На страже Заполярья. 1950 год. Июнь.

24 июня 1950 г., Кг 148 (37S1), На с т р а х е З а п о л я р ь я Относительно марксизма в языкознании внмчрнм. Начале си. на 2-й стр. ЛРТО mt fio связан с производственной деятель­ ностью человека так же, как и со веяной ищйдеятельностью вовсех без исключения сфррах его работы. Поэтому словарный со­ став языка, как наиболее чувствительный к Изменениям, находится в состоянии поч­ ти непрерывного изменения, при этом в отличие от надстройки,' не при­ ходная дожидаться ликвидации базреа, он BHpcjn* изменения в срой словарный состав до ликвидации базиса и безотносительно соррвянжю' базиса. f inaxo словарный состав языка нзме- ся не как надстройка, не путем ртме- pTapeFe и постройки новрго, а путем лчро^рения вушествующегр едов,аря "но- ВЧ¥И словами, везнр'кшимр в связи с из­ мерениями социального строя, р разррщм прризводства, е развитием культуры, науки и т. п. Прр ЭТОМ 1 йеадош ИР ?». что из сл§варного состава языка выпадает обыч­ но невдшюр ШйРОДю РЛРв, к J J J i tffflwwpTM mm* болшре щр- *е§*ОД Р98Щ т ъ se шаРФРЯ 0Р- норн^гя МОВДОорд $РР*а, тр рн дехра- 89 ОДИ'вевадШ И иеряьяуетбя, ка£ ш т ш м тго т * т яаыра- рто и понятно. Нет никакой нРОбДРДР^ .'ОД FSWW ffi ЭДЯЗЧВой рщадный вйИ 04 метэ? Цдач е VfifiexfUl ЯР-. Щ Ш Ш В т?4вй?а pais Bf>WBB4ei!iwx В? ГвИря f$a а ад, что уадрь Нйрардчий фри#, в». *°W SPff) В WPfflfe ввив, ППВ нецазлмрт ‘ладить ччвмй реврвров сзавзпяыЧ §Ш S течрн^в врврувргй ГОРИ, привело ■ М варщчу рн&а. * м тн у wcotpoIU "ч ? PWBBS JifBieg MBSiy coSqS. ЩвПНДОЧн строй языка изменяем ся еще более недленчр, ври его овновной елрварнув ЧчраЙртРПМЙ В эдчение впрх и вашедшвй в нлоть и кровь языка, П’ЙШТВЧРШЙ РТРРЙ изцейЯвЩ еше че¥ ервррррй едввашй т - ^|ЩРЭДЯ| ЯРВТРВВШСТ g metffiMI ррв- S , вдайИЯЙ, рч евршшруаурр, и n ’M fflw « w ш чвяа, efera- драршв. пр орярры JJSJJOTWMW «ЩРЯММ в ?* 5WS8 9 ЩВ ладгого чвмввв, так как ОНИ* как показывает история, ^вгу? о ус­ пехов обслуживать обществр в ТРЧРРЧе РЯ- Т§ПП 1 обвозом, гвямматячвевдй отрой ?Й5!L* ?г<? 9ИИЮ1 РДРвавнЙ Фвд РО- стши? осчрву РЭДКЗ, сурщрсть ej-Qсце- прдаадрв норда иовада и выр5жепмьга, вцп^^о ^eKQTpppp количество уст^ривших елрв» АамедайЯ^ с^^рловое зн^^ение пеко- торщ елрв, —г и трл^ко. До такие цзм^- Чеш ни ^ мерр це решают руд?>бу ЦЩШ Г#йР 5 ое.р язда — ер градмтц- нчФ«й; Иегов !?герн? отмечает «м щ у» ' итр И чи - и колоссальную ердрртщлншп ЯФЪ\ ЙРНбстврир^ а е р и л щ д , Цеко- rqpiJn KTOpiffl, вместо ТЧГР. ЧТЧЙЫ вв'йс- в*ем| fefo етроя g оендвнрго сдрврряогофоща леу ГУредадр РРСЧЧЯ^ЯТРРЫ ртрршеь я т я era rpawmepRflrn •С ртвч иокалечнть, разрушить и учччтйШтч Я 8 Р- к« ?йР|5шв наррдрр. За атот период ^св§рвня ррстав балвавеш «чив рррррзвцр взчечеш. быяо ррсоти- »fr° ВЯ *»лр тррдш сдор я в^а^егай, оцли и «схождения» и «расхоэдедщ$, рд- нзко балканские языки выстояли и выжи- Почему? Петому, что грамматический СТИ ( й ОТНРРРой рдррарчйй Фед ртр язы- ЙРР ? Ш И П срщвчдоЬт " ? ЙТАГ9 и ед увт, 4TQ |Г0 * 2 Щ П У в я в ю я р эрсм аш й^ т що- дукт адщ>| I^RPM?pQ эцрхит Струруура язм 1 , §го гдамийтрчес^й ртрр| р орвйв- нпи ^зрраррый фрвд ерт^ цро^у^ф |^да rt ' Над шагать, чтр tmtwm wpppsph- “ ого ш и Ъыт щ (щ ррц ещр э гатбвцрй дррвиортр, до адр?и рабству, з^Р бмд яаык не сложный с очень скудным словарным фонд mi, но со своим грамматическим стро­ ем, правда, щщмщэрнм, це все $е грам­ матическим строем. Дглдойдае вааритрр пооддаи«тва, по- явление классов, появление письменности, варшвдерие государства, нуждавшегося длд у^ав^вння 9 велее или менее упор^до- ченре! пвредивке, развитие торговли, еще болев наедавшейся в уцорядоч{шрй ц&г реннсве, пеявление нечатного станвд* р^з^ витие литературы — все это рресдо (боль­ шие изменения в рааритир hum- За этр время нлемена и народности дрорцд^с?» g расходились, смешивались и скрещивались, в 9 дшнейщрм появились национальные МНЯ* II государства, произошли револю- диощыд яереяереты. вменились старые оКщовтвенные етпон невыми. Все вте внвв- -10 еще больше изменений в язык и его wajjfni*. (MflftW dfiuro Sw дабрцр ошибочно ду- ЗД , т рт т * яцрочодоше пь же, как рш ятяр радсуроКия: путем уни- ЧШ Ш еушершювдего и построения но­ вого, На еамемдеде швитив языка преис- *одщц ifn цутем уничтожения существу­ ющего языка н ностроення нового, а пу­ тем развертывания и совершенствования веновны! мэцрзтов еушествующего #выка. При этом переход от одного качества язы­ ка к другому качрртау цррисходнл не пу­ тем взрыва, не путем разового упичтоже- Б 8 Я WiPPfo м рортроещя нового, а путем яоегедадного и длительного накоплерия влеыентов нового качества, повой структу­ ры языка, путем постепенного отмпращм влементов старого качества. Гачодет, чтр теория стадиального равви- тия языка является марксистской теорией? гак как она признает необходимость вне- вапных взрывов, как условия перехода яздоа от старого качества к цовому, Это. коредо, яерерйр, ч<5отрудно найти тгог лябо марксщ^тское в этой теории. Я если трвя стадиальности действительно црц, внает внезапные взрывыв истории развития языка, те «ем хуще для нее. Маркснам не признает внезапных взрывов в развитии язнр, внезапной смерти существующего язни и ВНР8ШОГ0 постррения норого язы^« ^аФаРГ был не прав, когда рп го­ ворил я «внезапной языковой революции, ксовершившейся между 1789 и 1704 ми» во Франции (см. брошюру «Язык и революция»). Никакой языковой революции, Да еше внезапной, цр бцло тог­ да во Фрапции. Конечно, за этот период словарный состав французского языка по- чес*ий стррй н районной р^ррарнщй фонд. Но ДОММЙТРРСВДЙ й основной Cr 1 (h вгцшщй фрвд фрадцузскои) язы^ ЦО?ол&- BQ НР исчездр ц йернод французской б№ жустор радолюцир, а ср 1 раншщс& бе-i 0УЩре?ЙР1РЧ5 PMP«P4»j. и РР с(цр§нирсь, щирр*рл*к;ш? жрть Цпояняр в ррармрнро* Фв^нЦУзркрц рыкр. Я у^р не пт*> §Шг «ТР W Я Ш № щ^щющегр рзыра ц дрстрорн^ новорр ътттт щт (тттм т В Р в о ^ ^ р я « [) др сод нр гр м м ш т о т ч рйрв. — лм ?тргр столрщц. т т т внн^е?, нтр пор^од от mwv ^ ч в р ? ? а В н орм у происходи? не путем т т ь ре рутад унрн?о^вррр oyffipcfpyffiffiPFP т ш Р сорарря ррцрго, а путец ррртеррррррр ра^рплрнрр MP^epfop РОША M4IP?Bat в^рдрратед^но, путем рр= степенного отмрр^рря вдоментрр ст^рргр качества. Вообще нужно сказать к сведению това­ рищей, увлекающрхср ЧЗРЧРЗМР, ЧТР ?»коц ререхода от старого качества к новому пу­ тем взрьод репрнурррр но TO^ft^q щрртрг рии развития языка, — он не всегда при­ меним также и в другим общественным явлениям базисного иди надстроенного по­ рядка. Он обязателен для общества, раз­ деленного на враждебные классы. Но он рорее не обязателен для общества, не 9 не- к)ще?е враждебных власоов. В течение 8= jO лет мы осуществили в сельском хозяй­ стве нашей страны переход от буржуазного рндивидуально-крестьянсвого сч^оя в сот m wvm wm yi ролхр^рму т т - Это Фш» ррвмри, щ ш т т т м т у т ?ут т ш ^«иИртярчнцй ртрой р реррр И ррздащран pppwftt соцрздистрчр- oert fimSt Opiiw ow дерредют ы т- т т рр вутрм вдде*» т. е. рр ру?рм свержения существующей властр р РР 8 Д|кг т е ворй взастр, а дутрм нрртэрррроро и прррхрда от старого рурщуа?рого ртррр р щ т §к новому, а удалось ато рррулать ^ому» то т Ища рщцщы т т * т а POJPPOPOT бщ сорррщгр РР РНРЦРаТРРР существующей в^аРТР ррр чоддер^рр qp- чты * ч т кррртмрстрат шорят, ^Т° МРОГОЧРРЛРРРМРфа^тыр|фе- рщяанрр т ъ оэ. рмршрр н^тр р « ш ? рии, дают основание предполагать, что ррр скрещивании происхрдит нового языка путем взрыва, путем внезап­ ного перехода от старого качества к повому качеству. Это совершенно неверно. Скрещивание языков нельзя рассматри­ вать, j>aiv единичный акт решающего уда­ ра, дгдощир своп результаты в течение нескольких лет. Скрешиваппе языков ест?» длительный процесс, продолжающийся сотни зет. Цоэт"му ци о Kaiaix взрывах пе мо^ет быть адесь рета. Далее. Совершенно неправильно было бы ДУМаТЬ, что в результате скрещрраРРН. скажем, двух языков ролучаетс^ новый, третрй рзь^. не пр^ржпй пр на один рз скрещенрых рщррр и качественно ОТЛР- ч« 1 ?ощпйсн от каждого рз ц\ц. Да самрмдег Ле рри срр^щрвдНРР <ирц рз рзыков овычрр вщпдцт по^рдртелРМ. со^ранррт еврр тр.-шма^пческий строй, сохраняет срой оеррнрр словарной форд р 'рррдаяает развиваться по впутреннцм ^авора¥ сроего разрртря, а другой ящк теряет ростепррро ецре канертрр Р но^тепецро ртмррает. Следовательно, скре 1 цпванре дает ре карор-то нррцй, трртий рзык, а со^рарррт одрр из языков, рохраряет prq гаам^а^ чередр строй и основной словарный фордр дает ему возможность развиваться по внутренним законам своего развития. Црарда, ри этом црорс*«цпт некоторое обогащение словарного состава победивше- ?q языва за счет прбе^дернргр яз^ва, но ето пе ослабляет, а, наоборот, усиливает его. Так было, например, с русских явыком, е котором скрещивались в-'ходе"историче­ ского’ развития языки ряда других рародов и роторый выходил всегда победителем. Rqpenpq, словарной сортав рУРСРОГР рщра роррлррлся ри втор ва счет словар­ ною ерртава ДРУГИ* Р^Ь 1 ВД, ро ВТО не ТЧЛ^РР не ррла(5рлр, а, раобррот, ррогатило и усилило русский язык. Что касаетср нацррнал|>нойоамрбщшрети рурешм papipa, то рра ре рпытала рн малрйр?его ущерба, ибо, соадаррр рвор грамматичеорий ртрой р рсррррой сарвар? НЦЙ форд, РУРСКИЙ ЯЗЫК продолжал ПРО? двигатьер вперед и совершенствоваться по внутренним законам своего развптир. i Не межет быть сомнения, что теория скрещивания не может дать чего-либо серьезного советскому языкознанию. Если верно, что главной эадачрй языкознания является изучение внутренних законов развития языка, то нужно признать, что теория скрещивания пе только не рршает этой задачи, но даже не ставит ее, -— она просто не замечает, или не понимает ее. Cbmbi Чувашии .■•а£ЯЯШВ№:, \ Секретарь комсо^ьс^рй оргавнзацни Николай Внвтонеяко с отличнымр оцен­ ками окончил партийную школу. Приоб­ ретенные политические энания помогают комсомольцу Вивтоненко проводить боль, шую воспитательную работу среди лич. отличник боевой тьи Ч по- та- о готовится к бе- литрчрс|(ой подготовь старшина ? рт Нрколай Вивтоненкс седе с личным составом о решениях пер­ вой сессии Верховного Совета СССР. Фото Н. Высоцкого. ВОПРОС . Правильно ли поступила „Правда", открыв свободную дискуссию по вопросам языкознания? 29 П о след ам наших выступлений «БОРЕВНА КОЛХОЗНАЯ» апреля текущего года в газете «На ) Заподяш> бщ рачечатар очер* ркало р Bt Таранррро роднавващрм *Щ $ т т т т * - . в ртом очррэд рас- сказывалор 1 | отом, т нанеррлась за годи сор^тсвой ш т шрь р рядовом уррарр- СВДМР§ле врре^ра. т выросли здесь в рул??тшом отрощеррр людр, рак в дама [. благодари вдхозному ртрою, рр- т года- Ответ, Правильно поступила. В каком направлении будут решены во­ просы раывознания, — вто старет ясно в конце двевуееии. Но уже теперь мо&но оказать, что дискуссия принесла большую недьау. ‘ Дискуссия выяенила, прежде всего, что р органах эдыво 8 нання вав в центре, так р в ресрублирах. господствовал режим, не евоЦ^рррнный науке н людям рауви. Ма- лейшая критика положения делв советском рзывовранин, даже самые робкие попытки крртрки так называемого «нового учения» р рзыкознании прреледрралнсь и пресека­ лись со стороны руроводящих кругов язы- ро§нанир, За вритичесвое отношение в раелрдртву Н. С Марра, эа малейшее рердр^рерир учения Н. Я. Марра снима­ лись с должностей или снижались по должности ценные работники и исследова­ тели в области языкознания. Деятели яаьь рознания выдвигались на ответственные должной* не по дмивииу пррднаву, а ро рнзнару безргавороннрго ризнания учрг ния Н. Я. Марра. Общенрнзнано, что никакая наука не мо­ жет развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это обще= пригнанное правило игнорировалось и по­ пиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогреши­ мых руководителей, которая, обезопасив себя от ВРЯКой возможной критакн, стала самовольничать и бесчинствовать. ОдрН нз НРРМРРРР: так называемый «Чашсррй рурс» (лёрции Н. Я. Марра, иитаРРЫР в Баку), забракованный и за- рррщррный Р переизданию самим автором, РЫЛ ojppp НОраспоряжению касты руко­ водителей (т. Мещанинов называет их «учеррр.амр» Яг Я. Марра) переиздан РРЛЮЧРН В число рекомендуемых студентам роербнй без реркрх оговорок. Это значит, что студентов обманули, выдав им забра- рованный «Курс» за полноценное посо- бче, Еслр бы Я ре был убежден в честно­ сти тов. Мещанинова и других деятелей рзырознаирр, Я бы сразал, что подобное поведение раВРРШЪРО вредительству. Кар могдр вто случиться? А случилось это потому, что арарчеевсрий реяим, со­ зданной р рзырознании, рультивррует беартврфртаеррость И ноощриет тарре бес­ чинства. Дискуссии евадалась весьма полезной прежде всего потому, что она выставила на свет божий этот арарчеевскрй ре$нм и раабила его вдребезги. Но польза дискуссии этим не исчерпы­ вается. Дискуссия не только раабила ста­ рый режим в языкознании, но она выявила еше ту невероятную путаницу вагдидов по самым важным вопросам раывозиания, ко­ торая царит вреди руководящих кругов этой отрасли науки. До начала дискуссии они молчали и замалчивали неблагопо­ лучное положение в языкознании. Но по­ сле начала дискуссии стало уже невоз­ можным молчать, т-г* они были выпущены выступить па страницах печати. Н что же! Оказалось, что в учении Н. Я. Марра имеется целый ряд прорех, ошибок, неу- точненных проблем, перазраГютанных по­ ложений. Опрашивается, почему об этом заговорили «ученики» Н. Я. Марра тольро теперь, после открытия дискуссии? Почему они не позаботились об этом раньте? По­ чему они в свое время не сказали об этом открыто и честно, как это подобает деяте­ лям науки?. 1 P всего J 0 ц. д. Признав «некоторые» ошибки Н. Я. Марра, «ученики» П. Я. Марра, оказывает­ ся, думают, что развивать дальше ооввт- ерре языкознание можно лишь ра баао «уточненной» теории Н. Я. Марра, 'Роте? рую они считают марксистской. Нет уж, избавьте нас от «марксизма» Н. Я. Марра. Н. Я. Марр действительно хотел быть я старался быть марксистом, но он нр еумел стать марксистом, йн был всего хнщь ун= ростителем и вульгаризатором ыарксвама, вроде «пролеткультовпев» или сраштов? цев». Н. Я. Марр внес в яаыкозпание рейва» сильную, немарксистскую формулу наечр? языка, как надстройки, и запутал веб#, запутал языкознание. Невозможно иа базе неправильной формулы развивать сов№ ское языкознание. Н. Я. Марр внес в языкознание другую. ТРЯР неправрльную и немарксрстсрур) фор­ мулу насчет «классовости» языка и запу­ тал себя, запутал языкознание. Невозмож­ но ра базе неправильной формулы, црртрг воречащей всему ходу р'стррри народрв Р ЯЭЫРОВ, развивать ервртеррр языррзнарре. Н. Я. Марр внес В рзырозианир нр (?рр|т ствецпый марксизму нескромный, ррчли- вый, высокомерный тон, ведущий Р голо­ му и ледемыоленномУ отринанрю того, что было в языкознании Марра. Й. Я- Марр ррнкливо шельмует сраррн- тельцо-псторическпй метод, кар «РДРалв-! стичесрпй». А между тем нуг?пр сразатр. что сравпптельногпсторрчесрпй метод, ре- смотррпа его серьезные недостатрр, вер$е лучще, чем действительно идеалнетрчрерий четырехэдементный анализ 0 . Я- Марра, ибо первый толкает к работе, к нзученрю языков, а второй толкает лишь Р ТОМУ чтобы лежать на печке и гадать на *о- , ФеЙРЙ гуще вокруг пресловутых четырех элементов. Н. Я. Марр высокомерно третирует р№ кую попытку изучения групп (семей) язы­ ков, рак проявление теории «раизыра» А ме$ду темнельзр отрицать, что рзырррое родство, нарнмер, таких наций, рак сла­ вянские, не подлежит ермпению. ЧТОраучр- нпе языкового родства этнд наций мргло бы ррнести языкознанию большую поль­ зу в деле изучения закопов развития рзы- ра. Цопятно, что теория «раязыра» НР имеет к втому деду никакого отношения. Послушать П. Я. Jfappa ? особеро его «учепиков», можно подуматр. что до Н. Я* Марра ие было никакого языкозна­ ния, что языкознание началось с появ­ лением «нового учепия» П. Я- Мдрра- Маркс п Энгельс были куда скромнее; они считали, что их диалектпческрй материа­ лизм является продуктом развртря РРУР, в том числе философии, за редыдурще пе­ риоды. Таким образом, дискуссия помогла делу также и в том отношении, что она вскрыла идеологические рорехи в советском ЯЗЫРО- впании. Я думаю, что чем срорее освободится паше языкознание от ошпбок П. Я. Марра, тем скорее ионгпо вывести его из кризиса, роторый опо пережпвает теперь. Ликвидация аракчеевского режима в языкозпаптш. отказ от ошпбок П. Я. Марра, впедрение марксизма в языкознание, — таков по-моему путь, па котором можно было бы оздоровить советское языкозна­ ние. врадтОТ __________________ _____________________________________ . . . _ . г ... шла аадррточчая, счастливая зрррь. й очер­ ке приводились Факты Р ЦИФРЫ, дарартери^ зующие состояние эроро^ирр и культуры села Боревка, назывались имена передовых тружердрор «олхрза, сообщались фамилии видныхдеятелей науки иискусства, вышед­ ших ив этого села. В очерке сообщалось также о том, что в годы Великой Отечеств венной войны Боревка дала фронту 2.200 рядовых, 384 офицера, 3 генерала, что в селе сейчас имеются 3 начальных щволы, семилетка, десятилетка, в которыхработают 50 учителей, обучая 1.000 детей вдлховн?- вов, и о многомдругом. 14 мая в редакцию пеетупвдо письмо старшего матроса Михаила Еучерявенво, до службы во флоте жившего в селе Борев- ра. В своем письме тов. Еучерявенво, вы* ражая радость по поводу расцвета жизни в егородномселении, писал отом, что в под­ разделении очерк «Боревка колхозная» был е интересом прочитан всем личным соста­ вом, иодновременно сообщал, чтоотдельные товаррщн, ИР, раррмер, тов, Журрр р ре- воторырЩГРе, УРОМРРЛРСЬР раВРЛРР(*ТР приведенных фа*тде н црфр, предполагая» чтр аиторынануталр в очоде ш яррурра СРЛР действйТРЛРРОсть. Тов. Кучрршнко просил ред^даю ещ§ раа нровррить дрстр- вериорть фартор в цифрочерра, чтобы рас­ сеять возникшие у отдельных товарище! сомнения. Вьшолнад проррву старшего матроса Яг черяверро, редщш направила его письмо рмрстр р очеркрм ffiopeppa im m m В мррс рдрррсщ)Г 0 сельРРОГО Совета, црося дать ваыйченрр о до^тодрррости данных приведенных в очерке, 19 июня в редакцию поступил ответ из Боревского сельского Совета. Приводим его: «Редакции газеты «На страже Запо­ лярья». ' Морякам Северного флота. В вашей газете напечатан очерк «Бород­ ка колхозная», в котором рассказывается, раких замечательных людей дало стране простое украинское село Боревка. В очерке далеко не все сказано. Некоторые ив вас не верят в реальность этого очерка. Воревекий вельский Совет сообщает, что ивложеннре в очерке соответствует действ*^ Тельноети. Председатель сельского Совета депутатов грудящихся В. Цнвовар. 'Секретарь сельского Совета Рыжкова». Таким образом ясно, что путаницы в рчерке нет, а авторы ТТ» Бррирало И Тара- ненко добросовестно отнеслись к делу. Поэтому тов. Иукову и другим товарищам из но, 1 (разделения, где служит старший ма­ трос Кучерявенко, сомневаться в правди­ вости очерка «Боревка колхозная» нет ни­ каких оснований. ‘ Сегодня исполняется 30 лет со дня образования Чувашсрой автономией обла­ сти и 2 £ лет со дня рообразования ее в Автономную Советскую Социалистическую республику. Трудящиеся Чувашии отме­ чают этот знаменательный праздник новы­ ми трудовыми усцедамв р сельском хозяй­ стве, роммщдерпостр, всрусстве. Не отсталого ррая чарсрой Р оссии , где властвовали годед, традема, неграмотность, Чувашия за годы соретсюй рластм стада одной из передовые автоаоцныд республик. Бывая в Чуваадвв. чаете встрераещь л?о- дей — мужчин, женщин со сверкающими орденамиИBwawp ча груди. Это награды передовым труженррам ресцубдири от иа^ шей могучей советской Рщиы еа трудорыо и боевые цодвргв. Чуврщорий рарод гордиг ся своими Героями Советского Союза И Ге­ роями Сопиалвстнчее|юлр Труда. Трудящиеся Чуващив Р ногу со всеми народами«ачюй социалистической державы под знаменем великого Деиина. род води­ тельством товарища Сталина уверенно вдут к коммунизму. Па нашем флоте служит немда воинов, которые могут с гордостью сражать; «Мы иа Чувашии!. Онероторыд иа них мне р xowcfl коротко расскавать. * * * ...Глубокая осечь. Мы, молодые чрРЗыр- нрки, ворнеррм ещ^ора* следовали на воениснюрсрую службу, на Северный Флот.Как сейчас помню, в нашем вагоне было весело, многие риаывнири рели Ц^срр, а Человзр ДОЖИТЬ сторлн у дверей вагона и любовала мелрравщрви пейзажами осен­ ней рроды. Ноябрьский день действительно был пре­ красен. Солнце хорошо ригревало все окружающее, даже не верилось, что стоит поздняя осень. Бесконечная полоса лесов с желтеющей листвой сменилась вареным ковром о^имш посевов. Мелькали деревни. — Наша Чувашия! •= в важтьто удовле­ творением в голосе произнес ризывник, стоящий у двери. — Вы пз Чувашии? спросил я его. «я Да, из здрщиидрраер, — отиртрл он. Через нреродиромрчут я уж* flw* араром с цривывриком Ниролаем Герасимовым н ЗНаЛ, ЧТООр ОКОНЧИЛ СреДНрЮЧ1Р0ЛУСОТ­ ЛИЧНЫМИоценками по всем предметам. Долго мы беседовали с ним тогдао жиз­ ни, ошкольных днях, обудущей нашей елужбе на Северном флоте. Служить чест­ но, помнить о наказах земляков, добросо­ вестно выполнять священный долг гражда­ нина социалистической Родины, — вот ка- руюзадачу тогдамы поставили передсобой. Вскоре по нрибытни на Флот мы PWT*- дись. Потом я долго не встречало# с Нико­ лаем Герасимовым, но энал, что ей в учебе был примерным. Впоследствии мне прихо­ дилось читать в нашей флетсвой газете «На страже Заполярья» ваметви о Николае Герасимове, вав об умелом вошит&теде под- чиненных, отличнике боевой ж политиче­ ской подготовки. Успехам товарища я был очень рад. Нн- кола§ Герасимов — отличник беевей и по­ литической подготовки. Где бы он ни учил­ ся, где бы ни служил, всеча е нем идет только добрая слава. И вот недавно на со­ брании отличников боевой и политической Подготовки флота ко мне подошел старши­ на 1 статьи. — Уавмиь? ойр»тмс« он ко мне, протягивая руку. — Еще бы!—радостно ответил я. И мы снова долго разговаривали с ним о службе, о родных края?, о планах на будущее. Кой, старый ши*ы 8 Ввяодай Гер&еи- уда стал cTapBfflBflf I етаты», отличным сядаадасто», шадаро¥ отделения р»ди- умелым воспитателем подчиненных, мольцы корабля избрали его секрета­ рем комсомольской ортанвяают ж ей ва свою работу пользуется большим авторите­ том у товарищей и уважен^ командиров. Это щесть т т т выполнение своего долга члед любржЛ РужяЛ, вто щт ъ подарокНиколая гераеимева родней^еадУг лике %йапши нодню ее большого и слав- I ного враиртра. I --- О ■ft * <г Выходной день. На оодке, покрытой сво* жим зелепьгм покровом, ведут дружескую беседу главные старшины Михаил Розов, Илья Моисеев н старцшна 2 статьи Ррког лай Горшков. Все опп из Чувашии. От ти­ хого, необычного для Севера ветра чуть слышношелестит листва карликовых берез.- Друзья беседуют о Чувашии, где они ро­ дились, учились и работали, осроих делах, о достигнутым за время службы на флоте. Многому п хорошему паучила их флот­ ская служба. Нелегко Михаилу Розову было служил; в первые месяцы, по он стремился стать передовиком в учебе. Розор своего добрлся: оцдорощо освоил воепнре дело. Вскоре посла прибытия в одно из под­ разделений флота мо-щой матрос стал от­ личником боевой н политической падготде- ки, а через некоторое время был назначен старшиной команды- ТрсбаваТРЛьцостью к себе и подчиненным, заботой о воирах он завоевал авторитет и уважение. Розов от­ лично знал свою специа-вдостъ, отлично занимался на политических занятиях, мет­ ко стрелял из винтовки, принимал артрвное работе. С него участие в комсомольской воины брали пример. Цропцо несколько лет. Теперь Михаил Розов член В1Ш(б), . главный старшина. Недавно он окончил школу партрйрогр ак­ тива. ответив па экзаменаддо всемпредме­ там на «отлично». Но Розга не услораИ" вается на достигнутом, а стремится вперед, рновымуспехам, к новым знаниям иочень много читает. Дичныд состав подразделения оказал главному старшие Розову большое доверие, избрав его редактором стенной газеты «Се­ вероморец». Газета оформляется хорошо, заметки в лен содержательные, помогающие укреплению дисциплины и порядка в под­ разделении. Двадцать благодарностей, несколько де­ нежных наград и внеочередных отпусков говорят о честной службе Михаила Розова, рнбывшето на флот из деррвни Вурман- кассы, Алпковского района, Чувашской AG0P. ...Илья Моисеев хорошопомнит тоггдень, когда после осенней проверки политических ванятий товарищи поздравили его с полу­ чением отличной оценки. Эта оценка ему досталась тогда нелегко. Знания добыва­ лись упорным трудом, настойчивостью. Моисееву много помогали товарищи по службе и особенно офипер тов. Блаженво. Отличная оценка не вскружила голову Мшеееву. Он и после серьезно относился к политическим занятиям. Сейчас комсомолец главный старшина Моисеев в группе старшинского состава срочной службы изучает «ЗратРРЙ курс истории ВКП(б)». Часто часами работает он над конспектом, читает книги, журна­ лы, необходимые брошюры. Трудновато при­ ходится, но тольро преодолевая трудности, можно добиться успехаг—отлнччо изучить историюнашей родной больщеристской пар- тир. Зрания помогайте Иль*. Моисреру добро­ совестно исполнять свой долг перед Роди­ ной. ...В выступлениях художественной само­ деятельности активное участие принимает комсомолец старшина 2 статьи Николай Горшков. За отличное исполнение плясок и песен зрители не раз награждали его гром­ кими аплодисментами, а комащораде об’я- вляло благодарность. Недавно на заседании комсомольского бюро тов. Горшков поднял вопрос о подго­ товке выступления художественной само­ деятельности к Дню Военно-Морского Фло­ та. Подготовка эта началась. Комсомолец Горшков принимает в ней активное уча­ стие... ...Вечер, а солнце еще стоит высоко, рв- дуя приветливыми лучами заполярный край. Оживлены лица моих собеседников — юношей нз чувашских деревень. Где-тй с*ыпгится знакомая песня: 9 Щирока страна моя родеил, Много в рей лесов, по,лей и рек! Я другой тврой стлани ре знаю, Где так вольно дышит человек. Главный втврцшна В. КУДЯВНИН. Воины покупают книги Воины нашего педрмделенид е больший интересом читают художеетвениую ли­ тературу, особенно произведения совет­ ских писателей. Недавно но инициативе младшего сержанта Шпаков» комсомольцы купили на личные сбережения рядинтерес­ ных книг. Сам Шпаков приобрел себе «Честь смолоду» А. Первенцев», «Ifeoe в серых шинелях» В. Добровольского, «Но­ вый город» В. Лебедева. Комсомолец сер­ вант П'етрук купил «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Вурж» В. Лациса. КомсомолецКондратюк приобрел книгу В. Ажаева «Далеко от Москвы», а комсомолец Коряков —- «От всего ерр^а» Е. Мальцева, } Все эти ронзведения воины читают 4 большой охотой. Н. АБАБКОВ. О воинской чести и культуре УЧИТЬ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДОВБ1Х ВОИНОВ П. СТАЛИН. Абсолютное большинство воинов у нас хорошо усвоило требования, пред’явленные в ним в приказах Военно-Морского Минист­ ра. Службу они правят строго по уставам — воинским законам. К таким примерным воинам можно отне­ сти отличников нашего подразделения стар­ шего сержанта Атаманенко, рядовых Цадер- ского, Соловьева и многих других. Однако есть еще в подразделении и сол­ даты, которые нарушают уставные прави­ ла. Надо сказать, что именно у таких лю­ дей— и жаль, что это подчас не замечают некоторые командиры отделений,— плохо обстоит дело и с учебой. Это не случайно. У недисциплинированного солдата отговор­ ки «не знаю», «пе 8 апомнил» свидетель­ ствуют об отсутствии ответственности за порученный ему пост, боевой мехапнзм, за свой служебный долг. Имеют местоеще у нас такие проступки, как нарушение общественного порядка, не­ тактичность. Всем солдатам известно, что курение разрешается только в специально отведенных для этого местах. Это — перу- шимый закон в каждом подразделении. Т 1 о есть солдаты, которые не соблюдает этих правил. К таким у нас относятся Петров п Оредов. Они имеют неоднократные замеча­ ния от старпганы подразделения за курение в неположенных местах. Солдаты Пррщива и Зинкевич, будучи в городе, нарушили установленный в гар- Низрне порядрк, за что получили взыска­ ние. Д рзрть таРРЙ вопрос, как нетоварище­ ское отношение в сослуживцам. Наш народ ЧРИВЫР видеть в лице советских воинов честных, хорошо воспитанных и высоко­ культурных людей- Однако попадаются у na(j Р такие солдаты, которые иногда своим грубым поведением пятнают честь воинско­ го мундира. Вот, например, солдаты Миненко и Оре­ хов. Онив беседах употребляют грубые сло­ ва. И ето они называют «красноречием»! Всех этих нарушений можно было бы на­ бежать в томслучае, еслибы больше уделя­ ла внимания делу воспитания воинской культуры наша комсомольская организа­ ция. Но этого, к сожалению, еще нет. До­ статочно сказать, что в течение длитель­ ного времени у нас не было ни одного соб­ рания, ни одной беседы, посвященных во­ просам рультуры наших вриров. В подразделении много коммунистов и комсомольцев, служба и поведение которых являются образцомдля всех. КоммунистБо­ ков на протяжении ряда лет является от­ личником боевой п политической подготов­ ки. Он систематически повышает свойидей­ но-политический уровень, активно участву­ ет в общественной работе. За все время службы от него никто не слышал грубости. Или, скажем, комсомолец Полещук. Это одиниз паиболее грамотных и в тоже вре­ мя скромных командиров. Всегда вежливый с товарищами и подчиненными, оп требует того же п от солдат своего подразделения.' Хорошим примером культуры и вежливости служат такпе воины, как сержант Пидлад­ ский, рядовые Волыпсц и Мельников. Вот с кого пужпо брать ример Орехову п Миненко. вот иа какрх римерах должна строить свою воспитательную работу комсо­ мольская организация, агитаторы, коман­ диры отделений. Учить солдат соблюдерго воинской куль­ туры, правил социалистического общежи­ тия, повышать их идейный уровепь — первоочередная, почетная задача комсо­ мольской организации подразделения. Младший ссржант И. НРАВЧЕННО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz