На страже Заполярья. 1950 год. Март.

Не с т р я ж е З а п о л я р ь я И марта 1950 Г* № 76 (3689). РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ Советский соцю и и агавсдД строй от* крш неограниченны* возможности для развитая науки, для проявления творче­ ской инициативы народных масс,- Партия к правительство неустанно ааботятся о про­ цветании советской науки н культуры. Со­ ветские люди создали сотни и тысячи за­ мечательных машин, усовершенствовала и организовали ваново многие технологиче­ ские процессы, обогатили мировую Науку и технику важными новыми научными от­ крытиями. Каждый год Советское прави­ тельство присуждает Сталинские премии за выдающиеся изобретения в коренные усо­ вершенствования методов производственной работы. Это свидетельствует о том, что в вашей стране неуклонно движется вперед творческая мысль деятелей науки в тех­ ники. Постановлена» Со®е*га Министров СССР •о Сталинских премиях ва 1949 год гово­ рят о новой плеяде ученых, инженеров н стахаювцев, которые своими замечатель­ ными достижениями и изобретениями спо­ собствовали обогащению советской техни­ ки. В списке премированных работ отра­ жен высокий уровень тесппгческого про- кресса во всех областях промышленности ■ сельского хозяйства , которого достигла puna страна.- ' ~ БОЛЬШИЕ ПОБЕДЫ В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Кнлгвнбры Уральского вавода тяжелого айпгкностроения под руководством F. I . Косича создали первый советский рельсе- балочный стан. На т а стане осуществле­ на полная механизация ж автоматизация (процесса проката, что еначнтельно увели­ чило сто производительность при ,одно­ временном ускорения прокатки. Эта цен­ ная работа отмечена Оливекой премией первой степени. Груша инженеров Ленинградского ме­ таллического вавода вмени И. В. Сталина I» главе с главным конструктором гидро­ турбин П. Н. Ковалевым создала серию [новых усовершенствованных гидротурбин мощностью 102 тыс. лош. с и . Эти турби- Ьы, предназначенные для Днепровской гя- дроеле.угросташши имени В. И. Ленина, яв­ ляются одними нз величайших и лучших гурбнЕ в мире. Новые турбины имеют ис­ ключительно высокий козфшшент полез­ ного действия. Для втих турбин инженеры завода г«$лвктросила» под руководством А. С. Еремеева разработали конструкцию мощно­ го гидрогенератора ва 90 тыс. киловольт- ампер н изготовили его. При создании та­ кого генератора потребовалось решить ряд трудных технических проблем. Правительство высоко оценило эту ра­ боту, присудив авторам Сталинскую пре­ мию второй степени. В области теплотехника представляет значительный интерес работа, выпол­ ненная группой инженеров под руковод­ ством старшего научного сотрудника Нейтрального котлотурбинного института М. М. Полляка. Этот коллектив создал я внедрил в производство серию отечествен­ ных шаггню-мельничных топок для элек­ тростанций. Одна яв них опадает перо- производительностью до 250 тонн пара в час. Новые топки дают возможность эф­ фективно и экономично размалывать и сжигать местное низкосортное топливо (бурые угли, фрезерный торф, сланцы и другие виды топлива). * - Коэфишент полезного действия новых топок за 8— 12 процентов выше, чем у прежних конструкций. Они надежны и удобны в эксплоатации.- Шахтно-мельнич­ ные топки в настоящее время вытесняют топочные устройства других систем, давая большую экономию. Эта работа отмечена Сталинской премией второй степени. Новые высокопроизводительные методы обработки металлов н в первую очередь скоростное фрезерование потребовали от наших конструкторов создания новых, со­ вершенных металлорежущих станков, в частности фрезерных. Почетной награды удостоился коллектив инженеров Горьковского завода фрезерных станков под руководством Б. И. Петяппгна, создавший серию станков для скоростного резания. Используя опыт и требования отечественных заводов, онн решили ряд важнейших конструктивных задач. Была усилена жесткость станков, улучшено уп­ равление со значительным сокращением вспомогательного времени, увеличены ско­ рости, вследствие чего производительность труда в ряде случаев повышается на 150 пгк>п. Автоматизация облегчает освоение станка рабочими, а конструктивные осо­ бенности станков создают возможность ор­ ганизовать многостаночное обслуживание. Уже несколько раз Советское правитель­ ство отмечало Сталинской премией выдаю­ т с я конструкторов в области автомоби­ лестроения. В этом году среди лауреатов — работника! Горьковском аотоиобвптяв вавода имени В. М. Молотова. Группа инженеров етого вавода а д р г ководством конструктора А. А. Липгарта удостоена почетной награды ва автомобиль «Победа». Другой коллектив инженеров этого же вавода под руководством кон­ структора Г. А. Веденяпина создал новый грузовой автомобиль высокой проходимо­ сти.- Группе инженеров тракторных ваводов во главе с главным инженером Алтайского тракторного завода имени М.- П. Калинина М. С. Сидельннковым разработала кон­ струкцию сельскохозяйственного дизельно­ го трактора, меньше расходующего топли­ ва, чем другие тракторы, н имеющего пя- тискороотную коробку передач, что обеспе­ чивает наилучшее использование его мощ­ ности. МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДОЕМКИХ РАБОТ Среди лауреатов Сталинских премий — группа работников, создавших новые меха­ низмы в машины для механизации трудо­ емких процессов производства. Развернувшееся в стране широкое стро­ ительство гидротехнических сооружений, дорог потребовало от промышленности соз­ дания серии экскаваторов. В этом году Сталинской премией отмече­ ны работники Дмитровского вавода (М. Г; Арвая я др.), создавшие многоковшовый экскаватор, отличающийся большой произ­ водительностью, Новый екс&аватор уже освоен промышленностью. Сталинская премия второй степени при­ суждена группе инженеров под руководст­ вом К. А. Кузнецова, создавшей механизи­ рованный щит для проходки тоннелей. Этот щит позволяет производить ме­ ханизированную разработку вабоя, уборку и погрузку породы в вагоны. Внедрение этого щита увеличивает скорость проходки в 3 раза. Он находит себе широкое приме­ нение при строительстве метрополитена. Огалинской премии удостоен изобрета­ тель А. М.- Столяров, создавший и внедрив­ ший в производство машину для добычи штучного строительного камня. Применение Трестов РгалняекоЙ премия — гфеитвлвй помогают успешно выполнить грандиозную программу строительства в нашей стране. Группа инженеров во главе с С. Я. Ле­ виным провела коренное усовершенствова­ ние технологии заводского изготовления пустотелых балок-настилов^ Ею создан по­ точно-конвейерный способ производства этих балок, ныне применяющихся ва стро­ ительстве жилых домов. Это дало значи­ тельное уменьшение трудоемкости строи­ тельства, экономию металла в ускорение ввода домов в эксплоатацию. Наши строители-технолога работают также и над получением новых видов стройматериалов. К числу таких работ от­ носится работа профессора П. И. Китайго­ родского. Под его руководством создан но­ вый строительный изоляционный материал — пеностекло, отличающийся очень ма­ лым удельным весом (кубический метр его весит от 170 до 300 к г). Он обладает вы­ сокими теплоизоляционными свойствами, большой прочностью и не боится воды и морозов. Пеностекло широко применяется в холодильном производстве для изоляции трубопроводов и при строительстве зданий. Новые виды цемента созданы под руко­ водством профессоров В. Н. Юнга, Б. Г. Скрамтаева и В. В. Михайлова. Эти виды цементов находят широкое применение при строительстве метро и других сооружений. Дисциплина- залог успеха ©той машины снижает почти в 3 раза стои­ мость добычи и доставки камня при одно­ временном сохранения его высоких меха­ нических свойств. Большой интерес представляет новая хлопкоуборочная машина, сконструирован, ная группой инженеров во главе с Г. И. Волковым и Л. М. Розенблюмом. Эта маши­ на механизирует трудоемкую работу по уборке хлопка, освобождает до 25 сборщи­ ков. Ее производительность — около % гектара в час. За создание конструкции и освоение производства хлопкоуборочной ма­ шины авторам присуждена Сталинская премия первой степени. Сталинской премией отмечена работа коллектива инженеров во главе с Я. П. Бал- бачаном ва создание погрузочной машины при проходке вертикальных шахтных ство­ лов. Применение ее сокращает почти на 50 проц. рабочую силу и увеличивает скорость проходки свыше чем на 35 про­ центов. НОВОЕ В МЕТАЛЛУРГИИ В этом году, как и в прошлые годы, Сталинской премией отмечены некоторые работы в области металлургии. В первую очередь следует отметить работы коллек­ тива инженеров под руководством Л. П. Ле­ ви, которые разработали и широко внедри­ ли выплавку высококачественных чугунов на кислородном дутье. Этим значительно снижена себестоимость чугуна, достигнута возможность получения на низкосортном топливе модифицированного чугуна, а так­ же увеличена производительность вагранок почти в два раза. Группа научных работников во главе с Б. С. Мнльмлном и членом Академии наук Украинской ССР А. А. Василенко разра­ ботала новую технологию получения сверх­ прочного чугуна. Повый чугун обладает высокими механическими свойствами, что позволяет применить его для изготовления деталей машин. Инженеры Уральского завода тяжелого машиностроения во главе с А. Т. Талейсни- ком создали крупноразмерную формовочную машину грузоподъемностью до 40 тонн с полной механизацией подачи свежей Формо­ вочной земли я уборки отработанной. Ма­ ната эта увеличивает производительность труда более чем в два раза. СТРОИТЕЛИ — ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В послевоенные годы в нашей стране широким фронтом развернулись восстано- вительпые работы, а также строительство повых заводов, предприятий, жилых домов и а.тмнпистратпвяых зданий. Работы ла- РАБ0ЧИЕ — НОВАТОРЫ ТЕХНИКИ К техническому творчеству в нашем со­ циалистическом государстве привлекаются широчайшие массы. Наш государственный строй открыл безграничные просторы для созидательного труда советского народа. Творцами передовой советской техники становятся не только наиболее выдающие­ ся ученые и специалисты, но и громадное количество рядовых инженеров, техников, а также и передовые рабочие-стахановцы. Товарищ Сталин говорит, что «...новые пути науки и техники прокладывают иног­ да не общеизвестные в науке люди, а со­ вершенно неизвестные в научном мире лю­ ди, простые люди, практики, новаторы де­ ла» (П. В. Сталин. Речь на приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г.). Ежегодное присуждение Сталинских пре­ мий рабочим-стахановцам — яркая иллю­ страция к этойу высказыванию товарища И. В. Сталина. В этом году постановление правительст­ ва отмечает особенно много рабочих, удо­ стоенных Сталинской премии. Старший мастер завода «Красный проле­ тарий» И. Т. Белов — инициатор создания скоростных участков по обработке метал­ лов резанием. Скоростные участки — сле­ дующая, более высокая ступень развития скоростных методов резания. Овладе­ ние скоростными методами резания всеми рабочими участка приводит к резкому увеличению производительности труда и увеличению выпуска продукции на ста­ ром оборудовании без дополнительных ка- тггальных затрат. Начинание мастера И. Т. Белова, удо­ стоенного вместе с группой других рабо- чих-стахановцев Сталинской премии, сей­ час широко внедряется на всех заводах Ми­ нистерства станкостроения. За широкое внедрение в производство скоростной обработки металлов резанием, а также развитие новых стахановских мето­ дов увеличения производительности труда удостоены Сталинской премии токарь Ли­ пецкого завода С. А. Батраков, кузнец Сталинградского тракторного вавода А. Я. Белоусов и др. Н. А. Назарова, зуборезчица Уральского автомобильного завода имени Сталина, — инициатор социалистического соревнования , ЖАТРОСЫ СОКОЛОВ И САЛТЫКОВА * МОГУТ БЫТЬ П Е РЕД О ВЫ М И ВОИНАМИ ; • Р одина обязывает нас быть верными ее защитниками, выполнять все требования воинских уставов и наставлений, отлично владеть своей специальностью. Это значит быть отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Перед каждым советским моряком задача стоит ясная и понятная. Но все же не все из нас уяснили ее так, как надо. Есть отдельные матросы, которые иногда действуют неправильно. Их ошибка заключается в том. что они обращают внимание только на внание специальности и мало придают значения дисциплине. Это заметно отражается на их службе. Вот, например, матросы Соколов и Сал­ тыков хорошо овладели специальностью, интересуются ею. Они неплохо работают у механизмов. Но у них есть плохая сторона — отставание в воинской дисциплине. И Соколов- и Салтыков позволяют себе всту­ пать с командирами отделений в пререка­ ния. Получая задания, эти матросы пы­ таются доказать командиру, что они много работают, поэтому выполнение задания на­ до поручить не им, а другим матросам. Только после повторного приказания командира они приступают к выполнению порученной им работы. Наша партия учит нас, что дисциплина нужна армии, как воздух, что без дис­ циплины армия теряет свою силу. Это ука­ зание относится к каждому из нас. Его хорошо надо помнить Соколову и Сал­ тыкову. Как бы отлично ни знали они свою специальность, а без твердой дисцип­ лины они не выполнят своей задачи. Это видно и на практике. Они много работают над изучением специальности, многого до­ бились, но все их успехи пропазают только из-за отсутствия у них крепкой дисципли­ ны. Дисциплинированный воин не будет зазнаваться успехами, не возгордится, что он много знает, а Соколов и Салтыков за­ знаются, показывают вид, что только они одни много знают. Отсюда у них и проступ­ ки по службе. Если матрос имеет хорошие оценки на политических занятиях, отлично знает свою специальность и может правильно об­ служивать материальную часть, но допу­ скает нарушения воинской дисциплины, выполняет приказания после разговоров,— он еще не отличник. Такой матрос еще не­ глубоко понимает большие и важные обя­ занности советского воина. Его служба не отвечает всем требованиям присяги и уста­ вов. Матросы Соколов и Салтыков могут быть отличниками боевой и политической под­ готовки. Для этого им надо беспрекословно выполнять уставы и все приказания командиров. Надо не кичиться своими зва­ ниями. а совершенствовать их и помогать товарищам. Мы — советские воины, и по­ этому должны заботиться не только о сво­ ем личном успехе, но и о чести своего под­ разделения. Этого требует от нас Родина. Младший сержант А. СТАРШИН0В. Каждая специальность требует прочных знаний ВЫСОКАЯ ВЫУЧКА — ©«ШОВА ГРАМ О ТНЫ Х , УМ Е Л Ы Х Д ЕЙ С ТВИ И Н А ВАХТЕ Иные малоопытные матросы думают, что работать котельным машинистом на твер­ дом топливе не составляет никакой слож­ ности. Мол, надо быть только хорошо фи­ зически развитым, и все будет в порядке. Практика подсказывает нам совершенно другое. Иногда бывает, что на вахте стоит физически развитый, но плохо владеющий своей специальностью котельный маши­ нист и держать пар на марке не может, от­ чего механизмы работают плохо. И наобо­ рот, у слабенького на вид матроса, но хо­ рошо знающего дело, держится пар. Оказывается, дело не столько в физиче* ской силе, сколько в умении хорошо спра­ виться с обязанностями. Это можно под­ твердить многими фактами. Вот, напри­ мер, матросы Мирошник и Селивер­ стов обслуживают один и тот же котел. Ма­ трос Мирошник — рослый, сильный чело­ век, физически хорошо развитый. Селивер­ стов же на вид худенький и небольшого роста. По. если посмотреть вахтенный журнал, то оказывается, что когда матрос Мирошник несет вахту, то пару у него всегда мало, а у Селиверстова — норма. Находясь с ними на ходовой вахте, ви­ дишь, что матрос Мирошник в начале вахты работает легко, движения его быстрые и резкие. Создается впечатление, что для него не составляет большого труда дать пару столько, чтобы корабль мог итги нуж­ ным ходом. Но как он ни старается поднять пар, у него ничего не получается. Мирош­ ник начинает нервничать, часто откры­ вает топку котла, с шумом бросает инстру­ мент, делает много лишних движений. Нервозное состояние мешает ему принять правильное решение. Наконец, видя, что ничего с под’емом пара не получается, Мирошник, усталый, опускает руки и с трудом достаивает вах­ ту. Все ото об’ясняется тем, что он недостаточно хорошо знает свою специаль­ ность, мало работает над приобретением необходимых навыков. Если бы он лучше владел специальностью котельного маши­ ниста, то и вахту бы нес исправно. Другое дело у матроса Селиверстова. Его на вахте не слышно — в котельном он отделении или его там нет. Но пар через 45 минут после его заступления на вахту — на марке. Нужное давление в котле Селиверстов держит до сдачи вахты. В котельном отделении у него всегда чисто, сам матрос Селиверстов выглядит свежим. Зная свое дело, он не растрачивает пона­ прасну сил, энергии у него хватает на рею вахту. — У меня нет, — говорит он. — лиш­ них движений в работе, каждое движение рук рассчитано. Я не напрягаю всех сил, чтобы бросить в топку уголь. Когда Селиверстов идет на вахту, то прежде всего обрашает.внимание на курс корабля по отношению ветра в по пути разворачивает раструбы вентиляционных труб в нужное положение, чего не надо будет делать во время несения вахты. Придя в котельное отделение, он расклады­ вает инструмент в определенном порядке. Этим матрос предупреждает себя от лиш­ них и ненужных движений в поисках инструмента. Топки чпетпт^ все подряд, об’ясняя это тем, что, поработав, как сле­ дует первый час, ему легко будет нести последние часы вахты. Селиверстов прав, так как в грязных топках часто приходится подламывать и подрезать уголь, иа что уходит немало энергии. Кроме того, частые открытия две­ рок топки остужают котел, а это отражает­ ся на парообразовании. Чтобы быстрее разгорался и полностью сгорел уголь, умелый матрос предвари­ тельно подготовляет крупный уголь. Все это на первый взгляд может показаться мелочью, но именно эти мелочи во многом экономят силы вахтенного и ускоряют парообразование в котле. Выпавший ко­ лосник матрос Селиверстов меняет не со стороны топки, а через поддувало. Делает он это просто: резаком прорезает место, от­ куда выпал колосник, и клешами заводит его в свое гнездо. Этот способ замены ко­ лосников совершенно не влияет на паро­ образование, так как работа производится при закрытой топке, и холодный воздух внутрь огневого пространства пе попадает, чего, конечно, не избежать прп замене ко­ лосника через топку. Когда внимательно следишь за дей­ ствиями матросов на вахте, становится ясным, что специальность котельного ма­ шиниста, как и всякая другая, требует настойчивой учебы. Без твердого знания котла и насосов нельзя их хорошо обслу­ живать. Котельное оборудование будет действовать исправно, долго и экономно только у того матроса, который в совер­ шенстве знает свою специальность. Для этого надо беспрерывно учиться, анализи­ ровать ошибки товарищей. Например, всегда следует тщательно следить за подогревом воды. В этом некото­ рые котельные машинисты допускают ошибку. Они мало обращают внимание на температуру воды, а плохой подогрев так­ же отрицательно сказывается на парообра­ зовании, приводит к пережогу угля. Нет никакого сомнения в том, что служба котельного машиниста тяжелая, но, постоянно повышая знания, обога­ щаясь опытом, можно во многом сэкономить свои силы и вахту нести с меньшим на­ пряжением. Отсюда ясно, что справляться с обязанностями котельного машиниста может тот, кто хорошо знает материальную часть, умело ее обслуживает, а не тот, кто только хорошо физически развит. Каждый котельный машинист должен всегда помнить о том, что ему доверено почетное и ответственное дело — обслужи­ вать корабельные механизмы. Значит чаю дорожить этим доверием, быть псправпым моряком. И для этого каждому магоосу, независимо от того, какая у него специ­ альность, следует упорно повышать своп знания и закаляться физически. Мичман В. ДЗЮДЗЕ. ПИСЬМА НА ФЛОТ Мы гордимся ii« своей Родиной за продление межремонтного периода служ­ бы станков. Применение метода Н. А. Назаровой дало возможность снизить простои оборудования во внеплановом ремонте в 2— 3 раза при одновременном снижении брака производст­ ва.- С. В. Чесноков, сталевар завода «Серп и молот», — вачннатель социалистического соревнования за повышение стойкости мар­ теновских печей и за сверхплановое накоп­ ление в мартеновских цехах. Он достиг среднесуточного с ’ема стали 7,5 тонны с 1 кв. метра иода печи. Вместе с группой других сталеваров-скоростников С. В. Чес ноков отмечен Сталинской премией. Мы перечислили лишь небольшую часть работ из нескольких сот изобретений и усовершенствований, удостоенных Сталин­ ской премии. Но и эти работы свидетель­ ствуют об огромном размахе творческой инициативы трудящихся, о большом вкла­ де, который впеелп в сокровищницу техни­ ки пашп учепые, нпжеперы и стахановпы. Академик М . КИРПИЧЕВ . Мой товарищ Сергей Хабаров окончил Судовую морскую фельдшерскую школу и сейчас плавает на пароходе, который со­ вершает заграничные рейсы. Сергей часто пишет мне письма, делясь своими впечат­ лениями. Недавно я получил от него пись­ мо, в котором он рассказывает о своем последнем плавании. Вот что он пишет: «Здравствуй, Петр! Только что вернулся из дальнего плава­ ния. Многое пришлось мне увидеть во вре­ мя рейса и обо всем этом я хочу тебе рас­ сказать. В конце ноября из Одессы мы ушли в болгарский порт Варна. В это время в Бол­ гарии проходили выборы в Великов Народ­ ное собрание. Мы видели, как радостно болгарский народ отмечал это событие в своей жизни. Всюду были плакаты, портре­ ты товарища Сталина, руководителей Бол­ гарской компартии, знамена, флаги, цветы. Вечером на улицах города происходила всеобщая демонстрация с факелами. Мы были свидетелями радостного лико­ вания жителей города Варны, когда в честь 70-летия со дня рождения товарища Сталина город был назван именем нашего любимого вождя. К нам, советским морякам, здесь относи­ лись очень радушно и приветливо. Всюду мы были желанные гости. В Болгарии, прежде всего, бросается в глаза то, что всюду идет строительство. Народ самоотверженно трудится, строя социализм. Жизнь болгар делается все луч­ ше и лучше. Карточная система отменена. В Болгарии еще имеются частные магази­ ны, но им приходит конец, так как в госу­ дарственных торговых предприятиях това­ ров больше и онн лучшего качества.' В день переименования города Варна, здесь на площади имени Сталина состоялся общегородской митинг трудящихся. Высту­ пающие на нем люди говорили о великой дружбе болгарского н советского народов, о своей признательности и любви к товарищу Сталину, о новой счастливой жизни болгар. После митинга был дан орудийный салют. До поздней ночи веселились жители горо­ да. Все население вышло на улицы. Из Болгарии мы зашли в Новороссийск и, немного постояв здесь, получили задание нттп в Бельгию, в порт Антверпен. Когда приходишь в Бельгию, то сразу чувствуешь, что попал в другой мпр. Здесь мы видели закрытые заводы и фабрики, толпы безработных на улицах. В магази­ нах все товары американского и англий­ ского происхождения. Я невольно сравни­ вал страны новой демократии с маршаллн- зпрованной Европой и видел, как амери­ канцы все более разоряют в порабощают Европу. Когда мы стояли в Антверпене, то на пароход «Мнроньгч» грузили подарки товарищу Сталину от бельгийского народа. После погрузки в порту был организо­ ван митинг. По полиция пыталась его со­ рвать. Район, где стояло судно, был оцеп­ лен войсками. Однако сквозь кордоны по­ лиции рабочие прорвались к судну, и ми­ тинг состоялся. В подарок товарищу Сталину трудя­ щиеся Бельгии отправляли самое дорогое для них. Здесь были картины известных художников, скульптуры, хрусталь и мно­ гое другое. Мы видели, как девочка лет шести просила передать в подарок Иосифу Виссарионовичу свою игрушку, которую она очень любила. Трудно передать словамп то чувство гордости за свою великую Родину и нашего вождя, которое испытывали мы, советские моряки. Мы слышали, с какой любовью трудящиеся всюду произносили имя товарища Сталина. Они видят в нашей свободной стране надежную защиту мира и безопасности, видят в пей свое будущее. Покинув Бельгию, мы направились к родным берегам. Горячей радостью напол­ нились наши сердца, когда, наконец, после долгого перехода перед нами открылись берега нашей прекраспой Родины — стра­ ны свободы, счастья и радости». Старшина 1 статьи П. ЕРМОЛИН. Р. М . Глиэр, народный артист СССР, пре­ мия присуждена за музыку бале­ та «Медный всадник». М . Э. Чиаурели, кинорежиссер, народный артист СССР , премия присуждена за сценарий кинокартины «Падение Берлина». Н. А . Богораз, профессор второго Московского государственного медицинского института имени II. В. Сталина, премия присуждена за научно­ клинические исследования, обоб­ щенные в монографии «Восста­ новительная хирургия». П. А . Павленко, писатель, премия присуждена за сценарий кинокартины «Падение Берлина». Т. С. Пассек, профессор, старшин научный сотрудник Института материаль­ ной культуры имени Н. Я. Марра Академии наук СССР , премия присуждена за научный труд «Периодизация трипольских по­ селений ( I I I— II тысячелетия до Р. э .) » ,.. * С ад ри т д и н у Аини , писатель, премия присуждена за книгу «Бухара». 3. С. Чернышева, архитектор, премия прнс-ждена за архитектуру станции «Кур­ ская» Московского метрополитена имени Л . М. Кагановича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz