На страже Заполярья. 1950 год. Март.
I 7 uaprra 1950 ft. f t 5T (3GG4T. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я VI партийная конференция Северного флота Больше внимания идейному воспитанию коммунистов V I партийная конференция Северного Ьлота приступает б обсуждению второго пункта порядка дня — отчета о работе партийной комиссии. Докладчик по этому вопросу говорит о том, что 8а отчетный период ряды флотских большевиков окрепли. В них влилась груп па передовых воинов, отличников боевой п политической подготовки, дисциплиниро ванных, горячо преданных нашей социа листической Родине. Однако еще не все напш партийные организации в своей ра- k боте строго руководствовались решениями W ЦК ВКП(б) о порядке приема в партию, не всегда тщательно проверяли деловые и по литические качества каждого вновь при нятого в ряды ВКП(б). Кое-где имеются елеменгы самотека и несерьезного подхода к приему в партию. Это привело к тому, что в некоторых партийных организациях не сумели про явить должной бдительности, дали возмож ность вступить в ряды ВКП(б) людям, не достойным еще высокого звания комму ниста. Например, партийная организация, возглавляемая тов. Панковым, приняла в партию нарушителя воинской дисциплины. Центральный Комитет ВКП(б) требует от коммунистов серьезного, строгого подхо да к даче рекомендаций вновь вступающим в партию. Между тем, не все еще коммуни сты флота дают себе отчет о важности этого требования Центрального Комитета. Ни чем иным нельзя об яспить, например, тот факт, что тт. Барышев и Газизов веко* • мендозали в партию человека, который по своим качествам далек от нашей партии. Барышева и Газизова следовало привлечь к строгой ответственности за легкомысленное отношение к даче партийных рекомендаций. Политработник, который должен был это сделать, ограничился лишь беседой с ними. Устав ВКП(б) требует, чтобы вступа ющие в члены партии представляли реко мендации трех членов партии, знающих их по совместной работе не менее одного гоза. А вот коммунисты Совушкпн и Солодов нарушили устав, дали рекомендацию товарищу, которого знали менее года. Примером легкомысленного отношения к приему в члены ВКП(б) может служить и такой факт. В одной из организаций в пар тию был принят старшина 2 статьи Подо- сеноо. А через четыре месяца после приема его эа нарушение дисциплины исключили. Подобных случаев легкомысленного под хода в делу можно привести немало. По л то же время мы имеем и факты перестра ховки со стороны некоторых политработни ков и руководителей партийных организа ций, которые без причин задерживают прд- ем в ряды ВКЩб) людей, вполне проверен ных на работе, достойных быть в больше вистской партии. В одной из наших частей было отказано в приеме из кандидатов в члены партия старшине 1 с-г$ьи Батищеву, якобы за низкую подгопжку и слабое знание воин ских уставов. Между тем, кандидат в члены ВКЩб) с 1947 года. тов. Батищев вырос в этой части от матроса до старшины 1 статьи, отличник боевой и политической учебы, за всю службу не имеет взысканий. Он избран секретарем комсомольской орга низации корабля и хорошо справляется с этой обязанностью. Пмя тов. Батищева занесено на Доску почета. Он организовал хорошую самодеятельность, помогающую личному составу корабля интересно прово дить свой досуг. Спрашивается, почему же тов. Батищев оказался «неподготовленным»? Дело в том, что ему устроили форменный экзамен при приеме в партию. Было задано множество теоретических вопросов. Он не сумел отве тить только на один из них. И этого бьпо достаточно, чтобы хорошего, честного, про веренного на практической работе кандида та партии не приняли в члены ВКП(б). Необходимо нашим партийным организа циям всесторонне, глубоко, объективно изучать принимаемых в ряды ВКПСб). Тог да и не будет подобных явлений. — Большая работа, — говорит доклад чик, — предстоит нам и в деле воспитания молодых коммунистов. Как здесь уже отме чалось, во многих Mecraix воспитательная работа с ешмп еще не поставлена на долж ную высоту. Они слабо вовлекаются в ак тивную партийную жизнь, не получают должной помощи в повышении своего идей но-теоретического уровня. В результате от дельные кандидаты партии не проявляют авангардной роли в службе и дисциплине. Много еще недостатков и в деле укре пления нашей бдительности. Правда, в 1949 году у нас снизилось количество случаев потери партийных документов. Но они еще имеют место, особенно в тыловых органах. Необходимо и в этой области под нять требовательность с тем, чтобы пол ностью ликвидировать подобные позорные явления. А возможность для этого у нас есть. Партийные организации и политорганы флота еще не уделяют должного внимания вопросам укрепления семьи, не ведут среди членов и кандидатов партии решительной и принципиальной борьбы с пережитками капитализма в быту. Надо по всем линиям общестленного воздействия бороться за мо ральную чистоту коммунистов. По докладу развернулись прения. Вы ступающие приводили немало примеров, подтверждающих еще слабую борьбу наших партийных организаций за авангардную роль коммунистов. Тов. Прохоров свое выступление посвя тил задачам культурно-просветительных учреждений в деле укрепления советской морали и этики среди коммунистов п всего личного состава. Он отметил, что следует больше читать лекций на эти темы на ко раблях и в частях, помогать клубам в ор ганизации мероприятий, направленных на повышение политического и культурного урозня моряков. Делегаты конференции отмечали, что многие партийные организации не сумели еще по-настоящему охватить своим влия нием всех членов и кандидатов партии. В результате отдельные коммунисты, особен но молодые, предоставленные самп себе, от рыв*ются от коллектива и совершают по ступки, порочащие звание большевика. Выступавшие отмечали, что надо поста вить нашу партийную работу так, чтобы предупреждать случаи аморального поведе ния. Для этого необходимо умело сочетать высокую организацию службы на кораблях н в частях с индивидуальной воспитатель ной работой. В своих выступлениях делегаты конфе ренции приводили иного примеров отлично го служения Родине. Так, например, моло дые коммунисты Пермяков, Титоренко, Во ронежский, Маслов, Пивоваренко и многие другие неустанно совершенствуют свое воинское мастерство, повышают политиче ские .знания. Они завоевали у своих това рищей заслуженный авторитет. Надо до биться, чтобы все наши коммунисты также иг, деле проявляли свою авангардную роль в боевой учебе и службе. 13 адрес конференции поступили привет ственные телеграммы от партийной кон ференции Военно-Морских учебных заве дений п от Полярного райкома ВКП(б). Обсудив деятельность партийной ко миссии за отчетный период, делегаты принимают решение, направленное т улучшение работы по приему в рящ ВКЩб) и воспитанию коммунистов. Поступает предложение послать привет ствие нашему гениальному вождю н учи телю всего прогрессивного человечества тозаршцу Сталину. Все присутствующие в едином порыве встают и бурными, долго не смолкающими овацшгми приветствуют великого Сталина, ведущего советский на род от победы к победе. В этом приветствии делегаты партийной конференции от имени всех флотских большевиков клянутся товарищу Сталину приложить все свои силы для дальнейшего укрепления морских рубежей нашей Роди ны, для падежной охраны мирного, созида тельного труда советского народа, строя щего коммунистическое общество. Делегаты стоя, с большим воодушевле нием ноют партийный гимн «Пнтернациог нал». VI партийная конференция Северного флота заканчивает свою работу. В помощь руководителю политических занятий В совершенстве знать свою специальность и обязанности своих товарищей по боевымпостам долг каждого советского моряка День выборов в Верховный Совет СССР моряки отделения радистов, кото рым командует старший матрос Андреи Каслин, встречают высокой боевой выучкой, отличной успеваемостью на политических занятиях. Радисты в любых условиях обеспечивают кораблю бесперебойную связь с бе регом и другими радиостанциями. З а . безупречную службу и примерную дис циплину старшин матрос А. Каслин и ею подчиненные имеют ряд поощрений от командира. _ НА СНИМКЕ : комсомолец старшин матрос Андреи Каслин (слева) наблюда ет за передачей радиограммы матросом Аркадием Сизовым. Фото Н. Высоцкого. Каждый день приносит радостные вести о победоносном строительстве коммунизма в нашей стране. Руководимый большевист ской партией, советский народ досрочпо выполняет план послевоенной сталинской пятилетки. Минувший 1949 год ознамено вался новыми выдающимися достижениями в промышленности, па транспорте, в сель ском хозяйстве, в науке и искусстве, в по вышении материально-культурного уровня жизни советских людей. С каждым днем все могущественнее, все краше становится наша любимая Родина — оплот и надежда трудящихся всего мира. Па наших глазах рождаются величественные черты комму низма. Пз отдаленной мечты человечества коммунизм стал нашим ближайшим буду щим, нашим завтрашним днем. «Уверенно двигаясь вперед по пути к коммунизму, советский народ п его Воору женные Силы не вабывают об опасности новой войны, подготовка которой открыто ведется империалистами Соединенных Штатов Америки и Англин, стоящими во главе международной реакции». (Приказ ЭД 100 Министра Вооруженных Сил). Советский народ ни на минуту не забы вает о происках поджигателей новой вой* пы. Выполняя указания своего вождя и учителя товарища Сталина, советский на род бережет, как зеницу ока, Вооруженные Силы, укрепляет обороноспособность нашей страны. Постоянная боевая готовность Со ветской Армии и Военно-Морского Флота является залогом безопасности нашей Ро дины и прочного мцра во всем мире. В годы войны советские воины с честью и достоинством выполнили свою великую освободительную миссию. Под руководст вом большевистской партии, под водитель ством гениального полководца И. В. Сталина советские воины уничтожили грабительские полчища фашистских за хватчиков, освободили порабощенные наро ды Европы от гитлеровского ига. Сейчас все народы мира смотрят на Советскую Армию, Авиацию и Флот, как на силу, незыбле мо стоящую на страже мира, своим могу ществом, своей высокой и постоянной бое вой готовностью предостерегающую поджи гателей новой войны от кровавых авантюр. Задачи советских Вооруженных Сил в мирный период определяются величествен ными задачами строительства коммунизма в нашей стране. В этом грандиозном строи тельстве воины, как и все советские люди, принимают активное участие. Оно выра жается в том, что напш воины охраняют мирный, созидательный труд своих сооте чественников, стоят на страже государст венных интересов советской Родины. Священным долгом военнослужащих яв ляется защита своей Родины — Союза Со ветских Социалистических Республик. Но, чтобы с честью выполнять своп почетные и ответственные обязанности, каждый со ветский воин должен глубоко овладеть не обходимыми военными и политическими енаниямп, воспитать в себе такие качест ва, которые обеспечат ему превосходство над противником в бою. Воин обязан быть высокодисцнплинпрованным, умелым и храбрым защитником своего Отечества. Задача всего личного состава Советской Армии, Авиации и Флота состоит в том, чтобы изо дня в день повышать уровень своего военного мастерства на основе пере дового опыта войны и дальнейшего разви тия военной науки и техники. По уставу каждый воин несет личную ответственность за защиту своей Родины— Союза Советских Социалистических Рес публик. Такая ответственность выражает ся, прежде всего, в постоянной готовности воина по приказу Советского правительст ва выступить на защиту своей Родины. Согласно клятве—Присяге советский воин обязан защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жпзнп для достижения полной победы над врагами. Понятие личной ответственности воина за защиту Родины выражается в мирное время в том, что воин упорно и настойчи во, не жалея своих сил и времени, приоб ретает те знания, навыки, качества, кото рые требуются от него в современном бою. Для этого он под руководством своих командиров и начальников изучает уставы, инструкции и наставления, действует вез де и всюду согласно их требованиям. Для достижения той же цели он проходит бое вую подготовку, осваивает опыт Великой Отечественной войны п практически при меняет его в ходе боевой учебы. Воин на стойчиво овладевает учеппем Ленина — Сталина, повышает свой идейно-политиче ский уровень, свое сознание. Быть созна тельным советским воином, это значит по нимать политику Советского государства и большевистской партии, знать вадачи на ших Вооруженных Сил. добросовестно вы полнять свой воинский долг, строго соблю дать воинскую дисциплину, отлично энать свою специальность и мастерски пользо ваться в бою своим оружием. Техническая оснащенность наших Вооруженных Сил исключительно велика и вполне соответ ствует тем задачам, которые они призваны решать. Грозное современное оружие, богатая боевая техника вверены и военным моря кам. Каждый наш корабль представляет собою комплекс совремепной боевой техни ки, конкретпоо воплощение творческой научно-технической мысли советских уче ных и инженеров, результат огромного п напряжеппого труда рабочих десятков за водов и фабрик. Но для того, чтобы боевая техника превратилась в грозную силу, надо ее освоить и паучпться правильно исполь зовать в любой обстановке боя. Знать бое- пую технику в совершенстве, уметь отлично использовать ее в бою — священный долг поенного моряка. * Летопись Великой Отечественной войны полна примерами сочетания отваги и стой кости военных моряков <• их высокой бое вой выучкой, с отличным знанием своего | оружия. I Приведем вдесь хотя бы одна та кой пример. Катер'-охотнпк был ата кован авиацией противника. В пер вые же минуты боя командир пере дал управление огнем своему помощ нику, а сам стал руководить манев рированием. Спгналыцик и сам коман дир внимательно следили аа вражескими самолетами. Мгновенно следовала команд.*, катер резким н неожиданным для врага поворотом изменял курс, и бомбы падали мимо. На руле стоял старшина 2 статьи Куш- нпн. Он обладал не только большой физи ческой силой, но и отлично знал свою спе циальность. Это позволяло ему при шести бальной волне на полном ходу катера бы стро и точно выполнять приказания коман дира. Переложив руль, Кушнин успевал еще следить и за тем, что делалось в воз духе. Юнкереы группами пикировали на катер, тяжелые бомбардировщики сбрасы вали бомбы с горизонтального полета, но катер неизменно уклонялся от прямых попаданий бомб. Экипаж действовал дружно, умело, стойко. Старшина группы мотористов Омельяненко и его подчиненные хорошо знали свою технику и понимали, как важна сейчас для катера скорость хо да. Они тщательно следили за работой мо тора и быстро устраняли повреждения от осколков. Большие трудности преодолевали в этом бою пулеметчики и комендоры. Катер силь но бросало на волне. В окулярах прицела показывался силуэт самолета, а через мгновение наводчик ввдел вспененную во ду. Порой казалось, что в таких условиях бессмысленно вести огонь, однако орудий ные расчеты не прекращали огня и вместе с пулеметчиками не позволили ни одному самолету вести прицельное бомбометание. Атаки вражеских самолетов оказались безуспешными. Командир орудия Панаев сам устанавливал прицел и целик, следя 8а трассами снарядов. Штатный же навод чик прицела и целика Смирнов работал ©а наводчика. Наводчик Кривощеков выполнял обязанности замочного, подносчик снаря дов Курицын подавал снаряды на руки, поскольку в такую качку их нельзя было класть на мат. Поменявшись местами, но мера расчета действовали точно ж слажен но. Сказались многочисленные и упорные тренировки. Пулеметчики главный старшина Грек и краснофлотец Слепцов встретились в этом бою с другими трудностями. Вследст вие длинных очередей стволы их пулеметов накалились. Волна захлестывала оружие, и соль оседала на трущихся частях, соединя лась со смазкой, вызывала ваадания, пу лемет не выбрасывал гильзу. В таких слу чаях Грек или Слепцов хладнокровно и быстро отстопоривали барабан приемника, удаляли ершиком соль, делали перезарядку, и крупнокалиберный пулемет начинал дей ствовать как раз в тот момент, когда это больше всего требовалось. В течение боя каждый из пулеметчиков 3— 4 рааа про чищал свое оружие. Налет вражеской авиации был отбит. Что же помогло экипа жу катера отбить налет авиации противни ка и сбить самолет? Несгибаемая стойкость и высокая боевая выучка воинов, живо творный советский патриотизм, безгранич ная любовь к своей социалистической Ро дине. Отсюда вывод: сила воина — в вы сокой политической сознательности, в от личном знании своей специальности, в умении применять свое оружие. Мы рассказали о катерниках. Но стать же хорошо владели своей специальностью и подводники, и летчики, и морские пехо тинцы, и воины всех родов оружия. Матро сы и старшины самых различных флотских специальностей — котельные п трюмные машинисты, сигнальщики, минеры, боцма ны, турбинисты, электрики, дальномер щики, торпедисты, рулевые, радисты пока зали себя в годы войны подлинными ма стерами боевой выучки. На каждом кораб ле, принимавшем участие в Отечественной войне, свежп в памяти личного состава боевые эпизоды, характеризующие отлич- иое знание моряками своей специальности. Целесообразно -широко использовать эти эпизоды па политических занятиях, на глядно показать, какую силу приобретает матрос или старшина, если его высокие моральные качества сочетаются с отличным знанием своего оружия и умением исполь зовать его в бою. Любая специальность на корабле важна для достижения боевого успеха. Корабль наносит удар по врагу снарядами или тор педами, но для того, чтобы артиллерийский огонь пли торпедная атака дали должные результаты, нужен напряженный труд п высокая выучка не только орудийных или торпедных расчетов. Боевой успех корабля зависит также от выучки, например, спе циалистов электромеханического подраз деления. Оно даст кораблю нужный ход и обеспечит сочетание огня с маневром. Об щий успех зависит и от сигнальщиков, от личного состава штурманской боевой час ти, от радистов и всех других матросов и старшин, распределенных по постам, со гласно боевому расписанию. Корабль — единый организм, созданный для боя, и все части этого организма всегда находятся во взаимной связи п дополняют одна другую. Необходимо, чтобы каждый матрос отчетливо представлял свое место в общей организации службы па корабле, свою роль в бою. Тогда оп почувствует от ветственность за свое дело, за свой боевой пост, за весь корабль, а это и есть конк- 1>етное выражеппе личной ответственности па защиту своей Родины. Каждый механизм п прибор на корабле требуют заботливых рук и горячего сердца. Нужно любить свою специальность, гордиться своим оружием, верить в него. Надо пе жалеть сил и време ни Для заботливого ухода за техникой, содержать се в постоятюй боевой пг товнпггп. Каждый механизм и прибор надо любить, изучать н перечь. В этом сила советского иоешмго моряка. Овладение своей специальностью состав ляет сущность боевой подготовки воинов. Статья 461 первой часта Корабельного устава гдасиг. «Задачей боевой подготовка является доведение боевой выучки, зна ний, навыков и тренировки личного соста ва корабля в области использования ору жия, боевой техники с тактических прие мов до такой степени совершенства, ко торое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообраз ных условиях обстановки». Согласно Ко рабельному уставу, подготовка матросов и старшин имеет целью воспитать в них непоколебимую верность Военной присяге, развить и укрепить наступательный боевой дух, привить твердые знания для полного освоения заведуемой части г доведенные до автоматизма навыки для выполнения обя занностей по боевому расписанию, вырабо тать инициаттау, дать необходимые навы ки в морской практике и приучить к вы носливости в походной морской обстановке. Таким образом, задача подготовки ма тросов и старшин заключается в том. что бы развивать у них все их боевые качест ва как физические, так и моральные. Ус тав предусматривает, что, например,- авто матизм в действиях на боевом посту дол жен сочетаться у матроса с глубоким соз нанием своего воинского долга, верность Военной присяге с твердыми знаниями и навыками по специальности, точное соблю дение инструкций и наставлений о разум ной инициативой в бою. Решение задач боевой подготовки дости гается путем занятий, различного вида учений и боевых упражнений, проводимых в строгом соответствии с требованиями ус тавов и организационно-методическими ука заниями. Но как бы хорошо ни были орга низованы на корабле занятия я трениров ки по специальности, советский морю не должен ограничиваться только тем, что он получает на них, он обязан использовать каждую возможность для самостоятельного пополнения своих внаний, навыков. Чем больше их будет у него, тем сильнее он станет, а в бою побеждает лишь силь ный духом и умелый воин. Вот почему правильно делают те матросы, которые стараются повышать свои военные я тех нические знания не только в часы занятий, по плану боевой подготовки, но и в сво бодное время, повторяя пройденное, вагля- дывая лишний раз в устав е л и в инструк цию, беседуя с более опытными товарища ми о том, как лучше управлять техникой в различных условиях. Такое усердие в освоении своей специ альности достойно всяческой поддержки и поощрения, и, наоборот, всякое проявле ние неряшливости и нерадивости бойца в освоении техники и ухода га нею строго наказывается. Требовательность командира в данном случае является своеобразной заботой о,подчиненном. Командир не имеет права допустить, чтобы матрос отставал в учебе, допускал проявление недисципли нированности. Такой матрос окажется в бою слабев противника и погибнет вместо того, чтобы самому уничтожить врага. Подведет он и товарищей. Из-за ошибки одного матроса весь корабль не выполнит боевой вадачи или, выполняя ее, может понести большие, ненужные потери. Зна чит, требовательность командира к матросу — не что иное, как забота обо всем ко рабле, о его боеспособности. Выполняя сталинские указания о неус танном повышении своей боевой выучки, воины флота настойчиво овладевают спе циальностью. Расскажем здесь о несколь ких примерах того, как маттюсы и старши ны усердно и сознательно изучают боевую технику, осваивают способы ее использо вания, приобретают именно те навыки и знания, которые требуются от них в совре менном морском бою. Недавно на одном из кораблей Красно знаменной Амурской флотилии состоялась весьма поучительная беседа. Агитатор старшина 2 статьи Соловьев рассказал в кубрике о том, как старший матрос Карпов вышел в ряды отличников. Нелегким был его путь к мастерству. Молодой рулевой Карпов сравнительно быстро изучил тео рию и устройство материальной части, но практические навыки дались ему не сразу. Карпов настойчиво преодолевал трудности. Он подолгу оставался в боевой рубке, кро потливо изучал специальность, осмысливая назначение каждой детали механизмов н приборов, приучил себя разумно использо вать каждую минуту учебного времени п считал день потерянным, если не узнавал чего-либо нового. Карпов часто обращался к старшине, пытливо присматривался к действиям более опытных товарищей, по долгу просиживал над описаниями, черте жами, схемами. Старшина отделения не в кубрике, а непосредственно на боеЕом посту разъяснял Карпову все неясные во просы, которые возникали у него во время самостоятельной учебы. Упорная н настойчивая учеба дала должные результаты. Минувшим летом ма трос Карпов заменил у штурвала старшину 2 статьи Песникова, находившегося в краткосрочном отпуску, и хорошо справился с его обязанностями. Заведыванпе старшего матроса Карпова всегда находится в образ цовом порядке. По содержанию боевой тех ники Карпов занял первое место в подраз делении. Оп любит свою специальность, гордится ею. Забота о повышении боеготовности свое го корабля проявляется у наших передо вых матросов зг старшин не только в том, что опи сами пеустапно совершенствуют свое боевое мастерство, но также и в том, что они выводят в ряды отличников бое вой л политической подготовки весь лич ный состав своих отделений. К числу таких старшин отпосптся О.тимпий Шевчук — старшипа отделения штурманских электри ков. И течете трех лет оп поепт звание отличника боевой и политической подго товки. Г» начале минувшего года он твердо решил добиться того, чтобы его отделение завоевало право называться отличный В отделение прибыл матрос Пленкин, даже не видевший раньше штурманских приборов. Ему пришлось осваивать, факти чески. новую специальность. Старшина 2 статьи Шевчук помогал матросу как только мог. На помощь пришли и другие опытные специалисты. Через некоторое время Пленкпя уже самостоятельно нес хо довую вахту, н когда в походе отказал один из приборов. Пленкин пе растерялся, на-1 шел повреждение и быстро устранил его; По возвращении корабля в базу, командиру боевой части об’явлл Пленкпну благодарг ность. Командование присвоило отделению почетное званпе отличного отделения. Ценный опыт этого отделения сейч&с распространяется и становится достоянием экипажа всего корабля. Примерами усердного, настойчивого «г4 воения своей специальности изобилует бро*4 вая учеба па любом нашем корабле, в Лю бом подразделенип. Задача руководителя политических занятий состоит в том, Что бы использовать эти факты, поставить перед слушателями в качестве образца подлинных мастеров флотской специально сти, призвать слушателей группы подра* жать нм, учиться у них, перенимать их опыт. В то же время целесообразно на двух-трех примерах показать, какой вред боеготовности корабля приносит нерадивое отношение к учебе со стороны отдельны! матросов. Устав требует, чтобы каждый матроб или старппша-специалист умел заменить в бою выбывшего из строя товарища. Это означает, что воин должен знать не только свою специальность, но и обязанности по взаимозаменяемости на боевых постах. Это требоваете определяется огромной ролью боевых постов, являющихся первоназаль- ной и главной клеточкой всей боевой орга4 нвзацни корабля. Весь корабль, как живой организм, состоит из таких клеточек. Его живучесть, его боеспособность зависят от живучести и боеспособности постов, от MaJ стерства воинов, действующих на них, от! того, как они знают свою специальность# насколько хорошо морально и физпческй подготовлены к бою. насколько крепка ни дисциплина. В самых сложных условиях боевой поев должен полностью выполнить свое назна чение. Он может оказаться изолированным от своего командного пункта, потерять о' с ним связь. Если воины поста хорошо! обучены и натренированы, то они самостоя* тельно продолжат выполнение общей зада-* чи, проявят разумную инициативу. Можете случиться и так, что техника и оружие* расположенные на боевом посту, получат повреждения от огня противника. Если личный состав поста хорошо обучен и на-' тренирован, то он немедленно устранив повреждение и продолжит выполнение бое-* вой задачи. Может, наконец, случиться я так, что часть людей на посту выйдет из строя. Оставшиеся воины обязаны заме-» нить товарищей, действовать 8а себя я за' других, но для этого каждый из них должен хорошо знать обязанности по взаимозаме няемости. Опыт войны дает много приме4 ров, говорящих о том, насколько возрастет боеспособность корабля, если его матросы а старшины справляются не только со своими обязанностями, но и умеют заменить вьг* бывшего из строя товарища.- Эти факты, как и весь большой и раз4 нообразный опыт войны, необходимо но4 пользовать сейчас. В период боевой учебь* на всех кораблях следует добиться такого положения, чтобы каждый матрос, незави* симо от того, кем он служит, отлично^ умел заводить пластырь, крепить переборки,- заделывать пробоины, сращивать силовые магистрали, уметь делать все, что го>* требуется для ликвидации повреждений прежде всего на боевом посту. Этого, одна* ко. мало. Па катерах и малых кораблях; где экипаж сравнительно невелик, каждый матрос должен быть готовым в любую ми нуту заменить товарища, даже если тот имеет совсем другую специальность. Заменить товарища — это значит вы-', поднять его обязанности, ввести в строй механизм, если тот поврежден, умело yW равлять им и всеми силами способствовать) успешному решению общей боевой задачи.- Пег нужды рассказывать здесь о способах освоения обязанностей своих товарищей по боевым постам. Этп способы различны и вый>р их зависит от ряда условий: от класса корабля, назначения боевого поста, от уровня подготовки его личного состава, от этапа обучепня и др. По на каждом ко* рабле можно найтп возможности для орга низации такого обучения как в часы пла* повых занятий, так и в свободное время^ Каждый матрос и старшина должны попять, что взаимозаменяемость на боевых постах серьезно повышает боеспособность кораб ля, а время, затраченное на это дело, а лихвой окупается в бою. Волны наших Вооруженных Сил вместе со всем советским пародом участвуют в важнейшей политической кампании — под*1 готовке к выборам в Верховный Совет' СССР. Являясь полноправными гражданами социалистического государства, они демон-* стрпруют высокую политическую актив ность и сознательность, беззаветную про-» данность советскому пароду, коммунпстп-1 ческой парпгп, любимому вождю и учителю товарищу Сталину. Подготовка к выборам в Верховный Со-* вет СССР должна способствовать дальней* шему повышению качества боевой и поли-* тической учебы па флоте, укреплению, воинской дисциплины и уставного порядка’ па кораблях п в частях, повышению их боевой готовности. Одним пз важнейших проявлений патриотических чувств совет скими воинами является овладение имп н совершенство своей специальностью. К этому обязывают наших моряков Военная присяга и те почетные и ответственные задачи, которые поставил перед еосншь морскими силами Министр Вооруженны^. Спл ' " Г.; П А Д А Л К А ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz