, — самое дорогое для каждого старшины. Д. БАХТИН. С ам о е главное ВЫСОКАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИНЫ И СЕРЖАНТА — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СЛУЖБЫ И УЧЕБЫ МАТРОСОВ И СОЛДАТ Результат умелой организации работы Недавно перед отделением старшего ма­ троса Исаева была поставлена задача — произвести переборку и мелкий ремонт отдельных механизмов. Работа предстояла ответственная, и поэтому -каждый матрос старался добросовестно выполнить задание командования. Для того, чтобы ускорить ремонтные ра­ боты, матросам быта, даны определенные задания с указанием срока. Каждый знал свое рабочее место и возлагаемые на него обязанности. Специалисты работали не покладая рук. Они боролись пе только за отличное качество работ, но и за сокраще­ ние сроков ремонта. Механизмы отремон­ тированы досрочно и с хорошим качеством. Особенно отличился на ремонте стар­ ший матрос Вахрушев. Он доброкачествен­ но отремонтировал механизмы, выпол­ нив задание раньше срока. Ему, как опыт­ ному специалисту, сейчас поручено обслу­ живать более сложное заведывание. Прекрасные образцы в работе покачали также отличники боевой и политической подготовки старшие матросы Долженков и Пискуноз. Эти товарищи на всех провер­ ках получают отличные оценки. Недавно на практическом занятии они образцово решили поставленные перед ними задачи, продемонстрировали возросшее мастерство. Пх достижения — это прежде всего ре­ зультат добросовестного отношения к слу­ жебным обязанностям старшины отделения старшего матроса Исаева. ; Р. АЛЕКСАНДРОВ.’ Что является самым важным в деятель­ ности старшины и сержанта? Ответ на этот вопрос может быть только один: са­ мым важным является воспитание подчи­ ненных в духе горячего советского патри­ отизма, любви к военному делу и своей специальности, в духе высокой сознатель­ ной дисциплины. Вполне понятно, что успешное выполне­ ние этой почетной и ответственной задачи требует от каждого командира <п началь­ ника большого напряжения сил и энергии, много упорства и настойчивости. Чтобы от­ вечать тем высоким требованиям, которые пред'явлены к старшине и сержанту, надо, прежде всего, привить себе все качества, которые присущи советскому командиру. Никто ве должен кичиться своими знания­ ми, как бы велики они ни были, а упорно и систематически заниматься, повышая свой идейно-политический и военный уро­ вень. Необходимо в совершенстве владеть командирскими навыками и эти навыки неустанно оттачивать. Личный -пример в службе, уч^бе и дис­ циплине — вот важнейшее средство вос­ питания подчиненных. Уж кто-кто, а стар­ шина и сержант должен быть образцом для матросов и солдат во всем: в точном со­ блюдении Военной присяги, уставов п на­ ставлений, в безукоризненном выполнении приказов командира. Но личный пример старшины — это одна сторона дела. Другая, такая же важ­ ная— умение воспитывать и обучать под­ чиненных. ** Старшина обязан постоянно пом­ нить, что воспитание бойца — дело слож­ ное, оно должно быть разносторонним. Ведь наш советский воин — это человек политически сознательный, с высоким мо­ ральным обликом, глубоко понимающий свой долг защитника Родины. Он должен в совершенстве владеть вверенным ему оружием, быть умелым и сноровистым воином. Если же говорить о привитии воинам высокой дисциплины , то в первую очередь надо, -конечно, напомнить о постоянной требовательности старшины к своим нод- чпненным. Без требовательности — твер­ дой и справедливой — не может быть по­ рядка. Служит у нас сержант Шишкин. Видно по всему, что далеко не полностью пони­ мает он свои задачи, как командир и вос­ питатель подчиненных, и поэтому в его деятельности мпого серьезных упущений. Редко можно увидеть, чтобы сержант Шишкин побеседовал с бойцами, непри­ нужденно поговорил с ними. Вместо этого он, как цравпло, занимается голым адми­ нистрированием, видимо, всерьез думая, что окрик, грубость и даже брань — это и ссть требовательность к подчиненным. Не случайно отделение, которым командует Шишкин, пе блещет ни дисциплиной, ни службой, ни учебой. Это прямой результат неправильной дисциплинарной практики, ошибочных* методов воспитания. Однажды сержант Шишкин быт дежур­ ным по подразделению. И вот видит он, что солдат Гаврилов намеревается совер­ шить самовольную отлучку. Что же пред­ принял дежурный? Ничего. Он сделал вид, будто не замечает проступка солдата, и дал ему возможность уйти. Можно поду­ мать, что это было потворствование нару­ шителю дисциплины со стороны сержанта Шишкина, однако «ларчик открывается не так просто». Оказывается, солдат Гаврилов кот дл-то в разговоре нанес оскорбление Шишкину, и тот оставил это без внимания, не наказал виновного, а теперь, решив «отомстить», дал возможность Гаврилову совершить проступок, чтобы наказать его сразу за все. Разве допустимы подобные методы? Ведь устав учит, что каждый военноаду- жащий обязан удерживать товарищей от дурных проступков, и кому-кому, а сер­ жанту следует в этом отношении подавать пример прежде всего. П не должен ли сер­ жант Шишкин принять на себя большую вину за то, что солдат Гаврилов недисци­ плинирован, часто нарушает установлен­ ные порядки, проявляет грубость в обраще­ нии с товарищами? Если он подумает над этим как следует, то увидит, что его не­ правильная, если не сказать порочная дис­ циплинарная практика лишь способствует нарушениям диецналины и наносит боль­ шой ущерб воспитанию воинов. f Еонечно, приведенный пример с сержан­ том Шишкиным не является характерным для наших старшин и сержантов. У нас в подразделении немало таких товарищей, у которых многому можно поучиться. На­ пример, старшие сержанты Томов в Бо­ гоявленский. Хорошо и умело воспитывают они своих подчиненных: требовательны и чутки к людям, сами примерны во всем, знающие военное дело командиры. И их заслуженно уважают бойцы за это. В уче­ бе, службе в дисциплине бойцы, подчи­ ненные старшим сержантам Томову и Бо­ гоявленскому, идут в первых рядах. Большое доверив оказано старшинам и сержантам, ответственные на них возло­ жены задачи. Всегда помнить об этом дол­ жен каждый из нас. Старший сержант И. ТРИПУК. Воспитание стойкости Физическая закалка, стойкость и вы­ носливость являются, как известно, каче­ ствами, необходимыми каждому советскому воину. Еакое большое значение имеют эти качества, видно на примере, о котором мне хочется рассказать. Служпл у пас на катере матрос Еудря- шов. Это был здоровый парень, высокого роста, крепкий. По физически он был не развит, спорт пе любпл, от занятий фпз- культу]юй всячески уклонялся. Полной противоположностью ему в этом отношении являлся матрос Романов — страстный физкультурник и отличный воип. Романов решпл во что бы то ни ста­ ло привить Кудряшову любовь к спорту. Оп в дружеских беседах рассказывал ему, что такое спорт, приглашал с собой на ста- дпоп. Кудряшов первое время смотрел па все спустя рукава. Но постепенно ею от­ ношение к спорту менялось. При под’емс Романов предлагал ему пробежать 200 метров, а после бега позаниматься гимна­ стикой, поупражняться на турнике, на брусьях. При этом он сам показывал, как надо действовать. Вначале У Кудряшова были, конечно, неудачи, по систематиче­ ские тренировки даром но пропали. Он стал ловче?, энергичнее, занятия физкультурой подтянули его. Время шло. Еудряшов сдружился со спортом, каждую свободную минуту стал отдавать занятиям фпзкультурои. Закончилась Великая Отечественная война. По для катерных тральщиков война еще продолжалась. Надо было очистить воды от вралгеекпх мпп. «Труженики моря» приступили к выполнению этой почетной задачи. Однажды катер пришел в район траления. Работа шла. как обычно, с азар­ том. Вдруг начал разгуливаться ветер. Ка­ тер сильно кренило. Убрав тралы, мы начали уходить в ба­ зу. Все были внизу, в машинном отделе­ нии, за исключением матросов рулевого Николая Иванова, дежурного сигнальщика Пвана Романова и командира. Нос катера стремительно опускался, словно зарываясь в воду, а корма взлетала вверх. Держась за поручни, чтобы пе быть смытым в море, командир подошел к рулевому Иванову и приказал ему иттп в кубрик отдыхать, а сам стал за штурвал. В такой шторм катер может вестп лишь опытный, умелый и сильный человек. Чтобы катеру лечь на правильный курс, его надо было подставить бортом к волне. Командир положил руль лево на борт. Пра­ вый борт кренился все ниже. Волны уже попадали на палубу. Все замерли. По ни одни моряк не растерялся. Эти несколь­ ко мгновений казались бесконечно дол­ гими. По вот, наконец, борт поднялся. Волны отхлынули. Сделав разворот, катер стал снова носом к волне. Тогда лейте­ нант вызвал Кудряшова к приказал ему стать за штурвал, а сам пошел в рубку. Ветер, казалось, уже начал утихать, п можно было ожидать, что в скором времени испытать свои силы на ос.сьо ответствен- Еомандир обдумывал решение. Как же это сделать? Расстрелять — невозможно, ибо катер, как щепка, взлетал с одной волны па другую. На шлюпке тоже подойти нель­ зя из-за опасности толкнуть мипу бортом. Остается только один выход — добраться к мине вплавь в уничтожить ее. Рядом с командиром стоял матрос Рома­ нов. Словно угадывая мысли лейтенанта, он сказал: — Разрешите, товарищ лейтенант, мне? — Нет, товарищ Романов, не разрешаю. Позовите ко мне Иванова. — Товарищ Иванов, вы можете стоять за штурвалом? — спросил командир, когда тот подошел к нему. — Так точно, могу. — Идите становитесь за штурвал, а Куд­ ряшова пришлите ко мне. И вот Кудряшов стоял перед команди­ ром. — Вы знаете, товарищ Кудряшов, зачем я вас вызвал? — Догадываюсь, товарищ лейтенант. — Как вы себя чувствуете, не устали? — Никак нет, чувствую хорошо. — Так вот, у нас остается только одно средство уничтожить мину: добраться вплавь, надеть на нее подрывной патрон и взорвать. Задача нелегкая и притом опас­ ная. Подумайте, сможете вы ее выпол­ нить? У Кудряшова появилась радостная улыбка на лице. Наконец-то он сможет совсем утихнет. По вдруг сигнальщик до- лолгпл: «Справа по носу мина!» Впереди на волнах качался черный шар. Мина была поставлена, видимо, неглубоко, и когда разыгрался шторм, то минреп не выдер- жал. лопнул, и она всплыла наверх. Надо во что Оы то пи стало мину подорвать. пом деле. А в том, что он подплывет к мli­ ne и подорвет ее, у него сомнений не было никаких. — Так точно, товаршп лейтенант, вы­ полню. Разрешите приступать к выполне­ нию задания? — сказал он. _ — Приступайте. Павел нагаал тщательно* готовить все, что требуется для взрыва мины. Приготовления былп окончены. Теперь все впереди. Кудряшов, казалось, не волно­ вался, оп шутпл с товарищами, был бодр. По в последнюю минуту подошел к Рома­ нову. — Письма мои все в рундучке, — ска­ зал оп шопотом. — В случае чего... Они крепко обнялись. Командир, меня­ ясь в лице, наблюдал за всем этим, видно было, что ему нелегко, хотя он и старался показать, что все нормально и волноваться нечего. Море попрежнему пенилось. Чтобы плыть в такое волнение, надо обладать большой силой, ловкостью и умением. Командир подошел к Кудряшову, пожал ему руку, дал последние указания. Павел еще раз обвел глазами товарищей, стояв­ ших на палубе, и бросился за борт. Смуг­ лое тело, перепоясанное ремнями, скры лось в пене. Через минуту черная голова показалась за гребнем волпы и опять скрылась. Мы былп уверены в Кудряшове, пи один из нас не мог даже подумать, что он не доплывет. Мы знали, что его богатыр­ ская фигура теперь развита физически, закалена. Кудряшов плыл плавно, переби­ раясь с одного гребня волны на другой. Волны поднимались высоко, будто стараясь преградить путь к миле, солеиая вода по­ падала в рот. Кудряигов пе думал ни о чем, у него было только одно стремление— под­ плыть к мине и взорвать се. Оп знал, что он не один среди бушующих воли, за ним с катера наблюдают его товарищи, они ждут от него иодвнга. Черный шар с каж­ дой минутой приближался. Половина рас­ стояния уже была преодолена. Он с трево­ гой отмечал, чго с каждой минутой ему становится все труднее п труднее. Кудряшов чувствовал свое тело отяже­ левшим, когда подплыл к мине. Он осто­ рожно обошел вокруг нее. Мина силь­ но качалась на волнах. Приходилось напрягать все усилия, ловко маневриро­ вать. чтобы не столкнуться с ней. Матрос прикрепил к мине подрывной патрон и от­ плыл в сторону с бикфордовым шнуром, снял изоляционную ленту с пакета, в котором были еппчкп и папироса, лег на спину. Держа высоко в руках спички, он раскурил папиросу и приставил ее к шну­ ру. Шнур загорелся. С волнением наблю­ дали с катера за действиями Кудряшова заботливые глаза его товарищей. А он. напрягая все усилия, быстро по­ плыл от мины. «Только бы не оглушило», — волновался на ватере командир. Павел нырнул. В это время взметнулся в небо черный столб дыма, и эхо взрыва раска­ тилось на просторах моря. Со свистам пролетел осколок. Кудряшов лежал на волнах и делал ка- кпе-то зпаки руками. Все радостно крик- пулн: «Плывет!». Катер сделал крутой разворот и пошел на место, где недавно бы­ ла грозная опасность. Павла подняли на палубу. — Ты ранен! — крикнул Романов. Действительно, небольшой осколок мины врезался в плечо, по рана была несерьез­ ной. Все товарищи пожимали Кудряшову руку. — А скажи. Павел, трудпо было плыть? — спросил Романов. — Да, Ваня, прпзпаться тебе по правде, хватило сил лишь потому, что закалял себя Физически. Если бы не занимался спортом, то никогда ::е доплыл бы в такой шторм. Помогла мне Физическая закалка. И. шиян. - и в - Беседы — матросском кубрике Наступил час отдыха. Кубрик запол­ нила большая группа матросов. Среди них -и те, кто не так давно пришел слу­ жить на корабль, и тс, кто хорошо знает морскую службу, не раз участвовал в походах и побеждал морскую стпхпю. Все они собрались послушать рассказ бывалого моряка, ветерана Великой Оте­ чественной войны мичмапа Власова. На стене — карта нашей Родины и карта северных морей. Мпчмап Власов начал свою беседу: — Экипаж нашего корабля всю войну выполнял одно боевое задание за другим. Мы осуществляли конвойные опера­ ции, участвовали в потоплении враже­ ской подводной лодки, высаживали де­ санты и занимались тралением мин. Стоило выйти в море, как со все* сторон наседали вражеские самолеты или подкарауливали подводные лодки. Люди сутками не уходплп с боевых дз- СТ 0 В 7 но не было такого задания, кото­ рое осталось бы невыполненным. Все матросы и старшины проявляли нскио- чптельную стойкость и мастерство и всегда выходили из сражений с врагом победителями. Когда победоносно закончилась войпа, на долю нашего экипажа выпала другая важная задача: нужно было заняться очисткой наших Вод от мин врага. И тут старшины и матросы показали образцы самоотверженности и отваги. Вы все видели кинофильм «Голубые дороги». Там наглядно показана работа минеров, когда они подходят на тузике к плавающей мине и, подвесив подрыв­ ной патрон, уничтожают ее. Вот точно так же работали и наши минеры мичман Лазарев, старшина 1 статьи Миронов и другие. Своими руками они подорвали несколько немецких мин. Мо­ ряки нашего корабля уничтожали пла­ вающие и вытраленные мины и путем расстреливания. Попасть в плавающую мину с хода не так просто. Корабль, приходилось останавливать. Этот способ не стал удовлетворять нас. Совершен­ ствуясь в стрельбе по мпнам, старшина 1 статьи Фролов и старшина 2 статьи Гаврилин научились расстреливать пх с хода, причем с первого залпа. 1 Матросы внимательно слушают мич­ мана. Они не пропускают ни одного сло­ ва и следят за каждым движением укзз- ки. которой мичман показывает на карте места, где корабль выполнял задания. Не совсем верилось, что простые люди могли совершать такие богатырские де­ ла. — Какие же матросы былп тогда на корабле? — спросил кто-то. Мичман, улыбаясь, ответил: — Самые простые советские люди.- Были у нас и «старички», и в вашем возрасте, но у всех была одна цель — победить врага. Чувство ответственности ва защиту своей Родины, чувство пре­ данности своему народу и патриотизм порождали в наших людях отвагу и ге­ роизм. Одно нужно запомнить на всю жпзнь: знание а дисциплина побеж­ дают все! И вы должны еще лучше осваивать свою специальность, совер­ шенствовать знания до мастерства, всег­ да быть верными приказу командира. Я вам рассказал все это для того, чтобы напомнить, как важно и необхо­ димо быть во всем дисциплинированным, самоотверженно выполнять свой воин­ ский долг перед Родиной. Следуйте во всем примеру участников Отечественной войны, учитесь на их опыте. Так закончил свою беседу мичман Власов. Его простые и яркие рассказы матросы слушают всегда с большим вни­ манием. Надо, чтобы каждый старшина в своей повседневной деятельности больше общался с личным составом, чаще бесе­ довал с матросами, как это делает мич­ ман Власов. Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПНО, Личный пример командира Честно в добросовестно служит своей Родине младший сержант Карпичев. В его карточке взысканий и поощрений значится 17 благодарностей. Благодаря упорной и настойчивой учебе Карпичев имеет несколько военных спе­ циальностей. Свой богатый опыт он забот­ ливо передает своим товарищам по службе,- Являясь наводчиком, он помогает овладе^ вать знаниями устройства материальной части приборов комсомольцам Козлову,- Глибину и другим. Сам Карпичев служит примером для всех солдат и сержантов подразделения* У него они учатся добросовестно изучать {военное дело, быть дпециплпнправапныма н исполнительными. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. З А Д А Ч А ВЫПОЛНЕНА Отделение старшины 2 статьи Ппзавец- кого с каждым днем^добивается все иовых п новых успехов в боевой л политической подготовке. Па-днях его отделению пред­ стояло сдать одну из задач. Старшина Низавецкии тщательно подготовился к ией и вместе со своим подчиненным матросом Устиновым при выполнении задачи пока­ зал отличную выучку. Пх действия на бое­ вом посту были быстрыми и умелым?. За успешную сдачу задачи старшина грушщ об'явил Нпзавецкому благодарность. Старшина 1 статьи Н. ГАВРЫШЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz