На страже Заполярья. 1950 год. Март.

S марта 1950 г., К: 53 (3666). На с т р а же З а п о л я р ь я Из опыта проведения политических занятий БЕСЕДА ПО ТЕМЕ Изучение темы па политических заняти­ ях, как правило, завершается 'беседой руко­ водителя со своими слушателями. Это очень Бсжное звено в системе политических заня­ тий, ибо здесь руководитель подводит ито­ ги СЕоей работы со слушателями п само­ стоятельной работы всей группы за пе­ риод изучения данной темы. Основная задача беседы — помочь рядо­ вому, сержантскому и старшинскому соста­ ву глубже закрестить знания, полученные ими нз рассказа руководителя и в ходе са­ мостоятельного чтения рекомендованной ли­ тературы. Требования к руководителю по- » логических занятий при проведении беседы лред’являются большие. Руководитель обя- . зан провести беседу на высоком идейном уровне, добиться активного обсуждения всей группой основных вопросов темы, дать возможность каждому слушателю высту­ пить по тому или иному вопросу. Беседа, как одна пз наиболее сложных форм устной пропаганды, имеет своп осо­ бенности и пред являет к руководителю до­ пелнательные требования. Высокий идей­ ный уровень беседы зависит, прежде всего, от предварительной подготовки как руко- 1 водителя, так и слушателей к ней. Подготовка к беседе начинается, как из­ вестно, с рассказа руководителя, затем до­ полняется самостоятельным чтением в клас­ се и окончательно завершается в часы мас­ совой работы. ,В использовании часов массовой работы для .юдготовки руководителю и его помощ­ нику принадлежит значительная роль. Ру­ ководитель должен не только указывать, * что читать по теме в промежутках между днями политических занятий, но и органи­ зован это чтение, привлечь к этому своего помощника, партийный и комсомольский актив. И. 1 бнно так организуют предварительную подготовку к беседе руководители тт. Юр­ иев, Яковенко, Тимофеев п другие. Органи-1 зуя подготовку старшин своей группы к бе­ седе по теме: «Сержанты и старшины — блшглйшне н непосредственные начальни­ ки и воспитатели своих подчиненных», тов. Яковенко заранее подобрал литературу по теме. Он использовал произведения М. 15. Фрунзе, в которых изложены мысли о во- ннег.ом воспитании, брошюры и статьи пз •газет п журналов, в Частности, «Старшины л мичманы — начальники своих подчинен­ ных», «Хорошо знать своих подчиненных», «Учить старшин командным навыкам» и другие. Эта литература была заранее розда­ на старшинам, и они самостоятельно чита­ ли ое в свободное время. Для того, чтобы больше старшин прочитало имеющуюся ли­ тературу, помощник руководителя тов. Соп- лин по мере изучения материала старши­ нами обменивал его между нпмп. Кроме то­ го, з группе тов. Яковенко хорошо органи­ зована индивидуальная помощь в подготов­ ке к беседе. Передовые старшины оказы- ваюг помощь своим товарищам в подготов­ ке к занятию. Старшинам, которые имеют общую под­ готовку ниже других, тов. Яковенко лично помогает в подготовке к занятиям. Он, в частности, учил старшину 1 статьи Филь- чензо, старшину 2 статьи Зудина, старши­ н у 2 статьи Михайленко практике самосто­ ятельной работы над литературой, состав­ лению конспекта и т. д. В результате такой помощи эта старшпны научились состав­ лять аккуратные, содержательные конспек­ ты и активно участвуют теперь в беседах. Положительное в работе тов. Яковенко в подготовке к беседе состоит еще п в том, что он и его помощник за 1— 2 дня до бе­ седы проверяют подготовку старшин к бе­ седе: просматривают конспекты, выясняют, асе ли вопросы понятны, интересуются, ка­ кую литературу читали слушатели. Такой контроль п повседневная* забота руководителя политических запятий о сво­ их слушателях дают положительные ре­ зультаты. Старшины всегда приходят па бе­ седу подготовленными п актнвпо участвуют в осуждении темы. Кроме того, тов. Яко­ венко заранее внимательно продумывает план беседы. В его плане четко сформули­ рованы основные вопросы, которые необхо- - димо поставить перед старшинами, и крат­ ко записаны принципиальные ответы на пил; отмечены отдельные общие положе­ ния, которые в процессе самостоятельной работы старшин над литературой оказа­ лись для них наиболее трудными. В плане имеются также заметки, кого пз слушате­ лей необходимо спросить п по какому во­ просу. Вот как, к примеру, прошла беоеда в группе тов. Яковенко по теме: «Сержанты и старшины — ближайшие и непосредст­ венные начальники и воспитатели своих подчиненных». Руководитель поставил во­ прос перед старшинами: «Расскажите об ос­ новных принципах советского воинского воспитаниями в каких документах они из­ ложены?». Многие старшины подняли руки, желая ответить на этот вопрос. Руководи­ тель дал слово старшине 1 статьи тов. Мп- роденко. Мироненко вначале подчеркпул, что основы советского воинского воспита­ ния изложены в уставах Вооружснпых Сил Союза ССР. Далее он рассказал, как он руководствуется практически уставами в деле воспитания своих подчппепных, и при­ вел пример. У матроса Зайцева имелпсь не­ достатки по службе. «Я, — говорит тов. Мироненко, — провел в отделении беседу. Подробно рассказал своим подчиненным, к чему может привести недисциплинирован­ ность отдельных матросов, и указал на недостатки, имевшиеся у Зайцева, призвал матросов помочь ему устранить недостатки. Кроме того,— говорит тов. Мироненко, — я несколько раз беседовал индивидуально с ним, раз’яснял уставы, требования Военной присяги. В настоящее время тов. Зайцев исправил свои ошибки». После Мироненко выступил главный старшина Токарев, который рассказал, что, кроме уставов и 'Военной присяги, в день воспитания своих подчиненных он исполь­ зует и письма, которые получают матросы от родных. «У меня в группе, — говорил тов. Токарев, — значительная часть ма­ тросов пз колхозов, и они получают письма, и которых есть очень хорошие примеры о трудовом героизме колхозного крестьянст­ ва. Этот материал я использую для воспи­ тания своих подчиненных». Следующим выступил главный старши­ на Котенко, который рассказал о своей ра­ боте по пропаганде уставов., присяги, о том, как < ун сочетает требовательность с заботой о подчиненных. Всего высказалось 8 чело­ век, и все выступления были содержатель­ ны. Руководитель, подводя итоги выступле­ ний, отметил лучшие из них, сделал допол­ нения н поставил второй вопрос: «Каким должен быть начальник — старшина?». С ответом выступил старшина 1 статьи Агабабаев. Он подробно изложил, какие пред’являются требования к старшине, от чего зависит авторитет старшины среди сво- ьх подчиненных. — Авторитет, — говорил Агабабаев, — может иметь тот старшина, который сам яв­ ляется отличником' боевой и политической подготовки, лично дисциплинирован, веж­ лив в обращении, умело передает свои знания подчиненным, умело сочетает стро­ гую требовательность с отеческой заботой о подчиненных. Такое выступление старшины Агабабаева было авторитетно, ибо он сам является от­ личником боевой и политической подготов­ ки, умело воспитывает своих подчиненных. Его группа в течение двух лет является примерной па корабле. Кроме того, Агабабаев в своем выступ­ лении показал недостатки в работе стар­ шины тов. Зудина, рассказал о причинах этих недостатков л советовал, как их уст­ ранить. ' По второму зопросу выступили также старшины Фпльченко, Федотов и другие. Руководитель поставил новый вопрос: «Какова роль старшины в повышении бое4 готовности корабля, в укреплении воинской дисциплины?». Главный старшина Соплин обстоятельно рассказал, как он выполняет указания товарища Сталина о том, что надо учить Еойска тому, что требуется на войне. — Я стремлюсь учить своих подчинен­ ных, — говорил тов. Соплин, — в усло­ виях, приближенных к боевой обстановке, меньше допускаю условностей, учу воинов у боевых механизмов, добиваюсь взаи­ мозаменяемости, что особенно необходимо для нас. Хорошо по этому вопросу выступил и главный старшина Котенко. Он подробно ра­ зобрал практику работы старшины Миро­ ненко по воспитанию подчиненных и при­ вел пример его стойкости и мужества в пе­ риод Великой Отечественной войны. Когда во время боя корабль получил повреждение, Мироненко личным примером воодушевил своих подчиненных на ликвидацию повреж­ дения н этим многое сделал для спасения корабля и экипажа. Далее выступил старшина 2 статьи Пет­ ров, который особое внимание в своем отве­ те обратил на то, что старшина не только наставник и воспитатель, но и первый друг матроса, с которым матрос делится своими радостями и трудностями п ждет от стар­ шпны совета. Пз присутствовавших на занятии стар­ шин выступило большинство. Беседа про­ шла оживленно, методически правильно и па высоком идейном уровне. В конце бесе­ ды тов. Яковенко подвел итоги , отметил лучшие выступления и указал отдельным старшинам на их недостатки в подготовке к занятиям, а также сделал краткие выво­ ды по теме и поставил конкретные задачи перед старшинами на ближайшее время по боевой п пол тической подготовке и в ук­ реплении воинской дисциплины. Методически правильно и па высоком идейном уровне прошла беседа в группе ря­ дового состава у руководителя тов. Тимо­ феева по теме: «Свято и нерушимо соблю­ дать Военную присягу». На беседе высту­ пило 12 человек, все выступления были глубоко продумаппымп и содержательными. — Я дал клятву своей Родине, — гово­ рил матрос Пономарев, — быть верным за­ щитником первого в мире социалистическо­ го государства и эту клятву я выполпяго. Всеми спламп буду стараться умножать славные боевые традиции нашего советско­ го флота. Замечательным было выступление матро­ са Аникина, который рассказал о подвигах Александра Матросова, Юрия Смирнова и призвал своих товарищей всегда помнить об этих героях, показавших всему миру предаппость советских людей своей соци­ алистической Родине. С вппмаппем прослушали матросы вы­ ступление тов. Бирюкова (сын Героя Совет­ ского Союза старшего лейтенанта Бирюкова, который геройски погиб при обороне сто­ лицы нашей Родины—Москвы). / — Мы должны честно выполнять Воен­ ную присягу, — говорил тов. Бпрюков, — повседневно укреплять воинскую дисципли­ ну и организованность, п нам есть у кого этому учиться. Вот наш старшин* тов. Ча­ паев, он — образец для нас всех в выпол­ нении своего долга перед Родиной, и мы должны брать пример с пего. Выступил на беседе и матрос Разоренов (бывший стахановец строек Москвы). Оп .рассказал, как строители выполняют .долг перед Родиной па стройках столицы, привел замечательный пример о работе на строительстве депутата Верховного Совета СССР стахановца тов. Шавлюгппа и прп- згал своих товарищей бдительно охранять созидательный труд советских людей. Интересно и па высоком идейпом уровне прошла беседа по теме: «Советский Союз— оплот мира л демократии» в группе тов. Юрцева. Старшины начали подготовку к беседе сразу же после рассказа ру­ ководителя. Они внимательно изучили док­ лад тов. Маленкова о 32-й годовщине Ве­ ликой Октябрьской социалистической рево­ люции, статьи членов Политбюро ЦК ВКП(б) к 70-летию со дпя рождения товарища П. В. Сталина, выступления тов. Вышинского на 4-й сессии Генеральной Ассамблеи организации Об едннепных наций л другие материалы. Кроме часов, отведен­ ных на самостоятельное чтение по учебно­ му плану, многие старшины занимались в часы массовой работы. 'Вечером в кубриках возникали оживленные беседы, в которых осуждалась подлая и авантюристическая политика англо-америкацекого империализ­ ма, направленная на развязывание третьей мировой войпы. Моряки с чувством глубо­ кой благодарности к нашей партии и npaj внтельству говорили о последовательной мирной политике Советского Союза, иду­ щего в авангарде борьбы за длительный мит> -А безопасность народов. На беседе в часы политзанятий по пер­ вому вопросу— «Изменение сил в междуна­ родной обстановке после второй мировой войны» выступило 4 человека. Первым вы­ сказался старшина 1 статьи Малков. Он подробно остановился на росте сил лагеря мира, демократии н социализма, возглав­ ляемого Советским Союзом, на ослаблении антидемократического, империалистиче­ ского лагеря, возглавляемого США и Вели­ кобританией. С дополнением выступил главный стар­ шина Павлепко. Он рассказал о положении в странах империалистического лагеря, осо­ бенно остановился на экономике США, вползающей в экономический кризис. Тов. Павленко умело использовал в своем вы­ ступлении историческую справку Совпн- формбюро «Фальсификаторы истории», изо­ бличающую агрессивную политику импери­ алистов США и Англии. Один за другим старшины рассказывали о борьбе двух лагерей, о ведущей роли Со­ ветского Союза в могучем движении 8а мир и безопасность народов. Воспитательное значение такого полити­ ческого занятия состояло в том, что тов. Юрцев сумел большие политические проб­ лемы* которые обсуждались в беседе, увя- .зать с непосредственными задачами по по­ вышению боевой подготовки и укреплению воинской ДИСЦИПЛИНЫ. К сожалению, беседы еще не везде про­ ходят так. Имеются отдельные руководи­ тели, которые подготовку слушателей к беседе организуют плохо. План беседы не продумывают, в результате беседа прохо­ дит на низком идейпом уровне. Почему, например, не получилось развер­ нутой, живой, интересной беседы у руково­ дителя тев. Попова? Видимо, потому, что он заранее не продумал основные вопросы, которые необходимо было поставив перед слушателями. Тов. Попов поднял вопросы второстепенные и вел беседу в Форме экзамена. Несомненно, что от такого запятая поль­ зы мало, так как живой, разверпутой бесе­ ды здесь пе получилось л основные вопро­ сы темы остались неразобранными. Опыт работы руководителей политиче­ ских занятий показывает, что там, где по- ссрьезному относятся к подготовке занятий, они проводятся па высоком идейпом уровне п имеют большое воспитательное значение. Об этом свидетельствуют п живые приме­ ры. У тов. Яковепко в группе почти все старшины являются примерными воинами, хорошо организуют воспитательную работу среди своих подчппепных. Таким образом, там, где руководители групп по-серьезному готовятся к занятиям н хорошо организуют подготовку своих слу­ шателей, там запятая проходят организо­ ванно л на высоком идейном уровне, бла­ готворно отражаются па уровне боевой подготовки, па укреплении дисциплины н повышении организованности. Это и понятно, ибо идейное воспитание советских воинов неразрывно связано с их воинским воспитанием. Политические занятия, как основная форма идейно-политического воспитания моряков, должны постояппо находиться в центре внимания командиров, политработ­ ников, партийных и комсомольских органи­ заций* - С. ОСТРОВНОЙ. О т в е т Советского правительства Финляндскому правительству День выборов в Верховный Совет СССР гвардии старший матрос В. Алу- тнн стремится ознаменовать ростом бое­ вого мастерства, повышением политиче­ ских знаний и укреплением дисциплины. На-днях на зачетах по специальности гвардеец получил за свои знания высо­ кую оценку и был награжден нагрудным знаком «Отличный торпедист». НА СНИМКЕ : отличник боевой и по­ литической подготовки гвардии старший матрос Василии Алутин. Фото Н. Высоцкого. О д н о с т р е м л е н и е Подразделение получило учебпое зада­ ние. День выдался морозный. По холод не помеха советским воинам, п они блестяще справились с заданием, выполппв^ его раньше намеченного срока. Старший на­ чальник. наблюдавший за действиями бой­ цов, об явил всему личному составу бла­ годарность. В этом успехе так же, как и во всей учебе, значительную роль сыграла повсе­ дневная работа нашей партийной органи­ зации. Личдум примером, советом, товарищеской критикой члепы и кандидаты партии доби­ ваются повышения качества учебы п служ­ бы воинов. Примером может служить коммунист старший сержант Боков. Он честно, по- большевпетекп выполняет свой воинский долг. Тов. Боков— отличник боевой и поли­ тической подготовки, активный обществен­ ник. Сейчас, в связи с подготовкой к выбо­ рам в Верховный Совет, оп проводит боль­ шую агитационную работу. Одну из своих бесед 'тов. Боков закончил словами: Мы. советские воины, должны гор­ диться тем, что являемся полноправными гражданами своей Родппы. Только в нашей стране, благодаря Сталинской Конституции, солдаты и матросы пользуются почетным правом участвовать в выборах высшего органа государственной власти страны. Этого нет л не может быть нп в одной из капиталистических страп. И эту нашу гор­ дость мы должны подтвердить отличной учебой л дисциплиной! Следуя примеру коммунистов, также от­ лично несут службу и принимают участие в агитационной работе сержант Лозипский, старший сержапт Атаманппко, старший матрос Смусенко л другие бонны подразде­ ления. Их об’едппяет одно стремление — ознаменовать выборы в Верховный Совет СССР новыми успехами в боевой выучке, укреплении дисциплины, повышении ор­ ганизованности. Лейтенант Г. ДУБИНИН. Отделение старшины Винокурова стало отличным Готовясь вместе со всем советским наро­ дом ко дню выборов в Верховный Совет СССР, матросы п старшины корабля неус­ танно повышают качество боевой и поли­ тической подготовки, укрепляют воинскую дисциплину. Недавно в приказе командира отмечены успехи воинов в учебе л службе. Десять человек удостоены высокого звания отлич­ ников боевой и политической подготовки. Особенно значительны успехи у старши­ ны 2 статьи Винокурова. Его отделение стало полностью отличным. Передовые ма­ тросы, исполняющие обязанности команди­ ров отделений, Коновалов, Дергаус и дру­ гие удостоены очередного воинского зва­ ния «старшина 2 статьи». Матросы и старшины с большим вооду­ шевлением готовятся к выборам. Они дали слово командиру служить и учиться еще лучше, еще выше поднять воинскую дис­ циплину, чтобы достойно встретить день выборов в Верховный Совет СССР. Е. ПОШАТАЕВ. С большим под‘емом Личный состав группы, где старшиной тов. Омельченко, добросовестно относится к своему заведыванпю. Матросы, не жалея своих сил, работают над приведением в по­ рядок механизмов. Особенно отличаются на этой работе комсомольцы старшина 2 статьи Мехед и старший матрос Апчуков. Пе отстают от них отделения старшин 1 статьи Шорпиа и Попова. Предстоящие выборы в Верховный Совет СССР вызвали среди личного состава новый под ем творческой активности. Матросы и старшины горят желанием успешно выпол­ нить задание командира по обслуживанию механизмов. Старший матрос И. ГАЙВОРОНСКИЙ. ЗА ХОРОШ УЮ СТРЕЛЬБУ — ПООЩРЕНИЯ В нашем подразделении производились стрельбы из винтовки. Этому предшество­ вала тщательная подготовка. Знание ору­ жия и правил стрельбы дали возможность матросам и старшинам успешно справить­ ся с задачей. Отлично выполнили стрелковое упражне­ ние старшина 1 статьи Прплуцкий, стар­ шина 2 статьи Гайворонский, матрос Чер­ нышев и многие дгугие. За отличную стрельбу командир перед строем личного состава об’явил передовым воинам поощ­ рения. Старший матрос И. НИКИТИН. 21 января Посланник Финляндии г-н К. Сундстрем передал Заместителю Ми­ нистра Иностранных Дел СССР А. А. Гро­ мыко ответ Финляндского правительства па заявление Правительства СССР от 31 декабря 1949 года о находящихся в Финляндии воеппых преступниках из чи­ сла советских граждан. В своем заявлении Финляндское прави­ тельство по существу уклонилось от от­ вета на поставленный Советским прави­ тельством вопрос — почему оно не пере­ дает до сих пор указанных военных пре­ ступников в распоряжение советских вла­ стей. Финляндское правительство при этом заявило, что ему якобы ничего пе извест­ но о пребывании в •Финляндии военных преступников из числа советских граждан, кроме четырех лиц, задержанных фпплянд- скимп властями. 28 февраля Заместитель Министра Ино­ странных Дел СССР А. А. Громыко принял фпнлялдского Послапппка г-на К. Сундсг рел и передал ему ответ Советского прави­ тельства па заявление Финляндского пра­ вительства от 21 января. В ответе Советского правительства ука­ зывается, что утверждение Финляндского правительства о том, что ему ничего не из­ вестно о пребывании на территории Фин­ ляндии свыше 300 военных преступников из числа советских граждан, лишено вся­ кого основания. Достаточно напомнить о том, что в сообщении главного штаба фпн* ляпдекой армии от 5 февраля 1947 года и в списке, разосланном 30 июня 1947 го­ да всем финляндским полицейским вла­ стям, были перечислены свыше 350 воен­ ных преступников из числа советских граждан, находящихся в Финляндии, слу­ живших во время войны в разведыва­ тельном и информационном отделах глав­ ной ставки, а также в 3-м и 6-м доброволь­ ческих батальона^ и других подразделени­ ях финляндской армии, т. е. совершивших измену в отношении Советского Союза. Союзная Контрольная Комиссия неодно­ кратно трейжала выдачи всех указанных лиц. Финляндское правительство имело, таким образом, полную возможность за­ держать указанных преступников, не до­ пуская их бегства ИЗ/ страны. Однако с 15 сентября 1947 года оно передало из них советским властям всего лишь 24 человека. Эти факты дают полное основа­ ние утверждать, что все эти лица, обви­ няемые Советским правительством, как военные преступники, известны Финлянд­ скому правительству и укрываются фин­ ляндскими властями от передачи в руки советских властей. Что касается списка 56 военных пре­ ступников, то пз ответа Финляндского правительства следует, что из упоминае­ мых в нем преступников задержаны фин­ ляндскими властями лишь 4 человека и 4 человека якобы передапы советским властям. Об остальных Финляндское пра­ вительство сообщило, что из них 24 че­ ловека бежали пз страны, а о 22-х Фин­ ляндское правительство якобы не нме4 ет никаких сведеппй. В результате проверки этих сведсппй в отношении 24 человек, якобы, бежав­ ших пз Ф инляндии , установлено, что сведеппя, сообщенные в свое время фин­ ляндскими властями Союзной Контрольной Комиссии о бегстве некоторых пз этих лип, были основаны пз непроверенных данных, поскольку позднее фпнляндекпе полицейские власти оказывались вынуж­ денными об'являть розыск этих лиц, как находящихся в Финляндии. Так обстояло дело, например, в отношении Петрпляйне- на, Кокконепа, Нпфаптьева, Ремшу, Фо­ фанова. 'Что касается четырех преступ­ ников, якобы переданных советским вла­ стям, то в отношении двух из них про­ верка не подтвердила факта передачи их советским властям. В числе 22 преступ­ ников, о которых Финляндское прави­ тельство сообщает, что опо якобы не име­ ет никаких сведений, находятся 18 аген­ тов разведки, 2 бывших полицейских на оккупированной советской территории и 2 сотрудника информационного отдела главной ставки финляндской армии. В списке советских граждан, проживающих в Финляндии, присланном в СКК 21 октября 1946 года, указывались точные адреса целого ряда >этпх преступников (Ларинен, Левков, Симонов и др.). Таким образом, утверждение о том, что местопребывание этих лиц Фппдяндскому правительству не было известно, лишено всякого основания. Финляндское правительство пыталось опровергнуть заявление Советского прави­ тельства о выдаче финляндскими' властями подложных документов некоторым преступ­ никам, но оно само в своем ответе вынуж­ дено было признать, что «несколько та­ ких случаев имели место до подписания соглашения о перемирии п непосредствен­ но после того». В списке преступников, разосланном полицейским учреждениям Финляндии 30 июня 1947 года, указыва­ лось, что многие преступники, «нахо­ дясь па службе в оборонительных силах Финляндии пли скрываясь после заключе­ ния перемирия, изменили свои фамилии», причем «многие подложные удостоверения личности выявлены прп помощи списка* составленного по годам рождения». Все эти факты, говорится в ответе Со­ ветского правительства, свидетельству­ ют, что ФпШяпдское правительство, во­ преки заверениям о своем стремлении вы поднять обязательства по Мирному Догово­ ру, уклоняется от выполнения своих обя­ зательств, нарушает Мирный Договор н договор о дружбе, сотрудничестве и взаим­ ной помощи. Советское правительство заявило, что ввиду изложенной) ответ Финляндского правительства является неудовлетворительным. В музее краеведения ФОТООБОЗРЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ТРИ ДЦ АТИЛ ЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ М У РМ А Н А ОТ ИНТЕРВЕНТОВ Сотрудники Мурманского музея краеве­ дения заканчивают о<(н)рмлепие фотообозре- (нпя, посвящепиого тридцатилетию осво­ бождения Мурмана от интервентов. Фото­ графии отображают зверства апгло-фрап- цузскнх и американских империалистов в период 1918 — 20 годов. Вот пожелтевший любительский снимок. (Март 1918 года), фотография рассказывает о захвате интервентами Мурманской желез­ ной дороги. Имандра. Штаб п отряд апг.тн- чан. Отряд выстроен. Он готов к дейст­ вию... Не к бою, нет! К зверской расправе с беззащитными, к убийству из-за угла, к неслыханному террору. Вот снимки, которые страшно взять в ру­ ки. ...Кандалакша. Группа расстреленных железнодорожников на снегу. Мы не знаем пх фамилий. Но мы знаем — это те чест­ ные, преданные Родине люди, которые под­ нимали свой голос против белого террора, против зверств англпчап, американцев н французов.^Это люди, отдавшие свою жизнь са молодую республику Советов. ...Небольшое судно. У борта стоит, гордо подняв голову, человек. Это коммунпег- подполыппк. Пегодяй-белогвардсец гото­ вится стрелять в него. Рядом с белогвар­ дейцем — люди в английской форме. ...Унылый Поканьгский берег. Барак, где нптервепты устроили тюрьму. Есть здесь н снимок, на который нельзя смот­ реть равнодушно. Это — карцер. Темные ослизлые стены. Здесь после изгнания ин­ тервентов была обнаружена груда костей. ...Умба. Весенний талый снег. Половодье. Вода вынесла на берег обезображенные тру­ пы. Это тоже безвестные герои, назшие от рук ублйц-интервентов л их белогвардей­ ских наемников. Интервенты п белогзардейекпе палачи замучили на Севере многих славных сы­ нов советского народа, многих активных борцов за советскую власть. Память о пазшпх за Советский Север всегда будет жить в народе. Документы обличают интервентов, рас­ сказывают о черных днях интервенции, о лютой непавпетл капиталистов к свобод­ ному государству рабочих и кресть­ ян. Опп рассказывают о днях, которых ни­ когда больше не будет на Кольском полу­ острове. Б. ЗАХАРОВ. . - Смотр художественной самодеятельности О некоторых недостатках концерта Коллектив матросской художественной самодеятельности, которым руководит офи­ цер Весновскпй, хорошо известен на флоте. Его участники в прошлом неоднократно до­ бивались значительных творческих успе­ хов, радовали зрителей интересными, содер­ жательными концертами. Программа выступлений коллектива, как правило, состояла из разнообразных номе­ ров. Наряду с народными песнями, музы­ кой, стихами в нее включались произведе­ ния, отражающие жизнь флота и моряков. Особенно следует отметить то, что в кон­ цертах использовалось творчество местных авторов. Это делало выступления на сцене более доходчивыми и действенными, повы­ шало интерес к ним личного состава. Так было и на этот раз. Концерт начался литературпо-музыкаль- ным монтажом, автором которого является тов. Бесновский. Дружный коллектив с большим под’емом исполнил многие произ­ ведения, рассказывающие о могучем воору­ женном оплоте страны социализма — Со­ ветской Армпп и Военпо-Морском Флоте, стоящих на страже мирного созидательно­ го труда нашего парода. Несмотря па от-4 дельные недоработки, монтаж в целом про­ изводит хорошее впечатление. Надо сказать, что эта форма выступле­ ния художественной самодеятельности при­ менена на флоте пе впервые. Тематические литературно-музыкальные монтажи были представлены и на прошлых смотрах. Они прп удачной постановке всегда пользова­ лись успехом у зрителей, имели большое воспитательное значение. Подготовка и по­ каз зрителю монтажа о Вооруженных Силах СССР, безусловно, являются творческим ус­ пехом участников художественной самоде­ ятельности. Второе отделение концерта открыл струн­ ный оркестр. Он исполнил несколько рус­ ских песен и был тепло встречен зрителя­ ми. • Удачно выступил старший матрос Сер­ геев, спевший под аккомпанемент оркестра популярную песенку «Где ж ты, мой сад». Хорошим голосом обладает жена офицера Шихман, исполнившая украинскую песню «Солнне пьгзенько» и «Колыбельную». В программу были включены и хорео­ графические номера. Танцевальная группа выступила с русской и матросской пляской. Слабым местом в концерте явилось художественное чтение. Правда, этот жапр был представлен на смотре в немалом количестве. Однако плохо то, что деклама­ торы выходили на сцену слабо подготов­ ленными, их голоса звучали невыразитель­ но и неуверенно. Отдельные вещи были преподнесены зрителю не кстати, пе отве­ чали требованиям дня. Руководители самодеятельности главное внимание уделили подготовке музыкальной части программы, а чтецам помогали кое- как, наспех. В этом большая ошибка. Необ­ ходимо в равной мере заботиться о всех ис­ полнителях, о том, чтобы они выходили на сцену вполне подготовленными. Из рук вон плохо, что репетиции коллек­ тива были организованы всего лишь за 10— 12 дней до смотра. Такая практика по­ рочна и заслуживает всяческого осужде­ ния. При подобном подходе к делу как сле­ дует отработать все номера программы не­ возможно. Пора, наконец, покончить с методом «штурмовщины» в подготовке концертов, добиться такого положения, чтобы художе­ ственная самодеятельность действовала по­ стояппо, изо дпя в день повышала свое ма­ стерство. Удивление вызывает тот факт, что на концерте не было отражено, как личный со­ став готовится к знаменательному событию в жизни всей нашей страны — выборам в Верховный Совет СССР. А ведь этого тре­ бует сама жпзль. Все ближе и ближе радо­ стная дата. Моряки се встречают всеобщим политическим под’емом, новыми успехами в боевой и политической подготовке. П это все краппе необходимо было отразить в кон­ церте. Ог этого оп стал бы более актуаль­ ным, интересным и близким сердцу флот­ ского зрителя. А. КРЫЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz