На страже Заполярья. 1950 год. Март.

I 7 uaprra 1950 ft. f t 5T (3GG4T. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я VI партийная конференция Северного флота Больше внимания идейному воспитанию коммунистов V I партийная конференция Северного Ьлота приступает б обсуждению второго пункта порядка дня — отчета о работе партийной комиссии. Докладчик по этому вопросу говорит о том, что 8а отчетный период ряды флотских большевиков окрепли. В них влилась груп­ па передовых воинов, отличников боевой п политической подготовки, дисциплиниро­ ванных, горячо преданных нашей социа­ листической Родине. Однако еще не все напш партийные организации в своей ра- k боте строго руководствовались решениями W ЦК ВКП(б) о порядке приема в партию, не всегда тщательно проверяли деловые и по­ литические качества каждого вновь при­ нятого в ряды ВКП(б). Кое-где имеются елеменгы самотека и несерьезного подхода к приему в партию. Это привело к тому, что в некоторых партийных организациях не сумели про­ явить должной бдительности, дали возмож­ ность вступить в ряды ВКП(б) людям, не достойным еще высокого звания комму­ ниста. Например, партийная организация, возглавляемая тов. Панковым, приняла в партию нарушителя воинской дисциплины. Центральный Комитет ВКП(б) требует от коммунистов серьезного, строгого подхо­ да к даче рекомендаций вновь вступающим в партию. Между тем, не все еще коммуни­ сты флота дают себе отчет о важности этого требования Центрального Комитета. Ни чем иным нельзя об яспить, например, тот факт, что тт. Барышев и Газизов веко* • мендозали в партию человека, который по своим качествам далек от нашей партии. Барышева и Газизова следовало привлечь к строгой ответственности за легкомысленное отношение к даче партийных рекомендаций. Политработник, который должен был это сделать, ограничился лишь беседой с ними. Устав ВКП(б) требует, чтобы вступа­ ющие в члены партии представляли реко­ мендации трех членов партии, знающих их по совместной работе не менее одного гоза. А вот коммунисты Совушкпн и Солодов нарушили устав, дали рекомендацию товарищу, которого знали менее года. Примером легкомысленного отношения к приему в члены ВКП(б) может служить и такой факт. В одной из организаций в пар­ тию был принят старшина 2 статьи Подо- сеноо. А через четыре месяца после приема его эа нарушение дисциплины исключили. Подобных случаев легкомысленного под­ хода в делу можно привести немало. По л то же время мы имеем и факты перестра­ ховки со стороны некоторых политработни­ ков и руководителей партийных организа­ ций, которые без причин задерживают прд- ем в ряды ВКЩб) людей, вполне проверен­ ных на работе, достойных быть в больше­ вистской партии. В одной из наших частей было отказано в приеме из кандидатов в члены партия старшине 1 с-г$ьи Батищеву, якобы за низкую подгопжку и слабое знание воин­ ских уставов. Между тем, кандидат в члены ВКЩб) с 1947 года. тов. Батищев вырос в этой части от матроса до старшины 1 статьи, отличник боевой и политической учебы, за всю службу не имеет взысканий. Он избран секретарем комсомольской орга­ низации корабля и хорошо справляется с этой обязанностью. Пмя тов. Батищева занесено на Доску почета. Он организовал хорошую самодеятельность, помогающую личному составу корабля интересно прово­ дить свой досуг. Спрашивается, почему же тов. Батищев оказался «неподготовленным»? Дело в том, что ему устроили форменный экзамен при приеме в партию. Было задано множество теоретических вопросов. Он не сумел отве­ тить только на один из них. И этого бьпо достаточно, чтобы хорошего, честного, про­ веренного на практической работе кандида­ та партии не приняли в члены ВКП(б). Необходимо нашим партийным организа­ циям всесторонне, глубоко, объективно изучать принимаемых в ряды ВКПСб). Тог­ да и не будет подобных явлений. — Большая работа, — говорит доклад­ чик, — предстоит нам и в деле воспитания молодых коммунистов. Как здесь уже отме­ чалось, во многих Mecraix воспитательная работа с ешмп еще не поставлена на долж­ ную высоту. Они слабо вовлекаются в ак­ тивную партийную жизнь, не получают должной помощи в повышении своего идей­ но-теоретического уровня. В результате от­ дельные кандидаты партии не проявляют авангардной роли в службе и дисциплине. Много еще недостатков и в деле укре­ пления нашей бдительности. Правда, в 1949 году у нас снизилось количество случаев потери партийных документов. Но они еще имеют место, особенно в тыловых органах. Необходимо и в этой области под­ нять требовательность с тем, чтобы пол­ ностью ликвидировать подобные позорные явления. А возможность для этого у нас есть. Партийные организации и политорганы флота еще не уделяют должного внимания вопросам укрепления семьи, не ведут среди членов и кандидатов партии решительной и принципиальной борьбы с пережитками капитализма в быту. Надо по всем линиям общестленного воздействия бороться за мо­ ральную чистоту коммунистов. По докладу развернулись прения. Вы­ ступающие приводили немало примеров, подтверждающих еще слабую борьбу наших партийных организаций за авангардную роль коммунистов. Тов. Прохоров свое выступление посвя­ тил задачам культурно-просветительных учреждений в деле укрепления советской морали и этики среди коммунистов п всего личного состава. Он отметил, что следует больше читать лекций на эти темы на ко­ раблях и в частях, помогать клубам в ор­ ганизации мероприятий, направленных на повышение политического и культурного урозня моряков. Делегаты конференции отмечали, что многие партийные организации не сумели еще по-настоящему охватить своим влия­ нием всех членов и кандидатов партии. В результате отдельные коммунисты, особен­ но молодые, предоставленные самп себе, от­ рыв*ются от коллектива и совершают по­ ступки, порочащие звание большевика. Выступавшие отмечали, что надо поста­ вить нашу партийную работу так, чтобы предупреждать случаи аморального поведе­ ния. Для этого необходимо умело сочетать высокую организацию службы на кораблях н в частях с индивидуальной воспитатель­ ной работой. В своих выступлениях делегаты конфе­ ренции приводили иного примеров отлично­ го служения Родине. Так, например, моло­ дые коммунисты Пермяков, Титоренко, Во­ ронежский, Маслов, Пивоваренко и многие другие неустанно совершенствуют свое воинское мастерство, повышают политиче­ ские .знания. Они завоевали у своих това­ рищей заслуженный авторитет. Надо до­ биться, чтобы все наши коммунисты также иг, деле проявляли свою авангардную роль в боевой учебе и службе. 13 адрес конференции поступили привет­ ственные телеграммы от партийной кон­ ференции Военно-Морских учебных заве­ дений п от Полярного райкома ВКП(б). Обсудив деятельность партийной ко­ миссии за отчетный период, делегаты принимают решение, направленное т улучшение работы по приему в рящ ВКЩб) и воспитанию коммунистов. Поступает предложение послать привет­ ствие нашему гениальному вождю н учи­ телю всего прогрессивного человечества тозаршцу Сталину. Все присутствующие в едином порыве встают и бурными, долго не смолкающими овацшгми приветствуют великого Сталина, ведущего советский на­ род от победы к победе. В этом приветствии делегаты партийной конференции от имени всех флотских большевиков клянутся товарищу Сталину приложить все свои силы для дальнейшего укрепления морских рубежей нашей Роди­ ны, для падежной охраны мирного, созида­ тельного труда советского народа, строя­ щего коммунистическое общество. Делегаты стоя, с большим воодушевле­ нием ноют партийный гимн «Пнтернациог нал». VI партийная конференция Северного флота заканчивает свою работу. В помощь руководителю политических занятий В совершенстве знать свою специальность и обязанности своих товарищей по боевымпостам долг каждого советского моряка День выборов в Верховный Совет СССР моряки отделения радистов, кото­ рым командует старший матрос Андреи Каслин, встречают высокой боевой выучкой, отличной успеваемостью на политических занятиях. Радисты в любых условиях обеспечивают кораблю бесперебойную связь с бе­ регом и другими радиостанциями. З а . безупречную службу и примерную дис­ циплину старшин матрос А. Каслин и ею подчиненные имеют ряд поощрений от командира. _ НА СНИМКЕ : комсомолец старшин матрос Андреи Каслин (слева) наблюда­ ет за передачей радиограммы матросом Аркадием Сизовым. Фото Н. Высоцкого. Каждый день приносит радостные вести о победоносном строительстве коммунизма в нашей стране. Руководимый большевист­ ской партией, советский народ досрочпо выполняет план послевоенной сталинской пятилетки. Минувший 1949 год ознамено­ вался новыми выдающимися достижениями в промышленности, па транспорте, в сель­ ском хозяйстве, в науке и искусстве, в по­ вышении материально-культурного уровня жизни советских людей. С каждым днем все могущественнее, все краше становится наша любимая Родина — оплот и надежда трудящихся всего мира. Па наших глазах рождаются величественные черты комму­ низма. Пз отдаленной мечты человечества коммунизм стал нашим ближайшим буду­ щим, нашим завтрашним днем. «Уверенно двигаясь вперед по пути к коммунизму, советский народ п его Воору­ женные Силы не вабывают об опасности новой войны, подготовка которой открыто ведется империалистами Соединенных Штатов Америки и Англин, стоящими во главе международной реакции». (Приказ ЭД 100 Министра Вооруженных Сил). Советский народ ни на минуту не забы­ вает о происках поджигателей новой вой* пы. Выполняя указания своего вождя и учителя товарища Сталина, советский на­ род бережет, как зеницу ока, Вооруженные Силы, укрепляет обороноспособность нашей страны. Постоянная боевая готовность Со­ ветской Армии и Военно-Морского Флота является залогом безопасности нашей Ро­ дины и прочного мцра во всем мире. В годы войны советские воины с честью и достоинством выполнили свою великую освободительную миссию. Под руководст­ вом большевистской партии, под водитель­ ством гениального полководца И. В. Сталина советские воины уничтожили грабительские полчища фашистских за­ хватчиков, освободили порабощенные наро­ ды Европы от гитлеровского ига. Сейчас все народы мира смотрят на Советскую Армию, Авиацию и Флот, как на силу, незыбле­ мо стоящую на страже мира, своим могу­ ществом, своей высокой и постоянной бое­ вой готовностью предостерегающую поджи­ гателей новой войны от кровавых авантюр. Задачи советских Вооруженных Сил в мирный период определяются величествен­ ными задачами строительства коммунизма в нашей стране. В этом грандиозном строи­ тельстве воины, как и все советские люди, принимают активное участие. Оно выра­ жается в том, что напш воины охраняют мирный, созидательный труд своих сооте­ чественников, стоят на страже государст­ венных интересов советской Родины. Священным долгом военнослужащих яв­ ляется защита своей Родины — Союза Со­ ветских Социалистических Республик. Но, чтобы с честью выполнять своп почетные и ответственные обязанности, каждый со­ ветский воин должен глубоко овладеть не­ обходимыми военными и политическими енаниямп, воспитать в себе такие качест­ ва, которые обеспечат ему превосходство над противником в бою. Воин обязан быть высокодисцнплинпрованным, умелым и храбрым защитником своего Отечества. Задача всего личного состава Советской Армии, Авиации и Флота состоит в том, чтобы изо дня в день повышать уровень своего военного мастерства на основе пере­ дового опыта войны и дальнейшего разви­ тия военной науки и техники. По уставу каждый воин несет личную ответственность за защиту своей Родины— Союза Советских Социалистических Рес­ публик. Такая ответственность выражает­ ся, прежде всего, в постоянной готовности воина по приказу Советского правительст­ ва выступить на защиту своей Родины. Согласно клятве—Присяге советский воин обязан защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жпзнп для достижения полной победы над врагами. Понятие личной ответственности воина за защиту Родины выражается в мирное время в том, что воин упорно и настойчи­ во, не жалея своих сил и времени, приоб­ ретает те знания, навыки, качества, кото­ рые требуются от него в современном бою. Для этого он под руководством своих командиров и начальников изучает уставы, инструкции и наставления, действует вез­ де и всюду согласно их требованиям. Для достижения той же цели он проходит бое­ вую подготовку, осваивает опыт Великой Отечественной войны п практически при­ меняет его в ходе боевой учебы. Воин на­ стойчиво овладевает учеппем Ленина — Сталина, повышает свой идейно-политиче­ ский уровень, свое сознание. Быть созна­ тельным советским воином, это значит по­ нимать политику Советского государства и большевистской партии, знать вадачи на­ ших Вооруженных Сил. добросовестно вы­ полнять свой воинский долг, строго соблю­ дать воинскую дисциплину, отлично энать свою специальность и мастерски пользо­ ваться в бою своим оружием. Техническая оснащенность наших Вооруженных Сил исключительно велика и вполне соответ­ ствует тем задачам, которые они призваны решать. Грозное современное оружие, богатая боевая техника вверены и военным моря­ кам. Каждый наш корабль представляет собою комплекс совремепной боевой техни­ ки, конкретпоо воплощение творческой научно-технической мысли советских уче­ ных и инженеров, результат огромного п напряжеппого труда рабочих десятков за­ водов и фабрик. Но для того, чтобы боевая техника превратилась в грозную силу, надо ее освоить и паучпться правильно исполь­ зовать в любой обстановке боя. Знать бое- пую технику в совершенстве, уметь отлично использовать ее в бою — священный долг поенного моряка. * Летопись Великой Отечественной войны полна примерами сочетания отваги и стой­ кости военных моряков <• их высокой бое­ вой выучкой, с отличным знанием своего | оружия. I Приведем вдесь хотя бы одна та­ кой пример. Катер'-охотнпк был ата­ кован авиацией противника. В пер­ вые же минуты боя командир пере­ дал управление огнем своему помощ­ нику, а сам стал руководить манев­ рированием. Спгналыцик и сам коман­ дир внимательно следили аа вражескими самолетами. Мгновенно следовала команд.*, катер резким н неожиданным для врага поворотом изменял курс, и бомбы падали мимо. На руле стоял старшина 2 статьи Куш- нпн. Он обладал не только большой физи­ ческой силой, но и отлично знал свою спе­ циальность. Это позволяло ему при шести­ бальной волне на полном ходу катера бы­ стро и точно выполнять приказания коман­ дира. Переложив руль, Кушнин успевал еще следить и за тем, что делалось в воз­ духе. Юнкереы группами пикировали на катер, тяжелые бомбардировщики сбрасы­ вали бомбы с горизонтального полета, но катер неизменно уклонялся от прямых попаданий бомб. Экипаж действовал дружно, умело, стойко. Старшина группы мотористов Омельяненко и его подчиненные хорошо знали свою технику и понимали, как важна сейчас для катера скорость хо­ да. Они тщательно следили за работой мо­ тора и быстро устраняли повреждения от осколков. Большие трудности преодолевали в этом бою пулеметчики и комендоры. Катер силь­ но бросало на волне. В окулярах прицела показывался силуэт самолета, а через мгновение наводчик ввдел вспененную во­ ду. Порой казалось, что в таких условиях бессмысленно вести огонь, однако орудий­ ные расчеты не прекращали огня и вместе с пулеметчиками не позволили ни одному самолету вести прицельное бомбометание. Атаки вражеских самолетов оказались безуспешными. Командир орудия Панаев сам устанавливал прицел и целик, следя 8а трассами снарядов. Штатный же навод­ чик прицела и целика Смирнов работал ©а наводчика. Наводчик Кривощеков выполнял обязанности замочного, подносчик снаря­ дов Курицын подавал снаряды на руки, поскольку в такую качку их нельзя было класть на мат. Поменявшись местами, но­ мера расчета действовали точно ж слажен­ но. Сказались многочисленные и упорные тренировки. Пулеметчики главный старшина Грек и краснофлотец Слепцов встретились в этом бою с другими трудностями. Вследст­ вие длинных очередей стволы их пулеметов накалились. Волна захлестывала оружие, и соль оседала на трущихся частях, соединя­ лась со смазкой, вызывала ваадания, пу­ лемет не выбрасывал гильзу. В таких слу­ чаях Грек или Слепцов хладнокровно и быстро отстопоривали барабан приемника, удаляли ершиком соль, делали перезарядку, и крупнокалиберный пулемет начинал дей­ ствовать как раз в тот момент, когда это больше всего требовалось. В течение боя каждый из пулеметчиков 3— 4 рааа про­ чищал свое оружие. Налет вражеской авиации был отбит. Что же помогло экипа­ жу катера отбить налет авиации противни­ ка и сбить самолет? Несгибаемая стойкость и высокая боевая выучка воинов, живо­ творный советский патриотизм, безгранич­ ная любовь к своей социалистической Ро­ дине. Отсюда вывод: сила воина — в вы­ сокой политической сознательности, в от­ личном знании своей специальности, в умении применять свое оружие. Мы рассказали о катерниках. Но стать же хорошо владели своей специальностью и подводники, и летчики, и морские пехо­ тинцы, и воины всех родов оружия. Матро­ сы и старшины самых различных флотских специальностей — котельные п трюмные машинисты, сигнальщики, минеры, боцма­ ны, турбинисты, электрики, дальномер­ щики, торпедисты, рулевые, радисты пока­ зали себя в годы войны подлинными ма­ стерами боевой выучки. На каждом кораб­ ле, принимавшем участие в Отечественной войне, свежп в памяти личного состава боевые эпизоды, характеризующие отлич- иое знание моряками своей специальности. Целесообразно -широко использовать эти эпизоды па политических занятиях, на­ глядно показать, какую силу приобретает матрос или старшина, если его высокие моральные качества сочетаются с отличным знанием своего оружия и умением исполь­ зовать его в бою. Любая специальность на корабле важна для достижения боевого успеха. Корабль наносит удар по врагу снарядами или тор­ педами, но для того, чтобы артиллерийский огонь пли торпедная атака дали должные результаты, нужен напряженный труд п высокая выучка не только орудийных или торпедных расчетов. Боевой успех корабля зависит также от выучки, например, спе­ циалистов электромеханического подраз­ деления. Оно даст кораблю нужный ход и обеспечит сочетание огня с маневром. Об­ щий успех зависит и от сигнальщиков, от личного состава штурманской боевой час­ ти, от радистов и всех других матросов и старшин, распределенных по постам, со­ гласно боевому расписанию. Корабль — единый организм, созданный для боя, и все части этого организма всегда находятся во взаимной связи п дополняют одна другую. Необходимо, чтобы каждый матрос отчетливо представлял свое место в общей организации службы па корабле, свою роль в бою. Тогда оп почувствует от­ ветственность за свое дело, за свой боевой пост, за весь корабль, а это и есть конк- 1>етное выражеппе личной ответственности па защиту своей Родины. Каждый механизм п прибор на корабле требуют заботливых рук и горячего сердца. Нужно любить свою специальность, гордиться своим оружием, верить в него. Надо пе жалеть сил и време­ ни Для заботливого ухода за техникой, содержать се в постоятюй боевой пг товнпггп. Каждый механизм и прибор надо любить, изучать н перечь. В этом сила советского иоешмго моряка. Овладение своей специальностью состав­ ляет сущность боевой подготовки воинов. Статья 461 первой часта Корабельного устава гдасиг. «Задачей боевой подготовка является доведение боевой выучки, зна­ ний, навыков и тренировки личного соста­ ва корабля в области использования ору­ жия, боевой техники с тактических прие­ мов до такой степени совершенства, ко­ торое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообраз­ ных условиях обстановки». Согласно Ко­ рабельному уставу, подготовка матросов и старшин имеет целью воспитать в них непоколебимую верность Военной присяге, развить и укрепить наступательный боевой дух, привить твердые знания для полного освоения заведуемой части г доведенные до автоматизма навыки для выполнения обя­ занностей по боевому расписанию, вырабо­ тать инициаттау, дать необходимые навы­ ки в морской практике и приучить к вы­ носливости в походной морской обстановке. Таким образом, задача подготовки ма­ тросов и старшин заключается в том. что­ бы развивать у них все их боевые качест­ ва как физические, так и моральные. Ус­ тав предусматривает, что, например,- авто­ матизм в действиях на боевом посту дол­ жен сочетаться у матроса с глубоким соз­ нанием своего воинского долга, верность Военной присяге с твердыми знаниями и навыками по специальности, точное соблю­ дение инструкций и наставлений о разум­ ной инициативой в бою. Решение задач боевой подготовки дости­ гается путем занятий, различного вида учений и боевых упражнений, проводимых в строгом соответствии с требованиями ус­ тавов и организационно-методическими ука­ заниями. Но как бы хорошо ни были орга­ низованы на корабле занятия я трениров­ ки по специальности, советский морю не должен ограничиваться только тем, что он получает на них, он обязан использовать каждую возможность для самостоятельного пополнения своих внаний, навыков. Чем больше их будет у него, тем сильнее он станет, а в бою побеждает лишь силь­ ный духом и умелый воин. Вот почему правильно делают те матросы, которые стараются повышать свои военные я тех­ нические знания не только в часы занятий, по плану боевой подготовки, но и в сво­ бодное время, повторяя пройденное, вагля- дывая лишний раз в устав е л и в инструк­ цию, беседуя с более опытными товарища­ ми о том, как лучше управлять техникой в различных условиях. Такое усердие в освоении своей специ­ альности достойно всяческой поддержки и поощрения, и, наоборот, всякое проявле­ ние неряшливости и нерадивости бойца в освоении техники и ухода га нею строго наказывается. Требовательность командира в данном случае является своеобразной заботой о,подчиненном. Командир не имеет права допустить, чтобы матрос отставал в учебе, допускал проявление недисципли­ нированности. Такой матрос окажется в бою слабев противника и погибнет вместо того, чтобы самому уничтожить врага. Подведет он и товарищей. Из-за ошибки одного матроса весь корабль не выполнит боевой вадачи или, выполняя ее, может понести большие, ненужные потери. Зна­ чит, требовательность командира к матросу — не что иное, как забота обо всем ко­ рабле, о его боеспособности. Выполняя сталинские указания о неус­ танном повышении своей боевой выучки, воины флота настойчиво овладевают спе­ циальностью. Расскажем здесь о несколь­ ких примерах того, как маттюсы и старши­ ны усердно и сознательно изучают боевую технику, осваивают способы ее использо­ вания, приобретают именно те навыки и знания, которые требуются от них в совре­ менном морском бою. Недавно на одном из кораблей Красно­ знаменной Амурской флотилии состоялась весьма поучительная беседа. Агитатор старшина 2 статьи Соловьев рассказал в кубрике о том, как старший матрос Карпов вышел в ряды отличников. Нелегким был его путь к мастерству. Молодой рулевой Карпов сравнительно быстро изучил тео­ рию и устройство материальной части, но практические навыки дались ему не сразу. Карпов настойчиво преодолевал трудности. Он подолгу оставался в боевой рубке, кро­ потливо изучал специальность, осмысливая назначение каждой детали механизмов н приборов, приучил себя разумно использо­ вать каждую минуту учебного времени п считал день потерянным, если не узнавал чего-либо нового. Карпов часто обращался к старшине, пытливо присматривался к действиям более опытных товарищей, по­ долгу просиживал над описаниями, черте­ жами, схемами. Старшина отделения не в кубрике, а непосредственно на боеЕом посту разъяснял Карпову все неясные во­ просы, которые возникали у него во время самостоятельной учебы. Упорная н настойчивая учеба дала должные результаты. Минувшим летом ма­ трос Карпов заменил у штурвала старшину 2 статьи Песникова, находившегося в краткосрочном отпуску, и хорошо справился с его обязанностями. Заведыванпе старшего матроса Карпова всегда находится в образ­ цовом порядке. По содержанию боевой тех­ ники Карпов занял первое место в подраз­ делении. Оп любит свою специальность, гордится ею. Забота о повышении боеготовности свое­ го корабля проявляется у наших передо­ вых матросов зг старшин не только в том, что опи сами пеустапно совершенствуют свое боевое мастерство, но также и в том, что они выводят в ряды отличников бое­ вой л политической подготовки весь лич­ ный состав своих отделений. К числу таких старшин отпосптся О.тимпий Шевчук — старшипа отделения штурманских электри­ ков. И течете трех лет оп поепт звание отличника боевой и политической подго­ товки. Г» начале минувшего года он твердо решил добиться того, чтобы его отделение завоевало право называться отличный В отделение прибыл матрос Пленкин, даже не видевший раньше штурманских приборов. Ему пришлось осваивать, факти­ чески. новую специальность. Старшина 2 статьи Шевчук помогал матросу как только мог. На помощь пришли и другие опытные специалисты. Через некоторое время Пленкпя уже самостоятельно нес хо­ довую вахту, н когда в походе отказал один из приборов. Пленкин пе растерялся, на-1 шел повреждение и быстро устранил его; По возвращении корабля в базу, командиру боевой части об’явлл Пленкпну благодарг ность. Командование присвоило отделению почетное званпе отличного отделения. Ценный опыт этого отделения сейч&с распространяется и становится достоянием экипажа всего корабля. Примерами усердного, настойчивого «г4 воения своей специальности изобилует бро*4 вая учеба па любом нашем корабле, в Лю­ бом подразделенип. Задача руководителя политических занятий состоит в том, Что­ бы использовать эти факты, поставить перед слушателями в качестве образца подлинных мастеров флотской специально­ сти, призвать слушателей группы подра* жать нм, учиться у них, перенимать их опыт. В то же время целесообразно на двух-трех примерах показать, какой вред боеготовности корабля приносит нерадивое отношение к учебе со стороны отдельны! матросов. Устав требует, чтобы каждый матроб или старппша-специалист умел заменить в бою выбывшего из строя товарища. Это означает, что воин должен знать не только свою специальность, но и обязанности по взаимозаменяемости на боевых постах. Это требоваете определяется огромной ролью боевых постов, являющихся первоназаль- ной и главной клеточкой всей боевой орга4 нвзацни корабля. Весь корабль, как живой организм, состоит из таких клеточек. Его живучесть, его боеспособность зависят от живучести и боеспособности постов, от MaJ стерства воинов, действующих на них, от! того, как они знают свою специальность# насколько хорошо морально и физпческй подготовлены к бою. насколько крепка ни дисциплина. В самых сложных условиях боевой поев должен полностью выполнить свое назна­ чение. Он может оказаться изолированным от своего командного пункта, потерять о' с ним связь. Если воины поста хорошо! обучены и натренированы, то они самостоя* тельно продолжат выполнение общей зада-* чи, проявят разумную инициативу. Можете случиться и так, что техника и оружие* расположенные на боевом посту, получат повреждения от огня противника. Если личный состав поста хорошо обучен и на-' тренирован, то он немедленно устранив повреждение и продолжит выполнение бое-* вой задачи. Может, наконец, случиться я так, что часть людей на посту выйдет из строя. Оставшиеся воины обязаны заме-» нить товарищей, действовать 8а себя я за' других, но для этого каждый из них должен хорошо знать обязанности по взаимозаме­ няемости. Опыт войны дает много приме4 ров, говорящих о том, насколько возрастет боеспособность корабля, если его матросы а старшины справляются не только со своими обязанностями, но и умеют заменить вьг* бывшего из строя товарища.- Эти факты, как и весь большой и раз4 нообразный опыт войны, необходимо но4 пользовать сейчас. В период боевой учебь* на всех кораблях следует добиться такого положения, чтобы каждый матрос, незави* симо от того, кем он служит, отлично^ умел заводить пластырь, крепить переборки,- заделывать пробоины, сращивать силовые магистрали, уметь делать все, что го>* требуется для ликвидации повреждений прежде всего на боевом посту. Этого, одна* ко. мало. Па катерах и малых кораблях; где экипаж сравнительно невелик, каждый матрос должен быть готовым в любую ми­ нуту заменить товарища, даже если тот имеет совсем другую специальность. Заменить товарища — это значит вы-', поднять его обязанности, ввести в строй механизм, если тот поврежден, умело yW равлять им и всеми силами способствовать) успешному решению общей боевой задачи.- Пег нужды рассказывать здесь о способах освоения обязанностей своих товарищей по боевым постам. Этп способы различны и вый>р их зависит от ряда условий: от класса корабля, назначения боевого поста, от уровня подготовки его личного состава, от этапа обучепня и др. По на каждом ко* рабле можно найтп возможности для орга­ низации такого обучения как в часы пла* повых занятий, так и в свободное время^ Каждый матрос и старшина должны попять, что взаимозаменяемость на боевых постах серьезно повышает боеспособность кораб­ ля, а время, затраченное на это дело, а лихвой окупается в бою. Волны наших Вооруженных Сил вместе со всем советским пародом участвуют в важнейшей политической кампании — под*1 готовке к выборам в Верховный Совет' СССР. Являясь полноправными гражданами социалистического государства, они демон-* стрпруют высокую политическую актив­ ность и сознательность, беззаветную про-» данность советскому пароду, коммунпстп-1 ческой парпгп, любимому вождю и учителю товарищу Сталину. Подготовка к выборам в Верховный Со-* вет СССР должна способствовать дальней* шему повышению качества боевой и поли-* тической учебы па флоте, укреплению, воинской дисциплины и уставного порядка’ па кораблях п в частях, повышению их боевой готовности. Одним пз важнейших проявлений патриотических чувств совет­ скими воинами является овладение имп н совершенство своей специальностью. К этому обязывают наших моряков Военная присяга и те почетные и ответственные задачи, которые поставил перед еосншь морскими силами Министр Вооруженны^. Спл ' " Г.; П А Д А Л К А ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz