На страже Заполярья. 1950 год. Март.
S марта 1950 г., К: 53 (3666). На с т р а же З а п о л я р ь я Из опыта проведения политических занятий БЕСЕДА ПО ТЕМЕ Изучение темы па политических заняти ях, как правило, завершается 'беседой руко водителя со своими слушателями. Это очень Бсжное звено в системе политических заня тий, ибо здесь руководитель подводит ито ги СЕоей работы со слушателями п само стоятельной работы всей группы за пе риод изучения данной темы. Основная задача беседы — помочь рядо вому, сержантскому и старшинскому соста ву глубже закрестить знания, полученные ими нз рассказа руководителя и в ходе са мостоятельного чтения рекомендованной ли тературы. Требования к руководителю по- » логических занятий при проведении беседы лред’являются большие. Руководитель обя- . зан провести беседу на высоком идейном уровне, добиться активного обсуждения всей группой основных вопросов темы, дать возможность каждому слушателю высту пить по тому или иному вопросу. Беседа, как одна пз наиболее сложных форм устной пропаганды, имеет своп осо бенности и пред являет к руководителю до пелнательные требования. Высокий идей ный уровень беседы зависит, прежде всего, от предварительной подготовки как руко- 1 водителя, так и слушателей к ней. Подготовка к беседе начинается, как из вестно, с рассказа руководителя, затем до полняется самостоятельным чтением в клас се и окончательно завершается в часы мас совой работы. ,В использовании часов массовой работы для .юдготовки руководителю и его помощ нику принадлежит значительная роль. Ру ководитель должен не только указывать, * что читать по теме в промежутках между днями политических занятий, но и органи зован это чтение, привлечь к этому своего помощника, партийный и комсомольский актив. И. 1 бнно так организуют предварительную подготовку к беседе руководители тт. Юр иев, Яковенко, Тимофеев п другие. Органи-1 зуя подготовку старшин своей группы к бе седе по теме: «Сержанты и старшины — блшглйшне н непосредственные начальни ки и воспитатели своих подчиненных», тов. Яковенко заранее подобрал литературу по теме. Он использовал произведения М. 15. Фрунзе, в которых изложены мысли о во- ннег.ом воспитании, брошюры и статьи пз •газет п журналов, в Частности, «Старшины л мичманы — начальники своих подчинен ных», «Хорошо знать своих подчиненных», «Учить старшин командным навыкам» и другие. Эта литература была заранее розда на старшинам, и они самостоятельно чита ли ое в свободное время. Для того, чтобы больше старшин прочитало имеющуюся ли тературу, помощник руководителя тов. Соп- лин по мере изучения материала старши нами обменивал его между нпмп. Кроме то го, з группе тов. Яковенко хорошо органи зована индивидуальная помощь в подготов ке к беседе. Передовые старшины оказы- ваюг помощь своим товарищам в подготов ке к занятию. Старшинам, которые имеют общую под готовку ниже других, тов. Яковенко лично помогает в подготовке к занятиям. Он, в частности, учил старшину 1 статьи Филь- чензо, старшину 2 статьи Зудина, старши н у 2 статьи Михайленко практике самосто ятельной работы над литературой, состав лению конспекта и т. д. В результате такой помощи эта старшпны научились состав лять аккуратные, содержательные конспек ты и активно участвуют теперь в беседах. Положительное в работе тов. Яковенко в подготовке к беседе состоит еще п в том, что он и его помощник за 1— 2 дня до бе седы проверяют подготовку старшин к бе седе: просматривают конспекты, выясняют, асе ли вопросы понятны, интересуются, ка кую литературу читали слушатели. Такой контроль п повседневная* забота руководителя политических запятий о сво их слушателях дают положительные ре зультаты. Старшины всегда приходят па бе седу подготовленными п актнвпо участвуют в осуждении темы. Кроме того, тов. Яко венко заранее внимательно продумывает план беседы. В его плане четко сформули рованы основные вопросы, которые необхо- - димо поставить перед старшинами, и крат ко записаны принципиальные ответы на пил; отмечены отдельные общие положе ния, которые в процессе самостоятельной работы старшин над литературой оказа лись для них наиболее трудными. В плане имеются также заметки, кого пз слушате лей необходимо спросить п по какому во просу. Вот как, к примеру, прошла беоеда в группе тов. Яковенко по теме: «Сержанты и старшины — ближайшие и непосредст венные начальники и воспитатели своих подчиненных». Руководитель поставил во прос перед старшинами: «Расскажите об ос новных принципах советского воинского воспитаниями в каких документах они из ложены?». Многие старшины подняли руки, желая ответить на этот вопрос. Руководи тель дал слово старшине 1 статьи тов. Мп- роденко. Мироненко вначале подчеркпул, что основы советского воинского воспита ния изложены в уставах Вооружснпых Сил Союза ССР. Далее он рассказал, как он руководствуется практически уставами в деле воспитания своих подчппепных, и при вел пример. У матроса Зайцева имелпсь не достатки по службе. «Я, — говорит тов. Мироненко, — провел в отделении беседу. Подробно рассказал своим подчиненным, к чему может привести недисциплинирован ность отдельных матросов, и указал на недостатки, имевшиеся у Зайцева, призвал матросов помочь ему устранить недостатки. Кроме того,— говорит тов. Мироненко, — я несколько раз беседовал индивидуально с ним, раз’яснял уставы, требования Военной присяги. В настоящее время тов. Зайцев исправил свои ошибки». После Мироненко выступил главный старшина Токарев, который рассказал, что, кроме уставов и 'Военной присяги, в день воспитания своих подчиненных он исполь зует и письма, которые получают матросы от родных. «У меня в группе, — говорил тов. Токарев, — значительная часть ма тросов пз колхозов, и они получают письма, и которых есть очень хорошие примеры о трудовом героизме колхозного крестьянст ва. Этот материал я использую для воспи тания своих подчиненных». Следующим выступил главный старши на Котенко, который рассказал о своей ра боте по пропаганде уставов., присяги, о том, как < ун сочетает требовательность с заботой о подчиненных. Всего высказалось 8 чело век, и все выступления были содержатель ны. Руководитель, подводя итоги выступле ний, отметил лучшие из них, сделал допол нения н поставил второй вопрос: «Каким должен быть начальник — старшина?». С ответом выступил старшина 1 статьи Агабабаев. Он подробно изложил, какие пред’являются требования к старшине, от чего зависит авторитет старшины среди сво- ьх подчиненных. — Авторитет, — говорил Агабабаев, — может иметь тот старшина, который сам яв ляется отличником' боевой и политической подготовки, лично дисциплинирован, веж лив в обращении, умело передает свои знания подчиненным, умело сочетает стро гую требовательность с отеческой заботой о подчиненных. Такое выступление старшины Агабабаева было авторитетно, ибо он сам является от личником боевой и политической подготов ки, умело воспитывает своих подчиненных. Его группа в течение двух лет является примерной па корабле. Кроме того, Агабабаев в своем выступ лении показал недостатки в работе стар шины тов. Зудина, рассказал о причинах этих недостатков л советовал, как их уст ранить. ' По второму зопросу выступили также старшины Фпльченко, Федотов и другие. Руководитель поставил новый вопрос: «Какова роль старшины в повышении бое4 готовности корабля, в укреплении воинской дисциплины?». Главный старшина Соплин обстоятельно рассказал, как он выполняет указания товарища Сталина о том, что надо учить Еойска тому, что требуется на войне. — Я стремлюсь учить своих подчинен ных, — говорил тов. Соплин, — в усло виях, приближенных к боевой обстановке, меньше допускаю условностей, учу воинов у боевых механизмов, добиваюсь взаи мозаменяемости, что особенно необходимо для нас. Хорошо по этому вопросу выступил и главный старшина Котенко. Он подробно ра зобрал практику работы старшины Миро ненко по воспитанию подчиненных и при вел пример его стойкости и мужества в пе риод Великой Отечественной войны. Когда во время боя корабль получил повреждение, Мироненко личным примером воодушевил своих подчиненных на ликвидацию повреж дения н этим многое сделал для спасения корабля и экипажа. Далее выступил старшина 2 статьи Пет ров, который особое внимание в своем отве те обратил на то, что старшина не только наставник и воспитатель, но и первый друг матроса, с которым матрос делится своими радостями и трудностями п ждет от стар шпны совета. Пз присутствовавших на занятии стар шин выступило большинство. Беседа про шла оживленно, методически правильно и па высоком идейном уровне. В конце бесе ды тов. Яковенко подвел итоги , отметил лучшие выступления и указал отдельным старшинам на их недостатки в подготовке к занятиям, а также сделал краткие выво ды по теме и поставил конкретные задачи перед старшинами на ближайшее время по боевой п пол тической подготовке и в ук реплении воинской дисциплины. Методически правильно и па высоком идейном уровне прошла беседа в группе ря дового состава у руководителя тов. Тимо феева по теме: «Свято и нерушимо соблю дать Военную присягу». На беседе высту пило 12 человек, все выступления были глубоко продумаппымп и содержательными. — Я дал клятву своей Родине, — гово рил матрос Пономарев, — быть верным за щитником первого в мире социалистическо го государства и эту клятву я выполпяго. Всеми спламп буду стараться умножать славные боевые традиции нашего советско го флота. Замечательным было выступление матро са Аникина, который рассказал о подвигах Александра Матросова, Юрия Смирнова и призвал своих товарищей всегда помнить об этих героях, показавших всему миру предаппость советских людей своей соци алистической Родине. С вппмаппем прослушали матросы вы ступление тов. Бирюкова (сын Героя Совет ского Союза старшего лейтенанта Бирюкова, который геройски погиб при обороне сто лицы нашей Родины—Москвы). / — Мы должны честно выполнять Воен ную присягу, — говорил тов. Бпрюков, — повседневно укреплять воинскую дисципли ну и организованность, п нам есть у кого этому учиться. Вот наш старшин* тов. Ча паев, он — образец для нас всех в выпол нении своего долга перед Родиной, и мы должны брать пример с пего. Выступил на беседе и матрос Разоренов (бывший стахановец строек Москвы). Оп .рассказал, как строители выполняют .долг перед Родиной па стройках столицы, привел замечательный пример о работе на строительстве депутата Верховного Совета СССР стахановца тов. Шавлюгппа и прп- згал своих товарищей бдительно охранять созидательный труд советских людей. Интересно и па высоком идейпом уровне прошла беседа по теме: «Советский Союз— оплот мира л демократии» в группе тов. Юрцева. Старшины начали подготовку к беседе сразу же после рассказа ру ководителя. Они внимательно изучили док лад тов. Маленкова о 32-й годовщине Ве ликой Октябрьской социалистической рево люции, статьи членов Политбюро ЦК ВКП(б) к 70-летию со дпя рождения товарища П. В. Сталина, выступления тов. Вышинского на 4-й сессии Генеральной Ассамблеи организации Об едннепных наций л другие материалы. Кроме часов, отведен ных на самостоятельное чтение по учебно му плану, многие старшины занимались в часы массовой работы. 'Вечером в кубриках возникали оживленные беседы, в которых осуждалась подлая и авантюристическая политика англо-америкацекого империализ ма, направленная на развязывание третьей мировой войпы. Моряки с чувством глубо кой благодарности к нашей партии и npaj внтельству говорили о последовательной мирной политике Советского Союза, иду щего в авангарде борьбы за длительный мит> -А безопасность народов. На беседе в часы политзанятий по пер вому вопросу— «Изменение сил в междуна родной обстановке после второй мировой войны» выступило 4 человека. Первым вы сказался старшина 1 статьи Малков. Он подробно остановился на росте сил лагеря мира, демократии н социализма, возглав ляемого Советским Союзом, на ослаблении антидемократического, империалистиче ского лагеря, возглавляемого США и Вели кобританией. С дополнением выступил главный стар шина Павлепко. Он рассказал о положении в странах империалистического лагеря, осо бенно остановился на экономике США, вползающей в экономический кризис. Тов. Павленко умело использовал в своем вы ступлении историческую справку Совпн- формбюро «Фальсификаторы истории», изо бличающую агрессивную политику импери алистов США и Англии. Один за другим старшины рассказывали о борьбе двух лагерей, о ведущей роли Со ветского Союза в могучем движении 8а мир и безопасность народов. Воспитательное значение такого полити ческого занятия состояло в том, что тов. Юрцев сумел большие политические проб лемы* которые обсуждались в беседе, увя- .зать с непосредственными задачами по по вышению боевой подготовки и укреплению воинской ДИСЦИПЛИНЫ. К сожалению, беседы еще не везде про ходят так. Имеются отдельные руководи тели, которые подготовку слушателей к беседе организуют плохо. План беседы не продумывают, в результате беседа прохо дит на низком идейпом уровне. Почему, например, не получилось развер нутой, живой, интересной беседы у руково дителя тев. Попова? Видимо, потому, что он заранее не продумал основные вопросы, которые необходимо было поставив перед слушателями. Тов. Попов поднял вопросы второстепенные и вел беседу в Форме экзамена. Несомненно, что от такого запятая поль зы мало, так как живой, разверпутой бесе ды здесь пе получилось л основные вопро сы темы остались неразобранными. Опыт работы руководителей политиче ских занятий показывает, что там, где по- ссрьезному относятся к подготовке занятий, они проводятся па высоком идейпом уровне п имеют большое воспитательное значение. Об этом свидетельствуют п живые приме ры. У тов. Яковепко в группе почти все старшины являются примерными воинами, хорошо организуют воспитательную работу среди своих подчппепных. Таким образом, там, где руководители групп по-серьезному готовятся к занятиям н хорошо организуют подготовку своих слу шателей, там запятая проходят организо ванно л на высоком идейном уровне, бла готворно отражаются па уровне боевой подготовки, па укреплении дисциплины н повышении организованности. Это и понятно, ибо идейное воспитание советских воинов неразрывно связано с их воинским воспитанием. Политические занятия, как основная форма идейно-политического воспитания моряков, должны постояппо находиться в центре внимания командиров, политработ ников, партийных и комсомольских органи заций* - С. ОСТРОВНОЙ. О т в е т Советского правительства Финляндскому правительству День выборов в Верховный Совет СССР гвардии старший матрос В. Алу- тнн стремится ознаменовать ростом бое вого мастерства, повышением политиче ских знаний и укреплением дисциплины. На-днях на зачетах по специальности гвардеец получил за свои знания высо кую оценку и был награжден нагрудным знаком «Отличный торпедист». НА СНИМКЕ : отличник боевой и по литической подготовки гвардии старший матрос Василии Алутин. Фото Н. Высоцкого. О д н о с т р е м л е н и е Подразделение получило учебпое зада ние. День выдался морозный. По холод не помеха советским воинам, п они блестяще справились с заданием, выполппв^ его раньше намеченного срока. Старший на чальник. наблюдавший за действиями бой цов, об явил всему личному составу бла годарность. В этом успехе так же, как и во всей учебе, значительную роль сыграла повсе дневная работа нашей партийной органи зации. Личдум примером, советом, товарищеской критикой члепы и кандидаты партии доби ваются повышения качества учебы п служ бы воинов. Примером может служить коммунист старший сержант Боков. Он честно, по- большевпетекп выполняет свой воинский долг. Тов. Боков— отличник боевой и поли тической подготовки, активный обществен ник. Сейчас, в связи с подготовкой к выбо рам в Верховный Совет, оп проводит боль шую агитационную работу. Одну из своих бесед 'тов. Боков закончил словами: Мы. советские воины, должны гор диться тем, что являемся полноправными гражданами своей Родппы. Только в нашей стране, благодаря Сталинской Конституции, солдаты и матросы пользуются почетным правом участвовать в выборах высшего органа государственной власти страны. Этого нет л не может быть нп в одной из капиталистических страп. И эту нашу гор дость мы должны подтвердить отличной учебой л дисциплиной! Следуя примеру коммунистов, также от лично несут службу и принимают участие в агитационной работе сержант Лозипский, старший сержапт Атаманппко, старший матрос Смусенко л другие бонны подразде ления. Их об’едппяет одно стремление — ознаменовать выборы в Верховный Совет СССР новыми успехами в боевой выучке, укреплении дисциплины, повышении ор ганизованности. Лейтенант Г. ДУБИНИН. Отделение старшины Винокурова стало отличным Готовясь вместе со всем советским наро дом ко дню выборов в Верховный Совет СССР, матросы п старшины корабля неус танно повышают качество боевой и поли тической подготовки, укрепляют воинскую дисциплину. Недавно в приказе командира отмечены успехи воинов в учебе л службе. Десять человек удостоены высокого звания отлич ников боевой и политической подготовки. Особенно значительны успехи у старши ны 2 статьи Винокурова. Его отделение стало полностью отличным. Передовые ма тросы, исполняющие обязанности команди ров отделений, Коновалов, Дергаус и дру гие удостоены очередного воинского зва ния «старшина 2 статьи». Матросы и старшины с большим вооду шевлением готовятся к выборам. Они дали слово командиру служить и учиться еще лучше, еще выше поднять воинскую дис циплину, чтобы достойно встретить день выборов в Верховный Совет СССР. Е. ПОШАТАЕВ. С большим под‘емом Личный состав группы, где старшиной тов. Омельченко, добросовестно относится к своему заведыванпю. Матросы, не жалея своих сил, работают над приведением в по рядок механизмов. Особенно отличаются на этой работе комсомольцы старшина 2 статьи Мехед и старший матрос Апчуков. Пе отстают от них отделения старшин 1 статьи Шорпиа и Попова. Предстоящие выборы в Верховный Совет СССР вызвали среди личного состава новый под ем творческой активности. Матросы и старшины горят желанием успешно выпол нить задание командира по обслуживанию механизмов. Старший матрос И. ГАЙВОРОНСКИЙ. ЗА ХОРОШ УЮ СТРЕЛЬБУ — ПООЩРЕНИЯ В нашем подразделении производились стрельбы из винтовки. Этому предшество вала тщательная подготовка. Знание ору жия и правил стрельбы дали возможность матросам и старшинам успешно справить ся с задачей. Отлично выполнили стрелковое упражне ние старшина 1 статьи Прплуцкий, стар шина 2 статьи Гайворонский, матрос Чер нышев и многие дгугие. За отличную стрельбу командир перед строем личного состава об’явил передовым воинам поощ рения. Старший матрос И. НИКИТИН. 21 января Посланник Финляндии г-н К. Сундстрем передал Заместителю Ми нистра Иностранных Дел СССР А. А. Гро мыко ответ Финляндского правительства па заявление Правительства СССР от 31 декабря 1949 года о находящихся в Финляндии воеппых преступниках из чи сла советских граждан. В своем заявлении Финляндское прави тельство по существу уклонилось от от вета на поставленный Советским прави тельством вопрос — почему оно не пере дает до сих пор указанных военных пре ступников в распоряжение советских вла стей. Финляндское правительство при этом заявило, что ему якобы ничего пе извест но о пребывании в •Финляндии военных преступников из числа советских граждан, кроме четырех лиц, задержанных фпплянд- скимп властями. 28 февраля Заместитель Министра Ино странных Дел СССР А. А. Громыко принял фпнлялдского Послапппка г-на К. Сундсг рел и передал ему ответ Советского прави тельства па заявление Финляндского пра вительства от 21 января. В ответе Советского правительства ука зывается, что утверждение Финляндского правительства о том, что ему ничего не из вестно о пребывании на территории Фин ляндии свыше 300 военных преступников из числа советских граждан, лишено вся кого основания. Достаточно напомнить о том, что в сообщении главного штаба фпн* ляпдекой армии от 5 февраля 1947 года и в списке, разосланном 30 июня 1947 го да всем финляндским полицейским вла стям, были перечислены свыше 350 воен ных преступников из числа советских граждан, находящихся в Финляндии, слу живших во время войны в разведыва тельном и информационном отделах глав ной ставки, а также в 3-м и 6-м доброволь ческих батальона^ и других подразделени ях финляндской армии, т. е. совершивших измену в отношении Советского Союза. Союзная Контрольная Комиссия неодно кратно трейжала выдачи всех указанных лиц. Финляндское правительство имело, таким образом, полную возможность за держать указанных преступников, не до пуская их бегства ИЗ/ страны. Однако с 15 сентября 1947 года оно передало из них советским властям всего лишь 24 человека. Эти факты дают полное основа ние утверждать, что все эти лица, обви няемые Советским правительством, как военные преступники, известны Финлянд скому правительству и укрываются фин ляндскими властями от передачи в руки советских властей. Что касается списка 56 военных пре ступников, то пз ответа Финляндского правительства следует, что из упоминае мых в нем преступников задержаны фин ляндскими властями лишь 4 человека и 4 человека якобы передапы советским властям. Об остальных Финляндское пра вительство сообщило, что из них 24 че ловека бежали пз страны, а о 22-х Фин ляндское правительство якобы не нме4 ет никаких сведеппй. В результате проверки этих сведсппй в отношении 24 человек, якобы, бежав ших пз Ф инляндии , установлено, что сведеппя, сообщенные в свое время фин ляндскими властями Союзной Контрольной Комиссии о бегстве некоторых пз этих лип, были основаны пз непроверенных данных, поскольку позднее фпнляндекпе полицейские власти оказывались вынуж денными об'являть розыск этих лиц, как находящихся в Финляндии. Так обстояло дело, например, в отношении Петрпляйне- на, Кокконепа, Нпфаптьева, Ремшу, Фо фанова. 'Что касается четырех преступ ников, якобы переданных советским вла стям, то в отношении двух из них про верка не подтвердила факта передачи их советским властям. В числе 22 преступ ников, о которых Финляндское прави тельство сообщает, что опо якобы не име ет никаких сведений, находятся 18 аген тов разведки, 2 бывших полицейских на оккупированной советской территории и 2 сотрудника информационного отдела главной ставки финляндской армии. В списке советских граждан, проживающих в Финляндии, присланном в СКК 21 октября 1946 года, указывались точные адреса целого ряда >этпх преступников (Ларинен, Левков, Симонов и др.). Таким образом, утверждение о том, что местопребывание этих лиц Фппдяндскому правительству не было известно, лишено всякого основания. Финляндское правительство пыталось опровергнуть заявление Советского прави тельства о выдаче финляндскими' властями подложных документов некоторым преступ никам, но оно само в своем ответе вынуж дено было признать, что «несколько та ких случаев имели место до подписания соглашения о перемирии п непосредствен но после того». В списке преступников, разосланном полицейским учреждениям Финляндии 30 июня 1947 года, указыва лось, что многие преступники, «нахо дясь па службе в оборонительных силах Финляндии пли скрываясь после заключе ния перемирия, изменили свои фамилии», причем «многие подложные удостоверения личности выявлены прп помощи списка* составленного по годам рождения». Все эти факты, говорится в ответе Со ветского правительства, свидетельству ют, что ФпШяпдское правительство, во преки заверениям о своем стремлении вы поднять обязательства по Мирному Догово ру, уклоняется от выполнения своих обя зательств, нарушает Мирный Договор н договор о дружбе, сотрудничестве и взаим ной помощи. Советское правительство заявило, что ввиду изложенной) ответ Финляндского правительства является неудовлетворительным. В музее краеведения ФОТООБОЗРЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ТРИ ДЦ АТИЛ ЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ М У РМ А Н А ОТ ИНТЕРВЕНТОВ Сотрудники Мурманского музея краеве дения заканчивают о<(н)рмлепие фотообозре- (нпя, посвящепиого тридцатилетию осво бождения Мурмана от интервентов. Фото графии отображают зверства апгло-фрап- цузскнх и американских империалистов в период 1918 — 20 годов. Вот пожелтевший любительский снимок. (Март 1918 года), фотография рассказывает о захвате интервентами Мурманской желез ной дороги. Имандра. Штаб п отряд апг.тн- чан. Отряд выстроен. Он готов к дейст вию... Не к бою, нет! К зверской расправе с беззащитными, к убийству из-за угла, к неслыханному террору. Вот снимки, которые страшно взять в ру ки. ...Кандалакша. Группа расстреленных железнодорожников на снегу. Мы не знаем пх фамилий. Но мы знаем — это те чест ные, преданные Родине люди, которые под нимали свой голос против белого террора, против зверств англпчап, американцев н французов.^Это люди, отдавшие свою жизнь са молодую республику Советов. ...Небольшое судно. У борта стоит, гордо подняв голову, человек. Это коммунпег- подполыппк. Пегодяй-белогвардсец гото вится стрелять в него. Рядом с белогвар дейцем — люди в английской форме. ...Унылый Поканьгский берег. Барак, где нптервепты устроили тюрьму. Есть здесь н снимок, на который нельзя смот реть равнодушно. Это — карцер. Темные ослизлые стены. Здесь после изгнания ин тервентов была обнаружена груда костей. ...Умба. Весенний талый снег. Половодье. Вода вынесла на берег обезображенные тру пы. Это тоже безвестные герои, назшие от рук ублйц-интервентов л их белогвардей ских наемников. Интервенты п белогзардейекпе палачи замучили на Севере многих славных сы нов советского народа, многих активных борцов за советскую власть. Память о пазшпх за Советский Север всегда будет жить в народе. Документы обличают интервентов, рас сказывают о черных днях интервенции, о лютой непавпетл капиталистов к свобод ному государству рабочих и кресть ян. Опп рассказывают о днях, которых ни когда больше не будет на Кольском полу острове. Б. ЗАХАРОВ. . - Смотр художественной самодеятельности О некоторых недостатках концерта Коллектив матросской художественной самодеятельности, которым руководит офи цер Весновскпй, хорошо известен на флоте. Его участники в прошлом неоднократно до бивались значительных творческих успе хов, радовали зрителей интересными, содер жательными концертами. Программа выступлений коллектива, как правило, состояла из разнообразных номе ров. Наряду с народными песнями, музы кой, стихами в нее включались произведе ния, отражающие жизнь флота и моряков. Особенно следует отметить то, что в кон цертах использовалось творчество местных авторов. Это делало выступления на сцене более доходчивыми и действенными, повы шало интерес к ним личного состава. Так было и на этот раз. Концерт начался литературпо-музыкаль- ным монтажом, автором которого является тов. Бесновский. Дружный коллектив с большим под’емом исполнил многие произ ведения, рассказывающие о могучем воору женном оплоте страны социализма — Со ветской Армпп и Военпо-Морском Флоте, стоящих на страже мирного созидательно го труда нашего парода. Несмотря па от-4 дельные недоработки, монтаж в целом про изводит хорошее впечатление. Надо сказать, что эта форма выступле ния художественной самодеятельности при менена на флоте пе впервые. Тематические литературно-музыкальные монтажи были представлены и на прошлых смотрах. Они прп удачной постановке всегда пользова лись успехом у зрителей, имели большое воспитательное значение. Подготовка и по каз зрителю монтажа о Вооруженных Силах СССР, безусловно, являются творческим ус пехом участников художественной самоде ятельности. Второе отделение концерта открыл струн ный оркестр. Он исполнил несколько рус ских песен и был тепло встречен зрителя ми. • Удачно выступил старший матрос Сер геев, спевший под аккомпанемент оркестра популярную песенку «Где ж ты, мой сад». Хорошим голосом обладает жена офицера Шихман, исполнившая украинскую песню «Солнне пьгзенько» и «Колыбельную». В программу были включены и хорео графические номера. Танцевальная группа выступила с русской и матросской пляской. Слабым местом в концерте явилось художественное чтение. Правда, этот жапр был представлен на смотре в немалом количестве. Однако плохо то, что деклама торы выходили на сцену слабо подготов ленными, их голоса звучали невыразитель но и неуверенно. Отдельные вещи были преподнесены зрителю не кстати, пе отве чали требованиям дня. Руководители самодеятельности главное внимание уделили подготовке музыкальной части программы, а чтецам помогали кое- как, наспех. В этом большая ошибка. Необ ходимо в равной мере заботиться о всех ис полнителях, о том, чтобы они выходили на сцену вполне подготовленными. Из рук вон плохо, что репетиции коллек тива были организованы всего лишь за 10— 12 дней до смотра. Такая практика по рочна и заслуживает всяческого осужде ния. При подобном подходе к делу как сле дует отработать все номера программы не возможно. Пора, наконец, покончить с методом «штурмовщины» в подготовке концертов, добиться такого положения, чтобы художе ственная самодеятельность действовала по стояппо, изо дпя в день повышала свое ма стерство. Удивление вызывает тот факт, что на концерте не было отражено, как личный со став готовится к знаменательному событию в жизни всей нашей страны — выборам в Верховный Совет СССР. А ведь этого тре бует сама жпзль. Все ближе и ближе радо стная дата. Моряки се встречают всеобщим политическим под’емом, новыми успехами в боевой и политической подготовке. П это все краппе необходимо было отразить в кон церте. Ог этого оп стал бы более актуаль ным, интересным и близким сердцу флот ского зрителя. А. КРЫЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz