На страже Заполярья. 1950 год. Март.
Не с т р я ж е З а п о л я р ь я И марта 1950 Г* № 76 (3689). РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ Советский соцю и и агавсдД строй от* крш неограниченны* возможности для развитая науки, для проявления творче ской инициативы народных масс,- Партия к правительство неустанно ааботятся о про цветании советской науки н культуры. Со ветские люди создали сотни и тысячи за мечательных машин, усовершенствовала и организовали ваново многие технологиче ские процессы, обогатили мировую Науку и технику важными новыми научными от крытиями. Каждый год Советское прави тельство присуждает Сталинские премии за выдающиеся изобретения в коренные усо вершенствования методов производственной работы. Это свидетельствует о том, что в вашей стране неуклонно движется вперед творческая мысль деятелей науки в тех ники. Постановлена» Со®е*га Министров СССР •о Сталинских премиях ва 1949 год гово рят о новой плеяде ученых, инженеров н стахаювцев, которые своими замечатель ными достижениями и изобретениями спо собствовали обогащению советской техни ки. В списке премированных работ отра жен высокий уровень тесппгческого про- кресса во всех областях промышленности ■ сельского хозяйства , которого достигла puna страна.- ' ~ БОЛЬШИЕ ПОБЕДЫ В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Кнлгвнбры Уральского вавода тяжелого айпгкностроения под руководством F. I . Косича создали первый советский рельсе- балочный стан. На т а стане осуществле на полная механизация ж автоматизация (процесса проката, что еначнтельно увели чило сто производительность при ,одно временном ускорения прокатки. Эта цен ная работа отмечена Оливекой премией первой степени. Груша инженеров Ленинградского ме таллического вавода вмени И. В. Сталина I» главе с главным конструктором гидро турбин П. Н. Ковалевым создала серию [новых усовершенствованных гидротурбин мощностью 102 тыс. лош. с и . Эти турби- Ьы, предназначенные для Днепровской гя- дроеле.угросташши имени В. И. Ленина, яв ляются одними нз величайших и лучших гурбнЕ в мире. Новые турбины имеют ис ключительно высокий козфшшент полез ного действия. Для втих турбин инженеры завода г«$лвктросила» под руководством А. С. Еремеева разработали конструкцию мощно го гидрогенератора ва 90 тыс. киловольт- ампер н изготовили его. При создании та кого генератора потребовалось решить ряд трудных технических проблем. Правительство высоко оценило эту ра боту, присудив авторам Сталинскую пре мию второй степени. В области теплотехника представляет значительный интерес работа, выпол ненная группой инженеров под руковод ством старшего научного сотрудника Нейтрального котлотурбинного института М. М. Полляка. Этот коллектив создал я внедрил в производство серию отечествен ных шаггню-мельничных топок для элек тростанций. Одна яв них опадает перо- производительностью до 250 тонн пара в час. Новые топки дают возможность эф фективно и экономично размалывать и сжигать местное низкосортное топливо (бурые угли, фрезерный торф, сланцы и другие виды топлива). * - Коэфишент полезного действия новых топок за 8— 12 процентов выше, чем у прежних конструкций. Они надежны и удобны в эксплоатации.- Шахтно-мельнич ные топки в настоящее время вытесняют топочные устройства других систем, давая большую экономию. Эта работа отмечена Сталинской премией второй степени. Новые высокопроизводительные методы обработки металлов н в первую очередь скоростное фрезерование потребовали от наших конструкторов создания новых, со вершенных металлорежущих станков, в частности фрезерных. Почетной награды удостоился коллектив инженеров Горьковского завода фрезерных станков под руководством Б. И. Петяппгна, создавший серию станков для скоростного резания. Используя опыт и требования отечественных заводов, онн решили ряд важнейших конструктивных задач. Была усилена жесткость станков, улучшено уп равление со значительным сокращением вспомогательного времени, увеличены ско рости, вследствие чего производительность труда в ряде случаев повышается на 150 пгк>п. Автоматизация облегчает освоение станка рабочими, а конструктивные осо бенности станков создают возможность ор ганизовать многостаночное обслуживание. Уже несколько раз Советское правитель ство отмечало Сталинской премией выдаю т с я конструкторов в области автомоби лестроения. В этом году среди лауреатов — работника! Горьковском аотоиобвптяв вавода имени В. М. Молотова. Группа инженеров етого вавода а д р г ководством конструктора А. А. Липгарта удостоена почетной награды ва автомобиль «Победа». Другой коллектив инженеров этого же вавода под руководством кон структора Г. А. Веденяпина создал новый грузовой автомобиль высокой проходимо сти.- Группе инженеров тракторных ваводов во главе с главным инженером Алтайского тракторного завода имени М.- П. Калинина М. С. Сидельннковым разработала кон струкцию сельскохозяйственного дизельно го трактора, меньше расходующего топли ва, чем другие тракторы, н имеющего пя- тискороотную коробку передач, что обеспе чивает наилучшее использование его мощ ности. МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДОЕМКИХ РАБОТ Среди лауреатов Сталинских премий — группа работников, создавших новые меха низмы в машины для механизации трудо емких процессов производства. Развернувшееся в стране широкое стро ительство гидротехнических сооружений, дорог потребовало от промышленности соз дания серии экскаваторов. В этом году Сталинской премией отмече ны работники Дмитровского вавода (М. Г; Арвая я др.), создавшие многоковшовый экскаватор, отличающийся большой произ водительностью, Новый екс&аватор уже освоен промышленностью. Сталинская премия второй степени при суждена группе инженеров под руководст вом К. А. Кузнецова, создавшей механизи рованный щит для проходки тоннелей. Этот щит позволяет производить ме ханизированную разработку вабоя, уборку и погрузку породы в вагоны. Внедрение этого щита увеличивает скорость проходки в 3 раза. Он находит себе широкое приме нение при строительстве метрополитена. Огалинской премии удостоен изобрета тель А. М.- Столяров, создавший и внедрив ший в производство машину для добычи штучного строительного камня. Применение Трестов РгалняекоЙ премия — гфеитвлвй помогают успешно выполнить грандиозную программу строительства в нашей стране. Группа инженеров во главе с С. Я. Ле виным провела коренное усовершенствова ние технологии заводского изготовления пустотелых балок-настилов^ Ею создан по точно-конвейерный способ производства этих балок, ныне применяющихся ва стро ительстве жилых домов. Это дало значи тельное уменьшение трудоемкости строи тельства, экономию металла в ускорение ввода домов в эксплоатацию. Наши строители-технолога работают также и над получением новых видов стройматериалов. К числу таких работ от носится работа профессора П. И. Китайго родского. Под его руководством создан но вый строительный изоляционный материал — пеностекло, отличающийся очень ма лым удельным весом (кубический метр его весит от 170 до 300 к г). Он обладает вы сокими теплоизоляционными свойствами, большой прочностью и не боится воды и морозов. Пеностекло широко применяется в холодильном производстве для изоляции трубопроводов и при строительстве зданий. Новые виды цемента созданы под руко водством профессоров В. Н. Юнга, Б. Г. Скрамтаева и В. В. Михайлова. Эти виды цементов находят широкое применение при строительстве метро и других сооружений. Дисциплина- залог успеха ©той машины снижает почти в 3 раза стои мость добычи и доставки камня при одно временном сохранения его высоких меха нических свойств. Большой интерес представляет новая хлопкоуборочная машина, сконструирован, ная группой инженеров во главе с Г. И. Волковым и Л. М. Розенблюмом. Эта маши на механизирует трудоемкую работу по уборке хлопка, освобождает до 25 сборщи ков. Ее производительность — около % гектара в час. За создание конструкции и освоение производства хлопкоуборочной ма шины авторам присуждена Сталинская премия первой степени. Сталинской премией отмечена работа коллектива инженеров во главе с Я. П. Бал- бачаном ва создание погрузочной машины при проходке вертикальных шахтных ство лов. Применение ее сокращает почти на 50 проц. рабочую силу и увеличивает скорость проходки свыше чем на 35 про центов. НОВОЕ В МЕТАЛЛУРГИИ В этом году, как и в прошлые годы, Сталинской премией отмечены некоторые работы в области металлургии. В первую очередь следует отметить работы коллек тива инженеров под руководством Л. П. Ле ви, которые разработали и широко внедри ли выплавку высококачественных чугунов на кислородном дутье. Этим значительно снижена себестоимость чугуна, достигнута возможность получения на низкосортном топливе модифицированного чугуна, а так же увеличена производительность вагранок почти в два раза. Группа научных работников во главе с Б. С. Мнльмлном и членом Академии наук Украинской ССР А. А. Василенко разра ботала новую технологию получения сверх прочного чугуна. Повый чугун обладает высокими механическими свойствами, что позволяет применить его для изготовления деталей машин. Инженеры Уральского завода тяжелого машиностроения во главе с А. Т. Талейсни- ком создали крупноразмерную формовочную машину грузоподъемностью до 40 тонн с полной механизацией подачи свежей Формо вочной земли я уборки отработанной. Ма ната эта увеличивает производительность труда более чем в два раза. СТРОИТЕЛИ — ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В послевоенные годы в нашей стране широким фронтом развернулись восстано- вительпые работы, а также строительство повых заводов, предприятий, жилых домов и а.тмнпистратпвяых зданий. Работы ла- РАБ0ЧИЕ — НОВАТОРЫ ТЕХНИКИ К техническому творчеству в нашем со циалистическом государстве привлекаются широчайшие массы. Наш государственный строй открыл безграничные просторы для созидательного труда советского народа. Творцами передовой советской техники становятся не только наиболее выдающие ся ученые и специалисты, но и громадное количество рядовых инженеров, техников, а также и передовые рабочие-стахановцы. Товарищ Сталин говорит, что «...новые пути науки и техники прокладывают иног да не общеизвестные в науке люди, а со вершенно неизвестные в научном мире лю ди, простые люди, практики, новаторы де ла» (П. В. Сталин. Речь на приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г.). Ежегодное присуждение Сталинских пре мий рабочим-стахановцам — яркая иллю страция к этойу высказыванию товарища И. В. Сталина. В этом году постановление правительст ва отмечает особенно много рабочих, удо стоенных Сталинской премии. Старший мастер завода «Красный проле тарий» И. Т. Белов — инициатор создания скоростных участков по обработке метал лов резанием. Скоростные участки — сле дующая, более высокая ступень развития скоростных методов резания. Овладе ние скоростными методами резания всеми рабочими участка приводит к резкому увеличению производительности труда и увеличению выпуска продукции на ста ром оборудовании без дополнительных ка- тггальных затрат. Начинание мастера И. Т. Белова, удо стоенного вместе с группой других рабо- чих-стахановцев Сталинской премии, сей час широко внедряется на всех заводах Ми нистерства станкостроения. За широкое внедрение в производство скоростной обработки металлов резанием, а также развитие новых стахановских мето дов увеличения производительности труда удостоены Сталинской премии токарь Ли пецкого завода С. А. Батраков, кузнец Сталинградского тракторного вавода А. Я. Белоусов и др. Н. А. Назарова, зуборезчица Уральского автомобильного завода имени Сталина, — инициатор социалистического соревнования , ЖАТРОСЫ СОКОЛОВ И САЛТЫКОВА * МОГУТ БЫТЬ П Е РЕД О ВЫ М И ВОИНАМИ ; • Р одина обязывает нас быть верными ее защитниками, выполнять все требования воинских уставов и наставлений, отлично владеть своей специальностью. Это значит быть отличником боевой и политиче ской подготовки. Перед каждым советским моряком задача стоит ясная и понятная. Но все же не все из нас уяснили ее так, как надо. Есть отдельные матросы, которые иногда действуют неправильно. Их ошибка заключается в том. что они обращают внимание только на внание специальности и мало придают значения дисциплине. Это заметно отражается на их службе. Вот, например, матросы Соколов и Сал тыков хорошо овладели специальностью, интересуются ею. Они неплохо работают у механизмов. Но у них есть плохая сторона — отставание в воинской дисциплине. И Соколов- и Салтыков позволяют себе всту пать с командирами отделений в пререка ния. Получая задания, эти матросы пы таются доказать командиру, что они много работают, поэтому выполнение задания на до поручить не им, а другим матросам. Только после повторного приказания командира они приступают к выполнению порученной им работы. Наша партия учит нас, что дисциплина нужна армии, как воздух, что без дис циплины армия теряет свою силу. Это ука зание относится к каждому из нас. Его хорошо надо помнить Соколову и Сал тыкову. Как бы отлично ни знали они свою специальность, а без твердой дисцип лины они не выполнят своей задачи. Это видно и на практике. Они много работают над изучением специальности, многого до бились, но все их успехи пропазают только из-за отсутствия у них крепкой дисципли ны. Дисциплинированный воин не будет зазнаваться успехами, не возгордится, что он много знает, а Соколов и Салтыков за знаются, показывают вид, что только они одни много знают. Отсюда у них и проступ ки по службе. Если матрос имеет хорошие оценки на политических занятиях, отлично знает свою специальность и может правильно об служивать материальную часть, но допу скает нарушения воинской дисциплины, выполняет приказания после разговоров,— он еще не отличник. Такой матрос еще не глубоко понимает большие и важные обя занности советского воина. Его служба не отвечает всем требованиям присяги и уста вов. Матросы Соколов и Салтыков могут быть отличниками боевой и политической под готовки. Для этого им надо беспрекословно выполнять уставы и все приказания командиров. Надо не кичиться своими зва ниями. а совершенствовать их и помогать товарищам. Мы — советские воины, и по этому должны заботиться не только о сво ем личном успехе, но и о чести своего под разделения. Этого требует от нас Родина. Младший сержант А. СТАРШИН0В. Каждая специальность требует прочных знаний ВЫСОКАЯ ВЫУЧКА — ©«ШОВА ГРАМ О ТНЫ Х , УМ Е Л Ы Х Д ЕЙ С ТВИ И Н А ВАХТЕ Иные малоопытные матросы думают, что работать котельным машинистом на твер дом топливе не составляет никакой слож ности. Мол, надо быть только хорошо фи зически развитым, и все будет в порядке. Практика подсказывает нам совершенно другое. Иногда бывает, что на вахте стоит физически развитый, но плохо владеющий своей специальностью котельный маши нист и держать пар на марке не может, от чего механизмы работают плохо. И наобо рот, у слабенького на вид матроса, но хо рошо знающего дело, держится пар. Оказывается, дело не столько в физиче* ской силе, сколько в умении хорошо спра виться с обязанностями. Это можно под твердить многими фактами. Вот, напри мер, матросы Мирошник и Селивер стов обслуживают один и тот же котел. Ма трос Мирошник — рослый, сильный чело век, физически хорошо развитый. Селивер стов же на вид худенький и небольшого роста. По. если посмотреть вахтенный журнал, то оказывается, что когда матрос Мирошник несет вахту, то пару у него всегда мало, а у Селиверстова — норма. Находясь с ними на ходовой вахте, ви дишь, что матрос Мирошник в начале вахты работает легко, движения его быстрые и резкие. Создается впечатление, что для него не составляет большого труда дать пару столько, чтобы корабль мог итги нуж ным ходом. Но как он ни старается поднять пар, у него ничего не получается. Мирош ник начинает нервничать, часто откры вает топку котла, с шумом бросает инстру мент, делает много лишних движений. Нервозное состояние мешает ему принять правильное решение. Наконец, видя, что ничего с под’емом пара не получается, Мирошник, усталый, опускает руки и с трудом достаивает вах ту. Все ото об’ясняется тем, что он недостаточно хорошо знает свою специаль ность, мало работает над приобретением необходимых навыков. Если бы он лучше владел специальностью котельного маши ниста, то и вахту бы нес исправно. Другое дело у матроса Селиверстова. Его на вахте не слышно — в котельном он отделении или его там нет. Но пар через 45 минут после его заступления на вахту — на марке. Нужное давление в котле Селиверстов держит до сдачи вахты. В котельном отделении у него всегда чисто, сам матрос Селиверстов выглядит свежим. Зная свое дело, он не растрачивает пона прасну сил, энергии у него хватает на рею вахту. — У меня нет, — говорит он. — лиш них движений в работе, каждое движение рук рассчитано. Я не напрягаю всех сил, чтобы бросить в топку уголь. Когда Селиверстов идет на вахту, то прежде всего обрашает.внимание на курс корабля по отношению ветра в по пути разворачивает раструбы вентиляционных труб в нужное положение, чего не надо будет делать во время несения вахты. Придя в котельное отделение, он расклады вает инструмент в определенном порядке. Этим матрос предупреждает себя от лиш них и ненужных движений в поисках инструмента. Топки чпетпт^ все подряд, об’ясняя это тем, что, поработав, как сле дует первый час, ему легко будет нести последние часы вахты. Селиверстов прав, так как в грязных топках часто приходится подламывать и подрезать уголь, иа что уходит немало энергии. Кроме того, частые открытия две рок топки остужают котел, а это отражает ся на парообразовании. Чтобы быстрее разгорался и полностью сгорел уголь, умелый матрос предвари тельно подготовляет крупный уголь. Все это на первый взгляд может показаться мелочью, но именно эти мелочи во многом экономят силы вахтенного и ускоряют парообразование в котле. Выпавший ко лосник матрос Селиверстов меняет не со стороны топки, а через поддувало. Делает он это просто: резаком прорезает место, от куда выпал колосник, и клешами заводит его в свое гнездо. Этот способ замены ко лосников совершенно не влияет на паро образование, так как работа производится при закрытой топке, и холодный воздух внутрь огневого пространства пе попадает, чего, конечно, не избежать прп замене ко лосника через топку. Когда внимательно следишь за дей ствиями матросов на вахте, становится ясным, что специальность котельного ма шиниста, как и всякая другая, требует настойчивой учебы. Без твердого знания котла и насосов нельзя их хорошо обслу живать. Котельное оборудование будет действовать исправно, долго и экономно только у того матроса, который в совер шенстве знает свою специальность. Для этого надо беспрерывно учиться, анализи ровать ошибки товарищей. Например, всегда следует тщательно следить за подогревом воды. В этом некото рые котельные машинисты допускают ошибку. Они мало обращают внимание на температуру воды, а плохой подогрев так же отрицательно сказывается на парообра зовании, приводит к пережогу угля. Нет никакого сомнения в том, что служба котельного машиниста тяжелая, но, постоянно повышая знания, обога щаясь опытом, можно во многом сэкономить свои силы и вахту нести с меньшим на пряжением. Отсюда ясно, что справляться с обязанностями котельного машиниста может тот, кто хорошо знает материальную часть, умело ее обслуживает, а не тот, кто только хорошо физически развит. Каждый котельный машинист должен всегда помнить о том, что ему доверено почетное и ответственное дело — обслужи вать корабельные механизмы. Значит чаю дорожить этим доверием, быть псправпым моряком. И для этого каждому магоосу, независимо от того, какая у него специ альность, следует упорно повышать своп знания и закаляться физически. Мичман В. ДЗЮДЗЕ. ПИСЬМА НА ФЛОТ Мы гордимся ii« своей Родиной за продление межремонтного периода служ бы станков. Применение метода Н. А. Назаровой дало возможность снизить простои оборудования во внеплановом ремонте в 2— 3 раза при одновременном снижении брака производст ва.- С. В. Чесноков, сталевар завода «Серп и молот», — вачннатель социалистического соревнования за повышение стойкости мар теновских печей и за сверхплановое накоп ление в мартеновских цехах. Он достиг среднесуточного с ’ема стали 7,5 тонны с 1 кв. метра иода печи. Вместе с группой других сталеваров-скоростников С. В. Чес ноков отмечен Сталинской премией. Мы перечислили лишь небольшую часть работ из нескольких сот изобретений и усовершенствований, удостоенных Сталин ской премии. Но и эти работы свидетель ствуют об огромном размахе творческой инициативы трудящихся, о большом вкла де, который впеелп в сокровищницу техни ки пашп учепые, нпжеперы и стахановпы. Академик М . КИРПИЧЕВ . Мой товарищ Сергей Хабаров окончил Судовую морскую фельдшерскую школу и сейчас плавает на пароходе, который со вершает заграничные рейсы. Сергей часто пишет мне письма, делясь своими впечат лениями. Недавно я получил от него пись мо, в котором он рассказывает о своем последнем плавании. Вот что он пишет: «Здравствуй, Петр! Только что вернулся из дальнего плава ния. Многое пришлось мне увидеть во вре мя рейса и обо всем этом я хочу тебе рас сказать. В конце ноября из Одессы мы ушли в болгарский порт Варна. В это время в Бол гарии проходили выборы в Великов Народ ное собрание. Мы видели, как радостно болгарский народ отмечал это событие в своей жизни. Всюду были плакаты, портре ты товарища Сталина, руководителей Бол гарской компартии, знамена, флаги, цветы. Вечером на улицах города происходила всеобщая демонстрация с факелами. Мы были свидетелями радостного лико вания жителей города Варны, когда в честь 70-летия со дня рождения товарища Сталина город был назван именем нашего любимого вождя. К нам, советским морякам, здесь относи лись очень радушно и приветливо. Всюду мы были желанные гости. В Болгарии, прежде всего, бросается в глаза то, что всюду идет строительство. Народ самоотверженно трудится, строя социализм. Жизнь болгар делается все луч ше и лучше. Карточная система отменена. В Болгарии еще имеются частные магази ны, но им приходит конец, так как в госу дарственных торговых предприятиях това ров больше и онн лучшего качества.' В день переименования города Варна, здесь на площади имени Сталина состоялся общегородской митинг трудящихся. Высту пающие на нем люди говорили о великой дружбе болгарского н советского народов, о своей признательности и любви к товарищу Сталину, о новой счастливой жизни болгар. После митинга был дан орудийный салют. До поздней ночи веселились жители горо да. Все население вышло на улицы. Из Болгарии мы зашли в Новороссийск и, немного постояв здесь, получили задание нттп в Бельгию, в порт Антверпен. Когда приходишь в Бельгию, то сразу чувствуешь, что попал в другой мпр. Здесь мы видели закрытые заводы и фабрики, толпы безработных на улицах. В магази нах все товары американского и англий ского происхождения. Я невольно сравни вал страны новой демократии с маршаллн- зпрованной Европой и видел, как амери канцы все более разоряют в порабощают Европу. Когда мы стояли в Антверпене, то на пароход «Мнроньгч» грузили подарки товарищу Сталину от бельгийского народа. После погрузки в порту был организо ван митинг. По полиция пыталась его со рвать. Район, где стояло судно, был оцеп лен войсками. Однако сквозь кордоны по лиции рабочие прорвались к судну, и ми тинг состоялся. В подарок товарищу Сталину трудя щиеся Бельгии отправляли самое дорогое для них. Здесь были картины известных художников, скульптуры, хрусталь и мно гое другое. Мы видели, как девочка лет шести просила передать в подарок Иосифу Виссарионовичу свою игрушку, которую она очень любила. Трудно передать словамп то чувство гордости за свою великую Родину и нашего вождя, которое испытывали мы, советские моряки. Мы слышали, с какой любовью трудящиеся всюду произносили имя товарища Сталина. Они видят в нашей свободной стране надежную защиту мира и безопасности, видят в пей свое будущее. Покинув Бельгию, мы направились к родным берегам. Горячей радостью напол нились наши сердца, когда, наконец, после долгого перехода перед нами открылись берега нашей прекраспой Родины — стра ны свободы, счастья и радости». Старшина 1 статьи П. ЕРМОЛИН. Р. М . Глиэр, народный артист СССР, пре мия присуждена за музыку бале та «Медный всадник». М . Э. Чиаурели, кинорежиссер, народный артист СССР , премия присуждена за сценарий кинокартины «Падение Берлина». Н. А . Богораз, профессор второго Московского государственного медицинского института имени II. В. Сталина, премия присуждена за научно клинические исследования, обоб щенные в монографии «Восста новительная хирургия». П. А . Павленко, писатель, премия присуждена за сценарий кинокартины «Падение Берлина». Т. С. Пассек, профессор, старшин научный сотрудник Института материаль ной культуры имени Н. Я. Марра Академии наук СССР , премия присуждена за научный труд «Периодизация трипольских по селений ( I I I— II тысячелетия до Р. э .) » ,.. * С ад ри т д и н у Аини , писатель, премия присуждена за книгу «Бухара». 3. С. Чернышева, архитектор, премия прнс-ждена за архитектуру станции «Кур ская» Московского метрополитена имени Л . М. Кагановича.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz