На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

29. moim '1950 f n re 152 (3765), На с т р а ж е З а п о л я р ь я В помощь руководителю политических занятий НАН ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: „НЯША ЦЕЛ Ь — КОММУНИЗМ” •Занятия по этой теме должны помочь Слушателям. получить ясное представление о том, что такое коммунизм, каковы, пути ■постепенного перехода от социализма к зоэдяизму jt какую роль играют больше­ вистская партия-ИСоветское государство в строительстве коммунистического общества ■внашейстране. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАССКАЗА 1. Что такое коммунизм. 2 . Иута перехода от социализма к ком­ мунизму. Jk 3 . Партия Ленина— Сталина ведет нас ^Ркоммунизму. ную армию, быть максимально бдительны­ ми, всемерно повышать боеспособность со- ветских вооружепных сил, «чтобы иметь возможность защищать завоевания социа­ лизма от нападения извне» (И. Сталин). 2. ПУТИ ПЕРЕХОДА ОТ СОЦИАЛИЗМА К КОММУНИЗМУ РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ Время, отведенное на рассказ, целесооб­ разно распределить примерно так: на озна­ комление с целью занятия, сообщение на­ звания и плана темы, изложение содержа­ ния первого вопроса —20 минут; па изло­ жение второговопроса—30минут; третьего вопроса, выводов по теме— 40 минут; для ответов на вопросы слушателей п указаний по самостоятельному чтению— 10 минут. it \ . ч т о т а к о е к о м м у н и з м 'В начале своего рассказа руководитель •политзанятий раз’яспяет слушателям вели­ кую историческую цель Всесоюзной Комму- пистичзской партии (большевиков) — построение коммунистического общества. Онподчеркивает, что коммунизм, о котором ^^отни лет мечтали лучшие представители ■еловечества, для советских людей уже пе ^является отдаленной мечтой. У нас уже осуществлена в основном первая фаза ком­ мунизма— социализм. СССР вступил в жг­ лосу завершения строительства социалисти­ ческого общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Далее руководитель характеризует со­ циализм и коммунизм как две стуиени раз­ вития одного и того же общественного строя, социализм, как первуюили низшую, и коммунизм, как высшую фазы развития коммунистического общества. Оп показыва­ ет слушателям, в чем состопт общая основа социализма и коммунизма, затем иереходит к изложению основных черт социализма на примере социалистического общества, по­ строенного в нашей стране. Здесь руководи- ,телю следует осооеппо подчеркнуть огром- пое значение осуществляемого в СССР принципа социализма: «От каждого — по его способностям, каждому— поеготруду» для^расвития производительных сил. ~Охарактеризовав основные черты социа­ лизма, руководитель переходит к измже- Q „ нию основных черт коммунизма. При раз’- Гк ясвенин основных черт социализма и ком- v мунизма руководителю следует широко ис­ пользовать материалы учебного пособия и придершгваться данного в нем порядка изложения. Он отмечает, что коммупизм, как высшая ступень в развитии коммуни­ стического общества, имеет своп отличи­ тельные особенности. В этой части расска­ за руководителю необходимо подробно раз­ лепить слушателям значение и роль Совет­ ского государства, как основного орудия строительства коммунизма. Руководителю следует особо подчеркнуть, что государство, как учит товарищСталии, и в период ком­ мунизма сохранится, если пе будет ликви­ дировано капиталистическое окружение, если не будет унпчтожепа опасность воен­ ных нападений извпе. Затем руководитель излагает вопрос о возможности построения коммунизма в СССР. 0ц рассказывает о том, что товарищ Г,талин развил лепппскую теорию о воз­ можпостп победы социализма в одной стра­ неи научнообосновал возможность построе* нпя полного коммунизма в Советском Сою­ зе. и в том случае, если сохранится капита­ листическое окружение. Товарпщ Сталин разработал вопрос о впутрепнпх и внешних условиях построения коммунизма, о путях перехода от социализма к коммунизму, о необходимости развития и укрепления Со­ ветского государства. Руксводптель особо подчеркивает, что учение товарища Сталина о возможности и путях построения коммунизма в СССР служит могучим идейным оружием больше* вистекой партии, ведущей советский нарот, к победе коммунизма. Это учение мобили­ зует рабочий класс и всех грудящихся стран народной демократии па борьбу за построение социализма, дает революцион­ ную перспективу пролетариям в странах капитала. Далее руководитель переходит к освеще­ нию внутренних условий, имеющихся для победы коммунизма в нашей стране. Он подробпо раз’ясняет п показывает слушате­ лям, что у пас есть все необходимое для построения полного коммунизма в СССР. Затем рассказывает, что вопрос о победе коммунизма в пашей страпе имеет, кроме внутренней, еше виептнюю. международную сторону. Прп этом руководитель разяспяет воинам, что после второймировой войпыСо­ ветский Союз имеет более благоприятную обстановку для уснетного строительства коммунизма, чем до войпы, так как теперь его соседями на большей части границ яв­ ляются государства дружественных нам стран пародной демократпн. Однако, поскольку существует капитали­ стическое окружение, наша страпа не га­ рантирована от опасности пнтервепции со стороны империалистических государств. В связи с этпм следует сделать вывод о необ­ ходимости иметь сильную, хорошо обучен- Щшступая в изложению второго вопроса, руководитель указывает, что переходк ком­ мунизму совершается постепенно па основе упрочения и дальнейшего развития основ­ ных устоев социализма: общественной со­ циалистической собственности на средства производства, планового ведепия народного хозяйства, дальнейшего развития социали­ стического принципа распределения по тру­ ду, всемерного укрепления социалистиче­ ского государства, прп руководящей и на­ правляющей роли ВКП(б), как главного н решающего условия. Однако постепенный переход вовсе не означает медленных темпов развития, на­ оборот,*социалистическая система хозяйст­ ва, кав самая передовая, обеспечивает та­ кие темпы развития, которые невозможны для капиталистической системы. Переход от социализма к коммунизму, будучи постепенным, вместе с темне совер­ шается гладко, плавно п без борьбы. «Борь­ ба между старым н новым, между отмираю­ щим и нарождающимся, — вот основа на­ шего развития», — учит товарищСталин. Это положение руководитель подтверждает соответствующими примерами. Затем руководитель рассказывает об основной экономической задаче СССР. Он раз’ясняет, почему, несмотря на быстрые темпыразвития, мы ещеотстаемв экономи­ ческом отношении от главных капиталисти­ ческих стран. Прп этом нужно показать воинам, почему, скажем, в США, где пока производство промышленной продукции на дупгу населения выше, чем в СССР, боль­ шинство населения Америки не может и мечтать об удовлетворении своих нужд в предметахпотребления, живет в жуткой ни­ щете. Руководитель подчеркивает, что вы­ полнение основной экономической задачи СССР является решающим условиемдля по­ строения коммунизма в пашей стране. В связи с этим он напоминает слушателям о грандиозных задачах по созданию мате- риально-производствепной базы коммуниз­ ма, поставленных товарищем Сталиным пе­ ред советским народом в речи 9 февраля 1946 года. Руководитель излагает далее, что тре­ буется для решения основной экономиче­ ской задачи и как происходит ее осущест­ вление. Используя конкретные данные и примеры, он рассказывает о новом строи­ тельстве, овнедрении новой техники в про­ мышленности и сельском хозяйстве, о зна­ чении автоматизации производства для дальнейшего под’ема производительности труда. Особое внимание при этом следует уде­ лить показу роли и значения социалисти­ ческого соревнования и стахановского дви­ жения, как основного метода строительства коммунизма. Затем руководитель переходит к вопросу об укреплении социалистической собствен­ ности и ликвидации классовых различий. Он указывает на важность /всемерного ук­ репления п развития общественной социа­ листической собственности как государст­ венной, так и кооперативно-колхозной, под­ черкивая прп этом необходимость дальней­ шего усиления ведущей роли государствен­ ной социалистической собственности в на­ родном хозяйстве. Паряду с ростом государственной соб­ ственности будет развиваться при большой помощи государства п кооперативно-колхоз­ ная собственность. Последовательное осу­ ществление Устава сельскохозяйственной артели — основной путь под’ема культур­ но-технического уровня деревни, создания изобилия продуктов в страпе. Свой рассказ в этой части руководитель заключает раз’- яспеппем слов товарища Сталина о перера­ стании в будущем сельскохозяйственной артели в коммуну. Развито производительных сил приве­ дет к превращению двух форм социалисти­ ческой собственности в единую общенарод­ ную коммунистическую собственность, в сплу чего прп коммунизме исчезнут классы п классовые разлпчпя. Затем руководителю, пользуясь материа­ лами учебного пособия, следует показать, что электрификация сельского хозяйства, повышеппе уровня механизации сельско­ хозяйственных работ, паряду с ростом бла­ гоустройства колхозных сел, культурпого строительства и широким развитием социа­ листического соревнования, являющегося ярким выражением новогодуховпого облика советского крестьянства, приводят к даль­ нейшему укреплению колхозного строя. Это создает условия для превращения сельско­ хозяйственного труда в разновидность инду­ стриального труда и ликвидации противопо­ ложности между городом и деревней. Далее руководитель рассказывает о том, как будут изживаться остатки противопо­ ложности между умственным и физическим трудом. Он подчеркивает, что в условиях капитализма буржуазия пе допускает тру­ дящихся к овладению высотами науки и вербует кадры интеллигенции в основном из эксплоататорскпх классов. Поэтому в буржуазном обществе существует глубокая пропасть между умственным и физическим трудом. Лишь социализм открывает трудящимся путь к образованию, к овладению наукой. В социалистическом обществе люди умст­ венного труда — это выходцы из среды трудящихся. Все отрасли знания в ССОР являются достоянием трудящихся, государ­ ство неустанно заботится о повышении культурно-технического уровня всех рабо­ чих и крестьян. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со време­ нем», — говорил товарпщСталин на XVIII с’езде партии. Повышениекультурно-технического уров­ ня советских людей обеспечивается не только на занятиях в школах и учебных заведениях, но и всей обстановкой работы, требующей творческого отношения к делу. Паши стахановцы в промышленности и сельском хозяйстве сочетают качества ра­ ботников физического и умственного труда. Стахановское движение — путь к уничто­ жению противоположности между умствен­ ным п физпческим трудом. Заканчивая рассказ по второму вопросу, нужно с особой силой подчеркнуть, что Со­ ветское государство, руководимое партией Ленина — Сталина, — главное орудие на­ шего народа в борьбе за построение комму­ низма. Советское государство организует и направляет всю хозяйственную, политиче­ скую и культурную жизнь страны. Совет­ ское государство стоит на страже нашего общественного строя, интересов трудящих­ ся. Только всемерпое укрепление Советско­ го государства может обеспечить постепен­ ный переход от социализма к коммунизму. Необходимость укрепления государства вызывается еще и тем, что советскийнарод строит коммунистическое общество в усло­ виях капиталистического окружения, и на­ ша страна не гарантирована поэтому от военного нападения империалистов. Весь наш народ и Армия, как учат В. И. Ленин и И. В. Сталин, должны быть начеку, бе­ речь обороноспособность нашей страны, как зеницу ока. . » з. п а р т и я ЛЕНИНА — СТАЛИНА ВЕДЕТ НАС , К КОММУНИЗМУ, В рассказе по этому вопросу руководи­ тель, напомнив важнейшие положения уже пройденнойранеетемы опартии Ленина— Сталина, показывает ее роль как вдохнови­ теля и организатора строительства комму­ низма. Руководство ВКЩб) — источник силы и могущества Советского государства. Коммунистическая партия возглавляет советский народв его борьбе за построение коммупизма, являетея руководящим ядром как государственных, так и общественных организаций, вдохновителем и организато­ ром дальнейшего развития хозяйства и культуры СССР, вождем, руководителем и учителем народа. Партия воспитывает тру­ дящихся в духе коммунизма, прививает им высокие моральные качества. Советский народ горячо любит свою ком­ мунистическую партию, которая во паве с великим Сталиным ведет наш народ по пу­ ти коммунизма. ___ Широко используя материалы о70-летин товарища Сталина, руководитель политзаня­ тий на ярких примерах должен показать воинам, что в Сталине народы ОССР видят воплощение своего героизма, своей любви к Родине, своего патриотизма. Имя Сталина — символ морального и политического единства советского народа. Особое внимание руководитель уделяет раз’ясненпю роли социалистической созна­ тельности трудящихся, как важнейшего условия успехов коммунистического строи­ тельства. На примерах ратных и трудовых подви­ гов советских людей, их любви к социали­ стической Родине руководитель показывает, как изменился за годы советской власти духовпый облик трудящихсянашейстраны. В повьппеппп социалистической созна­ тельности трудящихся огромную роль иг­ рает коммунистическое воспитание. Руково­ дитель рассказывает, как партия борется протпв всех проявлений буржуазной идео­ логии, протпв пережитков капитализма в созпапип людей. Руководитель раз’яспяет, что подавляю­ щее большинство граждан пашей страны пронпкиуто глубоким патриотизмом и отно­ сится к труду сознательно, как к делу че­ сти, славы, доблести и геройства. Однако средп рабочих, колхозников, интеллигенции имеются еще люди, не выполняющие произ­ водственных планов, нарушающие трудо­ вую дисциплину, отлынивающие от работы в общественном хозяйстве и наносящие своим поведением вред государству. Руководитель подчеркивает, что коммг ппстическая партия воспитываеттрудящих­ ся вдухе советского патриотизма. Советские люди беспредельпо любят свою страну, в которой они являются полными хозяевами всех ее богатств. Советские люди гордятся своей социалистической Родиной, которая первая проложила путь к социализму и по­ строила социалистическое общество. Совет­ ский патриотизм является могучей движу- шей силой развития советского общества, оп несовместим с раболепным отношением к буржуазным порядкам, с преклонением перед иностранщиной, с космополитизмом. Руководитель раз’ясняет, что буржуая- пый космополитизм является идеологиче­ ским оружием американских империали­ стов, стремящихся к установлению своего мирового господства. Партия врпримицтао борется с пережит­ ками и проявлениями буржуазного нацио­ нализма. Партия культивирует и развивает животворный советский патриотизм, укре­ пляет братскую дружбу народов СССР. Партия борется также с такими пережит­ ками прошлого, кав религиозные предрас­ судки, и распространяет среди трудящихся правильные, научные, материалистические представления о вселенной, воспитывая массы в духе марксизма-ленинизма. Руководитель рассказывает далее о кри­ тике и самокритике, являющейся движу­ щей силой нашего развития, средством ис­ правления ошибок и выкорчевывания пе­ режитков капитализма в сознании людей. Затем руководитель на примерах передо­ вых советских людей раз’ясняет, что зна­ чит быть активным и сознательным строи­ телем коммунизма, рисует передслушателя­ ми образ советского человека сталинской эпохи. Далее руководитель раз’ясняет, что ком­ мунизм— не только великая задача совет­ ского народа, но и цель борьбы трудящих­ ся всех стран. Эта цель была провозглашена более ста лет назад основоположниками научного коммунизма Марксом и Энгельсом. Великие продолжатели дела Маркса и Энгельса — Ленин и Сталин обогатили, развили марк­ сизм и подняли егона новую, высшую сту­ пень. Построение социализма в СССР под­ твердило всепобеждающую силу марксизма- ленинизма. На путь строительства социа-, лизма вступили страны народной демокра­ тии, успешно использующие опыт социали­ стического строительства в СССР. СССР — страна победившего социализ­ ма — является надеждой и оплотом трудя­ щихся всего мира в их борьбе sa свое осво­ бождение. В заключение руководителе показывает, что все успехи, советского народа связаны с героической большевистской партией, с именем великого Сталина. Имя И. В. Сталина — символ победы коммунизма не только в нашей стране, но и во всем мире. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ На самостоятельное чтение учебных ма­ териалов по этой теме отводятся два заня­ тия для солдат и одно— для сержантов и старшин. Во время самостоятельногочтения надопомочь слушателям уяснить основные черты социализма и коммунизма, пути по­ строения коммунизма в СЮСР, решающую роль Советского государства, большевист­ скойпартиии великогоСталина в развитии нашего общества по пути в коммунизму. Наиболее подготовленнЬл слушателям следует рекомендовать изучить кроме учеб­ ного пособия ту часть доклада товарища Сталина на XVIII сезде ВКЩб), де гово­ рится о государстве при коммунизме. . БЕСЕДА ПО ТЕМЕ Беседу по теме «Наша цель — комму­ низм» рекомендуется веста по следующим основным вопросам: 1. Что такое коммунизм? Что имеется общего между социализмом и коммунизмом и в чем состоятразличия мезцу ними? 2. Каковы^ возможности м условия по­ строения коммунизма в СССР? 3. Пути переходаот социализма к комму­ низму. 4. Партия Ленина — Сталина — руко­ водящая сила советского народа в борьбе за построение коммунистического общества. Беседу по первому вопросу следует по­ строить так, чтобы она помогла слушате­ лям уяснить, что общего между социализ­ моми коммунизмом и в чем состоят разли­ чия между ними. Необходимо, чтобы слуша­ тели разобрали основные черты социализма, опираясь на практический опыт, на факты из повседневной жизни нашей страны. Они должны глубоко понять основные особенно­ сти коммунистического общества, характер и роль труда при коммунизме. В ходе беседы по второму вопросу слу­ шатели должны глубоко усвоить указание товарища Сталина о том, что «коммунизм в одной стране вполне возможен, особенно в такой стране, как Советский Союз», и отчетливо уяснить, что у нас есть все не­ обходимое для построения полного комму­ низма. В беседе по третьему вопросу руководи­ тель рассматривает, на какой основе совер­ шается переход от социализма к коммуниз­ му. Слушатели должны уяснить: почему нельзя перейти к коммунизму сразу, а ну­ жен постепенный переход; какое значение для победыкоммунизма имеют быстрые тем­ пы развития нашей страны и чем опи обес­ печиваются; в борьбе с какими врагами осуществляет наш народ строительство ком­ мунизма. Далее обсуждается вопрос об ос­ новной экономической задаче СССР. Прп рассмотрении вопроса о строитель­ стве новых заводов, внедрении самойсовре­ менной техники и повышении производи­ тельности труда руководитель может широ­ ко привлечь газетный материал об автома­ тизации производства, о гигантском строи­ тельстве, о выдающихся достижениях ста­ хановцев города и деревни. Целесообразно подобрать примерыиз жизни заводов и кол­ хозов той области, республики, где дисло­ цирована часть. Слушатели должны получить ясное пред­ ставление о значении укрепления общест­ венной социалистической собственности и усилении ведущей роли государственной собственности в народном хозяйстве. Следует разобрать также вопрос о даль­ нейшем укреплении колхозов, о роли в этом Устава сельскохозяйственной артели. Останавливаясь па вопросе об уничто­ жении противоположности между умствеп- пым н физическим трудом, важноподчерк­ нуть необходимость дальнейшего роста кадров производственной и научно-техни­ ческой интеллигенции, дальнейшего поде­ ма культурного уровня рабочих и колхозни­ ков. Желательно, чтобы слушатели показз- лн, как в их области, крае, городе, селе, колхозе, где опи жили доармии, повышает­ ся культурный уровень работников промы­ шленности и сельского хозяйства. В ходе беседыпо этому вопросу особое вннмаппе нужно обратить на то, чтобы слушатели получили ясное представление 0 ролп Советского государства в построе­ нии коммунизма и необходимости сохра­ нения его в перпод коммунизма в том случае, если сохранится капиталистическое окружение. Слушатели должны усвоить мысль оважности дальнейшего укрепления воепно-экономпческой мощи СССР, могуще­ ства Советского государства, как важней­ шего условия построения коммунизма, о необходимости повышения бдительности советских воинов и всех трудящихся. В беседе по четвертому вопросу руково­ дитель должеп показать воинам, что со­ ветский парод ведет к коммунизму герои­ ческая партия большевиков, партия Ленина — Сталина. 1 Самая передовая наука об обществе— учение Маркса— Энгельса — Ленина— Сталина дает партии возможность научно предвидеть ходсобытий, намечать и прово­ дить правильную политику, уверенно вести нашнародк коммунизму. Нздо помочь слушателям на примерахпз повседневной жпзпи и борьбы трудящихся) ОССР за коммунизм глубже понять, как проявляется руководящая, организующая и направляющая роль великой большевист­ ской партии. В беседе следует выявить, как слуша­ тели уяснили, почему задачи коммунисти­ ческого воспитания трудящихся приобре­ ли сейчас решающее вначение. Они долж­ ны иметь ясное представление о том, чем вызывается наличие пережитков прошлого в сознании некоторой части советских лю­ дей и с какими пережитками капитализма вам сейчас приходится бороться. Беседа должна укрепить у слушателей сознание необходимости решительной борьбы с рас­ хитителями социалистической собственно­ сти, повышения бдительности и воинской дисциплины. На многочисленных примерах боевой и трудоАой доблести советских людей, на­ ших воинов слушатели должны глубоко понять значение советского патриотизма, как могучей движущей силы развития со­ ветского общества, и уяснить весь вред низкопоклонства перед гниющей буржу­ азной культурой, вред буржуазного кос­ мополитизма, буржуазного национализма, важность борьбы с ними. Слушатели долж­ ны твердо уяснить, что сталинская друж­ ба народов СССР является могучим средст­ вомукрепления советскогомногонациональ­ ного государства и усиления советского патриотизма. Беседа должна дать ясное представле­ ние онесовместимости научного мировоз­ зрения коммунистической партии с рели­ гиозными предрассудками и суевериями и о необходимости борьбы с ними. В беседе следует ваострить внимание на роли большевистской критики и самокрити­ ки, как могучего оружия в руках больше­ вистской партии в борьбе за коммунизм. Слушатели далее расскажут, какие ос­ новные этапы партия прошла в борьбе за построение социализма, какую ожесто­ ченную борьбу пришлось вести с троц­ кистеко-бухарипскимп врагами народа, как партия Ленина—-Сталина руководит советским пародом в борьбе за построение коммунизма. В беседе нужно помочь слушателям полностью уяснить, в чем заключается непобедимая сила учения Маркса — Энгельса — Лепииа — Сталина. Беседа должпа вооружпть воинов ясным понима­ нием исторической неизбежности гибели капитализма, еше больше укрепить пх ре­ шимость в борьбе за торжество коммунизма в СССР, способствовать повышению лич­ ной ответственности каждого нз них за дело защиты своей великой социалисти­ ческой Родпны. * * * ш т 49*А» ... * Ш> - ' , НА СНИМКЕ: отличник боевой н по. литнческой подготовки старший матрос Степан Арзамасцев. Фото Н. Высоцкого. В Закарпатья При подготовке к занятиям по теме: «Паша цель — коммунизм» пропаганди­ сту следует изучить следующие работы: П. В. Ст алип. — Отчетный доклад на XVIII с’ездо партии о работе ЦК ВКЩб). П. В. Ст а 2 ин. — Речь на предвыбор­ ном собраппп избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 фев­ раля 1946 г. Г. М. Мален ков.— 32-я годовщина Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции. Великий вождь и учитель коммунисти­ ческой партии и советского парода. К семидесятилетию со дня рождения П. В. Сталина. Москва, 1949 г. Обращение Центрального Комитета Все­ союзной Коммуппстпческой партии (боль­ шевиков) ко всем избирателям (опубликова­ но 17февраля 1950 года). В ярких цветах лета утопает земля со­ ветского Закарпатья. Красивы ее будто по­ крытые зеленым бархатомхолмып залитые солнцем поля, на которых волнуется море колхозных хлебов. Люди радуются ныне здесь счастью жизни, уверенно и смело смотрят в завтрашппй день. По это теперь. А ведь совсем недавно тяжело п безрадост­ но было жпть на этой земле ее настоящим хозяевам — трудящимся. Их безжалостно эксплоатпровалп и пришлые ппостраиные хпщппкп—капиталисты, и местная буржу­ азия. И люди Закарпатья шли искать свое счастье в Канаду и Америку, во Францию п Бельгию, в чужие и далекие края. Ухо­ дили целыми семьями, покидая родные места. За 14 лет, с 1900 по 1914 год, пз Закарпатья ушли в поисках «счастья» 100 тысяч человек. Буржуазные эконо­ мисты предсказывали даже день, когда «последний русин уйдет из этой землп». Но этого по случплось. 0 своих родпых братьях, живущих в Закарпатьп, помнили великий русский народ, парод Советской Украины. Советское государство подало пм руку братской помощп. 29 июпя трудящиеся Закарпатской об­ ласти отмечают пятилетие воссоединения с Советской Украиной. Прошло лпшь пять лет со времени воссоединения, по в Закар­ патьп совсем иной стала жпзпь. Здесь уже полностью ликвидирована неграмотность, построепы десятки новых школ, различ­ ных учебных заведений. В Закарпатьп до советской власти большинствонаселения не имело понятия огазетах и журналах, о клубах и библиотеках, о том. что сущест­ вуют радио и кило. Трудящиеся! пе имели возможности пользоваться услугами вра­ чей, вообще медицинской помощью. В крае свирепствовали эпидемии, от которых ежегодно умирали тысячи взрослых и де­ тей. Болезни лечили «бабки-шептухи», «знахари», «чародеи». Ежегодно в сред­ нем 17 процентов новорожденных детей здесь умирали от инфекционных болезней, не доживая до одного года. Дети трудящихся не знали дорога к просвещению, опа была закрыта для них.- Пароджил, кав во мраке. Учиться имели право лпшь богатые. Школ на украинском языке в области пе было. Сейчас в областном центре Закарпатья —-Ужгороде имеется университет. 840 де­ тей рабочих, колхозников, шахтеров, угле­ копов обучаются в егосветлых аудиториях,- Ужгородский государственный университет поддерживает тесную связь с колхозами области. Недавно здесь была проведена научпая сесспя, на которой слушались до­ клады мастеров высокого урожая. Профес­ сорско-преподавательский состав универ­ ситета часто бывает в колхозах, па шах­ тах и рудппках области, неся непосредст­ венно па производство своп знания. 135 тысяч учащихся насчитывается сейчас в 845 школах областп. 14 специа­ лизированных средних школ готовят работ­ ников для сельского и леспого хозяйства.- Учатся пе только детп и юпошп, по и взрослые — колхозники, шахтеры, слу­ жащие. В селах областп имеется 420 клубов и 110 пзб-чптален, в которых работают агро-бпологпчеекпе, зоотехнические, поли­ тические кружки. Трудящиеся изучают историю ВКП(б), биографии свопх великих вождей В. П. Лепила п П. В. Сталина. В области насчитывается 587 библиотек, пз которых 574 колхозных, 10 городских п 3 областных. Создано 14 окружных до­ мов культуры. Произведения Лепила и Сталина, книги русских и украинских классиков, совет­ ских писателей молпто встретить в самых отдаленныхпунктах Закарпатья. Паселенпе областп жадно тяпется к златит, с лю­ бовью чптает геппальпые труды классиков маркспзма-леппппзма. До советской власти закарпатекпй кре- стьяппн, ютясь в холодной и темной избе, голодая, мог лишь только мечтать о зажи­ точной жизни, о культуре. Теперь эта культурпая, зажпточпая жпзпь в Закар­ патьп стала явью. С. ВИШНЯК. — о--- С О Г Р О М Н Ы М И Н Т Е Р Е С О М С огромным вниманием следили воины нашего подразделеппя за работой сессии ВерховногоСовета СССР. Как только в под­ разделение пришли газеты с материалами сессии, немедленно было организовано глубокое изучение их. Докладу Министра финансов СССР А. Г. Зверева «0 Государ­ ственном бюджете СССР на 1950 г. п об исполнении Государственного бюджета СССР за 1948—1949 гг.» была посвяще­ на специальная политинформация. Доклад прочитали все воины. Заявление Верховного Совета СССР в связи с обращением Постоянного Комитета Всемирного конгресса сторонников мира вызвало всеобщее одобрепие у воинов. С ог­ ромным удовлетворением было встречено и постановление ВерховпогоСовета, в котором одобряется деятельность Совета Министров СССР ипоручается! ему пвдальнейшемпро­ должать выполнение обязанностей по уп­ равлению Государством. Агитаторы подразделения провели содер­ жательные беседы по материалам сессии, в которых воины принимали самое живое участие. * Изучение материалов сессии Верховпого Совета СССР вызвало под'ем политической и боевой активности воинов. Сейчас они стремятся выполнять свои обязанности с особым старанием, чтобы добиться отлич­ ных показателей в боевой п политической подготовке. Младший сержант П. Л0БЫНИН. Заветная мечта Еще в раннемдетстве я слушал от отца рассказыо В. И. Ленине. Ив шволе, ислу­ жа на флоте, я много читал овеликом вож­ де, изучал его биографию. А в этом году сбылась моя заветная меч­ та — я побывал в Москве на Красной пло­ щади п в мавзолее В. П. Ленина. Я вышел из мавзолея на Красную пло­ щадь и остаповплся полюбоваться величе­ ственным видом столицы. Если бы Ленин мог увидеть ее^сейчас, когда опа стала та­ кой прекрасной! Если бы он мог окинуть взглядом пашу необъятную страну, то уви­ дел бы, как претворились в жизнь его за­ веты. Великий Ленин будет вечно жпть в серд­ цах советских людей, в их славных делах. Я, вопн армии страпы социализма, буду неустанпо совершенствовать свое боевое мастерство, чтобы быть верным защитни­ ком радостной жизпн моего парода, за сво­ боду п счастье которого боролся всю жпзпь Владимир Ильич. Матрос П. ЛАВСКИЙ. По следам наших выступлений «О Д ЕЖ Д У Ш ЬЮ Т ПЛОХО» Подтаким заголовкомв газете за 31 мар­ та с. г. было опублпковапо письмо лейте­ нанта П. Базалей, в котором указывалось, что в попшвочпой мастерской, где ответст­ венным за пошпв одежды тов. Пайдепов, недоброкачественно выполняют заказы. Начальппк отделеппя Военторга сообщил в редакцию, что помещенноев газетеписьмо офицера П. Базалей обсуждено па производ­ ственном собраппп работников мастерских. На собраппп вскрыты причины недоброка­ чественного пошива изделии и намечены практические мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции. Мастера, допустившие брак в работе, предупреждены.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz